Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Как научиться контролировать выражение лица. Как изменить выражение лица? Упражнения для гортани и верхнего неба

Каждый начинающий актер мечтает сразу выйти на сцену в серьезной роли и творить под звуки аплодисментов. Но мечтать, к сожалению, не достаточно, сценический триумф начинается задолго до получения роли и далеко не с читки пьесы, а с кропотливой и тяжелой работы. Ведь талант - это на 99% упорный труд и только на 1% божественная искра.

Конечно, сколько ни работай, без одного процента ста все равно не получишь, но и на одном далеко не уедешь. Чтобы блистать на сцене и в кино, нужно с самого начала четко понимать, что такое актерское мастерство.

С чего все начинается

Чтобы не услышать при первом же выступлении знаменитое «Не верю!» Станиславского, юноше или девушке, ступающим на тернистый путь жизни в творчестве, придется много работать над собой. В игре актеров важны не только истинные переживания, но и то, каким образом актер их выражает. Ведь можно хоть десять раз все чувствовать, быть на изломе, но зритель не увидит ничего, кроме вялых движений и непонятной, слабой мимики. Чтобы донести мысль или эмоцию до зрителя, нужно обладать выразительным актерским аппаратом, то есть телом и лицом.

Первое упражнение для начинающего актера, шахматиста или музыканта, естественно, будет самым легким. Но только добившись идеального исполнения, можно приступать к следующему заданию.

Во многих учебных заведениях, обучающих юные таланты по занятия по актерскому мастерству начинаются с выноса стула на сцену. Это задание часто вызывает недоумение у студентов, ведь они хотят стать актерами, а не рабочими сцены! Но только добившись легкости и точности в таком простом (на первый взгляд) упражнении, можно идти дальше. Всегда нужно с чего-то начинать, и вынос стула - это первый шаг на сцену.

Из чего состоит рабочий аппарат актера

Упражнение для начинающего актера должно развивать все части тела и души в комплексе. Этот комплекс состоит из:

  • артикуляции;
  • мимики;
  • дыхания;
  • голоса;
  • движений;
  • воображения;
  • умения чувствовать и сочувствовать.

Все эти необходимые навыки развиваются с помощью актерского тренинга.

Артикуляция

Упражнения по и сценической речи начинаются именно с артикуляционного аппарата. Это наши губы, челюсть, язык и все, что участвует в процессе формирования слов, которые мы произносим вслух. Если актер обладает вялым артикуляционным аппаратом, его слова со сцены не будут понятны зрителям, звучать они будут нечетко. Поэтому не только разогревается перед спектаклем, но и постоянно развивается и улучшается.

Разминка начинается всегда с челюсти, ведь от того, насколько хорошо открывается рот актера, зависит, каким будет посыл произносимого.

Упражнения для челюсти

  • Вверх-вниз.
  • В стороны.
  • Вперед-назад
  • По кругу.

Начинать стоит медленно, чтобы на первом же занятии ничего не вывихнуть и не перетрудить. С нарастанием количества тренировок увеличится и скорость работы.

Упражнения для губ

  • Трубочка вверх-вниз.
  • Трубочка в стороны.
  • Трубочка по кругу.
  • Трубочка-улыбка.
  • Натягивание верхней губы на верхние зубы.
  • Натягивание нижней губы на нижние зубы.
  • Расслабление губ с помощью произнесения «Тпррру».

Губы напрямую участвуют в формировании произносимых слов, поэтому от их подвижности и напряженности зависит, насколько четко будут произносится слова и фразы и насколько понятны они будут зрителю.

Упражнения для языка

  • Иголочка-лопаточка-трубочка языком попеременно.
  • Болтание языка из стороны в сторону, вверх-вниз.
  • Удары напряженным языком в щеку: по 1 разу, по 2, по 3.
  • Очищение внешней поверхности зубов языком.
  • Цоканье.
  • Жевание языка.

Для начинающего актера для языка так же важно, как и для губ. Вместе язык и губы создают звуки и слова, которые должны быть качественными, четкими и громкими.

Упражнения для гортани и верхнего неба

  • Массаж верхнего неба языком.
  • Глотание воображаемого яйца.
  • Зевок с закрытым ртом.

Гортань и верхнее небо очень важны при подаче текста, так как они создают звучание, и от них напрямую зависит посыл. Если в маленьком зале актер может разговаривать, особо не напрягаясь, то, выступая на большой сцене, каждое его слово, даже сказанное шепотом, должно быть слышно на последнем ряду.

Мимика

Упражнения для в актерском тренинге не вынесены в отдельную категорию. Но подвижная мимика не менее важна, чем подвижный артикуляционный аппарат. Ведь для того, чтобы зритель сопереживал герою, он должен понимать, какие чувства и страсти владеют им в данную минуту, а для выражения внутреннего состояния одних глаз не достаточно. В этом участвуют и мимика, и поза, и движения. Конечно, показ чувств с помощью мимики сопереживания не вызовет - она должна быть подкреплена реальными чувствами, которые в данный момент испытывает актер в образе героя.

Чтобы развить мимику и придать подвижность чертам лица, достаточно просто покривляться перед зеркалом, изображать то радость, то грусть, то испуг, то злобу. Какие при этом работают мышцы, начинающий актер может увидеть в жизни - для этого им ведутся наблюдения, и все увиденное тщательно записывается в личный дневник.

Дыхание

От правильного дыхания на сцене, как и в спорте, зависит половина успеха. В первую очередь с помощью дыхания создается посыл, который доносит звуки до самых последних рядов. Также упражнения для актерского тренинга включают в себя задания для увеличения объема легких. Не очень красиво и органично выглядит на сцене актер, который во время длинного монолога начинает задыхаться - это сразу "выбивает" зрителя, а вернуть его в спектакль очень сложно. Также актеру нужно уметь произносить слова четко и с посылом в тот момент, когда он делает различные или Удержать при этом дыхание на одном уровне довольно сложно, и этому тоже надо учиться путем выполнения определенных упражнений.

  • «Воздушный шарик» - с помощью дыхания поддерживаем в воздухе воображаемый (или реальный) воздушный шар.
  • «Дровосек» - резко выдыхаем одновременно с движением руками, как будто рубим дрова.
  • «Лыжная гонка» - при каждом выдохе совершаем движения руками и ногами, как будто едем на лыжах, с длинным выдохом съезжаем с горы.
  • «Свеча» - представляем, что на кончике указательного пальца горит огонек, своим дыханием гасим его, относя палец все дальше и дальше.
  • «Присядка» - медленно (на 10 счетов) с выдохом садимся, внизу делаем вдох, так же медленно с выдохом встаем.

Голос

Нет смысла говорить о важности голоса для актера. Современный актер должен уметь и петь, и озвучивать фильмы и мультфильмы. Упражнение для начинающего актера по правильному овладению голосом входит и в сценическую речь, и в занятия по вокалу.

Движения

Хороший актер сейчас немыслим без полного владения своим телом. И в кино, и в театре ему может выпасть роль с непростыми трюками и немалой физической нагрузкой. Кроме занятий по актерскому мастерству, возможности тела развиваются еще на занятиях по сценическому движению. Они включают в себя общую разминку и растяжку мышц, снятие зажимов и скованности, акробатику, эквилибристику, отработку сценического боя, пощечин, ударов, поцелуев и так далее, часть циркового искусства. Все эти упражнения начинаются с простых разминок и заканчиваются сложными пластическими постановками, когда актеры выражают свои мысли без слов, только с помощью пластики.

Упражнение для начинающего актера, связанное с движением, в будущем поможет ему вызывать сопереживание зрителей, выражать мысли и эмоции всеми доступными способами: не только мимикой и голосом, но и пластикой.

Воображение

Сложно представить актера, у которого не развиты воображение и фантазия. Ведь ему постоянно нужно верить в то, чего на самом деле нет. Только истинная вера самого актера, его полное погружение в роль и в ситуацию заставит зрителя поверить, что это Гамлет, а не странный мальчик в смешных штанах; а не дедушка, похожий на Деда Мороза, и так далее.

Нет людей, совсем не обладающих воображением. Но есть люди, у которых оно слабо развито. Чтобы вообразить правдивость ситуации и себя главным героем в ней, воображение нужно развивать. В первую очередь это делается с помощью наблюдений, написаний сказок, стихов, рассказов, чтения хороших авторов. Затем начинается работа с актерскими этюдами. Этюд - это небольшая зарисовка, в которой актер должен действовать органично, а значит, должен верить.

Можно сказать, что главное упражнение для начинающего актера - этюд. Он может быть разным: на беспредметное действие, в условиях оправданного молчания, со словами и с предметами, одиночный и парный. Главное, чтобы в этюде были сюжет и событие. При этом актер должен сам придумать ситуацию (или работать в заданной) и вести себя в ней натурально и органично, а для этого должен поверить, что он в образе героя действительно попал в такую ситуацию.

До сих пор в обществе крепко держится мнение, что физиогномика, графология, хиромантия, френология и тому подобные науки – наследие средневекового обскурантизма, что они не имеют ничего общего с истинной наукой и поэтому должны быть выброшены из современного знания как лишний и ни к чему не пригодный балласт.

И действительно, было время, когда такой суровый отзыв был отчасти справедлив – тогда эти науки, вместе с магией, астрологией, кабалистикой и другими, так называемыми оккультными знаниями, занимались предсказанием более или менее отдаленного будущего. Однако в наше время эти науки вошли в тесную связь с чисто положительными науками, каковы анатомия, физиология и антропология, и, пользуясь их данными, усвоили положительный метод исследования.

Особенно резко вырисовывается душа человека в его облике, или физиономии – недаром у народа сложилось представление о лице как о зеркале души. И в самом деле, наши привычки, наши стремления, наши страсти, словом все, что составляет нашу личность, наше «я» – все это отражается на лице, придавая ему ту или иную особенность, часто неуловимую, но бессознательно бросающуюся в глаза опытному наблюдателю.

Древнее искусство чтения по лицу зародилось тысячи лет назад во времена Желтого императора, когда оно применялось восточными целителями для диагностики болезней. Цель этой нетрадиционной медицины была – и есть – предупреждать проблемы со здоровьем и дать рекомендации в отношении питания, физических упражнений и медитации, с тем, чтобы остановить болезни, когда они едва проявились.

Это искусство просуществовало века, и его популярность основана на том факте, что оно способно помочь людям лучше понимать самих себя, коллег по работе, друзей и членов семьи.

Физиогномика

Физиогномика — это характерные черты и выражение лица человека. Лицо делится на три зоны –верхнюю, среднюю и нижнюю.

  • Интелектуальная — верхняя часть лица, она занимает весь лоб, начинается у линии волос и заканчивается линией бровей. Величина и форма лба определяют мыслительную деятельность и реальное понимание жизни.
  • Эмоциональная – средняя часть лица, включает в себя пространство ниже бровей до самого кончика носа, т.е. равна длине носа. Она отражает степень чувствительности, душевную глубину и внутреннее содержание.
  • Витальная – нижняя часть лица. Она начинается от линии ноздрей, состоит из губ, подбородка и дает представление об энергии человека, его любви к наслаждению и низменным инстинктам.

Поэтому, чтобы понять человека по лицу, нужно разобрать, какая зона из трех более ярко выражена, а узнав это, мы сможем предположить, что движет личностью – инстинктивность, эмоции или интеллект.

Главная мимическая зона лица – это область глаз. Ее выразительность обуславливают сокращение трех главных мышц: лобного брюшка затылочно-лобной мышцы, мышцы, сморщивающей брови, и верхней части круговой мышцы глаза, т. е. надбровной мышцей. Работа этих мышц обеспечивает зажмуривание глаз, их открытие и моделирование положения бровей и век. Функциональный резерв мимики здесь очень велик: от выражения сильной воли до растерянности и огорчения. Но, пожалуй, рельефнее всего бывает выражена мимика внимания.

Внешнее проявление внимания, конечно, требует мобилизации всех органов чувств, но при этом наиболее резко выделяется выражение глаз. По ним оценивается степень эмоциональной настроенности, по ним прочитывается уровень понимания происходящего. Опущенные вниз наружные углы глаз и концы бровей выражают грусть, поднятые вверх – сообщают лицу выражение радости. Сосредоточенность, воля безошибочно узнаются у субъекта, у которого взор фиксирован, мышцы лица напряжены, брови сдвинуты к переносице.

Если брови приподняты и сближены, а поперечные морщины на лбу, соединившись с продольными в форме греческой буквы «омега», сигнализируют о мучительной попытке сосредоточиться, то однозначно можно говорить о выражении скорби. Такой рисунок морщин типичен для лица меланхоликов – «омега меланхоликов».

По движению глаз можно прочитать горе, удовольствие, ярость, симпатии, принуждение. Движения глаз участвуют в поддержании контакта с собеседником. По характеру взора можно судить о намерении собеседника, об этапах разговора, об уровне отношений. Глазами можно выразить одобрение, согласие, запрет, разрешение, поощрение.

При анализе выражения глаз учитываются их величина, направление взора, состояние век, складок вокруг глаз, положение бровей. В спокойной обстановке приподнятые брови, горизонтальные морщины на лбу и раскрытие глаз придают лицу удивленное выражение. Сведение бровей указывает на погруженность в размышления, в решение сложной задачи.

Пристальное внимание и полное понимание происходящего немыслимы без фиксированного сосредоточенного взгляда. Наоборот, блуждающий взор отмечается у людей, которых не интересует суть вопроса: такой взгляд свидетельствует также о нетерпении, равнодушии, разочаровании.

Неспособность сосредоточить взгляд на чем-то конкретном («бегающие глаза»), даже в ответ на призыв к вниманию, заставляет предполагать эмоциональную неуравновешенность, неподготовленность к последовательному, логическому мышлению. Очень темпераментных людей с сангвиническим характером отличает живой взгляд, гармонически сочетающийся с игрой мимических мышц. У сильно уставших людей взгляд тяжелый, вялый, подчас бессмысленный. То он обращен вдаль, то вниз, брови сведены, на лбу образуются вертикальные складки.

Для точного суждения об эмоциональном состоянии человека необходимо принимать во внимание все компоненты мимики. Так, при сильном возбуждении напряженные веки, расширенные зрачки сочетаются с растяжением крыльев носа и сжатием челюстей. Дальнейшая чрезмерная концентрация внимания может сопровождаться открытием рта. Человек как бы прислушивается к чему-то, в этом случае его больше устраивает дыхание через рот.

Органы, нагружаемые в большой степени и натренированные на определенную, специфическую мимику, отмечаются лучшей способностью выполнять привычные для них функции. Это относится в первую очередь к глазам, которыми управляют непроизвольные мышцы (радужки и цилиарного тела), и произвольные, подчиненные III, IV, VI и VII черепным нервам. Блеск и выразительность взгляда делают глаза важными детекторами жизнерадостности и дееспособности личности.

Эмоциональные нюансы улавливаются еще по направлению и стабильности взора. У человека в состоянии задумчивости взор обращен вдаль. Глубина восприятия согласуется с устойчивым взором в направлении изучаемого объекта. Представляется типичным твердый взгляд субъекта, оценивающего или проверяющего какой-либо предмет.

Направление взора зависит от сокращения мышц глазного яблока. При сокращении верхней прямой мышцы глаза на лице можно прочесть выражение гордости, удивления, благочестивого смирения. Выражение чувства стыда, печали, угнетения обусловлено сокращением нижней прямой мышцы глаза, когда глазные яблоки поворачиваются книзу. При сокращении наружной прямой мышцы глаза на лице появляется мимика презрения: взор отводится в сторону, сокращение медиальной прямой мышцы глаза способствует выражению вожделения.

Направление взора при общении людей нередко отражает субординацию. Лица, занимающие зависимое положение, часто прячут свой взгляд. Психологическая неуравновешенность порождает неустойчивость взора (стремление отводить взгляд, прятать глаза). Функциональные расстройства нервной системы также сопровождаются нестабильностью взора. Переменчивость взора – один из составных элементов мимики.

Мимика

Мимика – интегральный процесс. В нем участвуют реакции отдельных мышц, однако они связаны общим основанием, единой целенаправленностью. Если на лице у человека появляется естественная улыбка, то состояние удовлетворения, радости, восторга одновременно отражается и в других чертах лица. Они объединяются в единый комплекс по закону соответствия. Очевидно, что эмоциональное состояние человека не может получить отражения только в какой-либо одной зоне лица. Обязательно в выражение эмоций включается весь ансамбль лица.

Форма лица наследуется, она отражает генетические признаки, входит в комплекс конституциональных признаков. Генетическая обусловленность реакций лицевых мышц, выражающих эмоциональные переживания, подтверждается ранним созреванием их двигательных комплексов. Все мышцы лица, необходимые для выражения эмоций, формируются у плода уже к 15-18-й неделе жизни. А к 20-й неделе у эмбриона можно наблюдать мимические реакции. К моменту рождения ребенка механизм лицевой экспрессии уже полностью сформирован и может быть использован в общении. На врожденный характер мимики указывает и ее сходство у слепого и зрячего младенцев. Но с возрастом у слепорожденного ребенка реактивность лицевых мышц угасает.

В течение жизни человек приобретает новые черты лица под влиянием речи, восприятия, болезней, профессии. Мимический склад лица тоже изменяется, отражая признаки всех предшествующих мимических процессов. Условия жизни (климатические, материальные, социальные, семейные) значительно влияют на мимический облик личности.

Изменения мимики лица в течение жизни обусловлены особенностями мимической мускулатуры. В отличие от всех мышц тела человека, мимические мышцы по их анатомическому строению и функции являются уникальными и отличаются как от поперечнополосатой или скелетной мускулатуры, так и от гладкой. От скелетной они отличаются местами начала и прикрепления, а также тем, что они в комплексе, несмотря на внешние различия отдельных мышц, представляют собой единую интегративную систему, части которой локализованы вокруг естественных отверстий лица: рта, глаз, наружных носа и уха. К анатомическим особенностям мимических мышц относится также наличие ротового и глазничного сфинктеров, вообще не имеющих непосредственного начала на костях.

Мимические мышцы отличаются от скелетных и своим развитием в фило- и онтогенезе. Если последние происходят, как правило, из мышечной части сомитов мезодермы, то мимические мышцы происходят из мезенхимы 2-й жаберной дуги (область подъязычной дуги). Эта мезенхима мигрирует краниально и тянет за собой ветви 7-го черепного нерва и наружную сонную артерию, которые вначале иннервировали и кровоснабжали гиоидную дугу.

Главным отличием мимических мышц от скелетных является их функция. Если назначение скелетных мышц – укрепление и перемещение частей скелета, то функция мимических мышц значительно сложнее. Первоначально, как и на предыдущих стадиях филогенеза, они дополняли функции пищеварительной и дыхательной систем. Однако в последующем, параллельно с развитием и усложнением строения и функции центральной нервной системы (ЦНС), они стали выполнять функции мимики, т.е. отражения на висцеральной (лицевой) части черепа эмоционального состояния ЦНС. По сути, мимические мышцы становятся средством общения между высокоразвитыми биологическими субъектами на уровне 1-й сигнальной системы. Какими же системами и путями осуществляется связь между состоянием и уровнем психоэмоциональной деятельности головного мозга и мимической мускулатурой? При выражении эмоционального состояния про исходит очень дифференцированная, порой разнонаправленная и в то же время слаженная работа одновременно нескольких мышц, обслуживающих разные вышеуказанные отверстия лица. Лицевая экспрессия, связанная с коррекцией активности разных мимических мышц, является отражением 6-ти основных эмоций, в основе которых лежат процессы, происходящие в головном мозге, в частности, в лимбической системе, начиная с гипоталамуса, где размещены первичные центры положительных и отрицательных эмоций, соответствующие эффектам действия симпатической и парасимпатической систем. Особая роль здесь отводится парасимпатическому отделу вегетативной нервной системы, который, в отличие от симпатического отдела, осуществляет преимущественно адресную иннервацию отдельных органов.В пользу этого свидетельствует ряд фактов. В начале своего хода лицевой нерв является смешанным, состоящим из эфферентных соматических, парасимпатических и эфферентных вкусовых волокон. Затем основная масса эфферентных волокон разделяется на две части и переключается на крылонебном и подчелюстных парасимпатических ганглиях. Известны связи промежуточного нерва с тройничным, преддверно-улитковым, языкоглоточным и блуждающим нервами, а также с соматической частью собственно лицевого нерва. Известно, что в ряде периферических соматических нервов всегда имеются эфферентные парасимпатические нервные волокна. Они имеются в глазодвигательной, ушно-височной ветви тройничного нерва. В пользу вегетативного компонента иннервации мимических мышц говорит также то, что мышечные ткани начальных отделов пищеварительной и дыхательных систем, к которым относится и мимическая мускулатура, развились из мезенхимы жаберных дуг, иннервация которых, как и для всех внутренних органов, осуществляется вегетативной нервной системой.

Участие нервной системы в механизме мимики доказано давно, хотя многое в этом вопросе остается еще не ясным. Филогенетическая древность внешнего выражения жизненных признаков, отражения эффекта реагирования в движениях мышц лица указывает на их непосредственную связь с теми отделами головного мозга, которые образовались раньше других. К ним относятся ядра ствола, ретикулярная формация, старая древняя кора головного мозга. Роль новой коры отчетливо прослеживается на этапе формирования внешней нервной деятельности, когда экспрессия лица и осознается, и направляется. Человеческая мимика достигла несравненного совершенства и стала важным инструментом общения, источником информации о духовной жизни человека.

Локализация анатомо-физиологических регуляторов мимики в коре головного мозга и подкорковых ядрах и их связь с мимической мускулатурой посредством системы лицевого нерва доказывается клиническими наблюдениями и экспериментами на животных. Совершенно очевидно, что филигранное сплетение ветвей лицевых нервов делает возможной чрезвычайно варьирующую игру мышц лица. Из нервных ветвей выделяются пучки нервных волокон, а за ними – и одиночные волокна, по которым распространяются эффекторные импульсы, заставляющие сокращаться отдельные части мышц. Одновременно с такими проводниками цереброспинальной (анимальной) нервной системы к сосудам лица подходят вегетативные нервные проводники. Они инициируют автоматические реакции сосудов глазных мышц, что проявляется расширением просвета этих сосудов и покраснением лица, например, при чувстве стыда. Кроме того, сокращение мимических мышц происходит во многих случаях вовсе не по сигналу от внешних нервных центров, а как бы непроизвольно. Таким образом, необходимо допускать возможность передачи возбуждения от ядер лицевого нерва в стволе головного мозга к мимическим мышцам в непредвиденных ситуациях.

Результаты экспериментальных исследований на животных приводят к выводу, что таламус, как важнейшее регуляторное звено промежуточного мозга, отвечает за непроизвольные, бессознательные движения мимических мышц при эмоциональных стрессах.

Мимическая выразительность воспроизводится как безусловный рефлекс. В образовании его необходимо участие: раздражителя (контактного, дистантного, ассоциативного), периферического конца анализатора (рецепторы) и центральных ядер анализаторов (подкорковые формации, кора), средств управления мышцами и самих мимических мышц, от сокращения или расслабления которых и зависит мимика. Независимо от сознания человека подкорковая иннервация мимических мышц обуславливает повышенный тонус мимических мышц и их групповое сокращение в определенных условиях.

Непроизвольные сокращения мимических мышц под влиянием эмоциональных стимулов являются моторной реакцией особого типа, характерной для лицевого отдела организма человека. Поперечная исчерченность мышцы еще не свидетельствует о ее абсолютном соответствии другим поперечнополосатым мышцам, что наблюдается, в частности, и в миокарде.

Особое положение мимических мышц не вызывает каких-либо разногласий. Причина автоматизма мимических реакций, трактуемых как экспрессивные, заключается, вероятно, в подчинении их иннервации диэнцефальным ядрам, которые входят в экстрапирамидную систему, ответственную за тонус мимических мышц. Автоматические сокращения последних в ответ на разнообразные раздражения вызываются эффекторными импульсами через таламус и полосатое тело.

Непроизвольная, подсознательная мимика лица человека сдерживается и тормозится. Она подчинена функциям коры полушарий большого мозга. Вполне естественно поэтому, что участие лица в различных видах экспрессии следует рассматривать не только с позиций мимической моторики, но также в свете высшей нервной деятельности. Полушария большого мозга, по И.П.Павлову, являются реактивнейшей и верховной частью ЦНС, в зависимости от состояния и деятельности которой выделены четыре психологических типа:

  • сангвиник – это сильный, уравновешенный, подвижный тип;
  • холерик – сильный, неуравновешенный (возбудимый), подвижный тип;
  • флегматик – сильный, уравновешенный, инертный тип;
  • меланхолик – слабый, неуравновешенный тип, нервные процессы малоподвижны.

Следовательно, по складу мимики, образцам движений можно сделать вывод о типе нервной деятельности.

Индентификация эмоций по выражению лица (FAST)

В 70-х годах прошлого столетия в Калифорнийском университете П.Экманом и его коллегами была разработана техника индентификации эмоций по выражению лица (Facial Affеct Sсoring Technique – FAST). FAST имеет атлас фотоэталонов лицевой экспрессии для каждой из шести эмоций – гнева, страха, печали, отвращения, удивления, радости – в статистической форме. Фотоэталон для каждой эмоции представлен тремя фотографиями для трех уровней лица: бровей – лба; глаз – век и нижней части лица. Кроме того, имеются варианты с учетом разной ориентации головы и направления взгляда. При пользовании FAST испытуемый ищет сходство эмоций с одним из фотоэталонов, подобно свидетелю, принимающему участие в составлении фоторобота преступника.

Cистема кодирования активности лицевых мышц (FACS)

Второй метод оценки эмоций разработан П.Экманом совместно с У.Фризеном (1978). Он получил название «система кодирования активности лицевых мышц» (Facial Action Coding System – FACS). Метод основан на детальном изучении анатомии лицевых мышц. В системе FACS выделена 41 двигательная единица, из которых составлено 24 паттерна реакций отдельных мышц лица и 20 паттернов, отражающих работу группы мышц, например, вовлеченных в кусание губ. Каждая единица имеет свой номер и описание не только в статистических, но и в динамических показателях. В системе зафиксировано также время начала и конца активности каждой мышцы.

П.Экману принадлежит нейрокультурная теория эмоций, которая учитывает как врожденный характер лицевой экспрессии, так и влияние культурных и национальных традиций на выражение и распознавание эмоций. Модель предполагает, что экспрессивное проявление шести основных (базовых) эмоций универсально и не зависит от культуры, национальности и расы. Все люди одинаково используют мышцы своего лица при выражении основных эмоций. Сходные с человеком отражения в мимике эмоций наблюдаются также у животных.

Древневосточная система «Инь и Ян»

Искусство чтения по лицам, как указывалось выше, уходит своими корнями в древневосточную диагностическую медицину. Врачи считали, что все существующие объекты и Вселенную связывает постоянный поток энергии. Эта энергия известна в Китае под названием «ци», в Японии – под названием «ки», В Индии – под названием «прана». Энергия существует в виде энергии – инь и энергии – ян. Инь описывается как более пассивный вид энергии, а ян – более активный. Инь и ян притягивают одна другую, подобно противоположным полюсам магнита. Инь и ян имеют отношение ко всему во Вселенной, и все, что нас окружает, состоит из сочетания этих двух качеств, хотя некоторые из предметов и явлений больше инь, в то время как другие – больше ян. Черты лица могут быть более «иневыми», либо «яневыми», как и эмоции, свойства характера, связанные с каждой чертой. Тонкие губы, например, считаются больше ян (и свойства характера, ассоциируемые с этой чертой, – упорная работа и ответственность), в то время как полные губы (и ассоциируемые с ними склонность расслабляться, получать удовольствие) считаются более «иневыми».

Некоторые люди в целом могут быть слишком инь или слишком ян. Человек, который легко раздражается и впадает в гнев, становится «яневым». Чтобы устранить дисбаланс, такой человек должен внедрить больше энергии инь в свой образ жизни, потребляя продукты инь (легкие блюда, такие как салаты и фрукты, а также больше жидкости) и заниматься расслабляющими «иневыми» видами деятельность, такими как чтение, занятия йогой и прогулки.

По древневосточным представлениям считается, что левая и правая половины лица связаны с разными типами энергии ци. У большинства людей энергия ци в левой половине лица имеет тенденцию быть более активной и, соответственно, быть энергией ян, в то время как энергия ци в правой половине лица склонна быть более спокойной – более инь. Правая половина лица считается женской стороной и, как правило, отражает черты лица матери и бабушек, в то время как «яневая» левая половина представляет мужской аспект и связана с отцом и дедушками. Женская, правая половина лица ассоциируется с земной энергией ци и она, как правило, более выражена,чем левая, и представляет наши основные эмоции и точку зрения, а также наши личные, внутренние свойства характера и творческие способности. Мужская, левая половина лица ассоциируется с небесной энергией ци и представляет логическое мышление и принимаемые социальные маски. На ней отражаются контролируемые эмоции, и она представляет ту личность, какой мы желаем показаться для внешнего мира.

Действие функциональной асимметрии мозга на мимику человека

Чтобы лучше это увидеть, необходимо создать два образа с помощью фотографий правой и левой половины лица, на которых будет отмечаться заметная разница в мимике каждой из фотографий. Идеально симметричные лица практически не бывают. На асимметрию лица (мимики) указывает и анизокирия. По данным Е.С. Вельховера и Б.В. Вершинина, анизокория встречается у практически здоровых лиц в 19% случаев, у больных соматическими заболеваниями – в 37%, у лиц с патологией ЦНС – в 50-91% случаев. Причем, у подавляющего большинства соматических больных и здоровых людей правый зрачок шире левого.

В настоящее время различие в мимике правой и левой половины лица объясняется тем, что правое и левое полушария головного мозга выполняют различные функции. Особенно четко это доказали в 50-х годах ХХ века американские исследователи, которые достигли успехов в лечении непрерывно возникающих приступов эпилепсии разъединением правого и левого полушария головного мозга путем операции – разрушением моста между полушариями (мозолистого тела). Такая операция была произведена у нескольких больных, действительно облегчила их страдания и одновременно привела к крупнейшему открытию, удостоенному в 1980 г. Нобелевской премии. Ее получил Р. Сперри.

Хотя связи между двумя полушариями мозга были нарушены, человек ел, совершал повседневные поступки, ходил и беседовал с другими людьми без серьезных видимых отклонений в поведении. Правда, настораживали несколько наблюдений, сделанных вскоре после операции: один пациент пожаловался, что он странно ведет себя с женой и не в состоянии контролировать свое поведение – в то время как его правая рука обнимает жену, его левая рука ее отталкивает. Другой пациент обратил внимание на странное поведение своей левой руки перед посещением врача: в то время как с помощью правой руки он одевался и приводил себя в порядок, левая рука пыталась расстегнуть и снять одежду. Потом было отмечено, что правая рука не могла перерисовать самые простые геометрические фигуры, она не могла сложить простые конструкции из кубиков, она не могла найти на ощупь простые бытовые предметы. Левая рука прекрасно справлялась со всеми этими задачами, но не могла написать, даже очень коряво, ни одного слова.

Таким образом, правое полушарие, управляющее левой рукой, во всех действиях, за исключением письма, превосходило левое полушарие. Но зато правому полушарию оказалась недоступна, кроме письма, функция речи. Правое полушарие существенно превосходило левое в способности ориентироваться в пространстве, в восприятии музыки, опознании сложных образов, которые нельзя разложить на простые составные части – в частности, в опознании человеческих лиц и эмоциональных выражений на этих лицах.

В этом плане интересно следующее исследование. Группу архитекторов подключили к электроэнцефолографам (ЭЭГ). Архитекторы получили задание, в котором нужно было произвести арифметический расчет.

ЭЭГ показал повышение активности левого полушария, а когда надо было выполнить проект фасада здания, усилилась активность правого полушария. Следовательно, существуют различия в функциях правого и левого полушарий (функциональная асимметрия мозга). Функцией левого полушария является оперирование вербально-знаковой информацией (логические операции, чтение, счет). Функцией правого полушария – оперирование наглядными образами (распознавание объектов, образное мышление, интуиция).

В настоящее время накоплено большое число экспериментальных и клинических данных о различной роли полушарий головного мозга в регуляции психических способностей и эмоций. Изучение функций левого и правого полушария обнаружило существование эмоциональной асимметрии мозга, проявляющейся, в том числе, и в мимике лица. По данным В.Л. Деглина, временное выключение левого полушария электросудорожным ударом тока вызывает сдвиг в эмоциональной сфере «правополушарного человека» в сторону отрицательных эмоций. Настроение ухудшается, он пессимистически оценивает свое положение, жалуется на плохое самочувствие. Выключение правого полушария вызывает противоположный эффект – улучшение эмоционального состояния. Т.А. Доброхотова и Н.Н. Брагина установили, что больные с поражением в левом полушарии тревожны, озабочены. Правостороннее поражение сочетается с легкомыслием, беспечностью. Эмоциональное состояние благодушия, безответственности, беспечности, возникающее под влиянием алкоголя, связывают с его преимущественным воздействием на правое полушарие мозга.

Для гармонического сочетания человека с окружающим миром должна быть согласованность интуиции и логики, духа и ума, при которой человек своей логикой (функция левого полушария) может осознать свою интуицию, образы (функция правого полушария). С психологической точки зрения гармония человека соответствует степени его психологической защищенности от жизненных потрясений и болезней.

Следовательно, сложнейшие мимические реакции, отображающие подсознательную и сознательную реактивность соответствующих центров головного мозга, могут осуществляться только при наличии между всеми центральными и периферическими компонентами этой целостной системы многообразных анатомо-физиологических связей, осуществляемых нейропроводниками, как соматической, так и вегетативной частей нервной системы. В отличие от соматических волокон лицевого нерва, большинство из которых перекрещиваются в стволе головного мозга и при поражении корковых центров развивается гетеролатеральный паралич мимической мускулатуры преимущественно нижней части лица, эмоциональные реакции, связанные с вегетативной нервной системой, по отношению к полушариям головного мозга, в основном проявляются гомолатерально.

Часть двигательного ядра лицевого нерва, иннервирующая мимические мышцы верхней части лица (лобная, круговая мышца глаза), имеет корковую иннервацию из обоих полушарий головного мозга. В противоположность этому нижняя часть ядра, иннервирующая нижние мимические мышцы, получает корковую иннервацию преимущественно из противоположной прецентральной извилины. Поэтому при поражении прецентральной извилины на противоположной стороне возникает парез мимических мышц только нижней части лица, но не нарушается функция мимических мышц верхней части лица, имеющих двухстороннюю корковую иннервацию.

Таким образом, состояние правого полушария отражается на правой половине лица, а левого полушария – на левой. В особенности это важно для глаз. До сих пор считалось, что состояние двух полушарий головного мозга человека отражается на его лице «крест-накрест» – левого полушария на правой стороне лица, а правого полушария на левой стороне лица. Это обстоятельство не позволяло ученым разработать адекватную методику тестирования психотипов. Поэтому, например «Экспресс тест Джеймса» не является достоверным и не нашел успешного применения на практике.

У здоровых людей мимика левой стороны лица отражает эмоциональное состояние в большей степени, чем мимика правой половины. Более явная выраженность проявлений эмоций левой половины лица подтверждается в специальных модельных экспериментах, в которых было показано, что эмоции больше распознаются на фотографиях, составленных из двух левых половин лица.Для определения психического состояния нами используется метод видео-компьютерной диагностики. С помощью видеокамеры компьютер строит два новых лица человека. Один портрет составляется из правых половин лица (духовный, генетический портрет), другой – из левых (жизненный, социальный портрет).

На «генетическом портрете» видна решительность, готовность к действию этого человека, а на «социальном портрете» – усталость, депрессия, что проявляется опущением уголков глаз, бровей и т.д. Далее эти портреты сравниваются в компьютере по специальному алгоритму, и по этой программе компьютер относит данного человека к одному из 49 психологических типов и выдает в процентном отношении полную личностную характеристику, профессиональную характеристику и рекомендации по гармонизации личности, изменению образа жизни, эффективному взаимодействию с другими людьми, окружающим миром.

Видео-компьютерная диагностика, наряду с опросниками, используется для определения психического состояния у соматических больных (бронхиальная астма, артериальная гипертония, язвенная болезнь и др.), для более эффективного лечения этих больных с учетом психического статуса (тревожность, депрессия).

С помощью этого метода может происходить психофизическая саморегуляция человека на основе зрительной биологической обратной связи. Если человек смотрит на эти свои два портрета, то он начинает осознавать свои подсознательные (вытесненные из сознания) чувства. В результате такой биологической обратной связи, эмоции на двух портретах становятся положительными и выравниваются. Практически при этом происходит стабилизация психических процессов, выравнивание интуитивных и логических способностей человека, повышается степень гармонии личности. При этом лицо и глаза становятся более симметричными, уменьшаются психосоматические расстройства, происходит процесс омоложения (если старение произошло преждевременно), человек возвращается к своей жизненной программе, самому себе.

Одним их существенных преимуществ этого метода является возможность исследования человека в прошлом. Исследование ранних фотографий, начиная с самого раннего детства, позволяет выявить периоды психических травм и динамику развития расстройств. При психокоррекции, с помощью синтезированных из ранних фотографий портретов, происходит восстановление лучшего из прежних состояний.

Как сделать свое лицо красивым? Как формируется лицо? Что нужно делать, чтобы выглядеть красивым. Эмоции, мимика… Об этом статья…

Кто упражняет свое лицо?

Думаете никто? – Ошибаетесь.

Вот маленькая девочка крутится возле зеркала. Мама её упрекает: «Нельзя так! Перестань красоваться! Так приличные девочки не делают!». И после девочка это делает втихаря. Когда никто не видит.

А, может, уже и не делает никогда, чувствуя запретное.

От чего зависит красота лица? Об этом читайте в статье…

Не знаю, чего боятся родители, запрещая детям изучать своё лицо, тренировать мимику. Может быть, родители боятся, что ребенок научится манипулировать родителями, используя свое лицо? Что ребенок будет их обманывать?

Изображать грусть, при этом не грустить.
Изображать повиновение, при этом не повиноваться.
Может и так?

Впрочем, родители, просто сами так приучены. Их в детстве отучили «кривляться» перед зеркалом. А родителей отучили их родители…

– Так некультурно! Так не положено! Так нельзя!

Даже легенду про Нарцисса придумали, который долго смотрел на свое отражение и стал цветком.

От чего зависит красота лица?

Пишу на ноутбуке эту статью, в кафе, попивая любимый кофе с молоком… За соседним столиком о чем-то беседуют три девушки.

Именно наблюдение за ними – и дало идею для статьи.

Вроде бы – красавицы. Но… Нет.

Красивые тела. Осиные талии, подчеркнутая грудь. Видно, занимаются своими телами эти девушки.

Может, йога, танцы, бег, тренажерный зал – не знаю. Плюс, наверное, диеты разные. Видно – над телами они работают, с тараются.

Чудесные волосы, у каждой свой стиль. На лицах – незаметные следы косметики, каждая старалась хорошо выглядеть.

Но уверен – никто из них не занимается над развитием и изменением своего лица.

Одна-две дежурные улыбки (для фотографий) – вот и весь арсенал мимики.

Каждая из них могла бы стать красавицей. Такой девушкой, с которой хотелось бы посидеть в кафе, за чашечкой кофе.

Очароваться… И влюбиться…

А всё для этого есть.

Осталось – поработать над лицом

Над выражением губ, глаз, бровей.

И если бы они поработали над своим лицом, не только с помощью косметики, – были бы красавицами.

Но… Увы…

Как формируются лица?

У тех людей, которые часто бывают недовольны – вырабатываются недовольные лица.

Грустные лица получаются у тех, кто чаще всего грустит. Закрытые лица, без эмоций – у осторожных, недоверчивых людей. А веселые лица появляются у жизнерадостных людей.

Важно постоянно следить за своим выражением лица.

Всегда. Или как можно чаще.

И не допускать недовольство, разочарование, грусть. Даже в самых обычных ситуациях.

Когда мы пьем чай в кафе, например.

А если и допускать, то чтобы и в этом случае лицо оставалось красивым.

(Ну, пусть некрасивым – как хотите!)

Важно заранее изучить свое лицо как мы разговариваем, как мы радуемся, удивляемся, восхищаемся.

Это мы так обиделись?
Это мы так показываем недовольство?

А как мы обижаемся? Как выражаем недовольство?

А если какая-то эмоция нам не нравится – ее можно изменить, развить, натренировать.

В этом месте я часто слышу критику. Что, мол, это – нечестно, неестественно, не правильно. Что, мол, кому дано – тем дано, а если не дано – значит, не дано! Нельзя этому учиться!

Обычно, я не настаиваю и не спорю.

Да, кому-то повезло больше, а кому-то меньше.

Я знаю красавиц, которые втайне от всех проводят часы перед зеркалом, изучая себя, свое лицо.

Экспериментируя. Пробуя новые эмоции. Очаровывая себя. Разговаривая с собой, представляя собеседников и их лица.

Но никто в этом не признается.

Почему? Потому что это – очень интимно. Так же, как и секс с собой. В этом же тоже никто не признается? Верно?

Но если вы увидите богатство эмоций на лице, красивые выражения губ и глаз – скорее всего, это результат тренировок.

Умничка, девочка!

Понятно, что не только лицом нужно заниматься

Тем более, не впадать в крайность, занимаясь только мимикой.

Важно научиться и другим навыкам.

В том числе и ораторским искусством, тренером которого я являюсь.

Лично знаю таких красавиц, которые работают над своим лицом.

Впервые об этом услышал еще в студентчестве, и не поверил собственным ушам.

А потом сам купил себе большое зеркало. – Угадайте, для чего? – И даже прогулял лекцию, остался в общежитии, чтобы никто не видел, как я тренирую свою улыбку.

Потом были жесты. Те, что у меня сейчас.

Развитием мимики занимаются актеры, артисты, фотомодели…

Видели чудесный фильм “Артист”? Если нет – посмотрите обязательно! Рекомендую. Фильм без слов, поэтому все основано на мимике лица, жестах, эмоциях.

Пройдет время…

Думаю, пройдет время, и моя статья станет совсем неактуальной.

Мир девушек, да и парней, будет заниматься тренировкой и развитием своего лица.

А пока, как говорится: “Все в наших руках”

Прямо сейчас идите к зеркалу. Изучите все свои эмоции!

Все! И гнев, и радость, и раздражение – тоже!

А еще очень важно: говорите перед зеркалом! Научитесь удивляться, красиво. Научитесь выражать благодарность. Заинтересованность.

Ведь лицо в движении бывает куда чаще, чем статическое.

Улыбаться уголками глаз. Улыбаться уголками губ.

Научитесь менять лицо и улыбаться во время разговора.

Улыбаться уголками губ.
Улыбаться уголками глаз.

И тренироваться-тренироваться-тренироваться…

И еще. О женских лицах. Если женщина хочет понравиться мужчинам, то какое выражение лица она должна тренировать? А?

Верно. Мужчин привлекают такие лица, на которых читается желание секса. Такие лица тоже нужно тренировать, если это важно.

А какие лица отталкивают?

Страх и испуг делают лица такими, что к ним приближаться не хочется. Это защитная реакция. Маска. И, жаль, именно с такими лицами чаще всего и встречаются люди.

Страх, испуг, недовольство уродуют наши лица. И, если такое состояние у девушки не редкость – оно делает надежный отпечаток на лице. И сделать такое лицо красивым будет все сложнее и сложнее.

Улучшая характер мы улучшаем внешность.

Наше поведение и эмоции связаны с нашей внешностью, нашим лицом. Наиболее частые эмоции формируют характер, и формируют наше лицо. Поэтому напрямую связь нашего характера с нашими лицами. Так что будьте добрее! Не допускайте раздражительность. Улучшая характер, мы улучшаем свою внешность.

Я восемь лет руководил клубом практической психологии. Мы проводили множество различных занятий и тренингов, совершенно разных. Но были и такие занятия, направленные внутреннюю и внешнюю красоту, на гармонию. И я видел, как “расцветали” люди и менялись лица.

Есть чудесное стихотворение на нашу тему человеческих лиц.

О красоте человеческих лиц. Поэт, Николай Заболоцкий , великолепно раскрыл тему красоты человеческих лиц. Сравнить лица с фасадами домов – чудесная метафора, согласитесь…

О красоте человеческих лиц

Николай Заболоцкий

Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица - подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие - как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.

Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица - подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.

Есть еще одно стихотворение. Владимира Высоцкого. Все та же тема, но раскрыта по другому. Можете пролистать, если не интересно, и читать статью дальше.

МАСКИ

Владимир Высоцкий

Смеюсь навзрыд среди кривых зеркал,
Меня, должно быть, ловко разыграли:
Крючки носов и до ушей оскал –
Как на венецианском карнавале

Что делать мне? Бежать, да поскорей?

А может, вместе с ними веселиться?
Надеюсь я – под маскою зверей
У многих человеческие лица.

Все в масках, париках – все, как один.
Кто сказочен, а кто – литературен.
Сосед мой справа – грустный арлекин,
Другой палач, а каждый третий – дурень.

Я в хоровод вступаю хохоча,
Но все-таки мне неспокойно с ними, –
А вдруг кому-то маска палача
Понравится, и он ее не снимет?

Вдруг арлекин навеки загрустит,
Любуясь сам своим лицом печальным?
Что, если дурень свой дурацкий вид
Так и забудет на лице нормальном?

Вокруг меня смыкается кольцо,
Меня хватают, вовлекают в пляску.
Так-так, мое обычное лицо
Все остальные приняли за маску.

Петарды, конфетти! Но все не так…
И маски на меня глядят с укором.
Они кричат, что я опять не в такт,
Что наступаю на ноги партнерам.

Смеются злые маски надо мной,
Веселые – те начинают злиться,
За маской пряча, словно за стеной,
Свои людские подлинные лица.

За музами гоняюсь по пятам,
Но ни одну не попрошу открыться:
Что, если маски сброшены, а там
Все те же полумаски-полулица?

Я в тайну масок все-таки проник.
Уверен я, что мой анализ точен:
И маска равнодушья у иных –
Защита от плевков и от пощечин.

Но если был без маски подлецом,
Носи ее. А вы? У вас все ясно.
Зачем скрываться под чужим лицом,
Когда свое, воистину, прекрасно?

Как доброго лица не прозевать,
Как честных угадать наверняка мне?
Они решили маски надевать,
Чтоб не разбить свое лицо о камни.

P.S. Важное дополнение напоследок.

Раз вы уже дочитали статью до этого места, что мне очень приятно.

Это неожиданное наблюдение (для себя) я сделал в поезде. А езжу я очень часто, работа такая.
Проснувшись рано я смотрел в окно купе и на красивую спящую девушку напротив. Это, конечно же, неприлично, смотреть на девушек, когда они спят. Но она спала. У нее была чудесная грудь, под футболкой. Красивые длинные волосы. Правильные черты лица… И уставшее недовольное лицо, и потому не красивое лицо.

Я сидел и моделировал в уме, какая она будет, когда проснется?
Застывшее недовольство уже проявилось в морщинах на лице. Я подумал, что эта девушка часто так засыпает. И что она могла быть куда красивее, чем сейчас. Если бы чаще улыбалась. И улыбалась перед сном.

Сон занимает треть нашей жизни. Засыпая – вспомните об этой статье! Улыбнитесь!

Красивое лицо и возможность качественно передавать эмоции и настроение не вербально с помощью мимики -- это прекрасно. Настало время придать естественной красоты этому!

Многие люди, осознанно или нет, копируют многие мимические движения у родителей или однажды научившись каким-то образом, скажем, улыбаться, продолжают улыбаться таким же способом до конца жизни. Порой, для того, чтобы улыбнуться человек использует лишние мышцы, добавляя морщин и складок по всему лицу, что негативно влияет на эстетическую сторону вопроса, а так же это может привести к ухудшению зрения из-за постоянного напряжения при улыбке мышц вокруг глаз.

Абсолютно не важно как так вышло с мимикой, начнем прямо с того, что есть прямо сейчас. Стоит взять и подойти к зеркалу. Порой кто-то носит на лице "кислую мину" и годами тренирует громадное напряжение лица. С каждым годом, мышцы лица все больше деревенеют и зажимаются. Затем увеличивается в объемах и обрастают жиром -- становятся тяжелыми, делая очень тяжелые черты лица.

Можно с легкостью взять паспорт у человека и сравнить фотографии в 16 и 25 лет, 25 лет и 45 -- и с удивлением обнаружить, что часть черт лица крайне изменились у многих. Так что самое время воспользоваться зеркалом и понаблюдать. Порой, манера улыбаться, как уже отмечено выше, добавляет морщин, а может и с каждым годом сужать диапазон работы мышц настолько, что это уже мешает быть здоровым зубам, да и смотрится ужасно. Стоит просто посмотреть на свою мимику, ведь эти движения повторяются сотни раз в день.

Все проблемы лица, как тяжелые черты или небольшая грубость, отсутствие свежести, лишние морщины на лбу -- все это происходит из-за неестественного пользования мышцами лица. Не смотря на то, что мышцы крайне маленькие, в них также может возникать . Ярким примером будут люди с плохим зрением -- все они как-то странно используют мышцы вокруг глаз. Но, что можно сделать легко и просто: взять и проверить все мышцы на лице. Они могут болеть и "качаться", и даже можно их растягивать. Начать легко со скул -- мышц чуть ниже глаз, на уровне ноздрей. Взять и легонько пройтись подушечками пальцев по всем-всем мышцам. Внезапно окажется, что многие из них напряжены. Стоит их немного разминать, скажем, перед сном. После первого дня они могут болеть пару дней, напоминая о себе, но затем возвратится тонус мышц и все станет прекрасно.

Также стоит пройтись по надбровным дугам и чуть выше губ (там, где появляются периоральные морщины), щеки и вокруг носа. Стоит внимательно изучить руками и расслабить лишние мышцы, которые могут даже мешать дышать носом. После такой процедуры стоит внимательно замечать как улыбаешься, как выражаешь эмоции -- все повседневные мелочи, которые делаешь лицом. С каким "лицом" ходишь повседневно. Просто внимательно замечать как используешь свое лицо + немного потренироваться около зеркала. И всего через пару недель лицо станет гораздо живее и красивее. Мимика станет четче и яснее, что сильно поможет в общении. Таким образом мимика станет "своей", а не привычной.

Улучшится цвет лица и даже уйдут явные недостатки. Можно даже сфотографироваться до начала такой небольшой практики и через недели 3. Заодно, при таком подходе, можно легко узнать какое выражение лица у себя каждый день. Можно посмотреть на известных актеров в фильмах или просто на фотографиях и тренироваться в мимике, столь отточенной и правильной, которая нравится -- приходится "по душе".

Попробуй это все проверить!

Как исправить мимические привычки, старящие наше лицо?

Итак, в статье "Причины старения лица" ссылка мы разобрались с тем, каких врагов молодости нашего лица мы можем легко победить.

Сегодня поговорим о главном и самом страшном враге — Мимических привычках.

Большинство морщин на нашем лице является мимическими, то есть образовывается вследствие регулярного сморщивания кожи и спазмирования мышц в одних и тех же местах.

Некоторых морщинок избежать очень трудно, например, гусиных лапок - ведь для этого нам пришлось бы перестать улыбаться и никогда не щурить глаза на солнце.

Но самых заметных морщин и деформаций лица все-таки можно избежать благодаря изменению мимических привычек.

Последите в течение недели за тем, как морщат лицо люди , которые думают, что на них никто не смотрит. Что они делают, когда нервничают, выполняют напряженную работу за компьютером, сдают экзамены, сердятся? Морщат лоб и сдвигают брови? Поджимают губы? Поднимают брови? Щурят глаза? Раздувают ноздри? Если целенаправленно за этим наблюдать, можно поразиться, насколько сильно и насколько некрасиво кривляется большинство людей, причем абсолютно неосознанно!

А теперь обратите внимание на себя : какие мышцы вы напрягаете чаще всего? Какую часть лица вы сморщиваете, когда волнуетесь, сердитесь, сосредотачиваетесь, обижаетесь, как вы разговариваете? Не менее двух дней нужно понаблюдать за собой, подлавливая малейшее напряжение в какой-либо зоне лица, а то как вы артикулируете, когда говорите, лучше всего записать на видео. А теперь посмотрите внимательно в зеркало. В чем проявилось влияние ваших мимических привычек на лицо? Проследите, от какого постоянного мимического действия образовалась та или иная морщина. Не связано ли образование морщин, носогубных складок, брылей, бугров над бровями с теми мимическими привычками, которые вполне можно исправить?

Как исправить? Следить за правильной осанкой и мимикой, заменять вредные мимические привычки на правильные, расслаблять мышцы сразу после перенапряжения. Устранять зажимы в мышцах и учиться больше их не создавать.

Приведу пример.

У меня с детства была привычка поднимать брови (унаследованная от мамы), поэтому поперечная морщина на лбу была заметна уже с 12 лет, а к 25-ти она была уже достаточно глубокой. К тому же, в юности я очень часто расслабляла щеки и скулы, редко улыбалась и часто, по любому поводу, делала «несчастное лицо». В результате к 25 годам нижняя часть лица заметно опустилась, уголки губ «уползли» вниз и создалось впечатление, что у меня есть некое подобие брылей. Эффект усилил неправильный прикус и привычка постоянно поджимать губы и сжимать челюсти. У девушки на фото ниже выражение лица, которое я очень часто делала в юности:

Только после того как я это осознала, я начала контролировать мимику в течение дня (не позволяю лбу морщиться, постоянно расслабляю его и делаю массаж после того как нечаянно его сморщу, не поджимаю губы и не стискиваю челюсти, как раньше, а привычку опускать уголки рта я заменила на привычку иногда подтягивать мысленно вверх скуловые и височные мышцы). Это принесло свои результаты: сейчас, в 30 лет, морщина на лбу гораздо менее выражена, чем в 25 лет, а «провисание» уголков рта и намечавшихся «брылей» заметно уменьшилось, хотя до этого только прогрессировало.

Основные советы по работе в мимическими привычками:

1. 1. Почаще в течение дня подлавливайте все мимические зажимы, которые возникают на лице, и тут же их устраняйте, а затем похлопывающими движениями пальцев и растиранием в вертикальном защипе расслабляйте место перенапряжения. Можно буквально разглаживать по всей длине мышцу, которая перенапрягалась(не растягивая кожу). Старайтесь искоренить вредные мимические привычки.

2. 2. Попросите кого-то из близких записать на видео то, как вы разговариваете и сердитесь - сделайте выводы. Чаще всего люди не видят себя со стороны, ведь, глядя в зеркало, мы непроизвольно "подтягиваем" лицо и приподнимаем уголки губ. Поставьте зеркало рядом с рабочим местом и обращайте внимание на выражения лица, когда вы погружены в работу или разговариваете по телефону. Чтобы не лгать самой себе, сначала фиксируйте мимику, которую держите в момент напряженной работы, и в таком зафиксированном виде кидайте взгляд в зеркало.

3. 3. Почаще в течение дня расслабляйте все мышцы лица(те, которые усмирить не удается, успокаивайте массажем нагретыми растиранием ладонями), затем пытайтесь почувствовать поочередно каждую лицевую мышцу и мысленно привести ее в тонус, подтягивая вверх и назад - затем снова расслабьте лицо и сделайте массаж лица легкими похлопываниями, а затем легкими придавливаниями пальцами или растираниями(будьте осторожны, не растягивайте кожу!). Особое внимание тем мышцам, которые вы напрягаете чаще всего.

4. 4. Почаще в течение дня давайте отдых глазам, делайте обычную зарядку для глаз, открывайте их пошире на несколько секунд, зажмуривайте, вращайте вправо-влево-вверх-вниз, расслабляйте область переносицы, массируйте ее(без сильных сдвигов кожи), расслабляйте лоб, массируйте, разглаживайте легкими движениями.

5. 5. Делайте массаж и растяжку щечных, скуловых мышц и круговой мышцы рта после смеха(вытяните губы трубочкой, произнесите несколько раз «о, у, а, ы, э», надуйте щеки на 30 сек, чтобы разгладить область носогубных складок и потренировать щечную мышцу).

6. 6. Почаще пытайтесь почувствовать скуловые и щечные мышцы, мысленно подтягивая их назад и вверх, задействуя одновременно мышцы на затылке, висках, а также ушные мышцы — такое «подтянутое вверх» выражение лица полезно вводить в привычку для борьбы с силой тяжести. Но не переусердствуйте - напрягать можно пульсациями и не надолго, а за напряжением должно следовать расслабление. Если в этих мышцах есть гипертонус, выполнять такую подтяжку не стоит.

Если борьба с вредными мимическими привычками войдет в привычку(прошу прощения за тавтологию) - результат работы будет виден уже через несколько месяцев.

Берегите свое лицо: другого вам не выдадут!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!