Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Александр Салюк: «Прошедший сезон – настоящая бомба! Саша, в каком возрасте вы впервые сели за руль

Александр Салюк-младший - мастер спорта Украины международного класса по автомобильному спорту, пятикратный чемпион Украины по авторалли, единственный на постсоветском пространстве обладатель Кубка Европы, чемпион трековых и кольцевых гонок. Его называют "Flying Star" за прыжок с трамплина на чемпионате мира в Турции в 2010 году. Он не умеет ездить медленно, даже его увлечения помимо автоспорта очень быстрые и опасные: мотоцикл, лыжи.

Александр также очень приятный собеседник и с первых секунд располагает к себе. Он уверен в своих силах и считает себя абсолютно счастливым человеком. О планах на будущий сезон, лучших раллийных машинах, девушках за рулем и перспективах развития ралли в Украине - об этом и о многом другом сайт пообщался с Александром.

- Александр, расскажите, пожалуйста, о ваших планах на 2014 год. На какой машине планируете ехать, будут ли какие-то изменения в вашей команде?

Мы рассматриваем несколько вариантов. Возможно, повторим выступления этого года - Кубок Европы. Мне хочется новых вершин, а следующий шаг - это как раз чемпионат Европы. В следующем году у нас на весах Кубок и чемпионат Европы. Я склоняюсь к выбору Чемпионата, но это значительный шаг вперед - придется проехать большее количество гонок, и, конечно, они будут сложнее. Те, кто будут выходить на старт, гонщики более высокого уровня, и потому это для меня интереснее.

В 2014 году, скорее всего, первую половину сезона проедем на Fiesta R5, на которой в этом году мы дважды стартовали в чемпионате Украины. Не могу точно ответить, будем ли мы выступать за команду Астаны в 2014 году. В следующем году я вновь поеду с Евгением Червоненко. Относительно второго и третьего экипажа пока нет ясности.

- Какие этапы чемпионата Украины вы планируете проехать в следующем году?

Если мы решим ехать на чемпионат Украины, то это будут все этапы. Если уже ехать и тратить бюджет, то участвовать в полном объеме и пытаться стать чемпионами Украины.

Насколько я знаю, "Александров-Ралли" будет этапом чемпионата Европы. Потому если мы поедем на Кубок Европы, где Ялта получила коэффициент "20", то непроизвольно получится ехать какой-то из украинских этапов не в формате Чемпионата Украины, а в формате европейских первенств. ("Александров-Ралли" не вошло в календарь чемпионата Европы. - прим. сайт)

- Что для вас важнее: проехать все этапы чемпионата Украины и побороться за титул чемпиона Украины или принять участие в большем количестве этапов чемпионата Европы?


Приоритетом для любого человека является то, что наиболее ему интересно. У меня пять украинских чемпионских титулов. Будет ли их шесть или больше - не такая уж большая разница. Хорошо, если этот счет продолжится, но не в ущерб титулу, который ты хочешь получить, и которого у тебя еще не было. Конечно, хотелось бы стать призером чемпионата Европы. Приоритетом для меня будут европейские старты.

- Какие этапы чемпионата Украины вам наиболее интересны?

Для меня хорошие гонки те, которые максимально опасны. Там, где сложнее всего ехать, где рядом с дорогой не поле, а обрыв и скалы. На такой трассе ты понимаешь, что цена ошибки - это не просто проехать по инерции дальше по полю, максимум уткнуться в ров. Если ты не "договорился" с законами физики или ошибся по какой-то причине, ценой такой аварии может стать потеря здоровья, а не только разбитая машина.

В Украине в первую очередь это Ялта, которая становится очень опасной после дождя. На некоторых скоростных поворотах ты даже ощущаешь себя пассажиром, притом что у тебя руль, педали и все рычаги управления. Верх над тобой берет инерция и отсутствие сцепления с дорогой, на мгновение ты теряешь автомобиль и думаешь, когда же он уже "зацепится". Эти важные доли секунд могут оказаться фатальными, ты можешь остаться за пределами дороги. А в Ялте ты можешь в лучшем случае "облокотиться" на дерево и вернуться обратно, или же удариться об скалу, ну или совсем скатиться вниз. Наверное, там и проявляется смелость, характер, умение ехать быстро, слушать стенограмму, верить стенограмме, записать ее правильно. Проверяется слаженность экипажа.

Еще интересно, пожалуй, "Александров-Ралли", перевал Шурдин. Это притом, что там скорость порой под 200 км/ч. Когда ты привыкаешь к скорости, ты ее не ощущаешь, но потом, когда посмотришь запись со стороны, понимаешь, насколько это быстро и какой будет цена ошибки: пробитое колесо, не услышанный поворот, позднее торможение, или когда ширины дороги не хватает, чтобы на ней остаться. Я считаю, что эти две гонки - показательные в чемпионате Украины.

- Чего не хватает нашим гонщикам, чтобы побеждать в WRC?

Тяжело однозначно ответить на этот вопрос. Автоспорт - это очень дорогое удовольствие. У кого-то это хобби, кто-то этим живет. Если говорить обо мне, то я всю жизнь посвятил автоспорту и ничего лучше делать не умею. С момента, когда моя карьера только началась, и до того, что я успел сделать уже сейчас, скажу, что въехать в пятерку чемпионата мира приравнивалось бы к победе.

Наша страна не живет автоспортом. Возьмем для сравнения хотя бы Францию, где, в первую очередь, есть поддержка государства, есть отбор молодых гонщиков и много чемпионатов. Если у тебя есть талант, то ты всегда сможешь там пробиться. У нас очень много талантливых ребят, которые нашли маленькие средства, один год попробовали поучаствовать, а дальше с нулевым бюджетом, не находя ни спонсорской поддержки, ни государственной, заканчивают свою карьеру. Пробиваются единицы, когда талант сочетается с финансовой поддержкой, когда ты можешь себе позволить купить автомобиль и содержать команду. Я думаю, это главная причина.

- То есть для украинских гонщиков ралли - это не способ зарабатывания денег?

Что касается меня, я всю жизнь пытался это делать. Временами получалось, а временами нет. Наша страна не позволяет профессиональному автогонщику жить за счет ралли. Для богатых людей престижнее поддержать какой-то футбольный клуб, чем вложить деньги в талантливую единицу в автоспорте. Пока я чувствую, что могу быть лучшим в стране. У меня есть талант, умение и желание показывать на международной арене хороший результат, я готов проходить через все трудности. Многие ребята к этому не готовы, ведь мало быть талантливым, нужно еще болеть любимым делом.

- Вы не участвовали в заключительном этапе чемпионата мира по ралли, который проходил в Великобритании на прошлой неделе. Болели за украинские команды?

В чемпионате мира мы не участвовали, да и не планировали. В этом году у нас была полноценная программа: мы ехали Кубок Европы - 10 из 17 этапов. Конечно, смотрели, переживали за ребят и очень гордимся, что Украина вошла в пятерку раллийных держав.

- Как сложился 2013 год для вас? Как вы вообще относитесь к числу 13?

Если быть суеверным, списываю на 2013 год свое второе место в чемпионате Украины (смеется). Однажды на чемпионате по трековым гонкам мне выпал 13-й номер. Поначалу я очень расстроился, но потом понял, что это отличный способ проверить приметы, в которые я никогда не верил. Я выиграл эту гонку и стал чемпионом Украины с номером 13.

В этом году на Кубке Европы мы очень хотели попасть в тройку и были несказанно рады, когда вырвались вперед, став обладателями Кубка. Поэтому сказать, что 2013-й год неудачен, я не могу. Второе место на чемпионате Украины - это тоже очень хороший результат, хотя для меня только первое место могло быть удовлетворительным. На последнем этапе чемпионата Украины мы столкнулись с трудностями еще на тестовых заездах, когда повредили автомобиль. К старту мы смогли вовремя решить все проблемы, но, к сожалению, так и не финишировали.

За 15 лет в автоспорте я не могу вспомнить, чтобы я сходил с дистанции на первых 500 м. Обычно нервная обстановка заканчивается после первого километра скоростного участка. Получаешь первую порцию адреналина, расслабляешься и начинаешь делать то, что умеешь делать хорошо. Тогда это был первый разгон и первый поворот с торможением, на котором я немного "поскользнулся". Хотел с первого поворота ехать очень быстро - вот так все и закончилось. Обидно, ведь я был настроен только на победу и у нас все для этого было: быстрая машина, мы хорошо записали стенограмму. И трасса мне подходила, мне такая очень нравится: скользкая, после дождя. Я люблю ехать в сложных условиях, и у меня всегда это хорошо получалось.

Значит, так должно было быть. Значит, будем более "злые" в следующем сезоне. Более собранные, более спортивные. Все, что ни делается, делается к лучшему. Конечно, хотелось положить в копилку шестую чемпионскую корону, но зато ни у кого на постсоветском пространстве не было Кубка Европы, который мы выиграли в этом году. Уровень повышается, скорости растут, и чем сильнее твои соперники, тем больше растешь ты сам. Нужно быть хозяином самому себе, хозяином сложившейся ситуации. Поэтому мои ошибки делают меня только сильнее.

- Как складываются ваши отношения с Валерием Горбанем, победителем чемпионата Украины - 2013?

С Валерием я в хороших отношениях. Мы ничего с ним не делили, кроме секунд на скоростных участках. Наоборот, я всегда завидую отношениям, когда после скоростного участка на финише ребят разделяют несколько секунд, а они выходят, шутят и жмут друг другу руки - к такому надо стремиться. К Горбаню у меня только уважительное отношение. Пять лет мы ездили в одной команде, и я хорошо знаю его как человека: он добивается того, чего хочет, и за ценой не постоит. Он, наверное, единственный в стране, кто столько вкладывает в автоспорт. Достойный соперник, он заслуженно стал Чемпионом в этом году.

- Вам не надоело соревноваться с одними и теми же соперниками? Последние годы вы постоянно делите первые места с Валерием Горбанем. Когда в украинском ралли появятся новые сильные соперники?

Я очень хочу, чтобы богатые люди обращали внимание на автоспорт. Услышали, что Украина уже входит в пятерку раллийных держав Европы. Это о многом говорит, и нам есть чем гордиться. Юра Протасов стал бронзовым призером WRC-2, Салюк Александр стал обладателем Кубка Европы - это же гордо звучит!

Однако нужно понимать, что лидерами европейских мировых чемпионатов являются в основном молодые спортсмены, часто до 30 лет, а в Украине это редкость. Из молодых - Пушкарь Виталий. На него большая надежда, но это только один человек, у которого сочетается все: хорошая прибыльная работа и талант. Но не достаточно быть умным и талантливым, важно еще уметь с самим собой договориться на старте. Мы с Виталиком очень плотно занимались два года, тренировались, и он смело может назвать меня своим тренером. Я считаю, что у него все есть, чтобы спустя три-пять лет его фамилия была в чемпионате Европы на высоком уровне. Возможно, даже в чемпионате мира.

- Вы общаетесь с ним вне соревнований, дружите?

Конечно. Он часто приглашает меня к себе в Одессу: шашлыки, водные мотоциклы. С Виталиком мы очень хорошо дружим.

- Три лучших гонщика, по вашему мнению, в Украине.

Я не буду включать себя в этот список, потому что это будет неправильно. Первое место будет за Юрой Протасовым. Второе место я бы разделил между Валерой Горбанем и Виталиком Пушкарем (если бы они ехали в одном классе машин). Третье место - это Кикирешко Леша, Кочмар Юра и Антон Кузьменко. Вот уже пять человек, которые по скорости очень достойно едут, очень близко. По сравнению с прошлыми годами, когда были колоссальные разрывы, сейчас результаты становятся все плотнее и плотнее, и это здорово!

- Как, по вашему мнению, будет выглядеть ралли через 20 лет?

Наверное, это будут электромобили, и рева моторов мы уже не услышим. Мне сложно представить, что будет через 20 лет, но уже сейчас смешно смотреть на машины, которые были в ралли 15 лет назад. Они были очень дорогие, пилоты были очень быстрые, но сравнить их с машинами, которые участвуют в ралли сейчас, невозможно. К примеру, пролетев 54 метра над землей, на высоте в пять метров (прыжок Александра Салюка на ралли Турции. - О. П.), мы приземлились, у нас повредилось заднее колесо, но мы финишировали! Финишировали в тот день, возглавляя при этом тройку лидеров! Поэтому мы понимаем, на что способен спортивный автомобиль сейчас, а машины класса WRC втрое мощнее и их возможности гораздо выше.

- Как вы относитесь к девушкам-гонщицам?

Очень хорошо. Нет женского или мужского ралли, у девушек такие же две руки, две ноги, два глаза - есть все, чтобы ехать так же, как мужчины, а возможно, и быстрее.

- На какой машине вы бы хотели выступать на раллийных гонках?

Я в восторге от Ford Fiesta R5, на которой мне, к сожалению, не повезло доехать до финиша на заключительном этапе чемпионата Украины. Скажу честно, мое расстройство было настолько огромным, что я даже не думал о чемпионском титуле, я просто хотел проехать гонку.

Не знаю, с чем можно сравнить ощущения скорости на этой машине. Fiesta для меня настолько была загадкой, и мне хотелось дальше и дальше познавать ее, а все так быстро закончилось. Я был очень зол на себя именно поэтому. Место в гонке и позиция в чемпионате были второстепенными, я очень хотел проехать гонку просто для удовольствия. Fiesta R5 - это самое лучшее, что есть из автомобилей, на которых можно полноценно ехать на чемпионате мира WRC. Но бюджеты, которые и так космические, там умножаются на три. Я не представляю, кто может себе такое сейчас позволить в нашей стране, кроме очень богатых людей.

Первые километры на Fiesta мы проехали на "Александров-Ралли", и проехали очень быстро. Мы выигрывали скоростные участки. Были, конечно, и технические сложности: не было запчастей, но мы на хромом автомобиле все равно выиграли эту гонку. Очень хотелось проехать "Трембиту" на ней, когда ты с машиной на "ты": надел ее, как спортивное нижнее белье, побежал. Такого ощущения пока не было, и мне очень жаль, что так получилось.

- На каком автомобиле ездите в повседневной жизни?

В повседневной жизни я езжу на Volkswagen Passat CC.

- Где и как проходят ваши тренировки перед очередным этапом гонки?

Тренировки в основном проходят в спортивном клубе. Это бассейн, сквош, беговая дорожка , всяческие физические нагрузки. Как таковых тренировок на боевой машине у нас нет. Наша спортивная машина весь этот год была в Чехии. Тренировка перед гонкой - это максимум двухдневные тесты еще до ознакомления с трассой, минимум - официальный тестовый участок. Мы арендуем машину, а километр тестовый, тренировочный или боевой одинаково дорогой, поэтому тренироваться нет возможности.

Неделя до Кубка Европы - это в основном вылет в субботу-воскресенье, в понедельник ты уже на месте. Получаешь все необходимые документы, то есть регламент и легенды, по которым знакомишься с местностью, местом проведения, акклиматизируешься, и, как правило, вторник-среда - это ознакомление с трассой. В пятницу проходит открытие, а основная гонка, как правило, в субботу или субботу-воскресенье. Все, как в обычной жизни, никакого особого расписания дня и рациона.

- Кем бы мог стать Александр Салюк, если бы не автоспорт?

Я очень люблю летать на самолетах! Может быть, стал бы пилотом пассажирского самолета. Мне это очень нравится. Я каждый раз с восхищением приземляюсь и взлетаю, каждый раз, как в первый. Возможно, стал бы хоккеистом. У меня за спиной 10 лет профессионального занятия этим видом спорта, из которого я ушел потому, что тянуло к автоспорту. Уже тогда мне была интересна техника: колеса, педали, мотор...

- Чем вы занимаетесь в межсезонье?

Стараюсь себя держать в хорошей физической форме. Два-три раза в неделю хожу в спортзал. Недавно успел съездить на море. Не увидеть его со стороны и позавидовать тем, кто там загорает и купается, а действительно съездить отдохнуть и повалять дурака. Очень люблю фотографировать, открывать новые для себя места. Но скоро уже начало подготовки к следующему сезону, так что расслабляться не стоит.

- Сколько вы планируете участвовать в гонках?

Возрастного ограничения в гонках нет. Я хочу заниматься этим максимально долго и все для этого сделаю. Важную роль в этом играет твоя физическая форма, и не имеет значения, сколько тебе лет в паспорте - 40 или 50, - важно, чтобы ты болел этим. Поэтому все в моих руках.

- Вы уже несколько лет выступаете экспертом в одной из автомобильных программ на ТВ. Не планируете после завершения карьеры гонщика полностью перейти на телевидение?

Что касается передачи на канале, я никогда не думал об этом как о профессии. Да и в этом году в связи с плотным графиком пока не удается уделять время телевидению. Пока сильного рвения я за собой не наблюдаю, но если я все же повешу шлем на гвоздь и по-настоящему захочется заняться чем-то новым в жизни, то все возможно.

- У вас есть хобби помимо автоспорта?

Мотоциклом я увлекся три года назад и летом почти с него не слажу. У меня городской мотоцикл, который сочетает в себе удобство и скорость (у Александра красный BMW F800S - О. П.). Эта динамика - ускорение за четыре секунды до сотни! - дарит такие эмоции, которых не дает машина. На байкерские слеты я не езжу, мне интересно не тусоваться, а получать драйв от мотоцикла. В то же время я понимаю, что на мотоцикле у тебя нет права ошибиться, и каждый раз, садясь на него, я стараюсь помнить об этом и ускоряться только на разделенной дороге. Там, где нет примыканий. За четыре сезона моего стажа на мотоцикле, слава богу, ничего опасного не происходило, пару раз ронял его на первой передаче, но это все из-за неопытности.

Кататься на лыжах я начал совсем недавно. Мне все время казалось, что это очень опасно, даже опаснее мотоцикла, поэтому долго не пробовал себя в этом виде спорта. Я понимал, что после десяти лет в хоккее я сразу буду ехать быстро, хотя техника немного другая, но я буду думать, что хорошо чувствую скольжение. На самом деле все так и получилось, и уже на третий день я поехал со всеми на красную трассу. Я быстро словил лыжный кайф, и теперь это одно из удовольствий в жизни.

- Где можно встретить Александра Салюка в Киеве? Вы ездите в метро, бываете на Крещатике?

Чаще всего меня можно встретить в спортклубе. Три, а то и четыре раза в неделю я там занимаюсь. Очень люблю ходить в кино. В метро езжу очень редко, даже не могу вспомнить, когда был там последний раз. А на Крещатике чаще бываю проездом на автомобиле. Могу прогуляться по ботаническому саду, если есть свободное время.

- Ваша любимая ездит с вами на гонки?

Да, она очень поддерживает меня и ездит по возможности почти на все гонки. Она очень любит ездить со мной и на мотоцикле - как пассажиром, так и просто покататься по городу каждый на своем байке.

- Вы бы хотели, чтобы ваш сын пошел по вашим стопам в автоспорте и продолжил династию?

Что касается меня, отец никогда меня не подталкивал к занятиям автоспортом. Но в один прекрасный день я подошел к нему и сказал, что очень хочу попробовать. Я очень близок к отцу. С детства ездил с ним на все гонки, изнутри хорошо понимал, что такое кросс, что такое ралли, что такое кольцевые гонки. Мне было 17 лет, когда я понял, что созрел. Нужно было вложить огромный кусок труда, чтобы частично восстановить машину и стартовать на ней. Во многом помогал отец - потому, что я еще не все знал технически, но за первый свой сезон я изучил автомобиль досконально. Мог в карбюратор залезть и вылезти через выхлопную трубу (улыбается).

Для меня нет ни одного узла агрегата, который я не понимаю, как устроен и работает, как этот узел влияет на другой, как все взаимосвязано. Это очень важно, особенно для спортивного автомобиля. Поэтому, если однажды ко мне с таким вопросом придет мой сын, я не буду препятствовать, а, наоборот, буду помогать.

- У вас есть мечта?

Все мы хотим полететь в космос (смеется). Мы так близко к нему летим на самолете! Как-то в Майами в "Диснейленде" я был на аттракционе "Полет в космос". Мне очень понравилось чувство полета, прохождение слоев атмосферы, а потом ощущение невесомости - все как по-настоящему. Вот такая, наверное, мечта из очень несбыточных. Все остальное более-менее реально. Главное - очень сильно захотеть, и все, что тут на Земле, вполне можно осуществить.

- Как будете отмечать Новый год?

Возможно в этот Новый год, когда вся страна будет поднимать бокалы с шампанским и веселиться, мы будем знакомиться с новой трассой в Австрии. А вообще самое главное - это увидеть вокруг себя людей, которые тебе дороги, которых ты знаешь уже много лет: своих близких друзей, родственников. В прошлом году я отмечал Новый год с семьей в Карпатах: активный отдых, лыжи - интересная новогодняя программа. Но я, наверное, наполовину домашний, и мне бы очень понравилось и дома: оливье, телевизор, шампанское и мандарины. Не скажу, что это было бы в тягость, но на следующий день уже хочется перемены обстановки.

- Что для вас счастье?

Счастье - это, в первую очередь, быть в ладу с самим собой, радоваться жизни и понимать: то, что ты делаешь, это и есть счастье. И не обязательно участвовать в гонке, которая происходит между нами всеми в Киеве, чтоб чувствовать себя счастливым. В жизни очень много других прекрасных занятий, в которых не надо бежать впереди и проскакивать на мигающий желтый. Многие на протяжении всей своей жизни не могут ответить на этот вопрос, но я для себя давно сделал вывод, что являюсь абсолютно счастливым человеком. Я занимаюсь любимым делом, это мое хобби и моя работа одновременно, у меня есть любимая женщина, дети рядом - это для меня и есть счастье.

Александр Салюк-младший ни о чем ином, кроме карьеры гонщика, не помышлял, по-другому и быть не могло, ведь его отец - легенда автоспорта. Достаточно быстро Салюк-младший всем, и в первую очередь - себе, доказал, что не будет тенью знаменитого отца, доказательством чему - многочисленные титулы и почетные трофеи. Очередной титул Александр завоевал и в 2009 году, выиграв все этапы, стал чемпионом страны по ралли. Ныне все понимают, что украинские пыльные трассы слишком узки для Салюка и его штурмана Адриана Афтаназива - им по силам соревноваться с лучшими гонщиками Европы и мира.

- Саша, в каком возрасте вы впервые сели за руль?

Когда еще до педалей не доставал, у отца с колен. Уже тогда была внутренняя тяга к технике.

- А когда отец разрешил самостоятельно поехать?

В пять или шесть лет, когда уже с горем пополам, с подушкой сзади дотягивался до педалей и до всех органов управления. Но это не было с разрешения отца. Часто приходилось угонять автомобиль у папы.

- Как Александр Петрович наказывал за такие угоны?

По-разному. На самом деле, могу вспомнить лишь единичные случаи, когда папа брал в руки ремень, но это не было связано с машинами. Все было вольно и вседозволено, очевидно это мне и привило дальнейшую любовь к автоспорту.

- Помните свою первую гонку?

Это был последний этап чемпионата Украины по кольцевым гонкам 1995 года. Я занял тогда третье место.

За высокий профессионализм Александра Салюка-младшего уже называют раллийным маэстро

- Как оцениваете сезон 2009 года?

Я стартовал в семи соревнованиях и во всех выиграл - это пять этапов чемпионата Украины по ралли, гонка памяти Андрея Александрова и Кубок Украины. Это говорит о том, что конкуренции не было, не приходилось лезть из кожи вон, чтобы отвоевать первое место, от старта до финиша я лидировал, выиграв практически все скоростные участки, а на допах, где я не был первым, подводила техника.

- Вам не скучно соревноваться с самим собой?

Очень. Я уже много лет об этом говорю, если спортсмен не идет вперед, он идет назад, деградирует. Сказать «скучно» - ничего не сказать. И обидно. Но я бессилен что-либо изменить, поскольку автоспорт - очень дорогой вид спорта, а я, к сожалению, не олигарх. Автоспорт - это моя работа, я профессионально занимаюсь автогонками, и пока никому из спонсоров не хочется вывезти меня на европейские соревнования, на этапы чемпионата мира. Но я надеюсь, жду и верю, что мечты сбываются.

- Какая у вас мечта в автоспорте?

Естественно, это - чемпионат мира, но буду ближе к реальности, и скажу: попасть в призовую тройку чемпионата Европы по ралли.

В 2009 году Салюк во второй раз выиграл «Prime Ялта ралли»

- Какая самая лучшая машина из тех, на которых вам приходилось ездить?

Та, на которой я выступаю сейчас - Mitsubishi Lancer Evolution. Я начал с седьмого поколения, сейчас у меня Evo IX, думаю, в ближайшие годы последует смена техники, так как она уже начинает устаревать, хотя на сегодняшний день она еще достаточно быстрая.

- Вы по городу всегда передвигаетесь на автомобиле или иногда пользуетесь маршрутками, метро?

Не помню, когда последний раз ездил в маршрутке. В метро иногда приходится. Если место, куда я направляюсь, находится возле метро, то почему нет? Это гораздо быстрее - в метро потратишь 15-20 минут, а на машине можно и час-полтора ехать. Все прекрасно знают, что передвигаться по Киеву на машине очень тяжело. Конечно, к автомобилю очень привыкаешь, и иногда можешь пожертвовать временем и выехать на час раньше.

- Какие планы на следующий сезон? Участвовать только в чемпионате Украины по ралли?

А мы больше ничего не умеем (улыбается ). Мы уже готовим технику на следующий сезон. Минимальная задача - чемпионат Украины, но возможно, будут еще какие-то старты.

Справка «Багнета»

Александр Салюк-младший - мастер спорта Украины по автомобильному спорту, многократный чемпион Украины по ралли. Свой первый чемпионский титул завоевал с 17 лет, еще не имея гоночной лицензии. К 20 годам Александр собрал коллекцию из золотых наград в кроссе, кольцевых гонках и ралли, стал чемпионом Украины по ралли в абсолютном зачете, классе N4 и командном зачете и победителем этапа Кубка Европы «Prime Ялта ралли» 2007 и 2009 годов.

Анна Полегенько

Петрович, как уважительно называют Салюка-старшего друзья и коллеги, рассказывает о том, что осталось за кадром в горячке чемпионского сезона 2002 года.

Дела чемпионские

Ярко-красный Mitsubishi Lancer Evo VII в боевой раскраске MacCoffee Rally Team лихо вписывается в поворот, подымает пыль взвизгнувшими на торможении покрышками. Из машины выходит прекрасная девушка… Это – кадры рекламного ролика. В жизни же за рулем раллийного суперболида ездит многократный чемпион Украины по ралли Александр Салюк. Сегодня «Петрович», как уважительно называют Салюка-старшего друзья и коллеги, рассказывает читателям «Автоцентра» о том, что осталось за кадром в горячке чемпионского сезона.

«АЦ»: Новую команду долго хранили от лишних вопросов и праздных слухов. Расскажите, когда и как впервые зашел разговор о новых «цветах»?

Александр Салюк: Вся наша команда началась с идеи одного человека, одного из руководителей компании Future Enterprises в Украине, Валерия Горбаня (сейчас Валерий – пилот третьего экипажа команды – прим. «АЦ»). Валера всегда любил автоспорт, бредил гоночной командой, и это просто здорово, что ему хватило энергии, пыла и способностей грамотно и аргументированно донести этот проект до руководства корпорации. Ведь поверить в такую смелую идею им было сложно – компания никогда раньше не имела дела с автомобильным спортом, и этот мир был им во многом непонятен.

«АЦ»: Как выбор пилотов остановился на Вас?

А. С.: Когда торговая марка MacCoffee подошла к созданию команды, представления даже о выборе дисциплины были довольно абстрактные. И когда меня познакомили с Валерием, я постарался объяснить, почему стоит двигаться в раллийном направлении и чем это может быть интересно. На тот момент у меня уже было имя в спорте и определенный багаж знаний; конечно, мне помогло все, что я когда-то «заработал».

Сначала речь шла только об одном автомобиле и одном экипаже, но когда проект начал развиваться, я поднял вопрос о создании команды. И тогда я предложил кандидатуру Александра-младшего. Даже не потому, что он мой сын – никто не будет отрицать, что Саша на сегодня один из самых сильных и перспективных пилотов страны. Кроме того у него была своя машина, какая-то подготовка, материальная база. Как экипаж «номер два», он был готов к бою.

И сейчас правильность того решения подтвердилась, мы отлично продержались. Хотя я уверен, что удержать успех в будущем сезоне будет совсем не просто, поскольку подтягиваются новые сильные команды. Но с нашей стороны они получат достойный отпор…

«АЦ»: Вернемся все же к началу сезона. Первая гонка на абсолютно новой машине… Страшно не было?

А. С.: Был большой аврал. На презентации машина была даже не лакирована, все происходило за несколько часов, автомобиль прибыл практически к началу представления. А вот в гонке особой неуверенности не было - ведь «Столица» не является самой сложной гонкой сезона. Да, машина была настолько сырой, что буквально после первого СУ я понял, что ехать «на все деньги» она не сможет. Я решил поберечь ее, ехал не в полную силу, и в общем особо не переживал. Единственное, что немного мешало – спешка в подготовке.

«АЦ»: Вы выиграли все гонки, кроме первой и предпоследней. Со «Столицей» мы уже разобрались, а что произошло в Днепродзержинске?

А. С.: Вот сколько лет я уже в этом спорте, за спиной многие годы, а до сих пор учусь… Что случилось со мной в Днепродзержинске? Начались проблемы с коробкой – пропали на допе первая и вторая передачи, я съехал на обочину - все, думаю, что-то обрезало. Простоял минуты три, вышел из машины, пропустил соперников… А потом, уже садясь глушить мотор, случайно зацепил рычаг переключения передач - и машина ожила! Счастье мое, что я ее не заглушил… А вот не остановись я, могло бы быть и по-другому. Конечно, Валеру Разумовского я бы не догнал – он ехал отлично, и машина у него была готова лучше. Опять же, не сломайся Николай Никитюк – на финише я был бы лишь третьим, за ним.

Эта коробка была единственной неприятностью за весь сезон, вообще мы получали только радость от выступлений. Горя и обиды они нам не принесли.

«АЦ»: Перед последней, херсонской гонкой на кону стояла победа в чемпионате. Как получилось, что Вы единственный оказались готовы к тяжелой из-за дождя трассе?

А. С.: В 1995 году в том же Херсоне я выступал на Ford группы N. Параллельная гонка, мы едем с Василием Ростоцким в одном заезде. И погода выдалась такая же, как в этом году - грязь, дождь, скользко… Сколько мы наелись этой грязи! Я финишировал, выглядывая из открытой двери - до сих пор ношу с собой впечатляющую фотографию с той гонки! Этот ужас хорошо мне запомнился… С тех пор я всегда готовлю на Херсонскую «параллельку» что-то на такой случай. И в этом году я просто почувствовал, что должен быть готов – привез шипованную резину и специальные диски. И мы с сыном чувствовали себя уверенно - в первый день привезли такой задел, что дальше уже ничто не было страшно.

«АЦ»: У Вас в Херсоне впервые появился боевой компьютер…

А. С.: Да, его мы прождали весь сезон, и машина поехала так, что даже не будь у меня резины на такую непогоду, я бы все равно мог бороться.

«Копейка» Lancer бережет

В союзные времена Александр Салюк выступал во всех дисциплинах автомобильного спорта: кросс, трек, кольцо, горные гонки, ралли, зимний ипподром. Из многочисленных стартов пилот, по его словам, вынес огромный опыт, в его активе – членство в сборной Украины и Спортивном клубе армии, отличные старты в кольце. Но именно ралли стало делом жизни Александра Салюка. А начиналось все с ВАЗ 2101…

«АЦ»: Почему именно ралли стало для Вас основной дисциплиной? Ведь Вы многого добились в кольце.

А. С.: В свое время я познакомился с опытным киевским раллистом Юрием Одесским - это легендарная личность в нашем спорте; именно он раскрыл мне мир ралли. Я уверен, что для участия в ралли надо надо быть хорошо подготовленным. Иногда молодые гонщики расспрашивают – как ехать на асфальте или на грунте? Для меня такие вопросы даже немного странны… До ралли я получил огромный разносторонний опыт езды на разных гонках в разных видах автоспорта. И теперь на Mitsubishi Lancer для меня нет разницы - асфальт, грунт или гравий, мне все одинаково интересно.

«АЦ»: Сейчас многие любят с ностальгией вспоминать старые «союзные» времена. Что, сейчас все намного хуже?

А. С.: Ностальгия, безусловно, есть. Раньше мы колесили по всему Союзу, сколько намотали километров на этих чемпионатах - не счесть. Представляете заезд до 100 машин в классе? В кольцевом и кроссовом чемпионате нужно было приложить колоссальные усилия, чтобы только прорваться в финал, а выиграть чемпионат Союза – это же просто вершина! Причем машины у всех были одинаковые. График гонок был напряженный, я выступал и за сборную Украины, и за СКА – до 20 гонок в год. Один раз мы поехали в Ригу на кольцо, а вторую кроссовую машину погнали в Артемовск. В Риге после гонки впрыгнули в самолет – и вот мы уже на кроссовой гонке! Фантастика какая-то…

«АЦ»: Кстати, вопрос в тему – много машин разбили, пока пришли к какой-то вершине?

А.С.: Нет, я, в отличие от сына, машины не крушил.

«АЦ»: Что так? Характеры разные?

А.С.: Не совсем. Просто в мое время скорости, техника и наш пилотский опыт возрастали соразмерно и постепенно. А Саша пришел молодой, горячий, машина мощная – я к такой машине шел полжизни, а у него все сразу, и хочется быть только первым. Но в любом случае, без ошибок пройти этот путь невозможно…

«АЦ»: И все же, есть ли какие-то положительные моменты в нынешнем состоянии украинского ралли?

А. С.: Для меня нынешний чемпионат - просто пример развития украинского ралли. Мне все понравилось, и сезон был – просто бомба! Хочется, чтобы эта удача немного подержалась. И даже если через какое-то время это все закончится, я получил от работы в этой команде такое удовольствие, что жаловаться просто не на что. Но пока я еще готов «помучить» молодежь.

«АЦ»: Что Вам как гонщику нужно от организации процесса?

А. С.: У меня полученная радость от работы в команде затмила все мелкие недостатки. И сказать что-то плохое в адрес кого-то из организаторов я не могу. Очень доволен, что решили не увеличивать число этапов, наш спорт просто не готов к этому. Я думаю, что будущий сезон наметили правильно.

«АЦ»: Украина останется для Вас приоритетом в грядущем сезоне?

А. С.: Конечно. Наш чемпионат для нас главное, а все остальное - как получится.

«АЦ»: О чем Вы мечтаете?

А. С.: Хочется удачи и карьерного роста для сына. Мы приложим максимум усилий, а время расставит все по местам.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!