Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Торможение боковым соскальзыванием на лыжах. Торможение "плугом" на лыжах: пошаговая инструкция. Управление собственным телом

Виды торможений на лыжах .

Торможение при спусках - это вынужденная мера для снижения скорости. Обычно спортсмены-лыжники проходят трассу без торможений. К торможениям приходится прибегать в случае появления неожиданного препятствия, падения впереди идущего участника, помехи зрителей, из-за плохой подготовки трассы или при недостаточном уровне подготовленности спортсмена.

Торможение «плугом» применяется на спусках различной крутизны, в туристских походах и на прогулках. Это наиболее действенный способ, который позволяет значительно снизить скорость на склоне или даже остановиться, но в лыжных гонках применяется редко - сильнейшие лыжники практически его не используют.

Торможение «плугом» выполняется следующим образом. При спуске в основной стойке лыжник пружинисто распрямляет ноги в коленях и, слегка «подкинув» тело вверх (облегчив давление на пятки лыж), сильным нажимом, скользящим движением разводит лыжи пятками в сторону. Лыжи становятся на внутренние ребра (канты лыж), а носки их остаются вместе; коленки сводятся вместе, вес тела распределен равномерно на обе лыжи, а туловище слегка отклоняется назад, и руки принимают положение, как при спуске в основной стойке. Увеличение угла разведения лыж и постановка их больше на ребра значительно усиливают торможение.

Обучение торможению проводится по общепринятой схеме (рассказ - показ - объяснение), затем ученики выполняют имитацию движений в этом способе торможения. Вначале на ровном месте школьники после показа и рассказа несколько раз принимают рабочую позу (положение «плуга») и выполняют пружинистые полуприседания. Учитель проверяет правильность принятого положения. Затем на склоне средней крутизны школьники поочередно выполняют торможение, принимая позу сразу после начала движения на вершине горы, и сохраняют это положение до конца спуска или до остановки.

Овладев равномерным торможением, можно перейти к регулированию силы торможения путем разведения или сведения пяток лыж. Далее совершенствуют торможение на горе, размеченной ориентирами, которые обозначают часть склона, проходимого без торможения, место его начала, окончания или полной остановки. Изменяя эти расстояния, можно усложнить или облегчить задание в зависимости от подготовленности учащихся.

Затем школьники выполняют торможение уже по команде прподавателя. Постепенно можно перейти к совершенствованию торможений на более крутых склонах и на спусках с меняющимся рельефом. У школьников при изучении этого способа торможения наиболее часто встречаются следующие ошибки : перекрещивание носков лыж; ведение лыж плоско, не на ребрах; неравномерное давление на обе лыжи, что приводит к изменению направления движения; недостаточное разведение пяток лыж; мало согнуты и не сведены колени и др.

Для исправления ошибок вновь несколько раз принять положение «плуга» на ровном месте. Далее торможение «плугом» повторяется и совершенствуется на склонах разной крутизны, с меняющимся рельефом и различной глубиной снежного покрова. Следует обратить внимание на жесткие удержания лыж в положении «плуга», особенно носков, с тем, чтобы избежать наезда их друг на друга.

Торможение упором чаще применяется при спуске наискось. Лыжник переносит вес тела на верхнюю (скользящую прямо) лыжу, а нижнюю ставит в положение упора: пятка в сторону, носки удерживаются вместе, лыжа закантована на внутреннее ребро. Увеличение угла отведения и кантования лыжи усиливает торможение. Масса тела на протяжении всего торможения остается на лыже, скользящей прямо (верхней), хотя частичный перенос массы тела на лыжу, находящуюся в упоре, приведет к изменению направления движения, т.е. к повороту упором. Иногда этот способ называют торможением «полуплугом».

Ученики, хорошо освоившие торможение «плугом», обычно легко овладевают торможением упором. При изучении этого способа необходимо предварительно проимитировать движения стоя на месте, приняв несколько раз описанные положения. Методы обучения и ошибки, встречающиеся при торможении упором, аналогичны ошибкам, встречающимся при торможении «плугом». В дальнейшем школьники должны овладеть торможением на склонах в обе стороны (с разных ног).

Торможение боковым соскальзыванием (разворотом лыж) применяется, когда спортсмену необходимо остановиться и спуститься дальше по склону, добиваясь бокового скольжения за счет раскантовки лыж.

Торможение выполняется следующим образом. При спуске наискось лыжник слегка приседает, затем довольно резким толчком вперед выпрямляется, снимая нагрузку с лыж, ставит их более плоско и боковым движением голеностопных суставов выводит пятки лыж в сторону. Помогают этому встречное вращательное движение туловища и плеч, а также дополнительная опора на палку. После выведения задников лыж в сторону величина тормозящего усилия зависит от угла кантования лыж: для резкого торможения или даже полной остановки необходимо поставить лыжи поперек склона и круто на ребро. Для изучения торможения боковым соскальзыванием используются подводящие упражнения, применяемые для поворота на параллельных лыжах из упора. При обучении девушек этому способу торможения необходимо избегать очень крутых склонов.

При движении по склону на большой скорости при неожиданно появившихся препятствиях возникает порой необходимость резко затормозить или даже остановиться. Если расстояние до препятствия слишком мало, единственный способ предотвратить столкновение - преднамеренное падение . Управляемое падение уменьшит возможность получения травм и позволит быстро подняться и продолжить движение. Перед падением необходимо присесть, а затем падать (мягко «завалившись») назад в сторону - на бедро и на бок. Одновременно лыжи следует развернуть поперек склона. Руки с палками лучше разбросать вверх по склону. Из этого положения, садясь, а затем опираясь на палки, легко встать и, развернув лыжи, вниз по склону продолжить движение.

В том случае, если при падении лыжи оказались перекрещены, необходимо, перевернувшись на спину, поднять ноги вверх и привести лыжи в нормальное положение. Затем вновь перевернуться на бок (лыжи поперек склона) и встать. В исключительных случаях, когда торможение лыжами невозможно (в туристическом походе, на прогулке - при глубоком снежном покрове), а падение нецелесообразно, лыжники могут применить торможение палками (одной сбоку, двумя сбоку, двумя между лыж). Эти способы помогут несколько снизить скорость в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. В лыжных гонках такие способы торможения не применяются.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1.3 Этапы лыжной подготовки

2.2 Торможение плугом

2.3 Торможение упором

2.5 Торможение палками

2.6 Торможение падением

Список литературы

Введение

лыжный подготовка дошкольник тренер

В большинстве районов нашей страны, где зима продолжительная и снежная, занятия лыжами - один из самых доступных и массовых видов физической культуры.

Передвижение на лыжах в условиях равнинной и пересеченной местности с преодолением подъемов и спусков различной крутизны вовлекает в работу большие группы мышц и оказывает положительное воздействие на развитие и укрепление функциональных систем организма и в первую очередь на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную.

Физическая нагрузка при занятиях на лыжах очень легко дозируется как по объему, так и по интенсивности. Это позволяет рекомендовать лыжи как средство физического воспитания для людей любого возраста, пола, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.

Выполнение умеренной мышечной работы с вовлечением в движение всех основных групп мышц в условиях пониженных температур, на чистом морозном воздухе заметно повышает сопротивляемость организма к самым различным заболеваниям и положительно сказывается на общей работоспособности.

Прогулки и походы на лыжах в красивой лесистой и разнообразной по рельефу местности доставляют большое удовольствие и эстетическое наслаждение, оказывают положительное влияние на нервную систему, улучшают общее и эмоциональное состояние организма, повышают умственную и физическую работоспособность.

Исключительно велико и воспитательное значение передвижения на лыжах. Во всех видах занятий на лыжах - на уроках, на тренировках, на соревнованиях или просто на прогулках - успешно воспитываются важнейшие морально-волевые качества: смелость и настойчивость, дисциплинированность и трудолюбие, способность к перенесению любых трудностей.

Глава 1. Организация занятий лыжным спортом в ДЮСШ в группе начальной подготовки

1.1 Влияние лыжной подготовки на организм дошкольника

Ходьба на лыжах оказывает большое влияние на физическое развитие и закалку организма ребенка. Она вовлекает в работу почти все мышечные группы, способствует энергичному обмену веществ в организме, усиливает функциональную деятельность внутренних органов, развивает мышечную чувствительность, способствует развитию пространственных ориентировок и координации движений, так как дети передвигаются на лыжах в условиях постоянного изменения рельефа местности.

Ходьба на лыжах вызывает активные действия крупных мышечных групп. Размашистая широкая амплитуда движений, постоянное ритмичное чередование напряжения и расслабления мышц способствует развитию мышечной силы. Как показывают наблюдения врачей и педагогов, чем интенсивнее и разнообразнее движения, тем активнее функционирует организм. Обучение детей ходьбе на лыжах положительно влияет на формирование свода стопы, а также оказывают благоприятное влияние и на формирование осанки. Положительные сдвиги в улучшении осанки вполне закономерны, так как при ходьбе на лыжах гармонично развиваются и укрепляются почти все мышечные группы и особенно мышцы спины. Под влиянием лыжных занятий происходит значительное развитие основных движений (бег, прыжки, метания). Так, Т. И. Осокина (1966), в своих исследованиях указывает что, длина прыжка у шестилетних детей, ходивших на лыжах, увеличивается: у девочек на 30%, у мальчиков на 22%. А у детей, не ходивших на лыжах, длина прыжка за этот же период увеличивается только на 16% у девочек и на 8% у мальчиков. Примерно такие же результаты наблюдаются и в других видах движений. Таким образом, обучение детей ходьбе на лыжах способствует формированию двигательных навыков в других видах движений. Физическая нагрузка при занятиях на лыжах легко дозируется в самых широких границах как по характеру воздействия, так по объему и интенсивности. Все это позволяет рекомендовать лыжный спорт для детей дошкольного возраста, их состояния здоровья и уровня физической подготовленности.

Ходьба и бег на лыжах принадлежат к числу естественных физических упражнений, близких по координации к движениям ходьбы и бега. Этим и объясняется легкость освоения данных упражнений и их большое оздоровительное воздействие.

Передвижение на лыжах относится к так называемым циклическим упражнениям; т. е. таким, для которых характерна многократная повторяемость одних и тех же движений в одной и той же последовательности. Например, при попеременном двухшажном ходе на лыжах циклом движений является двойной шаг, во время которого происходит динамическая мышечная работа, связанная с постоянными чередованиями напряжения и расслабления мышц. Такой режим мышечной деятельности наиболее благоприятен для детского организма, создает хорошие условия для его работы и отдыха. Движения во время ходьбы на лыжах характеризуются большими амплитудами, простотой и динамичностью, поэтому они благоприятны для всестороннего развития мышечной системы ребенка.

Лыжные занятия способствуют формированию правильной осанки и всестороннему развитию мышечной системы детей, положительно воздействуют и на укрепление и нормальное развитие позвоночника. Как правило, в дошкольном возрасте нарушения осанки (сутулость, опущенный и выпяченный живот, асимметрия плеч и т. п.) не носят еще стойкого характера, они легко поддаются исправлению. Поэтому период дошкольного детства благоприятен для предупреждения дефектов осанки.

1.2 Оздоровительное значение лыжных занятий

Влияние занятий лыжами на организм исключительно разностороннее. Одно пребывание на чистом морозном воздухе уже само по себе дает неистощимый запас свежести и бодрости. Физические движения на воздухе как нельзя лучше способствуют повышению обмена веществ в организме и благотворно влияют на нервную систему. Закалка организма -- лучшее лекарство против гриппа, ангины и прочих болезней. И с этой точки зрения лыжи -- добрые спутники здоровья (В. Я. Дронов, 2005).

Лыжный спорт имеет большое оздоровительное, воспитательное и прикладное значение, является важной составной частью системы физического воспитания, оказывая самое разностороннее влияние на организм занимающихся. Передвижение на лыжах доступно в любые годы -- с самых малых лет и до пожилого возраста. Ходьба и бег на лыжах вовлекают в работу различные группы мышц, оказывают положительное воздействие на укрепление и развитие основных систем организма. Все это обеспечивает высокий уровень здоровья и активное долголетие. Вместе с тем столь разнообразные условия передвижения на лыжах обусловливают всестороннее физическое развитие и в первую очередь воспитание важнейших физических качеств -- выносливости, силы, ловкости и др.

При выборе физических упражнений надо учитывать особенности сердечно-сосудистой системы ребенка, помнить, что хорошая ее работа может быть обеспечена при условии частых перерывов, отдыха или работы более динамичной, связанной с попеременными напряжением и расслаблением мышц, что не утомительно для ребенка и создает благоприятные условия для перенесения его сердечно-сосудистой системой значительной физической нагрузки в течение довольно длительного времени.

При известной степени овладения навыками ходьбы на лыжах устанавливается правильный режим мышечной работы и дыхания. В деятельность вовлекаются крупные мышечные группы, работа их производится с большими амплитудами. Это создает экономный режим работы сердца и оказывает благоприятное влияние на постепенное совершенствование сердечно-сосудистой деятельности детей.

Систематические занятия на свежем воздухе, а зимой он, благодаря снежному покрову, значительно чище, и дети дышат холодным, чистым и достаточно увлажненным воздухом, что оказывает благотворное влияние на развитие дыхательной системы. Так в процессе ходьбы на лыжах у детей хорошо развивается дыхательная мускулатура, дыхание согласуется с движениями, что очень ценно, так как хорошая работа дыхательного аппарата обеспечивает нормальную жизнедеятельность детского организма.

В результате систематических занятий лыжами у детей увеличивается подвижность грудной клетки и жизненная емкость легких.

Закаливание -- одна из важнейших задач физического воспитания во все возрастные периоды, так как оно является важнейшей оздоровительной мерой, предупреждающей заболевания. Вследствие закаливания во всем организме улучшается обмен веществ, укрепляется нервная система. Это приводит к повышению работоспособности организма, а у детей -- и к существенной положительной рефлекторной стимуляции их роста и развития.

Исключительно важно дать ребенку основы знаний по гигиене, сообщив простейшие правила и гигиенические требования к занятиям на лыжах:

Нельзя садиться и тем более ложиться на снег даже при сильной усталости;

Запрещено использовать снег для утоления жажды;

Недопустимо снимать шапочку и расстегиваться, когда стало жарко.

Это полезно напоминать ребенку об этом перед каждым выходом на лыжную прогулку.

Дети очень индивидуально справляются с мышечной нагрузкой, поэтому важно учитывать физическую подготовленность каждого ребенка, регламентируя нагрузку и отдых.

1.3 Этапы лыжной подготовки

В первую очередь надо обучить ребенка правильному стоянию на лыжах, то есть привить навык держать стопы параллельно и сохранять одно и то же расстояние между ними при движении. Очень важно, чтобы на первых порах у него не создавалось впечатление, что на ноги надели какой-то неприятный груз. Он должен почувствовать, что лыжи -- интересное занятие и катание на них доставляет удовольствие. Самое трудное -- первые шаги. Поэтому, вставшего на лыжи лучше всего вначале водить на буксире по ровным участкам. Если он упадет -- не беда, превратите такую неудачу в шутку. Объясните, что падать нужно не вперед и не назад, а только в сторону. Когда ребенок будет стоять на лыжах более или менее уверенно, разрешите ему скатиться с небольшой, очень пологой горки. Но вначале все-таки поддерживайте его за одну руку.

Необходимо повторять ребенку, что надо не ходить, а скользить на лыжах. Если это не получается, предложите сделать сначала несколько коротких шагов, а уже затем пробовать скользить. При этом обязательно поддерживайте его за руку. Скользящий шаг рекомендуется разучивать на хорошо накатанной лыжне с чуть заметным уклоном. Лучше всего самим стать на лыжи, тогда обучение будет наиболее эффективным.

Нога выставляется вперед, несколько согнутой в колене. Делается это для того, чтобы легче было перенести на нее тяжесть тела после толчка и подтянуть находящуюся сзади ногу. Нельзя при передвижении отрывать лыжи от снега: одна нога подтягивается к другой (выдвинутой вперед) не путем переноса по воздуху, а только скольжением, при слегка согнутом колене, затем выдвигается вперед и т. д. Первые движения проводятся на укороченном шаге. Когда будет освоено поочередное скольжение, можно перейти на удлиненный шаг, но без применения палок. Руки должны двигаться свободно, без напряжения. Одновременно с левой ногой выносится правая рука, а справой ногой -- левая рука.

Следующий этап -- обучение поворотам. При повороте переступанием нога отставляется на некоторый угол (в сторону поворота), к ней приставляется другая так, что на снегу остается след в виде расходящихся лучей. Сначала обучите поворотам на небольшой угол, затем постепенно увеличивайте его, пока не получится полный круг.

Когда ребенок овладеет техникой движения и поворотами, можно приступить к обучению его спускам с горки и подъемам. При спуске важно фиксировать внимание на положении туловища. Тело должно быть несколько наклонено вперед, ноги чуть-чуть согнуты в коленях, руки отведены назад. Размахивать ими не следует. Не спешите давать палки дошкольнику (иначе основная нагрузка будет падать на еще слабые руки). Чем позже он прибегнет к палкам (целесообразнее всего -- после 7 лет), тем лучше будет «стиль» его движения. При пользовании палками важно следить, чтобы они не ставились далеко от лыж -- не далее того места, где начинается загиб лыж кверху; чтобы выносились вперед по очереди: с левой ногой - правая лыжа и наоборот. Нельзя виснуть на палках, добиваться с их помощью ускорения движения: это приведет к утомлению.

Важнейшим двигательным действием лыжника является скольжение, которого нет в привычных, для ребенка, ходьбе и беге. И начинать обучение надо с ходьбы на лыжах, палки использовать только для поддержания равновесия. А если ребенок обходится и без них, просит взять его руку, не надо препятствовать, удовлетворите его желание. Не обращайте внимания и на выпрямленное при движении туловище, пусть все будет, как в хорошо знакомой и привычной ребенку ходьбе, только с лыжами на ногах. При этом обязательно подчеркните и заинтересуйте тем, что на лыжах можно легко передвигаться даже по глубокому снегу. Обучая, не забывайте о том, что лучше воспринимают показ упражнений, чем их объяснение.

Лыжи подбирают соответственно росту ребенка (длина 100--130 см). На лыжах большей длины неудобно передвигаться, поскольку они тяжелые и управлять ими значительно сложнее. Лыжные палки подбирают так, чтобы их верхний конец доходил до вытянутой в сторону руки. На верхних концах палок крепят ременные петли, которые обеспечивают устойчивую опору руки на палку при отталкивании.

Обучают детей ходьбе на лыжах во время утренней и послеобеденной прогулок, увеличивая их продолжительность с 25--30 до 45--60 минут. У детей шести-семи лет лыжная прогулка может длиться 1--1,5 часа.

Обучение начинается с показа стойки лыжника (положение туловища во время ходьбы на лыжах). В этой стойке лыжи держат параллельно, ноги сгибают так, чтобы колено было за уровнем стопы, туловище немного наклонено вперед, руки полусогнуты и опущены вниз. С дошкольниками эту стойку полезно повторять на каждой прогулке перед началом ходьбы на лыжах. Наиболее простой способ передвижения на лыжах -- ступающий шаг. Этот способ ходьбы применяется на пушистом снегу на ровной местности или при подъемах на склон. Обучение передвижению ступающим шагом начинают без палок, с отрывом носков лыж от снега; туловище немного наклонено вперед, правая нога сгибается в коленном суставе, поднимается вверх и выносится вперед. Это дает возможность немного приподнять носковую часть лыжи, пяткой прижимая задний ее конец к снегу, сделать шаг вперед и перенести вес тела на правую ногу. Затем выполняют шаг левой ногой. Движения рук координируются с движениями ног, как при обычной ходьбе.

После одного-двух занятий детей обучают скользящему шагу. Выполняя его, ребенок скользит то на одной, то на другой лыже, стараясь делать широкие шаги и полностью выпрямлять ноги в коленном суставе. Туловище при этом наклонено вперед, вес его переносится с одной ноги на другую. Руки энергично двигаются, как при ходьбе. Овладев скользящим шагом, дошкольники переходят к изучению попеременного двухшажного хода с палками, который состоит из двух скользящих шагов и двух попеременных отталкиваний палками. Ставят палку в снег под острым углом возле носка выдвинутой вперед ноги и энергично отталкиваются до полного выпрямления руки в локтевом суставе. При выполнении его ребенок скользит то на одной, то на другой лыже, сильно отталкиваясь ногами и поочередно палками.

Большое внимание уделяется обучению способам подъема, спуска и торможения на пологих склонах. Все эти движения лыжники-новички выполняют без палок. Их можно давать только тогда, когда ребенок уже уверенно держится на лыжах. Существуют следующие способы подъема: «ступающий шаг», «полуелочка», «елочка» и «лесенка».

С горки дети спускаются в основной стойке: туловище немного наклонено вперед, ноги согнуты, руки отведены назад и согнуты в локтях.

При обучении передвижению на лыжах значительное место отводится играм. Они дают возможность совершенствовать навыки ходьбы на лыжах по ровной местности, выполнять спуски, подъемы и торможение.

Наряду с ходьбой на лыжах для выработки чувства лыж, чувства снега, овладения специфическими для лыжника равновесием и координацией движений в условиях единой биомеханической системы (лыжник - лыжи - палки) используют следующие упражнения:

Перенос веса тела с одной ноги на другую, не отрывая лыжи от опоры;

Стоя на двух лыжах, опуститься в полуприсед и затем подняться;

Поочередное поднимание и опускание носка и затем пятки лыжи при небольшом сгибании обеих ног в колене;

Поднимание согнутой ноги назад и вперед с отрывом вначале пятки, затем носка лыжи;

Поднимание согнутой ноги вперед с расположением и удержанием лыжи параллельно лыжне;

Прыжки на месте с ноги на ногу;

Прыжки-подскоки на месте на двух лыжах;

Небольшие махи слегка согнутой ногой назад и вперед;

Стоя на чуть согнутых в коленях ногах и немного наклонив туловище, поочередные махи прямыми руками вперед (до уровня глаз) и назад (немного дальше бедра);

Небольшой выпад вперед правой, затем левой ногой;

Поочередный выпад вперед с махом то левой, то правой рукой вперед и назад при разноименном сочетании работы рук и ног;

Поочередные махи носками лыж вправо и влево;

Поочередное поднимание и перестановка носков лыж в сторону;

Поворот переступанием на месте вокруг пяток лыж - носки лыж поочередно приподнимают и переставляют вправо или влево, а пятки лыж не отрывают от снега;

Поворот переступанием на месте вокруг носков лыж; когда приподнимают и переставляют вправо или влево только пятки лыж, а носки остаются на месте;

Приставные шаги в сторону. Все упражнения выполняют как с опорой, так и без опоры на палки, постепенно увеличивают количество повторений и темп выполнения. Дозировка нагрузки определяется подготовленностью, самочувствием, настроением ребенка. Перегрузки и насилие недопустимы. Надо шире использовать игровые формы выполнения упражнений, например:

Поворот переступанием вокруг пяток лыж на 90° .

Поворот переступанием вокруг носков лыж на 90°;

Поворот на 360° переступанием вначале вокруг пяток лыж (первая снежинка), затем вокруг носков лыж (вторая снежинка);

Переступание в сторону поочередно носками и пятками лыж; нарисуй на снегу "лыжную гармошку" -

Покажи стоящего аиста - сильно согнутую ногу поднять вперед и как можно дольше удерживать лыжу горизонтально.

Перечисленные упражнения помогут ребенку овладеть чувством лыж и чувством снега, чтобы перейти к последующему изучению ступающего и скользящего шагов.

Все упражнения относительно просты и не требуют какой-либо сложной методики обучения, достаточно показать и объяснить требования к его выполнению.

Главная задача - добиться точности движений, что способствует развитию специфичной координации и умению управлять лыжами.

Отбор упражнений, объединение их в общую систему, последовательность выполнения предусматривают постепенное повышение координационной нагрузки, обеспечивают взаимосвязь отдельных движений. Скоростное прохождение всей системы упражнений не обеспечит координационной готовности к овладению многочисленными способами передвижения на лыжах.

Если из-за неблагоприятных погодных условий или по другим причинам занятия проводятся не совсем регулярно, при их возобновлении после перерыва необходимо обязательно повторить все то, чему ребенок уже научился.

Ступающий шаг - основное подводящее упражнение к овладению скольжением на лыжах. Его выполняют в различных постепенно усложняющихся условиях:

По накатанной лыжне;

По целине с неглубоким и затем более глубоким снежным покровом;

Зигзагом обходя кусты, деревья, пеньки, скамейки, другие ориентиры.

Передвижение ступающим шагом, т.е. без скольжения на лыжах, как правило, не вызывает у ребенка особых затруднений. Важно подчеркнуть следующие элементы и овладеть ими:

Перекрестной (разноименной) координацией движений в работе рук и ног, как и в обычной ходьбе;

Полным переносом при каждом шаге веса тела с одной ноги на другую;

Большим по сравнению с обычной ходьбой наклоном туловища;

Специфическими маховыми и толчковыми движениями руками: когда мах вперед слегка согнутой в локтевом суставе рукой выполняют до уровня глаз, а толчок заканчивают за бедром.

При целостном освоении ступающего шага необходимо достичь свободных, размашистых, ритмичных, скоординированных движений рук и ног при небольшом наклоне туловища и полном, доведенном до автоматизма, контроле положения лыж, не допуская их скрещивания.

Когда ребенок освоит ступающий шаг, объясните и покажите ему, как на лыжах можно двигаться быстрее: для этого надо не шагать, а толкаться и скользить, используя палки не для поддержания себя и сохранения равновесия, а для отталкивания и увеличения скорости.

Первые скользящие шаги выполняют на проложенной под небольшой уклон хорошо накатанной лыжне из двух исходных положений:

Из стойки лыжника, при которой ноги слегка согнуты в коленях, туловище чуть наклонено вперед, руки опущены, кисти у коленного сустава; из этого исходного положения делают энергичный шаг вперед с последующим небольшим скольжением на одной ноге, затем шагают и скользят на другой ноге, дальше повторяют такие же скользящие шаги;

Разбежаться на выпрямленных ногах ступающим шагом и затем, набрав скорость и слегка приседая, перейти на скользящие шаги по лыжне.

Чередуя упражнения из этих исходных положений, обращают внимание на полный перенос веса тела во время скольжения с одной ноги на другую.

Для освоения одноопорного (свободного) скольжения, постепенного увеличения длины скользящего шага, овладения согласованными движениями рук и ног, развития равновесия полезны следующие простейшие упражнения:

После небольшого разбега ступающим шагом скольжение на одной лыже до полной остановки, вторую слегка приподнять над лыжней;

Лыжный самокат - продолжительное скольжение на одной лыже за счет отталкивания другой;

Скользящие шаги с широким ритмичным размахиванием руками и характерной для лыжника амплитудой;

Скользящие шаги, заложив руки за спину;

Длительное скольжение то на одной, то на другой лыже по лыжне, проложенной под уклон;

Скользящие шаги с палками в руках, удерживаемыми за середину - следить за махом руками вдоль лыж, а не перед грудью;

Скользящие шаги с поочередным отталкиванием палками - попеременный двухшажный классический ход в полной координации.

Техника лыжника включает более 50 способов передвижения на различном рельефе и при изменении условий скольжения. По мере овладения ступающим, а затем скользящим шагом и в целом попеременным двухшажным ходом дошкольников обучают и другим лыжным ходам, включая коньковые, стойкам спусков, способам подъемов, торможений и поворотов в движении.

Из одновременных ходов, основой которых является одновременное отталкивание руками, наиболее доступным является одновременный бесшажный ход. Его используют при движении под уклон по хорошо накатанной лыжне и при наличии хорошей опоры для палок. При непрерывном скольжении на двух лыжах скорость поддерживается только за счет одновременных толчков руками. Обратите внимание на то, чтобы при отталкивании ребенок чуть больше обычного наклонял туловище, а при выносе палок вперед -выпрямлялся.

Из коньковых ходов школьники предпочитают полуконьковый и реже - одновременный двухшажный коньковый. При полуконьковом ходе одна лыжа непрерывно скользит по лыжной колее, а вторую ставят под углом к направлению движения и ею выполняют отталкивание. На каждый толчок ногой делают одновременное отталкивание руками, эти толчковые движения совпадают по времени. Следите за тем, чтобы ребенок использовал для отталкивания то одну, то другую ногу. Толчки одной ногой чреваты асимметричным развитием скелетно-мышечного аппарата. Для равноценного использования отталкивания обеими ногами лыжную колею надо прокладывать и справа, и слева от толчковой нога.

При обучении спускам обратите внимание ребенка на особую посадку, которая обеспечивает устойчивость на спуске. Надо слегка присесть, наклонить туловище почти параллельно склону, опустить руки и, расположив кисти чуть впереди коленей, крепко держать палки обязательно штырями назад. Подчеркните необходимость сохранения этой посадки от начала и до самого конца спуска. Если ребенок боится спуска, надо съехать с ним вместе. Для этого встают за ребенком и располагают его между своими лыжами.

Самым доступным способом преодоления подъема для дошкольников является лесенка. Вначале повторите на ровном участке приставные шаги в сторону. Затем у подножия склона надо встать боком, верхнюю лыжу поставить на наружный кант, а нижнюю - на внутренний. Из этого исходного положения выполняют приставные шаги вверх по склону.

Для изменения направления движения на равнинных участках и на спусках чаще всего используют поворот переступанием, при котором, энергично отталкиваясь наружной в повороте ногой, выполняют коньковые шаги в направлении поворота.

По мере взросления, в школьные годы, будут освоены и другие лыжные ходы, способы подъемов, спусков, поворотов, торможений, преодоления неровностей. Фундамент лыжной подготовки, заложенный в дошкольном возрасте, - это целебный, неисчерпаемый источник нравственного и физического здоровья, духовного и телесного совершенствования вашего ребенка в будущей взрослой жизни.

1.4 Критерии подготовленности тренера-преподавателя в лыжном спорте для работы с группами начальной подготовки

В профессиональной деятельности тренера-преподавателя следует различать следующие аспекты:

Педагогический

Медико-биологический

Организаторский

Материально-технический.

Главным аспектом деятельности тренера-преподавателя в группах начальной подготовки все же является педагогический. Он включает в себя, прежде всего, набор детей для занятий в секцию, для чего требуется большой педагогический талант, чтобы увлечь детей занятиями лыжным спортом. С этой целью тренер-преподаватель должен представить аргументы, которые смогут убедить детей в целесообразности занятия лыжным спортом. К ним можно отнести: оздоровительное значение лыжного спорта, т.к. занятия проводятся в основном на открытом воздухе; воздействие передвижения на лыжах на большинство мышечных групп; воспитание волевых качеств, настойчивости, целеустремленности и др.

Одним из значимых факторов педагогической деятельности тренера по лыжному спорту является отбор детей для занятий и дальнейшее спортивное совершенствование.

При отборе выделяют социологический, педагогический, медико-биологический и психологический аспекты.

На начальном этапе отбора весьма важным является социологический аспект отбора, который дает возможность получить данные об интересах детей, раскрыть причинно-следственные связи формирования мотиваций к длительным занятиям спортом и высоким спортивным достижениям.

Общеизвестно, что дети, проживающие в более жестких условиях (слабая материальная обеспеченность и др.), как правило, проявляют больше трудолюбия для достижения поставленной цели. Важным также является специальность родителей и их отношение к спорту. Наблюдения показывают, чем проще специальность (рабочий, шофер и др.), тем безразличнее для них занятия спортом их ребенка. В тоже время, чем интеллигентнее родители, тем более категоричное отношение к определенному виду спорта. Обычно это "да" или "нет". В занятиях детей лыжным спортом более заинтересованы родители, имеющие средний интеллектуальный уровень, привыкшие к физическому труду и обычно занимавшиеся сами лыжным спортом.

Педагогический аспект отбора на первом этапе многолетней тренировки позволяет оценить уровень физических качеств, координационных способностей и спортивно-технического мастерства спортсменов. Он применяется при педагогическом наблюдении с целью оценки их двигательной активности и некоторых важных данных с точки зрения предрасположенности к спортивной деятельности, а также при педагогическом тестировании, позволяющем определить уровень физической подготовленности.

При этом данный аспект отбора имеет свои недостатки, которые могут повредить слабо подготовленной психике ребенка, так как при оценке спортивной пригодности детей и подростков тренер-преподаватель дает однозначный ответ: "годен" -"не годен". Дети, отсеянные по разным причинам из спортивных школ, фактически "отлучаются" от спорта и передаются на воспитание улице. Особенно сложная ситуация возникает в тех случаях, когда отсев произошел не в первый год подготовки, а значительно позже. Эти и

другие недостатки существенно влияют на предварительный отбор детей, особенно для занятий лыжными гонками.

При планировании контрольных испытаний рекомендуется следующий порядок их проявления: в первый день -испытания на скорость; во второй -на силу и выносливость. Контрольные испытания лучше всего проводить в торжественной соревновательной обстановке. В связи с этим следует отметить, что при проведении исходных контрольных испытаний необходимо:

а) проведение 5-7 занятий для начальной физической и технической подготовки, чтобы все упражнения дети в целом правильно выполняли;

б) программу соревнований построить таким образом, чтобы вначале проходили тесты скоростной и силовой направленности, а затем только тесты на выносливость, что дает возможность показать ребенку лучшие результаты в каждом из них;

в) обязательно провести общую разминку, т.к. дети еще не способны самостоятельно подготовиться к стартам;

г) обратить внимание на волевые проявления ребенка при достижении результатов, т.е. выявить его волевые возможности;

д) проанализировать способность ребенка к переключению с одной тестовой деятельности к другой;;е) выявить устойчивость психики в течение всего тестирования, что весьма важно для спорта высших достижений.

Медико-биологический аспект отбора основан на применении методов исследования по выявлению морфофункциональных особенностей, уровня физического развития, состояния здоровья и др.

При начальном отборе необходимо учитывать, что наиболее перспективными для лыжного спорта являются дети с несколько заторможенным развитием, т.е. ретарданты.

Что касается морфофункциональных особенностей строения организма то в качестве модели лыжника-гонщика и биатлониста, ведущим являются генетические задатки, обеспечивающие деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Наряду с этим следует отметить, что в циклических видах лыжного спорта антропометрические данные решающего значения не имеют при условии отсутствия "лишнего" веса у спортсмена.

Психологический аспект в начале спортивной деятельности предусматривает выявление и формирование целевых признаков, состоящих из поиска надежных и психологически устойчивых спортсменов в определенном виде лыжного спорта.

Педагогический аспект деятельности тренера также включает воспитательные мероприятия, проводимые с детьми. Именно в этом возрасте необходимо воспитывать качества: трудолюбие, чувство долга, добросовестность, отзывчивость, доброжелательность и др.

Таким образом, основными критериями педагогического аспекта деятельности тренера по лыжному спорту являются:

1. Умение увлечь детей занятиями лыжным спортом.

2. Воспитание моральных и гражданских качеств.

3. Владение современными методиками обучение техники лыжных ходов.

4. Отбор наиболее одаренных детей для занятий лыжным спортом.

5. Умение использовать наиболее эффективные средства и методы тренировки, и прежде всего занятий с игровой направленностью.

Глава 2. Характеристика и методика обучения торможению в лыжах

2.1 Обучение торможению на лыжах

Изучение способов торможений производится в следующей последовательности:

Торможение лыжами -- «плугом», упором («полуплугом»);

Торможение палками -- между лыжами и сбоку лыж;

Соскальзыванием;

Остановка падением

Задача 1. Изучение основных положений (поз) тела при торможениях.

Средство. Выполнение на месте (на ровной площадке) упражнений, имитирующих типичные положения ног, рук, туловища при данном способе торможения

Задача 2. Овладение способом торможения в целом.

Средства:

1. Спуск с горы с принятым на месте положением лыж, палок и тела лыжника, соответствующим способу торможения

2. Спуск с принятием положения для торможения в облегченных условиях в начале, в середине и в конце спуска.

3. Принятие положения для торможения 2 -- 3 раза на протяжении одного спуска.

Задача 3. Совершенствование в выполнении способов торможения.

Средства:

1. Торможение и остановка при спуске с гор на лыжах по заданию и внезапной команде в различных местах склона.

2. Многократное повторение способа торможения с постепенным усложнением условий его выполнения (скорость спуска, длина и крутизна склона, состояние снежного покрова, неровности и др.).

Методические указания

При выполнении первого упражнения остановка может быть сделана или по команде, или у заранее обозначенного места.

На занятиях, проводимых в целях совершенствования в выполнении подъемов, спусков и торможений, целесообразно все разделы горнолыжной техники проводить комплексно.

Типичные ошибки:

Излишнее напряжение мышц и прямые ноги;

Резкая постановка лыж на ребра и неравномерное давление на лыжи в положении «плуга»;

Широкое разведение носков лыж при торможении «плугом»;

При торможении упором («полуплугом») недостаточно согнута ине загружена весом тела нога, на которой происходит скольжение прямо;

Резкая постановка тормозящей лыжи на ребро при торможении упором («полуплугом»);

Чрезмерное давление на палки при торможении палками;

Палки держатся далеко сзади или между лыжами;

Рука недостаточно близко опущена к кольцу тормозящей палки.

Способы устранения ошибок:

Дополнительный показ;

Принятие на месте соответствующих поз и положений тела;

Выполнение способов торможения в облегченных условиях.

2.2 Торможение плугом

Торможение "плугом" применяется на спусках различной крутизны, в туристских походах и на прогулках. Это наиболее действенный способ, который позволяет значительно снизить скорость на склоне или даже остановиться, но в лыжных гонках применяется редко - сильнейшие лыжники практически его не используют.

Торможение "плугом" выполняется следующим образом. При спуске в основной стойке лыжник пружинисто распрямляет ноги в коленях и, слегка "подкинув" тело вверх (облегчив давление на пятки лыж), сильным нажимом, скользящим движением разводит лыжи пятками в сторону. Лыжи становятся на внутренние ребра (канты лыж), а носки их остаются вместе; коленки сводятся вместе, вес тела распределен равномерно на обе лыжи, а туловище слегка отклоняется назад, и руки принимают положение, как при спуске в основной стойке. Увеличение угла разведения лыж и постановка их больше на ребра значительно усиливают торможение.

Обучение торможению проводится по общепринятой схеме (рассказ - показ - объяснение), затем ученики выполняют имитацию движений в этом способе торможения. Вначале на ровном месте школьники после показа и рассказа несколько раз принимают рабочую позу (положение "плуга") и выполняют пружинистые полуприседания. Учитель проверяет правильность принятого положения. Затем на склоне средней крутизны школьники поочередно выполняют торможение, принимая позу сразу после начала движения на вершине горы, и сохраняют это положение до конца спуска или до остановки.

2.3 Торможение упором

Торможение упором чаще применяется при спуске наискось. Лыжник переносит вес тела на верхнюю (скользящую прямо) лыжу, а нижнюю ставит в положение упора: пятка в сторону, носки удерживаются вместе, лыжа закантована на внутреннее ребро. Увеличение угла отведения и кантования лыжи усиливает торможение. Масса тела на протяжении всего торможения остается на лыже, скользящей прямо (верхней), хотя частичный перенос массы тела на лыжу, находящуюся в упоре, приведет к изменению направления движения, т.е. к повороту упором. Иногда этот способ называют торможением "полуплугом".

Ученики, хорошо освоившие торможение "плугом", обычно легко овладевают торможением упором. При изучении этого способа необходимо предварительно проимитировать движения стоя на месте, приняв несколько раз описанные положения. Методы обучения и ошибки, встречающиеся при торможении упором, аналогичны ошибкам, встречающимся при торможении "плугом". В дальнейшем школьники должны овладеть торможением на склонах в обе стороны (с разных ног).

2.4 Торможение соскальзыванием

Торможение боковым соскальзыванием (разворотом лыж) применяется, когда спортсмену необходимо остановиться и спуститься дальше по склону, добиваясь бокового скольжения за счет раскантовки лыж.

Торможение выполняется следующим образом. При спуске наискось лыжник слегка приседает, затем довольно резким толчком вперед выпрямляется, снимая нагрузку с лыж, ставит их более плоско и боковым движением голеностопных суставов выводит пятки лыж в сторону. Помогают этому встречное вращательное движение туловища и плеч, а также дополнительная опора на палку. После выведения задников лыж в сторону величина тормозящего усилия зависит от угла кантования лыж: для резкого торможения или даже полной остановки необходимо поставить лыжи поперек склона и круто на ребро. Для изучения торможения боковым соскальзыванием используются подводящие упражнения, применяемые для поворота на параллельных лыжах из упора. При обучении девушек этому способу торможения необходимо избегать очень крутых склонов.

При движении по склону на большой скорости при неожиданно появившихся препятствиях возникает порой необходимость резко затормозить или даже остановиться. Если расстояние до препятствия слишком мало, единственный способ предотвратить столкновение - преднамеренное падение. Управляемое падение уменьшит возможность получения травм и позволит быстро подняться и продолжить движение. Перед падением необходимо присесть, а затем падать (мягко "завалившись") назад в сторону - на бедро и на бок. Одновременно лыжи следует развернуть поперек склона. Руки с палками лучше разбросать вверх по склону. Из этого положения, садясь, а затем опираясь на палки, легко встать и, развернув лыжи, вниз по склону продолжить движение.

В том случае, если при падении лыжи оказались перекрещены, необходимо, перевернувшись на спину, поднять ноги вверх и привести лыжи в нормальное положение. Затем вновь перевернуться на бок (лыжи поперек склона) и встать. В исключительных случаях, когда торможение лыжами невозможно (в туристическом походе, на прогулке - при глубоком снежном покрове), а падение нецелесообразно, лыжники могут применить торможение палками (одной сбоку, двумя сбоку, двумя между лыж). Эти способы помогут несколько снизить скорость в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. В лыжных гонках такие способы торможения не применяются.

2.5 Торможение палками

Используют в тех случаях, когда нет возможности или нерационально тормозить лыжами. Этот способ позволяет лишь слегка сбавить скорость, например, чтобы избежать наезда на впереди идущего со спуска лыжника. Для торможения палки энергично прижимают к снегу, обязательно удерживая их кольцами (лапками, сегментами) назад и ближе к туловищу. Эффект торможения зависит от величины и продолжительности давления на палки. С отрывом их от снега тормозящее действие заканчивается.

2.6 Торможение падением

К остановке падением прибегают в экстренных случаях, когда нужно быстро остановить спуск. Для этого необходимо присесть как можно ниже и свалиться набок, откинув руки с палками назад, распластаться, лыжи поставить поперек направления спуска и, уперев их в снег, затормозить дальнейшее соскальзывание. Характерная ошибка - падение без предварительной группировки тела, что может привести к ушибам

Список литературы

1. Антонова О.Н. Лыжная подготовка: Методика преподавания: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений/ О.Н. Антонова, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 1999. - 208 с.

2. Бутин И.М. Лыжный спорт/ Н.М. Бутин, В.А. Воробьев. - М.: просвещение, 2000. - 198с

3. Бутин И.М. Лыжный спорт/ Н.М. Бутин, В.А. Воробьев. - М.: просвещение, 2000. - 198с

4. Лыжный спорт в профессии учителя физической культуры/ А. А. Крестовников [и др.]. - СПб.: изд- во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.

5. Раменская Т. И. Лыжный спорт: учеб. пособие для самост. работы студентов вузов физ. культ. / Т. И. Раменская, А. Г. Баталов. - М. : Физическая культура, 2005.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Оздоровительное значение лыжных занятий. Влияние лыжной подготовки на организм дошкольника. Формирование движений детей дошкольного возраста. Этапы лыжной подготовки. Методические рекомендации по организации лыжной подготовки в дошкольном учреждении.

    дипломная работа , добавлен 21.03.2012

    Организационно-педагогические аспекты подготовки легкоатлетов. Особенности подготовки детей в дошкольном учреждении. Средства и методы обучения и тренировки легкоатлетов. Принципы организации учебно-тренировочных занятий с группой начальной подготовки.

    дипломная работа , добавлен 18.05.2012

    Учебно-тренировочный процесс юных спортсменов в группе начальной подготовки. Методика обучения основным техническим приемам в нападении баскетболистов. Организация исследования динамики показателей физической и технической подготовленности детей.

    дипломная работа , добавлен 23.07.2011

    Анатомо-физиологическое строение детей 15-17 лет. Особенности физического развития при занятиях спортом. Организация лыжной подготовки в учебных заведениях. Организация и результаты исследования влияния занятий лыжной подготовки на организм подростков.

    дипломная работа , добавлен 27.10.2010

    Основы технической подготовки в пауэрлифтинге: методика тренировок, технические аспекты. Организация учебно-тренировочного процесса на этапе начальной подготовки. Выявление характерных ошибок соревновательных упражнений в группах. Изометрический метод.

    дипломная работа , добавлен 25.11.2013

    Психологические особенности личности и авторитет тренера, его профессионально важные качества. Типология тренеров и роль тренера на начальном этапе подготовки спортсменов-теннисистов. Исследование элементов, наиболее значимых для успешной работы тренера.

    дипломная работа , добавлен 11.07.2016

    Спортивный отбор кандидатов для занятий спортом, его цели и задачи. Критерии отбора и ориентация детей для занятий гимнастикой. Учебная и воспитательная работа в ДЮСШ. Цель, задачи, организация, отбор и комплектование групп начальной подготовки ДЮСШ.

    дипломная работа , добавлен 22.10.2007

    Характеристика спортивного ориентирования как вида спорта. Обоснование комплекса упражнений и методика их использования в экспериментальной группе. Построение подготовки спортсменов при начальной спортивной подготовки. Ошибки в спортивном ориентировании.

    дипломная работа , добавлен 09.03.2010

    Значение физической подготовки в боксе. Средства специальной физической подготовки боксеров. Значение скоростно-силовых качеств в технической подготовленных спортсменов. Совершенствование процесса спортивной подготовки на этапе начальной специализации.

    курсовая работа , добавлен 20.01.2015

    Анализ обоснованности объёма учебно-тренировочного времени на освоение основных разделов подготовки на начальном этапе в горном туризме и альпинизме. Проведение модернизации методики начальной подготовки горных туристов. Специальная физическая подготовка.

Пологий подъем преодолевают попеременным ходом вверх прямо, более крутой - по диагонали или зигзагом. Если сцепление лыжи со снегом недостаточно, можно воспользоваться способом «елочка». (Рис. 22). Его выполняют ступающим шагом прямо вверх. Лыжу попеременно выставляют вперед, разворачивают носками наружу и ставят на внутренние ребра. При очередном шаге пятка одной лыжи переносится через пятку другой. На крутых склонах лыжи разводятся носками шире, больше ставятся на ребра, шаг делается короче и опора на палки сильнее.
Очень крутой подъем преодолевают способом «лесенка». (Рис. 23). Встав боком к склону, ближайшую к нему ногу надо выставить в сторону и опереться на наружное ребро лыжи. Затем, подтянув кверху другую ногу, поставить лыжу рядом на внутреннее ребро.

Спуск с горы и способы поворота

Стойка прямого спуска: лыжи вместе, колени согнуты - работают, как рессоры, руки чуть разведены в стороны, палки - назад.
Спуск с горы производят в высокой, средней (основной) и низкой стойке. (Рис. 24). Удобнее всего средняя: в этой стойке легче делать повороты, преодолевать различные неровности, тормозить. Спускаясь с горы, никогда не следует держать палки впереди себя, чтобы, не наткнуться на них. В высокой стойке ноги выпрямлены больше, чем в основной. В низкой стойке ноги сильнее согнуты, голова и туловище наклонены вперед, руки вынесены вперед.
Для большей устойчивости одну лыжу при спуске выдвигают немного вперед. Спускаясь по диагонали, тяжесть тела переносят на нижнюю лыжу, слегка выдвинув вперед верхнюю.
При этом лыжи ставят на ребро, а колени приближают к склону. При спуске с горы, если скольжение ухудшается, корпус надо отклонить назад, если же скольжение улучшилось - несколько наклониться вперед.
В конце спуска в связи с тем, что лыжи перед переходом на горизонтальный участок глубоко врезаются в снег и тормозят (на так называемом «выкате»), рекомендуется сильнее выдвинуть одну лыжу вперед, отклонить корпус назад, а потом принять низкую стойку.

Как затормозить на спуске

Чтобы при спуске снизить скорость и постепенно затормозить, достаточно в низкой стойке сесть верхом на палки и вдавливать их в снег. Наиболее надежный способ торможения - «плугом». (Рис. 25). Во время спуска с горы развести в стороны обе пятки и поставить лыжи на внутренние ребра и сблизить слегка согнутые колени.
Чем больше разведены пятки, тем сильнее будет торможение. Тяжесть тела распределяется на обе лыжи равномерно.
Есть и другой способ торможения одной лыжей - «полуплугом». (Рис. 26). В сторону отводится одна пятка; опираются при спуске только на лыжу, которая выполняет упор. Носки лыж вместе.
Нога, на которой скользят, согнута и ощущает вес тела.
Торможение боковым соскальзыванием на ребрах лыж применяют на очень крутых спусках (Рис. 27). А когда нужно несколько изменить направление или объехать препятствие, делают это, переступая на лыжах вправо или влево.
Наиболее простой поворот на тихом ходу с предварительным торможением - поворот «плугом» . (Рис. 28). Ранее указывалось, что при торможении «плугом» тяжесть тела равномерно распределяется на обе лыжи.
Если при спуске перенести тяжесть тела на правую лыжу, то они повернут влево, если на левую - направо.
Спускаясь с горы наискось на большой скорости, делают повороты «полуплугом». (Рис. 29). Спускаясь с горы наискось вправо, верхнюю правую лыжу отводят пяткой в сторону под углом к левой и выдвигают несколько вперед. Если затем левую лыжу поставить на снег плоско, а тяжесть тела перенести на правую, начнется поворот влево.

Многие любят активный отдых и зимой отправляются на горнолыжный курорт. Новички сразу берут несколько уроков катания на лыжах у инструктора. Со стороны всё кажется так легко, но нужно особое мастерство, чтобы правильно спускаться с уклонов. Важно усвоить способы торможения, чтобы кататься красиво и с удовольствием. Самая главная техника торможения - "плугом" и "упором" ("полуплугом").

В каких случаях применяется

Опытные лыжники проходят спуски, не используя торможений, ведь многолетний опыт даёт много разных ухищрений. Недостаточно подготовленный лыжник часто не может на ходу справиться с высокой скоростью, поэтому нужно обязательно научиться её убавлять. Торможение "плугом", "упором" применяется в случаях, когда появляется неожиданное препятствие, если вдруг падает кто-то из участвующих лыжников.

На соревнованиях помеху могут создавать зрители. Техника торможения "плугом" на лыжах иногда используется при недостаточно известном маршруте, на очень резких спусках. Это очень эффективный способ приостановки. Он помогает корректировать быстрый темп и приостанавливаться.

Начать следует со стойки "плуг"

Каково же значение выражения "в плуге"? Тот, кто хоть раз видел устройство и работу обычного плуга, сразу поймёт, в какую позу должен стать спортсмен. Для лыжника это означает, что он должен принять стойку, которая поможет ему контролировать скорость с помощью торможения или остановиться. Торможение "плугом" даже начинающий спортсмен может выполнить без затруднений. С чего же начать выполнение стойки? Она выполняется по следующему плану:

  • Передки лыж необходимо свести, а задники - максимально развести в стороны. Идеальным расстоянием между носками будет промежуток в 6-8 см.
  • Ноги нужно согнуть в коленях и голеностопах.
  • Корпус необходимо прогнуть вперёд.
  • Немного согнутые в локтях руки нужно вытянуть перед собой.
  • Вес тела желательно рассредоточить поровну на обе лыжи.
  • Палки должны быть направлены назад.

Несколько приёмов применения данной стойки

Научиться выполнять торможение "плугом" на лыжах можно несколькими способами:

  1. Самый простой приём - это отставить одну ногу в сторону. Выполнять его нужно, находясь в основной стойке (ноги согнуты в коленях, корпус наклонён вперёд, руки впереди). Одна нога остаётся на месте, а вторую нужно отставить в сторону, но носок не должен отодвигаться дальше 10 см от другого.
  2. Находясь в основном положении, можно по очереди отставлять лыжи: передние концы - вместе, задние - врозь. При этом лыжи должны наклоняться на внутренние рёбра.
  3. Приём "плуга" в прыжке. Для этого необходимо слегка подпрыгнуть и в одно время - свести носки и расставить пятки.
  4. Четвёртый эффективный приём - плавным надавливанием на полозья нужно раздвигать пятки, медленно выпрямляя колени и голеностопы. В итоге ноги нужно выпрямить полностью.

Торможение "плугом" в движении

После того как начинающий лыжник испробовал стойку "плуг", пора испытать её в движении и научиться приостанавливаться внизу трассы. Чаще всего для маршрута выбираются длинные склоны с выездом на прямолинейную местность. В таких случаях нет риска получения травмы из-за резкого падения.

Сначала спортсмен поднимается на склон. После этого он принимает основную стойку на лыжах (выше описывается). Затем он двигается прямо вниз по трассе. После набора скорости готовится выполнить торможение "плугом": постепенно выпрямляет ноги, разгибая колени. Затем лыжник сгибает ноги в коленях, надавливает на внутренние рёбра лыж и разводит задники в стороны. Таким образом, это действие напоминает работу плуга. На выкате он совершает торможение, перенося массу тела на внутренние рёбра лыж.

У начинающих лыжников после первых торможений могут затекать ноги, но не стоит переживать - на первых порах это нормально.

"Плуг" помогает контролировать скорость

На крутых склонах торможение "плугом" помогает регулировать скорость катания. От чего же она будет зависеть? Для эксперимента нужно подняться на покатый спуск. После этого следует принять на склоне стоку "плуг". Дальше в этом положении необходимо начать движение вниз. Бояться высокой скорости не следует, потому что данное торможение очень надёжное. Если систематически сгибать и разгибать ноги, а также надавливать на внутреннюю окантовку лыж, изменять промежуток между задниками, то можно спокойно уменьшать или увеличивать скорость. Когда угол между задниками будет увеличиваться, движение будет замедляться, а когда он будет уменьшаться, езда ускорится.

Совершенствование торможений

После того как начинающий лыжник освоит торможение на небольших склонах, можно начать освоение более крутых трасс или спусков, на которых меняется рельеф. Самыми частыми ошибками, которые допускают новички, осваивая метод "плугом", являются следующие погрешности: носки лыж иногда перекрещиваются, неравномерно распределяется давление на каждую лыжу, что изменяет направление движения. Иногда новички недостаточно разводят пятки или мало сгибаются, не сводят колени. Если возникают подобные ошибки, то следует ещё несколько раз потренироваться на невысоких склонах.

Техника "упором"

Тот, кто освоил торможение "плугом", легко сможет пользоваться методом "упора". Чтобы легче было понять его суть, можно заняться имитацией движений на месте по несколько раз. Предназначено такое торможение для спусков наискось, по диагонали. Это такой своеобразный разворот лыж или боковое соскальзывание. Вот примерный инструктаж для торможения "упором":

  • Для начала при спуске нужно слегка присесть.
  • Затем следует выполнить резкий толчок вперёд и выпрямиться. Это позволяет снять нагрузку с лыж.
  • Следующим действием будет поворот голеностопными суставами, что помогает развернуть лыжи под углом на бок.
  • Для выполнения этого движения подключаются плечи и туловище.
  • Чем больше величина угла разворота лыж, тем сильнее будет торможение.

В конечном итоге можно использовать опору на палку. Для того чтобы полностью остановиться, лыжи необходимо поставить поперёк спуска строго на ребро. Чаще всего таким методом торможения пользуются мужчины или опытные спортсмены, девушкам лучше использовать его на низких склонах, потому что для его выполнения нужно немало сил и сноровки.

Управляемое падение

Что делать в тех случаях, когда невозможно применить ни технику "плугом", ни "упором"? Бывают случаи, что лыжник движется по спуску на высокой скорости, вдруг на его пути неожиданно появляется препятствие. В таком случае просто необходимо резко затормозить или остановиться.

Иногда предотвратить наезд на объект можно только с помощью преднамеренного падения. Это в тех случаях, если препятствие застигло лыжника врасплох и находится настолько близко, что нет возможности притормозить. Если умело управлять падением, то существует вероятность не получить травму, быстро подняться и продолжить катание.

Для такого случая нужно знать следующие хитрости управляемого падения:

  • Сначала нужно постараться присесть.
  • Потом необходимо попытаться завалиться назад и набок.
  • В это же время следует лыжи развернуть поперёк трассы.
  • Затем с помощью палок можно легко подняться и снова продолжить скольжение.

Бывают случаи, что при таком падении лыжи перекрещиваются. Тогда следует перевернуться на спину, поднять ноги вверх и направить лыжи в нужное положение. После этого необходимо перевернуться набок и подняться.

В некоторых случаях туристы применяют торможение палками. Это бывает при большом количестве снега на склонах, когда падение неуместно. Эти методы подходят только для любителей, спортсмены в гонках их не используют.

Лыжный спорт – один из самых распространенных в зимнее время года. Для успешного прохождения дистанции нужно не только научиться стоять на этом спортивном инвентаре и двигаться, необходимо узнать, как правильно тормозить на лыжах, и довести этот навык до уровня рефлексов. Теория – хорошо, но необходима также практика. Правильная остановка позволит избежать многочисленных травм, опасных ситуаций. Обычно спортсмены проходят всю дистанцию без перерывов, но в критические моменты или при возникновении внезапных препятствий может понадобиться экстренное торможение.

Как тормозить на горных лыжах?

Для горных лыж характерно развитие большой скорости, значительного уклона спуска. В таких условиях рекомендуется начинать обучение экстренному снижению темпа на наиболее пологих трассах, постепенно увеличивая угол наклона плоскости. Логика простая – чем более пологий склон, тем легче тормозить.

Экстренное торможение нельзя осуществлять с помощью случайно попавшихся предметов (деревьев, столбов), их нужно объехать. Кроме того, на большой скорости не рекомендуется падать в панику. Она ослабляет концентрацию внимания, что чревато получением травмы. Части трассы или лыжни без снежного покрова также не станут спасением, а прибавят неприятностей.

Для экстренной остановки стоит применить перемещение в горизонтальное положение (падение), лучше всего такой метод действует при движении наискось со склона. При этом велика вероятность, что при отсутствии верных знаний о том, как правильно тормозить на лыжах, и достаточных тренировок, падение будет достаточно болезненным.

Как вид экстренного торможения с наибольшим коэффициентом эффективности можно рассматривать падение. Делать это нужно правильно:

  1. Нельзя падать на спину или заднюю часть, при высокой скорости скольжение продолжиться.
  2. Падать нужно на бок, при этом первым, что коснётся поверхности, должно быть бедро – это погасит удар, снизит вероятность травмы.
  3. При сбросе темпа стоит применять руки, но не хватать все подряд, а применять их как элемент дополнительного сопротивления.

При продуманном и успешно выполненном падении риск получения травм стремиться к нулевой вероятности. В связи с этим рекомендуется провести несколько тренировок с инструктором, чтобы понять, как правильно тормозить на горных лыжах. Безопасность превыше всего.

Как тормозить на беговых лыжах?

Остановка на беговых проще, чем на горных. Это связано с типом местности, используемой для маршрута. Для беговых лыж используется более пологий склон или вовсе ровная местность, натоптанная лыжня. Часто торможение вовсе не требуется на всей длине трассы, становится нужным только при неожиданно изменившихся обстоятельствах.

Тормозить также можно поворотом, как и «плугом», спортсмен сам выбирает способ. При любом из видов торможения можно упасть. При этом потребуется узнать не только как правильно тормозить на беговых лыжах, но и как нужно падать, вставать. Если лыжи приняли положение латинской буквы X, то следует перевернуться на спину, поднять ноги перпендикулярно земле, перевести лыжи в правильное положение.

После финиша на дистанции обязана быть предусмотрена полоса торможения.

Как тормозить на лыжах на спуске?

Для тренировки рекомендуется выбирать ровные и хорошо утоптанные склоны. В первую очередь рекомендуется изучить самый простой способ торможения – разворот стопы, иногда его называют бракаж. Порядок выполнения упражнения следующий:

  1. Перед спуском рекомендуется тщательно проверить собственное положение – опора под ногами должна быть прочной. Пятки должны быть тщательно прижаты.
  2. Начинать тормозить следует только после набора достаточной скорости.
  3. После того как приемлемая скорость достигнута, нужно развернуть лыжи перпендикулярно направлению движения.

Изначально многие решившиеся на освоение такого способа остановки часто падают, но со временем становится легче: мышцы, вестибулярный аппарат привыкают к действию. Потеря равновесия связана с позицией, при которой выполняется упражнение – нижняя стойка, положение лыж на ширине плеч, нагрузка идёт по всей длине. Этот способ остановки наиболее эффективен, но применять его стоит только тем, кто хорошо справляется с нагрузкой, и уверен в себе полностью.

Снизить скорость на спуске можно с помощью скользящего упора. Упор – движение на лыжах, позиция которых напоминает букву «V», то есть носки сближены, а задние части максимально удалены друг от друга. Подобный способ торможения очень напоминает «плуг», но всё же есть некоторые различия:

  • техника упора не останавливает движение, а всего лишь замедляет;
  • после изучения этого способа можно гораздо легче освоить повороты.

Подходит этот способ для сброса скорости на достаточно пологих склонах. Часто его используют во время тренировок с теми, кто немного боится: такое продвижение на психологическом уровне вызывает чувство безопасности у новичков.

Важно помнить

Чтобы тело знало, как правильно тормозить на лыжах, рекомендуется провести несколько тренировок, изучить оба способа, их комбинацию. Комбинирование подходит в случае слишком большого разгона. Сначала требуется сбросить скорость с помощью упора, а потом из этого положения выполнить поворот ступней. При подобно способе торможения остановка, скорее всего, будет аккуратной, удастся избежать падения.

Чтобы завершение дистанции прошло успешно, нужно знать, как правильно тормозить на лыжах с горки, как переводить село из основной стойки во все остальные. Основная стойка представляет собой наклонённый корпус и слегка подогнутые ноги. Для того чтобы ускориться, необходимо ещё больше согнуть ноги, вытянуть руки назад, пригнуть корпус к земле. Таким образом, в соответствии с законами аэродинамики, тело становится более обтекаемым воздушными потоками, ускоряется. Для плавного снижения темпа менять положение тела следует в обратную сторону, то есть разогнуть корпус, выпрямить ноги. Для сохранения устойчивости рекомендуется оставить ноги в слегка согнутом и расслабленном виде, тогда они будут выполнять роль амортизаторов. Сохранить равновесие на протяжении всего движения поможет концентрация и динамика положения тела относительно поверхности. Менять стойку необходимо в зависимости от обстоятельств, а не по алгоритму. При движении на скорости все части тела играют свою роль: настоящие профессионалы могут еле уловимой сменой положения увеличить или уменьшить скорость, сменить траекторию движения.

Торможение на лыжах «плугом»

Тормозить «плугом» на лыжах достаточно популярно среди спортсменов разных категорий, кроме того, такая позиция тела может являться основой для нескольких элементов движения. Подобная стойка применяется при прямом спуске и позволяет перенести нагрузку на обе ноги. При этом положении пятки разведены в стороны, а носки лыж соприкасаются.

Положение тела при этом способе остановки также имеет значение. Наклон туловища уменьшается, а корпус отводится назад. Палки требуется прочно сжимать руками, а кисти вытянуть немного вперёд и сблизить перед корпусом.

Для перехода в стойку при свободном спуске необходимо немного согнуть ноги и резко выпрямить их по завершению изменения положения лыжи. Таким образом будет осуществляться наибольшее давление по плоскости и сопротивление движению. Как известно, чем больше сопротивление, тем быстрее снижается скорость. Пятки должны оказывать наибольшее давление. Расстояние между пятками лыж зависит от темпа спуска, расстояния торможения и общих характеристик снежного покрова.

Заниматься изучением лыжного спорта рекомендуется с профессиональным инструктором, его опыт поможет разобраться в тонкостях вида спорта, избежать «глупых» травм. При отсутствии учителя следует выбирать наиболее безопасные участки трассы, желательно предназначенные именно для обучения. Перед началом тренировки нужно тщательно проверить крепления инвентаря и одежду. Если нет возможности приобрести специальную форму для лыжного спорта, можно воспользоваться имеющиеся в гардеробе вещи. Они не должны стеснять движений, но быть достаточно тёплыми, чтобы избежать обморожения. Выполняя все рекомендации, можно избежать неприятных травмоопасных ситуаций.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!