Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Советы для родителей "Зачем нужна артикуляционная гимнастика"? Упражнения для языка. Советы для родителей

Именно с помощью этой гимнастики человек может научиться правильному произношению звуков. Специалисты утверждают, что достаточно тратить в день 5-15 минут на разминку речевого аппарата и вскоре произношение станет четкое и ровное. С детьми необходимо заниматься в форме игры – не перегружая их. Не следует также требовать от ребенка стопроцентного выполнения того или иного упражнения, но стремиться к этому важно. Помните, что первая неудача может расстроить малыша и он, не получая удовольствия от занятий, будет относиться к ним несерьезно, а возможно даже будет бояться и всячески избегать. Кстати, специальная артикуляционная гимнастика поможет женщинам «в возрасте» избавиться от второго подбородка и морщин.

Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

Правильно и четко проговаривать слова могут не все взрослые, не говоря уж о детях. Чтобы четко употреблять каждый звук, необходимо, чтобы артикуляционный аппарат был к этому подготовлен. Его «расстройство» связывают со многими причинами. Кто-то утверждает, что нарушение речи и дефекты при произношении букв и звуков связаны… с родами – чем труднее они были, тем большая вероятность того, что нарушена ЦНС и, как следствие, речевые навыки заторможены. Сторонники другой теории уверены, что причина дефектов речи связана с осложнениями после . Третьи говорят, что это связано с долгим сосанием ребенком пустышки.

Какие бы теории не существовали, но факт остается налицо – артикуляционный аппарат у многих детей недостаточно подвижен, поэтому он не может быстро принять определенную позу для правильного и четкого произношения той или иной буквы или звука.

Чтобы развивать и совершенствовать свой речевой аппарат, необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой. Начинать надо с нескольких повторений одного упражнения, постепенно увеличивая не только количество занятий, но и частоту повторений.

При занятиях очень важно выполнять упражнения качественно и чисто – движения должны быть либо плавными, либо резкими – все зависит от упражнения. При этом вялость, как и напряжение мышц нежелательны.

Помните, что только артикуляционная гимнастика может сформировать правильное произношение. Но выполнять упражнения необходимо систематически! От одного-двух раз произношение не изменится. Результат будет виден после определенного количества занятий.

С чего начинать занятия?

Разумеется, что работать с взрослым человеком проще, намного тяжелее, когда перед тобой сидит ребенок. Прежде, чем давать упражнения, ребенку нужно его тщательно объяснить. Особое внимание уделить при этом нужно непосредственно технике выполнения. Желательно с первых же минут заинтересовать малыша – именно любопытство и интерес приведут к тому, что ребенок с огромным удовольствием будет заниматься артикуляционной гимнастикой. Самое лучшее – это придумать свою игру и пригласить поиграть в нее ребенка. Например, рассказать, что «ротик – это домик язычка», «зубки – это заборчик», «губки – это дверцы» и т. д. В артикуляционной гимнастике очень много упражнений связаны с подвижностью языка. Объясните малышу, что язычок умеет превращаться в самые разнообразные предметы – покажите, как он может стать «лодочкой», «горкой», «чашечкой», «трубочкой». А еще он может быть «стрелкой часов», «качелькой» и замечательно «играет в прятки».

Все занятия необходимо выполнять только перед зеркалом, так как ребенок должен видеть не только лицо человека, который с ним занимается, но и свое собственное – так быстрее он сможет исправить свои недостатки и будет делать гимнастику правильно.

Ребенок нуждается в – только так можно добиться положительного результата. Не стоит ругать малыша, даже если у него пока ничего не получается – в противном случае можно отбить охоту выполнять упражнения.

Базовые упражнения

  1. Губы. Упражнения, которые пробуждают артикуляционный аппарат. Выполнять по очереди несколько раз:
    • «Улыбка». Очень простое упражнение, так как улыбаться умеют все. Необходимо улыбнуться так, чтобы стали видны верхние и нижние зубы, а затем вслух произнести «И». Удержаться в этой позе 5 секунд. Со временем «И» произносить про себя, а время увеличить до 10 секунд;
    • «Трубочка». Губы вытянуть вперед, сложив их «трубочкой». Сначала вслух, затем про себя произносить «У». Первые упражнения выполнять в течение 5 секунд, затем увеличить время до 10 секунд.
  2. Нижняя челюсть:
    • «Ворота». Проделать упражнение «Улыбка», затем опустить нижнюю челюсть и держать рот открытым пять секунд. Постепенно усложнить упражнение – держать рот открытым 10 секунд;
    • «Заборчик». Верхние зубы поставить на нижние, губы растянуть в улыбке, обнажив зубы. Удерживать позу сначала 5 секунд, затем увеличить время до 10 секунд.
  3. Язык. В основном все упражнения для разминки языка выполняются с исходного положения – рот необходимо раскрыть, губы растянуть в улыбке, а нижнюю челюсть оставить неподвижной. Упражнения отлично помогут подготовиться к выступлению или монологу, так как «разогреют» язык и подготовят его к «работе»:
    • «Часики». Принять исходное положение. Язык двигать вправо-влево, касаясь уголков губ;
    • «Качельки». Принять исходное положение. Язык двигать вверх-вниз, касаясь нижней и верхней губы;
    • «Болтушка». Принять исходное положение. Язык двигать вперед-назад;
    • «Лопатка». Принять исходное положение. Язык расслабить, сделать широким и положить на нижнюю губу;
    • «Иголка». Принять исходное положение. Язык напрячь, вытянуть вперед, чтобы он был тонким и узким;
    • «Футбол». Губы сомкнуть. Язык упирать попеременно то в левую, то в правую щеку;
    • «Чашечка». Рот открыть, язык расслабить, поднять вверх к зубам, не касаясь их. Удерживать язык сначала 5 секунд, затем увеличить время до 10 секунд;
    • «Грибок». Рот открыть. К небу приставить язык, при этом нижнюю челюсть оттянуть вниз. Задержаться в этом положении на 10 секунд;
    • «Горка». Выполнить исходное положение. Язык поднять вверх и прижать к коренным зубам, после чего опустить кончик языка и прикоснуться им к нижним зубам. Удерживать в таком положении язык 15 секунд;
    • «Варенье». Исходное положение. Вытащить расслабленный язык и облизать верхнюю губу, после чего спрятать его в рот. Выполнить 15 раз.

Артикуляционная гимнастика для женщин

Женщины всегда мечтают выглядеть «на все сто процентов», а помочь в этом читательницам МирСоветов сможет специальная артикуляционная гимнастика – она избавит от второго подбородка и вернет коже гладкость и ровность, благодаря тому, что укрепятся мышцы лба, щек, рта и носа.

  1. Упражнение для лба. Пальцы рук сомкнуть и поместить на лоб. Прижать пальцы, при этом брови поднять вверх как можно выше. Произносить звук «А».
  2. Упражнения для щек. Носогубные складки придавить указательными пальцами, при этом петь «И-и-и-и».
  3. Упражнение для скул. Вдохнуть воздух, закрыть рот, выдыхать толчками – через правый, затем через левый угол рта. Надуть щеки, закрыв рот ладонями.
  4. Упражнение для рта. Сдавить уголки рта пальцами, «подуть» на воображаемый кипяток.
  5. Упражнения для носа. Зажать большими пальцами крылья носа, после чего раздуть их.
  6. Упражнения для ускорения кровообращения. Повернуть голову несколько раз влево–вправо, потом опустить на грудь. Повторить несколько раз.

Артикуляционная гимнастика это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимой для правильного звукопроизношения.

Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому.

Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.


Список использованной литературы:

1. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках: Т. А. Куликовская - Москва, ГНОМ и Д, 2007 г.- 64 с.

2. Артикуляционная гимнастика: Е. А. Пожиленко - Санкт-Петербург, КАРО, 2007 г.- 92 с.

3. Веселая артикуляционная гимнастика: Н. В. Нищева - Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2009 г.- 30 с.

4. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика: Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук - Москва, Литера, 2007 г.- 64 с.

5. Уроки логопеда для всей семьи: Е. С. Анищенкова, В. И. Мирясова - Москва, АСТ, Астрель, 2008 г.- 176 с.


Областное государственное автономное общеобразовательно учреждение

«Центр образования «Ступени»

«Для чего нужна

артикуляционная гимнастика»


Биробиджан, 2014

Почему необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1.Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха, некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно.

2.Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3.Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

4.Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем: и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво.


1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 – 3 раза в день по 3 – 5 минут.

2. Каждое упражнение выполнять по 5 – 7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по счету от 5 до 10 – 15 (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

5. Лучше всего, если все упражнения проводятся перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

6. Взрослый показывает выполнение упражнения.

7. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.


Упражнения для губ

1."Улыбка" - Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2."Трубочка" - Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

3."Хоботок" - Вытягивание сомкнутых губ вперед.

4."Бублик", "Рупор" - Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

5."Кролик" - Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Упражнения для языка

1.«Лопаточка» - Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. 2. 2. «Чашечка» - Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

3.«Иголочка» - Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

4. «Горка» - Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

5.«Часики» - Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта. 6. «Качели» - Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

7.«Почистить зубы» - Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

Подробности Категория: Без категории

Артикуляционная гимнастика.Для чего она нужна?


Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие, целенаправленные движения,именуемые звукопроизношением. Звуки в речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразных артикуляторно - мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения можно отнести к первому этапу в развитии речи ребенка, они играют роль гимнастики в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, на развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики

  • выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата;
  • умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произношения звуков.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой

  • Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по раз­витию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помо­щи специалиста.
  • Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
  • Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроиз­ношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на началь­ном этапе.
  • Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям и взрослым - научиться гово­рить правильно, чётко и красиво.

Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зри­тельный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?

  • Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
  • Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возра­ста и усидчивости ребёнка.
  • Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
  • К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавны­ми, без подёргиваний.
  • В 6-7 летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать поло­жение языка некоторое время без изменений.
  • Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача-логопеда и специальный массаж.

Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

Малыш подрастает, меняется и его речь – появляются новые речевые умения. И вот уже ребенок правильно произносит не только «простые» звуки, но и осваивает «сложные» – свистящие, шипящие, соноры. Помогает ему в этом слаженная работа органов артикуляции.

Артикуляционная гимнастика – наиболее эффективное средство подготовки правильного произношения для детей. Артикуляционные упражнения формируют движения и позы, которые необходимы для освоения звука и последующего закрепления его в речи.

Артикуляционная гимнастика: когда применять?

Современная педагогика предлагает использовать артикуляционную гимнастику не только для коррекции речевых нарушении, но и для их своевременного предупреждения. Заботясь о гармоничном развитии речи ребенка, желая ускорить процесс формирования правильного произношения, предложите малышу несколько несложных упражнений для губ, щек, язычка. Комплексы артикуляционной гимнастики разработаны для детей с 2 лет.

В артикуляционной гимнастике используются статические и динамические упражнения . Статические предлагают удержать артикуляционную позу в течение нескольких секунд. Динамические – ритмичную смену поз.

Зачастую встречаются разные названия одних и тех же артикуляционных упражнений. Возможно, вместе с ребенком Вы придумаете другие, особенные названия для упражнений. Это поможет превратить выполнение артикуляционной гимнастики в игру, веселую и полезную, которая вызывает только положительные эмоции.

  • Выполняйте артикуляционные упражнения с опорой на зрительный контроль, перед зеркалом.
  • Используйте комплекс артикуляционной гимнастики, соответствующий возрасту ребенка и его возможностям.
  • Соблюдайте рекомендованное время занятий.

Если правильное произношение у Вашего ребенка не формируется по возрасту или у него диагностированы другие речевые нарушения комплекс артикуляционной гимнастики, предназначенный именно для Вашего ребенка, подберет логопед.

Артикуляционная гимнастика в таком случае включает только те упражнения, которые помогут в отработке отсутствующих или нарушенных звуков. Нет необходимости выполнять все описанные в различных пособиях упражнения. Не стоит перегружать ребенка.

Продолжительность артикуляционной гимнастики для детей с речевыми нарушениями зависит от возраста ребенка, его артикуляционных возможностей, этапа логопедической работы и так же определяется индивидуально.

Для преодоления неправильного произношения у детей с особенностями артикуляционного аппарата (ращелины губ, неба в дооперационный и послеоперационный период; «вялость» губ, щек, языка, мягкого неба (небной занавески); обильное слюнотечение; нарушение жевания и глотания и пр.) логопед рекомендует дополнительно специфические артикуляционные упражнения.

ПОМНИТЕ!

Артикуляционная гимнастика не может способствовать развитию речи, совершенствованию грамматического строя речи. Выполнение артикуляционных упражнений с неговорящими детьми с целью «растормаживания» речи неэффективно.

Непосредственное участие в артикуляции принимают мимические, жевательные и глотательные мышцы. Простые бытовые навыки дают возможность укреплять эти мышцы (употребление твердой пищи, своевременный отказ от протертой еды и пр.) и развивать их подвижность. Малыш легко научается выражать свои эмоции мимикой. Ему с легкостью даются такие полезные для развития артикуляционного аппарата движения как дуть, слизать мороженое с губ, плюнуть. Придет время, и мозг сам применит эти умения для правильной артикуляции.

Когда обратиться к врачу?

Если Вы наблюдаете у ребенка затруднения в формировании жевания и/или глотания, пожалуйста, обратитесь к вашему педиатру. Требуется дополнительная консультация педиатра или невролога, если у ребенка наблюдается:

  • Излишнее слюноотделение; обильное слюнотечение;
  • Невозможность выражать эмоции мимикой (амимичное лицо);
  • Ассиметричная улыбка.

Ваше внимание и забота, а так же выполнение артикуляционных упражнений, помогут малышу приобрести навыки правильной и красивой речи. Обратитесь за консультацией к логопеду, если предполагаете, что ребенок испытывает трудности в освоении речи.


Детский логопед. Я рассказываю, как любое занятие направить на развитие речи вашего ребенка. Сегодня мы рассмотрим период развития речи от 1 года до 2 лет.

Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие – увеличить объем и силу движений, третье – вырабатывать точность позы губ, языка, необходимую для произнесение того или иного звука.

Почему стоит заниматься артикуляционной гимнастикой?

Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха, некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалистов: логопедов, дефектологов.

Дети, со сложными нарушениями звука произношения, смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнём заниматься Логопед: их мышцы будут уже подготовлены к постановке звука.

Артикуляционная гимнастика очень полезна, даже детям с правильным, но вялым звуко произношением, про которых говорят, что у них “каша во рту”. Так же надо понимать, что чёткое произношение звуков является основой задачей при обучении письму на начальном этапе, поэтому детям необходимо артикуляционная гимнастика.

Занятий артикуляционной гимнастикой позволят всем: и детям, и взрослым научиться говорить правильно, чётко и красиво.

Какие бывают упражнения?

Упражнения бывают статические и динамические. Статические – это упражнения, где ребёнок выполняет определённую позу щек, губ, языка.

Динамические -это упражнения, где необходимо правильное движение щек, губы, языка.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

Артикуляционной гимнастикой можно заниматься 2-ух лет, но стоит знать какую цель Вы преследуете. С помощью артикуляционной ганские можно поставить определенный звук, так же можно улучшить дикцию целом. Для определенного звука есть своя артикуляционная поза, а гимнастика помогает нам выработать эту правильную позицию. Про звуки мыс Вами обязательно поговорим, но чуть позже.

Существует множество пособий, книг, специальных тетрадок для отработки артикуляционной гимнастики.

Но прежде чем заниматься самостоятельно, лучше сходить на прием к логопеду, чтобы он показал Вам, как правильно нужно заниматься. Какие упражнения нужно использовать именно Вам. Это очень важно, так как некоторые упражнения мы не используем в определенный возраст. А затем Вы уже самостоятельно, по рекомендации логопеда, сможете заниматься дома.

С чего начать артикуляционная гимнастику?

Если вы уже все знаете, все прочитали и рветесь в бой, то вам помогут некоторые правила по выполнению упражнений.

Сначала необходимо познакомьте ребёнка с зеркалом и отражением в нем. Посматрите вместе с ребёнком на его губы, зубы и язык. Существует множество интересных сказок, которыми можно занять ребёнка в момент артикуляционный гимнастикой.

Правила выполнения артикуляционный гимнастики

Артикуляционная гимнастика должны выполняться не более 15 минут в день, обычно это 7-10.

Артикуляционная гимнастика выполняется перед едой или спустя час-полтора после.

Артикуляционная гимнастика проводится только в игровой форме и перед зеркалом, так как ребёнку необходимо зрительный контакт. (Если ребёнок не хочет заниматься перед маленьким зеркалом, доставьте ему радость и сядьте на пол перед большим зеркальным шкафом, где ему будет видно все его лицо,игрушки, которые сидят рядом, его руки и вас в том числе).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!