Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Родословная асаны. Лечебное действие древних асан хатха - йоги

Какими они бывают и как влияют на наше тело и ум - рассмотрим далее.

Определение

Не только новички, но даже опытные ученики не всегда четко понимают и могут ответить, что такое асана в йоге, и чем она отличается от обычной или . Простыми словами определение термина «асана» будет звучать так - это статическое положение тела, в котором человек находится определенное время.

При выполнении асан никогда не применяются резкие движения - все переходы осуществляются максимально плавно, мягко и аккуратно по отношению к своему телу.

Также при выполнении асан очень важна последовательность, ведь эти позы призваны, прежде всего, воздействовать на наши сознание и ум, а потом уже - на физическую оболочку.

Знаете ли вы? В американской армии йогические асаны применяются вместо утренней зарядки, а в России асаны используются для подготовки космонавтов, разведчиков, спасателей и подводников.

В каждом названии позы имеется второе составляющее слово «асана», первое слово может означать вид животного (Бхуджангасана - поза кобры, Бакасана - поза вороны), имя изобретателя асаны или же называть схожую по форме геометрическую фигуру (Триконасана - поза вытянутого треугольника) или предмет.
До сих пор точно неизвестно, каким образом возникли асаны. Считается, что изначально было всего несколько асан, которые нужно было выполнять в сидячем положении, что лучше всего способствовало .

Само слово асана переводится с санскрита как «сидение», «сидячее место», «место для сидения». В наиболее древнем трактате, где впервые упоминается слово «асана», говорится, что это удобная, неподвижная поза для медитации, в которой человек может быть расслабленным и максимально сосредоточенным.

Однако сами асаны там не перечислялись, и внимания им было уделено мало - в том время йоговские позы еще не получили такого развития.

Позже количество асан начало расти, они становились более разнообразными и сложными, оказывающими действие на суставы, внутренние органы или гормональную систему.

Однако стоит понимать, что асана - это не самостоятельная техника и не самоцель , это лишь ключевой фактор к .

Таким образом, для правильного выполнения асан нужно соблюдать несколько условий:

  1. Неподвижность (необязательно в сидячем положении).
  2. Максимальное расслабление.
  3. Плавное йоговское дыхание. В йоге не допускается никаких задержек дыхания во время асан, кроме специальных упражнений.
  4. Концентрация внимания.
  5. Остановка потока мыслей.
Стоит понимать, что асаны являются лишь небольшой частью йоги.

Помимо асан практика состоит из виньяс (динамически выполненных асан), пранаямы (техники дыхания), шаткарм (практик для очищения организма и сознания) и, конечно же, медитации.

Классификация асан

С классификацией асан существует некая путаница, поскольку разные учителя и школы йоги могут иметь свое виденье и представлять разные классификации.

Однако все асаны, в целом, можно разделить на несколько больших групп:

  • Асаны в положении сидя. Эти виды асан наиболее часто применяются для глубокой медитации. При выполнении очень важно следить за коленными, тазобедренными и голеностопными суставами, которые нагружаются более остальных. Если выполнять асану сложно, разрешается использовать под ягодицы специальные скамеечки, одеяла, кирпичи и прочее. В этих позах спина должна быть прямой, а - свободным. Несмотря на внешнюю простоту, сидячие асаны у многих вызывают сложности и дискомфорт из-за отсутствия и слабой физической подготовки. Самые распространенные позы: открытая и закрытая Вирасана, поза лотоса (Падмасана), Ваджрасана (поза алмаза).

  • Асаны с наклоном туловища вперед . Среди основных поз: Пашчимоттанасана и Уттанасана (наклоны вперед в сидячем и стоячем положении).

  • Асаны с наклоном туловища назад (прогибы). Стимулируют раскрытие плечевых суставов, грудного отдела и поясницы. Уштрасана (поза верблюда), Матсиасана (поза рыбы), Капотасана (поза голубя).

  • Скрутки. Связаны с поворотами корпуса. Самым важным условием правильного выполнения этого вида асан является свободное дыхание: если дышать тяжело, значит, скрутка выполнена «чересчур». Одни из самых распространенных: поза перевернутого треугольника, половинная скрученная поза.

  • Асаны в положении стоя. Считается, что эти положения возникли позже остальных. В этом виде поз также присутствуют элементы наклонов и прогибов. Самые популярные: Вирабхадрасана I, II, III (поза воина), Тадасана (поза горы).

  • Балансовые асаны. Призваны тренировать чувство равновесия. Считаются сложными: чтобы получилось выполнить баланс, необходим полный контроль над всем телом, спокойное состояние ума, высочайшая сосредоточенность и внимание. Однако, если вы научитесь балансировать, то сможете обрести и внутренний баланс и гармонию. Основные позы: ласточка, Врикшасана (поза дерева), Гарудасана (орлиная поза).

  • Силовые асаны. Выполнение этих положений поможет укрепить выносливость, и мышечный аппарат. Крайне важно при выполнении не задерживать дыхание и не выполнять положение на пределе возможностей. Основные силовые асаны: Шалабхасана (поза саранчи), Маюрасана (поза павлина).

  • Перевернутые позы. Самыми известными являются стойка на голове, руках или предплечьях. Но в число перевернутых асан входят любые положения, при которых голова оказывается ниже корпуса и ног. Поэтому даже обычная «березка» также относится к перевернутому положению.

  • Асаны на расслабление. Шавасана - финальная асана после практики, выполняется в лежачем положении. Также часто применяется Баласана (поза вытянутого ребенка).

Некоторые асаны можно назвать комбинированными, к примеру, Бакасана - поза вороны. При ее выполнении выполняется стойка на руках, при этом колени нужно упереть в подмышечные впадины или плечи. Потому здесь сочетаются силовой и балансовый виды.

Важно! Выполняя асаны любой сложности, ни в коем случае нельзя допускать нестерпимой боли, сильного дискомфорта или непосильного напряжения. В йоге считается, что любая боль является для организма страданием, а это диаметрально противоположно достижению внутренней гармонии и баланса.

Основные асаны

Согласно древней легенде, Шива придумал более 8 млн. положений, однако лишь 84 позы были доступны для людей. Йогины не раз пытались подсчитать, сколько поз в йоге существует на самом деле, но сделать это кран сложно.

Во-первых, учителя йоги постоянно придумывают и добавляют новые асаны. Во-вторых, может возникать путаница из-за разных названий для одного и того же положения. Сегодня считается, что в существует около 1300 основных асан вместе с вариациями выполнения.

Но чтобы практика проходила продуктивно, необходимо тренировать несколько базовых положений, без которых занятия йогой будут неполноценными.

К таким основным положениям относятся:
  • Поза лотоса - Падмасана. Очевидно, что сразу сесть в положение лотоса получится далеко не у каждого, поэтому существует несколько подготовительных упражнений на разработку тазобедренных суставов (наклоны и поперечное разведение ног). Это положение считается лучшим для медитации и одним из самых устойчивых.

  • Стойка на голове - Ширшасана. Именно это положение выполняется с опорой на предплечья. Часто Ширшасану называют королевой асан и самой главной позой в йоге. Но на практике ее довольно сложно выполнить, к тому же при выполнении есть высокий риск травмировать шею.

  • Собака мордой вниз - Адхо Мукха Шванасана. Одна из самых полезных йоговских поз, помогает снять напряжение со спины, вытянуть позвоночник. Асана может быть выполнена на разных этапах урока. При внешней простоте этой позы она дается многим не сразу: может округляться спина, будет напряжение в локтях и задней поверхности бедра.

  • Поза воина - Вирабхадрасана. Существует несколько вариаций этого положения. Чтобы комфортно себя чувствовать в позе, нужно обладать крепкими мышцами ног, развитым чувством баланса. В психологическом плане эта поза помогает обрести баланс между физическим телом и умом. Само название говорит о том, что положение призвано раскрыть мужество, силу воли и дух.

  • Шавасана или поза мертвеца . Является заключительным положением каждой йоговской практики, в котором можно полностью расслабиться, достичь спокойствия ума, сфокусироваться на своих ощущениях, заглянуть «внутрь своего существа». В этом положении важно не уснуть и не отключиться. Также во время Шавасаны нужно соблюдать абсолютную неподвижность.

Воздействие асан на организм

Огромное преимущество йоги в том, что практиками может заниматься абсолютно любой человек, независимо от его возраста, пола, физической подготовки и заболеваний.

У каждой асаны есть более простые и сложные вариации выполнения, которые подходят разным по опыту практикующим. При этом человек непременно получит пользу от , так как воздействует не только на тело, но и на ум.

Развитие тела и гибкости

У многих людей при мыслях о йоге сразу же возникает ассоциация с гибким, пластичным и грациозным телом. На практике это отчасти правда - изначально в делается акцент на ментальную работу, потому среди йогов прошлого было мало людей, которые отличались гибкостью от других.
В современном мире большая часть внимания во время практик уделяется именно развитию пластики. К тому же за последнее время появилось много новых асан, которые направлены на совершенствование тела.

Но одной только гибкостью дело не обходится. Йога является эффективной в процессе . Установлено, что регулярные занятия йогой на протяжении месяца при соблюдении адекватного помогут сбросить до 20% лишнего веса.

Стимуляция физиологических процессов

С помощью йоговских асан можно во многом улучшить свое самочувствие, облегчить или вовсе побороть некоторые , нормализовать работу целого организма.

Так, практики оказывают такое влияние на органы и системы нашего организма:

  • опорно-двигательный аппарат. В частности регулярные практики помогают улучшить состояние позвоночника и суставов. При систематических тренировках укрепляются , улучшается растяжка. Также некоторые асаны помогут справиться с травмами и заболеваниями суставов, убрать мышечные зажимы и блоки, раскрепостить тело;
  • дыхательная система. В процессе практики необходимо обращать внимание на дыхание: оно должно быть среднеглубоким, плавным, ровным, медленным. За время занятия кровь насыщается кислородом, организм приходит в тонус и обретает бодрость;
  • органы и процессы пищеварения. При помощи специальных асан можно улучшить перистальтику кишечника, наладить стул, привести в норму . Такие эффекты достигаются при помощи правильного дыхания, скруток и перевернутых асан. К тому же длительная практика асан повлияет на ваше питание и пищевые предпочтения - пища станет более здоровой, натуральной и полезной;

  • гормональная система и репродуктивное здоровье. Многие асаны в йоге направлены на проработку тазобедренных суставов, эти позы помогают наладить кровообращение в области малого таза, сократить объем венозной крови. В результате нормального кровообращения начинает правильно формироваться эндометрий, а значит - повышаются шансы . Также при помощи некоторых асан можно минимизировать болевые ощущения при критических днях;
  • мочеполовая система. Опять-таки из-за воздействия асан на органы малого таза в этой области улучшается кровообращение, устраняются застойные явления;
  • сердечно-сосудистая система. Пользу и эффект от занятий йогой при болезнях сердца и сосудов можно сравнить с быстрой ходьбой или медленным бегом. При помощи асан можно нормализовать артериальное давление, снизить количество плохого . Медитативные асаны снижают уровень стресса, а потому приводят в норму состояние стенок сосудов. При регулярных тренировках снижается риск получить или .

Знаете ли вы? Согласно статистике, 90% всех занимающихся йогой - женщины. Этому есть несколько объяснений: женщины больше занимаются своим здоровьем и внешностью, а также у барышень более высокий интерес к духовным и эзотерическим практикам.


Улучшение энергетики

Работа с энергетической плоскостью человека является первоочередной в занятиях йогой. И асаны здесь являются не просто положениями тела - это продуманные положения, при выполнении которых происходит воздействие на разные энергетические центры.

Однако больше всего на энергетику человека влияет концентрация ума и прекращение мысленного потока.

Асаны способствуют обретению гармонии между физическим и духовным, помогают наладить диалог с самим собой, познать себя. Выполняя асаны, можно научиться по-настоящему расслабляться и сосредотачиваться.

Согласно учению йоги, в каждом человеке циркулирует энергия, и если ее ход нарушен, человек начинает проявлять отрицательные качества. Выполнение асан помогает наладить циркуляцию энергии в теле, нормализовать работу (центров энергии) и в результате достичь полной гармонии со своим естеством.
Конечно, нельзя сказать, что, только практикуя йоговские асаны получится разрешить все жизненные проблемы и трудности, но регулярная практика позволит вам находить баланс там, где кажется, что мир уходит из-под ног, радоваться каждому дню и любым мелочам, обрести гармонию с собой и окружающим миром.

Происхождение його-поз известных под названием как: АСАН, теряется в туманной древности индийских легенд. Согласно одной легенде, Бог - ШИВА продемонстрировал 8400 физических упражнений (асан), необходимых для развития человеческого тела, здоровья и достижения в высшей степени познания себя. Из всех этих поз (асан) до наших дней дошло только лишь 84, а число их используемых для укрепления и сохранения здоровья составляет лишь от 20 до 30. Эти асаны были придуманы высокоразвитыми цивилизациями, народностями: ришами и макаришами - великими мудрецами древней Индии и йогами высшего порядка, которые были мастерами своего дела и обладали самыми изумительными физиологическими достижениями. Все эти позы пришли из глубины веков и приняли в наше время настоящие формы.

Кроме поз специально используемые для психологического совершенствования (раджа-йога), позы асан хатха йоги чрезвычайно полезны для организма человека. Нет никакой надобности излишне расхваливать их, т.к. недавно индийский научно-исследовательский институт - йоги, совместно с известными учёными терапевтами, раскрыли медицинские тайны, лежащие в основе индийский асан.


Всем известно, что здоровье человеческого тела зависит от состояния клеток и тканей. Для того, чтобы ткань тела была здоровой, ей необходимо:

1. Регулярное правильное питание, безукоризненное функционирование желез внутренней секреции (эндокринных).

2. Быстрое и полное выделение отбросов пищеварения и продуктов распада из организма.

3. Здоровое и безупречное функционирование нервной системы.

По-этому ясно, что пищеварительная и кровеноснососудистая системы должны быть в безупречном состоянии, чтобы иметь возможность снабжать ткань питательными, жизненно важными и необходимыми веществами.

Рассмотрим, как влияют асаны хатха-йоги на организм человека -- на органы пищеварения и кровобращения. Прежде всего рассмотрим действие асан на пищеварительную систему. Органы пищеварения находятся в брюшной полости, которая поддерживается снизу тазом, а спереди и по сторонам сильными мышцами. Природа обеспечила эти органы и регулярным массажем, поднимая и опуская диафрагму, при акте дыхания человека, что обеспечивает их - полноценное функционирование.

Ежеминутно пищеварительные органы получают от 40 до 50 автоматических толчков-массажей, необходимых для поддержания их здоровья. К сожалению, современное поколение людей не умеют правильно дышать, а это значит, что их дыхание атрофировалось и мышцы живота прекратили свой рост и совершенно ослабли. Вследствии этого, из-за недостаточного массирования органов пищеварения нарушается деятельность последних, а для того, чтобы восстановить их здоровье необходимо прибегнуть к помощи асан. Асаны не только обеспечивают эти органы внешним необходимым массажем, но и дают им единственные в своём роде внутренние упражнения, которых не даёт ни один спорт в мире. Медицине известно, что мышцы сохраняют эластичность в силу их сокращения и растяжения. Асаны же дают полную нагрузку на мышцы спины и живота. Высшая красота упражнений йога, наиболе е выражена в таких упражнениях, как УДДИАННА и НАУЛИ. Правда эти две асаны наиболее трудновыполнимы, но овладение ими стоит затраченных усилий, ибо они дают самые поразительные результаты в развитии брюшных мышц и оказывают наилучшее действие на органы пищеварения и брюшной полости. Первое, что делают эти упражнения, это массируют внутренние органы в вертикальном, а во втором, в горизонтальном направлениях. Сила мышц живота необходима, не только для массажа внутренних органов, но для того, чтобы удержать на положенных местах внутренние органы.

В брюшной полости внутренние органы свободно висят или прилегают непосредственно к задней стенке, требуя сильной поддержки спереди, чтобы предотвратить их соскальзование со своих мест, (опущение желудка, кишек, почек). Йога-позы (асаны) не только поддерживают тонус брюшных мышц, но также помогают поддерживать и подправлять (устанавливать) в надлежащие места внутренние органы.

КРОВЕНОСНО - СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА КРОВООБРАЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА


МАЛЫЙ И БОЛЬШОЙ КРУГ КРОВООБРАЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Кровообращение, выполняя задачу доставки питания от органов пищеварения к тканям, является одним из главных факторов (решающих) здоровья и жизни тканей, поэтому здоровое состояние кровеносно-соссудистой системы имеет огромное значение. Самым важным и самым сильным органом кровеносно-сосудистой системы является - сердце, представлящее собой сильную мышцу. Благодаря йога - упражнениям сердечную мышцу можно сделать более упругой, более сильной и более мощной.


Упражнения УДДИЯНА и НАУЛИ массируют сердце снизу, благодаря поднятию диафрагмы.

УДДИЯНА БОНДХА В ПОЗЕ ЛОТОСА


ОТДЕЛЬНЫЙ ФРАГМЕНТ ВЫПОЛНЕНИЯ УДДИЯНА БОНДХА


УДДИЯНА БОНДХА и НАУЛИ

Это очень сильное, мощное упражнение! Оно развивает, восстанавливает и стимулирует деятельность органов брюшной полости. УДДИЯНА означает - полёт вверх, а БОНДХА - как-бы удерживает или сдерживает этот полёт.

Для того, чтобы практиковаться в НАУЛИ, Вы должны, сначала научиться выполнять в совершенстве УДДИЯНА БОНДХА. Это одно из лучших упражений, но выполнять его рекомендуется, только на пустой желудок.

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ: Стоя, ноги врозь на ширине плеч, туловище слегка наклоните вперёд, ладони рук упираются в бёдра, колени чуть согнуты.

1. После полного його вдоха, медленно начинаем втягивать стенку живота.Затем, сделайте сильный и резкий выдох через рот, при этом сохраняйте ваши лёгкие в состоянии полного выдоха. Сократите и с силой напрягите мышцы диафрагмы живота по направлению к спине, втягивая внутренности живота, слегка вверх. Это и есть УДДИЯНА БОНДХА, которая является первой стадией НАУЛИ.

Упражнение выполняется легче, если поясница прогибается назад, а кисти рук сжимают бёдра, занимаясь усердно, Вы приобретаете опыт во втягивании живота. Упражнение выполняется не очень легко, т.к вначале мышцы поддаются плохо контролю сознания. Однако, хорошо сосредоточившись, упражнение вполне может быть выполнимо.


2. Далее, расслабьте центр живота, а затем сократите правую и левую стороны его вертикали, вытолкнув все мышцы центра вперёд и напрягая обе стороны. Сохраните это состояние до тех пор, пока можете делать без больших усилий. Это вторая стадия НАУЛИ.

После нескольких вышеприведённых упражнений, сократите правую сторону живота и расслабьте мышцы левой, затем наоборот. Вскоре Вы почувствуете, что можете отдельно напрягать мышцы левой, правой стороны и центра. Затем медленно двигайте места сокращения и расслабления справа налево круговым путём, попеременно сокращая их. Сделайте это несколько раз, а затем это же самое в другую сторону. Помогайте себе лёгким сгибанием в сторону, где сокращаются мышцы. После длительной практики это будет выполняться быстро и в полном объёме. Упражняйтесь так несколько

Это упражнение можно выполнять: стоя, сидя в позе лотоса.

ЛЕЧЕБНЫЙ ЭФФЕКТ ВОЗДЕЙСТВИЯ: Это в высшей степени целебное упражнение для органов брюшной полости, самое мощное средство йогов от болей, запоров, растройства желудка. Оно тонизирует нервы солнечного сплетения, улучшает пищеварение, отводит газы, помогает согнать брюшной жир и укрепляет стенки желудка. С помощью этого упражения излечиваются такие заболевания как: аппендицит, катар толстой кишки, т.к. оно усиливает перестальтику кишечника и недаёт отходам пищеварения задерживаться в нём.


" Н А У Л И "

Остановимся более подробно на этой, в высшей степени целебной асане, под названием - НАУЛИ. Эта асана совершенно противоположна УДДИЯНА БОДХА. Её можно назвать также, как: Центральное Обособление прямых брюшных мышц живота.

В настоящее время известно четыре варианта НАУЛИ:

I вариант: НАУЛИ - МАДИЯМА - центральное обособление прямых мышц живота.

II вариант: НАУЛИ - ДАКШИНА - обособление прямой мышцы правой стороны.

III вариант: НАУЛИ - БЕМЭН - обособление прямой мышцы левой стороны.

IV вариант: НАУЛИ - КРИЙЯ - скручивание прямых мышц живота.

НАУЛИ является одним из самых трудных упражнений, т.к. при этом упражнении прямые и другие мышцы живота при сокращении вытягиваются вперёд, образуя перед животом твёрдую гряду. При выполнении этого упражнения, необходимо подчинить эти мышцы нашему контролю.




Выполнение упражнения - НАУЛИ

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ:

Положение тела такое же, как при УДДИЯНЕ. После энергичного выдоха начинаем выполнять УДДИЯНУ. В то же время, мы сокращаем мышцы брюшного пресса и выпячиваем их вперёд сильным точком. Для обособления правой прямой мышцы или левой, наклоняемся вправо или влево. Нажатим рук на колени мы можем помочь обособлению этих мышц.

Дакшина - Наули и Бемэн - Наули могут выполняться также, как обычная Наули, но только с попеременным нажатием рук на колени. Если брюшную мышцу нужно отвести вправо (Дакшина - Наули), то правая рука сильно нажимает на колено, а левая расслабляется. НАУЛИ можно научиться выполнять не менее, чем за несколько недель, но иногда на это может уйти и несколько месяцев упорной тренировки.

IV вариант НАУЛИ - КРИЙЯ - чередование напряжения прямых мышц живота, наиболее труден при выполнении.

Выполняется он следующим образом:

Бёдра медленно описывают большой круг, как в ХУЛА - ХУП (гаванский танец). Затем передают это ритмичное вращающее движение обособленным брюшным мышцам. Это упражнение выполняется без дыхания, после полного выдоха. После его окончания, делается энергичный вдох.

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ: Такой же, как и от УДДИЯНА - БОНДХА. Кроме того укрепляет глубоко лежащие спинные и брюшные мышцы и места их прикрепления. Все органы брюшной полости получают самомассаж, их деятельность стимулируется и приводится в равновесие. УДДИЯНА и НАУЛИ при выполнении их попеременно как бы вытягивают позвоночник и особенно в поясничном отделе. Кроме этого, эти упражнения являются большим подспорьем для тех, кто ведёт свою жизнь с половым воздержанием, т.к. они предупреждают ночное извержение семени (дневные или ночные поллюции).


Мышцу сердца можно содержать в безупречном состоянии. В ходе выполнения асан, каждое увеличение или уменьшение давления неизбежно действует на сердце.

Такие асаны как: БХУЖАНГАСАНА, САЛАБХАСАНА, ДХАНУРАСАНА, САРВАНГАСАНА, ВИПАРИТА - КОРАНИ, ХАЛАСАНА - все эти упражнения воздействуют на сердце боковым массажем и таким образом способствуют поддержанию его здоровья.



БХУДЖАНГАСАНА - поза КОБРЫ


САЛАБХАСАНА - поза Кузнечика

ДХАНУРАСАНА - поза дуги.


НИРАЛАМБА САРВАНГАСАНА - поза

Демонстрирует её: НАДА БАБА


ВИПАРИТА КОРАНИ - поза


ВИПАРИТА - КОРАНИ - более простая поза

ХАЛАСАНА - поза плуга

вввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввэ

эээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээ

жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж


АРДХА МАТСИАСАНА -поза полурыбы

ВЕНОЗНАЯ СИСТЕМА КРОВООБРАЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

ВЕНЫ ГОЛОВЫ


Венозная система кровообращения человека (вид спереди)



ВЕНЫ ГОЛОВЫ, КОНЕЧНОСТЕЙ НОГ И ШЕИ

Вены должны нести кровь из всех частей тела назад к сердцу, но не смотря на огромную тяжесть работы (стенки вен наиболее слабые) не всегда справляясь с работой, они расширяются (варикозное расширение вен), по-этому вены больше всего нуждаются в необходимом внимании. Уже тысячелетия тому назад, мудрецы Индии знали, как укрепить вены и вообще все кровеносные сосуды. Для этого необходимы такие упражнения как: СИРШАСАНА; САРАВАНГАСАНА; ВИПАРИТА - КОРАНИ; которые благодаря своему перевёрнутому положению тела человека, заставляют течь кровь к сердцу, без усилий с его стороны. Эти позы, при условии если выполнять их по нескольку минут ежедневно, способствуют уменьшению давления (внутреннего), что способствует продолжению жизни вен и кратковременный отдых получаемый ими во время выполнения этих асан вполне достаточен для их восстановления.


Ежедневное выполнение этих асан в течении нескольких минут позволяют получить поразительные результаты и могут даже вылечить варикозные вены (хотя это выглядит несколько неправдоподобно), но здесь нет ничего удивительного, если вспомнить об огромных возможностях человеческого организма.

Хотелось бы сказать ещё вот о чём, благодаря занятиям йога-асанами, сила мышц грудной клетки ещё больше увеличивается, а результаты занятий праноямами совместно с асанами станут ещё более очевидными.

САЛАБХАСАНА являясь квинт-эссенцией, считается прекрасным видом упражнения для лёгких, по-этому она называется: "ПРАНАЯМА - АСАНА". При выполнении САЛАБХАСАНЫ надо глубже вдыхать в себя воздух и удерживать его под высоким давлением в лёгких в течение нескольких секунд, пока не закончится это упражнение. Благодаря выполнению САЛАБХАСАНЫ в течении 2 - 3 -х раз в день, даже самая маленькая лёгочная альвеола, под мощным ритмом дыхания будет укрепляться и усовершенствоваться.

Асаны оказывают очищающее действие на дыхательные пути и при определённых показателях дополняются ещё праноямами. Во многих случаях они предохраняют нас от простуды и ангины. Такие асаны как: САРАВАНГАСАНА; ВИПАРИТА - КОРАНИ и СИНХАСАНА

Являются великолепными предохранительными средствами против ангины.


Здоровье тканей зависит не только от систематического приёма пищи, но также от безупречного функционирования желез внутреней секреции (см. Рис.) Неправильное или недостаточное функционирование любой из этих желез, может вызвать самое серьёзное расстройство.


Железы внутренней секреции со стороны спины

Поддержание здоровья щитовидной железы осуществляется асанами: САРАВАНГАСАНА; ВИПАРИТА - КОРАНИ; МАТСИАСАНА; принося большую пользу щитовидной и слизистой железам, а половым органам (железам) такие асаны как: УДИАНА и НАУЛИ.

Вторым условием сохранения здоровья тканей человека, является выделение и удаление отходов пищеварения. Если по какой-либо причине эти ядовитые вещества остаются в организме дольше чем необходимо (длительный запор), то они могут вызвать серьёзные расстройства организма.

ГАРМОНИЗИРУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕЛА.

Третья ступень Йоги и, вместе с тем, первая ступень Йогической практики есть Асана.

Сюда относятся упражнения, а точнее особые положения для тела. Это род физической гимнастики, назначение которой, в отличие от обычной атлетической гимнастики, заключается не в том, чтобы развить силу и крепость мышц и ловкость тела. Цель Асаны - дать систему физических упражнений тела, воздействующих главным образом на внутренние органы и на железы внутренней секреции, которые играют важную роль в поддержании равновесия обмена веществ, правильности функционирования нервной и кровеносной системы и т. д. Этим достигается восстановление утраченного здоровья и поддержание его в идеальном состоянии в течение всей жизни. Далее задача этих упражнений состоит в том, чтобы в соединении со специальными замками (Мудры, Бандхи) пробудить дремлющую силу Кундалини. Кроме того Асана дает упражняющемуся в Йоге ряд особых «сидячих» поз, наиболее пригодных для длительной концентрации и медитации.

Из всех 84 000 Асан, данных Шивой Махадэвой, 84 считаются наилучшими, а из числа 84 тридцать две асаны признаются самыми полезными для человека.

Практикующему Асаны можно дать несколько рекомендаций:

Все хатха-йогические позы следует проделывать очень осторожно и постепенно достигать требуемого положения тела. Нет такой Асаны, которой нельзя было бы овладеть в результате систематических усилий в течение нескольких месяцев. Один или два месяца практики делают все связки, мускулы и кости чрезвычайно эластичными. Даже старики могут практиковать Асаны.

Выбрав определенный ряд упражнений, ученик должен придерживаться только этих Асан, не меняя их и не прибавляя никаких, в течение всего времени. Пока он не овладеет ими в совершенстве (около 1 года по крайней мере).

Асаны нужно проделывать методично и пунктуально каждый день, либо утром и вечером, часть проделывая утром, а остальную часть - вечером, сообразуясь с тем, что некоторые позы легче удаются утром, другие же наоборот - вечером После небольшой прогулки или гимнастики все позы легко удаются и утром.

Продолжительность выполнения различных ассан и целых комплексов каждый организм определят себе сам, к нему нужно только прислушаться.

Упражняться в Асанах следует или совершенно без одежды, или в легком костюме, не стесняющем движений.

Если какое-либо упражнение вызовет усиленное сердцебиение или одышку, следует сразу же лечь в позу Шавасану и лежать пока не установится нормальное самочувствие.

Помните всегда, что всякая Асана, производимая насильно и поспешно, приводит к растяжению связок, производимая же осторожно и по правилам, устраняет все зажимы.

Очень ошибочно широко распространенное мнение, что Асаны, как и вся Йога вообще, выполнимы только теми, кто имеет исключительное здоровье и гибкость, кто еще молод и силен.

В Хатха-Йога-Прадипике говорится:

«Кто б ни принялся за Йогу,

В ней достигнет совершенства -

Молодой он или старый,

Дряхлый, слабый иль больной».

Известно, что одно из назначений Асан - излечить организм от различных болезней. Прибавим к этому, что практикой специальных Мудр и Бандх, в соединении с Пранаямой, Йог не только в состоянии устранить неизлечимые недуги, но также остановить разрушительное действие времени, вернув телу свежесть и вид 16-ти летнего юноши и, наконец, посредством Кхечари Мудры победить самую смерть, отдаляя ее на неопределенное время.

Из книги Золотая книга йоги автора Шивананда Свами

Из книги Йога. Теория и практика. автора Аров Борис

3. АСАНА ГАРМОНИЗИРУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕЛА.Третья ступень Йоги и, вместе с тем, первая ступень Йогической практики есть Асана.Сюда относятся упражнения, а точнее особые положения для тела. Это род физической гимнастики, назначение которой, в отличие от обычной атлетической

Из книги Простая йога. Лучшие асаны автора Липень Андрей

Асана 3. «Лук» (дханурасана) Описание. Исходное положение – лежа на животе после отдыха или сразу после предыдущего положения.Начните выполнение упражнения с более простого варианта и затем перейдите к полному.Простой вариант с одной ногой. Соедините ноги вместе, согните

Из книги автора

Асана 8. «Ребенок» (баласана) Перейдите в позу «ребенок» для расслабления. Опустите ягодицы на пятки, голову – вниз, лбом к

Из книги автора

Асана 10. Прямой угол, лежа на спине (урдхава прасарита пад асана) Описание. Исходное положение – лежа на спине, ноги согнуты в коленях, стопы на полу, поясница прижата к полу.Поднимите ноги вертикально вверх, перпендикулярно полу, стремитесь полностью выпрямить их в

Из книги автора

Асана 8. «Лук» (дханурасана) Описание. Исходное положение – лежа на животе. Начните выполнение с более простого варианта позы «лук» и затем перейдите к

Из книги автора

Асана 1. «Стрекоза» Описание. Из положения «ребенок» перейдите в позу «восемь точек тела» (эта асана подробно описана в комплексе «Приветствие солнца»). Опустите грудную клетку к полу, как можно ближе к коленям. Если не получается, можно подать корпус немного вперед, чтобы

Из книги автора

Асана 3. «Кобра» Описание. Поза подробно описана в комплексе «Приветствие солнца». Соедините ноги вместе, упритесь ладонями в пол на уровне плеч, локти направлены вверх. Поднимите голову, грудную клетку, подключите руки. Задержитесь, толкая грудную клетку вперед и вверх.

Из книги автора

Асана 8. Наклон к одной ноге (джану ширш асана) Описание. Опустив руки на пол, согните правую ногу и прижмите стопу к внутренней части левого бедра, опустите правое бедро. Поднимите руки через стороны вверх на вдохе, потянитесь, на выдохе немного втяните живот и начните

Йога не всегда была тем, чем стала в XX и XXI веках. Она всегда менялась. Изменения происходили с течением времени или благодаря миграции йогических систем из одного климата в другой.

Особенно пристально исследователи изучили эволюцию асан. И в процессе систематизации поз йоги открылось много интересных фактов, позволивших по-иному взглянуть на миграцию йоги с Востока на Запад (некоторые ученые даже обнаружили трансформирующее влияние Запада).

Главный вопрос, который задают ученые: почему в современной йоге столь большое значение придается асанам (Аштанга-виньяса, йога Айенгара, другие авторские разработки), когда помимо физического аспекта существует еще много других элементов? И как случилось, что из инструмента для медитации асаны сегодня превратились в самостоятельное направление?

Существует точка зрения, и ее поддерживают исследователи йоги Марк Синглтон и Норман Сьоман, что многочисленные асаны — в том виде, в котором они сегодня существуют, —не являются чисто индийским продуктом, а были модифицированы с учетом модных в начале XX века гимнастик — датской и шведской, а также претерпели влияние зародившегося тогда культуризма. В некоторой оппозиции по отношению к компании «западников» стоит скандинавский историк йоги Гудрун Бюнеманн — автор скрупулезного исследования «84 асаны йоги». В отличие от Сьомана и Синглтона фрау Бюнеманн считает, что практика асан (во всем их многообразии) развивалась столетиями. Этот процесс «затяжных родов» по сути и дал жизнь Хатха-йоге в том виде, в котором она практикуется сегодня во всем мире. Бюнеманн, исследовав все существующие на сегодняшний день доступные источники по йоге, приводит в доказательство список из 84 асан — позы встречаются одновременно в нескольких древних книгах по йоге. (Сегодня различных вариаций асан насчитывается куда больше!)

«Мы мало знаем о развитии традиции асаны с течением времени, — пишет Бюнеманн, — тексты натхов учат относительно немногим позам, но в кругах практикующих, которые хотели получить пользу от асан для физического тела, их количество постепенно увеличилось. Позы были отделены от общей системы йоги и объединены с физическими упражнениями. В современной Индии асаны также включены в системы подготовки спортсменов, в частности борцов (малла)». Рассуждая об асанах, имеет смысл отделить Хатху от других видов йоги, что невозможно без краткого экскурса в историю религии Индии.

Два культа

Индуизм делится на два лагеря — поклонников Шивы (шайвы) и адептов Вишну (вишнуиты). Культ Шивы был принят в более раннюю эпоху, чем вишнуизм. Шиваизм долго оставался профессиональной религией брахманов и ученых, пока в I тыс. до н. э. его не потеснил вишнуизм. Вайшнавское богословие включает в себя основные верования индуизма: переселение душ, просветление, карму, а также различные виды поклонения Вишну посредством Бхакти-йоги. Следует отметить, что созерцательная Бхакти-йога ничего общего с Хатха-йогой не имеет. И техники Бхакти-йоги обычно состоят из воспевания имен Вишну (бхаджаны или киртаны), медитации на его форму (дхарана) и поклонения мурти Вишну (пуджа).

Поклонение Шиве (шиваизм) прослеживается еще с доарийского периода (2500—1500 г. до н. э.) Главной целью шиваитов является осознание своей тождественности с Шивой и освобождение через слияние с ним. Союз с Богом приходит благодаря получению знания от духовного наставника. Из шести существующих сект шиваизма только Сиддха-сидханта шиваизм (традиция натхов, или шиваизм Горакшанатха) является школой, в которой зародилась практика Хатха-йоги. Это один из самых ранних аскетических орденов Индии. Теология в этой школе часто отходит на второй план, и в главном фокусе оказываются техники Кундалини и Хатха-йоги. В Индии традиция натхов окончательно сформировалась с VII по XII вв. н. э., ее основателем считается мудрец Горакшанатх. Некоторые тексты натхов, такие как «Хатха-йога-прадипика», «Гхеранда-самхита», «Шива-самхита», «Горакша-шатака» признаны классическими, на них ориентируются йогины во всем мире. Самому Горакшанатху приписывается авторство порядка 50 трудов. Согласно преданиям, благодаря практике Хатха-йоги Горакшанатх достиг физического бессмертия.

Волшебные воины

В Средние века натхи были очень влиятельны, однако само имя «натх» или «хатха-йогин» пользовалось специфической репутацией из-за их излишней воинственности. Кроме того, все связанное с натхами было опутано мистицизмом, что заставляло представителей элитных брахманских слоев населения считать их воинами-магами, владеющими колдовскими методами, волшебными силами — сиддхами. В своем исследовании «Тело йоги» Марк Синглтон отмечает, что натха-йогины времен империи Великого Могола и ранней Британской Индии были, возможно, первой крупной религиозной группировкой, основанной на идее военной организации. Это были священные воины, аскеты-боевики. Их называли также натх-сиддхами. В средневековой Индии натхов считали проводниками сверхъестественной силы — они могли возводить на престол или низвергать с престола королей. Вплоть до XVIII века натхи-саньясины практиковали аскезу и сложные асаны «наряду с обучением боевым техникам и владением оружием». Тогда же натхи «доминировали на рынке военных наемников в Северной Индии». Слава о «мистической броне» натхов, их физической неуязвимости приравнивала их к бессмертным богам.

Оружие бессмертия

Гудрун Бюнеманн пишет: «В большинстве текстов натха и хатха традиций учат лишь небольшому количеству асан, причем в сочетании с энергетическими замками и другими практиками, такими как пранаяма: этот взгляд на роль асан как на вспомогательную явно отличается от взгляда большинства современных йогических школ. «Гхеранда-Самхита» учит йоге, в которой асана функционирует как второе звено из семи: 1) шесть практик очищения шаткарм; 2)асаны; 3)мудры; 4) отвлечение чувств от внешних объектов (пратьяхара); 5) пранаяма; 6) медитация (дхьяна); 7) погружение (самадхи)». Бюнеманн также пишет, что значение асаны в разных текстах может интерпретироваться в зависимости от школы и традиции. И если в йоге натхов асана — это инструмент укрепления тела и способ достижения «особых сил», то в Адвайта-Веданте, например, термин получает особое значение и интерпретируется в зависимости от ума практикующего, и асана нужна только для того, чтобы в ней «можно было с легкостью предаваться непрерывным размышлениям о Брахмане». То есть у асаны появляется интеллектуальное значение, в корне отличное от целей и задач Хатха-йоги.

Факиры и колдуны

Синглтон указывает на то, что вплоть до второй половины XIX века Хатха-йога не пользовалась популярностью даже у себя на родине, в Индии. Взгляд на йогу как на суеверие и колдовство во многом был связан с начавшимся еще в Средние века процессом колонизации европейцами стран Азии и Востока. У европейцев на тот момент отсутствовала заинтересованность в изучении систем йоги. «Туристами» были и путешествующие писатели XVII-XVIII веков — французы Франсуа Бернье и Жан де Тавено. Их письма, написанные на родину из Индии, что называется, сделали моду и задали стиль для многих последующих описаний йогинов и восприятия их европейцами, «как мохнатых аскетов, нечесаных дикарей с диким взглядом, язычников и оккультистов». В виду отсутствия дискурса йога просто не изучалась, а наблюдалась. Ведические брахманы также отрицательно относились к Хатха-йоге, считая ее уделом низших слоев общества, склонных к практике оккультизма и колдовства.

Синглтон отмечает, что к XVIII веку Хатха-йога пришла в упадок. О шаткармах, асанах, пранаяме на время забыли. А в XIX веке снова вспомнили. Это был век развития мировых монополий, становления империализма, расширения колониальных владений и развития межкультурных связей.

О йоге на Западе многие впервые узнают в 1893 году на Конгрессе всемирных религий из уст пропагандиста Веданты, Свами Вивекананды, который высказывается о Хатха-йоге пренебрежительно и называет йогов «факирами, принимающими неподобающие позы». Тут нужно сделать небольшую поправку: Свами Вивеканада не привозил на Запад йогу. Он привез Адвайта-Веданту. А ведантисты не практикуют Хатха-йогу, они занимаются созерцательной практикой тождественности Брахману — Джняна-йогой.

Железо куй и йогу практикуй!

Так почему асаны стали так популярны в ХХ веке? Запад в XIX-XX веках охватывает мода на здоровое и красивое тело. Становятся популярными гимнастика, культуризм, атлетизм. Физподготовка вводится в программы обучения школьников, студентов, солдат и даже благородных девиц, в том числе и в России. А в это время в Индии благодаря деятельности лидеров движения за независимость растет дух национального самосознания. С помощью таких антиколониально настроенных меценатов, как Махарадж Майсура Кришнараджендра Водеяр IV, в молодежной среде пропагандируется здоровый образ жизни. Открываются «клубы здорового тела» при школах и университетах. Но главное — в Индии появляются свои национальные герои: культуристы, йоги, которые в то же время являются борцами за свободу и независимость. Будучи воспитанниками западных школ физкультуры, они тем не менее привносят в практику национальные черты. Таким образом постепенно формируется современная практика асан — она не может не вобрать в себя элементы западной физкультуры. Один из героев того времени — К.В. Айер — профессор физической культуры, последователь основателя западного культуризма Евгения Сандова. Харизматичный Айер был страстным пропагандистом Хатха-йоги как части эффективного режима физической культуры. В своей монографии «Культ мышц» (1930) он клянется, что «Хатха-йога, древняя система телесного культа, дала мне много больше для того, чтобы я смог сделать себя тем, кто я есть сегодня, чем все пояса, брусья, стальные пружины и штанги».

Знаменитым пациентом Айера был Кришнараджендра Водеяр, которого профессор лечил после инсульта. В благодарность Айеру махарадж финансировал строительство зала для атлетических занятий в своем дворце. И... этот зал находился рядом со школой йоги Шри Тирумалаи Кришнамачарьи!

В 1933 Кришнамачарье была поручена популяризация практики йоги в Индии. У молодежи тогда йога ассоциировалась с аскетизмом и эзотерикой. Синглтон пишет, что некоторые юноши «даже чувствовали себя виноватыми, что пошли на йогу, а не на бодибилдинг к Айеру» в класс через коридор. И тогда Кришнамачарья начал свой «великий эксперимент» с йогой — ввел в практику новые элементы: подручные материалы из спортивного зала (веревки, блоки), придумал на ходу и испробовал на своих учениках новые позы. Есть мнение, что знаменитый комплекс Сурья Намаскар (раньше имел форму пуджи, выполнялся в сочетании с мантрами) Кришнамачарья модифицировал, позаимствовав из гимнастики переходы. Он разработал множество новых виньяс (динамических связок). Синглтон утверждает, что уроки йоги при дворце в Майсоре сначала воспринимались просто как хорошее дополнение к физическому воспитанию, но Кришнамачарья постепенно добился того, чтобы была признана и духовная составляющая школы. Очень скоро йога оказывается в авангарде и способна бросить вызов западной гимнастике. Для того чтобы пропагандировать йогу, Кришнамачарья гастролирует с наиболее продвинутыми учениками по всей стране. Его студенты — все как на подбор сильные и атлетически сложенные молодые люди — показывают сложные позы и акробатические номера, устраивая настоящие представления силы, гибкости и выносливости. Это укрепляет индийцев в вере, что национальная физическая культура превосходит западную. Йога становится популярной еще и потому, что Кришнамачарье удается то, что не удавалось прежде никому из учителей: он объединяет гимнастическую йогу с философией «Йога-сутр» и древнеиндийской медициной. Так Индия в середине ХХ века, а затем и «нищий духом» Запад получают абсолютно новый продукт, апеллирующий к традиции Патанджали. Плюс йогашалы — в ней никогда не поддерживался принцип воздержания (брахмачарьи). Любой светский юноша, а впоследствии и девушки могли заняться йогой. Удачное сочетание духовности и философии, силовой гимнастики и культа здорового тела определило тот успех, с которым развивалась дальше йога в традиции Кришнамачарьи. Пика популярности на Западе во 2-й половине ХХ века достигли два его знаменитых ученика — Б.К.С. Айенгар и Паттабхи Джойс. Школа Аштанга-Виньяса-йоги и метод йоги Айенгара продолжили линию преемственности учителя в использовании модификаций асан, связок и виньяс и одновременно прививали студентам правила жизни, описанные в «Йога-сутрах». Айенгар еще и модернизировал терапевтические приспособления, сделав их более функциональными и разнообразными.

В завершение хочется процитировать слова Нормана Сьомана: «Традиция йоги — это живая традиция. Она жива до той поры, пока пускает новые побеги». На протяжении всей истории практика йоги претерпевала изменения. И продолжает изменяться, адаптируясь к быстро меняющимся условиям жизни. От рождения до смерти человек меняется. Практика йоги так же не может оставаться неизменной в течение тысячелетий. Эволюция — это жизнь, которая развивается, двигаясь вперед. А йога создает для этого развития гибкие условия.

На вопросы отвечает Сергей Агапкин, директор сети Agapkin Yoga Station

Почему йога использовалась для физической подготовки молодых индийцев в период борьбы с колонизацией?

Добавление силового момента в йогу давало право без объяснений двигаться к искомой политической цели без того, чтобы давать объяснения кому-либо.

Повлияла ли западная гимнастика на развитие йоги в Индии?

Заявление о том, что современный контент йоги обязан не только древним текстам, но и наработкам западных специалистов в области физической культуры, звучит очень сомнительно. Большинство западных систем конца XIX и начала XX веков, таких как немецкая и шведская гимнастика, прекрасно известны до сих пор, и любому заинтересованному человеку несложно понять что:
1) авторы этих систем сами заявляли об эклектичности созданных ими направлений;
2) статической нагрузкой, в отличие от йоги, почти не пользовались;
3) активно работали с оборудованием (перекладины, брусья, шведские стенки).

Выступление на Всемирном конгрессе религий в США в 1893 году Свами Вивекананды нельзя считать точкой отсчета интереса к Хатха-йоге.

Вивекананда не был хатха-йогином. Йогу в Америку в 1920 привез Парамаханса Йогананда, родной брат которого, Вишну Чаран Гош, в 1923 создал первый колледж йоги в Индии.

Откуда в современной йоге столько асан?

Частично из йоги, частично из боевых искусств Индии, из методик подготовки борцов (один из йогических монашеских орденов в Индии — как раз орден маллов, борцов). Существование ряда асан немедитативной направленности мы уже можем видеть в комментариях Вьясы (не позднее VI в. н.э.) к «Йога-сутрам» Патанджали. Это поза Лотоса, поза Воина, Благоприятная поза, Свастика, поза Посоха, поза со вспомогательной опорой, поза лежа, поза Сидящего журавля, поза Сидящего слона, поза Сидящего верблюда, поза Баланса и так далее.

На вопросы отвечает Сергей Бабкин, старший инструктор Agapkin Yoga Station.

Могли ли западная гимнастика и культуризм повлиять на йогу в конце XIX — начале XX века?

Есть такой исследователь йоги Норман Сьоман, который достаточно смело развеивает мифы, сложившиеся вокруг современной йоги. В том числе высказывает предположение, что на Кришнамачарью могли повлиять бойцовские школы, которые активно развивались в Майсоре. Он пишет также, что на Кришнамачарью могла оказать влияние западная физическая культура, привнесенная в Майсор англичанами. Для этого предположения есть свои основания, так как в общем-то йога до ХХ века была достаточно статична и имела набор от 20 до 84 асан, большинство из которых были сидячими. Это то, о чем пишет Гудрун Бюнеманн. В то же время стоит отметить, что динамические практики йоги встречаются в Тибете, и нельзя исключать, что Кришнмачарья мог их принести оттуда.

Какой была европейская физическая культура в начале ХХ века, и как она мигрировала в Индию?

В конце XIX века в Европе начала формироваться методическая база гимнастики (не современной спортивной, разумеется, а как системы развивающих упражнений). Соответственно, эта гимнастика с англичанами пришла в Индию, и поскольку англичане формировали местную систему образования для сливок индийского общества, то разумеется, все высокопоставленные индийцы были с ней знакомы. Также стоит отметить военно-прикладные виды — стрельбу, фехтование, бокс. О чем, кстати, и писал в труде «Йога Макаранда» Шри Тирумалаи Кришнамачарья: «Есть только три вида физической культуры, которые дают равную силу суставам и сосудам нашего тела: йога-бхьяса (практика йоги — упражнений для тела и сознания), каради садхана (фехтование или упражнения с использованием холодного оружия) и стрельба из лука».

Считается, что Хатха-йога была утеряна и возродилась в начале ХХ века. Почему возник упадок?

А чем йога отличается от других школ и социальных институтов? Ничем. Подчиняется тем же законам развития систем и организаций. Есть циклы — рождение, всплеск развития и роста, стабилизация, упадок, существование в той или иной степени упадка до очередного возрождения и обновления.

Почему возникли предпосылки для очередного возрождения? Для разворачивания национально-освободительного движения нужны были не только новые идеи, но и культура и искусство, которые объединяли бы людей, вызывали бы у них гордость за свою историю. То, что создавало бы национальную самоидентификацию. Такие моменты были и в истории европейских государств — вспомним, например, Германию, работавшую над созданием национальной самоидентификации — от наполеоновских войн и до Бисмарка в течение полувека.

Индийцы в тот период занялись возрождением традиционных танцев, боевых искусств и йоги.

Гудрун Бюнеманн. 84 асаны йоги.

«Современные школы йоги часто ссылаются на авторитет «Йога-сутр» (хотя в их учебных программах мало что напоминает об учениях, изложенных в этом тексте). «Йога-сутры» — самый известный на Западе древний текст по йоге.

Ссылка на авторитет такого текста повышает престиж школы. Некоторые представители современной йоги пытались провести более определенную связь между принятой ими практикой асан и восьмичленной йогой Патанджали. Чтобы защититься от критики со стороны традиционалистов, обвиняющих современных учителей в том, что те предают традиционную йогу, пропагандируя асаны, вместо того чтобы культивировать духовную практику, некоторые современные учителя стали утверждать, что все составляющие восьмичленной йоги присутствуют в асанах. По их словам, эти составляющие либо развиваются естественным образом после выполнения асан, либо даже во время их выполнения. В число таких учителей входят сторонники Паттабхи Джойса и Б.К.С. Айенгара».

Список использованной литературы:
1) Марк Синглтон. Тело йоги.
2) Гудрун Бюнеманн. 84 асаны йоги.
3) Норман Сьоман. Йогическая традиция майсорского дворца.
4) Георг Ферштайн. Энциклопедия йоги.

Н ет точного понимания, когда именно зародилась йога, но большинство ученых относят её возникновение к ведическим временам (около 1700-1100 гг. до н. э). Такое мнение основано на упоминании йоги в «Ригведе», где она ассоциировалась с жертвенным культом, и представляла собой чтение мантр и пение гимнов. Об асанах в те времена речи не было.

Также есть версия, что йога существовала и в доведический период, но знания тогда передавались из уст в уста, поэтому никаких письменных источников не сохранилось.

Что касается современной йоги, то её истоки принято относить к трактату «Йога Сутры» Патанджали (5 век до н.э.), в котором впервые были изложены основные принципы йоги в письменном виде. Однако, придя на занятие йогой сегодня, вы увидите множество замысловатых поз, в самых разных положениях тела: стоя, лёжа, сидя, вверх ногами и т.д. А в вышеуказанном тексте об асане говорится только, что это «неподвижная и удобная поза». Таким образом, в «Йога Сутрах» не называется ни одна конкретная асана.

Есть ещё одна теория, согласно которой, практика Хатха-йоги является ответвлением традиции натхов («шиваизм Горакшанатха»), корни которой также уходят в глубокую древность (2500-1500 г. до н. э.). В Индии традиция натхов окончательно сформировалась с 7 по 12 века н. э., её основателем считается мудрец Горакшанатх. Некоторые тексты натхов, такие как «Хатха-йога-прадипика», «Гхеранда-самхита», «Шива-самхита», «Горакша-шатака» признаны классическими, на них ориентируются йогины во всем мире. В этих текстах уже можно встретить небольшое количество асан, но оно всё равно на порядок меньше, чем практикуется сегодня.

Так в «Горакша Самхите» («Горакша Паддхати»), одном из самых ранних текстов данной традиции, написано: «Существует так много поз, как много разновидностей живых существ. Все различия между ними понимает только Шива. Каждая из 8,4млн. поз была объяснена Шивой. Из них он выбрал 84».

То есть, существуют 8,4млн. живых существ (заметьте, что эта цифра мало чем отличается от подсчётов современных учёных, по оценкам которых на Земле обитают 8,7млн. видов живых организмов), но описано в тексте всего 2 асаны - сиддхасана и падмасана.

В «Хатха-йога Прадипике» описано 16 асан: свастика, гомукха, вира, курма, кукута, уттана курма, дханура, матсья, пасчима, маюра, шава, сиддха, падма, симха, бхадра, уткатасана

Другой текст – «Гхеранда Самхита»(17век) - повторяет утверждение из «Горакша Самхиты»: «Из сотен тысяч асан, 84 объяснены Шивой», и до-полняет его небольшим уточнением - «32 из них можно использовать людям в этом мире» (сиддха, падма, бхадра, мукта, ваджра, свастика, симха, гомукха, вира, дханур, мрита, гупта, матсья, матсиендра, горакша, пасчимоттана, утката, самката, маюра, кукута, курма, уттана, врикша, мандука, гаруда, вриша, салабха, макара, уштра, бхуджанга, йогасана, сукхасана).

Есть ещё несколько текстов по йоге, в которых есть упоминания об асанах.

«Тирумандирам» Тирумулара (12век) - классический текст Йоги и Тантры освещает 8 асан: бхадрасана, гомукхасана, падмасана, симхасана, сотхирасана, вирасана, сукхасана и свастикасана В «Хатхаратнавали» Шринивасы (17 век) – 36 асан: сиддха, бхадра, ваджра, симха, шилпасимхасана, бандхакара, сампутита, шуддха (4 варианта падмы), данда, паршва, сахаджа, бандха, пинда, маюра, экападамаюра, (6 вариантов маюрасаны), бхайрава, камадахана, панипатра, кармука, свастика, го-мукха, вира, мандука, маркатасана, матсиендра, паршва матсиендра, паршва матсиендра, бандха матсиендра, нираламбанасана, чандра, кантхва, екападака, пханиндра пасчиматана, шайита пасчиматана, вичитракарани, йога мудра, видхунана, падапиндана, хамса, набхитала, акаша, утпадатала, набхиласитападака, врисчика, чакра, утпхалака, уттана-курма, курма, баддха курма, кабандха, горакша, анпгустха, мустика, брахмапрасадита, панчачули, куккута, экападака куккута, акарита, бандха чули, паршва куккута, ардханаришвара, бакасана, чандраканта, судхасара, вьягхра, раджа, индрани, шарабха, ратна, читрапитха, баддхапакшисвара, вичитра, налина, канта, судхапакши, сумандака, чауранджи, краунча, дридха, кхага, брахмасана, нагапитха, шавасана.

Но, уже со второй половины 18 века количество асан начинает увеличиваться, и в тексте «Джогапрадипика» Джаятарамы (18 век) уже описывается 84 асаны.

Так скандинавский историк йоги Гудрун Бюнеманн исследовал все существующие на сегодняшний день доступные источники по йоге, и сделал вывод, что практика асан развивалась столетиями. Все асаны, которые ему удалось отыскать в тех или иных текстах, учёный объединил в своей работе - «84 асаны йоги».

В трактате «Шри Таттва Нидхи» (19-й век) Муммади Кришнараджа Водияра насчитывается уже 122 асаны, причем, есть асаны, которые выполняются на канате и на перекладине (т.е. данный текст послужил прародителем современных «пропсов»).

Предполагается, что именно этот трактат сильно повлиял на Кришнамачарью, с которого, по сути, и началась вся современная йога.

Сам Кришнамачарья в обосновании своего стиля йоги ссылался на два текста: «Йога Курунта» и «Йога Рахасья».

«Йога Курунта» Вамана Риши - древний трактат, излагающий систему динамических практик, которую Кришнамачарья познавал в устной передаче у своего тибетского гуру Рама Мохана. Позже Кришнамачарья случайно обнаружил этот текст в калькуттской библиотеке и обучил по нему Паттабхи Джойса. К сожалению, текст таинственным образом исчез, предположительно его «съели муравьи».

Другой текст «Йога Рахасья» Шри Натхамуни также был утрачен еще в средние века. Однако Кришнамачарье этот трактат чудом был явлен во время медитации. И сейчас «Йога Рахасья» существует в записи Кришнамачарьи. Здесь приводится большое количество асан, в том числе и таких, которые до этого в йогических текстах не встречаются.

Сам Кришнамачарья в своей книге «Йога Макаранда» приводит всего 38 асан. Но, начиная с середины 20 века, в книгах по йоге количество асан исчисляется уже сотнями.

В Йога Дипике Айенгара можно найти описания 200 поз.

А в 1975 году Шри Дхарма Миттра «перерыл» все трактаты, обратился за помощью ко всем известным йогам Индии, и в итоге у него получилось 908 асан (вместе с вариациями – 1300).

Но откуда же взялось целых 1300 асан?

Здесь может быть несколько источников.

Некоторые положения тела на протяжении тысячелетий практиковались в Индии в качестве тапаса - формы крайнего аскетизма или самодисциплины, которая, согласно древним представлениям, порождала огромную силу и сверхъестественные возможности. Вплоть до 18 века натхи-саньясины также практиковали аскезу и сложные асаны. Считалось, что йогин, практикующий тапас, мог стать могущественнее богов.

Возможно, поэтому некоторые асаны йоги носят имена великих мудрецов древности, которые практиковали тапас: васиштхасана, маричиасана, вишвамитрасана и др.

Ещё один вариант - откуда появились разнообразные асаны - они могли «прийти» из традиций воинского искусства.

«Мы мало знаем о развитии традиции асаны с течением времени, - пишет Бюнеманн, - тексты натхов учат относительно немногим позам, но в кругах практикующих, которые хотели получить пользу от асан для физического тела, их количество постепенно увеличилось. Позы были отделены от общей системы йоги и объединены с физическими упражнениями. В современной Индии асаны также включены в системы подготовки спортсменов, в частности борцов (малла)».

Известно, что в средние века натхи были очень влиятельны. В своем исследовании «Тело йоги» Марк Синглтон отмечает, что натха-йогины времен империи Великого Могола и ранней Британской Индии были, возможно, первой крупной религиозной группировкой, основанной на идее военной организации. Это были священные воины, аскеты-боевики. Слава о «мистической броне» натхов, их физической неуязвимости приравнивала их к бессмертным богам.

Вот почему часть асан могла прийти из воинской подготовки (к слову сказать, боевому искусству посвящена одна из шести Упавед – Дханурведа). Возможно, именно из традиций малла пришли в йогу такие асаны как «лук», «всадник», «герой» и др.

Другой возможный источник асан – это богатейшая индуистская иконография. Существуют многочисленные изображения высших существ, например, 84 махасиддхов и 64 йогини. Махасиддхи почти все изображаются сидящими в медитативных позах, а йогини, наоборот, - стоя.

Также, 108 изображений Шивы, исполняющего Танец творения и разрушения – Тандава, где движения божества напоминают современные асаны. Например, lalaadathilagam – Шива стоит с поднятой вверх ногой; sakramandalam - похожа на маласану, athikrantham - мост, sagadasyam - дханурасана и др.

Впрочем, и классический индийский танец, основы которого изложены в трактате «Натьяшастра» Бхараты Муни, вполне мог стать прародителем некоторых асан. Например, натараджасана, капотасана, врикшасана, часто встречаются в классическом индийском танце бхаратанатьям.

Все это говорит о том, что ничто не постоянно: меняется жизнь, меняется человек, меняется мир вокруг, а вместе с этим меняется и йога, адаптируясь к потребностям современного человека.

Есть более древние асаны, которые упоминаются в писаниях, а есть и более современные, введенные в практику мудрецами. Некоторые асаны имеют названия животных, предметов, а другие названы в честь создавших эти позы йогов. Также существуют асаны, названные по сходству (например, Триконасана).

Как говорил один из исследователей йоги Норман Сьоман: «Традиция йоги - это живая традиция. Она жива до той поры, пока пускает новые побеги».

Но важно помнить, что, сколько бы асан ни существовало, и откуда бы они ни появились, это - всего лишь позы, которые являются частью це-лостной системы саморазвития. А истинная йога подразумевает, в первую очередь, работу с сознанием.

Помните об этом.

Список литературы:

  1. Марк Синглтон. «Тело йоги»
  2. Гудрун Бюнеманн. «84 асаны йоги»
  3. Норман Сьоман. «Йогическая традиция майсорского дворца»
  4. Георг Ферштайн. «Энциклопедия йоги»
  5. «Хатха-йога Прадипика»
  6. Айенгар Б. К. С. «Йога Дипика. Прояснение йоги»
  7. Йога Сутры Патанджали
  8. Гхеранда Самхита


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!