Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Техническая подготовка спортсмена. Основы технической подготовки спортсменов. Виды, задачи и средства физической подготовки

Понятие о технической подготовке спортсмена. Место и значение спортивной техники в различных видах спорта

Техническая подготовка направлена на обучение спортсмена технике движений и доведение их до совершенства.

Спортивная техника - это способ выполнения спортивного действия, который характеризуется определенной степенью эффективности и рациональности использования спортсменом своих психофизических возможностей .

Роль спортивной техники в различных видах спорта неодинакова . Выделяют четыре группы видов спорта со свойственной им спортивной техникой.

  • 1. Скоростно-силовые виды. В этих видах спорта техника направлена на то, чтобы спортсмен мог развить наиболее мощные и быстрые усилия в ведущих фазах соревновательного упражнения, например, во время отталкивания в беге или в прыжках в длину и высоту, при выполнении финального усилия в метании копья, диска и т.д.
  • 2. Виды спорта, характеризующиеся преимущественным проявлением выносливости. Здесь техника направлена на экономизацию расхода энергетических ресурсов в организме спортсмена .
  • 3. Виды спорта, в основе которых лежит искусство движений. Техника должна обеспечить спортсмену красоту, выразительность и точность движений.
  • 4. Спортивные игры и единоборства. Техника должна обеспечить высокую результативность, стабильность и вариативность действий спортсмена в постоянно изменяющихся условиях соревновательной борьбы. Данный вид характерен игре волейбол

Техническая подготовленность спортсмена характеризуется тем, что он умеет выполнять и как владеет техникой освоенных действий . Достаточно высокий уровень технической подготовленности называют техническим мастерством. Критериями технического мастерства являются:

  • - объем техники - общее число технических приемов, которые умеет выполнять спортсмен.
  • - разносторонность техники - степень разнообразия технических приемов. Так, в спортивных играх это - соотношение частоты использования разных игровых приемов. Данные показатели технического мастерства являются особенно значимыми в тех видах спорта, где имеется большой арсенал технических действий, - спортивные игры, единоборства, гимнастика, фигурное катание.
  • - эффективность владения спортивной техникой характеризуется степенью близости техники спортивного действия к индивидуально оптимальному варианту .

Оценку эффективности техники осуществляют несколькими способами:

  • - сопоставление ее с некоторым биомеханическим эталоном. Если техника близка к биомеханически рациональной, она признается наиболее эффективной;
  • - сопоставление оцениваемой техники движения с техникой спортсменов высокой квалификации;
  • - сопоставление спортивного результата с результатами в технически более простых заданиях, характеризующих двигательный потенциал спортсмена - силовой, скоростно-силовой и др. Например, выполняется бег на 30 м с низкого, а затем высокого старта. Разница во времени будет характеризовать эффективность техники низкого старта;
  • - сопоставление показанного результата с затратами энергии и сил при выполнении двигательного действия. Чем меньше будут затраты энергии, т.е. экономичность его движений, тем выше эффективность техники .

Освоенность техники движений. Этот критерий показывает, как заучено, закреплено данное техническое действие. Для хорошо освоенных движений типичны:

  • - стабильность спортивного результата и ряда характеристик техники движения при его выполнении в стандартных условиях;
  • - устойчивость (сравнительно малая изменчивость) результата при выполнении действия (при изменении состояния спортсмена, действий противника в усложненных условиях);
  • - сохранение двигательного навыка при перерывах в тренировке;
  • - автоматизированность выполнения действий.

Виды, задачи, средства, методы и этапы технической подготовки спортсмена

Различают общую и специальную техническую подготовку. Общая техническая подготовка направлена на овладение разнообразными двигательными умениями и навыками, необходимыми в спортивной деятельности .

Задачи в процессе общей технической подготовки решаются следующие:

  • 1. Увеличить (или восстановить) диапазон двигательных умений и навыков, являющихся предпосылкой для формирования навыков в избранном виде спорта.
  • 2. Овладеть техникой упражнений, применяемых в качестве средств ОФП. Специальная техническая подготовка направлена на овладение техникой движений в избранном виде спорта. Она обеспечивает решение следующих задач:
  • 1. Сформировать знания о технике спортивных действий.
  • 2. Разработать индивидуальные формы техники движений, наиболее полно соответствующие возможностям спортсмена.
  • 3. Сформировать умения и навыки, необходимые для успешного участия в соревнованиях.
  • 4. Преобразовать и обновить формы техники (в той мере, в какой это продиктовано закономерностями спортивно-тактического совершенствования).
  • 5. Сформировать новые варианты спортивной техники, не применявшиеся ранее (например, «фосбюри-флоп» в прыжках в высоту; техника толкания ядра по принципу поворота, как в метании диска; «коньковый» ход в лыжах и др.) .

В процессе технической подготовки используется комплекс средств и методов спортивной тренировки. Условно их можно подразделить на две группы:

Средства и методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия к ним относятся:

  • 1. беседы, объяснения, рассказ, описание и др.;
  • 2. показ техники изучаемого движения;
  • 3. демонстрация плакатов, схем, кинограмм, видеомагнитофонных записей и др.;
  • 4. использование предметных и других ориентиров;
  • 5. звуко и светолидирование;
  • 6. различные тренажеры, регистрирующие устройства, приборы срочной информации.

Средства и методы, в основе которых лежит выполнение спортсменом каких-либо физических упражнений. В этом случае применяются:

  • 1. общеподготовительные упражнения. Они позволяют овладеть разнообразными умениями и навыками, являющимися фундаментом для роста технического мастерства в избранном виде спорта;
  • 2. специально-подготовительные и соревновательные упражнения. Они направлены на овладение техникой своего вида спорта;
  • 3. методы целостного и расчлененного упражнения. Они направлены на овладение, исправление, закрепление и совершенствование техники целостного двигательного действия или отдельных его частей, фаз, элементов;
  • 4. равномерный, переменный, повторный, интервальный, игровой, соревновательный и другие методы, способствующие главным образом совершенствованию и стабилизации техники движений .Применение данных средств и методов зависит от особенностей техники избранного вида спорта, возраста и квалификации спортсмена, этапов технической подготовки в годичном и многолетних циклах тренировки .

Процесс технической подготовки осуществляется в течение всей многолетней тренировки спортсмена.

Многолетний процесс технической подготовки спортсмена можно подразделить на 3 стадии:

  • 1. Стадию базовой технической подготовки.
  • 2. Стадию углубленного технического совершенствования и достижение высшего спортивно-технического мастерства.
  • 3. Стадию сохранения спортивно-технического мастерства. Каждая стадия включает этапы, состоящие из годичных циклов. Например, первая стадия состоит обычно из 4 - 6 годичных циклов, вторая -6 - 8, третья - 4 - 6 .

Поэтому построение, конкретное содержание и методика технической подготовки спортсмена на каждой стадии, как правило, подчиняется периодизации годичного цикла тренировки. Чаще всего это наиболее ярко выражено в подготовке высококвалифицированных спортсменов. Дело в том, что у начинающих спортсменов годичный цикл не подразделяют отдельно на подготовительный, соревновательный и переходный периоды. У них в течение всего года тренировочные занятия носят подготовительный характер .

Отсюда следует, что процесс овладения и совершенствования техники движений в рамках годичного цикла тренировки у квалифицированных спортсменов во многом зависит от закономерностей приобретения, сохранения и дальнейшего развития спортивной формы .

В связи с этим в годичном цикле выделяют 3 этапа технической подготовки:

  • 1) поисковый;
  • 2) стабилизации;
  • 3) адаптивного совершенствования (приспособительного).

Техническая подготовка на 1-м этапе направлена на формирование новой техники соревновательных действий (или ее обновленного варианта), улучшение предпосылок ее практического освоения, разучивания (или переучивания) отдельных движений, входящих в состав соревновательных действий. Этот этап совпадает с первой половиной подготовительного периода. На 2-м этапе техническая подготовка направлена на углубленное освоение и закрепление целостных навыков соревновательных действий. Он охватывает значительную часть второй половины подготовительного периода. На 3-м этапе техническая подготовка направлена на совершенствование сформированных навыков, увеличение диапазона их целесообразной вариативности (изменчивости), стабильности (устойчивости), надежности применительно к условиям основных соревнований. Этот этап обычно начинается с завершающей части подготовительного периода и распространяется на соревновательный период в целом. Главными задачами каждого этапа технической подготовки при совершенствовании технического мастерства являются . (В.И. Дьячков, Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов):

  • 1. достижение высокой стабильности и рациональной вариативности двигательных навыков, составляющих основу технических приемов в избранном виде спорта, повышение их эффективности в соревновательных условиях;
  • 2. частичная перестройка двигательных навыков, совершенствование кинематики или динамики отдельных деталей навыка с точки зрения достижений современной науки и требований спортивной практики.

Для решения первой задачи, как правило, применяются метод усложнения внешней обстановки, метод упражнения при различных состояниях организма; для решения второй - метод облегчения условий технических действий, метод сопряженных воздействий.

Систематические занятия физическими упражнениями с целью достижения индивидуального максимального результата в этих упражнениях связаны с понятием «спорт» и «спортивная тренировка».

Многие студенты занимаются определенным видом спорта и достигают высоких результатов. Высокий спортивный результат - эго всегда огромный труд, наличие сильной воли у человека, разумная организация образа жизни.

Кроме того, спортсмен должен хорошо представлять все те сложные процессы, которые возникают в организме под влиянием тренировочных нагрузок и других факторов окружающей действительности. Основными формами подготовки служат: тренировочный урок (тренировка), соревнования, дополнительные занятия (зарядка, самостоятельная тренировка, восстановительные мероприятия и др.).

  • ? физической подготовки;
  • ? технической подготовки;
  • ? тактической подготовки;
  • ? психологической подготовки;
  • ? теоретической (интегральной) подготовки.

Каждый раздел имеет свои задачи, используются определенные средства, методы, которые определяются видом спорта, уровнем подготовленности спортсмена, возрастом, календарем спортивных соревнований, условиями. В то же время содержание спортивной тренировки (разделов) имеет и ряд общих положений, справедливых для всех видов спорта и любого контингента. Кратко рассмотрим эти положения.

Техническая подготовка

Главной задачей технической подготовки является овладение двигательными умениями и навыками в избранной специализации, доведение их до высокой степени стабильности и рациональной вариативности. Что такое техника выполнения того или иного упражнения? Это самый рациональный способ достижения наилучшего результата. Техническое выполнение упражнения - это самое экономное, эстетичное и результативное движение.

В технике любого двигательного действия можно выделить: основу техники, главное звено (или звенья) в основе и детали техники. Например, прыжок в длину с разбега способом «ножницы». Техника данного прыжка состоит из разбега, отталкивания, фазы полета и приземления - это основа техники. Главное звено - отталкивание, детали техники - это индивидуальные особенности выполнения основы. Один спортсмен вырабатывает свой ритм разбега, другой имеет отличие в фазе полета и т.и.

В технической подготовке также различают общую техническую подготовку - овладение разнообразными двигательными умениями и навыками, обобщающими двигательный арсенал, способствующий развитию координации, и специальную техническую подготовку - все двигательные действия, составляющие избранный вид спорта, овладение этими навыками, совершенствование их с учетом индивидуальных особенностей каждого спортсмена. Чем сложнее по координации вид спорта, тем больший удельный вес приобретает техническая подготовка на всех этапах тренировочного процесса.

Тактическая подготовка

В содержание спортивной тренировки входит такой раздел, как тактика (способ ведения спортивной борьбы). В тактической подготовке различают теоретическую и практическую части. Изучая способы достижения побед или причины поражения не только своих выступлений, но и ведущих спортсменов, своих соперников, мы вырабатываем так называемое «тактическое мышление». Высокий уровень тактического мышления позволяет спортсмену своевременно учесть два вида факторов:

  • ? условия конкретных состязаний;
  • ? сильные и слабые стороны своего соперника и свои собственные.

На основе полученных теоретических выводов разрабатывается

тактический план на конкретное соревнование. Таким образом, в тактической подготовке условно можно выделить общую тактическую подготовку (чаще всего теоретическую) и специальную тактическую подготовку - план выступления на каждое конкретное соревнование и даже в одном соревновании, план борьбы с конкретным соперником.

  • 1) совершенствование в распределении сил в ходе соревнований (равномерное, неравномерное, стартовое ускорение, финишное ускорение и т.д.);
  • 2) совершенствование в гибком использовании технических приемов: иметь в запасе неожиданный для соперника прием, «коронный» элемент или номер;
  • 3) совершенствование во взаимодействиях с партнерами но команде (игровые виды спорта), наигрывание определенных для конкретных игроков технических приемов, связок, комбинаций, неожиданная замена игроков и т.д.;
  • 4) совершенствование в целесообразных переключениях, чаще всего связанное с умением навязывать сопернику свою тактику, неожиданно переходя от защитных действий к нападению или активной обороне.

По характеру тактическая борьба бывает направлена, как указано выше, на организацию защиты, нападения или активной обороны. Различают также индивидуальную, групповую и командную тактическую борьбу.

Роль тактической подготовки в различных видах спорта неодинакова. Ведущую роль тактическая подготовка имеет в игровых, командных соревнованиях. Чем теснее контакт с соперником, тем сложнее и важнее тактическая подготовка, и ей подчинены все остальные разделы подготовки.

Психологическая подготовка

При прочих равных условиях в современном спорте выигрывает тот, кто сильнее характером, умеет настраиваться на борьбу, не поддается горечи неудач или, наоборот, способен не заболеть «звездной болезнью». Все эти особенности связаны с психологической подготовкой спортсмена.

Для успешного выступления в соревнованиях необходимо уметь достигать оптимального боевого состояния. Оно складывается из трех компонентов:

  • 1) физического состояния (физическая подготовленность), что в основном достигается разминкой;
  • 2) эмоционального состояния (психологическая готовность к соревнованиям, достижение готовности выйти на старт, начать приемы и т.д.);
  • 3) мысленного (результат идеомоторной тренировки).

Для достижения оптимального боевого состояния (ОБС) рекомендуются три формулы настройки (но А.В. Алексееву):

  • 1. «Любые трудности, помехи меня мобилизуют».
  • 2. «Уметь прибавлять в конце - финишировать». (При максимальных усилиях используется примерно 70% физических резервов и лишь 5% психических.)
  • 3. «Соревнования для меня праздник».

Умение предельно мобилизоваться и предельно расслабиться (саморегуляция) - залог успешного выступления в любых состязаниях.

Психологическая подготовка тесно связана с интеллектуальной (теоретической) подготовкой. О взаимосвязи физического и умственного состояния упоминалось выше. Следует лишь особо подчеркнуть огромное значение самовоспитания в подготовке спортсмена.

Самовоспитание - это деятельность объекта, направленная на совершенствование своей личности в трех сферах: интеллектуальной, эмоциональной и физической.

Один из путей самовоспитания - это оценка личностью своих возможностей, качеств, места среди других людей (самооценка).

Самооценка - регулятор поведения личности, она связана с уровнем притязаний, г.е. степенью трудностей целей, которые ставит перед собой личность. Расхождение между притязанием и реальными возможностями человека ведет к неадекватности поведения, отсюда эмоциональные срывы, появление повышенной тревожности и неуверенности.

Кроме самооценки используются такие приемы, как самообяза- тельство, самоотчет, самоконтроль, осмысление собственной деятельности и поведения.

Самовоспитание и самообразование - необходимые компоненты творческой личности. Высокий спортивный результат - это всегда поиск, всегда творчество, всегда упорный, многолетний труд.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. В чем заключается оздоровительное значение общей физической подготовки?
  • 2. Почему общая физическая подготовка является базовой для занятий спортом?
  • 3. Какие виды подготовки включает процесс спортивной тренировки?
  • 4. Раскройте понятие самооценки как регулятора поведения физкультурника и спортсмена.

Техническая подготовка – основная часть содержания спортивной тренировки. Ее главной задачей является формирование у спортсмена рациональной системы технических действий для наиболее полного раскрытия его возможностей в процессе тренировки и соревнования с учетом достижения высоких спортивных результатов. Процесс технического совершенствования является сложным и многосторонним. Он включает конкретные средства и методы технической подготовки, этапы создания и совершенствования знаний, умений и навыков, а также определенные мероприятия по контролю и оценке технического мастерства. Отсюда вытекает ряд частных задач, которые отражают, с одной стороны, общие закономерности спортивной тренировки, а с другой – специфические особенности отдельного вида спорта. В этом смысле техническая подготовка (как и другие стороны спортивной тренировки) делится на общую и специальную.

Общая техническая подготовка имеет своей задачей формирование на широкой основе разнообразных двигательных умений и навыков, необходимых для дальнейшего специализированного совершенствования в избранном виде спорта. В принципе общая техническая подготовка предшествует начальным этапам технического обучения, но она является неразрывной частью тренировочного процесса и в следующих этапах спортивной подготовки. В рамках годичного тренировочного цикла она предшествует специализированной технической подготовке. В соревновательном периоде работа по технической подготовке является нераздельной частью содержания тонизирующих и разгрузочных микроциклов. В переходный период техническая подготовка содействует поддержанию двигательной активности спортсмена.

Специальная техническая подготовка – специфический процесс технического обучения и совершенствования в соответствии с особенностями конкретной двигательной деятельности. Она является логическим продолжением (надстройкой) общей технической подготовки в учебно-тренировочном процессе. Главная задача специальной технической подготовки – это овладение упражнениями, применяемыми на соревнованиях, а также их совершенствование, объединение и превращение в высокоэффективные двигательные структуры. Осуществление этой задачи создает реальные предпосылки для высокого полезного коэффициента нервно-мышечного усилия в процессе тренировки и соревнования.

  • в овладении теоретическими основами спортивной техники в избранном виде спорта, что содействует активному участию спортсмена в осуществлении технической подготовки;
  • в создании персональной модели спортивной техники в соответствии с индивидуальными возможностями спортсмена;
  • во внесении корректив в созданную уже технику выполнения упражнения, включенного в программу соревнований;
  • в создании новых вариантов в технике соревновательного упражнения с учетом расширения технико-тактического мастерства спортсмена.

Задачи специальной технической подготовки показывают, что в ее основе заложено требование индивидуализации технического потенциала спортсмена.

Все актуальнее становятся факторы, определяющие качественную сторону подготовки, оптимизирующие ее, обеспечивающие целенаправленность тренировочных воздействий.

Факторы оптимизации подготовки связаны, прежде всего, с повышением качества тренировочного процесса – это и высокоэффективное планирование, учет и анализ тренировочных и соревновательных нагрузок, и своевременная индивидуальная коррекция хода подготовки, в том числе рационализация восстановительных мероприятий.

Индивидуализация процесса подготовки спортсменов высокой квалификации направлена, прежде всего, на его оптимизацию. По возможности полное использование потенциальных способностей спортсменов для их максимального спортивного роста при минимуме тренировочных воздействий – такова суть оптимизации процесса спортивной подготовки спортсменов. Что касается связи технической подготовки с психической, то она наиболее ярко выражается в устойчивых характеристиках двигательной деятельности и целесообразной вариативности в зависимости от условий спортивных соревнований.

  • 9 Характеристика общепедагогических методов, используемых в физическом воспитании (словесные, наглядные, направленного прочувствования двигательного действия, срочной информации).
  • 11. Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании
  • 12. Двигательный навык. Условия и фазы его формирования.
  • 13. Характеристика методов строго регламентированного упражнения (методы обучения двигательным действиям, методы развития физических качеств, их сущность и педагогические возможности).
  • 14. Игровой и соревновательный методы в системе физического воспитания (сущность, основные методические особенности, положительные стороны и недостатки).
  • 15. Средства и методы воспитания двигательно-координационных способностей. Понятия о двигательных умениях и навыках.
  • 16. Методика воспитания скоростных способностей (определение скоростных способностей, факторы, влияющие на скоростные способности, формы проявления, критерии и способы их оценки).
  • 17. Средства и методы воспитания гибкости
  • 18. Методика воспитания силовых способностей (определение, факторы, влияющие на силовые способности, виды силовых способностей, жесты определения).
  • 19. Методика воспитания общей выносливости (типы выносливости, определение понятия и выносливости, факторы, влияющие на выносливость, жесты определения).
  • 20. Характеристика средств и методов воспитания скоростно-силовых способностей
  • 21. Формирование осанки. (Профилактика).
  • 22. Особенности физического воспитания школьников (цель и его основные задачи).
  • 23. Современные требования к организации и проведению уроков физической культуры
  • 24. Характеристика урочных форм занятий физическими упражнениями.
  • 25. Структура урока физической культуры и характеристика его частей (задачи, средства, продолжительность, методы).
  • 26. Особенности физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня школьников.
  • 27. Внеклассные и внешкольные формы организации физического воспитания
  • 28. Технология планирования физического воспитания в школе (виды, направленность, основные документы).
  • 29. Педагогический контроль и учёт в физическом воспитании (виды контроля и методы).
  • 30. Методические особенности урока физической культуры в начальных классах (задачи, содержание).
  • 31. Методические особенности урока физической культуры в начальных классах (задачи, содержание).
  • 32.Методические особенности урока физической культуры с учащимися среднего школьного возраста (задачи, содержание, средства).
  • 33. Методические особенности урока физической культуры с учащимися старших классов (задачи, содержание, средства).
  • 34. Методические особенности проведения уроков физической культуры с учащимися специальной и подготовительной медицинскими группами (средства, физическая нагрузка).
  • 35. Методические особенности проведения уроков физической культуры с учащимися женского пола.
  • 36. Определение общей и моторной плотности уроков физической культуры.
  • 37. Физическое воспитание учащихся колледжей профессионального образования и средних специальных учебных заведений (задачи, формы, программа).
  • 38. Физическое воспитание студенческой молодёжи (задачи, содержание программы по физическому воспитанию, направленность занятий, формы).
  • 39. Физическое воспитание в основной период трудовой деятельности: задачи, формы, методические особенности.
  • 40. Нормативно-правовые документы в области фк и с
  • 1. Законодательные акты Российской Федерации.
  • 2. Подзаконные акты.
  • Глава 1. Общие положения.
  • Глава 6. Ресурсное обеспечение в области физической культуры и спорта.
  • Глава 7. Заключительные положения.
  • 42. Профессионально прикладная физическая подготовка(понятие ппфп, задачи, средства, методы).
  • 43. Общая характеристика спорта: классификация видов спорта, система подготовки спортсмена, задачи.
  • 44. Основы спортивной тренировки: цель, задачи, средства, методы, принципы.
  • Принцип единства офп и сфп
  • Принцип единства постепенности и тенденции к предельным нагрузкам
  • 45. Характеристика основных разделов подготовки спортсмена в процессе тренировки.
  • 46. Структура построения спортивной тренировки (микроциклы, мезоциклы, макроциклы)
  • 47 Роль науки в фк и с
  • 48 Оздоровительная физическая культура.
  • 49 Адаптивная физическая культура.
  • Задачи: у человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует:
  • 50. Характеристика восстановительных средств после физических нагрузок.
  • 51. Органы чувств, классификация и морфофункциональная характеристика.
  • 52. Структурные изменения в костной системе под влиянием физических нагрузок.
  • 53. Структурная перестройка мышечной системы под влиянием физических нагрузок.
  • 54. Состав и функции крови. Изменение состава крови при мышечной деятельности.
  • 55. Сердце, строение, топография, кровоснабжение. Проводящая система сердца.
  • 56. Типы реакций сердечно сосудистой системы на физическую нагрузку.
  • 57. Газообмен в легких и тканях.
  • 58. Общий план строения нервной системы. Строение спинного мозга.
  • 59. Физиологическая характеристика пищеварительных процессов. Влияние мышечной работы на ее деятельность.
  • 60. Физиологическая характеристика выделительных процессов. Влияние мышечной работы на их деятельность.
  • 61. Физиологическая характеристика желез внутренней секреции. Характеристика действия гормонов.
  • 62.Физиологическая характеристика циклических упражнений максимальной мощности.
  • 63. Физиологическая характеристика циклических упражнений субмаксимальной мощности.
  • 64. Предстартовые реакции. Разминка.
  • 65. Врабатывание. Закономерности врабатывания.
  • 66. Характеристика утомления при выполнении физической нагрузки (понятие, виды, признаки).
  • 67. Восстановительные процессы в организме, его закономерности.
  • 68.Показатели тренированности при стандартной и предельной работе.
  • 69. Физиологические основы развития быстроты.
  • 70. Функциональные пробы. Классификация.
  • 71. Гарвардский степ-тест. Тест на тредмиле.
  • 72. Допинг – контроль. Группа фармакологических препаратов, отнесенных к допингам.
  • 73. Возрастная периодизация.
  • 74. Реабилитация: медицинская, социальная, профессиональная.
  • 75. Средства лечебной физической культуры.
  • 76. Формы лечебной физической культуры.
  • 77. Стенокардия лфк. Задачи, методика. Функциональные классы.
  • 1 Ф.Кл.
  • 2 Ф.Кл.
  • 3 Ф.Кл.
  • 4 Ф.Кл.
  • 78. Травмы опорно-двигательного аппарата. Профилактика.
  • 79. Двигательная единица. Биохимия мышечного волокна.
  • 80. Охрана природы и перспективы рационального природопользования.
  • 85 Возрождение Олимпийских игр
  • 88. Возникновение национальных систем гимнастики
  • 91. Национальные Олимпийские Комитеты (нок)
  • 110 Олимпийские игры в Москве (1980 г.)
  • 111. Понятие педагогической технологии. Ее основные качества.
  • 112 Классификация педагогических технологий.
  • 114 Характеристика групповой технологии обучения
  • 115 Технические приемы оратора.
  • 116 Стили руководства, их характеристики.
  • 117. Технология поиска работы.
  • 118 . Самоменеджмент
  • 119. Характеристика технологии воспитательной деятельности учителя физической культуры (тренера): стратегия и тактика воспитания, методы, средства.
  • 120 Характеристика профессионально-педагогической деятельности учителя физической культуры (функции и основные этапы деятельности).
  • 45. Характеристика основных разделов подготовки спортсмена в процессе тренировки.

    Спортивно-техническая подготовка

    Под технической подготовкой следует понимать степень освоения спортсменом системы движений (техники вида спорта), соответствующей особенностям данной спортивной дисциплины и направленной на достижение высоких спортивных результатов.

    Основной задачей технической подготовки спортсмена является обучение его основам техники соревновательной деятельности или упражнений, служащих средствами тренировки, а также совершенствование избранных для предмета состязания форм спортивной техники.

    В процессе спортивно-технической подготовки необходимо добиться от спортсмена, чтобы его техника отвечала следующим требованиям.

    1. Результативность техники обусловливается ее эффективностью, стабильностью, вариативностью, экономичностью, минимальной тактической информативностью для соперника.

    2. Эффективность техники определяется ее соответствием решаемым задачам и высоким конечным результатам, соответствием уровню физической, технической, психической подготовленности.

    3. Стабильность техники связана с ее помехоустойчивостью, независимостью от условий, функционального состояния спортсмена.

    4. Вариативность техники определяется способностью спорт­смена к оперативной коррекции двигательных действий в зависимости от условий соревновательной борьбы.

    5. Экономичность техники характеризуется рациональным пользованием энергии при выполнении приемов и действий, целесообразным использованием времени и пространства.

    6. Минимальная тактическая информативность техники для соперников является важным показателем результативности в спортивных играх и единоборствах.

    Условно различают общую техническую и специальную спортивно-техническую подготовку. Задачи общей технической подготовки заключаются в расширении фонда двигательных умений и навыков (школы движений), а также в воспитании двигательно-координационных способностей, которые содействуют техническому -совершёнствованию в избранном виде спорта. Основной задачей в специальной спортивно-технической подготовке является формирование таких умений и навыков выпол­нил соревновательных действий, которые позволяют спортсменов наибольшей эффективностью использовать свои возможности в соревнованиях и обеспечивают прогресс технического мас­терства в процессе занятий спортом.

    Средствами технической подготовки являются общеподготовительные, специально подготовительные и соревновательные упражнения, которые должны отвечать следующим требованиям

    1. Упражнения, направленные на формирование соревновательных действий по частям, не должны отличаться по главным структурным признакам от воспроизводимых частей соревновательного упражнения.

    2. Порядок формирования или перестройки фаз соревновательного упражнения зависит как от особенностей структуры, так и от подготовленности спортсмена, в том числе от имеющегося у него двигательного опыта. Чем сложнее соревновательная комбинация и отдельные элементы, которые войдут в нее, тем труднее затем собрать все расчлененные упражнения и сформировать не обходимый ритм всего соревновательного действия в целом.

    3. Независимо от того, разучивается ли действие преимущественно сразу в целом или по частям, спортсмен должен на первом этапе научиться контролировать и корректировать движения (сначала зрительно, затем без участия зрения), для чего необходимо знать главные «контрольные точки» в каждой фазе (положе­ния и взаимоположения звеньев двигательного аппарата).

    4. Закреплять навыки расчлененного выполнения соревновательного упражнения целесообразно, если не возникает серьезных препятствий для объединения частей в целое.

    5. Успешная реализация задач по формированию новой тех­ники соревновательных действий и преобразованию старых навыков на первом этапе (этапе начального разучивания) определяется использованием методических подходов и приемов, облегчающих технически верное выполнение упражнения, особенно когда они отличаются координационной сложностью и связаны с предельными усилиями скоростно-силового характера.

    Спортивно-тактическая подготовка - педагогический процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения спортивной борьбы в процессе специфической соревновательной деятельности. Она включает в себя: изучение общих положений тактики избранного вида спорта, приемов судейства и положения о соревнованиях, тактического опыта сильнейших спортсменов; освоение умений строить свою тактику в предстоящих соревнова­ниях; моделирование необходимых условий в тренировке и конт­рольных соревнованиях для практического овладения тактическими построениями.

    Практическая реализация тактической подготовленности пред­полагает решение следующих задач: создание целостного пред­ставления о поединке; формирование индивидуального стиля ве­дения соревновательной борьбы; решительное и своевременное воплощение принятых решений благодаря рациональным приемам и действиям с учетом особенностей противника, условий внешней среды, судейства, соревновательной ситуации, собственного состояния и др.

    Различают два вида тактической подготовки: общую и специальную. Общая тактическая подготовка направлена на овладение знаниями и тактическими навыками, необходимыми для успеха в спортивных соревнованиях в избранном виде спорта; специаль­ная тактическая подготовка - на овладение знаниями и тактическими действиями, необходимыми для успешного выступления в конкретных соревнованиях и против конкретного соперника.

    Специфическими средствами и методами тактической подго­товки служат тактические формы выполнения специально подготовительных и соревновательных упражнений, так называемые тактические упражнения. От других тренировочных упражнении их отличает то, что:

    Установка при выполнении данных упражнений ориентирована в первую очередь на решение тактических задач;

    В упражнениях практически моделируются отдельные тактические приемы и ситуации спортивной борьбы;

    В необходимых случаях моделируются и внешние условия соревнований.

    В процессе совершенствования тактического мышления спортсмену необходимо развивать следующие способности: быстро вос­принимать, адекватно осознавать, анализировать, оценивать со­ревновательную ситуацию и принимать решение в соответствии с создавшейся обстановкой и уровнем своей подготовленности и своего оперативного состояния; предвидеть действия противника; строить свои действия в соответствии с целями соревнований и задачей конкретной состязательной ситуации.

    Физическая подготовка - это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. Она подразделяем их на общую и специальную.

    Общая физическая подготовка предполагает разносторонне развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма спортсмена, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности. В современной спортивной тренировке общая физическая подготовленность связывается не с разносторонним физическим совершенством вообще, а с уровнем развития качеств и способностей, оказывающих опосредованное влияние на спортивные достижения и эффективность тренировочного процесса в конкретном виде спорта. Средствами общей физической подготовки являются физические упражнения, оказывающие общее воздействие на организм и личность спортсмена к их числу относятся различные передвижения - бег, ходьба на лыжах, плавание, подвижные и спортивные игры, упражнения с отягощениями и др. Общая физическая подготовка должна проводиться в течение всего годичного цикла тренировки.

    Специальная физическая подготовка характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижении в избранном виде спорта. Основными средствами специальной физической подготовки являются соревновательные упражнении и специально подготовительные упражнения.

    Психическая подготовка - это система психолого-педагогичес­ких воздействий, применяемых с целью формирования и совер­шенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировоч­ной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного вы­ступления в них.

    Принято выделять общую психическую подготовку и психи­ческую подготовку к конкретному соревнованию.

    По цели применения средства и методы психической подготов­ки делятся на:

    1) мобилизующие;

    2) коррегирующие (поправляющие);

    3) релаксирующие (расслабляющие).

    По содержанию средства и методы психической подготовки делятся на следующие группы:

    1) психолого-педагогические (убеждающие, направляющие, двига­тельные, поведенческо-организующие, социально-организующие, комбинированные);

    2) преимущественно психологические (суггестивные, т.е. Внуша­ющие; ментальные, сочетающие воздействие словом и образом; социально-игровые, комбинированные);

    3) преимущественно психофизиологические (аппаратурные, психофармакологические, дыхательные, комбинированные).

    По сфере воздействия средства и методы психической подготовки делятся на:

    1) средства, направленные на коррекцию перцептивно-пси­хомоторной сферы (т.е. На качества, связанные с восприятием ситуации и моторными действиями);

    2) средства воздействия на интеллектуальную сферу;

    3) средства воздействия на волевую сферу;

    4) средства воздействия на эмоциональную сферу;

    5) средства воздействия на нравственную сферу.

    По адресату средства и методы психической подготовки де­лятся на:

    1) средства, направленные на психическую подготовку тренера:

    2) средства управления непосредственно спортсменом или командой.

    По времени применения эти средства и методы делятся на:

    1) предупреждающие;

    2) предсоревновательные;

    3) соревновательные;

    4) постсоревновательные.

    По характеру применения их подразделяют на саморегуляцию (аутовоздействия) и гетерорегуляцию (воздействия других участников педагогического процесса - тренера, психолога, врача, массажиста и т.д.).

    На выбор конкретных средств и методов существенное влия­ние оказывают фактор времени, место соревнования, социально-психологический климат в команде, индивидуальные особеннос­ти спортсмена.

    Различают общую и специальную техническую подготовку. Общая техни­ческая подготовка направлена на овладение разнообразными двигательными умениями и навыками, необходимыми в спортивной деятельности.

    Задачи в процессе общей технической подготовки решаются следующие:

    1. Увеличить (или восстановить) диапазон двигательных умений и на­выков, являющихся предпосылкой для формирования навыков в избран­ном виде спорта.

    2. Овладеть техникой упражнений, применяемых в качестве средств ОФП.

    Специальная техническая подготовка направлена на овладение техни­кой движений в избранном виде спорта. Она обеспечивает решение следу­ющих задач:

    1. Сформировать знания о технике спортивных действий.

    2. Разработать индивидуальные формы техники движений, наиболее полно соответствующие возможностям спортсмена.


    3. Сформировать умения и навыки, необходимые для успешного уча­стия в соревнованиях.

    4. Преобразовать и обновить формы техники (в той мере, в какой это продиктовано закономерностями спортивно-тактического совершенствования).

    5. Сформировать новые варианты спортивной техники, не применяв­шиеся ранее (например, «фосбюри-флоп» в прыжках в высоту; техника толкания ядра по принципу поворота, как в метании диска; «коньковый» ход в лыжах и др.).

    В процессе технической подготовки используется комплекс средств и ме­тодов спортивной тренировки. Условно их можно подразделить на две группы:

    Средства и методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия К ним относятся:

    а) беседы, объяснения, рассказ, описание и др.;

    б) показ техники изучаемого движения;

    в) демонстрация плакатов, схем, кинограмм, видеомагнитофонных
    записей и др.;

    г) использование предметных и других ориентиров;

    д) звуко- и светолидирование;

    е) различные тренажеры, регистрирующие устройства, приборы сроч­
    ной информации.

    Средства и методы, в основе которых лежит выполнение спортсменом каких-либо физических упражнений В этом случае применяются:

    а) общеподготовительные упражнения. Они позволяют овладеть раз­
    нообразными умениями и навыками, являющимися фундаментом для ро­
    ста технического мастерства в избранном виде спорта;

    б) специально-подготовительные и соревновательные упражнения. Они
    направлены на овладение техникой своего вида спорта;

    в) методы целостного и расчлененного упражнения. Они направлены
    на овладение, исправление, закрепление и совершенствование техники
    целостного двигательного действия или отдельных его частей, фаз, эле­
    ментов;

    г) равномерный, переменный, повторный, интервальный, игровой,
    соревновательный и другие методы, способствующие главным образом
    совершенствованию и стабилизации техники движений.

    Применение данных средств и методов зависит от особенностей техни­ки избранного вида спорта, возраста и квалификации спортсмена, этапов технической подготовки в годичном и многолетних циклах тренировки.

    Этапы и содержание технической подготовки в многолетнем и годичном циклах тренировки

    Процесс технической подготовки осуществляется в течение всей мно­голетней тренировки спортсмена.

    Многолетний процесс технической подготовки спортсмена можно под­разделить на 3 стадии:


    Стадии технической подготовки в процессе многолетней тренировки

    V V V
    Стадия углубленного
    Стадия базовой технического совершенствования Стадия сохранения
    технической подготовки и достижение высшего спортивно-технического мастерства технического мастерства
    V V V
    Основная направленность технической подготовки на каждой стадии
    Г V V
    Детализированное изучение техники движений; увеличение количества технических приемов и их разнообразия; обеспечение
    Создание широкого фонда высокой эффективности техники Сохранение технического
    разнообразных умений спортивных действий с учетом мастерства применительно
    и навыков; индивидуальных особенностей к достигнутому уровню
    овладение основами техники спортсмена, условий тренированности
    избранного вида спорта их выполнения (на ответственных соревнованиях, при различной погоде, местности) и состоянии организма спортсмена (при утомлении, эмоциональном возбуждении и т.д.)

    Рис. 24.2. Стадии и направленность технической подготовки в процессе многолетней тренировки


    1. Стадию базовой технической подготовки.

    2. Стадию углубленного технического совершенствования и достиже­ние высшего спортивно-технического мастерства.

    3. Стадию сохранения спортивно-технического мастерства.
    Основную направленность технической подготовки на каждой стадии

    можно представить в виде следующей схемы (рис. 24.2).

    Каждая стадия включает этапы, состоящие из годичных циклов. На­пример, первая стадия состоит обычно из 4-6 годичных циклов, вторая - 6-8, третья - 4-6.

    Поэтому построение, конкретное содержание и методика технической подготовки спортсмена на каждой стадии, как правило, подчиняется пери­одизации годичного цикла тренировки. Чаще всего это наиболее ярко выра­жено в подготовке высококвалифицированных спортсменов. Дело в том, что у начинающих спортсменов годичный цикл не подразделяют отдельно на под­готовительный, соревновательный и переходный периоды. У них в течение всего года тренировочные занятия носят подготовительный характер.

    Отсюда следует, что процесс овладения и совершенствования техники движений в рамках годичного цикла тренировки у квалифицированных спортсменов во многом зависит от закономерностей приобретения, сохра­нения и дальнейшего развития спортивной формы.

    В связи с этим в годичном цикле выделяют 3 этапа технической под­готовки: 1) поисковый; 2) стабилизации; 3) адаптивного совершенствова­ния (приспособительного).

    Техническая подготовка на 1-м этапе направлена на формирование новой техники соревновательных действий (или ее обновленного вариан­та), улучшение предпосылок ее практического освоения, разучивания (или переучивания) отдельных движений, входящих в состав соревновательных действий. Этот этап совпадает с первой половиной подготовительного пе­риода. На 2-м этапе техническая подготовка направлена на углубленное освоение и закрепление целостных навыков соревновательных действий. Он охватывает значительную часть второй половины подготовительного периода. На 3-м этапе техническая подготовка направлена на совершен­ствование сформированных навыков, увеличение диапазона их целесооб­разной вариативности (изменчивости), стабильности (устойчивости), на­дежности применительно к условиям основных соревнований. Этот этап обычно начинается с завершающей части подготовительного периода и рас­пространяется на соревновательный период в целом. Главными задачами каждого этапа технической подготовки при совершенствовании техническо­го мастерства являются (В.И. Дьячков, Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов):

    1) достижение высокой стабильности и рациональной вариативности двигательных навыков, составляющих основу технических приемов в из­бранном виде спорта, повышение их эффективности в соревновательных условиях;

    2) частичная перестройка двигательных навыков, совершенствование кинематики или динамики отдельных деталей навыка с точки зрения дос­тижений современной науки и требований спортивной практики.

    Для решения первой задачи, как правило, применяются метод услож­нения внешней обстановки, метод упражнения при различных состояниях организма; для решения второй - метод облегчения условий технических действий, метод сопряженных воздействий.


    Метод усложнения внешней обстановки при выполнении технических приемов реализуется в ряде методических приемов.

    1. Методический прием сопротивления условного противника исполь­зуется, главным образом, в спортивных играх и единоборствах. Элементы борьбы с условным противником помогают спортсмену совершенствовать структуру и ритм выполнения технического приема, быстрее достигнуть стабильности и результативности. Он обеспечивает также высокую плот­ность нагрузки в занятии, является действенным психологическим факто­ром для воспитания уверенности в собственных силах, для воспитания смелости и решительности.

    2. Методический прием трудных исходных положений и подготови­тельных действий. Так, в фигурном катании прыжок в полтора оборота («аксель») совершенствуется сначала с простого разбега, а затем из поло­жения «кораблик». В прыжках в воду уменьшается высота трамплина. Футболистам предлагается выполнять удары ногой и головой по мячу, ле­тящему по сложной траектории, и т.д.

    3. Методический прием максимальной скорости и точности выполне­ния действий. Например, в боксе спортсмену задастся высокий темп уда­ров за определенный промежуток - 1 раунд. В прыжках в длину - разбег выполняется по слегка наклонной дорожке. В футболе используется сбли­жение между партнерами при выполнении передачи мяча с постоянной силой и др.

    4. Методический прием ограничения пространства для выполнения действий позволяет усложнять условия ориентировки при совершенствова­нии навыка. Так, в лыжном спорте в сложную трассу включаются спуски с закрытым поворотом, что ограничивает время выбора поворота опреде­ленного радиуса. В беге и прыжках шаги выполняются по заранее сделан­ным меткам. В боксе используется уменьшенный ринг и т.п.

    5. Методический прием выполнения действий в необычных условиях предполагает изменение условий тренировки (естественных условий, обо­рудования, инвентаря), содействует совершенствованию одной или не­скольких характеристик техники движений (пространственных, времен­ных, динамических, ритмических и т.д.). Например, в легкой атлетике проводится бег или разбег в прыжках против сильного ветра, на увлажнен­ном грунте, а в лыжных гонках - передвижение по обледенелой лыжне.

    Метод упражнения при состояниях организма спортсмена, затрудняю­щих выполнение технических действий, также реализуется в многообраз­ных приемах.

    1. Методический прием выполнения действия в состоянии значитель­ного утомления. В этом случае спортсмену предлагают упражнения на технику после физической нагрузки большого объема и интенсивности. Так, в гимнастике в конце занятия спортсмен выполняет «на технику» наиболее сложную комбинацию, в лыжных гонках техника на трассах с различным рельефом совершенствуется после прохождения дистанции, превышающей соревновательную, со скоростью, близкой к соревнователь­ной. Этот прием оказывает на центральную нервную систему организма большую нагрузку и требует от него высокой концентрации волевых усилий.

    2. Методический прием выполнения действий в состоянии значитель­ного эмоционального напряжения осуществляется введением контрольных, соревновательных и игровых методов в выполнение упражнений на технику.


    3. Методический прием периодического выключения или ограниче­ния зрительного контроля позволяет избирательно воздействовать на ре-цепторно-анализаторные компоненты двигательного навыка. В резуль­тате у спортсменов повышается способность к тонкому восприятию и тщательной оценке собственных движений по кинестетическим ощуще­ниям. Например, гребля с закрытыми глазами позволяет лучше ощущать ход лодки и легче осуществлять контроль за стабильностью навыка при помощи «мышечного чувства».

    4. Методический прием формирования рабочей обстановки настраи­вает спортсмена на обязательное выполнение усовершенствованного тех­нического приема в соревновательной обстановке, стимулирует его актив­ность в процессе совершенствования навыка. Так, в тренировочном бою фехтовальщик получает установку концентрировать внимание преимуще­ственно на технических приемах защиты или, наоборот, на атакующих приемах.

    Метод облегчения условий выполнения технических действий состоит из целого ряда методических приемов. Вот некоторые из них.

    1. Методический прием вычленения элемента действия. Например, в боксе вычленяются: акцентированное ударное движение кисти, толчок ногой и тазом, вращательное движение туловища и плечевого пояса с пос­ледующим соединением этих элементов. В плавании выделяется работа рук и ног.

    2. Методический прием снижения мышечных напряжений позволяет спортсмену более тонко корректировать отдельные движения в двигатель­ном навыке, контролировать координацию движений (по механизму об­ратной связи), что ускоряет процесс совершенствования. Так, в борьбе подбирается противник более легкого веса, в боксе спортсмены выполня­ют упражнения в легких тренировочных перчатках.

    3. Методический прием дополнительных ориентиров и срочной ин­формации содействует наиболее быстрому овладению необходимой ампли­тудой движения, темпом, ритмом, активизирует процесс осознания вы­полняемого действия. Например, в фигурном катании на льду предварительно чертится продольная ось фигуры и устанавливаются флаж­ки-ориентиры. Для копьеметателя чертится прямая линия, строго вдоль которой он и выполняет разбег.

    Метод сопряженных воздействий реализуется в спортивной трениров­ке в основном при помощи двух приемов.

    1. Методический прием специализированных динамических упражне­ний основан на взаимном развитии физических способностей и совершен­ствовании двигательных навыков. Это достигается путем подбора специ­альных упражнений. Так, в плавании используются ласты и лопатки на Руках для создания дополнительного сопротивления при гребковых движе­ниях. В легкой атлетике прыжковые упражнения, прыжки в длину и вы­соту выполняются с утяжеленным поясом. В водном поло передачи и броски выполняются утяжеленным мячом и т.д.

    2. Методический прием специализированных изометрических упраж­нений предполагает использование изометрических упражнений в опреде­ленных суставных углах, характерных для технического приема. Напри­мер, в тяжелой атлетике изометрические напряжения спортсмен выполняет в положении низкого седа при углах сгибаниях ног менее 90 градусов.


    Физическая подготовка


    Похожая информация.




    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!