Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Что практичнее для тренировок самбо или дзюдо. Муниципальное автономное учреждение «спортивная школа олимпийского резерва по дзюдо и самбо» г. перми

Обывателю может показаться, что самбо, как вид единоборства, практически полностью совпадает с такой борьбой, как дзюдо. Однако это не так, что я постараюсь донести в данной статье, сосредоточившись на отличиях самбо от дзюдо.

Самбо (или самозащита без оружия) – разработанная в Советском Союзе борьба и спортивный комплекс, основанный в основном на дзюдо, но не только на нём.

Поэтому самбо на сто лет моложе дзюдо и является смешанным боевым искусством.

Дзюдо делится на два основных направления: традиционное и спортивное, а самбо — на традиционное и боевое. В программу Олимпийских Игр входит дзюдо, а самбо до сих пор так и не было представлено. Самбо находится на вооружении полиции Франции, а американские полисмены и армейские служащие владеют дзюдо.

Естественно, отличаются и правила спортивного самбо и спортивного дзюдо. Например, в случае с самбо, болевой приём на суставы ног разрешён, а в дзюдо – запрещён. Стойка самбиста более низкая.

Самбисты борются на круглом татами, а дзюдоисты – на квадратном. Что касается костюмов, в которых занимаются спортсмены, то костюмы самбистов более открытые, нежели экипировка дзюдоиста. К тому же, дзюдоисты выступают без обуви, в самбисты всегда в обуви.

Вот какие отличия между самбо и дзюдо:

  • Дзюдо – японское боевое искусство, послужило основой советскому самбо
    Имеются различия в правилах, разрешённых приёмах самбо и дзюдо
  • Самбо не является олимпийским видом спорта, в отличие от дзюдо
    Экипировка дзюдоиста отличается от экипировки самбиста.

Читайте по теме:

    Спортивные единоборства – это настоящая школа жизни для юношей, парней и зрелых мужчин. Различные виды боевых практик популярны во всех без исключения культурах, но их ярким разнообразием могут похвастаться страны Востока. Карате и дзюдо –…

    Обращаясь в поликлинику за помощью, мы обычно не задумываемся о квалификации медицинского персонала. Между тем есть большая разница, кто занимается нашим лечением – врач или фельдшер? Давайте разберемся, в чем разница между двумя этими понятиями.…

На протяжении истории сформировалась своя специфическая система самообороны. Некоторые из них не оправдали себя на практике в реальных боевых действиях и стали скорее элементом национальной самобытности. Другие же, наоборот, распространились по всему миру, завоевали множество последователей, породили ответвления и подшколы и даже стали частью олимпийской спортивной программы. Самой знаменитой японской борцовской системой является дзюдо. В Советском Союзе аналогом этой борьбы стала разработанная отечественными исследователями единоборств дисциплина самбо (самооборона без оружия). Так чем отличается самбо от дзюдо?

История дзюдо

Родоначальником дзюдо является японский мастер Дзигоро Кано (1860-1938). Кано практиковал джиу-джитсу - многостилистическую систему японского рукопашного боя, и стремился создать нечто уникальное, что соответствовало бы старым японским боевым традициям и одновременно являлось инновационным направлением.

В 1822 Кано основал свою школу "Кодокан", а искусство назвал дзюдо. Название означает путь мягкости и гибкости. Кано разрабатывал стиль, который позволит оборачивать силу и массу соперника против него самого, используя правильные рычаги и технику. Приоритетом в его технике является достижение максимальной эффективности при минимальных затратах. Помимо боевой составляющей, искусство Кано должно было воспитывать и качества личности, такие как дисциплина, стойкость и воля.

Через четыре года искусство Кано получило признание на государственном уровне и стало преподаваться в полицейских академиях и вузах. В дальнейшем, уже после смерти Кано, оно получило международную славу. Японских мастеров приглашали в Америку и Европу, открывались школы, а с 1964 года японская борьба вошла в олимпийскую программу.

Как появилось самбо

Советская история самообороны без оружия берет начало в 20-30-х годах двадцатого века. В пору строительства новой страны у руководства СССР был запрос на собственную систему самообороны, способную стать скрепляющим нацию институтом. Преподавать методику начал Виктор Афанасьевич Спиридонов. Параллельно с ним работали Василий Сергеевич Ощепков и его ученик Анатолий Аркадьевич Харлампиев.

Родоначальники построили дисциплину на основании школы "Кодокан" (Ощепков обучался в ней) и местных советских борцовских стилей, таких как азербайджанский гюлеш, узбекский кураш и др. Первые соревнования прошли на стадионе "Динамо" в 1923 году.

С 1939 года стали проводиться регулярные чемпионаты СССР. В 1966 году самбо признали международным видом борьбы. С тех пор стали проводится чемпионаты мира и Европы.

Сравнение самбо и дзюдо

Из сказанного выше можно сделать вывод, что дисциплины являются родственными. Так оно и есть. Дзюдоисты нередко выступают на самбистских соревнованиях и наоборот, оба вида спорта часто находятся под эгидой одной федерации. Да и визуально чем отличается самбо от дзюдо, сможет определить не каждый. Следовательно, выбор между секцией самбо и секцией дзюдо сделать достаточно сложно. Основные сходства заключаются в следующем:

  1. Спортсмены соревнуются в экипировке.
  2. Стилистическая основа - подсечки и броски.
  3. Применяются болевые приемы.
  4. Отсутствуют удары.

Также присутствуют и принципиальные различия.
В дзюдо:

  • Правила запрещают болевые на ноги.
  • Акцент сделан на борьбу в стойке.
  • Татами круглой формы.
  • Экипировка - кимоно без обуви.
  • Уровень мастерства определяется поясами и данами.
  • Включено в олимпийскую программу.
  • Правила запрещают удушения.
  • Развита борьба в партере.
  • Татами квадратной формы.
  • Экипировка - легкая куртка и обувь.
  • Уровень мастерства определятся разрядами и званиями (1 разряд, мастер спорта и т. д.).

Все это показывает, чем отличается самбо от дзюдо и в чем их сходства.

Что лучше: самбо или дзюдо?

На этот вопрос не существует однозначного ответа. Обе дисциплины снискали популярность во всем мире: дзюдо изучают полицейские в США, самбо - во Франции. Основатель самбо А. А. Харлампиев на вопрос, чем отличается самбо от дзюдо и что лучше, отвечал, что часть не может быть лучше целого, имея в виду, что самбо вобрало в себя лучшие элементы дзюдо и дополнило их приемами из других видов борьбы. Секции самбо более распространены в России, и отечественные спортсмены явно доминируют в этом виде спорта на мировой арене (конкуренцию им могут составить разве что борцы с постсоветского пространства).

Дзюдо же является более старым и традиционным видом борьбы, несущим в себе многовековую японскую спортивную философию. Дзюдо получило более широкое признание, и если спортсмен хочет достичь высшего эшелона и стать олимпийским чемпионом, то ему стоит остановиться на дзюдо.

Стили-преемники дзюдо и самбо

Пожалуй, самым распространенным ответвлением спортивного самбо является боевое единоборство. Эта дисциплина до 90-х годов XX века была закрыта и преподавалась только среди силовых спецслужб. Главным отличием боевого самбо от спортивного является ударная система. По сути, это близкий к ММА вид спорта, с разницей в экипировке и начислении баллов (баллы начисляются только за броски, а не за удары).

Мастера дзюдо, путешествующие по всему миру, создали множество самостоятельных школ. Самой знаменитой сегодня является школа бразильского джиу-джитсу, созданная выпускником Кодокан Мицуэ Маедой и членами семьи Грейси. Этот вид борьбы сегодня является основным направлением в подготовке большинства бойцов ММА.

Дзюдо и самбо в ММА

В мире смешанных единоборств дзюдо и самбо вошли в подготовительную практику бойцов наряду с боксом, борьбой и муай-тай.

Наиболее известными представителями самбо являются выходцы из России и стран бывшего СССР. Впервые о самбо на мировой арене громко заявили братья Емельяненко, Олег Тактаров, Игорь Вовчанчин, Михаил Илюхин, Волк Хан. Их умение сражаться в стойке, а затем молниеносно переводить соперников в партер и там добивать или проводить приемы продемонстрировало универсальность представляемой ими дисциплины. Сегодня в UFC в стиле самбо сражаются и побеждают Хабиб Нурмагомедов, Рустам Хабилов, Алексей Олейник и др.

Красоту дзюдо в бойцовской клетке демонстрируют такие бойцы, как Гектор Ломбард, Йошихиро Акияма, Чен Сон Джон, Каро Парисян, Манвел Гамбурян и Ронда Роузи. Бронзовая медалистка олимпийских игр в Пекине Ронда Роузи выиграла 8 первых боев, проводя исключительно бросок и рычаг локтя из дзюдо.

Самбо или дзюдо — что выбрать? В этой статье описаны отличия и сходства этих двух видов борьбы.

Борьба — это один из самых распространенных видов активных видов спорта. Она задействует все виды мышц, и помогает выстроить красивое и крепкое тело.

  • Борьба делает из человека дисциплинированного спортсмена, с закаленным характером, крепким духом и хорошим трудолюбием.
  • Самбо и дзюдо — это самые популярные виды борьбы, которыми приходят заниматься взрослые люди, а также многие родители приводят своих детей на тренировки, чтобы сделать из них настоящих борцов — сильных и профессиональных.
  • В этой статье мы расскажем, что такое самбо и дзюдо, и чем эти виды борьбы отличаются друг от друга.

Что такое самбо и дзюдо: краткое описание единоборств

— расшифровывается, как «САМ ооборона Б ез О ружия».

  • Ее техника состоит из приемов разных единоборств, которые были распространены еще во времена Советского Союза, а также из методов японского дзюдо.
  • Поединок самбо «вязкий», кажется, что ударов нет совсем, больше захваты, от которых противнику должно быть невыносимо больно.
  • Такие захваты за руки и ноги выполняются быстро из любого положения.
  • Восточные боевые виды борьбы известны своим налетом духовности, но в самбо это отсутствует.
  • В этом виде борьбы спортсмен всесторонне развивается, воспитывая в себе лучшие моральные качества.
  • Мастера, которые стояли у истоков самбо, старались сделать не спортсменов, а замечательных людей — крепких, сильных духом и телом.

Дзюдо — это красивая разновидность борьбы.

  • Пришел этот вид спорта к нам из Японии, и сразу же завоевал популярность среди людей, которые посвятили такому виду спорта всю свою жизнь.
  • Поединок смотрится эффектно: спортсмены в белых кимоно (костюм дзюдоиста) с огромной силой бросают друг друга на пол, демонстрируя всем вокруг свою мощь, технику и ловкость.
  • Всего одно движение может отправить противника в принудительный полет, который заканчивается болезненным приземлением на пол.
  • Красота и зрелищность этого вида спорта сделали его популярным в нашей стране.

Обычному человеку сложно разобраться, в чем разница между самбо и дзюдо, но все же отличие есть.

Чем отличается дзюдо от самбо: сравнение, разница и сходство



При сравнении этих двух видов спортивного сопротивления стоит рассмотреть их принципы. В дзюдо они заключаются в следующем:

  • «Поддаться и одержать победу» — это основной принцип дзюдо.
  • При этом спортсмен должен не просто побеждать, а сделать это придерживаясь философии боевого искусства.
  • Борьба должна быть техничной и красивой, а не силовой.
  • Перемещение спортсменов идет в высокой стойке.
  • Мягкость и сдержанность должны проявляться в схватке, а также быть основными чертами характера спортсмена. Такое единоборство — это целая система духовного и физического воспитания человека.
  • Настоящий мастер дзюдо стремится к победе с небольшими затратами физической силы.

Принципиальные особенности самбо:

  • Перемещение спортсменов должно происходить в низкой стойке — тяжело и с силой. Производятся захваты за пояс, штаны.
  • Дзюдо — это упор на технику и пластику, а не противостояние силы.
  • Победа может быть одержана при помощи использования одного «чистого» броска . Спортсмен может больше не делать никакие усилия, и в этом он превзойдет соперника. Главное — чисто, красиво и технично.
  • Мастера дзюдо утверждают, что духовная ценность этого вида борьбы, заключается в любви к родине , ее делам и вещам, возвышении своего духа и воспитании мужественного и деятельного характера.
  • В поединке потенциальный победитель всегда инициативен. Сначала он обдумает свои действия, а потом будет решительно действовать.

Чем отличается дзюдо от самбо — сравнение, разница и сходство:

  • Дзюдо входит в программу Олимпийских игр, самбо — нет.
  • Приемы этих видов противостояний активно используются служащими в полиции и на полигонах в армии в разных странах мира.
  • Татами у самбистов — круглый, у спортсменов по дзюдо — квадратный.
  • Экипировка по самбо — открытая, но спортсмены по этому виду борьбы, борются в кроссовках, а дзюдоисты — без обуви.
  • В самбо применяются болевые приемы на коленные, тазобедренные, голеностопные суставы, в японском спортивном противостоянии — нет. Огромное значение имеет физическая подготовка спортсмена, чтобы можно было удержать соперника в низкой стойке. В дзюдо важна техника и красивая верхняя стойка.

Принципиальных отличий в этих двух видов спорта нет. Обычно дзюдоисты участвуют в соревнованиях по самбо, и наоборот. В самбо за основу было взято дзюдо, а сама японская борьба была образована из отдельно взятых приемов, которые придумал один японский мастер — основоположник этого вида борьбы — Дзигоро Кано.

Что лучше для самообороны, сильнее, практичнее для тренировок: самбо или дзюдо?



Самооборона — самбо

В обычной жизни человеку нужны навыки борьбы для самообороны. Спортсмены же намерены достигать высоких результатов и завоевывать ранги и медали. Но, что выбрать обычному человеку, чтобы уметь себя защищать? Что лучше для самообороны, сильнее, практичнее для тренировок: самбо или дзюдо? Вот несколько аспектов:

  • Вы должны для себя решить однозначно, что для вас подходит больше — противостояние силы, как в самбо или красивая техника со знанием многих эффективных приемов . Когда вы определитесь с ответом, тогда у вас не возникнет вопроса, что выбрать.
  • Для самообороны кому-то больше подойдет самбо, так как применение силы заставляет противника сдаться. Но техника дзюдо также не дает устоять нападающему на ногах. Ее приемы выводят из равновесия.
  • Дзюдо — это немного больше, чем борьба . В процессе изучения бросковой техники, человек познает азы механики, физики, комбинации разных техник, связок, учится импровизировать.
  • Если человек научится контролировать силу противнику , как в японской борьбе, и направлять ее же против него нападающего, тогда отбиться от врага можно в считанные секунды.

Из всего вышеизложенного следует, что для самообороны одинаково хорошо подходит и дзюдо и самбо. Что вам ближе по духу, тот вид борьбы и нужно выбирать.



Когда перед родителями стоит выбор: в какую секцию отвести своего ребенка и на какой вид борьбы отдать его заниматься, они начинают спрашивать совет у знакомых, друзей, родственников.

Важно: Не нужно искать ответ на эти вопросы у чужих людей. Ведь каждый советует со своей точки зрения, а люди все разные. Пусть ребенок сам выбирает, предоставьте ему такое право. Сначала сводите его на занятия в одну секцию в течение месяца или более длительного периода времени, а потом в другую.

Ребенок самостоятельно поймет, что для него лучше, подходит и близко по душе. Вот несколько советов, что выбрать для ребенка — самбо или дзюдо:

  • В дзюдо движения борца должны быть координированными . В этом виде спортивного противостояния важно поймать нужный момент, иначе многие приемы просто не сработают.
  • Дзюдо — универсальный вид спортивной защиты . Дзюдоист может участвовать в соревнованиях по самбо, каратэ и другим видам спорта.
  • В самбо много болевых захватов, и поэтому родители обычно опасаются этого вида борьбы для своих детей. Но для маленьких ребят тренировки поставлены таким образом, чтобы они умели владеть самостраховкой, знали множество приемов. Навыки они будут показывать только на соревнованиях.
  • В самбо умение контрактовать ударом и отражать его , появится чуть позже, в более старшем возрасте. Это важно, так как ударная техника всегда пригодится в жизни любого мальчика, парня или мужчины для защиты.

Неважно, куда вы хотите отдать ребенка — на секцию самбо или дзюдо. Эти техники, хоть и имеют отличия, во многом схожи. Самое главное, ищите хорошего тренера. Посетите вместе с ребенком несколько тренировок. Присмотритесь к тому, как тренер работает с детьми. Вам повезет, если наставник по самбо или дзюдо окажется не только хорошим спортсменом, но и психологом. Только так он сможет привить ребенку лучшие качества, характерные для спортсменов этих видов спорта.

Видео: Самые красивые броски. Самбо, Дзюдо, Бокс.

В СССР дзюдо и самбо всегда развивались совместно - все борцы боролись на соревнованиях и разряды выполняли по обоим видам. Итог этого закономерен - выработалось общее ядро техник, позволяющих добиваться результата в обоих видах, терминология приемов используется самбистская, методики тренировок часто сливаются. Причины на поверхности - после включения дзюдо в программу Олимпийских игр и начала его активного развития в СССР, дзюдо развивалось не с нуля, а именно путем переквалификации самбистов.



Тем не менее, даже современное дзюдо и современное самбо - внутренне очень различающиеся системы. Сформулирую свое видение так - борца можно подготовить по системе самбо и расширять навыки, используя дзюдо, либо подготовить по системе дзюдо и расширять навыки, используя систему самбо, но обучать самбо и дзюдо новичка одновременно невозможно. Даже подготовленный в обеих дисциплинах спортсмен внутри себя определяет основную базу - «я самбист, могу бороться «по дзюдо», либо «я дзюдоист, могу бороться «по самбо».


Вопрос корней, преемственности и уровней общности самбо и дзюдо дает весьма широкое поле для теоретизирования. В данном случае выбрана следующая схема изложения:
за базовую предпосылку берется версия происхождение самбо непосредственно от дзюдо, как наиболее удобная для сопоставления.

Далее по отдельным «точкам различий» проводится оценка или реконструкция перехода от принципов дзюдо к новым принципам, принятым в самбо.


Культурная и воспитательная составляющая
Огромная популярность дзюдо в Японии имеет несколько уровней, и очень важный вплоть до сегодняшнего дня момент - авторитет дзюдо как школы воспитания в духе традиционных и универсальных ценностей, применимых и полезных в повседневной жизни, «интеллектуального дзюдзюцу» со своими позитивными принципами:
прилежность, гибкость, экономичность, хорошие манеры и этичное поведение — являются огромным благом для всех;
принцип сэйрёку дзэнъё, наиболее эффективного использования духовной и физической энергией в целях нападения или защиты, применимый ко всем сферам человеческой жизни
принцип "взаимного процветания" дзи-та кёэй.
гармоничное развития тела и духа как приоритет дзюдо в отличие он традиционного дзю-дзюцу или европейского спорта;

И так далее.
Все то, благодаря чему дзюдо получило часть «До».

Эта часть в России век назад воспринята не была абсолютно, не особенно воспринимается и сейчас. Дзюдо трактовалось как определенный тип борьбы - и все.

Причем, если при более позднем распространении карате, заимствовалась хотя бы внешняя атрибутика обучения - терминология на японском, поклоны, кимоно, атрибуты дзенских практик и т.д. (пусть без понимания сути, с восприятием на уровне «экзотической составляющей», но заимствовались), то в российском самбо и это не прижилось, а в российском дзюдо оказалось очень сильно «самбоизировано».

Система, созданная для гармоничного развития личности, в противовес европейскому спорту, превратилась в европейский спорт. То есть, ценности, заложенные в нее как базовые, на уровне ДО, либо не были оценены, либо не были восприняты учениками дзюдо на самом базисном уровне, на уровне различий культуры. Сейчас, когда благодаря восточным единоборствам российские последователи стали изучать дзен-буддизм и восточную традицию, происходит это совсем в других дисциплинах.

Теоретическая база борьбы


Дзюдо как стройная и цельная система проведения поединка, построенная на логичном и красивом принципе выведения из равновесия и броска.

Небольшое отступление. Вообще, складывается ощущение, что японскому менталитету свойственно упорядочивание окружающего мира на основе принципа «достаточного минимализма». Так же, как в традиционной живописи «главное - это не тушь, а пустое пространство», или как для понятия «красота» используется иероглиф «простота».
В японских стилях - и в дзюдо, и в айкидо, и в карате присутствует собственная понятная и четкая эстетика движений, не позволяющая спутать их друг с другом и с другими стилями, и основана она на сравнительно малом наборе принципов. Да, человека можно бросить через бедро или подхватом - но это будет не айкидо. А можно заломом кисти двумя руками - но это будет не дзюдо.

При этом возникает довольно интересная ситуация - сначала создавалась система единоборства на основе главного принципа, но поскольку она не позволяла решить весь спектр боевых задач, дополнительно изучалась еще и «не классическая техника» (как удары и приемы на кисть в дзюдо). Эта техника позволяет подготовить более универсального бойца, но все время как бы остается за скобками, не нарушая стройную красоту самой системы.

Теория классического дзюдо построена Д.Кано на основе отказа от традиционной идеи «движения ки» в пользу европейской логики и принципов физики - для броска необходимо вывести проекцию центра тяжести тела за площадь его опоры. Д.Кано широко использовал захваты за одежду и принцип рычага, по сути, рассматривая человека как некий цилиндр на плоскости. Если противник ведет себя иным образом, то необходимо привести его в это состояние сковывающим захватом. Что помогает не всегда - наверное, всякий изучавший дзюдо, сталкивался с появляющейся довольно естественно «новичковой» техникой защиты - «обмякании» тела в сочетании с прогибанием в подвижной пояснице. Человека тогда очень просто завалить скручиванием или «дворовым» запихиванием, но, используя классическую технику, бросить почти невозможно.
«Вся классическая техника дзюдо выполнятся из классического захвата - отворот - рукав, а все остальное приспособлено к дзюдо в процессе решения проблемы «кто победит». С действиями, которые постоянно уводят дзюдо от его классического варианта в другой вид единоборства, постоянно, методом изменения правил, ведется борьба (запрещения захватов за пояс, штаны, на одной стороне кимоно и т.д.) Из этих захватов правильно вывести из равновесия практически невозможно, и поэтому эти захваты считаются защитными. …».

Итак, в теоретической схеме дзюдо воздействие идет на двух уровнях - на ось плеч и на точку опоры, что влечет канонический двусторонний захват (за рукав и противоположный отворот). Отсюда и два главных принципа броска - фиксация оси плеч с выбиванием опоры и фиксация опоры со сдергиванием оси плеч. Соответственно, вперед, назад, вбок - но по этому принципу. Отдельная группа - броски, основанные на отрыве от точки опоры - приподнимании, включены, возможно, поскольку по механике движений и требуемым захватам хорошо комбинируются с приемами основного принципа.

Такова лаконичная красота теории бросковой техники дзюдо. Действительно, изящная схема.
Но эта схема в самбо тоже не перешла. Вот российские энтузиасты берут зацеп, но делают его с захватом за пояс и с прихватом ноги. Или с односторонним захватом. То есть, заимствуя форму приема без заимствования теоретической базы борьбы. Никакой лаконичной красоты стиля - все, что ее создателем Д.Кано было тщательно исследовано и отброшено как лишнее, не соответствующее принципам, в самбо вдруг возвращается и объявляется равноправным.
Почему?

Вообще интересна сама логика внесенных изменений - «архаичное кимоно» заменила куртка, которая «выполнялась из более плотной ткани и имела пришивные пояса. Это позволяло делать захваты более жесткими, а борьбу более силовой». Вопрос: зачем «вести более силовую борьбу», когда главный принцип «дзю», из которого Кано выводил изящную теорию эффективности дзюдо, как раз и состоит в отказе от приоритета использования силы в пользу использования момента и движения соперника? Причем Д.Кано приводит принцип «дзю» не просто как способ, с помощью которого более слабый физически человек может победить более сильного, а как принцип рациональности: «Если бы я обладал большей силой, чем мой противник, я бы просто задавил его. Но даже если бы у меня были желание и сила для этого, все же лучше для меня самого было бы вначале уступить противнику, поскольку подобные действия значительно экономят мои силы».

То есть, российские последователи самбо уже не просто отказались от социо-культурной части «До», но и от основного борцовского принципа «Дзю». Основы «Ниппон Дэн Кодокан Дзюдо», как писалось на квалификационных удостоверениях Кодокана, что означает "лучшее будо Японии".
Казус? Или непонимание? Основной принцип борьбы дзюдо не понят? Или не то и не иное? Причем в современном самбо борьба действительно гораздо более силовая, чем даже в современном дзюдо, самбо пошло по «нелогичному» пути, даже если не привязывать анализ к приведенной цитате.

Во всем этом преобразовании можно увидеть вполне здравую логику, если исходить из ситуации, что изучавшие и развивавшие дзюдо люди не были новичками в борьбе. Например, была собственная методическая база, которую они не считали худшей или менее правильной. И новые технические действия просто встраиваются в имеющуюся базу, не взирая на искажения формы и сути.

Существование собственной методической базы делает понятным быстрый отказ от додзе, татами, кимоно в пользу спортивного зала, борцовского ковра, борцовок и в том числе - значительно возросшую роль борьбы в партере (да и сам термин оттуда). У российских борцов базой, скорее всего, была классическая (вернее, тогда французская борьба + вольно-американская, на смену которым со временем пришла тройка классическая - вольная - самбо). Для борцов, привыкших долго и упорно зарабатывать очки в партере в классике, естественно не упускать возможности «повозиться», «дожать» соперника, благо умение плотно контролировать противника “на земле” уже наработано. В классике - и самбо - стойка и партер как технические действия не противопоставляются. В отличие от дзюдо, в котором Д.Кано рекомендовал изучать технику борьбы лежа только после приобретения основательного опыта бросковой борьбы («выполнение бросков более ценно как для физического развития, так и для духовной подготовки»), а при отсутствии достаточного времени на освоение всех приемов- изучать только бросковую технику.

Это различие даже современного дзюдо и самбо проявляется и сейчас даже на уровне методики и изучаемой техники. Все современные книги по дзюдо в качестве техники партера приводят удушающие, удержания и болевые - то есть, атаки только «раскрытого» соперника. В учебниках же по самбо очень подробно разбираются подготовительные действия - перевороты, переводы и прочее, в том числе, без захватов за одежду.

Именно наличие «своей» борцовской базы - разумное объяснение отказа от принципа контроля противника по «оси плеч», разработанному Д.Кано. Иначе следует принять точку зрения, что ученики В.Ощепкова просто ничего не поняли в строгой и логичной системе, либо нисколько ее не оценили. Причем «не оценили» не в восточном смысле, прививаемом в Японии (приоритет ценности дзюдо над ценностью борца - «высшая ценность дзюдо сама по себе не меняется от личной победы или поражения», при которой изучаемая техника «консервируется» ради сохранения традиции), а на уровне эффективности борцовского поединка.

И здесь уже есть момент сцепки с упоминавшимися выше факторами культурного порядка - не оценили по причине иного понимания природы и сути противоборства. Для европейца и для россиянина борьба - это борьба, в ней главное - определить победителя, а «мера силами» и «игра мускулами» - непременная составляющая европейского понимания борьбы, возможно, со времен тяжеленного военного снаряжения. В классике просто отступивший назад или сбитый на колени борец проигрывает балл, даже в борцовском трактате Ф.Фон Ауэросвальда (Саксония, 1537г.) такие действия называются «выгодный шаг» и сведены в целую группу. То есть, броски - это не вся борьба, а ее кульминация, высшая часть.

В дзюдо же борьба не есть мера сил, а состязание в уровне овладения техникой. Не соревнование, а развитие - главное в рандори, Д.Кано даже требует проводить рандори в высокой стойке, способствующей освоению классической техники, хотя и ослабляющей защиту. Соревнование проводится в уровне овладения принципом дзю, в степени продвижения по пути познания «До», причем огромное значение имеет фактор преемственности традиций.

Разное понимание целей борьбы и смысла ее изучения серьезнейшим образом определило принципиальную двигательную схему и состав приемов двух видов борьбы. То, что было заимствовано, заимствовалось по принципу дополнения имеющегося, без замещения, точно так же, как и в случае социо-культурного фона дзюдо. Трудно подобрать подходящий термин для этого уровня различий, предварительно можно сказать, что два вида борьбы различаются стратегически.

Отдельные вопросы техники. Выведение из равновесия. Комбинация и прием.
Остановимся подробнее на довольно узком различии в технике выведения из равновесия. То, что в самбо равносильными рассматриваются односторонний захват и даже захват только одной рукой, приводит к использованию выведения из равновесия «нависанием» и «задавливанием» для всего арсенала бросков - подсечек, подножек, подхватов, зацепов.
Более интересно другое - разный механизм выведения из равновесия в двустороннем классическом захвате. В самбо одна и та же механика движений используется и в двустороннем и в одностороннем захвате - выведение локтя под мышку противоположной руки.
В классическом дзюдо этот способ- исключение - он есть только в броске сеои-наге. Для всех подхватов и подножек в процессе выведения из равновесия локоть руки отводится вверх -в сторону, как при бросках назад, так и при бросках вперед.

Именно отсюда, плюс жесткая фиксация куртки поясом и более плотный покрой куртки,
так же вытекает техника «вязкой борьбы» в самбо, отсутствующая в дзюдо. Поскольку после выведения из равновесия с заведением локтя под мышку бросок возможен вперед и назад, появляется схема длительной атаки вперед-назад-вперед-назад из этой «полупозиции» без возвращения атакующего в исходную стойку. Переход в атаке вперед-назад (например, передняя подножка - задняя подножка), в дзюдо проходит с относительной потерей контроля захватом, в силу тех же трех причин. Кроме того, вязкой силовой борьбе способствует использование низких стоек и односторонних захватов, позволяющих загружать одно плечо соперника двумя руками.

Именно это имеют в виду самбисты, когда говорят о комбинационной борьбе, отсутствующей в традиционном дзюдо. И именно поэтому чистые дзюдоисты их не понимают - для того, чтобы увидеть разницу, надо иметь опыт самбистских поединков. То, что составляет рэнцоку-вадза в дзюдо - 2 приема в связке, еще не комбинационная борьба для самбо.

В современном дзюдо борец с уровня первого разряда в ответ на вязкую борьбу в самбистском стиле просто скинет с плеч дзюдогу, наклонив голову. Опытный борец уж точно дзюдогу плотно не подвязывает и сбрасывание это проводит играючи. И все, нет жесткого сковывающего захвата, конец комбинационной борьбы. Добавьте сюда большую среднюю продолжительность схваток в самбо в силу большей сложности чистой победы, и в итоге дзюдо и самбо различаются уже тактически.

В традиционном дзюдо схватки в самбистском вязком стиле и не вели, эстетика движений и поединков иная, очень иная.

В«Гении дзюдо» А.Куросавы она воспроизведена показательно - борцы прыгают вправо - влево - вперед - назад, борясь за захват (опять же не удержусь отметить технику освобождения от захвата руки сбивом стопой). После долгой борьбы за захват следует одиночный бросок - и все. Оставшееся время фильма проигравший борец лечится, либо его хоронят сразу.

Все это сохранилось и в традиционном дзюдо, как красиво сформулировал на одном из форумов дзюдоист, живущий и тренирующийся во Франции «у нас происходит перекос в сторону ориентации на иппон в ущерб тактике».

Причем это различие подходов к тактике поединка имеет давние исторические корни. С.В.Мишенев в отличной книге «История европейского фехтования» приводит данные анализа останков на месте битвы при Визби (1361г.), где обнаружены скелеты 1185 бойцов: «Во Ингельмарк, проведя тщательный анализ, выявил интересные закономерности. Большинство ударов - 65% нанесены по левой ноге, в основном по голени, причем это не самые сильные удары. Несколько меньше представлены удары по рукам… причем это тоже не самые сильные и одиночные удары. А вот большинство ударов по голове нанесено с предельной силой, причем в 20% случаев сериями…
Вывод однозначен. Воины, сражаясь друг с другом наносили редкие экономичные удары в наиболее доступные места тела… и добившись преимущества, обрушивали на потерявшего контроль противника мощные и меткие удары, вкладывая в них всю силу.
Такой принцип сочетания дезорганизующего и добивающего ударов вообще характерен для европейского фехтования и более поздних времен.
Для сравнения заметим, что … скелеты, найденные в Японии при Саймокуза, несут на себе следы одного, в основном диагонального или горизонтального, удара по голове» .

Продолжение следует.

В данной статье мы дадим ответ на вопрос что выбрать новичку - боевое самбо или самбо? Сперва давайте разберемся какие основные различия между классическим и боевым самбо - техникой самообороны, разработанной более 80 лет назад в СССР, и в основе которой лежат различные виды национальных единоборств. На этом, пожалуй, их сходство заканчивается. А это значит, что пора приступить к их сравнительной характеристике. После чего, вы сами сможете сделать правильный выбор.



Отличие боевого самбо от классического:

Если не заходить в тонкости, то самое главное различие состоит в том, что классическое самбо это только борьба, без возможности нанесения каких-либо ударов, а боевое самбо - это смешанная техника, очень сильно похожа на технику микс файт. Техника боевого самбо, помимо ударов руками и ногами, допускает применение болевых приемов, бросков, захватов и удушения. Таким образом боевое самбо относят к числу наиболее разнообразных по количеству приемов единоборств, дающих возможность демонстрации самых разнообразных стилей ведения боя.


Совет - чтобы правильно выбрать новичку боевое самбо или самбо?


Что касается выбора для новичка боевое самбо или самбо, то здесь необходимо сперва понять для каких целей вообще вы будете осваивать самбо. Если ваша цель - укрепление здоровья, прокачка внутреннего стержня, бойцовского характера или вы работаете в охранных структурах, где вам необходимо обладать высококачественным навыком задержания, тогда вам лучше подойдет спортивное самбо.

Прежде всего потому что чистая борьба требует значительных затрат физической энергии, поэтому для физического развития дает гораздо больший эффект, чем ударная техника. А в случае, если вы работаете в охранных структурах и вам необходим опыт в задержании противника, то спортивное имеет самый широкий арсенал болевых удержаний, и это даст вам необходимые навыки.



Если ваша цель - получить эффективный навык для самозащиты, тогда боевое самбо имеет гораздо больший потенциал. Это позволяет вам эффективно вести бой в стойке, нанося удары руками, ногами, коленями и в случае необходимости вы будете себя уверенно чувствовать если окажетесь на земле. Поскольку боевое самбо, помимо ударной техники включает в себя также всю технику спортивного самбо, то те же броски, болевые на руки и на ноги, удушающие дают вам возможность на уверенную победу над противником в партере. Таким образом можно сказать, что боевое самбо это универсальная техника, а спортивное самбо это узко специализированная техника.

Итак, если ваша цель - это максимальная боеспособность в любых ситуациях, в том числе и для самозащиты на улице, тогда боевое самбо будет наиболее предпочтительно. Теперь перейдем к конкретным рекомендациям как начать.



Для тех, кто не в Питере - наши рекомендации.

Если вы проживаете не в Санкт-Петербурге и в вашем городе нет клубов боевого самбо, где существуют специальные группы для начинающих (опытные и новички занимаются в одной группе), тогда лучше всего начать со спортивного самбо. Все таки этот вид менее травматичен, конечно же при условии достаточной квалификации тренера. Таким образом, вы получите первоначальную физическую подготовку, освоите базовую технику спортивного самбо. Позанимавшись хотя бы пол года, вы уже можете смело переходить в группу боевого самбо, многие вещи для вас будут уже знакомы.

Итак, резюмируя вышесказанное, еще раз о различиях в этих двух видах единоборств.

Боевое самбо отличает высокая динамичность, а схватка, как правило, занимает короткий промежуток времени. Ведь кульминацией действия нередко становятся нокдаун и даже нокаут, что, в отличие от классического самбо, значительно повышает вероятность досрочного окончания поединка. Именно поэтому боевое самбо отлично подойдет для реальных навыков самозащиты. В классическом самбо все происходит с точностью до наоборот - соперники нередко держат паузу ради подготовки к проведению решающего броска.

Благодаря развитию таких качеств, как смелость и воля, улучшению физической формы, а также минимальному риску получения травм, изучение основам классического самбо рекомендуется даже малолетним детям. Боевое самбо, напротив, зачастую становится выбором состоявшихся спортсменов, главной целью которых является развитие бойцовских качеств и навыков.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!