Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

История Новой Зеландии. Культура маори. Хочешь победить Британскую империю? Спроси у маори как

Коренные жители - полинезийцы-маори - переселенцы из Восточной Полинезии - начали осваивать Aoteаroa более шестисот лет назад.

На новом месте оказался более суровый климат, но в то же время были прекрасные возможности для охоты и рыболовства. Чтобы добывать себе пищу, маори использовали каменные топоры, копья из костей китов, рыболовные крючки, сделанные из раковин. Заселив Северный остров и северную часть Южного, они занялись земледелием: на расчищенных от леса землях стали выращивать овощные культуры (батат, таро, ямс). Жили маори в камышовых хижинах, одежду изготовляли из дикого новозеландского льна и собачьих шкур. Смешавшись с местным населением (предположительно австралоидной расы), они обрели некоторые черты, отличающие их от полинезийцев.

Более чем через 100 лет после открытия Новой Зеландии острова обследовал английский мореплаватель Джеймс Кук, который водрузил на берегу одной из бухт британский флаг. В 1804 AD Великобритания объявила острова своей колонией. Новой Зеландии была отведена роль сельскохозяйственного придатка Англии.

Были и русские коллонии, китобои в районе Блафа, но об этом молчат - то ли отголоски холодной войны с brainwash, то ли просто неудобно англоговорящей массе согласиться, что русские били китов здесь раньше, чем Кук понаходил названия для этих мест..

Лет за 30 до Кука на острова в поисках золота высадились пронырливые китайцы.

Традиционно маори исполняли ритуальный танец для проверки незваных гостей - с миром ли они пришли или с враждебными намерениями. Эту церемонию можно увидеть и сейчас в маорийских культурных центрах. Выглядит она действительно устрашающе и неприятно для белого человека: выпученные глаза, дикие крики, высунутые языки, потрясание палками. Вдобавок маори трубят в огромные раковины и бросают под ноги гостям специальные листья, свирепо озираясь и производя агрессивные выпады. Если гость поднимал лист и вообще действовал, на взгляд маори, адекватно, его впускали в деревню и даже не съедали.

У маори не было металла и письменности, также не знали они алкогольных и наркотических веществ. Они молились богам природы и поклонялись культу предков, выполняли сложнейшую резьбу по дереву и покрывали лицо и тело узорчатыми татуировками.

В 1840 AD англичане навязали маорийским вождям договор, по которому последние уступали английской королеве "все права и полномочия суверенитета". Новая Зеландия стала английской колонией.Европейская колонизация территории Новой Зеландии нарушила естественный ход исторического развития маори. "Золотая лихорадка", связанная с открытием (в 60-х гг.) золота на Южном острове, вызвала резкое увеличение иммиграции в Новую Зеландию.

Маори ни разу не проиграли Короне на поле брани. По исконной традиции всех империй, там, где нельзя взять штыком и картечью, берут дипломатией..Трудно сказать, какие чувства были в голове у маори, наверное, не самые радостные, особенно, когда, научившись читать, они, наконец-то поняли, что Договор Вайтанге, подписаный ими, и чтимый не меньше, чем Биль о правах или Конституция СССР, всего лишь дипломатическое подтверждение пожизненой кабалы от "далекой немецкой тётки, сидящей на другом конце мира"

В 1840 AD НЗ стала английской колонией со всеми неизбежными атрибутами колонизации - миссионерами, полками её величества, солдаты которых после окончания службы получали наделы земли, проходимцами и прохиндеями со всего мира, называемыми иммигрантами и ломящимися сюда до сих пор..

Европейцы принесли в Новую Зеландию болезни и вредные привычки, нарушили привычный, природный образ жизни аборигенов. И действительно, не из-за странной ли европейской еды и спокойной жизни сегодняшние маори болезненно толстые и не живут долго ?

Сегодня у маори есть все права и преимущества коренного народа, есть даже своя политическая партия , представленная в парламенте . Но маори не торопятся пользоваться своими гражданскими правами - большинство из них живут на социальные пособия, не работают, выпивают и пополняют скудную новозеландскую статистику преступности.

До европейцев маори имели относительно передовые знания в медицине, гигиене и навигации, они были отважными мореходами, хорошими земледельцами, смелыми воинами, отличались музыкальностью и художественными способностями, обладали неоспоримым техническим и строительным мастерством.

Маори верят, что человек умрёт, если оскорбит другого, что причина болезни - дурной поступок, что обнаженного тела надо стесняться. Поэтому многие больничные процедуры для них мученье. Они оскорбляют их чувство стыдливости. Даже простому осмотру больного должны предшествовать долгие разъяснения врача.

Маори считают, что врачи-пакеха не понимают их болезней. И в самом деле, белым зачастую кажется, что многие болезни маори от суеверий. Дело в том, что сами маори причину большинства болезней усматривают в нарушениях племенных обычаев, установленных божествами еще в незапамятные времена.

Выздоровление же приписывали определенному богу, который покровительствует тохунга. Он-то и занимается врачеванием. Миссионеры всячески очерняли его, приравнивали к колдуну. Белые врачи, как правило, и поныне отзываются о тохунга с пренебрежением. И потому пациенты-маори скрывают, что посещали его. Лишь немногие врачи - как маори, так и пакеха - консультируются теперь с тохунга относительно больных, которые не поддаются обычному лечению.

Двадцать девять лет, с 1843 по 1872 AD, шли так называемые маорийские войны. Самое сильное в то время в военном отношении государство - Великобритания - воевала с дикими племенами, населявшими Новую Зеландию. Воевать было за что: удобное географическое положение, благоприятный для европейцев климат, природные богатства.

Маорийцы пришли в Новую Зеландию на тысячу лет раньше европейцев, имели богатую культуру, но только-только начинали переходить к рабовладельческому строю. Особенностью маорийцев было то, что в их среде повсеместно распространено было людоедство.

Объяснялось это просто: кроме людей, из млекопитающих в Новой Зеландии в то время жили только собаки и крысы. Сейчас страна занимает одно из ведущих мест в животноводстве, а сто пятьдесят лет назад коренное население страдало белковым голодом (примерно такая же картина наблюдалась когда-то и на островах Карибского бассейна).

Надо сказать, что появление здесь белого человека не самым лучшим образом сказалось на местной флоре и фауне. Кошки и собаки, завезенные колонизаторами, а также многочисленные опоссумы, расплодившиеся, как тараканы, создали вполне реальную угрозу для национального символа Новой Зеландии - птицы киви. Оказывается, что Новая Зеландия была единственным местом на земле, где оказалось возможным появление бескрылой птицы. У нее просто не было естественных врагов: змей, пауков, крупных или мелких хищников. Теперь же все изменилось.

До сих пор маори с пренебрежением относятся к выходцам с других островов Океании - фиджийцам, тонганцам или с островов Кука, пытавшимся когда-то высадиться здесь после многонедельных морских переходов.

Убивать ради убийства, ради удовольствия или ради ужина, законы маори не позволяли. В котёл шли только враги, убитые в бою, при этом жены, дети и скот убитого переходили в пользование победителя.

И маорийцы считали само собою разумеющимся кушать своих пленных. Это считалось совершенно естественным. Пытать пленных перед этим тоже было в порядке вещей.

Но вот парадокс. Англичан очень удивляло, почему маорийцы никогда не нападают на обозы с оружием и продовольствием. Когда они задавали этот вопрос пленным маорийцам, те совершенно искренне отвечали: "А как же вы будете тогда воевать?"

То есть и понятия о нравственности, и понимание тактики и стратегии войны коренным образом отличались от европейских. Все было поставлено с ног на голову.

В боях за свою землю и свободу маори показали чудеса храбрости. Но превосходство в силе было на стороне их противника. В 1872 AD последние очаги вооруженного сопротивления маорийских племен были подавлены. Более половины всех маори были уничтожены англичанами в ходе войны. А вообще их население сократилось до 10% первоначального в результате "цивилизации".

Маори говорили, что накануне извержения Руапеху, в Те-Арики, 10 июня 1886 AD, останавливались белые путники и тамошний вождь в знак дружбы преподнес им угощение - мед, собранный на склонах Тараверы, на которую спокон веков было наложено табу. Вот разгневанные боги и покарали нечестивца вождя: в ту ночь погиб и он, и весь его род...

Вулкан этот действующий, последнее его крупное извержение отмечалось в 1945 AD. Оно продолжалось почти полгода, вулканические бомбы и пепел засыпали окрестности. А через восемь лет (1953 AD) переполненный скорый поезд Веллингтон - Окленд был сметен с моста в реку потоком, хлынувшим из высокогорного озера в одном из кратеров Руапеху..

Активность вулкана Руапеху в Новой Зеландии все возрастает, и ученые ожидают его извержения, сообщает Reuters . Последний раз Гремящая бездна, как переводится название вулкана с языка маори, выбрасывала вверх раскаленные камни в сентябре прошлого года. Некоторые из них достигали 2 м в диаметре. Тогда пострадали альпинист и рабочий в хижине на склоне, крышу которой проломило булыжнико

За последние полтора столетия в результате интенсивных рубок и выжигания лесов, расчистки земель под строительство, лесные площади островов сократились на 11 миллионов гектаров. Были уничтожены места обитания многих эндемичных видов животных и растений. В результате природа понесла огромный урон.

Первыми осознали это потомки полинезийцев - маори. Именно на их землях и по их инициативе был организован первый в стране национальный парк Торгариро. В 1887 AD вождь племени нгатитувхаретоа Те Хеухеу Тукино вместе с другими вождями группы племен туапо преподнес в дар нации участок “священной земли” площадью 2,5 тысячи гектаров. Эта земля и стала ядром одного из крупнейших национальных парков страны - Тонгариро.

Лесной попугай Кака получил имя по своему сигнальному крику. Эти птицы питаются насекомыми. С другим видом попугаев, обитающих в Новой Зеландии, кеа, произошла любопытная метаморфоза. Из вегетарианцев они превратились в хищников.

Здесь обитает уникальное насекомое - гигантский сверчок, или вета. В Новой Зеландии совсем нет змей, и вообще фауна не опасная для человека. В океане в Заливе Островов (Северный остров) можно искупаться с дельфинами, на отдаленных побережьях Южного острова - увидеть колонии морских львов, китов и миниатюрных пингвинов, которые, как оказалось, любят жить в более теплых регионах.

На киви (белых переселенцах) британцы ставили социальные опыты.

Именно в Новой Зеландии впервые в мире разрешили голосовать женщинам (1893 AD) и ввели пенсии по возрасту (1898 AD).

Женщины очень эмансипированы, а их права защищаются специальным министерством (Ministry of Women`s Affairs). Важные государственные посты в Новой Зеландии сейчас занимают женщины: премьер-министр, генерал-губернатор и верховный судья. Глава второй по величине новозеландской компании - Telecom NZ - тоже женщина.

Маори

Маори — коренной народ, основное население Новой Зеландии до прибытия европейцев. Число маори в Новой Зеландии составляет более 526 тыс. чел., примерно по 10 тыс. чел. живут в Австралии и в США. На языке маори слово maori обозначает «нормальные», «естественные» или «обычные». В легендах, устных преданиях слово маори отличало людей от божества и духа. Мараи маори — помещения для общего сбора племени.

Ранее европейские переселенцы островов Новой Зеландии упоминали аборигенов как «индусы», «аборигены», «местные» или «новозеландцы». Маори оставался самоназванием маори для самоидентификации. В 1947 году правительство Новой Зеландии переименовало Министерство по делам аборигенов в Министерство по делам маори.

Люди заселили Новую Зеландию после заселения почти всех пригодных для проживания мест на планете. Археологические и лингвистические исследования предполагают, что несколько волн переселения прибыли из Восточной Полинезии в Новую Зеландию между 800 и 1300 годом нашей эры.

Маори были воинственны и независимы. Несколько страниц из истории показывают их характер. В 1642 году Новую Зеландию открыл Абель Тасман, голландец. Спустя более века её заново открыл Джеймс Кук. Оба спровоцировали кровавые стычки. В 1762 году французский капитан Сюрвиль, остановившийся у берегов Новой Зеландии, за украденный ялик сжёг целую деревню маори. Через три года здесь побывал капитан Дюфрен. Он и 16 его матросов были убиты в отместку за деяние Сюрвиля. Преемник Дюфрена сжёг три деревни маори и убил более ста мирных жителей. Эти факты навсегда восстановили маори против пришельцев из-за океана.

Новой Зеландией эти острова назвал Абель Тасман. Сами маори называют свою страну «Ао Теа Роа» (Белое Длинное Облако). Северный остров — Те ика а Мауи (Рыба Мауи), Южный — Те Вака а Мауи (Лодка Мауи).

В начале XIX века китобои стали посещать острова, у маори появилось огнестрельное оружие, начались междоусобные войны. Для «наведения порядка» туда пришли англичане, начались «Маорийские войны» (наиболее известна Война за флагшток 1845—1846 гг.). В итоге англичане, одержав верх, захватили Новую Зеландию.

Потребность в огнестрельном оружии побуждало племена маори к совершению многочисленных рейдов на своих соседей с целью получения мокомокаи. Кроме того, местные жители прибегали к татуированию рабов и пленных, головы которых затем обменивали на оружие. Пик торговли головами относился к 1820—1831 годУ. В 1831 году губернатор Нового Южного Уэльса объявил запрет на торговлю головами за пределами Новой Зеландии, а в течение 1830-х годов потребность в огнестрельном оружии на островах в связи с насыщением рынка снизилась.

К 1840 году, когда был заключён Договор Вайтанги, а Новая Зеландия стала британской колонией, экспортная продажа мокомокаи фактически прекратилась. Одновременно среди самих маори начала угасать традиция мокомокаи, хотя незначительная торговля головами продолжалась ещё несколько лет.

Ремесла — ткачество, плетение, строительство лодок, резьба по дереву. Лодки имели 1 или 2 корпуса. Резьба по дереву заслуживает особого внимания, здесь она была развита на высоком уровне. Новая Зеландия была богата деревьями, было из чего вырезать. Резьба маори сложна и виртуозна. Основной элемент орнамента — спираль, но он имел массу вариантов. Анимистических мотивов не было, главные фигуры в сюжетах — человекоподобные. Это легендарные предки или божество «тики». Резьбой были украшены дома, в первую очередь общинные, нос и корма лодок, амбары, оружие, саркофаги и почти все предметы быта. Кроме этого, маори вырезали статуи предков. Обычно такая статуя стояла в каждой деревне.

Традиционное поселение (па) было укреплено деревянной оградой и рвом. Дома (фаре) строили из брёвен и досок, в отличие от остальных полинезийцев. Фасад всегда смотрел на восток. Крыша соломенная. Использовались также толстые пласты соломы для стен. Пол опускался ниже уровня земли, это необходимо было для утепления. Климат Новой Зеландии холоднее, чем на Гавайях или Таити. По этой же причине отличалась от общеполинезийской одежда маори. Они делали плащи и накидки, женщины носили длинные, до колен, юбки. Материал изготовляли из новозеландского льна, в ткань вплетали собачьи шкурки и птичьи перья.


Традиционное жилище маори

Кроме жилых домов в поселениях были общинные дома (фаре-рунанга), дома развлечений (фаре-тапере), дома знаний (фаре-кура). В них опытные мастера, жрецы, художники обучали молодежь.

Главным орудием в сельском хозяйстве была палка-копалка. Виды оружия — шест, нечто среднее между копьем и палицей (таиаха), копье (кокири), дротик (хуата). Использовалась своеобразная палица (мере) — камень на веревке. В охоте использовали силки. Инструментом для резьбы по дереву и для других процедур (также и для татуировки) был резец из нефрита или жадеита. Из нефрита делали палицы (мере). Природа дала маори то, чего нет в других частях Полинезии.

Прежде был распространен каннибализм. Съедали обычно пленных. Существовала вера в то, что сила съеденного врага переходит к тому, кто его съедает. Другой значительной традицией является татуировка, она показывала общественный ранг. В то же время это была инициация — проверка на выносливость, так как процедура болезненная.


Вождь маори с татуировкой та-моко на лице

Татуировки на лице были традиционным элементом маорийской культуры вплоть до середины XIX века, когда эта традиция постепенно начала исчезать. В доевропейском маорийском обществе они отражали высокий социальный статус носителя. Традиционно только у мужчин лицо подвергалось полному татуированию, хотя у некоторых высокопоставленных женщин татуировки делались на их губах и подбородке.

Каждая татуировка была уникальной в своём роде и содержала в себе информацию о ранге, племени, происхождении, профессии и подвигах человека. Как правило, изготовление татуировки было не дешёвым увлечением, поэтому её могли позволить себе только вожди или отличившиеся воины. Более того, само искусство татуировки, как и лица, их делавшие, считались тапу (tapu), то есть почитались как нечто священное, требовавшее соблюдение особого протокола.

Когда умирал человек, на лице которого имелись татуировки та-моко, ему обычно отрезали голову для её сохранения. Для этого удалялись мозг и глаза, а все имевшиеся отверстия закладывались или льняным волокном, или резиной. После этого голову варили или держали на пару в специальной печи, а затем коптили на открытом огне и сушили на солнце в течение нескольких дней. Впоследствии голова обрабатывалась жиром печени акулы. Эти высушенные головы, или мокомокаи, хранились семьёй хозяина в резных коробках и вытаскивались только во время священных церемоний.

Сохранению также подвергались головы враждебных вождей, которых убили во время сражения. Эти мокомокаи, считавшиеся военным трофеем, выставлялись напоказ на мараэ. Кроме того, они играли важную роль во время ведения переговоров между воюющими племенами: возврат и обмен мокомокаи был обязательным условием установления мира.



Маорийская резьба по дереву

Общество было устроено так же, как и в остальной Полинезии. Здесь выделялись те же классы: знать (рангатира), рядовые общинники (тутуа), рабы-пленные (таурекарека). Среди знати особо выделялись вожди (арики). Почетом пользовались жрецы (тохунга). Словом «тохунга» называли также и художников (резчиков). Община (хапу) состояла из одной деревни и делилась на группы (ванау), то есть 1—2 дома.

В целом культура маори отличается от культуры других полинезийцев. Причина этому — другие природные условия. В области духовной культуры они сохранили много полинезийского, но создали и свое, самобытное наследие.

Популярны мифологические, этногенетические, генеалогические легенды, предания о переселении племен. Маори почитают общеполинезийских богов, Тангароа, Тане, Ту, Ронго. У них существовал тайный культ Ио, высшего единого бога, Творца всей вселенной. Возможно, этот культ был создан в поздние времена, в противовес проникающему сюда христианству, а возможно существовал и ранее. Кроме богов пантеон маори включал много второстепенных персонажей, духов, демонов, чудовищ, и т. д. Почитаются также предки (тупуна). В настоящее время существует синкретическая секта — паи-марира.

Флаг маори, предложенный в 1998 г.

Основные понятия: атуа — бог или дух вообще, мана — магическая сила, понатури — демон, дух, обитающий в океане, кехуа — призрак, копуваи — чудовище с человеческим телом и головой собаки, и др. Тики — «полинезийский Адам», Хина — «полинезийская Ева». Мауи — культурный герой.

Маори – коренное население Новой Зеландии, представители которого являлись главными жителями островов до прибытия на эти земли европейцев.

Сегодня в мире насчитывается около 680 тысяч представителей этого народа. Помимо Новой Зеландии, странами, в которых живут маори, являются Австралия, США, Канада, Великобритания и некоторые другие.
Дословный перевод с "māori" (язык маори) означает «обычные» («естественные», «нормальные»). Именно это понятие использовалось древним народом для отличия людей от божества и духа.


История маори как коренного народа Новой Зеландии не только очень древняя, но и интригующая. Археологические находки и их генетически анализ дают основание предполагать, что в Новую Зеландию эти люди прибыли и заселили более 1000 лет назад с островов Восточной Полинези (откуда они родом) на каноэ Waka, чем заслужили в истории славу смелых и находчивых мореплавателей.
Представители коренного народа были первыми людьми, заселившими территорию новозеландских островов. Они смогли основать свою культуру в стране, которой ими же было присвоено название Аотеарoа («страна длинного белого облака»). Древние маори являлись прекрасными мореплавателями, способными на хрупких каноэ справляться с неподатливыми волнами Тихого океана. Во время своих океанических путешествий, они ориентировались лишь по звездам и солнцу, и, в конце концов, открыли Новую Зеландию задолго до представителей Старого Света. Европейцы ступили на новозеландскую землю только спустя 8 веков, и обнаружили там гордую и независимую нацию смелых воинов.


Язык народа относится к полинезийской группе (австронезийская семья) и является общим с другими народностями целого ряда тихоокеанских островов (например, островом Кука, где язык маори распадается на диалекты аиту митиаро, раротонганский, аитутаки, куки аирани, мауке).


Традиционной формой ведения хозяйства древного народа являлось натуральное, основными занятиями – подсечно-огневое земледелие и охота, а также война. Сегодня маори большей частью заняты в сельском и лесном хозяйстве. Ремесленное производство зародилось в культуре с самых давних времен и до сих пор является важной составляющей их жизни. Ключевыми ремеслами маори являются резьба по дереву, ткачество, строительство лодок, плетение, создание украшений.
Удивительной чертой ремесленного творчества maori является присутствие изображений или фигурок животных в изделиях (в отличие от анималистичности народного промысла африканских племен банту или масаи). Главный используемый орнамент – спираль, исполненная в самых разных вариациях, а главные изображения – люди или божество «тики». Маори очень любили украшать свои дома, лодки, оружие, саркофаги и всевозможные предметы быта. Чаще всего это осуществлялось при помощи резьбы. Кроме этого, маори в вырезанных из дерева статуях увековечивали своих предков. Подобные статуи являлись обязательным атрибутом в каждой деревне.


Деревня (па) – традиционное поселение maori – раньше представляла собой компактное пространство, окруженное рвом или деревянной оградой, внутри которого находились жилые дома (фаре). Дома строили из досок и бревен, крышу делали из соломы, а пол был углубленным в землю, поскольку из-за более прохладного климата дома нуждались в утеплении. В маорийских деревнях помимо жилых сооружений были еще общинные дома фаре-рунанга, дома знаний фаре-кура и дома развлечений фаре-тапере.


Отличие климата от Гавайев или Таити также стало причиной появления у маори более теплой одежды. Традиционными для этого народа были накидки и плащи, у женщин – длинные юбки. Для утепления ткани (обычно льна) в нее вплетались шкурки животных (собак) и перья птиц.


Маори научились изготавливать различные виды оружия – дротик (хуата), шест, копье (кокири), своеобразное укороченное штыковое орудие (таиаха), палицу (мере), при возделывании земли главным инструментом являлась палка-копалка, в охоте большое распространение получили силки. Для резьбы по дереву и нанесения традиционной среди маори татуировки мокко использовались нефритовые или жадеитовые резцы.


Маори являлись одним из самых жестоких и выносливых народов древнего мира. Их традиции и некоторые представления о жизни современному человеку могут показаться дикими и далекими от гуманности и доброты. Например, типичным явлением для маори был каннибализм – в прошлые века они съедали своих пленных. Причем делалось это с верой в то, что сила съеденного врага непременно перейдет к тому, кто его съедает.


Другой традицией являлось нанесение самого болезненного вида татуировки – мокко, отражающей статус человека в обществе. Женщины с помощью тату украшали подбородки и губы, мужчины-воины покрывали такими узорами все лицо. Причем рисунок наносился не простыми иголками, а маленькими резцами, подобно тому, как скульптор ваяет свои творения. Не менее жестокими были и процедуры инициации – весьма болезненные проверки выносливости, а также обычай отрезать и мумифицировать головы своих врагов, знаменитых воинов или вождей.


Одной из красивейших традиций мира является хонги (hongi) - приветствие племени маори в Новой Зеландии. При встрече друг с другом они касаются носами, разделяя одно божественное дыхание на двоих. Центром тела у маори считается нос, вернее его кончик. После хонги маори воспринимают другого человека как друга. Ведь разделяя дыхание жизни на двоих, люди становятся одним целым.


Всемирную популярность сегодня завоевывает знаменитый боевой танец маори, название которого звучит как «хака». В настоящее время за племенами маори закреплено авторское право на этот танец, а правительство Новой Зеландии официально предоставило членам племени право собственности на боевой клич «Ка мате». По сути хака – это ритуальный танец, сопровождаемый хоровой поддержкой или периодически выкрикиваемыми словами. Исполнялся он для призыва духов природы или перед вступлением в бой с противником. Существует также другой вид танца, исполняемый женщинами, - так называемый "пои".
Непосвящённым танец племени маори кажется зрелищем достаточно нелепым и агрессивным: группа взрослых мужчин выкрикивает непонятные слова, а в движение приходят не только руки и ноги, но и мышцы лица. В действительности танцоры рассказывают историю чудесным образом спасённого вождя и посредством мимики выражают всю гамму эмоций от якобы пережитого страха смерти и восторга, пришедшего ему на смену, попутно показывая врагам, что не стоит недооценивать их воинские качества.

Картошка, древние разболтанные мушкеты и копченые головы пленных для психологической войны. Благодаря военному мастерству и грамотному использованию европейских товаров, новозеландские маори избежали судьбы индейцев.

Со времени прибытия европейцев на островах Новой Зеландии случилось более 3000 боев, стычек и набегов с участием коренных жителей. Важнейшие из них вошли в историю как Мушкетные и Земельные войны. Их результатом стал уникальный для колониальной истории договор - маори получили равные права с подданными британской короны.

Вот 7 причин, почему им удалось выстоять.

1. Дисциплина

Маори - потомки отчаянных мореплавателей, около 1200 года нашей эры заселивших Новую Зеландию, острова Чатем и Кука. Мускулистые статные гребцы несколькими волнами прибывали из Восточной Полинезии. Чтобы управлять 30-метровыми каноэ вака с сотней человек на борту, бороться с непогодой и добывать пропитание в открытом океане, требуется мужество и еще больше - дисциплина. Рядовые члены племени беспрекословно подчинялись вождям, капитанам и рулевым.

Гаваи, Таити, Маркизский архипелаг, остров Пасхи и некоторые другие.

Вождь Маори с татуировкой на лице, Сидней Паркинсон, 1784 год. Источник: National Library of New Zealand

2. Культ войны

Жизнь маори определяло понятие мана – это одновременно и слава бойца, и его положение в социуме, и духовная сила. Чтобы стать взрослым, мальчик должен был пройти болезненную инициацию - вытерпеть первую татуировку долотом на лице. Признанный мужчиной, он сильнее всего боялся проявить трусость. Потерять ману – для маори хуже смерти. Скрыть эпизод малодушия было невозможно. Лицевая татуировка та-моко рассказывала о владельце все: от навыков в ремеслах до поведения на поле боя.

Племена Новой Зеландии постоянно воевали, и война диктовала им традиции. Среди них ритуальный каннибализм на поле боя, дуэль на тайаха , многолетняя кровная месть за гибель родственника - уту , муру - обязательный поход на противника в случае смерти вождя дружественного племени, хоть бы и естественной.

Отрубленные головы врагов пропитывали жиром акульей печени, варили на пару или коптили, потом сушили. Эти трофеи, мокомокаи , выставлялись в священных местах, провоцировали войны и завершали их – перед заключением мира надо было обменяться головами.

Гибрид дубины и копья из твердого дерева с острым наконечником.

Коллекция мокомокаи, собранная британским офицером Робли, 1895 год. Источник: Wellcome Library, London / Wellcome Images

3. Картофельная революция

Обычный рацион аборигенов до начала торговли с европейцами: рыба, тюлени, моллюски, сладкий корнеплод кумара размером с палец ноги, водоросли, корневища папоротника, редкие добытые утки. Первый контакт случился в 1642 году, когда в Новую Зеландию приплыл капитан Голландской Ост-Индской компании Абель Тасман. Спустя сто лет береговую линию островов исследовал и нанес на карту Джеймс Кук.

Так был проложен путь для китобоев, купцов, охотников на тюленей. После долгого плавания они нуждались в свежей воде, зелени, фруктах и древесине для ремонта. В обмен местные жители получали оружие и продовольствие из корабельных запасов. Батат и картошка, посадки которых возделывали женщины и рабы, совершили продовольственную революцию.

Два-три урожая в год, появление продуктов длительного хранения, рост выживаемости младенцев, усиление конкуренции молодых мужчин внутри племени, увеличение числа бойцов в походных отрядах до 2000-3000, возможность прокормить больше рабов и вооружение мушкетами - все это не могло не вызвать большую войну.

Первая встреча с маори. Рисунок из путевого журнала Абеля Тасмана, 1642 год. Источник: Nationaal Archief / gahetna.nl

4. Ленд-лиз

Племена разделились. Торговля с европейцами усилила одни и лишила шансов на выживание другие. Огнестрельное оружие позволяло захватывать и удерживать больше рабов. Они выращивали бо льшие урожаи, рубили больше корабельного леса. В обмен сильные приморские племена стали получать больше мушкетов, пороха, металлических топоров.

К 1800-м годам Северный остров Новой Зеландии был заставлен загонами со свиньями и засажен картофелем. Как только на горизонте появлялись парусные корабли, к ним устремлялись каноэ с провиантом, древесиной, головами мокомокаи , церемониальными дубинками из нефрита или обсидиана.

Ружье в разные годы стоило от 6 до 20 свиней. Некоторые племена использовали авантюристов из Европы в качестве военных советников и специалистов по ремонту оружия. Несмотря на трудности с поставками пороха, маори освоили заградительный и залповый огонь. Удерживая заряды между пальцами, они могли быстро делать первые три выстрела.

Гремучая смесь военных традиций и нового оружия рождала жесточайшие конфликты из-за груды камней на границе участков, девичьей ссоры за внимание белого капитана, кражи фруктов.

В 1830 году в битву, разгоревшуюся после спора девушек из конкурирующих племен, были вовлечены 1400 воинов. 100 из них погибли.

Вождь Хонги Хике (в центре) встречается с миссионером Томасом Кендаллом, 1820 год. Источник: National Library of New Zealand

5. Профессионализация армии

В 1820 году британский миссионер отвез вождя племени нгапухи Хонги Хике в Лондон, где тот побывал на аудиенции у короля Георга IV. Домой он вернулся с 500 ружьями, порохом, саблями, кинжалами и комплектом доспехов.

Началась бойня. За короткое время нгапухи уничтожили шесть племенных групп. Хонги Хике дрался в первых рядах. Великан в металлической броне, выдерживавшей удары дубин и мушкетных пуль на излете, наводил ужас и считался неуязвивым. После штурма поселения Мокоя нгапухи вырезали более 1000 жителей.

В походах под руководством Те Раупараха на Южном острове было убито и угнано в плен 4000 человек. За армией вторжения шли рабы с корзинами картофеля и человеческого мяса для победного пиршества. В Мушкетных и Земельных конфликтах погибло более 21 тысячи маори при том, что численность всего народа маори редко превышала 100 тысяч.

Неотвратимо менялись традиционный уклад и экономика. Пленных заставляли валить лес и до изнеможения работать на полях, чтобы создавать товары для обмена. Убитым резали головы, набивали фальшивые татуировки вождей и продавали европейцам за ружья. Большее количество ружей приносило больше рабов. Война питала саму себя, создавая новую элиту и профессиональных солдат.

Военная хака, рисунок сделан около 1845 года.

Маори

Те Пуни, вождь маори, XIX век
Самоназвание
Современный ареал расселения и численность

Всего: ~680 000 (2001)
:
586 000 (2001)
635 100 (2005)
:
72 956 (2001)
:
~8,000 (до 2000-го)
США
~3,500 (2000)
:
1,305 (2001)
Другие страны
~8,000 (до 2000-го)

Язык
Религия
Родственные народы

Самоназвание

На языке маори слово māori обозначает «нормальные », «естественные» или «обычные ». В легендах, устных преданиях слово маори отличало людей от божества и духа.

Ранее европейские переселенцы островов Новой Зеландии упоминали аборигенов как «индусы », «аборигены », «местные » или «новозеландцы ». Маори оставался самоназванием маори для самоидентификации. В 1947 году правительство Новой Зеландии переименовало Министерство по делам аборигенов в Министерство по делам маори.

История

Люди заселили Новую Зеландию после заселения почти всех пригодных для проживания мест на планете. Археологические и лингвистические исследования предполагают, что несколько волн переселения прибыли из Восточной Полинезии в Новую Зеландию между и 1300 годом нашей эры.

У маори существует легенда о том, как они прибыли сюда на 7 каноэ со своей прародины, Гаваики. Это общая прародина всех полинезийцев (по более современной версии, первоначально, Ява), но на пути своего следования мореплаватели могли давать это имя и другим островам, например, Гавайи , Савайи , Хива . По названиям каноэ получили свои названия и племена: Арава, Аотева, Мататуа, Таинуио, Курахаупо, Токомару, Такитуму. Каждое из племен селилось со своим вождём на строго определённой территории. Предания сохранили не только названия лодок, но и имена вождей и рулевых.

Маори были воинственны и независимы. Несколько страниц из истории показывают их характер. В 1642 году Новую Зеландию открыл Абель Тасман , голландец. Спустя более века её заново открыл Джеймс Кук . Оба спровоцировали кровавые стычки. В 1762 году французский капитан Сюрвиль, остановившийся у берегов Новой Зеландии, за украденный ялик сжёг целую деревню маори. Через три года здесь побывал капитан Дюфрен. Он и 16 его матросов были убиты в отместку за деяние Сюрвиля. Преемник Дюфрена сжёг три деревни маори и убил более ста мирных жителей. Эти факты навсегда восстановили маори против пришельцев из-за океана.

Новой Зеландией эти острова назвал Абель Тасман. Сами маори называют свою страну «Ао Теа Роа »(Белое Длинное Облако). Северный остров - Те ика а Мауи (Рыба Мауи), Южный - Те Вака а Мауи (Лодка Мауи).

Жилье Маори

Язык

Ремесла - ткачество, плетение, строительство лодок, резьба по дереву. Лодки имели 1 или 2 корпуса. Резьба по дереву заслуживает особого внимания, здесь она была развита на высоком уровне. Новая Зеландия была богата деревьями, было из чего вырезать. Резьба маори сложна и виртуозна. Основной элемент орнамента - спираль, но он имел массу вариантов. Анимистических мотивов не было, главные фигуры в сюжетах - человекоподобные. Это легендарные предки или божество «тики». Резьбой были украшены дома, в первую очередь общинные, нос и корма лодок, амбары, оружие, саркофаги, и почти все предметы быта. Кроме этого, маори вырезали статуи предков. Обычно такая статуя стояла в каждой деревне.

Традиционное поселение (па) было укреплено деревянной оградой и рвом. Дома (фаре) строили из брёвен и досок, в отличие от остальных полинезийцев. Фасад всегда смотрел на восток. Крыша соломенная. Использовались также толстые пласты соломы для стен. Пол опускался ниже уровня земли, это необходимо было для утепления. Климат Новой Зеландии холоднее, чем на Гавайях или Таити . По этой же причине отличалась от общеполинезийской одежда маори. Они делали плащи и накидки, женщины носили длинные, до колен, юбки. Материал изготовляли из новозеландского льна , в ткань вплетали собачьи шкурки и птичьи перья.

Кроме жилых домов в поселениях были общинные дома (фаре-рунанга), дома развлечений (фаре-тапере), дома знаний (фаре-кура). В них опытные мастера, жрецы, художники обучали молодежь.

Главным орудием в сельском хозяйстве была палка-копалка. Виды оружия - шест, нечто среднее между копьем и палицей (таиаха), копье (кокири), дротик (хуата). Использовалась своеобразная палица (мере) - камень на веревке. В охоте использовали силки. Инструментом для резьбы по дереву и для других процедур (также и для татуировки) был резец из нефрита или жадеита . Из нефрита делали палицы (мере). Природа дала маори то, чего нет в других частях Полинезии.

Прежде был распространен каннибализм . Съедали обычно пленных. Существовала вера в то, что сила съеденного врага переходит к тому, кто его съедает. Другой значительной традицией является татуировка, она показывала общественный ранг. В то же время это была инициация - проверка на выносливость, так как процедура болезненная.

Фотографии представителей народа маори

Социальные отношения

Общество было устроено так же, как и в остальной Полинезии. Здесь выделялись те же классы: знать (рангатира), рядовые общинники (тутуа), рабы-пленные (таурекарека). Среди знати особо выделялись вожди (арики). Почетом пользовались жрецы (тохунга). Словом «тохунга» называли также и художников (резчиков). Община (хапу) состояла из одной деревни и делилась на группы (ванау), то есть 1-2 дома.

Духовная культура

В целом культура маори отличается от культуры других полинезийцев. Причина этому - другие природные условия. В области духовной культуры они сохранили много полинезийского, но создали и свое, самобытное наследие.

Популярны мифологические, этногенетические, генеалогические легенды, предания о переселении племен. Маори почитают общеполинезийских богов, Тангароа , Тане , Ту , Ронго. У них существовал тайный культ Ио, высшего единого бога, Творца всей вселенной. Возможно, этот культ был создан в поздние времена, в противовес проникающему сюда христианству, а возможно существовал и ранее. Кроме богов пантеон маори включал много второстепенных персонажей, духов, демонов, чудовищ, и т. д. Почитаются также предки (тупуна). В настоящее время существует синкретическая секта - паи-марира.

Основные понятия: атуа - бог или дух вообще, мана - магическая сила, понатури - демон , дух , обитающий в океане, кехуа - призрак, копуваи - чудовище с человеческим телом и головой собаки, и др. Тики - «полинезийский Адам», Хина - «полинезийская Ева». Мауи - культурный герой.

Распространены песни и танцы. Два собственных местных танца - хака (мужской) и пои(женский), родичи гавайской хулы. Аккомпанировали на флейте (коауау).

Примечания

См. также

Ссылки

  • culture.co.nz (англ.) - важные сайты, посвящённые Маори.
  • Maori Culture and Traditions (англ.) - сайт о Маори.

Литература

  • Народы и религии мира, под ред. В. А. Тишкова, М., 1998.
  • Сказки и легенды маори, из собрания А.Рида, М., 1981.
  • A.W. Reed. Myths and legends of Maoriland. Wellington, 1961.
  • A.W. Reed. Maori legends. Wellington, 1972.
  • Те Ранги Хироа . Мореплаватели солнечного восхода, М., 1959
  • Языки и диалекты мира, под ред. В. Н. Ярцевой, М., 1982.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!