Методика тестирования и оценки показателей развития физических качеств и двигательных способностей. Тестирование физических качеств учащихся основной школы
Оценка уровня развития физических качеств и двигательных способностей проводится по результатам тестирования на основе комплекса разнообразных упражнений. Стандартная программа тестирования для всех видов спорта включает:
Бег 30 м с высокого старта;
Непрерывный бег в течение 5 мин.;
Челночный бег 3 х 10 м;
10-секундный бег на месте с максимальной частотой движений;
Прыжок в длину с места;
Прыжок вверх с места;
Прыжки с «прибавками»;
Подтягивания из виса на руках;
Бросок набивного мяча;
Выкрут с палкой;
Наклон вперёд.
Дня велосипедного спорта предлагаются 5 видов тестирования, наиболее раскрывающих уровень показателей развития физических качеств и двигательных способностей.
Организация и проведение тестирования
При проведении тестирования следует обратить особое внимание на соблюдение требований инструкций и создания единых условий для выполнения упражнений всем учащимся СДЮСШОР. Тестирование проводят в соответствии с внутренним календарём СДЮСШОР 2 раза в год (октябрь, май ежегодно). Результаты тестирования заносят в личную карту спортсмена. При переходе в другую спортивную школу она служит основанием для включение спортсмена в списки тренировочных групп.
Ниже дана краткая инструкция по проведению тестирования юных спортсменов по указанной программе.
Бег 30 метров с высокого старта.
Проводится на дорожке стадиона в спортивной обуви без шипов. Количество стартующих забеге определяется условиями, при которых бегущие не мешают друг другу. После 10-15 минутной разминки дается старт.
Прыжок в длину с места, см
- выполняется толчком двух ног от линии и края доски на покрытие, исключающее жёсткое приземление. Измерение дальности прыжка производится стальной рулеткой.
Подтягиваниеизвисанаперекладине,количествораз.
Выполняют из
положения вис хватом сверху, руки на ширине плеч, Темп выполнения -
произвольный. Подтягивание считается выполненным, если при сгибании рук
подбородок находится выше перекладины. Не засчитываются попытки при
вспомогательных движениях ног и туловища.
Бросок набивного мяча весом 2 кг вперёд из-за головы, см
. Выполняют из положения, сидя ноги врозь, мяч в вытянутых руках за головой. Перед броском спортсмен занимает у линии старта положение, при котором тазовый угол, образуемый при разведении ног, не выходит за стартовую линию. Дальность броска измеряется рулеткой.
Наклон вперёд, см
. Выполняется из положения, стоя на гимнастической скамье, ноги вместе, выпрямлены. Глубину наклона измеряют по расстоянию между кончиками пальцев рук и верхней поверхностью скамейки с помощью двух укреплённых вертикально скамье линеек, т.о., чтобы нулевые отметки совпадали с верхним краем скамейки. Одна линейка обращена вверх, другая -вниз. Если кончики пальцев испытуемого ниже верхнего края скамейки, результат записывают со знаком +, если выше - со знаком -. Не разрешается сгибать колени и делать рывковые движения.
Оценка результатов тестирования.
В таблицах приведены шкалы единых нормативных требований для оценки уровня развития физических качеств и двигательных способностей. По ряду упражнений (Наклон вниз), характеризующих главным образом подвижность суставов или некоторые важные для спорта психофизиологические механизмы, нормативные требования одинаковы для всех возрастных групп. По этим показателям с возрастом могут наблюдаться негативные сдвиги.
Суммарная оценка результатов тестирования показателей физических качеств и двигательных способностей в группах велосипедистов должна составлять 15 баллов за выполнение 5 тестов.
Нормативы оценки развития гибкости
упражнение |
Оценка, |
мальчики |
девочки |
Наклон вперёд, см |
11 и больше |
16 и больше |
|
От 0,5 до 10,5 |
От 5,5 до 15,5 |
||
От 0 до -10 |
От -5 до + 5 |
||
От-10,5 до-20,5 |
От -5,5 до-15,5 |
||
От-21 и больше |
От -16 и больше |
Нормативные требования к оценке показателей развития физических качеств и двигательных способностей
Упражнения |
баллы |
Возрастные группы, лет (Юноши) |
||||||
9-10 |
15 и ст. |
|||||||
Бег 30 м, с |
5,6 и мен. |
5,3 и мен. |
5,0 и мен. |
4,7 и мен. |
4,4 и мен. |
4,2 и мен. |
||
5,7-6,1 |
5,4-5,8 |
5,1-5,5 |
4,8-5,2 |
4,5-4,9 |
4,3-4,7 |
|||
6,2-6,6 |
5,9-6,3 |
5,6-6.0 |
5,3-5,7 |
5,0-5,4 |
4,8-5,2 |
|||
6,7-7,1 |
6,4-6,8 |
6,1-6,5 |
5,8-6,2 |
5,5-5,9 |
5,3 - 5,7 |
|||
7,2 и бол. |
6,9 и бол. |
6,6 и бол. |
6,3 и бол. |
6,0 и бол. |
5,8 и бол. |
|||
Прыжокв |
186 и бол. |
196 и бол. |
211 и бол. |
226 и бол. |
236 и бол. |
251 и бол. |
||
171-185 |
181 -195 |
196-210 |
211-225 |
221-235 |
236 - 250 |
|||
156-170 |
166-180 |
181 - 195 |
196-210 |
206 - 220 |
221 - 235 |
|||
141 - 155 |
151-165 |
166-180 |
181 - 195 |
191-205 |
206 - 220 |
|||
140 и мен. |
150 и мен. |
165 и мен. |
180 и мен. |
190 и мен. |
205 и мен. |
|||
Бросок набивного мяча |
366 и бол. |
396 и бол. |
436 и бол. |
486 и бол. |
536 и бол. |
586 и бол. |
||
316-365 |
351-395 |
391-435 |
436 - 485 |
486 - 535 |
536 - 585 |
|||
261-315 |
306-350 |
346 - 390 |
386-435 |
436-485 |
486-535 |
|||
211 -260 |
261 - 305 |
301-346 |
336-385 |
386 - 435 |
436 - 485 |
|||
210 и мен. |
260 и мен. |
300 и мен. |
335 и мен. |
385 и мен. |
435 и мен. |
|||
Подтяги
вание из виса, |
11 и бол. |
13 и бол. |
15 и бол. |
18 и бол. |
21 и бол. |
25 и бол. |
||
8-10 |
9-12 |
11-14 |
13-17 |
15-20 |
18-24 |
|||
7-10 |
8- 12 |
9- 14 |
11-17 |
|||||
1 -4 |
4-10 |
|||||||
Девушки
9-10 |
15 и ст. |
|||||||
Бег 30 м, с |
5,8 и мен. |
5,6 и бол. |
5,3 и мен. |
5,0 и мен. |
4,8 и мен. |
4,5 и мен. |
||
5,9-6,3 |
5.7-6,1 |
5,4 - 5,8 |
5,1-5,5 |
4,9-5,3 |
4,6 - 5,0 |
|||
6,4-6,8 |
6,2-6,6 |
5,9-6,3 |
5,6-6,0 |
5,4-5,8 |
5Л -5,5 |
|||
6,9-7,3 |
6,7-7,1 |
6,4-6,8 |
6,1-6,5 |
5,9-6,3 |
5,6-6,0 |
|||
7,4 и бол. |
7,2 и бол. |
6,9 и бол. |
6,6 и бол. |
6,4 и бол. |
6,1 и боя |
|||
Прыжок в длину с места, |
171 и бол. |
181 и бол. |
191 и бол. |
206 и бол. |
221 и бол. |
231 и бол. |
||
161 - 170 |
171 - 180 |
181 - 190 |
196-205 |
211-220 |
221-230 |
|||
151 - 160 |
161 - 170 |
171 - 180 |
186- 195 |
201-210 |
211-220 |
|||
141 - 150 |
151-160 |
161 - 170 |
176-186 |
191 - 200 |
201 - 210 |
|||
140 и мен. |
150 и мен. |
160 и мен. |
175 и мен. |
190 и мен. |
200 и мен. |
|||
Бросок набивного мяча |
271 и бол. |
301 и бол. |
361 и бол. |
391 и бол. |
43 I и бол. |
501 и бол. |
||
241-270 |
271 - 300 |
321 - 360 |
351-390 |
401-430 |
461 - 500 |
|||
2П-240 |
241-270 |
281 - 320 |
311-350 |
371-400 |
421-460 |
|||
181-210 |
211-240 |
241-280 |
271 -310 |
341 - 370 |
381-420 |
|||
180 и мен. |
210 и мен. |
240 и мен. |
270 и мен. |
340 и мен. |
380 и мен. |
|||
Подтягивание |
8 и бол. |
9 и бол. |
10 и бол. |
14 и бол. |
15 и бол. |
16 и бол. |
||
10-13 |
10-14 |
12-15 |
||||||
8-11 |
||||||||
3 и мен. |
Методика тестирования и оценки показателей развития физических качеств и двигательных способностей
1. Организация и проведение тестирования .
При проведении тестирования следует обратить особое внимание на соблюдение требований инструкции и создания одних условий для выполнения упражнений для всех учащихся ОУ. Тестирование проводят в установленные сроки (сентябрь, май - ежегодно). Результаты тестирования заносят в индивидуальную карту спортсмена.
Ниже дана краткая инструкция по проведению тестирования юных спортсменов по указанной программе.
1.
2. Непрерывный бег 5 минут . Условия поведения те же. Учитывают расстояние, которое преодолевает спортсмен в течении бега за 5 минут.
3. Челночный бег 3х10 м . Тест проводят в спортивном зале на ровной дорожке длиной не менее 12-13 м. Отмеряют 10-метровый участок, начало и конец которой отмечают линией (cтартовая и финишная черта). за каждой чертой - два полукруга радиусом 50 см с центром на черте. На дальний полукруг за финишной линией кладут деревянный кубик (5 куб. см). Спортсмен становится за ближней чертой на линии старта и по команде "марш" начинает бег в сторону финишной черты, обегает полукруг, берёт кубик и возвращается к линии старта. затем кладёт кубик (бросать не разрешается) в полукруг на стартовой линии и снова бежит к дальней - финишной - черте, пробегая её. Учитывают время выполнения задания от команды "марш" и до пересечения линии финиша.
4. Бег на месте в максимальном темпе . Учитывают количество беговых шагов в течении 10 секунд. Тестирование проводят в помещении с использованием простейшего приспособления (между двумя стойками на расстоянии 1 м натягивают эластичный резиновый бинт на высоте колена спортсмена, согнутого под прямым углом ноги). По команде "марш" спортсмен начинает с максимальной частотой движений быстрый бег на месте, каждый раз касаясь бедром ноги натянутой резины. Подсчёт шагов ведётся по касанию правым бедром ноги натянутой резины (и умножается на 2).
5. Прыжок в длину с места . Выполняют толчком двух ног от линии или края доски на покрытие, исключающее жёсткое приземление.
6. Прыжок вверх . Выполняется толчком двух ног со взмахом рук от поверхности пола, измерение высоты прыжка проводят рулеткой или лентой по методике Абалакова.
7. Прыжки с "прибавками" . Количество минимальных прибавлений в прыжках в длину с места. Процедура тестирования следующая: по максимальному результату прыжка в длину с места определяют границы, в пределах которых спортсмену предстоит производить "прибавки". На расстоянии 1/4 величины максимального результата спортсмена отмечают мелом (или другим ориентиром, не мешающим выполнению упражнения) первую границу. Линию второй границы отмечают на расстоянии 3/4 максимального результата. В диапазоне отмеченных границ, каждый раз от линии старта спортсмен совершает прыжки, последовательно увеличивая их дальность. Подсчёт прибавок прекращают, как только спортсмен достиг второй границы (дальнего от старта ориентира) или если в двух прыжках подряд он не "прибавил" длину прыжка. Засчитывают прыжки с "прибавками", которые по своей длине превышают предыдущие. Испытуемый имеет право на пробную попытку.
8. Подтягивание в висе на перекладине . Выполняют из положения вис хватом сверху, руки на ширине плеч. Темп выполнения произвольный. Подтягивание считается выполненным, если при сгибании рук подбородок находится выше перекладины. Не засчитывается попытка при вспомогательных движениях ног и туловища.
9. Бросок набивного мяча весом 2 кг вперёд из-за головы . Выполняют из положения сидя, ноги врозь, мяч в вытянутых руках над головой. Перед броском спортсмен занимает у линии старта положение при котором тазовый угол, образуемый при разведении ног, не выходит за стартовую линию. Дальность броска измеряют рулеткой.
10. Выкрут рук с палкой . На палке нанесены деления с точностью до 1 см (или наклеена сантиметровая лента). Из положения стоя руки внизу хватом палки сверху. Поднимают прямые руки вверх и переводят палку назад за спину. Не сгибая рук в локтевых суставах, возвращают палку в исходное положение. Определяют расстояние между внутренними точками хвата.
11. Наклон вперёд . Выполняется из положения стоя на гимнастической скамейке, ноги вместе, выпрямлены. Глубину наклона измеряют по расстоянию между кончиками пальцев рук и верхней поверхностью скамейки с помощью 2-х укреплённых вертикально к скамейке линеек таким образом, чтобы нулевые отметки совпадали с верхним краем скамейки. Одна линейка обращена вверх, другая - вниз. Если кончики пальцев испытуемого ниже верхнего края скамейки результат записывают со знаком +, если выше cо знаком - . Не разрешается сгибать колени и делать рывковые движения.
2. Оценка результатов тестирования .
В таблице 1 дан перечень видов спорта с указанием комплекса обязательных (++) и дополнительных (+) упражнений для тестирования. В зачёт спортсмену идут результаты выполнения 5 обязательных и 3 дополнительных тестов. В качестве последних могут быть использованы любые другие из числа приведённых в программе упражнений. В таблице 2 и 3 приведены шкалы единых нормативных требований для оценки уровня развития физических качеств и двигательных способностей. По ряду упражнений, характеризующих главным образом подвижность в суставах или некоторые важные для спорта психофизиологические механизмы, нормативные требования одинаковы для всех возрастных категорий. По этим показателям с возрастом могут наблюдаться негативные сдвиги.
Контрольные тесты-упражнения
Тест 1. Бег 30 м с высокого старта. В забеге принимают участие не менее двух человек. По команде «На старт!» участники подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде «Внимание!» наклоняются вперед и по команде «Марш!» бегут к линии финиша по своей дорожке. Время определяют с точностью до 0,1 с.
Тест 2. Прыжки в длину с места. На площадке проводят линию и перпендикулярно к ней закрепляют сантиметровую ленту (рулетку). Учащийся встает около линии, не касаясь ее носками, затем, отводя руки назад, сгибает ноги в коленях и, оттолкнувшись обеими ногами, сделав резкий мах руками вперед, прыгает вдоль разметки. Расстояние измеряется от линии до
сзади стоящей пятки любой ноги. Даются три попытки, лучший результат идет в зачет. Упражнение требует предварительной подготовки для выработки координации движений рук и ног.
Тест 3. Челночный бег 3 х 10 м. Забеги могут быть по одному или по два человека. Перед началом бега на линию старта для каждого кладут два кубика. По команде «На старт!» участники выходят к линии старта. По команде «Внимание!» они наклоняются и берут по одному кубику. По команде «Марш!» бегут к финишу, кладут кубик на линию и, не останавливаясь, возвращаются за вторым кубиком и также кладут его за линию финиша. Бросать кубики запрещается. Секундомер включают по команде «Марш!» и выключают в момент касания кубиком пола. Результат фиксируют с точностью до 0,1 с.
Тест 4. Подтягивание: мальчики в висе на высокой перекладине, девочки - в висе лежа на подвесной перекладине (до 80 см). И те и другие подтягиваются хватом сверху. По команде «Упражнение начинай!» производят подтягивание до уровня подбородка и опускание на прямые руки. Выполнять плавно, без рывков. Тело не выгибать, сгибание ног в коленях и дергание ногами не разрешается. В этом случае попытка не засчитывается. Количество правильных выполнений идет в зачет. Девочки подтягиваются, не отрывая ног от пола.
Тест 5. Наклоны вперед из положения сидя на полу. Нанесите мелом на полу линию А - Б, а к ее середине - перпендикулярную линию, которую размечают через каждый 1 см. Ученик садится так, чтобы пятки оказались на линии А - Б. Расстояние между пятками 20-30 см, ступни вертикальны. Партнер (или двое) прижимает колени упражняющегося к полу. Выполняют три разминочных наклона и четвертый зачетный на результат, который определяют по касанию сантиметровой разметки средним пальцем соединенных вместе рук.
Тест 6. Шестиминутный бег . Бег можно выполнять как в спортивном зале по размеченной дорожке, так и на стадионе по кругу. В забеге одновременно участвуют 6-8 человек. Столько же учеников по заданию учителя занимаются подсчетом кругов и определением общего метража. Для более точного подсчета беговую дорожку целесообразно разметить через каждые 10 м. По истечении 6 мин бегуны останавливаются, и контролеры подсчитывают метраж для каждого из них.
Тест 7. Преодоление полосы из пяти препятствий в спортивном зале. Для ее сооружения используют обычный гимнастический инвентарь и оборудование. Это упражнение комплексное, имеющее прикладное значение и требующее от учащихся не только физических усилий, но и проявления таких качеств характера, как смелость, решительность, находчивость. Перед преодолением всей полосы детям необходимо пройти предварительную подготовку в отдельных упражнениях под контролем учителя. Полосу комплектуют так, чтобы каждое препятствие требовало проявления определенных двигательных качеств, их чередования. Сложность этапов определяет педагог. Ниже дается примерное описание
полос препятствий для учащихся I - II и III - IV классов. В соответствии с размерами зала, наличием инвентаря и оборудования каждый учитель самостоятельно видоизменяет и дополняет полосу препятствий.
I
- II классы. 1. На двух гимнастических матах в длину из положения лежа на спине, руки вверх перекаты на живот -на спину (2 раза), встать.2. Ходьба по рейке гимнастической скамейки, руки в стороны.
3. Подтягивание лежа на животе по наклонной гимнастической скамейке, один конец которой закреплен на козле (высота 80-90 см). После подтягивания встать на козла и сделать соскок на гимнастический мат в гимнастический обруч.
4. Ползание по-пластунски по трем гимнастическим матам в длину.
5. Перемещение ногами по гимнастической стенке с перехватом руками влево или вправо до 4-й рейки от пола, с последующим прыжком в глубину на гимнастический мат.
Ill - IV классы . 1. На двух гимнастических матах в длину два кувырка вперед (слитно), встать.
2. С 3-5 шагов разбега прыжок на козла в ширину в упор на колени; перейти на носки, встать, соскок на гимнастический мат способом, указанным учителем.
3. Ходьба по бревну (высота 60-70 см), руки в стороны, соскок прогнувшись на гимнастический мат.
4. Ползание по-пластунски по трем гимнастическим матам в длину под натянутыми резинками (тесьмой), закрепленными на стойках на высоте 35-40 см. Тесьму не задевать!
5. Метание малого мяча в вертикальную (горизонтальную) цель с 5-7 м. Этап можно заменить прыжком в длину через «ров» шириной до 80 см с приземлением на гимнастический мат.
Все описанные тесты-упражнения, как мы уже говорили, оценивают по специальным таблицам, и по набранной сумме очков определяют уровень подготовленности учащихся. Низкая подготовленность - менее 7 очков, удовлетворительная - 7-18 очков, хорошая - 19-35, отличная - более 35 очков.
ОПТИМАЛЬНО-МИНИМАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (ОСНОВНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА)
ДевочкиВозраст (лет)
Челночный бег Зх 10 м(сек)
Подтягивание из виса лежа (раз)
Шестиминутный бег (метры)
Мальчики
Возраст (лет)
Контрольные упражнения (тесты)
Бег 30 м с высокого старта (секунды)
Прыжки в длину с места (сантиметры)
Челночный бег Зх 10 м(сек)
Подтягивание из виса (количество)
Наклоны вперед сидя на полу (сантиметры)
Шестиминутный бег (метры)
Преодоление пяти препятствий в зале (количество ошибок)
1. Бег скоростной (спринтерский) на дистанцию 30, 60 или 100 метров. Выбирается одна из дистанций.
Тестирование проводится в спортивном зале (если позволяют его размеры) либо на спортивной площадке. Забег проводится с высокого старта после предварительной 5-7-минутной разминки. Регистрируется время пробегания заданного отрезка в секундах с десятыми долями. Для регистрации результата понадобится секундомер. При тестировании на улице необходимо соблюдать гигиенические нормы, а также учитывать погодные условия. Не рекомендуется проводить забеги во время дождя и сразу после него: а также при температуре воздуха свыше 30° С и ниже 0°С. Одежда учащихся должна быть легкой и удобной, не стесняющей движения - это также важно для результата.
2. Челночный бег 3 х 10 м. Тест проводится в спортивном зале или аналогичном помещении. На расстоянии 10м друг от друга устанавливаются какие-либо предметы, хорошо заметные, но не способные причинить травму при столкновении с ними. Задание состоит в том, чтобы, стартовав по команде учителя, студент трижды пробежал расстояние от одного предмета до другого, огибая его и бегая по траектории в форме цифры 8. Для оценки ловкости координационных способностей рассчитывается разница между тестом бег на 30 м и челночным бегом, результат в котором всегда более низкий (то есть время бега больше). Чем меньше разница, тем выше координационные способности.
Обычно челночный бег занимает примерно в 2 раза больше времени, чем гладкий бег на ту же дистанцию 30 метров. Измеряется время бега в секундах с десятыми долями (сотые доли секунды округляются до ближайшего целого значения).
3. Бег на лыжах свободным стилем (оценка выносливости) на дистанцию 1000 метров или шестиминутный бег на лыжах свободным стилем:
Бег в течении 6 минут – это один из тестов, предложенных известным американским врачом К.Купером для оценки аэробных возможностей человека и его выносливости. Его можно проводить как в спортивном зале, так и на стадионе. При этом следует учитывать, что результаты на стадионе бывают обычно более высокими, так что лучше всегда делать одинаково. После разминки по команде «СТАРТ» начинается забег, который длится ровно б минут (360 секунд), а регистрируется то расстояние, которое каждый пробежал за это время. Преодоленная дистанция измеряется в метрах.
Для теста в беге на дистанцию 1000 м результатом является время преодоления дистанции в секундах, например, если результат составил 4 мин 40 с, в анкету вписывается 280 секунд (т.е. 4 х 60с + 40с = 280с).
5. Подтягивания на перекладине. Тест обычно выполняется в спортивном зале.
Следите, чтобы подтягивание было полным, то есть в начале каждого цикла руки были полностью распрямлены, а в конце, чтобы подбородок возвышался над перекладиной хотя бы на 1-2 сантиметра. В противном случае этот тест ничего не даст. Тест выполняется в максимально возможном темпе.
Для девушек тест заменяется на сгибание-разгибание туловища на гимнастической скамейке (или на низкой перекладине).
5. Прыжок в длину с места. Тест может проводиться как в зале, так и на стадионе. В зале необходимо использовать мягкие маты. Прыжок производится после разминки из положения «стоя обеими ногами на линии старта». Дальность прыжка измеряется с помощью сантиметровой ленты от линии старта до точки приземления, за которую принимается наиболее близкая к линии старта точка соприкосновения любой части тела с землей (при правильной технике прыжка это обычно бывает пятка).
Длина прыжка измеряется в сантиметрах.
6. Гибкость оценивается при максимальном наклоне вперед (в см) сидя (стоя) с выпрямленными в коленях ногами на полу (ступеньке) с нулевой отметкой на уровне стоп. Касание пальцами отметки дальше (ниже) нулевой точки с сохранением позы не менее 2 с дает положительный результат, ближе (выше) со знаком «-». В зачет идет лучшая из трех попыток.
7. Быстрота реакции измеряется с помощью теста «падающей линейки». Между разведенными на 2-3 см большим и указательным пальцами испытуемого вертикально помещается деревянная линейка так, чтобы отметка «О» была на уровне этих пальцев. Линейку без предупреждения отпускают, она падает вниз, а испытуемый должен ее поймать. Фиксируется длина линейки в месте ее захвата пальцами. Чем больше эта длина - тем ниже скорость реакции. В зачет идет лучшая из трех попыток.
Протокол
результатов и оценки уровня физической подготовленности
Тесты для оценки физических качеств
мышечная сила
тест "Крауса - Вебера"
1. Для определения силы мышц живота и разгибателей тазобедренного сустава используется упражнение "сед из положения лежа на спине, руки за головой". В том случае, если ученик не может подняться, он получает 0 баллов, если выполняет упражнение частично с помощью преподавателя - 5 баллов, при правильном самостоятельном выполнении - 10 баллов.
2. Для определения силы мышц живота используется упражнение "сед из положения лежа на спине с согнутыми коленями". Подсчет баллов делается так как и при выполнении первого упражнения.
3. Для определения силы мышц-сгибателей тазобедренного сустава и мышц живота применяется упражнение "поднимание ног из положения лежа на спине". Ученик, который тестируется должен поднять ноги на высоту 10 дюймов (25,4 см) над полом и как можно дольше удержать их в этом положении. За каждую секунду присуждается один балл. Максимальное количество присуждаемых баллов - 10.
4. Для определения силы мышц спины используется упражнение "поднимание туловища из положение лежа на животе". Тот, кто тестируется ложится на живот на специальную подушку, руки кладет за голову.
Партнер фиксирует его ноги, после чего он поднимает туловище и удерживает его в этом положении на протяжении 10 с. Подсчет баллов проводится так, как в предыдущем упражнении.
5. Исходное положение следующего упражнения - "поднятие ног в положении лежа на животе": - такое же, как и в предыдущем. Партнер фиксирует верхнюю часть его туловища, после чего испытуемый поднимает прямые ноги над полом и удерживает их в этом положении на протяжении 10 с.
Подсчет баллов проводится также, как в упражнении 3.
6. Последнее упражнение - наклон туловища - выполняется с целью определения уровня развития гибкости. Тестируемый должен тронуть кончиками пальцев пол - в этом случае упражнение считается выполненная. Если же он не дотягивается до пола, то результат составляет количество сантиметров от пола до кончиков пальцев со знаком минус.
Подсчитывается общее количество баллов. Краус считает, что лица, которые не в состоянии выполнить эти минимальные требования, не могут считаться в достаточной степени физически развитыми.
Тесты для определения быстроты
а) Сидя за столом, рука на столе. Выполняя движения только кистью, за 10 секунд нанесите на лист бумаги карандашом максимальное количество точек.
б) Стоя, в согнутую под прямым углом правую руку возьмите линейку вертикально так, чтобы её нулевая отметка была на одном уровне с мизинцем. Разожмите, отпуская линейку, и сразу же как можно быстрее вновь сожмите пальцы рук. Чем меньше расстояние от нижнего края линейки до ладони, тем лучше.
в) Бег на месте в течение 10 секунд. Чем большее количество шагов вам удастся сделать за это время, тем лучше результат.
Тесты для определения выносливости
1. Измеряем пульс
Измерьте свой пульс. У здорового человека он должен быть около 60–80 ударов в минуту. Начинайте приседать в спокойном темпе. После того, как вы присели 20 раз, снова измерьте пульс. Если он увеличивается более, чем на 20 ударов в минуту, это означает, что ваша сердечно-сосудистая система не вполне адекватно реагирует на небольшую физическую нагрузку. Поэтому имеет смысл задуматься о том, чтобы обследоваться у врача - это во-первых, а во-вторых - что вам в жизни не хватает физической нагрузки.
2. Измеряем давление
Почти такой же способ оценить свою выносливость существует и с измерением артериального давления. У здорового человека давление около 120 на 80. Измерив давление, сделайте новое измерение. Если давление повышается более, чем на 20 миллиметров ртутного столба, вам нужно обследовать свои сосуды: ваша сердечно-сосудистая система не готова к таким нагрузкам.
3. Встаем на дорожку
Более сложный способ - это сходить в тренажерный зал и встать на беговую дорожку, включить скорость 6 километров в час и посмотреть, через какое количество времени ваш пульс увеличится на 20 ударов в минуту. Если это происходит через 3–4 минуты или раньше, это тоже повод задуматься о состоянии вашей сердечно-сосудистой системы.
4. Измеряем дыхание
Можно оценить выносливость, считая количество вдохов и выдохов. Обычно человек в минуту совершает 14–18 дыхательных движений (вдох с выдохом). Потом дайте себе нагрузку - те же 20 приседаний или 5 минут ходьбы на дорожке со скоростью 6 километров в час и посмотрите, насколько участилось ваше дыхание. Если у вас появилась одышка, если вам трудно дышать, или если частота дыхания увеличилась на треть и более - значит, у вас проблемы с выносливостью дыхательной системы, она плохо адаптируется к физическим нагрузкам.
Тесты для определения гибкости
1. Подвижность в плечевом суставе. Испытуемый, взявшись за концы гимнастической палки (веревки), выполняет выкрут прямых рук назад. Подвижность плечевого сустава оценивают по расстоянию между кистями рук при выкруте: чем меньше расстояние, тем выше гибкость этого сустава, и наоборот. Кроме того, наименьшее расстояние между кистями рук сравнивается с шириной плечевого пояса испытуемого. Активное отведение прямых рук вверх из положения лежа на груди, руки вперед. Измеряется наибольшее расстояние от пола до кончиков пальцев.
2. Подвижность позвоночного столба. Определяется по степени наклона туловища вперед. Испытуемый в положении стоя на скамейке (или сидя на полу) наклоняется вперед до предела, не сгибая ног в коленях. Гибкость позвоночника оценивают с помощью линейки или ленты по расстоянию в сантиметрах от нулевой отметки до третьего пальца руки. Если при этом пальцы не достают до нулевой отметки, то измеренное расстояние обозначается знаком «минус» (-), а если опускаются ниже нулевой отметки - знаком «плюс» (+).
«Мостик». Результат (в см) измеряется от пяток до кончиков пальцев рук испытуемого. Чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.
3. Подвижность в тазобедренном суставе. Испытуемый стремится как можно шире развести ноги: 1) в стороны и 2) вперед назад с опорой на руки. Уровень подвижности в данном суставе оценивают по расстоянию от пола до таза (копчика): чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.
4. Подвижность в коленных суставах. Испытуемый выполняет приседание с вытянутыми вперед руками или руки за головой. О высокой подвижности в данных суставах свидетельствует полное приседание.
5. Подвижность в голеностопных суставах. Измерять различные параметры движений в суставах следует, исходя из соблюдения стандартных условий тестирования: 1) одинаковые исходные положения звеньев тела; 2) одинаковая (стандартная) разминка; 3) повторные измерения гибкости проводить в одно и то же время, поскольку эти условия так или иначе влияют на подвижность в суставах.
Пассивная гибкость определяется по наибольшей амплитуде, которая может быть достигнута за счет внешних воздействий. Ее определяют по наибольшей амплитуде, которая может быть достигнута за счет внешней силы, величина которой должна быть одинаковой для всех измерений, иначе нельзя получить объективную оценку пассивной гибкости. Измерение пассивной гибкости приостанавливают, когда действие внешней силы вызывает болезненное ощущение.
Тесты для определения ловкости
1. Челночный бег 3 раза по 10 м (определяется способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки).
Ребенок встает у контрольной линии, по сигналу «марш» (в этот момент воспитатель включает секундомер) трехкратно преодолевает 10-метровую дистанцию, на которой по прямой линии расположены кубики (5 шт.). Ребенок обегает каждый кубик, не задевая его. Фиксируется общее время бега.
2. Статическое равновесие (тест выявляет и тренирует координационные возможности детей).
Ребенок встает в стойку - носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящей ноги - и пытается при этом сохранить равновесие. Ребенок выполняет задание с открытыми глазами. Время удержания равновесия фиксируется секундомером. Из двух попыток фиксируетса учший результат.
3. Подбрасывание и ловля мяча (тест на ловкость и координацию).Ребенок принимает исходное положение (ноги на ширине плеч) и двумя руками подбрасывает вверх мяч диаметром 15-20 см как можно большее количество раз. Ребенку предлагается сделать 2 попытки. Фиксируется лучший результат.