Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Пристяжная лошадь: определение, особенности и интересные факты. Почему русские ездили именно на тройке лошадей

Знаете ли вы, что:

Среди героев русских народных песен ямщик и тройка лошадей занимают если и не первое, то бесспорно, одно из призовых мест

Профессия ямщика была потомственной, и управлению тройкой обучали с раннего детства

Уникальному способу запряжки русской тройки соответствовала столь же уникальная упряжь со множеством украшений

Появление поддужного колокольчика было призвано сменить громкий свист и крики ямщиков более благозвучным предупредительным сигналом

Утратив своё транспортное значение, езда на тройке превратилась в национальный вид спорта

Среди героев русских народных песен ямщик и тройка лошадей занимают если и не первое, то бесспорно, одно из призовых мест.
Перечислить все песни, в которых упоминается тройка, практически невозможно. О тройке писали стихи лучшие русские поэты - Вяземский, Фёдор Глинка, Некрасов, Суриков. Стихи эти, в свою очередь, тоже перекладывались на музыку, становились народными песнями.
Осознание тройки, как символа чего-то исконно русского, получило, пожалуй, наивысшее свое выражение в известнейших строках Гоголя: «Птица тройка, кто тебя выдумал? Не так ли и ты Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься?» В чем же причина такой популярности тройки?
Как писали газеты того времени, тройка стала порождением громадных расстояний и безобразных дорог России. Впервые национальный русский способ запрягать лошадей по три в ряд появляется в середине XVIII века. Этот способ быстро получил широкое распространение ввиду своих неоспоримых достоинств: высокой скорости, большей грузоподъемности и хорошей проходимости.
Европейская двуконная упряжка была малопригодной для дальних странствий по российской целине. При запряжке же тройкой лошади занимали пространство шире, чем повозка, уменьшая вероятность падения седока из экипажа. Кроме того, три лошади тянули повозку гораздо резвее, нагрузка распределялась по трём лошадям, и оттого лошади могли меньше уставать.
Все иностранцы, испытавшие езду на тройке, единогласно утверждали, что нет более лихой и быстрой езды.

Профессия ямщика была потомственной, и управлению тройкой обучали с раннего детства.

С конца XVIII тройка была официально узаконена для перевозки по широким дорогам курьеров и почты, а также пассажиров. Почтовую службу по перевозке несли ямщики - крестьяне на собственных лошадях. За это они освобождались от подушной подати. Для управления тройкой возница должен обладать немалой физической силой. При езде правильным аллюром средняя лошадь - коренник бежит размашистой рысью с высоким подъемом ног, а более легкие пристяжные лошади скачут размеренным галопом. Руки правящего тройкой ямщика часами испытывают усилие от 5 до 50 килограммов. Внезапно испугавшись, лошади могли «понести» - потерять управление. Рывок вожжей мог швырнуть ямщика прямо под ноги упряжке. В таких случаях только топор и мгновенная реакция помогали вознице спасти себя и седоков. Русский способ запряжки позволял регулировать нагрузку, приходившуюся на каждую из лошадей. В нужный момент ямщик кнутом или вожжой подхлёстывал одну из пристяжных; та начинала бежать быстрее и тянуть сильнее — и давала возможность передохнуть соседней лошади.
Так родился фразеологизм «по всем по трём», возникший из ямщицкой поговорки «По всем по трём, коренной не тронь, — а кроме коренной нет ни одной». Хлестнуть «по всем по трём» означало ударить кнутом по всем лошадям сразу — и тем самым резко увеличить скорость движения повозки.


Уникальному способу запряжки русской тройки соответствовала столь же уникальная упряжь со множеством украшений.
Практика троечной езды за два с лишним века претерпела лишь незначительные изменения. Модели троечных экипажей менялись вслед за модой и вкусами, но сам принцип запряжки и главные элементы сбруи остаются неизменными. Среднюю, коренную лошадь, запрягают первой, точно также как и в одноконном варианте: в две оглобли с хомутом, седелком и дугой. Именно присутствие дуги в запряжке коренника делает русскую тройку уникальной - больше нигде в мире нет таких троек. На коренника приходится основная нагрузка: он определяет направление движения запряжки, разгоняет на прямой и сдерживает накат экипажа на спусках. Две другие лошади - пристяжки (в тройке они припрягаются по бокам при помощи хомутов или шорок с постромками, которые пристегиваются к специальным валькам, надетым на крючки повозки) помогают кореннику двигать экипаж и маневрировать им. Кучер тройки управляет лошадьми при помощи четырех вожжей - длинных поводьев из кожи или тесьмы. Двумя центральными вожжами кучер управляет коренником. По одной вожже приходится на пристяжных лошадей, которые при езде галопом движутся в сборе - «лебединые» шеи изогнуты в сторону от направления движения тройки. Именно этот бешеный изгиб пристяжек, неукротимая мощь коренника создают иллюзию полета какой-то мифической трехголовой птицы.

Еще одной уникальной отличительной особенностью троечной упряжи, являются ее обильные украшения. Красочно декорировались хомуты, украшавшиеся росписью, резьбой и тисненой кожей. Широко использовался в упряжи металлический набор из литых деталей разной формы, давая красивые сочетания с кожей седелок, шлей, узд, шорок. Помимо него упряжь снабжалась кистями, которые прикреплялись на уздах и шлеях, свисая спереди и по бокам лошадей.
Но предметом особой гордости являлась дуга коренника, богато украшенная художественной росписью и резьбой. Поначалу особой популярностью пользовались дуги, расписанные золотой краской, «горевшей» на расстоянии и резко выделявшейся на фоне поля или леса. Позднее на золотой фон стали наносить тонкий графический узор черной или красноватой красками. Во второй половине XIX века золоченые дуги были вытеснены живописными, расписанными красными розанами, зелеными травами и синими гроздьями винограда. Яркие живописные дуги были заметны издалека так же, как золоченые.


Появление поддужного колокольчика было призвано сменить громкий свист и крики ямщиков более благозвучным предупредительным сигналом.
С расцветом езды на тройках возникла потребность в специальных сигнальных средствах. Тройка, особенно курьерская, мчалась с большой скоростью, а правил дорожного движения в те времена не существовало. Велика была опасность столкновения с людьми и повозками. Еще одной задачей было известить персонал очередной почтовой станции о необходимости подготовить смену уставшим лошадям.
Попытки внедрить при Петре I в российской почте европейский почтовый рожок успеха не имели. Ямщики предпочитали пользоваться собственным свистом и молодецкими криками, за что их наказывали штрафами и побоями. Лишь в конце XVIII века кто-то придумал использовать для сигнальных нужд бронзовый колокольчик, миниатюрную копию церковного колокола. Удобным местом для его подвески стала дуга над головой коренника. Такой колокольчик стали называть поддужным, а также почтовым или ямским. Кроме сигнальной функции, звон колокольчика скрашивал однообразие утомительной езды, которая нередко растягивалась на много дней.
Родоначальником кустарного промысла по изготовлению почтовых колокольчиков стал город Валдай Новгородской губернии, выгодно располагавшийся посреди Петербургско-Московского тракта, главной почтовой магистрали России. Поэтому поддужные колокольчики часто называли валдайскими. На них делались надписи: «Купи - не скупися, езди - веселися!» или «Купи, денег не жалей, со мной ездить веселей».

Как это часто бывает в России, скоро выяснилось, что почтовая служба не готова обслуживать всех любителей езды со звоном, принявшей массовый характер. Ямщики на почтовых станциях, заслышав звон колокольчика, не могли определить, едет ли это почта или какое-то частное лицо.
В результате русское правительство в течение XIX века пыталось запретить частным лицам езду с колокольчиками, сделав ее привилегией государственных экипажей. Для обхода таких запретов на шеи лошадей в тройке стали надевать кожаные ошейники с укрепленными на них гирляндами бронзовых бубенцов - глухих полых шаров с дробиной внутри, издававших менее сильный звук, чем колокольчики.
Из бубенцов, подобранных по размеру и по тону, стали создавать гаммы - созвучные группы, производившие при езде «согласный» звон. С отменой в конце XIX века запрета на применение колокольчиков на тройках стали одновременно употребляться и бубенцы, и колокольчики. 2-3 десятка бубенцов вместе с 1-3 колокольчиками специально подбирались в созвучие, получившее в народе название «ямской гармони».


Утратив своё транспортное значение, езда на тройке превратилась в национальный вид спорта.
С интенсивным строительством в России железных дорог тройка оказалась вытеснена с почтовых трактов на сельские дороги, где долго еще сохраняла популярность на свадьбах и народных гуляньях.
Однако тройка издавна использовалась в России в различных соревнованиях, а также для катания на выставках и ярмарках. Троечные бега были чрезвычайно популярны в России в середине XIX века, особенно зимой. Чаще всего в них демонстрировали свою удаль извозчики-лихачи - элита дореволюционного городского транспорта. В середине 1950-х годов троечный спорт стал возрождаться. Первые соревнования троек по доработанным дореволюционным правилам были возобновлены в Москве на ВДНХ и Центральном Московском ипподроме Одно из традиционных соревнований троек проходило во время фестиваля «Русская Зима» в Москве. В фигурной езде тройками управляли только кучера-наездники.

Тогда же на Тамбовском областном ипподроме было создано несколько троек, регулярно участвовавших в столичных соревнованиях, а также в показательных выступлениях на IV Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве и на XX летних Олимпийских играх.
В наши дни по инициативе Российской ассоциации «Содружество» в некоторых городах России, таких как Ярославль, Кострома, Москва, Вологда были учреждены этапы «Кубка России» для русских троек с финалом в Москве. В 2000 году в рамках «Дней Франции» на Московском ипподроме был разыгран приз Венсеннского ипподрома для троек, где приняли участие три тройки. В ответном визите в Париж в декабре того же года русские тройки впервые выступили на крупнейшем в мире беговом ипподроме Венсенн.
Розыгрыши этих призов стали постоянным мероприятием «Дней России» во Франции и «Дней Франции» в России. В розыгрыше приза Венсеннского ипподрома в 2006 году на Московском ипподроме приняло участие семь троек. Их пришлось разделить на два заезда, поскольку все они одновременно не могли уместиться на дорожке Московского ипподрома.

Повозки, в которые были придуманы человеком для быстрого передвижения и перевозки грузов. В эту повозку могли впрячь одного или несколько коней. С тех пор есть такое понятие, как пристяжная которую впрягали сбоку от коренной для того, чтобы основной было легче.

Русская тройка

Катание на конях, запряженных тройкой, народная русская забава. Раньше они использовались для быстрого передвижения на далекие расстояния, ни один праздник не обходился без тройки. Будь то свадьба или сватовство, катание на Масленицу.

Обычные кони для тройки - это выносливые, но неказистые внешне вятские. Тройку богатых людей определяли статные орловские жеребцы - стройные и быстрые, очень красивые.

Для того чтобы перевозить пассажиров, было правило: едешь один или вдвоем, то только на паре, а если людей набиралось трое, тогда впрягалось три коня.

В сороковых годах девятнадцатого века на ипподромах стали организовывать состязание кучеров на тройках. Европа познакомилась с тройкой только в начале двадцатого века на выставке в Лондоне. Во времена СССР тройка из орловских рысаков стала популярна в США, наши власти, пользуясь этим, дарили такие упряжки представителям из Америки в знак уважения. Это считалось превосходным и щедрым даром.

Возрождение традиции

Интересно, но в девяностые годы россияне утратили интерес к тройкам, это чуть не стало гибелью традиционной русской упряжи. Коренники и пристяжные лошади с выставок распродавались в колбасные цеха, так как их содержание в отсутствии интереса было многим не по карману.

Если бы не движение "Содружество", где оставалось достаточное количество энтузиастов, то не осталось бы в России ни одного мастера, умеющего совладать с тройкой и правильно ею управлять. Инициаторы предложили создать в городах конные состязания, где в обязательном порядке было участие тройки. Таким образом появился "Кубок России", финал которого проводился в столице. Позже к России присоединилась и Франция, были введены дорогостоящие Венсеннские призы.

Правильно запряженная тройка

Чтобы правильно запрячь тройку коней, есть несколько основных правил. Первое правило - это правильно подобранная упряжь. Она должна быть индивидуально изготовлена для каждой из тройки для того, чтобы работоспособность лошадки сохранялась, не терялись силы. Основное свойство упряжи - это передача тяги от животного к повозке. Размер животного и строение его тела - главный критерий, по которому создается упряжь, она должна иметь ремни для регулировки. В центре такой упряжки должен находиться коренник, а по бокам пристяжные лошади - ни в коем случае не наоборот. Каждая лошадь проходит специальное обучение, чтобы точно соответствовать своему предназначению.

Что такое пристяжная лошадь

Если речь идет о тройке лошадей, то здесь участвует два вида. Коренник - центральная лошадь, как правило, самая сильная и выносливая, благородной породы. Пристяжная лошадь может быть и крестьянской породы, но к ней есть особые требования. Это должен быть умный и податливый конь, легко поддающийся воспитанию. Пристяжная лошадь - управление всей повозки, от нее зависит, как вовремя и правильно повернуть упряжку. Это животное должно отменно бегать галопом - именно тот стиль, который ей требуется.

Коренник

Коренник задает скорость всей тройке. С помощью пристяжных он может развить до пятидесяти километров в час. К кореннику предъявляются высокие требования - благородная порода, отсутствие болезней и хорошая выносливость. Ему присуще передвигаться рысцой, но может перейти и на галоп. Существует и уносная лошадь. Этого коня впрягают впереди коренника, если есть необходимость большего количества лошадей, чем тройка. Существует вид многоконной упряжки - две впереди идущие - уносные, следом пара из коренника и пристяжной. Пристяжная лошадь обязательно впрягается даже в двойку. Ни в коем случае нельзя заменять лошадей. Те навыки, которыми обладает пристяжная лошадь, неизвестны кореннику, и наоборот.

Состав упряжки

Каждая упряжка в обязательном порядке состоит из нескольких вещей. Каждая деталь обязательна и имеет свой функционал. Узда создана для того, чтобы кучер без проблем понукал пристяжных лошадей и коренника. Состоит из ремней, темляка, поводьев и удил. Ремни крепко фиксируются на голове и морде животного, для их изготовления применяют кожу высокого качества или синтетические, эластичные материалы.

Узда не должны создавать дискомфорта животному, если таковой есть, то коренник не будет набирать нужную прыть, а пристяжная лошадь может путать повороты, неустанно тряся головой.

Основа упряжи - это хомут. Именно он передает усилия тяговые от коня к повозке. Состоит из двух клещей, двух подушек, хомутины, покрышки, супони, подкладки, горта и двух гужей. Это необходимо правильно собрать, чтобы лошадки не тратили лишние усилия.

Вместо хомута можно применять шорку - это чисто кожаное изделие. Шорка более удобная и легкая, состоит из широкого ремня для крепления на груди, к нему крепится еще два боковых поддерживающих ремня, соединяются они между собой специальными кольцами. К этим же кольцам крепят и постромки.

Седелка состоит из двух основных частей. Подбрюшник не позволяет колебаться оглоблям и хомуту, а также прочим частям упряжи. Чересседельник удерживает большой вес оглобель, хомута и дуги, чтобы спина лошади не перенапрягалась. У этих животных слабые позвоночники, при любой резкой нагрузке, которую может доставить дуга, хомут или всадник, есть возможность перелома. Поэтому необходимо соблюдать все правила упряжи и креплений.

Подпруга подкладывается под седелку, чтобы ее придерживать, шьется из хлопковой или хлопчатобумажной ткани. Дуга - это своеобразный амортизатор, она смягчает толчки и удары повозки. Соединяет оглобли с хомутом. С помощью вожжей кучер управляет лошадьми, а шлея предназначена для того, чтобы хомут не накренялся вперед. Она необходима для безопасной остановки повозки, тем более если торможение резкое.

Если соблюдены правильно все требования, по которым собирается упряжка, то и коням будет легче, и кучеру. Позаботьтесь о своих животных, одинакового внимания требует и пристяжная лошадь, и коренник.

"Слышь, жена! погляди, Каковы уздечки! Видишь, вот медный набор, вот колечки, махры. А дуга-то, дуга,- сияет в золоте..." Так писал в 1855 году Иван Никитин в своем стихотворении "Выезд троечника". Красочное зрелище представляла собой русская тройка, оcобенно в праздничной сбруе. И недаром даже в специальных изданиях в ее описания то и дело вплетается поэтическая интонация.

"Русская ямская троечная сбруя считается среди других видов упряжи самой красивой. В ней воплотилось веками накопленное искусство русских шорников. На украшении ее московские шорные мастера сосредоточили всю любовь к своему ремеслу и отдали ей свои художественные дарования. Троечная упряжь отражает целую эпоху, когда еще не было железных дорог, и когда со всех концов мчались к Москве и от нее ямские тройки",- nишут Г. Петров и В. Бебешин, авторы изданной в 1928 году книги "Шорное производство".

Лошади располагаются в русской тройке в один ряд или "без выноса". Коренник (средняя лошадь) бежит рысью*, а две другие - крайние скачут обычно галопом (пристяжные). Посему коренник подбирается из рысистых пород лошадей, а пристяжные - из верхoвых. Такое сочетание двух различных аллюров в одной упряжке - рыси и галопа - и дает неповторимость троечной езды, вместе с тем быстрой и красивой.

Русская тройка веселила не только взгляд, но и слух. Не спроста троечную упряжь с набором бубенцов и колокольчиков называли в старину "ямской (или ямщицкой) гармонью". Состав такого самобытного музыкального инструмента из-за местных особенностей был довольно различен. Что же представляет собой у троечной упряжи обобщенный музыкальный набор?

Под дугой коренника подвешивались дужные (или поддужные) колокольчики. В верхней части дуги коренника прибивалось кольцо. Считается, что именно к данному кольцу привязывался колокольчик. Но это совсем не так. К нему привязывались поводки коренника. А кольцо это, между прочим, носило название "зга". Оборот речи "не видно ни зги" обозначало настолько плохую видимость, что не позволяло ямщику разглядеть даже перед ним находившуюся згу. Непосредственно же к дуге колокольчики подвязывались при помощи сыромятных ремней. В дугу вбивать дополнительные кольца значило бы нарушать прочность ее, особенно в связи с тем, что в конце 19 века изменились вкусы, и старая тяжелая дуга была заменена тонкой. Под дугой, как правило, висело от 1 до 3 колокольчиков, которые имели разные звучания. Поддужные колокольчики изготавливались из медного сплава, в качестве языка употреблялись подвешенное на сыромятном pемешке кольцо или кованая сеpьга из железного сплава, цеплявшаяся за ушко на донце колокольчика.

На колокольчиках для русской тройки часто отливались номера. Долгое время знатокам не удавалось убедительно объяснить значение этих номеров. В самом деле, выбирает, скажем, собиратель из своей коллекции все колокольчики с номером "I" и убеждается, что они отличаются друг от друга размерами, весом, тональностью. Складывалось впечатление о произвольности и бессистемности нумерации. Все же, в конце концов, удалось разгадать эту загадку.

Оказалось, что колокольчики для русской тройки делятся на типы, причем каждый тип характеризуется плотностью (толщиной стенок) и формой. В свою очередь, колокольчики одинакового типа различаются размерами, то есть диаметром и высотой. Вот эти-то размеры и характеризуются номерами: чем меньше номер, тем больше размер. А поскольку при геометрическом подобии форм размер колокольчика связан обратным cоотношением с высотой звука, то номер колокольчика данного типа определяет и тональность звучания: чем больше номер, тем выше тональность.

Другой загадкой была надпись "с серебром", имевшаяся на некоторых колокольчиках. Дело в тoм, что анализ химического сплава колокольчиков с надписью показывает приблизительно одинаковое содержание серебра в колокольчиках без нее. Кроме того, содержание серебра там столь незначительно, что этот его можно в сплаве считать примесью. Приводились разные объяснения значения надписи "с серебром". Самым убедительным кажется следующее объяснение: с этой надписью колокольчики серебрились, но со временем серебряный слой разрушался, а надпись осталась. Возможно, от того колокольчики любого типа в прейскурантах именовались и желтыми и белыми.

Согласно этой версии белые были посеребрены. Далее о подвеске поддужных колокольчиков. Если под дугой подвешивался один лишь колокольчик, то его старались подобрать покрупнее, тогда он имел более громкое и певучее звучание. Однако было время, что максимальная его величина даже регламентировалась, так как по звучности и величине поддужных колокольчиков судили о знатности и чине путника. Ежели подвешивалась пара колокольчиков, тогда использовались, как правило, разных номеров однотипные колокольчики. Специально выпускались именовавшиеся сибирскими парные колокольчики. Из пары больший колокольчик, который имел более низкое звучание, порой называли "мужиком", меньший - "бабой". Колокольчики могли быть созвучны друг другу при определенных сочетаниях их номеров.

В подвеске из трех колокольчиков для русской тройки главный из них издавал более резкий и сильный звук, два других настраивались в лад, подбирались в тон главному и играли роль "подпевал". Теперь с дуги внимание перенесем на наборные арканы с бубенцами. Аркан (ошейник, ожерелье или подгарок) из себя представлял повязку вокpуг шеи лошади в виде поясного pемня, который застегивался свеpху.

Бубенец - это колокольчик шарообразной формы внутри которого помещалась дробина. Арканы с бубенцами одевались на шеи всех лошадей тройки. По длине всего аркана крепилось 7, 9 или 11 бубенцов разных размеров при помощи сыромятных ремней. Такой набор бубенцов при езде издавал "согласный" звон. Более того, этот звон согласовывался с более низким тоном поддужных колокольчиков. Вместо крупного нижнего бубенца на аркане мог крепиться гречушный или сибирский колокольчик. Арканные бубенцы и поддужные колокольчики выполнялись из медного сплава, разнились по типам и изготавливались белыми (посеребренными) или желтыми. Бубенцы разных типов различались по номерам, но только в обратном порядке в сравнении с колокольчиками: больше размер - больше номер.

Подобный набор внизу из гречушного колокольчика и множества арканных бубенцов и, укреплялся иногда не на аркане, а на воротнике из крепкой яловой кожи, обтягивающем хoмут. Другой воротник с большим количеством бубенцов мог быть подвязан с внутренней стоpоны дуги. Седёлки и шлеи внутри кистей, свисавших c уздечки, иногда крепились маленькие гречушные колокольчики или мелкие бубенчики, звон каковых увязывался со звоном больших арканных бубенцов. Дабы звон бубенчика или колокольчика, находящегося внутри кисти, не гасился, для этого случая кисть применялась шерстяная, а не кожаная. Края седёлки обрамляли маленькие бубенцы. Иногда к седёлке прикреплялся колокольчик, касающийся тела лошади и оттого издавал приглушенный звук. Собственно о подобном колокольчике пишет И. А. Гончаров в романе "Обыкновенная история": "Между тем показался в воротах ямщик с тpойкой лошaдей. Чеpез шею коpенной была переброшена дуга. Привязанный к седёлке колокольчик глухо и несвободно, как пьяный, ворочал языкoм, связанный и кинутый в караульню". Кроме бубенцов, изготовлявшихся из медного сплава, делались более крупные желeзные бубенцы, которые также различались по номерам и типам, а нумерация шла по тому же принципу, что у колокольчиков. Железные бубенцы привязывались к оглоблям или к дуге и испускали глухой звук. Подобные бубенцы принято было подвешивать к саням, которые замыкали обоз, чтобы не потерялись они в пути.

На закате русской тройки начали применяться отличные от обычных, так называемые сeдёлочные колокольчики. Звучащим их элементом были полые стальные полушария (от 1 до 4) с 3-мя железными шаpовидными язычками внутри. За необыкновенную мелодичность звучания их величали "малиновым звоном". Седёлочный колокoльчик мог располагаться на седёлке коренника, однако чаще всего крепился он к трокам пристяжных. Это объяснялось тем, что у скачущей галопом пристяжной звон получался более выразительным, нежели у бегущего рысью коpенника. На троках пристяжных располагались седёлочные колокольчики одного вида. Каждая тройка обладала своим индивидуальным звучанием. Оно обусловливалось как составом бубенцов и колокольчиков, так и мелодическими оттенками каждого из них.

Одаренные музыкальным слухом мастера умело подбирали бубенцы и колокольчики в минорное или мажорное звучание, что зависело от характера предстоящего события - радостного (масленица с катанием на тройках, свадьба) или же печального (проводы рекрута и др.). Русская троечная упряжь как самобытный музыкальный инструмент ушла давно в прошлое. Но его неповторимость, не имеющего аналогов за рубежом, красота его внешнего облика и звучания просто обязывают хранить о нем память.

Устройство троечной упряжи станет более понятным, если перед ее описанием рассказать о парной и одиночной упряжи, ведь из их элементов была составлена сбруя каждой лошади, составляющей тройку. Так, в частности, сбруя коренника русской тройки подобна одиночной полуямской (загородной) упряжи (рис, вверху). Она относится к виду хомутовой дуговой упряжи, которая особенно была удобна на дорогах с ухабами и рытвинами - деревянная дуга амортизирует толчки от неровностей дороги. Дуга пристегивалась к оглоблям и к хомуту (оголовку) гужами. Хомут стягивался супонью. На голову лошади надевалась уздечка (узда) и служила для управления лошадью при помощи вожжей, а также для ее головы посредством поводьев (поводков), подвязанных к дуге. Тело лошади огибала шлея, которая крепилась к хомуту и ремнями поддерживалась, переброшенными через лошадиную спину. Шлея воспринимала тяготу повозки при остановке и спуске с горы. Седелка крепилась на спине лошади при помощи подбрюшника (подпруги) и вместе с поперечником (чересседельником) требовалась для поддержки оглобель.

Практика троечной езды за два с лишним века претерпела лишь незначительные изменения. Модели троечных экипажей менялись вслед за модой и вкусами, но сам принцип запряжки и главные элементы сбруи остаются неизменными. Среднюю, коренную лошадь, запрягают первой, точно также как и в одноконном варианте: в две оглобли с хомутом, седелкой и дугой. Именно присутствие дуги в запряжке коренника делает русскую тройку уникальной – больше нигде в мире нет таких троек. На коренника приходится основная нагрузка: он определяет направление движения запряжки, разгоняет на прямой и сдерживает накат экипажа на спусках. Две другие лошади - пристяжки (в тройке они припрягаются по бокам при помощи хомутов или шорок с постромками, которые пристегиваются к специальным валькам, надетым на крючки повозки) помогают кореннику двигать экипаж и маневрировать им. Кучер тройки управляет лошадьми при помощи четырех вожжей - длинных поводьев из кожи или тесьмы. Двумя центральными вожжами кучер управляет коренником. По одной вожже приходится на пристяжных лошадей, которые при езде галопом движутся в сборе – «лебединые» шеи изогнуты в сторону от направления движения тройки. Именно этот бешеный изгиб пристяжек, неукротимая мощь коренника создают иллюзию полета какой-то мифической трехголовой птицы.

Еще одной уникальной отличительной особенностью троечной упряжи , являются ее обильные украшения. Красочно декорировались хомуты, украшавшиеся росписью, резьбой и тисненой кожей. Широко использовался в упряжи металлический набор из литых деталей разной формы, давая красивые сочетания с кожей седелок, шлей, узд, шорок. Помимо него упряжь снабжалась кистями, которые прикреплялись на уздах и шлеях, свисая спереди и по бокам лошадей.

Но предметом особой гордости являлась дуга коренника, богато украшенная художественной росписью и резьбой. Поначалу особой популярностью пользовались дуги, расписанные золотой краской, «горевшей» на расстоянии и резко выделявшейся на фоне поля или леса. Позднее на золотой фон стали наносить тонкий графический узор черной или красноватой красками. Во второй половине XIX века золоченые дуги были вытеснены живописными, расписанными красными розанами, зелеными травами и синими гроздьями винограда. Яркие живописные дуги были заметны издалека так же, как золоченые.

Появление поддужного колокольчика было призвано сменить громкий свист и крики ямщиков более благозвучным предупредительным сигналом.

С расцветом езды на тройках возникла потребность в специальных сигнальных средствах. Тройка, особенно курьерская, мчалась с большой скоростью, а правил дорожного движения в те времена не существовало. Велика была опасность столкновения с людьми и повозками. Еще одной задачей было известить персонал очередной почтовой станции о необходимости подготовить смену уставшим лошадям.

Попытки внедрить при Петре I в российской почте европейский почтовый рожок успеха не имели. Ямщики предпочитали пользоваться собственным свистом и молодецкими криками, за что их наказывали штрафами и побоями. Лишь в конце XVIII века кто-то придумал использовать для сигнальных нужд бронзовый колокольчик, миниатюрную копию церковного колокола. Удобным местом для его подвески стала дуга над головой коренника. Такой колокольчик стали называть поддужным, а также почтовым или ямским. Кроме сигнальной функции, звон колокольчика скрашивал однообразие утомительной езды, которая нередко растягивалась на много дней.

Родоначальником кустарного промысла по изготовлению почтовых колокольчиков стал город Валдай Новгородской губернии, выгодно располагавшийся посреди Петербургско-Московского тракта, главной почтовой магистрали России. Поэтому поддужные колокольчики часто называли валдайскими. На них делались надписи: «Купи – не скупися, езди – веселися!» или «Купи, денег не жалей, со мной ездить веселей».

Как это часто бывает в России, скоро выяснилось, что почтовая служба не готова обслуживать всех любителей езды со звоном, принявшей массовый характер. Ямщики на почтовых станциях, заслышав звон колокольчика, не могли определить, едет ли это почта или какое-то частное лицо.

В результате русское правительство в течение XIX века пыталось запретить частным лицам езду с колокольчиками, сделав ее привилегией государственных экипажей. Для обхода таких запретов на шеи лошадей в тройке стали надевать кожаные ошейники с укрепленными на них гирляндами бронзовых бубенцов – глухих полых шаров с дробиной внутри, издававших менее сильный звук, чем колокольчики.

Из бубенцов, подобранных по размеру и по тону, стали создавать гаммы - созвучные группы, производившие при езде «согласный» звон. С отменой в конце XIX века запрета на применение колокольчиков на тройках стали одновременно употребляться и бубенцы, и колокольчики. 2-3 десятка бубенцов вместе с 1-3 колокольчиками специально подбирались в созвучие, получившее в народе название «ямской гармони».

Утратив своё транспортное значение, езда на тройке превратилась в национальный вид спорта.

С интенсивным строительством в России железных дорог тройка оказалась вытеснена с почтовых трактов на сельские дороги, где долго еще сохраняла популярность на свадьбах и народных гуляньях.

Однако тройка издавна использовалась в России в различных соревнованиях, а также для катания на выставках и ярмарках. Троечные бега были чрезвычайно популярны в России в середине XIX века, особенно зимой. Чаще всего в них демонстрировали свою удаль извозчики-лихачи - элита дореволюционного городского транспорта. В середине 1950-х годов троечный спорт стал возрождаться. Первые соревнования троек по доработанным дореволюционным правилам были возобновлены в Москве на ВДНХ и Центральном Московском ипподроме Одно из традиционных соревнований троек проходило во время фестиваля «Русская Зима» в Москве. В фигурной езде тройками управляли только кучера-наездники.

Тогда же на Тамбовском областном ипподроме было создано несколько троек, регулярно участвовавших в столичных соревнованиях, а также в показательных выступлениях на IV Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве и на XX летних Олимпийских играх.

В наши дни по инициативе Российской ассоциации «Содружество» в некоторых городах России, таких как Ярославль, Кострома, Москва, Вологда были учреждены этапы «Кубка России» для русских троек с финалом в Москве. В 2000 году в рамках «Дней Франции» на Московском ипподроме был разыгран приз Венсеннского ипподрома для троек, где приняли участие три тройки. В ответном визите в Париж в декабре того же года русские тройки впервые выступили на крупнейшем в мире беговом ипподроме Венсенн.

Розыгрыши этих призов стали постоянным мероприятием «Дней России» во Франции и «Дней Франции» в России. В розыгрыше приза Венсеннского ипподрома в 2006 году на Московском ипподроме приняло участие семь троек. Их пришлось разделить на два заезда, поскольку все они одновременно не могли уместиться на дорожке Московского ипподрома.

29.02.2012 | История русской тройки

Тройка лошадей и все, что с ней связано - это исконно русское, не имеющее аналогов ни в одной стране мира. Иностранец, впервые приехавший в Россию и увидевший русскую тройку буквально замирал в изумлении. И было от чего! На его родине не существовало упряжки, равной по быстроте и красоте русской тройки.

Рекордная, по меркам лошадиной упряжки, скорость, 45-50 км/ч, достигалась за счет своеобразного сочетания аллюров лошадей. Центральная лошадь, называемая «коренник», пускается быстрой рысью, а пристяжные лошади (пристегнутые по бокам от коренника) скачут галопом и как бы «несут» на себе коренника. При такой разноаллюрной езде все три лошади медленнее устают, могут долгое время поддерживать высокую скорость. Русская троечная упряжь исключительно рациональна, и в ней нет ни одной лишней детали. Обычно на роль коренника выбирался рослый и мощный рысак, а пристяжными были более мелкие и легкие лошади, которым во время бега приходится красиво изгибать шеи в сторону и вниз.

История русской тройки

Если верить письменным источникам, первые русские тройки начали появляться во второй половине XVII века. До этого лошадей запрягали в упряжку по одной, а если требовалось несколько лошадей, то гуськом. Потом появились парная, «на отлет» запряжка в ряд, а на ее основе - тройка. Но упряжка по три лошади в ряд прижилась не сразу и применялась крайне редко.

К началу XVIII века тройку оценили по достоинству. Среди достоинств - высокая скорость, выносливость, большая грузоподъемность и хорошая проходимость. Благодаря этим качествам к концу XVIII века применение тройки лошадей для перевозки почты, курьеров и пассажиров официально узаконили.

С тех пор тройки лошадей возили с ветерком сани, телеги, кибитки и тарантасы. Первая половина XIX века - период настоящего пика популярности русской тройки. По мнению иностранцев, она олицетворяла удалую русскую душу и стала символом России.

Эпоха знаменитых русских троек подошла к концу, когда конный транспорт вытеснила железная дорога и автомобили. С середины XIX столетия поезда начали вытеснять русскую тройку с почтовых трактов в сельские местности. XX век положил конец двухвековой истории тройки - она утратила свое государственное значение, но, тем не менее, сохранила популярность как неизменный атрибут народных гуляний.

Главнейшие почтовые тракты дальнего конного почтового сообщения с конца XVII начала XVIII:

1. Москва - Клин - Тверь (ныне Калинин) - Торжок - Вышний Волочек - Зимогорье (около Валдая) - Новгород - Чудово - Тосно - Петербург (Ленинград).

2. Москва - Владимир - Нижний Новгород (Горький) - Казань - Елабуга - Ижевск - Пермь - Кунгур - Суксун-Екатеринбург (Свердловск) - Тюмень - Тобольск и далее на восток.

3. Москва - Серпухов - Тула - Плавск - Мценск - Орел - Курск - Белгород.

4. Москва - посад Троицкого монастыря (Загорск) - Переславль Залесский - Ростов Великий - Ярославль - Данилов - Вологда - Вельск - Шенкурск - Холмогоры - Архангельск.

Тройка: внешний вид, устройство, амуниция

Русская тройка всегда отличалась обилием декора. Каждый «троечник» стремился добиться того, чтобы его тройка была самой яркой и узнаваемой.

Тройка. Художник: Константин Баумгартнер-Стойлов (1850-1924)

Деревянные клещи хомутов покрывали росписями и резьбой, а кожа седелок, шлей, узд и шорок украшали тиснением и металлическим набором из литых деталей разной формы. Чаще всего использовались сплавы меди с никелем или цинком, посеребренная медь, а в более богатых упряжках - серебро. К уздам и шлеям крепились яркие кисти.

Вряд ли житель начала 19 века мог представить себе русскую тройку без знаменитой дуги коренника. Эту самую значимую часть упряжки богато украшали резными геометрическими фигурами и расписывали золотой краской, чтобы сверкала на солнце и была видна издалека. Позднее поверх «золота» начали прорисовывать тонкие черные или красные графические узоры и растительный орнамент.

В 60-е годы 19 века на смену золоченым дугам пришли живописные - их расписывали красными розанами, синими гроздями винограда и зеленью трав. Живописные дуги выглядели не менее ярко, чем золоченые.

Мода на крупные розаны прошла к концу 19 века. К этому времени дуга стала тоньше, поэтому места для росписи стало меньше. Рисунки стали более мелкими, пестрыми, а со временем дуги начали окрашивать в один цвет, в особых случаях одноцветные дуги перевивали цветными лентами.

Пара слов … о колокольчике

Конный транспорт наполнял улицы городов, правил дорожного движения как таковых не было, к тому же нужно было как-то решить проблему оповещения сотрудников почтовых станций о прибытии почтовой тройки, чтобы они готовили смену уставшим лошадям.

Тройка. Художник: Константин Баумгартнер-Стойлов (1850-1924)

В то время в Западной Европе широко использовался почтовый рожок, но в России это устройство не прижилось, хотя указ о его применении почтовыми службами издал еще Петр 1. Ямщики по старой русской привычке предупреждали о своем появлении свистом и криками, не смотря на штрафы и побои. Таким образом, почтовый рожок стал эмблемой российской почты, но роль сигнального устройства досталась опять-таки русскому изобретению - бронзовому колокольчику. Его туго крепили к средней части дуги над головой коренника тройки сыромятным кожаным ремнем. Начиная с конца 18 века, звон колокольчика оповещал о приближении «птицы-тройки» за две версты, поэтому пешеходы и другие экипажи знали, что нужно немедленно освободить дорогу для курьерской или почтовой повозки, несущейся с бешеной скоростью. Также такое раннее оповещение существенно сократило время перепряжки лошадей на станции - персонал успевал подготовиться к прибытию тройки.

Кроме практической, колокольчики выполняли также эстетическую функцию - их сильный, но одновременно нежный, звон скрашивал однообразные будни ямщиков.

Езда на тройках с колокольчиками быстро стала популярной не только среди почтовых ямщиков, но и среди богатых частников. Спрос на колокольчики вырос, и появилось множество кустарных колокольных мастерских. Самым знаменитым «колокольным» городом считался Валдай - город Новгородской губернии, располагался посредине главной почтовой магистрали России Петербург - Москва. По названию города Валдая поддужные колокольчики часто называли валдайскими.

Многие мастера снабжали свои изделия литыми надписями и украшениями, с 19 века начали ставить год изготовления, часто ставилось имя мастера.

Однако широкое распространение троек со звоном внесло в работу почтовой службы некоторую неразбериху - ямщики на почтовых станциях перестали срочно готовить лошадей при звуке колокольчика, думая, что едет не почта.

На любителей ездить со звоном посыпались жалобы от почтовых служб, поэтому в XIX веке правительство издало постановление о запрете колокольчиков для частных лиц. Разрешение использовать популярную «сигнализацию» было дано исключительно почтовым ямщикам и служащим земской полиции, и исключительно во время исполнения служебных обязанностей.

Впрочем, обход запрета русские нашли довольно быстро. Один колокольчик заменила целая россыпь бубенцов, которые целыми гирляндами крепились к кожаным ошейникам. Их надевали на каждую лошадь. Бубенец представлял собой полый шар с дробинкой внутри и не мог издавать сильных звуков, зато множество бубенцов, подобранных по размеру и по тону, издавали «согласный» звон. К концу 19 века, когда запреты на применение колокольчиков утратили свою силу, на тройках стали одновременно употребляться как бубенцы, так и колокольчики. Их специально подбирали в созвучие. Получившийся ансамбль по своему звучанию оказался неповторим и вошел в историю под названием «ямской гармони».

Тройки со звоном поддужных колокольчиков были воспеты в стихах А. С. Пушкина, Ф. Н. Глинки, П. А. Вяземского, А. А. Блока и С. А. Есенина. Не упустили из виду «птицу-тройку» такие знаменитые прозаики как Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой. Также о всенародной любви к тройкам рассказывают многочисленные народные песни и романсы, дожившие до наших дней.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!