Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Специальность «Правоохранительная деятельность»: кем можно работать? Курсантов-будущих оперативных сотрудников Физическая подготовка как условие здоровья оперативных сотрудников

В последние годы отчетливо выявились проблемы профессиональной подготовки сотрудников ОВД. В ряде случаев морально-психологическая подготовка к действиям в сложных, экстремальных условиях приводит к непредвиденным последствиям. В этой связи предъявляются принципиально новые требования к личному составу ОВД и учебным заведениям, осуществляющим подготовку специалистов для ОВД. Дальнейшим шагом в улучшении профессиональной подготовки личного состава стал Приказ МВД России от 8 октября 2002 г. N 965 "Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел". В Приказе отмечается: "Считать профессиональную подготовку одним из приоритетных направлений оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел" <*>.

<*> Приказ МВД России от 8 октября 2002 г. N 965 "Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел".

Для поддержания правопорядка и успешного противостояния преступникам сотрудники милиции должны иметь не только хорошую юридическую подготовку, не менее важно обладать достаточно высокой степенью физической готовности, чтобы уметь профессионально пользоваться оружием и боевыми приемами борьбы. Поэтому овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками, поддержание их на должном уровне и стремление к достижению профессионального мастерства являются служебной обязанностью всех сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.

Применение физической силы стало обычным делом в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Оно сопряжено с риском причинения тяжких последствий, а в некоторых случаях под угрозу ставится здоровье и даже жизнь человека. Поэтому особое значение имеют проблема обеспечения прав граждан, соблюдение законности в деятельности подразделений органов внутренних дел.

Для того чтобы действовать успешно, решительно, профессионально и грамотно при защите общества и государства от преступных посягательств, сотрудники милиции должны постоянно совершенствовать свою физическую подготовку, систематически изучать нормативные акты, учебную литературу и практику применения физической силы.

Выполнение оперативно-служебных задач и пресечение противоправных действий сотрудниками ОВД во многом связанно с применением физической силы, которая регламентирована основным нормативным актом, закрепляющим основания применения физической силы сотрудниками милиции; таковым является Закон Российской Федерации "О милиции" <*>. Физической силой в соответствии с законодательством о милиции следует считать не сопровождающиеся применением специальных средств и огнестрельного оружия физические действия сотрудников милиции, направленные против воли людей, животных либо имущества и состоящие в ограничении телесной неприкосновенности людей, свободы их действий, передвижения или распоряжения какими-либо предметами, а также в причинении боли или телесных повреждений, в повреждении или временном изъятии принадлежащего кому-либо имущества в целях пресечения правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям сотрудников милиции <**>.

<*> Закон РФ от 18 апреля 1991 г. "О милиции" // ВВС. 1991. N 16. Ст. 15.
<**> Соловей Ю.П. Правовое регулирование применения милицией силы // Государство и право. 1993. N 4. С. 107 - 108.

Эффективность использования физической силы при пресечении противоправного поведения зависит от двух условий:

  • четкого правового регулирования ее применения;
  • уровня специальной профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, направленной на выработку у них стойких физических и тактико-психологических навыков владения приемами рукопашного боя.

Статья 13 Закона "О милиции" гласит: "Сотрудники милиции имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на милицию обязанностей".

Конкретные формы проявления применения физической силы сотрудниками милиции многообразны, причем она может быть направлена на людей, животных, материальные объекты. Например , применением физической силы является принудительное помещение (или перенос) пьяного в специальный автомобиль, извлечение из салона транспортного средства управляющего им водителя, имеющего внешние признаки опьянения, который отказывается подвергнуться медицинскому освидетельствованию, и извлечение ключа из замка зажигания автомобиля, на котором он пытается скрыться; доставление в дежурную часть органов внутренних дел лица, подозреваемого в совершении правонарушения, когда сотрудники милиции держат его "под руки", и т.д.

Боевые приемы борьбы как разновидности физической силы, применяемой сотрудниками милиции, могут относиться к любым системам рукопашного боя - боксу, самбо, дзюдо, карате, айкидо и т.п. либо не входить ни в одну из них. Для закона это безразлично, главное, чтобы тяжесть последствий, наступивших в результате применения сотрудником милиции ударов, удушающих, бросковых и других подобных приемов была соразмерной характеру и степени общественной опасности пресекаемого правонарушения, лиц, его совершивших, силе оказываемого ему противодействия, то есть не была явно, очевидно для всех чрезмерной в данной ситуации. Лишь тогда сотрудник милиции, как это установлено ч. 3 ст. 23 Закона РФ "О милиции", не будет нести за это никакой ответственности.

  • во-первых, при пресечении преступлений и административных правонарушений. Необходимо отметить, что правомерным применение физической силы следует считать при пресечении правонарушений и преступлений, которые совершаются путем действия;
  • во-вторых, для задержания лиц, совершивших преступление или административное правонарушение.

В данном случае речь идет не только о задержании, но и о доставлении весьма широкого круга лиц:

  • застигнутых при совершении преступления или административного правонарушения либо в отношении которых имеются достаточные данные полагать, что они совершили преступление или административное правонарушение;
  • доставляемых в милицию по подозрению в совершении административного правонарушения в целях составления протокола при невозможности составить его на месте, если составление протокола является обязательным (ст. 27.2 КоАП РФ).

В отношении некоторых категорий задерживаемых лиц, например разыскиваемых, когда имеется информация о том, что они вооружены, в целях предотвращения попытки эффективного сопротивления с их стороны задержание, а значит, и физическая сила, могут применяться неожиданно для задерживаемых, то есть без предупреждения.

По общему правилу, если задерживаемый выполняет все требования сотрудника милиции, физическая сила не применяется. Необходимость в ней проявляется обычно при воспрепятствовании со стороны задерживаемого или иных лиц законной деятельности сотрудника милиции. В таком случае проявляется еще и третье основание применения сотрудниками милиции физической силы - преодоление противодействия законным требованиям.

Для того чтобы применение физической силы сотрудниками милиции соответствовало закону, необходимо, на наш взгляд, чтобы каждое из перечисленных оснований было дополнено второй частью - если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на милицию обязанностей. Тем самым в законе еще раз подчеркивается, что сила может быть использована лишь в случае, когда ей предшествовало употребление мер убеждения, не приведшее к должному результату.

Таким образом, при решении вопросов о правомерности защиты и применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия при необходимой обороне сотрудники милиции должны оценивать все фактические обстоятельства посягательства: степень и характер угрожающей опасности, его действительность (реальность), силы и возможности преступления, собственные силы и средства защиты, ценность защищаемых благ и другие обстоятельства, способные влиять на соотношение сил нападения и защиты.

Вопросы, связанные с применением физической силы сотрудниками ОВД, влияют не только на возможность защитить собственную жизнь и здоровье, но также и жизнь граждан, которые могут стать объектом преступного посягательства. Необходимость знания условий пределов применения физической силы, а также способов применения таковой является непременным условием деятельности сотрудников ОВД. Формирование данных знаний может осуществляться как самостоятельно сотрудником, так и в процессе обучения в вузе МВД России, в рамках которого проводятся занятия по физической подготовке.

Таким образом, физическая подготовка, являющаяся самостоятельной учебной дисциплиной в образовательных учреждениях МВД России и решающая общие и специальные задачи, призвана не только формировать устойчивые навыки в овладении боевыми приемами борьбы, но и способствовать приобретению устойчивых знаний в области правомерности применения боевых приемов борьбы при выполнении своих оперативно-служебных задач.

Физическая подготовка военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и силовых структур, являясь важной и неотъемлемой частью воинского обучения и воспитания личного состава воинских формирований, правоохранительных органов и силовых структур Республики Казахстан, направлена на повышение физической подготовленности контингента данных организаций, развитие их способностей к перенесению высоких физических нагрузок и психологических напряжений, организацию содержательного досуга.

Цель физической подготовки - обеспечение физической готовности военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и силовых структур к выполнению специальных задач, соответствующих требованиям их профессиональной деятельности.

Основными задачами физической подготовки военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и силовых структур являются:

развитие и поддержание на требуемом уровне физических качеств - выносливости, силы, быстроты и ловкости;

формирование специальных физических качеств и навыков;

укрепление опорно-двигательного аппарата;

профилактика заболеваний и вредных привычек, закаливание организма;

воспитание психологической устойчивости, уверенности в своих силах, целеустремленности, смелости и решительности, инициативы и находчивости, упорства, выдержки и самообладания;

формирование готовности к перенесению экстремальных физических и психологических нагрузок в период подготовки и непосредственно при выполнении поставленных задач;

развитие военно-прикладных видов спорта среди военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и силовых структур.

Для решения этих задач соответствующие министерства и ведомства разрабатывают и утверждают ведомственные программы физического воспитания личного состава, направленные на повышение физического развития и внедрение здорового образа жизни, освоение и развитие навыков профессионально-прикладной физической подготовки, выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, обеспечивается подготовка и участие спортсменов данных ведомств в чемпионатах мира среди военнослужащих, полицейских и силовых структур.

Физическая культура среди населения

Физическая культура и спорт - одни из важнейших средств укрепления здоровья граждан страны, духовного и физического воспитания молодежи, формирования здорового образа жизни. В связи с этим, первоочередная задача государства в отрасли - сделать занятия физической культурой и спортом доступными для всех слоев населения страны.

Развитие физической культуры среди населения должно осуществляться путем формирования соответствующей мотивационной структуры. Взрослый человек добровольно участвует в физкультурно-спортивном движении. Самодеятельное физкультурно-спортивное движение должно быть возрождено через целую систему стимулов.

Основой физкультурно-спортивного движения страны должны стать физкультурно-оздоровительные и спортивные клубы. Наряду с физкультурно-спортивными клубами могут развиваться спортивные центры, предлагающие более комфортные условия, большое разнообразие услуг.

Спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа в регионах должна быть направлена на увеличение числа доступных соревнований по массовым видам спорта для всех возрастных групп населения (в трудовых коллективах, по месту жительства и отдыха населения, в учреждениях образования). Главная задача таких мероприятий - стимулировать стремление людей к ежедневным физкультурно-оздоровительным занятиям, вовлекать их в соревновательную деятельность.

Следует обратить особое внимание вопросам развития национальных видов спорта, самобытных физических упражнений и народных игр и использовать их в приобщении населения к активным занятиям физической культурой и спортом.

На предприятиях и в организациях всех форм собственности должны быть реализованы права работников на занятие физической культурой и спортом в режиме трудового дня и послетрудового восстановления. Необходимы совместные усилия государственных органов, предприятий и организаций всех форм собственности для вовлечения граждан в систематические занятия физической культурой и спортом, внедрения в систему организации труда и отдыха комплекса мер послетрудовой реабилитации .

Физическая культура и спорт среди инвалидов

Серьезное внимание необходимо уделять вовлечению в физкультурно-спортивную деятельность инвалидов. Для этого необходимо обеспечить создание соответствующих условий для занятий физической культурой и спортом в спортивных клубах и залах, подготовку спортсменов-инвалидов к международным соревнованиям, в том числе к Паролимпийским играм.

Правоведение и правоохранительная деятельность в последнее время становятся все более популярными у абитуриентов, о чем свидетельствуют длительные очереди в приемные комиссии в вузах и высокая конкуренция среди поступающих. Это объясняется привилегиями работников ПО и престижностью работы, возможностью карьерного роста и внутренними убеждениями молодого гражданина Российской Федерации.

Для того чтобы пройти конкурс на эту специальность, необходимо учитывать некоторые детали, без которых обучение невозможно. Также заранее стоит определиться с будущей профессией, чтобы выбрать правильную специализацию.

Что собой представляет правоохранительная деятельность

Понятие «правоохранительная деятельность» рассматривается в широком и узком смысле. Первый - это работа всех органов государственного подчинения, которые занимаются обеспечением соблюдения прав граждан и их свобод.

Второй предполагает деятельность целью которой является охрана права от нарушений, обеспечение свобод. Осуществление производится в строго установленном порядке и рамках закона.

Первым делом необходимо разобраться, что собой представляет правоохранительная деятельность, ее понятие, сущность. Это нужно для понимания принципов работы, определения специализации, на которую стоит подавать документы, а также оценки особенностей работы. Согласно словарям, ПД - это вид государственной деятельности, и осуществляется он для охраны права. Это исполняется уполномоченными органами при применении определенных юридических мер влияния, которые четко соответствуют закону.

Следующие:

  • все действия проводятся в соответствии с законом;
  • строго установлен порядок, который регулируется законом;
  • органы, воплощающие в жизнь, юридические меры четко определенны и имеют конкретный перечень полномочий, регулирующихся правом.

Задачи, функции

Традиционно в документах указываются такие институты: суд, органы оперативно-розыскной деятельности, МВД, Минюст, таможня, прокуратура и так далее. Сюда включены и общественные организации определенного типа и вида работы.

Информация о профессии «Правоохранительная деятельность» напрямую зависит от конкретного вида. Однако существуют и общие понятия, которым в обязательном порядке отвечает каждый из них. Это признаки, каким соответствуют институты, правовые рамки и полномочия, направление. Стоит также знать, для чего предназначена правоохранительная деятельность. Ее задачи, функции - также предмет обязательного изучения.

Среди последних выделены следующие:

  • Осуществление контроля за соблюдением Конституции РФ (соответствующие суды).
  • Установление правосудия.
  • Организационное обеспечение деятельности судов.
  • Юридическая помощь, охрана закона от имени общества, защита прав и свобод граждан.
  • Нотариальная защита интересов граждан.

Каждую из названных выше функций выполняет определенный орган, однако все они взаимосвязаны, и работа одних влияет на результат других прямо или косвенно.

Виды правоохранительных органов

В целом все их можно поделить на три группы, каждая из которых занимается определенным видом деятельности:

  • Выявление и расследование преступлений.
  • Обеспечение безопасности и порядка.
  • Юридическая помощь.

Первая группа занимается досудебным этапом, то есть раскрывает преступление. Также в их юрисдикции находится судебное следствие, дознание.

Контроль за порядком осуществляет полиция. Главная функция ее - это предотвращение преступлений, выявление их, пресечение. Кроме того, к задачам полиции может быть добавлена также охрана определенных объектов, административный контроль в разных сферах деятельности.

Правоохранительная деятельность и этого подразделения, точнее их направленность, зависят от подразделения:

  • Муниципальная.
  • Дорожная.
  • Наркоконтроль.
  • Налоговая.
  • Военная и другие.

Стоит также отметить, что существует интернациональная полиция - Интерпол, которая осуществляет деятельность по всему миру и имеет больше возможностей, а также занимается особенно важными делами.

Последний вид - это органы юридической помощи. В их состав входят адвокатура, нотариат и прочие. Основная задача - отстаивание прав человека в суде, обеспечение защиты человека.

Вузы правоохранительных органов

В Российской Федерации насчитывается 23 вуза, которые числятся как подведомственные Минюсту РФ.

Четыре из них находятся в Москве, другие рассредоточены по крупным городам страны. Также подавляющее большинство имеет филиалы в других населенных пунктах. Это означает, что специальность «Правоохранительная деятельность» доступна практически всем абитуриентам, живущим в небольших городах, так как можно подобрать учебное заведение поблизости.

РПА имеет 14 филиалов, которые находятся в Санкт-Петербурге, Ижевске. Петрозаводске, Саранске, Туле и других городах.

Вуз принимает студентов на три факультета:

  • Социально-правовой.
  • Повышения квалификации.
  • Юридический.

РПА готовит бакалавров, специалистов, магистров, а также есть аспирантура, докторантура и довузовское образование. Существует ряд групп, в которых принимают участие дети 4-5-х классов.

Другие, не менее популярные вузы, - университет МВД России в СПб, Дальневосточный управления МВД России.

Как поступить в вуз

Набор в вуз («Правоохранительная деятельность») производится из выпускников 11-х классов ООШ, техникумов, колледжей. Особенность подачи документов заключается в том, что они в первую очередь направляются не в приемную комиссию, а в комплектующий по месту жительства. После рассмотрения заявки на месте бумаги передаются в вуз.

Как и в других высших учебных заведениях, основной отбор проводится на основании результатов ЕГЭ. Но, кроме этого, на специальность «Правоохранительная деятельность», необходимо также успешно пройти профессионально-психологическое тестирование.

Все вузы требуют отличной физической подготовки на некоторые специальности, потому во многих объявляется также дополнительный вид вступительной кампании - проверка на выносливость, возможности и силу. Так что готовиться стоит заранее или записаться на курсы, которые часто организовывает сам вуз.

«Правоохранительная деятельность» - специальность, которая дает право каждому, окончившему учебное заведение курсанту на освобождение от срочной службы в армии.

Поиск работы

Кроме возможности остаться преподавателем в альма-матер, существуют еще сотни вариантов трудоустройства.

Стоит определиться, прежде чем подавать документы на специальность «Правоохранительная деятельность», кем можно работать. Современные вузы готовят судей, полицейских, следователей, адвокатов, прокуроров и других специалистов. В зависимости от определяется и место работы. Кроме того, большинство учебных заведений трудоустраивают своих выпускников.

По завершении обучения по специальности «Правоохранительная деятельность», кем можно работать, подскажет опыт, так как студент проходит несколько видов практик, на которых может воочию увидеть работу того или иного специалиста, взвесить все за и против.

Документы для поступления

Первым делом необходимо отнести в ОВД по месту жительства заявление о поступлении. Сотрудники органов оформляют личное дело и отправляют его в выбранный университет или институт.

Затем от лица абитуриента пишется заявление на имя руководителя ОВД. После этого комплектующий орган должен выдать такие документы:

  • Результаты врачебно-военной экспертизы.
  • Итоги профессионально-психологического отбора.

После нужно ехать в вуз и захватить паспорт (или другие документы, удостоверяющие личность), оригинал диплома или аттестата. Стоит заранее уточнить перед написанием заявления на обучение по специальности «Правоохранительная деятельность», кем можно работать после окончания заведения.

Как долго учиться

По окончании 4 лет студент получает диплом бакалавра и может либо пойти работать, либо продолжить обучение в этом или другом вузе.

Если документы поданы в филиал, то сразу необходимо спросить, где нужно продолжать обучение на специалиста или куда поступать в аспирантуру.

Специальность «Правоохранительная деятельность» предполагает обучение на протяжении минимум 4 лет. Заочная и дневная формы обучения имеют одинаковую протяженность, однако стоит сразу отметить, что некоторыми специальностями не предусмотрена «заочка».

Льготы сотрудникам ПО

Студенты вузов МВД и подобных освобождаются от прохождения военной службы. Существует набор льгот на квартплату и коммунальные услуги. А также иначе начисляется размер пенсии и время выхода на заслуженный отдых.

Не совсем льгота, но тоже преимущество выпускников - изобилие профессий после окончания специальности «Правоохранительная деятельность». Кем можно работать, указывается непосредственно при поступлении.

Карьерный рост

Для каждого сотрудника правоохранительных органов открывается перспектива карьерного роста по нескольким параметрам: возможность получить звание выше, улучшение жизни и увеличение заработной платы. Кроме того, компетентность в правовой сфере поможет не только избежать неприятностей, но и уберечь других от них.

В любом случае сотрудники правоохранительных органов - это люди, которые делают свой выбор, опираясь в первую очередь на моральные ценности и убеждения, а не гоняясь за славой.

Тезиков Дмитрий Александрович,преподаватель кафедры физической подготовки ФГКОУ ВО «Волгоградская академия МВД России», г. Волгоград

Доброва Виктория Олеговна,

курсант 2 «Г» курса ФГКОУ ВО «Волгоградская академия МВД России», г.Волгоград

Физическая подготовка как важнейшая составляющая эффективного выполнения оперативнослужебных задач сотрудников органов внутренних дел

Аннотация.Органы внутренних дел Российской Федерации осуществляют не только юридическую, но и силовую, вооруженную защиту закона.Владение навыками самообороны, а также силового пресечения противоправных действий и задержания преступников и правонарушителей является оперативнослужебной необходимостью в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Естественно, что в такой ситуации значение физической подготовленности является определяющим фактором их эффективной профессиональной деятельности. Работа посвящена изучению способов повышения эффективности физической подготовленности сотрудников ОВД России.Ключевые слова: физическая подготовка, сотрудники органов внутренних дел, эффективность, профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел.

Развитие физических качеств человека это результат физической культуры. Физические навыки сотрудников ОВД основной компонент готовности к успешному выполнению оперативнослужебных задач, применении физической силы, боевых приемов борьбы(приемы задержания и сопровождения, защита от ударов вооруженного или безоружного противника, освобождение от захватов и обхватов, обезоруживание) и специальных средств при пресечениипротивоправных действий, а также обеспечение их высокой работоспособности в процессе служебной деятельности. Подготовить физически развитых, координированных, обладающих высокой степенью психической устойчивости,решительных, смелых, уверенных в своих силах и инициативных сотрудников органов внутренних дел, способных успешно действовать в сложной, насыщенной опасными и критическими ситуациями обстановке при задержании и обезвреживании вооруженных преступников такова главная задача физической подготовки в образовательных организациях МВД России. Следует вносить в процесс обучения такие элементы как: напряженность и внезапность, опасность и риск, свойственные реальной боевой обстановке, многократно тренировать личный состав в выполнении изученных приемов и действий. Это достигается:преодолением различных сложных препятствий в условиях непосредственной физической опасности;отработкой приемов рукопашного боя на боевом оружии, проведением учебных схваток с одним и несколькими партнерами;выполнением приемов и действий, требующих взаимопомощи и взаимовыручки;применением средств имитации, световых и звуковых раздражителей (взрывпакетов, дымовых шашек, холостых выстрелов, огневых преград и очагов пожара, вспышек света, трансляции звукозаписи боя, музыки и т. д.);

регулярным участием в соревнованиях по военноприкладным видам спорта.Структура образовательных учреждений МВД России предусматривает многоуровневую подготовку специалистов, в которую включены учебные центры МВД, УВД, специальные средние и высшие учебные заведения. Физическая подготовка в учебных центрах считается важной составной частью процесса формирования специалиста для ОВД. Её основными задачами являются: вопервых обучение прочным навыкам в выполнении боевых приемов борьбы, в ускоренном передвижении по пресеченной местности и преодолении препятствий различного типа;вовторых способности к выполнению указанных прикладных двигательных действий в условиях значительных физических нагрузок и психологических направлений служебнобоевой правоохранительной деятельности.Приоритетным направлением деятельности вузов системы МВД остается развитие физической подготовки путем использования специальных методов и средств. Не исключением в качественной физической подготовке являются и женщины, вступившие в ряды ОВД. Ведь в настоящее время совсем не каждая женщина решится работать в полиции. Это рискованно и довольно ответственно. В Россиизаметно возрастает число женщинсотрудниц ОВД, связавших свою судьбу с правоохранительными органами.Например, только 2016 году 36 женщинполицейских были представлены к государственным наградам за мужество и профессионализм, проявленные при выполнении поставленных задач по охране общественного порядка и борьбе с преступностью. Как и к любому сотруднику, к женщинам служащим в ОВД предъявляется ряд требований: добросовестно выполнять свой долг, нести полную личную ответственность за правомерность своих действий, оперативно решать поставленные перед ней задачи, качественно и эффективно выполнять свои функциональные обязанности. В большинстве своем они добросовестно относятся к выполнению своих профессиональных обязанностей. Однако, несмотря на возрастающую роль женщин в комплектовании ОВД, практически отсутствуют исследования по данному вопросу, недостаточно изучены психологические особенности женщинсотрудниц, проблемы их адаптации к служебной деятельности. Женщины несут службу практически во всех подразделениях ОВД и наряду с мужчинами выезжают на место происшествия. Они также подвержены экстремальному воздействию в силу специфики профессиональных задач, стоящих перед нами во время выполнения служебнопрофессиональных задач. Вместе с тем, если нормативы для мужчин предъявляют серьезные требования к их физической подготовленности, то нормативы для женщин явно занижены. Такие выводы можно сделать, анализируя результаты входного контроля лиц рядового и младшего начальствующего состава при их зачислении в институт. Из 315 сотрудников полиции неудовлетворительные результаты входного контроляпо общефизической подготовке показали 61,6 % причем среди женщин неудовлетворительных результатов не было. Возможность без дополнительной работы над собой успешно сдать существующие нормативы отрицательно сказывается на мотивации женщин к занятию спорта. Было бы не справедливо не отметить, что женщины превосходят мужчин в точности и координации движений и им свойственны высокоразвитые быстрота и ловкость движений мелких мышечных групп. Женщины обладают лучшей по сравнению с мужчинами гибкостью, что обусловлено особенностями их анатомического строения и физиологическими функциями. Для достижения максимально продуктивных результатов работы необходимо проводить соответствующую подготовку для женщин. В частности, учебная ситуация взаимодействия при отработке боевых приемов борьбы сотрудниковженщин с лицами противоположного пола максимально приблизит тренировку к реальной ситуации силового противоборства и позволит женщине приобрести уникальный опыт физического противостояния лицам другого пола. Смешанные тренировки и спарринг с мужчинами очень полезны для становления «женщиныбойца». Тренируясь вместе с мужчинами, женщина может многому от них научиться: технике, скорости, ловкости, смелости, и т.д..В учебной ситуации большинство женщин испытывают при смешанной тренировке в первую очередь страх перед возможными болевыми ощущениями, а также неуверенность в собственных силах. Это может сказаться на возможности подобрать подходящего партнера, так как не каждый готов преодолеть психологические барьеры. Отработка боевых приемов борьбы в паре с сотрудниками женского пола имеетпсихологические выгоды и для мужчин.Работа в паре с женщиной ‬это в первую очередь терпение и готовность помочь. Партнера женщину нужно гдето похвалить, поддержать, а гдето, осуществляя воздействие на эмоциональную сферу, вызвать ее недовольство собой и желание самосовершенствоваться. Учет психологических аспектов в физической подготовке помогает построить продуктивное взаимодействие и добиться успеха. Проявление «гибкости», чуткости, внимательности и осторожности создаст благоприятную атмосферу для выполнения поставленных задач. Совместные тренировки мужчин и женщин имеют множество преимуществ. Смешанная тренировка позволяет развить ответственность за своего партнера. Физическая активность должна поддерживаться не только в период подготовки к деятельности, но и в течение всего срока службы. В учебных заведениях формируется должный уровень профессионально значимых качеств, навыков и умений. В практических органах этот уровень долженподдерживать как можно более длительный период времени. Способность умело применять прямые насильственные меры пресечения правонарушений и обеспечения безопасности населения формируются у сотрудников ОВД, слушателей и курсантов образовательных учреждениях МВД России в процессе занятий физической подготовкой. Таким образом, ее основной целью следует считать воспитание и развитие профессионально важных знаний и навыков, обеспечивающих успешное выполнение оперативнослужебныхзадач в правоохранительной деятельности. Честность, сдержанность и терпение таковы еще несколько важных для представителя этой профессии качеств. Специально направленную, рационально организованную физическую подготовку следует рассматривать как обязательный элемент научно обособленной системы подготовки специалистов ОВД, овладевающих сложными видами орудия и боевой техники. Разумеется, относиться к представителям полиции можно поразному, но надо всегда помнить один из главных психологических постулатов: «оценка зависит от установки».

Ссылки на источники1.Евсиков А. И. Профессиональноориентированные технологии и методы физической подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах: дис. … канд. пед. наук. ‬СПб. ‬2010. ‬162 с.2.Панова О.С. Организационнометодические аспекты применения физической силы сотрудниками полиции / О.С. Панова // Уголовнопроцессуальные и криминалистические аспекты расследования преступлений: сборник статей Международной научнопрактической конференции. ‬2016. ‬С. 141143.3.Панова О.С. Основные виды противодействия правонарушителями сотрудникам полиции России / О.С. Панова // Уголовнопроцессуальные и криминалистические аспекты расследования преступлений: сборник статей Международной научнопрактической конференции. ‬2016. ‬С. 144146.4.Панова О.С. Основные подходы к организации физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России / О.С. Панова, Д.А. Тезиков // Механизмы решения проблем социальноэкономического развития: сборник статей Международной научнопрактической конференции. ‬2016. ‬С. 7380.5.Тезиков Д.А. Способность будущего офицера полиции проявлять инициативу в профессиональной деятельности: сущностные характеристики / Д.А. Тезиков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. ‬2016. ‬№ 1 (131). ‬С. 252255.6.Троян Е.И. Обучение боевым приемам борьбы в служебноприкладной физической подготовке слушателей учебных центров МВД России: дис. … канд. пед. наук. ‬М., 2006. ‬207 с.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ казенное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ имени В.В. Лукьянова»

Кафедра физической подготовки и спорта

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

физической подготовки и спорта

полковник полиции

С.Н. Баркалов

«____» _____________ 2014 г.

Лекция

по дисциплине «Физическая подготовка»

Тема № 1

«Профессионально-прикладная физическая подготовка

Сотрудников органов внутренних дел»

(специальность 030501 65 – Юриспруденция,

030505 65 – Правоохранительная деятельность,

очная форма обучения)


Введение

Основные вопросы:

1. Физическая подготовка, как одна из сторон профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел

2. Влияние физической подготовки на профессиональную подготовленность сотрудников органов внутренних дел

3. Влияние физической подготовки на профессионально важные психические качества сотрудников органов внутренних дел

4. Профессионально-прикладная направленность физической подготовки в системе МВД России

5. Современные средства и методы физической подготовки

5.1. Принципы спортивной тренировки

5.2. Методы совершенствования основных физических качеств

5.3. Принципы обучения физическим упражнениям

Заключение

Литература

Учебное оборудование, демонстрационные материалы и ТСО: мультимедийное оборудование.

Лекция подготовлена профессором кафедры ФПиС, доктором педагогических наук, профессором Калашниковым А.Ф.

Лекция рассмотрена и одобрена на заседании кафедры ФПиС


ВВЕДЕНИЕ

В образовательных организациях МВД России каждый предмет обучения является одним из многочисленных компонентов профессиональной подготовки. В ходе учебных занятий обучающиеся приобретают необходимые знания, специальные умения и навыки выполнения профессиональных действий. Такую же направленность имеет и физическая подготовка.



На практике даже среди специалистов происходит смешивание сути различных по содержанию дисциплин, таких как «физическое воспитание» в гражданских и «физическая подготовка» в специальных учебных заведениях. Специальные образовательные организации принадлежат различным министерствам и ведомствам: Министерству обороны, внутренних дел, чрезвычайных ситуаций и др.

Различие между этими дисциплинами состоит в задачах, состоящих в направленности содержания выполняемых физических упражнений. Так, например, в гражданских вузах содержание физических упражнений направлено на совершенствование основных физических качеств и развитие личностных способностей студентов, а также на физическое развитие и укрепление их здоровья. В специальных же учебных заведениях, и в частности в вузах МВД России, физические упражнения, кроме вышеперечисленных задач, решают вопросы овладения курсантами и слушателями профессиональными двигательными действиями и направлены на психофизическую готовность к их выполнению в различных служебных ситуациях. Их содержание направлено на воспитание профессионально важных физических и психических качеств сотрудников, осуществляющих правоохранительную деятельность. Эти качества формируются и совершенствуются у курсантов и слушателей в процессе выполнения ими специальных физических упражнений в условиях, максимально приближенных к условиям служебной деятельности. Такая направленность учебных занятий способствует эффективной подготовке курсантов к профессиональным действиям сотрудников подразделений правоохранительных органов в нештатных и экстремальных ситуациях.


Физическая подготовка, как одна из сторон профессиональной

подготовки сотрудников органов внутренних дел

Физическая подготовка является сложным и многофункциональным явлением. Система физической подготовки представляет собой совокупность идеологических, научных, педагогических, организационно-управленческих основ, специфических средств и методов, материально-экономических условий.

Практика показывает, что среди важных функций физической подготовки выделяются такие, как образовательная, воспитательная, биологического развития, оздоровительная, профилактическая, отдыха и восстановления, коммуникативная, развлекательная и др. Установлено, что физическая подготовка оказывает общее положительное воздействие на умственные способности, сознание, психику, работоспособность человека.

Важными направлениями использования физической подготовки являются:

Специальная физическая тренировка с целью подготовки к действиям в особо сложных условиях;

Применение физических упражнений с целью снижения воздействия отрицательных факторов окружающей среды;

Использование физических упражнений с целью профессионального отбора;

Использование физических упражнений с целью восстановления работоспособности при заболеваниях и ранениях;

Использование средств и методов физической подготовки с целью адаптации к условиям оперативно-служебной деятельности, климатических, географических факторов и др.

При многократном выполнении разнообразных физических упражнений у человека формируется система движений. При этом, чем больше двигательный опыт, тем чаще при формировании новых функциональных систем используется компоненты, сформированные ранее. Эта закономерность объективно составляет основу механизма переноса двигательного опыта.

Степень влияния физической подготовки на боеготовность зависит в основном от следующих показателей:

Имеющегося уровня физической подготовленности;

Структуры физической подготовленности;

Величины требуемого профессией уровня физической подготовленности.

Педагогически целесообразная организация занятий по физической подготовке способствует формированию многих положительных привычек:

Быть организованным;

Стремиться к совершенствованию в развитии;

Много трудиться и преодолевать трудности;

Подчиняться установленным требованиям;

Приходить на помощь товарищу;

Жить интересами коллектива и др.

Большое воспитательное воздействие на обучающихся оказывает неразрывная связь задач, решаемых в процессе обучения, с повседневной практической деятельностью.

Физическая подготовка эффективно влияет на психологическую подготовку специалистов:

Способствует формированию моральных качеств;

Совершенствует волевые качества, эмоциональную устойчивость;

Развивает психические и психомоторные процессы (быстроту действий, внимания, память и др.);

Повышает умственную работоспособность на фоне утомления;

Снимает психическое напряжение после нервно-эмоциональных и физических нагрузок;

Повышает эффективность психореабилитации после высоких физических и нервно-эмоциональных нагрузок.

Целенаправленное применение разных физических упражнений, спортивных мероприятий способствует формированию таких психических качеств, как настойчивость, решительность, смелость, уверенность в своих силах, сообразительность, эмоциональная устойчивость, самообладание, распределение и переключение внимания, быстрота в действиях, оперативная память, восприятие пространственных признаков, координация и точность движений, соразмерность усилий и др.

Всем набором средств физической подготовки, включая закаливание и гигиенические мероприятия, достигается тот высокий уровень физического развития, функционального состояния, который обеспечивает хорошее здоровье и способствует оптимальному состоянию психики сотрудников органов внутренних дел.

Постоянное противостояние сотрудников органов внутренних дел особой дерзости и жестокости преступников определяет их пребывание в экстремальных условиях несения службы. Сложным экстремальным факторам оперативно-служебной деятельности сотрудников полиции противостоит высокий уровень развития адаптационных механизмов, специальных физических качеств, которые характеризуются комплексным развитием ряда физических и психологических элементов.

Процесс формирования профессионально важных качеств, необходимых для успешной служебной деятельности, обусловлен рядом повышающихся требований к качеству подготовки специалистов. К таким требованиям относятся: убежденность, профессиональная направленность, дисциплина, исполнительность, инициатива, самостоятельность, высокая профессиональная подготовленность, общая служебно-профессиональная культура и физическая подготовленность. Руководителям подразделений также необходимы организаторские способности, знания основ педагогики и психологии для обучения и воспитания подчиненных.

Убежденность является стержневой основой мотивационных поступков в выполнении своих служебных обязанностей.

Дисциплина и исполнительность обязывает точно и в срок выполнять полученный приказ, распоряжение. Строго соблюдать установленные правила поведения и требования руководителей, хранить служебную тайну, не щадить своей жизни при выполнении служебного долга.

Инициатива и самостоятельность в пределах служебных полномочий является залогом успешного решения оперативно-служебных задач. Разумная инициатива и готовность к оправданному риску являются обязанностью каждого сотрудника органов внутренних дел.

Высокая профессиональная подготовка является следствием специальной подготовки специалистов. Сотрудник должен иметь юридическую подготовку, руководствоваться требованиями Закона, владеть специальной техникой и табельным оружием для эффективного их использования в любой сложной ситуации, уметь применять приемы самозащиты. У него должно быть хорошо развито тактическое мышление, отражающее особенности специальности.

Важное место среди требований занимает физическая подготовленность , определяющая уровни развития волевых, психических, психомоторных качеств, имеющих профессиональную значимость.

Все задачи формирования профессионально важных качеств могут успешно решаться в процессе занятий физическими упражнениями и спортом.

Значение специальной физической подготовленности не ограничивается тем, что она в существенной мере предопределяет устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов служебной деятельности. Высокий уровень специальной физической подготовленности влияет на совершенствование эмоционально-волевой сферы, психические и психомоторные процессы. Так, например, при подготовке матросов и морских офицеров применяются упражнения в выполнении на снарядах, близких к условиям корабля. Такие как например, подъем и спуск по шторм- и скоб- трапам, передвижение в узких лабиринтах, гребля на шлюпке и другие профессиональные двигательные действия.

Теорией и методикой физического воспитания определено, что физическая подготовка – сложное и многофункциональное явление. Система физической подготовки представляет собой совокупность научных, педагогических, организационно-управленческих основ, специфических средств и методов, материально-экономических условий, которые используются в интересах повышения профессиональной подготовленности специалистов. Другими словами можно сказать, что это специализированный процесс физического воспитания, направленный на подготовку личного состава подразделения к определенному виду деятельности.

Среди важных функций физической подготовки выделяются образовательная, воспитательная, биологического развития, оздоровительная, профилактическая, отдыха и восстановления, коммуникативная, развлекательная и др.

В настоящее время накоплен богатый опыт применения физической подготовки и спорта для повышения боеготовности военнослужащих и в интересах воинского воспитания. Важными направлениями использования физической подготовки являются следующие:

· специальная физическая тренировка в целях подготовки к действиям в особо сложных условиях;

· применение физических упражнений в целях профилактики неблагоприятных изменений в организме военнослужащих, наступающих под влиянием воздействия боевой деятельности (дежурства в условиях ограниченной подвижности, длительные походы, полеты, пребывание в траншеях и т.п.);

· использование физических упражнений с целью профессионального отбора и распределения молодого пополнения;

· использование физических упражнений с целью восстановления работоспособности военнослужащих при заболеваниях и ранениях;

· использование средств и методов физической подготовки в целях адаптации военнослужащих к условиям воинской службы, климатогеографическим факторам и др.

Учеными и специалистами-практиками Министерства обороны определено, что физическая подготовка оказывает положительное влияние на все компоненты боеспособности. Объективной основой такого влияния является перенос двигательного опыта.

Так как в условиях несения службы военнослужащих и сотрудников подразделений органов внутренних дел есть много общего, то основные задачи, принципы, средства и методы физической подготовки военнослужащих характерны и для сотрудников подразделений органов внутренних дел. Следовательно, физическая подготовка является одним из основных предметов служебно-боевой подготовки и сотрудников органов внутренних дел.

Целью физической подготовки является обеспечение их физической подготовленности к выполнению служебных обязанностей. Она решает следующие общие задачи:

Совершенствование основных физических качеств (выносливости, силы, быстроты, ловкости и др.);

Овладение навыками выполнения профессиональных двигательных действий;

Улучшение физического развития, укрепления здоровья, устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов профессиональной деятельности.

Специалисты определяют, что боеспособность каждого сотрудника структурно состоит из четырех основных компонентов, находящихся в диалектической зависимости: морально-политического; профессионального; психического; физического состояния.

Рассмотрим подробнее каждый из компонентов. Морально-политическая подготовленность представляет собой идейную убежденность, политическую сознательность, нравственную воспитанность. Все перечисленные факторы формируются мировоззрением, преданностью своему народу, способностью до конца выполнять свой служебный долг перед Отечеством.

Профессиональная подготовленность специалистов органов внутренних дел состоит из специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих высокую эффективность служебной деятельности. Она включает знания и умения толковать Закон в каждом конкретном случае сообразно сложившийся ситуации, правомерное использование административно-правовой основы деятельности правоохранительных органов, навыков в определении нарушения статей правовых норм, прогнозирование и реализация процессуальных статей. Сюда же относится знание законов криминалистики, а также других специальных предметов.

Их психическая подготовленность представляет собой умение управлять своими психическими процессами для выполнения намеченной программы действий сообразно сложившейся оперативной обстановки.

Физическая подготовленность определяется как конкретное физическое состояние, позволяющее успешно решать оперативно-служебные задачи. Она дает возможность выносить большие физические нагрузки и действовать на фоне утомления, в условиях высокого нервно-эмоционального напряжения, воздействия сбивающих факторов окружающей среды.

В физической подготовленности выделяют три составляющих ее элемента: телесная, функциональная, двигательная виды готовности. При этом под телесной подготовленностью понимается необходимый уровень морфофункционального развития (рост, вес, динамометрия, спирометрия и другие антропометрические показатели физического развития). Функциональная подготовленность определяется психофизиологическими реакциями. Двигательная подготовленность рассматривается как необходимый уровень развития двигательных качеств и владение навыками выполнения профессиональных двигательных действий.

Все рассмотренные элементы находятся в постоянной тесной взаимосвязи. Это значит, что изменение показателей одного из них в положительную или отрицательную сторону сразу же оказывает влияние на изменение в эту же сторону показателей других компонентов.

Из этого следует, что боеготовность сотрудников органов внутренних дел обеспечивается оптимальным развитием каждого из вышерассмотренных четырех компонентов готовности, т.к. даже максимальное развитие одного из них не может компенсировать недостаточный уровень развития других слагаемых боеготовности.

Значение показателей физического состояния проявляется в трех основных аспектах: общей работоспособности, психических свойствах, образе жизни в целом.

Физическая подготовка должна обеспечивать физическую подготовленность к профессиональной деятельности, т.е. формировать и поддерживать на требуемом уровне показатели физического развития, функционального состояния организма и физической подготовленности.

Физической подготовке объективно присуще образовательная, развивающая, воспитательная, оздоровительная и слаживающая функции. Они вытекают из специфики педагогических и других возможных воздействий физической подготовки на личный состав.

Образовательная функция состоит в формировании и совершенствовании навыков профессиональных двигательных действий.

Развивающая функция содержит воздействие на улучшение антропометрических показателей, совершенствование основных физических качеств.

Воспитательная функция включает совершенствование морально-политических и психических качеств, воспитание убежденности в значимости физической подготовки для профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Оздоровительная функция заключается в улучшении функционального состояния организма, укреплении здоровья, закаливании, восстановлении работоспособности после болезней и травм.

Слаживающая функция включает сплочение личного состава подразделения, формирование и совершенствование навыков коллективных действий.

Физическая подготовка, кроме того, может вполне успешно влиять на сокращение времени адаптации к профессиональной деятельности, использоваться для повышения эффективности профессионального отбора и сокращения срока обучения курсантов и слушателей по специальности, обеспечение продления профессионального долголетия и др.

Таким образом, функции физической подготовки наиболее полно проявляются в трех взаимосвязанных направлениях:

Совершенствование различных показателей в боеспособности личного состава подразделения органов внутренних дел;

Повышение эффективности в процессе служебно-боевого совершенствования подразделений органов внутренних дел;

Поддержание и восстановление работоспособности сотрудников органов внутренних дел.

ВЫВОД по первому вопросу

Заканчивая рассмотрение первого вопроса можно сделать следующие выводы:

1. Физическая подготовка в органах внутренних дел направлена на обеспечение физической подготовленности сотрудников органов внутренних дел к выполнению служебных задач.

2. Физическая подготовленность каждого сотрудника органов внутренних дел является составной частью его боеготовности.

3. Физическая подготовка оказывает влияние не только на физические, но и на психические качества сотрудников подразделений органов внутренних дел.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!