Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Определение длины тела роста производят по. Измерение продольных, поперечных размеров тела. Измерение продольных размеров тела

АНТРОПОМЕТРИЯ

(измерение массы, длины тела, окружностей головы, грудной клетки, плеча, бедра) с оценкой физического развития по перцентильным таблицам

Правильная оценка физического статуса ребёнка невозможна без регулярных измерений и точного соблюдения техники проведения антропометрии.

Методика измерения длины тела стоя

(дети старше года)

Длина тела (рост) - один из главных показателей общего размера тела и длины костей.

Длина тела определяется с помощью вертикального ростомера с откидным табуретом или подвижного антропометра. Антропометрия проводится утром, обувь и носки должны быть сняты. Допустимо оставить тонкие обтягивающие носки или чулки.

Оснащение:

Вертикальный ростомер;

Бумажная салфетка одноразового применения;

Бумага, ручка.

Подготовка к процедуре: объяснить маме/родственникам цель исследования, получить согласие мамы. Подготовить необходимое оснащение.

Откинуть «скамеечку» ростомера. Обработать нижнюю площадку дезинфицирующим средством. Постелить на нижнюю площадку салфетку одноразового применения.

Выполнение процедуры: поднять подвижную планку ростомера, предварительно сняв обувь. Помочь ребёнку правильно встать на площадке ростомера, держа расслабленные руки вдоль тела:

а) установить 4 точки касания: пятки, ягодицы, межлопаточная область, затылок;

б) расположить голову так, чтобы наружный угол глаза и козелок уха располагались на одной горизонтальной линии;

в) опустить подвижную планку ростомера (без надавливания) к голове ребёнка до соприкосновения с верхушечной точкой;

г) определить длину тела по нижнему краю планки (по правой шкале делений).

Завершение процедуры.

Помочь ребёнку сойти с ростомера и снять показания. Записать результат. Сообщить результат ребёнку/ маме. Убрать салфетку с ростомера. Протереть нижнюю площадку ростомера дезинфицирующим средством.

Измерение длины тела детей от 1 года до 3 лет можно проводить тем же ростомером и по тем же правилам, только ребенка ставят не на нижнюю площадку, а на откидную скамейку и отсчет роста проводят по левой шкале.

Длина тела сидя детей старше двух лет измеряется, когда он сидит на табурете, выпрямив спину и прижавшись к шкале областью крестца, спиной в межлопаточном промежутке и затылком. Его голова находится в том же положении, что и при измерении длины тела стоя, ноги должны быть согнуты в коленных суставах под прямым углом. Рост определяют с помощью подвижной планки по шкале для измерения роста сидя.

Методика измерения длины тела у детей первого года



Жизни

У детей младшего возраста длину тела измеряют в положении лёжа с помощью горизонтального ростомера.

Оснащение:

Горизонтальный ростомер;

Резиновые перчатки;

Пелёнка;

- ёмкость с дезинфицирующим раствором, ветошь;

Бумага, ручка.

Подготовка к процедуре: Объяснить маме/родственникам цель исследования. Получить согласие на проведение процедуры.

Установить горизонтальный ростомер на ровной устойчивой поверхности шкалой «к себе». Подготовить необходимое оснащение.

Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.

Обработать рабочую поверхность ростомера дезинфицирующим раствором с помощью ветоши.

Постелить пелёнку (она не должна закрывать шкалу и мешать движению подвижной планки).

Обязательное условие: измерения производят два человека. Исследователь находится с правой стороны ребёнка.

Выполнение процедуры: у ложить ребёнка на ростомер головой к неподвижной планке. Протереть рабочую поверхность горизонтального ростомера дезинфицирующим средством.

Помощник удерживает голову ребёнка в горизонтальном положении, чтобы верхний край козелка уха и нижний край глазницы находились в одной плоскости, перпендикулярной доске ростомера. Теменная часть головы ребёнка должна плотно соприкасаться с неподвижной вертикальной планкой ростомера, руки вытянуты вдоль тела.

Выпрямить ноги малыша лёгким нажатием левой рукой на колени ребёнка. Правой рукой придвинуть согнутую под прямым углом, подвижную планку ростомера к подошвенной стороне стоп ребенка. По шкале определить длину тела ребёнка.

Аккуратно убрать ребёнка с ростомера. Записать результат. Сообщить результат маме.

Убрать пелёнку с ростомера. Вымыть и осушить руки.

Оценка измеренного показателя длины тела проводится путём сопоставления его с перцентильными таблицами Мазурина и Воронцова или перцентильными кривыми длины и массы тела (рис. 1 и 2). Возможна оценка по степени отклонения от средних значений (коэффициент стандартного сигмального отклонения) отдельно для мальчиков и девочек.

Перцентильные таблицы длины тела . При оценке, показатели длины в интервале от 25 до 75 перцентиля свидетельствуют о среднем физическом развитии для данного возраста и пола; показатели длины в интервале от 25 до 3 перцентиля и от 75 до 97 перцентиля соответствуют уровню физического развития ниже и выше среднего соответственно; а показатели длины тела ниже 10 перцентиля и выше 90 перцентиля характеризуют низкое и высокое физическое развитие соответственно (табл.1).

Перцентильные кривые роста . Оценка уровня физического развития по перцентильным кривым роста и веса (рис. 1 и 2) оценивается путём сопоставления возраста (нижняя шкала) и роста или веса ребёнка (боковая шкала).

Рисунок 1. Перцентильные кривые веса и роста для девочек.

Рисунок 2. Перцентильные кривые веса и роста для мальчиков.

Таблица 1

Значения перцентилей длины тела у мальчиков и девочек в возрасте

от 1 до 18 лет *

Воз-раст, годы Рост, см
Мальчики Девочки
Процентили Процентили
5-й 10-й 25-й 50-й 75-й 90-й 95-й 5-й 10-й 25-й 50-й 75-й 90-й 95-й
71,7 72,8 74,3 76,1 77,7 79,8 81,2 69,8 70,8 72,4 74,3 76,3 78,0 79,1
82,5 83,5 85,3 86,8 89,2 92,0 94,4 81,6 82,1 84,0 86,8 89,3 92,0 93,6
89,0 90,3 92,6 94,9 97,5 100,1 102,0 88,3 89,3 91,4 94,1 96,6 99,0 100,6
95,8 97,3 100,0 102,9 105,7 108,2 109,9 95,0 96,4 98,8 101,6 104,3 106,6 108,3
102,0 103,7 106,5 109,9 112,8 115,4 117,0 101,1 102,7 105,4 108,4 111,4 113,8 115,6
107,7 109,6 112,5 116,1 119,2 121,9 123,5 106,6 108,4 111,3 114,6 118,1 120,8 122,7
113,0 115,0 118,0 121,7 125,0 127,9 129,7 111,8 113,6 116,8 120,6 124,4 127,6 129,5
118,1 120,2 123,2 127,0 130,5 133,6 135,7 116,9 118,7 122,2 126,4 130,6 134,2 136,2
122,9 125,2 128,2 132,2 136,0 139,4 141,8 122,1 123,9 127,7 132,2 136,7 140,7 142,9
127,7 130,1 133,4 137,5 141,6 145,5 148,1 127,5 129,5 133,6 138,3 142,9 147,2 149,5
132,6 135,1 138,7 143,3 147,8 152,1 154,9 133,5 135,6 140,0 144,8 149,3 153,7 156,2
137,6 140,3 144,4 149,7 154,6 159,4 162,3 139,8 142,3 147,0 151,5 155,8 160,0 162,7
142,9 145,8 150,5 156,5 161,8 167,0 169,8 145,2 148,0 152,8 157,1 161.3 165,3 168,1
148,8 151,8 156,9 163,1 168,5 173,8 176,7 148,7 151,5 155,9 160,4 164,6 168,7 171,3
155,2 158,2 163,3 169,0 174,1 178,9 181,9 150,5 153,2 157,2 161,8 166,3 170,5 172,8
161,1 163,9 168,7 173,5 178,1 182,4 185,4 151,6 154,1 157,8 162,4 166,9 171,1 173,3
164,9 167,7 171,9 176,2 180,5 184,4 187,3 152,7 155,1 158,7 163,1 167,3 171,2 173,5

Примечание. * Поданным Growth and Development. // Nelson Textbook of Pediatrics. / Eds. Nelson W.E., Behrman R.E., Kliegman R.M., Arvin A.M. – Philadelphia, 1996. – P. 50-52.

Измерение массы тела (возраст до 2 лет)

Масса тела является одним из важных и в то же время наиболее простым для измерения параметром, позволяет говорить о гармоничности телосложения, определяется при помощи напольных медицинских весов.

Обязательное условие: Взвешивать ребенка натощак, в одно и то же время, после акта дефекации.

Оснащение:

Электронные весы для взвешивания детей массой до 15 кг.;

Резиновые перчатки;

Емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь;

Бумага и ручка.

Подготовка к процедуре: объяснить маме/родственникам цель процедуры. Установить весы на ровной устойчивой поверхности.

Вначале следует приготовить весы к работе. Обработать съемную платформу весов дезинфицирующим раствором с помощью ветоши. Вымыть и осушить руки.

На передней панели весов имеется шестиразрядный цифровой индикатор, кнопка «Т» и другие кнопки. На правой боковой стенке – сетевой переключатель. Сначала следует проверить включение в сеть сетевого шнура, затем надо нажать на сетевой переключатель – при этом на цифровом индикаторе высвечиваются цифры последовательно от «888888» до «000000». Через 15 сек. на табло устанавливается показатель «0.000» - весы готовы к работе.

Выполнение процедуры:

Положить на платформу пеленку, дождаться прекращения мигания точек на индикаторе и нажать кнопку «Т» (масса пеленки записывается в память). Придерживая голову ребенка, уложить его на платформу. Через 15 сек. на цифровом индикаторе высветится масса ребенка.

Осторожно снять ребенка с весов, при этом показатель массы остается зафиксированным еще на 35-40 сек. До истечения этого времени убрать показатель массы (обнулить) можно нажатием кнопки «Т». При перегрузке весов на табло высвечивается символ «Н».

Завершение процедуры: с ообщить результаты маме.

Убрать пеленку с весов. Протереть рабочую поверхность весов дезинфицирующим средством. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.

Все изменения должны проводится в утренние часы, натощак, на обнаженных детях.

Измерение длины тела. Рост тела в длину служит одним из основных критериев развития ребёнка. Нарушения роста позволяют заподозрить наличие заболевания или недостаточного питания ребёнка.

А. Новорожденные и дети до двух лет. Измерение длины тела производится в положении лежа на спине с помощью горизонтального ростомера в виде доски длиной 80 см и шириной 40 см. Боковая сторона ростомера представляет собой сантиметровую шкалу, вдоль которой скользит подвижная поперечная планка. Ребёнка укладывают в ростомер на спину так, чтобы его макушка соприкасалась с неподвижной поперечной планкой ростомера. Помощник фиксирует голову ребёнка в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находятся в одной вертикальной плоскости. Подвижную планку ростомера плотно прижимают к пяткам ребёнка. Ноги ребёнка распрямляют легким надавливанием руки. Расстояние между подвижной и неподвижной планками соответствуют длине тела ребёнка.


Б. Дети старше двух лет. Измерение длины тела осуществляется с помощью вертикального ростомера с откидным табуретом. На вертикальной доске ростомера

нанесены две шкалы: одна – для измерения роста стоя, другая – для измерения длины корпуса (рост сидя). Ребёнок устанавливается босыми ногами спиной к стойке ростомера. Он должен касаться его пятками, областью крестца и межлопаточной областью спины. Руки должны быть свободно опущены, колени сдвинуты и разогнуты, стопы плотно сдвинуты. Голова устанавливается в положение, при котором нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находятся в одной плоскости. Подвижную планку ростомера плотно, но без надавливания, прижимают к голове до соприкосновения с верхушечной точкой, после чего ребёнка отводят от стойки ростомера и снимают показания.

Измерение массы тела должно производится всегда в одно и то же время, лучше утром натощак после мочеиспускания и дефекации.

А. Новорожденные и дети первых двух лет жизни. Массу тела определяют на специальных детских весах с точностью измерения до 10г. Вначале взвешивается пелёнка, затем при закрытом коромысле на весы на ранее взвешенную пелёнку укладывается полностью раздетый ребёнок таким образом, чтобы его голова и плечевой пояс находились на широкой части лотка, а ноги – на узкой. Если ребёнок умеет сидеть, то его можно посадить на широкую часть весов, поместив ноги на узкой части. Взвешивающий стоит прямо перед коромыслом весов, правой рукой перемещая гири, а левой страхуя ребёнка от падения. Для определения массы тела ребёнка необходимо из показаний весов вычесть вес пелёнки.

Б. Дети старше двух лет. В течение дня масса тела ребёнка может варьировать до 1 кг, а масса взрослого до 2 кг. Детей старшего возраста взвешивают на рычажных весах с точностью до 50 г. Ребёнка следует максимально раздеть. Во время взвешивания ребёнок должен стоять неподвижно на середине площадки весов, смотря прямо перед собой. Результат указывают с точностью до 100 г.

Измерение окружностей. Окружность головы определяют наложением мягкой сантиметровой ленты, проводя её спереди по надбровным дугам, а сзади – по затылочной точке (так, чтобы получился наибольший показатель окружности). Ленту накладывают в направлении от правой височной области до левой и результат считывают надо лбом. Следует снять с головы предметы, которые могут помешать измерению, например заколки или банты. Лента накладывается так, чтобы прижать волосы.

Окружность грудной клетки измеряют трижды: при спокойном дыхании, на высоте вдоха и высоте выдоха. Ребёнок должен находиться в положении стоя с опущенными руками. Измерительную ленту накладывают сзади под нижними углами лопаток при отведенных в сторону руках. Затем руки опускают и проводят ленту спереди по среднегрудинной точке. У девочек пубертатного периода с хорошо развитыми молочными железами ленту накладывают над молочной железой вместе перехода кожи с грудной клетки на железу.

Сначала измеряется основной показатель – окружность груди при спокойном дыхании, затем при максимальном вдохе и наконец на максимальном выдохе. Все измерения производят при одномоментном наложении ленты. Разность окружностей грудной клетки при максимальном вдохе и выдохе называется экскурсией грудной клетки.

Окружность конечностей. Во время измерения окружности плеча ребёнок должен свободно стоять с опущенными вдоль туловища руками, ладони повернуты к телу. Чтобы

найти срединную точку, рука сгибается в локте под углом 90 градусов ладонью вверх. Измеряющий стоит сзади и нащупывает ось лопатки, двигаясь по ней пальцами в латеральном

направлении, находит латеральную верхушку акромиона (латеральный конец оси лопатки) и рисует точку. Вторая отметка ставится на самой нижней точке наружной поверхности локтевого сустава, пока рука остаётся согнутой в локте, как указано выше. С помощью сантиметровой ленты находится и отмечается середина расстояния между двумя отметками. Рука свободно опускается, мускулатура расслаблена. Сантиметровая лента помещается вокруг руки так, чтобы охватывала её, но не сжимала мягкие ткани. Лента располагается перпендикулярно оси плечевой кости и проходит через отмеченную срединную точку. Измерение производится с точностью до 1 мм.

Окружность бедра измеряют при горизонтальном наложении сантиметровой ленты под ягодичной складкой. Ребёнок при этом должен стоять, расставив ноги на ширину плеч.

Окружность голени измеряют в месте максимального объёма икроножной мышцы.

Для оценки физического развития используют главным образом данные антропометрических измерений (рост, вес, размеры отдельных частей тела и др.).

Измерение роста детей на первом году жизни. Измерение производят специальным ростомером в виде широкой доски длиной 80 см и шириной 40 см. С одной стороны доски нанесены деления в сантиметрах. У ее начала имеется неподвижная поперечная планка. В конце шкалы находится подвижная поперечная планка, легко передвигающаяся по сантиметровой шкале.

Ноги должны быть выпрямлены легким надавливанием левой руки на колени; правой рукой подводят подвижную планку ростомера плотно к подошвам выпрямленных ног.

Расстояние между подвижной и неподвижной планками соответствуют росту ребенка. Точность таких измерений ± 0,5 см.

Измерение роста детей старшего возраста. Измерение производят ростомером, который представляет собой деревянную доску длиной 2 м 10 см, шириной 8 - 10 см и толщиной 50х75 см. На вертикальной доске нанесены 2 шкалы деления (в см): одна (справа) для роста стоя, другая (слева) для измерения длины тела сидя. По ней скользит планка длиной 20 см. На уровне 40 см от пола к вертикальной доске прикреплена откидная скамейка для измерения роста сидя.



Взвешивают детей с момента рождения до 2-3 лет на чашечных весах с максимально допустимой нагрузкой до 20 кг (рис. 23.3). Весы состоят из лотка и коромысла весов с двумя шкалами делений: нижняя – в килограммах, верхняя - в сотых долях килограмма. У коромысла весов есть противовес. В случае, если весы не уравновешены, следует осторожно повернуть шайбу (микровинт) на противовес к себе или от себя, ориентируясь на указатели равновесия.

Техника взвешивания : сначала взвешивают пеленку. Ребенка укладывают на широкую часть лотка головой и плечевым поясом, ножки – на узкую часть лотка. Если ребенка можно посадить, то его сажают ягодицами на широкую часть лотка, ноги – на узкой части. Класть ребенка на весы и снимать с них можно только при закрытых коромыслах весов, стоя лицом к шкале весов. Показатели весов снимаются с той стороны гири, где имеются насечки или вырезки. После записи веса гири ставят на ноль, а коромысло весов – на предохранитель. Для определения веса ребенка необходимо из показаний весов вычесть вес пеленки. Точность взвешивания ±10 мг.

Окружность головы измеряют сантиметровой лентой, которую проводят сзади через наиболее выдающуюся точку затылочного бугра, а спереди – по надбровным дугам (рис.23.5).

Размеры большого родничка у грудных детей определяют, измеряя расстояние от середины одной из четырех сторон его к другой, противоположной, но не по диагоналям (от угла к углу).

Для измерения высоты головы применяют антропометр или специальный циркуль, один конец которого устанавливают на макушке головы, а другой – на наиболее выдающейся части подбородка.

Для характеристики физического развития ребенка большое значение имеет оценка особенностей его грудной клетки и живота, а также соотношение окружностей.

Окружность грудной клетки измеряют в состоянии покоя (рис 23.6). Ленту накладывают сзади под углами лопаток, а спереди – по околососковым кружкам. У девочек пубертатного возраста спереди ленту проводят по четвертому ребру. Измерение у детей первого года жизни проводят в положении лежа, а у детей старшего возраста – стоя (руки опущены, дыхание спокойное).

Измерение груди проводят на высоте вдоха, при полном выдохе и при спокойном дыхании.

Для того чтобы измерить переднезадний и поперечный диаметры грудной клетки, пользуются особым циркулем. При измерении переднезаднего диаметра одну ножку циркуля помещают у нижнего конца тела грудины, а другую – на этом же уровне у остистого отростка позвоночника. Для определения поперечного диаметра ножки циркуля устанавливают по средней подмышечной линии на уровне нижнего края грудины.

Окружность живота измеряют на уровне пупка. Если живот значительно увеличен, измерительную ленту проводят в области наибольшего его выпячивания. Окружность живота у здорового ребенка должна измеряться до еды (большого значения для оценки состояния физического развития ребенка измерение живота не имеет). У больного ребенка такое неоднократное измерение бывает необходимо при наличии заболеваний, при которых происходят изменения в объеме живота (асцит, опухоли, метеоризм и пр.)

Длину туловища определяют по расстоянию от остистого отростка седьмого шейного позвонка до кончика копчиковой кости. У маленьких детей измерение туловища проводят в положении лежа на боку, у старших – в положении стоя: сантиметровая лента при измерении должна быть плотно приложена к поверхности спины.

Измерение конечностей . Длину конечностей измеряют антропометром Мартина, а при его отсутствии – обычной сантиметровой лентой.

Длину руки измеряют от акромиона до конца третьего пальца; длину плеча – от акромиона до верхушки локтевого сустава; длину предплечья – от локтевого сустава до середины запястья.

Окружность плеча определяют по области наибольшего развития двуглавой мышцы (верхней трети плеча). Измерение проводят два раза: сначала при свободно опущенной руке и расслабленных мышцах и затем – при напряженном состоянии мышц. Ребенка просят поднять руку до уровня плеча, и, согнув ее в локте, насколько возможно напрячь мышцы.

Длину ноги измеряют от большого вертела бедра до уровня подошвы; длину бедра – от большого вертела до коленного сустава; длину голени – от коленного сустава до лодыжки. Окружность бедра измеряют приблизительно на уровне промежности в наиболее широкой части бедра; измерительную ленту проводят горизонтально непосредственно под ягодичной складкой.

Окружность голени определяют на икроножных мышцах, на уровне их наибольшего объема.

23.2.Оценка физического развития детей разного возраста.

Физическое развитие ребенка Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет как суммарный индикатор состояния здоровья отдельного ребенка и популяции, а показатели физического развития детей раннего возраста как критерий оценки социально-экономического развития отдельного региона, страны. Мониторинг физического развития детей раннего возраста ВОЗ считает одним из наиболее эффективных мероприятий, осуществляемых медицинскими работниками по снижению уровня смертности и заболеваемости детей раннего возраста. Оценка физического развития ребенка до 3 лет проводится на основании «Норм роста», которые разработаны ВОЗ в 2006 году и рекомендованы, как международный стандарт физического развития ребенка во всех странах независимо от этнической принадлежности, социально-экономического статуса и вида питания. Данные нормы (стандарты) физического развития детей раннего возраста необходимо использовать:

Медицинским работникам: как эффективный инструмент скрининговой оценки физического развития детей раннего возраста для своевременного выявления отклонений от нормы и заболеваний, консультирование родителей, назначения в случае необходимости необходимого обследования и лечения;

Организаторам здравоохранения: как инструмент для обоснования необходимости разработки государственных и региональных программ, направленных на реализацию права ребенка на нормальное физическое развитие, поддержку грудного вскармливания, обеспечение рационального питания, повышение доступности и качества медицинской помощи детям и матерям;

Родителям: как инструмент, который позволяет семье вместе с медицинскими работниками более эффективно осуществлять мониторинг физического развития ребенка, понимать важность и необходимость выполнения рекомендаций по вскармливанию и питанию, своевременно обращаться за медицинской помощью.

Оценка физического развития проводится при каждом обязательном медицинском профилактическом осмотре ребенка. Медицинской сестрой выполняются антропометрические измерения (взвешивание, измерение длины / роста и окружности головы). Полученные данные наносятся на соответствующие графики физического развития, которые заполняются отдельно для мальчиков и девочек. Это дает возможность увидеть тенденцию физического развития ребенка за определенный период времени и выявить проблемы физического развития. Также необходимо обратить внимание на динамику показателей за период наблюдения за ребенком.

Оценка физического развития детей старшего возраста также проводится на основании результатов антропометрических исследований, путем сравнения индивидуальных показателей ребенка с нормативными. Для этого используют метод ориентировочных расчетов по эмпирическим формулам и метод антропометрических стандартов. Метод ориентировочных расчетов по эмпирическим формулам базируется на знании основных закономерностей увеличения массы и роста, окружностей головы и грудной клетки. Следует отметить, что этот метод дает лишь приблизительную картину физического развития ребенка и редко используется педиатрами.

Метод антропометрических стандартов точный, поскольку индивидуальные антропометрические величины сравниваются с нормативными соответственно возрасту и полу ребенка. Существуют регионарные таблицы стандартов двух типов: сигмальных (параметрического) и центильных (непараметрического).

Метод сигмальных стандартов . Суть данного метода заключается в сравнении полученных показателей по каждому признаку со средними (стандартными) данными, разработанными на основе проведения массовых антропометрических обследований детей разного возраста. Результаты сопоставления антропометрических данных со стандартными позволяют оценить каждый признак в отдельности.

Существенным недостатком данного метода является то, что каждый признак оценивается отдельно, без взаимосвязи с другими показателями.

Метод центильных стандартов . Суть метода заключается в следующем: все результаты измерений одного признака располагаются в восходящей градации в виде упорядоченного ряда. Этот упорядоченный ряд, охватывающий весь диапазон колебаний признака, делят на 100 интервалов. Попадания в них имеют равные вероятности, но диапазоны таких центильных интервалов в абсолютных единицах измерений неодинаковы. Центральной тенденцией упорядоченного ряда является пятидесятый центиль - медиана. Обычно для характеристики распределения приводят не все 100, а лишь 7 фиксированных центилей: 3-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й, 97-й.

Промежутки между центильным вероятностями называют центильным интервалами (коридорами). Этот метод не математический и поэтому лучше характеризует вариационные ряды в биологии и в частности в медицине. Он достаточно прост в использовании, не требует расчетов, в полной мере позволяет оценить взаимосвязь между различными антропометрическими показателями и потому широко используется в мире. В подавляющем большинстве случаев отклонения от стандартных темпов роста массы тела и длины/роста свидетельствуют о нарушениях в состоянии здоровья и требуют тщательного анализа ситуации с применением соответствующих мер.

Контрольные вопросы

1. Антропометрические измерения и особенности их проведения у детей разного возраста.

2. Особенности проведения оценки физического развития детей разного возраста.

Антропометрия – совокупность методов и приемов измерений особенностей человеческого тела. Она включает определение длинников, окружностей и массы тела.

А нтропометрические измерения дополняют и уточняют данные соматоскопии, дают возможность точнее определить уровень физического развития обследуемого. Повторные антропометрические измерения позволяют следить за динамикой физического развития и учитывать его изменения в процессе систематических занятий физической культурой и спортом.

Методика антропометрических исследований детей является достаточно унифицированной и предусматривает измерения тела стандартными измерительными инструментами.

Измерение длины тела у детей первого года жизни производят с помощью специального ростомера длинной 80 см и шириной 40 см. На его боковой стороне нанесена сантиметровая шкала, вдоль которой скользит подвижная поперечная планка.

Ребенка укладывают на ростомер на спину так, чтобы его голова плотно прилегала к неподвижной поперечной планке ростомера. Помощник фиксирует голову ребенка в положении, при котором наружный край глазницы и козелок уха находятся в одной вертикальной плоскости. Легким надавливанием на колени распрямляют ноги и плотно подводят под пятки подвижную планку ростомера. Расстояние между подвижной и неподвижной планками соответствует длине тела ребенка.

Измерение длины тела ребенка старше 3-х лет производят с помощью ростомера и откидным табуретом или подвижного антропометра. На вертикальной стойке ростометра нанесены две шкалы: одна (справа) – для измерения длины тела стоя, другая (слева) – длины корпуса (длины тела сидя). Ребенка ставят ногами на площадку ростомера спиной к шкале. Его тело должно быть выпрямлено, руки свободно спущены, колени изогнуты, стопы плотно сдвинуты. При правильной установке ребенка пятки, ягодицы, межлопаточная область и затылок должны касаться вертикальной стойке ростомера. Голову устанавливают в положении, при котором наружный край глазницы и верхний край козелка уха находятся в одной горизонтальной плоскости. Подвижную планку подводят к голове без надавливания.

Измерение длины тела детей от 1 года до 3-х лет производят тем же ростомером, по тем же правилам, только ребенка устанавливают не на нижнюю площадку, а на откидную скамейку и отчет длины тела ведут по шкале слева.

Измерение высоты анатомических точек

Наиболее широко в своей практической деятельности при определении физического развития врачи пользуются следующими точками (рис.):

1. Верхушечная точка – наиболее высокая точка при стандартном положении головы. Исследователь стоит справа от измеряемого, держит антропометр в правой руке и устанавливает его строго вертикально в срединной вертикальной плоскости; линейку направляет на верхушечную точку и фиксирует ее левой рукой (линейка должна плотно касаться темени). При высокой прическе волосы следует предварительно расправить.

2. Верхнегрудинная точка – соответствует середине края яремной вырезки рукоятки грудины. Исследователь стоит справа от измеряемого. Подвижную муфту антропометра необходимо опустить вдоль штанги, выдвинуть нижнюю линейку на 15-20 см, нащупать рукой точку и приложить к ней свободный конец опущенной линейки.

3. Акромиальная (плечевая) точка – наружная точка акромиального отростка лопатки. При отыскании точки необходимо вначале прощупать ость лопатки и, поднимаясь по ней вверх, определить положение плечевой точки. Для проверки правильности нахождения необходимо движением руки в плечевом суставе проверить устойчивость точки: если она подвижна, значит, произошла ошибка в ее определении. При измерении высоты плечевой точки над полом исследователь стоит лицом к измеряемому, антропометр, как всегда, держит в вертикальном положении и устанавливает в сагитальной плоскости, проходящей через измеряемую точку.

4. Лучевая точка – соответствует верхнему краю головки лучевой кости. Последняя определяется прощупыванием на дне лучевой ямки под наружным надмыщелком плечевой кости. Исследователь стоит на колене сбоку от испытуемого, лицом к измеряемой точке.

5. Шиловидная точка – нижняя точка шиловидного отростка лучевой кости.

6. Пальцевая точка – соответствует нижней точке дистальной (крайней) фаланги третьего пальца кисти. Измеряется при остриженных ногтях, без давления на мягкие ткани.

7. Подвздошно-остистая точка – наиболее выдающая точка, соответствующая верхней передней подвздошной ости на тазовой кости.

8. Лобковая точка – соответствует верхнему краю лобкового симфиза. Она лежит примерно на границе волосистой части. Определяется эта точка прощупыванием верхнего края лонного сочленения через переднюю брюшную стенку по средней линии. Это легко сделать, если попросить испытуемого втянуть живот после предварительного выдоха.

9. Верхнеберцовая внутренняя точка – соответствует середине внутреннего мыщелка большеберцовой кости. Определяется прощупыванием суставной щели коленного сустава с внутренней стороны (это легко сделать, если попросить испытуемого, не сходя с места, слегка присесть и вновь восстановить прежнюю позу) и фиксацией верхней точки середины внутреннего мыщелка большеберцовой кости.

10. Нижнеберцовая точка – самая нижняя точка внутренней лодыжки на большеберцовой кости. Измерение рекомендуется проводить скользящим циркулем с привернутой муфтой. Если же приходится пользоваться антропометром, надо подвести линейку антропометра к нижнеберцовой точке снизу и зафиксировать ее значение (высоты над полом). В этом случае измеряемый помогает удерживать антропометр в вертикальном положении.

Рисунок. Расположение основных антропометрических точек:

1 - верхушечная; 2 - волосяная: 3 - лобная; 4 - верхненосовая; 5 - нижненосовая; 6 - подбородочная; 7 - шейная; 8 - надгрудинная; 9 - плечевая; 10 - среднегрудинная; 11 - нижнегрудинная; 12 - лучевая; 13 - пупочная; 14 - подвздошно-гребешковая; 15 - подвздошно-остистая; 16 - лобковая; 17 - вертельная; 18 - шиловидная; 19 - фаланговая, 20 - пальцевая; 21 - верхнеберцовая; 22 - нижнеберцовая; 23 - конечная; 24 - пяточная.

Одномоментно с длиной тела можно измерить высоту головы, высоту верхней части лица (верхнее лицо), длину ноги, определить положение средней точки тела, отношение верхнего и нижнего сегментов тела.

Высоту головы определяют измерением расстояния между подвижной планкой, приложенной к макушке головы, и перпендикуляром, проведенным к шкале ростомера от наиболее выдающейся части подбородка.

Верхнюю часть лица определяют изменением расстояния между подвижной планкой приложенной к макушке головы, и перпендикуляром, проведенным к шкале ростомера от нижненосовой точки (преддверия носа). Положение головы при измерении высоты головы и верхнего лица должно быть таким же, как и при измерении длины тела.

Для определения длины ноги сантиметровой лентой измеряют расстояние от большого вертела бедра до основания стопы. При трудностях пальпаторного определения вертельной точки ребенку перед измерением несколько раз сгибают ногу в тазобедренном суставе.

Для определения средней точки тела ребенка его длину делят пополам, полученный результат проецируют на срединную линию тела.

Нижний сегмент измеряют от верхнего края симфиза (лобковая точка) до основания стопы по средней линии тела.

Верхний сегмент определяют как разность между длиной тела и нижним сегментом.

Определение массы тела до трехлетнего возраста производят на чашечных весах с максимальной нагрузкой до 25 кг (точность измерения – 10 г), которые состоят из лотка и коромысла с двумя шкалами деления: нижняя – в килограммах, верхняя – в граммах. Перед началом взвешивания весы уравновешивают. Затем, при закрытом коромысле, на весы и ранне взвешенную пеленку укладывают полностью раздетого ребенка таким образом, чтобы голова и плечевой пояс находились на широкой части лотка, а ножки – на узкой. При взвешивании нижняя гиря должна помещаться только в имеющиеся на шкале вырезки (насечки). После определения массы тела коромысло закрывают, ребенка снимают с весов и после этого считывают результат (из показаний весов необходимо вычесть вес пеленки).

В последнее время широко используют электронные весы, которые значительно упрощают взвешивание.

Измерение массы тела детей старше 3-х лет поводят утром, натощак, желательно после мочеиспускания и дефекации.

В комплект входит ростомер до 220 см, благодаря этому измерение веса и роста проводится одновременно.

Механические весы оснащены направляющими роликами для перемещения

механические детские весы с передвижным и выгнутым лотком

рейка-ростомер для детских весов

Измерение окружностей проводят с использованием сантиметровой ленты. Необходимо следить, чтобы лента плотно прилегала к мягким тканям, а считываемый результат находился перед глазами исследующего.

Для измерения окружностей головы сантиметровую ленту накладывают сзади на затылочные бугры, а спереди – по надбровным дугам.

Измерение длины окружности той или иной части тела называют замерами. Это лишь малый сегмент всей антропометрии человека. Умение измерять свое тело необходимо для фитнеса и бодибилдинга.

Для чего нужно делать замеры

Замеры помогают отслеживать динамику вашего прогресса. Визуально вы не всегда сможете определить изменился обхват вашей части тела или нет, а благодаря измерительной ленте вы сможете узнать даже о самом незначительном изменении.

Если же изменений нет, то вы будете знать, что необходимо подкорректировать свой тренировочный план и режим питания.

Когда делать замеры

Делайте замеры с утра, натощак, и даже желательно в одно и то же время. Тогда погрешности из-за условий измерения вообще не будет.

Как делать замеры

Замеры делаются с помощью сантиметровой ленты. Очень важно чтобы лента располагалась вдоль оси кости, а не по диагонали, наискосок или поперек. Она должна лежать плотно поверх вашей кожи, но нисколько не сдавливать ее.

Единого правила замеров нет, не существует самого удобного и разумного способа их делать. Поэтому далее будет описано как произвожу замеры именно я (все максимально подстроил под себя и упростил измерения там, где можно).

Как делать замеры тела

Запястье

Положение и состояние: согните руку в локте для удобства измерения. Рука расслаблена.
Место замера: чуть дальше от кисти, в самом тонком месте предплечья.

Предплечье

Положение и состояние: согните руку в локте (угол между предплечьем и бицепсом около 90 градусов), сожмите кисть в кулак и согните кулак в сторону предплечья до угла в 90 градусов. Все мышцы руки напряжены; важно напрячь на только внутренние мышцы предплечья (в их сторону мы согнули кисть), но и внешние мышцы.
Место замера: самая широкая часть предплечья, на 1-2 см подальше от перехода в плечо.

Плечо

Положение и состояние: согните руку в локте (угол между предплечьем и плечом около 70 градусов). Все мышцы руки напряжены; напрягаем и бицепс и трицепс, а не только изолированно бицепс.
Место замера: самая широкая часть плеча, примерно середина бицепса или же место его пика (если он есть).

Положение и состояние: стойте ровно, подбородок приподнят. Шея расслаблена.
Место замера: чуть выше основания шеи и чуть ниже уровня кадыка.

Плечевой пояс

Положение и состояние: стойте ровно, плечи слегка отведите назад, руки опущены. Все мышцы плечевого пояса и спины расслаблены.
Место замера: измерительная лента должна проходить через середину дельтовидных мышц, верх груди и вдоль лопаток.

Грудь

Положение и состояние: стойте ровно, дыхание умеренное (без активных вдохов и выдохов). Торс полностью расслаблен.
Место замера: самая широкая часть груди, выше уровня сосков на 1-3 см.

Живот

Положение и состояние: стойте ровно, дыхание умеренное (без активных вдохов и выдохов). Живот напряжен статически – не расслабляем его специально, но и не сокращаем мышцы пресса.
Место замера: примерно середина живота, чуть выше уровня пупка. Для кого-то это место будет талией, а для кого-то наоборот – самым широким местом.

Положение и состояние: стойте ровно. Ягодичные мышцы расслаблены.
Место замера: самая широкая часть таза, примерно середина ягодичных мышц.

Бедро

Положение и состояние: стойте ровно, основную опору держите на той ноге, которую замеряете. Коленный сустав максимально выпрямлен, мышцы бедра напряжены.
Место замера: самая широкая часть бедра, обычно находится у самого верха, примерно на 5-7 см ниже перехода бедра в таз.

Голень

Положение и состояние: измеряйте голень сидя. Напрягите мышцы голени, встав на носок и перенеся часть нагрузки, словно вы опираетесь не только тазом на стул, но и ступней на пол.
Место замера: самая широкая часть голени, обычно ниже на 5-7 см от места перехода голени в бедро.

Лодыжка

Положение и состояние: измеряйте лодыжку сидя. Нога расслаблена.
Место замера: чуть выше начала стопы, в самом тонком месте голени.

Правила измерений и ответы на вопросы

Общее

Теперь рассмотрим общие правила замеров и возможно возникшие у вас вопросы.

Как часто делать замеры

Делать замеры рекомендуется регулярно. А насколько регулярно зависит от вашего тренировочного периода. Если ваша цель поддерживать форму, то замеры стоит делать раз в 2-3 месяца. Если вы максимально пытаетесь сбросить вес или набрать мышечную массу, то замеры следует делать 1 раз в неделю.

Замеряйте в одном и том же месте

Очень важно запомнить в какое именно место вы прикладываете измерительную ленту. И всегда измеряйте именно в этом месте, именно у тех опознавательных знаков, которые вы для себя выделили. Это позволит вам избежать даже самой маленькой погрешности.

Замеряйте по нескольку раз

Замеры одной и той же части тела желательно производить по нескольку раз, чтобы удостовериться в правильности получившегося значения.

Нужно ли напрягать мышцы

Лично я замеряю в напряжении только предплечье, плечо, бедро и голень. Но в принципе все замеры можно делать без напряжения. А вот делать все замеры с напряженными мышцами – не вижу смысла.

Если вы обычный посетитель тренажерного зала, который хочет быть в хорошей форме, но не имеет цели выступать на соревнованиях, то вы можете делать замеры без напряжения мышц. Это будет оправдано, поскольку вы не идете по городу надутые и в напряжении – вы же не на сцене. Более того разница между напряженной мышцей и расслабленной (по обхвату, а не по визуальному облику) практически не отличается.

Можно ли измерять грудь на вдохе/выдохе или втягивать живот

Если вы выступающий атлет и ваша цель показать максимально возможный визуальный результат, и вы делаете вдох во время соревновательной позы, чтобы быть больше, то вам есть смысл измерять грудную клетку на вдохе. Также есть смысл замерять втянутый живот, если спортсмен на сцене его втягивает, делает вакуум.

Тут есть два момента, почему я за нейтральное состояние груди и живота. Во-первых, большинству людей соревнования не нужны, а в жизни мы же не будем делать глубокий вдох или вакуум. А во-вторых, у людей будут слишком различны показатели между вдохом и выдохом, если возьмем в пример пловцов или людей, которые играют на духовых музыкальных инструментах. У тех кто практикует боевые искусства, цигун или йогу, будет вакуум куда лучше, чем у обычного атлета. В общем теряется усредненность показателей.

Если вы что-то делаете иначе

Лучше всего следовать изложенной выше системе замеров, но если вы измеряете по-другому, то это не страшно. Вы можете измерять в любом месте, при любых условиях, в любое время, с напряженной мышцей или без, но главное – делать это всегда одинаково. Тогда ваша история изменений в любом случае покажет в каком направлении вы двигаетесь, происходит прогресс или же вы стоите на месте.

Попросите помощи в замерах

В принципе, самостоятельно можно измерить все части тела, даже плечевой пояс, но это не так просто и возможна погрешность. Поэтому попросите друга или родственника помочь вам сделать замеры в трудных местах (плечевой пояс, грудь, шея).

Что делать если нет измерительной ленты

Заменить измерительную ленту можно ниткой или вырезанной полосой бумаги. Необходимо будет замерить часть тела, а потом с помощью обычной линейки узнать получившуюся длину. Но такой способ гораздо менее удобный и с довольно большой погрешностью. Поэтому лучше купить измерительную ленту, которая точно продается в любом швейном магазине.

Эксплуатация измерительной ленты

Помните, что со временем измерительная лента может измениться в длине (сядет или растянется). Поэтому было бы правильным раз в год измерять ее обычной линейкой, которая обладает точной шкалой, и при необходимости купить новую ленту.

Подведем итоги

Общее

Краткая информация о замерах тела:

  1. Замеры необходимы чтобы отслеживать динамику изменений своего тела.
  2. Делать замеры желательно с утра, натощак.
  3. Измеряют тело с помощью сантиметровой ленты.
  4. Очень важно запомнить в каком именно месте вы делаете замер; все последующие разы нужно измерять точно там же.
  5. Замеры одной части тела делайте по нескольку раз – так вы получите точное значение.

Дополнительная информация

Для мужчин важно измерять все части тела. Девушкам же в основном нужно измерять живот, таз, бедро и голень. А вот измерять запястье и лодыжку нет особого смысла, если вы уже знаете их размер. Только при очень большой разнице в весе эти части тела могут стать меньше или больше.

Небольшая ассиметрия в замерах между правой стороной и левой — это вполне нормально.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!