Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Упражнения по дыхательной гимнастике для детей. Дыхательные имитационные упражнения. Дыхательная гимнастика «Паровозик»

Дуем, дуем, задуваем произношение звуков улучшаем. Дыхательные упражнения для детей дошкольного возраста

1.7 Игры первого этапа, направленные на формирование диафрагмального дыхания. Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

2.1 – 2.42 Игры второго этапа, направленные на дифференциацию носового и ротового дыхания. Цель: выработка более длительного вдоха и более продолжительного выдоха.

3.1 – 3.24 Игры третьего этапа на развитие фонационного (озвученного) выдоха. Цель: развитие фонационного (озвученного выдоха).

4.1 – 4.2 Игры четвертого этапа, направленные на развитие речевого дыхания. Цель: развитие речевого дыхания.

5.1 – 5.3 Игры пятого этапа, направленные на тренировку речевого дыхания в процессе произнесения фразы. Цель: тренировка речевого дыхания в процессе произнесения фразы.

1.1 “Бегемотик".

Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:

Бегемотики лежали, бегемотики дышали. То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).

Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики. То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).

Стихотворный текст, произносит логопед, а дети выполняют нужные действия

1.2 "Качели”

Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох) , Качели вниз (выдох) , Крепче ты, дружок, держись.

Методические указания. В играх первого этапа вдох и выдох производится через нос.

1.3 “Надуй шарик”

Встать, прямо не напрягаясь. Для контроля, за движением диафрагмы положить правую руку на верхнюю часть живота, левую для контроля за движением ребер – положить сбоку, чуть выше талии. Сделать глубокий вдох через нос. Выдохнуть, округлив губы, имитируя надувание шара. Расслабить брюшной пресс.

(Повторить 3-5 раз)

Вот мы шарик надуваем,
А рукою проверяем;
Шарик лопнул – выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.

1.4 “Ракета”

Встать, прямо не напрягаясь. Руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав, друг к другу, подняться на носки, потянуться вверх, задержав дыхание. Выдохнуть, руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны.

1.5 “Достань жемчужину”

Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.

1.6 “Часики”

Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки за голову. Медленно наклониться вправо – вдох (живот втянуть). Вернуться в исходное положение - полный выдох (живот расслабить).

Тик – так, тик – так,
Ходят часики вот так:
Наклон влево, наклон вправо,
Наклон влево, наклон вправо.

1.7 “Щука”

Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки положить ладонями на ребра. Вдох – легко надавливать на ребра, в конце вдоха – руки в стороны, выдох – надавливать руками на ребра

Щука в омуте жила,
Воду щеткою мела.
Щи готовила гостям,
Угощение лещам.

2.1 “Листочки”

Как подул холодный ветер -
В воздухе осеннем полетели,
закружились осенние листочки.

Дети берут листочки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением листочков.

2.2. “Капельки”, “Снежинки”

Дети берут “тучки” с капельками (снежинками) на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением капелек, снежинок.

2.3 “Ветерок” (с вертушками)

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на вертушку, стараясь, чтобы она завертелась как можно сильнее.

2.4 “Бумажные флажки”

Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на полоску, поднеся ее к нижней губе (полоску следует держать большим и указательным пальцами).

2.5 “Солнышко и тучки”

Небо хмурится с утра,
Надо солнышку помочь.
Ветерком стану я,
Уходите, тучи, прочь.

На дне коробки приклеить солнце. Закрытье го тучами из ваты. Дети разгоняют, раздувают тучи.

2.6 “Разгони ветерок”

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на указательный пальчик, “разгонять пальчиком ветерок”.

2.7 “Подуй на пальцы”

Дети складывают пальцы в щепоть, подносят их ко рту и, сделав носом энергичный вдох, дуют на пальцы короткими активными выдохами, энергично работая мышцами живота.

2.8 “Снегопад”

Снежинок много я собрал,
Ветерком легким стал.
Если очень постараться,
Снежинки дружно разлетятся.

Игрок поднимается на табурет и сдувает снежинки (листья) на детей.

2.9 “Снег и ветер”

Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики --“снег”-- и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на “снег”, как холодный зимний ветер. При этом “комья снега” должны медленно передвигаться к противоположному краю стола

2.10 “Снежинки”

Как подул Дед Мороз -
В воздухе морозном полетели,
закружились ледяные звезды.

Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок.

2.11 “Берлога”

Как на горке снег, снег
И под горкой снег, снег.
А в берлоге спит медведь.
Хотите, дети, посмотреть?

Дети раздувают “снег” из ваты и получают представление о зимовке медведя.

2.12 “Раздуй сугроб”

Как на горке снег, снег
И под горкой снег, снег.
А под снегом спит подснежник.
Хотите, дети, посмотреть?

Дети раздувают “снег” из ваты.

2.13 “Горячий чай”

Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут, боковые края широкого языка подняты. Подуть на “чай”. Следить, чтобы не надувались щеки, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, воздушная струя узкая, не рассеянная.

2.14 “Задуй свечи”

Свечи я задуть хочу,
Всех сейчас я научу.
Полной грудью вдохну,
Свечи все я потушу.

Свечи – крышки от фломастеров, расставить и “зажечь”. Кто больше потушит свечей с одного выдоха, тот и выигрывает.

2.15 “Фокус”, “Парашют”

Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа

2.16 “Паровозик свистит”

Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Если свист не получился, не надо расстраиваться, значит, не выполнено какое-то правило игры. Следует начать сначала.

2.17 “Дудочка”, “Язычки”, “Свистульки”

Используем всевозможные свистки, детские музыкальные инструменты, колпачки от ручек. Дуем в них.

2.18 “Пузырьки”

Это игра, которую почти все родители считают баловством, и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго

2.19. “Горох”

Что-то спряталось на дне,
Но пока не видно мне.
На горох подую я
И скажу, что там, друзья

На дно неглубокой коробки приклеить картинку, насыпать горох. Задача ребенка раздуть горох с середины и увидеть картинку.

2.20 “Кто спрятался?”

На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосками гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку

2.21 “Деревья”

Упражнение аналогично упражнению “Кто спрятался?” Наглядный материал в виде деревьев изготавливается из гофрированной бумаги (крона дерева), на которую предлагается дуть.

2.22 “Петушок за забором”

На картинку петушка наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что петушок находится под тоненькими полосками гофрированной бумаги “за забором”. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно петушка

2.23 “Загнать мяч в ворота”

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.

2.24 “Футбол”

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, что бы воздушная струя шла посередине языка, и забить гол в ворота (ватку на противоположный край стола).

2.25 “Прожорливые фрукты”

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в “рот прожорливым фруктам”. Задуть шарик нужно на одном выдохе. Следить, чтобы щеки не надувались, для этого слегка прижать их пальцами.

2.26 “Мяч”

Будем вчетвером играть,
Мяч по полю мы гонять.
У кого мячик упал,
Тот выходит, проиграл.

Вокруг круглого столика встают дети, дуют на теннисный мяч по направлению к соперникам. У какого игрока мяч упал, тот выходит из игры

2.27. “Колобок”

Колобок – колобок
Ты румяненький бочок,
По дорожке ты катись,
Лесных зверей берегись.

В невысокой коробке сделать макет леса с дорожкой и зверями (волк, заяц, лиса). Ребенок должен помочь колобку (теннисному шарику) прокатиться по тропинке

2.28 “Фасолевые гонки”

Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов -“фасолинок”, а начинают они бег при помощи “ветра” из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего “бегуна” до финиша

2.29 “Паровоз” (с трубочками)

Рельсы – рельсы,
Шпалы – шпалы,
Ехал поезд запоздалый.
Вдруг опасность на пути,
Стоп! Нельзя дальше идти.
Преграду убери,
Долгий путь определи.

На пути поезда сделать затор из бревен (карандашей). Задача детей – освободить дорогу, раздуть преграду

2.30 “Кораблики” (с трубочками)

Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней, бумажные “кораблики”, которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на “кораблик”, подгоняя его другому “берегу”.

2.31 “Перекати поле” (с трубочками)

По полю, всем на удивление,
Катится растение.
Ветер громко завывает,
В догонялки с ним играет.

Из травы сделать подобие растения “перекати – поле”. Задача ребенка – перекатить его через поле.

2.33 “Самолетики”

Самолет построил я,
Поиграть зову вас я.
Чей, дальше, улетит,
Тот пилот и победит.

Готовые бумажные самолетики выставить на старт на столе. Каждый пилот дует на свой самолет. У кого лучше работает двигатель, чей самолет улетит дальше, тот и выигрывает.

2.33 “Лодочки”

Берег – левый,
Берег – правый
Лодка – это переправа.
Груз любой мы переправим.
Куда надо все доставим.

В емкости с водой сделать два берега. Два игрока переправляют на лодке груз с одного берега на другой.

2.34 “Ледоход”

У меня корабль сильный.
У него характер львиный.
Льдины смело раздвигает
И везде он проплывает.

В емкость с водой поместить “льдины” (из пенопласта). Корабль должен проплыть, направляя их к противоположному берегу.

2.35 “Акробат”

В цирк сейчас я поиграю.
Представленье начинаю.
Акробатом смелым стану – проползу и не устану.

На натянутой веревке (леске) повесить бумажного акробата. Дети помогают ему перебраться на другую сторону.

2.36 “Черепашки”

Черепашки
Черепашки – малыши
Еще очень слабы.
Нужно очень постараться
Помочь до воды добраться.

Рядом со столом, где лежат черепашки (из скорлупы грецкого ореха), поставить емкость с водой. Кто быстрее спасет всех черепашек и сдует их в “море”, тот победитель.

2.37 “Цветные ленточки”

Ленту цветную я раскручу,
Длинную дорожку вам покажу.
Мы посмотрим, кто быстрей:
Хлопай, топай веселей.

Два игрока по команде начинают дуть на ленточку, скрученную в трубочку. Задача – раскрутить трубочку

2.38 “Бабочки”

Бабочка – красавица
На ладошку села.
Ветерок подул
– Она и полетела.
Летела – летела
И на цветочек села.

Задача ребенка - сдувать бумажную бабочку с ладошки. Желательно, чтобы она улетела на самый дальний цветок

2.39 “Охотник идет по болотам”

(распределение воздушной струи по бокам для звука Л).

Губы растянуть в улыбке, язычок поместить между зубами. При выдохе шлепать ладошками по щекам: получается хлюпающий звук.

2.40 “Спрячь язычок” (Для звука [ц])

Набрать воздух через нос, просунуть кончик языка между зубами и разжав зубы с силой отдернуть кончик языка внутрь, не слишком далеко, одновременно с выдохом воздуха толчком. Слышится межзубный твердый [Т]

2.41 “ Фырканье” (Для звуков [р])

Широкий расслабленный язык положить между губами. Дуть на язык и губы так, чтобы они вибрировали. Следить, чтобы губы не напрягались, щеки не раздувались, язык зубами не зажимался.

2.42 “Дует холодный ветерок”, “Подуй через трубочку” (Для звуков [c], [з], [ш], [ж], [ч], [щ])

Набрать воздух через нос, высунуть язык, положить на нижнюю губу. Вдоль языка, на его середину положить спичку и надавить до образования канавки (усложнение: губы в улыбке, язык свернуть трубочкой). Губы округлить, но не напрягать, зубы разомкнуть, и с силой выдувать воздух.

3.1 “Укачаем куклу”, “Покажем горлышко доктору”

Стоя спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произнести: “А – А – А – А – А”

3.2 “Поезд”, “Вьюга”, “Воет волк”

Стоя спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произнести: “У –У –У – У- У”

3.3 “Гудит пароход”, “Медведь ревет”

Ы –Ы –Ы – Ы- Ы”

3.4 “Удивление”, “Стонет больной”

Стоя спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произнести: “О –О –О – О- О”

3.5 “Ослик”, “Тянем ниточку”

Стоя спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произнести: “И –И –И – И- И”

3.6 “Девочка огорчилась”

Стоя спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произнести: “Э –Э –Э – Э- Э”

3.7 “Обезьянки”

Проводится перед зеркалом. Логопед говорит детям: “Представьте, что на вас смотрит обезьянка. И все за вами повторяет”. Можно мимикой изобразить радость, удивление, обиду и произносить на выдохе гласные звуки: О – удивились, У – обиделись, Э – расстроились, А – обрадовались.

3.8 “Лесная азбука” К детям в гости приходит персонаж Лесовик и предлагает "уроки лесной азбуки". Дети повторяют за Лесовиком звуки и действия, "осваивают" лесную азбуку:

"У-У-У" – воет волк; "А-У-У" - путник заблудился;

"Ы-Ы-Ы" – ревет медведь и т.д.

3.9 “Большой – маленький”

Детям показываются парные предметные картинки “большой – маленький” Объясняется, что большой воздушный шар спускает воздух со звуком ФФФФ…., а маленький со звуком ФЬФЬФЬ….., и предлагается воспроизвести звуки поочередно на выдохе. Парные картинки смотрите в папке “Картинки для выработки длительного выдоха с помощью произнесения отдельных звуков”

3.10 “Мычалка”.

Дети соревнуются, кто дольше "промычит" на одном выдохе.

Делаются два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносить звук "М-М-М".

3.11 “Ветер”

Дует легкий ветерок - ф-ф-ф...

И качает так листок - ф-ф-ф... Выдох спокойный, ненапряженный. Дует сильный ветерок - ф-ф-ф... И качает так листок - ф-ф-ф...

Активный выдох.

3. 12 Дыхательное упражнение “Аромат цветов”

Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание, и продолжительно выдыхают, произнося “А-ах!”.

3.13 “Зайчонок принюхивается”

Сделав активный вдох, на выдохе отрывисто произнося! звуки “х”, “ш”, “с”, энергично работая мышцами живота. Во время упражнения руки кладут ладонями на живот.

3.14 “Ветер и листья”

После вдоха ребята задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук “ф”. Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук “п”, делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз (“листья опадают”).

3.15 “Осы”

Ребята вращают перед грудью указательными пальцами и на выдохе продолжительно произносят: “З-з-з...”

3.16 “Пчела”

Пчелка, гуди,
В поле лети.
С поля лети -
Медок неси.

Вращать перед собой указательными пальцами, продолжительно произнося на выдохе звук “ж”. В конце сделать активный короткий вдох и, быстро выдыхая, сказать: “Ам!”

3.17 “Ветерок”

Дети после спокойного вдоха продолжительно произносят на выдохе: “Ф-ф-ф...”

Помоги мне, ветерок,
Паруса надуй, дружок,
Пусть плывет кораблик мой
К папе с мамочкой домой.

3.18 “Ежик”

После активного вдоха через нос дети на выдохе произносят
“пых-пых...”, энергично работая мышцами живота.

3.19 “Корова”

Дети указательные пальцы приставляют к голове (“рога”),

делают глубокий вдох через нос, немного задерживают дыхание и на выдохе продолжительно тянут “му-у...”, стараясь, чтобы звук был ровным.

3.20 “Дятел”

Дети на выдохе произносят как можно дольше “д-д-д...”, ударяя кулачком о кулачек.

Греем руки” Ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если “ветерок” холодный, “зимний”, значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] “ветерок” тёплый, “летний”, ладошки греются.

3.22 “Каша”

Дети с педагогом договариваются варить кашу и распределяют "роли": молоко, сахар, крупа, соль. На слова:

Раз, два, три,
Горшочек, вари!

(“Продукты” поочередно входят в круг - "горшочек").

Каша варится.

(Дети, выпячивая живот и набирая воздуха в грудь делают вдох, опуская грудь и втягивая живот - выдох и произносят: "Ш-Ш-Ш").

Огонь прибавляют.

(Дети произносят: "Ш-Ш-Ш" в убыстренном темпе).

Раз, два, три,
Горшочек, не вари!

3.23 “Звуковые дорожки”

3.24 “Фонетические разминки”

4.1 “Дразнилка”, “Изобрази животное”.

Взрослый произносит рифмовку, а ребенок изображает животных звуками и движениями:

Люблю дразнить я хрюшек, барашков и лягушек
И разных там зверюшек,
Весь день за ними я хожу и все твержу, твержу, твержу:
Кар-кар, гав-гав, жу-жу,
Бе-бе, ме-ме, ква-ква и т.д.

4.2 “Эхо”

Дети делятся на две команды и встают в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей громко произносит звук (слог, слово), а другая повторяет его тихо.

4.3 Игровые задания и упражнения

Эхо”. Заблудились мы в лесу, закричали мы “Ау!”. “Разговор игрушек”. Произнесение слоговых сочетаний: па – по – пы – пу, пу – ба – по – бо. “Разговор инопланетян”: вы – ву – вы – ву, ва – фа – ва – фа. “Кто как голос подает”. Кукушка: “Ку – ку, ку – ку” Лошадка: Иго – го - о – о. Кошка: “Мяуууу”. Собака: “Гавввв, Афффф”, Курочка: “Ко – ко – ко – ко”. Петух: “Ку-ка-ре-ку”

Позовем голубей” (гули – гули – гули). Несли тяжелую вещь, поставили на место: “Ух! Ух! Ух!” “Дровосеки”

5.1. “Произнеси на одном выдохе”

Глубокий вдох на счет 1, 2, короткая задержка дыхания и произнесение от 2 до 4 слов на одном выдохе, например, счет (один, два, три, четыре), дни недели (понедельник, вторник, среда, четверг), предметы, относящиеся к определенной родовой группе (шапка, шуба, шорты, куртка).

5.2 “Произнеси чистоговорку”

Глубокий вдох на счет 1, 2, короткая задержка дыхания, произнесение чистоговорки из 3 – 4 слов на выдохе, например, “Лола мыла куклу Милу”

5.3 “Произнеси чистоговорку”

Глубокий вдох на счет 1, 2, короткая задержка дыхания, произнесение чистоговорки с дополнительным вдохом: “Мама Милу мылом мыла (вдох), Мила мыла не любила”.

С помощью дыхательных упражнений можно добиться понижения возбудимости многих нервных центров, в том числе дыхательного.

Дыхательная гимнастика оказывает влияние на неспецифическую резистентность организма, совершенствует адаптивные механизмы и способствует использованию резервных возможностей функциональных систем.

При лечении насморка эффективно использование дыхательной гимнастики цигун.

Дыхательный центр, благодаря импульсации, возникающей при дыхательном акте, оказывает влияние на нервную, мышечную и сердечно-сосудистую деятельность. С помощью дыхательных упражнений можно добиться понижения возбудимости многих нервных центров, в том числе дыхательного. Они могут стабилизировать психоэмоциональное состояние (Г.Лавучан). При нарушении дыхательной функции носа, что характерно для насморка, перечисленные результаты дыхательных упражнений заслуживают особого внимания.

Дыхательные упражнения детям необходимо выполнять в удобной одежде, в спокойной обстановке и после опорожнения кишечника и мочевого пузыря.

Исходные положения, из которых начинают выполнять дыхательные упражнения, могут быть различными. Дети могут лежать, сидеть, откинувшись на спинку стула, стоять, расставив ноги. При любой исходной позе важно, чтобы мышцы тела были расслаблены.

В начале обучения не следует навязывать определенный ритм дыхания. Это может привести лишь к его задержке и нарушению, что может неблагоприятно отразиться на деятельности сердца. Выполнять упражнение необходимо 3-4 раза в день, можно чаще. Для обучения углубленному выдоху рекомендуется использовать дыхательные упражнения подражательного характера "подуть на одуванчик", "подуть на свечку".

Рассмотрим некоторые элементы дыхательной гимнастики цигун, рекомендуемые детям.

Первый комплекс дыхательных упражнений для детей

1. Исходное положение - прямое, сидячее, носки и пятки вместе, руки опущены, дыхание произвольное. Упражнение начинают с полного выдоха, закрытия наружного слухового прохода с двух сторон большими пальцами и прижатия крыльев носа средними пальцами. После этого резко втягивают воздух ртом, сжимают губы и надувают щеки. Затем опускают подбородок на грудь, закрывают глаза, кладут указательные пальцы на веки и как можно дольше остаются в таком положении. После чего поднимают голову, снимают пальцы с век и делают полный вдох через нос, после которого отнимают большие пальцы от ушей и опускают руки;

2. При вдохе кончик языка поднимают до прикосновения к небу, потом следуют пауза и выдох, во время которых язык опускают в обычное положение. Одновременно с этим ребенок произносит мысленно слова или предложения, продолжительность которых соответствует длительности дыхательного цикла. Начинают с трех односложных слов, одно из которых произносят на вдохе, второе - во время паузы, третье - при выдохе. Затем фразы удлиняют, за счет удлинения продолжительности выдоха.

Второй комплекс дыхательных упражнений для детей

1. Дыхание полное.Вдох через нос продолжительный. Во время вдоха живот выпячивают, затем расширяют грудную клетку. При выдохе, наоборот, вначале уменьшают объем груди, а затем втягивают живот;

2. Дыхание грудное. Вначале делают выдох. Затем следует сделать через нос продолжительный вдох. В это время грудную клетку расширяют, а живот втягивают. При выдохе через нос последовательность элементов упражнения обратная;

3. Дыхание брюшное. Вначале делают выдох. Затем продолжительный вдох через нос. В это время живот выпячивают, а при выдохе, наоборот, брюшную стенку втягивают;

4. Ходьба в среднем темпе при полном удлиненном вдохе и выдохе. Темп средний. На 3 шага - вдох, на 4 шага - выдох. Через 3-4 дня продолжительность выдоха следует увеличивать на один счет (5, 6 и т.д.).

Третий комплекс дыхательных упражнений (тренировка носового дыхания)

1. Ноги расставляются в стороны. Вдыхая через нос, прямые руки поднимают вперед перед собой, вверх, затем их медленно опускают через стороны вниз. При этом следят, чтобы при выполнении первой фазы движения тело хорошо прогибалось в грудном и поясничном отделах позвоночника;

2. Выдох, затем зажимают нос пальцами - пауза, руки укладывают на голову, сводят лопатки и производят вдох. Потом руки расслабленно опускают вниз и, наклонившись вперед, производят выдох;

3. Выдох, затем поднимаются на носки, руки укладывают на голову, сводят лопатки и осуществляют вдох. Потом становятся на полную ступню, расслабленно опускают руки вниз, наклоняются вперед и производят выдох;

4. Воздушный массаж слизистой оболочки носа.Ноги расставляют в стороны. Рот плотно закрывают. Медленно поочередно вдыхают то правой, то левой стороной носа, поочередно прижимая противоположную ноздрю пальцами.

Комплекс утренней гигиенической гимнастики с дыхательными упражнениями

1. Стоя, отвести руки назад, сделать вдох через нос. Вернуться в исходное положение - выдох (3-4 раза);

2. Стоя, вытянуть руки вперед,скрестить, затем развести их в стороны и сделать вдох через нос. Вернуться в исходное положение и сделать выдох (2-3 раза);

3. Встать в позу дровосека: руки вверх, пальцы сплетены, ноги врозь. Сделать вдох через нос. Произвести махи руками с наклоном вперед и проведением рук между ног на выдохе (4-5 раз);

4. Ходьба по комнате(до 60 с), дыхание через нос. При обстановке глубокий вдох через нос, выдох;

5. Спокойно дышать: вдох и выдох через нос или вдох через нос, выдох через рот.

После выполнения упражнений необходимо провести влажное обтирание тела и растирание сухим полотенцем.

Если в силу каких-либо обстоятельств ребенок после лечения дышит по привычке через рот, а не через нос, рекомендуется провести ряд дыхательных упражнений (в комплексе физических упражнений).

Комплекс дыхательных упражнений для детей дошкольного возраста (5-6 лет)

1. Спокойная ходьба с удлиненным вдохом и выдохом через нос. Необходимо следить за полнотой выдоха;

2. Ходьба с дыханием через нос. Вначале на шаг - вдох, на 2 шага - выдох. Затем на 2 шага - вдох, на 3-4 шага - выдох;

3. Бег на месте с глубоким дыханием через нос;

4. Приседание с дыханием через нос;

5. Бег трусцой: на 2-3 шага - вдох, на 4 шага - выдох;

6. Дыхание попеременно через правую и левую половину носа;

7. Движения руками в виде рывков с поворотом корпуса в стороны, с плавным вдохом и резким выдохом через нос;

8. Движения руками по боковым поверхностям туловища с глубоким вдохом через нос и выдохом через рот;

9. Наклоны туловища в стороны на выдохе со звуками «м» и «н»;

10. Вдох, затем толчкообразный выдох через нос.

Комплекс дыхательных упражнений для детей 6-7 лет, выполняемый с помощью родителей

1. Сесть прямо, носки и пятки ног вместе, руки свободно опущены. Дыхание произвольное;

2. Полностью выдохнуть, большими пальцами с обеих сторон зажать наружный слуховой проход, а двумя средними пальцами прижать крылья носа. Резко втянуть воздух через рот. Сжать губы и надуть щеки;

3. Опустить подбородок на грудь. Закрыть глаза, положив указательные пальцы на веки. В таком положении оставаться некоторое время;

4. Затем поднять голову, снять пальцы с век, с крыльев носа и сделать полный выдох через него;

5. Отнять пальцы от ушей и опустить руки вдоль тела.

Комплекс дыхательных упражнений для детей с нарушением носового дыхания

1. Исходное положение: стоя, рот закрыт. Одну половину носа плотно закрыть пальцем, дыхание производить поочередно (4-5 раз) через каждую половину носа;

2. Дышать только через нос. Встать, ноги на ширине плеч. Руки поднять вперед и вверх ладонями внутрь -вдох, опустить руки вниз - выдох. Выполнять медленно (5 раз);

3. Стоя, вдыхать через одну половину носа, а выдыхать через другую, 5-6 раз через каждую половину носа;

4. Стоя, ноги вместе, нос зажат пальцами. Не спеша, громко считать до 10, затем сделать глубокий вдох и полный выдох через нос (5-6 раз);

5. Вдох через нос, рот закрыт. На удлиненном выдохе произносить медленно звук "м-м-м" (8 раз);

6. При ходьбе дышать только через нос. Постепенно удлинять фазу выдоха: на 2 - вдох, на 3-6 - выдох; на 2 - вдох, на 3-7 - выдох (2-3 мин).

Дыхательные упражнения при нарушении голоса нужно чередовать с голосовыми.

В нашем загрязненном воздухе глубоко дышать - означает лишь еще сильнее замусорить нежную влажную ткань легких. Так может быть дыхательные упражнения бросить? Нет, они научат вас дышать носом всегда.

Слизистая оболочка носовой полости, как влажная щетка, собирает пыль, обезвреживает воздух, прежде чем он попадет в легкие.

Обычно же мы стараемся побольше захватить кислорода ртом из душного воздуха. Пора избавиться от этой вредной привычки и как можно скорее. опубликовано

Родители дошкольников часто сталкиваются с такими проблемами, как простудные и респираторно-вирусные заболевания, воспаления легких, бронхит, аденоиды. Детский сад - основная зона риска, ведь стоит заболеть одному малышу, как через 2-3 дня на те же неприятные симптомы начинает жаловаться другой ребенок. Иммунитет дошкольников, как правило, слабоват, а повышать его специальными препаратами родители не всегда хотят. Что же делать в таком случае?

Иногда родители отмечают, что ребенок в последнее время стал слишком много болеть простудными заболеваниями - это напрямую говорит о сниженном иммунитете дошкольника

Дыхание - залог здоровья

Малыши зачастую дышат неправильно, что способствует неполному насыщению организма кислородом. Дыхательная гимнастика для детей - верный шаг на пути к профилактике болезней дыхательной и нервной систем (см. также: ). Специальные упражнения помогут ребенку развить речевой аппарат и координацию движений, натренировать грудную клетку и улучить кровообращение. Правильное носовое дыхание - это не только укрепление иммунитета, но и энергетическая подпитка организма. Малыши, особенно гиперактивные, научатся спокойствию, расслаблению и контролю над своим голосом. Также дыхательная гимнастика способна вылечить многие болезни на начальных этапах.

Занятия Стрельниковой при различных заболеваниях

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Александра Николаевна Стрельникова - педагог-вокалист и автор ряда дыхательных упражнений, настаивала на том, чтобы в каждом детском саду проводилась ежедневная дыхательная гимнастика для детей. Многие занятия Стрельниковой направлены на коррекцию различных патологий и лечение определенных заболеваний. Так, при бронхите облегчить кашель и вывести мокроту помогут упражнения «Нанос» и «Обними плечи». При аденоидах «Ладошки», «Погончики» и «Кошка» замедлят рост гипертрофированной глоточной миндалины, а для профилактики сахарного диабета, пневмонии и заикания будет достаточно обычной разминочной тренировки.

Александра Стрельникова смогла добиться невероятных успехов в разработке собственной системы профилактического и лечебного дыхания для детей. Сейчас ее методика продолжает активно использоваться

Упражнение «Ладошки» или «Кулачки»

Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей начинается с упражнения «Ладошки». Это первое, чему должны научиться новички. Исходное положение (обычное стоячее, но в исключительных случаях можно и сидеть):

  • руки согнуты в локтях (локти должны смотреть в пол);
  • ладошки развернуты к зрителю.

Одновременно с сжиманием обеих ладошек в кулачки, нужно сделать шумный и активный вдох носом - Стрельникова сравнивает его с резким принюхиванием. Спокойный и плавный выдох (через нос или рот - не важно) должен сопровождаться разжиманием ладоней.

Рекомендуется выполнять упражнение под счет, чтобы предотвратить сбой ритма дыхания и гипервентиляцию легких. Серия состоит из 24 подходов: после четырех вдохов-выдохов обязательно нужно сделать паузу на 3-5 секунд. «Ладошки» эффективны при головной боли, бактериальных воспалениях носоглотки, аденоидах, заболеваниях щитовидной железы и даже гипертонии. Конечно, маленькие дети могут ограничиться и меньшим количеством повторений, а вот ребята повзрослее с каждым разом должны стараться выполнять определенную норму: например, сегодня 5 подходов, завтра 10 подходов, послезавтра 15 и т.д.

«Погончики» или «Погонщик»

Исходная стойка: встать прямо, плечи расслабить, локти согнуть, кулаки прижать на уровне талии. Вдох - руки резко опускаются вниз к полу, кулаки разжимаются, а пальцы растопыриваются. Выдох - возвращаемся в начальное положение.

Название упражнения образовано от слова «погоны» - мышцы плечей и рук должны быть в напряжении. Серия состоит из 12 подходов (один подход - 8 вдохов-выдохов), между которыми обязательна пауза 2-4 секунды.

Исходное положение:

  • ноги на ширине плеч;
  • плечи расслаблены, можно немного ссутулиться;
  • руки свободно вытянуты вдоль туловища;
  • голова слегка опущена.

В качестве опоры можно встать спиной к стене. Сделав поклон/наклон, словно поднимаете с пола бумажку, резко и шумно вдохните. Пассивный выдох сопровождается поднятием корпуса. Создается своеобразный эффект накачки насосом: наклон - вдох, выпрямление - выдох.

Такие дыхательные упражнения для детей очень полезны. Выполняются они во время лечения бронхита 96 раз: после каждых четырех вдохов-выдохов необходимо делать отдых 4-10 секунд.

Конечно, малышам 4-5 лет такое количество повторений может быть не под силу, однако превратив гимнастику Стрельниковой в игру, можно добиться хороших результатов. Например, положите на пол какую-нибудь игрушку, маленький мячик или ту же бумажку, за которой ребенок будет наклоняться.

«Обними плечи» или «Обними себя»

Исходное положение (сидячее или стоячее - не важно): руки согнуты на уровне плеч. При резком вдохе нужно обнять себя так, чтобы правая рука оказалась на левом плече, а левая рука оказалась под правой подмышкой. При медленном ровном выдохе возвращаемся в первоначальное положение.

Количество подходов стандартное, но дыхание желательно чередовать: сначала вдохи через нос, а потом через рот, должно получиться по 16 раз и тех, и других. Отдых между подходами не менее 3-5 секунд. При бронхите выполнять «Обними плечи» рекомендуется в комплексе с «Насосом» 2 раза в день - например, утром и вечером.

«Кошечка»

Упражнение напоминает танцевальные полуприседы, поэтому тоже заинтересует маленьких детей. Исходное положение:

  • ноги на ширине плеч (или чуть уже);
  • спина прямая;
  • руки опущены вдоль туловища.

Одновременно с неглубоким приседанием нужно повернуть корпус вправо и резко вдохнуть. С выдохом вернуться с начальную стойку, после чего повторить упражнение в левую сторону. Руки при этом сгибаются в локтях и находятся на том уровне, на котором удобно.

Для интереса можно поставить детей в круг (например, если проводится такая дыхательная гимнастика в детском саду), чтобы каждый мог наблюдать за соседями и стараться сделать лучше других. Кстати, «Кошечка» помогает в лечении аденоидов и заболеваний сердечно-сосудистой системы. Если по состоянию здоровья больной не может приседать, можно ограничиться только поворотами.

«Повороты головой»

Необходимо поочередно поворачивать голову сначала в правую сторону, а затем в левую. С каждым поворотом делаем громкий короткий вдох носом и легкий выдох через рот. Всего нужно сделать 96 повторов, не забываем о 3-4 секундном перерыве между подходами.

Такое упражнение противопоказано при головных болях, а лечение аденоидов и гайморита нельзя начинать без консультации с врачом-терапевтом. При необходимости специалист поможет подобрать видеоурок с разрешенными болеющему ребенку упражнениями.

В здоровом теле - здоровый дух

Дыхательная гимнастика Стрельниковой предназначена не только для детей дошкольного возраста, но и для взрослых. Курс лечения обычно составляет 30-60 дней и включает в себя ежедневное (не более 30 минут) выполнение нескольких упражнений на выбор. В течение всего срока можно комбинировать и менять порядок, чтобы занятия казались разнообразнее. Чем позитивнее настроен человек, тем эффективнее для него будет проходить тренировка. Правильное оздоровительное дыхание в комплексе с положительными эмоциями - ключ к здоровью и долголетию!

Систематическое внедрение представленных комплексов дыхательных упражнений позволит укрепить дыхательную мускулатуру и повысить сопротивляемость воспитанников к простудным заболеваниям. Комплексы предназначены для всех возрастных групп. Фото о проведении дыхательных упражнений можно увидеть в альбоме "Мои воспитанники".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс дыхательных упражнений для детей дошкольного возраста

Представлен Л.В. Яковлевой, Р.А. Юдиной в книге «Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет»; Н.В. Полтавцевой, Н.А. Гордовой в книге «Физическая культура в дошкольном детстве»; адаптирован воспитателем Рябовой Я.В.

Дыхательная гимнастика

Чтобы эффективнее решать задачи укрепления дыхательной мускулатуры детей с целью повышения сопротивляемости к различным заболеваниям, а также выносливости при физических нагрузках, были изучены разные методики проведения дыхательной гимнастики, процесс дыхания и его значение для детского организма. Известно немало методик дыхательной гимнастики (по К.П. Бутейко, А.Н. Стрельниковой, по системе йоги и др.), но механически следовать какой-либо из них нецелесообразно.

От дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, а дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияет даже на функции мозга.

Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость: стоит неподготовленному человеку пробежать несколько десятков метров, как он начинает учащённо дышать, у него возникает одышка из-за слабого развития дыхательных мышц. У тренированных людей не бывает одышки, и дыхание у них быстро успокаивается даже после длительной физической нагрузке.

Процесс дыхательных движений осуществляется диафрагмой и межрёберными мышцами. Диафрагма – мышечно-сухожильная перегородка, отделяющая грудную полость от брюшной. Главная её функция – создавать отрицательное давление в грудной полости и положительное в брюшной. В зависимости от того, какие мышцы задействованы, различают 4 типа дыхания:

  • Нижнее, или «брюшное», «диафрагмальное» (в дыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остаётся без изменений; в основном вентилируется нижняя часть лёгких и немного – средняя);
  • среднее, или «рёберное» (в дыхательных движениях участвуют межрёберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимается вверх, диафрагма также слегка поднимается);
  • верхнее, или «ключичное» (дыхание осуществляется только за счёт поднятия ключиц и плечей при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы; в основном вентилируются верхушки лёгких и немного – их средняя часть);
  • смешанное, или «полное дыхание йогов» (объединяет все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентилируются все части лёгких).

Значит, вдох и выдох, сменяя друг друга, обеспечивают вентиляцию лёгких, а какую их часть – зависит от типа дыхания.

Насколько лёгкие наполнились воздухом, определяет глубина вдоха и выдоха: при поверхностном дыхании используется только дыхательный объём воздуха; при глубоком – помимо дыхательного используются дополнительный объём и резервный. В зависимости от этого меняется частота дыхания.

Лёгкие являются органом не только дыхания, но и выделения, а также регуляции температуры тела. Кроме того, они принимают участие в выработке физиологически активных веществ, играющих определённую роль в процессе свёртывания крови, обмена белков, жиров и углеводов.

Из всего этого можно сделать вывод о том, какую огромную роль играет дыхательная гимнастика в закаливании и оздоровлении детей и как важно подходить к решению этой задачи обдуманно и ответственно.

При разработке комплексов дыхательной гимнастики учитываются:

  • эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в условиях ДОУ;
  • доступность упражнений для детей разного возраста;
  • степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры, вентиляцию всех отделов лёгких, развитие верхних дыхательных путей и т.д.

1. Все комплексы связаны между собой степенью увеличения физической нагрузки на определённые мышцы дыхательной системы и техникой выполнения.

В первом комплексе больше внимания уделяется типам дыхания – успокаивающе-восстанавливающему и очистительному (упражнения выполняются без особого напряжения мышц).

Второй комплекс направлен на укрепление носоглотки, верхних дыхательных путей и лёгких с напряжением тонуса определённых групп мышц.

Третий комплекс в основном направлен на укрепление мышц тонуса всей дыхательной системы.

Комплексы необходимо чередовать в течение одной или двух недель, т.е. каждый проводить по 2-3 дня. При разучивании каждого комплекса количество дней можно увеличивать.

Можно варьировать комплексы. Например, использовать весь комплекс, но с меньшей дозировкой в упражнениях, или проводить по 3-4 упражнения из разных комплексов, но с сохранением дозировок.

2. Отдельные упражнения включены в оздоровительную гимнастику. Можно также использовать данные комплексы в качестве профилактики от простудных заболеваний, особенно в холодное время года.

3. Комплексы можно использовать в работе с детьми разного возраста, но начинать необходимо с упрощённой формы выполнения. Дети одного возраста развиваются по-разному, поэтому каждому ребёнку нужно показать точную технику выполнения дыхательного упражнения и строить работу в зависимости от его индивидуальных возможностей.

4. Дыхательные упражнения «Дышим тихо, спокойно и плавно», «Ветер», «Радуга, обними меня» полезны для восстановления организма и дыхания после любой физической нагрузки.

Примерный комплекс дыхательной гимнастики № 1

Послушаем своё дыхание

Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять его тип, глубину, частоту и по этим признакам – состояние организма.

И.п. – стоя, сидя, лёжа (так, как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены. В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:

* куда попадает воздушная струя воздуха и откуда она выходит;

* какая часть тела (живот, грудная клетка, плечи или все части – волнообразно) приходит в движение при вдохе и выдохе воздуха;

* какое дыхание: поверхностное (лёгкое) или глубокое;

* какова частота дыхания: вдох-выдох происходят часто или спокойно с определённым интервалом (автоматическая пауза);

* тихое, неслышное дыхание или шумное.

Данное упражнение можно проводить до физической нагрузки или после, чтобы дети учились по дыханию определять состояние всего организма.

Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нём своё внимание в целях контроля за расслаблением своего организма и психики.

И.п. – стоя, сидя, лёжа в зависимости от предыдущей физической нагрузки. Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.

Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос.

Повторить 5-10 раз.

Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

Подыши одной ноздрёй

Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

И.п. – сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрёй делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).

2. Как только вдох будет закончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением лёгких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка».

Повторить 3-6 раз.

П р и м е ч а н и е. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрёй сделать вдох-выдох (сначала той ноздрёй, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрёй отдельно. Начинать со спокойного дыхания и переходить на глубокое.

Воздушный шар (дышим животом – нижнее дыхание)

Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части лёгких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.

Все упражнения выполняются стоя или в движении.

Подыши одной ноздрёй

Повторить упражнение «Подыши одной ноздрёй» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой.

Ёжик

Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный («как ёжик»), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

Повторить 4-8 раз.

Губы трубочкой

1. Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межрёберные мышцы.

2. Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все лёгкие до отказа.

3. Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух).

4. Паузу в течение 2-3 с, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.

Повторить 4-6 раз.

Ушки

Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо-влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный.

Повторить 4-5 раз.

Пускаем мыльные пузыри

1. При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.

2. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри.

3. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.

4. Выдох спокойный, через нос, с опущенной головой.

Повторить 3-5 раз.

Язык «трубкой»

1. Губы сложены «трубкой», как при произношении звука «о». Язык высунуть и тоже сложить «трубкой».

2. Медленно втягивая воздух через «трубку» языка, заполнить им все лёгкие, раздувая живот и рёбра грудной клетки.

3. Закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову, так, чтобы подбородок коснулся груди. Выдержать паузу в 3-5 с.

4. Поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос.

Повторить 4-8 раз.

Насос

1. Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.

2. Выполнять наклоны вперёд-вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и вдохов).

3. Выдох произвольный.

Повторить 3-6 раз.

П р и м е ч а н и е. При вдохах напрягать все мышцы носоглотки.

Усложнение. Повторить упражнение 3 раза, затем наклоны вперёд-назад (большой маятник), делая при этом вдох-выдох. Руки при наклоне вперёд свободно тянуть к полу, а при наклоне назад поднимать к плечам.

При каждом вдохе напрягаются мышцы носоглотки.

Повторить 3-5 раз.

Дышим тихо, спокойно и плавно

Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой.

Примерный комплекс дыхательной гимнастики №2

Цель: укреплять носоглотку, верхние дыхательные пути и лёгкие.

Ветер на планете

Повторить упражнение «Насос» из комплекса №1.

Планета «Сат-Нам» - отзовись! (Йоговское дыхание)

Цель: учить детей укреплять мышечный тонус всего туловища и всей дыхательной мускулатуры.

И.п. – сидя ягодицами на пятках, носки вытянуты, стопы соединены, спина выпрямлена, руки подняты над головой, пальцы рук, кроме указательных, переплетены, а указательные пальцы соединены и выпрямлены вверх, как стрела.

После слов «Планета, отзовись!» дети начинают петь «Сат-Нам».

Повторить 3-5 раз.

П р и м е ч а н и е. «Сат» произносить резко, как свист, поджимать живот к позвоночному столбу – это резкий выдох. «Нам» произносить мягко, расслабляя мышцы живота, - это небольшой вдох.

Цикл дыхания: выдох «сат» - пауза – вдох «нам». С произнесением «сат» напрягаются мышцы туловища: ноги, ягодицы, живот, грудь, плечи, пальцы рук и ног, мышцы лица и шеи; с произнесением «нам» всё расслабляется.

Упражнение выполняется в медленном темпе. После того, как дети 8-10 раз произнесут «Сат-Нам», взрослый говорит: «Позывные принял!»

На планете дышится тихо, спокойно и плавно

Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой с целью расслабления мышечного тонуса.

Инопланетяне

Цель: та же, что и в упражнениях «Дышим тихо, спокойно и плавно» «Планета Сат-Нам, отзовись!».

Разница в выполнении: напряжение мышц на вдохе, а расслабление на выдохе.

И.п. – 3-4 раза из положения лёжа на спине, 3-4 раза стоя.

Упражнение выполняется под музыку или словесное сопровождение, например: «Инопланетяне просыпаются, напрягаются» и т.д.

1. Спокойно выдохнуть воздух через нос, втягивая живот, грудную клетку.

2. Медленно и плавно выполнять вдох, заполняя полностью лёгкие.

3. Задержать дыхание, напрягая все мышцы и мысленно проговаривая: «Я сильный (ая)».

4. Спокойно выдохнуть воздух через нос с расслаблением мышц.

Примерный комплекс дыхательной гимнастики №3

Проводится в игровой форме.

И.п. – лёжа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нём лежат обе ладони. В дальнейшем данное упражнение можно выполнять стоя.

Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.

1. Медленный, плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.

2. Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается.

Повторить 4-10 раз.

Воздушный шар в грудной клетке

(среднее, рёберное дыхание)

Цель: учить детей укреплять межрёберные мышцы, концентрировать своё внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов лёгких.

И.п. – лёжа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть рёбер и сконцентрировать на них внимание.

Сделать медленный, ровный вдох, сжимая руками рёбра грудной клетки.

1. Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.

2. На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части рёбер.

П р и м е ч а н и е. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть рёбер грудной клетки.

Повторить 6-10 раз.

Воздушный шар поднимается вверх (верхнее дыхание)

Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов лёгких при разных исходных положениях.

И.п. – лёжа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.

Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плеч.

Ветер (очистительное, полное дыхание)

Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, осуществлять вентиляцию лёгких во всех отделах.

И.п. – лёжа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

1. Сделать полный вдох, выпячивая живот и рёбра грудной клетки.

3. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

Повторить 3-4 раза.

П о в т о р е н и е. Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) лёгкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.

Радуга, обними меня

Цель: та же.

И.п. – стоя или в движении.

1. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.

2. Задержать дыхание на 3-4 с.

3. Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперёд, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идёт подмышку, другая на плечо.

Повторить 3-4 раза.

Повторить 3-5 раз упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно».

Упражнения для проведения дыхательной гимнастики

Куры

Бормочут куры по ночам, бьют крыльями тах-тах,

Поднимем крылья мы к плечам, потом опустим так.

И.п. – стоя. Наклониться пониже, свободно свесив руки и опустив голову. Произнося «тах-тах», одновременно похлопывать себя по коленям – выдох. Выпрямиться, подняв руки к плечам, - вдох. Повторить 3-5 раз.

Самолёт

Посмотрите в небеса, самолёт там, как оса.

«Ж-ж-ж-ж-ж», - жужжит самолёт и машет крыльями.

Ребята, в полёт, полетаем-ка с нами!

И.п.: стоя. Развести руки в стороны, ладонями кверху. Сделать поворот в сторону, произнося «ж-ж-ж-ж», - вдох, опустить руки – выдох. Повторить 2-4 раза в каждую сторону.

Насос

Это очень просто: накачай насос ты. Направо, налево руками скользя,

Назад и вперёд наклоняться нельзя. Накачай насос ты – это очень просто.

И.п.: стоя. Скользя руками вдоль туловища, наклоняться поочерёдно вправо и влево. При наклоне – выдох с произнесением «с-с-с», при выпрямлении – вдох. Повторить 4-5 раз.

Дом маленький, дом большой

У медведя дом большой, а у зайца маленький.

Мишка наш пошёл домой, да и крошка заинька.

И.п.: стоя. Присесть, обхватить руками колени, опустить голову – выдох с произнесением «ш-ш-ш» (у зайки дом маленький). Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох (у медведя дом большой). Повторить 4-6 раз.

Подуем на плечо

Подуем на плечо, подуем на другое, нам солнце горячо пекло дневной порою.

Подуем и на грудь мы и грудь свою остудим. Подуем мы на облака и остановимся пока.

Потом повторим всё опять – раз, два, три, четыре, пять.

И.п.: стоя, руки опущены, ноги слегка расставлены. Повернуть голову влево, сделать губы трубочкой – подуть на плечо. Голова прямо – вдох. Голову вправо – выдох трубочкой. Голова прямо – вдох. Затем опустить голову, подбородком касаясь груди, - сделать спокойный, слегка углублённый выдох. Голова прямо – вдох. Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой. Повторить 2-3 раза.

Ходьба

Как косолапый мишка, пойдём мы все потише, потом пойдём на пятках, а после – на носках.

Повторим так, ребятки, и скажем слово «ах».

При каждом упражнении мы скажем «ах» в движении.

Потом быстрее мы пойдём и после к бегу перейдём.

И.п.: стоя, голову не опускать, как в первом упражнении, движения сопровождаются произнесением слова «ах» в ритм шагам. Ходьбу постепенно ускорять, переходя на умеренный по темпу бег, а потом снова на ходьбу. Остановиться, сделать выдох, расправить плечи, поднять голову – вдох. Повторить 2 раза. Продолжительность упражнения 40-45 сек.

Трубач

Мы пришли и сели, играем на трубе.

Тру-ру-ру, бу-бу-бу! Подудим в свою трубу.

И.п.: сидя на стуле. Поднести кисти рук, сжатые в кулак, к губам и, как в трубу, произнести «тру-ру-ру». Повторить 3-4 раза.

Ёж

Вот свернулся ёж в клубок, потому что он продрог.

Лучик ёжика коснулся, ёжик сладко потянулся.

И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть ноги и руками притянуть их к груди – выдох с произнесением «бр-р-р» (ёжик замёрз). Опустить ноги, поднять руки кверху – вдох (ёжик согрелся). Повторить 4-6 раз.

Жук

Усы раздвинув смело, жуки жужжат в траве.

«Ж-ж-у, - сказал крылатый жук, - посижу и пожужжу».

И.п.: сидя, скрестив руки на груди. Опустить голову. Сжимать грудную клетку, произнося «ж-ж-ж», - выдох. Развести руки в стороны, расправить плечи, голову держать прямо – вдох. Повторить 5-6 раз.

Дыхательная гимнастика для восстановления носового и дифференциации ротового и носового дыхания

(материал д/с «Гусельки»)

Глубокий вдох –выдох через нос с произношением звука «м-м-м» (рот плотно закрыт).

Вдох через нос короткими толчками. (рот плотно закрыт).

Выдох поочерёдно через левую и правую ноздрю (другая плотно прижата пальцем, рот закрыт).

Полный вдох через рот под счёт 1:2:3:4. Нос зажать пальцами – задержка дыхания под счёт 5:6:7; под счёт 869:10 – выдох через нос. Полный вдох через рот.

Положить на ладонь лёгкую бумажку - дуть её, делая поочерёдно выдох левой или правой ноздрёй (рот плотно закрыт).

«Ныряльщики: разводим руки в стороны, делаем вдох ртом. Обхватываем себя руками и приседаем (опускаем под воду). Выдох ртом.

«Кто лучше надует игрушку? – вдох носом, медленный выдох через рот, в отверстие игрушки.

Дать понюхать цветок, духи, фрукты.

«Часики» - стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперёд (вдох) – назад (выдох) произносить: «Тик-так».

«Трубач» - сидя на стуле, кисти рук сжаты в кулаки и подняты вверх перед ртом. Медленный выдох с громким произношением звука «Ф-ф-ф».

«Лыжник» - стоя, ноги полусогнуты и расставлены на ширину ступни. Имитируем ходьбу на лыжах. Выдох через нос с произношением звука: «М-м-м».

«На турнике» - стоя, ноги вместе. Гимнастическая палка в обеих руках перед собой. Поднимаясь на носки, поднять палку вверх – вдох, опустить палку на лопатки – длительный выдох с произношением звука: «Ф-ф-ф».

«Ёжик» - сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выдох на звуке: «Ф-ф-ф». Выпрямить ноги – вдох.

«Гребля на лодке» - сидя, ноги врозь. Вдох – живот втянуть (руки вперёд), выдох – живот выпятить (руки в стороны).

***

«Журавли» - основная стойка. Медленная ходьба. На вдох руки поднять в стороны, на выдох – опустить руки вниз с длительным произношением звука: «У-у-у».

«Пилка дров» - дети становятся друг против друга парами. Берутся за руки и имитируют пилку дров. Руки на себя – вдох, руки от себя – выдох.

«Дровосек» - ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх – вдох, опустить вниз – выдох с произношением слова: «Ух-ух-ух».

«Вырастем большими» - ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх – вдох, опустить вниз – медленный выдох с произношением слова: «Ух-ух-ух».

«Гуси гогочут» - сидя, кисти рук прижаты к плечам. Быстрый вдох, затем медленно наклонить туловище вниз, отвести локти назад – длительный выдох с произнесением слова: «Га-а-а». Голову держать прямо. Вернуться в исходное положение – вдох.

«Маятник» - ноги на ширине плеч, палка за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны. При наклоне – выдох с произнесением слова: «Ту-у-ук». Выпрямляясь – вдох.

«Заканчиваем гимнастику» - встать, ноги на ширине плеч. Подняться на носки, руки вверх – вдох. Встать на полную ступню, наклониться вперёд, руки вниз – выдох.

Дыхательные упражнения для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста

«Вырастем большими»

На счёт «раз, два» подняться на носки, руки в стороны, вверх, ладонями вовнутрь, потянуться – глубокий вдох через нос; на счёт «три, четыре» - руки вниз, сгибая ноги в коленях, наклониться вперёд – усиленный выдох через рот. Повторить в медленном темпе 5-6 раз.

« Дровосек»

И.п. – широкая стойка, ноги врозь, кисти рук в замок. «Раз» - поднять руки вверх, прогибаясь в пояснице – глубокий вдох через нос. «Два» - наклоняясь вперёд, руки опустить резко между ног (имитация рубки дров) – усиленный выдох через рот. «Три» - и.п. Повторить 7-8 раз в медленном темпе.

«Гуси шипят»

Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки на пояс. «Раз, два, три, четыре» - наклониться вперёд и, вытягивая шею, произнести на удлинённом выдохе: «Ш-ш-ш». Повторить 4-5 раз в медленном темпе.

Косарь

Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях и подняты вперёд, пальцы сжаты в кулак. Поворачиваясь направо и налево, имитируя движения косаря, делать размашистые движения руками и произносить: «Ж-у-х! Ж-у-х!» Повторить 7-8 раз в среднем темпе.

Пилим дрова

Упражнение выполняется парами.

Встать лицом друг к другу, ноги врозь, левая нога вперёд, взяться за руки. Наклонившись вперёд и поочерёдно сгибая руки в локтях, имитировать движениями рук пилку дров, при этом произносить: «Ж-ж-ж».

Паровоз

Ходьба на месте или по комнате с попеременным движением согнутых в локте руках и имитацией звука отходящего или останавливающегося поезда: «Ч-у-х! Ч-у-х!»

Надуй шар

Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемый шар. На счёт «раз, два» - сделать глубокий вдох через рот. На счёт «три, четыре» - усиленный выдох через рот, имитируя движениями рук увеличивающийся шар.

Спускай воздух

Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемую накачанную воздухом резиновую камеру. На счёт «раз, два» сделать глубокий вдох через нос; «три, четыре» - продолжительный и медленный выдох через рот. Имитирующий задувание свечи.


Дыхательная гимнастика для носа позволяет улучшить кровоснабжение всех внутренних органов и обогатить кровь кислородом. Выполнять упражнения для детей нужно регулярно, делать это необходимо в форме игры или конкурсов. Не стоит заставлять ребенка выполнять те или иные действия, поскольку под влиянием стрессовых факторов увеличивается риск снижения функции . Далее на странице можно ознакомиться с рядом упражнений, которые помогут справиться с заложенностью носа, а также научат малышей правильно дышаться и управлять этим процессом.

Дыхательная гимнастика для дыхания носом для детей

Дыхательная гимнастика для дыхания носом должна начинаться с восстановления спокойствия и равновесия. Дыхательная гимнастика для носа для детей может проводится в утренние или послеобеденные часы.

1. Исходное положение - стоя. Рот закрыт. Одну ноздрю плотно закрыть пальцем, дышать поочередно по 4 - 5 раз через каждую ноздрю.

2. Дышать только через нос. Встать, ноги на ширине плеч. Руки поднять вперед и вверх ладонями внутрь - вдох, опустить руки вниз - выдох. Выполнять медленно по 5 раз.

3. Стоя, вдыхать через одну ноздрю, а выдыхать через другую, по 5 - 6 раз через каждую.

4. Стоя, ноги вместе, нос зажат пальцами. Не спеша, громко считать до 10 (рот закрыт), затем сделать глубокий вдох и полный выдох через нос, 5 - 6 раз.

5. Вдох через нос, рот закрыт. На удлиненном выдохе произносить: «М-м-м» медленно, до 8 раз.

6. При ходьбе дышать только через нос. Постепенно удлинять фазу выдоха: на счет 1 - 2 - вдох, на 3 - 4 - 5 - 6 - выдох, на счет 1-2 - вдох, на 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - выдох (2 - 3 минуты).

Дыхательные упражнения носом для дыхания через нос

Дыхательные упражнения носом позволяют контролировать процесс насыщения крови кислородом. Большинство движений сопровождается удлиненным выдохом - это рефлекторно вызывает углубленный вдох. Звуки произносятся только при удлиненном выдохе. Дыхательные упражнения через нос для правильного дыхания стоит выполнять вместе с малышами.

Комплекс № 1

1. «Поиграй на трубе». Исходное положение ребенка - стоя, ноги вместе, руки согнуть перед собой, как бы держа трубу. Делать мелкие движения пальцами, подражая нажиманию на клавиши, и приговаривать: «Ту! Ту! Ту!» Выполнять в течение 15 - 20 секунд.

2. «Косарь». Исходное положение ребенка - стоя, ноги врозь, слегка согнутые руки поднять вперед, пальцы сжать в кулаки. Поворачиваться направо и налево, подражая движениям косаря, делать широкие, размашистые движения руками и произносить: «Ж-у-х! Ж-у-х! Ж-у-х!» Повторить в среднем темпе 5 - 8 раз.

3. «Часики». Исходное положение ребенка - стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить: «Тик-так! Тик-так! Тик-так!» Повторить в среднем темпе 10- 12 раз.

4. «Дровосек». Исходное положение ребенка - стоя, широко расставив ноги, руки поднять вверх и сцепить пальцы над головой. Быстро наклоняться вперед, опуская руки между ногами, изображая колку дров, с выдохом произнося: «Б-а-а-х-х! Б-а-а-х-х!» Повторить 5 - 8 раз.

5. «Лови комара». Исходное положение ребенка - стоя. Ноги врозь, руки опустить. Делать хлопки в ладоши перед собой на уровне груди, лица, над головой, произнося: «Ж-ж-ж-ж! Ж-ж-ж-ж!» Повторить 4 - 5 раз.

6. «Помаши крыльями, как петух». Исходное положение ребенка - стоя, ноги врозь, руки опустить. Поднимать руки в стороны, а затем хлопать ими по бедрам, выдыхая: «Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!» Повторить 5 - 6 раз.

7. «Паровоз». Ходить по комнате, делая попеременные движения согнутыми руками и приговаривая: «Ч-у-х! Ч-у-х! Ч-у-х!» Повторять в течение 20 - 30 секунд.

8. «Погреемся». Исходное положение ребенка - стоя, поставить ноги врозь на ширину плеч, руки опустить. Обхватить правой рукой левое плечо, затем левой рукой - правое плечо, развести руки в стороны, снова обхватить руками плечи, затем руки опустить; обхватывая плечи, произносить: «Б-р! Б-р! Б-р!» Повторить в среднем темпе 4 - 6 раз.

9. «Вертушка». Исходное положение ребенка - стоя, расставив ноги шире плеч, руки опустить. Поворачиваться направо и налево, свободно размахивая руками, приговаривая: «Х-р-р-р! Х-р-р-р!» Повторить в среднем темпе 5 - 7 раз.

10. «Маятник». Исходное положение ребенка - сидя на полу, скрестив ноги, руки поставить на пояс. Раскачивать туловище вправо и влево, повторяя: «Т-а-к! Т-а-к!» Повторить в среднем темпе 8 - 10раз.

Комплекс N° 2

1. «Качалка». Исходное положение ребенка - сидя на полу, скрестив ноги, руки положить на колени. Раскачивать туловище вперед и назад, произнося на выдохе: «Ф-р-о-о-х-х! Ф-р-о-о-х-х!» Повторить в среднем темпе 6 - 8 раз.

2. «Елочка растет». Исходное положение ребенка - стоя, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть и выпрямиться, поднимая руки вверх - шире плеч. Приседая, произносить: «Страх-х-х! Страх-х-х!» Повторить в среднем темпе 2 - 3 раза.

3. «Зайчик». Исходное положение ребенка - стоя, слегка расставив ноги, руки опустить. Приседать, сгибая руки к плечам, ладонями вперед, как зайчик, становящийся на задние лапки. Произносить на выдохе: «ф-ф-р! ф-ф-р! Ф-ф-р!» Повторить медленно 5-7 раз.

4. Наклоны к мячу. Исходное положение ребенка - сидя на полу, ноги врозь, в руках держать мяч. Наклониться вперед, положить мяч между ступнями, выпрямиться. Наклониться, взять мяч, произнося: «У-х-х-х! У-х-х-х!» Повторить в медленном темпе 4 -6 раз.

5. «Как гуси шипят». Исходное положение ребенка - стоя, ноги врозь, ступни параллельно, держа палку на сгибе рук. Наклониться вперед, смотря перед собой и вытягивая шею, произнести: «Ш-ш-ш-ш! Ш-ш-ш-ш!» Повторить 3 - 4 раза в среднем темпе.

6. «Прижми колени». Исходное положение ребенка - сидя, ноги вытянуть, палку опустить. Притянуть ноги к себе, прижать колени палкой к груди, произнося: «У-у-р-р! У-у-р-р!» Выпрямить ноги, руки опустить. Повторить медленно 5 - 7 раз.

7. «Гребцы». Исходное положение ребенка - сидя, ноги врозь, палку держать у груди. Наклониться вперед, коснуться палкой носков ног, произнести: «Г-у-у-у! Г-у-у-у!», выпрямиться, палку притянуть к груди. Повторить медленно 3 - 5 раз.

8. Скрещивание флажков внизу. Исходное положение ребенка - стоя, ноги врозь, руки с флажками отвести в стороны. Опускать прямые руки вниз, скрещивая их перед собой со звуком: «Т-а-а-к! Т-а-а-к!», и поднимать их в стороны. Повторить в среднем темпе 4 -6 раз.

9. «Достань пол». Исходное положение ребенка - стоя, ноги врозь, руки с флажками поднять вперед. Наклониться вперед и достать флажками пол со звуком: «Б-а-а-к! Б-а-а-к!» Повторить медленно 2 - 4 раза.

10. «Постучи флажками». Исходное положение ребенка - стоя, ноги врозь, руки с флажками опустить. Низко присесть и несколько раз постучать палочками флажков о пол, приговаривая: «Т-у-у-к! Т-у-у-к!» Повторить в среднем темпе 2 - 3 раза.

Дыхательная гимнастика при заложенности носа

Предлагаемая далее дыхательная гимнастика при заложенности носа позволит эффективно сузить мелкие капилляры и освободить носовые ходы для прохождения воздушных масс.

1. «Погрейся». Исходное положение ребенка - стоя, ноги врозь, в стороны. Быстро скрещивать руки перед грудью, хлопать ладонями по плечам, произнося: «У-х-х-х-х! У-х-х-х-х!» Разводить руки в стороны назад. Повторить 8 - 10 раз.

2. «Мельница». Исходное положение ребенка - стоя, ноги врозь, руки поднять вверх кистями наружу. Делать круговые движения прямыми руками, скрещивая их перед собой и произнося: «Ж-р-р-р! Ж-р-р-р!» Повторить в среднем темпе 4 -6

3. «Конькобежец». Исходное положение ребенка - стоя, ноги врозь, руки заложить за спину. Сгибать то правую, то левую ногу, и угоняя туловище с полуоборотом в стороны и подражая движениям конькобежца, произнося: «К-р-р-р! К-р-р-р!» Повторить в среднем темпе 5 - 8 раз.

4. «Присядь комочком». Исходное положение ребенка - стоя, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть пониже на всей ступне и, сильно наклоняясь вперед, обхватить руками голени, голову опустить, произнося: «Х-р-р-р! Х-р-р-р!» Повторить медленно 3 - 5 раз.

5. «Лягушки прыгают». Исходное положение ребенка - стоя, ноги вместе, руки на талии. Вдохнуть, после чего сделать прыжок двумя ногами вперед с одновременным выдохом, произнося: «К-в-а-а-к! К-в-а-а-к!» Повторить 6 - 8 раз.

6. «Заблудился». Исходное положение ребенка - стоя, ноги вместе, сложить рупором. Вдохнуть и на выдохе громко произнести: «А-у-у-у! А-у-у-у!» Повторить 8-10 раз.

7. «Гуси летят». Медленно ходить по комнате. На вдох руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произношением длительного: «Г-у-у-у-у-у-у! Г-у-у-у-у-у-у!» Покорить 8 - 10 раз.

8. «Насос». Исходное положение ребенка - стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдохнуть, затем наклонить туловище в сторожу выдох, рука скользит вниз по ноге, другая поднимается вверх до подмышечной впадины, при этом громко произносить: «С-с-с-с-с! С-с-с-с-с!» Выпрямиться - вдох; наклониться в другую сторону - выдох, тоже произнося: «С-с-с! С-с-с!» Повторить 6 - 8 раз.

9. «Аист». Исходное положение ребенка - стоя, ноги вместе. Развести руки в стороны, одну ногу приподнять и согнуть - выдох, протяжно произнося: «Ш-ш-ш-ш! Ш-ш-ш-ш!»; медленно опустить руки и ногу - вдох. Повторить 4 - 5 раз.

10. «Вырасти большим». Исходное положение ребенка - стоя, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки - вдох; опустить руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох, произнося: «У-х-х-х! У-х-х-х!» Повторить 4 - 5 раз.

Статья прочитана 5 735 раз(a).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!