Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Соотношение средств офп и сфп в развитии физических качеств юных футболистов. Секция по футболу для детей. физическая подготовка

Физические качества являются фундаментом, на котором строятся все остальные виды подготовки футболиста. В футболе физические качества не проявляются изолированно, а всегда в комплексе. Тем не менее оптимальное развитие силы, быстроты, ловкости и выносливости требует отдельного подхода к воспитанию каждого качества. И в зависимости от того, какой период, этап имеется в виду, уделяется больше внимания воспитанию того или иного качества.

Физическая подготовка разделяется на общую и специальную.

Общая физическая подготовка (ОФП) служит главным образом для создания общей базы футболиста и является одним из средств, применяемых в период активного отдыха. В основном это такие упражнения, которые по характеру нервно-мышечных усилий соответствуют игре в футбол.

Специальная физическая подготовка (СФП) служит для создания специального фундамента. Этому служат такие упражнения, которые соответствуют игре в футбол не только по характеру нервно-мышечных усилий, но и по структуре движения. Эти упражнения также развивают ту группу мышц, которая наиболее необходима для игры.

Годовой цикл тренировки для высокотренированных футболистов состоит из 40% ОФП и 60% СФП. В подготовительном периоде, и особенно на первом его этапе, главное внимание уделяется воспитанию общих физических качеств, а в соревновательном — специальных. В подготовительном периоде планируется 60% на ОФП и 40% на СФП, а в соревновательном, наоборот,— на ОФП 40%, а на СФП 60%. Но это, повторяем, только общие закономерности, и тренер вправе вносить соответствующие коррективы в план в зависимости от состояния и возможностей каждого игрока и команды в целом.

Схема распределения ОФП и СФП в годичном цикле для взрослых хорошо тренированных спортсменов представлена в табл. 2.


Ниже рассказывается о планировании отдельных физических качеств в годовом цикле тренировки.

Выносливость

Выносливость — это способность противостоять утомлению. Различают общую и специальную выносливость. Физиологической основой общей выносливости являются аэробные (дыхательные), а специальной — анаэробные (бескислородные) энергетические возможности организма.

Основное внимание воспитанию общей выносливости отводится в подготовительном периоде, и особенно на первом его этапе. Обычно упражнения для воспитания общей выносливости планируются на вторую половину недельного цикла. На первом этапе подготовительного периода планируется как минимум два занятия в неделю, а на втором этапе подготовительного периода и в соревновательном периоде для поддержания общей выносливости — одно занятие в две недели.

Иногда можно наблюдать, что в соревновательном периоде совершенно не уделяется внимания поддержанию достигнутого уровня общей выносливости, а ведь общая выносливость является базой для специальной выносливости. Будет падать общая выносливость, будут снижаться возможности и специальной выносливости. Об этом всегда следует помнить тренеру и спортсмену и в соревновательном периоде планировать занятия так, чтобы поддерживать общую выносливость на необходимом уровне. Для воспитания общей выносливости обычно применяется равномерный метод. При этом спортсмен выполняет различные физические упражнения (кросс, плавание, гребля, велосипед, лыжи) в равномерном темпе с интенсивностью 75—80% от максимальной. Частота пульса— 140—160 ударов в минуту. Но иногда применяется и интервальный метод, когда упражнение выполняется с более высокой интенсивностью при пульсе 165—180 ударов в минуту. Продолжительность серии упражнений — 25 мин., интервал отдыха в сериях — 30—45 сек. (понижение пульса до 120—130 ударов в минуту), между сериями — 5—6 мин. Применять следует не более 2— 3 серий упражнений в одном занятии. Затем приступают к выработке специальной выносливости. Для этого так планируют выполнение упражнений, чтобы они длились не более 2 мин. с интенсивностью 85—90% от максимально возможной. Это — бег от 400 до 800 м, плавание от 50 до 100 м (отдых от одного упражнения до другого 5—7 мин., в одно занятие надо включать не более 3— 5 повторений). Затем планируются такие упражнения, продолжительность выполнения которых не превышает 8—10 сек. при предельной интенсивности. Отдых от одного упражнения до другого 35—40 сек., в каждую серию включается 8—12 упражнений, отдых между сериями 5—8 мин. В одно занятие включается не более 3—4 серий. Иногда между сериями планируют так называемые сближающиеся интервалы отдыха. Между первой и второй сериями отдых 6 мин., между второй и третьей попытками — 4 мин., а между третьей и четвертой — 2 мин. Такая последовательность наиболее целесообразна.

Быстрота

Быстрота — это способность выполнять то или иное упражнение в кратчайшее время.

Различают обычно три основные формы проявления общей быстроты:

1. Быстрота двигательной реакции.
2. Быстрота одиночного сокращения.
3. Темп движений.

Быстрота двигательной реакции складывается из простой и сложной реакций. Простая реакция — это такая реакция, когда на заранее обусловленный сигнал организм спортсмена отвечает заранее обусловленным действием. Например, футболист должен сделать рывок и ударить по мячу, как только он покажется в поле зрения. Сложная реакция — это реакция на движущийся объект и реакция выбора. Эта реакция особенно важна в футболе. От нее зависит умение быстро оценить обстановку, принять соответствующее решение и выполнить его. Быстрота одиночного сокращения зависит также и от силы сокращения. Темп движений зависит от способности спортсмена быстро «включать» соответствующие мышцы и уметь быстро расслабляться.

Все эти три формы быстроты движения не зависят друг от друга. У футболиста, к примеру, могут быть отличная двигательная реакция и недостаточный темп движений, и наоборот. Поэтому тренер и спортсмен должны учитывать рациональные средства и методы для воспитания всех форм проявления быстроты. Особенно следует уделить внимание воспитанию быстроты двигательной реакции и сокращения времени латентного (скрытого) периода как простой, так и сложной двигательной реакции. С этой целью в тренировку включаются не только пробегание с максимальной быстротой коротких отрезков, но и различные упражнения на внезапно появившийся мяч, на решение определенных двигательных задач в игровой и соревновательной обстановке.

Упражнения для воспитания быстроты обычно планируют на первую половину недельного цикла подготовительного периода и тогда, когда организм отдохнул, восстановился от предыдущей работы в соревновательном периоде. Некоторые специалисты рекомендуют последующие упражнения для воспитания быстроты выполнять при восстановлении пульса до 120 и меньше ударов в минуту. Упражнения для воспитания быстроты рекомендуется планировать во все периоды годового цикла. Но особенно много времени развитию этого качества уделяется на втором (весеннем) этапе подготовительного и в начале соревновательного периодов.

Сила

Сила — это способность преодолевать внешнее сопротивление посредством мышечных усилий. Различают относительную силу и абсолютную силу. Относительная сила — это величина силы, приходящаяся на один килограмм веса спортсмена. Абсолютная сила — это сила всей мышечной массы, которую спортсмен развивает при максимальном усилии. Очень важно в футболе воспитывать и силовую выносливость, т. е. способность долго и много раз подряд выполнять упражнение, не снижая мышечного усилия. В футболе обычно сила проявляется в движении. Это так называемая «динамическая сила».

На первом этапе подготовительного периода много внимания уделяется развитию силовой выносливости. Планируется обычно поднятие отягощений небольшого веса, но предельное количество раз. Вес отягощения не превышает 30—35% от максимального, спортсмен выполняет упражнение предельно возможное число раз в одной серии, затем отдых 3—5 мин. и следующая серия. В одном занятии рекомендуется не более 3—4 серий. На втором этапе подготовительного периода выполняется упражнение для максимальной силы и особенно «взрывной» силы. Для этого планируется поднятие максимальных весов (1—2 подхода в одном занятии) и выполнение упражнения с максимально возможной быстротой.

В соревновательном периоде больше времени отводится различным ударам по мячу с максимально возможной силой и быстротой. Нельзя забывать и о поддержании силовой выносливости и «взрывной» силы. С этой целью хотя бы раз в 10—15 дней выполняются упражнения для воспитания силовой выносливости и «взрывной» силы.

Упражнения для развития абсолютной и «взрывной» силы планируются на первую половину недельного цикла тренировки, а упражнения для развития силовой выносливости — на вторую половину. Полезно после упражнений для воспитания силы выполнять упражнения на расслабление типа различных висов. Особое внимание следует уделить развитию силы мышц нижних конечностей и мышц брюшного пресса. Некоторые тренеры считают, что не следует работать над воспитанием силы, которая «закрепощает» мышцы футболиста и нарушает координацию движений. На наш взгляд, такое мнение ничем не оправдано. Дело только в том, чтобы разумно планировать упражнения для напряжения и расслабления мышц.

Ловкость

Ловкость — это способность быстро осваивать новые движения и успешно, координирование действовать в различных условиях.

Надо планировать как можно больше различных новых упражнений. Использование их позволит воспитать у футболистов способность быстро осваивать новые движения. В занятии полезно использовать различные подвижные и спортивные игры (баскетбол и волейбол с игрой не только руками, но и головой и ногами). Применяют также упражнения акробатики и гимнастики. В начале подготовительного периода при планировании средств, обеспечивающих воспитание ловкости, много внимания уделяется различным упражнениям, не специфичным для футбола. Во второй половине подготовительного периода, и особенно в соревновательном периоде, львиная доля упражнений носит уже чисто футбольный характер (различные игры с футбольным мячом, совершенствование техники игры с внешними сбивающими факторами).

Воспитание ловкости — это, по сути дела, совершенствование техники игры в футбол. Здесь требуются повышенное внимание и точность движений. Упражнения, направленные на развитие ловкости, целесообразнее включать в первую половину недельного цикла. Периодически, однако, планируются эти упражнения и в конце недельного цикла, для того чтобы организм адаптировался к усталости и упражнения, несмотря на усталость, выполнялись бы точно и координирование. Много внимания надо уделять и разумному расслаблению мышц.

При планировании работы по воспитанию физических качеств надо учитывать и индивидуальные особенности, физического развития футболиста. Допустим, у одного спортсмена хорошо развита сила мышц, но он недостаточно вынослив и координирован. В таком случае в индивидуальном плане предусматривают средства и методы устранения этих недостатков.

В конце каждого этапа тренировки планируют выполнение контрольных упражнений, чтобы определить степень развития физических качеств. С этой целью можно рекомендовать контрольные нормативы для подготовленных, высоко тренированных спортсменов, предложенные Ю. Морозовым (табл, 3 и 4).


Дата: 2011-01-27

Общая физическая подготовка (ОФП)


Читая лекции в национальном университете физического воспитания и спорта студентам всех курсов, обнаружил, что основы современного тренировочного процесса сидят в их сознании так, как здоровый коренной зуб сидит в челюсти. Плохо ли это?

Думаю, что нет. Разве у них есть выбор? Они добросовестно усваивают те подходы к тренировочному процессу, которые успешно применяются во всем мире.

Я о другом. О том, что у студентов нет даже тени сомнения в правильности современных подходов. Другими словами, с критическим подходом к тем знаниям, которые они получают, есть проблема.

В этой статье хотел бы поговорить о фундаментальном базисе тренировочного процесса – общей физической подготовке (ОФП) футболистов. А что тут говорить? – спросите Вы.

ОФП и в Африке – ОФП. Без ОФП тренировочный процесс немыслим. Так ли это?

Студенты-оппоненты даже не представляют, как можно выработать выносливость без ОФП. Неужели нельзя? Можно!

Что такое футбольное искусство? Это «физика» плюс техника. Правильно? Думаю, мало, кто будет возражать здесь.

Если с «физикой» все более или менее в норме, то, что мы имеем с техникой? А вот с техникой более чем серьезные проблемы. Давайте обратимся к элементарной логике.

Если футбол это «физика» плюс техника, то, при удовлетворительном уровне «физики», необходимо заняться техникой. А когда?

Когда заниматься главнейшим сегментом в тренировочном процессе, если практически все время съедает ОФП и двусторонняя игра плюс квадраты и разминочные упражнения? Ответ напрашивается сам собой.

Можно ли «физикой» забивать голы? Нет. Голы забиваются с помощью техники. Тогда необходимо заниматься техникой. Вроде бы, все логично, не правда ли?

А как же тогда «священная корова» современного тренировочного процесса – ОФП? С одной стороны, атлет не умеет забивать.

С другой стороны, у дистрофика, умеющего забивать, не хватит сил для этого. Как же быть?

Чем больше углубляешься в эту проблему, тем четче понимаешь, что проблемы-то здесь никакой и нет вовсе. Все становится на свои места тогда, когда «священная корова» тренировочного процесса, ОФП, лишается своей священности.

Что я имею в виду? Да то, что ОФП преобразуется в ФП, как следствие ежедневной работы над техникой! Вот где «собака порылась», как сказал в свое время Горбачев.

Ответьте на простой вопрос.
Для того, чтобы ударить по воротам, нужно затратить какую-то энергию? Разумеется.

Для того, чтобы сделать пас или принять мяч, нужно потрудиться? Пусть немного, но придется. Согласны?

А если в течение двадцати минут Вы ударите по воротам сто двадцать раз? Как Вы думаете, почувствуете какую-то нагрузку? Вне всяких сомнений.

А если за десять минут 150 раз примете мяч попеременно левой и правой ногой? Почувствуете, что не сидите в кресле? Ответ очевиден.

Если Вы будете использовать в тренировочном процессе специальное тренажерное оборудование, то в течение часа сделаете около тысячи повторений, которые поспособствуют эффективному и быстрому формированию мышечной памяти того или иного движения. После такой тренировки у Вас не только желания, но и физических сил не хватит ни на какой ОФП.

Физическая подготовка футболистов должна формироваться в процессе специальных тренировок по шлифовке не только ударов и приемов мяча, но и по отработке командных действий, по отработке командных заготовок.
Только в этом варианте, Ваша команда будет иметь не только высокие технические кондиции, но и приличную «физику», которую Вы сформируете в процессе овладения техническими приемами.

Тенденция реформирования тренировочного процесса должна быть в увеличении доли технической подготовки за счет уменьшения доли ОФП.
Если Вы будете очень серьезно подходить к технической подготовке футболистов, то на ОФП Вам просто напросто не хватит никакого времени!

Выбирайте: либо иметь приличную мышечную массу плюс «дыхалку», которыми не забивают голы, либо овладеть высокой техникой и приобрести ту же мышечную массу и «дыхалку» в процессе овладения этой техникой.
Понимаю, что в жизни ничего идеального не получается.

Но. Если доля ОФП в Вашем тренировочном процессе будет занимать не больше 10%, а 90% будет посвящено технике, то Вашей команде гарантировано большое будущее, впрочем, как и настоящее. Для отработки техники не нужна «физика»?

А Вы пробовали? Когда попробуете, тогда и поговорим. А двусторонняя игра должна занимать более скромное место в тренировочном процессе, нежели она занимает.

Эта тема, как и многие другие бесконечна. Поэтому, главное – вовремя остановиться, что я и делаю. Всем удачи.

Да, чуть не забыл. Это статью я помещаю в категорию «футбольная наука». Почему? Многие считают, что наука это то, где выражаются непонятными терминами и украшают свои сентенции малопонятными графиками и формулами.

Эта наносная научность. Наука есть там, где решаются проблемы, которые не разрешались многими десятилетиями. Наука это указание пути, по которому нужно двигаться для достижения желанных результатов.

А специфика самого движения по этому пути это уже парафия практиков и только их. Вот теперь, кажется, все сказал.

Общая физическая подготовка и специальная физическая подготовка играют огромную роль в футболе. От ОФП и СФП зависит эффективность групповых, командных и индивидуальных технико-тактических действий. Как бы не был готов футболист технически и тактически, если он плохо бежит, слаб, не вынослив, нет скорости и координации и вообще плохо готов функционально,то он никогда не добьется успеха.

Поверьте нам, в футболе большие проблемы с ОФП. Даже «топовые» команды минимально занимаются функциональной подготовкой футболиста, тренеру важны технико-тактические действия, команда большее время находится в соревновательном периоде, в котором времени для развития качеств не предусмотрено, да и в «межсезонке» то же самое -работа с мячом и товарищеские игры. Когда же развивать скорость, выносливость, силу?

В итоге в профессиональном футболе остаются единицы, которым от природы без тренирования даны взрывные качества, быстрота и сила.Плюс проблема акселератов и ретардантов, то есть кто-то развивается быстро, а кто то медленно, но к сожалению футбольных тренеров это не волнует, им нужно показать результат — здесь и сейчас.

Мы помогаем совершенствовать спортсмена, даем возможность поверить в себя, ведь в каждом можно развить и улучшить необходимые качества футболиста, окрылить на победы, сохранить и приумножить здоровье.

Игра в футбол характеризуется высокой двигательной активностью футболистов, проявляющейся в различных формах перемещений (прыжки, бег, ускорения, рывки с изменением направления). В среднем футболист за матч пробегает от 8 до 12 км, а объем скоростной работы составляет 1800-2200 м. Специфику футбола определяют действия с м ячом, к которым относятся: удары, ведение, остановки, обводка, ввод мяча из за боковой линии и техника игры вратаря.

Действия футболистов во время игры носят преимущественно динамический характер, где интенсивность выполняемой работы постоянно колеблется от умеренной до максимальной. Все это предъявляет очень высокие требования к физической подготовленности футболистов. Деятельность во время игры во многом зависит от индивидуальных психофизиологических особенностей каждого игрока, от способности футболистов переносить высокоинтенсивные тренировочные и соревновательные нагрузки. Одним из основных показателей, характеризующих интенсивность в футболе, считается уровень расхода энергии игроком в процессе игры. Интенсивность при этом выражается либо в калориях, либо в количестве потребляемого кислорода.

Исследования ученых и специалистов в области футбола показали, что футболисты во время игры 60-80% времени работают в режиме 80-100% от величины максимального потребления кислорода (МПК). Средняя величина потребления кислорода у футболистов составляет в пределах от 3,3 до 4,5 л/мин. Энергозатраты за матч составляют 1500-2000 ккал.

Высокие величины энергозатрат приводят к увеличению работы сердечно-сосудистой системы организма футболиста в 8-12 раз по сравнению с ее деятельностью в состоянии покоя.
Частота сердечных сокращений (ЧСС) у футболиста во время игры колеблется от 130 до 200 уд./мин, а в тренировочных занятиях может достигать и 220-230 уд./мин. Пульсовая стоимость игры футболистов составляет 14500-16000 сердечных сокращений. При этом границы зон мощности, в которых работают футболисты, весьма широки. Кроме того, во время игры значительно усиливается работа дыхательной системы кровообращения.
Во время матча происходят и другие изменения: футболисты теряют в среднем 2,5-3 кг веса, наблюдается большая потеря жидкости организмом.
Футбольный матч вследствие высокой интенсивности вызывает в организме у футболистов значительные изменения и нормализация всех функций у игроков наблюдается после 48-72 ч после окончания игры.

Игры с мячом, похожие на футбол, существовали с незапамятных времен. Датой рождения современного футбола принято считать 1863 г., когда в Лондоне были выработаны единые правила игры и создана футбольная ассоциация. К началу XX в. футбольные ассоциации организуются во многих странах Европы и Южной Америки. В 1904 г. образовалась Международная федерация футбольных ассоциаций (ФИФА), а в 1908 г. футбол был включен в программу Олимпийских игр. ФИФА признала целесообразным один раз в четыре года проводить чемпионат мира.

Футбол пользовался популярностью и в России. В семидесятых годах прошлого столетия футбольные команды появляются в Петербурге, Одессе, Николаеве и других городах. В 1901 г. создается Петербургская футбольная лига, которая начинает проводить соревнования между своими клубами. В 1911 г. организуется Всероссийский футбольный союз, а в 1912 г. он вступил в ФИФА.

Великая Октябрьская социалистическая революция создала предпосылки для развития массового футбола. В стране создаются тысячи рабочих и студенческих команд. Первый чемпионат РСФСР был проведен в 1924 г. Успешно провели советские футболисты и свои первые международные встречи с командами Швеции, Турции, Германии, Норвегии, Финляндии. С 1936 г. разыгрывается звание чемпиона Советского Союза. В том же году учрежден и Кубок СССР по футболу.

Великая Отечественная война приостановила развитие футбола. В 1944 г. возобновились игры на Кубок СССР, а в следующем году на первенство СССР. Значительным событием 1945 г. были победы московских динамовцев над профессиональными клубами Англии. В 1952 г. советские спортсмены стали призерами, а в 1956 г. победителями Олимпийских игр. В 1960 г. сборная СССР стала обладателем Кубка Европы. Начиная с 1958 г. наши футболисты — неизменные участники финалов чемпионата мира. В 1966 г. сборная Советского Союза заняла четвертое место в чемпионате мира, а в 1972 г. стала второй в чемпионате Европы.

В настоящее время футбол — одна из популярнейших спортив¬ных игр. Двигательная деятельность футболистов весьма многогранна. Игра связана с необходимостью поддержания высокого уровня специфической работоспособности. Качество игровой деятельности футболистов во многом зависит от их умения мгновенно оценивать обстановку, выбирать наиболее эффективные средства и методы борьбы с противником, умело управлять своими движениями с мячом и без него. Все это требует от футболистов всесторонней физической, технической, тактической и морально-волевой подготовки.

Физическая подготовка

Физическая подготовка футболистов должна быть круглогодичной, разносторонней и строиться с учетом положительного взаимодействия применяемых средств с основными двигательными навыками. Тренировка футболистов органически объединяет общую и специальную физическую подготовку (ОФП и СФП).

ОФП призвана повышать функциональные возможности организма. Она насыщена разнохарактерными упражнениями, как правило, комплексно развивающими силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость спортсменов.

СФП направлена на развитие качеств, способностей, необходимых футболисту для эффективного решения специфических двигательных задач.

Рассмотрим средства ОФП и СФП футболистов.

Упражнения для развития силы

Упражнения ОФП:

  • Приседания со штангой, партнером на плечах.
  • Подскоки кз различных исходных положений со штангой, гирей, утяжеленным поясом.
  • Метание и ловля тяжелых снарядов.
  • Подтягивание на перекладине, лазанье по канату.
  • Сгибание и разгибание рук в упоре лежа.
  • Поднимание прямых ног вперед из виса на гимнастической стенке, перекладине, кольцах.

Упражнения СФП:

  • Удары по мячу на дальность; то же по утяжеленному мячу.
  • Различные броски набивного мяча.
  • Махи ногами вперед, назад, в стороны с использованием резиновых амортизаторов.
  • Удары головой по подвешенному мячу в прыжке с места и с разбег; (с отягощениями).

Упражнения для развития быстроты

Упражнения ОФП:

  • Стартовые ускорения из различных исходных положений, «семенящий) бег, повторный бег с места и с ходу (по 30—40 м, быстро), бег под уклон.
  • Быстрые приседания, подскоки, скачки на одной ноге.
  • Встречные эстафеты, подвижные игры типа «Пятнашки».
  • Бег вверх и вниз по ступенькам лестницы.

Упражнения СФП:

  • Стартовые ускорения, повторный и переменный бег с мячом.
  • Вратарь встает лицом к стенке (щиту) на расстоянии 2—3 м от него. Партнер из-за спины вратаря посылает мяч в щит (рукой, ногой). Вратарь ловит или отбивает отскочивший мяч.
  • Подвижные игры типа «Пятнашки», «Охотники и утки», но игра ведется футбольным мячом (ногами).

Упражнения для развития выносливости

Упражнения ОФП:

  • Кроссы умеренной и переменной интенсивности, эстафеты с бегом, прыжками, элементами акробатики.
  • Лыжные прогулки и гонки.
  • Плавание, бег по воде на мелком месте.
  • Чередование подвижных игр, прыжков со скакалкой с кроссом умеренной интенсивности и ускорениями.
  • Баскетбол, ручной мяч, хоккей.

Упражнения СФП:

  • Двусторонняя игра с продолжительностью таймов 55—65 мин.
  • Двусторонняя игра (взрослые — 2X45 мин, юноши —2X40 мин, дети — 2X30 мин) с делением ее на 4—6 периодов (играть в высоком темпе, непрерывно двигаться). Паузы между периодами постепенно сокращаются.
  • Сильные удары по мячу ногами в течение 25—40 мин. Паузы между ударами 15—25 сек.
  • Игровое упражнение «Борьба за мяч» (игра в «квадрате», трое на трое, четверо на четверо и т. д.).

Упражнения для развития ловкости

Упражнения ОФП:

  • Простейшие элементы акробатики и гимнастики (кувырки, перевороты, подъемы и перевороты на перекладине, брусьях, кольцах, прыжки и т. д.).
  • Упражнения с гимнастическими снарядами (булавы, палки, скакалки).
  • Легкоатлетические прыжки в длину, высоту, барьерный бег.
  • Баскетбол, ручной мяч, волейбол, подвижные игры типа «Охотники и утки», «Пятнашки».

Упражнения СФП:

  • Жонглирование мячом ногами, головой; то же, чередуя удары ногами, головой с приемом мяча грудью, подъемом стопы, бедром и т. д.
  • Футболист с мячом в руках двигается спиной вперед, подбрасывает мяч вверх-назад, поворачивается кругом и производит удар по мячу в цель (ногой, головой).
  • Прыжок вверх (с места, с разбега) с поворотом на 180° и удар ногой (головой) по подвешенному мячу.

Упражнения для развития гибкости

Упражнения ОФП:

  • Покачивания в выпадах, маховые движения ногами вперед, назад, в стороны, пружинистые наклоны вперед, в стороны, назад (амплитуда движений увеличивается постепенно, до появления болевых ощущений).
  • «Мост» из положения лежа на спине (с поддержкой партнера).
  • Наклоны назад из положения стоя на коленях.

Упражнения СФП:

  • Махи ногами вперед, в стороны, доставая подвешенные мячи (на месте и в движении); то же в прыжке.
  • Футболист двигается спиной вперед на слегка согнутых ногах и движением ноги в «шпагат» отбивает летящие, катящиеся мячи.
  • Имитация удара по мячу головой в прыжке (с предварительным отведением плеч назад).

Упражнения, развивающие гибкость, чередуются с упражнения¬ми в расслаблении.

Правильный подбор средств и методов общей и специальной физической подготовки создает необходимые предпосылки для овладения техникой и тактикой футбола, достижения высоких спортивных результатов.

Правила игры в футбол - регламент, определяющий порядок игры в футбол, согласно которому проходят соревнования. Первый футбольный матч, сыгранный по этим правилам, провели члены Кембриджского университета 1848 году в Паркeрc Пиc, Кембридж. 26 октября 1863 года Футбольная ассоциация официально утвердила эти правила.

Современный вариант правил разработан Международным советом футбольных ассоциаций и опубликован Международной федерацией футбола.

Правила игры в футбол регламентируют такие вопросы как количество игроков, продолжительность матча, размеры поля, требования к футбольному мячу, типы нарушений правил и другие.

Физическая подготовка в футболе

Физическая подготовка необходима спортсмену любого возраста, квалификации и вида спорта. Однако каждый вид спорта предъявляет свои специфические требования к физической подготовленности спортсменов - уровню развития отдельных качеств, функциональным возможностям и телосложению. Физическая подготовка помогает достичь гармонического развития физических качеств, что в свою очередь помогает становлению основных двигательных навыков любому спортсмену, в том числе и футболисту.

Физическая подготовка - это процесс воспитания физических способностей, неразрывно связанный с повышением общего уровня функциональных возможностей организма, разносторонним физическим развитием, укреплением здоровья . Физическая подготовка делится на общую физическую подготовку (ОФП) и специальную (СФП). ОФП представляет собой процесс всестороннего развития физических способностей, не специфичных для избранного вида спорта, но так или иначе обусловливающих успех спортивной деятельности, на повышение общей работоспособности. СФП направлена на развитие физических способностей, отвечающих специфике избранного вида спорта. При этом она ориентирована на максимально возможную степень их развития. В учебно-тренировочной работе задачи общей и специальной физической подготовки органически связаны между собой.

В качестве основных средств в общей физической подготовке применяются общеразвивающие упражнения и упражнения из различных видов спорта, оказывающие общее воздействие на организм занимающихся. При этом достигается развитие и укрепление мышечно-связочного аппарата, совершенствование функций внутренних органов и систем, улучшение координации движений и общее повышение уровня развития двигательных качеств.

Большинство упражнений, применяемых с целью повышения общей физической подготовки, всесторонне воздействуют на организм, но в то же время каждое из них преимущественно направлено на развитие того или иного качества. Так, длительный бег по пересеченной местности преимущественно направлен на развитие выносливости, ускорения на коротких отрезках развивают быстроту, а гимнастические упражнения - ловкость. Эти упражнения включаются в занятия как составная часть, а некоторые упражнения выносятся в утреннее занятие.

Цель специальной физической подготовки в футболе - развитие и совершенствование физических качеств и функциональных возможностей, специфичных для футболиста.

Деятельность футболиста характеризуется постоянной сменой интенсивности выполняемых действий. Ускорения, рывки, прыжки чередуются с равномерным легким бегом, ходьбой, остановками и выполняются с изменением направления, ритма и темпа движения. Такая деятельность связана с осуществлением определенных физических нагрузок и сопровождается значительными функциональными сдвигами в протекании вегетативных процессов, в первую очередь обмена веществ, дыхания и кровообращения.

Игровая деятельность футболистов состоит не только из прыжков, бега и ходьбы. В условиях жесткого единоборства, действуя на предельной скорости и продолжительное время, футболист должен в самых невероятных исходных позах (подкат, прыжок, одноопорное состояние) эффективно владеть мячом, одновременно решая сложные тактические задачи.

С помощью специальных упражнений, преимущественно направленных на развитие определенных физических качеств, можно параллельно совершенствовать выполнение отдельных технических приемов. Для этого обычно применяют специальные упражнения, сходные по характеру выполнения и структуре с тем или иным техническим приемом или его отдельными элементами.

В годичном тренировочном цикле рекомендуется вначале осуществлять общую физическую подготовку, а затем на ее основе проводить специальную физическую подготовку. В процессе многолетних занятий футболом соотношение общей и специальной физической подготовки, а также их конкретное содержание меняется в сторону постепенного возрастания удельного веса специальной подготовки по мере роста спортивного мастерства.

Основную роль в общей и специальной физической подготовленности футболиста играют сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. Именно эти физические качества отражают уровень двигательных возможностей футболиста и его физическое состояние.

Итак, физическая подготовка представляет процесс воспитания физических способностей, неразрывно связанный с повышением общего уровня функциональных возможностей организма, разносторонним физическим развитием, укреплением здоровья.

Физическая подготовка делится на общую и специальную физическую подготовку. Цель общей физической подготовки - развитие и укрепление мышечно-связочного аппарата, совершенствование функций внутренних органов и систем, улучшение координации движений и общее повышение уровня развития двигательных качеств. Цель специальной физической подготовки в футболе - развитие и совершенствование физических качеств и функциональных возможностей, специфичных для футболиста.

В качестве основных средств в общей физической подготовке применяются общеразвивающие упражнения и упражнения из различных видов спорта, оказывающие общее воздействие на организм занимающихся.

В тренировочном цикле необходимо вначале осуществлять общую физическую подготовку, а затем на ее основе проводить специальную физическую подготовку. Несмотря на это, в процессе многолетних занятий футболом соотношение общей и специальной физической подготовки, а также их конкретное содержание меняется в сторону постепенного возрастания удельного веса специальной подготовки по мере роста спортивного мастерства спортсмена.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!