Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Аутогенная тренировка шульца. V этап - самостоятельные занятия. Пациенты, повторяющие про себя словесные формулы гипнотизации, быстрее впадают в гипнотический сон. Через несколько сеансов им удается самостоятельно вызвать у себя дремотное состояние, анало

В1932 году немецкий психиатр Иоганн Шульц предложил авторский метод саморегуляции, который он назвал аутогенной тренировкой. В основу своего метода Шульц положил свои наблюдения над людьми, которые впадали в трансовые состояния.

Кое-что Шульц заимствовал у йогов, а также из работ Вогта, Куэ, Джекобсона. Шульц считал (а большинство «специалистов» и до сих пор считают), что все трансовые состояния сводятся к явлению, которое английский хирург Брэйд в 1843 году назвал гипнозом.

То есть Шульц считал, что в основе всего многообразия трансовых состояний лежат следующие факторы:

1) мышечная релаксация;

2) чувство психологического покоя и сонливости;

3) искусство внушения или самовнушения и 4) развитое воображение.

Поэтому Шульц создал свой метод, объединив рекомендации многих предшественников.

Метод Шульца со временем стал классическим, широко распространился по всему миру. В настоящее время существует около двухсот модификаций метода Шульца, но все они, все до одного, уступают той, которую предложил сам автор.

Приведем чуть подробнее методику аутогенной тренировки по Шульцу.

Врач объясняет пациенту в предварительной беседе физиологические основы метода и эффект, ожидаемый от выполнения того или иного упражнения. Разъясняется, что расслабление мышц будет пациентом субъективно ощущаться как чувство тяжести, а следующее за расслаблением мышц расширение сосудов приведет к возникновению чувства приятного тепла. Пациенту рекомендуется расслабить пояс и воротник и сесть или лечь в положение, удобное для сна, и закрыть глаза. Стараться не реагировать на какие-либо помехи, которые по мерю тренированности мешать не будут совсем. Положение тела должно исключать какое-либо мышечное напряжение.

Наиболее удобными для занятий Шульц считал одну из следующих поз:

1. Положение сидя. Занимающийся садится на стул в позе кучера – голова слегка опущена вперед, кисти и предплечья лежат свободно на поверхности бедер ладонями вниз.

2. Положение полусидя. Занимающийся сидит в удобном кресле, облокотившись и откинув голову назад – на мягкую спинку кресла.

Все тело расслаблено, ноги свободно расставлены или слегка вытянуты.

3. Положение лежа. Тренирующийся ложится удобно на спину. Голова на низкой подушке. Руки слегка согнуты в локтях и мягко лежат ладонями вниз вдоль туловища. Заняв удобную позу, тренирующийся начинает вызывать в себе аутогенный трансовый фон в следующей последовательности:

1. Вызывание ощущения тяжести. Тренирующийся мысленно повторяет несколько раз формулу «Моя правая рука очень тяжелая» (у левшей – левая). Добившись ощущения тяжести в правой руке, тренирующийся вызывает это ощущение в другой руке, затем в обеих руках одновременно, в обеих ногах, затем в обеих руках и ногах одновременно, затем во всем теле.

2. Вызывание ощущения тепла. Добившись четкого ощущения тяжести, повторяют несколько раз следующую формулу «Моя правая (левая) рука теплая». Далее ощущение тепла вызывается в той же последовательности, что и ощущение тяжести.

3. Овладение ритмом сердечной деятельности.

Мысленно повторяется несколько раз формула «Сердце бьется спокойно и ровно».

4. Овладение ритмом дыхания. Формула «Дышу совершенно спокойно».

5. Вызывание ощущения тепла в районе солнечного сплетения. Формула «Мое солнечное сплетение теплое, совсем теплое».

6. Вызывание прохлады в области лба. Формула «Мой лоб приятно прохладен».

Вся тренировка начинается и заканчивается формулой «Я совершенно спокоен». Эта формула постоянно произносится в каждом упражнении.

В конце сеанса, чтобы вывести себя из состояния покоя и мышечного расслабления, рекомендуется сделать резкие разгиботельные движения руками, сопровождая эти движения резким выдохом, и затем широко открыть глаза.

Каждое из шести упражнений осваивается до 2-х недель, по 3–4 раза в день, по 206 минут, с врачом и самостоятельно. Шульц старался индивидуальные занятия сочетать с групповыми, по 30–70 человек в группе, с Первые шесть упражнений Шульц называл низшей ступенью тренировки, а затем занимающийся осваивал высшую ступень.

1. Воспитание устойчивого внимания. Тренирующийся при закрытых глазах отводит глазные яблоки вверх и как бы смотрит в одну точку, расположенную чуть выше междубровья.

2. Развитие способности к визуализации представлений.

Тренирующийся вызывает на мысленном экране представление какого-либо однотонного цвета или конкретного образа какого-либо предмета. Длительность этого упражнения 30–60 минут, и рекомендуется его делать только после шести месяцев занятий аутогенной тренировкой.

3. Вызывание состояния интенсивного погружения.

Тренирующийся задается темой (например «счастье») и добивается грезоподобного состояния, когда на мысленном экране возникают (как во сне) зрительные образы, отражающие заданную тему.

4. Вызывание состояния глубокого погружения.

Тренирующийся учится вести внутренний диалог, раещепляя сознание на «Я» и «наблюдателя Я». В этом диалоге «наблюдатель» задается вопросом, а «Я» отвечает потоком мысленных картин (в аутотренинге это называется «ответ бессознательного»).

После Шульца многие ученые, не понимая роли воображения в саморегуляции (из-за отсутствия личного глубокого трансового опыта), не правильно усовершенствовали его метод, выбросив главное – постепенное достижение способности к визуализации, а резко сократив время занятий, осваивали только первую степень. Поэтому сокращенная аутогенная тренировка, будучи лишенной своего главного секрета – развитого воображения, стала малоэффективной и так и не нашла в мировой практике широкого применения ни в медицине, ни в спорте, ни на производстве. L Именно длительность обучения (не менее 8 месяцев) и малоэффективность аутогенной тренировки заставила нас в свое время (60–80 годы) искать и найти ошибку Шульца. Оказалось, надо вызывать не тяжесть и тепло, а легкость, невесомость и повышенную управляемость (через кодирование), то есть не тормозные режимы, а мобилизационно кодированные (СК), о чем мы в 1984 году написали в своей книге «Управляемый медитативный аутотренинг».

И хотя исследования русских ученых А.Г.Панова, Г.С.Беляева, В.С.Лобзина, И.А.Копыловой показали, что при освоении первой стадии аутогенной тренировки в коре головного мозга преобладают тормозные процессы, а при тренировках во второй стадии «ЭЭГ – процессы свидетельствуют о состоянии бодрствования с активной корковой деятельностью», ни русские, ни, тем более, иностранные ученые должных выводов не сделали, слишком велик был авторитет Шульца, трудно было предположить, что он грубо ошибся, что надо сделать все наоборот. А время освоения аутогенной тренировки, оказывается, может занимать пару минут.

История мировой науки в области саморегуляции еще раз показала, что в науке авторитетов не должно быть, могут быть лишь симпатии, так как любой крупный ученый должен уметь доказать все, что угодно, в том числе и совершенно обратное тому, что он только что доказал. Если этого нет, то нет и крупного ученого, так как большие истины всегда содержат в себе два абсолютно противоположных утверждения.

НАРКОТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ

Наиболее интересные исследования измененных состояний сознания, вызываемых приемом психоделических препаратов и применением дыхательных нефармакологических методов глубинной психотерапии выполнил американский исследователь Станислав Гроф. Признание среди специалистов получили его работы: «Области бессознательного» (1975), «Встреча человека со смертью» (1977), «ЛСД-терапия» (1980), «За пределами мозга» (1985), «Приключение самооткрытия: измерения сознания и новые перспективы психотерапии и внутреннего исследования» (1986), «Области бессознательного: данные исследований ЛСД» (1988) и др. По результатам своих почти 30-летних психоделических исследований Гроф попытался описать картографию трансперсонального сознания, соединив свои теоретические подходы с психоаналитической западной психологией и восточной вульгарной мистикой. 25 лет Гроф принимал лично наркотики, выполнив за это время свыше полутора тысяч наркосеансов. Гроф на личном примере смог описать измененные состояния сознания, которые возникают в результате приема наркотиков, что для науки бесценно. Главный вывод Грофа, психиатра, доктора медицины, что ЛСД может быть использован за рамками медицины – для самосовершенствования человека. Однако, учитывая негативную реакцию чиновников от медицины на ЛСД-терапию, Гроф изменил своим взглядам и стал искать иные, нефармакологические методы приведения сознания в особое измененное состояние, которое может служить «рабочим фоном» для воздействия на психику и физиологию человека. Со временем собственная психика Грофа стала «подводить» талантливого ученого, и он стал «путать» воображаемое с реальным. В результате его научные взгляды сильно трансформировались, он увлекся Пранаямой. Безграмотно вырвав из нее учащенное глубокое дыхание и объявив возникающий транс панацеей от всех болезней и главным условием духовной самореализации (нечто похожее на теорию и практику «метода Бутейко», который также вырвал из Пранаямы одно упражнение и объявил его панацеей и авторским методом оздоровления).

Свои методы оздоровления Гроф назвал «холотроп-ным дыханием», «ребефингом» и «трансперсональной психологией». Став руководителем созданной им Международной трансперсональной ассоциации, Гроф занялся околонаучной «деятельностью» по созданию методов «выхода в астральный мир», «реинкарнации», «духовной самореализации» и т. п. психоаналитического бреда, правда, без фрейдовской сексуальной озабоченности.

Тем не менее, Гроф все-таки был когда-то настоящим исследователем, и хотя он часто ошибался, но все равно необходимо об этом периоде его жизни кое-что рассказать. Это будет полезно знать не только моим ученикам, но и любому исследователю «феномена человека»: антропологам, изучающим туземные культуры и шаманские практики, обряды инициации и церемонии целительства; танатологам, исследующим смерть и предсмертные состояния и переживания; СК-терапевтам, психотерапевтам и психоаналитикам; ученым, занимающимся лабораторными исследованиями измененных состояний сознания и использующим для этих целей сенсорную изоляцию, эмоциональные перегрузки, биообратную связь, холофоническое звучание, специальные позы и дыхательные упражнения, различные психотехники устойчивой концентрации внимания и техники двигательного рассредоточения внимания, техники «кружения» и иных трансгенных движений; психиатрам-клиницистам, работающим с пациентами, переживающими измененные состояния сознания в острой форме; парапсихологам, экстрасенсам, гипнотизерам, физикам, юристам, тренерам к т. д.

Гроф считал, что древние духовные системы и первобытные мифы кажутся странными и бессмысленными только потому, что их научное содержание либо неизвестно, либо искажено антропологами и филологами, не владеющими простейшими физическими, медицинскими или астрономическими знаниями. Поэтому Гроф считал, что современной науке в ближайшем будущем придется построить новую концепцию реальности и «феномена человека», в которой будут учтены результаты мистических достижений древних цивилизаций и современные исследования сознания. При этом Гроф ссылался на исследования нейрохирурга Пенфилда и его книгу «Тайна сознания» (1976), в которой автор, подводя итог всей своей исследовательской деятельности, выразил глубокое сомнение в том, что сознание является продуктом мозга и его можно объяснить в терминах церебральной анатомии и физиологии.

Гроф не соглашался с современной научной парадигмой, обвиняя ее в механистичности и ньютон-картезианстве. Смоделированная по Ньютону и Декарту, но без концепции Бога, современная наука разработала картину Вселенной в виде комплекса механических систем из пассивной и инертной материи, развивающегося без участия созидательной разумности. От «большого взрыва» через изначальное расширение галактик до рождения солнечной системы и ранних геофизических процессов, создавших нашу планету, космическая эволюция управлялась исключительно слепыми механическими силами. С этим Гроф принципиально не соглашался, ты как по этой модели жизнь зародилась в первозданном океане случайно в результате беспорядочных, нецеленаправленных и хаотических химических реакций. Точно так же клеточная организация материи и эволюция к высшим формам жизни возникли механически, без участия разумного принципа, в результате случайных генетических мутаций и естественного отбора, обеспечивающего выживание более приспособленных, что в конце концов привело к разветвлению филогенетической системы иерархически организованных видов во все возрастающим уровнем сложности.

Затем, по дарвиновской генеалогии, когда-то, очень давно, произошло необъяснимое событие бессознательная материя стала осознавать себя и окружающий мир.

Гроф считал, что механизм этого необъяснимого события по трансформации мертвой материи в сознание находится в полном противоречии даже с наименее строгими научными рассуждениями. Правильность такой трансформации материи считается сама собой разумеющейся, а отсутствие прямых фактов и доказательств переадресовывается к будущим научным исследованиям. Гроф не согласен, что сознательность присуща только живым организмам и что она требует высокоразвитой центральной нервной системы и является эпифеноменом физиологических процессов в головном мозге. Гроф считал, что вероятность того, что человеческая разумность развилась из химического ила первобытного океана благодаря всего-навсего случайной последовательности механических процессов, равна вероятности того, что вихрь, пронесшийся над помойкой, случайно соберет «Воинг-747».

Гроф считал, что современная наука, насколько он с ней знаком, не может объяснить некоторые эксперименты с гипнозом, сенсорной изоляцией и перегрузкой, сознательным контролем внутренних состояний, биообратной связью и акупунктурой, различные восточные и шаманские практики и др. В этих рассуждениях Гро-фа, как и у всех западных психоаналитиков, наблюдается элементарная профессиональная безграмотность. Совершенно не зная работ Бехтерева, Ухтомского, Лу-рии, Кандыбы, Казначеева, Гуляева, Ромена, Инюшина, Меделяновского, Судзуки, Йогенды, Шульца, Ло-занова, Годика и др., Гроф самым бессовестным образом утверждает что-то насчет современной науки, с которой он, как мы видим, совершенно не знаком. А ведь мы упомянули только самых крупных ученых мира, кроме них есть тысячи добросовестных исследователей, работы которых «доктор медицины» должен знать, например, исследования Кирлиан, Охатрина и др.

Во многих рассуждениях Грофа отсутствует понимание работ собственных «учителей»: Фрейда, Юнга, Адлера, Фромма и др.

Уровень научного мышления Грофа, как только он пытается теоретизировать, показывает отсутствие строго экспериментального материала во всех случаях, кроме исследований с психоделическими препаратами.

Гроф считает, что данные психоделических исследований позволяют утверждать, что аналогичные измененные состояния сознания возникают в современных видах западной психотерапии и телесной терапии, не использующих психоделики: в юнгианском анализе, психосинтезе, неорайхионизме, гештальной практике, модифицированных формах первичной терапии, в управляемом воображении с использованием музыки, рольфинге, различных техниках «второго» рождения, техниках «возвращения к прошлой жизни», модернизированной сайентологии, холотропной терапии, пара-психологических исследованиях Раина, Мерфи, Эйзен-бада, Криппнера, Тарта, Грина, Хастингса, Тарга, Пат-хофа и др., а также в танатологии и ЛСД-терапии.

Гроф считает, что психоделики являются катализаторами ментальных процессов. Вместо того, чтобы вызывать типичное медикаментозное состояние, они активизируют предшествующие матрицы или потенциалы человеческого ума. Под действием этих препаратов человек переживает не «токсический психоз», по существу никак не связанный с функциями психики в нормальном состоянии, а фантастическое внутреннее путешествие в собственное бессознательное. Эти препараты раскрывают и делают доступным непосредственному восприятию широкий диапазон обычно скрытых явлений, относящихся к неотъемлемым способностям человеческого ума и играющим важную роль в нормальной психической деятельности.

Поскольку психоделической спектр охватывает весь диапазон человеческих переживаний, он включает и все упоминавшиеся ранее феномены не медикаментозных методов – церемоний туземцев, духовных практик, эмпирической психотерапии, лабораторных экспериментов, парапсихологических исследований, биологически экспериментальных и предсмертных состояний и др. В то же время усиливающие и катализирующие свойства психоделиков позволяют добиваться необычных состояний сознания экстраординарной интенсивности и ясности в контролируемых условиях и с высоким постоянством. Поэтому Гроф с 1954 года провел более 3000 ЛСД-сеансов и просмотрел отчеты о более 2000 сеансов, проведенных в США и Чехословакии.

За многие годы клинической работы с психоделиками с использованием психолитической и психоделической терапии на различных больных и здоровых людях у Грофа создалось впечатление, что многочисленные наблюдения в ходе психоделической терапии невозможно адекватно объяснить в терминах современной науки и в контексте существующих на Западе нейрофизиологических моделей мозга. Гроф считает, что «не осталось сомнений в том, что современное понимание Вселенной, природы, реальности и человека является поверхностным, неверным и неполным». Для доказательства своей правоты Гроф приводит краткое описание характеристик полученных им измененных неординарных состояний сознания.

В психоделических и иных сеансах необычных переживаний можно испытать драматические эпизоды самого разного рода, причем с живостью, реальностью и интенсивностью, сравнимыми с обычным восприятием материального мира или превосходящими его. Хотя зрительный аспект этих эпизодов стоит, пожалуй, на первом месте, надо сказать, что вполне реалистичные переживания могут быть и во всех других сенсорных областях. Иногда отдельные мощные звуки, голоса людей или животных, целые музыкальные последовательности, интенсивная физическая боль и другие соматические ощущения или отчетливые вкус и запах могут доминировать в переживании или играть в нем важную роль. Способность к формированию понятий может подвергаться при этом сильному воздействию, а интеллект может создавать интерпретации действительности, не свойственные данному человеку в обычных состояниях сознания. Кроме того, необычные состояния сознания сопровождаются мощными эмоциями в разных диапазонах.

У многих психоделических переживаний есть одно общее качество присущее и повседневной жизни с ее последовательными событиями, происходящими в трехмерном пространстве и линейном времени. Однако также типичны и доступны дополнительные измерения и эмпирические альтернативы. Психоделическое состояние несет в себе многоуровневое и многомерное качество, и ньютон-картезианские последовательности внутренних событий кажутся произвольными вставками в сложном континууме беспредельных возможностей. В то же время они обладают всеми характеристиками, которые ассоциируются с восприятием материального мира объективной реальности. Гроф считает, что психоделические состояния сопровождаются видениями, ощущениями по всем рецепторам и эмоциональными переживаниями, включая механизмы памяти, намного глубже, объемнее, чем в реальном мире. Причем переживания и видения могут идти многомерно, многозначно и одновременно в нескольких измерениях, но в одном времени. То есть, одновременно «идут» несколько «фильмов» с разными сюжетами, и сознание эйдетически нормально все это воспринимает. | Гроф уверен, что эта внутренняя реальность является частью единой общей Реальности, в которой внешняя реальность и наш опыт и знания занимают лишь самую малую часть. Это – суфийская точка зрения на природу человека и природу Реальности и Бога, жаль, что Гроф с нею незнаком и выдает ее за свою, хотя суфии об этом говорят уже тысячи лет, начиная со II тысячелетия до н. э. (Саади Ширази, Фаридуддин Аттар, Джала-луддин Руми, Ибн аль Араби, Мухаммед, Ибн Рушд, Раймонд Луллий, Роджер Бэкон, Аль-Газали, Абу Бакр, Тубан Абд аль-Файз, Джами, Мисри, Худжвири, Омар Хайям, Аль-Тургаи, Калабаджи, Нури и др.).

Гроф утверждает, что участники ЛСД-сеансов часто говорят об образах, но у этих образов нет качества застывших фотографий. Они находятся в постоянном динамическом движении и обычно передают некие драматические события и действия. Но и термин «внутреннее кино», который так часто возникает в отчетах по ЛСД-сеансам, не вполне верно описывает их природу.

Психоделические видения действительно трехмерны и обладают всеми качествами обыденного восприятия. Они кажутся происходящими в определенном месте и могут восприниматься с различных направлений и углов при достаточно четком параллаксе. Возможны укрупнение изображения и выборочный фокус на различных уровнях и планах эмпирического континуума; восприятие или реконструкция тонкого строения; зрение через прозрачную среду представляемых объектов, таких как клетка, тело эмбриона, части растения или драгоценного камня.

Произвольный сдвиг фокуса является только одним из механизмов стирания и прояснения образов. Картины также могут проясняться, когда устранены искажения, вызванные страхом, защитой и сопротивлением, или когда содержанию позволено развиваться в континууме линейного времени.

Важной характеристикой психоделического переживания является, по Грофу, трансцендирование пространства и времени, когда линейный континуум между микрокосмическим миром и макрокосмом, который кажется абсолютно обязательным в обычном состоянии сознания, как бы не принимается во внимание. Размер воспринимаемых объектов покрывает весь возможный диапазон – от атомов, молекул и отдельных клеток до гигантских небесных тел, солнечных систем и галактик. Явления из «зоны средних измерений», непосредственно ощущаемые нашими органами восприятия, оказываются в том же эмпирическом континууме, что и те, для восприятия которых обычно требуется такая сложная технология, как микроскопы и телескопы. С эмпирической точки зрения, различие между микрокосмом и макрокосмом произвольно: они могут сосуществовать в одном и том же переживании и взаимозаменяться.

По утверждению Грофа, участник ЛСД-сеанса может ощущать себя единичной клеткой, эмбрионом и галактикой, и эти три состояния могут возникнуть одновременно или поочередно из-за простого сдвига фокуса. Следует заметить, что описание «размерных» субъективных переживаний Гроф дает правильно, но вот выводы он делает алогичные, что, мол, человеку доступно в ощущениях восприятие микро-и макромира.

Собственно, почему мы считаем, что психика Грофа «поехала»? Как раз поэтому, так как он начинает путать внутренние субъективные ощущения с реальными объективными. Однако продолжим очень важное для науки изучение личного опыта Грофа как ЛСД-исследователя.

Гроф сообщает, что подобным же образом в психоделических и иных состояниях трансцендируется линейность временных последовательностей. В одно и то же время могут возникать сцены из разных исторических временных контекстов, они могут выглядеть значимо связанными между собой по эмпирическим характеристикам. Так, травматические переживания из детства, болезненный эпизод биологического рождения и то, что представляется памятью трагических событий, как считает Гроф, «предыдущих воплощений», могут возникнуть одновременно как части одной сложной эмпирической картины. И снова у человека есть выбор избирательного фокусирования; он может остановиться на любой из этих сцен, переживать их все одновременно или воспринимать попеременно, открывая для себя смысловые связи между ними. Линейный временной интервал, господствующий в повседневном опыте, не имеет здесь значения, и события из различных исторических контекстов появляются группами, если в них присутствует один и тот же тип сильной эмоции или интенсивного телесного ощущения.

Гроф считает, что психоделические и иные аналогичные состояния содержат в себе множество эмпирических альтернатив линейному времени и трехмерному пространству. Гроф утверждает, что события из недавнего и отдаленного прошлого или из будущего могут переживаться в неординарных состояниях с такой живостью и такой сложностью, которые обычное сознание способно фиксировать только в настоящем моменте. В некоторых психоделических переживаниях время кажется замедленным или необычайно ускоренным, а в других течет в обратную сторону или полностью трансцендируется и прекращает течение.

Оно может выглядеть идущим по кругу или кругообразно и линейно сразу, может следовать по спиральной траектории или по своеобразным рисункам отклонения и искажения. Часто время трансцендируется как самостоятельное измерение и приобретает пространственные характеристики: прошлое, настоящее и будущее накладываются одно на другое и сосуществуют в настоящем моменте. Иногда люди под действием ЛСД переживают различные формы путешествия во времени, возвращаясь в исторические времена, проходя через временные петли или выскакивая из временного измерения вообще и вновь попадая в другую точку истории.

Гроф утверждает, что восприятие пространства может претерпевать аналогичные изменения: измененные состояния сознания показывают узость и ограниченность пространства трех координат. Пространство может ощущаться искривленным, замкнутым на себя; могут восприниматься миры, имеющие четыре, пять и больше измерений. Некоторые чувствуют себя безразмерной точкой сознания. Некоторые видят пространство как произвольную конструкцию, как проекцию ума, не имеющую объективного существования вообще. При определенных обстоятельствах любое число взаимопроникающих вселенных различных порядков может быть увидено в холографическом сосуществовании. Как и в случае путешествия во времени, можно пережить ментальное пространственное путешествие с линейным переносом в другое место, прямое и немедленное перемещение через пространственную петлю или полный выход из пространственного измерения и появление в другом месте.

Как мы видим, описание Грофа полностью совпадает с аналогичными описаниями мистических переживаний древних исследователей, но у Грофа описано современным языком психиатра, и в этом большая ценность его личного опыта. Не секрет, что многие древние ученые не находили слов, чтобы описать эту внутреннюю реальность, и иногда утверждали, что это описать вообще невозможно. Только суфийская традиция кое-что смогла выразить в стихах, притчах и музыке.

Гроф считает, что еще одной важной характеристикой психоделических состояний является трансцен-денция различия между материей, энергией и сознанием. Внутренние видения могут быть настолько реалистичными, что успешно имитируют явления материального мира, и наоборот, то, что в повседневной жизни представляется твердым и осязаемым «материалом», может рассыпаться в паттерны энергии, в космический танец вибраций или в игру сознания. Вместо Мира отдельных объектов и индивидов может появиться недифференцированное вместилище энергетических паттернов или сознание, в котором различные виды и уровни разграничений условны и произвольны. Гроф утверждает, что тот, кто изначально видит в материи основу существования, а в разуме – ее производное, способен впервые открыть для себя, что сознание есть независимый принцип в смысле психофизического дуализма, и принять его в конечном счете за единственную реальность. В этих состояниях трансцендируется сама дихотомия между существованием и не существованием; форма и пустота предстают эквивалентными и взаимозаменяемыми.

По мнению Грофа, важным аспектом психоделических состояний являются возникающие комплексные переживания с конденсированным или составным содержанием. Некоторые переживания можно расшифровать как многозначные символические образования, в которых связанные эмоционально и тематически элементы из самых разных областей сочетаются наиболее созидательным способом.

Прослеживается фрейдовская параллель между динамическими структурами и образами сновидений. Другие сложные переживания оказываются более однородными: вместо того, чтобы отражать множество тем и уровней смысла (включая и противоречивые по природе), такие явления представляют множественность содержания в унифицированной форме за счет суммирования различных элементов.

Переживания дуального единства с другой личностью (то есть ощущение собственной тождественности и одновременно единения, нераздельности с другой личностью), сознания группы индивидов, всего населения страны или всего человечества принадлежит именно к этой категории. Также следует упомянуть архетипические переживания Великой и Ужасной Матери, Мужчины, Женщины, Отца, Любовника, Космического человека или всеобщности Жизни как космического явления.

Тенденция создавать составные образы проявляется не только во внутреннем контексте психоделического опыта. Она ответственна за еще один распространенный феномен – иллюзорную трансформацию физического окружения или людей, присутствующих на психоделическом сеансе, при высвобождении бессознательного материала у человека, испытывающего действие ЛСД с открытыми глазами. И в этом случае переживания представляют собой сложные напластования, в которых восприятие внешнего мира сочетается с проекцией элементов, образующихся в бессознательном. Врач может одновременно восприниматься и в обыденном облике, и в роли родителя, палача или архетипического существа.

Помещение, где проходит сеанс, может иллюзорно трансформироваться в детскую спальню, разрешающуюся родами матку, тюрьму, камеру смертников, публичный дом, хижину туземца и т. д., в то же время, сохраняя на другом уровне свой обычный вид строф, указывает и на трансценденцию различия между Эго и элементами внешнего мира или, говоря обобщенно, между частью и целым.

В ЛСД-сеансе возможно переживание себя кем-то или чем-то другим – либо с сохранением исходной идентичности, либо без таковой. Переживание себя в качестве бесконечно малой частицы Вселенной вовсе не кажето несовместимым с ощущением себя в то же самое время любой другой ее частью или же тотальностью всего существующего. Возможны переживания одновременно или попеременно различных форм идентичности.

Одна крайность – полное отождествление с отдельным, ограниченным и от всего отчужденным биологическим существом, обитающим в материальном теле или действительно являющимся этим телом.

Индивид отличен от всего остального и представляет собой только бесконечно малую и в конечном счете ничтожную частицу целого. Другой крайностью является полная эмпирическая идентификация с недифференцированным сознанием Универсального Разума или Пустоты и, таким образом, со всей космической сетью и с тотальностью существования.

Этот опыт обладает парадоксальным свойством: он бессодержателен и одновременно всесодержателен; ничто не существует в нем в конкретной форме, но в то же время все существующее кажется представленным или предстает в потенциальной, зародышевой форме.

Анализируя содержание ЛСД-явлений, Гроф разделил их на четыре типа переживаний:

1) абстрактные или эстетические переживания;

2) психодинамические или биографические;

3) перинатальные или дородовые;

4) трансперсональные или психогенетические.

Гроф считает, что в сфере сознания нет четких пределов и разграничений, тем не менее можно выделить четыре отдельных уровня или четыре области психики и соответствующего им опыта:

1) сенсорный барьер;

2) индивидуальное бессознательное;

3) уровень рождения и смерти;

4) трансперсональная область.

Гроф считает, что большинству людей вполне доступны переживания на всех четырех уровня. Эти переживания можно наблюдать: во время сеансов с психоделическими препаратами; в экспериментальной психотерапии с использованием музыки, дыхания, танца, специальных движений тела; в лабораторных методах изменения сознания с помощью биологической обратной связи, лишении сна, сенсорной изоляции или сенсорной перегрузки, разнообразных кинестетических устройств; с помощью религиозных обрядов древности; восточных духовных практик; при спонтанных эпизодах неординарных состояний сознания; в шаманских процедурах; в ритуалах перехода-инициации; в церемониях целительства; в мистериях смерти-возрождения; в трансовых танцах; в экстатических религиях и др.

Гроф утверждает, что в измененных состояниях сознания исследователи часто ощущают себя утробным плодом и способны переживать различные аспекты биологического рождения с очень специфическими и достоверными подробностями, при этом родовая травма составляет, видимо, самую суть процесса. Поэтому Гроф называет эту сферу бессознательного «перинатальной». Гроф считает, что для теории и практики глубинной эмпирической работы весьма полезно постулировать существование гипотетических динамических матриц, управляющих процессами, относящимися к перинатальному уровню бессознательного, и назвать их «базовыми перинатальными матрицами» (БПМ). Помимо того, что эти матрицы несут свое собственное эмоциональное и психосоматическое содержание, они действуют еще и как принципы организации материала на других уровнях бессознательного, Гроф приводит следующий краткий обзор биологической основы отдельных БПМ (базовых перинатальных матриц):

Гроф предложил дыхательный вариант эмпирической психотерапии, заключающийся в активизации бессознательного гипервентиляцией (глубоким и частым дыханием), разблокировании «энергии», сдерживаемой в эмоциональных и психосоматических симптомах, и в обращении сложившегося «энергетического баланса» в поток переживаний. Этот метод отреагиро-вания (катарсиса) Гроф рекомендует для лечения самых разных заболеваний.

Метод Грофа основан на сочетании интенсивного дыхания, интроспективной ориентации, изменяющей музыки, непредвзятого подхода с расширенной картографией психики.

Пациента просят принять положение полулежа с закрытыми глазами, сосредоточиться на дыхании и удерживать режим дыхания более быстрый и эффективный, чем обычно. После 40–60 минут напряжения в теле скорее всего образуют стереотипную схему мышечной брони и в конце концов с продолжением гипервентиляции высвободятся. Кольца сильного сжатия могут развиваться вдоль позвоночника, они приобретают форму «чтенсивного опоясывающего давления или ца-же боли во лбу или в глазах, сжатия горла с напряжением и странными ощущениями вокруг рта и со сведением челюстей, тугих поясов в области груди, пупа и низа живота. Кроме того, в кистях и руках, а также в ступнях и ногах обычно происходят характерные сокращения, иногда болезненные.

В клинической практике сдавливание и напряжение бывает только в определенном месте. Карпопедальные спазмы (сокращения мышц кистей и ступней) являются обязательными физиологическими ответами организма на учащенное интенсивное дыхание и называются „синдромом гипервентиляции“. Синдром часто сопровождается тревожным состоянием (у невротиков, склонных к истерии), тогда с ним справляются при помощи транквилизаторов, инъекций кальция или с помощью бумажного пакета, надетого на лицо. При продолжении дыхания области сжатия, как и карпопедальные спазмы, чаще всего релаксируют, и в конце концов человек достигает чрезвычайно мирного, безмятежного состояния с видениями света и ощущением любви и единения.

Во время гипервентиляции по мере нарастания напряжении н их постепенного исчезновения полезно представлять усиление давления при каждом вдохе и освобождение при выдохе. В это время у пациента (испытателя) могут возникать различные мощные переживания – детства, рождения и др.

Эффект гипервентиляции усиливается специальной музыкой и другими звуковыми эффектами, а также наличием других испытателей, особенно при работе в паре попеременно. На первом сеансе, в течение часа, треть достигает стадии трансперсонального опыта.

В идеале не нужно ничего, кроме поддержания определенной схемы дыхания и полного раскрытия всему, что бы ни происходило.

Иногда глубокое дыхание может спровоцировать элементы отреагирования – крики, кашель, рвоту. В этих случаях нужно дать этим абортивным реакциям выразился и как можно скорее вернуть испытателя к контролируемому дыханию.

Необходимо убедить испытателя полностью отдаться возникающим ощущениям и эмоциям и искать подходящий способ их выражения (звуками, движениями, позами, гримасами, сотрясениями и т. д.), главное, что-бы ничего не анализировать. Функция врача – следить за потоком энергии и сдавливаниями и помогать усиливать проявляющиеся процессы и ощущения, способствовать их полному переживанию и выражению. При этом пациент должен в течение всего процесса кратко сообщать о том, что происходит в его теле: места блокировок и сжатий, избыточные заряды в определенных областях, давление, боль, спазмы, холод, тепло, а также психологические реакции – тревога, чувство вины, гнев, удушье, тошнота, давление в мочевом пузыре и т. д.

Когда пациент сообщает о давлении в голове или в груди, врач подчеркивает давление именно в этих областях, просто положив туда руку. Аналогично, различные виды мышечной боли должны быть усилены глубоким массажем. Если пациент ощущает, что он толкается во что-то, врач обеспечивает сопротивление. Ритмичным надавливанием или массажем врач должен способствовать рвоте или спазматическому кашлю, переходящему в рвоту или в выделение слизи.

Ощущения удушья и сдавливания в области горла следует сопроводить надавливанием на нижнюю челюсть, ключицу или лестничную мышцу.

Основной принцип помощи врача – поддержать и усилить конкретный начавшийся процесс, ни в коем случае не навязывая свои представления о том, что „должно“ быть. Все должно быть автоматически и естественно, как в лучших аналогичных восточных практиках. Музыку следует слушать влюбленно, полностью ей отдаваясь и позволяя ей резонировать во всем теле с возникновением эмоции любви или слез, смеха, различных звуков, движений руками, ногами, головой, дрожи и т. д. Кстати, музыка должна быть красивой („космической“) и громкой, чисто написанная и качественно звучащая.

Итак, мы видим, что после всех своих рассуждений, Гроф взял обычные в России и на Востоке методы воздействия на человека: дыхание, музыку, концентрацию внимания на ощущениях и движение.

Гроф, как и вся западная психоаналитическая наука, начиная с Фрейда, так и не поняли роль транса в психотерапии. А ведь транс – это главный профессиональный секрет России и Востока, поэтому Гроф, как талантливый любитель, многое сделал в ЛСД-терапии, но вот когда он хочет заняться эмпирической психотерапией, то выглядит смешно.

Тем не менее мы уважаем прошлый исследовательский талант Грофа и уделили ему много времени в своей книге в надежде, что он начнет рано или поздно учиться своей профессии всерьез, хотя и на сегодня он на Западе – лучший.

А теперь приведем, чуть подробнее, современную суфийскую психотехнику интуитивных озаренных переживаний.

Техника состоит из следующих последовательных этапов:

1. Предсуггестия.

2. Вход в глубокое СК.

3. Переживание озарения.

4. Кодирование.

5. Посттрансовое программирование.

6. Выход из СК.

Предсуггестия. – Выполняется перед сеансом. Цель этой процедуры – сформулировать и написать лично крупными печатными буквами на листе чистой бумаги, что Вы хотите от предстоящего сеанса саморазвития и саморегуляции. Писать следует, четко формулируя свои мысли в виде отдельных коротких предложений и каждое предложение – с новой строки. Лист бумаги закрепить, чтобы было его видно, перед собой и выучить содержание наизусть.

Приказать себе и запомнить, что вы автоматически откроете глаза и выйдете из транса после выполнения этой программы.

2. Вход в глубокое СК. Необходимо стоять, ноги на ширине плеч, руки – вдоль туловища, свободно опущены вниз. Неподвижный и немигающий взгляд на середину листа с предсуггестивной установкой.

Смотреть 15–20 секунд до утомления) и, закрыв глаза, расслабиться, слегка качнувшись всем телом вперед-назад 2–3 раза.

Выполнить повороты опущенной вниз головы влево-вправо до упора и максимально расслабить мышцы шеи (необходимо обязательно добиться этого эффекта, чтобы кровь свободно поступала в мозг).

Затем, положив руки на затылок сверху, согнуть туловище головой вниз максимально, сохраняя при этом устойчивую позу. 1–2 минуты выполнять расслабленные раскачивания в стороны всем туловищем (при этом голова почти болтается и наполняется кровью за счет того, что она опущена вниз). Затем, строго индивидуально (у всех это время разное) выполнить в прежней позе с опущенной головой столько кружений (вращений вокруг вертикальной оси), пока не наступит легкое затуманивание и „суфийское опьянение“.

После того разогнуться, открыть глаза, опустить руки и посмотреть на лист предсуггестии и громко вслух его прочитать три раза с паузами.

Включить громкую медитативно космическую ритмическую музыку и, продолжая оставаться расслабленным и пьяным, начать круговые вращения головой, вновь закрыв глаза и усиливая ощущение „опьянения“ и эйфории. Почувствовав полное „пьяное“ расслабление, лечь на заранее подготовленный к сеансу коврик или мат. Максимально расслабившись, начать мощное и глубокое, без пауз, дыхание, удерживая свое устойчивое внимание вначале на вдохе, а затем, успокоив дыхание, на музыке и имитации руками и головой танца, строго в такт музыке. Необходимо влюбиться в музыку и самому стать музыкой… Ничего нет: ни тела, ни отмщений только музыка, которая все больше успокаивается и становится религиозно-философской, вызывая сильную эмоцию всепрощения, раскаивания и любви ко всему…

3. Если сеанс выполняется в группе и в присутствии духовного Учителя, то на этом этапе следует энергетическое упражнение с гетеросуггестивной помощью Учителя, и затем Учитель вызывает у учеников сильнейшую, почти невыносимую, экстатическую эмоцию Любви и слияния с Единой Реальностью изнутри-наружу.

4. Если есть Учитель, то он выполняет запрограмми рованное или лечебное кодирование, а если Учителя на сеансе нет, то ученик мысленно посылает себе самоприказы строго по тексту листа, несколько раз с паузами.

5. На этом этапе необходимо рассредоточить свое внимание на тех процессах и ощущениях, которые возникают в организме и психике, а затем постараться растворить контроль своего сознания в эмоции Любви.

Необходимо теперь дать организму отреагировать на возникающий и углубляющийся суфийский транс. Постепенно в работу включаются интуиция и бессознательное. Начинается чисто автоматическое „отреагирование“: визуально-интеллектуальное, экстатически-эмоциональное, физическое, энергетическое и физиологическое. Желательно, чтобы кто-то присутствовал на самостоятельном сеансе.

6. Выход из СК. Следует автоматически. Глаза сами открываются, и вы выходите из транса. Отдохните 5-10 минут, насладитесь и запомните ваше состояние. Проанализируйте, что вы помните, что с вами произошло, что теперь чувствуете…

Несколько замечаний. Во время озарения возможны различные реакции организма:

1. Эмоциональные – в виде экстатических эмоций любви, радости, счастья, блаженства, грусти, одиночества, горя, страха, желания плакать и слез и др.

2. Интеллектуальные – в виде различных мыслей, биографических воспоминаний, символов, драматической последовательности каких-то сложных во времени и пространстве событий, знаний и др.

3. Визуально-образные – в виде картины и видений микромира и макромира, сложно пространственных картин, образов и символов, сложно объемных и многомерных видений, космических видений, одновременных во времени разных ситуационно развивающихся последовательностей образов и картин, иногда с общей доминирующей эмоцией и др.

4. Физические – различные движения руками, ногами, головой, туловищем и т. д.; имитация каких-то занятий, например, игра на скрипке; крики, связная речь, стихи, непонятные звуки; различные ощущения – вкуса, запаха, боли, тепла, холода, мышечного напряжения и др.

5. Энергетические – легкая дрожь, легкий тремор, ощущения покалывания и озноба, легкие судороги и подергивания, ощущение пьянящей невесомости, ощущение наэлектризованности и др.

6. Физиологические – преднатальные, роды и постнатальные ощущения; ощущения травм в местах, где они были; ощущения физического единения с разными отдельными объектами и субъектами или со всей Реальностью; ощущения голода, жажды, половые, висцеральные и др.

7. Парапсихологические – это различные интуитивные эмоции, озарения, очень сложные видения и ощущения, не имеющие аналогов в обычном восприятии и не поддающиеся описанию вербально аналитическим методом, их можно только переживать (кто пробовал, тот знает, о чем идет речь).

Для того, чтобы подготовить ученика к восприятиям седьмого пункта, необходимо специально готовить его сознание и мышление к необычным восприятиям, алогичному мышлению, эйдетически образному способу познания по специальной психотехнике аллегорий и притч с 3, 4, 5, 6, 7 и более планами смысла. В суфийской традиции развитие восприятия Реальности осуществляется по притчам о Насреддине, высказываниям великих мастеров, стихам поэтов-суфиев и по специальным китайским стихам-коанам.

Аутогенная тренировка – это активный метод, который применяется в психиатрии для повышения возможностей организма. Методика основана исключительно на самовнушении, когда человек осваивает специальные упражнения и постепенно учится расслаблению, регулируя собственное психическое состояние, пульс, кровообращение, дыхание. Независимо от возраста, самочувствия и прочих индивидуальных характеристик человека, аутотренинг станет отличным и эффективным способом борьбы со стрессом.

Так как существующие аутогенные методы являются универсальными, абсолютно каждый желающий сможет научиться воздействовать на собственный организм и своевременно устранять проблемы, связанные с психологическим или физиологическим состоянием.

Аутогенная тренировка является изобретением немецкого врача-психиатра Иоганна Шульца. Он создал ее в 1932 году, когда заметил, что его пациенты, находившиеся под действием гипноза, испытывали тяжесть и также тепло в теле, затем он разработал целый комплекс особых упражнений, делая которые пациент мог бы сам ввести себя в гипнотическое состояние и испытать подобные ощущения. Из-за расширения сосудов активного притока крови в кожные капилляры, человек чувствует, будто по его телу разливается тепло, а тяжесть становится следствием мышечного расслабления. Шульц также заметил, что когда пациент мысленно проговаривает формулы, произнесенные врачом, улучшение состояния происходило намного быстрее. Немецкому врачу удалось открыть важность несложных речевых фраз или так называемых формул самовнушения, которые вполне можно использовать самостоятельно в психотерапевтических целях.

Как отмечают специалисты, при выполнении аутогенных упражнений очень важно отнестись к процессу пассивно, не ожидая каких-то конкретных результатов. Стоит сказать, что люди, обучавшиеся данной методике, выказывали в большинстве своем лишь положительные отзывы. Сегодня основным предназначением аутогенной тренировки стало повышение стрессоустойчивости, ведь стресс, как известно, является настоящим бичом современного общества. По сути, это исключительно профилактическая психиатрическая техника, способной предотвратить развитие многих заболеваний, а в ряде случаев и повысить эффективность их лечения.

Психологическая и физиологическая польза

Аутогенная тренировка способна принести неоценимую пользу, как с психологической, так и с физиологической точки зрения. Если говорить строго о психологических эффектах, то многим пациентам ежедневные практики помогают снизить уровень тревожности, побороть хроническую усталость, нервозность, повысить стрессоустойчивость и болевой порог. Медицинской практике известны случаи, когда люди эффективно справлялись с фобиями и навязчивыми состояниями с помощью аутотренинга, спортсмены улучшали свои результаты, преодолев волнение перед соревнованиями. Можно привести еще массу примеров благотворного влияния данной техники на психическое состояние человека.

Для современного человека аутотренинг может оказаться действенным средством для снятия волнения перед деловой встречей, экзаменами, публичным выступлением и т.д. кроме того, научившись самоконтролю и расслаблению, можно достичь наилучших результатов в любых видах деятельности.

С точки зрения физиологии аутогенная тренировка способствует восстановлению человеческого организма. Овладев техниками релаксации, человек может самостоятельно контролировать сердцебиение, дыхание, мышечное напряжение и даже уровень холестерина в крови. Благодаря увеличению притока крови к конечностям, с помощью аутогенных методик даже лечат болезнь Рейно. Также при возрастании альфа-волновой активности головного мозга происходит расслабление сознания.

Существуют исследования, доказывающие, что аутогенные методики также приносят облегчение больным, страдающим бронхиальной астмой, ревматизмом, нарушениями пищеварения, сахарным диабетом, туберкулезом, мигренями и прочими патологическими состояниями. Специалисты полагают, что аутогенные тренировки могут способствовать повышению эффективности терапии при онкологических заболеваниях.

Техника выполнения

Классическая аутогенная тренировка по Шульцу состоит из двух главных ступеней. Низшая ступень предполагает непосредственно мышечное расслабление, направленное на то, чтобы вызвать чувство тяжести в каждой части тела, а также осуществление контроля над сердечным ритмом и дыханием. Высшая ступень – это уже аутогенная медитация, то есть обучение вхождению в трансовые состояния.

Чтобы аутотренинг прошел с максимальной эффективностью, необходимо соблюдение ряда условий при его проведении:

  • заниматься следует в тихом месте с приглушенным светом;
  • важно иметь действительно высокую мотивацию и готовность к действиям;
  • у практикующего должен иметься рациональный уровень саморегуляции;
  • во время тренировки необходимо поддерживать определенное положение тела (о существующих позах для аутотренинга будет рассказано ниже);
  • внешние раздражители не должны помешать занятию;
  • необходимо концентрировать внимание на собственных телесных ощущениях.

Аутогенная тренировка имеет в своей основе следующие механизмы:


Низшая ступень

Первая или низшая ступень аутогенной тренировки по Шульцу – это шесть базовых упражнений, которые можно выполнять в одной из трех поз. Первая позиция представляет собой так называемую «позу Кучера», когда человек сидит на стуле с немного опущенной головой, расположив руки свободно на бедрах и расставив ноги. Вторая позиция – это поза лежа на спине с ладонями свободно вытянутыми вдоль тела. Третья позиция – полулежа в кресле, с руками, свободно лежащими на подлокотниках или бедрах. Во всех трех позах глаза должны быть закрыты.

При аутогенной тренировке упражнения можно выполнять в любой из вышеперечисленных поз. Сами упражнения — это мысленное проговаривание формул самовнушения. Так, целью первого из шести упражнений является расслабление мускулатуры, которое достигается путем повторения следующих формул:

«Я ощущаю тяжесть в своей правой руке», «Я ощущаю тяжесть в своей левой руке», «Я ощущаю тяжесть в обеих своих руках», «Я ощущаю тяжесть в ногах», «Я ощущаю тяжесть во всем своем теле».

Тексты формул следует произносить мысленно по пять-шесть раз. Уже в самом начале своей практики многие люди отмечают тяжесть, которая локализуется в области локтей. Занимаясь регулярно, можно научиться вызвать подобную тяжесть во всем теле. Так как основной целью этой тренировки является релаксация, продолжать ее необходимо до того момента, пока ощущение тяжести не станет равномерным. После этого можно пробовать второе упражнение, направленное на вызов ощущения тепла:

«Я ощущаю тепло в своей правой руке», «Я ощущаю тепло в своей левой руке», «Я ощущаю тепло в обеих своих руках», «Я ощущаю тепло в ногах», «Я ощущаю тепло во всем своем теле».

Формула третьего упражнения позволит контролировать сердечный ритм:

«мое сердцебиение спокойное и ровное».

Четвертое упражнение создано для регуляции дыхательной функции:

«Мое дыхание абсолютно спокойное и ровное».

Пятое и шестое упражнение должны вызвать на ощущение тепла в солнечном сплетении и прохлады в области лба:

«Я чувствую тепло в своем солнечном сплетении» и «Мой лоб прохладен».

Практикуясь регулярно, можно научиться расслаблению буквально за считанные минуты. Как правило, достичь подобного уровня можно за три-четыре месяца ежедневных тренировок длительностью от десяти до сорока минут. Стоит помнить, что аутогенная тренировка не терпит никакой суеты и должна выполняться в естественном ритме. Важно, чтобы при аутотренинге присутствовала соответствующая установка, называемая пассивной концентрацией. Когда человек находится в таком состоянии, у него не должно возникать посторонних мыслей, а также необходим мысленный контакт с той часть тела, по отношению к которой произносится формула.

На начальных этапах на одной формуле стоит концентрироваться не более одной минуты, постепенно увеличивая длительность. Через несколько месяцев это время может составлять уже тридцать минут. Прервать состояние пассивной концентрации можно с помощью интенсивных сгибательных движений руками, нескольких глубоких вдохов и выдохов и открытием глаз.

Высшая ступень — визуализация

Аутогенная медитация по Шульцу заключается в применении специальных упражнений, направленных на самоочищение. В основе этих упражнений лежит визуализация – видение любых вымышленных образов. Некоторые люди предпочитают представлять себя, гуляющими по красивому саду, другие – на теплом пляже или в лодке, плывущей по озеру. Чтобы начать аутогенную медитацию, необходимо сначала определиться с расслабляющим изображением, решив для себя, какая там будет погода, преобладающие цвета и звуки, обозначив собственные ощущения и т.д.

Чтобы начать визуализацию, нужно закатить глаза вверх, затем постараться визуализировать всего один цвет на выбор. Постепенно из этого цвета в воображении должны появляться картины. После выполнения упражнения, можно детально представить любой предмет на темном фоне, при этом образ его должен быть максимально четким и оставаться неизменным как можно дольше. Это может быть цветок, книга, утюг – в общем, все, что угодно.

На следующем этапе предлагается визуализировать какое-либо абстрактное понятие, к примеру, счастье или любовь, важно при этом максимально сконцентрироваться на своих чувствах, представляя себя в различных ситуациях, в том числе и фантастических. Далее можно переходить к визуализации людей. Считается, что при этом человек может прийти к некоему озарению, и если ранее он пребывал в конфликтных отношениях с кем-то из знакомых, медитация поможет найти решение проблемы. Последним упражнением должно стать нахождение ответов от своего подсознания на волнующие вопросы.

Стоит отметить, что аутогенная тренировка может быть остановлена на первой ступени, так как к визуализации желательно приступать под контролем специалиста. В противном случае методика может не оказать должного эффекта, а вместо этого привести к осложнениям в виде новых психических расстройств.

Как избежать ошибок

Одним из основных правил, соблюдение которого необходимо для эффективной аутогенной тренировки – это состояние полнейшего расслабления. Многие новички пристальное внимание уделяют повторению формул, тога как релаксация отходит на второй план – это и есть типичная ошибка при аутотренинге, которая приводит к разочарованию от отсутствия ожидаемого эффекта.

Также очень важно не выходить из состояния транса или аутогенного погружения очень резко. Перед выходом необходимо устранить чувство тяжести с помощью следующих мобилизующих формул:

«Ощущение тяжести покидает мое тело», «Мои мускулы отдохнули», «Я заряжен бодростью и свежестью», «Я собран и внимателен», «Я собрал свою волю», «Я готов работать».

Стоит помнить и о том, что аутотренинг может быть противопоказан людям, страдающим от резких перепадов артериального давления, а также имевшими в недавнем времени черепно-мозговые травмы. Относительным противопоказанием можно считать скептицизм по отношению к аутогенным методикам.

Сегодня можно найти немало изданий от практикующих авторов на тему проведения аутогенной тренировки. Так, весьма широкую популярность завоевала книга, автором которой стал Х. Линдеманн. В его работе содержится полное описание техник самовнушения. Положительный эффект наблюдается у многих пациентов и при занятиях аутотренингом по Фролову, работы которого также можно принять к сведению. На сегодняшний день очень многие авторы издали свои модификации аутогенной тренировки Шульца, среди них каждый сможет отыскать то, что подходит именное ему.

Каждый человек обладает навыками индивидуально программировать себя на достижение определенной цели. Некоторым из людей удается самостоятельно погружаться в гипнотическое состояние, через специальные дыхательные техники. Находясь в трансе, личность получает возможность контролировать различные физиологические процессы, протекающие в организме. Техника аутогенных тренировок основываются именно на способности индивидуального погружения в состояние транса для снятия напряжения, восстановления силы или восполнения энергетического заряда. Давайте рассмотрим, что такое аутотренинг в психологии и для чего применяется эта методика.

Аутотренинг (или аутогенная тренировка), по сути, является лёгкой формой гипноза, который человек применяет к себе сам без постороннего вмешательства

Аутогенная тренировка - это один из методов борьбы со стрессом и восполнения энергетических ресурсов организма. Методика аутотренинга была разработана немецким психотерапевтом Иоганном Генрихом Шульцем. На основе своих научных исследований, этот ученый проводил различные эксперименты, связанные с погружением в гипноз. Проведенная работа позволила выявить, что находясь в состоянии транса, человек испытывает особые ощущения. Чувство тяжести в мышечных тканях означает расслабленность мышечного корсета, а чувство тепла, разливающееся по телу, способствует притоку крови к поверхности кожи. В основе учения Шульца лежат специальные приемы, которые позволяют добиться активации вышеперечисленных чувств, способствующих полному расслаблению организма.

Изначально аутогенная тренировка по Шульцу подразумевала использование этой практики для лечения невротических расстройств. Однако на протяжении нескольких десятилетий методика приобрела настолько высокую популярность, что начала использоваться в других сферах. На сегодняшний день подобные практики применяются для получения контроля над физическим или эмоциональным состоянием. Положительное воздействие аутотренинга объясняется повышением тонуса определенных отделов, расположенных в вегетативной нервной системе . Трофотропные реакции способствуют снижению влияния стрессовых факторов на психоэмоциональный баланс.

Предназначение аутотренинга

Одной из первостепенных задач использования аутогенных тренировок, является восполнение энергетических ресурсов организма, которые используются в борьбе со стрессовыми факторами. Аутотренинг является своеобразным синтезом йоги и гипноза. Применяя подобные методы можно восстановить равновесие в организме, за счет достижения спокойствия и избавления от стресса. Существует несколько схожих черт аутотренингов и лечебного гипноза. Главное различие этих методик заключается в том, что при аутогенной тренировке человек имеет возможность принимать активное участие в процессе.

Данная психотерапевтическая практика оказывает положительное влияние как на психическое, так и физическое здоровье человека. Для того чтобы добиться стойкого эффекта, следует обратить своё внимание на определенные нюансы . К таким нюансам относятся:

  1. Наличие сильной мотивации, которая заставляет человека добиться намеченной цели.
  2. Способность к полному самоконтролю является важной составляющей этого учения.
  3. Во время упражнений человек должен находиться в удобной позе.
  4. Во время проведения тренировки очень важно сконцентрироваться на внутренних ощущениях, создав необходимые условия для минимизирования влияния окружающих раздражителей.

Методика аутотренинга была разработана немцем Иоганном Шульцем

Применять данную практику рекомендуется людям с нарушениями в работе нервной системы. Реалии современного мира приводят к тому, что человек ежедневно сталкивается с различными стрессовыми факторами, которые увеличивают чувство тревожности и усталости. Основатель аутогенной тренировки говорил о том, что его методика помогает людям адекватно относиться к внешним раздражающим факторам. Принуждение организма к отдыху и расслабление сознания позволяет не только позитивно оценить происходящие события, но и найти выход из конфликтных ситуаций.

Регулярное проведение сеансов аутотренинга позволяет научиться контролировать собственные эмоции, имеющие негативный окрас.

После погружения в состояние гипноза, человек получает возможность контролировать биение сердца, дыхательный ритм и степень напряжения мышечных тканей. Научно доказан факт, что проведение сеанса подобных тренировок способствует снижению уровня холестерина. Многие специалисты рекомендуют обучиться подобным практикам, пациентам, страдающим от нарушений сна, проблем с артериальным давлением и приступов мигрени. Расслабленность сознания способствует активации альфа-волн, которые помогают организму справиться с различными болезнями.

Описание методики

Методика релаксации Шульца, получившая название аутогенная тренировка, рекомендуется не только лицам с различными психическими нарушениями, но и полностью здоровым людям. Регулярное использование подобных тренировок позволяет укрепить физическое и психологическое здоровье. Аутотренинг является одним из самых доступных методов устранения депрессии и негативных мыслей. Во время проведения сеанса можно почувствовать небольшую пульсацию в теле. Сосредоточив на этом чувстве все свое внимание, можно в несколько раз увеличить эффективность релаксации. Специалисты в данной области говорят, что во время первых сеансов достаточно лишь небольшой концентрации внимания на пульсирующих точках.

Как и физические тренировки, аутотренинги имеют свои нюансы проведения. Существует несколько определенных этапов обучения данному методу. На начальном этапе, человек должен научиться правильно расслаблять собственное тело в определенных позах. Существуют несколько методов обучения этим навыкам. Далее, человек должен научиться использовать специфические визуализации, для того, чтобы заставить организм выполнять поставленные задачи. Люди, практикующие аутогенные тренировки на протяжении длительного времени, могут настроиться на кратковременный сон, который наполнит их силами и придаст спокойствия. Ключевым моментом в данной практике является выход из состояния транса.


Аутотренинговые тренировки помогают скорректировать некоторые черты характера человека, избавить его от вредных привычек, справиться с психологическими расстройствами

Так как подобные тренировки влияют на различные аспекты психологического здоровья, обучаться методам аутотренинга следует только у специалистов. На начальных этапах, во время выполнения упражнения человек должен использовать различные тексты для самовнушения, имеющие определенную смысловую нагрузку. Существует множество различных формул проведения тренировок, которые различаются объектами действий:

  1. Нейтрализующее действие – направлено на снижение подверженности внешним раздражителям.
  2. Развивающее действие – направлено на активацию скрытых процессов, усиливающих мозговую активность.
  3. Абстинентно-направленное действие – снижает зависимость от определенных раздражающих факторов.
  4. Поддерживающее действие – направлено на активацию проявления положительных черт личности.
  5. Противоречивое действие – эффект обратного воздействия.

Выполнение аутогенных упражнений

Выполнение методики глубокого погружения в состояние гипноза требует дополнительной помощи специалиста. Непродолжительные аутогенные тренировки индивид может проводить самостоятельно, пройдя курс обучения погружения в транс. Очень важен выбор места для проведения сеанса аутотренинга . Подбирать место, необходимо основываясь на степени его освящения и звукоизоляции. Для того чтобы быстро войти в состояние транса следует полностью отрешиться от внешних раздражителей и позволить своему телу расслабиться. Также следует позаботиться о принятии удобного положения тела, в котором можно с комфортом провести не менее двадцати минут.

Ханнес Линдеман, являющийся одним из ортодоксальных последователей учений Шульца, в своих научных работах, говорит о том, что добиться эффекта при аутотренинге можно лишь максимально расслабив собственное тело. Регулярные тренировки помогут научиться управлять своим телом и снимать мышечное напряжение в течение нескольких минут. Только научившись подобному контролю можно осуществлять плавный переход к методу визуализации. Средняя продолжительность тренировок составляет от десяти до сорока минут. По мнению Линдемана, лучше всего использовать короткие упражнения (по десять минут) несколько раз в течение дня.

Запрещается осуществлять аутогенную тренировку, находясь в состоянии повышенного напряжения, поскольку существует опасность вреда для организма. Осуществлять мышечную релаксацию следует плавно, размеренно переходя от этапа к этапу.

Существуют различные методики проведения аутотренинга. Давайте рассмотрим самые удобные положения тела для занятий. Одно из самых комфортных положений – лежа на спине. Заняв удобную позу следует развести ноги и положить руки вдоль тела, ладонями вверх. Если в подобной позе ощущается легкий дискомфорт, следует подложить под конечности подушки.


Аутотренинг показан при лечении неврозов, функциональных расстройств и психосоматических заболеваний, прежде всего, при неврастении

Погрузиться в состояние транса более удобно сидя в кресле. Кресло должно иметь высокую спинку, которая будет поддерживать голову и шею в правильном положении. Лучше всего принимать те положения, что позволят полностью выпрямить позвоночник. Руки следует расположить на подлокотниках или коленях.

Вместо кресла, можно использовать стул без спинки. Используя табурет необходимо разместиться на краю сидения, уперев руки в бедра. Конечности и голову следует держать свободно, без особого напряжения. Находясь в таком положении, следует развести ноги на ширину плеч, и прижать подбородок к груди.

Только после того, как вы начнете уверенно чувствовать себя в подобных позах, можно начинать само погружение в состоянии гипноза. Используя технику речевого самовнушения, каждое из утверждений следует повторять несколько раз. Наличие сомнений в собственных словах, может разрушить весь эффект от тренировки. Важно обратить внимание на то, что для каждого этапа тренировки характерны определенные внушения и концентрация внимания:

  1. На первом этапе, следует сосредоточиться на чувстве тяжести в нижнем или верхнем отделе конечностей. Концентрация внимания должна осуществляться на ту конечность, где чувство тяжести ощущается сильнее.
  2. После этого, следует постараться вызвать чувство тепла. Начинать этот этап лучше всего с тех участков тела, где ощущается тяжесть.
  3. Далее требуется сосредоточиться на тепле в области расположения сердечной мышцы.
  4. Затем следует перейти к органам дыхания. Постарайтесь почувствовать, как воздух двигается вдоль легких. Научитесь ощущать яркость каждого выдоха и вдоха.
  5. После этого, нужно сосредоточить свое внимание на чувстве тепла в области солнечного сплетения и брюшной полости.
  6. Перед выходом из транса, следует сосредоточиться на чувстве прохлады в области лба.

Дополнительные стимулы

Александр Иванович Фролов, разработавший собственную оздоровительную систему, говорит о том, что усилить эффективность тренировки можно при помощи визуализации приятных картин. Расслабляющие картины, порожденные воображением, следует плавно перемещать от сознания к телу. Для каждого человека, подобные картины должны иметь индивидуальные черты. Кому-то помогает расслабиться вид морской глади, а другим картины заснеженного леса. Важно, чтобы представленная картина имела живость. Следует представить, что в этот момент, вы находитесь внутри нее. Постарайтесь задействовать органы чувств, чтобы увидеть яркие цвета, почувствовать различные запахи и услышать звуки.


Аутотренинг широко используется как активный метод психотерапии, психопрофилактики и психогигиены

Противопоказания

Многие люди, страдающие от депрессивных и невротических расстройств, часто испытывают бессонницу. Аутогенные тренировки могут стать отличным подспорьем для сна. Однако, как и у многих методов психотерапевтического воздействия, здесь имеются определенные ограничения. Специалисты не рекомендуют заниматься данными практиками во время обострения различных заболеваний, вегетативных кризисов и приступов помрачения сознания.

Многие соматические заболевания, имеющие острую форму выраженности, являются главным противопоказанием к аутогенным тренировкам. Использовать данную методику влияния на тело и дух рекомендуется при наличии эмоционального истощения, вызванного различными фобиями, стрессом или депрессией.

Психологическая безопасность: учебное пособие Соломин Валерий Павлович

Методика «Таблицы Шульца»

Методика «Таблицы Шульца»

Применяется для обследования лиц любого возраста.

Цель: определение устойчивости внимания и динамики работоспособности.

Описание. Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц (1–5), на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.

Инструкция. Испытуемому предъявляют первую таблицу: «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажите и назовите все числа по порядку от 1 до 25. Постарайтесь делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.

Основной показатель выполнения, а также количество ошибок отдельно по каждой таблице.

По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена «кривая истощаемости (утомляемости)», отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

С помощью этого теста можно вычислить еще и такие показатели, как эффективность работы (ЭР), степень врабатываемости (ВР), психическая устойчивость (ПУ), которые предложены А. Ю. Козыревой.

где Т 1 – время работы с первой таблицей; Т 2 – время работы со второй таблицей; Т 3 – с третьей таблицей; Т 4 – с четвертой; Т 5 – с пятой.

Оценка эффективности работы (в секундах) производится с учетом возраста испытуемого.

Степень вырабтываемости определяется по формуле:

Результат меньше 1,0 – показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе.

Психическая устойчивость (выносливость) определяется по формуле:

Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого.

Из книги Тайные возможности человека автора Кандыба Виктор Михайлович

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ШУЛЬЦА В1932 году немецкий психиатр Иоганн Шульц предложил авторский метод саморегуляции, который он назвал аутогенной тренировкой. В основу своего метода Шульц положил свои наблюдения над людьми, которые впадали в трансовые состояния.Кое-что Шульц

Из книги Пикап. Самоучитель по соблазнению автора Богачев Филипп Олегович

Методика номер четыре: методика «плюс-минус» - Ты мне руку сломала! - В человеческом организме 215 костей. Это была только одна. Терминатор-2. Эта методика применяется в разговорах, как средство сделать хороший продвинутый комплимент. Главное в этой методике - контраст.

Из книги Эволюционно-генетические аспекты поведения: избранные труды автора Крушинский Леонид Викторович

Из книги Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход автора Пылаева Наталия

«Таблицы Шульте» Структурированные и неструктурированные таблицы со случайным расположением чисел легли в основу двух методик – «Школа внимания» и «Школа умножения» (Пылаева, Ахутина, 1997, 2006). Расскажем о нескольких заданиях из второй методики.Современные творческие

Из книги Проект Атман [Трансперсональный взгляд на человеческое развитие] автора Уилбер Кен

Методика Все дети находились на лечении в Республиканском объединении по реабилитации и восстановительному лечению детей-инвалидов (Горки Ленинские) с диагнозом «Детский церебральный паралич». В эксперименте принял участие 51 ребенок в возрасте от 8 до 14 лет. После

Из книги Прорыв! 11 лучших тренингов по личностному росту автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Из книги Аутогенная тренировка автора Решетников Михаил Михайлович

Из книги Труд писателя автора Цейтлин Александр Григорьевич

Из книги Интегральная психология [Сознание, Дух, Психология, Терапия] автора Уилбер Кен

(NB: для FBReader, где таблицы невидимы) «ПРОТИВ ВАРБЕКА1. Отталкивает обман как основа.2. Маргарита не внушает симпатий, а между тем занимает важное место.3. В сюжете есть неправдоподобность, плохо поддающаяся мотивировке.4. Провалы в плане.5. Не настоящая развязка.6. Нет

Из книги Как говорить с сыном. Самые сложные вопросы. Самые важные ответы автора Фадеева Валерия Вячеславовна

Из книги Осознанная медитация. Практическое пособие по снятию боли и стресса автора Пенман Денни

Таблицы калорийности продуктов Чтобы вести счет калориям, нужно знать, сколько их содержится в разных продуктах. В этом тебе помогут таблицы калорийности

Из книги Разумный мир [Как жить без лишних переживаний] автора Свияш Александр Григорьевич

Из книги Опыты исследования личной истории автора Калмыкова Екатерина Семеновна

Где брать таблицы У вас может возникнуть вполне прикладной вопрос - если каждую неделю вам нужны будут по две таблицы, то где их взять?Легче всего взять чистый лист бумаги и нарисовать на нем обе таблички. И работать с ними. Если есть копировальный аппарат, то листок с

Из книги Я знаю, как меня воспитывать. И я вам честно об этом расскажу автора Ладитан Банми

Методика Материалом для исследования послужили:1. Протоколы короткой (28 сеансов, условное название случая – «Патриция») психодинамической психотерапии, предоставленные авторами проекта по изучению сознательных и бессознательных психических процессов (Bucci, 1993).

Из книги Психологические технологии управления состоянием человека автора Кузнецова Алла Спартаковна

Таблицы для приучения к горшку Всевозможные данные не слишком много значат для малышей, и большинство из них не знают, что такое гистограмма. Если вы купили доску-таблицу и пытаетесь мотивировать ребенка с помощью стикеров или контрольных меток, вы уже проиграли. Он,

Из книги автора

2.7.1. Классический вариант аутогенной тренировки (методика И. Г. Шульца) Требуемое общее расслабление при обучении на первой ступени аутогенной тренировки по И.Г. Шульцу достигается с помощью шести основных мысленных упражнений, каждое из них направлено на определенную



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!