Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Виды тренировочных нагрузок в спорте. Тема: Нагрузки, применяемые в спорте. Упражнения максимальной аэробной мощности

  • 2.Средства спортивной тренировки
  • Лекция 4 методы спортивной тренировки
  • 1.Общепедагогические методы спортивной тренировки
  • 2. Практические методы спортивной тренировки
  • Лекция 5 закономерности и принципы спортивной тренировки
  • 1.Взаимосвязь закономерностей и принципов спортивной тренировки
  • Взаимосвязь закономерностей и принципов спортивной тренировки
  • 2. Принципы спортивной тренировки
  • Лекция 6 спортивно-техническая подготовка в спорте
  • 1.Задачи и требования спортивной техники
  • 2. Средства технической подготовки
  • 1) Технические средства:
  • 3.Формирование двигательных умений и навыков
  • Двигательные ошибки
  • Лекция 7 спортивно-тактическая подготовка спортсменов
  • 1.Определение понятия «спортивная тактика». Виды спортивной тактики
  • 2.Средства и методы спортивной тактики
  • Лекция 8 физическая подготовка спортсменов
  • 1.Физическая подготовка спортсменов
  • 2.Общая характеристика физических качеств
  • Лекция 9 воспитание силовых способностей
  • 1.Определение понятия «сила». Виды силовых способностей
  • 2.Методика воспитания силовых способностей
  • Лекция 10 воспитание выносливости спортсменов
  • 1.Определение основных понятий выносливости
  • 2.Методика воспитания общей выносливости
  • Лекция 11 воспитание скоростных способностей спортсменов
  • 1.Характеристика основных проявлений быстроты
  • 2.Методика воспитания скоростных способностей
  • 2. Использование эффекта «ускоряющего последействия» и варьирование отягощений.
  • 3. Лидирование и сенсорная активизация скоростных проявлений. Понятие «лидирование» охватывает известные приемы (бег за лидером-партнером и др.).
  • Лекция 12 гибкость и основы методики ее воспитания
  • 1.Характеристика основных проявлений гибкости
  • 2.Методика развития гибкости
  • Лекция 13 двигательно-координационные способности и основы их воспитания
  • 1.Характеристика координационных способностей
  • 2.Задачи развития координационных способностей
  • 3.Методы воспитания координационных способностей
  • Лекция 14 психическая подготовка спортсмена
  • 1. Характеристика психической подготовки спортсмена
  • 2. Классификация средств и методов психической подготовки спортсменов
  • Лекция 15 спортивная подготовка как многолетний процесс и ее структура
  • 1. Структура многолетней подготовки спортсмена
  • 2. Методические положения построения многолетней подготовки спортсмена
  • 3.Этапы подготовки спортсменов
  • Лекция 16
  • 2. Направленность и организация тренировочного занятия
  • 3.Нагрузка в тренировочном занятии
  • Лекция 17 построение микроциклов в спортивной тренировке
  • 1.Характеристика микроцикла
  • 2.Типы микроциклов
  • 3.Сочетание в микроцикле различных по величине и направленности нагрузок
  • 4.Построение микроциклов при одноразовых и двухразовых занятиях в течение дня
  • Лекция 18 построение мезоциклов в спортивной тренировке
  • 1.Характеристика мезоцикла
  • 2.Типы мезоциклов
  • 3.Сочетание микроциклов в мезоцикле
  • Лекция 19 построение макроциклов в спортивной тренировке
  • 1.Характеристика макроцикла
  • 2. Построение тренировки в годичных циклах (подготовительный, соревновательный, переходный период)
  • Лекция 20 отбор и ориентация в спорте
  • 1. Характеристика понятий «спортивный отбор» и «спортивная ориентация»
  • 2. Отбор и ориентация на различных этапах многолетней подготовки спортсменов
  • Лекция 21 контроль в спортивной подготовке
  • 1. Характеристика комплексного контроля в спорте
  • 2. Виды контроля
  • 3.Требования к показателям контроля
  • Нагрузка и отдых как компоненты спортивной тренировки

    Понятие о тренировочной нагрузке

    Выполнение любого тренировочного упражнения связано с переводом организма на более высокий уровень функциональной активности, чем в состоянии покоя либо умеренного функционирования, и в этом смысле является «над­бавкой», «загружающей»или «нагружающей» органы и системы организма и вызываю­щей, если она достаточно велика, утомление. Таким образом, тер­мин означает прибавочную функцио­ нальную активность организма (относительно уровня покоя или другого исходного уровня), вносимую выполнением тренировочных упражнений, и степень преодолеваемых при этом трудностей.

    Смысл тренировочной нагрузки в общем понят давно: вызывая расходование рабочих потенциалов организма и утомление, она тем самым стимулирует восстановительные процессы, а в резуль­тате (если не иметь в виду чрезмерных нагрузок) сопровождается не только восстановлением, но и сверхвосстановлением работоспо­собности (суперкомпенсацией - А. А. Ухтомский и др.).

    По сравнению с общими формами физического воспитания в спортивной тренировке используются более значительные нагруз­ки как по объему, так и по интенсивности, что обусловлено закономерной связью между уровнем спортивных достижений и пара­метрами нагрузок. Хотя их соотношение не всегда прямо пропор­ционально, общая тенденция такова, что рост спортивных дости­жений, несомненно, зависит от прироста тренировочных нагрузок. Постоянные подтверждения этому дает весь опыт теории и прак­тики спорта.

    Нагрузки, применяющиеся в спортивной тренировке, по своему характеру могут быть подразделены на тренировочные и соревно­вательные, специфические и неспецифические; по величине - на малые, средние, значительные (околопредельные), большие (предельные); по направленности - на способствующие развитию от­дельных двигательных способностей (скоростных, силовых, коор­динационных, выносливости, гибкости) или их компонентов (на­пример, алактатных или лактатных анаэробных возможностей, аэробных возможностей), совершенствующие координационную структуру движений, компоненты психической подготовленности или тактического мастерства и т. п.; по координационной сложно­сти - на выполняемые в стереотипных условиях, не требующих значительной мобилизации координационных способностей, и свя­занные с выполнением движений высокой координационной слож­ности; по психической напряженности - на более напряженные и менее напряженные, в зависимости от требований, предъявляемых к психическим возможностям спортсменов.

    Нагрузки могут различаться по принадлежности к тому или иному структурному образованию тренировочного процесса. В ча­стности, следует различать нагрузки отдельных тренировочных и соревновательных упражнений или их комплексов, нагрузки тре­нировочных занятий, дней, суммарные нагрузки микро- и мезоциклов, периодов и этапов тренировки, макроциклов, тренировоч­ного года. .

    Различают показатели, относящиеся к внешней и внутренней сторонам нагрузки. Первые представляют собой количественные характе­ристики выполняемой тренировочной работы, оцениваемые по ее внешне выраженным параметрам (продолжительность, число по­вторений тренировочных упражнений, скорость и темп движений, величина перемещаемого веса и др.). Вторые, выражая степень мобилизации функциональных возможностей организма спортсмена при выполнении тренировочной работы, характеризу­ются обусловленной ею величиной физиологических, биохимиче­ских и других сдвигов в функциональном состоянии органов и си­стем (увеличением частоты сердечных сокращений, объема легочной вентиляции и потребления кислорода, ударного и минутного объема крови, содержания молочной кислоты в крови и т. п.).

    Согласно существующим представлениям, величина трениро­вочной нагрузки является производной от ее интенсивности и объема, причем их одновременное увеличение может происходить лишь до некоторых пределов, после чего дальнейшее нарастание интенсивности ведет к уменьшению объема, и наобо­рот. Отсюда вытекает необходимость учитывать параметры объема и интенсивности нагрузки, их соотношение и изменение в процессе тренировки.

    Понятие «объем» тренировочной нагрузки относится к продол­жительности ее воздействия и суммарному количеству работы, выполненной за время отдельного тренировочного упражнения или серии упражнений (термин «работа» здесь понимается не только в физико-механическом, но и в физиологическом смысле). Понятие же «интенсивность» нагрузки связывается с величиной прилагаемых усилий, напряженностью функций и силой воздействия на­грузки в каждый момент упражнения или же со степенью концен­трации объема тренировочной работы во времени (при характе­ристике суммарной интенсивности ряда упражнений).

    Одним из наиболее широко учитываемых внешних показателей объема нагрузки служит время, затраченное на выполнение упражнения, т. е. его протяженность во времени. Интенсивность отдельных упражнений часто оценивают по скорости и темпу движений, величине преодолеваемых внешних отягощений и тому по­добным показателям. При оценке нагрузки со сторо­ны функциональных сдвигов, происходящих в организме, одним из показателей ее объема служит, например, суммарная пульсовая стоимость упражнения (суммарная прибавка ЧСС за время упраж­нения относительно исходного уровня) или энергетическая стои­мость упражнения (оцениваемая расчетным путем по добавочному потреблению кислорода на работу), а показателями интенсивно­сти- средние, минимальные и максимальные значения ЧСС или энерготрат в единицу времени (например, в секунду или минуту).

    Нагрузки, применяющиеся в спортивной тренировке, по своему характеру могут быть подразделены на тренировочные и соревно­вательные, специфические и неспецифические; по величине - на малые, средние, значительные (околопредельные), большие (предельные).

    В срочных адаптационных реакциях можно выделить три стадии.

    Первая стадия связана с активизацией деятельности раз­личных компонентов функциональной системы, обеспечивающей выполнение заданной работы. Это проявляется в резком увеличе­нии частоты сердечных сокращений (ЧСС), вентиляции легких, потребления О2, накопления лактата в крови и т. д.

    Вторая стадия наступает, когда деятельность функцио­нальной системы протекает при стабильных характеристиках основных параметров ее обеспечения, в так называемом устой­чивом состоянии.

    Переход в третью стадию характеризуется нарушением баланса между запросом и его удовлетворением из-за утомления нервных центров, обеспечивающих регуляцию движений и дея­тельность внутренних органов, исчерпанием углеводных ресурсов организма и др. Слишком частое предъявление организму спорт­смена требований, связанных с переходом в третью стадию сроч­ной адаптации, может неблагоприятно сказаться на темпах фор­мирования долговременной адаптации, а также привести к отри­цательным изменениям в состоянии различных органов.

    Отдых как компонент спортивной тренировки

    Тренировочный процесс, как известно, включает в себя отдых. Но отдых лишь тогда можно рассматривать в качестве действительно органического компо­нента тренировки, когда он организован в соот­ветствии с ее закономерностями. Чрезмерно короткий либо, напротив, чрезмерно продолжительный отдых нарушает структуру тренировки и превращается в таких случаях из ее не­отъемлемого компонента в фактор перетренировки или растренировки (детренирующий фактор). Отсюда возникает проблема оптимального, регулирования отдыха в спортивной тренировке.

    Рационально организованный отдых (активный и пассивный) выполняет в тренировке две основные функции, единые в своей основе: 1) обеспечивает восстановление работоспособности после тренировочных нагрузок итем самым позволяет повторно исполь­зовать их; 2) служит одним из средств оптимизации эффекта на­грузок..

    Как восстановительная фаза отдых в процессе трени­ровки рационализируется с помощью таких средств и способов, как использование различных его форм (в том числе путем переклю­чения на иную деятельность, чем та, что вызвала утомление); комплексирование в определенных вариантах активного и пассив­ного отдыха; введение в интервалах между сериями упражнений элементов психорегулирующей тренировки, направленных на успокоение и тонизацию спортсмена, восстановительного массажа, термических воздействий (например, кратковременное прогрева­ние в сауне в интервалах между плавательными упражнениями), других гигиенических процедур и т. д.

    Использование отдыха как средства оптими­зации эффекта тренировочных нагрузок основано на том, что от его продолжительности в интервалах между упраж­нениями и особенностей содержания (активный либо пассивный) зависит «последействие» предыдущей нагрузки и воздействие по­следующей. Известно, что достаточно короткий интервал отдыха, или «жесткий» интервал, усиливает воздействие очередной нагруз­ки, поскольку она совпадает с фазой неполного восстановления работоспособности и остаточной функциональной активностью, со­храняющейся от предшествующей нагрузки; отдых, достаточный для простого восстановления работоспособности до исходного уровня, или «ординарный» интервал, позволяет использовать по­вторную нагрузку без уменьшения, но и без увеличения ее пара­метров; отдых, создающий условия для «сверхвосстановления» ра­ботоспособности, или «максимизирующий» интервал, предоставля­ет возможность для увеличения очередной нагрузки, однако степень сумма

    Наивысшая готовность к выступлению в соревнованиях и достижение высоких спортивных результатов возможны при условии современного научно-методического обеспечения всей системы подготовки. Отсюда вытекает понятие «школа спорта», под которым понимают систему подготовки спортсмена, сложившуюся на основе новейших научных данных и передовой спортивной практики.

    Наряду с понятием «спорт» часто используют понятие «физическая культура» или их сочетание «физическая культура и спорт». Спорт является неотъемлемой частью, крупным компонентом физической культуры. Целый ряд социальных функций физической культуры распространяется и на спорт. Однако не все виды спорта можно отнести к составляющим физической культуры. Это связано с тем, что под термином «физическая культура» понимают органическую часть культуры общества и личности, рациональное использование человеком двигательной активности в качестве фактора оптимизации своего состояния и развития, физической подготовки к жизненной практике.

    Такие виды спорта как шахматы, шашки, бридж, модельно-конструкторские дисциплины, непосредственно не связаны с использованием физических упражнений как главных средств подготовки к спортивным достижениям.

    Хотя спорт и является одной из составляющих физической культуры, он в то же время выходит за ее рамки, получая определенную самостоятельность. Спортивное движение в нашей стране и во всем мире, как правило, охватывает практику массового спорта. Многомиллионная армия детей, подростков, юношей, девушек и взрослых людей, занимаясь спортом, укрепляют свое здоровье, получают радость от общения с людьми, совершенствуются в избранной спортивной специализации, повышают свои физические кондиции, общую работоспособность и достигают спортивных результатов в соответствии со своими возможностями.

    "

    Тренировочная нагрузка – это количество выполненной тренировочной работы, вызывающей у спортсмена утомление в зависимости от степени преодолеваемых трудностей.

    Понятие «нагрузка» предполагает количественную сторону, определяемую как «объем нагрузки» и качественную сторону, характеризующуюся интенсивностью.

    С биологической точки зрения, тренировочная нагрузка вызывает процесс направленной адаптации организма к тренирующим воздействиям. Нагрузки, применяемые в процессе физической подготовки, выполняют роль раздражителя, вызывающего приспособительные изменения в организме. Результат воздействия нагрузки выражается в ее тренировочном эффекте, который определяется направленностью и величиной физиологических и биохимических изменений в организме. Глубина происходящих изменений зависит от сочетания основных характеристик или компонентов нагрузки:

    1) интенсивности выполнения упражнений;

    2) продолжительности;

    3) количества повторений;

    4) продолжительности отдыха;

    5) характера отдыха.

    Различное сочетание этих параметров позволяет использовать в тренировке различные методы тренировки.

    Процесс адаптации организма к воздействию физических нагрузок имеет фазный характер. Поэтому выделяют два этапа адаптации: срочный и долговременный. Фазовость протекания процессов адаптации к физическим нагрузкам позволяет выделять три разновидности тренировочных эффектов в ответ на выполняемую работу.

    Срочный тренировочный эффект , возникающий непосредственно во время выполнения физических упражнений и в период срочного восстановления в течение первого часа после окончания работы. В это время происходит устранение образовавшегося во время работы кислородного долга.

    Отставленный тренировочный эффект , сущность которого составляет активизация физической нагрузкой пластических процессов и восполнение энергетических ресурсов организма. Этот эффект наблюдается на поздних фазах восстановления (48-72 часа после тренировки).

    Кумулятивный тренировочный эффект , или накопительный, представляет собой результат последовательного суммирования срочных и отставленных эффектов, повторяющихся нагрузок. В результате накопления физических воздействий на протяжении длительных периодов тренировки (один месяц и более) происходит прирост показателей работоспособности и улучшение спортивных результатов.

    Небольшие по объему физические нагрузки не стимулируют развитие тренируемой функции и считаются неэффективными, т.е. привычные нагрузки не дают развивающего эффекта, не дают прироста, увеличения развиваемого качества, а в лучшем случае оказывают лишь поддерживающий эффект. Для достижения выраженного кумулятивного эффекта необходимо выполнить объем работы, превышающий величину неэффективных нагрузок, т.е. нагрузка должна быть выше привычной, тогда мы получим развивающий эффект. Дальнейшее наращивание объемов выполняемой работы сопровождается, до определенного предела, пропорциональным увеличением тренируемой функции. Если же нагрузка длительное время превышает индивидуальные способности к адаптации, то развивается состояние перетренированности, происходит срыв адаптации и патологические изменения.

    Кумулятивный тренировочный эффект может иметь самое различное количественное и качественное выражение, в зависимости от текущего состояния организма, последовательности разнонаправленных тренирующих воздействий, «следов» предыдущей нагрузки, длительности применения тех или иных средств и других факторов.

    Во время выполнения тренировочных нагрузок эненгообеспечение работающих мышц осуществляется тремя путями, в зависимости от интенсивности работы: 1)сгорание (окисление) углеводов (гликогена) и жиров при участии кислорода – аэробное энергообеспечение; 2)расщепление гликогена – анаэробно-гликолитическое энергообеспечение 3)расщепление креатинфосфата. В теории спорта и спортивной практике принята следующая классификация тренировочных нагрузок, в зависимости от их интенсивности и характера физиологических сдвигов в организме спортсмена, при выполнении соответствующей нагрузки:

    1-я зона интенсивности – аэробная восстановительная («фоновые нагрузки»: разминка, заминка, восстановительные занятия);

    2-я зона интенсивности – аэробная развивающая;

    3-я зона интенсивности – смешанная аэробно-анаэробная;

    4-я зона интенсивности – анаэробно-гликолитическая;

    5-я зона интенсивности – анаэробно-алактатная.

    Рассмотрим каждую зону интенсивности более подробно.

    Первая зона интенсивности. Аэробная восстановительная. Тренировочные нагрузки в этой зоне интенсивности используются как средства восстановления после тренировок с большой и значительной нагрузками, после соревнований, в переходном периоде . Этой зоне соответствуют и так называемые «фоновые нагрузки».

    Интенсивность выполняемых упражнений умеренная (около порога аэробного обмена). Частота сердечных сокращений (ЧСС) – 130-140 ударов в минуту (уд/мин.). Концентрация молочной кислоты в крови (лактат) – до 2-3 миллимолей на литр (Мм/л). Уровень кислородного потребления 50-60% от МПК (максимального потребления кислорода). Продолжительность работы от 20-30 минут до 1 часа. Основные источники энергии (биохимические субстраты) – углеводы (гликоген) и жиры.

    Вторая зона интенсивности. Аэробная развивающая. Тренировочная нагрузка в этой зоне интенсивности применяется для выполнения упражнений большой продолжительности с умеренной интенсивностью . Такая работа необходима для увеличения функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также для поднятия уровня общей работоспособности.

    Интенсивность выполняемых упражнений – до уровня порога анаэробного обмена , то есть концентрация молочной кислоты в мышцах и крови – до 20 Мм/л. ; ЧСС – 140-160 уд/мин. Уровень потребления кислорода от 60 до 80% от МПК.

    Скорость передвижения в циклических упражнениях 50-80% от максимальной скорости (на отрезке, продолжительностью 3-4 секунды, преодолеваемого с хода с максимально возможной скоростью в данном упражнении). Биоэнергетическое вещество – гликоген.

    При выполнении тренировочных нагрузок в этой зоне интенсивности применяется непрерывный и интервальный методы . Продолжительность работы при выполнении тренировочной нагрузки непрерывным методом составляет до 2-3 часов и более . Для повышения уровня аэробных возможностей широко используется непрерывная работа с равномерной и переменной скоростью .

    Непрерывная работа с переменной интенсивностью предполагает чередование малоинтенсивного отрезка (ЧСС 140-145 уд/ мин.) и интенсивного отрезка (ЧСС 160-170 уд/мин.).

    Применяя интервальный метод, продолжительность отдельных упражнений может составлять от 1-2 мин. до 8-10 мин. Интенсивность отдельных упражнений можно определять по ЧСС (к концу выполняемого упражнения ЧСС должна быть 160-170 уд/мин.). Продолжительность интервалов отдыха также регламентируется по ЧСС (к концу паузы отдыха ЧСС должна быть 120-130 уд/мин.). Применение интервального метода очень эффективно для увеличения способности к максимально быстрому развёртыванию функциональных возможностей систем кровообращения и дыхания. Это объясняется тем, что методика проведения интервальной тренировки предполагает частую смену интенсивной работы пассивным отдыхом. Поэтому на протяжении одного занятия многократно «включаются» и активизируются до околопредельных величин деятельность систем кровообращения и дыхания, что способствует укорочению процесса врабатывания.

    Непрерывный метод тренировки способствует совершенствованию функциональных возможностей кислородтранспортной системы, улучшению кровоснабжения мышц. Применение непрерывного метода обеспечивает развитие способности к длительному удержанию высоких величин потребления кислорода.

    Третья зона интенсивности. Смешанная аэробно-анаэробная. Интенсивность выполняемых упражнений должна быть выше скорости порога анаэробного обмена (ПАНО), ЧСС – 160-180 уд./мин. Концентрация молочной кислоты в крови (лактат) до 10-12 м-м/л. Уровень потребления кислорода приближается к максимальному (МПК). Скорость выполнения циклических упражнений – 85-90% от максимальной скорости. Основное биоэнергетическое вещество – гликоген (его окисление и расщепление).

    При выполнении работы в этой зоне, наряду с максимальной интенсификацией аэробной производительности, происходит значительная интенсификация анаэробно-гликолитических механизмов энергообразования.

    Основные методы тренировки: непрерывный метод с равномерной и переменной интенсивностью и интервальный метод. При выполнении работы интервальным методом, продолжительность отдельных упражнений составляет от 1-2 мин. до 6-8 мин. Интервалы отдыха регламентируются по ЧСС (в конце паузы отдыха ЧСС – 120 уд/мин.) или до 2-3 мин. Продолжительность работы в одном занятии до 1-1,5 часов.

    Четвёртая зона интенсивности. Анаэробно-гликолитическая. Интенсивность выполняемых упражнений составляет 90-95% от максимально доступной. ЧСС свыше 180 уд/мин. Концентрация молочной кислоты в крови достигает предельных величин – до 20 Мм/л. и более.

    Упражнения, направленные на повышение возможностей гликолиза должны выполняться при высоком кислородном долге.

    Решению этой задачи способствует следующая методика: выполнение упражнений с субмаксимальной интенсивностью с неполными или сокращенными интервалами отдыха, при которых очередное упражнение выполняется на фоне недовосстановления оперативной работоспособности.

    Выполнение упражнений в этой зоне интенсивности может быть только интервальным (или интервально-серийным). Продолжительность отдельных упражнений от 30 секунд до 2-3 минут. Паузы отдыха неполные или сокращённые (40-60 сек.).

    Суммарный объём работы в одном занятии до 40-50 минут. Основное биоэнергетическое вещество – гликоген мышц.

    Пятая зона интенсивности. Анаэробно-алактатная.

    Для повышения анаэробно-алактатных возможностей (быстроты , скоростных способностей) применяются упражнения продолжительностью от 3 до 15 секунд с максимальной интенсивностью . Показатели ЧСС в этой зоне интенсивности не информативны, так как за 15 секунд сердечно-сосудистая и дыхательная системы не могут выйти на свою даже околомаксимальную оперативную работоспособность.

    Скоростные способности в основном лимитируются мощностью и ёмкостью креатинфосфатного механизма . Концентрация молочной кислоты в крови невелика – 5-8 Мм/л. Основное биоэнергетическое вещество – креатинфосфат.

    При выполнении упражнений в этой зоне интенсивности, несмотря на кратковременность выполняемых упражнений (до 15 сек.), интервалы отдыха должны быть достаточными для восстановления креатинфосфата в мышцах (полные интервалы отдыха). Продолжительность пауз отдыха, в зависимости от продолжительности упражнения, составляет от 1,5 до 2-3 минут.

    Тренировочная работа должна выполняться серийно-интервально: 2-4 серии, в каждой серии по 4-5 повторений. Между сериями отдых должен быть более продолжительный – 5-8 минут, который заполняется малоинтенсивной работой. Потребность в более продолжительном отдыхе между сериями объясняется тем, что запасы креатинфосфата в мышцах невелики и к 5-6повторению они в значительной мере исчерпываются, а в процессе более продолжительного междусерийного отдыха они восстанавливаются.

    Продолжительность тренировочной работы в одном занятии в этой зоне интенсивности – до 40-50 минут.

    это воздействие физических упражнений на организм спортсмена, вызывающее активную реакцию его функциональных систем (В.Н. Платонов, 1987).

    это интенсивная, часто максимальная нагрузка, связанная с выполнением соревновательной деятельности.

    Тренировочная нагрузка не существует сама по себе. Она является функцией мышечной работы, присущей тренировочной и соревновательной деятельности. Именно мышечная работа содержит в себе тренирующий, потенциал, который вызывает со стороны организма соответствующую функциональную перестройку.

    По своему характеру нагрузки, применяющиеся в спорте, подразделяются на тренировочные и соревновательные, специфические и неспецифические; по величине - на малые, средние, значительные (околопредельные) и большие (предельные); по направленности - на способствующие совершенствованию отдельных двигательных качеств (скоростных, силовых, координационных, выносливости, гибкости) или их компонентов (например, алактатных или лактатных анаэробных возможностей, аэробных возможностей), совершенствующие координационную структуру движений, компоненты психической подготовленности или тактического мастерства и т.п.; по координационной сложности - на выполняемые в стереотипных условиях, не требующих значительной мобилизации координационных способностей, и связанные с выполнением движений высокой координационной сложности; по психической напряженности - на более напряженные и менее напряженные в зависимости от требований, предъявляемых к психическим возможностям спортсменов.

    Все нагрузки по величине воздействия на организм спортсмена могут быть разделены на развивающие, поддерживающие (стабилизирующие) и восстановительные.

    К развивающим нагрузкам относятся большие и значительные нагрузки, которые характеризуются высокими воздействиями на основные функциональные системы организма и вызывают значительный уровень утомления. Такие нагрузки по интегральному воздействию на организм могут быть выражены через 100 и 80%. После таких нагрузок требуется восстановительный период для наиболее задействованных функциональных систем соответственно 48-96 и 24-48 ч.

    К поддерживающим (стабилизирующим) нагрузкам относятся средние нагрузки, воздействующие на организм спортсмена на уровне 50-60% по отношению к большим нагрузкам и требующие восстановления наиболее утомленных систем от 12 до 24 ч.

    К восстановительным нагрузкам относятся малые нагрузки на организм спортсмена на уровне 25-30% по отношению к большим и требующие восстановления не более 6 ч.

    Выбор той или иной нагрузки должен быть обоснован прежде всего с позиций эффективности. К числу наиболее существенных признаков эффективности тренировочных нагрузок можно отнести (М.А. Годик, 1980):

    1) специализированность, т.е. меру сходства с соревновательным упражнением;

    2) напряженность, которая проявляется в преимущественном воздействии на то или иное двигательное качество, при задействовании определенных механизмов энергообеспечения;

    3) величину как количественную меру воздействия упражнения на организм спортсмена.

    Специализированность нагрузки предполагает их распределение на группы в зависимости от степени их сходства с соревновательными. По этому признаку все тренировочные нагрузки разделяются на специфические и неспецифические. К специфическим относят нагрузки, существенно сходные с соревновательными по характеру проявляемых способностей и реакциям функциональных систем.

    В современной классификации тренировочных и соревновательных нагрузок выделяют пять зон, имеющих определенные физиологические границы и педагогические критерии, широко распространенные в практике тренировки. Кроме того, в отдельных случаях третья зона разделяется еще на две подзоны, а четвертая _ на три в соответствии с продолжительностью соревновательной деятельности и мощностью работы (табл.30). Для квалифицированных спортсменов эти зоны имеют следующие характеристики.

    l-я зона - аэробная восстановительная. Ближайший тренировочный эффект нагрузок этой зоны связан с повышением ЧСС до 140-145 уд. /мин. Лактат в крови находится на уровне покоя и не превышает 2 ммоль/л. Потребление кислорода достигает 40-70% от МПК. Обеспечение энергией происходит за счет окисления жиров (50% и более), мышечного гликогена и глюкозы крови. Работа обеспечивается полностью медленными мышечными волокнами (ММВ), которые обладают свойствами полной утилизации лактате, и поэтому он не накапливается в мышцах и крови. Верхней границей этой зоны является скорость (мощность) аэробного порога (лактат 2 ммоль/л). Работа в этой зоне может выполняться от нескольких минут До нескольких часов. Она стимулирует восстановительные процессы, жировой обмен в организме и совершенствует аэробные способности (общую выносливость).

    Нагрузки, направленные на развитие гибкости и координации движений, выполняются в этой зоне. Методы упражнения не регламентированы.

    Объем работы в течение макроцикла в этой зоне в разных видах спорта составляет от 20 до ЗО%.

    2-я зона - аэробная развивающая. Ближний тренировочный эффект нагрузок этой зоны связан с повышением ЧСС до 160175 уд. /мин. Лактат в крови до 4 ммоль/л, потребление кислорода 60-90% от МПК. Обеспечение энергией происходит за счет окисления углеводов (мышечного гликогена и глюкозы) и в меньшей степени жиров. Работа обеспечивается медленными мышечными волокнами (ММВ) и быстрыми мышечными волокнами (БМВ) типа "а", которые включаются при выполнении нагрузок у верхней границы зоны - скорости (мощности) анаэробного порога.

    Вступающие в работу быстрые мышечные волокна типа "а" способны в меньшей степени окислять лактат, и он медленно постепенно нарастает от 2 до 4 ммоль/л.

    *В одном повторении

    Соревновательная и тренировочная деятельность в этой зоне может проходить также несколько часов и связана с марафонскими дистанциями, спортивными играми. Она стимулирует воспитание специальной выносливости, требующей высоких аэробных способностей, силовой выносливости, а также обеспечивает работу по воспитанию координации и гибкости. Основные методы: непрерывного упражнения и интервального экстенсивного упражнения.

    Объем работы в этой зоне в макроциклу в разных видах спорта составляет от 40 до 80%.

    3-я зона - смешанная аэробно-анаэробная. Ближний тренировочный эффект нагрузок в этой зоне связан с повышением ЧСС до 180-185 уд. /мин, лактат в крови до 8-10 ммоль/л, потребление кислорода 80-100% от МПК. Обеспечение энергией происходит преимущественно за счет окисления углеводов (гликогена и глюкозы). Работа обеспечивается медленными и быстрыми мышечными единицами (волокнами). У верхней границы зоны - критической скорости (мощности), соответствующей МПК, подключаются быстрые мышечные волокна (единицы) типа "б", которые не способны окислять накапливающийся в результате работы лактат, что ведет к его быстрому повышению в мышцах и крови (до 8-10 ммоль/л), что рефлекторно вызывает также значительное увеличение легочной вентиляции и образование кислородного долга.

    Соревновательная и тренировочная деятельность в непрерывном режиме в этой зоне может продолжаться до 1,5-2 ч. Такая работа стимулирует воспитание специальной выносливости, обеспечиваемой как аэробными, так и анаэробно-гликолитическими способностями, силовой выносливости. Основные методы: непрерывного И интервального экстенсивного упражнения. Объем работы в макроцикле в этой зоне в разных видах спорта составляет от 5 до З5%.

    4-я зона - анаэробно-гликолитическая. Ближайший тренировочный эффект нагрузок этой зоны связан с повышением лактата в крови от 10 до 20 ммоль/л. ЧСС становится менее информативной и находится на уровне 180-200 уд. /мин. Потребление кислорода постепенно снижается от 100 до 80% от МПК. Обеспечение энергией происходит за счет углеводов (как с участием кислорода, так и анаэробным путем). Работа выполняется всеми тремя типами мышечных единиц, что ведет к значительному повышению концентрации лактата, легочной вентиляции и кислородного долга. Суммарная тренировочная деятельность в этой зоне не превышает 10-15 мин. Она стимулирует воспитание специальной выносливости и особенно анаэробных гликолитических возможностей.

    Соревновательная деятельность в этой зоне продолжается от 20 с до 6-1 О мин. Основной метод - интервального интенсивного упражнения. Объем работы в этой зоне в макроцикле в разных видах спорта составляет от 2 до 7%.

    5-я зона - анаэробно-алактатная. Ближний тренировочный эффект не связан с показателями ЧСС и лактата, так как работа кратковременная и не превышает 15-20 с в одном повторении. Поэтому лактат в крови, ЧСС и легочная вентиляция не успевают достигнуть высоких показателей. Потребление кислорода значительно падает. Верхней границей зоны является максимальная скорость (мощность) упражнения. Обеспечение энергией происходит анаэробным путем за счет использования АТФ и КФ, после 10 с к энергообеспечению начинают подключаться гликолиз и в мышцах накапливается лактат. Работа обеспечивается всеми типами мышечных единиц. Суммарная тренировочная деятельность в этой зоне не превышает 120-150 с за одно тренировочное занятие. Она стимулирует воспитание скоростных, скоростно-силовых, максимально-силовых способностей. Объем работы в макроцикле составляет в разных видах спорта от 1 до 5%.

    Классификация тренировочных нагрузок (см. табл. ЗО) дает представление о режимах работы, в которых должны выполняться различные упражнения, используемые в тренировке, направленной на воспитание различных двигательных способностей. В то же время следует отметить, что у юных спортсменов от 9 до 17 лет отдельные биологические показатели, например ЧСС, в различных зонах могут быть более высокими, а показатели лактата более низкими. Чем моложе юный спортсмен, тем в большей мере эти показатели расходятся с описанными выше и приведенными в таблице ЗО.

    В циклических видах спорта, связанных с преимущественным проявлением выносливости, для более точного дозирования нагрузок 3-ю зону в отдельных случаях делят на две подзоны: "а" И "б". К подзоне "а" относят соревновательные упражнения продолжительностью от 30 мин до 2 ч, а к подзоне "б" - от 10 до 30 мин. Четвертую зону делят на три подзоны: "а", "б" и "в". В подзоне "а" соревновательная деятельность продолжается примерно от 5 до 10 мин; в подзоне "б" - от 2 до 5 мин; в подзоне "В" - от 0,5 до 2 мин.

    Тренировочные нагрузки определяются следующими показателями: а) характером упражнений; б) интенсивностью работы при их выполнении; в) объемом (продолжительностью) работы; г) продолжительностью и характером интервалов отдыха между отдельными упражнениями. Соотношения этих показателей в тренировочных нагрузках определяют величину и направленность их воздействия на организм спортсмена.

    Характер упражнений. По характеру воздействия все упражнения могут быть подразделены на три основные группы: глобального, регионального и локального воздействия. К упражнениям глобального воздействия относятся те, при выполнении которых в работе участвует 2/3 общего объема мышц, регионального _ от 1/3 до 2/3, локального - до 1/3 всех мышц (В.М. Зациорский, 1970).

    С помощью упражнений глобального воздействия решается большинство задач спортивной тренировки, начиная от повышения функциональных возможностей отдельных систем и кончая достижением оптимальной координации двигательной и вегетативных функций в условиях соревновательной деятельности.

    Диапазон использования упражнений регионального и локального воздействия значительно уже. Однако, применяя эти упражнения, в ряде случаев можно добиться сдвигов в функциональном состоянии организма, которых нельзя достичь с помощью упражнений глобального воздействия.

    Интенсивность нагрузки в значительной мере определяет величину и направленность воздействия тренировочных упражнений на организм спортсмена. Изменяя интенсивность работы, можно способствовать преимущественной мобилизации тех или иных поставщиков энергии, в различной мере интенсифицировать деятельность функциональных систем, активно влиять на формирование основных параметров спортивной техники.

    Интенсивность работы тесно взаимосвязана с развиваемой мощностью при выполнении упражнений, со скоростью передвижения в видах спорта циклического характера, плотностью проведения тактико-технических действий в спортивных играх, по един _ ков и схваток в единоборствах.

    В разных видах спорта проявляется следующая зависимость _ увеличение объема действий в единицу времени, или скорости передвижения, как правило, связано с непропорциональным возрастанием требований к энергетическим системам, несущим преимущественную нагрузку при выполнении этих действий.

    Объем работы. В процессе спортивной тренировки используются упражнения различной продолжительности - от нескольких секунд до 2-3 и более часов. Это определяется в каждом конкретном случае спецификой вида спорта, задачами, которые решают отдельные упражнения или их комплекс.

    Для повышения алактатных анаэробных возможностей наиболее приемлемыми являются кратковременные нагрузки (5-10 с) с предельной интенсивностью. Значительные паузы (до 2-5 мин) позволяют обеспечить восстановление. К полному исчерпанию· алактатных анаэробных источников во время нагрузки, а следовательно, и к повышению их резерва приводит работа максимальной интенсивности в течение 60-90 с, Т.е. такая работа, которая является высокоэффективной для совершенствования процесса гликолиза.

    Учитывая, что максимум образования молочной кислоты в мышцах обычно отмечается через 40-50 с, а работа преимущественно за счет гликолиза обычно продолжается в течение 60-90 с, именно нагрузки такой продолжительности используются при повышении гликолитических возможностей. Паузы отдыха не должны быть продолжительными, чтобы величина лактата существенно не снижалась. Это будет способствовать совершенствованию мощности гликолитического процесса и увеличению его емкости.

    Продолжительная нагрузка аэробного характера при водит к интенсивному вовлечению жиров в обменные процессы, и они становятся главным источником энергии.

    Комплексное совершенствование различных составляющих аэробной производительности может быть обеспечено лишь при довольно продолжительных однократных нагрузках или при большом количестве кратковременных упражнений.

    Следует учитывать, что по мере выполнения длительной работы различной интенсивности происходят не столько количественные, сколько качественные изменения в деятельности различных органов и систем.

    Соотношение интенсивности нагрузки (темп движений, скорость или мощность их выполнения, время преодоления тренировочных отрезков и дистанций, плотность выполнения упражнений в единицу времени, величина отягощений, преодолеваемых в процессе воспитания Силовых качеств и т.п.) и объема работы (выраженного в часах, в километрах, числом тренировочных занятий, соревновательных стартов, игр, схваток, комбинаций, элементов, прыжков и т.д.) изменяется в зависимости от уровня квалификации, подготовленности и функционального состояния спортсмена, его индивидуальных особенностей, характера взаимодействия двигательной и вегетативной функций. Например, одна и та же по объему и интенсивности работа вызывает различную реакцию у спортсменов разной квалификации (рис.36).

    Более того, предельная (большая) нагрузка, предполагающая, естественно, различные объемы и интенсивность работы, но приводящая к отказу от ее выполнения, вызывает у них различную внутреннюю реакцию. Проявляется это, как правило, в том, что у спортсменов высокого класса при более выраженной реакции на предельную нагрузку восстановительные Процессы протекают интенсивнее (рис.37).

    Продолжительность и характер интервалов отдыха. Продолжительность интервалов отдыха является тем фактором, который наряду с интенсивностью работы определяет ее преимущественную Направленность.

    Длительность интервалов отдыха необходимо планировать в зависимости от задач и используемого метода тренировки. Например, в интервальной тренировке, направленной на преимущественное повышение аэробной производительности, следует ориентироваться на интервалы отдыха, при которых чес снижается до 120-130 уд. /мин. Это позволяет вызвать в деятельности систем кровообращения и дыхания сдвиги, которые в наибольшей мере способствуют повышению функциональных возможностей мышцы сердца.

    При планировании длительности отдыха между повторениями упражнения или разными упражнениями в рамках одного занятия следует различать три типа интервалов.

    1. Полные (ординарные) интервалы, гарантирующие к моменту очередного повторения практически такое восстановление работоспособности, которое было до его предыдущего выполнения, что дает возможность повторить работу без дополнительного напряжения функций.

    2. Напряженные (неполные) интервалы, при которых очередная нагрузка попадает на состояние некоторого недовосстановления работоспособности.

    3. "Минимакс"-интервал. Этот наименьший интервал отдыха между упражнениями, после которого наблюдается повышенная работоспособность (суперкомпенсация), наступающая при определенных условиях в силу закономерностей восстановительного процесса.

    При воспитании СИЛJ? I, быстроты и ловкости повторные нагрузки сочетаются обычно с полными и "минимакс"-интервалами. При воспитании выносливости используются все типы интервалов отдыха.

    По характеру поведения спортсмена отдых между отдельными упражнениями может быть активным и пассивным. При пассивном отдыхе спортсмен не выполняет никакой работы, при активном - заполняет паузы дополнительной деятельностью. Эффект активного отдыха зависит прежде всего от характера утомления: он не обнаруживается при легкой предшествующей работе и постепенно возрастает с увеличением ее интенсивности. Малоинтенсивная работа в паузах оказывает тем большее положительное воздействие, чем выше была интенсивность предшествующих упражнений.

    По сравнению с интервалами отдыха между упражнениями интервалы отдыха между занятиями более существенно влияют на процессы восстановления, долговременной адаптации организма к тренировочным нагрузкам.

    Понятие«нагрузка» является одним из основных для характеристики средств и методов спортивной тренировки. Выполнение любого физического упражнения связано с переводом организма на более высокий уровень функциональной активности, чем в состоянии покоя, «загружает» органы и сис-темы, является«надбавкой» . Вызывая расходование резервных возможностей организма и утомление, нагрузка тем са-мым стимулирует рост работоспособности: в восстановительном периоде работоспособность спортсмена не только восстанавли-вается, но и сверхвосстанавливается. Важно при этом ограничить величину нагрузки уровнем, предохраняющим организмот перетренированности.

    - это дополнительная по сравнению с покоем степень функциональной активности организма, привносимая выполнением упражнения(или упражнений), а также степень переносимых при этом трудностей.

    - суммарное воздействие на организм спортсмена выполненных упражнений, отдыха и раз­личных средств, ускоряющих процессы восстановления: пита­ние, витаминизация, массаж, активный отдых и т.д. Основ­ными факторами, определяющими тренировочную нагрузку, являются ее объем, интенсивность и характер восстановления организма спортсменов.

    - специфичность, определяется соответствием ко­ординационной структуры движений особенностям функцио­нирования основных систем организма, характеристиками со­ревновательной деятельности. Специфическая нагрузка явля­ется следствием применения специально-подготовительных упражнений. При выборе специфических нагрузок необходи­мо ориентироваться не только на внешнюю форму движений, но и на характер координационной структуры, особенности функционирования мышц, вегетативные реакции.. По этим признакам нагрузки классифицируются на специфичес­кие и неспецифические, а упражнения - на соревнователь­ные и вспомогательные;

    - направленность, соответствующую развитию отдельных двигательных способностей, совершенствованию техни­ко-тактического мастерства, психической подготовленности и т.д. Воздействие нагрузки может быть избирательным и ком­плексным. Направленность нагрузки определяется особеннос­тями применения и сочетания продолжительности и характера отдельных упражнений, интенсивности их выполнения, про­должительности и характера пауз отдыха, количеством уп­ражнений в отдельных занятиях, их частях, микроциклах и т.д.;

    - продолжительность , определяющую длительность упражнений - от нескольких до десятков минут и часов (марафон). Она определяется спецификой вида спорта, зада­чами отдельного упражнения или его комплекса. Варьирова­ние продолжительности и скорости выполнения совершенст­вует энергообеспечивающие механизмы: кратковременное вы­полнение упражнений, но с большей скоростью повышает анаэ­робную производительность; продолжительная работа, но с невысокой скоростью - аэробную.


    - интенсивность , определяющую силу воздействия на­грузки. Она характеризуется количеством работы, выполнен­ный в единицу времени: скорость, частота движений, величи­на отягощения и т.д. Интенсивность тесно взаимосвязана со скоростью движения в циклических видах, плотностью игры в спортивных играх, поединков и схваток - в единоборствах.

    - отдых , обеспечивающий восстановление работоспособ­ности после нагрузки. При одной и той же нагрузке разная продолжительность упражнений и активный или пассивный отдых между ними приводит к неоднозначному тренировоч­ному эффекту. Длительность отдыха предусматривает сле­дующие типы интервалов:

    а) полные, обеспечивающие восстановление работоспособ­ности к началу очередного упражнения;

    б) неполные , когда очередное упражнение выполняется в момент работоспособности, близкой к дорабочему уровню. Неполные интервалы находятся в пределах 60-70 /о вре­мени, необходимого для восстановления работоспособнос­ти;

    в) сокращенные , когда очередное упражнение выполняется на фоне сниженной работоспособности;

    г) удлинение , когда упражнения повторяются в промеж­уток времени, в 1,5-2 раза превышающий длительность восстановления работоспособности.

    Объем тренировочной нагрузки - суммарное количество тренировочной работы, характеризуемое длительностью и чис­лом повторений всех воздействий в занятии. Он измеряется временем выполненной работы, общей длиной преодолевае­мых отрезков, количеством занятий, тренировочных дней, стар­тов и т.д. Например, в плавании объем тренировочных уп­ражнений на суше учитывается в часах, а объем работы на воде - в километрах.

    По характеру нагрузки подразделяются на тренировочные и соревновательные, специфические и неспецифические, локальные, частичные и глобальные;

    по величине - на малые, средние, значительные (окологгредельные), большие (предельные);

    по направленности - развивающие отдельные двигательные способности (скоростные, силовые, координационные, выносливость, гибкость) или их компоненты (например, алактатные или лактатные анаэробные возможности, аэробные возможности), совершенствующие координационную структуру движений, компоненты психической подготовленности или тактического мастерства и др.;

    по координационной сложности - выполняемые в стереотипных условиях, не требующих значительной мобилизации координационных способностей, или связанные с выполнением движений высокой координационной сложности;

    по психологической напряженности - предъявляющие различные требования к психическим возможностям спортсменов.

    Выделяют также нагрузки по принадлежности к тому или иному структурному образованию тренировочного процесса В частности, следует различать нагрузки отдельных тренировочных и соревновательных упражнений или их комплексов, нагрузки тренировочных занятий, дней, суммарные нагрузки микро- и мезоциклов, периодов и этапов подготовки, макроциклов, тренировочного года.

    Различают отдельные тренировочные и соревновательные упражнения, нагрузки тренировочных занятий, дней, суммар­ные нагрузки микро- и мезоциклов, периодов и этапов трени­ровки, макроциклов, а также нагрузки тренировочного года.

    Соревновательные нагрузки учитывают количество сорев­нований и стартов в них. Так, в течение года бегуны на средние дистанции стартуют до 60 раз, пловцы - около 130 раз, велосипедисты-трековики - в пределах 170, а у шос-сейников - более 100 соревновательных дней.

    Величина тренировочных и соревновательных нагрузок ха­рактеризуется с внешней и внутренней стороны. отражает суммарный объем работы. Это общий объем работы в часах, объем бега, плава­ния, гребли и т.д. в километрах, количество тренировочных занятий и соревновательных стартов. Из этого числа опреде­ляют частные объемы нагрузки, например процент интенсив­ности, соотношение работы для развития качеств и способ­ностей, средства общей, специальной и другой подготовки.Для оценки внешней нагрузки используют такие показате­ли, как темп движений (Т), скорость (V), время преодоле­ния отрезков и дистанций (t), величину отягощений (F) и т.п.

    характеризуется реакцией организ­ма на выполняемую работу. При этом об объеме нагрузки судят по степени активности функциональных систем: время двигательной реакции, время выполнения одиночного движе­ния, значения и характер развиваемых усилий, биоэлектри­ческая активность мышц, частота сокращений сердца, частота дыхания и ударный объем кровообращения, потребление кис­лорода, скорость накопления и количество лактата в крови.

    Соотношение внешней и внутренней нагрузки зависит от квалификации, уровня подготовленности и функционального состояния спортсмена, его индивидуальных особенностей, вза­имодействия двигательных и вегетативных функций.

    В подготовке спортсменов различают (по величине) малую, среднюю, зна­чительную и большую нагрузки



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!