Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Методики лфк при бронхиальной астме. Лечебная физкультура (ЛФК) при бронхиальной астме. ЛФК при бронхиальной астме: комплекс упражнений

Физические упражнения рекомендованы при заболеваниях дыхательных органов. Они помогают улучшить кровообращение, ускорить доставку кислорода к бронхам, вывести мокроту, поднять общий тонус организма. ЛФК при астме нормализует количество кислорода во всех органах, учит больного управлению дыхательными циклами, стабилизирует нервную систему, помогая предотвратить приступы удушья. Упражнения способствуют улучшению самочувствия и качества жизни.

Задачи ЛФК при астме

Выполнение упражнений является частью комплексного лечения астмы. Специальные программы ЛФК предназначены для достижения следующих целей:

  1. Укрепление мышечного корсета, улучшение общего самочувствия.
  2. Формирование и регулирование физиологического ритма дыхания, улучшение вентиляции легких.
  3. Вывод лишнего воздуха из дыхательных путей, стабилизация состава крови.
  4. Расслабление мышц, участвующих в дыхании.
  5. Предотвращение аллергических дыхательных проявлений.
  6. Укрепление гибкости и упругости грудной клетки.

При развитой мускулатуре груди легче справляться со спазмами бронхов. Укрепление сосудов помогает улучшить питание кислородом всех органов и предотвратить приступы удушья. Среди задач ЛФК при бронхиальной астме – укрепление веры в собственные силы и снятие психосоматических причин астматических реакций.

Занятия физкультурой показаны в период между обострениями астмы, их цель – уменьшить число и выраженность приступов. Среди противопоказаний к упражнениям:

  • регулярные приступы удушья;
  • острые состояния с воспалением и температурой выше 38°;
  • кровотечения или опасность их возникновения;
  • злокачественные новообразования;
  • сердечная и дыхательная недостаточность (пульс – выше 120, дыхание – больше 25 в минуту).

Упражнения выполняются регулярно, прерываются только при ухудшении состояния. В комплекс ЛФК при бронхиальной астме входит дыхательная гимнастика, которую можно делать при любом состоянии, а также звуковая, тренирующая связки, как часть дыхательных органов.

Механизм действия ЛФК

Болезнь и затруднение дыхания ослабляют организм. Это еще больше вредит дыханию, так как отсутствие сильных мышц и слабые сосуды ухудшают поступление кислорода.

Специально подобранный комплекс упражнений ЛФК при бронхиальной астме укрепляет мышцы спины, груди, диафрагму. За счет этого увеличивается эластичность мускулатуры грудной клетки, пресса и объем легких.

Дыхательная гимнастика воздействует на бронхи – ускоряет кровообращение и процессы обмена. За счет этого уменьшается отек, улучшается отток жидкости, слизистые выделения быстрее покидают бронхи. Просветы между бронхиолами становятся шире, в легкие попадает больше кислорода. Частота дыхания нормализуется.

Звуковая часть гимнастики укрепляет другие части мышечного комплекса дыхательной системы. Колебания голосовых связок передается в дыхательный аппарат и грудные мышцы, что стимулирует вентиляцию альвеол и тренирует дыхание.

К сведению: из большого набора упражнений для каждого пациента составляется комплекс, который учитывает физические возможности, особенности течения астмы, частоту приступов, возраст.

Повышение двигательной активности приводит к выбросу адреналина, поднимается тонус мышц всего организма, улучшается настроение. Во время занятий ЛФК пациент приобретает навыки диафрагмального дыхания, учится контролировать приступы, приобретает уверенность в себе.

Правила выполнения

На начальных этапах занятия рекомендуется проводить в присутствии специалиста ЛФК. После того, как все правила будут усвоены, можно переходить к самостоятельным тренировкам. Комплекс упражнений ЛФК при астме может дополняться и изменяться в сторону повышения нагрузок по мере укрепления мышц.

При самостоятельных занятиях следует придерживаться следующих правил:

  1. Занятия проводят в хорошо проветриваемом помещении с открытым окном или форточкой. Рекомендованы занятия на улице.
  2. Во время обострений занятия не проводят (дыхание чаще 25).
  3. При ухудшении состояния ЛФК прекращают.
  4. Упражнения выполняют регулярно, при плохом самочувствии перед занятиями по совету врача принимают бронходилататоры.
  5. В дополнение к ЛФК полезны плавание и пешие прогулки на свежем воздухе, лучше в парковой зоне.

При самостоятельных занятиях без контроля врача предварительно проверяют возможности больного, уровень его физического развития, чтобы правильно выбрать нагрузку.

Комплекс упражнений

Начальный этап занятий готовит пациента к более интенсивным нагрузкам, которые нужно будет постоянно увеличивать по мере готовности и укрепления мышечного корсета.

Первые 5-7 дней выполняется дыхательная гимнастика, которая учит контролировать дыхание.

Упражнения в положении сидя:

  1. Поза свободная, спина прямая. Вдох носом, более длинный выдох ртом. Кратность – 4-8 раз.
  2. На вдохе поднять одну руку вверх, задержка дыхания на 1-2 сек, выдох длинный – руку опустить. Повтор – другая рука вверх. Число повторов – 4-8.
  3. Сидя на стуле одновременно сгибать стопы и кисти в суставах. Выполнять 10-12 раз.
  4. Вдох носом, задержать дыхание на 1-2 секунды, длинный выдох. Кратность – 6-8 раз.

Основной комплекс упражнений ЛФК при астме, стоя:

  1. При вдохе кисти фиксируют под мышками. На выдохе – поднимают вверх и опускают. 6-8 повторов.
  2. На вдохе руки поднимают вверх, при выдохе – наклон корпуса влево вместе с руками. Возврат в исходное положение, повтор – в другую сторону. 6-8 повторений.
  3. Вдох носом, на выдохе наклон корпуса вправо, рука движется вниз по ноге. Возврат в исходное положение. Повтор – влево. 6-8 раз.
  4. На вдохе поворот корпуса влево с одновременным разведением рук в стороны, ладони вверх. На выдохе – возврат в исходное положение. 6-8 повторов.
  5. На выдохе ногу сгибают в колене и поднимают к груди, на вдохе опускают и встают прямо. 6-8 раз.

Упражнения ЛФК сопровождаются дыхательной и звуковой гимнастикой. Разработано несколько видов дыхательных практик – метод Стрельниковой, Бутенко, которые улучшают вентиляцию легких, снимают спазм бронхов. Многие выбирают дыхательные упражнение из йоги.

Разогреть мышцы перед тренировкой помогает массаж или простое растирание груди. Правила проведения дыхательных упражнений:

  • не выполнять на холоде;
  • задержка дыхания не больше 5-7 секунд;
  • не увеличивать рекомендованную врачом нагрузку.

Результатом дыхательных занятий не должно быть удушье и затруднение дыхания.

К сведению: заниматься лучше до обеда, когда еще не накопилась усталость.

Особенности дыхательной гимнастики для детей

Дыхательные упражнения полезны всем детям, а ребенку с астмой они необходимы. С детства полезно закрепить навыки правильного дыхания, которые не только облегчат течение астмы, но и помогут правильно говорить.

Внимание! Упражнения ЛФК при бронхиальной астме выполняются с 3-х лет.

Вместе с дыхательной и звуковой гимнастикой они позволяют укрепить мышцы груди и дыхательных путей. У самых маленьких уходит больше месяца, чтобы полностью освоить выполнение комплекса.

Основные особенности занятий с детьми:

  1. Ребенку нужно объяснить, зачем проводится зарядка, зафиксировать в его сознании, что ему лучше после упражнений.
  2. Проводить занятия в удобное время, когда он не устал, не хочет есть или спать.
  3. Придумывать упражнениям интересные названия, увлекая ребенка игрой.
  4. Следить, чтобы он во время выполнения не двигал плечами, корпусом, не напрягал ненужные мышцы и не надувал щеки.
  5. Научить правильному методу речевого дыхания – короткий вдох носом, более длинный выдох через рот.
  6. Упражнение повторяют 4-6 раз, не больше.
  7. Задания нужно менять, чтобы сохранять у ребенка интерес.
  8. Упражнения легче выполнять под счет или с музыкой.
  9. Нельзя заниматься дыхательной зарядкой при насморке или общем недомогании.

Одним из основных правил является регулярность занятий, нужно находить время, чтобы заниматься каждый день, прерываясь только на время болезни.

Перед занятием нужно заготовить кусочки ваты, стакан с водой и соломинкой и использовать их для тренировки дыхания. Подручные средства будут разнообразить занятия, сделают их менее скучными. Ребенок, тем не менее, должен понимать, что это не игра, а серьезное дело, которое ему поможет легче дышать.

Дыхательные занятия у детей улучшают функции бронхов, формируют носовое дыхание, улучшают обменные процессы, успокаивают нервную систему, борются с деформациями позвоночника и грудной клетки.

Звуковая гимнастика

Упражнения на дыхание с одновременным произнесением звуков называют звуковой гимнастикой. Вибрация голосовых связок передается на горло и дальше на дыхательную систему, тренируя мышцы.

Правила звуковой гимнастики :

  1. Вдох в 2-3 раза короче выдоха.
  2. Звуки произносятся во время выдыхания воздуха.
  3. Начинают занятия с произношения гласных – у, е, и, о, позже подключают з, р, с, заканчивать следует шипящими – щ, ш,ж.
  4. В процессе занятий присоединяют слоги с буквами б,р,х,д – «бахх», «друхх» и другие.
  5. Произносимый на выдохе звук следует постепенно удлинять. Начальное время – 4 секунды, дойти можно до 30 секунд.

Такие занятия проводят коротким сеансом 2-3 минуты по несколько раз в день.

ЛФК при бронхиальной астме учит контролировать состояние, развивает и укрепляет мышцы, улучшает вентиляцию легких. Регулярные занятия, пешие прогулки поднимают и общий тонус организма, заряжают энергией. ЛФК повышает устойчивость нервной системы, ведь при астме многие обострения провоцируются нервными срывами.

Сочетание медикаментозного лечения с физиопроцедурами и ЛФК делает лечение астмы более успешным. Правильный выбор нагрузки, регулярное выполнение физических и дыхательных упражнений помогают избежать приступов, облегчают течение болезни.

Курс ЛФК при бронхиальной астме условно делится на два периода:

  • подготовительный период - проходит в стационаре, его продолжительность составляет не более 2-3-х недель;
  • тренировочный период - после выписки из стационара продолжается всю жизнь, так как навыки регуляции дыхания после прекращения занятий быстро утрачиваются.

Лечебную физкультуру при бронхиальной астме начинают на стационарном этапе лечения как можно раньше.

Задачи ЛФК

  • Уменьшение спазма бронхов и бронхиол, ликвидация застойного патологического очага
  • Нормализация тонуса центральной нервной системы, регулирующее воздействие на дыхательный центр.
  • Расслабление дыхательной мускулатуры
  • Снижение минутного объема дыхания (МОД), развитие механизма полного дыхания с преимущественной тренировкой выдоха, регуляция продолжительности фаз вдоха и выдоха.
  • Укрепление мышц, принимающих участие в акте дыхания, увеличение подвижности диафрагмы и грудной клетки.
  • Улучшение оксигенации и газообмена, стимуляция кровообращения.
  • Профилактика эмфиземы легких, пневмосклероза.

Противопоказания к ЛФК

  • Астматический статус.
  • Тахикардия более 120 ударов в минуту.
  • Одышка более 25-40 дыхательных движений в минуту.
  • Выраженная легочно-сердечная недостаточность, декомпенсация ХЛС.

Противопоказаны также упражнения, связанные с натуживанием и задержкой дыхания.

Дыхательная гимнастика

Дыхательную гимнастику целесообразнее проводить вне приступа бронхиальной астмы. Упражнения с медленным полноценным и удлиненным выдохом обеспечивают более полное выведение воздуха из эмфизематозно растянутых альвеол через суженные бронхиолы, тренируют диафрагму и мышцы брюшного пресса, участвующие в полном выдохе.

Звуковая гимнастика способствует выработке соотношения вдоха и выдоха 1:2. При медленном спокойном вдохе с паузой после вдоха происходит наиболее полный газообмен в альвеолах и полное смешение вдыхаемого воздуха с альвеолярным (более продолжительная пауза после выдоха необходима потому, что в определенный момент выдоха происходит сдавливание бронхиол и перекрытие их просвета). Это является компенсаторной реакцией, направленной на недопущение уменьшения функциональной остаточной емкости, иначе развиваются нарушения газообмена. Вибрация, возникающая при произношении звуков в определенной последовательности, снимает бронхоспазм при выдохе.

Для улучшения вентиляции применяют специальные приспособления - мундштуки для пассивного выдоха и дыхание в сосуд с водой через трубочку. Этому же способствует надувание резиновых игрушек.

Для улучшения подвижности грудной клетки и легких - используются специальные дыхательные упражнения динамического характера с гимнастическими предметами. Гимнастические упражнения выполняются на выдохе, после нескольких повторений движений необходимо сделать паузу для отдыха и упражнения, направленного на расслабление мышц.

Особое место занимают релаксационные упражнения. Методика расслабления основывается на сознательном снижении тонуса мышц, проводится в положении лежа или сидя в позе релаксации (поза "кучера на козлах"). Расслабление можно проводить с помощью специальных движений (пассивные движения поочередно во всех суставах по осям движения: махи, качания, потряхивания)

Необходимо помнить, что физическая нагрузка сама по себе может вызвать приступ бронхиальной астмы (астма физического усилия). Приступ возникает через несколько минут после нагрузки и обусловлен охлаждением слизистой оболочки бронхов. Максимальный риск в этом отношении представляют быстрый бег, езда на велосипеде, лыжи, занятия на улице в холодное время года, плавание под водой, ныряние. Больным противопоказаны занятия экстремальными видами спорта.

Купирование приступа бронхиальной астмы средствами ЛФК.

При появлении предвестников приступа бронхиальной астмы больному нужно придать удобное положение, лучше сидя, положив руки на стол или спинку впереди стоящего стула, расслабив мышцы спины, плечевого пояса и нижних конечностей.

Расслабление крупных групп скелетных мышц улучшает состояние больного, облегчает выдох при приступе удушья благодаря увеличению подвижности ребер, уменьшению избыточной вентиляции легких и улучшению бронхиальной проходимости.

Следует предупредить больного о необходимости поверхностного дыхания, так как глубокий вдох, раздражая бронхиальные рецепторы, приводит к усугублению и распространению спазма.

Для ограничения глубины дыхания грудную клетку рекомендуется зафиксировать бинтами.

На выдохе больному необходимо сознательно на 4-5 сек задерживать дыхание, чтобы уменьшить поток патологической импульсации в дыхательный центр и создать условия для накопления углекислоты в крови, являющейся регулятором дыхательного центра.

Вдох после задержки дыхания должен быть также поверхностным.

Можно провести массаж грудной клетки, включая межреберные промежутки, с преобладанием приемов поглаживания, растирания и непрерывистой вибрации.

В легких случаях приступ бронхиальной астмы купируется применением дыхательных упражнений (звуковая гимнастика, методика К.П. Бутейко) и точечного массажа.

Если приступ не купировался, необходима медикаментозная терапия.

Литература
1.Восстановительная медицина: учебник. Епифанов В.А. 2013. - 304 с.: ил.
2. Лечебная физкультура и спортивная медицина: учебник для вузов / Епифанов В.А. - 2007. - 568 с.

Администрация сайта сайт не дает оценку рекомендациям и отзывам о лечении, препаратах и специалистах. Помните, что дискуссия ведется не только врачами, но и обычными читателями, поэтому некоторые советы могут быть опасны для вашего здоровья. Перед любым лечением или приемом лекарственных средств рекомендуем обратиться к специалистам!

Бронхиальная астма характеризуется приступами экспираторной одышки (удушья), обусловленной сужением просвета мелких бронхиол и появлением в них экссудата. B результате возникает острая задержка воздуха в легких и растяжение альвеол воздухом; вдох короткий, выдох замедлен и затруднен. Продолжительные и частые приступы могут привести к развитию хронического бронхита.

Бронхиальная астма имеет инфекционно-аллергическую природу. В качестве аллергена, вызывающего приступ удушья, могут быть самые разнообразные причины: запах сена, некоторых цветов, пищевые и лекарственные вещества и др.

Бронхиальная астма рассматривается как результат нарушения нормальных взаимоотношений различных отделов ЦНС, peгулирующих функции гладкой мускулатуры бронхов. Повышенная возбудимость подкорковых центров приводит к возникновению рефлекторного спазма бронхов и бронхиол под воздействием аллергенов. У больных бронхиальной астмой блуждающий нерв находится в состоянии повышенной чувствительности. При раздражении его наступает внезапный спазм гладкой мускулатуры бронхов и сужение их просвета, что затрудняет продвижение воздуха, особенно во время выдоха. Задержка воздуха приводит к расширению альвеол легких - эмфиземе.

Во время приступа у больного отмечается громкое дыхание, сопровождающееся свистом и хрипами. Больной опирается руками о стол, чтобы фиксировать пояс верхних конечностей, благодаря чему вспомогательные дыхательные мышцы принимают участие в дыхании. Дыхательные упражнения рефлекторно уменьшают у больного спазм бронхов и бронхиол (влияние носолегочного рефлекса).

Основными задачами являются:
1) восстановление уравновешенности процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга, погашение патологических кортико-висцеральных рефлексов и восстановление нормального стереотипа регуляции дыхательного аппарата;
2) уменьшение спазма бронхов и бронхиол; улучшение вентиляции легких;
3) активизация трофических процессов в тканях;
4) противодействие развитию эмфиземы легких;
5) обучение больного управлению своим дыхательным аппаратом во время астматического приступа с целью облегчить его;
6) обучение удлиненному выдоху.

Курс лечебной физической культуры в стационаре делится на 3 периода: I (щадящий), II (функциональный) и III (тренировочный). I и II периоды протекают в стационаре, III - в условиях поликлиники или санатория.

I период служит для ознакомления с состоянием больного, его функциональными возможностями. Продолжительность периода зависит от тяжести заболевания.

Во II периоде занятия проводятся в исходных положениях сидя, стоя с опорой о стул, стоя. Формы занятий следующие: лечебная гимнастика, утренняя гигиеническая гимнастика, дозированные прогулки.

В занятиях лечебной гимнастикой используют специальные упражнения:
1) дыхательные упражнения с удлиненным выдохом;
2) дыхательные упражнения с произношением гласных и согласных букв, способствующие рефлекторному уменьшению спазма бронхов и бронхиол;
3) упражнения на расслабление мышц пояса верхних конечностей;
4) диафрагмальное дыхание;
5) упражнения для укрепления мышц брюшного пресса (наружных и внутренних косых мышц живота, прямой мышцы живота), способствующие улучшению выдоха;
6) массаж грудной клетки и мышц предплечья (уменьшает скованность грудной клетки и облегчает дыхание).

В занятия лечебной гимнастикой для больных бронхиальной астмой следует включать самые простые, легко выполнимые дыхательные упражнения (рис. 6).


Рис. 6. Специальные дыхательные упражнения, способствующие выдоху

Между дыхательными упражнениями с произношением звуков обязательно надо включать паузу отдыха для расслабления мышц (20-30 с). Дозировка упражнений- 4-12 раз. Темп медленный и средний.

Применение массажа оказывает рефлекторное положительное воздействие на состояние больных бронхиальной астмой. Вначале массируют переднюю поверхность грудной клетки (применяя поглаживание, растирание, разминание, прерывистую вибрацию, сдвигание), затем область спины.

III период курса лечебной физической культуры протекает в условиях санатория или поликлиники. Занятия лечебной гимнастикой проводятся в исходном положении стоя. Применяются те же специальные упражнения, что в предыдущих периодах.

Людям молодого возраста с редкими приступами наряду с утренней гигиенической гимнастикой, лечебной гимнастикой в санаторно-курортных условиях показаны дозированные занятия греблей, плаванием, лыжами, коньками, волейболом, баскетболом и др.

Примерное занятие лечебной гимнастикой при бронхиальной астме в функциональном (II) периоде
Часть занятия Исходное положение Описание упражнений Дозировка Методические указания
Вводная Сидя на стуле Сгибание и разгибание рук в локтевых суставах 4-6 раз Темп средний
6-8 раз То же
Основная Стоя, с опорой руками о столик или спинку кровати 4-6 раз
Стоя, ноги на ширине плеч, кисти рук на затылке Наклоны туловища в стороны 4-6 раз При наклоне выдох.

Темп средний

Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены Отведение рук в стороны (вдох) с последующим сжиманием грудной клетки в нижней ее части (выдох) 4-6 раз Темп медленный, выдох удлиненный
Стоя, в руках набивной мяч Поднять руки вверх с мячом - вдох, опустить вниз - выдох 6-8 раз Темп средний, выдох удлиненный
Стоя, правая рука на груди, левая - на животе Диафрагмальное дыхание 4-6 раз На вдохе - брюшная стенка поднимается, на выдохе - опускается
Стоя, в руках набивной мяч Передача мяча от груди партнеру 6-8 раз Выполняется на выдохе
Стоя Отвести руки в стороны под углом 45° - вдох, опустить вниз - выдох 4-6 раз Максимально расслабить мышцы пояса верхних конечностей и грудной клетки
Стоя Ходьба обычна 1 мин. Дыхание свободное
Стоя, с опорой руками о столик или спинку стула Дыхательное упражнение с произношением Ж 4-6 раз Темп медленный, выдох удлиненный
Сидя на стуле «Ходьба» 15-30 с Дыхание свободное
Заключительная Сидя на стуле, кисти к плечам Поднимание согнутых рук в стороны (вдох) с последующим постепенным сжиманием грудной клетки (выдох) 4-8 раз Максимально расслабить мышцы пояса верхних конечностей
Пауза отдыха 60 с
Сидя на стуле Сгибание и разгибание стоп с одновременным сгибанием пальцев в кулак 4-8 раз Дыхание свободное

Бронхиальная астма является хроническим заболеванием дыхательной системы с приступами удушья. Помимо назначения медикаментов важное значение имеет физиотерапия, оказывающая также лечебное и профилактическое действия. Это в первую очередь лечебная физкультура, цель которой - укрепить тонус дыхательной мускулатуры, способствовать выведению мокроты, улучшить снабжение тканей легких кислородом. Больной должен научиться управлять циклами дыхания и развить мышечную систему с помощью специального комплекса упражнений.

Задачи ЛФК

Физическая реабилитация имеет определенные цели:

  • Укрепление мышечной системы организма общетонизирующими упражнениями.
  • Расслабление дыхательной мускулатуры.
  • Тренировка самостоятельной регуляции дыхательного акта и ритма.
  • Удаление остатков избыточного воздуха в респираторных путях.
  • Увеличение эластичности грудной клетки.

Главными задачами являются уменьшение спазма бронхов и бронхиол, улучшение дыхательного акта, нормализация содержания кислорода в крови и тканях организма.

Показания и противопоказания

Несмотря на эффективность и необходимость физиотерапевтических занятий многим больным, у них имеется ряд противопоказаний.

Показания:

  • Подострый период сопутствующих легочных заболеваний.
  • Выздоровление после пневмонии, плевритов, бронхитов.
  • Период между приступами бронхиальной астмы.

ЛФК не применяется при следующих состояниях:

  • Резко выраженное обострение легочных хронических заболеваний.
  • Острый период патологии бронхов и легких.
  • Легочно-сердечная недостаточность третьей степени.
  • Частые приступы удушья.

Структура программы ЛФК

Курс ЛФК при бронхиальной астме различается по длительности и состоит из подготовительного и тренировочного периодов. Начальной является подготовительная часть, длительность которой составляет два-три дня.

Подготовительный период включает следующие задачи:

  • исследование состояния больного и его функциональных возможностей;
  • изучение больными специальных упражнений для возвращения механизма правильного дыхания.

Занятия ЛФК проводятся по индивидуальной программе. У взрослых ее структура зависит от состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем, тяжести течения основного заболевания, возраста, физических возможностей.

Упражнения по лечебной гимнастике начинаются с ряда исходных положений:

  • приподнимается головной конец кровати, человек ложится на спину;
  • человек садится лицом к спинке стула, сгибает предплечья обеих рук, опирается руками о спинку и кладет на нее подбородок;
  • больной приседает на край стула и откидывается на его спинку.

Начало и завершение тренировки сопровождается легкими массажными процедурами лица, груди, плеч. В упражнениях активно используют дыхание с длинным и медленным выдохом, звуковую гимнастику, тренируют дыхательные экскурсии с помощью диафрагмы, разрабатывают мышечные структуры грудной клетки и плечевого пояса. Занятие длится от пяти до десяти минут (зависит от различных факторов состояния здоровья человека). Темп занятий должен быть медленным. Каждое упражнение повторяется от трех до пяти раз.

В тренировочном периоде стоит ряд задач:

  • Нормализация тонуса центральной нервной системы.
  • Снижение бронхоспазма и бронхиолоспазма.
  • Улучшение вентилирования дыхательных путей.
  • Восстановление ритма полноценного дыхания с приоритетным развитием выдоха.
  • Укрепление вспомогательной дыхательной мускулатуры и улучшение подвижности каркаса грудной клетки и диафрагмальной мышцы.
  • Обучение пациента самостоятельному расслаблению мышц и выполнению тренировок дома.
  • Тренировка пациента регулировать свое дыхание при эпизодах приступов.

В терапии бронхиальной астмы в период между приступами реализуется медицинская программа восстановления - различные способы и виды ЛФК: кинезотерапия, лечебная гимнастика, задания для самостоятельного выполнения, тренировки на тренажерах для дыхания, велоэргометры, дозированные и постепенные прогулки, плавательные процедуры, катание на лыжах, динамичный спорт. Пациент должен делать усилия мышцами во время упражнений в момент выдоха (при поворотах и наклонах туловища, бросании мячей). Обязательно должны делаться перерывы для отдыха и расслабления между повторениями.

Лечебная физкультура детей включает игры с активными движениями и упражнения с мячами больших размеров для гимнастики.

Примеры выполнения упражнений

Упражнения можно выполнять как дома, так и на свежем воздухе, в специальных амбулаторных кабинетах.

  1. 1. Становятся в основную стойку. Вдыхая, плавно поднимают руки от боков. Опуская, делают медленный шипящий выдох.
  2. 2. Стоя на ногах, обнимают себя за область нижних ребер. Делают вдох, немного сжимают грудную клетку, выдыхают с жужжанием.
  3. 3. Прямая стойка, кисти лежат на ребрах, локти отводятся в стороны и назад, одновременно ладонной поверхностью жмут толчками на бока грудной клетки, протяжно произнося букву "О".
  4. 4. Начинают как в предыдущем упражнении, но при отведении плеч делают вдох, на сведении - выдох.
  5. 5. Садятся на стул, руки упирают в бока. Вдох выполняется с поворотом тела в правую сторону и одновременным отведением руки назад. По возвращении в исходное положение продолжительно выдыхают. С левой стороной аналогично.
  6. 6. В положении стоя руки отводят назад и в стороны, вдыхают, затем резко себя обхватывают за верхнюю часть грудной клетки, кистями хлопнув по надлопаточным областям и выдохнув.
  7. 7. Лежат на спине, руки сгибают в локтях и подкладывают под себя. Вдыхая, выгибаются "мостиком", опираясь на затылочную область и локти. На выдохе - возврат в исходное положение.
  8. 8. Начало: лежа на спине, руки по швам. Руки в стороны, вдохнуть, колено одной ноги прижать к груди руками, затем медленно выдохнуть. Со второй ногой так же.
  9. 9. Из положения лежа тянутся корпусом к пальцам ног руками и лбом к коленям, делая вдох. Возвращаясь в исходное положение, выдыхают.
  10. 10. Из той же позиции: со вдохом поднимают выпрямленные ноги под углом сорок пять градусов, на выдохе опускают.
  11. 11. Лежа на спине: обхватывают грудную клетку, на выдохе сжимают ее.
  12. 12. Лежа с согнутыми в коленях ногами. Одну руку положить на грудь, вторую - на живот. Во время вдоха через нос жать на грудную клетку, с выдохом - на переднюю брюшную стенку.
  13. 13. Лечь на живот, руки вытянуть вдоль туловища, ноги выпрямить, поднимая их вверх - вдохнуть, опуская - выдохнуть.
  14. 14. Отжимания руками с упором коленями. При поднятии туловища вверх - вдох, вниз - выдох.
  15. 15. Лежать на животе, одновременно поднимать руки и ноги вверх, вдыхая. Задержавшись в этом положении, медленно выдохнуть.
  16. 16. Пожимать плечами - производить сокращения трапециевидных мышц.
  17. 17. Сводить лопатки вместе, напрячь межлопаточные мышцы, затем расслабить их и выполнить наклон туловища.
  18. 18. Попеременно напрягать и расслаблять мышцы правой и левой руки, мышцы шеи.
  19. 19. Звуковая гимнастика: после вдоха носом на выдохе произносить различные гласные и согласные звуки. В подготовительном периоде: "У", "И", "Е", "О". В тренировочном: "З", "С", "Р", далее добавлять звуки"Ш", "Щ", "Ж". Поначалу выдох производится на протяжении 5 сек, затем постепенно увеличивается до 30. Повторять упражнения 2-3 минуты с паузами в 30 сек, 5-6 раз в день.

Методика выполнения элементов

Средняя длительность лечебно-гимнастических занятий составляет около 20 минут. Выполняются они один раз в день, в умеренном темпе. Необходимое количество повторений поначалу составляет 4-5, увеличиваясь до 8-10. Два раза в сутки пациенты также выполняют сами комплекс индивидуальных упражнений. Астматикам необходима регулярная ходьба с дозированным режимом и удлиненным выдохом. Интенсивность нагрузок следует постепенно увеличивать.

Заметные результаты дают дозированные пробежки. Начинают с бега на месте, бедра поднимают невысоко, с неспешным темпом. Поначалу продолжительность упражнения составляет одну минуту, выполняется три раза в день - утром, за 30 минут до обеда и за 2 часа перед сном. Затем длительность бега увеличивается до 15 минут три раза в неделю, ежедневно прибавляется по 10-15 секунд. Во время пробежки важен правильный ритм дыхания: вдыхать носом, выдыхать в два раза дольше через губы, сложенные трубочкой.

Легкое и среднетяжелое течение заболевания улучшают плавательные процедуры. Они проводятся спустя две-три недели после обострения. Для тренировки вспомогательных для дыхания мышц выдыхать следует в воду, преодолевая ее сопротивление. Рекомендованы подвижные игры с мячом в облегченном варианте продолжительностью от 15 до 60 минут с обязательными паузами. Благодаря им у больных с редкими приступами можно свести их к минимуму. Тренажеры для дыхания помогают выполнять упражнения лежачим больным и тем, кто имеет тяжелые дыхательные нарушения. В качестве тренажеров могут выступать воздушные шарики и специальные надувные устройства. Выдох выполняется медленно.

По мере восстановления детей, болеющих астмой, эффективными и необходимыми являются закаливающие процедуры и систематические гуляния в парках и на улице.

Кроме общепринятых методов физиотерапии дыхания используются волевая ликвидация глубокого дыхания К. П. Бутейко и гимнастика парадоксальной структуры А. Н. Стрельниковой. Первая методика состоит в неглубоком носовом дыхании, задерживая выдох, что улучшает снабжение легких кислородом. Вторая акцентируется на коротком вдохе с большим количеством интенсивных повторений.

По завершении пребывания в стационарном лечебном учреждении больным рекомендовано амбулаторное продолжение курсов лечебной гимнастики с врачебным наблюдением, т. е. в поликлиническом ЛФК-кабинете или диспансере физической культуры с наличием врача.

Бронхиальная астма является достаточно распространенной патологией органов дыхания. Данное заболевание нередко протекает в тяжелой форме, что существенно снижает качество жизни пациентов.

Лечение бронхиальной астмы комплексное, с использованием лекарственных препаратов, методов физиотерапии и специального комплекса лечебной физкультуры. Последний имеет огромное значение, поскольку оказывает большое количество положительных эффектов на организм пациента.

Врачам и пациентам необходимо знать показания и противопоказания к проведению ЛФК при бронхиальной астме. Лечебная физкультура назначается всем пациентам, которым выставлен данный диагноз.

Обострение бронхиальной астмы не является противопоказанием для выполнения упражнений, отличие состоит в том, что интенсивность нагрузки снижается.

После купирования приступа пациенту необходимо постепенно наращивать количество манипуляций физкультурного комплекса для того, чтобы снова выйти на достигнутый уровень.

Регулярные упражнения будут эффективно способствовать релаксации гладкой мускулатуры органов дыхания, при этом степень подвижности грудной клетки только увеличивается. Данные процессы способствуют повышению показателя жизненной емкости легких, что существенно улучшает общее состояние пациентов.

Дыхательная гимнастика стимулирует элиминацию мокроты из воздухоносных путей, улучшает доставку кислорода. Последний процесс наиболее важен, поскольку происходит полноценная оксигенация тканей, что существенно улучшает метаболизм и самочувствие пациента.

Физкультура оказывает стимулирующее действие на весь организм больного, обладает успокоительным эффектом. Важно отметить, что в процессе выполнения гимнастики пациент учится правильно дышать, что также ведет к уменьшению количества обострений.

Противопоказания

Специализированные упражнения показаны пациентам с любой формой и стадией бронхиальной астмы. Но при этом больным важно знать, что имеются противопоказания, при которых выполнение физкультуры категорически запрещено .

Выглядят они следующим образом:

  1. Тяжелые сопутствующие патологии у пациентов.
  2. Высокий риск развития внутренних кровотечений.
  3. Наличие онкологических заболеваний.
  4. Острые инфекционные патологии.

Лечебная физкультура при бронхиальной астме также противопоказана в тех случаях, когда у пациента при ее выполнении начинается выраженный болевой синдром. Если симптоматика существенная, то гимнастика противопоказана, либо нагрузка должна быть минимальной.

Комплекс упражнений ЛФК при бронхиальной астме

Существует множество методов выполнения упражнений лечебной физкультуры при бронхиальной астме. Для начала необходимо выполнить разогревание организма. Делается это путем осуществления разминки для верхних и нижних конечностей.

После можно перейти к туловищу, его разминка делается при помощи наклонов и небольших скручиваний в разные стороны. Организм при этом настраивается на дальнейшую физкультуру, увеличивается общий тонус пациента.

Важно отметить, что большинство врачей советует перед нагрузкой посетить сеанс массажа. Данная манипуляция стимулирует кровообращение мышечной ткани, разогревает ее, что уже подготавливает организм больного к предстоящим физическим упражнениям . Массажисты делают легкие круговые движения в области верхних и нижних конечностей, живота, грудной клетки (особенно межреберных промежутков). Это манипуляция способствует более эффективному выполнению упражнений лечебной физкультуры.

Комплекс ЛФК может различаться. Пациентам можно использовать следующий перечень упражнений:

Каждую манипуляцию требуется проводить минимум 5 раз. Главное правило – выдох должен быть длиннее вдоха. Лечебную гимнастику при бронхиальной астме рекомендовано делать в помещении с теплым воздухом, поскольку холод может спровоцировать обструкцию. Специалисты рекомендуют делать ЛФК до обеденного времени, поскольку большинство людей более активны в этот период дня.

Имеются также методики по Бутейко и Стрельниковой. Эти комплексы улучшают механику дыхательных движений. Пациенты нечасто выполняют их в домашних условиях, поскольку им необходимо хорошо предварительно обучиться каждому упражнению .

По этой причине на начальных этапах больные постоянно осуществляют нагрузку в медицинских учреждениях и только после этого переходят на домашнюю физкультуру. Важно отметить, что происходит подобное нечасто, так как многие пациенты не в состоянии самостоятельно выполнять нагрузку по этим методикам.

Для астматиков

Как упоминалось выше, нагрузку можно осуществлять при бронхиальной астме любой степени тяжести, а также при обострениях. Исключение составляет такое состояние пациента, как астматический статус. Во время этого процесса больному требуется проведение лечения в отделении интенсивной терапии. После купирования приступа постепенно можно осуществлять нагрузку. Интенсивность последней будет наращиваться, что поможет пациенту быстрее достигнуть стабильного состояния.

Комплекс упражнений при бронхиальной астме для таких больных будет несколько отличаться. Выглядит он приблизительно так:

Оптимальное количество повторений – 5, но при утомлении больного или ухудшении самочувствия процедуры следует прекратить. После отдыха можно продолжать дальше. В период обострения заболевания нагрузка не должна быть интенсивной, нельзя задерживать дыхание, это может только ухудшить состояние больного человека.

По мере улучшения физических показателей можно выполнять комплекс ЛФК не только для органов дыхания, но и для верхних и нижних конечностей, живота и спины. Это будет способствовать укреплению мышечного корсета всего туловища, что положительно скажется на общем состоянии больного и будет уменьшать клиническую симптоматику бронхиальной астмы.

Постепенно можно вводить такие виды активности, как плавание, езда на велосипеде, бег, упражнения с гантелями. Но осуществлять подобное нужно только в периоды стойкой ремиссии.

Общая длительность выполнения комплекса ЛФК должно составлять минимум полчаса, 4-5 раз в неделю. В некоторых случаях перед нагрузкой можно сделать вдох бронхорасширяющего препарата через ингалятор.

Положительным моментом ЛФК является то, что оно подходит пациентам детского возраста. Этой группе больных также рекомендовано укрепление всех групп мышц туловища, перед физкультурой нужно разогреваться (можно путем обтирания сухим полотенцем), сами процедуры проводятся при комфортной температуре в помещении . ЛФК имеет важное значение в терапии детей, поскольку им гораздо легче полностью избавиться от заболевания при регулярном выполнении нагрузки.

Заключение

Лечебная физкультура является очень эффективным методом терапии бронхиальной астмы. Достаточно большому количеству пациентов удается полностью избавиться от заболевания или существенно улучшить течение патологии, перевести ее в более легкую форму.

По этой причине больным необходимо рекомендовать лечебную физкультуру, обучать правильному выполнению упражнений. Пациенты должны постоянно находиться под наблюдением медицинского персонала, выполнять все рекомендации. Только соблюдение этих рекомендаций поможет рассчитывать на положительный результат.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!