Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Физическая культура в правоохранительной деятельности. Физическая подготовка как важнейшая составляющая эффективного выполнения оперативно-служебных задач сотрудников органов внутренних дел. Курсантов-будущих оперативных сотрудников

Тезиков Дмитрий Александрович,преподаватель кафедры физической подготовки ФГКОУ ВО «Волгоградская академия МВД России», г. Волгоград

Доброва Виктория Олеговна,

курсант 2 «Г» курса ФГКОУ ВО «Волгоградская академия МВД России», г.Волгоград

Физическая подготовка как важнейшая составляющая эффективного выполнения оперативнослужебных задач сотрудников органов внутренних дел

Аннотация.Органы внутренних дел Российской Федерации осуществляют не только юридическую, но и силовую, вооруженную защиту закона.Владение навыками самообороны, а также силового пресечения противоправных действий и задержания преступников и правонарушителей является оперативнослужебной необходимостью в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Естественно, что в такой ситуации значение физической подготовленности является определяющим фактором их эффективной профессиональной деятельности. Работа посвящена изучению способов повышения эффективности физической подготовленности сотрудников ОВД России.Ключевые слова: физическая подготовка, сотрудники органов внутренних дел, эффективность, профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел.

Развитие физических качеств человека это результат физической культуры. Физические навыки сотрудников ОВД основной компонент готовности к успешному выполнению оперативнослужебных задач, применении физической силы, боевых приемов борьбы(приемы задержания и сопровождения, защита от ударов вооруженного или безоружного противника, освобождение от захватов и обхватов, обезоруживание) и специальных средств при пресечениипротивоправных действий, а также обеспечение их высокой работоспособности в процессе служебной деятельности. Подготовить физически развитых, координированных, обладающих высокой степенью психической устойчивости,решительных, смелых, уверенных в своих силах и инициативных сотрудников органов внутренних дел, способных успешно действовать в сложной, насыщенной опасными и критическими ситуациями обстановке при задержании и обезвреживании вооруженных преступников такова главная задача физической подготовки в образовательных организациях МВД России. Следует вносить в процесс обучения такие элементы как: напряженность и внезапность, опасность и риск, свойственные реальной боевой обстановке, многократно тренировать личный состав в выполнении изученных приемов и действий. Это достигается:преодолением различных сложных препятствий в условиях непосредственной физической опасности;отработкой приемов рукопашного боя на боевом оружии, проведением учебных схваток с одним и несколькими партнерами;выполнением приемов и действий, требующих взаимопомощи и взаимовыручки;применением средств имитации, световых и звуковых раздражителей (взрывпакетов, дымовых шашек, холостых выстрелов, огневых преград и очагов пожара, вспышек света, трансляции звукозаписи боя, музыки и т. д.);

регулярным участием в соревнованиях по военноприкладным видам спорта.Структура образовательных учреждений МВД России предусматривает многоуровневую подготовку специалистов, в которую включены учебные центры МВД, УВД, специальные средние и высшие учебные заведения. Физическая подготовка в учебных центрах считается важной составной частью процесса формирования специалиста для ОВД. Её основными задачами являются: вопервых обучение прочным навыкам в выполнении боевых приемов борьбы, в ускоренном передвижении по пресеченной местности и преодолении препятствий различного типа;вовторых способности к выполнению указанных прикладных двигательных действий в условиях значительных физических нагрузок и психологических направлений служебнобоевой правоохранительной деятельности.Приоритетным направлением деятельности вузов системы МВД остается развитие физической подготовки путем использования специальных методов и средств. Не исключением в качественной физической подготовке являются и женщины, вступившие в ряды ОВД. Ведь в настоящее время совсем не каждая женщина решится работать в полиции. Это рискованно и довольно ответственно. В Россиизаметно возрастает число женщинсотрудниц ОВД, связавших свою судьбу с правоохранительными органами.Например, только 2016 году 36 женщинполицейских были представлены к государственным наградам за мужество и профессионализм, проявленные при выполнении поставленных задач по охране общественного порядка и борьбе с преступностью. Как и к любому сотруднику, к женщинам служащим в ОВД предъявляется ряд требований: добросовестно выполнять свой долг, нести полную личную ответственность за правомерность своих действий, оперативно решать поставленные перед ней задачи, качественно и эффективно выполнять свои функциональные обязанности. В большинстве своем они добросовестно относятся к выполнению своих профессиональных обязанностей. Однако, несмотря на возрастающую роль женщин в комплектовании ОВД, практически отсутствуют исследования по данному вопросу, недостаточно изучены психологические особенности женщинсотрудниц, проблемы их адаптации к служебной деятельности. Женщины несут службу практически во всех подразделениях ОВД и наряду с мужчинами выезжают на место происшествия. Они также подвержены экстремальному воздействию в силу специфики профессиональных задач, стоящих перед нами во время выполнения служебнопрофессиональных задач. Вместе с тем, если нормативы для мужчин предъявляют серьезные требования к их физической подготовленности, то нормативы для женщин явно занижены. Такие выводы можно сделать, анализируя результаты входного контроля лиц рядового и младшего начальствующего состава при их зачислении в институт. Из 315 сотрудников полиции неудовлетворительные результаты входного контроляпо общефизической подготовке показали 61,6 % причем среди женщин неудовлетворительных результатов не было. Возможность без дополнительной работы над собой успешно сдать существующие нормативы отрицательно сказывается на мотивации женщин к занятию спорта. Было бы не справедливо не отметить, что женщины превосходят мужчин в точности и координации движений и им свойственны высокоразвитые быстрота и ловкость движений мелких мышечных групп. Женщины обладают лучшей по сравнению с мужчинами гибкостью, что обусловлено особенностями их анатомического строения и физиологическими функциями. Для достижения максимально продуктивных результатов работы необходимо проводить соответствующую подготовку для женщин. В частности, учебная ситуация взаимодействия при отработке боевых приемов борьбы сотрудниковженщин с лицами противоположного пола максимально приблизит тренировку к реальной ситуации силового противоборства и позволит женщине приобрести уникальный опыт физического противостояния лицам другого пола. Смешанные тренировки и спарринг с мужчинами очень полезны для становления «женщиныбойца». Тренируясь вместе с мужчинами, женщина может многому от них научиться: технике, скорости, ловкости, смелости, и т.д..В учебной ситуации большинство женщин испытывают при смешанной тренировке в первую очередь страх перед возможными болевыми ощущениями, а также неуверенность в собственных силах. Это может сказаться на возможности подобрать подходящего партнера, так как не каждый готов преодолеть психологические барьеры. Отработка боевых приемов борьбы в паре с сотрудниками женского пола имеетпсихологические выгоды и для мужчин.Работа в паре с женщиной ‬это в первую очередь терпение и готовность помочь. Партнера женщину нужно гдето похвалить, поддержать, а гдето, осуществляя воздействие на эмоциональную сферу, вызвать ее недовольство собой и желание самосовершенствоваться. Учет психологических аспектов в физической подготовке помогает построить продуктивное взаимодействие и добиться успеха. Проявление «гибкости», чуткости, внимательности и осторожности создаст благоприятную атмосферу для выполнения поставленных задач. Совместные тренировки мужчин и женщин имеют множество преимуществ. Смешанная тренировка позволяет развить ответственность за своего партнера. Физическая активность должна поддерживаться не только в период подготовки к деятельности, но и в течение всего срока службы. В учебных заведениях формируется должный уровень профессионально значимых качеств, навыков и умений. В практических органах этот уровень долженподдерживать как можно более длительный период времени. Способность умело применять прямые насильственные меры пресечения правонарушений и обеспечения безопасности населения формируются у сотрудников ОВД, слушателей и курсантов образовательных учреждениях МВД России в процессе занятий физической подготовкой. Таким образом, ее основной целью следует считать воспитание и развитие профессионально важных знаний и навыков, обеспечивающих успешное выполнение оперативнослужебныхзадач в правоохранительной деятельности. Честность, сдержанность и терпение таковы еще несколько важных для представителя этой профессии качеств. Специально направленную, рационально организованную физическую подготовку следует рассматривать как обязательный элемент научно обособленной системы подготовки специалистов ОВД, овладевающих сложными видами орудия и боевой техники. Разумеется, относиться к представителям полиции можно поразному, но надо всегда помнить один из главных психологических постулатов: «оценка зависит от установки».

Ссылки на источники1.Евсиков А. И. Профессиональноориентированные технологии и методы физической подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах: дис. … канд. пед. наук. ‬СПб. ‬2010. ‬162 с.2.Панова О.С. Организационнометодические аспекты применения физической силы сотрудниками полиции / О.С. Панова // Уголовнопроцессуальные и криминалистические аспекты расследования преступлений: сборник статей Международной научнопрактической конференции. ‬2016. ‬С. 141143.3.Панова О.С. Основные виды противодействия правонарушителями сотрудникам полиции России / О.С. Панова // Уголовнопроцессуальные и криминалистические аспекты расследования преступлений: сборник статей Международной научнопрактической конференции. ‬2016. ‬С. 144146.4.Панова О.С. Основные подходы к организации физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России / О.С. Панова, Д.А. Тезиков // Механизмы решения проблем социальноэкономического развития: сборник статей Международной научнопрактической конференции. ‬2016. ‬С. 7380.5.Тезиков Д.А. Способность будущего офицера полиции проявлять инициативу в профессиональной деятельности: сущностные характеристики / Д.А. Тезиков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. ‬2016. ‬№ 1 (131). ‬С. 252255.6.Троян Е.И. Обучение боевым приемам борьбы в служебноприкладной физической подготовке слушателей учебных центров МВД России: дис. … канд. пед. наук. ‬М., 2006. ‬207 с.

Становление отечественной системы защиты и нападения.

Тактико-технические действия рукопашного боя были разработаны усилиями большой группы специалистов, таких, как В.А.Сидоров, В.С. Ощепков, которые разными путями пришли к осознанию необходимости создания отечественной системы защиты и нападения и приступили к этой работе.

В июле 1918 г. для подготовки специалистов открываются краткосрочные курсы инструкторов спорта, впоследствии преобразованные в военные школы физического воспитания по программе, которой изучали дисциплину «Защита и нападение без оружия».

Одним из преподавателей её был В.А.Спиридонов.

Обучению приёма борьбы, бокса, джиу-джитсу большое внимание уделялось на московских курсах инструкторов спорта и допризывной молодежи. Обучение проводилось с целью повышения готовности к ведению ближнего рукопашного боя.

Созданное в 1923 году спортивное общество «Динамо», объединив в своих рядах чекистов, пограничников и работников милиции, приняло на себя основную работу по выполнению этих задач.

Официальный переход отечественной системы самозащиты на рельсы военно-прикладной физической культуры произошёл с выходом приказа Всесоюзного Комитета по делам физической культуры и спорта СНК СССР N 633 от 16.11.1938 г., в котором указывалось: «Принимая во внимание оборонное значение борьбы вольного стиля, включить в комплекс норм ГТО 2-й степени как одну из зачётных норм для мужчин спортивную борьбу, для женщин – комплекс самозащиты на основе борьбы вольного стиля»

Эта дата является официальным днём рождения борьбы самбо, как спортивного раздела самозащиты без оружия, хотя до 1974 года она носила название «борьба вольного стиля».

Под специальной физической подготовкой понимается обучение занимающихся боевым приёмам борьбы и рукопашного боя, а также физическая и психологическая подготовка в процессе этих занятий.

Установлено, что система специальной физической подготовки работников НКВД и милиции начала создаваться в 20-е годы.

Таким образом, можно заключить, что с момента образования специальной физической подготовки в процесс обучения работников милиции включались реальные ситуации нападения. Однако их вариативность была незначительной и предусматривала 1-2 технических действий в стандартных условиях.

Значительный вклад в развитие самозащиты при подготовке работников милиции в 40-е годы внёс В.П.Волков.

Автором была разработана система самбо, предусматривающая: специальные физические приёмы; боевые приёмы стоя и лёжа; борьбу в положении лёжа; освобождение от различных захватов; способы задержания и конвоирования; а также специальные приёмы, включающие действия против лиц, вооружённых сапёрной лопатой, винтовкой, револьвером и различными видами холодного оружия, кроме того, им разработана тактика самбо, которая предусматривала: обманы, вызов противника на приём, сохранение собственных сил и выматывание противника, способность скрыть собственное утомление.



В.П.Волков также предлагал изучать в процессе занятий приёмы защиты от реальных ситуаций нападений на работников милиции, встречающихся в практике, но количество предлагаемых ситуаций было незначительным.

В 50-70 годы дальнейшее развитие самбо получило в работах А.А.Харлампиева, который указывал, что применение приёмов самозащиты зависит от конкретных обстоятельств, складывающихся с момента их применения, от степени подготовленности работника милиции, а также от знания им разного рода ухищрений, уловок, применяемых преступниками.

В аналитических материалах МВД РФ говорится, что в условиях осложнения оперативной обстановки и в экстремальных ситуациях, работники ОВД нередко проявляют растерянность и беспомощность, уступают право нарушителям в умении применять приёмы самозащиты. Это свидетельствует о недостаточно эффективной системе подготовки сотрудников для успешных действий в ситуациях задержание правонарушителей.

Поэтому на занятиях по физической подготовке главное внимание должно быть сосредоточено на отработке боевых приёмов борьбы и служебно-прикладных упражнений, обеспечивающих работникам ОВД в физическом и морально-психологическом плане выполнять возложенные на них служебные обязанности в любых условиях повседневной жизни.

В статье рассматриваются вопросы подготовки сотрудников правоохранительных органов с использованием служебно-прикладных видов спорта.

Прикладные виды спорта , подготовка , правоохранительные органы

Короткий адрес: https://readera.ru/140196433

IDR: 140196433

Список литературы Прикладные виды спорта как основа подготовки сотрудников правоохранительных органов

  • Ендальцев, Б.В. Совершенствование адаптационных возможностей -основное направление физической подготовки военных специалистов/Б.В. Ендальцев//Теория и практика физической культуры. -2014 -№ 9 -С. 22-24.
  • Ендальцев, Б.В. Физическая культура, здоровье и работоспособность человека в экстремальных экологических условиях: монография/Б.В. Ендальцев. -СПб.: МО РФ, 2008.
  • Вихрук, Т.И. Медико-биологическое обоснование дифференцированного подхода к организации занятий по физической подготовке курсантов/Т.И. Вихрук//Теория и практика физической культуры. -2014. -№ 9. -С. 45-47.
  • Сорокин, В.П. Физические качества как основа профессиональной подготовленности военнослужащих/В.П. Сорокин//Теория и практика физической культуры. -2014. -№ 9 -С. 28-30.
  • Основы подготовки спортсменов в прикладных видах спорта ФСКН России: отчет о НИР (закл.)/Д.А. Черменёв. -Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2015.
  • Черменёв, Д.А. Занятие прикладными видами спорта (на примере служебного биатлона) как адаптация к экстремальным условиям служебной деятельности/Д.А. Черменёв//Физическая культура и спорт в профессиональной деятельности: современные направления и образовательные технологии: сборник материалов II Международной научно-практической конференции (Хабаровск, 8-10 октября 2014 г.)/Дальневосточный юридический институт МВД России. -Хабаровск: РИО ДВЮИ МВД России, 2014. -С. 229-233.
  • Фролькис, В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни/В.В. Фролькис. -Л.: Наука, 1998.

Основные понятия физической культуры, физической подготовки и спорта отражены в федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», принятом Государственной Думой 13 января 1999 г.

Физическая культура - это часть общей культуры общества, представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, используемых человеком в процессе физкультурно-спортивной деятельности для своего физического совершенствования.

Спорт - это часть физической культуры, представляющая собой совокупность материальных и духовных ценностей, которые создаются и используются обществом для игровой деятельности людей, направленной на интенсивную специализированную морфофункциональную и психологическую подготовку для последующего максимального проявления способностей путем соревнования в заранее определяемых двигательных действиях.

Физическое воспитание - это вид воспитания, специфическим содержанием которого является обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в занятиях физическими упражнениями.

Физическое образование - это процесс и результат овладения специализированными знаниями, физическими упражнениями, а также способами их самостоятельного изучения и использования в жизни.

Физическая подготовка - это целенаправленный процесс улучшения физического развития и функционального состояния, повышения уровня физической подготовленности, осуществляемый в условиях служебно-профес-сиональной деятельности.

Физическое состояние является качественной характеристикой, отражающей уровень жизнедеятельности человека, и включает показатели физического развития, функционального состояния и физической подготовленности.

Физическое развитие - определяется совокупностью морфологических и функциональных признаков (свойств) организма (например, телосложение человека).

Функциональное состояние проявляется в интегральном комплексе различных показателей функционирования органов и систем организма человека: сердечно-сосудистой, дыхательной и т.д. Именно они в наиболее существенной степени подвергаются изменениям в процессе активных занятий физическими упражнениями.

Физическая подготовленность является основным результатом процесса физической подготовки. Это качественно новое состояние организма человека. Физическая подготовленность характеризуется уровнем развития физических качеств и степенью сформированности двигательных навыков.

Физические качества - это свойства организма, обеспечивающие двигательную деятельность человека. К основным физическим качествам относятся: выносливость, сила, быстрота и ловкость, гибкость.

Двигательные навыки - это доведенные до автоматизма практические действия, выполняемые в соответствии с поставленной задачей. Двигательные навыки подразделяются на общие (ходьба, бег, прыжки и т.д.) и профессионально-прикладные (преодоление препятствий, боевые приемы борьбы и т.д.).

Физические упражнения - основное средство физической подготовки, двигательные действия, используемые в целях улучшения физического состояния человека вообще и повышения его физической подготовленности в частности. Физические упражнения характеризуются содержанием и формой.

Физическая подготовка как педагогический процесс является составной частью профессиональной подготовки сотрудников МВД России.

Целью физической подготовки сотрудников МВД России является формирование физической и психологической готовности сотрудников к успешному выполнению оперативно-служебных задач, умелому применению физической силы, боевых приемов борьбы и специальных средств при пресечении противоправных действий, а также обеспечение их высокой работоспособности в процессе служебной деятельности. Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

  • · подготовка к действиям, связанным с использованием специальных средств, табельного оружия, боевых приемов борьбы;
  • · подготовка к преследованию правонарушителей и длительному ускоренному передвижению на местности;
  • · овладение системой практических умений и навыков самозащиты и личной безопасности в экстремальных ситуациях служебной деятельности сотрудников;
  • · формирование необходимых интеллектуальных и профессионально-психологических качеств личности (смелость, решительность, гуманность, самодисциплина, бдительность, внимание, самообладание, настойчивость и т.д.).

Успешное решение перечисленных задач, как в подразделениях органов внутренних дел, так и образовательных учреждениях МВД России обеспечивается:

  • · подбором оптимальных средств, методов и форм обучения;
  • · высоким уровнем практической и методической подготовленности инструкторов и преподавателей;
  • · высоким качеством проведения учебных занятий;
  • · воспроизведением на занятиях по физической подготовке различных заданий, ситуаций и условий, максимально приближенных к реальным;
  • · решением различных вводных по тактике обеспечения личной профессиональной безопасности и правомерному применению специальных средств, боевых приемов борьбы;
  • · созданием и совершенствованием необходимой учебно-материальной базы;
  • · обеспечением должного контроля за выполнением учебной программы.

Образовательные, воспитательные и развивающие функции физической подготовки реализуются в условиях специализированной системы обучения, предусматривающей организацию занятий применительно к служебно-профес-сиональной деятельности сотрудников МВД России. Такая организация занятий предусматривает формирование прикладных двигательных умений и навыков, обучение сотрудников эффективному и правомерному решению практических задач правоохранительной деятельности (длительный поиск или быстрое преследование правонарушителя на местности; задержание правонарушителей, оказывающих неповиновение или сопротивление; силовое единоборство с вооруженным или невооруженным правонарушителем и т.д.).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!