Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Профилактика зацепинга среди несовершеннолетних. Экстремальные увлечения молодежи. Зацепинг При растяжение связок

  • 3. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности - определяет экономические затраты
  • 4. Важнейшая неэпидемическая заболеваемость - дает сведения о распространенности социально обусловленных заболеваний.
  • 18.Организация лечебно-профилактической помощи населению. Первичная медико-санитарная помощь (пмсп). Структура первичной медико-санитарной помощи. Задачи и принципы оказания пмсп.
  • 1. Оказание квалифицированной специализированной помощи населению в поликлинике и на дому.
  • 1. Кабинет доврачебного приема.
  • 4. Больные, обращающиеся за документами (справки, выписки).
  • 1. Больничные учреждения 92% коечного фонда.
  • 1978 Г. - I конференция по пмсп воз и детского фонда оон (Алма-Аты).
  • 1. Территориальная – расстояние до медицинского учреждения, средства транспорта, время проезда должны быть приемлемы для населения
  • 20. Многопрофильный и специализированный стационар: структура и организация работы.
  • 1. Машиной скорой помощи (при несчастных случаях, травмах, острых заболеваниях и обострении хронических заболеваний)
  • 1. Встать сбоку от ростомера и поднять планку от исходного уровня (находится на расстоянии - 100 см от пло-щадки) до уровня выше предполагаемого роста больного.
  • 3. Опустить планку ростомера на темя больного и определить по шкале количество сантиметров от исходного уровня до планки.
  • 4. Записать данные измерения в температурный лист.
  • 1. Открыть затвор и отрегулировать весы винтом: уровень коромысла весов, на котором все гири находятся в положении «0» и должны совпадать с контрольной отметкой.
  • 1. Приложить к телу ленту больного так, чтобы сзади она проходила под нижними углами лопаток, а спереди на уровне 4 ребра (у мужчин под сосками)
  • 2. Отметить количество сантиметров.
  • 3. Записать данные измерения в температурный лист.
  • 1. Наклонить кресло-каталку вперёд, наступить на подставку для ног.
  • 21.Служба скорой и неотложной помощи населению, её организация. Понятие о само- и взаимопомощи. Распечатка.
  • 1. Оказание в максимально короткие сроки после получения вызова скорой и неотложной медицинской помощи заболевшим и пострадавшим, находящимся вне лпу и во время их транспортировки в стационары.
  • 2. Перевозка больных, нуждающихся в экстренной помощи, пострадавших, рожениц, недоношенных детей вместе с их матерями по заявкам врачей и администрации лпу.
  • 1. Экстренной медпомощи:
  • 1) Журнал или карточка записи вызова скорой медицинской помощи
  • 1. Оказание в максимально короткие сроки после получения вызова скорой и неотложной медицинской помощи заболевшим и пострадавшим, находящимся вне лпу и во время их транспортировки в стационары.
  • 2. Перевозка больных, нуждающихся в экстренной помощи, пострадавших, рожениц, недоношенных детей вместе с их матерями по заявкам врачей и администрации лпу.
  • 1. Экстренной медпомощи:
  • 1) Журнал или карточка записи вызова скорой медицинской помощи
  • 23.Организация лекарственного обеспечения населения. Особенности лекарственного обеспечения стационарных и амбулаторных больных. Аптечное учреждение: структура и функции.
  • 24. Порядок медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение.
  • 1. Все болезни системы крови в острой стадии и стадии обострения.
  • 1. Определение и оценка состояния здоровья каждого человека.
  • 27. Показатели качеcтва диспансерного наблюдения
  • 38. Оценка состояния здоровья. Группы здоровья.
  • I. Медико-демографические показатели.
  • II. Показатели заболеваемости и распространенности болезней (болезненности).
  • III. Показатели инвалидности и инвалидизации.
  • IV. Показатели физического развития населения.
  • 29.Врождённые аномалии. Классификация врождённых аномалий. Профилактика и выявление наследственных болезней и врождённых пороков развития.
  • 30.Медико-генетическое консультирование. Показания к медико-генетическому консультированию. Его цели и методы.
  • 1. Установление точного диагноза наследственной патологии.
  • 2. Пренатальная (дородовая) диагностика врожденных и наследственных заболеваний различными методами:
  • 3. Определение типа наследования заболевания.
  • 4. Оценка величины риска рождения больного ребенка и оказание помощи в принятии решения.
  • 5. Пропаганда медико-генетических знаний среди врачей и населения.
  • 31.Медико-социальная экспертиза ограничений жизнедеятельности, её цели.
  • 32. Суть понятия «трудоспособность». Утрата профессиональной трудоспособности. Виды нетрудоспособности.
  • 33.Нетрудоспособность. Причины временной нетредоспособности. Экспертиза трудоспособности.
  • 34.Мрэк – как государственное учреждение здравоохранения. Виды мрэк. Структура мрэк. Функции мрэк.
  • 1. Высшие (областные, Минская центральная городская мрэк)
  • 2. Первичные (городские, районные, межрайонные мрэк):
  • 35. Медико-социальная экспертиза. Нормативно-правовые основы медико-социальной экспертизы.
  • 2) Нетрудоспособностьделится на:
  • 1. Полной- невозможность продолжения профессионального труда, в связи с чем больной освобождается от обязанностей трудиться и общество берет на себя заботу о его материальном обеспечении.
  • 2. Частичной (ограничение трудоспособности) - невозможность выполнения своей профессиональной работы, при этом больной без ущерба для здоровья способен выполнять другую, более легкую работу.
  • 36. Мрэк общего профиля и специализированного профиля, их состав и функции.
  • 37. Категория лиц «часто- и длительно болеющие», их характеристика. Значение трудоустройства для часто- и длительно болеющих лиц.
  • 38. Характеристика лиц «часто- и длительно болеющие», медико-социальные мероприятия в работе с часто- и длительно болеющими лицами.37.
  • 1. Грудное выкармливание, в дальнейшем - индивидуальная диета.
  • 39. Определение понятий «инвалид» и «инвалидность». Структура инвалидности.
  • 42. « Трудовое увечье» как причина инвалидности, её характеристика.
  • 1) Непосредственно в процессе труда;
  • 2) Не в непосредственном процессе труда, но в связи с трудо­вой деятельностью на данном предприятии или в учреждении;
  • 3) Вне связи с трудовой деятельностью на данном предприятии или в учреждении, но условно приравнивается в силу действующего законодательства к увечью, связанному с работой112.
  • 43. «Профессиональное заболевание» как причина инвалидности, её характеристика. Распечатка.
  • 44.«Инвалидность в связи исполнением обязанностей военной службы», её характеристика.
  • 45. Дополнительные причины инвалидности, установленные в рб., их характеристика.
  • 46. «Инвалидность с детства» как причина инвалидности, её характеристика. Основания для признания ребёнка инвалидом.
  • 47.Медико-социальная реабилитация. Понятие, сущность и содержание медико-социальной реабилитации.
  • 48.Основные виды реабилитации инвалидов. Виды реабилитационных мероприятий. Структура социально-реабилитационного процесса.
  • 49. Медицинская реабилитация инвалидов, её задачи и методы.
  • 50. Социальная, социально-средовая реабилитация инвалидов. Мероприятия по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов в Республике Беларусь.
  • 1. Социально – бытовая реабилитация;
  • 1.Социально – средовая ориентация – осуществляется ориентация больного в окружающей среде (устанавливаются взаимоотношения с людьми, знакомство с территорией, на которую вышел наш клиент).
  • 3.Социально – средовая адаптация – это процесс и результат приспособления субъекта к объектам жизнедеятельности и овладение навыками самостоятельного жизнеобеспечения.
  • 51. Профессиональная (трудовая) реабилитация инвалидов. Профессиональная ориентация инвалидов, её задачи. Рациональное трудоустройство инвалидов. Формы организации труда инвалидов.
  • 1. Региональное отделение занятости населения 2. Центры профподготовки и переподготовки службы занятости 3. Учреждения и предприятия Министерства образования 4. Предприятия общественных организаций
  • 1. Учебное заведение 2. Рабочее место 1. Обычные условия 2. Специально организованные условия
  • 52. Психологическая (социально-психологическая) реабилитация инвалидов, её цели и методы проведения.
  • 1. Возможно, раннее начало реабилитационных мероприятий, которые должны органически вливаться в лечебные мероприятия и дополнять их.
  • 2. Реабилитация инвалидов методом социально-психологического тренинга
  • III этап. Подведение итогов игры, когда происходит анализ и обобщение социальных умений и навыков, которые приобрели участники.
  • 3. Фото-терапия в тренинговой работе
  • 1) Формирование зож у населения.
  • 56. Социально-опасные заболевания. Болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (вич/спид), ранняя диагностика. Медико-социальный подход к вопросам профилактики и реабилитации.
  • 57. Социально-опасные заболевания. Туберкулёз, его социальная природа. Медико-социальный подход к вопросам профилактики и реабилитации.
  • 1. Санитарная профилактика.
  • 2. Специфическая профилактика.
  • 58. Травматизм как медико-социальная проблема. Виды травматизма. Медико-социальный анализ травматизма. Организация медико-социальной помощи при травмах. Профилактика травматизма.
  • 60. Инфекции, передаваемые половым путём, пути заражения, клиника. Медико-социальная профилактика.
  • 2. Пути передачи
  • 2.1 Половой путь передачи зппп
  • 2.2 Контактно-бытовой путь передачи зппп
  • 2.3 Внутриутробный путь передачи зппп
  • 64. Вопросы нравственности специалиста в области социальной работы. Чувство профессионального долга. Этические, психологические, профессиональные качества в работе с клиентами (пациентами).

    Конспект.

    Этика (греч. ethika, от ethos -- обычай) -- философская на-ука, объектом изучения которой является мораль, ее развитие, нормы и роль в обществе. Этика является одной из наиболее древних теоретических дисциплин, возникших как часть фи-лософии. Как отрасль философии, этика призвана на теоретическом уровне решать вопросы морали и нравственности, возникаю-щие перед человеком в его повседневной деятельности. По-скольку теоретическое знание имеет самое непосредственное отношение к практике, оно определенным образом обосновы-вает практическую деятельность человека.

    Социальная работа, как особый вид профессиональной дея-тельности, обладает специфической, только ей присущей со-вокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе становления принципов и норм поведения специалистов.

    Объектом изучения профессиональной этики социальной рабо-ты является профессиональная мораль специалистов, а пред-метом -- возникающие в процессе работы этические отноше-ния, этическое сознание и этические действия социальных ра-ботников.

    Целью этики социальной работы является обеспечение и под-держание социально одобряемых содержания и сущности про-фессиональной деятельности, а задачей -- нормативная регла-ментация отношений, поведения и действий отдельных пред-ставителей профессиональной группы и их объединений, фор-мирование соответствующего этического сознания специалис-тов социальной сферы.

    Социальная работа, как и любая де-ятельность, характеризуется определенными структурными элементами, которые могут быть оценены с позиций морали и нравственности. Социальный работник действует в ценностно-ориентированном мире, где каждое действие, цель, мотив, сред-ство достижения цели или даже намерение может получить оценку с точки зрения соответствия его моральным нормам, т. е. представлениям общества или микросоциума о добре и зле.

    Цели. Высшей целью и мерилом нравственности, деятель-ности может быть только благо клиента и общества. Цель, которую ставит перед собой соци-альный работник, приступая к действиям, в общем виде мо-жет быть выражена формулой: «способствовать решению про-блем и улучшению условий жизнедеятельности клиента».

    Мотивация. Действия социального работника включают в себя специфически нравственные мотивы его профессиональ-ной деятельности: стремление делать добро, оказывать помощь нуждающимся, подчиненность чувству долга -- человеческого и профессионального, потребность в достижении определенных идеалов, реализация ценностных ориентации. Для социального работника в силу его профессиональных обязанностей главным содержанием его профессии и значимым конечным результа-том является достижение блага клиента, решение его проблем.

    Легитимизация. Под легитимизацией понимается то пра-вовое обоснование, на которое социальный работник (группа специалистов) или социальная служба официально опирается в основах своей деятельности. В первую очередь это, как пра-вило, законы Российской Федерации, касающиеся социаль-ной работы, должностная инструкция для отдельного работ-ника и Положение о подразделении социальной защиты или о социальной службе -- вся нормативно-правовая база, рег-ламентирующая деятельность учреждения, органов социаль-ной защиты и их работников.

    Средства. Вопрос о соотношении цели и средств ее достиже-ния является одним из ключевых вопросов этики. Для достижения поставленных целей социальный работник использует все доступные ему легальные средства -- от материальных до духовных. При выборе средств необходимо руководствоваться этическими принципами, главный из которых -- «не навреди». Социальный работник должен предвидеть, к каким последстви-ям может привести не только достижение поставленной им цели, но и применение избранных им средств достижения цели -- «использование деструктивных средств приводит к трансфор-мации и самой цели». Несмотря на то что цель, поставленная социальным работником, может быть высокоморальной, несо-ответствие ей средств, их аморальность может зачеркнуть все результаты деятельности.

    Действия. Решение социального работника приступить к действиям должно базироваться на понимании и знании того, какую пользу эти действия принесут клиенту и обществу. Действия должны осуществляться на основе уважения к кли-енту и к лицам из его социального окружения, заботы об их достоинстве и подлинном благополучии. Этика требует, чтобы специалист всегда информи-ровал своего клиента обо всех этапах предпринимаемых им дей-ствий и разъяснял их сущность, рассказывал обо всех суще-ственных моментах, которые могут повлиять на достижение цели, а также на желание клиента достигнуть данной конкрет-ной цели.

    Конечный результат. Результат -- это естественный ожи-даемый продукт деятельности. Приступая к работе, социальный работник уже на этапе целеполагания представляет, что имен-но он хочет и может получить по завершении работы. Однако, как правило, реальный конечный результат отличается от ре-зультата планируемого, т. е. от поставленной цели, поскольку цель -- это идеальный вариант ожидаемого результата. Насколь-ко отличается реальное от идеального -- зависит и от объектив-ных, и от субъективных причин. В любом случае социальный работник должен принять меры к тому, чтобы максимально нейтрализовать негативное действие субъективного фактора, т. е. мобилизовать себя и клиента, привлечь все необходимые ресурсы общества для выполнения поставленной задачи. Он так-же должен хорошо знать о возможных объективных препят-ствиях на пути к достижению цели и своевременно, в ходе раз-работки плана деятельности, предусмотреть варианты действий при их возникновении.

    К экстремальному поведению относятся поездки снаружи метро, электричек и поездов, неформальные передвижения по высотным точкам зданий, исследование искусственных подземных сооружений в познавательных либо развлекательных целях и другие.

    Перечисленные формы опасны и требуют особого внимания со стороны как исследователей, так и практиков (педагогов, психологов, сотрудников социальных и образовательных учреждений) и родителей

    Экстремальные формы поведения подростков: зацепинг, трейнсерфинг.

    Подростковый возраст требует романтики и героизма и еще он требует моральных правил, на которые мог бы ориентироваться, которые мог бы выполнять и против которых мог бы бунтовать. И на этом фоне активно и целенаправленно действуют различные группировки. Все они предлагают то, в чем нуждаются подростки: какую-то идею, которая кажется ему высшей, внутригрупповую мораль, которая берет на себя функции нравственного закона, организацию, принадлежность к которой в этом возрасте удовлетворяет базальную потребность в защите значительно выше, чем какая-нибудь случайная группа, возможность внутри группы реализовать потребность в интимно-личностном общении и стремление к длительным эмоциональным контактам (иметь друзей), возможность к самореализации и самоутверждению путем выполнения значимых для группы действий, наличием жесткой иерархии, позволяющей члену группы чувствовать себя защищенным и свободным от ответственности за себя и свои поступки.

    Итак, одной из базовых потребностей подросткового возраста является стремление группироваться со сверстниками для общения и совместной деятельности. Удовлетворяя ее, подростки объединяются в неформальные группы, принадлежность к которым - практически обязательный элемент процесса социализации в этом возрасте. Именно входя в ту или иную группу сверстников, подросток имеет возможность осваивать модели межличностного общения, «примерять» на себя разнообразные социальные роли.

    Для подросткового возраста также характерна так называемая реакция эмансипации. Коротко этот феномен можно охарактеризовать как мощное стремление к автономности, отдалению от семьи и взрослых, к избавлению от опеки. Подобную свободу или ее иллюзию дает улица .

    На первом плане среди референтно значимых людей всегда оказываются сверстники, друзья, подруги, а родители часто занимают самое последнее место, даже после учителей. Эта обычная возрастная тенденция перерастает в серьезную проблему для тех детей, которые не имеют нормальных семейных отношений и заботливых родителей.

    Поэтому практически все безнадзорные дети и подростки входят в состав асоциальных и антисоциальных групп. Это связано в первую очередь с тем, что для подростка «группы риска» неформальная среда общения очень часто является единственной сферой социализации. Нередко, имея сложные взаимоотношения в семье, не посещая учебное и какое-либо досуговое учреждение, подросток вынужден примыкать к тому или иному объединению, автоматически принимая систему его норм и ценностей, которая не всегда оказывается социально положительной.

    Кроме этого, среди причин, способствующих участию подростков в неформальных группах, прежде всего, необходимо отметить неблагополучие в семейных отношениях, плохую организацию досуга, разочарование в идеалах взрослых, социальную несправедливость. Также причины участия подростков в неформальных молодежных объединениях кроются в низкой успеваемости и отчужденности от классного коллектива, в потребности в эмоциональной разрядке, в недостатке внимания к подросткам в семьях, в безнадзорности, вызывающей чувство одиночества и беззащитности.

    . Современный экстремальный досуг несовершеннолетних.

    Одной из главных характеристик подросткового возраста является вхождение в социальную жизнь,

    Подросток начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь. Этот процесс нередко проявляется в форме девиантного (экстремального ) поведения.

    Экстремальное поведение подростков имеет ряд причин:

    • занятость родителей и неумение наладить контакты со своими детьми, организовать совместную деятельность;
    • слабая организация сети клубов, кружков, спортивных секций, отсутствие заботы о вовлечении и закреплении в них подростков;
    • неэффективность досуговой системы;
    • бесконтрольное развитие референтных групп: зацеперов, руферов, диггеров и т.д., которые объединяются в сообщества, используя Интернет, и пополняют свои ряды несовершеннолетними экстремалами. В основном эти группы формируются из несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (Рубцова, 2013).

    Экстремальное поведение поведение подростка может иметь формы зацепинга или трейнсерфинга.

    Зацепинг, или трейнсерфинг (от англ. Train surfing), - езда на крыше транспортных составов (электрички, метро, автобуса), между или под вагонами. Зацепинг - это социально опасное явление, схожее с мелким хулиганством, одно из проявлений девиантного поведения молодежи. В современных условиях зацепинг влияет на процесс социализации, формирование «Образа Я» достаточно большого числа молодежи.

    Зацепинг - это молодежное увлечение со своими традициями, негласными правилами этики, языком общения.

    Многочисленные группы трейнсёрферов общаются в Интернете, создают сообщества (ВКонтакте несколько десятков групп зацеперов по различным направлениям следования поездов российской железной дороги; там же обсуждают модели поездов, время и место сбора зацеперов, участники предупреждают друг друга о дежурящих на станциях полицейских или антизацеперах, а также делятся видео своих удачных «зацепов»; здесь же выкладывают видео и фото несчастных случаев с циничными комментариями о том, что гибнут только «непрофессионалы», происходит «естественный отбор»).

    Сами молодые люди, согласно опросам и мнениям на форуме, рассматривают зацепинг как возможность доказать окружающим, что они могут сделать больше, чем простые люди (пройти путь героя), найти новые ощущения в одном из экстремальных видов спорта (называя его «экстримом для бедных»).

    По их мнению зацепинг обеспечивает:

    • получение удовольствия от скорости и процесса езды;
    • расширенный обзор окружающей местности;
    • возможность проехать с относительным комфортом при переполненности вагона;
    • возможность сэкономить на оплате проезда;
    • возможность осуществлять посадку и высадку на ходу поезда при движении с небольшой скоростью, что позволяет успеть на отправляющийся поезд или покинуть его до полной остановки;
    • возможность осуществлять проезд на поезде, не осуществляющем перевозку пассажиров (на товарном, почтовом или служебном поезде, на одиночном локомотиве, на пассажирском поезде, совершающем служебный рейс и т. д.);
    • повышение общей мобильности при перемещении по поезду (то есть возможность попасть в вагон с внешней стороны тогда, когда в него сложно попасть через двери, например, из-за сильной переполненности поезда, наличия закрытых дверей в межвагонных переходах и т. д.) и возможность проникнуть в вагон или из него нестандартными способами (через окно, межвагонную резину и т.д.);
    • по мнению ряда трейнсёрферов, навык проезда снаружи поездов способствует развитию общей физической и ментальной подготовки и может сыграть роль при спасении в экстренной ситуации.

    Стремление подростков самовыражаться в процессе жизнедеятельности любым, в том числе необычным способом, а также тяга к риску и адреналину - это нормально для подросткового возраста.
    «Зацеперы» - это молодые люди, которым хотелось бы реализовать свою тягу к риску, но по разным причинам у них нет возможности заниматься экстремальными видами спорта, поэтому они выбирают доступные для них способы: кто-то лезет без страховки на самую высокую башню Нью-Йорка или Останкинскую башню, а кто-то прыгает с вагона на вагон движущегося поезда. Психиатр-криминалист Михаил Виноградов отмечает: «Подростки учатся в основном на американских фильмах, где крутым считается тот, кто рискует жизнью. В таком возрасте не хватает положительных эмоций, нужен адреналин. Экстремалы получают удовольствие при превышении порога, им нужно возбуждение, и ради кайфа готовы рискнуть жизнью».
    Логика поведения зацеперов, руферов и им подобных очень напоминает логику наркоманов, которые утверждают, что «умирают от наркотиков лишь дураки», а они умные, и ни в коем случае не погибнут. Зацеперы, руферы - это люди, которые как правило не получают должного признания в семье, учебе, в коллективе сверстников и в результате уходят на сторону саморазрушения.

    В России выраженный рост «зацеперства» произошел летом 2010 года. В это время сформировалось организованное движения трейнсёрферов (зацеперов), приверженцы которого создали сайты в сети Интернет, для обмена информации о трейнсёрфинге (зацепинге) и его пропаганде. В дальнейшем организованными группами зацеперов была проведена пропаганда проезда на крыше и снаружи поездов большими группами. Произошедший в связи с этим рост связанных с зацепингом несчастных случаев и рост публикаций в печати и на телевидении привели к широкой известности данного явления и к тому, что в России оно приняло массовый характер. Только в Москве и Московской области, по оценкам экспертов, число зацеперов составляет до 20 тысяч человек. А статистика гибели зацеперов с каждым годом возрастатет.

    Особую тревогу вызывает рост числа травмирования несовершеннолетних и малолетних. В 2012 году только в Москве и Московской области пострадали 69 несовершеннолетних, 41 человек из них погиб. 2013 год отметился ростом детского травматизма: только в январе-феврале зарегистрировано уже 10 подобных случаев, семь детей и подростков погибли. Для сравнения: за январь-февраль 2012 года было зарегистрировано четыре подобных факта. В 2015 году почти каждый второй, а в 2016 году каждый третий травмированный на железной дороге в Центральном федеральном округе подросток - это упавший с подвижного состава в результате зацепинга.

    Опасное увлечение ежегодно приводит к гибели на железных дорогах страны десятков несовершеннолетних (в Центральной России за 2015 год погибли 16 несовершеннолетних, в 2016-м - 9).

    То есть цифры говорят сами за себя. Ежедневно в Центральной России на железной дороге гибнет три-четыре человека, ещё два-три получают травмы, в основном - тяжёлые. И практически каждую неделю гибнет несовершеннолетний.

    Наиболее частыми причинами несчастных случаев являются:

    • потеря равновесия и падение с поезда во время движения. Как правило это происходит в результате проезда в нетрезвом состоянии или плохом самочувствии с последующим отпусканием рук, пренебрежения правилом трёх опор при проезде и перемещении по поезду, проезда в неудобном и неустойчивом положении, использования ненадёжных конструкций в качестве точки опоры или для держания, проделывания трюков во время движения, проезда на поезде при отсутствии позволяющих держаться руками конструкций, обрыва конструкций поезда из-за подпила, ржавчины или усталости металла, а также соскальзывания с поезда в результате обледенения поручней и корпуса вагона или от резкого рывка вагона или сильного ветра при нахождении трейнсёрфера на скользкой неровной поверхности и отсутствии возможности закрепления и удержания на вагоне;
    • поражение электрическим током при проезде на электрифицированных линиях или при попытке запрыгнуть на крышу поезда с моста в результате прикосновения или слишком близкого приближения к контактной сети, токоприемнику, тормозным резистором и токоведущим высоковольтным шинам на крыше электроподвижного состава, а также получение тепловых ожогов при прикосновении к нагретым тормозным резисторам;
    • столкновение с препятствиями по ходу движения (например, платформами, светофорными столбами, мостами, порталами тоннелей) при проезде за габаритом подвижного состава сбоку или на крыше;
    • падение на рельсовый путь под колёса в результате неудачного запрыгивания или схода на ходу на боковую подножку, спереди или между вагонами. Например, несчастные случаи такого рода нередко происходят при запрыгивании на ходу на подножки товарных вагонов. Падение и травмирование тела в результате запрыгивания на поезд или спрыгивания с поезда на большой скорости на ходу.

    Таким образом, самое опасное развлечение на железной дороге - это зацепинг!

    Родителям необходимо:

    • вести беседы со своими детьми о реальных опасностях и последствиях экстремальных увлечений в целом и зацепинге в частности;
    • обучать детей правилам безопасности на железной дороге;
    • предлагать своим детям «здоровую альтернативу»: включать их в спортивные, общественные мероприятия и т.д.;
    • обеспечивать организацию досуга своих детей, в котором будет делаться акцент на интерактивные занятия и игротренинги.

    Что нельзя делать?

    По отношению к подростку использование только запрещающих мер воздействия бесполезно! Так как специфика возраста приведет к внутреннему протесту и возрастанию еще большего интереса к экстремальным формам

    поведения.

    Вывод один - всегда искать альтернативу.

    Тезаурус

    Бекрайдинг - зацепинг с задней стороны хвостового вагона. Самая распространённая и безопасная разновидность. Перед самым стартом зацепер залезает либо запрыгивает сзади на сцепку, фару, буфер или на подножку (вариантов куча), и держится за выступы и ручки.

    Битвинвагонрайдинг - езда между вагонами поезда, развитие бэксайд зацепинга. Также на сленге трейнсёрферов межвагонье именуется как «МВ», «битвин», «промежка».

    Бортвагонрайдинг - проезд снаружи электрички (с боку).

    Зацеперы - любители езды на крыше поезда.

    Руфрайдинг - проезд на крыше поезда.

    Трейнсёрфинг (от английского train surfing - наружная езда) - способ передвижения, проезд на автосцепных устройствах, на крыше или на межвагонных буферах пассажирских поездов.

    Фронтрайдинг - проезд на автосцепке находящейся спереди поезда.

    Фрустрация (от лат. frnstratio - обман, тщетное ожидание, расстройство, неудача) - психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствия достижению цели. Проявляется в ощущениях гнетущего напряжения, тревоги, отчаяния, гнева, чувстве безысходности и др. Одной из защитных реакций при фрустрации является агрессивность ребенка.

    Зачастую причиной описанных состояний являются унижения и оскорбления со стороны родителей, учителей. Фрустрация - это и психическое состояние нарастающего внутреннего напряжения, возникает при наличии реальных или мнимых препятствий на пути к достижению цели, удовлетворению потребности, желания. Состояние Ф. может сопровождаться разочарованием, тревожностью, чувством безысходности и отчаяния, агрессией и другими отрицательными переживаниями.

    И сегодня далеко не каждый родитель готов ежемесячно выложить кругленькую сумму просто для того, чтобы его чадо избавилось от лишнего адреналина.

    Между тем естественные подростковые желания эпатировать, померяться силами и характерами никуда не делись и требуют выхода.

    Мы попытались разобраться, что движет трейсерами, джамперами, руферами, планкерами и зацеперами и можно ли направить их энергию в мирное русло.

    ПАРКУР: ТРЕНИРОВАТЬСЯ МОЖНО БЕСПЛАТНО

    Подростки, которые перескакивают через препятствия словно кузнечики, да еще делают при этом какие-то немыслимые трюки, именуют себя паркурщиками. Сегодня множество таких роликов можно без труда найти в Интернете, хотя последствия таких съемок могут быть самыми печальными.

    Сразу хочу сказать, что такие трюки ничего общего с паркуром не имеют - это так называемая уличная акробатика, - пояснил "Комсомолке" президент Федерации паркура Украины Александр Чернобровкин. - Паркур - это искусство эффективного (а не эффектного!) перемещения по городу, первоначально предназначался для тренировок военных и спасателей. Наши трейсеры постоянно проводят тренировки, и за все время не произошло ни единого несчастного случая. За четыре года существования федерации было зафиксировано два перелома, да и то из-за несоблюдения техники безопасности.

    Что касается ребят, снимающих рисковые видеоролики, то, по словам Александра, их можно условно разделить на две категории.

    1. Профессионалы, которые занимаются не один год и выполняют все трюки не один раз.

    2. Подростки, которые ничего не умеют, но возомнили себя профессионалами.

    Этих ребят из второй категории можно сравнить с маленьким мальчиком, который посмотрел фильм про мушкетеров, вышел на улицу, взял палку и принялся махать ею направо и налево, - говорит Александр. - Вот как этот мальчик с палкой не имеет никакого отношения к фехтованию, так безрассудные подростковые трюки не имеют ни малейшего отношения к паркуру.

    Наш собеседник уверяет, что паркур не калечит человека, а совершенно наоборот: развивает все данные, которые в нем изначально заложены. Не отличаясь ни атлетическим телосложением, ни высоким ростом, профессиональные трейсеры прыгают выше и передвигаются быстрее многих спортсменов. А научиться этому не так уж сложно: при условии первоначальной физической подготовки за два месяца можно достичь вполне приличного уровня.

    Практически в каждом городе Украины есть сообщества трейсеров, которые можно найти, например, через соцсети, - говорит Александр. - Поэтому не стоит рисковать жизнью, самостоятельно пытаясь освоить ненужные трюки. Лучше приходите на тренировки, которые, кстати, многие трейсеры проводят бесплатно.

    РУФЕРЫ: ОПАСНО И НЕЛЕГАЛЬНО


    Фото: photo.getup.com.ua

    В Украину руферство (от английского roof - "крыша") пришло в 2004-м. Руферы исследуют всевозможные доступные и недоступные крыши зданий в поисках новых незабываемых эмоций и впечатлений.

    Руферство - это опасно и нелегально. Основные препятствия для начинающих - закрытые выходы, наличие охраны и милиция. Однако настоящий профи может "взять" практически любой объект.

    Законы физики одинаковы для всех, поэтому только строгое соблюдение правил техники безопасности дает возможность продолжительно заниматься этим опасным увлечением. Этому нигде не учат. К лазанью по высоткам близкая специальность промышленный альпинизм, но большинство руферов - энтузиасты, - делятся опытом столичные руферы и резюмируют: - Руферством могут заниматься абсолютно все, но некоторые - только один раз.

    ДЖАМПИНГ: ПОСТАРАЙТЕСЬ НЕ ПРЫГНУТЬ В ВЕЧНОСТЬ

    Фото: jumping.com.ua

    Новички путают банжи-джампинг и роуп-джампинг, а между тем разница между ними принципиальная. Банджи - это прыжок вниз головой с привязанным к ногам специальным резиновым тросом. При таком прыжке резинка растягивается и охотника за адреналином подбрасывает вверх-вниз.

    При роуп-джампинге прыгун использует альпинистскую систему страховки (беседку и грудную обвязку), прыгает с двумя веревками (основная прыжковая и страховочная), закрепленными у него на поясе. Отличительной особенностью роуп-джампинга является то, что прыжок оканчивается выходом на маятник, то есть джампер раскачивается из стороны в сторону.

    Эти новые эмоции и ощущение полета ни с чем не сравнить! - говорит Константин Гармаш, инструктор по роуп-джампингу, а с 11 марта еще и президент только что созданной Всеукраинской федерации роуп-джампинга в Украине. - Именно за этим к нам и приходят!

    Самое главное - правильно закрепить систему веревок и рассчитать их длину. Ошибки могут вполне стать шагом в вечность. Впрочем, Константин уверяет, что у них все серьезно и безопасно. За семь лет, в течение которых он работает инструктором, среди его клиентов не было ни одной травмы. И это притом что начинающие джамперы - в основном беспокойная молодежь в возрасте 18-30 лет (те, кто моложе 18 лет, к прыжкам не допускаются).

    Кстати, Константин опроверг два бытующих мифа. Во-первых, оказывается, острых ощущений в полете девушки ищут почти так же часто, как и парни. А во-вторых, эти самые ощущения не притупляются ни на 10-м, ни на 20-м прыжке. Прыгать страшно всегда как в первый раз.

    Те, кто профессионально занимаются экстремальным спортом, говорят, что самое главное - относиться к прыжкам очень ответственно, поскольку техника безопасности здесь - не пустые слова. И раз за разом предупреждают: не пытайтесь повторить это самостоятельно!

    ЛИЦОМ ВНИЗ - ЭТО ПЛАНКИНГ


    Фото: соц.сети

    Начинающие планкеры просто ложатся на скамейку в парке, а то и вовсе дома, например на шкаф. У продвинутых планкеров есть высокая цель - улечься и сфоткаться в каком-то необычном месте. В соцсетях масса фотографий на капотах автомобилей, в салонах самолетов, в метро, на перронах вокзалов или просто на рельсах.

    Несмотря на некую примитивность, у планкинга, оказывается, есть много видов: социальный (это когда люди дурачатся, чтобы познакомиться с новыми людьми), фигурный (выкладывают своими телами фигуры и надписи), фитнес-планкинг (планкер использует одну-две точки опоры), голый планкинг (ну тут все понятно) и т. д.

    Открытая группа ВКонтакте Ukrainian planking game насчитывает 446 человек, а группа "Украинский планкинг" - менее 200. Так что ребята остро нуждаются в новых членах.

    "Если все активные увлечения вами уже освоены, самое время лечь лицом вниз. Планкинг не требует особых умений, зато здорово поднимает настроение", - вот так на страничках соцсетей планкеры привлекают последователей.

    Казалось бы, из всего вышеописанного следует, что планкинг - самое безопасное и безобидное увлечение, но, оказывается, и здесь есть свои жертвы. Так, в австралийском Брисбене 20-летний парень свалился с балкона седьмого этажа и разбился насмерть. Его планкинг на перилах оказался неудачным…

    ЗАЦЕПЕРЫ: ПО РЕЛЬСАМ В АД


    Фото: соц.сети

    Им нравится кататься на поездах - именно "на", с внешней стороны. Это называется зацепинг.

    Столичные зацеперы облюбовали для своих "развлечений" не только трамваи, но и городскую электричку. Подростков не пугают ни строгие предупреждения, ни составленные на них протоколы, ни даже смертные случаи.

    В январе "Комсомолка" писала о том, что на железнодорожной станции Киев-Днепровский 15-летнего мальчика, который залез на крышу поезда, убило током. Железнодорожники пояснили, что напряжение в сети на столичной железной дороге составляет 27 тысяч вольт, и для того чтобы получить удар, достаточно приблизиться к проводам на 20-30 сантиметров.

    Да что там наземный транспорт, когда даже метро зацеперы посещают чуть ли не каждый день. Осмотреть тотально каждый поезд невозможно, и подростки вовсю этим пользуются.

    Как рассказал "КП" начальник службы движения Киевского метрополитена Сергей Ткачук, только за прошлый год сотрудники линейного управления милиции в метрополитене составили 19 административных протоколов по статье ст. 173 (мелкое хулиганство). Но это - капля в море, большинство нарушителей убегают.

    Кстати, если хулиганы являются несовершеннолетними, админпротоколы составляют на их родителей за невыполнение ими обязанностей по воспитанию детей. Но, конечно, мамам и папам в первую очередь стоит опасаться совсем другого.

    Кататься в метро, цепляясь за вагоны или забираясь на их крыши, опасно не только потому, что можно упасть и травмироваться, - поясняет Сергей Ткачук. - Напряжение на контактном рельсе составляет 825 вольт, поэтому поражение электричеством будет смертельным. В ноябре 2008 года произошел и вовсе кошмарный случай - во время движения поезда между станциями "Оболонь" и "Петровка" был смертельно травмирован молодой человек, который пытался проехать на крыше вагона. Зазор между крышей и верхним сводом тоннеля оказался слишком мал для того, чтобы там поместился человек.

    КОМПЕТЕНТНО

    "На риск ребенка толкают неблагополучие и темперамент"

    Почему в подростковой среде возникают опасные увлечения и можно ли этого избежать? Об этом мы побеседовали с психологом Викторией ЕГОРОВОЙ.

    - Что толкает подростков на такие рискованные увлечения - скука, безделье, желание покрасоваться перед приятелями?

    Дети находят себе оригинальные занятия, которые постепенно вытесняют из их жизни остальные ценности, в том случае, если в обыденной жизни их что-то не устраивает. Это может быть недостаток внимания в семье, конфликты в коллективе, неуспеваемость в школе - в общем, все то, что принято называть неблагополучием. Современным занятым родителям часто недосуг разбираться в том, что, собственно, "не так" с их детьми. Так что любые нетривиальные занятия можно рассматривать как призыв к вниманию со стороны близких. Ребенок громко о себе заявляет, чтобы "заслужить" любовь и уважение.

    - Может ли ребенок рисковать собой в знак протеста - например, если устал от родительских нравоучений или постоянного воспитания?

    В знак протеста дети уходят из дома в самом широком смысле - на улицу, в Интернет, в алкоголь и наркотики, замуж. Но все же в экстрим - очень редко. Такое средство манипуляции - "ты меня воспитываешь - так вот тебе, поволнуйся, как я собой рискую!" - слишком энерго- и эмоционально затратное занятие, чтобы служить исключительно манипуляции. Хотя в единичных случаях такое, конечно, возможно.

    - Насколько большое значение здесь может иметь жажда славы? Ведь профессиональный спорт - это годы ежедневных тренировок, а для опасного трюка хватит нескольких секунд храбрости. Зато в награду - восхищение окружающих и даже, если повезет, слава в Интернете.

    Желания проявить себя, показать другим свои возможности, выделиться вполне отражают ситуацию в современном обществе. Глобализация и масштабное объединение людей и ресурсов приводят к тому, что ценность конкретного человека нивелируется.

    Кроме того, такие экстремальные занятия примиряют противоположности: с одной стороны, дети и подростки объединяются с себе подобными, а с другой - выделяются из общей массы, стараясь проявить себя как можно ярче.

    - Можно ли говорить о том, что у некоторых людей риск заложен "в крови"?

    Некоторым людям просто необходим адреналин, выделением которого и сопровождаются подобные занятия. Также свою роль играет и определенный темперамент. Например, очень трудно представить себе экстремалом меланхолика или флегматика. Сангвиник увлечется экстримом исключительно в хорошей компании и ненадолго. Так что большинство экстремалов по определению холерики.

    - И что же следует предпринять родителям холериков? Как направить этот адреналин в мирное русло?

    Если ребенок проявляет склонность к экстриму, это часто становится заметным уже в 5-6 лет. В таком случае было бы разумно уже с детства подыскать ему занятие, где он смог бы реализовывать свои способности с минимальным риском. А став взрослее, привносил бы в жизнь своих близких азарт и захватывающий дух восторг. Ведь на самом деле если заниматься экстримом с умом, глупо не рисковать и не превращать его в зависимость, то ничего плохого в этом нет.

    Если же вы видите, что увлечение вашего ребенка начинает преобладать над остальной его жизнью, а чувство самосохранения и здравый смысл при этом теряются, переключайте его на другую деятельность. Попробуйте чередовать занятия экстримом с не менее интересными делами, причем желательно в вашей компании. А вообще, любите своих детей, будьте к ним внимательны и помните, что, как говорил известный польский педагог Януш Корчак, "ребенок - это праздник, который пока с тобой".

    Подросток без увлечений, равно, что ребенок без игрушек. В подростковом возрасте, скорее, должно настораживать отсутствие увлечений. Нередко одно увлечение сменяется другим, и это тоже нормально. Подросток сам выбирает себе занятие, как некий плацдарм для дальнейшего высвобождения от опеки родителей. Другое дело, что не всегда эти увлечения полезны, безопасны и следуют потребностям души.

    Одной из главных характеристик подросткового возраста является вхождение в общественную жизнь, появление новых обязанностей, активное стремление к самореализации, успехам в конкретном виде деятельности. У подростка происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование его личности, в результате чего его интересы меняются. Занятость родителей и неумение налаживать контакты со своими детьми, организовывать совместный досуг в дальнейшем приводит к большим проблемам в семье и за ее пределами.

    Все самые опасные увлечения подростков вызываются несколькими факторами. Это одиночество от непонимания взрослых, недовольство собой, желание скорее приобщиться к взрослой жизни и стремление к острым ощущениям.

    Одиночество заставляет подростков сколачиваться в группы по интересам и увлечениям. Вроде, ничего плохого в этом нет. Но вот, какие это увлечения?

    Виды современного экстремального досуга несовершеннолетних.

    Зацепинг (трейнсерфинг) - относительно новое экстремальное увлечение несовершеннолетних, пришедшее с Запада, которое сегодня превратилось в серьезную проблему для железной дороги.

    «Зацеперы» цепляются снаружи за выступающие части поездов (различные поручни, лестницы, подножки и другие конструктивные элементы вагона или локомотива), устраиваются на сцепках между вагонами или даже забираются на крышу, и, таким образом, проезжают несколько станций. В год на железных дорогах страны гибнет несколько сотен подростков.

    В результате мониторинга социальных сетей в интернете, можно отметить, что зацепинг обычно рассматривается практикующими его пассажирами либо как экстремальное развлечение, либо как свободный способ езды при поездке на поезде куда-либо, обладающий, по их мнению, рядом преимуществ по сравнению с ездой в вагоне:

    Получение удовольствия от скорости и процесса езды;

    Расширенный обзор окружающей местности;

    Возможность проехать с относительным комфортом при переполненности вагона;

    Возможность сэкономить на оплате проезда;

    Возможность осуществлять посадку и высадку на ходу поезда при движении с небольшой скоростью, что позволяет успеть на отправляющийся поезд или покинуть его до полной остановки;

    Возможность осуществлять проезд на поезде, не осуществляющем перевозку пассажиров (на товарном, почтовом или служебном поезде, одиночном локомотиве, пассажирском поезде, совершающем служебный рейс и т.д.).

    Нарушителю грозит лишь небольшой штраф - всего сто рублей. Многие воспринимают это как плату за экстремальный способ проезда.

    Руфинг (от англ. roof - крыша, крышелаз) - передвижение по высотным точкам зданий. Несовершеннолетние становятся руферами по разным причинам: интерес к панораме верхнего обзора, возможность отдохнуть от суеты, чувство свободы и прочее, этот вид экстрима руферы считают самым романтичным.

    Бейскламберы (от англ. clamber - карабкаться, цепляться, взбираться, трудный подъем) поднимаются на вышки без страховки, при том, чем выше они забираются, тем больше получают адреналина.

    Не меньшая опасность угрожает бейсджамперам (от англ. jump - прыгать). Они прыгают с высоты со специальным парашютом.

    Среди столичных подростков популярен паркур. Его фанаты используют такие основные факторы, как сила и ее правильное приложение. Используя свое тело, по их мнению, надо уметь как можно быстрей оказаться в определенном месте. При этом они руководствуются принципом «нет границ, есть лишь препятствия, которые можно преодолеть».

    Чтобы заниматься паркуром (паркур — это преодоление любых появляющихся на пути препятствий), человек должен здраво оценивать свои возможности и быть в прекрасной физической форме. Подростку, попавшему под впечатление от какого-нибудь хитового кино про паркур, можно, для начала, посоветовать попробовать заниматься единоборствами, легкой атлетикой, скалолазанием, спортивной гимнастикой и аэробикой. Это даст ему необходимые навыки для совершения трюков. А родителей может успокоить тот факт, что в спортивных секциях опытные тренеры немало времени уделяют тому, чтобы научить своих подопечных действовать безопасно.

    Новое увлечение подростков - «Любители собачьего кайфа» . Правоохранительные органы Московской области бьют тревогу по поводу роста популярности среди школьников игр на удушение. Получаемые ощущения при этом сравнимы с употреблением наркотиков. Однако увлечение такими играми нередко приводит к гибели детей.

    Диггерство (от англ. digger - копатель) - исследование искусственных подземных сооружений в познавательных либо развлекательных целях. Очень часто диггерство сопряжено с разного рода опасностями, поэтому оно считается увлечением в основном мужской части несовершеннолетних, однако девушки тоже нередкие гости подземелий. Диггеров интересуют практически все подземные сооружения - бомбоубежища (как заброшенные, так и функционирующие), подвалы, подземные реки и коммуникации, старые шахты, тоннели метро и метрострой. Особый интерес диггеры проявляют к старинным сооружениям и их устройству, хотя проникновение на такие закрытые объекты преследуется по закону.

    Среди столичной молодежи насчитывается множество поклонников индустриального туризма, так называемых сталкеров (от англ. stalker - упорный исследователь, охотник, ловчий) . Это любители подвергать себя огромному риску в различных подземельях, заброшенных бомбоубежищах и других опасных местах.

    Акрострит . Акростит, включающий в себя стойки на руках на возвышенностях, прыжки с большой высоты, сальто через препятствия, — очень опасное увлечение. Подростка, впечатлившегося выступлением уличного акробата и пожелавшего «сделать также», нужно предупредить, что перед выполнением упражнений на улице, акростритеры проводят много времени в тренировочных залах и на спортплощадках.

    Новички путают банжи-джампинг и роуп-джампинг, а между тем разница между ними принципиальная. Банджи - это прыжок вниз головой с привязанным к ногам специальным резиновым тросом. При таком прыжке резинка растягивается и охотника за адреналином подбрасывает вверх-вниз.

    При роуп-джампинге прыгун использует альпинистскую систему страховки (беседку и грудную обвязку), прыгает с двумя веревками (основная прыжковая и страховочная), закрепленными у него на поясе. Отличительной особенностью роуп-джампинга является то, что прыжок оканчивается выходом на маятник, то есть джампер раскачивается из стороны в сторону.

    Планкеры фотографируются в позе доски, лежа на животе лицом вниз и вытянув руки по швам.

    Начинающие планкеры просто ложатся на скамейку в парке, а то и вовсе дома, например на шкаф. У продвинутых планкеров есть высокая цель - улечься и сфоткаться в каком-то необычном месте. В соцсетях масса фотографий на капотах автомобилей, в салонах самолетов, в метро, на перронах вокзалов или просто на рельсах.

    Несмотря на некую примитивность, у планкинга, оказывается, есть много видов: социальный (это когда люди дурачатся, чтобы познакомиться с новыми людьми), фигурный (выкладывают своими телами фигуры и надписи), фитнес-планкинг (планкер использует одну-две точки опоры), голый планкинг (ну тут все понятно).

    В этом году в России стало популярным новое экстремальное увлечение молодежи - за пределами жизни и смерти, ради всплеска адреналина, они взбираются на самые высокие крыши - свое необычное хобби они называют «скайуокинг» («хождение по небу»). «Скайуокеры» выискивают самые высокие точки в городе и забираются туда только для того, чтобы сделать «крутые» фотографии. На снимках можно увидеть как они балансируют перед объективом, а на самом деле висят на высоте сотен метров от земли, где малейшая ошибка может стоить им жизни.

    Как избежать опасных увлечений подростков?

    Как сделать так, чтобы подросток обошел стороной эти опасные увлечения? Ответ один: устранить причины, их вызывающие. Постараться понять подростка, вселить в него уверенность в собственных силах и сделать так, чтобы он никогда не чувствовал себя одиноким.

    Методические рекомендации по профилактике зацепинга среди несовершеннолетних отражают современные представления о таких экстремальных развлечениях несовершеннолетних как зацепинг, трейнсерфинг. В них рассматриваются проблемы личностного становления несовершеннолетних группы риска и возможные пути их решения.

    Зацепинг, или трейнсерфинг (от англ. Train surfing), - езда на крыше транспортных составов (электрички, метро, автобуса), между или под вагонами.

    Зацепинг - это социально опасное явление, схожее с мелким хулиганством, одно из проявлений девиантного поведения молодежи.

    В современных условиях зацепинг влияет на процесс социализации, формирование «Образа Я» достаточно большого числа молодежи.

    Зацепинг - это молодежное увлечение со своими традициями, негласными

    правилами этики, языком общения. В России выраженный рост «зацеперства» произошел летом 2010 года.

    В это время сформировалось организованное движения трейнсёрферов (зацеперов),

    приверженцы которого создали сайты в сети Интернет, для обмена информации о трейнсёрфинге (зацепинге) и его пропаганде. В дальнейшем организованными группами зацеперов была проведена пропаганда проезда на крыше и снаружи поездов большими группами. Произошедший в связи с этим рост связанных с зацепингом несчастных случаев и рост публикаций в печати и на телевидении привели к широкой известности данного явления и к тому, что в России оно приняло массовый характер. Только в Москве и Московской области, по оценкам экспертов, число зацеперов составляет до 20 тысяч человек.

    А статистика гибели зацеперов с каждым годом возрастатет. Особую тревогу вызывает рост числа травмирования несовершеннолетних и малолетних. В 2012 году только в Москве и Московской области пострадали 69 несовершеннолетних, 41 человек из них погиб. 2013 год отметился ростом детского травматизма: только в январе-феврале зарегистрировано уже 10 подобных случаев, семь детей и подростков погибли. Для сравнения: за январь-февраль 2012 года было зарегистрировано четыре подобных факта. В 2015 году почти каждый второй, а в 2016 году каждый третий травмированный на железной дороге в Центральном федеральном округе подросток - это упавший с подвижного состава в результате зацепинга. Опасное увлечение ежегодно приводит к гибели на железных дорогах страны десятков несовершеннолетних (в Центральной России за 2015 год погибли

    16 несовершеннолетних, в 2016-м - 9).

    На основе вышеприведенного анализа особенностей социальных групп подростков с девиантной ориентацией выводится важный методологический принцип.

    Во-первых, подростки, склонные к девиантному поведению, обладают личностными и индивидуальными особенностями, которые детерминируют проявление девиаций в их поведении и группирование в объединения подростков со схожими особенностями.

    Во-вторых, группы удовлетворяют потребности подростков, склонных к девиантному поведению, в общении, проведении свободного времени,m самоутверждении. Далее, в силу повышенного конформизма группы подростков с девиантной ориентацией становятся более жестко структурированы и закрыты для окружения, что приводит к замыканию подростков, склонных к девиантному поведению, в рамках антисоциальной среды.

    И наконец, нахождение в девиантной среде ведет к деформации личности подростка, которая проявляется в еще большем разрыве межличностных связей с позитивным окружением, а также к развитию ориентации личности на девиантное поведение.

    Одной из главных характеристик подросткового возраста является вхождение в социальную жизнь, появление новых обязанностей, активное стремление к самореализации, к успехам в конкретном виде деятельности. У подростка происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование его личности, в результате чего его интересы меняются. Подростки становятся более дифференцированными и стойкими.

    Поведенческие и характерологические особенности подростков:

    Направление своей активности и энергии на благо (в ущерб) себе или окружающим;

    Низкая (завышенная) самооценка, размытость границ личности, трудности в осознании и проявлении своих чувств, искаженность ценностных ориентаций и нравственных понятий.

    Экстремальное поведение подростков имеет ряд причин:

    - занятость родителей и неумение наладить контакты со своими детьми,организовать совместную деятельность;

    - слабая организация сети клубов, кружков, спортивных секций, отсутствие заботы о вовлечении и закреплении в них подростков;

    - неэффективность досуговой системы;

    - бесконтрольное развитие референтных групп: зацеперов, руферов, диггеров и т.д., которые объединяются в сообщества, используя Интернет, и пополняют свои ряды несовершеннолетними экстремалами. В основном эти группы формируются из несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

    Сами молодые люди, согласно опросам и мнениям на форуме, рассматривают зацепинг как возможность доказать окружающим, что они могут сделать больше, чем простые люди (пройти путь героя), найти новые ощущения в одном из экстремальных видов спорта (называя его «экстримом для бедных»).

    По их мнению зацепинг обеспечивает:

    Получение удовольствия от скорости и процесса езды;

    Расширенный обзор окружающей местности;

    Возможность проехать с относительным комфортом при переполненности вагона;

    Возможность сэкономить на оплате проезда;

    Возможность осуществлять посадку и высадку на ходу поезда при движении с небольшой скоростью, что позволяет успеть на отправляющийся поезд или покинуть его до полной остановки;

    Возможность осуществлять проезд на поезде, не осуществляющем перевозку пассажиров (на товарном, почтовом или служебном поезде, на одиночном локомотиве, на пассажирском поезде, совершающем служебный рейс и т. д.);

    Повышение общей мобильности при перемещении по поезду (то есть возможность попасть в вагон с внешней стороны тогда, когда в него сложно попасть через двери, например, из-за сильной переполненности поезда, наличия закрытых дверей в межвагонных переходах и т. д.) и возможность проникнуть в вагон или из него нестандартными способами (через окно, межвагонную резину и т.д.);

    По мнению ряда трейнсёрферов, навык проезда снаружи поездов способствует развитию общей физической и ментальной подготовки и может сыграть роль при спасении в экстренной ситуации.

    Стремление подростков самовыражаться в процессе жизнедеятельности любым, в том числе необычным способом, а также тяга к риску и адреналину - это нормально для подросткового возраста.

    Объяснение данному феномену можно найти в том, что «зацеперы» - это молодые люди, которым хотелось бы реализовать свою тягу к риску, но по разным причинам у них нет возможности заниматься экстремальными видами спорта, поэтому они выбирают доступные для них способы: кто-то лезет без страховки на самую высокую башню Нью-Йорка или Останкинскую башню, а кто-то прыгает с вагона на вагон движущегося поезда. Психиатр-криминалист Михаил Виноградов отмечает: «Подростки учатся в основном на американских фильмах, где крутым считается тот, кто рискует жизнью. В таком возрасте не хватает положительных эмоций, нужен адреналин. Экстремалы получают удовольствие при превышении порога, им нужно возбуждение, и ради кайфа готовы рискнуть жизнью».

    В профилактике экстремального поведения несовершеннолетних должны принимать участие как педагоги, так и родители подростков. Предотвратить развитие экстремального поведения в подростковой среде возможно с помощью превентивных мер воздействия, формируя правовое сознание несовершеннолетних.

    Педагогам необходимо:

    Проводить профилактические беседы с несовершеннолетними о последствиях зацепинга и о реальных опасностях экстремальных увлечений в целом;

    Осуществлять просвещение родителей (о возрастных особенностях подростков, молодежи, роли семьи и семейного воспитания, формах подросткового

    досуга);

    Использовать в процессе информационного просвещения подростков наглядные материалы (создание архива печатных, видео- и фото- материалов по профилактике детского травматизма на объектах транспорта, метро и т.д.);

    Осуществлять совместную профилактическую работу с сотрудниками МВД России на транспорте;

    Организовывать беседы, лекции, открытые уроки в школах и детских летних лагерях с показом фильмов по правилам нахождения граждан на железнодорожных путях;

    В образовательной деятельности использовать превентивные программы, имеющие ясные теоретические основания самого явления зацепинга, подкрепленные эмпирическими данными;

    Разрабатывать и реализовывать профилактические программы и проекты, способствующие формированию безопасного поведения;

    Разрабатывать и реализовывать профилактические программы и проекты, способствующие вовлечение несовершеннолетних в социально значимые проекты;

    Способствовать приобретению несовершеннолетними социального опыта профориентации, связанной с деятельностью железной дороги;

    Способствовать созданию волонтерских отрядов из участников неформальных

    объединений;

    Организовывать досуг несовершеннолетних, в котором будет делаться акцент на интерактивные занятия, квесты, игротренинги, семейные игры и т.д.

    Родителям необходимо:

    Вести беседы со своими детьми о реальных опасностях и последствиях экстремальных увлечений в целом и зацепинге в частности;

    Обучать детей правилам безопасности на железной дороге;

    Предлагать своим детям «здоровую альтернативу»: включать их в спортивные, общественные мероприятия и тд.;

    Обеспечивать организацию досуга своих детей, в котором будет делаться акцент на интерактивные занятия и игротренинги.

    Что нельзя делать?

    По отношению к подростку использование только запрещающих мер воздействия бесполезно! Так как специфика возраста приведет к внутреннему протесту и возрастанию еще большего интереса к экстремальным формам поведения.

    Вывод один - всегда искать альтернативу.

    В целях активизации профилактической работы в данном направлении

    необходимо:

    Повысить уровень взаимодействия с общественными формированиями, занимающимися проблемами подростков, и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации в целях улучшения оперативной осведомленности о несовершеннолетних правонарушителях, относящих себя к неформальным группам «зацепинга»;

    Активизировать работу по организации целенаправленных профилактических мероприятий на наиболее криминогенных и травмоопасных участках обслуживания;

    Проводить совместные межведомственные оперативно-профилактические

    мероприятия, направленные на своевременное выявление и пресечение фактов

    зацепинга.

    Основные приемы работы:

    Выявление мест проведения досуга молодежи, находящихся рядом с железной дорогой, информирование о них сотрудников полиции; пресечение фактов нахождения несовершеннолетних на железнодорожных перегонах, так как хождение по железнодорожным путям является основной причиной травматизма (особенно если подростки в наушниках или в капюшоне);

    Своевременное пресечение зацепинга при попытке гражданина забраться на железнодорожный состав при подъезде (или при спрыгивании с состава) на перроне железнодорожной станции;

    При выявлении взрослых лиц, занимающихся зацепингом или вовлекающих несовершеннолетних в эти группы необходимо провести разъяснительную профилактическую работу, направленную на возникновение психологического фактора «вины» у взрослого лица за возможную смерть несовершеннолетнего и прекращение данного вида деятельности;

    Проведение разъяснительных работ в образовательных и социальных учреждениях, акций на улицах;

    При выявлении подростков, причисляющих себя к зацеперам в ходе беседы или тестирования необходимо провести профилактическую работу, направленную на формирование здоровой жизненной позиции и прекращение данного занятия;

    При выявлении подростка, занимающегося зацепингом в ходе совместного рейда с сотрудниками полиции и при привлечении данного подростка к административной ответственности необходимо провести с ним и его семьей психологическую и социальную работу, а также вовлечь данного подростка в общественно полезную жизнь по месту жительства и учебы.

    Одним из главных условий повышения эффективности профилактической работы

    является деятельность, в задачи которой входит формирование позитивных индивидуальных интересов личности подростка и позитивное эмоциональное развитие с учетом его потребностей.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!