Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Породы лошадей на татарском языке. Международный фонд исследования тенгри. «Пусть будут и татарские, и башкирские, и прочие породы»

№3-4, 04.08.1999

Я ТАТАРИН, ЗНАЧИТ, Я ЛЮБЛЮ ЛОШАДЕЙ

Рассказывает рузаевский предприниматель Анвар Саитов

- Анвар Хасанович, в январском номере Вы обещали рассказать о роли лошадей в Вашей жизни.

Я татарин, значит, я люблю лошадей. Лошадь имела очень большое значение для татар и их предков - тюрков, гуннов, других кочевников.

В хозяйственном отношении лошадь сейчас уже отошла, но в приготовлении излюбленных блюд для татар она имеет большое значение. Любовь к конине заложена у татар генетически.

Каждый татарин в душе конник, коневод, хотя в современном мире мало у кого есть возможность содержать лошадь. К моему счастью, мой отец всегда держал лошадь, иногда две. Мы, дети, кормили лошадь, ухаживали за ней.

Я с детства интересовался историей татар и других народов. История и география для меня были любимыми предметами. Такое прекрасное создания природы, как лошадь, уже много тысячелетий самый близкий и преданный друг и помощник человека.

Влияние на ход развития человечества лошади совершенно неоценимо. К примеру, если бы в Америке с древних времен была лошадь, там цивилизация развивалась бы совершенно по-иному и вряд ли европейцы смогли бы так легко покорить индейцев.

При виде лошади, особенно, если она красивая, всегда поднимается настроение и появляется необычное, особое чувство, видимо, перешедшее от предков. Я с детства видел, как восторгались хорошим конем мои соплеменники татары, я видел гордость хозяина за хорошую лошадь. Я старался прочитать все, что мог найти, об этих интереснейших животных.

Я завидовал своим землякам, пишлинским татарам, которые могли точно назвать возраст коня. Это было уделом только некоторых людей и, несмотря на мои просьбы, учить меня они не собирались. Я был настырным мальчиком - пошел в районную библиотеку, набрал кучу литературы о лошадях, о коневодстве и буквально через месяц я, мальчишка 12-ти лет, уже мог по зубам определять возраст лошади и удивлял этим наших стариков. Отец стал доверять только мне определение возраста коня - при покупке было очень важно знать точный возраст коня.

В начале 50-х годов во всех колхозах нашего Рузаевского района было много лошадей. Каждый колхоз имел один, а то и два табуна лошадей. Лошадь была не только рабочей силой, лошадь - и мясо, лошадь - и здоровье людей. Конский навоз - прекрасное удобрение для приусадебных участков и полей.

Общение с лошадью имело очень большое воспитательное значение для мальчишек. Мальчишки воспринимали доброту от лошади, с которой возились и их очень тянуло к лошадям, как, впрочем, и к машинам.

В прежние времена все было связано с лошадью - транспорт, обороноспособность, моральное и нравственное воспитание. Спортивные состязания и праздники, в том числе наш татаро-башкирский сабантуй, нельзя было представить без лошадей, без скачек.

Изготавливаемый из кобыльего молока кумыс спасал наши народы от многих болезней, например, туберкулеза. Конский жир использовался как наружная мазь против некоторых болезней, ожогов, способствовал заживлению ран, смягчению боли. Единственное мясо, в котором нет холестерина - это конское. Это способствует здоровью сердечно-сосудистой системы.

Из конского волоса делали прославившиеся в войнах татарские арканы. Из конского волоса плели защитные приспособления для воинов. Шкура лошади после обработки в виде кожи использовалась для изготовления обуви и сбруи. Из шерсти, получаемой при линьке, делали войлок, которым покрывали юрты, а также делали войлочные паласы.

- Анвар Хасанович, вы говорили, что до революции из всех сел Мордовии наиболее зависела от лошадей жизнь Татарской Пишли.

Дело в том, что тогда каждое село имело свой промысел. Одни имели отхожий промысел, плотничество, например, другие имели гончарный, третьи имели торговый промысел - там были базары и т.д.

Татарская Пишля, где земли было мало, жила за счет извоза. Старики говорили, что до революции в нашей Татарской Пишле было около трех тысяч лошадей.

Татарская Пишля могло до революции выставить свыше двух тысяч подвод. Если каждая подвода могла загружать хотя бы пятьсот килограммов груза, то сразу поднять на транспорт наше село могло тысячу тонн.

Эти тысячи тонн в течение недели могли быть доставлены в Нижний Новгород для любого купца. И в течение двух дней могли быть доставлены в Пензу.

Во время организации колхоза частный промысел не поощрялся. Особо богатые извозчики, которые имели несколько лошадей и держали своих извозчиков, были раскулачены, а лошади были переданы в колхоз.

Перед Великой Отечественной войной в колхозе нашего села оказалось две тысячи прекрасных татарских лошадей.

41-й год, осень. Немец идет на Москву. Срочно нужны лошади. Со всех ближайших областей, республик мобилизовывали лошадей. В Татарскую Пишлю прибыли военные представители, все конское поголовье загрузили в эшелоны и отправили.

Нашим сельским аксакалам все-таки удалось оставить три лошади на потомство. Лошади, так же, как и люди, гибли на фронте. Лошади были крупной, хорошей мишенью.

В конце войны в Татарскую Пишлю начали поступать трофейные лошади. Это в основном две породы - тяжеловозы барбансоны, таскавшие у немцев пушки, и датские упряжные лошади. Также в компенсацию привезли очень много лошадей из Монголии. Они были низкорослыми и в народе их просто называли монголки.

Судьба у этих трех пород сложилась по-разному. Барбансоны были очень крупными, сильными, но потребляли много корма. А возить на наших телегах, на наших дорогах большие грузы было невозможно. Поэтому барбансоны, добавив путем скрещивания нашим местным лошадям роста и силы, постепенно ушли на мясо.

Отличительной особенностью датских лошадей были большие животы, но употребляли корма они сравнительно немного - даже меньше местных лошадей. Они выполняли все рабочие функции. Хорошие лошади - умные, спокойные. Но вся беда в том, что у них было плохое мясо - очень водянистое. Поэтому их тоже потихоньку ликвидировали.

Монгольские лошади потребляют мало корма и очень выносливые. Я помню, они в нашу гору поднимали 800 килограммов угля. И если не могли больше тянуть, становились на колени и на коленях тащили воз.

Но у них была одна беда. Морозы и ветры они выдерживали легко - зимой они обрастали длинной шерстью. Но летом, если у нас было лето жаркое и влажное, у них трескалась кожа и в трещинах открывалось кровотечение. У нас летом много оводов. И они очень мучили этих лошадей, вплоть до смерти. Эти лошади просуществовали долго. Помню, еще в начале 60-х было несколько монголок. Мясо у них было хорошее, они хорошо откармливались. Но могли укусить, лягнуть.

Наш народ, забирая все лучшее у западных и восточных лошадей, скрещивая их с нашими местными лошадьми, опять пришел к своей универсальной лошади, вот с таким татарским подвидом - т.е. хорошо откормленных, хорошо ухоженных лошадей.

У нас было немало потомственных любителей лошадей, хотя и держать лошадей стало труднее. Много вернулось с фронта тех солдат, которые воевали в кавалерии, воевали в конной артиллерии, которые трудные годы войны прошли рядом с другом-конем. Поэтому очень много было желающих опять восстановить поголовье, опять заниматься этой работой.

Но после войны держать лошадь в личной собственности было невозможно, не разрешалось держать. Если уж находились такие ярые частники, которые могли доказать, что закон разрешает держать лошадь, их обкладывали таким большим налогом, что лошадь окупить такой налог не могла.

Поэтому очень многие наши татары нанимались работать в те городские организации, где дело было связано с лошадьми - заготовители и т.д. Они работали на лошадях, но у начальства просили, чтобы эти лошади у них были во дворе.

Начальство, конечно, с удовольствием разрешало, потому что с них снималась забота кормить лошадей, содержать конюшни и т.д.

А что выигрывал татарин? У него всегда во дворе была лошадь. А для татарина лошадь во дворе, пусть даже казенная, это уже символ достатка. Если это была кобыла, то хозяин каждый год получал жеребенка. И, как правило, этого жеребенка начальство дарило этому татарину за уход.

В послевоенное время лошади выполняли очень много работы, были и пожарные, и даже была лошадь неотложной скорой помощи. В год раз всех лошадей собирали в ветлечебницу, чтобы провести исследования на болезни. Это было впечатляющие зрелище - тысячи лошадей.

Когда я учился в техникуме, писал отчет о продуктивности и поголовье скота в районе и в городе. Сейчас трудно поверить в эту цифру, но тогда в городе Рузаевка было 1023 лошади.

В начале 60-х годов, когда был во власти Никита Сергеевич Хрущев, ему не понравилось большое количество лошадей в колхозах и организациях. И он причислил коз и лошадей в разряд дармоедов, которых нужно кормить, а пользы от них мало. Помню, мы жили недалеко от конторы «Заготскот». И вот в эту контору из табунов колхозов и совхозов погнали сотнями лошадей, на мясо, на колбасу «Дружба» - из смеси конины и свинины.

Судьбу колхозных лошадей решил именно Хрущев. Тогда было много неожиданного, было много хороших начинаний, но много и необдуманного. Когда я учился в Московской ветеринарной академии, нашел такие цифры - в 1965 году в Советском Союзе поголовье лошадей составляло 7 миллионов, а Соединенных Штатах Америки, технически развитой стране, - 16 миллионов. Там не прошлись, видимо, по лошадям постановлением ЦК КПСС.

Забой лошади в нашем селе это очень большим праздником считался. После этого обязательно угощали всех конским мясом.

Помню, когда покупали лошадь, обычно собирались старики и торговались. Даже соревнование устраивали, кто точнее определит, сколько из этой лошади выйдет мяса, сколько выйдет сала. Победителей очень уважали.

Сейчас у нас человек, пытающийся возродить традиции - это предприниматель, депутат Госсобрания Илшат Джиганшеевич Демкин. Он завел конеферму, я желаю ему на этом пути помощи всемогущего Аллаха. Это очень хорошее дело - воспитание детей, подрастающего поколения. Как известно, особенно мальчишки тянутся к этому прекрасному животному.

Знатоки лошадей у нас не перевелись, например есть у нас Рушан Чуманов. Его часто приглашают, чтобы помочь забить лошадь на мясо. Я и сам пользуюсь его услугами.

При забое лошади, конечно, существует особый ритуал, особый подход - обязательно надо связать все четыре ноги лошади и перерезать горло с молитвой, повернув в сторону киблы.

Анвар Хасанович, Вы жили среди башкир, а в их жизни лошадь продолжает играть важную роль. Говорят, что башкиры умеют очень хоршо откармливать лошадь на мясо.

Общеизвестно, что лошадь любит овес, зеленое сено, траву. Это не всеядное животное. У нее вкус очень избирательный. Лошадь любит чистую воду. Почему у ней такое здоровое и лечебное мясо? Именно потому, что лошадь потребляет луговую траву, чистую воду, ест овес.

Как правило, рабочая лошадь перед забоем месяц-два должна откармливаться, устаиваться. И тогда мясо лошади приобретает наиболее ценные качества.

Башкиры к откорму подходят очень строго. Они ставят на откорм рабочую лошадь и кормят ее, давая только овес и зеленое сено. Поэтому мясо получается со специфическим, хорошим, здоровым вкусом. Кроме того, башкиры большие знатоки в коневодстве. Их жизнь связана с лошадью давно и поэтому об этом особый рассказ.

Башкиры отличаются тем, что среди десятков тюркских народов нашей России этот народ последним перешел с полукочевой жизни на оседлую. Лошадь для башкир еще не отошла в прошлое и поэтому башкиры среди европейских тюркских народов наибольшие знатоки лошадей.

Башкирская лошадь - прекрасная лошадь, приспособленная к резко-континентальному климату. Это лошадь может выполнять все функции, которые нужны и в хозяйстве, и на войне. Вплоть до того, что в суровые годы, когда из-за засухи трудно заготовить сено на зиму, она может добывать корм из-под снега.

- Татаро-башкирские кавалеристы отличились в войне против Наполеона.

Татаро-башкирская конница, сформированная в основном из татар, живших в Башкортостане, сыграла важную роль во время Отечественной войны 1812-14 годов.

Башкиры, татары и мещеряки были записаны как казачье войско, т.е. были реестровыми воинами. Поэтому в случае необходимости они должны были выставлять из каждой семьи воина со своим оружием, со своим обмундированием, и как написано в царском указе, «о дву-конь», т.е. с двумя лошадьми. Такая служба продолжалась до 1868 года. Потом, в связи с введением регулярных войск, она была отменена.

В Отечественную войну, когда Наполеон напал на Россию, из реестровых татар, башкир и мещеряков были созданы специальные крупные кавалерийские подразделения, которые отличались и от регулярных - гусарских, драгунских, и от казачьих войск.

Когда французы уже отступали и на реке Березине состоялась последняя решающая битва, Кутузов приказал запустить татаро-башкирскую конницу. Десятки тысяч лошадей, всадниками в разном обмундировании, с лисьими, волчьими шапками на головах, с пиками, копьями, с арканами, со страшными криками навалились на войско Наполеона.

После битвы Кутузов собрал всех командиров, в том числе и татарских и башкирских кантонных начальников и мурз. И в один момент, повернувшись к ним лицом, похвалил их по-русски: «Молодцы, любезные!» В русском языке эти храбрые воины не были особо искушены и не совсем поняли, что означает слово «любезные». Они только поняли, что это что-то такое хорошее во множественном числе. По-башкирски от корня «любез» у них получилось множественное «любиззар».

Возвратясь в свое расположение, эти татарские и башкирские командиры на вопрос своих подчиненных: «Что же сказал белый джихангир?», т.е. Кутузов, они сказали, что он похвалил их и сказал: «Маладис, Любизар!»

Народ татарский и башкирский на все свои радостные и горестные дела сочиняет песни. И так получилась песня, которую башкиры поют до сих пор и в припеве которой звучит: «Маладис, Любизар, маладис, Любизар». И когда Кутузов проводил смотр всех войск, татаро-башкирские конники, герои Березины, радостно пели гимн на своем языке - «Маладис, Любизар!»

С этой песней, с гимном они в 1814 году участвовали в Великой битве народов, где окончательно была решена судьба Наполеона. Мне довелось побывать на этом поле Великой битвы народов. Это грандиозное, уникальное сооружение под Лейпцигом.

А в Дрезденской галерее мне посчастливилось увидеть картину под названием «Северные амуры», где изображены татаро-башкирские конники. Картина написана в начале XIX века, сразу после Наполеоновской войны.

Парадокс истории - при отступлении Наполеона на его стороне были татары-кавалеристы, только польские. Отряды польских татар в арьергардных боях понесли очень большие потери, причем пришлось им воевать и с татаро-башкирской кавалерией.

- Расскажите об участии татаро-башкирской конницы в Великой Отечественной войне.

В Уфе в 1941 году была сформирована татаро-башкирская кавалерийская дивизия, в которой башкиры и татары составляли 80%. Дивизия под командованием генерала Белова воевала под Москвой в составе кавалерийского корпуса генерала Доватора.

По рассказам, эта кавалерийская дивизия выполняла функцию камикадзе - они уничтожали танки прямо с коней, забрасывая их связками гранат. Можно предположить, какие несли при этом потери сами. После гибели под Москвой генерала Доватора корпусом стал командовать генерал Белов, а во главе дивизии стал генерал Шаймуратов, татарин из северной Башкирии. Татаро-башкирская дивизии в составе корпуса Доватора также участвовала в знаменитом рейде по тылам немецких войск.

За активное участие во взятии Чернигова Татаро-Башкирская кавалерийская дивизия была переименована в гвардейскую Черниговскую кавалерийскую дивизию. Уже под командованием генерала Касимова она успешно вошла в Берлин. Кстати, генерал Касимов до недавнего времени был военным комиссаром Башкортостана.

Анвар Хасанович, мы отвлеклись в военную сторону. Давайте вернемся собственно к лошадям. Расскажите о башкирской лошади как о источнике вкуснейших блюд.

Башкиры могут приготовить очень много блюд из конины. Они большие специалисты по забою - знают особый способ вязки коня, при котором один человек в состоянии легко свалить лошадь.

Башкиры готовят из конины казы, кабырга казы, готовят казылык - т.е. вялено-сушеную конскую колбасу, весной в прохладном проветриваемом помещении готовят из мяса лошади кагылган - это вяленое, чуть присоленное мясо.

Башкиры, забив коня на мясо осенью, могут круглогодично потреблять его мясо - зимой в свежем виде, весной в малосольном виде, летом до следующего забоя они его потребляют в вяленом виде.

Эти традиции консервирования конского мяса связаны с тем, что в давние времена воинам-конникам приходилось уходить из дома надолго. Поэтому около седла в сумке всегда была вяленая конина или казы, они не портились даже год. Достаточно было вскипятить воду, чтобы отварить вяленое мясо, которое мало весило, но имело в себе очень много питательных веществ.

Башкирская лошадь, помимо того, что у нее самое вкусное мясо и самые большие привесы, она еще и дает много молока.

В Башкортостане серьезно занимаются мясным и молочным коневодством: современная техника помогает делать из конины разные копчености. Делают, очень любят и в больших количествах употребляют кумыс - напиток, изготавливаемый путем специального сбраживания молока кобыл. Кумыс даже подается в ресторанах Уфы в газированном виде, как шампанское.

Сейчас и в Татарстане придают большое значение традиционному коневодству, выращиванию хороших лошадей. Каждая уважающая себя организация, колхоз, совхоз, считают своей честью иметь хороших лошадей.

Когда я побывал в качестве делегата Второго Всемирного конгресса татар в Казани, нам довелось быть гостями Казанского ипподрома, где присутствовал и президент Татарстана Минтимер Шаймиев - большой любитель лошадей.

У Шаймиева даже родовая кличка - Чапкын, т.е. курьер. Его предки держали беговых, скаковых лошадей. В скачках участвовала лошадь по кличке Хушкилде - подарок президента Казахстана Нурсултана Назарбаева президенту Татарстана Шаймиеву. Вызвавшая общий интерес Хушкилде пришла первой.

Анвар Хасанович, Вы предприниматель, у Вас каждая минута на счету. Удается ли Вам сейчас, в такое напряженное время, как-то общаться с лошадьми?

К сожалению, в последнее время у меня своей лошади нет и общение с лошадьми сводится в основном к употреблению конины. Татары особенно любят мясо молодых лошадей. Я не считаю себя большим знатоком в этом деле, но я, да и вся моя семья, мы очень любим блюда из конины. Нашу конскую колбасу любят не только татары, но наши друзья других национальностей. Как-то мне пришлось поговорить с одним мокшанином на тему приобретения лошади. Он мне любезно ответил, что при всем уважении ко мне, лошадь он не продаст, они сейчас и сами знают вкус конины. Это отрадный факт.

У меня в жизни был один момент. В 1986-м или 87-м году, когда я был руководителем горторга, а на таком месте тратится много нервов, я дошел до грани нервного срыва. Товарищи посоветовали завести коня. Я послушался, купил жеребую кобылу в одном из совхозов Пензенской области. Она ожеребилась. В течение трех лет я держал у себя в Рузаевке лошадь с жеребенком. Это преобразило меня.

Я хотел бы пожелать всем, кто окажется в таком нервном срыве, если есть возможность, приобрести лошадь. Вы не найдете лучшего лекарства. Когда вы занимаетесь лошадью, а если еще и выезжаете на свежий воздух верхом, или хотя бы на повозке, лучше этого нет.

При постоянных выездах человек очень оздоровляется. При верховой езде буквально работают все мышцы организма, улучшается деятельность сердца. У лошади особая аура, особенно при движении, она восстанавливает энергетический баланс. А при езде в повозке думается о чем-то таком, знаете, отдаленном, о чем-то таком хорошем. О детстве вспомните обязательно. Даже если только посмотрите на лошадь, у вас поднимется настроение.

- Анвар Хасанович, разделяют ли Ваше восторженное отношение к лошадям Ваши родственники?

У некоторых моих родственников жизнь тесно связана с лошадьми. Например, мой сват Мустаким агай, сейчас ему уже 86 лет, он всю жизнь держал лошадей. На фронте он был конным разведчиком, служил в конной артиллерии от начала до конца. Вернувшись с войны, он всю жизнь работал на лошадях и он расстался с лошадью только когда перевалил за 70. Когда мы говорим о лошадях, он весь сияет.

Его внук, мой зять Ринат, выросший у деда, тоже большой любитель лошадей. Он любит не только есть блюда из конины, но и ездить верхом.

Мой дядя по отцу, Касим абзи был очень большим любителем лошадей. Мой дядя по матери, в селе Татарская Тавла, тоже Касим абзи, - это большой специалист. Он всегда помогал нам резать и обрабатывать лошадь. Честный, добросовестный, крепкий, коренастый человек, он мог один свалить лошадь.

Брат мой, покойный Тахир, очень любил лошадей. Отец у меня был большим любителем, я уже об этом говорил. О моем тесте Хайрулле Рахматулловиче, мы много говорили в январском номере газеты.

Дед Хасан, из Тат-Тавлы, его все звали Гусар бабай, тоже воевал в первую мировую войну на лошади, в гусарском полку. Это были особые гвардейские конные подразделения царской армии.

- Анвар Хасанович, расскажите немного о российских породах лошадей.

В России, а затем и в Советском Союзе проводилась большая работа по выведению новых пород лошадей.

Например, была выведена донская лошадь, пришедшая на замену золотоордынской. Это хорошая, выносливая боевая лошадь для легкой и тяжелой кавалерии.

На базе донской лошади уже в советское время выведена лошадь буденновской породы с еще лучшими качествами, которые она приобрела от арабских лошадей, от американской верховой лошади и от русской верховой лошади.

Вятская лошадь - это северная лошадь, она и для работы годится, и для верховой езды.

Граф Орлов в прошлом веке вывел рысистую породу, называнную орловскими рысаками. Резвость они взяли от арабских скакунов, а размеры - от русского рысака.

Очень интересна северо-кавказская терская лошадь. На базе барбансонов и русского тяжеловоза был выведен владимирский тяжеловоз, выращиваемый и сейчас на многих конезаводах.

Самая лучшая, самая красивая порода верховых коней в бывшем СССР - это туркменская ахалтекинская лошадь. Ее поголовье чуть было не сгубили, но сейчас в Туркмении ее разводят снова.

Кроме того, в России была и есть крестьянская лошадь - это и пахарь, и извозчик, и все, что угодно.

- Анвар Хасанович, на лошадь ведь просто так не сядешь и не поедешь.

Да, для лошади обязательно нужна сбруя. В кавалерии, для верховых лошадей, это седла и уздечки. Седла бывают казачьи, кавалерийские, охотничьи, спортивные.

Для тарантасов, фаэтонов, легких тележек есть легкие хомуты, дуги, поводья. А для грузовых телег сбруя более мощная. Сбруя делается из конских же шкур, в основном из сыромятной кожи.

Раньше существовали специальные обозостроительные заводы, которые делали телеги, как простые, так и военные, колеса, прочий инвентарь, и шорно-седельные фабрики, производившие сбрую.

В войсках использовались парные упряжи лошадей - одна оглобля и две лошади по обе стороны. Тройка лошадей обычно запрягалась для быстрой и дальней езды. Это почтовые лошади, прогулочные тройки, выездные тройки. Для зимы тройка имела сани, хорошие розвальни, куда можно поместить побольше седоков.

Была и такая историческую упряжь - гусь. Когда коням надо везти тяжелую карету с важными персонами, вроде князей, графьев и царей, лошади запрягаются друг за другом в два ряда. Управление гусью непростое. Поводья, вожжи образуют очень сложную систему, потому что при подтягивании одной стороны должны реагировать все шесть, двенадцать, четырнадцать или шестнадцать лошадей.

Коренная лошадь прикреплена непосредственно к жесткой оглобле, а пристяжные лошади на мягкой пристяжке прикрепляются к коренным.

Есть еще горные лошади. Это вьючные лошади, они перевозят груз на своей спине.

Лошади, так же как и люди, болеют. Но здоровья у них гораздо больше, и они болеют меньше нас. Самая страшная болезнь для лошади - это сап. Сап косил в свое время лошадей табунами. И только в нашем двадцатом веке научились делать профилактику против сапа и лечить его. Эта болезнь только конская, она неопасна для человека.

Лошади хорошо плавают. Кто в детстве мальчишкой водил купать лошадей и плавал на них, у них впечатления об этом остались на всю жизнь. Это незабываемо, когда лошадь плывет.

Лошади никогда не трогают ребенка. Характерная черта лошадей - когда наездник падает, лошади стараются не наступать на него. Лошадь останавливается у погибшего всадника и долго стоит около него. Лошади запрограммированы на то, чтобы дружить с человеком.

Попробуйте дать коню кусок сахара, как он вас оближет. А если вы ему два-три дня будете давать вкусное, он станет вашим другом, вы всегда будете ему желанным другом.

Татарская порода лошадей сегодня почти не разводится и считается исчезающей. Родина животных — Татарстан, отсюда они и получили такое название. Раньше этих скакунов называли «небесным даром», т. к. они обладают невероятной быстротой и бесстрашием.



История породы

Существует гипотеза, согласной которой татарские лошади около 2 тыс. лет назад были завезены в Татарстан из Европы. Татары применяли животных для тяжелого физического труда и обороны.

Когда татары с китайцами вступили в конфликт, кони начали использоваться для военных нужд. Баталии велись крайне жестокие. Китайских солдатов поражала сила, преданность и выносливость скакунов своего противника.

Также есть сведения о том, что скакуны даже помогали бойцам, затаптывая врагов копытами и нанося травмы зубами. Согласно историческим очеркам, представители татарской породы лошадей не испытывали страха ни перед медведями, ни перед волками. Если возникла необходимость, они могли дать отпор диким хищникам, защищая не только себя, но и наездника.

После начала ВОВ татарские кони начали все чаще участвовать в боевых сражений. В послевоенный период животное утратили свою былую востребованность вследствие развития механизации в стране. Кроме этого, в Татарстане тогда появилась законодательная норма, запрещающая эксплуатацию коней в качестве средства для передвижения и перемещения грузов.

К 60-м гг. прошлого века эта лошадиная порода уже стала настолько малочисленной, что приобрела статус исчезающей. Однако в ряде хозяйств ее разведение продолжалось. Благодаря этому удалось сохранить этот подвид.

Внешний вид и характер

Татарские кони обладают невзрачной внешностью. Животные имеют сухое строение тела и низкий рост. Глядя на внешний вид лошадей татарской породы, можно подумать, что у них невысокая работоспособность, но это мнение ошибочно.

Характеристики этой лошади:
  • вес — от 330 до 460 кг;
  • рост (в холке) — от 130 до 136 см;
  • строение тела — сухое;
  • ноги имеют среднюю длину, жилистые;
  • профиль — прямой;
  • голова — крупная;
  • уши — прямостоячие;
  • масть — темно-золотистая, золотистая, коричневатая, с беловатой гривой и хвостом.

И жеребцы, и кобылы татарской породы обладаю хорошей выносливостью и физической силой. Животные отличаются развитой мускулатурой, поэтому они могут без остановки преодолевать крайне длинные дистанции. За 24 часа татарская лошадь способна преодолеть расстояние до 300 км. Без остановок она может передвигаться в течение 7-9 часов.

Представители татарской породы послушные и умные, имеют спокойный нрав. Они слушают команды своего наездника, поэтому с управлением животным не возникает проблем.

Агрессия этим скакунам не присуща. Лошади быстро привыкают к человеку и с удовольствием слушаются его. Кроме того, эти животные отлично ладят с детьми.

Кони данной породы подходят как для верховых прогулок, так и для физического труда.

Плюсы и минусы породы

К преимуществам лошади татарской породы следует отнести такие качества:
  • покорность;
  • смелость;
  • необычайная выносливость — животным не требуются утепленные конюшни, они с легкостью переносят жару, холод и резкие температурные перепады;
  • способность самостоятельно добывать пищу — татарские скакуны потребляют в пищу подножный корм и могут добывать пропитание даже из-под снежных завалов;
  • татарские жеребцы могут использоваться в качестве охранников табуна, потому что они не бояться диких зверей и могут рассматривать в качестве противника даже дикого медведя;
  • небольшое потребление корма — для 1 скакуна необходимо около 1 кг сена в день.
Несмотря на множество достоинств, у этой породы имеются и недостатки. Среди них выделяются следующие:
  • у лошадей этого подвига иногда развивается воспалительный процесс в тканях копыт;
  • скакуны часто страдают дерматологическими болезнями;
  • у представителей этой породы возможны проблемы с сердечной мышцей и обморочные припадки;
  • по мере взросления у этих животных повышается вероятность возникновения заболеваний суставов.

Учитывая риск проблем со здоровьем, татарским лошадям необходим особо тщательный уход. Под конец дня владельцы таких лошадок должны поливать им копыта охлажденной водой, чтобы устранить напряжение. Кроме того, животным нужно регулярно чистить кожные покровы и каждую недель мыть хвост и гриву, а также регулярно осматривать копыта на наличие воспаления. При любом ухудшении самочувствия лошади следует обращаться к ветеринару.

Татарская лошадь сегодня

Сегодня татарских скакунов почти не осталось. Согласно разным информационным источникам, представителей этой породы осталось около 10 голов, поэтому она на грани исчезновения.

Татарстанское Министерство продовольствие и сельского хозяйства планирует возродить эту лошадиную породу.

« В мае 2011 года я обратился с письмом к президенту РТ Р. Миниханову., что хочу подарить ему своего жеребца татарской породы, с тем условием, что он на нем проедет круг на празднике Сабантуй, и чтобы татарские кони, как татарский бренд, будет представлен на Всемирной Универсиаде в 2013 году. О моем предложение сообщили в газете «Звезда Поволжья» и др. На основании этого письма ко мне приехали из Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан. По запросу Министерства сельского хозяйства Московский институт по коневодству в Рязани подтвердил, что это действительно жеребец татарской породы.

В августе 2011 года в республике в телепередаче было объявлено, что создаётся программа «Развитие коневодства и конного спорта в Республике Татарстан на 2012 2015 годы и на период до 2020 года». На эту программу будет выделено 2,5 млрд. рублей. Меня обеспокоило, что деньги опять пойдут лишь на арабских и английских скакунов. Мои опасения косвенно подтвердились. Поэтому я вынужден был обратиться с письмом к правительству Татарстана (в Госсовет и к президенту) с предложением включить в эту программу также и лошадей татарской породы. Общественность Татарстана поддержала мою инициативу. Эта тема обсуждалась на многих газетах, сайтах в поддержку возрождения татарских коней. Получил ответ из Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, что разрабатывается проект программы, в котором одной из задач является восстановление татарской породы лошадей путем подбора и селекции мясомолочного направления. Целый год велась моя переписка с Верховным Советом Татарстана и Министерством сельского хозяйства и продовольствия республики Татарстана о том, что для мясомолочной продукции есть много других пород тяжеловозных лошадей и для этого не надо заниматься селекцией татарских пород. А Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан целесообразно возрождать татарских коней на развитие конноспортивного и туристического направления, как важного этнокультурного наследия.

Археологические экспедиции, проводившиеся во Внутренней Монголии, утверждают, что более II тыс. лет до н. э. на этой территории жили кочевые племена, резко отличавшиеся от культуры Китая. Китайские источники всех кочевников, живших на севере от границы Китая, называли хиен-ну, та-та, та-да, датаны, что на нашем языке – татары. Местожительство этих древних татар точно определено в «Цзиньшу». Татарская земля на юге соединялась с уделами Янь и Чжао (современные провинции Хэбэй и Шаньси), на севере достигали Шамо, на востоке примыкали к северным, то есть границы распространения древних татар совпадали с современными границами Внутренней Монголии (КНР). Важным достижением татар было освоение степных просторов современной Монголии. Территория Южной Маньчжурии, современной Внутренней Монголии (КНР), современной Монголии и Южной Сибири была татарской территорией. Русский ученый В.П.Васильев, долгое время проработавший в Китае, считал, что первые татары появились в Южной Маньчжурии, а затем началось их расселение в районе Ордоса – горы Иншань (Внутренняя Монголия КНР), в направлении Татарской степи и Северо-Западной Монголии, далее до Джунгарских ворот, Северного Казахстана, Алтая, Южной Сибири, Южного Урала, Нижней и Средней Волги и на запад до причерноморских степей, Передней Азии и Скандинавии. Махмуд Кашгари, обширный район между Северным Китаем и Восточным Туркестаном называл Татарской степью. В течение многих тысячелетий татары (тюрки)-кочевники из маленького этноса превратились в суперэтнос и расселились по всей терри­тории Великой степи.


Главным занятием древних татар было кочевое скотоводство. Наряду со скотоводством большую роль играла охота. Облавная охота требовала специальной выучки загонщиков и охотников. Это было очень полезным потому, что охота воспитывала воинскую доблесть, учила тактике и стратегии боя. Татары-кочевники для передвижения использовали лошадь. О них говорилось так: «Они появлялись на свет божий в седле лошади и умирали и погибали сидя в седле. Их родиной была спина лошади». Использование лошади послужило тому, что кочевники могли оторваться от привычной почвы, им открылись дали и свобода передвижения, возможность создания новой боевой техники, к появления людей, способных приучить лошадь и подчинить своей воле, проявить личное мужество наездника и воина, оценить красоту животного. И эти качества Запад и Восток оценил на себе. Татарское слово «ир-ат» переводится на русский как мужчина-конь. Видимо, было немыслимо представить татарских мужчин в старину без коня. Такое схожее слово есть только в греческом мифе – кентавр. Постоянно на коне в лютый мороз и знойную жару, в дождь и ветер – такой обычный повседневный образ жизни превращал кочевника в выносливого воина на войне. Привыкшие к суровым условиям жизни, они способны были выносить всяческие неудобства и лишения и с мужеством переносили все тяготы походной и военной жизни.

2–3 тысячи лет назад, когда между татарами и китайцами шли кровопролитные войны, китайские ученые подробно описали татарских коней. За 2–3 тысячи лет они почти не изменились и распространились по всей Евразии. Как люди во всем мире разные, так и кони бывают разные. Чем же отличаются татарские кони от других коней? Во-первых, своей внешностью. Татарские кони заметно разнились от других пород того времени прежде всего необычной мастью. Кобылицы обладали светло-булатной (золотой) мастью, белой гривой и белым хвостом. Жеребцы обладали темно-буланой мастью, точнее, светло-гнедой с золотистыми отливами на туловище. Эти лошади отличаются высокой плодовитостью. Грудь у них широкая, шея толстая, голова большая, а туловище массивное. Несмотря на это, ноги у них короткие и тонкие. Они схожи с горными баранами. Рост у них 135–145 см. По европейским стандартам, кони должны быть высотой 160–175 см. Поэтому татарских коней принято называть низкорослыми. Они очень легко выносят и холод и жару (40–45 градусов), им не нужны теплые конефермы. Татарские кони по природе иноходцы (юргалар), быстроходные и способны на протяжении 7–8 часов находиться в непрерывном движении, поэтому на длинных дистанциях им нет равных. В день могут пробегать до 150–200 км и так на продолжении 10 дней. И еще одна важная отличительная их черта – они уже рождаются иноходцами.

Зимой жеребцы как лоси разгребает из-под снега траву. Когда овцы и кобылы, стоящие в стороне, видят, что жеребец откопал корм, они прибегают и начинают кушать. Жеребец поев с ними, переходит на другое место и начинает вновь копать снег. Жеребцы охраняют стадо от волков. Они бесстрашны, бывают случаи, что вступают в схватку даже с медведем. Татарские кони так неприхотливы в еде, что на них можно проехать, не боясь, через всю Вселенную.

В те далекие времена конница решала исход любой битвы, поэтому для любой армии нужны были подготовленные для войны кони. Они отличались боевыми качествами, помогая всаднику, кусали и топтали противника. Не напрасно Чингиз-хан в своих походах использовал этих коней. Таких коней требовалось, как правило, до сотен тысяч. Табуны татарских скакунов выпасались издревле на берегах Енисея, предгорий Монгольского Алтая, в лесостепной зоне Маньчжурии, в районе Хинганских гор, в Ордосе – современной территории Внутренней Монголии (КНР), Северном Китае вдоль Китайской стены.

Белые татары онгуты (китайцы называли татар черными и белыми, но не по цвету кожи, а по их просвещенности, кто принимал китайскую культуру) владели несметными табунами и бескрайними пастбищами на территории современного Северного Китая. Жили онгуты на границах с Китайской империей Цзинь. А по сведениям Рашид-ад-дина, это «был народ особый, несли охрану границ Цзинь, вдоль Великой Китайской стены». Они всегда были верны тунгусо-маньчжурской династии, а точнее, чжурчженьским государям. И Чингиз-хан перед походом решил подружиться с вождем белых татар Ала-Кушем с целью заполучения этих коней. Предложение взять в жены одну из чингизидок Ала-Куш не отверг. В результате чего он стал Гурганом (зятем Чингиз-хана) и вошел в ближайшее его окружение. В списках вошедших в ближайшее окружение он значился как Алахуш-Дигитхури гурган. Ала-Куш, став зятем Чингиз-хана подарил ему сотни тысяч татарских коней. Бату-хан в 1236 году, сидя на татарских (онгутских) лошадях, возглавил западный поход. Вернувшись из Европы, Батый-хан начал расселять по всему улусу свое войско, мобилизованное специально для похода. Два тюменя (20 тысяч с семьями) чжурчженей (маньчжуров) и большую часть татар-онгутов расселили в Прикамье, Приуралье. Другая часть татар-онгутов была переселена в современные оренбургские и северно-казахстанские степи. Впоследствии онгуты и мангыты составили основную часть Ногайской орды. Татары-онгуты и чжурчжени привезли на берега Волги с далекой Великой Китайской стены свою родную татарскую музыку пентатонику, которая похожа с музыкой китайцев и монголов. Татары-онгуты были союзниками чжурчженей (маньчжу­ров). Именно они составляли большую часть татаро-монгольского войска в за­падных степях. Они переняли у своих союзников маньчжуров их символы. И мань­чжурский дракон на знаменах татар оказался в степях Европы, а затем и гербом города Казани. Татары-онгуты в Поволжье и Западном Казахстане разводили в большом количестве и татарских коней.

До революции татарских коней называли еще и ногайскими. И ещё об одном источнике, где говорится следующее: “В Россию лошади приводятся из Татарии Ногайской. Они роста среднего, весьма удобны для работы. Овес принимают мало… Ногайцы ежегодно присылают на продажу в Москву до 40000 коней … ” Таким образом, можно считать установленным, что в течение сотен лет на конское поголовье России большую роль сыграло коневодство татар, ногайцев и других кочевников. (Книга о лошади. том III. М. Госиздат сельхозлитература. 1959 г.). Обычно русские бояре выезжали на поле боя на высоких русских конях. Кони были не выносливые, скакать могли несколько километров. Но на высоком коне боярин показывал свое верховенство. Дворяне скакали на низкорослых юрких татарских конях.

Русские крестьяне предпочитали покупать татарских коней, так как они потребляли мало корма: в день 1–2 килограмма овса и несколько кг сена, шерсть у них твердая, поэтому они редко болеют. На татарских конях можно скакать верхом или запрягать их в телегу. В малом крестьянском хозяйстве, нет надобности, таскать большие грузы. Высокие лошади в день потребляют 5 – 6 килограмма овса и много сена. Начиная с Петра I в Россию стали завозить высоких европейских лошадей. В государственном масштабе строились конезаводы. Европейских лошадей использовали в основном на рудниках, заводах и фабриках для тяги тяжелых грузов. Но крестьяне их редко приобретали, предпочитая иметь татарских коней. До революции общепринято было этих коней называли - татарскими конями.

В 30 годы XX века, в период коллективизации, татарских коней под предлогом, что для колхозов нужны сильные лошади, пустили под нож. В советский период во все тюркские республики, в том числе и в Татарстан, из русских областей, из Прибалтики, Европы стали завозить разных тяжеловозов, высоких лошадей, в том числе и гибридных. Вот они и представляли в тот период колхозных лошадей, которые сохранились до сегодняшних дней.

В период Великой Отечественной войны из Татарстана много поголовья лошадей забрали на войну. А после войны, мотивируя тем, что кони в современное время не нужны, а в колхозы поступают трактора и машины, перестали заниматься разведением лошадей. И, что интересно, в Татарстане запретили татарам ездить на седлах. К 60-м годам в Татарстане полностью исчезли татарские кони, а заодно исчезло и название татарские кони. Уничтожение татарских коней, видимо, было обусловлено не только экономическими расчетами, но и политическими. История татар неразрывна, связана с татарскими конями, и если их не будет, то история татар будет неполноценной. Но, несмотря на все ухищрения, эти лошади сохранились незначительно в Башкирии, на Алтае, в Хакасии, Казахстане, Киргизии, Туве, которая вошла в состав Советского Союза в 1944 году. В 60-х годах местным коням стали давать коды. Так в Башкирии татарские кони стали башкирскими, в Алтае – алтайскими, в Киргизии – киргизскими и т.д.

В 2010 – 2011 годах о татарских конях было написано много статей, которые были опубликованы в газетах «Звезда Поволжья», «Ватаным Татарстан», и т.д в сайтах Татар Уян, на Казахском сайте Алтын Орда и т.д. На основании этих статей в Башкортостане приняли программу по возрождению башкирских коней, а в Казахстане – по возрождению адайской (ногайской) породы лошадей.

В 2011 году в средствах массовой информации прошло сообщение о разрабатываемой в Татарстане Программе по развитию коневодства и конного спорта на 2013 – 2015 гг., на которую должны потратить 2,5 млрд. рублей. К нашему великому удивлению, в этой программе уделяется внимание английским, арабским, французским, американским, русским и др. коням, а татарским нет. Вот тогда и возникло решение о создании Ассоциации “Татар аргамаклар”. Целью ассоциации была пропаганда татарских коней. Для возрождения татарских коней в Татарстане необходимо закупать их в Туве, на Алтае, в Казахстане. Численность таких коней в Татарстане должна быть доведена до 5 тыс. голов. Тогда они вернут свое историческое название – «Татарские кони». И как на Алтае, в Туве, Казахстане, Киргизии можно в Татарстане проводить конные скачки – Байга на 20, 40, 100 км. Татарские кони должны участвовать на празднике Сабантуй и быть татарским брендом. Татарскому коню надо обязательно поставить памятник. И было неплохо, если бы они участвовали бы на открытии Универсиады в 2013 году.

К сожалению, у нас в республике у управляющей верхушки в почете арабские и английские лошади. Для них находят и корма. Их лелеют, заботятся, ими восхищаются, разводят и пропагандируют. Хотя они не являются национальной гордостью республики. В Аравийском полуострове до 7 века не было коней. Арабы пользовались верблюдами. После исламских походов арабам в трофеи достались разные кони. Тогда арабы решили заиметь и своих коней. Они стали скрещивать коней, чтобы получить коней, которые могли жить на жарких арабских землях. Им удалось вывести такую породу, которую назвали арабской. В крови арабской лошади есть ферменты, которые при температуре свыше 30–35 градусов жары разжижают кровь, кони начинают скакать с большой скоростью, но пробегают они не более 1–7 км. В Татарстане температура резко континентальная и такой жары нет. Поэтому в Татарстане арабские кони не показывают хороших результатов на резвость. Содержать арабских коней очень дорого. Им нужны теплые конефермы, питаются они финиками, фруктами, бананами и т.д. То же самое можно сказать и про английских коней. В 1750 году путем скрещивания скандинавской лошади с арабской получили английскую лошадь. И обслуживание данной лошади тоже очень дорого. Сегодня английских, арабских коней разводят в большом количестве на конефермах в Англии, Америке, Испании, во многих арабских странах. Кони очень дорогие, от 300 тысяч и выше. Сейчас в мире идет перепроизводство этих лошадей. Затруднения есть с их продажей. Недостатком этих лошадей после 5 лет скачек является то, что не знают, куда их потом девать. В деревне покупатель не находится, так как их нельзя задействовать в работе. Мясо получается дорогое. Для туризма это удовольствие тоже очень дорогое, да и ездить на них могут только профессионалы.

Дело в том, что татар сегодня очень многие относят к земледельческой нации. Оседлым народом татары стали пятьсот лет тому назад, но кони у татар всегда были в полной боевой готовности, а это означает, что в татарах еще жил дух кочевого мира. Еще во времена Пугачева в каждом татарском дворе держали до 20 коней. Еще в начале XX века в татарских семьях в деревнях держали в среднем по две лошади. К сожалению, из всех тюркских народов только татары сегодня отвернулись от своих коней, хотя татарские кони сделали историю для татар. Татар выбили из седла и они стали обозниками. Телеги татары могут делать, а как делать седла забыли. И Татарстан закупает седла за границей из Финляндии, Франции. Мне самому пришлось ехать в Башкирию, чтобы купить там седла. Конь в любом дворе, подворье, усадьбе приносит счастье и их в глубокую старину неслучайно предки называли небесными конями и роняли горькие слезы, когда кони гибли на поле брани. Забывать об этом не стоит. Хочется верить, что скоро и на наших ипподромах будут испытываться на выносливость татарские кони.

Безертинов Рафаэль.

Журнал «Түгәрәк уен» № 3. Казань. 2012 г.

Татарские кони

В мае 2011 года я обратился с письмом к президенту РТ Миниханову Р., что хочу подарить ему своего жеребца татарской породы. С условием, чтобы он на нем проехал круг на празднике Сабантуе и чтобы эти кони, как татарский бренд, были представлены на Всемирной Универсиаде в 2013 году. О моем предложение сообщили в газетах „Звезда Поволжья” и др. На основании этого письма ко мне приехали из Министерства сельского хозяйства и продовольствия республики Татарстан. По их запросу в Москве подтвердили, что это действительно лошади татарской породы.

В августе 2011 года в республике в телепередаче было объявлено, что создаётся программа “ Развитие коневодства и конного спорта в Республике Татарстан на 2012-2015 годы и на период до 2020 года”. На эту программу будет выделено 2,5 млрд. рублей. Меня обеспокоило, что деньги опять пойдут лишь на арабских и английских скакунов. Мои опасения косвенно подтвердились. Поэтому я вынужден был обратиться с письмом правительству Татарстана (в Госсовет и президенту) с предложением включить в программу “Развитие коневодства и конного спорта в Республике Татарстан на 2012-2015 годы и на период до 2020 года” также и лошадей татарской породы. Общественность Татарстана подержала мою инициативу. Эта тема обсуждалась на многих сайтах в поддержку возрождения татарских коней. Получили ответ из Министерства сельского хозяйства и продовольствия республики Татарстан, что разрабатывается проект программы, в котором одной из задач является восстановление татарской породы лошадей путем подбора и селекции мясомолочного направления. Целый год велась моя переписка с правительством Татарстана и Министерством сельского хозяйства и продовольствия республики Татарстана, о том, что татарские лошади с точки зрения мясо-молока невыгодны, они малогабаритные. Целесообразно Министерству сельского хозяйства и продовольствия республики Татарстан возрождать татарских коней на развитие конноспортивного и туристического направления, как важного этнокультурного наследия. Правительство Татарстана (Госсовет и президент), а также Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан отказало мне и общественности в просьбе о развитии татарской породы лошадей и не включили их в программу развития коневодства и конного спорта в Татарстане. Программа “ Развитие коневодства и конного спорта в Республике Татарстан на 2012-2015 годы и на период до 2020 года”, не отвечает интересам татарского народа, так как она не предусматривает развитие татарских лошадей.

Археологические экспедиции, проводившиеся во Внутренней Монголии, утверждают, что более II тыс. лет до н. э. на этой территории жили кочевые племена, резко отличавшиеся от культуры Китая. Китайские источники всех кочевников, живших на севере на границе Китая, называли хиен-ну, та-та, та-да, датаны , что на нашем языке татары. Местожительство этих древних татар точно определено в «Цзиньшу». Татарская земля на юге соединялась с уделами Янь и Чжао (совремнные провинции Хэбэй и Шаньси), на севере достигали Шамо, на востоке примыкали к северным, то есть, границы распространения древних татар совпадали с современными границами Внутренней Монголии (КНР). Важным достижением татар было освоение степных просторов современной Монголии. Территория Южной Маньчжурии, современной Внутренней Монголии (КНР), территория современной Монголии и Южная Сибирь была татарской территорией. Русский ученый В. П. Васильев, долгое время проработавший в Китае, считал, что первые татары появились в Южной Маньчжурии, а затем началось расселение в районе Ордоса – горы Иншань (Внутренняя Монголия КНР) в направлении Татарской степи и Северо-Западной Монголии. Оттуда далее до Джунгарских ворот, Северного Казахстана, Алтая, Южной Сибири, Южного Урала и Нижней и Средней Волги и далее на запад до причерноморских степей, Передней Азии и Скандинавии. Махмуд Кашгари, обширный район между Северным Китаем и Восточным Туркестаном, называл «Татарской степью». В течение многих тысячелетий татары (тюрки) – кочевники из маленького этноса превратились в суперэтнос и расселились по всей терри­тории Великой степи.

Главным занятием древних татар было кочевое скотоводство. Наряду со скотоводством большую роль играла охота. Облавная охота требовала специальной выучки загонщиков и охотников. Это было очень полезным потому, что охота воспитывала воинскую доблесть, учила тактике и стратегии боя. Татары – кочевники для передвижения использовали лошадь. О них говорилось так “Они появлялись на свет божий в седле лошади и умирали и погибали сидя в седле. Их родиной была спина лошади”. Использование лошади послужило тому, что кочевники могли оторваться от привычной почвы, им открывались дали и свобода передвижения, возможность создавать новую, превосходящую прежнюю боевую технику, к способствовало появлению людей, способных приучить лошадь и подчинить ее своей воле, проявлять личное мужество воину наезднику, оценивать красоту и ум животного. И эти качества были оценены Западом и Востоком. Татарское слово ир-ат – переводится дословно на русский язык как мужчина – конь . Видимо было немыслимо представлять татарских мужчин в старину без коня. Схожий образ есть только в греческой мифологии – кентавр. Постоянный на коне в лютый мороз и знойную жару, дождь и ветер, такой обычный повседневный образ жизни превращал кочевника в выносливого воина на войне. Привыкшие к суровым условиям жизни, кочевники способны были выносить всяческие неудобства и лишения, и мужественно переносили все тяготы походной и военной жизни.

2-3 тысячи лет назад, когда между татарами и китайцами шли кровопролитные войны, китайские ученые подробно описали татарских коней. За 2-3 тысячи лет они почти не изменились и распространились по всей Евразии. Как люди разные во всем мире, так и кони разные. Чем же отличаются татарские кони от других коней? Во – первых своей внешностью. Татарские кони заметно разнились от других пород того времени, прежде всего, необычной мастью. Кобылицы обладали светло-булатной (золотой) мастью, белой гривой и белым хвостом. Жеребцы обладают темно-буланой мастью, точнее светло-гнедой с золотистыми отливами на туловище. Эти лошади, прежде всего, отличаются высокой плодовитостью. Груди у них широкие, шея толстая, голова большая, а туловище массивное. Несмотря на это ноги у них короткие и тонкие. Они схожи с горными баранами. Рост у них 135-145 см. По европейским стандартам кони должны быть высотой 160-175 см. Поэтому татарских коней принято называть низкорослыми. Они очень легко выносят и холод и жару (40-45 градусов), им не нужны теплые конефермы. Татарские кони по природеюргалар (иноходцы), быстроходные и способны на протяжении 7-8 часов находиться в непрерывном движении, поэтому на длинных дистанциях им нет равных соперников. В день могут пробегать до 150-200 км и так на продолжении 10 дней. И еще одна очень важная отличительная их черта – они уже рождаются иноходцами.

Зимой жеребцы как лоси разгребают из под снега траву. Когда овцы и кобылы стоящие в стороне увидять, что жеребец откопал корм, они прибегают и начинают есть. Жеребец с ними поев переходит на другое место и начинает вновь копать снег ищя корм. Жеребцы охраняют стадо от волков. Они бесстрашны, бывают случаи, что вступают в схватку даже с медведем. Татарские кони так неприхотливы в еде, что на них можно проехать, не боясь, через всю Вселенную.

В те далекие времена конница решала исход любой битвы, поэтому для любой армии нужны были подготовленные для войны кони. Они отличались боевыми качествами, помогая всаднику, кусали и топтали противника. Не напрасно Чингиз-хан в своих походах использовал этих коней. Таких коней требовалось, как правило, до сотен тысяч. Табуны татарских скакунов выпасались издревле на берегах Енисея, предгорий Монгольского Алтая, в лесостепной зоне Маньчжурии, в районе Хинганских гор, в Ордосе – современной территории Внутренней Монголии (КНР) Северном Китае вдоль китайской стены.

Татарское войско формировалось из отрядов конницы. Основным оружием легковооруженного татарского всадника были лук, копье, сабля и щит. Главными особенностями военной стратегии у татар была, внезапность проникновения кавалерийских эскадронов в глубокий тыл противника, сеяние паники и хаоса, опустошить вражескую территорию, разрушить все коммуникационные связи и ударить в тыл защитникам границы, а затем, если надо, уйти по возможности без потерь. Основная тактика татар состояла в изматывании противника и в неожиданных налетах. Татары стремились атаковать противника кавалерийской лавой, когда тот уже дрогнул, нарушил построение и начинал отступать. В этот момент можно было решительной атакой ускорить победу, нанести врагу сокрушительное поражение. Татары, если побеждали, то дружно рубили врага, но если противник побеждал их, то они не считали позором отступать рассеявшись. Одно из главных достоинств татарского воина – меткость при стрельбе из лука. Наилучшее мастерство конного лучника считалось не только на скаку стрелять вперед, но и отпустив вожжи повернувшись назад метко стрелять по врагу. Это было обычной, традиционной частью тактики татар заманивать врага в засаду. Враг, предполагая, что татары убегают, пытался добить их и попадал в засаду. Татары при отступлении (будто бы при бегстве) разворачивались на седле и успевали метко поражать стрелами противника, нанося им урон ещё до засады. Воин должен был уметь не только метко стрелять, но и искусно избегать стрел, то привставая на стременах, то притворно падая навзничь. Причем конь также должен был увертываться от стрел, делая прыжки и прочее. Боевого коня обучали врезаться в строй врага и топтать пеших воинов. Не будь таких коней под седлами кочевников Атиллы и Чингисхана, вряд ли мы знали что-либо о “потрясателях Вселенной”.

Белые татары онгуты (китайцы называли татар черными и белыми, но не по цвету кожи, а по их просвещенности, кто принимал китайскую культуру), владели несметными табунами и бескрайними пастбищами на территории современного Северного Китая. Жили онгуты на границах с Китайской империей Цзинь. А по сведениям Рашид-ад-дина это “был народ особый, несли охрану границ Цзинь, вдоль Великой китайской стены”. Они всегда были верны тунгусо-маньчжурской династии, а точнее чжурчженьским государям. И Чингисхан перед походом решил подружиться с вождем белых татар Ала-Кушем с целью заполучения этих коней. Предложение взять в жены одну из чингизидок, Ала-Куш не отверг. В результате чего он стал Гурханом (зятем Чингисхана) и вошел в ближайшее его окружение. В списках, вошедших в ближайшее окружение, он значился как Алахуш-Дигитхури гурган. Ала-Куш, став зятем Чингисхана, подарил ему сотни тысяч татарских коней. Батый хан в 1236 году сидя на татарских (онгутских) лошадях возглавил Западный поход. Вернувшись из Европы, Батый-хан начал расселять по всему улусу свое войско, мобилизованное специально для похода. Два тюменя (20 тысяч воинов со своими семьями) чжурчженей (маньчжуров) и большая часть татар онгутов расселились в Булгарии, Прикамье, Приуралье. Другая часть татар онгутов была переселена в современные оренбургские и северно-казахстанские степи. В последствии, онгуты и мангыты составили основную часть Ногайской орды. Татары-онгуты и чжурчжени привезли на берега Волги с далекой Великой китайской стены свою родную татарскую музыку пентатонику. Татары онгуты были союзниками чжурчженей (маньчжу­ров). Именно они, составляли большую часть татаро-монгольского войска в за­падных степях. Они переняли у своих союзников маньчжуров их символы. И мань­чжурский дракон на знаменах татар оказался в степях Европы, а затем стал гербом Казани. Вместе с татарами онгутами в Поволжье и в Западном современном Казахстане поселились в большом количестве и татарские кони.

Величие и могущество татар было в том, что они были лучниками на коне. Техническое оружие, которое дало им большое преимущество над оседлыми людьми, было невероятно подвижная кавалерия опытных лучников. Китайцы, персы тоже не пренебрегали этим оружием. С третьего века до н. э. китайцы приспособили свою одежду для верховой езды и в войне применяли кавалерию. И Персия со времен парфян знала цену дождя стрел, доставляемого вихрем отступающих конников. Однако китайцы, персы, русские, поляки или венгры никогда не смогли сравняться с татарами и монголами в этой области. Обученный с детства ездить на коне галопом через обширное раздолье степи, привыкший к терпеливому выслеживанию добычи и ко всем уловкам охоты, от которой зависела его пища, то есть его жизнь, он был непобедим. Кочевники старались по возможности не вступать в прямые столкновения даже будучи внезапно атакованными. Они могли исчезнуть, появиться вновь, преследовать врага, не опасаясь быть схваченными самим, гнать противника, утомить его и, наконец, свалить обессиленного, подобно поставленной игре. Уловки этой подвижной и внезапной кавалерии развивали коллективный интеллект, обуславливающее и технологичное превосходство кочевников. Веками продолжавшееся положение вдруг переменилось в 17 веке н. э. Появилась артиллерия. В 1696 году император Шэнь-чжу лично возглавил китайское войско, оснащенное артиллерией запад­ного образца, и в решающем сражении возле г. Урги (Улан-Батор) он разгромил монгольское войско. Впервые и навсегда военная техника изменила лагеря. В течение нескольких часов традиционное превосходство кочевника ушло в прошлое.

Татары были вышиблены из седла после взятия Казани московскими войсками Ивана Грозного в 1552 году. И с того периода татары живут в обозе истории. До революции татарских коней называли еще и ногайскими. В одном источнике говорится следующее: “В Россию лошади приводятся из Татарии Ногайской. Они роста среднего весьма удобны для работы. Овес принимают мало… Ногайцы ежегодно присылают на продажу в Москву до 40000 коней … ”. Таким образом, можно считать установленным, что в течение сотен лет на конское поголовье России большую роль сыграло коневодство татар, ногайцев и других кочевников. (Книга о лошади, том III. Госиздат сельхозлитература. Москва. 1959 г.). Обычно русские бояре выезжали на поле боя на высоких русских конях. Кони были не выносливые, скакать могли только несколько километров. Но на высоком коне, боярин показывал свое верховенство. Дворяне скакали на низкорослых юрких татарских конях.

Русские крестьяне предпочитали покупать татарских коней, так как они потребляли мало корма. В день 1-2 кг овса и несколько кг сена, шерсть у них твердая и поэтому они редко болеют. На татарских конях можно скакать верхом или запрягать в телегу. В малом крестьянском хозяйстве, нет надобности, таскать большие грузы. Высокие лошади в день потребляют 5-6 кг овса и соответственно много сена. Начиная с Петра I в Россию стали завозить высокие европейских лошадей. В государственном масштабе строились конезаводы. Европейских лошадей использовали в основном на рудниках, заводах и фабриках, для были нужны тяги тяжелых грузов. Но крестьяне их редко приобретали, предпочитая иметь татарских коней. До революции общепринято было этих коней называть татарскими конями.

В 30 годы XX века в период коллективизации, под предлогом нужды для колхозов сильных лошадей, татарских коней пустили под нож. В Советский период во все тюркские республики, в том числе и в Татарстан, из русских областей, из Прибалтики, Европы стали завозить разных тяжеловозов, высоких лошадей, в том числе и гибридных. Вот они и представляли в тот период колхозных лошадей, которые сохранились по сегодняшний день.

В период Великой Отечественной войны из Татарстана очень много поголовья лошадей забрали на войну. А после войны, мотивируя тем, что кони в современное время не нужны, в колхозы стали поступать трактора и машины, перестали заниматься разведением лошадей. И что интересно в Татарстане запретили татарам ездить на седлах. К 60 годам в Татарстане полностью исчезли татарские кони, а заодно исчезло и название “татарские кони”. Уничтожение татарских коней видимо было обусловлено не только экономическими расчетами, но и политическими. История татар неразрывно связана с татарскими конями, и если их не будет, то история татар будет ущербной. Но, несмотря на все ухищрения, эти лошади сохранились незначительно в Башкирии, на Алтае, в Хакасии, Казахстане, Киргизии, в Туве, которая вошла в состав Советского Союза в 1944 году. В 60 – годах местным коням стали давать коды. Так в Башкирии татарские кони стали башкирскими, в Алтае – алтайскими, в Киргизии – киргизскими и т. д. Так исчезло название “татарские кони”.

В 2010-2011 годах о татарских конях было написано много статей, которые были опубликованы в газетах Звезда Поволжья, Ватаным Татарстан, и т. д. на сайтах “Татар Уян”, казахском сайте “Алтын Орда” и т. д. Авторами многих статей был журналист, много лет проработавший на киргизском телевидении комментатором по конному спорту Наркас Мулладжанов и другие. На основании этих статей в Башкортостане приняли программу по возрождению башкирских коней, а в Казахстане программу по возрождению адайской (ногайской) породы лошадей.

В августе 2011 году в средствах массовой информации прошло сообщение разрабатываемой в Татарстане Программы по развитию коневодства и конного спорта на 2013-2015гг., на которое должны потратиться 2,5 млрд. рублей. К нашему великому удивлению в этой программе уделяется внимание английским, арабским, французским, американским, русским и т. д. породам коней, а татарским нет. Вот тогда и возникло решение о создании Ассоциации “Татар аргамаклар”. Целью ассоциации была пропаганда татарских коней. Для возрождения татарских коней в Татарстане, необходимо закупать их в Туве, на Алтае, Казахстане и т. д. Здесь они вернут свое историческое название – “Татарские кони”. Как в республике Алтай, Туве, Татарстане, Казахстане, Киргизии проводить конные бега – Байга на 20, 40, 100 км. Татарские кони должны участвовать на празднике Сабантуй, и быть татарским брендом. Татарскому коню надо обязательно поставить памятник. И было бы неплохо, если бы они участвовали на открытии Универсиады в 2013 году.

К сожалению, у нас в республике у правящей верхушки в почете арабские и английские кони. Для них находят и корма. Их лелеют, заботятся, ими восхищаются, разводят и пропагандируют. Хотя они не являются национальной гордостью республики. В Аравийском полуострове до 7 века не было коней. Арабы пользовались для своих нужд верблюдов. После исламских походов арабам в трофеи достались разные кони. Тогда арабы решили заиметь и своих коней. Они стали скрещивать коней, чтобы получить таких, которые могли существовать в жарких арабских землях. В течении сотен лет им удалось вывести такую породу, которую назвали “арабская”. В крови арабской лошади есть ферменты, которые при температуре свыше 30-35 градусов жары разжижают кровь и кони начинают скакать с большой скоростью, но пробегают они не более 1-7 км. В Татарстане температура резко континентальная и такой жары нет. Поэтому в Татарстане арабские кони не показывают хороших результатов на резвость. Содержать арабских коней очень дорого. Им нужны теплые конефермы, питаются они финиками, фруктами, бананами и т. д. Тоже самое можно сказать и про английских коней. В 1750 году путем скрещивания скандинавской лошади с арабской получили английскую лошадь. И обслуживание данной лошади тоже очень дорого. Сегодня английских, арабских коней разводят в большом количестве на конефермах в Англии, Америке, Испании, во многих Арабских странах и т. д. Кони очень дорогие, от 300 тысяч и выше. Сейчас в мире идет перепроизводство этих лошадей. Затруднение происходит в их продаже. Недостатком этих лошадей является, то, что разводчики не знают, куда их девать после 3 лет скачек. В деревне покупатель не находится, так как их нельзя задействовать в работе. Мясо получается дорогое. Для туризма это удовольствие тоже очень дорогое, да и ездить на них могут только профессионалы.

Дело в том, что нас татар сегодня очень многие относят к земледельческой нации. Оседлым народом татары стали пятьсот лет тому назад, но кони у татар всегда были в полной боевой готовности, еще полтысячелетия, а это означает, что в татарах еще был жив дух кочевого мира. Еще во времена Пугачева в каждом татарском дворе держали до 20 коней. В одной из татарских деревень отряд Мехельсона конфисковал у 200 семей 4000 лошадей. Еще в начале XX веков в татарских семьях в деревнях держали в среднем по две лошади. К сожалению из всех тюркских народов только татары сегодня отвернулись от своих коней. Хотя татарские кони сделали историю для татар. Дело дошло до того что татары забыли как делать седла. И Татарстан закупает седла за границей из Финляндии, Франции и т.д. Мне самому пришлось ехать в Башкирию и купить там седло. Хочется верить, что скоро и на наших ипподромах будут испытываться на выносливость и татарские кони.

Живу я в Высокогорском районе в деревне Камаево. У меня есть два татарские коня, подаренных мне в Башкирии. Есть татарские кони и у Фарида Набиулина, который взялся их разводить и живущего в селе Карабаш Бугульминского района Татарстана. Конь в любом дворе, подворье, усадьбе приносит счастье и их в глубокую старину неслучайно предки называли небесными конями и роняли горькие слезы, когда кони гибли на поле брани. Забывать об этом не стоит.

Безертинов Рафаэль. г. Казань. 2012 г.

На сегодняшний день животных данной породы осталось очень мало, можно сказать такие скакуны это уже живая история.

Особенности

Животные больше табунные, поэтому как в зимнее время, так и в летнее они могут искать и добывать еду себе сами. От обычной лошади татарская порода лошадей отличается своей проходимостью. Данная порода без проблем может преодолеть расстояние в триста километров.

На данный момент лошадей татарской породы в Татарстане можно сосчитать на пальцах рук. Впервые татарскую породу заметили китайцы в Средней Азии и назвали они их небесными конями. Так в исторических хрониках Китая можно встретить татарских скакунов под названием «небесная лошадь». Именно Чин Гиз Хан узнал и первым понял их существенное преимущество перед другими конями. Именно на такой породе он и покорял мир.

В 1930-х годах была коллективизация, поэтому данный подвид был уничтожен. Практически все были пущены на мясо. В Татарстан они же попали из Европы.

Характеристика породы

Подвид данных животных характеризуется низким ростом, в холке достигают 135см. Внешне татарская лошадь невзрачная, маленькая, на вид со слабым корпусом. Но на самом деле порода очень крепкая, конечности достаточно сильные. Данная лошадь очень выносливая, отлично подходят для хождения под седлом, слушают и подчиняются руке своего наездника, очень любят людей, маленьких деток. Татарские лошади всегда готовы работать.

Если вы завели данное животное следует следить за ее развитием с самого детства или с того момента как она у вас появилась. Обратить внимание следует на правильное формирование и развитие мускулатуры и скелета, это очень важно, потому как с возрастом суставы у лошади будут страдать. Также внимания требуют и копыта коня, они могут воспаляться. Также кожа коней требует надлежащего ухода, потому как лошади подвержены экземам, если следить за ними не должным образом. У данной породы наблюдаются проблемы связанные с сердцем, суставами, возможны даже обмороки.

История татарских коней

Пару тысяч лет назад татары воевали с китайскими войсками, были адские войны и тогда еще китайские ученые очень четко описали лошадей противников. За это время лошадь такой породы практически не изменилась, более того она была распространена по территории всей Евразии.

Отличие татарской от других пород заключается в следующем:

  1. Внешность лошадей заметно отличается от других пород, самое первое что заметно – это масть породы. Кобылы были золотистого окраса, с белым хвостом и гривой, жеребцы же были темно-золотого окраса.
  2. Продуктивность очень отличается от других племен.
  3. Ранее их сравнивали с горными баранами, все из-за их внешних характеристик.
  4. Очень выносливы. Преодолевают сильные морозы и высокую жару, они не нуждаются в теплых фермах.
  5. Лошади отличаются своим быстрым ходом, к тому же они могут постоянно идти на протяжении 8 часов. Ни одна лошадь того времени и теперешнего не может выстоять на такие длинные дистанции. При этом за день они преодолевают около 200км. И так из дня в день.
  6. Еще одно преимущество вида перед другими то, что они рождаются иноходцами.

В зимние времена порода может сама найти себе еду подобно лосям. Они разрывают снег в поисках травы или другого корма. После того как поели, гребутся на другом месте. Также жеребцы породы отличные охранники стада, им не страшны даже волки. Лошади будто не имеют страха и поговаривают, что были случаи, когда татарская лошадь вступала в схватку с медведем. Кони абсолютно не прихотливы к пище, а значит, очень надежны в далекие поездки.

Раньше на таких конях ходили на битвы и там они себя проявляли как герои. Они помогали наезднику путем топтания противника или кусали врага.

Если не углубляться слишком в историю, а остановится на периоде ближе к нашему времени, то крестьяне очень любили татарских коней и покупали их себе, поскольку они кушали мало корма. Для работы они были как раз самое то.

Во время Великой Отечественной войны татарских коней в большом количестве забрали на войну из Татарстана. После войны данная порода не имела спроса, поскольку появилась техника, машины, а породой перестали заниматься и разводить. К тому же в Татарстане в то время запретили ездить на лошадях. 1960 год потянул за собой полное исчезновение породы из земель Татарстана, также и погибло название «татарская лошадь». К счастью некоторые края сумели сохранить племя в малом количестве, но название их начали переделывать, к примеру, в Алтае – алтайские кони, в Башкирии – башкирские и т.д.

На сегодняшнее время татарских коней пытаются возродить и вернуть их славу и историю. Ведь в татарской истории данные кони отыгрывают огромную роль, без таких лошадей у нации не было бы истории. Возрождения татарам пока дается очень сложно и довольно дорого.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!