Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Развитие мышечной системы. Мышечная гипотония у детей

- 79.50 Кб

1.Рост и развитие мышц после рождения.

2.Развитие движений и координация их.

3. Статическая и динамическая работа мышц.

4.Развитие с возрастом силы, скорости и выносливости.

Введение

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша, например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами.
Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке. В то время как большинство рефлексов, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его.

Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину.
Еще одно важное различие у новорожденных -- уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие - более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный. Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны.
Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать.

1.Рост и развитие мышц после рождения.

Организм ребенка все время находится в процессе роста и развития, которые проходят непрерывно в определенной закономерной последовательности. От момента рождения до взрослого человека ребенок приходит через определенные возрастные периоды. Ребенку в различные периоды жизни свойственны определенные анатомо-физиологические особенности, совокупность которых накладывает отпечаток на реактивные свойства сопротивляемость организма.

Характерной особенностью процесса роста детского организма являются его неравномерность, или гетерохронизм, и волнообразность. С периода новорожденности и до достижения зрелого возраста длина тела увеличивается в 3,5 раза, длина туловища – в 3 раза, длина руки – в 4 раза, длина ноги – в 5 раз. В зависимости от конкретных условий среды процесс развития может быть ускорен или замедлен, а его возрастные периоды могут наступать раньше или позже и иметь разную продолжительность. Мышцы у новорожденного и ребенка грудного возраста развиты слабо; они составляют около 25% веса его тела, тогда как у взрослого не менее 40-43%. Мышечные волокна значительно тоньше волокон взрослого. Увеличение мышечной массы по мере роста ребенка происходит за счет увеличения объема мышечного волокна и путем увеличения числа мышечных волокон.

У детей первых месяцев жизни отмечается повышенный тонус мышц, так называемая физиологическая гипертония, она связана с особенностями функций центральной нервной системы. Тонус сгибателей преобладает над тонусом разгибателей; этим объясняется, что дети грудного возраста, если их распеленать, обычно лежат с согнутыми руками и ногами. Во время сна и сосания тонус мышц несколько снижается при сохранении все же преобладания тонуса сгибателей. Постепенно эта гипертония исчезает.

Сила и тонус мышц у ребенка слабые. Двигательная способность мышц сначала появляется у мышц шеи и туловища, а потом же у мышц конечностей. Развитие мышц верхних конечностей предшествует развитию мышц нижних конечностей; крупные мышцы (плеча, предплечья) развиваются раньше, чем мелкие (мышцы ладони, пальцев). В возрасте 1-3 года ребенок постепенно овладевает основными естественными движениями, свойственными человеку (ходьба, лазание, бросание и т.д.). Своевременное и правильное развитие движений обусловлено развитием центральной нервной системы и находится в прямой зависимости от степени её созревания и функционального совершенствования. Движения укрепляют мышечную систему, способствуют правильному дыханию, пищеварению.

2.Развитие движений и координация их

Формирование двигательной активности ребенка также должно соответствовать возрасту. У новорожденных движения хаотичны, генерализованы, носят атетозоподобный характер, нецеленаправленны, наблюдается мышечная гипертония с преобладанием сгибателей.

После рождения начинает развиваться координация движений. В начале формируется координация мышц глаза (на 2-3-й неделе ребенок начинает фиксировать взгляд на ярких предметах, затем следит за движением предмета, при этом постепенно начинает поворачивать голову вслед ему). К 1,5 месяца ребенок начинает держать головку, потом появляются координированные движения рук. С 3-3,5 месяца ребенок ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяло. Он целенаправленно трогает висящие над собой игрушки, но только с 5 месяцев эти движения начинают напоминать движения взрослых. В 4-5 месяцев ребенок начинает переворачиваться со спины на живот, а затем с живота на спину (5-6 месяцев). В 6 месяцев он сидит самостоятельно. В том же возрасте начинает ползать и к 7-8 месяцам делает это достаточно хорошо. Стоять ребенок может в 8-9 месяцев, затем пробует ходить, к 10-11 месяцам некоторые дети уже ходят. Однако если ребенок начинает ходить позже на 2-3 месяца - это тоже норма. Ходьба вначале не координированная: ручки вытянуты вперед, ножки почти не гнутся в коленях; только к 5-6 годам формируется правильная координация.

Средние сроки и границы развития моторных актов у детей первого года жизни

Движение

Средний возраст овладения

Возможные границы

3-8 недель

4-11 недель

Держание головки

1,5-3 месяца

Направленные движения ручек

2,5-5,5 месяца

Переворачивание

5 месяцев

3,5-6,5 месяца

6 месяцев

5,5-8 месяцев

Ползание

7 месяцев

5-9 месяцев

Произвольное хватание

8 месяцев

5,5-10,5 месяца

Вставание

9 месяцев

6-11 месяцев

Шаги с поддержкой

9,5 месяца

6,5-12,5 месяца

10,5 месяца

8-13 месяцев

11,5 месяца

9-14 месяцев


3 .Статическая и динамическая работа мышц

Работу, связанную с движением, перемещением и сменой позы, называют динамической, а с пребыванием на одном месте, в одной и той же позе – статической. Первый вид работы менее утомителен, чем второй.
При динамической работе внутренняя активность мышц и внешние механические силы не уравновешиваются между собой. Это и обеспечивает процесс движения.
Статической работе свойственно равновесие мышечной силы и силы сопротивления. Поэтому ее еще называют уравновешивающей. Например, стойка по команде «смирно».
Энергия, за счет которой совершается работа органов тела, в конечном итоге превращается в тепло. Динамическую работу характеризуют величиной того тепла, в которое превращается энергия напряжения, или произведением величины напряжения на время его поддержания.
Трудность или легкость работы для человека определяется не только ее механическими или физиологическими характеристиками, но и зависит от исполнителя, его целеустремленности и понимания значения трудовой деятельности.
Условия поддержания работы мышц. Обязательным условием поддержания работы мышц служит регулярное поступление импульсов к мышцам. Это невозможно без их связи с нервной, функциональной активностью эндокринных желез (надпочечников, щитовидной, гипофиза, поджелудочной и т. д.), которые принимают участие в поддержании тонуса центральной нервной системы и использовании углеводов, жиров, белков как энергетических продуктов. Кроме того, работающей мышце нужен приток энергии, источником которой является бескислородный распад сложных органических веществ, поступающих в мышцы. В результате в мышцах образуется молочная, фосфорная кислота и другие вещества. Некоторые из органических продуктов распада затем окисляются до углекислого газа и воды. Поэтому мышца нуждается в регулярном притоке кислорода. Такие продукты распада, как фосфорная кислота, идут на образование веществ, необходимых для работы.
Энергия, не использованная во время работы мышцы, выделяется в виде тепла, в связи с чем работающая мышца согревается и передает тепло всему организму. Если работающих мышц много, то и теплообразование возрастает. Потому к условиям поддержания работы мышц следует отнести нормальную теплоотдачу и достаточную свободу движений (динамичность). Следовательно, для нормальных занятий учащихся в физкультурном зале или во дворе нужна соответствующая форма одежды и соблюдение режима температуры тела.

4.Развитие с возрастом силы, скорости и выносливости

Возрастные закономерности развития моторики. Возрастной физиологией собран огромный фактический материал о возрастных закономерностях развития моторики детей и подростков.

Самые значительные изменения двигательной функции наблюдаются в младшем школьном возрасте. В соответствии с морфологическими данными нервные структуры двигательного аппарата ребенка (спинной мозг, проводящие пути) созревают на самых ранних этапах онтогенеза. В отношении центральных структур двигательного анализатора установлено, что их морфологическое дозревание происходит в возрасте от 7 до 12 лет. Кроме того, к этому времени достигают полного развития чувствительные и двигательные окончания мышечного аппарата. Развитие же самих мышц и их рост продолжаются до 25–30 лет, чем и объясняется постепенное повышение абсолютной силы мышц.

Таким образом, можно сказать, что основные задачи школьного физического воспитания нужно успеть максимально полно решить за первые восемь лет обучения детей в школе, иначе будут упущены самые продуктивные возрастные периоды для развития двигательных возможностей детей.

Период 7-11 лет. Исследования показывают, что школьники в этот период обладают относительно низкими показателями мышечной силы. Силовые и особенно статические упражнения вызывают у них быстрое утомление. Дети младшего школьного возраста более приспособлены к кратковременным скоростно-силовым упражнениям, однако их следует постепенно приучать к сохранению статических поз, что положительно влияет на осанку.

Период 14–17 лет. Этот период характеризуется наиболее интенсивным ростом мышечной силы у мальчиков. У девочек рост мышечной силы начинается несколько раньше. Наиболее ярко эта разница в динамике развития мышечной силы проявляется в 11–12 лет. Максимальный прирост относительной силы, т. е. силы на килограмм массы, наблюдается до 13–14 лет. Причем к этому возрасту показатели относительной силы мышц мальчиков значительно превосходят соответствующие показатели у девочек.

Выносливость. Наблюдения показывают, что дети 7-11 лет имеют невысокий показатель выносливости к динамической работе, однако с 11–12 лет мальчики и девочки становятся более выносливыми. К 14 годам мышечная выносливость составляет 50–70 %, а к 16 годам – около 80 % выносливости взрослого человека.

Довольно интересно, что между выносливостью к статическим нагрузкам и мышечной силой взаимосвязи нет. Вместе с тем уровень выносливости зависит, например, от степени полового созревания. Опыт показывает, что хорошим средством развития выносливости являются ходьба, медленный бег, передвижение на лыжах.

Временем, когда с помощью средств физического воспитания можно поднять уровень двигательных качеств, является подростковый период. Однако следует помнить, что этот период совпадает с биологическими перестройками организма, связанными с половым созреванием. Поэтому от педагога требуется исключительное внимание к правильному планированию физических нагрузок.

Описание работы

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша, например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее.

Костная система . Скелет человека состоит из 206 костей: 85 парных и 36 непарных, Кости являются органами тела. Вес скелета у мужчиныравен примерно 18% веса тела, у женщины - 16%. у новорожденного - 14%. Кроме костей скелет включает хрящи и связки.

У детей в утробный период скелет состоит из хрящевой ткани. После рождения процесс окостенения продолжается. По срокам окостенения можно судитьо нормальном развитии скелета у детей и об их возрасте. Скелет ребенка отличается от скелета взрослого человека размерами, пропорциями, строением и химическим составом.

Развитие скелета удетей в значительной мере определяет развитие тела. К конш полового созревания окостенение костей завершается у женщин в 17- 21, а у мужчин - в 19-24 года. С окончанием окостенения трубчатых костей прекращается их рост в длину, поэтому мужчины, у которых половое созревание заканчивается позднее, чем у женщин, имеют в среднем более высокий рост.

Окостенение задерживается при понижении функций желез внутренней секреции (щитовидной, околощитовидных, вилочковой, половых желез), недостатке витаминов, особенно D. Окостенение ускоряется при преждевременном половом созревании, повышенной функции щитовидной железы и коры надпочечников. Задержка и ускорение окостенения особенно отчетливо проявляются до 17 - 18 лет и могут достичь 5-10-летней разницы между «костным» и паспортным возрастами:

У детей кости содержат относительно больше органических веществ и меньше неорганических, чем у взрослых. С возрастом химический состав костей изменяется, значительно увеличивается количество солей кальция, фосфора, магния и других элементов, а также изменяется соотношение между ними. С изменением строения и химического состава костей изменяются их физические свойства: удетей они более эластичны и менее ломки, чем у взрослых. Хрящи у детей также более пластичны.

В костномозговом канале находится костный мозг. У новорожденных есть только красный костный мозг, богатый кровеносными сосудами: в нем происходит кроветворение. С 6 месяцев он постепенно заменяется желтым, состоящим главным образом из жировых клеток. К 12 - 15 годам эта замена почти заканчивается. У взрослых красный костный мозг сохраняется в эпифизах трубчатых костей, в грудине, ребрах и позвоночнике.

Череп детей значительно отличается от черепа взрослых величиной по сравнению с размерами тела, строением и пропорциями отдельных частей. У новорожденного мозговой череп в 6 раз больше лицевого, а у взрослого - в 2,5 раза. Эти различия с возрастом исчезают. Череп растет наиболее быстро на первом году жизни. В течение первого года толщина стенок черепа увеличивается в 3 раза. Роднички закрываются на 1-2 годах жизни. С 13 - 14 лет преобладает развитие лицевого черепа во всех направлениях. Складываются характерные черты физиономии. Развитие черепа продолжается от наступления половой зрелости до 20 -30 лет.

Позвонки развиваются из хрящевой ткани, которая с возрастом уменьшается. С 3 лет позвонки одинаково растутв высоту и ширину, а с 5-7 лет больше растут в высоту. Спинномозговой канал особенно быстро развивается до 5 лет и заканчивается к 10 годам.

Окостенение шейных, грудных и поясничных позвонков заканчивается к 20 годам, а крестцовых - к 25. копчиковых - к 30. У юношей рост позвоночника заканчивается после 20 лет, у девушек он растет до 18 лет. Длина позвоночника равняется приблизительно 40% от длины тела.

Подвижность позвоночника у детей гораздо больше, чем у взрослых, особенно с 7 до 9 лет. Позвоночник после рождения приобретает 4 физиологических изгиба. С подниманием головы у ребенка 6 - 7 недель происходит изгиб к переди - шейный лордоз. К 6 месяцев в результате сидения образуютсяизгибы к зади - кифозы - груднойи крестцовый, а около 1 года (с началом стояния) - поясничный лордоз. Вначале изгибы удерживаются мускулатурой, а затем связочным аппаратом, хрящами и костями позвонков. К 3 - 4 годам изгибы постепенно увеличиваются после стояния, под действием силы тяжести и работы мышц. Шейный лордоз, грудной кифоз окончательно образуются к 7 годам, а поясничный лордоз - к 12 и окончательно образуется к периоду половой зрелости.

Развитые мускулатуры у детей. В утробной жизни сначала формируются мышцы языка, губ. диафрагмы, межреберные и спинные, в конечностях - сначала мышцы рук, затем ног. После рождения рост и развитие разных мышц происходят неравномерно. Раньше начинают развиваться мышцы, которые обеспечивают двигательные функции, имеющие существенное значение для жизни (участвующие в дыхании, сосании, необходимые для питания).

Новорожденный имеет все скелетные мышцы, но их вес в 37 раз меньше, чем у взрослого. Рост и формирование скелетных мышц происходит примерно до 20 - 25 лет, оказывая влияние на формирование скелета. Вес мышц увеличивается с возрастом неравномерно и особенно быстро - в период полового созревания.

К 1 году более развиты мышцы плечевого пояса и рук. В раннем детстве мышцы туловища развиваются значительно быстрее мышц рук и ног.

С возрастом изменяется и химический состав, и строение скелетных мышц. У детей содержится относительно меньше сократительных белков - миозина и актина: с возрастом это различие уменьшается. Эластичность мышц у детей в 2 раза больше, чем у взрослых. При сокращении они больше укорачиваются, а при растяжении больше удлиняются.

.J Рост мышц после рождения. Еще в первой половине внутриутробного периода развития мышцы приобретают прису­щую им форму и гтруктур^ В дальнейшем их длина и толщина быстро увеличиваются. Они растут в длину соответственно с рос 1 том костей скелета путем удлинения мышечных волокон и особен-но~сухджилии, при помощи которых"мышцы прикрепляются к кос-тям"Ро^т~в толщину в небольшой степени происходит за счет образоваш1я_1швых_воло1^он из находящихся в мышцах остатков "первичной мышечной ткани. Однако в основном (примерно на 90%) рост в толщину происходит путем увеличения диаметра во­локон^ У новорожденных он не превышает 10-15 тысячных долей "миллиметра, а к 3-4 годам увеличивается в 2-2,5 раза. В после­дующие годы диаметр мышечных волокон в значительной степени зависит от индивидуальных~осооецн6стёй организма, и главным образом от двигательной активности.

У новорожденного на долю мышц приходится 20-22% веса.всего тела, т. е. примерно вдвое меньше, чем у взрослого челЬвека, муску^гатура которого чаще всего составляет 35-45% веса тела. Следовательно, за весь период от рождения до взрослого состояния увеличение веса мускулатуры должно быть вдвое более" интен­сивным, чем увеличение общего веса тела. Однако первое время, пока ребенок не начал ходить, мышцы растут даже медленнее, чем


^^им^пргяничм р. прдпм^ Так, за первые 4 месяца жизни общий вес тела увеличивается вдвое, а вес мышц возрастает только на 60% и составляет 16% веса тела. С конца первого года жизни", под-влиянием тренировки, рост мышц постепенно становится более ин­тенсивным^ и к 6 годам на долю мышц снова приходится около 22% общего веса тела, а к 8 годам-27°/о. Особенно интенсивно "растут мышцы в период от 14-15 до 17-18 лет. Так, на долю мышц приходится в 14 лет в среднем,30^_,веса тела, а в 18- 20 лет-40%.

" развитие движений. К появлению на свет двигательный аппа­рат у ребенка достаточно развит, чтобы выполнять целый ряд про­стейших движений.

Способность мышц сокращаться появляется еще раньше - уже к концу второго месяца внутриутробной жизни. Постепенно разви­вается мышечный тонус, причем в период внутриутробного разви­тия и в грудном возрасте тонус мышц сгибателей преобладает над тонусом мышц разгибателей, что имеет значение для сохранения естественного положения тела в матке (рис. 17).

К концу третьего месяца человеческий плод в ответ на прикос­новение к кисти может сжать пальцы в кулак. Еще через месяц начинают изредка появляться еле заметные и очень медленные со­кращения мышц туловища и конечностей, главным образом разги­бателей. Это так называемые шевеления. Постепенно они становят­ся более частыми и настолько выраженными, что беременная женщина ясно их ощущает. Задолго до рождения появляются дыха­тельные движения, выражающиеся в небольшом попеременном увеличении и уменьшении объема грудной клетки, а также глота­тельные и сосательные движения. Элементарная координация дви­жений, необходимая для сгибания и разгибания конечностей, для сосательных, глотательных и дыхательных движений, для движе­ний головы, несомненно, появляется еще до рождения. Однако протекают движения крайне медленно.

Уже в первые дни жизни ребенок проявляет большую двига­тельную активность. В основном, это беспорядочные движения конечностей. При положении на животе ребенок поворачивает в сторону головку, затем туловище и, как бы перекатываясь, ложит­ся на спину. Если держать его в вертикальном положении, голов­ка наклоняется вперед, так как ее центр тяжести находится впере­ди точки опоры, т. е. места сочленения черепа с позвоночником, а тонус задних шейных мышц недостаточен, чтобы поддерживать правильное положение головы.

На втором месяце жизни ребенок поворачивает голову в сто­рону света и несколько позднее в сторону звука. В положении на животе он приподнимает голову, а к концу второго месяца, опи­раясь на руки, поднимает не только голову, но и грудь.

Трехмесячный ребенок начинает переворачиваться со спины на живот. Движения его рук постепенно становятся все более разно-


Рис. 19. Появление изгибов позвоночника в связи с сидени­ем и стоянием.

образными. В возрасте 4-5 месяцев они начинают хорошо конт­ролироваться зрением: увидев новый предмет, ребенок протягивает к нему руки, хватает и, как правило, тащит в рот.

К 7 месяцам ребенок хорошо сохраняет сидячее положение, а еще через месяц самостоятельно садится и, держась за различ­ные предметы, поднимается на ноги. Постепенно он начинает пол­зать на четвереньках, а к концу года или в первые месяцы второго года жизни, сначала то и дело падая, а затем все более уверенно ходит по комнате без посторонней помощи.

Освоение вертикального положения туловища или всего тела приводит к ряду существенных изменений в двигательном аппара­те: во-первых, резко повышается тонус и сократительная способ­ность мышц-разгибателей; во-вторых, появляются изгибы почво-_ИПчникП| i^vT-^r"t-"Q гп^гп^гтруют сохранению равновесия, оказывают

пружинящее вл и я нир пра_ хпльбе, беге. -прыжках и облегчают работу мышц при длительном сохранении вертикального положе­ния тела. позвоночник новорожденного по всей длине имеет слабо выраженную выпуклость, обращенную кзади; в его нижней части выпуклость выражена сильнее - это крести.пвп-к.опчикпвы.й изгиб. Шейный изгиб начинает образовываться к концу второго месяца, когда тонус задних шейных мышц увеличивается и ребенок начи­нает сначала поднимать головку в положении лежа на Животе, а затем держать ее при вертикальном положении туловища. Обра­щенная вперед выпуклость шейной части позвоночника становится хорошо выраженной значительно позднее, когда ребенок самостоя­тельно и подолгу сохраняет позу сидения. Одновременно бпгтрр пт-_четливо выявляется обращенная назад выпуклость средней части дозвоночника - грубной изгиб. Застое положение сидя и~оСо"оен-но стоя способствует образованию поясничного изгиба, обращен-

ного выпуклостью вперед. Обычно этот изгиб становится заметным лишь на 2-м году жизни (рис. 19).

У детей дошкольного возраста изгибы еще только формируют­ся и в сильной степени зависят от положения тела. После длитель­ного лежания, например после ночного сна, шейный изгиб и осо­бенно поясничный могут совершенно исчезать, вновь появляясь и усиливаясь к концу дня под влиянием сидения и ходьбы. Даже в младшем школьном возрасте изгибы в течение ночи значительно уплощаются. Изменчивость изгибов постепенно исчезает.

Для детей дошкольного возраста характерна чрезвычайная гибкость туловища, что объясняется большой толщиной и подат­ливостью межпозвоночных хрящей и поздним окостенением эпифизов позвонков. Изгибы позвоночника образуются, а впослед­ствии закрепляются под влиянием давления со стороны верхних частей тела. Направление давления зависит от осанки, т. е. позы при сидении, стоянии и ходьбе.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Клеточное строение и развитие организма

На сайте сайт читайте: "клеточное строение и развитие организма"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Кабанов А. Н. и Чабовская А. П
К-12 Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. Учебник для дошкольных педучилищ. М., «Просвещение», 1969. 288 с илл. Учебник написан по программе

Строение, состав и свойства клеток организма. Еще в
первой половине XIX в. было установлено клеточное строение ор­ганизмов. Основную массу каждой клетки составляет вязкое, по­хожее на слизь полужидкое вещество - цитоплазма. В ней нахо­дится о

Рост и развитие
Закономерности роста и развития. Пропорции тела с воз­растом сильно меняются (рис. 2). У новорожденного высота головы составляет примерно "Л, а у взрослого человека - "/8 длины все

Общий обзор скелета человека
Значение двигательного аппарата. К двигательному ап-парату, или костно-мышечной системе, относятся скелет и скелет­ные мышцы. Скедет.- это твердый остов, от которого, зависи

L->
Соответственные части находятся и в нижней конечности (но­ге) бедро; две кости голени - большая и малая берцовые; стопа, состоящая из костей предплюсны, плюсны и

Свойства и развитие костной ткани
Хрящевая и костная ткани. В процессе развития позво­ночных животных костный скелет появился не сразу. У предков современных позвоночных скелет был хрящевым. У человеческого зародыш

Развитие скелета человека
Скелет новорожденного. Первые островки, или центры, окостенения появляются уже в начале второго месяца внутриут­робного развития, а к моменту рождения они отсутствуют только в кост

Работа мышц
Принцип рычага. Сокращаясь, мышцы выполняют рабо­ту, либо закрепляя положение костей в суставе и делая движение невозможным, либо, наоборот, изменяя их взаимное положение, т. е. пр

Развитие основных свойств двигательного аппарата
Координация движений. Поддержание вертикального положения тела требует хорошо согласованной деятельности поч­ти трехсот больших и малых мышц. Каждая мышца должна сокра­щаться со ст

Развитие правильной осанки
Нормальная осанка. Осанка, т. е. привычная поза при сидении,"стоянии, ходьбе, начинает формироваться с раннего дет­ства. Нормальной, или правильной, считается такая осанка, кото

Общий обзор строения и функций нервной системы
Центральный и периферический отделы. В нервной сис­теме различают центральный и периферический отделы (цв. табл. V). К центральному отделу относятся спинной мозг,

Проведение возбуждения в нервной системе
Возбуждение как ответ на раздражение. Явления, свя­занные с возбуждением, издавна изучались на изолированном нервно-мышечном препарате лягушки, для получения которого ча­ще всего и

Координация функций организма
Рефлекс как реакция всего организма. Поток импульсов, возникший при раздражении зрительных, болевых или других ре­цепторов, поступает в мозг и становится источником согласованной,

Развитие нервной системы
Период новорожденности. Еще за 3 месяца до нормаль­ного срока рождения нервная система плода в достаточной мере развита, чтобы обеспечить функционирование организма в усло­виях вне

Условные рефлексы и их образование
Павловский метод изучения высшей нервной деятель­ности. Издавна возникло представление о том, что чувства, мысли и желания связаны с существованием непознаваемой дури. Счита­лось,

Торможение условных рефлексов
Ь^ Безусловное торможение. В коре больших полушарий," как и в других отделах мозга, возбуждение какого-нибудь одного участка вызывает отрицательную индукцию, т. е. понижение воз­будимости в

Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий
Анализи синтез раздражении. Бесчисленные, непрерыв­но возникающие изменения в окружающей среде и в самом орга­низме, действуя как раздражители на соответствующие рецепторы,. станов

Изучение условных рефлексов у человека
Условнорефлекторный характер высшей нервной деятель­ности человека. Начиная с 1906 г. ученик и последователь И. П. Пав­лова Н. И. Красногорский исследовал у детей пищевые условные

Особенности высшей нервной деятельности детей
Образование первых условныхрефлексов. Высшая нерв­ная деятельность проявляется в образовании условных рефлексов. У недоношенного ребенка можно выработать условные

Развитие речи
Значение речевых компонентов комплексных раздра­жителей. С первых месяцев жизни ребенка окружают люди. Он их видит, слышит человеческую речь, которая очень рано становится условным

Вычленение отдельных признаков раздражителей. При
образовании положительных и отрицательных условных рефлек­сов на несколько сходных комплексных раздражителей проис­ходит процесс вычленения отдельных компонентов или признаков, позволяющих как обоб

Типы высшей нервной деятельности
Классификация типов. Греческий врач Гиппократ, жив­ший в IV в. до нашей эры, писал, что каждого человека на основа­нии особенностей его поведения можно отнести к одному из четы­рех

Сон и его физиологическое значение
р> Сон и бодрствование. Регулярная смена сна и бодр­ствования - необходимое условие нормальной жизнедеятельности человеческого организма. Во время бодрствования повышенная в

Гигиеническая организация сна
Продолжительность сна детей. Дети раннего грудного возраста почти непрерывно спят, просыпаясь только на период кормления. Новорожденный ребенок спит 20-21 час в сутки. В по­следующ

Утомление и борьба с ним
Утомление и усталость. Всякая физическая или умствен­ная работа вызывает целый ряд изменений в состоянии и реак­циях организма. Так, например, снижаются внимание, память, зре­ние и

Режим в дошкольных учреждениях
Основные компоненты режима. Правильный режим - это рациональное и четкое чередование различных видов деятель­ности и отдыха в течение суток, протекание их в определенной, еже­дневн

Гигиенические требования к проведению занятий и игр
Мебель. Для дошкольных учреждений разработана ме­бель (столы и стулья) различных размеров соответственно росту детей. Мебель одного и того же размера может быть использована детьми

Детская нервность
Нарушения высшей нервной деятельности. И. П. Павлов в опытах на собаках остановил, что можно вызвать серьезные на­рушения высшей нервной деятельности, если применять чрезмерно силь

Общие закономерности функций анализаторов
, . Анализ раздражении. Деятельность мозга, направлен­ная на организацию и координацию работы всех органов, а также на ориентировку в окружающей среде, требует точного и непре­р

Кожный анализатор
Значение кожного анализатора. Рецепторы, располо­женные в коже, дают возможность осязать, т. е. ощущать воздей­ствие на кожу раздражителей внешней среды. Через рецепторы кожи челов

Внутренние анализаторы
Информация о собственном теле. Во всех органах су­ществуют различные рецепторы, чувствительные к определенным химическим изменениям, к давлению, растяжению, изменению тем­пературы

Обонятельный и вкусовой анализаторы
Значение обонятельного и вкусового анализаторов. Ре­цепторы обонятельного анализатора расположены в верхней части правой и левой половины носовой полости, занимая общую пло­щадь ок

Ц 36. Строение и развитие глаза
Строение глаза. Периферический отдел зрительного анализатора, иными словами, рецепторы, чувствительные к свету, находятся внутри органа зрения, или глаза (цв. табл. XI), кото­рый р

Дальнозоркость и близорукость
v0 Естественная детская дальнозоркость. У новорожденного роговица и хрусталик более выпуклы, а размер их почти такой же, как у взрослых. В естественных условиях, т. е. в растянут

Восприятие света и цвета
Светочувствительный аппарат глаза. Луч света, прой­дя через оптические среды глаза, пронизывает сетчатку и попадает на ее наружный слой (рис. 51). Здесь находятся рецепторы зри­тел

Пространственное зрение
, ; Бинокулярное зрение/У большинства животных каждый глаз имеет свое отдельное поле зрения. Человек значительную часть полей зрения обоих глаз видит одновременно и правым и ле­вым

Организация занятий, требующих напряжения зрения
Чрезмерное напряжение зрения, если оно часто повторяется, спо­собствует развитию близорукости, а нередко и косоглазия. Поэтому необходимо большое внимание уделять организации такой обста­новки, кот

Значение кровеносной системы
Круговое движениекрови. Кровь, заполняющая сер­дечно-сосудистую систему, находится в непрерывном круговом дви­жении-^ цв. табл. XII).. Роль насосу, перекачивающего

А. кровь 43. состав крови
^ Плазма крови. "Кровь - непрозрачная, красного цвета жидкость, "в которой находится множество мельчайших кровяных Телец, (цв. табл. Х1У>_Жиг1кяд часть крови называется плазм

Возрастные особенности крови
Образование крови у детей. У новорожденных красный костный мозг заполняет не только промежутки между переклади­нами губчатого вещества костей, но и полости внутри диафизов длинных

Воспаление как общая защитная реакция организма
Проникновение в кожу или в любой орган тела посторонних ве­ществ, особенно микробов, а также повреждение при ушибе, ожоге или ранении почти всегда вызывают воспалительную реакцию: к

Иммунитет
« Естественный иммунитет. Иммунитетом называют не­восприимчивость организма к инфекции. Восприимчивость к тому или иному заболеванию неодинакова не только у различн

Сердце и его работа
/) в Строение сердца. Сердце расположено в грудной поло­сти почти по средней линии тела, позади грудины и несколько влево от нее. Верхняячасть сердца, от которой отходят

Возрастные особенности строения и работы сердца
Кровообращение плода. У плода, как и у взрослого человека, имеются два круга кровообращения - большой и ма­лый Однако в период внутриутробного развития снабжение орга­низма кислоро

Движение крови по сосудам
Аргерии,капилляры, вены. По своему строению арте­рии, капилтры и вены сильно отличаются друг от друга (рис. 63). Толстая стенка артерий в основном состоит из гладкой мышечной и упр

Регуляция кровообращения
Обеспечение потребности организма в кислороде. В ор­ганизме, в каждом органе тела, имеются запасы питательных ве­ществ, но нет запасов кислорода. Поэтому доставка кислорода, осущес

Тренировка сердца
Запасные силы сердца. Минутный объем крови, выбра­сываемой сердцем в аорту, резко меняется в зависимости от по­требности организма в кислороде. Так, при быстром беге, при тяжелом ф

Строение органов дыхания
Значение дыхания. Дыханием называется обмен газов Mf^.ny " "р^ччямпм и окружающей средой. ^ человека, как и у всех млекопитающих, этот обмен осуществляется специальны

Дыхательные движения
Jl&C^OUJULfLmfi1&<£^ ^ G^^^Q Вдыхательные и выдыхательны? мышцы. Кровь, прите­кающая к легким, богата углекислотой, но бедна кис

Становление легочного дыхания у новорожденного. Уже
к концу 5-го месяца внутриутробного развития становятся замет­ными слабые дыхательные движения грудной клетки-сначала редкие, а позднее более частые - до 30-40 в минуту. Как извест­но, плод окружен

Значение правильного дыхания
Ритм дыхания. У детей дошкольного возраста дыха­ние, как правило, бывает неравномерным. Меняется ритм дыхания, т. е. чередование вдоха и выдоха не остается постоянным: то вдох коро

Воздушный режим дошкольных учреждений
Микроклимат. Строя жилище, человек создает в нем микроклимат, т. е. местный климат, который характеризуется физи­ческими свойствами воздуха (температура, влажность, ионизаци

Поступление пищи в пищеварительный тракт
Значение пищеварения. Пища содержит такие вещест-вя. которые без прргтнярнтргтт.нг^ nggeTTaDuikH ни мшут ииттнтттШутъ из органов пищеварения r кргя^ При переработке происход

Сроки прорезывания молочных и постоянных зубов
Название зубов Сроки прорезывания зубов молочных постоянньи 6- 8 мес. 7-10 » 14

Переваривание пищи
Павловский метод изучения работы пищеварительных желез. Переваривание заключается в расщеплении сложных частиц белков, жиров и углеводов на такие, которые могли бы, во-первых, прон

Работа органов пищеварения в целом
Согласованность работы. На всем длинном пути пи­щеварительного тракта органы пищеварения работают с удивитель­ной точностью и согласованностью. Достаточно вида, запаха или разговор

Возрастные особенности строения и работы органов пищеварения
Органы пищеварения новорожденного. Органы пище­варения начинают функционировать еще задолго до срока рож-дения. Однако вплоть до конца внутриутробного периода секретор-ная ф

Обмен веществ и энергии в организме
Ассимиляция и диссимиляция. Вещества, поступающие ^_кдетку„ подвергаются сложным нчмрнрнияи превращаясь в ве­щество самой клетки. Это усвоение веществ, уподобление их веще­ствам кл

Энергетическая сторона обмена и нормы питания
Суточная затрата энергии. Затрата энергии человече­ским организмом в сильной степени зависит от условий жизни, ха­рактера и количества выполняемой работы, веса тела, состояния здор

Физиолого-гигиенические основы организации питания
Аппетит. Работа органов пищеварения в значитель­ной мере зависит от желания есть, иными словами от аппетита. Ощущение аппетита связано с повышением возбудимости так на­зываемых пищ

Вскармливание грудных детей
Режим питания в грудном возрасте. Первые месяцы жизни питание ребенка целиком обеспечивается материнским ор­ганизмом. Переход к потреблению обычной пищи происходит постепенно на пр

Организация питания детей от 1 года до 7 лет
Составление меню. К концу 1-го года жизни ребенок привыкает к разнообразной пище и, как правило, может быть пере­веден на общий стол. Первое время дают протертую пищу в виде каш и

Желудочно-кишечные заболевания у детей
Диспепсия. Диспепсия (несварение желудка) проявля­ется у грудных детей в беспокойстве, учащенном стуле, срыгивании или небольшой рвоте. Причиной диспепсии может быть беспорядоч­ное

Гигиена питания
Требования к продуктам питания. Продукты питания, поступающие в детские учреждения, должны быть свежими и доб­рокачественными, без посторонних примесей, не содержать болез­нетворны

Образование мочи
Пути выделения продуктов обмена. Каждая клетка вы­деляет продукты распада, образующиеся в процессе обмена ве­ществ. Они поступают в тканевую жидкость, а оттуда в кровь. Своевременн

Выведение мочи из организма
Мочевыводящиепути. Из почечной лоханки моча по­ступает в мочеточник - полую трубку длиной около 30 см. В стен­ке мочеточника имеются гладкие мышцы. Они перистальтически сокр

Гормональная регуляция функций организма
Значение желез внутренней секреции. Жеде1ами__влу-тренней секррпии нячырятптгп ftprnniii) трп^и^т ткань которых вырабатывает и выделяет в кровь или.пимфл/ биологически атгтгв-ные

Внутренняя секреция растущего организма
Период внутриутробного развития. Вначале внутриут­робное развитие находится под влиянием гормонов материнского организма. Большинство желез внутренней секреции формируется у плода

Мужские и женские половые органы
Строение мужских половых органов. Функция мужских половых, органов-образование и выведение наружу спермато­зоидов. Орган, в котором они образуются, называется семенной же

Строение и функции кожи
Значение кожи. Наружный покров тела, или кожа, защи­щает организм от вредных воздействий окружающей среды, пре­дохраняет от попадания в него жидких или газообразных веществ. В осно

Отдача тепла кожей при разных метеорологических условиях
При повышении температуры воздуха многочисленные сосуды кожи расширяются, и через них протекает большое количество крови. В результате кожа нагревается и отдача тепла в окружаю­щий воздух происходи

Поражения кожи при различных заболеваниях
Причины поражения кожи ребенка. У детей поражения кожи могут возникать при различных заразных и незаразных забо­леваниях. Чем моложе ребенок, тем легче возникают и тяжелее протекаю

Гигиена кожи и одежды
Уход за кожей. Гигиена кожи имеет большое значение для профилактики не только кожных, но и ряда других, особенно желудочно-кишечных, заболеваний. Для ухода за кожей необходи­мо име

Основы закаливания
Значение закаливания. Закаливанием организма на­зывают повышение его устойчивости по отношению к резким коле­баниям температуры и другим метеорологическим условиям. Закаливание дос

Средства закаливания
Воздух помещений. Воздух - наиболее доступное в те­чение всего года средство закаливания даже тех детей, которым по состоянию здоровья другие виды закаливания могут быть про­тивоп

Острые инфекционные заболевания
Корь. Корь - очень заразное заболевание. Ее возбуди­тель - фильтрующийся вирус, очень летучий и маложизнеспособ­ный вне человеческого организма. Больной корью распространяет его во

Хронические заразные заболевания
Туберкулез. Туберкулез - хроническое инфекционное заболевание, течение и исход которого в большой степени зависит от сопротивляемости организма. Основной источник заражения - больн

Ожоги и обморожение
Термические и химические ожоги. Ожоги могут быть вызваны пламенем, кипятком, паром, кислотами, щелочами, неко­торыми медикаментами (ляпис, иод, нашатырный спирт и др.), электрическ

Укусы и попадание в организм инородных тел
Первая помощьпри укусах. В летнее время, в особен­ности за городом, дети нередко подвергаются укусам комаров. На месте укуса появляется припухлость, покраснение, з


Потеря сознания
Обморок. Потеря сознания, вызванная наступившим ма­локровием мозга, называется обмороком. Причиной обморока могут быть усталость, сильное волнение или нервное потрясение, голод, си

Гигиеническое воспитание детей
Привитие детям гигиенических навыков. Гигиеническое воспитание детей имеет целью привитие им гигиенических навыков и сообщение элементарных знаний, обосновывающих эти навыки. Одно

Санитарно-просветительная работа с родителями
Работа с родителями, направленная на повышение гигиенических знаний по уходу и воспитанию детей, должна проводиться в до­школьных учреждениях по специально разработанному плану, в не­обходимых случ

Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста
учебник для дошкольных педучилищ. Редактор А. М. Приданцева. Макет и оформление художника В. И. Преобра­женской. Обложка художника Д. К. Иванова. Цвет

Мышечная система органически связана с костной, поскольку они совместно обеспечивают движения человека.

Мышечная система у детей развита слабо. Вес мышц по отношению к весу всего тела у детей меньше, чем у взрослых, что видно из следующих данных:
- у новорождённого - 23,3%;
- у ребёнка 8 лет - 27,2%;
- у подростка 15 лет - 32,6%;
- у юноши 17-18 лет - 44,2%.

Мышцы у детей отличаются по своему строению, составу и функциям от мышц взрослого. Мышцы у детей по внешнему виду бледнее и нежнее, богаче водой, но беднее белковыми веществами и жиром, а также экстрактивными и неорганическими веществами. Лишь к 15-18 годам уменьшается количество воды в мышцах, они становятся плотнее, увеличивается содержание в них белковых, жировых и неорганических веществ. В этом возрасте увеличивается также масса сухожилий сравнительно с мышцами, и поэтому возрастают их упругость и эластичность.

Развитие мышцу детей идёт неравномерно. В первую очередь у них развиваются более крупные мышцы, например, мышцы плеча и предплечья, а более мелкие мышцы развиваются позднее. Так, у ребёнка 4-5 лет сравнительно развиты мышцы плеча и предплечья, но ещё далеко не развиты мышцы кисти руки, в связи с чем тонкая работа пальцами в этом возрасте детям ещё не доступна. Качественная функция мускулатуры кисти рук достаточно развивается у ребенка в возрасте 6-7 лет, когда дети могут уже заниматься такими работами, как плетением, лепкой и другими упражнениями с материалом малой сопротивляемости. Развитие мускулатуры кисти руки в этом возрасте даёт возможность постепенно обучать ребёнка письму. Но упражнения в письме в этом возрасте должны быть кратковременными, с тем, чтобы не утомлять ещё далеко не окрепшие мышцы кисти руки.

Усиление темпа развития всей мускулатуры и нарастание силы мышц у детей наблюдается после 8 -9 лет, когда также укрепляются связки и отмечается значительный прирост объёма мышц. В последующие годы сила мышц неуклонно возрастает. Особенно интенсивно идёт нарастание мышечной силы у подростков в конце периода полового созревания . В эти же годы происходит интенсивное нарастание массы мышц.

В конце периода полового созревания имеет место не только прирост силы мышц руки, но и мощно развивается мускулатура спины, плечевого пояса и ног. Согласно исследованиям Дементьева наибольший прирост становой силы происходит в возрасте от 15 до 18 лет. После 15 лет интенсивно развивается и мелкая мускулатура, в связи с чем совершенствуются точность и координация мелких движений и достигается экономия движений, что и даёт возможность при физическом (ручном) труде достигать наибольших результатов при наименьшей затрате сил. При этом совершенствуется также техника движений.

У детей и подростков утомление работающих мышц наступает скорее, чем у взрослых. Но в то же самое время утомление мышц у детей проходит быстрее, так как этому благоприятствует более быстрый обмен и более обильная доставка к ним кислорода, который восстанавливает возбудимость утомлённой мышцы и повышает временно ослабленную её упругость. Всё это говорит о том, что при организации и проведении физических упражнений, спортивных занятий и физического труда детей и подростков необходимо не обременять чрезмерно их мускулатуру, дозировать нагрузку и проводить эти занятия замедленным темпом с соответствующими паузами для отдыха.

Развитие моторики у детей и подростков происходит не равномерно, а скачкообразно. К б-7 годам ребёнок уже свободно владеет своими мышцами, но точные движения для него ещё трудны и сопровождаются большими усилиями. При принуждении ребёнка к точным движениям он быстро утомляется. Несовершенство движений у детей в этом возрасте зависит от недостаточного развития координационных механизмов в центральной нервной системе.

Координация движений, выражающаяся в их точности и ловкости, становится более совершенной у детей в возрасте 8-12 лет. При этом увеличивается подвижность детей и делаются разнообразными их движения. Однако дети младшего и отчасти среднего школьного возраста всё ещё не способны к длительной продуктивной физической работе и к длительному мышечному напряжению. Это обстоятельство необходимо учитывать при организации занятий по физической культуре и трудовой деятельности детей.

К 10-13 годам у ребёнка уже наблюдается некоторая гармония движений. Но в период полового созревания эта гармония нарушается, поскольку в это время у подростка перестраивается моторный аппарат. В связи с этим происходит освобождение примитивных механизмов (движений) от регуляции со стороны высших отделов центральной нервной системы. Внешне у подростков это проявляется в обилии движений, неловкости, некоторой угловатости их, недостаточности их координации и в нарушении торможения. К концу периода полового созревания эти недостатки моторики подростка выравниваются, и развитие двигательного аппарата в основном завершается.

Изложенные выше особенности развития мускулатуры и моторики детей и подростков выдвигают ряд гигиенических требований, направленных, с одной стороны, на охрану их мышечной системы, а с другой - на её развитие и укрепление. Учитывая сравнительно быструю утомляемость мускулатуры у детей и подростков и недостаточную её тренированность, необходимо избегать длительных и тем более чрезмерных физических напряжений, имея в виду возможные печальные последствия, могущие привести к калечению растущего организма и задержке его развития. Это относится не только к детям дошкольного и младшего школьного возраста, но и к подросткам, обучающимся в старших классах средней школы и в ремесленных училищах.

Чтобы обеспечить нормальное развитие мускулатуры у детей и подростков, необходимы умеренные физические упражнения, будь то занятия спортом, сельскохозяйственным или иным физическим трудом. При работе мышцы получают более обильный приток крови, содержащей питательные вещества и кислород. Притекающая при работе мышцы кровь питает не только её, но и кости, к которым она прикреплена, а также и связки. Работа мышц оказывает положительное влияние и на процесс образования в костном мозгу красных кровяных телец, улучшая тем самым состав крови. Мышечная работа оказывает своё благотворное влияние на весь организм, в частности на такие органы, как сердце и лёгкие, и активизирует процессы обмена.

Деятельность мышц органически связана с работой головного мозга и нервов, которые оказывают взаимное влияние друг на друга. Как уже было отмечено выше, упражнение мышц содействует развитию коры больших полушарий мозга. Воспитание психических качеств, таких, как восприятие, память, воля, связано с рациональным физическим воспитанием. Работа головного мозга протекает продуктивнее тогда, когда усиливается его питание доставляемой к нему кровью. Таким образом умеренные физические упражнения активизируют психическую деятельность. Однако при чрезмерных мышечных сокращениях происходит утомление не только мышц, но и нервной системы.

Чрезмерные мышечные напряжения, особенно тогда, когда они имеют место продолжительное время, вредно отражаются на жизнедеятельности всего организма и могут повлечь за собой тяжёлые заболевания сердца, лёгких и других органов. При таких чрезмерных длительных мышечных напряжениях сердце работает значительно интенсивнее, сердечная мышца утомляется, в результате чего её сокращения становятся медленнее. При продолжительном напряжении мышц кистей рук при игре на рояле, шитье и письме иногда возникает заболевание, известное под названием писчей судороги, выражающееся сильной болью в мышцах руки и невозможностью продолжать работу. Всё это надо иметь в виду при проведении учебно-воспитательной работы с детьми и подростками.

Однако неблагоприятное влияние на организм оказывают не только чрезмерные длительные напряжения мышц, но и недостаточная работа отдельных мышечных групп. Последствием этого бывают расстройства в отдельных частях тела, отражающиеся на всём организме. Так, при продолжительном неподвижном сидячем положении без перерывов для активного отдыха в виде движений всего организма нарушается кровообращение брюшных органов (желудка, кишечника и печени), в результате чего могут появиться запоры. Поэтому столь существенно при сидячей работе устраивать перерывы для отдыха, который должен сопровождаться свободными движениями по возможности всей мускулатуры тела. Такой отдых после продолжительной неподвижной сидячей работы будет значительно эффективнее в том случае, если он проводится на свежем воздухе.

Наиболее важным в гигиене мышечной системы детей и подростков является упражнение её, тренировка, которая постепенно вовлекает отдельные мышечные группы (в их взаимной связи) в движения и тем самым обеспечивает развитие мускулатуры и совершенствует моторику. Изучение новых движений, например, при первоначальном обучении письму, гимнастике, игре на музыкальных инструментах, отдельным видам физического труда требует от детей не только значительных мышечных затрат, но и немалого нервно-психического напряжения, влекущих за собой и физическое и психическое утомление. Систематическая, постепенно нарастающая, но в то же самое время строго дозированная тренировка отдельных мышечных движений в процессе обучения указанным выше занятиям делает эти движения привычными, лёгкими и приятными. Если эти занятия не чрезмерны во времени и по нагрузке, то они у тренированного ребёнка и подростка обычно не вызывают утомления. В связи со сказанным становится очевидным огромное гигиеническое и педагогическое значение тренировки мышечной системы.

В гигиеническом отношении чрезвычайно существенно обеспечить всестороннее развитие мускулатуры детей и подростков и избегать односторонней нагрузки на ту или иную группу мышц. При односторонней нагрузке на какую-либо одну группу мышц происходит чрезмерное развитие ее за счет некоторого недоразвития остальных мышечных групп, а это обстоятельство отрицательно отражается на деятельности всего организма. Лишь всестороннее упражнение мускулатуры обеспечивает нормальное физическое развитие растущего организма в целом и содействует совершенствованию морфологических и функциональных свойств отдельных органов и систем.

В младшем школьном возрасте основным видом физических упражнений являются подвижные игры. В этом возрасте уже доступны некоторые упражнения силового характера, однако лишь такие, которые не требуют сильного напряжения. Гимнастические упражнения в младшем школьном возрасте приобретают большее значение по сравнению с дошкольным возрастом, однако они ещё не являются основным видом физической культуры для детей в этом периоде. Только в среднем и старшем школьном возрасте гимнастика и спорт становятся основными видами физической культуры среди подростков, поскольку в этом возрасте мышечная система достаточно развилась для подобного рода упражнений.

При решении вопросов физической культуры среди детей и подростков недостаточно учитывать только особенности костной и мышечной систем. В этом отношении имеют огромное значение особенности сердечно-сосудистой системы детей и подростков. Лишь учёт всех факторов развития организма может обеспечить правильную организацию учебно-воспитательной работы среди детей и подростков и проведение среди них мероприятий в области индивидуальной гигиены.

Мышечная гипотония у детей - это снижение мышечного тонуса, развивается состояние в первую очередь у детей. Ослабленные волокна мышцы в ответ на нервную стимуляцию сокращаются очень медленно и не могут обеспечивать степень ответа мышечной реакции в той же мере, что и нормальная мышечная ткань. Гипотония мышц у детей это симптом, который может быть спровоцирован многими заболеваниями различной этиологии.

Гипотония у детей, также называется синдромом мышечной слабости, является одной из причин развития дистрофии мышечной ткани. Низкий тонус мышц может быть вызван различными причинами. Часто это состояние свидетельствует о наличии нарушений в центральной нервной системе, генетических расстройств или мышечных пороков развития. Мышечный тонус это напряжение или степень сопротивления движению в мышцах. Гипотония не является аналогом мышечной слабости, которая проявляется в виде снижения силы мышц, но она может сопровождаться этим симптомом. В нормальном состоянии мышечный тонус определяет способность мышц реагировать на растяжение фасций и мышечных волокон. Например, согнутые руки ребенка с нормальным уровнем тонуса быстро выпрямляются, сгибательные мышцы плеча (бицепсы) быстро распрямляются в ответ на это действие. Как только действие выполнено, разгибательные мышцы расслабляются, и возвращается в свое нормальное состояние покоя.

У ребенка с низким мышечным тонусом волокон, мышцы не спешат начать сокращения. Они дают замедленный ответ на нервный стимул и не могут удерживать конечность в определенном положении в течение длительного времени.

Основные признаки гипотонии у детей

Гипотоническое состояние младенцев влияет на их внешний вид. Основные признаки гипотонии у детей видны невооруженным взглядом. Они опираются слегка расставленными в разные стороны локтями и коленями, в то время как дети с нормальным мышечным тонусом, как правило, в качестве поддержки используют согнутые локти и колени в достаточной амплитуде под прямым углом. Такой ребенок в течение длительного времени не может держать головку за счет слабости затылочных мышц. Головка постоянно запрокидывается вперед, назад или в боковые стороны.

Детей с нормальным тонусом можно поднять вверх, поставив им руки под мышки, а гипотонические младенцы, как правило, проскальзывают между руками. При этом их ручки непроизвольно поднимаются вверх, параллельно плоскости тела.

Большинство детей младшего возраста во время сна и отдыха сгибают ручки и ножки в коленях и локтях. Дети с симптомами гипотонии безвольно свешивают их во время расслабления.

Как проявляется гипотония мышц у детей

Страдающие гипотонией младенцы имеют задержку в физической двигательной активности. Гипотония мышц у детей может проявляться в виде следующих признаков:

  • они не могут самостоятельно переворачиваться с животика на спину;
  • не могут обучиться ползать;
  • с трудом удерживают головку;
  • не обладают способностью держать в руках игрушку;
  • не держат баланс в сидячем положении;
  • с трудом удерживают вес своего тела на ногах.

Как следствие мышечной гипотонии у детей быстро развивается мышечная слабость, которая негативно влияет на осанку и подвижность малыша. Снижается уровень рефлексов, возникает слабость связочного аппарата, могут провоцироваться постоянные вывихи крупных и мелких суставов. Чаще всего встречаются привычные челюстных костей, бедра, колена, голеностопного сустава. В тяжелых случаях могут возникнуть проблемы с глотательными и жевательными мышцами. Такие дети не могут самостоятельно сосать, жевать и глотать пищу. Их необходимо кормить с помощью специального зонда или парентеральным путем.

Длительная неспособность произношения речи у больных гипотонией не связана с нарушениями интеллекта и умственных способностей. Это состояние связано напрямую со слабым развитием мышц грудной клетки, голосовой щели и нарушениями процессов дыхания.

Когда развивается гипотония у детей

Распространение этого состояния не взаимосвязано с полом младенца и местом его постоянного проживания. Слабая связь прослеживается между развитием гипотонии и поведением матери ребенка во время её беременности. В тоже время согласно практическим наблюдениям за контрольными группами больных детей, можно утверждать, что имеет значение возраст, в котором впервые появились симптомы гипотонии. Наиболее опасный возраст ребенка это период от 3 до 7 лет. Именно в это время есть риск формирования у малыша ограниченных физических способностей благодаря развитию гипотонии мышц.

В младенческом возрасте состояние более успешно поддается корректировке за счет использования современных медицинских средств реабилитации. В возрасте старше 7 лет гипотония является крайне редким состоянием и связано напрямую с влиянием основного заболевания. При этом успешная терапия основного заболевания приводит к полному исчезновению симптомов гипотонии у детей.

Причины гипотонии у детей

Врачам неизвестны достоверные причины развития гипотонии. Ученые считают, что она может быть вызвана травмой, экологическими неблагоприятными факторами или другими генетическими изменениями мышц и расстройствами центральной нервной системы.

Причины гипотонии у детей могут быть следующими:

  • Синдром Дауна , при котором хромосомы ДНК принимают измененный вид обычно из-за дополнительных копий двадцать первой хромосомы.
  • Миастения: нервно-мышечные расстройства при этом заболевании характеризуются переменной слабостью мышц, которая часто улучшается после полноценного отдыха и возрастает в связи с физической деятельностью. Состояние может быть вызвано нарушениями иммунного характера.
  • Синдром Прадера-Вилли - врожденный порок генов, характеризующийся отсутствием примерно 7 генов в составе 15 хромосомы спирали ДНК. Сопровождается ожирением, тяжелой формой гипотонии, снижением умственных способностей.
  • Тяжелые формы реактивной желтухи в результате конфликта резус фактором матери и ребенка.
  • Мозжечковая атаксия с двигательными расстройствами, которые отличаются внезапным началом, часто является осложнением после перенесенных инфекционных вирусных заболеваний. Может вызывать гипотонию в тяжелых случаях течение заболеваний.
  • Ботулизм , при котором Clostridium могут размножаться в пределах желудочно-кишечного тракта ребенка. В ходе жизнедеятельности продуцируют токсин, который парализует мышечные волокна и является потенциально опасным для жизни.
  • Синдром Марфана - наследственное заболевание клеток соединительной ткани с разрушением коллагеновых волокон, образующих мышечные связки и поддерживающий аппарат. Это оказывает негативное влияние на двигательный аппарат, сердечнососудистую систему, состояние глаз и кожи.
  • Мышечная дистрофия - это группа расстройств, которая характеризуется прогрессирующей мышечной слабостью и потерей объема мышечных волокон.
  • Ахондроплазия в виде нарушения физиологического роста костей скелета ребенка, которое вызывает наиболее распространенный тип карликовости. Сопровождается гипотонией средней степени тяжести.
  • Сепсис и другие тяжелые, опасные для жизни ребенка заболевания, вызывающие массирование заражение крови токсинами и живыми формами бактерий.
  • Врожденный гипотиреоз вызывает гипотонию в результате снижения уровня выработки гормонов щитовидной железы.
  • Гипервитаминоз D - состояние, которое появляется в полной мере через несколько месяцев после употребления чрезмерных доз витамина D для профилактики рахита.
  • провоцирует у детей размягчение и разрушение костной ткани. Вызывается дефицитом , кальция или фосфата. Сопровождается симптомами гипотонии.
  • Спинальная мышечная атрофия первого типа - группа наследственных болезней, вызывающих прогрессирующую дистрофию мышц и их слабость, в конечном итоге приводит к смерти ребенка.
  • Побочные эффекты от .

Частые симптомы гипотонии у детей

Ниже приведены распространенные симптомы гипотонии у детей. Каждый ребенок может испытывать различные проявления этого состояния, в зависимости от основной причины гипотонии:

  • снижение мышечного тонуса - мышцы на ощупь мягкие и рыхлые по своей структуре;
  • возможность разведения конечностей в противоположные стороны выходит за пределы физиологической нормы;
  • неспособность приобретения двигательных навыков, соответствующих этапам развития (таких, как умение держать голову без помощи со стороны родителей, самостоятельное переворачивание, способность сидеть без поддержки, ползание, ходьба);
  • неспособность самостоятельно сосать молоко или жевать пищу в течение длительного периода времени;
  • поверхностное дыхание без возможности осуществить более двух глубоких вдохов подряд;
  • нижняя челюсть может отвисать, наблюдается выпадение языка.

Когда следует обращаться к врачу

Нормально развивающиеся дети имеют тенденцию к развитию двигательных навыков, контролю собственной осанки в соответствии медицинским стандартам в данном возрасте. Двигательные навыки делятся на две категории. Вазомоторные навыки включают в себя способность младенца поднимать голову, лежа на животе, переворачиваться со спины на живот. Как правило, в определенном возрасте, ребенок развивает моторику до такой степени, чтобы удерживать свое тело в сидячем положении, ползать, ходить, бегать и прыгать. Скорость реакции включает в себя возможность быстро увидеть ребенку передачу игрушки из одних рук в другие. Малыш указывает на объект, следит за игрушкой или действиями человека глазами. Дети с гипотонией мышц не спешат развивать эти навыки, а родители должны обратиться за медицинской помощью к педиатру, если они замечают такие задержки развития.

В том случае если их ребенок не обладает мышечным контролем, особенно если ранее не наблюдалось подобных состояний, обращение к врачу должно быть незамедлительным.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!