Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Спорт и джем полезны всем. Или спортивные пирамиды в Германии. Сценарий спортивного праздника для учащихся начальных классов

Что это — спорт или искусство? Этого наверняка не могут сказать даже сами castells, участники, строители и строительный материал «живых сооружений». Пирамидами построенных из живых людей уже давно никого не удивишь. Но когда эти «живые башни» становятся национальным помешательством, частью национального колорита, традицией и предлогом гордости Каталонии, это наводит на мысли. (Хорошо, что традиционное перетягивание каната на Руси осталось лишь народной забавой) И действительно, практически каждый поселок, деревушка, не говоря уже о городе, имеет свою colla — группу кастельеров (castellers). Да и каждый уважающий себя испанский теле- и радио канал или газета считают своим долгом осветить моменты происходящего.

Сложился этот эстетический вид спорта на основе народного танца muixeranga, пришедшего в Каталонию из соседней Валенсии. Танцующие сельчане выделывали фигуры под барабанящие звуки народных инструментов, а в тот момент, когда музыка смолкала, участники пляшущей феерии выстраивались в небольшую «живую пирамиду». Но шло время. Танцы стали не популярным явлением, в отличие от живых геометрических фигур. Так и зародилась эта испанская невидаль.

Униформа строителей это не просто отличительный знак, она несет стратегически важный смысл. Каждый элемент экипировки несет функциональную нагрузку. В одежде кастельера нет ни одной лишней детали, а от того на сколько туго повязана бандана или пояс зависит безопасность своей жизни или товарища.

Традиционно брюки кастельеров всегда белого цвета, но, у тех, кто карабкается выше остальных, они закатаны до колена. То же происходит и с рукавами рубахи. Интересно, что кончики воротника опытный строитель зажимает во рту для того, чтобы рубаха не сползала и ноги вышестоящего и случайно не повредила кости ключицы или шеи. Цвета рубах отличают принадлежность к какой-либо colla. Приоритетными считаются красный, синий, зеленый или желтый, оранжевый или черный. И никаких полосочек, клеточек или цветочков. Кроме нагрудного кармана, с эмблемой группы больше ничего не разрешено.


Важнейшая часть гардероба профессионально кастельера — faixa. Это — черный широкий, невероятно длинный, плотный пояс. Его можно повязать только при помощи товарища, который поможет плотно обмотать его вокруг поясницы. Процедура эта настолько важно, что получила даже свое название enfaixar-se. Одевание faixa не терпит никакой суеты и расторопности. Аккуратно и туго повязанный пояс во время выступления выступает в качестве бандажа, защищающего спину кастельера. А так же служит ступеньками для поднимающихся на верх. Самые длинные пояса у тех, кто стоит в основании пирамиды, т.к на них приходится основная нагрузка и вес всего «строения».

Удивительным аксессуаром является и кастельерская бандана, называющаяся mocador. От того, на каком месте она повязана зависит расположение кастельера в «живой пирамиде». Если бандана находится на голове, то перед вами представитель нижнего яруса. Им бандана нужна для того, чтобы спрятать волосы, да и чтобы пот не заливал глаза. Если бандана завязана на ноге, то это — верхотурщики, обитатели верхних этажей. Для них повязанная бандана — это своего рода ступенька. Ну, а если, бандана повязана поверх пояса — тут все ясно — это самый сильный человек команды ее основа и «игла» башни.

В этом спортивном искусстве нет абсолютно никаких ограничений (ну, кроме физических, конечно). Не важно какого ты пола, возраста и каких политических предубеждений.


Детей, кстати кастельеры принимают в свои ряды с большим удовольствием. Помимо того, что во время праздника проводятся детские конкурсы и фестивали, дети участвуют непосредственно и в построении башни. И именно им предназначена сама сложная и рискованная миссия — завершать живые постройки, залезая на самые их вершины.


Как же происходит строительство? Начинается все с выхода музыкантов. Они первыми выходят на площадь, играя всем знакомую «Toc d’entrada a plasa» и как бы приглашая, зазывая строителей. А когда начинает звучать «Toc del castell», кастельеры начинают свое действо. Управляет действиями команды cap de colla, он назначает основу пирамиды, людей, которых в народе называют «шишка» — pinya. Он же назначает и «иглу» — agulla пирамиды, обычно самого сильного человека в команде. «Шишку» окружают baixos — представители нижних слоев пирамиды. Устойчивость всей конструкции зависит от этих людей.


Внешняя часть пирамиды может быть невероятно большой.

На «шишку» возводится первый ярус «ствола». Босоногие спортсмены выстраиваются на плечи друг друга, сцепившись руками. По этой же схеме строятся следующие ряды. Теперь главное не спешить, сосредоточится и найти точку опоры и баланса. Малейшая ошибка приведет к тотально краху и множественным травмам.


Верхние слои башни состоят из самых молодых представителей команды. Строение «ствола» завершает «плод», состоящий из трех частей. Dosos — два подростка, олицетворяющих плодоножку, l’acetxador — некий мостик, обычно эту роль отдают ребенку до 8-9 лет (слава Богу, ему всегда на голову одевают каску) Но главным действующим лицом является самый маленький кастельер. Он — «цветок», ради которого и «рос» весь этот «ствол». «Цветку» уготовлена самая ответственная задача: забравшись на стоящую на корточках l’acetxador, он должен сделать взмах рукой, что будет означать долгожданный конец строительства, а затем аккуратненько слезть. Взмах необходимо сделать четко на середине вершины пирамиды.

Пирамиды

Помещаю пирамиды, которые мне удалось найти. На троих, четверых и групповые пирамиды. Их можно считать и мужскими и женскими и смешанными. Вам решать, что выбирать и для кого они подойдут.

Как видно такие трюки уже в прошлом, но все новое это хорошо забытое старое.

Эти пирамиды могут исполняться как мужчинами, так и женщинами, а так же совместными. Тройки очень часто имеют одного мужчину и двух женщин или двух мужчин и одной женщины, что очень разнообразит трюковой репертуар.

Схемы взяты из разных источников и поэтому качество их разное, но это не мешает их исполнению.

Групповые пирамиды сегодня встречаются очень редко. Чаще всего в китайских группах. Там еще приветствуют групповые номера. В России, да и во всем мире сейчас все номера сводятся к одному или двум исполнителям. Причины чисто экономические. Импресарио зарубежные, да и наши, желают, чтобы два человека имели 2-3 номера, и это губит цирк.

Иногда видно на схемах что они просто надуманы и не имеют ни красоты, ни сложности, но они будят фантазию и этим полезны.

Далее будут помещены фото пирамид на четырех исполнителей и больше. Эти пирамиды можно использовать для массовых мероприятий, юбилеев коллектива. Там где нужно показать массовость. Я имею в виду пирамиды на большое количество человек. Там можно имея одного-двух человек умеющих стоять на руках, создать очень приличные пирамиды. И занять наибольшее количество участников. Эти пирамиды используют и в парадах, и в кавалькадах. На манеже используются в основном тройки и четверки, но в групповых акробатических номерах иногда включаются одна-две групповых пирамиды. У Китайцев группы иногда доходят до десяти человек и больше.

Привожу спортивные пирамиды мужских четверок. В манеже и на сцене их встретишь очень редко.

Женские пары

Женские пары относятся к пирамидам, и я подобрал много основных пирамид особенно для начинающих. Их разнообразие позволяет сделать номер практически при любой подготовке исполнителей. Конечно, если исполнители стоят на руках их репертуар сразу увеличивается многократно. Поскольку обучение в любом случае начинается с простейших пирамид их приведено много. Более сложные пирамиды приведены для стимулирования исполнителей к совершенствованию. По мере освоения простых пирамид, осваиваются более сложные. В этом жанре можно усложнять трюки до бесконечности. Кроме фотографий я привожу схематическое построение пирамид пар троек и групповых. Схемы взяты из разных учебников, в основном, старых изданий. И можно проследить, как развивался этот жанр. Сегодня тенденция строить пирамиды, основанные на гибкости и на стойках. Это направление пошло от Китая и Монголии и до сегодняшнего дня там самые хитроумные пирамиды сочетаются со сложными стойками. Приведены и спортивные пирамиды, в которых Российская школа находится в лидирующей группе. Эти пирамиды пусть будут эталоном, к которому нужно стремиться и на сцене и на манеже. Реквизит для пар и троек практически только крепкий пояс, за который в некоторых пирамидах держат партнерш на коленях. Из технических моментов нужно показать хваты и способы удержания партнеров за стопы и кисти. Хотя это тоже индивидуально находится, но базовые основы одинаковы для всех.

Тут показаны самые основные хваты кистей и стопы. И там и там нужно дать площадку для опоры и не поднимать пятку вверх и не опускать вниз. Далее будут приведены схемы и фото возможных пирамид. Не всех конечно, но основных являющихся основой для усложнения. В схемах и фото есть способы построения некоторых трюков и их продолжения. Поэтому описания построений я не даю.

Фото и схемы различных пирамид на две партнерши.

Современные китайские пирамиды.

Как видно на фото, в основном в Китае да и в Монголии пирамиды построены на гибкости и стойках. Тенденция исполнять «стойка в стойку» сегодня уже распространилась по всем странам. В женском варианте это фигурные стойки.

Это конечно не все возможные пирамиды для двоих исполнителей, сюда можно включить и пирамиды из мужских пар, которые будут приведены ниже. А так же эти парные пирамиды являются базой для троек. Очень часто к парной пирамиде просто ставят третьего исполнителя в красивой позе и пирамида готова. Вы наверно обратили внимание, что если разница в весе исполнителей большая, то и сложность сразу возрастает. Если вес почти одинаков тогда пирамиды строятся на гибкости и стойках.

Женские тройки

Количество пирамид на троих исполнителей не сосчитать. Здесь будут приведены далеко не все, но практически все базовые. Это основа, а варианты я считаю приводить не обязательно, так как если в одной пирамиде меняется только положение ног (шпагат, полушпагат), то это не другая пирамида и делается это больше для красоты или время потянуть. Раньше художественно-акробатические тройки работали под медленную музыку и плавно перестраивались из одной пирамиды в другую. Сейчас в моде сюжетные номера. Тигрята, динозавры и чего только не увидишь. И перестроения тоже стали более динамичные. Это украшает программы и делает номера более разнообразными, меньше копирования. Ведь если найдено оригинальное решение номера, то это сразу выделяет его на общем фоне. Общее количество пирамид на троих увеличивается и за счет мужских, которые приведены дальше в фото и схемах, в главе пирамиды.

Мужские пары

Теперь рассмотрим мужские пары. Надо сказать, что и в смешанных и в мужских парах часто трюки используются одни и те же, это видно даже из фотографий приведенных здесь. Поэтому много говорить тут не приходится, на схемах показано как исполняются те или иные трюки.

Пируэты и прочие комбинации, приведенные здесь, в основном используют артисты цирка. Но и в спорте иногда включают пируэты с партнером на голове, в стойке на одной руке или в затяжке. (Варианты на фото в смешанных парах).

Смешанные пары

Один из популярных жанров на сцене и цирке смешанные пары. Сегодня этот жанр активно пополняется из спорта. Закончив спортивную карьеру, многие спортсмены переходят на профессиональную работу, на сцену, в цирк, по причине уже готового, хорошо отрепетированного номера и бесперспективности дальнейших тренировок.

Здесь не будет затронута вольтижная часть смешанных пар, хотя в сильных номерах всегда присутствуют трюки из вольтижной акробатики. В спорте и у женщин и у мужчин есть вольтижные комбинации. И трюки весьма сложные, чего стоит только, сальто прогнувшись в руках в женской паре, двойное сальто в плечах в мужской паре. У меня же задача показать пирамиды и я их размещаю в этом издании достаточное количество. Преподавателей интересующихся вольтижной акробатикой, можно адресовать к книге: Кожевников. Акробатика. Издание 1983 г.

В парах очень часто женщины бывают нижними, хотя конечно лучше когда все же мужчина поднимает женщину. Особенно это касается младшего возраста. Я не буду показывать здесь хореографические поддержки и постановки. Здесь размещены только парные базовые трюки или пирамиды по-другому. Вся хореография номера делается с балетмейстером и имеет громадное количество вариантов, поэтому здесь не рассматривается.

Для начала приведу схематические варианты исполнения разных трюков, а уж потом приведу фото этих и других пирамид. Ниже будет приведено несколько связок из номера Acrobats Quidam, Cirque du Soleil. Трюки этого номера копируются очень широко. Практически в каждом новом номере есть их трюки, но повтор всегда хуже оригинала, смотрите сами. Подобные трюки делались и до них, но они нашли свою изюминку. Вообще копирование трюков связано с их ограниченным количеством. Поэтому, как только появится что-то новое, да еще, если несложное для исполнения, то сразу становится общим достоянием. Например, трюк, когда лежащий на спине, нижний удерживает партнершу за ноги и та опускается до горизонтального положения. Трюк появился недавно и уже исполняется почти всеми парами.

Трюков много, но в парах они часто повторяются, все зависит от подготовки артистов. Поэтому очень важно найти свой вариант исполнения трюка и хорошую хореографию. Хорошие находки сразу копируют и к этому надо относиться спокойно. Ничто не ново под луной все когда-то уже делалось.

Эту комбинацию, по-моему, они первые исполнили. Сейчас это очень часто встречается в разных парах и смешанных и мужских и даже в женских.

И напоследок привожу несколько спортивных пирамид с международных соревнований. Стойки, гибкость и сила в них. Вольтижных элементов не размещаю хотя в спорте это обязательная часть смешанных пар.

Акробатические пирамиды представляют собой разнообразные комбинации стоек, поддержек, выпадов, упоров, мостов и равновесий.

Зрелищность пирамид достигается не только сложностью положений, но и логичностью всей композиции, гармоничным сочетанием ее отдельных частей. Музыкальное сопровождение групповых композиций служит средством воспитания выразительности движений и оказывает эстетическое воздействие на занимающихся.

Пирамиды делятся на: 1) пирамиды, строящиеся непосредственно на земле (полу); 2) пирамиды, строящиеся на гимнастических снарядах, специальных приспособлениях, конструкциях.

Доступность пирамид, выполняемых на земле, объясняет их широкое распространение. Трудность и число пирамидковых упражнений практически не ограничены. В пирамидах могут участвовать и дети, и юноши, и мужчины, и женщины.

Для выполнения групповых упражнений существуют следующие хваты:

Обычный хват (простой хват). Партнеры соединяют одноименные руки, второй и третий пальцы разводят и обхватывают ими запястье, при выполнении стоек пальцы соединены.

Лицевой хват. В этом хвате правя рука нижнего соединяется с левой рукой верхнего, причем кисти нижнего развернуты наружу, а верхнего – направлены прямо.

Глубокий хват. Партнеры держат друг друга за запястье.

Плечевой хват. Партнеры стоят лицом друг к другу, нижний держит верхнего за плечи, верхний – нижнего под локти.

Хват пальцами. Это обоюдный хват согнутыми пальцами.

Хват за большие пальцы.

Парные упражнения.

Равновесия на коленях. Выполняются лицом друг к другу и лицом в одну сторону. Вход в равновесия на коленях можно делать наступая ногами поочередно, прыжком, переходом из другого равновесия, подниманием нижнего из положения лежа согнув ноги. Партнеры держат друг друга глубоким хватом.



Стойки плечами на руках лежащего нижнего. Верхний должен приучиться сохранять неподвижное положение. Из этой стойки можно выполнять сход переворотом вперед на одну и обе ноги.

Упоры согнув ноги и углом у лежащего и стоящего партнера. Эти упоры позволяют освоить основные хваты руками, движения для сохранения равновесия. Сход на пол можно выполнять медленно, силой, а также броском с фазой полета.

Стойка ступнями на плечах. Партнеры должны научиться свободно выполнять вход на плечи и непринужденно стоять на них.

Вход с бедра наиболее простой способ входа. Нижний, поднимая руки, тянет ими партнера на себя. Верхний, стараясь, все время находиться ближе к нижнему и подтягиваясь руками вверх, перешагивает с бедра на противоположное плечо и ставит ногу на другое плечо. Верхний стоит на плечах носками, опустив сомкнутые пятки вниз, голенями опирается о голову нижнего, колени слегка согнуты. Нижний держит верхнего за икроножные мышцы, прижимая голени к голове, Локти разводит в стороны, грудь старается приподнять вверх. Верхний слегка наклоняется всем телом вперед; нижний, наклоняя голову назад, сдерживает верхнего от падения вперед. Сход верхний делает вперед, опираясь на руки нижнего или спрыгивая. При значительной потере равновесия нижний должен опустить ноги верхнего, чтобы тот спрыгнул на пол.

Пирамиды.

Пирамиды разнообразны по количеству исполнителей, трудности и композиционному рисунку. Изучать пирамиды необходимо в определенной последовательности:

1. Зрительное ознакомление с рисунком или схемой пирамиды.

2. Определение мест и номеров каждого из участников пирамиды.

3. Освоение пирамиды по частям (вначале осваиваются трудные положения, переходы, способы влезания на верхние этажи, групповые фигуры и т.д.).

По количеству участников и технической сложности разнообразие пирамид безгранично. Наиболее популярны пирамиды с участием трех («тройки»), четырех («четверки»), пяти («пятерки»), шести («шестерки») человек.




Бросковые упражнения.

Обучение бросковым упражнениям и индивидуальным акробатическим прыжкам взаимосвязано. Часто бросковые упражнения используются для овладения аналогичными индивидуальными прыжками и наоборот.

Полупереворот назад со спины с подбрасыванием нижним за ноги. Верхний, приняв исходное положение, вытягивает ноги вверх, затем сгибает, тотчас же резко выпрямляет их вверх и отталкивается руками от пола. Нижний направляет бросок вверх и от себя.

Кувырок назад по спине партнера. Партнеры захватывают друг друга под плечи. При выполнении нижний спиной толкает партнера вверх, а верхний отталкивается ногами.

Переворот через партнера. Перевороты через партнера представляют обширную группу упражнений с большим диапазоном трудности. К простейшим упражнениям относится переворот с опорой плечами о руки лежащего партнера, который выполняется с одной и обеих ног; на две, на одну ногу; быстро, медленно. Важно, чтобы нижний сопровождал руками партнера вперед по ходу движения, а верхний сохранял прогиб до приземления.

Полет дугой. Полет дугой выполняется из положения, в котором верхний лежит спиной на полу в группировке, а нижний, стоя над ним, держит его за руки. Нижний проходит вперед, затем рывком поднимает партнера вперед-вверх. Верхний, разгибаясь ногами вперед-вверх, летит прогнувшись вперед и приземляется на ноги.

Полупереворот назад из виса. Начало движения то же, что и в предыдущем упражнении. На каче вперед нижний переворачивается назад, опуская ноги, верхний отпускает его руки.

Вопросы и задания.

  1. Характеристика, значение, особенности и классификация акробатических упражнений.
  2. Классификация акробатических прыжков.
  3. Особенности техники выполнения акробатических прыжков.
  4. Особенности техники выполнения упражнений в балансировании.
  5. Особенности техники выполнения бросковых упражнений.
  6. Техника выполнения и методика обучения группировке, перекатам. Помощь и страховка.
  7. Техника выполнения и методика обучения кувырку вперед. Помощь и страховка.
  8. Техника выполнения и методика обучения кувырку назад. Помощь и страховка.
  9. Техника выполнения и методика обучения кувырку назад и перекатом назад стойке на лопатках. Помощь и страховка.
  10. Техника выполнения и методика обучения кувырку назад согнувшись в стойку на руках. Помощь и страховка.
  11. Техника выполнения и методика обучения кувырку прыжком через препятствие. Помощь и страховка.
  12. Техника выполнения и методика обучения кувырку назад в полушпагат. Помощь и страховка.
  13. Техника выполнения и методика обучения кувырку назад в упор стоя ноги врозь. Помощь и страховка.
  14. Техника выполнения и методика обучения кувырку вперед в стойку на лопатках. Помощь и страховка.
  15. Техника выполнения и методика обучения длинному кувырку. Помощь и страховка.
  16. Техника выполнения и методика обучения стойке на лопатках. Помощь и страховка.
  17. Техника выполнения и методика обучения из положения лежа на спине «мост». Помощь и страховка.
  18. Техника выполнения и методика обучения стойке на голове. Помощь и страховка.
  19. Техника выполнения и методика обучения стойке на голове силой из упора присев. Помощь и страховка.
  20. Техника выполнения и методика обучения - «мост» и поворот кругом в упор присев. Помощь и страховка.
  21. Техника выполнения и методика обучения стойке на руках махом одной и толчком другой. Помощь и страховка.

Техника выполнения и методика обучения перевороту в сторону. Помощь и страховка.

Литература:

1. Гимнастика. Под ред. А.Т. Брыкина и В.М. Смолевского. – М.: «Ф и С», 1985.

2. Гимнастика. В.Д. Палыга. – М.: «Просвещение», 1982.

3. Гимнастика. Под ред. М.Л.Украна и А.М. Шлемина. – М.: «Ф и С», 1977.

4. Гимнастика. Под ред. А.М. Шлемина и А.Т. Брыкина. – М.: «Ф и С», 1979.

5. Гимнастика и методика преподавания. Под ред. В.М.Смолевского. – М.:«Ф и С», 1987.

6. Под ред. Н.К.Меньшикова. – М.: «Просвещение», 1990.

7. Гимнастика с методикой преподавания. Под ред. И.Б.Павлова и В.М.Баршая. – М.: «Просвещение», 1985.

8. Основы методики преподавания гимнастики. О.Н.Худолей. – Харьков.: «Консум», 1998.

9. Теория и методика гимнастики. Под ред. В.И.Филипповича. – М.: «Просвещение», 1971.

10. Акробатика. Под ред. Е.Г.Соколова. – М.: «Ф и С»,1978.

11. Гимнастика в школе. А.Н.Мартовский. – М.: «Ф и С»,1976.

12. Гимнастическая терминология. А.Т.Брыкин. – М.: «Ф и С», 1989

13. Книга учителя физической культуры. Под ред. В.С.Каюрова. – М.: «Ф и С»,1973.

14. Координационные способности школьников.В.И.Лях . – Минск.: «Полымя»,1989

15. Обучение спортивным движениям. А.Н.Лапутин. – Киев.: «Здоров’я»,1986.

16. Тренировка вестибулярного аппарата гимнаста. Ю.П.Кобяков. – М.: «Ф и С»,1976.

17. Техника гимнастических упражнений. М.Л.Укран. – М.: «Ф и С»,1967.

18. Юный гимнаст. Под ред. А.М.Шлемина. – М.: «Ф и С», 1973.

19. Методика физического воспитания учащихся начальных классов. А.Ф.Борисенко, С.Ф.Цвек. – Киев.: «Радянська школа»,1997.

20. Настольная книга учителя физической культуры. Под ред. Л.Б.Кофмана. – М.: «Ф и С»,1998.

21. Программы для общеобразовательных учебных заведений. «Физическая культура». 1–11 классы. Рекомендовано Министерством просвещения Украины. – Киев.: «Перун»,1998.

22. Гимнастика и методика ее преподавания. Уч-ник для ф-тов физ.культуры. Под ред. Н.К.Меньшикова.- СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 1998.

23. Энциклопедия физических упражнений. Ежи Палага. – М.: «Ф и С»,1998.

24. Методика преподавания гимнастики в школе. П.К.Петров. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос»,2000.

25. Гимнастика. Уч-ник для студ. высш. пед. учеб. заведений. Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. – М.: Изд. центр «Академия», 2001.

26. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Э.Я. Степаненко. – М.: Изд. центр «Академия», 2001.

Сценарий спортивного праздника «Букварь спорта!» для младших школьников


Цуканова Татьяна Петровна, тренер-преподаватель МКОУ ДОД «ДЮСШ» г. Спас-Деменска, Калужской области

Спортивный праздник для учащихся первых классов и начальной школы

Описание: предлагаю Вашему вниманию сценарий спортивного праздника «Букварь спорта!» для учащихся первых классов и начальной школы. Программа с заданиями, викторинами, конкурсами, эстафетами, играми, танцами. А главное – это знакомство первоклассников с разделом «Гимнастика», создание благоприятного психологического климата в детском коллективе, организация досуга школьников.
Назначение: материал будет интересен учителям физической культуры, организаторам внеурочной деятельности, воспитателям и организаторам детского досуга и отдыха в летних оздоровительных лагерях, на пришкольных оздоровительных площадках.
Цель: знакомство детей с разными видами гимнастики, подвижными играми.
Задачи:
знакомить с видами гимнастики, снарядами предметами и инвентарем для развития гибкости, ловкости, силы;
закрепить навыки и умения, полученные на уроках физической культуры;
развивать чувство командной взаимопомощи, дружеской поддержки.
воспитывать у детей чувство коллективизма, способствовать сплочению коллектива через игру - спортивное соревнование.
способствовать воспитанию здорового образа жизни, интереса к занятиям спортом.
Предварительная работа:
Провели конкурс рисунка «Зимние Олимпийские виды спорта», участвовали 5-11классы.
Рисунки на тему «Зимние Олимпийские виды спорта» разместили в зале и на уроках знакомили младших школьников с видами спорта.


Такая суета предпраздничная в конце второй четверти в школьном мире! Скоро Новый год! Первоклассники заканчивают букварь, или уже знают достаточно много букв, чтобы сложить слово, добавить пропущенную букву, прочитать написанное слово. На физкультуре ученики осваивают интересные упражнения, даже ставят номера! И захотелось праздника, спортивного праздника!
Проводила беседу в средних классах о том, что бы они хотели показать младшим школьникам из раздела физической культуры «гимнастика»? Семиклассники предложили показать разминку-зарядку на стихи В. Высоцкого «Утренняя гимнастика». Мальчики шестого класса выбрали пирамиду, четвёртого класса – акробатический номер, а девочки 3,4,5 классов решили подготовить гимнастические упражнения «Тройки», тоже увлеклись пирамидами! Младшие школьники на уроках физкультуры выучили упражнение на 16 счетов под музыку В. Шаинского на слова М. Пляцковского - «Улыбка» из м/ф "Крошка Енот"
Проводить игру захотели учащиеся пятого класса. Распределили роли так: Ведущая – Азбука, и сказочные персонажи Мальвина, Пьеро, Алиса, Ослик Иа (так захотели дети). Каждый из них был закреплён за командой – классом начальной школы и помогал в проведении праздника. Остальные ребята из класса распределены в помощники сказочным персонажам. Ребята предложили сделать большие буквы и прикрепить на стену, чтобы первоклассники смогли прочитать и запомнить наш праздник. А одно слово прикрепить буквами к стене. Это слово должны прочитать после того, как угадают названия предметов, и назовут первые буквы!
В члены жюри выбрали завуча по воспитательной работе, психолога и 2 представителей от классов.
Название команды и девиз для приветствия подготовили классные руководители вместе с учащимися 1-4 классов. В команде 10 человек (4 девочки, 6 мальчиков), остальные болельщики.
Инвентарь:
комплект для одной команды – 2 стула, мяч, скакалка, мат, фишка, буквы по числу участников, листок с заданием, ручка.
Музыкальный центр, подборка песен и мелодий на школьную тему, для создания музыкального фона во время эстафет. Песни и мелодии для выступления участников праздника. Микрофон.
Снаряды: гимнастическая скамейка, канат, гимнастическая лестница, бревно, козёл, подкидная доска, маты для приземления после прыжка, дорожка матов для акробатических выступлений.
Участники: команда – 10 человек (4девочки, 6 мальчиков).
В начальной школе соревнуются 1-2 классы; 3-4 классы. Принцесса Азбука, Мальвина, Пьеро, Алиса, Ослик Иа, др. сказочные персонажи. Учащиеся с показательными выступлениями. Жюри – 3-4 человека.

Ход мероприятия

Звучит фонограмма В. Шаинского «Чему учат в школе». В зал входят команды, строятся в колонны. Болельщики занимают места вдоль зала.
Азбука: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Я – принцесса Азбука. Все буквы, с которыми вы познакомились на уроках – мои верные подданные. Мы живем в стране «Букварии» и вы видели нас в своем букваре. И как раз сегодня вы отправитесь из «Букварии» в страну «Физкультурию», а помогут вам Мальвина, Пьеро, Алиса и другие сказочные герои. Представляю команды, которые участвуют в празднике (капитан называет команду, а девиз произносят хором).
Азбука: Но перед тем как мы начнем соревноваться, что надо сделать?
Мальвина, Пьеро, Алиса (хором): Размяться.
Азбука: дети, вы согласны?
Дети: Да!
Азбука: тогда повторяйте за Мальвиной хором «Каждый день».
Мальвина. Каждый день у нас, ребята
Дети: Каждый день!
Мальвина. Начинается с зарядки
Дети: Каждый день!
Мальвина. Даже утром самых хмурых
Дети: Каждый день!
Мальвина. Веселит нас физкультура
Дети: Каждый день!
Азбука: Зарядка как буква «А» в букваре.
С неё начинается день.
С зарядкой на заре – прогонишь сонливость и лень.
Зарядка как воздух, как смех,
Чтоб не был ты тих и уныл.
Как жалко, ребята, всех тех,
Кто сделать зарядку забыл!
Выступает 7 класс. Зарядка под музыку. Команды стоят в колонны.
Конкурс среди 1-4 классов «Повтори движения».



Азбука: Пора начинать соревнования!
Задание для 1 классов «Составь слово». Два стула на расстоянии, на одном – перевёрнутые буквы. По команде «Марш!» добежать до стула, взять 1 букву, прибежать, коснуться следующего, положить букву на стул. Когда последний участник принесет букву, все вместе составляем слово!



Азбука: Задание для 2-4 классов: Составить название сказки, назвать автора.
*Звучат музыкальные заставки во время эстафет.
Азбука: Задание для 1 классов «Отгадай и назови 1-ю букву».
Показываем предметы игрушку, алфавит или азбуку, наколенники, гантели. Дети называют предмет и первую букву. Букву переворачиваем, если их в слове 2 и больше, то открываем все.
Азбука: Гантели и турник для чего нужны спортсменам? (Чтобы сильными стать!)
Дети, а вы бегать любите? Приглашаю команды на старт!
Эстафета с мячом для 1-4 классов (обежать стойку, передать мяч следующему)




Азбука: Молодцы! Вы не только выучили буквы, но и умеете делать зарядку, составлять слова, быстро бегать! Я рада за вас! Я, ребята, приготовила для вас подарок. Посмотрите выступление девочек 3,4,5 класса.




Азбука:
Показываем скакалку; для чего нужна спортсменам? (Чтобы ловкими стать!)
Показываем канат; для чего нужен спортсменам? (Чтобы смелыми стать!) Самые смелые ребята покажут вам свои умения в лазании на канате.
(2-4 классы по 1 девочке и 1 мальчику демонстрируют лазание по канату в 3 приема)



Азбука: Продолжим конкурс для 1-х классов «Отгадай и назови 1-ю букву».
Показываем мат; для чего нужен спортсменам? (Чтобы гибкими стать!)
Эстафета акробатов - «брёвнышко» для 1 классов (обежать стойку, коснуться следующего)
Эстафета акробатов - кувырок вперед для 2-4 классов (обежать стойку, коснуться следующего).
Выступает 4 класс – мальчики, «акробатические зарисовки»
Азбука: Какое же слово у нас получилось? Прочитаем вместе!

Г И М Н А С Т И К А

Задание для 2-4 классов: Составить как можно больше слов, используя буквы этого слова.
Задание для 1 классов «Палочка – РУЧКА» Допишите пропущенную букву в 1 слове, передайте ручку следующему.


Выступает 1 класс – вольные упражнения «Улыбка»





Азбука: ребята, а вы смелые? Ловкие? Сильные? Хотите испытать себя? Предлагаю «Путешествие по гимнастическим снарядам».
Пока ребята путешествуют, в зал вносят «козла» и готовятся к опорным прыжкам
Выступают юные гимнасты 2 – 6 классов – опорные прыжки через козла.


«Путешествие по гимнастическим снарядам для 1 классов»

1. Лестница – вереница. Пройти по 2-3 перекладине по всем лесенкам приставными шагами, не спрыгивать, а осторожно спуститься.


2. Пройти по бревну руки в стороны. Вся команда передвигается по очереди.


3. Канат - висеть каждому участнику, считать до трёх.


4. Козёл – вскок на колени, соскок с колен.


(Получилось так, что путешествовали все начальные классы и не только команды!)


После путешествия выступают мальчики 6класса «Пирамида на козле»


Азбука:
Задание для 2-4 классов: прыжки на скакалке «Заронил – садись!». По 5 человек от класса прыгают в течение 30 секунд.
Азбука: Задание для 1 классов: игра «Удочка».
Очень важная игра – прыгалки-скакалки.
Подготовка в мастера – верная закалка.
Так умело скачут: любо-дорого смотреть
И у всех задача – за скакалки не задеть.
Команды 1 и 2 классов, болельщики из 3 класса, располагаются в кругах, в середине каждого круга – водящие - Сказочные персонажи. Они вращают скакалку, дети подпрыгивают. Кто зацепится за скакалку – выбывает. Выигрывает команда, в которой останется больше игроков. Играем, пока звучит музыка.
Азбука: Молодцы, ребята! Здорово играете. А теперь давайте танцевать!
Вспомним, мы, дети, танец утят
Руки согнули, кисти висят.
Всем вам знакомы эти движенья
Сделаем, дети, без напряженья
Танец хороший, Танец чудесный
Каждому школьнику он интересный.
Все строятся в круги со своими сказочными персонажами, болельщики и зрители могут танцевать с нами!
Звучит музыка «Танец маленьких утят». Все танцуют.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!