Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Для проявления быстроты используют тест. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития силовых способностей. Тесты для оценки дистанционной скорости

Быстрота - способность выполнять двигательные действия в минимальный срок. Быстрота определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий.

Цель: Определить скоростные качества в беге на 30 м. с высокого старта.

Методика: В забеге участвуют не менее двух человек. По команде “На старт!” участники подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде “Внимание!” наклоняются вперёд и по команде “Марш!” бегут к линии финиша по своей дорожке. Фиксируется лучший результат.

тест № 2. Определение координационных способностей (челночный бег)

Координация движений показывает возможность управления, сознательного контроля за двигательным образцом и своим движением.

Цель: Определить способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки в челночном беге 3*10 м.

Методика: В забеге могут принимать участие один или два участника. Перед началом забега на линии старта и финиша для каждого участника кладут кубики. По команде “На старт!” участники выходят к линии старта. По команде “Марш!” бегут к финишу, обегая кубик на старте и на финише и так три раза. Фиксируется общее время бега.

Тест № 3. Определение выносливости (бег в течении 6 минут)

Цель: Определить выносливость в беге до утомления у детей дошкольного возраста.

Методика: В забеге одновременно участвуют 6-8 человек; столько же участников по заданию воспитателя занимаются подсчётов кругов и определением общей длины дистанции. Для более точного подсчёта беговую дорожку целесообразно разметить через каждые 10 м. По истечении 6 мин. бегуны останавливаются, и определяются их результаты (в метрах).

Заранее разметить дистанцию- линию старта и половину дистанции. Инструктор по физическому воспитанию бежит впереди колонны в среднем темпе 1-2 круга, дети бегут за ним, затем дети бегут самостоятельно, стараясь не менять темпа. Бег продолжается до появления первых признаков усталости. Тест считается правильно выполненным, если ребёнок пробежал всю дистанцию без остановок. В индивидуальную карту записываются два показателя: продолжительность бега и длина дистанции, которую пробежал ребёнок.

Тест № 4. Определение скоростно-силовых качеств (прыжок в длину с места).

Скоростно-силовые способности, являются соединением силовых и скоростных способностей. В основе их лежит функциональные свойства мышечной и других систем, позволяющие совершать действия, в которых наряду со значительной механической силой требуется и значительная быстрота движений.

Цель: Определить скоростно-силовые качества в прыжке в длину с места.

Методика: Ребёнок встаёт у линии старта, отталкивается двумя ногами, делая интенсивный взмах руками, и прыгает на максимальное расстояние в прыжковую яму. При приземлении нельзя опираться сзади руками. Расстояние измеряется от линии до пятки сзади стоящей ноги. Записывается лучший результат.

Нормативы физической подготовленности М.А. Руновой, Г.Н. Сердюковской, для детей 5-6 лет

Таблица 1

Критерии оценки развития физических качеств

I уровень – высокий – 8-7 баллов

II уровень – средний – 6-4 баллов

III уровень – низкий – 3-0 баллов

Каждый уровень характеризуется следующими параметрами:

I уровень – высокий – 8-7 баллов – ребеноквыполнил все четыре задания на высоком уровне, без признаков переутомления, активно вел себя при выполнении упражнений, умел слушать воспитателя, понимал инструкции и выполнял задания без ошибок.

II уровень – средний – 6-4 баллов – ребеноквыполнил задания на среднем или высоком уровне (но не было выполнения какого-либо задания на низком уровне), без признаков переутомления, допускали ошибки при усвоении инструкции воспитателя.

III уровень – низкий – 3-0 баллов – ребеноквыполнил одно или несколько заданий на низком уровне, переутомился, проявил пассивность или безразличие, имел негативные реакции в случае неудачного выполнения заданий.

Начальное исследование уровня развития физических качеств детей

Старшего дошкольного возраста

Таблица 2

№ п/п Дети Возраст Критерии Итоговый балл/ уровень
Бег 30м Бег 3*10м Бег на выносливость Прыжки в длину с места
1. Милена
2. Илья
3. Артём
4. Никита
5. Арина
6. Виктория
7. Полина
8. Серёжа

При выполнении данных заданий у детей возникали трудности вследствие……

План развития физических качеств через народные подвижные игры у детей старшего дошкольного возраста

Тематический план учебного материала

Содержание материала Старшая группа неделя
1. Утренняя гимнастика + + +
2. Упражнение Спортсмены на тренировке + +
3. Упражнение «Штангисты»
4. Упражнение «Гимнасты» + + +
5. Упражнение «Пловцы» + +
6 .Упражнение «Футболист» + + +
7. Упражнение « Атлеты» + + + + +
8. Упражнение « Оздоровительный бег» +
9. Упражнение «Отдохнём» (см. Приложение № 1) + +
10 Игра « Конники» + + +
11. игра « Перевозка урожая»
12. Игра «Горелки»
13. Игра «Охотники и звери»
14. Игра « Рыбак» (см. Приложение № 2)

Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности. Именно в игре дети осваивают богатейший социокультурный опыт, учатся руководить и подчиняться, взаимодействовать, придумывать и изменять сюжеты игр.

В комплекс входят народные подвижные игры, предназначенные для детей 4–6 лет.

Среди большого количества игр народные игры занимают особое место, поскольку они обладают рядом характерных особенностей. К основным особенностям можно отнести следующие:

Народные игры являются средством педагогики;

Народные игры являются частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольника;

Народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку;

Народные игры расширяют кругозор, уточняют представление об окружающем мире;

Народные игры способствуют совершенствованию психических процессов.

Заключение

В настоящее время среди специалистов в области физического воспитания широко обсуждаются вопросы физического развития ребенка. Их развитие – важная задача физического воспитания. Анализ специальной литературы свидетельствует, что проблема физического развития ребенка в значительной мере определяется развитием его двигательных качеств в разные периоды детства, которые еще недостаточно изучены.

В дошкольном возрасте совершенствуется функциональные возможности центральной нервной системы. Более устойчивыми становятся внимание, воображение, память (двигательная), мышление.

Развитие ребенка происходит динамично и вместе с тем неравномерно, хотя в целом относительно высокими темпами.

Развитие опорно-двигательной системы (скелет, сутавно-связочный аппарат) еще не окончено, поэтому следует помнить, что чрезмерные нагрузки отрицательно сказываются на развитии скелета и наоборот, умеренные по нагрузке упражнения способствуют их укреплению, стимулируют рост костей.

Во время мышечной работы активизируется не только исполнительный (нервно-мышечный) аппарат, но и механизм моторно-висцеральных рефлексов (т.е. рефлексов с мышц на внутренние органы) работы внутренних органов, нервная и гуморальная регуляция. Поэтому снижение двигательной активности ухудшает состояние организма в целом: страдает и нервно-мышечная система, и функции внутренних органов.

Прогрессивные ученые – психологи, педагоги, врачи, такие как: Высотский Л.С., Усова А.П., Ушинсикй К.Д., Покровский Е.А.,П.Ф. Лесгафт и др. раскрыли роль игры, как деятельности способствующей качественным изменениям в психическом и физическом развитии ребенка

Они рассматривают подвижные игры, как наиболее естественную форму физических упражнений детей, соответствующих их анатомическим и психологическим особенностям.

Детские подвижные игры, взятые у сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям. Они выступают не только как фактор физического развития, но и как средство духовного формирования личности

Народные игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, опасения и побуждают к осторожности, этим увлекают детей. Детей также привлекают в народных играх разнообразные действия и ситуации, динамичность и эмоциональность, а также возможность приобрести те навыки, которыми владеют взрослые.

Таким образом, игра не только вид деятельности, но средство его умственного, нравственного и физического развития.

В процессе игры развиваются все психические процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь, дисциплинированность), развиваются волевые процессы, в поведенческом плане развиваются рефлексы, ребенок учится ставить цель и добиваться ее.

В народных подвижных играх наряду с психическими процессами идет развитие психофизических качеств (быстрота, выносливость, ловкость, сила, гибкость)

В результате исследования мы пришли к выводу, что народные подвижные игры, направленные на развитие психофизических качеств, можно включать в различные формы двигательной активности, в том числе и в самостоятельную двигательную деятельность детей.

Список литературы

1. Ашмарин Б. А., «Теория и методы физического воспитания». Издательство « физкультура и спорт», 2009, 225с.

2. Кенеман А.В., « народные подвижные игры ». Издательство «Просвещение », Москва 2003, 280 с.

3. Кожевников З., « Теория и методы физического воспитания». Издательство « Просвещение», 1971, 115с.

4. Карманова Л.В. « физическая культура в старшей группе», «физкультура и спорт», Москва 2004, 280 с.

5. Иванчикова Р.В., « Народные игры с детьми.». Дошкольное воспитание. 2005, № 4.

6. Кудрявцев В.А., « Народная подвижная игра как источник духовного и физического роста в дошкольном возрасте». Дошкольное воспитание. 2004, № 11.

7. Павлова Л.И., « Значение народных подвижных игр в физическом развитии дошкольника». Дошкольное воспитание. 2002, № 4.

8. Литвинова И.Н., « Детские народные подвижные игры». М., 2005., с. 97.

9. Пензулаева, Л.И., « Анатомо-физиологические особенности детей». - М.: Педагогика, 1984. - 190 с.

10. Рунова М.А., «Особенности организации занятий по физической культуре», Дошкольное воспитание. - 2009. - №9. - С.42-52.; №10. - С.56-63.

11. Спатаева М. Х., « Методика дифференцированного подхода в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста II и III групп здоровья».- М.: Просвещение, 2002.- 130

12. Степаненкова Э. Я., « Теория и методика физического воспитания и развития ребенка», - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 368 с.

13. Шебеко В.Н. «Физическое воспитание дошкольников» . - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 176 с.

14. «Энциклопедия физической подготовки. Методические основы развития физических качеств» // Под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 2004. - 368 с.

15. Вавилова Е.Н., «Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость» - Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1981. - 96 с.

Приложение № 1

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА

Цель - «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия

    Что же такое тест? Тест - это кратковременное технически сравнительно простое испытание, имеющее вид такого задания, решение которого поддается количественному учёту и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у испытуемых. Процесс испытания называется тестированием, а полученное в итоге числовое значение - результатом тестирования.

    1. Шестиминутный тест.
    2. Бег на 600; 800; 1000 м.
    3. Марш-бросок - 3000-5000 м.

    Бег на 200; 300; 400 м.

    1. Подтягивание на перекладине.
    2. Отжимание от пола.
    3. Из и.п. лёжа на мате, руки за голову, ноги согнуты в коленном суставе - поднимание и опускание туловища.
    4. Лазанье по канату.
    1. Прыжок вверх с места.
    2. Прыжок в длину с места.
    3. Тройной прыжок с места.
    4. Пятерной прыжок с места.
    5. Прыжок в глубину.

    а) из-за головы;

    б) из-за спины;

    в) снизу-вверх.

    1. Толкание ядра.
    2. Метание гранаты с разбега.
    1. Челночный бег 330 м; 510 м.
    2. Бег по зигзагу.

Просмотр содержимого документа
«"Тестирование для определения двигательных способностей учащихся" »

Тестирование для определения двигательных способностей учащихся – один из этапов здоровьесберегающей технологии

на уроках физической культуры

В средней школе, для того чтобы правильно планировать тренировочный процесс, педагогу необходима диагностика подготовленности школьников на занятиях физической культурой. Под диагностикой подготовленности понимается объективная оценка состояния двигательной функции занимающихся, а также их спортивно-технического мастерства.

Оперативный контроль – оценивается эффект одного тренировочного занятия.

Чаще всего мне необходимо осуществлять контроль через 1-2 месяца подготовки. Так проводят оценку показателей уровня развития двигательных качеств, степень овладения техническими навыками.

Для получения достоверной информации мне необходимо знать:

    что и когда измерять;

    какими должны быть уровень и динамика контрольных показателей.

Оценка состояния не должна и не может быть сведена в ходе педагогического контроля и оценке какого-либо одного показателя, а предполагает учет и анализ совокупности целого ряда параметров. Для оценки подготовленности занимающихся с помощью тестов необходимо, чтобы эти упражнения соответствовали специфике спортивной дисциплины, половым, возрастным, квалификационным особенностям учащихся, а сами тесты были надёжны, информативны.

Что же такое тест? Тест – это кратковременное технически сравнительно простое испытание, имеющее вид такого задания, решение которого поддается количественному учёту и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у испытуемых. Процесс испытания называется тестированием, а полученное в итоге числовое значение – результатом тестирования.

Тесты, в основе которых лежат двигательные задания, называются двигательными или моторными.

Одним из основных условий является простота тестов, допустимость измерений для учителя и необременительности для учащихся. Измерение различных сторон подготовленности учащихся должно проводится систематически, что даёт возможность сравнивать значения показателей на различных этапах тренировки. Необходима точность результатов контроля, которая зависит от стандартизации проведения тестов и измерения результатов.

В настоящее время спортивная практика располагает достаточно большим количеством тестов, с помощью которых оценивается физическая подготовленность учащихся различного возраста. Я предлагаю вам распространённые тесты для определения двигательных способностей детей и подростков, занимающихся физической культурой.

Тесты для определения выносливости

    Шестиминутный тест.

    Бег на 600; 800; 1000 м.

    Марш-бросок – 3000-5000 м.

    Ходьба спортивная 1000; 2000; 5000 м.

Для определения скоростной выносливости.

Бег на 200; 300; 400 м.

Тесты для определения быстроты

    Частота движений в беге на месте за 1 мин.; 30 сек.; 10 сек.

    Быстрый бег с низкого старта на 20 м; 30 м; 60 м; 100 м.

    Быстрый бег с ходу на 20 м; 30 м; 40 м.

    Быстрый бег с высокого старта на 30 м; 40 м; 60 м; 80 м; 100 м.

    Эстафетный бег: 850 м; 580 м; 4100 м.

С детьми младшего школьного возраста различные эстафеты («Весёлые старты») для воспитания быстроты.

Тесты для определения силовых способностей

    Динамометрия (определение силы кисти).

    Подтягивание на перекладине.

    Отжимание от пола.

    Из положения в висе поднимание прямых ног.

    Из и.п. лёжа на мате, руки за голову, ноги согнуты в коленном суставе – поднимание и опускание туловища.

    Лазанье по канату.

    Подъём штанги на грудь (50-95% от максимума).

    Рывок штанги (50-90% от максимального веса).

    приседание со штангой (50-90% от максимального веса на время).

Тесты для определения скоростно-силовых способностей

    Прыжок вверх с места.

    Прыжок в длину с места.

    Тройной прыжок с места.

    Пятерной прыжок с места.

    Прыжок в глубину.

    Метание набивного мяча из различных исходных положений двумя руками:

а) из-за головы;

б) из-за спины;

в) снизу-вверх.

    Для детей младшего школьного возраста метание теннисного мяча с разбега, одной рукой, на дальность.

    Толкание ядра.

    Метание гранаты с разбега.

    Прыжки на двух ногах через скакалку на время (в течение одной минуты).

Тесты для определения гибкости

    Наклон туловища вперед из положения в седее, ноги вместе.

    Из и.п. стоя ноги вместе наклон туловища вперед.

    Мостик. При выполнении мостика измеряется расстояние от пяток до кончиков пальцев испытуемого.

    Разведение ног в стороны (продольный, поперечный шпагат). Измеряется расстояние от вершины угла до пола.

Тесты для оценки координационных способностей

    Челночный бег 330 м; 510 м.

    Метание теннисного мяча на точность попадания в цель.

    Бег по зигзагу.

    Метание теннисного мяча в цель, стоя спиной к мишени (метание мяча над плечом или головой).

    Отпускание палки (педагог держит гимнастическую палку за верхний конец на вытянутой руке, тестируемый держит открытую кисть на вытянутой руке у нижнего конца палки. Педагог отпускает палку, тестируемый должен поймать ее).

    Стойка на одной ноге. Тестируемый закрывает глаза и становится на одну ногу, другая согнута в коленном суставе и развернута. Пятка согнутой ноги касается колена опорной ноги, руки на поясе. Педагог включает секундомер. Фиксируется показатель удержание времени на равновесие.

    Выполнение различных сложнокоординационных упражнений (прыжок в высоту с разбега, прыжок в длину с разбега, бег с барьерами и т.д.).

I. Тесты для оценки координационных способностей, относящихся к целостным двигательным действиям.

1) Челночный бег (3 x 10 м) в исходном положении лицом вперед.

Оборудование: секундомеры, фиксирующие десятые доли секунды; ровные дорожки длиной 30 и 10 м, ограниченные двумя параллельными чертами; за каждой чертой - два полукруга радиусом 50 см с центром на черте; 2 набивных мяча массой 2 кг; регистрационный стол и стул.

Процедура тестирования. По команде «На старт!» испытуемый становится в положение высокого старта у стартовой черты. Когда он приготовился, следует команда «Марш!». Испытуемый бежит 30 м с предельно высокой скоростью. Учитель следит, чтобы учащийся не снижал темп бега перед финишем.

После отдыха он с максимальной скоростью пробегает три раза по 10 м. По команде «На старт!» испытуемый становится в положение высокого старта за стартовой чертой с любой стороны от набивного мяча. Когда он приготовится, следует команда «Марш!». Испытуемый пробегает 10 м до другой черты, обегает с любой стороны набивной мяч, лежащий в полукруге, возвращается назад, снова обегает набивной мяч, лежащий в полукруге.

2) Метание теннисного мяча на дальность (из положения ноги врозь).

Оборудование: теннисные мячи, полоса метания с разметкой, позволяющей легко измерить дальность метания с точностью до 0,1 м.

Процедура тестирования. Испытуемый принимает исходное положение - сед ноги врозь, мяч в одной руке, другая свободно опущена. По команде «Можно» учащийся выполняет метание из-за головы (ведущей, а затем не ведущей рукой), сидя лицом по направлению метания.

Результат - расстояние, которое пролетает мяч от линии пересечения таза испытуемого до точки ближнего касания мяча.

Общие указания и замечания. Испытуемый должен бросать мяч под углом около 45°. Для метания каждой рукой предоставляется по три попытки. В протокол включаются лучшие результаты метания мяча ведущей (Sx) рукой и не ведущей (S2) рукой. Дальность метания для ведущей и не ведущей руки определяется отдельно.

Sx и S2 характеризуют абсолютные показатели КС в баллистических движениях с установкой «на силу».

3) Метание теннисного мяча на точность попадания.

Оборудование: теннисные мячи; горизонтальная переносная мишень в виде деревянного щита (резиновой дорожки) размером 2x2 м с разметкой и полосами метания, которые позволяют измерить точность метания мяча с ошибкой 0,05 м.

Процедура тестирования. Из исходного положения - сед ноги врозь по команде «Можно» испытуемый последовательно выполняет 10 зачетных попыток (метаний) теннисного мяча способом из-за головы в горизонтальную мишень.

Результат - точность метания, которая оценивается по средней арифметической (из 10 попыток) величине отклонения бросков мяча в горизонтальную мишень (ошибка в сантиметрах с точностью до 5 см).

Общие указания и замечания. Мишень устанавливается в одном месте (если тест проводится в спортивном зале, то мишень желательно расположить в конце одной из его сторон). Мишень должна быть хорошо видна испытуемому. В центре мишени устанавливается деревянный брусок высотой 10-15 см, являющийся ориентиром для попадания. От центра бруска определяется расстояние в 50% от максимальной дальности метания индивидуально для каждого испытуемого и отдельно для его ведущей и не ведущей руки. После этого указывается отметка, на которой учащийся принимает исходное положение для метания на точность. Все испытуемые выполняют броски на точность сначала ведущей, а затем не ведущей рукой.

4) Ведение мяча рукой в беге с изменением направления движения.

Оборудование: секундомер, фиксирующий десятые доли секунды; футбольный и баскетбольный мячи; ровная дорожка длиной 10 м, ограниченная двумя параллельными чертами; 3 вертикальные стойки. По прямой линии бега проводят 3 круга диаметром 0,8 м. Центры кругов расположены друг от друга на расстоянии 2,5 м, куда устанавливают вертикальные стойки. Расстояние от линии старта до центра первой стойки и от линии финиша до центра третьей стойки также 2,5 м.

Процедура тестирования. По команде «На старт!» испытуемый становится в положение высокого старта за стартовой чертой с мячом в руках. Когда он приготовился, следует команда «Марш!». Задача испытуемого, ведя мяч только одной рукой, последовательно обежать вокруг каждой из трех стоек и финишировать, стремясь выполнить задание за наименьшее время.

Результат - время, которое испытуемый покажет при пересечении им финишной черты. Отдельно определяется время для ведущей руки (Т4) и для не ведущей руки (Т5). Т4 и Т5 характеризуют абсолютные показатели КС, проявляемые в спортивно-игровых двигательных действиях.

Общие указания и замечания. Испытуемый выполняет задания сначала ведущей рукой, затем после отдыха - не ведущей. В третьей попытке снова - ведущей, а в четвертой - не ведущей рукой. Учитывается лучшая попытка для ведущей и не ведущей руки.

При обводке стойки учащийся должен пробегать как можно ближе к краю круга. Если при ведении он теряет контроль над мячом, который отлетает на расстояние больше чем 1 м от начерченного вокруг стойки круга, то ему предоставляется повторная попытка.

Школьники 7-9 лет выполняют задание футбольным мячом, а 10-17 лет - баскетбольным. Мяч должен иметь хороший отскок. Площадка (пол) должна быть ровной. При проведении этого теста целесообразно выполнить две попытки без мяча (один раз, обегая стойки только с правой стороны, другой раз - с левой). Время обегания стоек с ведущей (чаще правой) стороны - Т6, а с не ведущей (левой) - Т7. Это ненамного увеличивает время проведения теста, но позволяет получить учителю ценную информацию о степени развития КС в спортивно-игровых действиях. Это относительные показатели КС: Т4 - Т6 и Т5 - Т7.

Данное контрольное упражнение (ведение мяча) можно выполнять также ведущей (Т8) и не ведущей ногой (Т9) или ведя мяч клюшкой (Т10 и Ти). Относительные показатели КС определяются разностью: Т8 - Т6 и Т9 - Т7, Т10 ? Тб и Тп - Тг. Это дает учителю дополнительную информацию не только о степени развития скрытых и явных показателей КС, проявляемых в спортивно-игровых двигательных действиях, но и одновременно об уровне техники владения мячом ведущими и не ведущими (верхними и нижними) конечностями. (14)

II. Тесты для оценки специфических координационных способностей

Тесты для оценки способности к кинестетическому дифференцированию .

А) Бросок мяча в цель, стоя спиной к цели (П. Хиртц).

Оборудование: измерительная лента, 6 теннисных мячей, 1 гимнастический обруч, 1 медицинбол массой 1 кг, 1 мат.

Процедура тестирования. Испытуемый стоит за линией броска, спиной к направлению броска. Ему необходимо, бросая мяч над головой или над плечом, попасть в цель, находящуюся на расстоянии 2 м. После объяснения и демонстрации следует одна пробная и 5 зачетных попыток.

Результат - попадание в цель оценивается очками: в мат - 1 очко; в гимнастический обруч - 2 очка; между обручем и медицинболом - 3 очка; в медицинбол - 4 очка.

Общие указания и замечания. В старших классах можно ввести более широкий набор целей. Учащиеся-помощники должны регистрировать попадания, очки и приносить мячи. Во время броска испытуемый не имеет права поворачиваться. Это можно делать только после броска, чтобы узнать результат своей попытки.

Б) Прыжки вниз на разметку (П. Хиртц).

Оборудование: ящик для прыжков высотой 90 см, один мат для прыжков, измерительная лента, мел.

Процедура тестирования. Испытуемый стоит на ящике высотой 90 см. На мате, на расстоянии 1 м от ящика мелом отмечена черта. Ученик, прыгнув вниз, должен приземлиться пятками за этой чертой. После объяснения и показа ученику предоставляется 2 зачетные попытки.

Результат - расстояние со средним отклонением (в сантиметрах) из двух попыток.

В) Прыжки в длину с места с минимальным увеличением их длины (А.М. Шлемин, К.В. Ким).

Оборудование: измерительная лента, мел.

Процедура тестирования. Испытуемый сначала выполняет 3 попытки в полную силу. Затем определяется длина прыжка, равная 50% от его максимального результата. После этого ученик должен выполнить серию прыжков с места в диапазоне от 50% плюс 30 см с минимальным увеличением их длины в каждой последующей попытке по сравнению с предыдущей. Если ученик выполнил прыжок меньше предыдущего или повторил его, то ему дается еще одна попытка. При второй ошибке испытание прекращается. Упражнение выполняется без зрительного контроля.

Результат - количество выполненных прыжков с увеличением их длины.

Г) Дифференцирование силы прыжка (К. Майнель, Г. Шнабель).

Оборудование: прыжковая платформа.

Процедура тестирования. Испытуемому после максимального прыжка вверх без помощи рук следует выполнить 10 прыжков без помощи рук с усилением 2/3 от максимальной высоты прыжка. После каждого прыжка сообщается усилие, затраченное испытуемым в сравнении с заданным в 2/3 силы от максимальной высоты прыжка.

Результат - средняя арифметическая ошибка при воспроизведении усилия, равного 2/3 от максимальной высоты прыжка.

Д) Точное катание мяча рукой (Р. Юнг, модификация А.В. Вишнякова).

Оборудование: две гимнастические скамейки, измерительная лента, набивной мяч массой 1 кг.

Процедура тестирования. Две гимнастические скамейки стоят параллельно друг другу на расстоянии 10 см. Испытуемый должен толкнуть мяч рукой с такой силой, чтобы он докатился до линии, находящейся в 3 м от начала гимнастической скамейки. Ученику даются две пробные, и пять зачетных попыток для каждой руки. После каждой попытки следует точная информация о показанном результате.

Результат - среднее отклонение (в сантиметрах) из 5 попыток. Определяется также разность между показателями ведущей и не ведущей руки.

Вариант. Кроме набивного мяча можно использовать еще волейбольный и баскетбольный мячи. Задание в этом случае следует выполнять последовательно: вначале набивным мячом, затем баскетбольным и волейбольным (всего 10-15 зачетных попыток для каждой руки).

Результат - среднее отклонение (в сантиметрах) из 10-15 зачетных попыток.

Е) Точное катание мяча ногой. Испытуемый выполняет то же задание, что и в предыдущем тесте, но ведущей и не ведущей ногой.

Тесты для оценки способности к ориентированию в пространстве .

1) Бег к пронумерованным медицинболам (П. Хиртц).

Оборудование: 5 медицинболов (по 3 кг), 1 медицинбол (4 кг), секундомер, измерительная лента, мел.

Процедура тестирования. Испытуемый стоит перед медицинболом (4 кг). Позади него на расстоянии 3 м лежат 5 медицинболов по 3 кг на расстоянии 150 см друг от друга в кружках с четко пронумерованными цифрами от 1 до 5, но не в последовательности. Как только учитель называет цифру, ученик поворачивается и бежит к соответственно пронумерованному медицинболу, касается его и бежит назад к 4-килограммовому мячу. Как только он касается 4-киллограммового мяча, учитель называет новую цифру. Упражнение заканчивается, если ученик три раза подбежит к соответственно пронумерованному мячу и после этого коснется 4-килограммового медицинбола.

Результат - время от называния первой цифры до последнего касания 4-килограммового мяча.

Общие указания и замечания. После объяснения и показа ученик выполняет одну зачетную попытку. После выполнения задания порядок расположения 3-килограммовых мячей для каждого нового испытуемого необходимо менять.

Контрольное упражнение целесообразно применять при прохождении разделов «Подвижные и спортивные игры» (I - VIII классы). Однако его можно применять также для промежуточного контроля или для оживления занятия.

Оборудование: 1 гимнастический обруч (диаметр 80 см), 6 мячей для бросков, измерительная лента, скалка (длина 60 см).

Процедура тестирования. На стене, на высоте 230 см укрепляется маятник, который состоит из скалки и гимнастического обруча. Испытуемый встает на исходную позицию, которая удалена от стены на 300 см. Учитель поднимает маятник до горизонтальной линии и дает ему возможность выполнить движение в одну сторону и обратно. Ученик при движении маятника должен бросить мяч в середину обруча.

Результат - попадания в очках: в край обруча - 1 очко; в середину обруча - 2 очка. Подсчитывается количество набранных очков из пяти зачетных попыток.

Общие указания и замечания. Перед зачетными попытками дается одна пробная. Тест можно применять с учащимися младших классов при прохождении раздела «Подвижные игры» или в группе продленного дня как «Соревнование месяца».

Тесты для определения способности к комплексной реакции

* Упражнение - реакция - мяч (П. Хиртц).

Оборудование: 2 гимнастические скамейки, 1 футбольный мяч (резиновый, диаметр 20 см), измерительная лента, гимнастическая стенка.

Процедура тестирования. На верхнем конце двух наклонных гимнастических скамеек находится мяч, удерживаемый учителем физической культуры или помощником. Испытуемый стоит в ожидании за линией старта спиной к направлению бега (т.е. он не смотрит на мяч), пятки за линией. Учитель дает сигнал, например, свисток и отпускает мяч. Ученик должен как можно быстрее среагировать на сигнал, повернуться, подбежать к гимнастической скамейке и остановить двумя руками катящийся мяч.

Результат - расстояние (в сантиметрах), пройденное мячом по гимнастической стенке. Из двух зачетных учитывается лучшая попытка.

Общие указания и замечания. Тест можно проводить только в зале. При выполнении этого контрольного упражнения с учениками старших классов или со студентами следует увеличить расстояние от скамеек до стартовой линии с 1,5 до 2,0 м.

* Упражнение - маятник.

Оборудование: скакалка, гимнастический обруч, измерительная лента, мел.

Процедура тестирования. На стене высотой 230 см прикрепляется маятник, который состоит из скакалки (длина 60 см) и гимнастического обруча (диаметр 80 см). Полукруг, который описывает маятник радиусом от 0 до 180°, обозначается мелом. На линии полукруга находятся точки от 0 до 12 (баллы). Испытуемый стоит на исходной линии, которая обозначена мелом на расстоянии 100 см от стены. Учитель поднимает маятник до тех пор, пока верхний край не сольется с горизонтальной линией 0 и 180°. По звуковому сигналу учителя (одновременно опускается маятник) ученик должен подбежать к стене и остановить маятник.

Результат - расстояние, пройденное маятником от учителя до остановки его учеником.

Общие указания и замечания. После объяснения и показа ученику предоставляется 2 попытки, из которых засчитывается лучший результат.

* Падение палки (П. Хиртц).

Оборудование: гимнастическая палка, измерительная лента, мел.

Процедура тестирования: Учитель держит опущенную на пол гимнастическую палку вертикально. Ученик стоит в 150 см от палки на линии старта. Учитель отпускает палку, а учащийся, подбежав, должен ее поймать до того, как она упадет на землю. После этого расстояние от палки до линии старта увеличивается на 10 см. Если палка коснулась земли при первой попытке, то ученику предоставляется повторная попытка. Испытание прекращается тогда, когда палка коснется земли два раза подряд.

Результат - расстояние между линией начала бега и линией, на которой учащийся не смог поймать палку до второго касания.

* Отпускание палки - реакция (В. Ф. Ломейко, К. Мекота).

Оборудование: пронумерованная в сантиметрах гимнастическая палка.

Процедура тестирования. Учитель держит пронумерованную гимнастическую палку вертикально за верхний конец на вытянутой руке. Ученик держит открытую кисть около нижнего конца палки. Через 1-2 с учитель отпускает палку, а испытуемый должен ее как можно быстрее поймать (сжать кисть).

Результат - среднее расстояние (в сантиметрах) из трех попыток от нижнего края палки до места хвата учащимся со стороны мизинца. Для сравнения целесообразно выполнять тест ведущей и не ведущей рукой.

Таблица 2. ? Примерные оценки быстроты реакции

* Тест на спортивную реакцию (К. Майнель, Т. Шнабель)

Оборудование: секундомер.

Процедура тестирования. Испытуемый движется спиной к направлению бега. По свистку он должен принять положение упор присев, руки касаются пола. После этого он делает оборот вокруг себя, встает и бежит к обозначенной цели, удаленной на 3 м.

Результат - время от свистка до достижения цели во время бега.

Тесты для определения способности к равновесию

Тесты для оценки динамического равновесия

* Балансирование на гимнастической скамье (П. Хиртц).

Оборудование: гимнастическая скамья (длина 4 м, ширина узкой стороны скамейки 10 см), секундомер, медицинбол (масса 2 кг).

Процедура тестирования. На расстоянии 150 см от стартовой линии находится перевернутая гимнастическая скамейка. В конце скамейки лежит медицинбол. Испытуемый пальцами левой руки под правой рукой берется за правое ухо; на ладони правой руки лежит мячик. В этом положении по команде «Марш!» ученик бежит по узкой поверхности скамейки до медицинбола, сталкивает его стопой, поворачивается и бежит обратно по узкой поверхности скамейки.

Результат - время пробегания (в секундах) от линии старта до пересечения с линией финиша.

Общие указания и замечания. Упражнение не засчитывается, если ученик изменяет положение тела или если падает с поверхности скамейки более трех раз. За одно касание земли - одна штрафная секунда. На месте, где произошло касание, ученик должен опять взобраться на подставку и продолжить упражнение. После объяснения, демонстрации и опробования выполняется одна зачетная попытка.

* Повороты на гимнастической скамейке (П. Хиртц).

Оборудование: гимнастическая скамейка (ширина 10 см), секундомер.

Процедура тестирования.

Вариант 1. Испытуемый должен выполнить на узкой поверхности гимнастической скамейки 4 поворота (влево и вправо), не падая. Поворот закончен, когда испытуемый вернется в исходное положение.

Результат - время выполнения четырех поворотов (с точностью до 0,1 секунды).

Общие указания и замечания. После объяснения, демонстрации и опробования ученик выполняет задание. Если он потерял равновесие (соскочил со скамейки), то дается одна штрафная секунда. При касании земли более трех раз упражнение необходимо повторить.

Вариант 2. Стоя на узкой поверхности гимнастической скамейки, испытуемый должен за 20 секунд выполнить как можно больше поворотов влево и вправо, не падая со скамейки.

Результат - количество выполненных поворотов за 20 секунд с точностью до пол-оборота.

Общие указания и замечания. Поворот считается законченным тогда, когда испытуемый возвращается в исходное положение. Если учащийся потерял равновесие (упал, соскочил со скамейки), счет поворотов прерывается. После принятия испытуемым вновь исходного положения счет продолжается. При наличии нескольких гимнастических скамеек тест можно проводить сразу с несколькими учащимися.

* Ходьба по шестиугольнику (К. Мекота).

Оборудование: шестиугольник.

Процедура тестирования. Испытуемый стоит одной ногой на одном сегменте шестиугольника, другой ногой - на следующем, руки свободны, глаза открыты. После того как ученик примет это положение, дается команда «Можно». Испытуемый должен сделать максимально возможное количество шагов, не потеряв равновесия (максимум 60 шагов в одной пробе).

Результат - число шагов, выполненных без потери равновесия.

Общие указания и замечания. В ходьбе испытуемый должен делать один шаг на очередной сегмент. Потерей равновесия считается переход на двойную опору, падение. Предоставляются три зачетные попытки.

Тесты для оценки статистического равновесия.

* Стойка на одной ноге (Е.Я. Бондаревский).

Оборудование: секундомер.

Процедура тестирования. Испытуемый занимает исходного положения - стойка на одной ноге, другая согнута в колене и максимально развернута кнаружи. Ее пятка касается подколенной чашечки опорной ноги. Руки на поясе, голова прямо. По команде «Готов» испытуемый закрывает глаза, а экспериментатор включает секундомер.

Результат - средний показатель времени удержания равновесия (из трех попыток).

Общие указания и замечания. Дается опробование теста. Опорная нога должна быть прямой, а бедро как можно больше отведено кнаружи. Секундомер выключается сразу же в момент потери равновесия (схождения с места, приподнимание на пальцах ноги, переход на двойную опору, падение).

* Стойка на одной ноге на планке (Е. Флейшман, К. Мекота).

Оборудование: специальная прямоугольная планка на высоте примерно 10 см над полом шириной 5 см; секундомер.

Процедура тестирования. Испытуемый принимает исходное положение - стойка на одной ноге продольно на планке, другая нога слегка согнута в колене, опущена вперед-вниз, руки на поясе, голова прямо. По команде «Готов» испытуемый стремится как можно дольше удержать равновесие, а экспериментатор включает секундомер.

Результат - суммарное (из двух зачетных попыток) время удержания равновесия.

Общие указания и замечания. Тест приведен в модификации. Максимальное время удержания равновесия в одной пробе 120 с. Если это удается испытуемому, тест прекращается.

Тесты для определения способности к ритму

А) Спринт в заданном ритме (П. Хиртц).

Оборудование: 11 гимнастических обручей (диаметр 60 см), секундомер, измерительная лента.

Процедура тестирования. Вначале испытуемый пробегает с максимальной скоростью дистанцию 30 м на время с точностью до 0,1 с. Затем он получает задание пробежать снова с максимальной скоростью вторую дистанцию 30 м, на которой расположены 11 гимнастических обручей. Это обязывает ученика подбирать (вырабатывать) определенный ритм бега или как можно быстрее изменить свой ритм.

Результат - разность между временем бега на 1-й и 2-й дистанции.

Б) Сохранение ритма (К. Майнель, Г. Шнабель).

Оборудование: метроном, секундомер.

Процедура тестирования. Испытуемый воспроизводит бег в такт ударов метронома в течение 10 с. Через 10 с метроном выключается, а ученик должен этот ритм сохранить в течение 15 с (42 касания земли ногами). (5)

Способности спортсмена к проявлению элементарных форм быстроты оцениваются:

1) по времени простой двигательной реакции, времени реакции выбора и времени реакции на движущийся объект;

2) по скорости выполнения отдельного движения;

3) по частоте движений.

Измерение этих показателей необходимо проводить в специфических условиях избранного вида спорта , где эти показатели имеют одно из решающих значений.

Время простой двигательной реакции имеет большое значение в спринтерских номерах программы различных циклических видов спорта ( , велотрек, конькобежный спорт и т. д.). В лабораторных условиях время простой реакции определяют на свет, звук с помощью хронорефлекторов.

Время реакции выбора и реакции на движущийся объект имеет большое значение в спортивных играх, единоборствах. В лабораторных условиях время реакции выбора определяют так, испытуемому предъявляют слайды с игровыми или боевыми ситуациями. Оценив ситуацию, испытуемый реагирует либо нажатием кнопки, либо словесным ответом, либо специальным действием.

Скорость выполнения отдельного движения наиболее информативна в , фехтовании, в легкоатлетических метаниях и т. п. Время удара, передачи мяча, броска, одного шага и т. п. определяют с помощью биомеханической аппаратуры.

Частота движений является важным показателем скорости в спринтерском беге, спринтерской гонке на треке, в плавании на 50 метров и т. п. Регистрируется число движений руками (поочерёдно или одной) или ногами (поочерёдно или одной) за 5 – 15 секунд.

При оценке комплексных проявлений скоростных способностей нужно учитывать, что время, в течение, которого возможно выполнение работы максимальной интенсивности не должно превышать 15 секунд. Этим следует руководствоваться при выборе специфических контрольных упражнений.

В видах спорта циклического характера обычно определяют максимальную скорость, развиваемую спортсменом на коротком отрезке дистанции. Если учесть, что максимальная скорость достигается на 3 -4-й секунде после старта, и она может сохраняться до 4 – 5 секунд, то для определения абсолютной скорости выполняются контрольные упражнения с хода на небольших отрезках (в легкоатлетическом беге – 30-40 метров, в беге на коньках – 50 метров, в плавании – 10 метров).

Для оценки эффективности старта регистрируется время от стартового сигнала до момента достижения максимальной скорости (к 3-4-й секунде).

Аналогичным образом поступают при подборе тестов для оценки комплексных проявлений скоростных способностей в других видах спорта. Например, в спортивных играх определяют эффективность стартовых действий (в 10-15 метров, в 30-50 метров, в водном поло 5-10 метров), или тест по времени выполнения отдельных скоростных действий (например, в хоккее – старт – преодоление отрезка 30 метров с шайбой – бросок по воротам и т. п.).

При оценке скоростных способностей в единоборствах и сложнокоординационных видах спорта, определяют время, необходимое для выполнения стандартных приёмов и действий. Например, в борьбе – 5-кратный бросок манекена, забегание на мосту в одну сторону, (в самбо – 5 передних посечек), в боксе 10 прямых ударов по мешку. В акробатике – стандартная комбинация, требующая высокого уровня скоростных качеств.

Бег на дистанцию Юме хода

Тест проводится двумя воспитателями на беговой дорожке длиной не менее 30 м, шириной 2-3 м, с песчаным или асфальтовым покрытием. На линии начала 10-метрового отрезка (т.е. старта) и линии финиша ус­танавливаются 2 стойки. Ребенок начинает разгоняться за 10 м так, чтобы набрать максимальную скорость к линии старта. Помощник воспитателя стоит строго на линии старта. В момент, когда ребенок поравнялся с ли­нией старта, помощник делает резкую отмашку флажком. По этому сиг­налу воспитатель, стоящий на линии финиша, включает секундомер и в момент, когда ребенок пересек линию финиша, секундомер выключает.

Необходимое оборудование: секундомер, 2 стойки для старта и фини­ша, мел, размеченная беговая дорожка. Тест можно проводить с двумя участниками на беговой дорожке.

Бег на дистанцию 30 м

На участке детского сада выбирается прямая асфальтированная или плотно утрамбованная дорожка шириной 2-3 м, длиной не менее 40 м. Тест можно проводить на стадионе. На дорожке стойками или флажками


отмечаются линия старта и линия финиша. Расположение линии старта и финиша должно быть таково, чтобы солнце не светило в глаза бегущему ребенку. Тестирование проводят 2 воспитателя, один с флажком - на линии старта, второй с секундомером - на линии финиша.

По команде «Внимание!» двое детей подходят к линии старта и при­нимают стартовую позу стоя - «Высокий старт». Следует команда «Марш!», и дается отмашка флажком. В это время воспитатель, стоящий на линии финиша, включает секундомер.

Дети начинают бег на дистанцию. Во вре­мя бега не следует торопить ребенка, корректировать его бег, подсказы­вать элементы техники. Отмашка флажком должна даваться воспитателем сбоку от стартующих детей и четко. Во время пересечения финишной ли­нии секундомер выключается. Время фиксируется воспитателем, стоящим на линии финиша.

Тест предназначен для детей от 4 до 7 лет.

Необходимое оборудование: 2 стойки или флажка, 2 секундомера, раз­меченная беговая дорожка.

«Челночный бег» 3*10 м

Тест проводится на ровной площадке длиной не менее 15 м, на кото­рой чертятся 2 параллельные линии на расстоянии 10 м друг от друга. На каждой черте наносятся 2 круга диаметром 0,5 м с центром на черте.

По команде «Внимание!» ребенок подходит к стартовой линии. По ко­манде «Марш!» ребенок бежит к кубику, положенному в круг напротив, поднимает его, бежит назад к стартовой линии и кладет кубик в пустой круг. Затем возвращается назад.

Учитывается время от команды «Марш!» до момента возвращения на финиш. Бросать кубик не разрешается. При нарушении этого правила на­значается вторая попытка. Выполняется одна попытка.

Тест предназначен для детей 4-7 лет.

Необходимое оборудование: секундомер, кубик (5 см 3), мел.

Тест по определению выносливости

Бег на дистанции 90, 120, 150, 300 м (в зависимости от возраста детей)

Проводится на стадионе или размеченной площадке дошкольного уч­реждения двумя воспитателями.

На дистанциях намечаются линии старта и финиша. По команде «Вни­мание!» дети подходят к стартовой линии. По команде «Марш!» дается от­машка флажком и старт для бегущих, включается секундомер. При пересе­чении линии финиша секундомер выключается. Выполняется одна попытка.

Тест предназначен для детей: 5 лет - дистанция 90 м;

6 лет - дистанция 120 м;

7 лет - дистанция 150 м.

Тест-бег на дистанцию 300 м проводится для детей 5-7 лет на про­хождение дистанции, без учета времени.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!