Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Велосипеды для людей с ограниченными возможностями. Предприятие «Hopp» делает велосипеды для тех, у кого проблемы с движением

Езда на велосипеде может оказать феноменальное воздействие на физическое и психическое развитие ребенка-инвалида и качественно улучшить жизнь взрослого человека с ограниченными возможностями. Велоспорт учит координации, повышает силу, выносливость и общее состояние здоровья.

Выбор велосипеда для человека с ограниченными возможностями достаточно сложен, но при этом природа инвалидности индивида четко определяет тип машины, на которой он мог бы ездить. Как правило, чем больше степень инвалидности, тем сложнее эргономичное решение велосипеда. Некоторые продавцы товаров для инвалидов много знают о велосипедах. Очевидно, что один из самых важных аспектов - найти опытного и компетентного поставщика.

Даже в случае легкой формы инвалидности редко удается модифицировать обычный велосипед в специализированный. Например, подгонка городского велосипеда под нужды тех, кто может пользоваться только одной рукой, требует того, чтобы все элементы управления были смонтированы на одной стороне руля. Поскольку немногие стандартные велосипедные части предназначены для установки таким образом, может потребоваться некоторое инженерное искусство, и, возможно, придется заказать новые компоненты.

Людям с глубокой инвалидностью потребуется гораздо более сложная машина с возможным добавлением пониженных передач, фиксированной колесной трансмиссии, ограниченного рулевого управления, ремней безопасности, специальных сидений, педальных платформ и даже специально изготовленных компонентов с нестандартными размерами. Но независимо от степени инвалидности задача всегда заключается в том, чтобы выбрать машину, которая наиболее точно удовлетворяет потребности велосипедиста-инвалида, а затем тонко настроить и адаптировать ее к индивидуальным требованиям.

Какие бывают велосипеды для людей с особыми потребностями?

Одноколесный велотрейлер . Этот популярный прицеп крепится к подседельному штырю или багажнику велосипеда.

Двухколесный велотрейлер . Прицепляется к подседельному штырю любого велосипеда. Универсальная шарнирная муфта гарантирует, что прицеп находит свой собственный уровень на дороге.

Обычные низкие велосипеды с маленькими колесами . Эти велосипеды идеально подходят для особых потребностей. Рама без верхней трубы может упростить жизнь людей с ограниченной подвижностью конечностей. Есть выбор между обычными или складными моделями.

Трехколесный велосипед с вертикальной посадкой (трайки) . Трайки очень раскрепощают. Они обеспечивают устойчивую платформу для людей с плохой координацией. Вы можете остановиться в любое время и отдохнуть, не опуская ногу на землю, или ехать в гору на скоростях, которые были бы невероятно малыми для велосипеда.

Велосипеды и трайки с электродвигателем . Такие велосипеды идеальны для людей с ограниченной силой или выносливостью.

Полулежачие велосипеды (лигерады) . Многие ценят непринужденное сидячее положение этих велосипедов. Нижнее положение сиденья делает велосипед удобным для посадки. При остановке ваши ноги могут быть размещены плашмя на дороге. Когда верхняя часть тела находится в вертикальном положении, шея выпрямлена и свободна, нет давления на запястья. Поддерживающее сиденье обеспечивает комфорт.

Лежачие трехколесные велосипеды (лигерады) . Выпускается в двух вариантах: «головастик» (два колеса - впереди) и «дельта» (два колеса - сзади). Они подходят для тех, кто хочет иметь быструю машину спортивного вида. Низкая посадка обеспечивает комфортную и стабильную езду с отличным управлением на поворотах.

Ручные велосипеды . Большинство из них используют довольно стандартную велосипедную трансмиссию, только вращение педалей осуществляется руками, а не ногами. Ассортимент включает в себя тандемы, лигерады, трайки-внедорожники и силовые модели. Они приходят в сборе или в виде разборного комплекта, который крепится к стандартной инвалидной коляске.

Тандем . Наиболее подходящим типом традиционного тандема для инвалидов является универсальный, компактный вариант с маленькими колесами. Длинные подседельные штыри могут регулироваться под велосипедистов любого роста.

Лежачий передний тандем . Эти гениальные машины предназначены для взрослых, детей или комбинации взрослые/дети. Передний пассажир имеет удобное неактивное место, сидящий сзади велосипедист контролирует рулевое управление, переключение передач и торможение. Ездоки располагаются достаточно близко друг к другу для облегчения общения во время поездки.

Тандем с инвалидной коляской . В этом трехколесном тандеме полностью функциональная инвалидная коляска присоединена к половине велосипеда.

Трех- или четырехколесные тандемы «бок о бок» . Люди очень разных размеров и физической подготовки легко могут ездить вместе, даже если среди них есть те, кто имеет мало опыта езды на велосипеде или не имеет его вовсе.

Тандемы с передним местом для ребенка . Представляют собой двух- или трехколесные велосипеды. Они могут поставляться с фиксированным или управляемым передним рулем.

Езда на велосипеде имеет реальное терапевтическое значение. Велоспорт стимулирует чувства - слух, обоняние и ощущение реального мира. Он уникален в своей способности использовать энергию индивида и превращать ее в быстрое, интересное и веселое движение вперед. Велоспорт меняет жизнь людей, и для инвалидов положительный эффект может оказаться преображающим.

Истории

Терпи, но бери белорусское. Как детям-инвалидам выписывают бесплатное, но бесполезное оборудование

Нина Шулякова

Семья десятилетнего Никиты из Минска четыре месяца выбивала инвалидную коляску для сына. Ни один бесплатный вариант не подошел. Коляска, которую в итоге получили, содрала ноги в кровь. В это же время Никите прописали в поликлинике трехколесный велосипед. Мальчик крутить педали не может. Мама отвезла велосипед на дачу и возит на нем картошку. Восьмилетняя Маргарита ждала инвалидную коляску по индивидуальному проекту восемь месяцев. Сделали такую, что больно сидеть. Родители детей-инвалидов недоумевают: почему государство тратит деньги на бесполезное оборудование?

«Имена» продолжают серию историй о предметах, которых в Беларуси не достать. Первая была про трахеостомические и гастростомические трубки . Цели сериала - рассказать о проблеме, найти решение и донести его до министерства здравоохранения, министерства труда и социальной защиты и других ведомств.

4 786 кресел-колясок и 43  000 средств реабилитации получили белорусы-инвалиды за первые шесть месяцев 2017 года. Детям-инвалидам коляски и другое медицинское оборудование положено бесплатно. И детям его выдают. К сожалению, статистика молчит о том, сколько таких колясок, вертикализаторов, корсетов, шезлонгов для купания и столиков для реабилитации пылится на антресолях или служит дачной мебелью. Не подошли.

Родители говорят про такие проблемы. Во-первых, выдают то, что есть, не учитывая особенности болезни. Во-вторых, качество пока оставляет желать лучшего. В-третьих, поменять коляску или сделать по индивидуальному заказу, что предусмотрено законом, - та еще проблема. В-четвертых, нельзя получить компенсацию за нормальную коляску, купленную на свои деньги. А компенсация - широко распространенная международная практика.

В углу за дверью в разобранном виде

Коляска понадобилась Никите полгода назад. У мальчика миопатия. Хроническое прогрессирующее нервно-мышечное заболевание, при котором атрофируются мышцы. Врачебно-консультационная комиссия предложила два варианта бесплатной помощи: коляску с судном или коляску для детей с ДЦП. Первый вариант родителей возмутил. Ребенок ходит в школу, и в этом году впервые придет в класс не на своих ногах. А тут еще и с судном.

Дети и так будут слегка шокированы. А вы хотите туалет подвесить, чтобы вообще над ребенком хохотали? И так психологическая травма у него, - говорит мама Никиты Лена .

Второй вариант, коляска для детей с ДЦП, тоже не подходит. Неповоротливая, тяжелая. Передвигаться на ней самостоятельно мальчик не сможет. Поэтому Лена попросила для Никиты коляску активного типа (с ручным приводом и легко управляется) - «Гепард». Тоже белорусская, делают на предприятии РУП «Четырнадцать» в Новосадах заключенные. Лена говорит, что коляску можно одним пальцем развернуть на 180 градусов - то, что нужно.

Эту инвалидную коляску мы сфотографировали в квартире Александра Солдатенко, о котором «Имена» писали в конце августа. У него диагноз - БАС (боковой амиотрофический склероз). Александр получил коляску, когда уже не мог самостоятельно держать голову. Нужна была коляска с подголовником. В поликлинике выдали такую. Два года стоит разобранная в углу комнаты.

Чтобы получить «Гепарда», маме Никиты Лене пришлось преодолеть бюрократическую полосу препятствий. После долгих уговоров и комиссий, которые проверяли, силен ли мальчик настолько, чтобы крутить колеса, разрешение на коляску активного типа дали. Но на этом приключения не закончились.

Лена приходит на склад, чтобы получить долгожданное средство передвижения. На складе ни одного врача-консультанта. Женщина выбирает модель и размеры на свой страх и риск. Ничего не подходит. Остановливаются на двух вариантах. Первая коляска в пору по седушке, но ноги едва помещаются. Вторая - ноги стоят свободно, но сидение слишком широкое, и ребенок сидит криво, съезжает. При миопатии это противопоказано. Взяли ту, что тесновата в ногах, в надежде подкорректировать коляску. Оформили документы, попросили спилить ограничители для ног, но на заводе отказали: существуют документы и нормативы, по которым изготавливают изделия, и нарушать их нельзя.

Никита пробовал ездить на том, что есть, но за десять минут коляска буквально стерла ноги в кровь. Теперь «Гепард» стоит дома разобранный.

Нам всё время предлагают средства реабилитации для ДЦП. Но у нас миопатия. А для миопатов, как и для других не слишком распространенных заболеваний, никакое оборудование не предусмотрено, - говорит Лена. - Идти навстречу и помогать выбрать что-то толковое, учитывая особенности ребенка, никто не хочет. Деньги государственные, выходит, тратятся впустую.

Родители Никиты говорят, что вещи выписывают бестолково. Когда мальчик уже не мог толком ходить, экспертная комиссия выдала ему трехколесный велосипед. Велосипед стоит в дачном гараже. На нем мама Никиты возит картошку и капусту. Выписали подставку для купания, столик для занятий по реабилитации, поручни для туалета и ванной, ортопедическую обувь, лонгеты. Подставка для купания оказалась узкой - подходит только для старых чугунных ванн, а на новые, акриловые, не налазит. Лежит в сарае, ждет лучших времен - Виталий , папа Никиты, думает сделать из нее качели. Из даров комиссии подошли только поручни.

Обе коляски выдали Маргарите в Протезно-ортопедическом восстановительном центре. Слева - коляска, которую делали восемь месяцев по индивидуальному заказу. Должна была раскладываться, но не раскладывается. Справа - стандартная коляска, которую тоже выдали бесплатно. Чтобы ее хоть как-то использовать, мама Маргариты Наташа придумала систему валиков, подушек, ремешков и завязок, которые фиксируют ребенка в нужном положении. Эта коляска служит Маргарите стульчиком для кормления. Фотография: Сергей Гудилин, Имена

Ввези меня, если сможешь

У родителей накопилось много претензий к коляскам. Неудобные габариты. Низкое качество сборки. Спинки не откидываются, подставки для ног под таким углом, что ноги затекают. Тормоза ненадежные - коляски переворачиваются. Оборудование не могут сделать удобным и подходящим для ребенка, даже если это индивидуальный заказ.

Для разных заболеваний нужны разные коляски, - говорит Наташа Далида, мама Маргариты, девочки с глутаровой ацидемией (врожденное нарушение обмена веществ). - Мы не нашли среди того, что нам предлагали, нужную коляску, и решили сделать ее по индивидуальному заказу. Эта услуга прописана в постановлении Совета Министров № 1722. Нам сказали, что изготовление займет больше времени, чем обычно. Мы согласились. Сделали все необходимые замеры. Главное пожелание - чтобы у коляски менялось положение спинки: сидя, полусидя и полулежа. Маргарите нужно менять положение туловища, чтобы у нее не было пролежней. Ждали восемь месяцев. Выдали коляску. Спинка - не разгибается. Если приложить недюжинную силу, корпус коляски сдвигается на пару сантиметров назад, но вместе со спинкой вверх поднимаются и ноги. Наташа говорит, что ее так впечатлил этот «косяк», что она сразу пригласила главного инженера побеседовать.

Трехколесный велосипед для реабилитации детей с ДЦП для Никиты. У ребенка не хватает сил крутить педали. Сильная нагрузка на мышцы ему противопоказана. У Никиты не ДЦП, а миопатия. Велосипед используют в хозяйстве. Стоит на даче, в гараже. Фотография: Сергей Гудилин, Имена

Я у создателя коляски спросила: «Вы спите ногами кверху?». А в ответ: «Вы, мама, не инженер! Ничего не понимаете». Пришлось коляску самим адаптировать, подкладывать валики, чтобы ребенку выстраивать положение тела. В итоге купили коляску сами. Повезло, нашла у знакомых недорого. Коляска от Центра стоит в гараже и используется как источник запчастей - классные колеса.

Председатель Республиканской ассоциации инвалидов-колясочников Беларуси Евгений Шевко ежегодно отправляет на производства замечания и предложения:

У белорусских колясок самые простые детали и комплектующие. Боковинки отваливаются, спинка. Много лет тормоза торчали, как рога, вверх. Человек садился, задевал их штанами и мог повредить пятую точку. Тормоза поменяли - на это ушло несколько лет. Коляски однотипные. Тяжелые. Металл хрупкий, трескается. Узкие направляющие к подножкам - у инвалидов сползают ноги, появляются пролежни на икрах. Недавно в Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр пришел новый руководитель, который, кажется, готов к нам прислушиваться. Уже стали появляться новые модели.

Что получается? Родители детей-инвалидов вынуждены платить за нужную им коляску, которая положена бесплатно. Плюс доставка из-за границы и пошлина. Вертикализатор, например, может стоить 4000 евро. Нужно заплатить 30% от суммы.

Пошлину можно не платить, если есть медицинская справка с заключением врача о том, что ребенок нуждается в коляске, которую родитель пытается ввести. Но врач не может выдать такого заключения, потому что по документам ребенок уже получил коляску от восстановительного центра. Итог: некоторые родители нарушают закон. Везут медицинские кровати под видом обычной мебели, коляски - под видом запчастей.

Подставка для купания в ванной для Никиты. Подходит только для чугунных ванн и не крепится (меньше размером) на ванны акриловые. Хранится на даче, в сарае. В следующем году папа Никиты Виталий планирует превратить подставку для купания в качели. Фотография: Сергей Гудилин, Имена

Самые отчаянные обращаются к ремесленникам, которые работают без лицензий и сертификатов. По сути, вне закона. Иван Петрович (имя изменено по просьбе героя) живет в 63 километрах от Минска в поселке. До пенсии работал на заводе сталеваром. Насовсем перебрался из столицы на природу. Тут у него мастерская, где он занимается столярным делом: столы, двери, оконные рамы, иконостасы, перегородки, шкафы. Такой у Ивана Петровича небольшой бизнес.

Год назад Иван Петрович впервые сделал вертикализатор - устройство, которое помогает людям с инвалидностью принимать вертикальное положение, чтобы органы оставались в порядке, не было пролежней и остеопороза. Никакой лицензии на изготовление товаров медицинского назначения Иван Петрович не получал - сложно, дорого, долго. А сделать вертикализатор надо было срочно - его прописали внуку Ивана Петровича Кириллу , который родился с ДЦП.

Пришла дочка. Картинку показывает и говорит: папа, вот такое сможешь сделать? Для Кири. Я посмотрел, конструкция вроде несложная. Взялся. За свои деньги такое не купишь. Он стоит 4000 евро, - говорит Иван Петрович.

Рассказывает, что заказов берет немного. Денег за работу не просит. Только иногда за материал:

Соседка попросила для мужа ходунки. После операции ходить. Говорю: могу, но не буду. За крепления не отвечаю, сертификации нет. Сломается, он упадет и разобьется. Кто виноват? Я. И меня под суд. А вот если ребенку что-то для развития надо сделать, где родитель будет всегда контролировать, - это да. Ничего зазорного нет.

Поди попробуй замени

Папа Никиты с миопатией Виталий обращался в протезно-ортопедический восстановительный центр, чтобы заменить неудобный «Гепард». Там сказали, что необходимо заключение на замену. Такое заключение выдает врачебно-консультативная комиссия: председатель, заведующий отделением и лечащий врач.

Пошел к председателю комиссии. Он говорит: нет, никакого разрешения мы вам больше не выдадим. Уже выдали вам его полгода назад, - говорит Виталий. - Оно бессрочное. Обращайтесь в комитет по труду. А там: мы всё заменим, но нам надо обоснование, почему менять. Мы говорим, мол, вот оно, бессрочное, есть. А нам отвечают: нет, вы по тому обоснованию, что у вас есть, уже получили одну коляску. Приходим в поликлинику. Там говорят, что другого обоснования не будет. Что делать? Они меня посылали туда-сюда, пока я не взял у обоих телефоны и не устроил совместный звонок.

В итоге разрешение на замену удалось получить только в начале сентября. И не потому, что коляска не подходит по техническим параметрам. А потому, что Виталий доказал, что его ребенок вырос. И коляска нужна побольше.

Столик для реабилитации для Никиты. Предназначен для детей с серьезными нарушениями координации. У Никиты с координацией всё в норме. Столик хранится на даче, рядом с вязанкой дров. Используется как подставка для шашлыков. Фотография: Сергей Гудилин, Имена

Никакой компенсации

Коляски, которых не найти на протезном заводе, можно было бы покупать у частных компаний. Они привозят в Беларусь легкие и новые модели. И тут две проблемы.

Первая - деньги. В Польше, Германии, Литве врач выписывает ребенку нужную ему коляску. Если у государственных заводов нет подходящего оборудования, родители покупают его сами, а государство компенсирует потраченные деньги. В Беларуси системы компенсации нет. Семья имеет право получать только то, что произведено тут. То, что дает Протезный.

Эта проблема цепляет за собой вторую. Частные фирмы вынуждены конкурировать с государством, которое диктует условия и забирает львиную долю рынка. Поставщикам трудно прогнозировать сбыт, потому что большинство семей берут то, что дают бесплатно. И поставщикам нужного оборудования просто невыгодно приходить в Беларусь. Геннадий Кротов, директор компании «АСГ МедСервис», которая ввозит в Беларусь польские инвалидные коляски, вертикализаторы, столики для реабилитации детей с ДЦП, говорит, что бизнес не приносит желаемых результатов:

Регистрация долгая, около восьми месяцев. Документов нужно много: гарантии завода-производителя, первичная оценка, гигиенические и клинические испытания. Чтобы получить сертификат на один вид товаров - прогулочные коляски для детей с ДЦП - мы заплатили около 8 000 евро. Регистрация противопролежневого матраса - 7 000 - 8 000 евро. Чтобы их окупить, надо продать около 3 000 - 4 000 штук. В Европпе суммы на регистрацию примерно такие же, но благодаря системе компенсации компаниям выгодно поставлять новые качественые товары и увеличивать ассотимент. В Беларуси без системы компенсации бизнес становится убыточным. Многие просто уходят с рынка: товар нужный, но слишком маленькая покупательская способность, - говорит Геннадий.

Инвалидная коляска для Маргариты. Девочка ждала коляску по индивидуальному заказу восемь месяцев. Главное пожелание к коляске - подвижная спинка. Через восемь месяцев Маргарите выдали коляску с неподвижной спинкой. Коляска велика Маргарите даже сегодня, 3,5 года после того, как ее выдали. Коляска стоит в подъезде в коридоре перед входом в квартиру. Ее используют как источник запчастей. Фотография: Сергей Гудилин, Имена

Таким образом, в Беларуси родители детей-инвалидов лишены выбора. Имеют право получать медицинское оборудование бесплатно, но часто получают не то, что нужно, а то, что нашлось на складе.

Говорят, у государства нет денег, чтобы обеспечить всех нуждающихся. Это ясно. Но обидно, что всё как-то безграмотно. Кажется, нет ни менеджеров, которые бы оптимизировали процесс, ни индивидуального подхода к каждому ребенку, - говорит Лена. - Обидно, что мне дали то, что кому-то могло бы помочь. А оно стоит у меня в сарае. А то, что могло бы помочь мне, возможно, лежит у моей соседки на антресолях.

Вариантов решения проблемы может быть несколько:

Модернизировать производство на протезно-ортопедическом восстановительном центре,

Создать условия для компаний-поставщиков, которые привозят качественное оборудование в Беларусь,

Ввести компенсации за оборудование, которое семьи покупают самостоятельно, если изделие протезно-ортопедического восстановительного центра не подошло,

Увеличить количество врачей-консультантов, которые помогали бы подбирать коляски индивидуально, исходя из потребностей конкретного человека.

«Имена» работают на деньги читателей. Вы присылаете 5, 10, 20 рублей, а мы делаем новые истории и помогаем еще большему количеству людей. «Имена» - для читателей, читатели - для «Имен». Нажимайте сюда и выбирайте удобный способ для перевода !

Почему было создано социальное предприятие «Hopp»?

«Мы решаем проблемы, которые видим сами. С энтузиазмом помогаем людям, у которых проблемы с движением. Производим трехколесные вылосипеды и продаем по рыночной цене», — рассказала представитель «Hopp».

По ее мнению, велосипед — это транспортное средство, которое помогает людям находиться в обществе, быть в движении. Поэтому именно для людей с проблемами опорно-двигательного аппарата они имеют большое значение.

Макаре пояснила, что предприятие появилось после запросов клиентов.

Компания работает уже четыре года. Изначально один из клиентов позвонил другому соучредителю предприятия с просьбой сделать велосипед, так как у заказчика протез ноги и есть сложности в перемещении. Тогда и было создано производство гаражного типа. Постепенно была начата и социальная предпринимательская деятельность. Соучредителям эта помощь людям понравилась, и они поняли, что такие велосипеды необходимы многим, и производства гаражного типа уже не хватит.

«Изначально мы думали, что это будет благотворительный проектик, сделаем два, три велосипеда. Но, углубившись в этот процесс, начали говорить с различными обществами инвалидов и негосударственными организациями. Поняли, что для общества эта вещь куда нужнее, чем мы думали изначально. Два или три велосипеда ничего не решат», — делится воспоминаниями представитель «Hopp».

Трехколёсники делают из уже готовых двухколесных велосипедов

Макаре указала, что в первый год работы предприятия была разработана система создания трехколёсников, чтобы они были эргономичными и безопасными.

«Думали, что производство велосипедов окажется простым, однако было сложно», — пояснила она.

Себестоимость специального велосипеда — около 520 евро. Они делаются из уже готовых двухколесных велосипедов. Изготовлены трехколесники из металла, поэтому прочные. Их продают почти по себестоимости.

Как получить специализированный велосипед?

Соавтор социального предприятия рассказывает, что тем людям, которые хотят купить велосипед, нужно поискать на сайте, там указаны контакты. Она также призывает посетить предприятие лично и обговорить все детали с глазу на глаз.

Макаре рассказывает, что полученные деньги предприятие «Hopp» направляет на благотворительность или на разработку нового велосипеда.

«Мы вложили средства в разработку новой модели велосипеда и новых решений. И в благотворительность, где мы опросили различные предприятия. Они помогают спонсировать производство, но мы разрабатываем и дарим велосипеды тем, кто не может их себе позволить», — пояснила представитель социального предприятия.

«Hopp» оценивает проект MTG как важный

Соавтор предприятия считает, что новый проект «MTG TV», в котором одно из социальных предприятий получит 45 000 евро, чудесным, так как у многих энтузиастов, которых часто называют спасителями мира, часто нет финансирования.

Телеканалы TV3 и 3+ концерна MTG TV Latvia вместе с бесприбыльной организацией Reach for change запускают новый социальный проект «Предприниматель доброй воли»! Цель проекта, найти людей, идеи которых могут сделать мир детей лучше, и помочь этим людям превратить идеи в успешный бизнес. Победитель проекта «Предприниматель доброй воли» получит финансовую помощь в размере 45 000 евро, чтобы иметь возможность реализовать свою идею социального предпринимательства.

С 7 июля каждый, у кого есть идея, как улучшить благосостояние детей, и кто хочет свои идеи реализовать в социальном предпринимательстве, призывается подавать заявки на домашней странице www.labasgribasuznemejs.lv. Заявки на участие в проекте «Предприниматель доброй воли» принимаются до 14 сентября.

Необычное транспортное средство, больше похожее на коробочку или шкафчик на колесах, несколько раз замечали автомобилисты и пешеходы в Уручье. Выяснилось, что диковинная машина — это коляска для инвалидов на электроприводе. Ее владелец — 72-летний Владимир Антонович Медведский, в прошлом водитель-профессионал, а сейчас пенсионер и инвалид первой группы. Мужчина рассказал сайт о своей любви к шоферскому делу, болезни, свалившей его с ног, «коробчонке» на колесах и его пока несбывшейся мечте, которая поможет осчастливить всех инвалидов.

«Тяжелой технике не изменял»

Тяга к автомобилям и шоферскому делу у Владимира проявилась еще во время учебы в школе, поэтому очень кстати для мальчика были уроки производственного обучения, на которых он получил профессию автослесаря и водительские права с присвоением ему самого низшего, третьего класса.

— Права получил в 1963 году, мог бы сразу стать водителем, но после школы устроился на работу киномехаником. У нас в Глубокском районе это считалась «модной» профессией. А потом понял — не мое это, хочу крутить баранку!

Через два года парня призвали в армию, там и осуществилась его мечта — три года он возил на автобусе солдат. Дело заладилось — никаких нареканий со стороны военного начальства, нарушений ПДД у него не было, так что вместе с «дембелем» дослужился Владимир до первого водительского класса.

После военной службы решил Владимир податься в столицу, туда как раз переехала его родная сестра.

— Как водится, «по знакомству», меня устроили в военный строительный отряд водителем — то, что мне надо.

Возил Владимир Антонович солдат по всему Советскому Союзу, ездил на разной технике: от автобуса до самосвала, «не катался разве что на оленях». А один раз даже попробовал поработать личным водителем у большого начальника. Уж больно хотелось Володе покататься на «Волге». Но у шефа оказался сложный характер, и через полгода молодой шофер вернулся на большие машины. Так на них всю жизнь и проработал.

Зарплата по тем временам у Владимира Антоновича была достойной — около 200 рублей. Получал он немного больше, чем другие водители, потому что совмещал шоферскую работу с «автослесаркой».

— Но вы не подумайте, что водителей заставляли самим ремонтами заниматься. Для этого в военной части были огромные мастерские с отличным оборудованием и очень хорошие автослесари. С ремонтами проблем не было. Но мне нравилось этим заниматься.

«Нет техпаспорта — нет гаража»

В 70-х Владимир женился, и вскоре у молодоженов появился сын. А еще через несколько лет семье предложили возле Минска участок под строительство собственного дома.

— Я обрадовался, конечно, взял его. Сразу решил — непременно буду строить и гараж! Хотя так просто этого нельзя было сделать: сначала надо было предъявить техпаспорт на машину и лишь тогда строить гараж.

Однако гараж Владимир Антонович все же построил. А вскоре появилась и машина, «да не абы какая» — «Москвич-2140 люкс».

— На военную часть иногда выделяли легковые машины, но люди часто от них отказывались — не было денег. И вот однажды по селектору объявляют: кто хочет приобрести автомобиль «Москвич»? Я аж встрепенулся, но в кармане-то у меня пусто. А машина стоила восемь тысяч рублей!

Владимир Антонович бросил клич среди друзей.

— Кто по 500 рублей дал, кто по тысяче или две. И на следующий день нужная сумма у меня была на руках. Так я и приобрел себе машину. Правда, раздавать долги потом помогли родители.

Двадцать пять лет автомобилист ездил на «Москвиче». Говорит, качество тогда у машин было «высшее». Потом заменил машину на Volkswagen Passat, да вот толком на ней и не поездил — помешала болезнь.

«Говорили — не встану, а я хожу»

— Всего два месяца мне оставалось до выхода на пенсию… Возился я возле дома на рабочем МАЗе. Залез на кузов и в какой-то момент вдруг понял, что не чувствую левой руки и ноги — отнялись. Слезть сам уже не мог…

В больнице, куда его доставила скорая, поставили диагноз — инсульт: парализовало левую половину тела, хотя память и речь Владимир Антонович не потерял.

— Мне-то врачи ничего не говорили, а сына предупредили: прогнозы неутешительные, возможно, ходить ваш отец уже не будет. Выписали из больницы и дали бессрочно первую группу инвалидности.

Первые месяцы Владимир Антонович лежал, ухаживали за ним дети и внуки.

— Думаю, это ж сколько я лежать буду? Начал потихоньку делать зарядку. Или лежу, смотрю телевизор и туда-сюда тягаю эспандер. А через некоторое время рука задвигалась и я встал с постели. Врачи удивлялись!

Мужчина начал передвигаться по дому, а потом с тростью стал выходить и на улицу.

— Дали мне инвалидную коляску, но на ней же далеко не уедешь. Передние колеса там маленькие: бордюр в 2,5 сантиметра для меня — как высокая стена. Неудивительно, что инвалиды не могут никуда выехать и вынуждены сидеть в четырех стенах!

Для поездки в поликлинику Владимиру Антоновичу вызывали такси, позже появилось специальное такси для инвалидов, иногда сын срывался с работы и подвозил отца на своем автомобиле.

— А тут из Ассоциации инвалидов-колясочников мне предложили технику из Германии, привезенную для инвалидов. Она, конечно, не новая, но на ходу и бесплатно. Конечно, я согласился.

«Есть фары, аварийка и светоотражатели»

Заграничной техникой оказалась «инвалидная кара «Дельта-2», больше похожая на трехколесный электроскутер.

— Как только она у меня появилась, подумал: надо делать крышу, чтобы можно было выезжать в любую погоду.

Мужчина поделился своими мыслями с сыном, но тот идею не одобрил.

— Отговаривал меня, говорил, мол, люди смеяться будут. А потом сын согласился и все мне начали помогать: и сын, и внук, и сосед, и даже ребята с работы отозвались.

Под руководством Владимира Антоновича «боевая команда» из металлических труб сделала каркас, который приварили к инвалидному креслу. Сверху его обшили листами из дюралюминия — в них сделали отверстия для окон и вставили оргстекло. С одной стороны установили дверцу, которая движется по направляющим. Для лучшей проходимости и устойчивости задние колеса сделали сдвоенными. Что-то у «самоделкиных» получалось не сразу, поэтому приходилось переделывать по несколько раз.








В «коробочке» есть аварийка, указатели поворотов, две фары (одну из которых, галогенную, установили сами умельцы), звуковой сигнал. Сзади наклеили светоотражатели и повесили фликер.

— Когда «машина» была готова, я съездил на ней сначала в магазин, потом — постепенно начал выезжать в город — в поликлинику, церковь. Заводится «машина» без ключа и может ехать со скоростью 16 км/ч. Опытным путем выяснил, что одного заряда аккумулятора хватает на 30−40 км пути. Подзаряжаю его я прямо в гараже, включаю в розетку 220 на ночь, электроэнергии он потребляет немного.

«Эта „коробчонка“ — мои ноги!»

— Сейчас, когда я еду по городу, все пешеходы смотрят, удивляются. Водители обгоняют и снимают из машин на камеры мобильных телефонов.

Чаще всего Владимир Антонович едет на своей «коробчонке» по проезжей части. Все потому, что на тротуаре очень много бордюров, которые он не может преодолеть.

— Эта машинка — мои ноги. Но как бывший водитель я понимаю, как надо ехать, чтобы никому не мешать: на середину дороги не выезжаю, еду по краю. Если сзади едет грузовик или автобус — сразу съезжаю на обочину, чтобы их пропустить. Если мне надо повернуть налево, то я делаю это через пешеходный переход, не выскакиваю на перекресток. Ни разу на меня никто из водителей не ругался и не делал замечания.

Необычной машиной люди интересуются, особенно возле поликлиник.

— Говорят, что у кого-то родственник или знакомый — инвалид и спрашивают, где можно купить такую машину. Я советую им заглянуть в интернет: там аналогичных решений море. Кстати, в Украине такие средства передвижения давно используются. А в Европе даже просто пожилые люди, не инвалиды, ездят на таких колясках.

«Хочу, чтобы инвалиды были счастливы»

Владимир Антонович очень доволен своим доработанным инвалидным креслом. Но переживает за тех, кто на своих инвалидных колясках не может преодолеть бордюры, ступеньки или пороги и вынуждены все время проводить дома.

— Вроде бы инвалидам и выдают отечественные инвалидные кресла, ну, а толку с них… Проехать-то на них невозможно.

Мужчина знает, как надо сделать белорусские инвалидные кресла более удобными и проходимыми. Об этом он сообщал конструктору протезно-ортопедического восстановительного центра.

— Он нам сказал: производство колясок уже налажено, перестраивать его сложно. Ну так и «Жигули» не сразу с последней модели начали выпускать! Почему бы не вносить потихоньку какие-то изменения?

В ближайшие дни по этому вопросу Владимир Антонович вместе с соседом Валерием поедут на прием к генеральному директору предприятия.

— Будем просить его разрешить модернизировать инвалидные коляски. Хочется, чтобы он нас услышал и пошел навстречу. Все инвалиды скажут «спасибо» и станут намного счастливее.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!