Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Где выращивают будущих звезд российского спорта. Важно не повредить здоровью. Все дело в нервах

Алла Богданова, мама российского саночника Андрея Богданова,медработник

«Андрею было около 9 лет, когда я сказала ему, что надо бы заняться спортом. А тут как раз мальчик из квартиры напротив решил пойти в секцию саночного спорта – и Андрей вместе с ним. Мы тогда не очень хорошо представляли, что это, но пошли. Они попали к великолепному тренеру и вскоре вместе с ней поехали на Север. Честно говоря, я тогда чуть с ума сошла и подумала, что больше никогда и никуда Андрея не отпущу. Представьте себе: 9 лет, Север, почти на три недели... Спустя полтора года один мальчик-саночник получил очень серьезную травму, по-моему, даже ноги лишился, и тогда я запретила занятия этим видом спорта: «Все, ни в коем случае, это же так страшно!» Около года он ходил на картинг, а потом стал проситься обратно... Меня часто спрашивают, как воспитать спортсмена. Так вот, теперь я точно знаю: просто не мешать ребенку. Выбор Андрея был абсолютно осознанным, и я ему очень благодарна и убеждена, что все его достижения – его заслуга, не моя.

Вообще я даже не представляю, каким бы он вырос без спорта. Андрей всегда был очень скромным и стеснительным ребенком, совершенно несамостоятельным. А спорт и тренер его действительно воспитали, я всегда ей говорю, что она наша вторая мама.

То, что это очень серьезно для Андрея, стало понятно лет пять назад. Мы как-то сели, разговорились и проболтали с ним до 3 часов утра. Он мне тогда сказал: «Мам, у меня детства практически не было. Один спорт». (Это правда, даже если они на отдыхе, тренер обязательно узнаёт, где они, чем занимаются, как проводят время и так далее.) «Андрюх, ты устал?» – «Ага, устал». Я это и сама видела, мне по-матерински его жалко было, конечно, и я спросила: «Может, бросишь тогда?» А он мне ответил: «Нет, я уже без спорта не смогу. Это моя жизнь». Тогда-то и стало ясно, что он действительно весь в спорте, все его мысли там. И выбор, конечно, только за ним. Вообще, надо доверять выбору ребенка и самому ребенку. Как можно больше с ним общаться, но только тогда, когда у него есть желание. Не лезть к нему с расспросами, когда он этого не хочет. Сейчас он в отъезде, на отборочном туре, и мне, конечно, очень хочется знать, как у него дела, прошли ли они, но я себя сдерживаю, жду, когда Андрей сам выйдет на связь.

Проблема еще в том, что дома он бывает редко (вот с сентября приезжал два раза на 10 дней – и все), по телефону тоже особо не разговоришься. Но я очень рада и благодарна, что Андрей много общается со своим неродным папой, который воспитывает его с 9 лет. Они близкие друзья. А еще сам Андрей огромный авторитет для своего младшего брата. Ему всего 1 год 10 месяцев, но это уже видно. Так что мы уже предупредили тренера, что скоро приведем ей еще одного. Хотя, разумеется, мама любит любого ребенка, не обязательно спортсмена и призера. Да мы даже до сих пор не верим, что Андрей столького достиг, даже попасть на отборочный тур уже большая честь для нас. И конечно, большой неожиданностью и радостью было, когда сразу после рождения младшего брата Андрей поехал выступать на Кубок мира, его показали крупным планом на старте, и мы вдруг увидели, что у него на перчатке было написано «Семен». Так много, оказывается, для него значит брат».

Любовь Рязанова, мама российской фигуристки Екатерины Рязановой, колорист

«Быть мамой спортсмена – большой труд. Это требует много времени, много терпения, много сил. Мы постоянно в дороге, постоянно в каком-то стрессе, в сплошных переживаниях, ни на что другое не хватает времени. Я пошла работать, только когда Катя уже подросла и смогла ездить самостоятельно, а до этого десять лет жизни я занималась только ею. Но это все было совершенно точно не зря: моя дочь многого добилась в жизни, я горжусь ею, ее мужеством, умением преодолевать себя.

Иногда Кате кажется, что у нее ничего не получается, но в таких случаях я говорю: смотря с чем сравнивать. Возможно, ее личные амбиции не удовлетворены, а по моим меркам Катя достигла достаточно высоких вершин. Хотя, конечно, всегда хочется выше, быстрее, сильнее.

Спорт так засасывает, что в какой-то момент перестаешь бояться и просто помогаешь, становишься опорой дочки-спортсмена. Несколько лет подряд мы каждое утро вставали в 6.00 и ехали из Зеленограда на каток на «Динамо», вместе катались. Мое плечо было рядом и в физическом смысле, и в моральном. Кстати, благодаря такому непростому распорядку я научилась водить машину.Катя несколько раз просила меня прийти посмотреть программу, которую они обкатывают, спрашивала, нравится ли. А во время соревнований говорит, что мое присутствие вселяет в нее уверенность».

Елена Сидорова, мама керлингистки Анны Сидоровой, домохозяйка

«Мой муж играл в молодежной хоккейной команде «Крыльев Cоветов», сын занимался плаванием, баскетболом и рукопашным боем, я – фигурным катанием. И Аня без малого в 7 лет привела меня в секцию по фигурному катанию. Нам тогда ответили: «Да вы что, она же уже старушка». Она хотела еще раньше, с 5 лет, но никак не получалось из-за сотрясений мозга. Ее взяли в группу с трехлетними малышами, и она совершенно из-за этого не комплексовала, потому что такой был настрой: хочу – и все. И никакие сотрясения, никакие малыши-одногруппники не могли ее остановить. Уже через 2 месяца Аню зачислили в группу ее сверстников.

Когда Аня начала заниматься спортом, я «отошла от дел»: уже в 7.00 начинались тренировки, потом была школа, потом обед, который надо было приготовить дома и взять для Ани с собой в термосах, еще в чем-то, потом опять тренировки… В общем, сплошные разъезды. Да, быть мамой спортсмена тяжело. Ребенок жертвует здоровьем ради успеха. Для здоровья – зарядка, а большой спорт – это травмы. Нам, мамам, остается только молиться, чтобы их не было.

Собственно, из фигурного катания Аня ушла как раз из-за серьезной травмы. Ей нельзя было прыгать, а значит, обратной дороги не было. Тогда я посадила дочь перед телевизором, включила спортивный канал и сказала: «Выбирай». Аня выбрала волейбол, стала заниматься, вскоре стала капитаном команды. Но все-таки нога давала о себе знать. И тут подвернулся керлинг. Я уважаю любой вид спорта, будь то шахматы, будь то керлинг (хотя, честно говоря, до того момента я даже не представляла, что это такое).

Так как для нас это уже вторая Олимпиада, речь просто об участии уже не идет – держим курс строго на победу. В спорте многое зависит не только от техники, но и от удачи. Будем надеяться, что все сложится. В Ане я уверена, потому что она с малолетства трудолюбивая и целеустремленная, долго переживает из-за неудач и тщательно разбирает свои ошибки».

Светлана Зайцева, мама сноубордиста Никиты Автанеева, домохозяйка

«Первую доску мы подарили сыну по инициативе папы. Они с Никитой вместе начинали кататься, но муж потом вернулся на лыжи, а Никита «поехал» дальше. Мы уже и шестилетнюю дочку на доску поставили, она уже пару раз занималась с тренером, говорят, из нее тоже может что-то получиться. Надеемся, Никита как-нибудь тоже с ней повозится, но пока у него нет времени. Его и в Москве-то не бывает никогда.Вообще, когда сын занялся сноубордом, он стал взрослеть, как-то по-другому ко всему относиться. Не зря говорят, что спорт дисциплинирует. После рождения сестры он сказал, что уже взрослый, и с 13 лет стал ездить на тренировки сам. Честно говоря, я даже не ожидала от него такой собранности и выносливости, но он смог совмещать и уроки, и тренировки.

Я никогда не сомневаюсь в решениях сына: он принимает их сам, и я уверена, что у него получится реализовать все, что он задумал. Конечно, мы очень рады и гордимся Никитой, ведь в Олимпиаде участвует далеко не каждый.

Он не всегда рад нашему присутствию на соревнованиях, потому что чувствует тогда большую ответственность. Пару раз мы делали ему сюрпризы и, не предупредив, приезжали, скажем, на чемпионат мира в Италии. Никита увидел нас уже после и очень удивился: «А вы откуда здесь?» Вот так вот: к нам родители в пионерлагерь ездили, а теперь мы на соревнования ездим».

Беседа состоялась в рамках презентации Семейного дома P& «Спасибо, мама!». Благодарим компанию Ketchum Maslov за помощь в организации интервью.

Это заветное желание можно реализовать, открыв для ребенка мир спорта. Но как в его многообразии выбрать тот вид физической активности, который подойдет
вашему ребенку? А потом подготовить его к соревнованиям?

В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ…

У античных философов не возникало сомнений — занятия физической культурой укрепляют не только тело, они благотворны для духа, стабилизируют психологическое состояние. Но чем спорт полезен для детей?

. Спорт придает уверенность в себе. «Движение — первое, что новорожденный осваивает сразу после своего появления на свет, а спорт, которым он начнет заниматься через несколько лет, научит его управлять своим телом, — объясняет спортивный психолог Александр Веракса, куратор специализации «Психология спорта» (факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова). — Именно спорт придает уверенность в движении, которая превращается в уверенность в себе. Так у детей формируется собственный телесный образ, который будет особенно остро переживаться в подростковом возрасте».

Способствует социализации ребенка. Особенно если он занимается командными видами спорта (футбол, баскетбол, хоккей). «Ведь он должен точно осознавать свое место в команде и уметь с этой позиции взаимодействовать с другими участниками игры, — продолжает Александр Веракса. — Ребенок оказывается членом сообщества сверстников и на равных участвует в общении с ними».

Спортивные занятия предполагают соблюдение режима и правил. Ребенок учится в нужный момент концентрироваться и правильно распределять силы. «Эти навыки пригодятся ему не только в учебе, — добавляет спортивный психолог. — Они будут востребованы и в других жизненных ситуациях».

КАК ВЫБРАТЬ ВИД СПОРТА

ской активностью детям с 4-х лет. «Задача родителей в не том, чтобы приобщить ребенка к определенному виду спорта, — считает Александр Веракса, — а выявить его интерес, понять, что приносит ему наибольшее удовольствие». Иными словами, прислушайтесь… к самому ребенку. «Часто его способности проявляются в безотчетном желании заниматься каким-то конкретным видом спорта», — говорит психолог Асыл Габбазова, преподаватель Российского государственного университета физкультуры и спорта. Вот на него-то и стоит обратить повышенное внимание.

Характер и вид спорта

ВИД СПОРТА НЕОБХОДИМЫЕ КАЧЕСТВА
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ Легкая и тяжелая атлетика, плавание, велогонки, лыжные гонки, гребля Способность мобилизовать волю, упорство, стойкость
Фигурное катание, спортивная и художественная гимнастика, прыжки в воду, велоспорт Артистичность, активное творческое начало, смелость, самообладание, решительность, восприимчивость
ИНДИВИДУАЛЬНО-ИГРОВОЙ
Теннис, бадминтон, фехтование, настольный теннис
Тактическое чутье, умение предвосхитить действия противника, более развитая координация движений
ИНДИВИДУАЛЬНО-КОНТАКТНЫЙ
Бокс, дзюдо, борьба
Тактическое чутье, способность к­ принятию решений, психическая выносливость
КОЛЛЕКТИВНЫЙ Футбол, волейбол, хоккей на льду и на траве, водное поло Умение предвосхитить действия противника, коммуникабельность,
способность к сотрудничеству

ВСЕ ДЕЛО В НЕРВАХ

Понаблюдайте за ребенком, выясните, каковы свойства его нервной системы (НС). «Занятия спортом приравниваются к экстремальной деятельности, — объясняет спортивный психолог Асыл Габбазова. — Спортсмену на соревнованиях и на тренировках часто приходится действовать с риском для здоровья, в ситуации лимита времени».



Сильная нервная система характеризуется выносливостью и стрессоустойчивостью, слабая — неумением терпеть, при длительном напряжении человек допускает ошибки. В таких условиях более успешны люди с сильной НС, ведь они, мобилизуясь, правильно реагируют на стрессовую ситуацию. Люди со слабой нервной системой плохо выдерживают экстремальные нагрузки, они их дезорганизуют. Если у вашего ребенка слабая нервная система, это не повод опустить руки. Среди спортсменов высокой квалификации по разным данным от 5% до 20% людей именно с такой — слабой — НС.

Быстро реагируют на изменения в окружающей среде люди с подвижной нервной системой. Они лучше проявляют себя в спортивных играх и единоборствах, когда необходимо быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, перестраивать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, быстро принимать решения. Но, по словам спортивного психолога Асыл Габбазовой, они плохо выносят монотонную работу, которая свойственна лыжным гонкам, бегу на длинные дистанции, художественной гимнастике. В этих видах спорта лучше проявляют себя спортсмены с инертной нервной системой.

ИЗ ЛЮБИТЕЛЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЫ

Ваш ребенок занимается, например, хоккеем, успешен, на тренировках и соревнованиях забивает шайбы, находится в контакте с другими членами команды… Но наступает день, когда тренер говорит о том, что мальчику надо бы перейти из обычной школы в спортивную. Мол, дальше он автоматически попадет в юношескую сборную, а там, глядишь, и другие горизонты нарисуются. Что делать родителю, который и не мечтал о спортивной карьере своего отпрыска? Принимать ли столь заманчивое предложение?

1. Взвесьте все за и против. «Спорт — это ежедневные многочасовые тренировки, подчинение своей жизни определенному режиму, — объясняет Асыл Габбазова. — Сборы, соревнования, которые связаны с частыми отъездами из дома, возможность травмы, которая может быть несовместима с дальнейшей спортивной карьерой, неизбежные пробелы в образовании… Век спортсмена очень короток, однажды придет день, когда даже самая успешная спортивная карьера закончится».

2. Постарайтесь услышать своего ребенка, почувствуйте его отношение к этому виду спорта. «Если он отказывается идти на тренировки, испытывает негативные эмоции, — полагает психолог Александр Веракса, — не проявляет интереса к занятиям, стоит задуматься: а необходимо ли тратить время именно так?»


3. Помните о том, что спортивный талант ребенка не является величиной постоянной. «Физические данные со временем меняются, — продолжает психолог. — Успешный в начальной школе юный футболист в подростковом возрасте может столкнуться с тем, что с его телом происходят изменения, которые могут поставить крест на его карьере». Ребенок-спортсмен не должен терять связь с реальным миром. Тогда он всегда может вернуться туда, уйдя из спорта.

ГАЛИНА МАЛЬЧУГИНА

МАМА ОЛИМПИЙСКОЙ ЧЕМПИОНКИ ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ ЮЛИИ ЧЕРМОШАНСКОЙ


ДО: Вы мечтали о том, что ваша дочь станет олимпийской чемпионкой?
Галина Мальчугина: Юля родилась в спортивной семье, мы с мужем профессиональные спортсмены, поэтому то, что она будет заниматься каким-либо спортом, было решено задолго до начала занятий. Был момент, когда я поняла, что Юлю ждет успех.

ДО: Были ли у вас сомнения, когда встал вопрос о том, чтобы заниматься спортом профессионально?
ГМ: В 9 лет она пошла на теннис, но что-то у нее не заладилось. Она часто бывала на моих тренировках, и постепенно ее любопытство к легкой атлетике переросло в интерес. В 11 лет она самостоятельно решила, что будет ею заниматься. Мы ее поддержали.


ГМ: Безусловно, у Юли были хорошие данные. Но успех достигается только упорными тренировками, поэтому без стремления задатки — ничто. Задача родителей — вовремя присмотреться к своему ребенку, понять, в чем он себя проявляет лучше

ДО: Занятия спортом требуют дисциплины, детям не всегда можно объяснить, почему нужно постоянно тренироваться, им хочется погулять с друзьями, сходить в кино…
ГМ: Мне не пришлось ее убеждать. Глядя на меня, Юля знала, ради чего тренируется и к чему стремится, она понимала, что ей придется чем-то жертвовать. В подростковом возрасте ей, конечно, не хватало общения с друзьями. Подружки идут на дискотеку, она — мне: «Мама, можно?» — «Нет, нельзя, завтра тренировка». Она, конечно, обижалась, но потом поняла, что это для ее блага.

ДО: Бывали моменты, когда вам казалось, что спортивная карьера дочери не сложится?
ГМ: Да, и связаны они с травмами и неудачными выступлениями. Я всегда была рядом, поддерживала ее. До Олимпиады в Пекине Юля получила серьезную травму колена. Даже встал вопрос о том, что дочь не будет в ней участвовать. Мы были подавлены. Но решили идти до конца — использовать по полной тот короткий отрезок времени. Активно лечили колено, восстанавливали ногу. В результате Юля выступила в Пекине блестяще.

ДО: Как вы поддерживали дочь, если она проигрывала?
ГМ: Я всегда ее успокаивала. Ведь главное, чтобы у нее вера в себя и свои силы не пропала.


ГМ: Нужно давать ребенку возможность выбирать. Если ребенок талантливый, его обязательно заметят, нужно дать ему возможность проявить свои сильные качества, и обязательно мамам нужно поощрять даже самую маленькую победу, в дальнейшем это поможет стать успешным, построить карьеру, стать уверенным в себе, жизнерадостным. Ни в коем случае нельзя прессовать: «Ты должен заниматься…» Если ребенок из школы идет на тренировку с радостью, значит, это его.

Идеальная мама для будущего чемпиона

КАК РАЗОБРАТЬСЯ С СОБОЙ


Постарайтесь осознать те мотивы, которые толкают вас выбрать для ребенка тот или иной вид спорта. «Самая адекватная мотивация — физическое и эмоциональное развитие вашего сына или дочери, — полагает спортивный психолог Александр Веракса. — К неадекватным мотивам относятся стремление обеспечить свое будущее за счет спортивных успехов своего ребенка, гордость за него». Помните, что из многих тысяч спортсменов только единицы становятся знаменитыми и высокооплачиваемыми. Вы хотите в будущем гордиться успехами своих детей? «Это значит, что вы, не осознавая этого, хотите, чтобы ваш ребенок реализовал вашу мечту», — продолжает психолог. Нужно ли говорить, что дети далеко не всегда испытывают тяги к тому виду спорта, о котором мечтали их родители? С другой стороны, у нас всегда есть в запасе мнение профессионала. «Сомневаетесь? Покажите ребенка опытному тренеру», — советует спортивный психолог Асыл Габбазова.

КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К СОРЕВНОВАНИЯМ

Многие из нас полагают, что главное в спорте — победа. Измените свое отношение к этой ситуации: важно участие в соревновании! Это даст возможность вашему ребенку… победить. «В психологии спорта уже доказано, что, когда спортсмен ориентирован не на достижение победы любой ценой, а например, на овладение новым техническим элементом, занятия спортом приносят ему гораздо больше позитивных эмоций, — считает Александр Веракса. — И в конечном счете приводят к более эффективным действиям». Другой важный момент — стоит освоить методику так называемой внутренней речи. Каждый из нас ежедневно внутренне комментирует то, что делает, обдумывает происходящее. «Если ваш ребенок думает о том, что ему не удастся достойно выступить, это может привести к тому, что он будет испытывать тревогу, переживать и в результате действительно не сможет полностью выложиться, — объясняет Александр Веракса. — Поэтому так важно объяснить ему необходимость переводить негативные мысли в позитивные». Вместо того чтобы думать: «У меня ничего не получится», — следует говорить себе: «У меня все получится». Такая «внутренняя речь» поддержит ребенка, он будет более точен, и это приведет его к победе. «Спортсмены, которым удалось взять под контроль силу своего воображения, используют его для улучшения своих результатов, — продолжает психолог. — Мысленно прорабатывая перед каждым соревнованием свою программу, они тем самым готовятся к нему, представляя свои самые лучшие выступления, спортсмены меньше волнуются и ощущают большую уверенность».

КАК ПЕРЕЖИТЬ ПОРАЖЕНИЕ

Известный американский баскетболист Майкл Джордан говорил: «Я промахнулся более 9 тысяч раз. Я проиграл почти 300 игр. 26 раз мне доверяли бросок, который мог решить исход игры в нашу пользу, и я промахивался. Я в своей жизни много раз проигрывал, вот почему я так успешен». В каждом поражении заложены точки роста, главное — их увидеть. В этом задача родителя и тренера, которые могут внести коррективы в программу подготовки ребенка к следующей серьезной игре. Перестаньте давить на ребенка, постарайтесь также не выказывать ему своей тревоги. Все это вызывает у него неуверенность в себе, сомнения в собственных успехах.

КАК ГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ, КОТОРЫЙ ПОБЕДИЛ

Если он выиграл соревнования, значит, смог собраться и выложиться. «Его победа говорит о том, что до этого момента он много работал, он — трудяжка, — говорит семейный психолог Инна Хамитова. — Ребенка, который почувствовал вкус победы, не страшно хвалить, для него лучше всякой похвалы станет следующая победа, к которой он будет стремиться. Ведь спорт вырабатывает в человеке упорный характер и привычку к каждодневному тяжелому труду». Хвалите вашего ребенка и не бойтесь, что от ваших похвал он может зазнаться.

ИРИНА ИЩЕНКО
МАМА ОЛИМПИЙСКОЙ ЧЕМПИОНКИ ПО СИНХРОННОМУ ПЛАВАНИЮ НАТАЛЬИ ИЩЕНКО


ДО: Вы мечтали о том, что ваша дочь станет олимпийской чемпионкой?
Ирина Ищенко: Нет, но я, как любая мама, знала, что моя дочь уникальна и обязательно в чем-то будет лучшей.

ДО: Сколько лет было дочке, когда вы отдали ее заниматься спортом?
ИИ: Когда Наташе исполнилось 6 лет, я отвела дочь в школу синхронного плавания. Одновременно — в секцию художественной гимнастики, но совмещать занятия очень сложно. Остановили выбор на плавании — дочь начала делать первые успехи. Задатки чемпиона в Наташе тренеры разглядели не сразу. Она была тихой и скромной, ничем не выделялась. Но тренерам нравились ее исполнительность и тщательность, с которой она выполняла все задания. К 10 годам Наташа стала лидером в Калининграде. В 12 лет ее заметили в Москве, а в 14 — пригласили тренироваться в юниорскую сборную России по синхронному плаванию. В 15 лет Наташа стала чемпионкой России среди юниоров, а в 16 — чемпионкой мира.

ДО: Вы понимали, что у дочери есть задатки выдающейся спортсменки?
ИИ: Не мама приводит ребенка в большой спорт. Когда мы с Наташей пришли в бассейн, я даже не думала об этом. Задача родителя — дать толчок, а дальше ребенок, если у него есть талант и стремление, добьется успеха.

ДО: Занятия спортом требуют дисциплины и воли, детям не всегда можно объяснить, почему нужно постоянно тренироваться, им хочется погулять с друзьями, сходить в кино…
ИИ: Наташа была очень собранным ребенком, обожала выступать, поэтому, когда начались первые успехи, мне не пришлось ее убеждать соблюдать дисциплину. Дети обязательно должны знать, что их любят не за спортивные успехи, а просто за то, что они у нас есть.

ДО: Бывали ли моменты, когда вам казалось, что спортивная карьера дочери не сложится?
ИИ: Я никогда не сомневалась в Наташе, наоборот, всегда подбадривала ее и говорила, что все получится. Иногда слова поддержки — это все, что нужно, чтобы преодолеть кризис.

ДО: Как вы поддерживали дочь в тех случаях, когда она проигрывает?
ИИ: В начале ее карьеры она проиграла испанской синхронистке Джемме Менгуаль на чемпионате Европы. Это было очень обидно, ведь Наташа была сильнее. Я знала, что она очень переживает. И тогда сказала дочке: «Все знают, что ты лучшая и ты сама знаешь это, и жизнь обязательно все расставит на свои места». Так и получилось.

ДО: Как воспитать олимпийского чемпиона?
ИИ: Всегда говорю своим детям, что любое дело надо делать хорошо, доводить его до конца и постараться все делать лучше других. А еще всегда повторяла им слова моей мамы: «Учиться хорошо легче, чем плохо!»

Семья у меня немаленькая, подрастают трое детей. Младшей дочке 5 лет. Она занимается каратэ и театром. Средняя, семилетняя, победитель городских театральных конкурсов. Старшая, ей 13 лет, чемпионка по бальным танцам нескольких европейских стран. Когда знакомые спрашивали меня, как нам удалось добиться таких успехов, я всегда говорила: «Не знаю». У меня никогда не было ощущения, что я как-то особенно воспитываю детей. Но однажды, после очередного такого вопроса, я все же задумалась о том, что именно помогает вырастить чемпионов. И постаралась сформулировать свои мысли.

Выбор

Многие думают, что талант, если он есть, проявится сам собой. Я не сторонница этой теории. На мой взгляд, если ничего не делать, то ничего и не получится. Для того, чтобы Моцарт начал сочинять музыку, надо было, как минимум, сначала усадить его за инструмент. Если сомневаетесь, попробуйте поставить дома пианино и подождите, вдруг кто-то из детей станет великим музыкантом.

Моя старшая дочь танцует с трех лет. Не помню, чтобы она проявляла к танцам особенные склонности. В этом возрасте дети обычно любознательные и пробуют многое. Наблюдайте за ребенком, старайтесь почувствовать его. Наверняка, что-то нравится ему чуть больше. От этого и отталкивайтесь. Даже если вкусы малыша переменчивы, как погода весной.

В выборе секции и тренера я бескомпромиссна - только лучшее из того, что могу себе позволить. Кстати, лучшее не всегда значит более дорогое или более близкое к дому. Знакомьтесь с преподавателями, разговаривайте с родителями и детьми, которые уже занимаются. Ищите неравнодушных, увлеченных людей. Это один из самых важных факторов на пути к победам.

Можно ошибиться. И это не страшно. Нет нужды принимать решение раз и навсегда. Пробуйте разное. В нашем случае это были танцы, английский, рисование и бассейн.

? «А вы хотите, чтобы ваш ребенок стал чемпионом?»

7,1% - Нет, победы тешат родительское тщеславие, но не делают ребенка счастливым.

14,3% - Да, так приятно гордиться своими детьми!

78,6% - Да, если занятия будут нравиться ребенку. Но если тренировки не в радость, ходить на них не будем.

Роль родителей

Однажды наша первая преподавательница балета сказала: «95% успеха ребенка - труд его родителей». Для меня это стало своеобразной мантрой. Любой родитель, мечтающий о чемпионстве для своего ребенка, должен понимать, что придется многим пожертвовать. За 11 лет занятий танцами наша семья ни разу не уезжала из города на все выходные, «потому что тренировки». Ребенка нет на юбилее любимой бабушки? «Потому что тренировки». Отпуск только две недели июля? «Потому что тренировки». Родители должны верить в то, что все жертвы (время, деньги, споры с родными и друзьями, которые спрашивают, зачем вы лишаете ребенка детства) абсолютно обоснованы. Родители создают атмосферу. Атмосфера может вдохновлять или дезориентировать. Это важно.

Иногда мне говорят: «Тебе просто, твоей дочери нравится танцевать. А наша упирается и не хочет идти на занятия». Что ответить? Дети не роботы. Они могут не хотеть, уставать, капризничать. Это нормально. У нас были моменты, когда дочка лежала на полу в раздевалке и орала, что не пойдет на танцы. Это было ужасно. Я чувствовала себя отвратительной матерью. Окружающие смотрели на меня с осуждением. Это прошло. Со временем моя уверенность и мотивация передались дочке. Настал момент, когда уже она нас подгоняла.

Кстати, о пропусках. Хотите добиться результата - приучите себя к дисциплине. Именно себя, дети возьмут пример с вас. Никаких «сегодня слишком холодно», «машина сломалась», «да ладно, всего один разок пропустим». Особенно первые несколько лет. Потому что для результата важна регулярность.

В случаях с «не хочу» оценивайте не текущий момент, а общую ситуацию. Я знаю, например, что дочь в целом любит занятия танцами. Она не готова расстаться с ними навсегда. Значит, идем через «не хочу».

Наблюдайте за своим ребенком, общайтесь с тренером. Объясняйте малышу преимущества его положения «занятого человека». Радуйтесь любым достижениям. Заведите ритуал празднования. Одно время за хороший результат мы предлагали дочке выбрать новое звено для наборного браслета. Или праздновали получение призового места в ее любимом кафе.

Что нужно для побед, кроме титанических усилий родителей? Особый склад характера. И удача. И желание. И амбиции. И много чего еще…

Быт

В большинстве своем дети стремятся к режиму. Просто мы не всегда пользуемся этим стремлением. Режим дарит малышам ощущение стабильности и разделяет на этапы кажущийся бесконечным день.

В условиях плотного графика тренировок четкий распорядок дня выходит на первый план. Но важно включать в расписание и время для отдыха, когда малыш может абсолютно легально валяться на диване или смотреть мультики. Такого времени обычно очень мало, но все-таки оно должно быть. Скучно? Что поделать - оставляем для импровизаций выходной.

Конечно, в режиме дня должно быть прописано хорошее питание. Завтрак, обед, не слишком поздний ужин и пара легких перекусов, которые будут восполнять энергию, но не вызовут сонливость и тяжесть.

Важный момент - полноценный сон. Иногда ради него мы жертвовали выполнением школьного домашнего задания. Или делали его всей семьей.

Главное, что надо понимать - родители тоже будут жить в условия строгого режима. Иначе ничего не получится.

Верного рецепта по воспитанию чемпионов нет. Главное - вырастить счастливых людей, которые знают, чего хотят и умеют радоваться жизни

Команда

Не спорьте с тренером. Спрашивайте, предлагайте. Но не спорьте и не обсуждайте его компетентность в присутствии ребенка. В конце концов, вы сами выбрали именно этого человека. Ошиблись? Найдите другого преподавателя.

Любое движение к результату - это командная работа. Все пребывают во взаимосвязи - тренер, ребенок, родители. Во многом именно от родителей зависит, будет ли эта взаимосвязь крепкой и здоровой. Постарайтесь бережно выстраивать отношения. Важно сойтись в принципиальных вопросах и просто поддерживать человеческие отношения. Покажите преподавателям свою заинтересованность. Без претензий и запросов. Это важно. Это создает рабочую атмосферу.

Спорт состоит не только из побед. Бывают и поражения. Научите ребенка относиться к этому философски. Пусть малыш расстраивается, но не сильно - так, чтобы хотелось сделать больше. Хороший тренер обычно умеет найти правильные слова, чтобы помочь, но и родителям важно не падать духом. Так же как и не задирать нос в случае победы. Настоящие чемпионы и победы, и поражения принимают с достоинством.

! Самые популярные виды спорта среди детей и подростков

По данным министерстве спорта России самые популярные виды спорта среди российских детей - футбол, волейбол, плавание и спортивная борьба . Немного уступают им легкая атлетика, баскетбол и дзюдо.

Фото: Tooga/Stone/Getty Images; Sonulkaster/Fotolia.com; olliethedesigner/Fotolia.com; ShutterStock/Fotodom.ru

Как вырастить из ребенка чемпиона? 19.06.2016 17:35

Пользу спорта в развитии ребенка доказывать не нужно - об этом говорят множество фактов и подтвержденных на практике примеров. Однако, нередко перед родителям встают вопросы - в какой вид спорта отдать ребенка? В каком возрасте начинать занятия спортом оптимальнее всего?

Дворец водных видов спорта "Руза" предлагает вам несколько вариантов спортивных секций для самых маленьких! Уже с четырех лет ваш ребенок сможет узнать, что такое профессиональный спорт, начать развивать в себе такие качества, как дисциплинированность, трудолюбие, ответственность и целеустремленность!

Занятия плаванием. Познакомить малыша с водой можно и не дожидаясь четырехлетнего возраста - в ДВВС "Руза" работают секции "Капитоша" и "Аквабэйби", в которых опытные тренеры занимаются даже с детьми грудничкового возраста. Ну а в "настоящее" плавание ребенка можно отдать в 6 лет.

Водное поло. В этот вид спорта принимают детей постарше - начиная с шести лет. Водное поло способствует развитию всех мышц тела: спины, рук, ног, пресса, укрепляет сердечно-сосудистую систему. Умение плавать в разных положениях, в том числе вертикально, делает ватерполиста самым адаптированным к водной среде человеком. И, конечно же, водное поло - это командный игровой вид спорта, который не лишен ярких эмоций побед, который воспитывает настоящий командный дух.

Кстати, в Московской области есть профессиональный ватерпольный клуб "Штурм-2002", который выступает в национальном российском чемпионате. Кроме того, его воспитанники регулярно вызываются в сборную России для участия в крупных международных турнирах. Чем не цель для будущего профессионального ватерполиста?

Прыжки в воду. Еще один захватывающий, но на этот раз индивидуальный вид спорта, заниматься которым можно с 6 лет. Прыжки в воду развивают легкие и правильное дыхание, улучшают обращение крови в организме, улучшают работу сердца, закаляют организм ребенка и нервную систему. Во время выполнения такого упражнения ребенок вынужден преодолевать сопротивление воды, что развивает в нем гибкость, ловкость, выносливость и укрепляет мышцы.

Синхронное плавание. Несомненно, один из самых эстетичных видов спорта, объединяющий в себе элементы гимнастики, аэробики и плавания. В секции синхронного плавания принимают девочек с 6 лет. Что же дает этот вид спорта детям? Прекрасную осанку, красивую и стройную фигуру, хорошее здоровье. И, что тоже важно, умение держаться на воде.

Черлидинг . Если малыша в воду не тянет, то есть отличная альтернатива на суше - занятия черлидингом. Секция открыта для детей с 4 лет, и, несмотря на расхожее мнение, гендерное различие здесь не принципиально: черлидером может стать как девочка, так и мальчик. Черлидинг - эффектный вид спорта, который делает из детей настоящих звезд - они обладают отличными физическими способностями и всегда на виду. И, конечно же, это постоянная работа в большой команде, что воспитывает из ребенка настоящую душу компании.

Художественная гимнастика. Прекрасный вариант для девочек 4-5 лет. Это разносторонний и гармоничный вид спорта - у ребенка развивается гибкость, чувство ритма, координация движений, пластика... Гимнастка - это изящная малышка (а затем и уверенная в себе женственная девушка!) с горделивой осанкой, красивой фигурой и грациозностью в движениях. И даже если девочка не станет олимпийским чемпионом в этом виде спорта, качества, которые она приобретет за годы тренировок останутся с ней на всю жизнь.

Помогите своему ребенку стать уверенным в себе, сильным и трудолюбивым человеком! Ждем вас в нашем Дворце водных видов спорта "Руза"!


Текст: Алиса Райтбергер

Только мамы знают, чего стоили награды и медали их ребенку, который занимается спортом. Но и без определенного упорства родителей их малыши вряд ли добились бы успеха - ведь будить их, готовить завтрак, а затем везти в спорт-клуб нужно именно взрослым. Существует ли специальная формула, которая позволит вырастить чемпиона? Ответ на этот вопрос мы попытались найти, пообщавшись с мамами настоящих олимпийских чемпионов, которые приняли участие в программе P&G «Спасибо, мама!», а также побывали в Семейном доме P&G во время проведения Олимпиады.

Наталья, мама фигуристки Екатерины Бобровой

О том, как Екатерина стала фигуристкой

В спорт Катю привела я, когда она была еще маленькой. Ее старшая сестра Светлана уже вовсю каталась по льду и подавала хороший пример. И даже вместо мягкой игрушки Катя брала в постель коньки! Мы посмотрели на это и решили, что нужно прекращать с коньками обниматься, а попробовать на них встать.

Многие родители должны понимать, что если ребенка поднимают в шесть утра, конечно он будет плакать и капризничать. Но переставать занятия из-за этого не стоит. Катя тоже плакала, и я ее отвлекала шутками — прибаутками, подбадривала, так что потом она вставала и мы с удовольствием шли заниматься. Я ее никогда не заставляла делать что-то - тренировалась она всегда с большим удовольствием.

Когда спортсмены добиваются весомых результатов, например, выиграли чемпионат мира среди юниоров, а потом начинают выступать на взрослых Гран-При - здесь поджидают самые серьезные трудности. Ведь на таких соревнованиях они не завоевывают первые места сразу же. А чтобы этого добиться, нужно выждать определенный период, научиться чему-то новому. И это самое сложное. Они понимают, что перед ними катаются звезды, и мировые, и олимпийские чемпионы, и чемпионы мира, Европы, России.

Конечно, морально тяжело детям понять, что победа придет, но не сразу. Они ведь хотят ее прямо сейчас, хотят стать такими же звездами.

Помню, как Катюшка первое время говорила, что хочет бросить спортом заниматься. И тогда мы со Светланой Львовной Алексеевой, ее первым тренером в танцах на льду, сказали, что у них с Димой (Дмитрий Соловьев - партнер Екатерины Бобровой в танцах на льду, - прим. сайт) нет морального права бросить спорт, если они начали добиваться таких результатов. В них было вложено очень много и родителями, и тренерами, и федерацией. Поэтому развернуться и повесить коньки на гвоздь они не могут. Ну и дети - молодцы, справились с давлением и целенаправленно пошли дальше.

Я всегда им говорила: «Терпите трудиться».

О специальной диете

Каждый человек выбирает сам себе вес, в котором ему комфортно, спортсмен же этого сделать не может. Особенно фигуристы. Когда в 15-16 лет Катя поправилась на 2-3 кг, она все равно была красавицей, стройной и подтянутой, но для катания эта пара килограммов была лишней. Тогда нам пришлось начать борьбу с этим весом. Конечно, Катя не голодала, но ужинала строго грейпфрутом и манго, и этого ей было достаточно. Потом вес нормализовался, и сейчас дочь может позволить себе все, что хочет. Хотя, конечно, пол-торта есть не станет.

Я бы сказала, не отдавайте! Ведь если мама ведет своего ребенка на каток и думает, что после этого он станет олимпийским чемпионом, - это не правильно. Мама должна преследовать другие цели. Какие? Дать ребенку здоровье, собранность, организованность. И потом, у девочек в спорте лучше формируется фигура с детства, и даже если кому-то что-то не дано, спорт накладывает свой отпечаток. Поэтому отдавайте детей в спорт, а там - смотрите по ситуации. Если ребенок справляется, и из десяти других делает что-то лучше, красивее, нужно продолжать тренироваться.

Надежда, мама Оксаны Домниной

О том, как Оксана стала фигуристкой

Мы в семье фигурное катание всегда смотрели, все чемпионаты мира и Олимпийские игры. И однажды, идя по улице, я увидела плакат «Приглашаются дети в школу фигурного катания». Оксану я отвела на каток с мыслью научиться кататься на коньках, потому что это красиво, я не думала, что она станет чемпионкой. Были ли сложности? Нет. Ей все нравилось с самого начала и мне никогда не приходилось ее выталкивать из дома на занятия.

О самой трудной части в спортивной карьере

Первый год Оксана каталась на открытом льду и училась во вторую смену, поэтому приходилось тренироваться сначала утром, потом вечером, и домой мы приезжали к 9 часам. Жизнь была в спортивном ритме, без подружек и друзей, спорт все ей заменял.

Совет маме, которая хочет воспитать олимпийского чемпиона

Ребенку самому должно нравиться то, чем он занимается. Ведь часто бывает так, что родители отдают своих малышей в те секции, которые нравятся им самим. Поверьте, когда у ребенка появится желание делать что-либо, у него станет что-то получаться, он сам будет ходить на занятия с удовольствием. Также если вы достигли каких-то результатов, не нужно бросать. Сила воли, конечно, должна быть, и у родителей, и у детей. Наравне с желанием заниматься спортом и стремлением к победе.

Татьяна, мама фигуристки Алены Леоновой

О том, как Алена стала фигуристкой

Алена всегда была энергичным ребенком, и я сразу, поняла, что ей нужно заниматься спортом. Конечно, когда дочке было три года, она не принимала участие в том, каким видом спорта стоит заниматься, а секция фигурного катания была самой доступной на тот момент.

О самой трудной части в спортивной карьере

Алена свободно поехала на коньках сразу же, не боялась даже падать. Первые сложности появлялись, когда у нее стали тяжело даваться какие-то элементы, и все отрицательные эмоции были связаны только с этим. Также трудности появились в 10-11 лет, когда были более серьезные соревнования и более серьезные соперники. Остаться в спорте после неудач - самое трудное. И чтобы побороть в себе желание бросить занятия, нужно много работать. Мы делали это вместе.

О поддержке

Наша семья всегда старается поддержать Алену, потому что соревнования - очень ответственно и волнительно, и она каждый раз ждет этой поддержки. Даже если дочка уезжает заграницу, я ей всегда звоню или пишу сообщение, это уже традиция. А наша поддержка в свою очередь очень влияет на результат, который покажет Алена во время выступления.

Главная задача мамы - придать уверенности своему ребенку, что он все сможет, что у него все получится.

Совет маме, которая хочет воспитать олимпийского чемпиона

Быть мамой спортсмена очень сложно, требуется много сил, времени и терпения. Лично я никогда не сдерживаю тренировочный процесс, я доверяю тренеру и не мешаю ему. Моя миссия состоит в другом - в плане поддержки, организации питания, за которым нужно следить всегда, я просто поддерживаю девочку морально.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!