Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Мастер-класс «Методика обучения детей дошкольного возраста основным видам движения: бег. Особенности выполнения движения детьми. Ошибки в высоком старте по команде “На старт”

БЕГ -

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика обучения детей разных возрастных групп бегу.

БЕГ - циклическое, локомоторное движение, имеющее строгую повторяемость цикла двигательных действий.

Бег оказывает значительное физиологическое воздействие на организм ребенка, активизируя его органы и системы, повышая обменные процессы, способствует общему физическому развитию, совершенствует деятельность центральной нервной системы.

ВИДЫ БЕГА

Бег на носках;

Бег с высоким подниманием бедра, тренирующий мышцы брюшного пресса, спины и стопы;

Бег с различными заданиями, выполняемыми по сигналу;

Бег между предметами, с предметами - обручем, скакалкой и др.;

Бег на ограниченной площади;

Челночный бег, развивающий координацию движений, ориентировку в пространстве;

Бег наперегонки; врассыпную;

С увертыванием и ловлей.

Различные виды бега воспитывают ловкость, быструю реакцию на изменение обстановки. Бег способствует развитию скоростно-силовых качеств, воспитывает выносливость, формирует нравственно-волевые качества.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП БЕГУ

Возраст

Особенности выполнения движения детьми

Программные требования

Педагогические требования при обучении движению

Младший дошкольный возраст

Малыши еще не могут хорошо оттолкнуться от земли, пола, бегут тяжело, шаг у них мелкий, координация движений не у всех хорошо развита. Трудным для детей является коллективный бег

Учить детей использовать все пространство комнаты или площадки;

Упражнять в беге с остановками на сигнал воспитателя, с поворотом

Обращать внимание на осанку детей во время бега;

Длительность бега в младших группах составляет 30 – 40 с;

Бег нужно чередовать с другими движениями, так как дети быстро устают;

Обращать внимание на легкость бега, координацию движений;

Учить бегу целесообразно небольшими группами;

Бег сочетать с отдыхом;

Каждый ребенок бежит в своем темпе, стараясь не наталкиваться на других – при беге стайкой в указанном направлении

Средний дошкольный возраст

Трудности в беге группой.

Некоторые дети по прежнему наступают на всю стопу

Приучать детей бегать легко, естественно размахивая руками;

Учить детей бегать в определенном направлении;

- Учить детей использовать все пространство комнаты или площадки;

- Упражнять в беге с остановками на сигнал воспитателя, с поворотом

Особое внимание обращать на естественность, легкость бега, энергичное отталкивание, эластичную постановку стопы, умение выполнять разные виды бега;

По мере освоения бега повышаются требования к его технике

Старший дошкольный возраст

Сравнительно высокий уровень координации движений, что дает возможность выполнять сложные упражнения

Воспитывать выносливость, ловкость, внимание;

Создавать привычку ежедневно заниматься физическими упражнениями

Предлагаются дополнительные задания: изменить темп или направление бега, быстро остановиться и вновь продолжить бег, обежать предметы, чередовать бег с другими видами движений – ходьбой, прыжками и др.;

Добиваться правильной техники выполнения бега. Длительность бега составляет 2 – 3 мин.;

Увеличивается беговая дистанция;

Дети соревнуются в беге на скорость (20 –30 м);

Более продолжительным становится бег в медленном темпе (1,5 – 2 мин)

Чтобы дети МЛАДШИХ ГРУПП лучше освоились в коллективе, научились использовать свободное пространство, обучение бегу целесообразно начинать с небольшими группами . Вначале они бегают так, как хотят, особенно интересно им бегать с ленточками, возить за собой машины, каталки, коляски. Такой бег чередуется с остановками. Малыши по своей инициативе приседают, идут, вновь бегут. Получаются как бы естественные перерывы для отдыха в беге. Воспитатель наблюдает за детьми, по мере необходимости предлагает, например, малоподвижному ребенку пробежать до дерева, с ярким платочком в руках, а ребенку, долго бегающему с машиной, нагрузить ее песком, мелкими камешками, листьями.

Самое простое задание - бежать стайкой в указанном направлении, за воспитателем, к игрушке, стульчику. Бег одного ребенка в этом случае мало связан с бегом других детей. Каждый бежит в своем темпе, сохраняя направление бега, стараясь не наталкиваться друг на друга.

Бег в колонне, по кругу, парами требует от каждого умения соразмерять свои движения с бегом других детей, не обгонять впереди бегущего. Эти виды бега осваивают постепенно, начиная с небольших подгрупп. Воспитатель сам активно действует, бежит впереди детей, увлекая их за собой. Предлагает интересные игровые задания типа: «Добежать до дерева», «Обежать пенек» и др. Бег в колонне чаще используется на утренней гимнастике, физкультурных занятиях. Бег стайкой, бег по кругу составляют содержание многих подвижных и хороводных игр: «Воробушки и автомобиль», « Кошка и мышки» и др.

При обучении бегу детей младшего возраста большое значение имеет пример воспитателя . Поэтому в упражнениях и играх педагог выполняет задание вместе с детьми , обращая их внимание на легкость бега, координацию движений . Использует при этом игровой образ , например, бегите, как мышки. При выполнении таких имитационных действий не всегда нужно показывать движения, но воспитатель должен быть уверен, что детям понятен и знаком предложенный для подражания образ.

Не нужно давать детям много порой непонятных указаний, например «выше поднимайте ноги» или «сильнее двигайте руками». Нередко это приводит к обратному результату: дети начинают топать, бег становится тяжелым, резким, разлаживается уже наметившаяся координация движений рук и ног.

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ по мере освоения бега повышаются требования к его технике . Особое внимание воспитатель должен обращать на естественность и легкость бега , энергичное отталкивание, эластичную постановку стопы, умение выполнять разные виды бега . Например, при ускорении темпа делать более частые шаги, энергичнее работать руками; при переходе к медленному темпу шаги реже, движения рук спокойнее.

В беге на скорость дети должны быстро начать движение по сигналу, бежать энергично, целеустремленно, смотреть вперед не отвлекаясь. Воспитатель следит, чтобы при беге дети ставили стопы ближе одна к другой, не разводили в стороны носки ног. С этой целью предлагает пробежать по узкой дорожке, доске шириной 30-20 см.

Во время бега в колонне так же усложняются задания: обегать поставленные в ряд предметы поворотами вправо и влево, не отбегая далеко в стороны от предметов. Следует напомнить о том, что в этом беге несколько больше согнуты ноги в коленях, нога ставится на переднюю часть столы, руки помогают сохранению равновесия.

При беге парами ставится требование соразмерять свои движения с движениями партнера, соблюдать необходимый интервал от впереди бегущей пары.

Увеличиваются скорость и продолжительность бега , совершенствуются ловкость, быстрота, выносливость . Бег широким шагом уже требует больших мышечных усилий для энергичного отталкивания, хорошего полета и активных движений рук. При условии частого использования бега во всех формах работы применяется бег на отрезках 40-б0 м, чередуя его со спокойной ходьбой.

Широко используется бег в подвижных играх.

Упражнения в беге для детей СТАРШЕЙ ГРУППЫ усложняются. Воспитатель добивается от ребят умения выполнять разные виды бега технически правильно : на носках короткими и частыми беговыми шагами; бег широким шагом с большим легким полетом и размашистыми движениями рук. Педагог поощряет детей, умеющих применять соответствующие заданию виды бега , и во всех случаях положительно оценивает легкий свободный бег с естественными движениями рук.

Для того чтобы не снижался интерес к бегу , детям старших групп следует предлагать дополнительные задания при беге в среднем темпе: изменить темп или направление бега, быстро остановиться и вновь продолжить бег, обежать предметы, сменить ведущего, выполнить поворот кругом, перестроиться из колонны в пары, чередовать бег с другими движениями - ходьбой, перелезанием, прыжками и др.

Также в среднем темпе выполняется бег по пересеченной местности . Дистанция такого бега типа кросса для детей 6 лет находится в пределах до 150-200 м. По возможности включаются препятствия, которые дети должны преодолеть на бегу: подлезть, перепрыгнуть, ловко обежать.

В старшей группе ведется специальная работа над развитием у детей двигательных качеств быстроты и выносливости , для чего увеличивается длина беговых дистанций. Дети соревнуются в беге на скорость на дистанции 20-30 м или повторяют 3-4 раза быстрый бег на10 м.

С целью воспитания выносливости детям предлагается пробежать от б0 до100 м, затем пройти часть пути и вновь пробежать такое же расстояние. Более продолжительным становится бег в медленном темпе - до 1,5-2 минуты. Воспитатель вначале сам показывает, как бежать в медленном темпе, а затем кто-либо из детей демонстрирует свое умение равномерно и неторопливо бежать. Медленный бег целесообразнее проводить в естественных условиях на воздухе.


Елена Карагаева
Основные виды ходьбы и бега

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ХОДЬБЫ

1. Обычная Техника выполнения: Нога ставится на опору с пятки, затем перекатом через ступню на носок и переходит в отталкивание. Положение рук: Свободное.

Имитация движений: Для малышей «Гуляют наши ножки».

2. На носках Техника выполнения: Шаги короткие, нога ставится на переднюю, часть стопы (на полупальцы, пятка не касается поверхности.

Положение рук: Свободное. Имитация движений: «Великаны» (высокие люди).

3. На пятках Техника выполнения: Нога ставится на пятку, носки подняты вверх. При этом не стоит разворачивать сильно в стороны. Положение рук: Согнуты в локтях и обхватываются за спиной. Имитация движений: «Пингвин»

4. С высоким подниманием колен Техника выполнения: Нога ставится на переднюю часть, а затем на всю стопу. Согнутая в колене нога поднимается «вперёд-вверх». Голень с бедром образует угол, носок оттянут вниз. Положение рук: В стороны, взмахи руками. Имитация движений: «Петушок» ИЛИ Положение рук: Руки вперёд, пальцы сжаты в кулак и перед коленом. Имитация движений: «Лошадки»

5. Широким шагом Техника выполнения: (в старших группах)Нога ставится перекатом. Положение рук: На поясе. Имитация движений: «Гулливер»

6. В приседе Техника выполнения: Выполняется на полностью согнутых в коленях ногах. Нога при этом ставится на всю стопу. При этом спину стараться держать прямо. Положение рук:На колени. Имитация движений: «Гуси»

7. В полуприсяде Техника выполнения: На полусогнутых ногах. Нога ставится на переднюю часть стопы. Выполняется на полусогнутых ногах. Спину при этом стараться держать ровно.

Положение рук: Согнуты в локтях,пальцы широко расставлены. Имитация движений «Утёнок»

8. С крёстным шагом Техника выполнения: Одна нога выносится вперёд. Ставится перед другой немного в сторону. Продвижение вперёд незначительное.

Ноги ставим на всю стопу. Положение рук: На поясе. Имитация движений: «Верёвочка»

9. Спиной вперёд Техника выполнения: Одна нога ставится назад на переднюю часть стопы или на всю стопу. Смотреть через плечо. Положение рук: За спиной. Имитация движений :«Рак»

10. Приставным шагом Техника выполнения: Шаг начинается с любой ноги. Одна нога при этом выносится вперёд, другая к ней приставляется. Обе ноги оказываются вместе, пятки их соединяются на каждом щаге. Положение рук: Различное положение рук (за спину, на пояс).Имитация движений: «Сороконожка»

11. Выпадами Техника выполнения: Выносимая вперёд нога ставится, согнутой в колене на всю стопу. Оставшаяся сзади нога стоит на носке. Толчок производится носком сзади стоящей ноги. Положение рук: На колено (Ногу поднимаем, руки переносим на другое колено). Имитация движений: «Силачи»

12. Спортивна Техника выполнения: Выполняется постановка ноги с носка более широким шагом. Стопа ставится на опору полностью. Положение рук: Махи руками «вперёд-назад» .Руки полусогнуты. Имитация движений: «Спортсмены»

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ БЕГА

1. Обычный Техника выполнения: Бег свободный, лёгкий с естественным продвижением на носках. Туловище слегка наклонено вперёд. Грудь и плечи развёрнуты. Полусогнуты в локтях. Положение рук: При движении руки движутся вперёд-вверх, несколько вовнутрь, затем отводятся локтями назад в стороны. Имитация движений: С животными «Олень» и т. д.

2. На носках Техника выполнения: Ноги следует ставить на переднюю часть стопы, не касаясь пяткой пола. Шаг широкий. Темп быстрый. Положение рук: Движение рук свободное, расслабленны в такт с шагом. Имитация движений: «Мышка»

3. С высоким

подниманием колен Техника выполнения: Поднимаем согнутую в колене ногу под прямым углом. Ставить её мягким, эластичным и в тоже время достаточно энергичным движением на переднюю часть стопы. Положение рук: Можно поставить на пояс. Имитация движений: «Лошадки»

4. С отведением назад

согнутой в колене ноги Техника выполнения: Туловище наклонено вперёд. Согнутая в колене нога после толчка отводится назад (стараться достать пяткой до ягодиц или подставляя руки до рук).Положение рук: Либо на пояс,либо на пятой точке. Имитация движений: Объясняем здесь движения.

5. Бег прыжками Техника выполнения: Выполняется энергично. Широким размашистым движением. Положение рук: Толчок делается вперёд-назад.

Имитация движений: «Зайцы»,«Кузнечики»

6. В быстром темпе Техника выполнения: Выполняется на переднюю часть стопы или на носках. Шаг стремительный, широкий. Туловище наклонено вперёд по ходу движения. Положение рук: Активны, в такт с беговым шагом,согнуты в локтях.

Имитация движений: -

7. Медленный Техника выполнения: Выдерживается небольшой темп (не ускорять и не замедлять). Шаги делаются короткие. Нога ставится на переднюю часть стопы согнуты. Положение рук:Спокойные, руки согнуты в локтях. Имитация движений: -

8. Челночный Техника выполнения: Широкий, стремительный шаг чередуется с резким торможением в конце. При движении по прямой и частыми шагами на поворотах. Положение рук: Естественные, помогающие движению. Имитация движений: -

Публикации по теме:

Я бегом наслаждаюсь, Бегу, бегу, бегу! Земли едва касаюсь, Как будто я лечу! Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития.

Мандариновые бега мероприятие с родителями всех возрастных групп тематическая неделя «Витаминная» МАНДАРИНОВЫЕ БЕГА мероприятие с родителями всех возрастных групп тематическая неделя «Витаминная» Задачи: Осуществлять взаимосвязь по.

Иногда не нужно придумывать нового, достаточно вспомнить старую классику. Что может быть смешнее, чем бег в мешках? Бег в мешках - старинная.

Основные направления деятельности педагога-психолога ДОО Предлагаемое содержание деятельности педагога-психолога ДОО конкретизируется в двух плоскостях – обязательных видах деятельности и дополнительных.

Основные направления в коррекционной работе. артикуляционная гимнастика звуковая гимнастика (подражательная) дыхательная гимнастика пальчиковая гимнастика корригирующая гимнастика.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Формирование основных движений - одна из важнейших проблем теории и практики физической культуры. Ее изучение неотделимо от всей проблематики развития произвольных движений в онтогенезе человека. Сопровождая ребенка с раннего детства, основные движения естественны и содействуют оздоровлению организма, а также всестороннему совершенствованию его личности.

Рассматривая целостный двигательный акт как сенсомоторное единство, следует подчеркнуть, что развитие основных движений должно производиться не ради приобретения двигательных навыков, а для формирования умения использовать их в повседневной практической деятельности, производя при этом наименьшие физические и нервно-психические затраты. Конечная цель формирования навыков основных движений состоит в том, чтобы научить каждого ребенка: 1) сознательно управлять своими движениями; 2) самостоятельно наблюдать и анализировать различные ситуации, выбирая наиболее эффективный способ реализации двигательного поведения применительно к конкретным условиям взаимодействия с окружающими; 3) понимать особенности каждого вида основных движений, преимущество их использования; 4) навыкам точных мышечных ощущений правильного выполнения движения, творческому использованию этих движений в повседневной жизни. Решение поставленных задач возможно только благодаря упражнениям в основных движениях в условиях двигательной активности самого ребенка, а также в процессе организованного обучения.

1. Общая характеристика программных требований к бегу

Рассмотрим основные требования к бегу в разных возрастных группах.

Первая младшая группа . Бег подгруппами и всей группой в прямом направлении, друг за другом, в колонне по одному, в медленном темпе в течение 30-40 секунд (непрерывно), с изменением темпа. Бег между двумя шнурами, линиями (расстояние между ними 25-30 см).

Вторая младшая группа. Бег обычный, на носках (подгруппами и всей группой), с одного края площадки на другой, в колонне по одному, в разных направлениях: по прямой, извилистой дорожкам (ширина 25-50 см, длина 5-6 м), по кругу, змейкой, врассыпную; бег с выполнением заданий (останавливаться, убегать от догоняющего, догонять убегающего, бежать по сигналу в указанное место), бег с изменением темпа: в медленном темпе в течение 50-60 секунд, в быстром темпе на расстояние 10 м.

Средняя группа. Бег обычный, на носках, с высоким подниманием колен, мелким и широким шагом. Бег в колонне (по одному, по двое); бег в разных направлениях: по кругу, змейкой (между предметами), врассыпную. Бег с изменением темпа, со сменой ведущего. Непрерывный бег в медленном темпе в течение 1-1,5 минуты. Бег на расстояние 40-60 м со средней скоростью; челночный бег 3 раза по 10 м; бег на 20 м (5,5-6 секунд; к концу года).

Старшая группа. Бег обычный, на носках, с высоким подниманием колена (бедра), мелким и широким шагом, в колонне по одному, по двое; змейкой, врассыпную, с препятствиями. Непрерывный бег в течение 1,5-2 минут в медленном темпе, бег в среднем темпе на 80-120 м (2-3 раза) в чередовании с ходьбой; челночный бег 3 раза по 10 м. Бег на скорость: 20 м примерно за 5,5-5 секунд (к концу года 30 м за 8,5-7,5 секунды). Бег по наклонной доске вверх и вниз на носках, боком приставным шагом. Кружение парами, держась за руки.

Подготовительная группа. Бег обычный, на носках, высоко поднимая колено, сильно сгибая ноги назад, выбрасывая прямые ноги вперед, мелким и широким шагом. Бег в колонне по одному, по двое, из разных исходных положений, в разных направлениях, с различными заданиями, с преодолением препятствий. Бег со скакалкой, с мячом, по доске, бревну, в чередовании с ходьбой, прыжками, с изменением темпа. Непрерывный бег в течение 2-3 минут. Бег со средней скоростью на 80-120 м (2-4 раза) в чередовании с ходьбой; челночный бег 3-5 раз по 10 м. Бег на скорость: 30 м примерно за 7,5-6,5 секунды к концу года.

2. Методика обучения бегу в разных возрастных группах

В отличие от ходьбы бег - более быстрый способ передвижения. Вместе с тем он и более эффективно влияет на организм. Детей обучают разным видам бега.

Обычный бег. В дошкольном возрасте нужно научить детей:

1) туловище и голову слегка наклонять, смотреть вперед;

2) согласовывать движения рук и ног: правую руку выносить вперед в направлении к плечу одновременно с левой ногой и, наоборот, левую руку - с правой ногой;

3) бежать легко, ставя ногу с пятки с перекатом на всю ступню и переходом на носок;

4) сохранять направление бега.

У детей двух лет бег характеризуется добавочными движениями и сильными боковыми раскачиваниями туловища, мелким, семенящим шагом, полусогнутым положением ног с повернутыми внутрь стопами; незначительным взлетом во время безопорной фазы, тяжелой постановкой ног всей стопой на землю, шарканьем ногами; широким разведением рук, напряженностью плечевого пояса; неравномерностью шагов; неэнергичным движением рук; слабым отталкиванием от почвы; неумением сохранять направление движения; небольшой скоростью; отсутствием ритмичности, неэкономичностью движения; недостаточной ловкостью (дети наталкиваются друг на друга, на предметы).

В три года улучшается согласованность движения рук и ног; увеличивается полетность. Во время бега длина шага и быстрота передвижения увеличиваются благодаря более энергичному отталкиванию от земли.

С возрастом у детей увеличивается длина шага (до 85-90 см), а темп бега становится менее частым (в среднем 168-178 шагов в минуту). Скорость бега постепенно возрастает.

Обычный бег лучше проводить на участке, в лесу, где имеется мягкий грунт. По плотному грунту и доскам пола бегать труднее, так как приземление на твердую, неэластичную почву вызывает более сильное давление на стопу и более резкое сокращение мышц, что может привести к уплощению свода стопы.

При обучении бегу, большое внимание уделяется выносу голени маховой ноги вперед, энергичному отталкиванию от почвы, подъему бедра вверх. Для этого дается задание пробегать, с перешагиванием через препятствия высотой 10-15 см (кубики, рейки и др.). Предметы кладут на длину уменьшенного шага по прямой или кругу. При этом надо уметь отталкиваться подальше от препятствия и не набегать на него. После перешагивания нога опускается на грунт передней частью стопы. Дается и такое задание при беге: забрасывать голень маховой ноги назад перед выносом ее вперед, т.е. бежать сгибая ноги в коленях так сильно назад, чтобы пятками касаться ягодиц.

Важно также научить правильному движению руками - вперед-вверх в направлении к плечу. Пальцы кисти при этом согнуты в кулак. После взмаха вперед руки отводятся назад, локтями в стороны. Руки слегка разгибаются в локтях. Амплитуду и направление движения рук можно уточнять стоя на месте (в шеренге), а также в коротких перебежках с одной стороны зала (площадки) до другой. Следует помнить, что амплитуда движения рук зависит от ширины шага, высоты подъема колена и скорости передвижения.

В подготовительной к школе группе задания по обучению технике бега усложняются: детям предлагают бегать, сильно сгибая ноги назад; высоко поднимая колени, стараясь коснуться ладоней согнутых в локтях рук; выбрасывать прямые ноги вперед.

Бег на носках используется с третьего года жизни. Дети бегают как на площадке, так и в помещении. Надо следить, чтобы они бежали на носках легко, ногу ставили на переднюю часть стопы, слегка отрываясь от пола. Шаг неширокий, амплитуда движения рук небольшая. Руки часто ставятся на пояс. Наряду с показом и объяснением воспитатель при обучении пользуется имитацией (бегать бесшумно, как мышки).

Бег с высоким подниманием колен (бедра) используется на четвертом году жизни. Он проводится как на месте, так и с продвижением вперед. При беге на месте дети высоко поднимают колено (поочередно одной и другой ноги), подтягивают его к животу и тут же опускают ногу на носок. Амплитуда движения рук значительна. Обучая этому виду бега, воспитатель наряду с показом и объяснениями применяет имитацию (бегать, как лошадки, бегать по глубокому снегу, по высокой траве и т.д.).

Бег широким шагом используется с пятого года жизни. При этом беге нога ставится с пятки перекатом на носок, амплитуда движения рук большая. При обучении пользуются показом, объяснениями и зрительными ориентирами (бег через линии, из обруча в обруч, из кружка в кружок, из квадрата в квадрат). Расстояние между линиями с возрастом увеличивается. Это задание приучает детей к равномерности шагов. Полезно также давать детям задание добежать до какого-то предмета (на расстоянии 10 м), сделав наименьшее количество шагов.

Бег сочетается с выполнением заданий. На третьем году жизни дети бегают с погремушками, ленточками, платочками, кубиками, мячом и др.

В старшей группе задания, усложняются: обегать предметы, перепрыгивать шнуры, пролезать в обруч, подлезать под шнур.

В подготовительной группе бег сочетается с перешагиванием барьера, набивных мячей. Дети пробегают под длинной скакалкой; бегут, перебрасывая мяч друг другу; с различным положением рук (руки на пояс, руки в стороны); чередуют бег с прыжками.

Бег по холмистой местности сочетается с выполнением заданий: вбегание на горку, сбегание с нее, бег по бревну и спрыгивание с него, залезание на пенек и слезание с него и т.д.

Сначала дети бегают по одному (индивидуально) в прямом направлении, одновременно выполняя задания: принести предмет (кубик, погремушку), перенести его с одного места на другое, бросить мяч и бежать за ним.

В дальнейшем дети бегают небольшой группой или всей группой («стайкой») за воспитателем в прямом направлении (с одного края зала (площадки) до другого), убегают от воспитателя. Затем во время бега они делают поворот и бегут в другом направлении.

В дальнейшем дети бегают самостоятельно по заданию воспитателя.

В колонне по одному дети начинают бегать на третьем году жизни. Сначала роль направляющего выполняет воспитатель, потом дети.

Детей учат правилам не обгонять бегущего впереди в колонне по одному и не отставать от него, т.е. соблюдать дистанцию, держась ближе к краям зала (площадки) Приучают всех детей быть направляющими (ведущими) в беге в колонне по одному, находить свое место после ходьбы и бега врассыпную. В дальнейшем дети во время бега (на бегу) делают повороты направо (налево), кругом, перестраиваются в колонну по два, по четыре (см. главу «Строевые упражнения»).

После того как дети усвоят бег в колонне по одному, их учат бегать в колонне по два (парами) (соблюдая дистанцию, интервал), а также шеренгой с одной стороны площадки до другой (в играх).

Чтобы дети соблюдали прямое направление при беге, им предлагается двигаться между двумя шнурами (линиями), вдоль одного шнура (линии). При этом дается задание смотреть на конец дорожки или на предмет, который надо принести.

В старшей группе дается бег спиной вперед, боком (приставным шагом) в правую и левую сторону, по диагонали.

Бег змейкой используют на третьем году жизни. Дети бегают между предметами (кегли, кубики), расставленными на одной линии. В старшей группе дети бегают змейкой с одной стороны площадки до другой.

Бег по кругу , держась за руки, дается в младших группах (друг за другом). В средней группе бегают по кругу, держась за веревку (шнур). В старшем возрасте дети бегают, не держась за руки. Используется также бег в двух кругах навстречу друг другу.

Бег врассыпную дается на третьем году жизни. При этом используются зрительные ориентиры: между предметами (кеглями, кубиками), расставленными на полу. Детям объясняют, что, обегая предметы, нельзя задевать за них. В дальнейшем детей приучают бегать без предметов, не наталкиваясь друг на друга, уступать дорогу друг другу, использовать все пространство зала площадки.

Постепенно детей готовят к пониманию и выполнению команд для бега, принятых в гимнастике.

Для выполнения бега на месте подается команда «На месте, бегом - марш!». По предварительной команде «На месте, бегом» надо приготовиться к бегу - руки полусогнуты, отведя локти несколько назад, а по исполнительной команде «Марш!» начать бег. Ногу надо ставить на переднюю часть ступни.

Для перехода с бега на месте на бег с продвижением вперед подается команда «Прямо!». Бег вперед выполняется полным шагом. У ближайшего угла подается команда «Налево (направо) в обход - марш!». Поворот делается без дополнительной команды. Как только направляющий сделал поворот у угла, подается соответствующая команда («Прямо!» и т.д.).

Для перехода с бега на месте к бегу вперед может быть подана и другая команда (если предусмотрен бег в обход зала) - «Налево (направо) в обход - марш!». (При подаче команды в движении слово «бегом» опускается.) -

Для бега с места в обход (вдоль границ) зала подается команда «Налево (направо) в обход бегом - марш!». По предварительной команде «Налево в обход бегом!» руки полусогнуть, отведя локти несколько назад. По исполнительной команде «Марш!» начать бег полным шагом, руками делать движения вперед и назад в такт бега. Для перехода с бега на бег на месте подается команда: «Направляющий, на месте!».

Если группа занимающихся передвигается поскоками или какими-либо танцевальными шагами, то для перехода на бег можно подать команду «Бегом - марш!».

Переход от одного вида бега к другому или ходьбе производится, как правило, в движении (беге) по команде, например «На носках - марш!». Во время разных видов бега для перехода на обычный бег или для окончания упражнений подается команда «Обычным шагом - марш!». Для перехода с бега на ходьбу подается команда «Шагом - марш!». По исполнительной команде «Марш!» надо сделать еще два шага бегом и начать ходьбу.

Для остановки бега подается команда «Группа - стой!». По предварительной команде «Группа» ногу нужно поставить тверже на пол, а по исполнительной «Стой!» сделать еще один шаг («раз») и приставить другую ногу («два»), приняв положение «смирно».

Бег в разном темпе усиливает деятельность сердечнососудистой, дыхательной, нервной систем, способствует развитию быстроты, ловкости, равновесия.

В младшем возрасте дети бегают врассыпную в индивидуальном темпе. Затем воспитатель бежит впереди колонны и приучает детей бегать в заданном темпе. Время бега постепенно увеличивается, дети учатся бегать в разном темпе.

В младшей группе дети бегают в медленном темпе непрерывно в течение 30-40 с; во второй младшей группе - 50-60 с; в средней группе - 1 - 1,5 мин; в старшей группе - 1,5-2 мин; в подготовительной - 2-3 мин.

В средней группе в среднем темпе дети пробегают 3-4 отрезка по 40-60 м, чередуя бег с ходьбой. В старшей группе могут пробегать со средней скоростью 2-3 отрезка по 60-100 м в чередовании с ходьбой (всего 150-200 м). В подготовительной группе в среднем темпе дети пробегают 2-3 отрезка по 80-100 м, 2-4 отрезка по 100-150 м в чередовании с ходьбой (всего 300 м).

Бег в быстром темпе дается со второй младшей группы, В средней группе дети пробегают это расстояние 2-3 раза с перерывами, в старшей и подготовительной группах - 3-4 раза.

Со средней группы дается бег на скорость. Дети должны к концу года пробегать 20 м за 6,0-5,5 с; 30 м за 9,5-8,5 с; в старшей группе - 20 м за 5,5-5,0 с; 30 м за 8,0-7,0 с; в подготовительной группе - 30 м за 7,5-6,5 с.

Бег на скорость выполняется с различного старта. При старте с опорой на одну руку носок левой (правой) ноги находится в 20-25 см от стартовой линии, носок правой (левой) - в 20-25 см сзади левой (правой). По команде «Внимание!» правая (левая) рука опирается о землю у стартовой линии, левая (правая) рука отводится назад, ноги немного согнуты. По команде «Марш!» начинается бег.

Высокий старт принимается по команде «На старт!». Нужно встать перед стартовой линией: одна нога у самой линии, другая на полшага сзади, стопы параллельны, масса тела равномерно распределена на обе ноги, руки опущены. По команде «Внимание!» туловище слегка наклоняется вперед, руки согнуты в локтевых суставах, одна рука (противоположная впереди стоящей ноге) впереди, другая сзади, ноги немного согнуты в коленях, масса тела на впереди стоящей ноге. По исполнительной команде «Марш!» начинается бег. При этом, оттолкнувшись впереди стоящей ногой, нужно резко вынести вперед-вверх бедро сзади стоящей ноги с одновременным быстрым движением рук. Бежать надо на носках, стопы ставить параллельно. Шаги увеличиваются с нарастанием скорости.

Бег может выполняться из других исходных положении: сидя, сидя скрестив ноги, сидя спиной, лежа на животе, спине (головой или ногами по направлению бега)

Челночный бег дается со средней группы. При этом беге развивается не только быстрота, но и ловкость. Дистанция челночного бега 15 м (3 X 5 м). Ребенок бежите м в одну сторону до предмета, обегает его, бежит в другом направлении 5 м до другого предмета, обегает его и снова бежит 5 м до первого предмета. В старшей группе общая дистанция для бега 30 м (3 X 10 м), в подготовительной группе 50 м (5 X 10 м).

Начиная с третьего года жизни дается переход от бега к ходьбе, от ходьбы к бегу (чередование ходьбы и бега)

С четвертого года жизни дается бег с остановками приседаниями.

Для закрепления навыков бега детям даются такие задания догнать мяч, обруч, добежать до предмета, догнать (перегнать) свою пару, перебежки отрезков на скорость (наперегонки).

Бег с изменением темпа и с ловлей используется в подвижных играх («Ловишки») - убегать от ловящего, догонять убегающего.

Заключение

Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении осуществляется как на специальных физкультурных занятиях, так и в игровой деятельности и повседневной жизни детей, в разнообразных формах организации двигательной деятельности.

В детском саду создаются благоприятные санитарно-гигиенические условия, соблюдается режим дня, обеспечивается заботливый уход за каждым ребенком на основе личностно-ориентированного подхода; организуется полноценное питание, ежедневное пребывание на свежем воздухе; систематически во все времена года проводятся закаливающие мероприятия, утренняя гимнастика.

Обучение бегу осуществляется во всех группах детских дошкольных учреждениях. Бег оказывает значительное физиологическое воздействие на организм ребенка, активизируя его органы и системы, повышая обменные процессы, способствует общему физическому развитию, совершенствует деятельность центральной нервной системы.

Список литературы

бег возрастной скорость техника

1. Викулов А.Д., Бутин И.М. Развитие физических способностей детей: Кн. для малышей и их родителей. - Ярославль: Гринго, 1996. - 176 с.

2. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 176 с.

3. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозайка-Синтез, 2006. - 96 с.

4. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., Изд. центр «Академия», 2001. - 368 с.

5. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. - М.: Просвещение, 1984. - 208 с.

6. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников: Учеб. пособие. - М.: Академия, 1996. - 185 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Бег как естественный способ передвижения человека. Биокинематическая схема бега на 100 м с низкого старта. Задачи для формирования и совершенствования умений и навыков при обучении бегу на максимальный результат. Длина дистанции и скорость бега.

    контрольная работа , добавлен 12.01.2011

    Бег на короткие дистанции в Древней Греции и Олимпийские игры современности. Основы техники бега по дистанции. Методика обучения технике бега на средние дистанции. Характерные ошибки и способы их устранения. Организация и правила проведения соревнований.

    реферат , добавлен 14.05.2012

    Барьерный бег как один из видов легкой атлетики, история возникновения и развития. Особенности техники этого вида бега, отличия для мужчин и женщин. Этапы прохождения дистанции. Методика обучения техники барьерного бега. Правила организации соревнований.

    реферат , добавлен 17.05.2012

    Методика обучения и совершенствования техники бега (на короткие дистанции, эстафетного, по повороту), финиширования, стартового разгона, вертикальных и горизонтальных препятствий. Освоение правильного держания мяча и хлестообразного рывка метающей руки.

    методичка , добавлен 20.01.2010

    Методы повышения аэробного потенциала спортсменов. Индивидуальные подходы к обучению технике скоростного бега на коньках. Построение тренировочной программы на основе предрасположенности к бегу на различные дистанции на этапе углубленной специализации.

    дипломная работа , добавлен 10.11.2011

    Бег на короткие дистанции является самым древним видом легкоатлетических упражнений. Техника бега. Определение и краткая характеристика. Анализ техники бега. Техники бега на различных спринтерских дистанциях. Обучение технике бега на короткие дистанции.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2009

    История развития спортивного бега на короткие дистанции. Определение и характеристика этого вида спорта. Анализ техники спринтерского бега. Динамика ее совершенствования с ростом квалификации спортсмена. Практические задачи, средства и методы обучения.

    контрольная работа , добавлен 03.12.2014

    Характеристика и методика обучения технике барьерного бега на 100, 110 и 400 метров для женщин и мужчин. Особенности подбора и применения специальных упражнений для обучения технике барьерного бега юных легкоатлетов, примеры их практической компоновки.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2009

    Методы тренировки в беге на средние дистанции. Ступени обучения технике ходьбы и бега: дозированная, оздоровительная ходьба, бег трусцой и легкий упругий бег (футинг). Техника бега: опорная и маховая ноги. Результаты испытания методов тренировки на себе.

    презентация , добавлен 18.05.2010

    Города-кандидаты на проведение XIV чемпионата мира по лёгкой атлетике: Барселона (Испания), Брисбен (Австралия), Тэгу (Республика Корея) и Москва. Истоки бега на средние и короткие дистанции. Соревнования по бегу на 100, 400 и 800 метров среди мужчин.

Приходько Наталья Алексеевна

В период от трёх до семи лет ребёнок интенсивно растёт и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период (Ж.Е. Фирилёва, Е.Г. Сайкина, 2000).

Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают: движение - важное средство воспитания (В.А. Шишкина, 1992). Двигаясь, ребёнок познаёт окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нём. Движения - первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребёнка, а у более старших детей - форма проявления этих важнейших человеческих качеств. Если обратиться к литературе, то можно отметить, что все выдающиеся педагоги всегда прямо или косвенно считали двигательную деятельность важнейшим условием и средством всестороннего развития. Ещё отец русской физиологии И.М. Сеченов (1990) говорил, что работа мышц есть работа мозга, и этим определил взаимосвязь мышечной работы и нервной системы. Ребёнку свойственна большая потребность в движениях, являющихся для него источником радости, следовательно, понятна роль всех видов движений для поддержания положительного эмоционального тонуса.

Примерно 75% болезней взрослых заработаны в детские годы (В.И. Трубников, 1994). В последнее время интерес к физическому воспитанию детей младшего возраста заметно возрос. Пристальное внимание учёных к дошкольному возрасту объясняется желанием не упустить самое благоприятное время для умственного и физического развития личности (В.К. Бальсевич, 1988).

Современная социокультурная ситуация в России, гуманистические преобразования в обществе, создали предпосылки развития такой системы образования, в основе которой стоит задача расширения возможностей компетентного выбора каждой личностью своего жизненного пути (А.П. Тряпицына, 1995; Л.М. Денякина, 1997; Л.Г. Горькова, 1998; О.А. Соломенникова, 1999). В свете этой задачи образование понимается как процесс, направленный на расширение возможностей осуществления этого выбора и механизмов самореализации личности (Э.Д. Днепров, 1994; Концепция дошкольного воспитания 1996; Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Е.И. Юдина, 1998; Т.А. Овечкина, 2003). Однако, реализуя социальный заказ, образовательные учреждения резко интенсифицировали процесс подготовки детей к обучению в школе. Значительное увеличение интеллектуальной и психоэмоциональной нагрузки приводит не только к падению у детей интереса к обучению, но и к резкому ухудшению их здоровья.

Это лишает смысла интенсифицирование учебной деятельности, так как ребенок, имеющий отклонения в состоянии здоровья, не может в полной мере реализовать свои интеллектуальные и творческие способности (Т.Л. Богина, Н.Т. Терехова, 1980; Н.А. Ноткина, 1987; Ю.А. Смирнов, 1994; Л.В. Михайлова, 1996).

Возможность постоянного поиска эффективных путей укрепления здоровья детей убеждает в том, что мы еще не полностью реализуем оздоровительное влияние различных условий среды на организм ребенка. Практика также подсказывает, что педагогам часто не хватает знаний и умения по использованию условий окружающей среды при обучении детей движениям и двигательным действиям с целью формирования у них двигательных качеств, ознакомления с правилами выполнения физических упражнений и приобщении к этим правилам с помощью игровых ситуаций.

Одним из наиболее основных и важных движений, которые ребёнок познаёт в дошкольном возрасте является бег.

Древнегреческие мудрецы говорили:

Хочешь быть здоровым - бегай!

Хочешь быть красивым - бегай!

Хочешь быть умным - бегай!

Этими словами они подчёркивали огромное значение бега для укрепления здоровья, достижения гармоничного телосложения, развития умственных способностей (Е.Н. Вавилова, 1986).

Бег - одно из важных для здоровья ребёнка движений, позволяющих хорошо регулировать нагрузку, укрепляющих сердечно-сосудистую и дыхательную системы, различные группы мышц, суставы и связки. Бег - естественное движение, привычное для детей с раннего возраста. Умение быстро и ловко бегать помогает ребёнку успешно участвовать в подвижных играх, эстафетах, спортивных упражнениях (Е.Н. Вавилова, 1986).

Но сможет ли ребёнок с лёгкостью выполнять беговые упражнения, не овладев элементарной техникой бега? Ошибки во время движения приводят к быстрому утомлению, в результате чего ребёнок теряет интерес к игре или к какой-либо другой двигательной деятельности. Это сказывается на самочувствии и настроении детей. А в школе и вовсе ему приходится сложнее, ведь там необходимо сдавать нормативы, в большинстве которых присутствует бег.

Очевидно, для того, чтобы бег являлся оздоровительным нужно обучать его технике уже со старшего дошкольного возраста. Это определило актуальность проводимого мною исследования.

Обучение технике оздоровительного бега не присутствует в образовательной программе физического воспитания в детском саду. Я заметила, что большинство детей старшего дошкольного возраста допускают ошибки в движении во время бега. Можно выделить наиболее значительные из них:

1. Неправильная постановка стопы,

2. Слабый вынос бедра,

3. Недостаточный захлёст голени,

4. Отсутствие фазы полёта (бег в полуприсяде),

5. Неправильная работа рук (руки опущены или работают перед собой)

Для формирования правильной техники бега мною был проведён эксперимент в детском образовательном учреждении №44 Центрального района с 10 сентября 2012 года по 20 мая 2013 года.

Эксперимент проводился в двух старших группах детского сада. Группы были разделены на контрольную и экспериментальную. Мною была разработана методика формирования техники оздоровительного бега, которая в течение учебного года применялась к экспериментальной группе.

Изучив лист здоровья детей старшей группы, я пришла к мнению, что ошибки в технике бега могут быть вызваны не только отсутствием обучения техники оздоровительного бега, но и недостаточной физической подготовкой, а также наличием заболеваний. Более распространенные из них это плоскостопие и сколиоз, которые мешают детям освоить правильную технику бега.

Для устранения причины неправильного выполнения техники оздоровительного бега была разработана методика, в которую входили следующие упражнения, применяемые на физкультурных занятиях в экспериментальной группе в течение учебного года:

1. Для профилактики и коррекции плоскостопия:

Ходьба по разнообразным колючим коврикам,

Упражнение «Гусеница»,

Собирание мелких предметов пальцами ног сидя,

Поднимание на носки стоя.

2. Для формирования правильной осанки:

ОРУ с гимнастическими палками,

Упражнение «Рыбка» лежа,

Ходьба с мешочками на голове.

3. Для развития силы мышц ног:

Приседания,

Ходьба с высоким подниманием бедра,

Выпрыгивания вверх из полуприсяда.

В ходе профилактики и коррекции заболеваний на занятиях по физической культуре применялась методика формирования техники оздоровительного бега, в которую входили следующие упражнения:

1. Бег под ритмичное музыкальное сопровождение,

2. Беговые упражнения:

Бег с захлёстом голени,

Бег с высоким подниманием бедра,

Подскоками с пятки на носок,

Многоскоками через шаг на левую ногу,

Многоскоками через шаг на правую ногу.

3. Поднимание бедра, упираясь руками о шведскую стенку,

4. Часто работать руками, стоя на месте,

5. Упражнения на гибкость (чтобы избежать скованности движений во время бега),

6. Обучение расслаблению.

Гипотеза. Я предполагаю, что эффективность методики будет высокой при условии использования на занятиях специальных физических упражнений, а использование мониторов сердечного ритма «Polar» позволит достоверно определить норму частоты сердечных сокращения во время оздоровительного бега. Мониторы сердечного ритма POLAR S 625 X - средство оценки реакции организма на нагрузку.

Цель исследования. Формирование правильной техники оздоровительного бега с помощью физических упражнений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научно-методическую литературу по рассматриваемой теме.

2. Определить норму частоты сердечных сокращений во время оздоровительного бега с помощью мониторов сердечного ритма «Polar».

3. Разработать методику по формированию техники оздоровительного бега у детей старшего дошкольного возраста.

4. Оценить эффективность разработанной методики.

Теоретические основы исследования базируются на особенностях оздоровительного бега детей старшего дошкольного возраста (Е.Н. Вавилова), организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (А.В. Кинеман, Д.В. Хухлаева, А.Д. Глазырина), анатомо-физиологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста (П.К. Анохин, В.К. Бальсевич, В.Ю. Давыдов), особенности внедрения новых технологий в диагностики ЧСС дошкольников (М.А. Правдов, Т.В. Волосникова).

Теоретическая значимость проведённого исследования заключается в том, что методика по формированию техники оздоровительного бега детей старшего дошкольного возраста дополнит ранее разработанную методику обучения техники лёгкоатлетического бега.

Полученные результаты дополняют систему:

Возможность учёта индивидуальных особенностей старших дошкольников при применении физических упражнений для формирования правильной техники оздоровительного бега на занятиях физической культурой.

Научная новизна проведённого исследования состоит в разработке методики формирования техники оздоровительного бега детей старшего дошкольного возраста, а также использование сердечного ритма «Polar» для выявления нормы ЧСС во оздоровительного бега на занятиях физической культурой.

В работе:

- определены индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста (физическое состояние, уровень двигательной активности, сопутствующие заболевания);

- определены пульсовые диапазоны, характерные для детей старшего дошкольного возраста во время оздоровительного бега.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы руководителем физического воспитания для повышения эффективности оздоровления на занятиях физической культурой.

Эффективность обучения технике бега

Педагогическая эффективность обучения технике бега детей зависит от того, в какой мере учитываются морфофункциональные особенности детей в периоды развития, для которых характерна наибольшая восприимчивость к воздействию тех или иных факторов, а также пониженная сопротивляемость организма. Знание анатомии, физиологии, возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка необходимо для разработки методики формирования техники оздоровительного бега, профилактики заболеваний и выявления нормы ЧСС с помощью сердечного ритма «Polar» (Н.А. Баева, 2003).

Учитывая особенности старшего дошкольного возраста и физическую подготовленность ребёнка перед ним ставятся конкретные задачи. Постепенное выполнение ребёнком этих задач качественно изменяют характер выполнения правильной техники бега. То, что являлось в движении характерным для начала данного возрастного этапа, к концу его как бы свёртывается и движения переходят в новое качество.

Дошкольный возраст является важным этапом в жизни человека (Д.В. Хухлаева, 1976, Л.Д. Глазырина, 1999).

Период развития ребёнка 5-7 лет представляет собой качественно новый возрастной этап, связанный со значительными изменениями организма. Качественные изменения характеризуются формированием особых специфических свойств отдельных функций организма, обеспечивающих возможность жизнидеятельности и систем, управляющих развитием и поведением ребёнка.

Характерной особенностью детей 5-7 лет является то, что у них хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, а мелкие мышцы спины, играющие важную роль в удержании правильного положения позвоночника развиты слабо. Также тело становится пропорционально. Появляется выразительность и точность. Дети замечают ошибки при выполнении отдельных упражнений, могут проводить элементарный анализ. С увеличением диапазона двигательных навыков и умений, развитием двигательных качеств появляется возможность более успешного овладения как упражнениями в их целостном виде, так и отдельными элементами техники движений (Н.А. Ноткина, 1990).

Следовательно, обучение техники бега в этом возрасте более целесообразно. Но при обучении техники оздоровительного бега не стоит забывать о индивидуальных особенностях детей и о заболеваниях (сколеоз, плоскостопие), препятствующих освоению движений.

Диагностика физического состояния дошкольников предусматривает оценку по четырём показателям: группа здоровья, физическое развитие, функциональное состояние, физическая подготовленность.

Первые три показателя в дошкольном учреждении оцениваются медицинскими работниками. Физическая подготовленность дете определяется специалистом по физической культуре и воспитателем.

По мнению Т.С. Грядкиной (2004), для успешного решения задач физического воспитания в дошкольных учреждениях должны быть созданы необходимые условия. Подбор и размещение мебели, физкультурного оборудования и инвентаря следует осуществлять с учётом педагогических, гигиенических и эстетических требований.

В последние годы существенно расширились возможности проведения исследований по проблемам физической культуры дошкольников. Одним из наиболее перспективных направлений можно считать использование мониторов сердечного ритма для выявления нормы частоты сердечных сокращения во время оздоровительного бега.

Это явилось следующим этапом эксперимента. Детям экспериментальной группы предлагалось одеть сердечные ритмы «Polar» и бежать 2мин. Друг за другом по кругу в удобном для них темпе. Исследование проходило на спортивной площадке детского сада. В эксперименте участвовало 10 человек.

По результатам исследования было выявлено, что оптимальная ЧСС приправильной техники оздоровительного бега составляет 140-150 уд/мин., что следует учитывать при разработки методики.

Методика формирования техники оздоровительного бега детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

1. Способствовать развитию основных групп мышц;

2. Способствовать развитию голеностопного сустава;

3. Обучить работе рук, стоя на месте;

4. Способствовать развитию гибкости.

Месяц

Содержание

Дозировка

Организационно-

методические

указания

Октябрь

1. Стоя подъём на носки

2. Приседания

3. Упражнения на гибкость:

Наклоны туловища в сторону;

Выпады вперёд;

Выпады в сторону;

Наклоны вперёд;

2 по 5р.

2 по 5р.

Корпус держать прямо

Не отрывать пятки от пола;

Колени не должны выходить за носки

Корпус не отклонять;

Сзади держать ногу прямо;

Корпус слегка наклонять вперёд;

Доставать руками до пол

Ноябрь

1. Стоя подъём на носки

3. Приседания

5. Прогнуться лёжа на животе

6. Упражнения на гибкость

2 по 10р.

2 по 10р.

5р.

5р.

Корпус держать прямо

Совершать как можно выше

Не отрывать пятки от пола;

Не отрывать лопатки от пола;

Руки и ноги держать прямыми

Декабрь

1. Стоя подъём на носки

2. Подскоки с пятки на носок по кругу

3. Приседания

4. Поднимание прямых ног лёжа на спине

5. Прогнуться лёжа на животе

6. Толчковая нога впереди, корпус слегка наклонён вперёд, руки согнуты в локтевых суставах. По команде руководителя начать разноимённое движение руками (от плеча и до кармана), постепенно увеличивая темп.

2 по 15р.

2 по 15р.

10р.

10р.

Корпус держать прямо

Совершать как можно выше

Не отрывать пятки от пола;

Колени не должны выходить за носки;

Не отрывать лопатки от пола;

Руки и ноги держать прямыми

Руки совершают движение вдоль и слегка поперёк туловища.

Задачи:

2. Совершенствовать технику работы рук на месте;

3. Обучить техники бега с высоким подниманием бедра;

4. Обучить техники бега с захлёстом голени;

5. Развивать чувство ритма.

Месяц

Содержание

Дози

ровка

Организационно-

методические

указания

Январь

1. Стоя подъём на носки

2. Подскоки с пятки на носок по кругу

3. Приседания

4. Поднимание прямых ног лёжа на спине

5. Прогнуться лёжа на животе

6. Работа рук на месте

о шведскую стенку

10. Захлёст голени на месте

14. Упражнения на гибкость

2 по 10р.

2 по 10р.

10р.

10р.

Корпус держать прямо

Совершать как можно выше

Не отрывать пятки от пола;

Колени не должны выходить за носки;

Не отрывать лопатки от пола;

Руки и ноги держать прямыми

Постепенно увеличивать темп

Высоко поднимать колени

Постепенно увеличивать темп

Доставать пятками до ягодиц

Руки прямые, корпус слегка наклонён вперёд

Постепенно увеличивать темп

Идти под стук бубна

Февраль

1. Стоя подъём на носки

2. Подскоки с пятки на носок по кругу

3. Приседания

4. Поднимание прямых ног лёжа на спине

5. Прогнуться лёжа на животе

6. Работа рук на месте

7. Поднимание колен на месте, увеличивая темп

8. Поднимание колен на месте в упоре о шведскую стенку

9. Поднимание колен на месте в сочетании с работой рук

10. Захлёст голени на месте

11. Захлёст голени в упоре о шведскую стенку

12. Захлёст голени на месте в сочетании с работой рук

13. Ритмичная ходьба под музыку

14. Бег с высоким подниманием бедра по кругу

15. Бег с захлёстом голени по кругу

16. Эстафеты:

Делятся на две команды

2 по 10р.

2 по 10р.

10р.

10р.

Корпус держать прямо

Совершать как можно выше

Не отрывать пятки от пола;

Колени не должны выходить за носки;

Не отрывать лопатки от пола;

Руки и ноги держать прямыми

Постепенно увеличивать темп

Высоко поднимать колени

Руки прямые, корпус слегка наклонён вперёд

Постепенно увеличивать темп

Доставать пятками до ягодиц

Руки прямые, корпус слегка наклонён вперёд

Постепенно увеличивать темп

Идти под стук бубна

Сочетать с работой рук

Сочетать с работой рук

Не переходить на бег;

Пятками касаться ягодиц;

Задачи:

1. Способствовать поддержанию мышечного тонуса;

2. Обучить согласованию работы рук и ног во время бега;

3. Обучить расслаблению мышц во время бега;

4. Развивать чувство ритма;

5. Совершенствовать технику бега в подвижных играх и эстафетах.

Месяц

Содержание

Дозировка

Организационно-

методические

указания

Март

1. Стоя подъём на носки

2. Подскоки с пятки на носок по кругу

3. Приседания

4. Поднимание прямых ног лёжа на спине

5. Прогнуться лёжа на животе

6. Работа рук на месте

7. Поднимание колен на месте, увеличивая темп

8. Поднимание колен на месте в упоре о шведскую стенку

9. Поднимание колен на месте в сочетании с работой рук

12. Ритмичный бег по кругу

13. Упражнения на гибкость

2 по 10р.

1"

2 по 10р.

10р.

10р.

2"

1"

1"

1"

2"

2"

2"

3"

Корпус держать прямо

Совершать как можно выше

Не отрывать пятки от пола;

Колени не должны выходить за носки;

Не отрывать лопатки от пола;

Руки и ноги держать прямыми

Постепенно увеличивать темп

Высоко поднимать колени

Руки прямые, корпус слегка наклонён вперёд

Постепенно увеличивать темп

Руки прямые, корпус слегка наклонён вперёд

Ходить в среднем темпе

Соблюдать дистанцию

Апрель

1. Стоя подъём на носки

2. Подскоки с пятки на носок по кругу

3. Приседания

4. Поднимание прямых ног лёжа на спине

5. Прогнуться лёжа на животе

6. Работа рук на месте

7. Поднимание колен на месте, увеличивая темп

8. Поднимание колен на месте в упоре о шведскую стенку

9. Поднимание колен на месте в сочетании с работой рук

10. Ходьба по кругу с попеременной работой рук, изображая спортивную ходьбу

11. Бег по кругу без участия рук

12. Ритмичный бег по кругу

13. Эстафеты:

Делятся на две команды

- оббежать фишку с высоким подниманием бедра;

- оббежать фишку с захлёстом голени;

- оббежать три фишки змейкой туда и обратно.

14. Игра «Третий лишний»

Встать по кругу по парам в колонны по двое. Выбирается один водящий и убегающий. По команде руководителя вод. догоняет убегающего, а последний должен успеть встать перед какой-либо парой. После этого оказавшийся третьим убегает от водящего. Если водящий успеет запятнать убегающего, то они меняются местами.

2 по 10р.

1"

2 по 10р.

10р.

10р.

2"

1"

1"

1"

2"

2"

2"

5"

5"

Корпус держать прямо

Совершать как можно выше

Не отрывать пятки от пола;

Колени не должны выходить за носки;

Не отрывать лопатки от пола;

Руки и ноги держать прямыми

Постепенно увеличивать темп

Высоко поднимать колени

Руки прямые, корпус слегка наклонён вперёд

Постепенно увеличивать темп

Доставать пятками до ягодиц

Руки прямые, корпус слегка наклонён вперёд

Ходить в среднем темпе

Руки расслаблены, висят внизу

Соблюдать дистанцию

- не переходить на бег;

- пятками касаться ягодиц;

- начинать оббегать с правой стороны фишки.

- Бежать только в одном направлении;

- Перед парой вставать по ходу движения.

В конце учебного года я заметила, что моя работа оказалась эффективной, в контрольной группе, где не вводилась специальная методика, многие дети допускали значительные ошибки во время бега, а в экспериментальной были устранены почти все ошибки. Дошкольники, освоившие методику, бежали легко и свободно, не сковывая движения. Также, с помощью дополнительных тестов, было выявлено, что после обучения технике бега дети стали более выносливыми и могли спокойно преодолеть большие расстояния. При просмотре физкультурного занятия, я заметила, что у детей экспериментальной группы увеличилась и скорость бега, которая так нужна во время эстафет и подвижных игр.

Овладение правильной техникой оздоровительного бега позволит детям привить любовь к этому движению, а, следовательно, укрепить здоровье на долгую жизнь.

ВЫВОДЫ

1. Анализ литературы показал, что формирование техники оздоровительного бега детей старшего дошкольного возраста является одной из сложных задач в деятельности специалиста по физической культуре, а специальной методики в дошкольном учреждении не имеется. Для определения ЧСС во время бега детей 5-7 лет традиционно используют построение пульсовой кривой и показатели внешнего утомления.

2. Результаты теста с использованием монитора сердечного ритма «Polar» позволили определить норму ЧСС во время оздоровительного бега детей старшего дошкольного возраста, которая отмечалась у большинства детей. Она составила 150-160 уд/мин.

3. Мною была разработана методика формирования техники оздоровительного бега детей старшего дошкольного возраста. В методику входили упражнения для укрепления общих групп мышц, специальные беговые упражнения, бег и ходьба под музыку, игры и эстафеты с бегом, упражнения на гибкость.

4. Результаты исследования оказались достоверны. Большинство детей экспериментальной группы не допускали ошибки в технике оздоровительного бега. Также они стали более выносливыми во время игр и эстафет, а также стали более правильно выполнять упражнения и нормативы с бегом. Следовательно, разработанная методика эффективна, целесообразно внедрять её в дошкольные учреждения для работы с детьми.

Литература:

1. Аватинян Г. А. Премудрости оздоровительного бега / Г.А. Аватинян. - Москва: Эдитус, 2013. - 263, с.

2. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - Москва: Физкультура и спорт, 1988. 207, с.

3. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателя дет. сада. - Москва: Просвещение, 1986. - 125, с.

4. Волосникова Т. В. Связь микроэлементозов и физического состояния дошкольников // Адаптивная физическая культура. -№4, 2005.- С. 4-5

5. Кинеман А.В. Тория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / А.В. Кинеман, Д.В. Хухлаева. - Москва: Просвещение, 1978.- 63с.

6. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду / Т.И. Осокина.- М.: Просвещение,1986.- 226с.

7. Правдов М. А. Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей на физкультурных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. - СПб., 2003. - 38 с.

8. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошк. учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей / Рунова М.А.; Центр «Дошк. Детство» им. А.В. Запорожца. - Москва: Мозаика-Синтез, 2000. - 255 с.

9. Сайкина Е. Г. К вопросу о подготовке специалистов в сфере оздоровительной физической культуры //Актуальные вопросы физической культуры детей дошкольного возраста: Сб. науч.-метод. тр. - Санкт-Петербург: Белл, 2004.- С. 67-72.

10. Фирилева Ж. Е. «Са-Фи-Дансе»: танцевально-игровая гимнастика для детей учеб.-метод. пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений / Ж. Е. Фирилева Е. Г. Сайкина. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2006. - 321, с.

11. Шебеко В. Н. Физкультурные праздники в детском саду: Творчество в двигат. деятельности дошкольника Кн. для воспитателей дет. сада /В. Н. Шебеко, Н. Н. Ермак. - 2-е изд.. - Москва: Просвещение, 2001. - 92, с.

12. Шишкина В.А. Движение + движения: Кн. для воспитателя дет. сада. - Москва: Просвещение, 1992. - 93, с

13. Юшкевич Т.П. Оздоровительный бег. - Минск: Полымя, 1985. - 111 с.

При обучении бегу детей младшего возраста большое значение имеет пример воспитателя. Поэтому в упражнениях и играх педагог выполняет задание вместе с детьми, обращая их внимание на легкость бега, координацию движений. Использует при этом игровой образ, например, бегите, как мышки.
При выполнении таких имитационных действий не всегда нужно показывать движения, но воспитатель должен быть уверен, что детям понятен и знаком предложенный для подражания образ. Не нужно давать детям много порой непонятных указаний, например «выше поднимайте ноги» или «сильнее двигайте руками».
Нередко это приводит к обратному результату: дети начинают топать, бег становится тяжелым, резким, разлаживается уже наметившаяся координация движений рук и ног. Чтобы поддержать у малышей интерес к обучению, целесообразно чаще предлагать игровые задания - добежать до игрушки, подбежать к дереву или камню, проводить подвижные игры с бегом: «Воробушки и автомобиль», «Кошка и мышки» и др.
В дальнейшем при обучении бегу детей старшего возраста педагог уже меньше показывает сам, больше объясняет, обращает внимание на тех, кто хорошо выполняет бег (бежит легко, ритмично, правильно соблюдая технику бега) и может служить примером.
Для того чтобы не снижался интерес к бегу, детям старших групп следует предлагать дополнительные задания: изменить темп или направление бега, быстро остановиться и вновь продолжить бег, обежать предметы, чередовать бег с другими движениями - ходьбой, перелезанием, прыжками и др.
Бег с введением дополнительных заданий чаще всего проводится в таких упражнениях, как «Догони мяч», «По мостику», «За высоким, за низким», «Аист, бабочка, лягушка», «Пробеги - не урони». В содержание многих из них включается бег с ловлей и увертыванием, влияющий на улучшение координации движений, скорость бега, на развитие ловкости.
Для воспитания выносливости полезен бег в равномерном медленном темпе. Он используется в работе с детьми всех возрастных групп. Для детей первой и второй младших групп длительность бега составляет 30-60 с, для детей старших групп продолжительность бега увеличивается до 2-3 мин. Этот вид-бега применяется в упражнениях и играх с ярко выраженной непрерывной двигательной активностью. Целесообразно использовать длительный медленный бег на воздухе, включая его в игры «Летчики», «Космонавты» и др. и чередуя с преодолением некоторых препятствий (пройти по бревну, подлезть под веревкой, вбежать на горку и сбежать с нее).

(Е.Н.Вавилова, «Учите бегать, прыгать, лазать, метать», М., 1983 г.)

Возраст Особенности выполнения движения детьми Педагогические требования при обучении движению
Младший дошкольный возраст Малыши еще не могут хорошо оттолкнуться от земли, пола, бегут тяжело, шаг у них мелкий, координация движений не у всех хорошо развита. Трудным для детей является коллективный бег Обращать внимание на осанку детей во время бега. Длительность бега в младших группах составляет 30-40 сек. Бег нужно чередовать с другими движениями, так как дети быстро устают. Обращать внимание на легкость бега, координацию движений. Учить бегу целесообразно небольшими группами. Бег сочетать с отдыхом. Каждый ребенок бежит в своем темпе, стараясь не наталкиваться на других – при беге стайкой в указанном направлении
Средний дошкольный возраст Трудности в беге группой. Некоторые дети по-прежнему наступают на всю ступню. Особое внимание обращать на естественность, легкость бега, энергичное отталкивание, эластичную постановку стопы, умение выполнять разные виды бега. По мере освоения бега повышают требования к технике.
Старший дошкольный возраст Сравнительно высокий уровень координации движений, что дает возможность выполнять сложные упражнения Предлагаются дополнительные задания: изменить темп или направление бега, быстро остановиться и вновь продолжить бег, обежать предметы, чередовать бег с другими видами движений – ходьбой, прыжками и др. добиваться правильной техники выполнения бега. Длительность бега составляет 2-3 мин. Увеличивается беговая дистанция.

Техника выполнения основных видов бега в дошкольном возрасте

Виды бега Техника выполнения
Обычный бег Бег свободный, легкий, с естественными движениями рук. руки полусогнуты в локтях, пальцы свободно согнуты (но не сжаты в кулаки). При беге руки движутся вперед – вверх примерно до уровня груди несколько внутрь, затем отводятся локтями назад -в стороны. Согнутая в колене нога ставится на переднюю часть стопы. Туловище слегка наклонено вперед, голова на одной линии с туловищем, грудь и плечи развернуты.
Бег на носках Ногу следует ставить на переднюю часть стопы, не касаясь пяткой пола. Шаг широкий, темп быстрый. Движения рук спокойные, расслабленные, в такт шагам. Высоко руки не поднимать, можно поставить их на пояс.
Бег с высоким

поднимание колен

Бежать, поднимая согнутую в колене ногу под прямым углом, ставить ее мягким, эластичным и в то же время достаточно энергичным движением на переднюю часть стопы. Шаг короткий, голова высоко поднята. Руки можно поставить на пояс.
Бег широким шагом Делать широкие шаги, увеличивая толчок и время полета. Ногу ставить с пятки перекатом на всю стопу. Толчковую ногу стараться полностью выпрямлять, энергично отталкиваясь. Движения рук свободные и размашистые.
Бег с отведение назад

согнутой в колене ноги

Туловище наклонено вперед несколько больше обычного, руки на поясе. Согнутая в колене нога после толчка отводится назад (стараться пяткой достать ягодицу)
Бег скрестным шагом Выполняется захлестом почти прямых ног: правой – влево, левой – вправо
Бег прыжками Выполняется энергично, широким размашистым движением. Толчок делать вперед — вверх
Бег в быстром темпе Выполняется на передней части стопы или на носках. Шаг широкий, стремительный. Движения рук активные, в такт с беговыми шагами. Делать энергичные отталкивания толчковой ногой, хорошо ее выпрямляя. Маховую ногу выносить вперед – вверх. Туловище наклонено вперед по ходу движения, голова с ним на одной линии. Плечи развернуты, не напряжены, смотреть вперед.
Медленный бег Выдерживать небольшой темп, не ускорять и замедлять его, бежать ритмично. Шаги делать короткие, ногу ставить на переднюю часть стопы или эластично с пятки на носок. Движения рук спокойные, руки согнуты в локтях на уровне пояса, плечи слегка расслаблены.
Челночный бег Широкий стремительный шаг чередуется с резким торможением в конце при движении по прямой и частыми шагами на поворотах. Перед сменой направления шаги становятся более частыми и короткими, колени согнуты, чтобы сохранить равновесие. Движения рук естественные, помогающие движению по прямой и на повороте.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!