Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Занятие как делать растяжку для детей. Нужны ли дошкольнику упражнения на растяжку

Упражнения на растяжку - это основной этап подготовки к дальнейшим силовым тренировкам. Они помогают улучшить общее состояние организма, сформировать красивые контуры тела, придать ему гибкости. Растяжку для начинающих рекомендуют делать максимально щадящей.

Как начать растягиваться с нуля

Главное в попытке сделать тело гибким, подтянутым, красивым, физически здоровым – это не стремление быстрее освоить программу, а делать все поэтапно.

Все занятия необходимо проводить регулярно. Оптимальный способ тренировок – выполнять упражнения пошагово.

Это поможет избежать сильных растяжений, травм.

Растяжка для начинающих в домашних условиях должна начинаться с психологической и физической подготовки. Выбирая определенный комплекс, новичок сразу задумывается над тем, как быстро можно достигнуть желаемых результатов. Чтобы не отступить от намеченной цели, важна психологическая готовность. Факторы, которые влияют на результат, следующие:

  • возраст (взрослым труднее сесть на шпагат, а у детей связки более эластичные);
  • генетическая гибкость;
  • физическая подготовка;
  • точность выполнения упражнений;
  • интенсивность разминки;
  • мышечная координация;
  • настрой, целеустремленность;
  • честность перед собой (нередко занимающийся не желает видеть объективной картинки или щадит себя по время занятий).

Чтобы избежать травм, необходимо начать растяжку с физической подготовки. Рекомендуется следующее:

  1. Выбрать подходящий комплекс. Помочь в этом могут видео-уроки с советами от известных тренеров, а также отзывы.
  2. Прыжки на скакалке.
  3. Суставная гимнастика.

Правила

Стретчинг для начинающих доступен в домашних условиях, но рекомендуется придерживаться определенных правил:

  1. Обязательно проведить разминку для разогревания тела и подготовки мышц.
  2. Избегать резких движений. Все движения должны быть плавными, выполняться в спокойном темпе. Это поможет прочувствовать работу всего тела.
  3. Важно ощущать напряжение, преодоление, легкую, но не сильную боль. В противном случае можно разорвать связки.
  4. Чтобы суставы не теряли подвижности, важны регулярные занятия.
  5. Не нужно ждать многого спустя две недели. Например, разминка для шпагата для начинающих приведет к желаемому результату только через пару месяцев.
  6. Когда мышцы привыкнут к нагрузке, рекомендуется усложнять упражнения.
  7. Перед началом тренировок важно получить консультацию у врача на предмет отсутствия противопоказаний.
  8. Перед силовой нагрузкой нельзя делать растяжку, она является только подготовительным этапом.
  9. Дыхание во время занятий должно быть глубоким и постоянным. Нельзя задерживать его при выполнении упражнений.
  10. Очередность упражнений: спина, бедра, грудь и только потом остальные группы мышц.
  11. Быстрая растяжка заключается в выполнении нескольких упражнений на каждую группу мышц.
  12. Для результата задерживаться в одном положении нужно 1-1,5 минуты. При отсутствии физической подготовки начинать нужно с 15 секунд. Можно мягко пружинить или сохранять неподвижность.
  13. Оптимальное для тренировки время – утро.

Разминку перед растяжкой надо проводить по инструкции. Режим такой:

  1. Семь минут умеренного бега.
  2. Исходное положение – сесть на пол с расставленными ногами.
  3. Поочередно сделать по 15 наклонов к каждому носку.
  4. Задержаться на 10 секунд возле каждой ноги, посередине.
  5. Продолжать сидеть на полу, спина прямая, ноги сведены вместе. Выполнить 20 наклонов, на последнем задержаться на 10 сек.
  6. Соединить стопы, аккуратно ладонями потянуть их на себя. Стараться не согнуть колени, а телом потянуться к носкам.
  7. Одну ногу завести за туловище, вторую оставить выпрямленной. Тянуться в сторону прямой. Повторить упражнение в другую сторону.
  8. Положение стоя. Выполнять махи ногами вперед. Важно: делать их нужно резко, спину держать прямо.

Упражнения на растяжку

Выделяют несколько видов упражнений на растяжку. Они отличаются длительностью, амплитудой, временем тренировки (до или после основных занятий). Растяжка бывает:

  1. Статической. После растягивания мышц до предела задержка должна быть 20 секунд. Делается 3-4 подхода. При сильной боли прекратить выполнение упражнения. Вид популярен у йогов и профессиональных спортсменов.
  2. Динамическая. Основа – постоянное движение, например, выпады со сменой ног и увеличением амплитуды и расстояния, махи руками, бег на месте, подъем на носках. Стретчинг чередуется с силовыми упражнениями, выполняется перед кардиотренировками, способствует похудению.
  3. Пассивная. Выполняется с партнером, который помогает растягиваться, например, поднимает ногу второго высоко, задерживает ее.
  4. Активная. Классическая растяжка, которая предполагает прикладывание максимум усилий.
  5. Баллистическая. Используется профессионалами. Заключается в резких, быстрых, пружинистых движениях, максимальной амплитуде.

Для растяжки шеи

Важно соблюдать осторожность, особенно если нет опыта. При резком движении существует высокий риск травмировать мышцы.

  1. Исходное положение – стоя, можно сидя. Техника выполнения – одна рука вдоль тела, другой аккуратно тянуть голову вниз, к плечу. Удерживать сколько получится. Поменять руки, сделать в другую сторону. Повторить 2-3 раза.
  2. Стать ровно. Обе ладони положить на затылок. Надавливая ими, наклонять подбородок к груди. Важно ощущать растягивание в задней части шеи. Удерживать максимально. Повторить пару раз. Это упражнение является профилактикой остеохондроза шейного отдела позвоночника.

Плеч

Выполняя эти упражнения, важно стараться максимально тянуть дельтовидные мышцы плеч, в зависимости от области растяжки:

  1. Передняя часть плеч. Выполняется стоя. Руки завести за спину, сомкнуть, локти тянуть в разные стороны. Грудь подать вперед, так чтобы чувствовалось растяжение передних пучков мышц. Выдержать максимально, повторить 2-3 раза.
  2. Средняя часть плеч. Выполняется стоя. Взяться рукой за противоположный локоть. Прижать плечо к себе, потянуть его вниз. Поменять руки. Выдержать максимально, повторить 2-3 раза.
  3. Задняя часть плеч. Выполняется стоя. Правой рукой взяться за левую снизу, чуть выше локтя. Прижать к телу, выпрямить ее, опустить плечо. Поднять левую руку вверх, помогая правой. Вытягивать так, чтобы ощущалось напряжение задних пучков мышц. Поменять руки. Выдержать максимально, повторить 2-3 раза.

Пресса

Красивый плоский живот – мечта многих людей. Растяжка на пресс поможет справиться жировыми отложениями в этой области:

  1. Мышцы пресса. Исходное положение – лежа на животе, руки вытянуть перед собой. Медленно поднимать голову и грудь от пола, аккуратно выгибая спину. Напряжение должно ощущаться в прессе. Выдержать максимально, отдыхать после каждого повтора, сделать 3-4 раза.
  2. Косые мышцы живота. Стать прямо, ноги на ширине плеч. Наклоны в сторону, выпрямляя руку. Важно тянуться за ней. Повторить 4-5 раз, длительность максимальная.

Спины

Упражнения на эту область будут способствовать укреплению позвоночника, профилактике болезней спины:

  1. Лечь на спину, ноги вытянуты. Согнуть их в коленях, с силой прижать к груди. Выдержать не менее 30 секунд, принять исходное положение. Повторить 3-4 раза.
  2. Встать на четвереньки. Плавно прогибать и округлять спину. Выполнить 6 подходов по 3 секунды каждый.
  3. Сесть на пол, ноги раздвинуты, спина прямая. Голову медленно опустить, прижать подбородком к ключице. Руки медленно вытягивать вперед до предела. Задержаться на 30 секунд. Повторить 2-3 раза.

Грудных мышц

Главное при выполнении таких упражнений – четко зафиксированные руки, прямые или под углом:

  1. Встать между дверным проемом. Руки, согнутые под углом 90 градусов, развести в стороны и зафиксировать, опираясь о наличники. Наклониться телом вперед, потянуться в стороны. Выполнять до напряжения в грудных мышцах.
  2. Встать прямо, руки вытянуть назад, сомкнуть в замок. Аккуратно тянуть их вверх до упора. Повторить пару раз.

Ног

  1. Найти хорошую опору, опереться на нее правой рукой, спину держать прямо. Согнуть левое колено, носок подтянуть к ягодице правой ноги. Длительность – не меньше полуминуты. Поменять ноги, руки. Повторять 3-4 раза.
  2. Сесть на стул, скрестить ноги, сильно прижать их друг к другу. Тело медленно наклонять вперед, спину держать прямой, грудь вытягивать. Продолжительность – 1 минута, 5 повторов.

Предостережения

  • артрит;
  • болезни сердца;
  • остеопороз;
  • тромбоз;
  • гипертония;
  • переломы;
  • грыжи;
  • растяжения, повреждения мышц;
  • послеоперационное восстановление;
  • лихорадка;
  • болезни позвоночника (смещение позвонков, ущемление нерва, сколиоз).

Видео

Методика растяжки и коррекции данных детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения хореографии.

В современных динамичных условиях практика работы хореографических объединений, студий центров дополнительного образования стремительно перестраивается. Основной вектор преобразований – направленность на личность обучающихся, т.е. развитие у воспитанников тех личностных качеств и свойств, которые дадут им возможность успешно ориентироваться в быстро меняющемся мире.

Хореография – искусство любимое детьми, однако не стоит забывать, что учиться танцу – тяжелый труд, свободу в танце сможет обрести лишь тот, для кого тяжелые выдуманные движения становятся естественными. А это происходит лишь в результате постоянной, кропотливой работы.

В нашу детскую школу хореографии дети приходят, в основном, по желанию, без строгого отбора. В этом причина моего пристального внимания к следующей проблеме: как, опираясь на достаточно скромные физические данные ребенка, работать над его продвижением к успешной деятельности, сделать каждодневный тяжелый труд привлекательным, желанным, радостным.

Каждый урок ритмики включает в себя достаточно большой по объему раздел: партерная гимнастика (упражнения на полу). Партерный экзерсис позволяет с наименьшими затратами энергии достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Мышцы и суставы подготавливаются к традиционному классическому экзерсису у станка, требующему высокого физического напряжения. Эти упражнения также способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогают вырабатывать выворотность ног, развивают гибкость, эластичность стоп. Однако, здесь следует заметить, что для детей с недостатком хореографических данных (а таких много) эти упражнения достаточно
тяжелы, болезненны и не приносят желаемых результатов.

Боязнь неудачи, неудовлетворенность результатами своей деятельности приводят к тому, что дети не имеющие природной растяжки, выворотности, гибкости теряют интерес к занятиям, не чувствуют себя успешными на уроке. Не видя немедленных результатов, ребенок в досаде и разочаровании может бросить занятия. Иногда поспешность и переоценка своих возможностей в стремлении к недостижимому идеалу могут привести к болям и даже серьезным травмам. С другой стороны, дети, обладающие хорошими врожденными хореографическими данными, быстро добиваются определенных результатов и не
утруждают себя серьезной, кропотливой работой.

Учитывая сложившиеся противоречия, при подготовке комплекса для растяжки, я решила исходить из реальных данных обычных детей, и постараться сделать так, чтобы растягивание было не муштрой, не наказанием для несовершенного организма, а наоборот, приятным и полезным способом снятия накопившегося нервно-мышечного напряжения, помогло почувствовать уверенность в себе, укрепить мышцы и улучшить
осанку.

Желание растягиваться возникает у человека естественно – утомившись от длительного пребывания в одном положении, мы обычно потягиваемся. Растягивание может стать полезным физическим упражнением – простым в овладении, приятным и абсолютно безопасным. Растягивание благотворно действует на позвоночник, помогает избавиться от скованности в мышцах, улучшает кровообращение, снижает утомление.

Связки детей при растягивании могут удлиняться на 6-10 процентов. Интенсивностьзанятий для каждого должна определяться индивидуально. Самое главное, чтобы ребенок не принуждал себя, а, напротив, выполнял движения с удовольствием.

Предложенный ниже комплекс упражнений включает в себя лишь основные – базовые элементы. Особенность его в том, что почти для каждого упражнения дается два варианта: облегченный вариант (О), для детей, обладающих скромными природными данными, и усложненный вариант (У), для детей с хорошими хореографическими данными. Оба варианта можно использовать одновременно в одной группе детей.

Несколько общих правил:
— начинать растягивание на выдохе, затем дыхание нормальное, нельзя задерживать дыхание, это вызывает напряженность, заканчивать каждое упражнение вдохом;
— не заставлять ребенка удерживать положение длительное время, иначе он утомится и потеряет интерес к занятиям;
— первое время находиться в положении растягивания несколько секунд, затем постепенно увеличивать время.

Упр.1 .
Прежде чем проучить правильное положение корпуса на партере,необходимо проверить правильную постановку корпуса в положении «стоя». Вес тела
равномерно распределен на носок и пятку, стопы прижать к полу, опираясь на их внешниекрая. Ногами потянуться вверх, начиная от внутреннего свода стопы, стараясь как можно больше выгнуть его. Напрячь мышцы передней поверхности бедра, подтягивая вверх коленные чашечки. При этом будут растягиваться и связки задней поверхности коленного сустава (следить за тем, чтобы колено не тянулось назад). Напрячь ягодичные мышцы,
втягивая копчик внутрь. Если положение принято правильно, таз не будет наклонен ни вперед, ни назад. Это обеспечивает максимальную опору всему позвоночнику.

При вытягивании нижней части позвоночника вверх необходимо напрячь мышцы брюшногопресса, тем самым компенсируется нагрузка на поясничный отдел позвоночника. Грудная клетка поднимается и, как бы раскрывается. Плечи свободно опущены, при этом стараемся тянуться еще выше. Шея вытягивается вверх, подбородок не запрокидывается, ощущение, будто тянут вверх за макушку. Тело – упругое, легкое, дыхание – свободное, ровное. Детям такое упражнение лучше давать в игровой форме, например в игре «Строим дом» или представить, как тянется к солнышку травинка, деревце и т.д.

Упр. 2 .Наклон вперед (стоя).
Это упражнение, если оно выполнено правильно, благотворно действует на нижние отделы позвоночника. Дело в том, что для глубокого наклона вперед таз должен свободно вращаться вокруг головок бедренных костей. Однако у многих детей такое вращение затруднено и наклон производится за счет
чрезмерного напряжения в спине. Выполняя наклон вперед из положения «стоя» или «сидя», всегда нужно следить за тем, чтобы вес тела распределялся равномерно на обе ноги, и чтобы спина была прямая. Ноги широко расставлены в стороны, невыворотны.

Важно помнить, правильное движение – это растягивание от бедер вперед-вверх. Таз находится на одной линии со стопами, коленные чашечки подтянуты.

Упр. 3 .Освоив постановку корпуса стоя переходим к положению «сидя» в партере.
В этот момент очень важно научить ребенка чувствовать и ощущать правильные положения и движения позвоночника. Сесть на пол, ноги вытянуть перед собой. Центр тяжести должен находиться перед тазом, чтобы можно было растягиваться вверх от бедер. Детям проще объяснить так: «Сидим на двух косточках». Если ребенок сидит верно и корпус хорошо подтянут наверх, то при разведенных в сторону руках его легко
приподнять над полом — так проверяется правильная постановка корпуса сидя (детям очень нравятся такие «проверки», часто просят приподнять их, или пробуют приподнимать друг друга).Начинаем растягивать позвоночник вверх и вперед пока невозьмемся руками за носки. При наклоне вперед нужно сгибаться только в тазобедренных суставах и одновременно растягивать позвоночник.

Упр. 3(О) Есть дети, у которых мышцы задней поверхности бедер весьма неэластичны и им бывает трудно согнуться только за счет тазобедренных суставов. Стараясь наклониться ниже они, либо сгибают колени, либо скрючивают спину и касаются лбом коленей, что очень неверно и вредит осанке.

Если ребенку не удается достать руками пальцы ног, необходимо взять пояс (или широкую ленту), закинуть за ступни и
держаться за его концы. Растягиваться вверх и вперед от нижних отделов позвоночника, стараясь не помогать себе руками. Шею вытянуть, но не напрягать плечи.

Упр. 3(У) Если ребенок обладает хорошей гибкостью, он сможет на выдохе потянуться туловищем вперед и прижать его к ногам. Не подтягиваться при помощи рук, а плавно вытягивать весь позвоночник от копчика до шеи. Затем опустить голову и коснуться лбом ног. Живот прижат к ногам. Если позволяет растяжка, сцепить руки за ступнями и расслабить плечи. Таким образом, можно одновременно исполнить упражнение для менее гибких детей и для детей, имеющих хорошие природные данные.

Каждый ребенок будит выполнять движение с подходящей именно ему амплитудой, добиваясь своих результатов, и педагог сможет оценить успехи ребенка по его успехам именно на этом занятии.

Упр. 4 Скручивание.
Это упражнение помогает сохранить гибкость позвоночника и снять мышечное напряжение в области плеч и таза. При правильно выполняемом скручивании плечи движутся назад и вниз, а верхняя часть позвоночника выпрямляется. Поэтому поза скручивания способствует исправлению осанки. Грудные позвонки подвижнее, чем крупные позвонки поясничного отдела. Поэтому важно вытянуться как можно выше от поясницы, и скручивать позвоночник по всей его длине, а не просто выпячивать грудь и поворачивать грудную клетку. И.п. стоя на коленях. Сесть на пол справа, согнутые ноги остаются слева. Положить левую руку тыльной стороной на правое колено, отвести прямую правую руку за спину коснувшись пальцами пола. На выдохе
повернуться как можно дальше направо, не отрывая от пола левого бедра. Максимально повернувшись направо, согнуть правую руку за спиной и взяться ею за левое предплечье.

Зафиксировать положение, затем сесть прямо, расслабиться и выполнить в другую сторону. Данное упражнение позволяет значительно «раскрепостить» спину, что помогает юному исполнителю во время танца сделать движения корпуса более свободными, интересными.

Упр. 5 Растягивание в наклоне назад – энергичное, укрепляющее мышцы упражнение.
При наклоне назад позвоночник растягивается в направлении своих естественных изгибов, поэтому важно не просто сильнее прогибаться в талии и наклонять назад голову (как это обычно делают дети, стараясь прогнуться сильнее), а вытягивать весь позвоночник, как бы удлиняя его, «раскрывая» грудь.

Это упражнение помогает выпрямить сутулую спину и расправить плечи. Прежде чем осваивать перегибы корпуса назад необходимо укрепить мышцы спины и уметь хорошо растягиваться в области бедер и таза, это поможет избегать ошибки чрезмерного прогиба в талии.

Упр. 5(О) И.п. лежа на животе, руки вдоль туловища ладонями вверх.
На выдохе оторвать от пола плечи и ноги не сгибая колен. Позвоночник должен растягиваться равномерно по всей длине, поэтому голова и ноги должны находиться на одном уровне. Головы выдвинуть вперед, вытянуть шею, это особенно полезно, если верхний отдел позвоночника негибкий.

Упр. 5(У) Для детей обладающих более «мягкой» спиной, по мере укрепления мышц спины, рекомендуется усложненный вариант.
И.п. лежа на животе, ладони под грудью пальцами вперед. Напрячь мышцы ягодиц. На выдохе приподняться навыпрямленных руках, вытягивая позвоночник. В пол упираются только ладони и тыльная поверхность стоп, они поддерживают вес тела.

Упр. 6(У) Подготовка к мостам.

Встать на колени, ноги вместе, вес тела равномерно распределяется на обе ноги. Вытянуть руки над головой, чтобы выпрямить
позвоночник и «раскрыть» грудную клетку. Положить руки на бедра и продолжать тянуться вверх, стараясь максимально вытянуть позвоночник в области талии. Напрячь ягодицы, выдвинуть таз вперед, чтобы бедра были перпендикулярны полу, плавно прогнуться назад и коснуться руками пяток. Голову наклонить назад, дыхание свободное.

Упр. 6(О) Для менее гибких детей возможен такой вариант: встать на колени спиной к стулу, сесть на пятки, отвести вытянутые руки назад и крепко взяться за край стула. Упираясь руками оторвать бедра от пяток, подать таз вперед, напрячь ягодицы и отвести плечи назад. Бедра нужно выдвигать вперед как можно дальше, тянуться от бедер вверх и стараться максимально прогнуться. Шею вытянуть, смотреть вперед.

Упр. 7(О) Увеличивает эластичность подколенных связок.
Лежа на спине, согнуть ноги в коленях, стопы на полу. Выпрямить ноги, потянувшись пятками. Стопы сильно сокращены,пальцы ног тянуть на себя, пятки слегка приподнимаются от пола, подколенные связки прижаты к полу.

Упр. 7(У) Усложненный вариант: из согнутого положения ноги выпрямляются вверх под углом 90 градусов. Таз и поясница обязательно прижаты к полу.

Упр. 8(У) Для растягивания внутренней поверхности бедер. И.п. лежа на правом боку. Вытянуть правую руку вверх ладонью в пол. Потянуться правой стороной тела от пяток до кончиков пальцев рук. Согнуть левую ногу в колене, взяться за стопу левой рукой (правой рукой при этом поддерживаем голову) и поднять ногу вверх, задержаться в этом положении несколько секунд.

Упр. 8(О) Если на данном этапе ребенок обладает недостаточной растяжкой, рекомендуется в положении согнутой ноги закинуть пояс петлей на стопу, держась за него. Затем выпрямить ногу и поднять ее вверх, продолжая держаться за пояс. Использование пояса как бы удлиняет руку и позволяет позвоночнику оставаться ровным и вытянутым.

Упр. 9 Лягушка. Значительно улучшает подвижность тазобедренных суставов, развивает выворотность. В зависимости от природного строения тазобедренного сустава, одним детям удается сразу же, без особого труда, принять необходимое положение и они просто отдыхают, другим же такая поза не удается и после нескольких месяцев занятий.

Упр. 9(У) И.п. сидя в положении «лягушки», стопы соединены и прижаты к туловищу, бедра опущены на пол. Держась за согнутые ноги, выполнить растягивание в наклоне вперед, вытягивая переднюю сторону туловища. Бедра продолжать опускать к полу. Положить голову на пол. Весь позвоночник должен быть вытянут, а грудная клетка раскрыта.

Упр. 9(О) Предложить детям максимально раскрыть ноги в стороны, при этом максимально расслабить мышцы таза и бедер, обеспечивая большую подвижность тазобедренных суставов (как правило, дети, наоборот, сильно перенапрягают мышцы бедра, чем вызывают болевые ощущения), колени опускаются вниз как бы под воздействием собственной тяжести. Для большего расслабления можно предложить выполнить упражнение в положении лежа на спине, тогда расслабить мышцы будет еще легче.

Упр. 10(У) Для улучшения балетного шага можно добавить выведение ноги вперед -в сторону из положения «лягушки» сидя. Правой рукой взяться за пятку правой ноги через положение «вперед» вывести прямую ногу в сторону, стараясь максимально поднять ее вверх. Следить за ровным положением бедер, сидеть на «двух косточках», поясницу сильно растянуть наверх, плечи ровные, свободные.

Упр.10(О) На правую ногу петлей накидывается пояс, нога выводится вперед -в сторону и удерживается на возможной высоте за счет петли в руке, что делает возможным удержать ровными тазобедренные суставы и позвоночник. Все изменения в организме происходят постепенно, иногда достаточно медленно.

Бывает, что дети, не получив сиюминутного результата теряют интерес к занятиям. Исходя из вышесказанного, я решила в партерный экзерсис включить элементы танца, соединить гимнастику с хореографией. Параллельно с задачей развития и коррекции физических данных ребенка удается решить и другие задачи: увлечь, заинтересовать, развить музыкальность, танцевальность, координацию, актерскую выразительность, умение работать в паре, в ансамбле. Ребенок, у которого не вполне получается «чисто» исполнить гимнастическое движение, может получить высокую оценку своей манеры
исполнения, актерского мастерства, созданного им интересного образа. Это приводит к повышению у ребенка собственной самооценки, ориентирует его на успех, что и определяет его адаптацию в коллективе, способствует дальнейшему развитию.

Такие маленькие «танцы на полу» доставляют детям радость и удовлетворение, что очень важно само по себе. Можно вставлять в упражнения хлопки, удары, возгласы, например, «Ух, ты! Ух, я!» — в русском этюде, или «Пиф-паф» в этюде про пиратов. Это помогает развитию ритмичности, позволяет отвлечься от болевых ощущений.

В первом классе делаем, в основном, игровые сюжеты: «Я на солнышке лежу», «Забавные мартышки», «Я змея-змея-змея, я ползу-ползу-ползу…», которые помогают снять мышечные зажимы, научиться открыто выражать свои эмоции. Когда дети становятся постарше, в партерный экзерсис вводятся элементы народной хореографии: «Ах, вы, сени», «Ковбои», добавляется более сложная пластика: «Чудеса на дне морском». Дети не так терпеливы, как взрослые, и не обладают такой возможностью сосредоточиваться, они более подвижны и им хочется поскорее перейти от одного движения к другому. Позволяйте им это.

Если в одной части занятия было больше статичных положений, то в партерном экзерсисе пусть будут танцевальные сюжеты, и, наоборот, если в партере шло проучивание движений в «чистом» виде, то в основную часть занятия необходимо включить больше активных движений, игр и т.д. Помните, что
мышцы и связки у детей слабее, чем у взрослых. Пусть дети растягиваются свободно и естественно, чтобы тело сохранило природную гибкость. После растягиваний детям необходимо на несколько минут расслабиться, так они учатся ценить тишину и спокойную атмосферу.

Результаты моего опыта достаточно доступны для педагогов дополнительного образования. Его можно использовать в организации системы обучения хореографии детей, как в специальных учреждениях дополнительного образования, так в школьных и дошкольных учреждениях.

Материал размещен на сайте в рамках проекта « »
С уважением, Наталья Довбыш

В последние годы снова вернулась мода на занятия художественной гимнастикой. И, повинуясь ей, многие мамы приводят своих дочек в спортивные залы, втайне мечтая об их великой спортивной карьере. Но при этом многие из мам не отдают себе полного отчета о том, через что придется пройти любимой дочке, прежде чем она начнет показывать какие-то спортивные достижения.

Растяжка для детей: вред или польза

Занятия художественной гимнастикой, хореографией невозможны без полноценной растяжки всего тела. Поэтому упражнения на растяжку детей заставляют выполнять постоянно. Считается, что для их эффективного выполнения необходимо преодолевать боль. Дети к этому абсолютно не готовы, и тренер вынужден применять «силу». В итоге многие начинающие спортсменки отказываются посещать тренировки.

Врачи утверждают, что профессиональные занятия гимнастикой оказывают на здоровье спортсменов негативное влияние. Практически каждая взрослая гимнастка страдает от различных заболеваний опорно-двигательного аппарата, и все это является результатом систематических растяжек. Дело в том, что при растяжках происходит растяжение связочного аппарата суставов, что приводит в дальнейшем к их разболтанности, создает предпосылки к развитию деформирующего остеоартроза, остеохондроза. Нужна вашему ребенку вот такая профессиональная растяжка для детей или нет? Решать только вам!

Совсем по-другому обстоит дело, если ваш малыш занимается гимнастикой или хореографией для собственного удовольствия, т.е. в том случае, когда занятия являются своеобразным хобби. При этом физическая нагрузка будет идти только на пользу здоровью юного спортсмена. Давайте поговорим об этом подробнее.

Упражнения на растяжку детей в общеоздоровительной физкультуре

Растяжки позволяют оптимизировать и нормализовать тонус различных групп мышц. Снимая тоническое напряжение, они способны активизировать соответствующие структуры головного мозга. Поэтому в разумных пределах детская растяжка полезна.

Упражнения на растяжку детей должны выполняться, основываясь на естественном процессе движения. Ребенок должен ощущать в своих мышцах мягкое растяжение, не сопровождаемое болевыми ощущениями. Растяжки способствуют оптимизации мышечного тонуса, устраняют различные мышечные дистонии и зажимы, а, кроме того, способствуют повышению психической активности ребенка.

Самостоятельно, особенно в начале занятий, дети растягиваться правильно не могут. И в этом им должен помочь взрослый. Очень важно, чтобы оказывая ребенку помощь, он действовал медленно и плавно, избегая рывков.

Детская растяжка: цели и задачи

Занимаясь спортом и выполняя упражнения на растяжку, ребенок должен научиться:

  • Перераспределять тоническое напряжение с одной группы мышц на другие;
  • Хорошо осознавать свое тело;
  • Контролировать тонус мышц.

Современные дети, к сожалению, ведут малоподвижный образ жизни. Даже ученики начальной школы проводят за партой по 5-6 часов, а потом, придя домой, они снова сидят несколько часов в вынужденной позе за столом, делая домашние задания. Да и после этого мало кто из них спешит на улицу, чтобы поиграть в активные игры со своими сверстниками. В итоге ребенок переутомляется и физически, и психически. А вечером это все выливается в истерику, т.к. контролировать себя дети еще не могут в полном объеме.

Растяжка для детей как раз и учит ребенка умению не просто почувствовать свое напряжение, но и своевременно снять его. Это позволит ему наиболее оптимально расходовать свои силы.

Как правильно проводить детскую растяжку

В общеукрепляющей и лечебной физкультуре используются в основном заимствованные из классической йоги упражнения на растяжку детей. Очень важно, чтобы ребенок выполнял их правильно и не спешил.

Детская растяжка будет приносить пользу только в том случае, если занятия будут проводиться регулярно и на протяжении достаточно длительного времени. Это связано с тем, что устранить мышечный блок быстро невозможно, ребенок должен научиться чувствовать свое тело и не спешить.

Как мы уже говорили, большинство современных детей имеют определенные проблемы с опорно-двигательным аппаратом, в частности, у многих из них наблюдается повышенный мышечный тонус. Позже в мышцах образуются болезненные уплотнения, представляющие собой спазмированные мышечные волокна, способные, в зависимости от своего месторасположения, оказывать рефлекторное влияние на деятельность практически всех внутренних органов. Растяжка для детей позволяет избавить их от всех этих проблем.

Детская растяжка должна именно «растягивать» определенный участок тела, только тогда в ней будет смысл. В любом упражнении на растяжку существует четыре фазы: принятие нужного положения тела, растяжка, медленный выход из нее, пауза. Ритм дыхания зависит от конкретного упражнения.

Лучше всего, чтобы ваш ребенок разучил комплекс растяжки для детей под руководством инструктора по лечебной физкультуре. Затем он должен будет регулярно выполнять его дома под вашим контролем. Через полтора-два месяца от начала занятий можно будет снова обратиться к инструктору для разучивания новых упражнений по детской растяжке.

При регулярных занятиях вы очень скоро заметите, что ребенок станет лучше себя чувствовать, его успеваемость и настроение заметно улучшатся. И все это благодаря комплексу растяжки для детей!

Физическое развитие молодого организма имеет огромное значение для здоровья ребёнка, поэтому родители стараются как можно раньше привлечь своё дитя к популярным видам спорта. Одной из востребованных является гимнастика, где малыш сполна может получить весь комплекс упражнений на растяжку (стрейчинг). Рассмотрим все «за» и «против» таких занятий и с какого возраста можно привлекать ребёнка к занятиям спортом.

Польза и вред детской растяжки

Стрейчинг имеет ряд положительных моментов, что делает его таким популярным:

  • систематические тренировки укрепляют опорно-двигательный аппарат, двигательные способности суставов увеличиваются, улучшается координация и способность балансирования, и, соответственно, падение детей становится более безопасным;
  • выполнение такого упражнения, как шпагат, поможет избежать развития артроза и артрита с возрастом;
  • растяжка оказывает благотворное действие на мочеполовую систему благодаря увеличению кровотока во внутренних органах малого таза;
  • систематическое выполнение спортивных заданий улучшает работу органов пищеварения;

    Знаете ли вы? Самой молодой чемпионкой мира в спортивной гимнастике является румынка Даниэла Силиваш, получившая золото за упражнения на бревне в возрасте 13 лет. Заниматься гимнастикой начала с 6 лет.

  • во время занятий у ребёнка формируется правильный стан, позвоночник вытягивается;
  • стрейчинг не даёт возникнуть спазмам и зажимам в мышечных тканях, которые вызывают болезненные ощущения;
  • ко всему прочему упражнения учат сосредотачиваться в нужную минуту, а это, в свою очередь, положительно влияет на психику малыша.

Существуют и негативные моменты в растяжках при фанатическом их выполнении (более касается профессиональных занятий):
  • проблемы со спиной - это могут быть просто боли, искривление позвоночника и даже межпозвоночные грыжи;
  • растяжение - травма, которая может возникнуть при сильной и внезапной нагрузке во время выполнения определённого упражнения;
  • существует вероятность серьёзных травм ног и позвоночника;
  • присутствие почти всегда болевых ощущений, что, в свою очередь, сказывается на психическом состоянии ребёнка;
  • при необходимости соблюдения диеты существует возможность недополучения необходимых полезных веществ растущим организмом;
  • большие нагрузки на организм, учёба, спорт и даже отдых - всё делается по расписанию, у ребёнка может нарушиться сон в связи с хроническими перегрузками.

Важно! В возрасте 6–7 лет у детей, занимающихся художественной гимнастикой, очень часто диагностируют сильный прогиб поясницы и сколиоз из-за неравномерной нагрузки.

С какого возраста можно начинать

Ребёнок может выполнить шпагат намного быстрее, чем взрослый, в силу подвижности и хорошей растяжимости связок. Родители должны знать, как можно научить ребёнка сделать это правильно, без проблем для здоровья.
Занятия по стрейчингу можно начинать с 4–7 лет, это наилучший возраст, когда ребёнок сможет адаптироваться к спортивным занятиям и быстро приобрести нужную гибкость. Занятия должны быть регулярными, поскольку только такой подход к спорту может принести пользу.

Как правильно проводить детскую растяжку

Стрейчинг для малышей, которые делают первые шаги в спорте, необходимо проводить по существующим правилам, и если их выполнять без нарушений, тогда никакие травмы не страшны.

Весь комплекс должен состоять из знакомых и простых упражнений, которые выполняются медленно и плавно, без резких движений. При использовании незнакомого тренинга, сначала выполняют лёгкие движения, затем переходят к более сложным.


Выполнять растяжку необходимо в 4 этапа:

  • исходное положение;
  • растяжение;
  • плавный выход;
  • пауза.

Дыхание при выполнении любого упражнения должно быть ровным с выдохом в момент растяжения. Нагрузка увеличивается постепенно с увеличением количества повторений и уровня сложности упражнений.

Важно! Нельзя проводить стрейчинг на не разогретые мышцы - это может стать причиной травмы.

До выполнения основных упражнений на растяжку необходимо провести разминку в течение 15 минут.

В неё можно включить:

  • прыжки:
  • махи ногами в стороны;
  • приседания;
  • «мельницу» и др.

Простейший комплекс упражнений

Базовый стрейчинг для ребёнка позволяет подготовить тело к выполнению более сложных упражнений, в том числе и к шпагату. Практикующие тренеры утверждают, что к этой растяжке малыши проявляют больший интерес, поскольку считают шпагат взрослым упражнением.

Знаете ли вы? В силу своей анатомии поперечный шпагат легче выполнять мальчикам, а продольный - девочкам.

Каждое из представленных ниже упражнений необходимо повторять 10–15 раз:

  1. «Кошка». Становимся на четвереньки и опускаем голову вниз. Делаем вдох, поднимаем голову вверх и прогибаем спину так, чтобы живот был как можно ниже к полу. Выдох - спину в исходное положение и при этом втянуть живот.
  2. Растяжка трицепсов и плечевых мышц. Принимаем положение, стоя или сидя. Пальцами правой руки через плечо касаемся позвоночника между лопатками, в это время левой рукой надавливаем на локоть правой до небольшого напряжения мышц (ощущается терпимая боль). Точно так же для другой руки.
  3. Тянем верхнюю часть туловища. В положении стоя, руки в за спиной сложены в замке. Задача: плавно поворачиваем локти к центру спины и поднимаем руки вверх до ощущения напряжения между лопатками и в плечах.
  4. Растяжка мышц бедра. В положении стоя делаем выпады вперёд со сгибанием ног в колене.
  5. Растягивание ягодичных и бедренных мышц. Из положения лёжа на спине с помощью эластичного бинта, закреплённого на ступне, делаем медленные подъёмы ног, подтягивая их на себя.
  6. Прорабатываем всё тело. Лёжа на спине в положении «звезда» тянем руки и ноги, насколько это можно, и при этом напрягаем пресс. Также можно лёжа на животе выполнять упражнение «лодочка».

Физическая нагрузка важна в любом возрасте, особенно ребёнку. Для тренировок не обязательно ходить в спортивные секции, поскольку есть простые упражнения, которые можно освоить в домашних условиях.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!