Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

В фирсов туркестан и туркестанские породы лошадей. Карабахская лошадь. Описание с фото и видео. В Азербайджанской Республике


Карабахская лошадь (Karabakh horse) - это горная, верховая порода, выведенная еще в XVII-XVIII веках на территории Карабахского ханства. Лошади этой породы в свое время признавались одними из лучших представителей восточного типа. Карабахскую лошадь ценят за ее невероятное послушание, приспособленность к верховой езде и неутомимость на длинных дистанциях.

Коневодство в Азербайджане издревле пользуется почетом, являясь одной из древнейших культур. Археологические раскопки показывают, что регион, который теперь занимает Азербайджан, был одним из первых, где началось домашнее разведение лошадей.

Карабах (Karabakh) - район Азербайджана - издревле был знаменит породой вороных коней, так называемых карабахских скакунов.


Эта порода в течение многих веков находилась в пользовании только карабахских ханов. Лошади разводились на Ханском заводе, где было запрещено содержание лошадей других пород - для сохранности чистоты крови.

На чистоту крови также повлияло и то, что вывоз Карабахских лошадей был запрещен в течение долгого времени с целью сохранения превосходства в военно-политическом плане, так как вплоть до начала XX века мощь армии зависела, в том числе и от силы конницы.

Вплоть до конца XIX века Карабахский скакун был гордостью Кавказа - там он звался «Кёглян».


Разведение этой породы всегда велось традиционным, табунным методом, - когда племенных кобыл на всю жизнь оставляли в табуне. Племенные жеребцы всегда должны были быть или чистопородными, или высококровными.

Однако в начале XX века конезаводчество в карабахском регионе пришло в упадок, а в 1905 году завод, основанный еще во времена ханства, был закрыт. Гражданская война также значительно сократила поголовье этой породы - чистота крови начала нарушаться из-за смешения с другими породами. Постепенно Карабахская лошадь из одной из лучших восточных пород стала просто местной горной породой.

Но в 1949 году началось возрождение породы. На конном заводе, в селении Гей-Тэпэ (Geytepe), для улучшения породы использовались Арабские (Arabian horse) и Терские (Tersk horse) жеребцы.

Современные Карабахские лошади - это некрупные животные, высотой в холке около 144-154 сантиметров, с шеей средней длины, глубокой и широкой грудью. Ноги и копыта у Карабахцев крепкие, но короткие.


Лошади этой породы отличаются также четкими и быстрыми движениями, гармоничным сложением. Именно благодаря этому в народном фольклоре представителей Карабахской породы часто сравнивали с газелью или джейраном.

По выносливости Карабахские лошади сравнимы с Арабскими, Русскими или Ахалтекинскими породами: если на ровной местности представители этой породы могут и отстать, то в горах им нет равных.

Масть у Карабахской породы может быть рыжей, буланой, бурой, гнедой, серой или золотисто-рыжей.



Сегодня в породе различают два подтипа: длинноногие, быстрые лошади с облегченным корпусом и коротконогие, плотные и массивные.

Другой источник:

Карабахская лошадь - старинная верховая порода, распространенная в Карабахском ханстве (на территории современного Нагорного Карабаха) и достигшая наибольшего расцвета в 17-18 веках. Отличались средним ростом, нарядным экстерьером, высокими пользовательными качествами.


Жеребцами карабахской породы улучшали местные кавказские породы, а донские лошади унаследовали от них характерную золотисто-рыжую масть. В 19 веке карабахское коневодство постепенно пришло в упадок из-за непригодности недостаточно рослых лошадей карабахской породы для регулярной кавалерии. В настоящее время в Азербайджане карабахскую породу воссоздают и совершенствуют в Агдамском конном заводе, где не только разводят чистопородных карабахов, но и создали новый заводской тип лошадей этой породы благодаря прилитию арабской крови. В 1971 выпущена племенная книга породы.


В настоящее время численность породы довольно низкая.


Карабахская лошадь небольшого роста с хорошо развитой мускулатурой. Голова маленькая, профиль прямой с тревожными глазами. Шея с высоким выходом и средняя по длине, поясница плоская, коротка и широкая; круп средней длины, широкий и хорошо обмускуленный, грудь - глубокая. Кожа тонкая, волосы мягкие и блестящиее, волосы челки, гривы и хвоста тонкие. Средние промеры (в cм) у жеребцов: высота - 150, косая длина тела - 147, обхват груди - 169, обхват пясти - 18.6; кобылы - 146, 145, 164 и 18.5 соответственно.

Видео с карабахской лошадью

Карабахская порода лошади верховых конец, которые особенно ценны за такие черты своего характера как выносливость и послушание. Эти лошади прекрасно справляются с преодолением больших расстояний, поэтому у них хорошо развит.

История Карабахской породы начинается в 17 столетии в Карабахском ханстве (Азербайджан). Этот район Азербайджана известен и благодаря своим лошадям. Долгое время порода была в распоряжении исключительно ханов Карабаха. Лошадь разводили на специальных заводах, которые занимались только этой породой, поскольку другие были запрещены. В начале 20 столетия порода перестала быть столь популярной, и уже в 1905 году завод был закрыт.

Карабахская лошадь с хозяином

В военные годы в кровь порода попали гены других пород, поскольку их скрещивали вне зависимости от чистоты породы, из-за чего количество лошадей чистой породы очень уменьшилось. В 1949 году начались работы по восстановлению Карабахской лошади. Стала использоваться кровь арабской и для улучшения породы.


Карабахская лошадь

Характеристика

Карабахская лошадь не очень крупная, высота в холке составляет около 138-154 см. Для неё характерны сильные мускулистые , крепкие ноги и средней длины шея. Наиболее известные и распространенные масти это серая, гнедая, рыжая и бурая окраска.

Породами - это установлено в результате многочисленных испытаний, проводившихся в XIX веке. Гуттен Чапски, участвовавший в этих испытаниях, писал: «Карабахская лошадь, хоть и отстаёт в беге на ровной местности от других пород, но в горной местности опережает их всех».

Старая и лучшая порода этого завода известна под именем Сарулар, т. е. золотогнедые; они невелики ростом: от 1 до 1½ вершка; голова прекрасная, похожая на арабскую, выпуклые огненные глаза, отверстые ноздри, уши небольшие, но складные, шея хорошая; только горло бывает иногда с кадыком, и оттого, когда под седоком лошадь соберётся, шея похожа бывает на оленью; спина хорошо сложена, круп мясист, более круглый, нежели продолговатый, хвост прекрасный, грудь полная, берцы и окорока мускулистые, бока хорошо сложены, мускулы и жилы окороков видны и крепки, казанки иногда немного длинны; эти лошади никогда не засекаются

Газета «Кавказ», 1853 г., №44.

Масти

История породы

Как пишет Е. Волкова, карабахская порода лошадей «вплоть до конца XIX века была красой и гордостью Кавказа, достойной не только княжеского, но и царского седла». Этих лошадей высоко ценили и в России, где они были известны в основном под именем персидских. А в Нагорном Карабахе эта порода звалась кёглян . Судя по описаниям и изображениям XIX века, кёглян был «яркой, породной восточной лошадью и в красоте способен был соперничать с арабской, а в правильности экстерьера порой превосходил её» .

По словам полковника К. А. Дитерихса (1823-1899), большого поклонника и знатока карабахской лошади, самый первый карабахский хан Панах-Али , объявивший себя в 1747 году после гибели Надир-шаха независимым ханом, захватил и весь конный завод Надир-шаха. Среди этих лошадей особую память о себе оставил жеребец Меймун и кобыла Агджидали, которые широко использовались уже в ханском заводе и считались «арабскими», хотя вполне могли быть и туркменскими .

Дитерихс сообщает также, что в 1797 году , когда персидский шах Ага Мохаммед был убит в захваченной им Шуше , вся его походная конюшня досталась Ибрагим-хану , сыну Панах-хана . Так в чистокровное отделение ханских заводов попал жеребец Гариф . Гариф и его потомок Карны-Ертых были известными производителями своего времени. В самом начале XIX века дочь Ибрагим-хана , вышедшая замуж за персидского шаха Фетх Али-шаха , прислала в подарок отцу пять текинских кобыл из завода своего мужа. Но потомство этих кобыл в ханском заводе не считалось чистокровным. Сам Ибрагим-хан был страстным любителем коней, из года в год увеличивавшим число конезаводов. Дважды в год на Джыдыр дюзю проводились скачки. Жокею и коню, занявшим первое место, выдавались награды. На рынках Тебриза и Тегерана ханские кони Ибрагим-хана пользовались большим спросом .

Разведение карабахской породы традиционно велось табунным методом. Племенные кобылы всю жизнь оставались в табуне. В одном табуне были и чистопородные, и полукровные, и даже простые матки, но жеребцы всегда чистопородные или высококровные кёгляны. В результате создавался гибрид улучшенной лошади: более кровная часть называлась джинс-сарыляр , более простая - калын-сарыляр . Из полукровных ханских лошадей наиболее популярны были токмак и теке-джейран . Токмак происходил от помеси кобылы-кёглян и персидского жеребца неизвестного происхождения и отличался особо крепким сложением. Теке-джейран представлял собой потомство текинских кобыл от карабахских жеребцов и отличался крупным ростом и скаковыми способностями. Чистокровные кёгляны никогда не были многочисленны. Вместе с высококровными лошадьми они составляли едва ли десятую часть конского поголовья Карабаха .

В годы Российской империи

В 1805 году Карабах вошёл в состав России . В 1806 году Ибрагим-хан был убит, а сменивший его сын Мехти Кули Хан не интересовался развитием конезаводов, в результате число коней ханской породы всё время уменьшалось. В 1822 году Мехти Кули Хан бежал в Персию, а лучших коней раздарил своим приближённым . Большой урон коневодству Карабаха нанесло вторжение персов в 1826 году , но все же и в последующие десятилетия карабахская лошадь сохраняла свои качества .

Из «Статистического описания Закавказского края» 1835 года :

В отличие от Мехти Кули Хана, его дочь Хуршидбану Натаван , известная также как княгиня Уцмиева, активно занималась развитием коневодства в Карабахе. Карабахские кони Натаван участвовали в Парижской всемирной выставке 1867 года , в сельскохозяйственных выставках в Москве (1869 год), в Тифлисе (1882 год) и всякий раз занимали первое место, награждались золотыми медалями и почётными грамотами.

На Второй Всероссийской выставке в 1869 году карабахские жеребцы получили высокие оценки: Меймун - серебряную медаль, Молоток (Токмак) - бронзовую, а золотисто-рыжий жеребец Альетмез, награждённый похвальным листом, был назначен производителем в государственные конные заводы. Карабахи имели успех и в Европе: золотисто-гнедой карабахский жеребец Хан, представленный в 1867 году на выставке в Париже , удивлял посетителей своей красотой и крепким правильным сложением. Ему была присуждена большая серебряная медаль .

Согласно современным азербайджанским источникам, конезаводами, помимо ханской дочери, владели многие карабахские беки. На каждом из этих заводов содержалось от 20 до 50 кобылиц-маток. Среди владельцев следует назвать Угурлу-бека, Джафаркулу-хана, Рустам-бека Бехбудова, князя Мадатова, полковника Керим-ага Джеваншира, Бахадур-бека, Шамиль-бека, Абыш-бека и Абдул-бека Галабековых, Джавад-бека Адигёзалова, Селим-бека Адигёзалова, Селим-бека Рустамбекова, Фаррух-бека Везирова и др. В середине XIX века в Шуше имелось 11 конезаводов, на которых насчитывалось 250 жеребцов и 1450 кобылиц .

Карабахскими конями пользовались и находившиеся на военной службе на Кавказе русские чиновники и генералы. Русский поэт Александр Пушкин , совершивший в 1829 году путешествие в Арзурум , в своих путевых заметках писал, что «молодые русские чиновники разъезжали верхами на карабахских жеребцах» . По сведениям военного историка генерала В. А. Потто , карабахский конь был и у генерала Я. И. Чавчавадзе . 21 мая 1843 года был утверждён гласный герб города Шуша Елизаветпольской губернии , на котором была изображена лошадь карабахской породы. Особого упоминания карабахская порода лошадей удостоилась в статье «Елизаветпольская губерния » ЭСБЕ .

Породность кёглянов произвела на русских любителей и знатоков лошадей столь сильное впечатление, что им стали приписывать чистокровное арабское происхождение. Однако профессор В. Фирсов в своей работе «Туркестан и туркестанские породы лошадей», опубликованной в 1895 году в «Журнале Коннозаводства», отнёс карабахскую лошадь к потомкам туркменских аргамаков : когда османы , правившие Хорезмом , потерпели поражение в упорной борьбе с Чингисханом , отдельные племена туркмен ушли в Закавказье и увели с собой своих коней .

Родство карабахского кёгляна XIX века с туркменской породой подтверждается при внимательном изучении его экстерьера. Форма кадыковатой шеи и головы, большие глубоко посаженные глаза, тонкость и шелковистость волоса, нежность и сухость конституции, а особенно золотистая масть придавали кёгляну те же своеобразие и породность, которые отличают наиболее ярких ахалтекинцев. Различия в типе этих пород происходили в первую очередь от условий разведения лошадей и предъявляемых к ним требований. В Карабахе скаковая лошадь теряла свои преимущества, но при этом сохраняла черты древней породности. В горах требовались в первую очередь поворотливость, устойчивость, умение резко останавливаться, выносливость, а места для разгона не было. К тому же табунное воспитание не способствовало увеличению роста лошадей. В результате кёглян приобрел округлые компактные формы универсальной верховой лошади и более короткие шею и голову со «щучьим » профилем .

Во второй половине XIX века среди русских конезаводчиков и любителей лошадей были и скептические мнения о карабахской породе: некоторые считали её изнеженной, совершенно не способной акклиматизироваться и не годной к кавалерийской службе, а следовательно, не представляющей интереса. Малочисленность породы также способствовала распространению мнения о её деградации. Однако подобные рассуждения полностью опровергла история создания донской породы .

Под сильным влиянием этой породы в Азербайджане образовалась делибозская порода . Карабахских производителей наряду с арабскими и туркменскими использовали при выведении кабардинской лошади . Оставили своё потомство кёгляны и в стрелецкой , и в ростопчинской породе. Утверждается, что даже некоторые из некрупных персидских жеребцов, попадавших в европейские конные заводы и использовавшихся при выведении орловской верховой, тракененской и других пород, в действительности могли быть карабахскими .

Тем не менее в конце XIX - начале XX в. карабахское коневодство пришло в упадок из-за непригодности недостаточно рослых лошадей карабахской породы для регулярной кавалерии. Завод, основанный ханами и наследовавшийся их потомками, исчез в 1905 году . Свою роль в этом сыграла также гражданская война. В связи с этим численность породы резко сократилась. Кёгляны смешались с простыми беспородными лошадьми, потеряли значительную часть своей породности и измельчали. Карабахская лошадь перекочевала из разряда лучших восточных пород в местные горные, которые, однако, сохраняли следы восточной крови и характерную масть, «напоминающую цвет старой бронзы», с более тёмными гривой и хвостом и такого же оттенка «ремнём» вдоль хребта .

В годы СССР

В Агдамском конезаводе не только разводили чистопородных лошадей карабахской породы, но и создавали новый заводской тип лошади карабахской породы благодаря прилитию арабской крови. В 1950-е годы работы по восстановлению чистокровного коннозаводства в Азербайджане возглавил учёный Шамиль Расизаде . В 1955 году была достигнута рекордная резвость в гладких скачках на 1600 м - 2 мин 9 сек. В 1971 году была выпущена племенная книга породы .

В Азербайджанской Республике

В настоящее время карабахскую породу в Азербайджане разводят на 2 коневодческих заводах - в селе Лямбаран Бардинского района и в Акстафе . Наряду с государственными в республике функционирует ряд частных коневодческих предприятий.

К снижению численности карабахской породы привели война в Карабахе и сложная экономическая ситуация в начале 1990-х . В начале карабахского конфликта лошадей постоянно перемещали из одного места в другое, и это было одной из причин резкого снижения популяции: из-за перемещения беременных кобыл случались выкидыши . Кроме того, лошади содержались в плохих условиях.

В последнее время министерство сельского хозяйства Азербайджана предпринимает меры по развитию коневодства, карабахских лошадей запрещено экспортировать. По словам директора ассоциации Azerbreeding и управляющего отделения Минсельхоза Азербайджана по племенному разведению Хандана Раджабли, в Азербайджане насчитывается ок. 20 предприятий, на попечении которых числится примерно 200 чистокровных лошадей карабахской породы. Часть этих предприятий находится в Баку («Gunay Equestrian Invest», «Sərhədçi» и др.) .

В культуре

В изобразительном искусстве

Карабахскую лошадь можно увидеть на полотнах русских живописцев XIX века, особенно в работах русского живописца Николая Сверчкова , творчество которого пропитано любовью к животным. С лошадей карабахской породы сделал рисунки Василий Верещагин , посетивший Шушу в середине мая 1865 года . В своих воспоминаниях художник писал :

Скульптура карабахского жеребца «Альетмез» выполнена русским скульптором Евгением Лансере . Она хранится в Моршанском историко-художественном музее .

Карабахские скакуны изображены на эмблеме агдамского футбольного клуба «Карабах ».

Напишите отзыв о статье "Карабахская лошадь"

Примечания

  1. - статья из
  2. - статья из Большой советской энциклопедии
  3. Гарабағ аты / Под ред. Дж. Кулиева. - Азербайджанская советская энциклопедия : Главная редакция Азербайджанской советской энциклопедии, 1979. - Т. III . - С. 46 . (азерб.)
  4. Emily Wither. (англ.) // CNN . - November 16, 2011.
  5. Фирудин Шушинский . Шуша. - Баку: Азербайджанское государственное издательство, 1968.
  6. Елена Волкова.
  7. С. М. Броневский . . - РАН. Институт востоковедения. - СПб, 1996.
  8. О.Евецкий. Статистическое описание Закавказского края. - С.-Петербург, 1835. - С. 205.
  9. А. С. Пушкин. . Избр. сочин., т. II, 1937, стр. 447.
  10. Василий Потто . Кавказская война. Турецкая война 1828-1829 гг. - М .: Центрполиграф , 2000. - Т. IV. - С. 64. - 754 с. - ISBN 9785425081001.
  11. B. Cahandarov. // Paritet: газета. - 2-3 ноября, 2010. - С. 10 .
  12. Ш. А. Расизаде. Чистокровное коннозаводство в Азербайджане: газета. - Пятигорск: ВАСХНИЛ, 1958.
  13. (09 октября, 2012). .
  14. А. К. Лебедев . Василий Васильевич Верещагин: Жизнь и творчество. 1842-1904. - Искусство, 1972. - С. 44. - 395 с.
  15. .
  16. Даниил Мордовцев . Царь без царства. - Курьер, 1991. - С. 6. - 190 с.
  17. Саша Черный. Избранная проза. - 2000. - С. 131. - 662 с. - ISBN 9785457008298.
  18. Валентин Катаев . Кладбище в Скулянах. - ОЛМА Медиа Групп , 2004. - С. 48. - 540 с.

    Оригинальный текст (рус.)

    Я тотчас пошел к В. и, осмотрев коня, не сказав ни слова, дал деньги. Конь кровный, карабах, стоит гораздо больше: гнедой, не старый, смирный - чего еще надо?

  19. Акакий Белиашвили . Бесики; Золотой шатёр. - Заря Востока , 1967. - С. 41. - 777 с.

    Оригинальный текст (рус.)

    Войско вел царевич Леван. Его породистый карабахский конь встал на дыбы, испугавшись яркого света факелов. Леван резко натянул поводья и заставил коня сделать такой скачок, словно хотел проскочить через ров.

  20. Bəxtiyar Vaxabzadə. . - Bakı: Öndər, 2004. - Т. I. - С. 107-111. - 328 с. - ISBN 9952-416-10-4.

Ссылки и литература

  • Карабахская лошадь // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  • Елена Волкова. // «Конный мир»: журнал. - 2000. - № 2 .
  • «Несколько слов о лошадях Персии» // «Журнал Коннозаводства и коневодства»: журнал. - 1861. - № 11 . - С. 138-142 .
  • И. И. Калигин. Исследования современного состояния животноводства Азербайджана: журнал. - Тбилиси, 1930. - Т. V .
  • Др. Карл Фрейтаг. «Russland’s Pferderassen».
  • К. А. Дитерихс. Взгляд на коневодство Карабага // «Журнал Коннозаводства и коневодства»: журнал. - 1866. - № 3 . - С. 63-80 .
  • К. А. Дитерихс. Взгляд на коневодство Карабага // «Журнал Коннозаводства и коневодства»: журнал. - 1866. - № 5 . - С. 86-116 .
  • К. А. Дитерихс. Взгляд на коневодство Карабага // «Журнал Коннозаводства и коневодства»: журнал. - 1866. - № 7 . - С. 10-47 .
  • Питомец резвый Карабаха // «Конный мир»: журнал. - 2009. - № 6 . - С. 63-80 .

Отрывок, характеризующий Карабахская лошадь

– Ну вот ещё, моя подозрительница! Как же мы можем выгонять гостей? На то они и «гости», чтобы докучать нам своим присутствием! Ты ведь знаешь это, не правда ли? Вот и терпи, золотце, пока они не отбудут восвояси. А там, глядишь, и не вернутся никогда более. И не надо будет тебе занимать их.
Мать и дочь вернулись внутрь пещеры, которая теперь стала похожа на маленькую молельню, с забавным каменным «алтарём» в углу.

Вдруг, в полной тишине, с правой стороны громко хрустнули камешки, и у входа в помещение показались два человека. Видимо, по какой-то своей причине они очень старались идти бесшумно, и теперь казались мне чем-то очень неприятными. Только я никак не могла определить – чем. Я почему-то сразу поняла, что это и есть непрошенные гости Магдалины... Она вздрогнула, но тут же приветливо улыбнулась и, обращаясь к старшему, спросила:
– Как вы нашли меня, Рамон? Кто показал вам вход в эту пещеру?
Человек, названный Рамоном, холодно улыбнулся и, стараясь казаться приятным, фальшиво-ласково ответил:
– О, не гневайтесь, светлая Мария! Вы ведь знаете – у меня здесь много друзей... Я просто искал вас, чтобы переговорить о чём-то важном.
– Это место для меня святое, Рамон. Оно не для мирских встреч и разговоров. И кроме моей дочери никто не мог привести вас сюда, а она, как видите, сейчас со мной. Вы следили за нами... Зачем?
Я вдруг резко почувствовала, как по спине потянуло ледяным холодом – что-то было не так, что-то должно было вот-вот случиться... Мне дико хотелось закричать!.. Как-то предупредить... Но я понимала, что не могу им помочь, не могу протянуть руку через века, не могу вмешаться... не имею такого права. События, развивающиеся передо мною, происходили очень давно, и даже если я смогла бы сейчас помочь – это уже явилось бы вмешательством в историю. Так как, спаси я Магдалину – изменились бы многие судьбы, и возможно, вся последующая Земная история была бы совершенно другой... На это имели право лишь два человека на Земле, и я, к сожалению, не была одной из них... Далее всё происходило слишком быстро... Казалось, даже – не было реально... Холодно улыбаясь, человек по имени Рамон неожиданно схватил Магдалину сзади за волосы и молниеносно вонзил в её открытую шею узкий длинный кинжал... Послышался хруст. Даже не успев понять происходящего, Магдалина повисла у него на руке, не подавая никаких признаков жизни. По её снежно белому одеянию ручьём струилась алая кровь... Дочь пронзительно закричала, пытаясь вырваться из рук второго изверга, схватившего её за хрупкие плечи. Но её крик оборвали – просто, будто кролику, сломав тоненькую шею. Девочка упала рядом с телом своей несчастной матери, в сердце которой сумасшедший человек всё ещё без конца втыкал свой окровавленный кинжал... Казалось, он потерял рассудок и не может остановиться... Или так сильна была его ненависть, которая управляла его преступной рукой?.. Наконец, всё закончилось. Даже не оглянувшись на содеянное, двое бессердечных убийц бесследно растворились в пещере.
С их неожиданного появления прошло всего несколько коротких минут. Вечер всё ещё был таким же прекрасным и тихим, и только с вершин голубеющих гор на землю уже медленно сползала темнота. На каменном полу маленькой «кельи» мирно лежали женщина и девочка. Их длинные золотые волосы тяжёлыми прядями соприкасались, перемешавшись в сплошное золотое покрывало. Казалось, убитые спали... Только из страшных ран Магдалины всё ещё толчками выплёскивалась алая кровь. Крови было невероятно много... Она заливала пол, собираясь в огромную красную лужу. У меня от ужаса и возмущения подкашивались ноги... Хотелось завыть волчьим голосом, не желая принимать случившееся!.. Я не могла поверить, что всё произошло так просто и незаметно. Так легко. Кто-то ведь должен был это видеть! Кто-нибудь должен был их предупредить!.. Но никто не заметил. И не предупредил. Никого вокруг в тот момент просто не оказалось... И оборванные чьей-то грязной рукой две Светлые, Чистые Жизни улетели голубками в другой, незнакомый Мир, где никто больше не мог причинить им вреда.
Золотой Марии больше не было на нашей злой и неблагодарной Земле... Она ушла к Радомиру... Вернее – к нему улетела её Душа.

Мы со Стеллой ошеломлённо молчали, до глубины души потрясённые рассказом Изидоры... Конечно же, мы наверняка были ещё слишком малы, чтобы постичь всю глубину подлости, боли и лжи, окружавших тогда Изидору. И наверняка наши детские сердца были ещё слишком добры и наивны, чтобы понять весь ужас предстоящего ей и Анне испытания... Но кое-что уже даже нам, таким малым и неопытным, становилось ясно. Я уже понимала, что то, что преподносилось людям, как правда, ещё совершенно не означало, что это правдой и было, и могло на самом деле оказаться самой обычной ложью, за которую, как ни странно, никто не собирался наказывать придумавших её, и никто почему-то не должен был за неё отвечать. Всё принималось людьми, как само собой разумеющееся, все почему-то были этим совершенно довольны, и ничто в нашем мире не становилось «с ног на голову» от возмущения. Никто не собирался искать виновных, никому не хотелось доказывать правду, всё было спокойно и «безветренно», будто стоял в наших душах полный «штиль» довольства, не беспокоимый сумасшедшими «искателями истины», и не тревожимый нашей уснувшей, забытой всеми, человеческой совестью...
Искренний, глубоко-печальный рассказ Изидоры омертвил болью наши детские сердца, даже не давая время очнуться... Казалось, не было предела бесчеловечным мукам, причиняемым чёрствыми душами уродливых палачей этой удивительной и мужественной женщине!.. Мне было искренне боязно и тревожно, только лишь думая о том, что же ждало нас по окончании её потрясающего рассказа!..
Я посмотрела на Стеллу – моя воинственная подружка испуганно жалась к Анне, не сводя с Изидоры потрясённо- округлившихся глаз... Видимо, даже её – такую храбрую и не сдающуюся – ошеломила людская жестокость.
Да, наверняка, мы со Стеллой видели больше, чем другие дети в свои 5-10 лет. Мы уже знали, что такое потеря, знали, что означает боль... Но нам ещё предстояло очень многое пережить, чтобы понять хоть малую часть того, что чувствовала сейчас Изидора!.. И я лишь надеялась, что мне никогда не придётся такого на себе по-настоящему испытать...
Я зачарованно смотрела на эту прекрасную, смелую, удивительно одарённую женщину, не в силах скрыть навернувшихся на глаза горестных слёз... Как же «люди» смели зваться ЛЮДЬМИ, творя с ней такое?!. Как Земля вообще терпела такую преступную мерзость, разрешая топтать себя, не разверзнув при этом своих глубин?!.
Изидора всё ещё находилась от нас далеко, в своих глубоко-ранящих воспоминаниях, и мне честно совсем не хотелось, чтобы она продолжала рассказывать дальше... Её история терзала мою детскую душу, заставляя сто раз умирать от возмущения и боли. Я не была к этому готова. Не знала, как защититься от такого зверства... И казалось, если сейчас же не прекратится вся эта раздирающая сердце повесть – я просто умру, не дождавшись её конца. Это было слишком жестоко и не поддавалось моему нормальному детскому пониманию...
Но Изидора, как ни в чём не бывало, продолжала рассказывать дальше, и нам ничего не оставалось, как только окунутся с ней снова в её исковерканную, но такую высокую и чистую, не дожитую земную ЖИЗНЬ...
Проснулась я на следующее утро очень поздно. Видимо тот покой, что подарил мне своим прикосновением Север, согрел моё истерзанное сердце, позволяя чуточку расслабиться, чтобы новый день я могла встретить с гордо поднятой головой, что бы этот день мне ни принёс... Анна всё ещё не отвечала – видимо Караффа твёрдо решил не позволять нам общаться, пока я не сломаюсь, или пока у него не появится в этом какая-то большая нужда.
Изолированная от моей милой девочки, но, зная, что она находится рядом, я пыталась придумать разные-преразные способы общения с ней, хотя в душе прекрасно знала – ничего не удастся найти. Караффа имел свой надёжный план, который не собирался менять, согласуя с моим желанием. Скорее уж наоборот – чем больше мне хотелось увидеть Анну, тем дольше он собирался её держать взаперти, не разрешая встречу. Анна изменилась, став очень уверенной и сильной, что меня чуточку пугало, так как, зная её упёртый отцовский характер, я могла только представить, как далеко она могла в своём упорстве пойти... Мне так хотелось, чтобы она жила!.. Чтобы палач Караффы не посягал на её хрупкую, не успевшую даже полностью распуститься, жизнь!.. Чтобы у моей девочки всё ещё было только впереди...
Раздался стук в дверь – на пороге стоял Караффа...
– Как вам почивалось, дорогая Изидора? Надеюсь, близость вашей дочери не доставила хлопот вашему сну?
– Благодарю за заботу, ваше святейшество! Я спала на удивление великолепно! Видимо, именно близость Анны меня успокоила. Смогу ли я сегодня пообщаться со своей дочерью?
Он был сияющим и свежим, будто уже меня сломил, будто уже воплотилась в жизнь его самая большая мечта... Я ненавидела его уверенность в себе и своей победе! Даже если он имел для этого все основания... Даже если я знала, что очень скоро, по воле этого сумасшедшего Папы, уйду навсегда... Я не собиралась ему так просто сдаваться – я желала бороться. До последнего моего вздоха, до последней минуты, отпущенной мне на Земле...
– Так что же вы решили, Изидора? – весело спросил Папа. – Как я уже говорил вам ранее, именно от этого зависит, как скоро вы увидите Анну. Я надеюсь, вы не заставите меня принимать самые жестокие меры? Ваша дочь стоит того, чтобы её жизнь не оборвалась так рано, не правда ли? Она и впрямь очень талантлива, Изидора. И мне искренне не хотелось бы причинять ей зла.
– Я думала, вы знаете меня достаточно давно, ваше святейшество, чтобы понять – угрозы не изменят моего решения... Даже самые страшные. Я могу умереть, не выдержав боли. Но я никогда не предам то, для чего живу. Простите меня, святейшество.
Караффа смотрел на меня во все глаза, будто услышал что-то не совсем разумное, что очень его удивило.
– И вы не пожалеете свою прекрасную дочь?!. Да вы более фанатичны, чем я, мадонна!..
Воскликнув это, Караффа резко встал и удалился. А я сидела, совершенно онемевшая. Не чувствуя своего сердца, и не в состоянии удержать разбегавшиеся мысли, будто все мои оставшиеся силы ушли на этот короткий отрицательный ответ.
Я знала, что это конец... Что теперь он возьмётся за Анну. И не была уверенна, смогу ли выжить, чтобы всё это перенести. Не было сил думать о мести... Не было сил думать вообще ни о чём... Моё тело устало, и не желало более сопротивляться. Видимо, это и был предел, после которого уже наступала «другая» жизнь.
Я безумно хотела увидеть Анну!.. Обнять её хотя бы раз на прощание!.. Почувствовать её бушующую силу, и сказать ей ещё раз, как сильно я её люблю...
И тут, обернувшись на шум у двери, я её увидела! Моя девочка стояла прямая и гордая, как негнущаяся тростинка, которую старается сломать надвигающийся ураган.
– Что ж, побеседуйте с дочерью, Изидора. Может быть, она сможет внести хоть какой-то здравый смысл в ваше заблудившееся сознание! Я даю вам на встречу один час. И постарайтесь взяться за ум, Изидора. Иначе эта встреча будет для вас последней...
Караффа не желал более играть. На весы была поставлена его жизнь. Так же, как и жизнь моей милой Анны. И если вторая для него не имела никакого значение, то за первую (за свою) он был готов пойти на всё.
– Мамочка!.. – Анна стояла у двери, не в состоянии пошевелиться. – Мама, милая, как же мы его уничтожим?.. Не сумеем ведь, мамочка!
Вскочив со стула, я подбежала к моему единственному сокровищу, моей девочке и, схватив в объятия, сжала что было сил...
– Ой, мамочка, ты меня так задушишь!.. – звонко засмеялась Анна.
А моя душа впитывала этот смех, как приговорённый к смерти впитывает тёплые прощальные лучи уже заходящего солнца...
– Ну что ты, мамочка, мы ведь ещё живы!.. Мы ещё можем бороться!.. Ты ведь мне сама говорила, что будешь бороться, пока жива... Вот и давай-ка думать, можем ли мы что-то сделать. Можем ли мы избавить мир от этого Зла.
Она снова меня поддерживала своей отвагой!.. Снова находила правильные слова...
Эта милая храбрая девочка, почти ребёнок, не могла даже представить себе, каким пыткам мог подвергнуть её Караффа! В какой зверской боли могла утонуть её душа... Но я-то знала... Я знала всё, что её ждало, если я не пойду ему навстречу. Если не соглашусь дать Папе то единственное, что он желал.
– Хорошая моя, сердце моё... Я не смогу смотреть на твои мучения... Я тебя не отдам ему, моя девочка! Севера и ему подобных, не волнует, кто останется в этой ЖИЗНИ... Так почему же мы должны быть другими?.. Почему нас с тобой должна волновать чья-то другая, чужая судьба?!.
Я сама испугалась своих слов... хотя в душе прекрасно понимала, что они вызваны всего лишь безысходностью нашего положения. И, конечно же, я не собиралась предавать то, ради чего жила... Ради чего погиб мой отец и бедный мой Джироламо. Просто, всего на мгновение захотелось поверить, что мы можем вот так взять и уйти из этого страшного, «чёрного» караффского мира, забыв обо всём... забыв о других, незнакомых нам людях. Забыв о зле...
Это была минутная слабость усталого человека, но я понимала, что не имела право допускать даже её. И тут, в довершении всего, видимо не выдержав более насилия, жгучие злые слёзы ручьём полились по моему лицу... А ведь я так старалась этого не допускать!.. Старалась не показывать моей милой девочке, в какие глубины отчаяния затягивалась моя измученная, истерзанная болью душа...
Анна грустно смотрела на меня своими огромными серыми глазами, в которых жила глубокая, совсем не детская печаль... Она тихо гладила мои руки, будто желая успокоить. А моё сердце криком кричало, не желая смиряться... Не желая её терять. Она была единственным оставшимся смыслом моей неудавшейся жизни. И я не могла позволить нелюди, звавшимся римским Папой, её у меня отнять!
– Мамочка, не волнуйся за меня – как бы прочитав мои мысли, прошептала Анна. – Я не боюсь боли. Но даже если это будет очень больно, дедушка обещал меня забрать. Я говорила с ним вчера. Он будет ждать меня, если нам с тобой не удастся... И папа тоже. Они оба будут меня там ждать. Вот только тебя оставлять будет очень больно... Я так люблю тебя, мамочка!..
Анна спряталась в моих объятиях, будто ища защиты... А я не могла её защитить... Не могла спасти. Я не нашла «ключа» к Караффе...
– Прости меня, солнышко моё, я подвела тебя. Я подвела нас обеих... Я не нашла пути, чтобы уничтожить его. Прости меня, Аннушка...
Час прошёл незаметно. Мы говорили о разном, не возвращаясь более к убийству Папы, так как обе прекрасно знали – на сегодняшний день мы проиграли... И не имело значения, чего мы желали... Караффа жил, и это было самое страшное и самое главное. Нам не удалось освободить от него наш мир. Не удалось спасти хороших людей. Он жил, несмотря ни на какие попытки, ни на какие желания. Несмотря ни на что...
– Только не сдавайся ему, мамочка!.. Прошу тебя, только не сдавайся! Я знаю, как тебе тяжело. Но мы все будем с тобой. Он не имеет права жить долго! Он убийца! И даже если ты согласишься дать ему то, что он желает – он всё равно уничтожит нас. Не соглашайся, мама!!!
Дверь открылась, на пороге снова стоял Караффа. Но теперь он казался очень чем-то недовольным. И я примерно могла предположить – чем... Караффа более не был уверен в своей победе. Это тревожило его, так как оставался у него только лишь этот, последний шанс.
– Итак, что же вы решили, мадонна?
Я собрала всё своё мужество, чтобы не показать, как дрожит мой голос, и совершенно спокойно произнесла:
– Я уже столько раз отвечала вам на этот вопрос, святейшество! Что же могло измениться за такое короткое время?
Приходило ощущение обморока, но, посмотрев в сияющие гордостью глаза Анны, всё плохое вдруг куда-то исчезло... Как же светла и красива была в этот страшный момент моя дочь!..
– Вы сошли с ума, мадонна! Неужели вы сможете так просто послать свою дочь в подвал?.. Вы ведь прекрасно знаете, что её там ждёт! Опомнитесь, Изидора!..
Вдруг, Анна вплотную подошла к Караффе и звонким ясным голосом произнесла:
– Ты не судья и не Бог!.. Ты всего лишь – грешник! Потому и жжёт Перстень Грешников твои грязные пальцы!.. Думаю, он одет на тебя не случайно... Ибо ты самый подлый из них! Ты не испугаешь меня, Караффа. И моя мать никогда не подчинится тебе!
Анна выпрямилась и... плюнула Папе в лицо. Караффа смертельно побледнел. Я никогда не видела, чтобы кто-то бледнел так быстро! Его лицо буквально в долю секунды стало пепельно-серым... а в его жгучих тёмных глазах вспыхнула смерть. Всё ещё стоя в «столбняке» от неожиданного поведения Анны, я вдруг всё поняла – она нарочно провоцировала Караффу, чтобы не тянуть!.. Чтобы скорее что-то решить и не мучить меня. Чтобы самой пойти на смерть... Мою душу скрутило болью – Анна напомнила мне девочку Дамиану... Она решала свою судьбу... а я ничем не могла помочь. Не могла вмешаться.
– Ну что ж, Изидора, думаю вы сильно пожалеете об этом. Вы плохая мать. И я был прав насчёт женщин – все они порождение дьявола! Включая мою несчастную матушку.
– Простите, ваше святейшество, но если ваша мать порождение Дьявола, то кем же тогда являетесь вы?.. Ведь вы – плоть от плоти её? – искренне удивившись его бредовым суждениям, спросила я.
– О, Изидора, я давно уже истребил в себе это!.. И только увидев вас, во мне вновь пробудилось чувство к женщине. Но теперь я вижу, что был не прав! Вы такая же, как все! Вы ужасны!.. Я ненавижу вас и вам подобных!
Караффа выглядел сумасшедшим... Я испугалась, что это может кончиться для нас чем-то намного худшим, чем то, что планировалось в начале. Вдруг, резко подскочив ко мне, Папа буквально заорал: – «Да», или – «нет»?!.. Я спрашиваю вас в последний раз, Изидора!..
Что я могла ответить этому невменяемому человеку?.. Всё уже было сказано, и мне оставалось лишь промолчать, игнорируя его вопрос.
– Я даю вам одну неделю, мадонна. Надеюсь, что вы всё же опомнитесь и пожалеете Анну. И себя... – и схватив мою дочь под руку, Караффа выскочил из комнаты.
Я только сейчас вспомнила, что нужно дышать... Папа настолько ошарашил меня своим поведением, что я никак не могла опомниться и всё ждала, что вот-вот опять отворится дверь. Анна смертельно оскорбила его, и я была уверенна, что, отойдя от приступа злости, он обязательно это вспомнит. Бедная моя девочка!.. Её хрупкая, чистая жизнь висела на волоске, который мог легко оборваться по капризной воле Караффы...
Какое-то время я старалась ни о чём не думать, давая своему воспалённому мозгу хоть какую-то передышку. Казалось, не только Караффа, но вместе с ним и весь знакомый мне мир сошёл с ума... включая мою отважную дочь. Что ж, наши жизни продлились ещё на неделю... Можно ли было что-либо изменить? Во всяком случае, в данный момент в моей уставшей, пустой голове не было ни одной более или менее нормальной мысли. Я перестала что-либо чувствовать, перестала даже бояться. Думаю, именно так чувствовали себя люди, шедшие на смерть...
Могла ли я что-либо изменить за какие-то короткие семь дней, если не сумела найти «ключ» к Караффе за долгие четыре года?.. В моей семье никто никогда не верил в случайность... Потому надеяться, что что-либо неожиданно принесёт спасение – было бы желанием ребёнка. Я знала, что помощи ждать было неоткуда. Отец явно помочь не мог, если предлагал Анне забрать её сущность, в случае неудачи... Мэтэора тоже отказала... Мы были с ней одни, и помогать себе должны были только сами. Поэтому приходилось думать, стараясь до последнего не терять надежду, что в данной ситуации было почти что выше моих сил...

Под ним весь в мыле конь лихой

Бесценной масти, золотой.

Питомец резвый Карабаха

Прядет ушьми и, полный страха,

Храпя, косится с крутизны

На пену скачущей волны.

Это строки из лермонтовского "Демона", в которых, по мнению Ираклия Андронникова, поэт выразил впечатления от пребывания в Кахетии, где он служил в Нижегородском драгунском полку.

Карабахскую лошадь можно увидеть на полотнах русских живописцев XIX века, особенно в работах известного анималиста Николая Сверчкова. Эта чистокровная красавица - гордость Армении, старинная порода горных верховых лошадей, выведенная на территории Арцаха. Карабахская лошадь признавалась одной из лучших пород восточного типа. В XIX веке она оказала влияние на верховое коневодство юга России, в том числе на улучшение донской породы лошадей и некоторых польских, французских, английских пород.

НА ТЕРРИТОРИИ АРМЯНСКОГО НАГОРЬЯ эта лошадь известна с незапамятных времен. Так, первые достоверные ископаемые находки останков этой породы датируются 2000 годом до н. э. Уже в 1900-1700 годах до нашей эры эта лошадь использовалась как вьючное и тягловое животное, позднее стала основой военной конницы. Колесницы, которые являлись грозным оружием нападения, запрягались двумя, тремя, а иногда четырьмя лошадьми. По некоторым данным, кочевые племена гиксосов использовали именно этих лошадей и завоевали Египет в 1710 г. до н. э. благодаря быстрым, закованным в железо колесницам, колеса которых имели металлические спицы.

Уже в I тысячелетии до н.э. Армения славилась своими лошадьми, а коневодство являлось одной из важных отраслей хозяйства.

О развитом коневодстве в Армении свидетельствует в своем труде "Анабазис" Ксенофонт (430-354г. до н.э.), где он пишет, что армяне отправляли персидскому владыке большое количество лошадей в качестве дани. В другом своем труде - "Искусство выездки лошади" - он отмечал, что армянские лошади хотя и были несколько мельче персидских, зато превосходили их живостью и маневренностью.

Спустя три века Страбон писал, что для коневодства в Армении есть все условия, что лошади армян ничем не уступают мидийским и несейским коням, которые взращивались и воспитывались персидскими владыками в Армении. Сатрап Армении Мигр ежегодно посылал в Персию 20000 лошадей. Армянский царь Артавазд, который вместе с Антониосом вторгся в Мидию, кроме конницы привез с собой 6000 боевых (бронированных, как утверждают письменные источники) лошадей. В Древнем Риме популярность армянских лошадей возросла во времена Юлия Цезаря. Эта порода была вывезена в Римскую империю в результате военных походов в Персию, лошади именовались парфянскими, но позднее их начали завозить непосредственно из Армении. Но наибольшее количество этих лошадей было завезено в середине II в. до Р.Х., при императорах Калигуле и Нероне, которые были страстными любителями лошадей и различных конных состязаний.

Во времена Великой Армении, в I веке до н.э., царь Тигран Второй имел очень сильную конницу, - рассказывает член Комитета по сохранению карабахской породы лошадей Артем МАКАРЯН. - Расцвет коневодства продолжился и при династии Аршакидов. В те времена были отдельные полки тяжелой кавалерии на крупных бронированных лошадях с двуручными мечами, и легкой - на быстрых, вертких лошадях. Были и так называемые кобыльи полки (матьян гунд). Кобыл перед боем искусственно приводили в состояние половой охоты. Они выходили в лобовую атаку с конницей противника, состоящей в основном из жеребцов, затем отступали, уводя неприятеля в ловушку.

ВО ВРЕМЯ ИЗВЕСТНОГО АВАРАЙРСКОГО СРАЖЕНИЯ В V ВЕКЕ именно конница сыграла судьбоносную роль в исходе сражения. Многократно превышающий в силе противник отступил. Здесь особо отличились своими храбрыми воинами и быстрыми конями конные полки из Арцаха.

В IX-X веках при вторжении арабов в регион большое количество лошадей стало вывозиться в страны Ближнего Востока. В этот период арабские источники, к примеру, Аль-Истакри "О дорогах царства", Ибн-Алкал изобилуют повествованиями о битвах с армянской конницей и подробными описаниями лошадей. Особый интерес представляют упоминания о великолепии лошадей армянских князей Арцаха Хачена Сахла Смбатяна и Дизака - Есаи Абу Мусы. Этот период ознаменовался появлением большого количества книг, в том числе переводных, по содержанию, боевому использованию и ветеринарии лошадей. Армянская конница даже в период отсутствия государственности была известна далеко за пределами Армении. Наемные конные полки служили в войсках многих дальних стран, в том числе и в России. Их появление приводило противника в ужас. Киликийский армянский царь Хетум I в 1263 году выставил против войска султана шестнадцатитысячную конницу.

В средние века форпостом военного коневодства Армении была ее восточная провинция - Арцах - горный край, где жили и живут свободолюбивые люди, подарившие миру одну из лучших пород лошадей, карабахскую, - продолжает А.Макарян. - Рисунки карабахской красавицы присутствуют в Арцахе повсюду - на барельефах надгробных плит, часовен, крепостей... И что самое примечательное - только здесь на хачкарах можно встретить изображения воинов на конях, коней на поводу у знатного хозяина.

Это была тщательно отселекционированная, благородная, чистокровная порода лошадей, представители которой являлись предметом гордости и могущества царей и князей. Их дарили в знак особого уважения, давали в откуп. Испанский посол Рой Гонзалес де Клавихо описывает случай, когда в XV веке войско Ленк-Темура прекратило осаду крепости после того, как он получил в подарок трех карабахских скакунов. Эти лошади сыграли огромную роль в формировании некоторых восточных пород, в том числе и арабской.

До сих пор сохранились в развалинах конные заводы Мелик-Алавердяна в деревне Гюлатах, который был позднее переименован в I Елизаветпольский конный завод, в деревне Тох большой конный комплекс с ипподромом мелика Дизака - Егана, большие конюшни князей Атома, Абу-Муса и др. Во второй половине XVIII века, убегая из Ирана, предводитель кочевого племени Сарыджалу Панах Али при поддержке армянского мелика Варанды-Шахназара II обосновался в Шуши и провозгласил себя ханом Карабаха. Вместе с собой он пригнал, а вернее, украл карабахских лошадей из конюшни персидского шаха Аббаса. Он и его последователи берегли этих лошадей как зеницу ока. В этот период и особенно с 1815 года, когда по Гюлистанскому договору Нагорный Карабах присоединился к России, карабахские лошади начали распространяться в России. Кстати, и самый значительный конный завод этой породы был у карабахского армянина - русского генерала Мадатова, который целенаправленно занимался разведением этой породы. Именно поголовье этих лошадей (правда, после его смерти) было задействовано в селекции донской породы.

ЭТИ ЛОШАДИ НЕОБЫЧАЙНО ПОСЛУШНЫ, смело преодолевают препятствия, хорошо приспособлены для верховой езды в горах, неутомимы на длинных дистанциях. Карабахские скакуны некрупные, высота в холке 138-140 см, шея средней длины, мышцы хорошо развиты, грудь глубокая и широкая, ноги короткие, но крепкие; лоб высокий, глаза выпуклые, движения четкие и быстрые. Эта порода лошадей отличалась своей красотой и грацией. По работоспособности карабахская порода сравнима с арабской, ахалтекинской, российскими породами - это установлено в результате многочисленных испытаний. Один из признанных экспертов в области разведения породистых лошадей девятнадцатого столетия, Гуттен Чапски, писал: "Карабахская лошадь хотя и отстает в беге на ровной местности от других пород, но в горной местности опережает их".

Карабахские скакуны издавна славились своей выносливостью на горных дорогах. По преданию, Александр Македонский взял себе табун в 20000 "карабахцев" и разбавил ими свою конницу, чтобы пройти горные перевалы.

Донские казаки завезли карабахскую породу на Дон после персидских и турецких походов XVIII века. Но особое распространение карабахская лошадь получила веком позже, когда сформировался новый тип донской породы, улучшенной благодаря карабахской породе. Из донских "карабахцев" был сформирован конный завод полковника Платова. В 1836 году В. Д. Иловайский, один из известнейших конезаводчиков Дона, приобрел завод генерала Мадатова, распроданный его наследницей. Карабахские лошади использовались для улучшения донской породы вплоть до начала XX века; они придали ей характерный тип и восточную породность, которые отличают дончака от всех полукровных лошадей.

Бурные события начала XX века пагубно отразились на состоянии карабахской породы. Вельможная лошадь попала в колхозы, лучшие жеребцы использовались в табунах для улучшения породы.

Когда создавался Агдамский конный завод, поголовье "карабахцев" было практически упущено. Последний заметный производитель породы Заман, как известно, вместе с ахалтекинским Меле-кушем был подарен Хрущевым английской королеве.

Настоящие карабахские скакуны в очень небольших количествах сохранились в Европе. Их основное поголовье сосредоточено в Северной и Южной Америке. Ими владеют в основном армяне. В 2004 году в Армении была выпущена почтовая марка с изображением карабахского скакуна. Она пришлась как раз на время, когда появилась надежда восстановить исчезнувшую породу. Артем Макарян рассказал, что уже ведутся переговоры о создании в районе Шуши племенной фермы для чистокровных лошадей, привезенных из США и Аргентины.

Остается надеяться, что в год Лошади этот замечательный и крайне важный проект будет воплощен и карабахский скакун, составлявший славу арцахских меликов и армянской конницы, вновь станет национальной гордостью и достоянием Армении и Карабаха.

Общая характеристика

Карабахские лошади некрупные, высота в холке 138-140 см, шея средней длины, мышцы хорошо развиты, грудь глубокая и широкая, ноги и копыта короткие, но крепкие; голова привлекательна, лоб высокий, глаза выпуклые, движения четкие и быстрые, гармоничного сложения, сухой конституции . Среди карабахских лошадей различают два типа: плотные, массивные, коротконогие лошади и более длинноногие лошади с облегчённым корпусом. Используют этих лошадей в основном под седлом. Они выносливы в длинных переходах; в горах проходят ускоренным шагом до 10 км в час .

В старину карабахские лошади отличались красотой и грацией - видимо, по этой причине в фольклоре и литературе они часто сравнивались с джейраном , газелью . По работоспособности карабахские кони сравнимы с арабской , ахалтекинской , российскими породами - это установлено в результате многочисленных испытаний, проводившихся в XIX веке. Гуттен Чапски, участвовавший в этих испытаниях, писал: «Карабахская лошадь, хоть и отстаёт в беге на ровной местности от других пород, но в горной местности опережает их всех».

Старая и лучшая порода этого завода известна под именем Сарулар, т. е. золотогнедые; они невелики ростом: от 1 до 1½ вершка; голова прекрасная, похожая на арабскую, выпуклые огненные глаза, отверстые ноздри, уши небольшие, но складные, шея хорошая; только горло бывает иногда с кадыком, и оттого, когда под седоком лошадь соберётся, шея похожа бывает на оленью; спина хорошо сложена, круп мясист, более круглый, нежели продолговатый, хвост прекрасный, грудь полная, берцы и окорока мускулистые, бока хорошо сложены, мускулы и жилы окороков видны и крепки, казанки иногда немного длинны; эти лошади никогда не засекаются Газета «Кавказ», 1853 г., №44.

Масти

История породы

Как пишет Е. Волкова, карабахская порода лошадей «вплоть до конца XIX века была красой и гордостью Кавказа, достойной не только княжеского, но и царского седла». Этих лошадей высоко ценили и в России, где они были известны в основном под именем персидских. А в Нагорном Карабахе эта порода звалась кёглян . Судя по описаниям и изображениям XIX века, кёглян был «яркой, породной восточной лошадью и в красоте способен был соперничать с арабской, а в правильности экстерьера порой превосходил её» .

По словам полковника К. А. Дитерихса (1823-1899), большого поклонника и знатока карабахской лошади, самый первый карабахский хан Панах-Али , объявивший себя в 1747 году после гибели Надир-шаха независимым ханом, захватил и весь конный завод Надир-шаха. Среди этих лошадей особую память о себе оставил жеребец Меймун и кобыла Агджидали, которые широко использовались уже в ханском заводе и считались «арабскими», хотя вполне могли быть и туркменскими .

Дитерихс сообщает также, что в 1797 году , когда персидский шах Ага Мохаммед был убит в захваченной им Шуше , вся его походная конюшня досталась Ибрагим-хану , сыну Панах-хана . Так в чистокровное отделение ханских заводов попал жеребец Гариф . Гариф и его потомок Карны-Ертых были известными производителями своего времени. В самом начале XIX века дочь Ибрагим-хана , вышедшая замуж за персидского шаха Фетх Али-шаха , прислала в подарок отцу пять текинских кобыл из завода своего мужа. Но потомство этих кобыл в ханском заводе не считалось чистокровным. Сам Ибрагим-хан был страстным любителем коней, из года в год увеличивавшим число конезаводов. Дважды в год на Джыдыр дюзю проводились скачки. Жокею и коню, занявшим первое место, выдавались награды. На рынках Тебриза и Тегерана ханские кони Ибрагим-хана пользовались большим спросом .

Разведение карабахской породы традиционно велось табунным методом. Племенные кобылы всю жизнь оставались в табуне. В одном табуне были и чистопородные, и полукровные, и даже простые матки, но жеребцы всегда чистопородные или высококровные кёгляны. В результате создавался гибрид улучшенной лошади: более кровная часть называлась джинс-сарыляр , более простая - калын-сарыляр . Из полукровных ханских лошадей наиболее популярны были токмак и теке-джейран . Токмак происходил от помеси кобылы-кёглян и персидского жеребца неизвестного происхождения и отличался особо крепким сложением. Теке-джейран представлял собой потомство текинских кобыл от карабахских жеребцов и отличался крупным ростом и скаковыми способностями. Чистокровные кёгляны никогда не были многочисленны. Вместе с высококровными лошадьми они составляли едва ли десятую часть конского поголовья Карабаха .

В годы Российской империи

В 1805 году Карабах вошёл в состав России . В 1806 году Ибрагим-хан был убит, а сменивший его сын Мехти Кули Хан не интересовался развитием конезаводов, в результате число коней ханской породы всё время уменьшалось. В 1822 году Мехти Кули Хан бежал в Персию, а лучших коней раздарил своим приближённым . Большой урон коневодству Карабаха нанесло вторжение персов в 1826 году , но все же и в последующие десятилетия карабахская лошадь сохраняла свои качества .

Из «Статистического описания Закавказского края» 1835 года :

При сем должно заметить, что Карабагские лошади во всём Закавказском крае славятся красивостию своею и легкостию бега, и по справедливости пользуются сею славою, а чистота в сложении, жар, лёгкость и послушность поставляют их наряду с лучшими породами, особенно удобными для верховой езды; они ценятся на месте от 30 до 500 червонцев, смотря по разности качеств и сложения; порода Карабагских лошадей происходит от смеси с Арабскими, которых Ханы Карабага доставляли от арабов, для улучшения своих заводов

В отличие от Мехти Кули Хана, его дочь Хуршидбану Натаван , известная также как княгиня Уцмиева, активно занималась развитием коневодства в Карабахе. Карабахские кони Натаван участвовали в Парижской всемирной выставке 1867 года , в сельскохозяйственных выставках в Москве (1869 год), в Тифлисе (1882 год) и всякий раз занимали первое место, награждались золотыми медалями и почётными грамотами.

На Второй Всероссийской выставке в 1869 году карабахские жеребцы получили высокие оценки: Меймун - серебряную медаль, Молоток (Токмак) - бронзовую, а золотисто-рыжий жеребец Альетмез, награждённый похвальным листом, был назначен производителем в государственные конные заводы. Карабахи имели успех и в Европе: золотисто-гнедой карабахский жеребец Хан, представленный в 1867 году на выставке в Париже , удивлял посетителей своей красотой и крепким правильным сложением. Ему была присуждена большая серебряная медаль .

Согласно современным азербайджанским источникам, конезаводами, помимо ханской дочери, владели многие карабахские беки. На каждом из этих заводов содержалось от 20 до 50 кобылиц-маток. Среди владельцев следует назвать Угурлу-бека, Джафаркулу-хана, Рустам-бека Бехбудова, князя Мадатова, полковника Керим-ага Джеваншира, Бахадур-бека, Шамиль-бека, Абыш-бека и Абдул-бека Галабековых, Джавад-бека Адигёзалова, Селим-бека Адигёзалова, Селим-бека Рустамбекова, Фаррух-бека Везирова и др. В середине XIX века в Шуше имелось 11 конезаводов, на которых насчитывалось 250 жеребцов и 1450 кобылиц .

Карабахскими конями пользовались и находившиеся на военной службе на Кавказе русские чиновники и генералы. Русский поэт Александр Пушкин , совершивший в 1829 году путешествие в Арзурум , в своих путевых заметках писал, что «молодые русские чиновники разъезжали верхами на карабахских жеребцах» . По сведениям военного историка генерала В. А. Потто , карабахский конь был и у генерала Я. И. Чавчавадзе . 21 мая 1843 года был утверждён гласный герб города Шуша Елизаветпольской губернии , на котором была изображена лошадь карабахской породы. Особого упоминания карабахская порода лошадей удостоилась в статье « » ЭСБЕ .

Породность кёглянов произвела на русских любителей и знатоков лошадей столь сильное впечатление, что им стали приписывать чистокровное арабское происхождение. Однако профессор В. Фирсов в своей работе «Туркестан и туркестанские породы лошадей», опубликованной в 1895 году в «Журнале Коннозаводства», отнёс карабахскую лошадь к потомкам туркменских аргамаков : когда османы , правившие Хорезмом , потерпели поражение в упорной борьбе с Чингисханом , отдельные племена туркмен ушли в Закавказье и увели с собой своих коней .

Родство карабахского кёгляна XIX века с туркменской породой подтверждается при внимательном изучении его экстерьера. Форма кадыковатой шеи и головы, большие глубоко посаженные глаза, тонкость и шелковистость волоса, нежность и сухость конституции, а особенно золотистая масть придавали кёгляну те же своеобразие и породность, которые отличают наиболее ярких ахалтекинцев. Различия в типе этих пород происходили в первую очередь от условий разведения лошадей и предъявляемых к ним требований. В Карабахе скаковая лошадь теряла свои преимущества, но при этом сохраняла черты древней породности. В горах требовались в первую очередь поворотливость, устойчивость, умение резко останавливаться, выносливость, а места для разгона не было. К тому же табунное воспитание не способствовало увеличению роста лошадей. В результате кёглян приобрел округлые компактные формы универсальной верховой лошади и более короткие шею и голову со «щучьим » профилем .

Во второй половине XIX века среди русских конезаводчиков и любителей лошадей были и скептические мнения о карабахской породе: некоторые считали её изнеженной, совершенно не способной акклиматизироваться и не годной к кавалерийской службе, а следовательно, не представляющей интереса. Малочисленность породы также способствовала распространению мнения о её деградации. Однако подобные рассуждения полностью опровергла история создания донской породы .

Под сильным влиянием этой породы в Азербайджане образовалась делибозская порода . Карабахских производителей наряду с арабскими и туркменскими использовали при выведении кабардинской лошади . Оставили своё потомство кёгляны и в стрелецкой, и в ростопчинской породе. Утверждается, что даже некоторые из некрупных персидских жеребцов, попадавших в европейские конные заводы и использовавшихся при выведении орловской верховой, тракененской и других пород, в действительности могли быть карабахскими .

Тем не менее в конце XIX - начале XX в. карабахское коневодство пришло в упадок из-за непригодности недостаточно рослых лошадей карабахской породы для регулярной кавалерии. Завод, основанный ханами и наследовавшийся их потомками, исчез в 1905 году . Свою роль в этом сыграла также гражданская война. В связи с этим численность породы резко сократилась. Кёгляны смешались с простыми беспородными лошадьми, потеряли значительную часть своей породности и измельчали. Карабахская лошадь перекочевала из разряда лучших восточных пород в местные горные, которые, однако, сохраняли следы восточной крови и характерную масть, «напоминающую цвет старой бронзы», с более тёмными гривой и хвостом и такого же оттенка «ремнём» вдоль хребта .

В годы СССР

В Агдамском конезаводе не только разводили чистопородных лошадей карабахской породы, но и создавали новый заводской тип лошади карабахской породы благодаря прилитию арабской крови. В 1950-е годы работы по восстановлению чистокровного коннозаводства в Азербайджане возглавил местный учёный, главный специалист Министерства сельского хозяйства Азербайджанской ССР, Шамиль Расизаде . В 1955 году была достигнута рекордная резвость в гладких скачках на 1600 м - 2 мин 9 сек. В 1971 году была выпущена племенная книга породы .

В Азербайджанской Республике

В настоящее время карабахскую породу в Азербайджане разводят на 2 коневодческих заводах - в селе Лямбаран Бардинского района и в Акстафе . Наряду с государственными в республике функционирует ряд частных коневодческих предприятий.

К снижению численности карабахской породы привели война в Карабахе и сложная экономическая ситуация в начале 1990-х . В начале карабахского конфликта лошадей постоянно перемещали из одного места в другое, и это было одной из причин резкого снижения популяции: из-за перемещения беременных кобыл случались выкидыши . Кроме того, лошади содержались в плохих условиях.

В последнее время министерство сельского хозяйства Азербайджана предпринимает меры по развитию коневодства, карабахских лошадей запрещено экспортировать. По словам директора ассоциации Azerbreeding и управляющего отделения Минсельхоза Азербайджана по племенному разведению Хандана Раджабли, в Азербайджане насчитывается ок. 20 предприятий, на попечении которых числится примерно 200 чистокровных лошадей карабахской породы. Часть этих предприятий находится в Баку («Gunay Equestrian Invest», «Sərhədçi» и др.) .

13 февраля 2017 года Организационный комитет Исламских игр солидарности представил талисманы (маскоты) Исламские игры солидарности . Ими стали карабахские скакуны Инджа (İncə), олицетворяющая красоту и нежность, и Джасур (Cəsur), отличающийся свободолюбием и уверенностью в себе .

В культуре

В изобразительном искусстве

Карабахскую лошадь можно увидеть на полотнах русских живописцев XIX века, особенно в работах русского живописца Николая Сверчкова , творчество которого пропитано любовью к животным. С лошадей карабахской породы сделал рисунки Василий Верещагин , посетивший Шушу в середине мая 1865 года . В своих воспоминаниях художник писал :

…Неподалёку от Шуши, у ворот, ведущих в Елисаветполь, стоит большой старинный дом, принадлежащий дочери последнего хана Мехти Кули-хана. Умирая, хан оставил порядочное состояние своей дочери. Этой же дочери хана принадлежали самые богатые и самые величественно убранные лошади, придававшие особенную пышность и торжественность праздничной процессии. На конюшне её находятся превосходные лошади, известные под именем хана В. Верещагин. Путешествие по Закавказью. 1864-1865 гг., стр. 267

Скульптура карабахского жеребца «Альетмез» выполнена русским скульптором Евгением Лансере . Она хранится в Моршанском историко-художественном музее .

Карабахские скакуны изображены на эмблеме агдамского футбольного клуба «Карабах ».

Примечания

  1. Карабахская лошадь - статья из
  2. Азербайджанская лошадь - статья из Большой советской энциклопедии
  3. Гарабағ аты / Под ред. Дж. Кулиева. - Азербайджанская советская энциклопедия : Главная редакция Азербайджанской советской энциклопедии, 1979. - Т. III . - С. 46 . (азерб.)
  4. Emily Wither. Azerbaijan fights to protect national animal from extinction (англ.) // CNN . - November 16, 2011.
  5. Фирудин Шушинский . Шуша. - Баку: Азербайджанское государственное издательство, 1968.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!