Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Эдипов комплекс у девочек. Противостояние отцов и сыновей. Основные признаки Эдипова комплекса


Эдипов комплекс


Эдип – герой древнегреческой мифологии, главный персонаж Фиванского цикла мифов. По преданию, ему было произнесено страшное пророчество – будто бы он убьёт своего отца и женится на своей матери. Всю свою жизнь Эдип пытался избежать неумолимого рока, но древние боги были неумолимы в своём приговоре – и могущественный герой и царь в конце своей жизни узнал, что женат на матери и ещё в молодости убил своего отца.
Именно этот древнегреческий сюжет имел в виду гениальный австрийский психиатр Зигмунд Фрейд, когда формулировал название для только что открытого им психологического феномена. Он назвал своё открытие – Эдипов комплекс.

Эдипов комплекс – это понятие, обозначающее бессознательное сексуальное влечение ребёнка к родителю противоположного пола и амбивалентное (двойственное, противоречивое) отношение ребёнка к родителю одного с ним пола. В своей сути Эдипов комплекс описывает универсальное эротическое влечение, которое зарождается у ребёнка на первых порах формирования его сексуальности.


Фрейд осознал существование такой протосексуальности после смерти своего отца, напряжённо рефлексируя, вспоминая свои детские годы и анализируя воспоминания, связанные с родителем. Фрейд пришёл к выводу, что его детская привязанность и любовь к отцу была не лишена некоего минимального эротизма, эротическое же чувство, испытываемое им по отношению к матери, вообще было практически неприкрытым. Размышления и наблюдения за пациентами, посвящённые этой теме он и попытался проанализировать в своих работах.

Фрейд выделяет две, гендерные разновидности Эдипового комплекса:
- Эдипов комплекс у мальчиков – характеризуется испытанием ребёнком сексуального влечения к своей матери и, одновременно, враждебных чувств по отношению к своему отцу, как к сопернику, также претендующему на мать. Ребёнок боится показывать отцу свою злость, поскольку опасается наказания в форме кастрации. Вследствие того, что боящийся ребёнок вынужден постоянно держать себя в узде, у него формируется Сверх-Я, психологическая институция, подавляющая инцестуальное влечение к матери и буквально принуждающая его идентифицировать себя с отцом. При правильном подходе грамотный отец должен мягко показать ребёнку, что его мать на инстинктивном уровне принадлежит к ему, а для мальчика это не повод расстраиваться – у него будет другая женщина, когда подрастёт;

- Эдипов комплекс у девочек – характеризуется тем, что малышки также испытывают сексуальное влечение к своей матери, но не к отцу. Однако в возрасте трёх лет, когда они обнаруживают, что у них нет полового члена, начинают испытывать так называемую «зависть к пенису» и переносят своё сексуальное желание на отца, начиная видеть в матери соперницу, также претендующую на его любовь. В конечном счёте «зависть к пенису» перерождается у девочки в желание иметь ребёнка.

Комплекс Электры


Согласно древнегреческой мифологии Электра – дочь царя Агамемнона и жены его Клитемнестры, которая, негодуя на свою мать за то, что последняя состояла в заговоре, целью которого было убийство Агамемнона, разрушила планы заговорщиков, сумев уберечь от гибели малолетнего сына великого микенского царя – Ореста. Позже Орест снова явился в Микены в качестве прямого наследника престола и в заговоре с Электрой убил Клитемнестру, свою мать, отомстив таким образом за смерть своего отца.

На стадии осознания девочкой отсутствия у себя пениса (три-четыре года) Эдипов комплекс перерастает в ней в комплекс Электры – когда она начинает испытывать к матери откровенно враждебные чувства на подсознательном уровне, перед отцом же просто благоговеет. Термин впервые был введён Карлом Густавом Юнгом в его работе «Опыт описания психоаналитической теории». Фрейд благосклонно отозвался о самом наименовании – комплекс Электры – которое, по его мнению, подчёркивало зеркальные отношения между девочкой и матерью, девочкой и отцом, однако считал понятие не имеющим под собой никаких смыслов, лишним, поскольку считал, что в своём Эдиповом комплексе отобразил закономерности психосексуального развития, актуальные для обоих полов. Фрейд говорил, что комплекс больше подходит для мальчиков, чем для девочек.

Большинство крупных специалистов отвергают наличие в психоанализе такого термина, как «комплекс Электры», отмечая его излишность и бессодержательность. Они предпочитают пользоваться термином «женский Эдипов комплекс», хотя и вносят в это понятие многочисленные корректировки по сравнению с первоначальным смыслом, который вкладывал в него Зигмунд Фрейд.
Тем не менее, термин «комплекс Электры» Карла Юнга получил широкое распространение в массовой культуре, используется до сих пор в околонаучных и популярных изданиях по психологии.

«Когда я вырасту, я женюсь на своей маме!». Такие признания приходится слышать не так уж и редко. Аналогично, девочка хочет выйти замуж за своего папу. Родители привыкли умиляться: ведь это просто детские фантазии, а может, и шутки. Но на самом деле эти признания – одно из проявлений эдипова комплекса. Имеющий его ребёнок излишне привязывается к родителю противоположного пола (сын к матери, дочь к отцу), а второго родителя может рассматривать как своего соперника. Фрейдистская теория объясняет это тем, что у ребёнка развивается сексуальное влечение к родителю противоположного пола. Часто понятие «эдипов комплекс» применяют только к мальчикам, а аналогичное поведение девочки называют комплексом Электры. Однако ряд авторов считает такой подход устаревшим, и «эдипов комплекс» применяется к обоим полам.

История

Название комплекса происходит от древнегреческого героя Эдипа, который убил своего отца и женился на собственной матери. После этого он страдал до самой смерти – ослепил себя, поссорился с детьми и в конечном итоге был изгнан из общества.

Описанное выше поведение детей – это всего лишь начальная стадия эдипова комплекса, когда влечение к родителям считается в целом нормальным состоянием психики. Проблемы начинаются позже, по мере взросления ребёнка. Если он не преодолеет эдипов комплекс, то в дальнейшей жизни столкнётся со многими трудностями.

Учение Фрейда

Фрейдисты считают, что мальчику справиться с этим комплексом легче, поскольку у него есть стимул – подсознательная боязнь кастрации. Тем не менее, в некоторых случаях избавление от психологического недостатка может стать непростым испытанием. С «общепсихологической» точки зрения (то есть если абстрагироваться от фрейдизма) эдипов комплекс у подростков и тем более у взрослых людей – это проявление отставания индивида в психологическом развитии.

Чем опасен комплекс?

К чему может привести эдипов комплекс? Прежде всего – к несамостоятельности подростка, которая может сохраняться и во взрослом состоянии. Вспомните «маменькиных сынков». Мать, ко всему прочему, сама может способствовать поддержанию эдипова комплекса в психике сына, излишне опекая его и лишая возможности проявлять собственную инициативу. Но этого мало. Привязываясь к «своей единственной женщине», матери, сын приобретает типично женские черты характера (точно так же, как дочь с комплексом Электры, привязанная к отцу, становится «мужественной», точнее – мужеподобной).

Далее – парень с эдиповым комплексом может испытывать трудности в общении с девушками. Здесь есть две стороны проблемы. Первая состоит в том, что робкие, «женоподобные» молодые люди, излишне привязанные к матери, у большинства девушек вызывают отторжение. Ведь мужчина должен быть сильным и смелым, это устоявшийся стереотип. Кстати, комплекс Электры у девушек аналогичного эффекта не даёт: многих мужчин притягивают жёсткие, храбрые, решительные дамы с «мужским» характером, хотя и не всегда они готовы вступить с ними в любовные отношения и создать семью. Парень-Эдип во многих случаях обречён на полное одиночество и непонимание. Вторая сторона – неспособность молодого человека адекватно оценить девушек, с которыми он сталкивается. Сознательно или подсознательно он сравнивает их с матерью и приходит к выводу, что встреченная девушка не идеальна, так как не похожа на неё. В конечном итоге он может полностью разочароваться в женщинах.

Лечение

Лечение эдипова комплекса весьма желательно проводить в раннем возрасте, поскольку в позднем сделать это значительно труднее.

  • Пока ребёнок воспитывается обоими родителями, они должны в равной степени уделять ребёнку внимание. Кроме того, отношения матери и отца друг с другом должны быть гармоничными, тогда и ненависть сына к отцу исчезнет, уступив место уважению.
  • Внимание мальчика должно вовремя переключиться на сверстниц противоположного пола.
  • Если же эдипов комплекс проявляется у взрослого человека, то ему следует обратиться к психотерапевту. Однако и он сам может помочь себе, если начнёт меняться. Как уже говорилось, эдипов комплекс часто приносит мужчине огромные страдания, связанные, в частности, с одиночеством. Подверженный эдипову комплексу молодой человек должен осознать, что его мать не идеальна, у неё есть свои недостатки и слабые места, и быть ему настоящей спутницей жизни она уж никак не может. Мужчина должен научиться быть мужественным. При этом он должен как можно больше общаться – как в мужских компаниях, так и в обществе женщин, вниманием которых он должен постараться завладеть (и даже побороться за него).

Почему эдипов комплекс различается у женщин и мужчин?

Как мы уже говорили, «эффект» от эдипова комплекса у женщины и у мужчины совершенно различный. Проявляется это в первую очередь в силу того, что отцовская любовь и материнская – это две разные вещи. Любовь отца требовательна, она исходит больше от рассудка. Отец любит своих детей за конкретные заслуги – не больше и не меньше. А любовь матери исходит из чувств, она весьма невзыскательна: мать любит своего ребёнка только за то, что он у неё есть, со всеми его достоинствами и недостатками.

Привязываясь к отцу, ребёнок (любого пола) стремится больше работать над собой, а привязываясь к матери, он это стремление утрачивает, становясь более податливым и пассивным. Это различие отражают даже мифы. Электра, лишившись любимого отца, собирает волю в кулак и расправляется с ненавистной матерью, показывая пример сильного характера. А Эдип, узнав о своём «прегрешении» (отца он убил, не зная об этом), теряет рассудок, ослепляет себя и обрекает себя на вечные страдания – это характер слабой, деградирующей личности. От него ждали типично царского поведения (ведь он – правитель Фив), а в результате похоронили с позором.

А может, всё дело не в сексуальности?

Английский учёный польского происхождения Бронислав Малиновский, работавший в первой половине ХХ века, предпринял попытку опровергнуть теорию своего учителя – , которой до того ревностно придерживался. Он изучал жизнь аборигенных племён Новой Гвинеи, у некоторых из которых интимная жизнь родителей не укрывалась от глаз детей. В теории Фрейда есть понятие «первичной сцены»: ребёнок в очень раннем возрасте становится свидетелем интимных отношений родителей в той или иной форме, даже в виде невинного поцелуя, и это приводит к серьёзному психологическому потрясению, одно из следствий которого – эдипов комплекс (переживание ненависти к отцу как к сексуальному сопернику).

У аборигенов Новой Гвинеи «первичная сцена» была обыденностью, поэтому не приводила к подобным душевным потрясениям у детей, а гармоничные отношения матери и отца исключали возможность соперничества между отцом и сыном. Больше того, воспитанием детей занимался не отец – его роль традиционно сводилась лишь к зачатию, а родной брат матери, который по определению не может быть сексуальным партнёром матери, а значит – и соперником для сына.

Однако эдипов комплекс проявлялся и в этом обществе, только объектом ненависти сына становился дядя. Из этого Малиновский заключил, что эдипов комплекс имеет не сексуальную природу, а скорее социальную: неприязнь ребёнка осуществлялась по отношению к тому, кто имеет социальное превосходство – наделён правом приказывать, запрещать, наказывать, выносить строгую оценку; привязанность же сына к матери была не меньшей, чем в обществе европейском.

Независимо от того, чья теория верна – Фрейда или Малиновского, ясно, что эдипов комплекс – явление весьма сложное, которое совсем не исчерпывается проблемой подавленной детской сексуальности. Поэтому и преодоление комплекса не должно сводиться только к одной его стороне.

Название явления основано на древнегреческом мифе о царе Эдипе и одноименной драме Софокла , в котором Эдип, вопреки своей воле и не ведая того, убивает своего отца Лая и женится на матери Иокасте . Понимание эдиповой ситуации в качестве ключевого фактора в образовании невротических заболеваний возникло у Фрейда в ходе самоанализа, который он провел после смерти своего отца ; это понимание пришло на смену теории соблазнения .

Первое упоминание об Эдипе Зигмунд Фрейд (слева) делает в 1897 году в письме своему близкому другу Вильгельму Флиссу (справа).

Впервые Фрейд упоминает о драме Софокла в одном из писем своему другу Вильгельму Флиссу в 1897 году , в котором он пишет:

«Я также обнаружил на своем собственном примере влюбленность в мать и ревность к отцу… и теперь рассматриваю это в качестве универсального явления раннего детства. И если это так, то мы можем понять чарующую силу Царя Эдипа ».

Первое подробное рассуждение о явлении встречается в фундаментальном труде Фрейда «Толкование сновидений » (1899). Однако термин «эдипов комплекс» Фрейд вводит только в 1910 году в небольшой работе «Об особом типе выбора объекта у мужчин»:

«Мальчик, начинающий снова желать свою мать и ненавидеть отца как соперника… попадает, как мы говорим, под влияние Эдипова комплекса . Он не прощает матери, что она оказывала услугу полового сношения не ему, но его отцу, и расценивает это как акт неверности».

С тех пор термин прочно вошёл в употребление среди психоаналитиков классического направления.

Сущность

Описание

Эдипов комплекс у мальчиков

Процесс развития эдипова комплекса в случае с лицами мужского пола, согласно классическому направлению психоанализа, состоит в следующем. Мальчик, испытывая сексуальное влечение к матери, одновременно испытывает враждебные ревностные побуждения по отношению к отцу. Ребёнок пытается скрыть эти побуждения, поскольку ожидает наказания от своего отца в форме кастрации . Вследствие страха кастрации в психической жизни ребёнка формируется особая инстанция - Сверх-Я , под воздействием которой ребёнок подавляет инцестуозные побуждения по отношению к своей матери и начинает идентифицировать себя с отцом.

Эдипов комплекс у девочек

Девочки, по Фрейду, аналогичным образом направляют первые инцестуозные побуждения на мать. Однако в возрасте 2-3 лет, обнаружив у себя отсутствие пениса, девочка начинает испытывать так называемую зависть к пенису (англ. ), под воздействием которой реагирует усилением завистливой привязанности к отцу и возмущенной обидой на мать, видя в ней соперницу, претендующей на любовь отца. В конечном счете, конфликт разрешается попыткой девочки компенсировать свою неполноценность посредством желания иметь ребёнка.

Позитивный и негативный эдипов комплекс

Впоследствии Фрейд пришёл к выводу, что существует более сложный характер эдипова комплекса - негативный, проявляющийся в любви к родителю того же пола и враждебности к родителю противоположного пола. Выше описанные варианты были обозначены как позитивные. Описывая это явление, он использовал понятия бисексуальности и амбивалентности :

«Более подробное исследование обнаруживает чаще всего более полный эдипов комплекс, который является двояким - позитивным и негативным, в зависимости от бисексуальности ребенка, то есть у мальчика - не только амбивалентная установка к отцу и нежный выбор объекта-матери, но одновременно он и ведет себя как девочка - проявляет нежную женственную установку к отцу и соответствующую ей, ревниво-враждебную, к матери».

Таким образом, Фрейд придерживался мнения, что на практике эдипов комплекс проявляется в виде комбинации вариантов вдоль оси между его позитивным и негативным типом, включающей в себя как гетеросексуальные, так и гомосексуальные импульсы.

Эдипов комплекс в контексте сексуальной теории Фрейда

Фрейдизм рассматривает эдипов комплекс как этап психосексуального развития и восприятия, впервые проявляющимся между вторым и третьим годами жизни (в теории Фрейда этот период характеризуется приматом генитальности, под которым объединяются оральное и анальное влечения предыдущих стадий развития либидо. Пиковых же значений, по Фрейду, эдипов комплекс достигает между 3 и 5 годами жизни человека и после некоторого угасания возрождается в период полового созревания (пубертатный период), в процессе которого преодолевается тем или иным выбором эротического объекта.

Значимость

С самых истоков психоаналитической теории Фрейд придавал эдипову комплексу первостепенное значение в образовании всех невротических заболеваний. По Фрейду, успешное разрешение эдипова комплекса является ключевым для психического здоровья человека. Неудача же ведет к неврозам и сексуальным отклонениям: в этом случае говорят о неразрешенном эдиповом комплексе либо неразрешенной эдиповой ситуации. Впоследствии Фрейд придавал эдипову комплексу ещё большее значение, усматривая практически во всех проявлениях человеческой цивилизации эдипальные корни. Так, например, в «Тотеме и табу » (1913) Фрейд пишет:

«Таким образом, в заключение этого крайне сокращенного исследования, я хочу высказать вывод, что в Эдиповом комплексе совпадает начало религии, нравственности, общественности и искусства в полном согласии с данными психоанализа, по которым этот комплекс составляет ядро всех неврозов».

На позднем этапе развития психоанализа Фрейд указывает на необходимость установления некоторых границ применения данного понятия и на необходимость ограничений спекуляций на его счет («Конец эдипова комплекса», 1924). Впрочем, от предыдущих взглядов Фрейд не отказался, а упомянутая работа ставила своей целью «расставить точки над i» в рядах психоаналитиков, допускающих себе вольности в интерпретации явления (см. ниже). Известны также слова Фрейда, согласно которым признание эдипова комплекса является своего рода отличительным признаком психоаналитиков:

На сегодняшний день большинство психоаналитиков фрейдистской школы вслед за Фрейдом признает первостепенную значимость эдипова комплекса в психосексуальном развитии человека. Однако за пределами психоаналитической теории понятие эдипова комплекса не получило признания по причине своей ненаучности.

Пересмотр и вариации

Современные психоаналитики, а также психоаналитики направлений, отличных от классического фрейдистского направления, иначе смотрят на концепцию эдипова комплекса, превнося в неё свои собственные элементы либо перераспределяя акценты в уже имеющихся.

Карл Густав Юнг

Альфред Адлер

Эрих Фромм

Мелани Кляйн

Мелани Кляйн явилась одним из первых психоаналитиков, подчеркивающих то, что эдипов комплекс Фрейда, как и вся теория Фрейда, занижает влияние матери в психической жизни индивида; она также подвергала критике использование Фрейдом мальчика в качестве модели развития. Помимо этого Кляйн пришла к выводу, что эдипальные отношения можно наблюдать даже на первых годах жизни ребёнка:

«Я неоднократно упоминала о том, что эдипов комплекс начинает действовать раньше, чем обычно считается. В моей последней статье „Психологические принципы детского анализа“ я рассмотрела этот вопрос детально. Вывод, к которому я пришла, заключался в том, что эдиповы тенденции появляются в результате фрустрации , которую переживает ребёнок, когда его отнимают от груди, и что они становятся явными в конце первого и в начале второго года жизни».

Кляйн считала что с возраста семи месяцев (когда у малыша начинают развиваться когнитивные способности), он начинает осознавать что объект (мать) и частичный объект (грудь) не принадлежат только ему и что он должен разделять их ещё с кем-то. Вследствие этого понимания, у малыша зарождается эдипова тенденция в виде ревности к матери. Впоследствии в теории Мелани Кляйн эдипову комплексу уделялось второстепенное значение, а основной её компонентой стала так называемая «депрессивная позиция».

Отто Ранк

Карен Хорни

То есть, по Хорни, эдипов комплекс является следствием невроза, а не его причиной. Ещё одним пунктом критики Карен Хорни явилось понимание Фрейдом развития эдипова комплекса у девочек, которое она считала совершенно неправильным, «результатом искаженного понимания женской психологии» и «продуктом мужского нарциссизма».

Эдипов комплекс в рамках современного психоанализа

Как уже отмечалось выше, современные психоаналитики признают существенную роль эдипова комплекса в психосексуальном развитии человека. Однако некоторые пункты теории Фрейда подверглись ревизии и пересмотру. Так, многие психоаналитики отвергают тезис об универсальности и биологической детерминированности эдипова комплекса. Концепция развития эдипова комплекса у лиц женского пола также не находит единодушной поддержки. В целом, многими психоаналитиками концепция эдипова комплекса понимается более свободно, чем она понималась Фрейдом: часто это понятие используется в самом широком смысле, например, в контексте обозначения и характеристики всей гаммы отношений ребёнка с родителями. Также в отличие от классического психоанализа, фокус источника эдипова комплекса сместился с биологического на социологический.

Критика

Ненаучный статус гипотезы

Специалисты указывают на то, что отсутствуют какие-либо эмпирические данные, свидетельствующие в пользу эдипова комплекса. Более того, доказать наличие эдипова комплекса объективным научным образом представляется невозможным по причине неудовлетворения базовых научных принципов (например, принципа фальсификации ) как отдельными гипотезами психоанализа (включая эдипов комплекс), так и всей теорией психоанализа. То, что Фрейдом и его последователями выдается за доказательства, объективно следует рассматривать исключительно в качестве интерпретаций психоаналитиков, приспосабливающих их к своим априорно принятым гипотезам , которые, по мнению скептиков, несут отпечаток субъективных предубеждений . В этой связи критики также указывают на тот факт, что эдипов комплекс является, в первую очередь, результатом самоанализа Фрейда, а не объективного наблюдения за пациентами.

Критика детской сексуальности

Для многих сомнительным представляется само утверждение о том, что ребёнок может испытывать половое влечение по отношению к родителю: как известно, тестостерон и прогестерон , половые гормоны , которые, воздействуя на гипоталамус , вызывают у человека половое влечение, организмом ребёнка до пубертатного возраста вырабатываются лишь в незначительных количествах. Впрочем, данная критика является, по мнению сторонников Фрейда, несостоятельной по той причине, что половое созревание индивидуума не обеспечивается одним только формированием генитальных морфологических и нейроэндокринных структур организма и должно сопровождаться организацией соответствующих психологических структур.

Споры об универсальности эдипова комплекса

Многие специалисты отвергают постулируемый Фрейдом универсальный характер эдипова комплекса, указывая на несостоятельность тезиса биологической детерминированности эдипова комплекса и подчеркивая первостепенное значение социокультурных особенностей. Польский антрополог Бронислав Малиновский в своей работе «Секс и подавление в обществе дикарей» (1927) доказывает , что эдипов комплекс никак не проявляется в жизни дикарей на Тробриановых островах и что, следовательно, тезис об универсальности эдипова комплекса является ложным. Впрочем, некоторые психоаналитики отстаивают мнение, что выводы Малиновского являются необоснованными. Например, венгерский антрополог и психоаналитик Геза Рохайм в своей работе «Психоанализ примитивных культур» (1932), которую он написал после того, как провел четыре года в Сомали и Австралии, утверждает, что не только доказал универсальность эдипова комплекса, но также обнаружил ряд фактов, свидетельствующих в пользу гипотезы, выдвинутой Фрейдом в «Тотеме и табу», согласно которой первобытная орда братьев, убив деспотичного отца, раскаялась и ввела запрет на инцест и отцеубийство.

Критика в контексте шизоанализа

В таком направлении современного постструктурализма , как шизоанализ , разработанном Жилем Делёзом и Феликсом Гваттари в их работе «Анти-Эдип » (1972), эдипов комплекс предстает олицетворением репрессивного духа буржуазных семейных отношений и символом репрессивной идеологии капитализма. Эдипов комплекс подвергается критике по причине своей односторонности и ограниченности: ограниченный рамками семейных отношений, он оказывается неспособным объяснить сложные социальные структуры и процессы. Делёз и Гваттари указывают также на то, что психоанализ в целом оказывается неэффективным средством лечения таких заболеваний, как психоз и шизофрения , и малоэффективным средством интерпретации социальных процессов. Более того, согласно шизоанализу , концепция эдипова комплекса является препятствием на пути выздоровления невротика, поскольку заведомо обрекает его на детерминационную зависимость от такой «псевдоструктуры», как семья. В этом контексте Делёз и Гваттари говорят об «эдипизации» бессознательного, сознания и всей культуры в целом. Концепция эдипова комплекса противопоставляется свободной («шизофренической») форме бессознательного:

«Шизофреническое - вместо Эдипова».

Таким образом, Делёз и Гваттари призывают к свободному интерпретированию бессознательного, не зажатого в узкие рамки эдипова комплекса.

Должно существовать неравенство, и верховенство мужчины - меньшее из двух зол.

Фрейд
(Worthis. Фрагмент анализа с Фрейдом)

Общество, в котором женщины были бы в полном смысле слова равноправны с мужчинами… было совершенно немыслимо для Фрейда.

Фромм. Величие и ограниченность теории Фрейда

Смена привязанности

Как уже разбиралось в разделе , и мальчик и девочка рождаются и вскармливаются матерями, и мать является первым объектом привязанности для детей обоих полов. «В этой фазе отец представляется, прежде всего, надоедливым соперником (“О женской сексуальности ”. Фрейд). Эту фазу развития Фрейд называет доэдиповой .

Но как получается так, что девочка меняет свое предпочтение с матери на отца?

«Варьируя выражение Наполеона, можно сказать: . Клитор девочки аналогичен , но ребенок, сравнивая себя со сверстником мужского пола, находит, что "он слишком мал", и ощущает этот факт как нечто неприятное для себя, как основу для малоценности . В течение некоторого времени девочка утешает еще себя ожиданием, что, когда она подрастет, у нее будет такой же большой придаток, как и у мальчика.»
(“Введение в психоанализ ”. Фрейд)

В случае фиксации на этой фантазии в детстве, взрослая женщина ведет себя как мужчина, отвергая свою женственность, бессознательно "надеясь", что у нее клитор еще достигнет нормальных размеров пениса мужчины. В этом Фрейд видит причину женского гомосексуализма ("О женской сексуальности "). Такую фиксацию следует рассматривать как отклонение психосексуального развития женщины.

Вариант нормального психосексуального развития маленькой девочки в изложении Фрейда выглядит не менее фантастичным:

«Но ребенок женского пола учитывает свой актуальный дефект не как половой характер, а объясняет его тем, что некогда раньше он обладал таким же большим членом и затем потерял его вследствие кастрации. Он не распространяет этого вывода с себя на других, взрослых женщин, а предполагает, совсем в духе фаллической фазы, наличие у них больших и неповрежденных, то есть мужских, гениталий.»
(“Гибель Эдипова комплекса ”. Фрейд)

У девочки, смирившиеся с ужасной потерей, еще остается убеждение, что у любимой матери должен наличествовать полноценный пенис , как у всех "нормальных" людей. Но маленькую девочку на пути ее психосексуального развития ждет еще одно страшное разочарование, которое заставляет ее отвернуться от матери:

«Отход от матери происходит, правда, не сразу, так как девочка считает кастрацию сначала своим индивидуальным несчастьем, она лишь постепенно распространяет ее на другие женские существа и, наконец, также на мать. Ее любовь относилась к фаллической матери ; с открытием того, что мать кастрирована , она отказывается от нее как от объекта любви, так что берут верх. Таким образом, это означает, что открытие отсутствия пениса обесценивает женщину в глазах девочки, как и мальчика, а позднее, возможно и мужчины.»
(“О женской сексуальности ”. Фрейд)

Девочка оказывается разочарованной в своей матери, которая, как выясняется, также как и она, уже кастрирована. Более того, по мнению Фрейда «девочка считает мать ответственной за отсутствие пениса и не может простить ей этой своей обделенности« (“Введение в психоанализ ”).

«…В качестве сильнейшего мотива к отходу от матери возникает упрек в том, что она не наделила ребенка правильными гениталиями, то есть родила девочкой
(“О женской сексуальности ”. Фрейд)

И тогда маленькая девочка обращается к отцу, счастливому обладателю пениса ‒ предмету "общечеловеческого достоинства".

«Желание, с которым девочка обращается к отцу, это ведь первоначально желание иметь пенис, в котором ей отказала мать и которого она ждет от отца. Но женская ситуация восстанавливается только тогда, когда желание иметь пенис замещается желанием иметь ребенка , …а затем и мужчину как носителя пениса и дающего ребенка»
(“Введение в психоанализ ”. Фрейд)

Так, по мнению Фрейда, девочка встает на путь зрелой сексуальности, заменяя желание обрести пенис желанием заполучить ребенка.

А открытая девочкой позже «вагина приобретает ценность как » (“Инфантильная генитальная организация ”. Фрейд). У женщины оказывается только одна альтернатива развития собственной сексуальности: желать заполучить себе пенис в процессе полового акта или «отказаться от фаллической деятельности и, тем самым, от сексуальности вообще…» (“О женской сексуальности ”).

Кастрационный комплекс

«Эдипов комплекс мальчика, когда он желает свою мать, а отца хотел бы устранить как соперника, развивается из фазы его фаллической сексуальности. Но угроза кастрации принуждает его отказаться от этой установки. Под влиянием опасности потерять пенис Эдипов комплекс оставляется, вытесняется и в наиболее нормальном случае разрушается до основания, а в качестве его наследника вступает в силу строгое Супер-Эго.»
(“Введение в психоанализ ”. Фрейд)

По мнению Фрейда, когда у мальчиков Эдипов комплекс уже закачивает свое существование, у девочек он только начинается :

«У девочки происходит почти противоположное. Комплекс кастрации подготавливает Эдипов комплекс, вместо того чтобы его разрушать, под влиянием зависти к пенису нарушается связь с матерью, и девочка попадает в эдипову ситуацию как в какую-то гавань. С устранением страха кастрации отпадает главный мотив, который заставляет мальчика преодолеть Эдипов комплекс. Девочка остается в нем неопределенно долго и лишь поздно, да и то не полностью освобождается от него.»
(там же)

Опишем предысторию девочки подробнее. Как уже говорилось в двух предыдущих статьях, ребенок любого пола в младенческом возрасте формирует (симбиоз) с матерью в силу природы рождения и грудного вскармливания. Исходя из концепции как сексуальной энергии, девочка изначально находится с матерью в (Вейко Тэхкэ), то есть изначально у девочки формируется негативный Эдипов комплекс , и отец оказывается соперником, отвлекающим внимание матери. Далее, по Фрейду, девочка обнаруживает свою "кастрированность", а потом "кастрированность" матери, и сменяет свою привязанность с матери на отца. То есть, по Фрейду, получается, кастрационный комплекс девочки формирует позитивный Эдипов комплекс , при этом с некоторым запаздыванием относительно мальчика: когда мальчик вследствие угрозы кастрации отказывается от матери и выходит из эдиповой стадии развития, девочка вследствие обнаружения собственной "кастрированности" только вступает в Эдипов комплекс.

«Эдипов комплекс девочки является гораздо более односторонним, нежели Эдипов комплекс маленького обладателя пениса…. [У девочки] отказ от пениса происходит не без попытки вознаграждения себя. Девочка переходит символическим путем от пениса к ребенку , ее Эдипов комплекс выражается до сохраняющегося в течение долгого времени желания получить в подарок от отца ребенка, родить ему ребенка.»
(“Гибель Эдипова комплекса ”. Фрейд)

Получается, по Фрейду, желание девочки в эдипов период существенно отличается от желания мальчика. Если мальчик «желает свою мать» , то для девочки объектом желания, по Фрейду, получается, не сам отец, а только его пенис .

Исходя из этой концепции можно сделать вывод, что для взрослой женщины ребенок является только суррогатом пениса .

Супер-Эго

Как мы уже разобрали в статье , по мнению Фрейда, страх кастрации побуждает мальчика отказаться от инцестуозных притязаний на мать. А как же девочка преодолевает эдипово желание, если ей уже нечего терять ? Ведь «нельзя говорить о кастрационной тревоге в настоящем смысле тогда, когда кастрация уже совершена» (“Торможение, симптом, тревога ”. Фрейд).

В этой связи, Фрейд вспоминает , которое "забыл" упомянуть в качестве меры воспитания мальчиков.

«Маленькая девочка, которая считает себя любимицей, предпочитаемой отцом, должна пережить однажды строгое наказание , наложенное отцом, и чувствовать себя сброшенной с небес.»
(“Гибель Эдипова комплекса ”. Фрейд)

Преодолению Эдипова комплекса у девочки способствуют все другие факторы воспитания, которые Фрейд отнес к в преодолении Эдипова комплекса у мальчика. Разница заключается в эффективности , потому что, только страх кастрации, по мнению Фрейда, «становится самой мощной движущей силой дальнейшего развития» (“Введение в психоанализ ”).

«С устранением страха кастрации отпадает и весьма веский мотив для образования … Эти изменения ‒ гораздо больше, чем у мальчиков, ‒ являются результатом воспитания, внешнего запугивания , угроз утраты родительской любви
(“Гибель Эдипова комплекса ”. Фрейд)

«В этих условиях должно пострадать образование Супер-Эго, оно не сможет достичь той силы и независимости, которые и придают ему культурное значение»
(“Введение в психоанализ ”. Фрейд)

«Я говорю об этом неохотно, но не могу отделаться от мысли, что нормальный уровень нравственности у женщины ‒ иной. Супер-Эго никогда не будет столь неумолимо, столь безлично и столь независимо от своих аффективных источников, как мы этого требуем от мужчины. Характерные черты, которые критика издавна ставила в упрек женщине, что она менее способна испытывать чувство справедливости, нежели мужчина, что она менее способна подчиняться настойчивым жизненным необходимостям, что она в своих решениях чаще руководствуется нежными и враждебными чувствами ‒ эти характерные черты находят себе достаточное обоснование в вышеприведенной модификации образования Супер-Эго женщины»
(“”. Фрейд)

Кастрационный комплекс у взрослых женщин

Кастрационный комплекс является причиной формирования Эдипова комплекса у девочки, но получается, что для девочки первостепенное значение играет не собственно эдипальная конкуренция в любовном треугольнике, как описывает Фрейд в случае мальчика, а вполне конкретное желание заполучить пенис . С этой "потерей", по мнению Фрейда, многие (если не все) женщины не могут смириться всю свою жизнь.

«…Анализ может показать, что в бессознательном оно осталось и сохранило значительный запас энергии. Желание все таки получить, в конце концов, долгожданный пенис может способствовать возникновению мотивов, которые приведут зрелую женщину к психоанализу…»
(“Введение в психоанализ ”. Фрейд)

К психоанализу, который окажется «бесконечным », как было цитировано .

Такой "дефект" влечет за собой серьезные последствия для самооценки женщины :

«После того, как девочка преодолевает первую попытку объяснить отсутствие у нее пениса понесенным ею лично наказанием и узнает об общераспространенности этого характерного полового признака, она начинает разделять пренебрежение мужчины к полу, имеющему дефект в столь важной части организма…”
(“Некоторые психические следствия анатомического различия полов ”. Фрейд)

Стыдом в связи с «дефектом в столь важной части организма» Фрейд объясняет стыдливость женщин. Даже изобретение ткачества Фрейд приписывает женщинам, объясняя это их стремлением скрыть волосами на лобке упомянутый "дефект" (“Введение в психоанализ ”).

По мнению Фрейда женщины более нарциссичны, чем мужчины, «так что быть любимой для женщины ‒ более сильная потребность, чем любить. В физическом тщеславии женщины все еще сказывается действие зависти к пенису, поскольку свои прелести она тем более высоко ценит, что они представляются ей компенсацией за первоначальную сексуальную неполноценность« (там же).

В связи с отсутствием известного органа, по мнению Фрейда, «зависть и ревность играют еще большую роль в душевной жизни женщины, чем у мужчины. Не то чтобы эти качества отсутствовали у мужчин или они не имели бы у женщины никакого другого корня, кроме зависти к пенису, которой мы склонны приписывать большее значение для женщин.» (там же).

Нежность женщины Фрейд тоже связывает с кастрационным комплексом. «Незначительное участие садистского компонента в сексуальном влечении (что следует, конечно, поставить в связь с утратой пениса) облегчает превращение непосредственных сексуальных стремлений в нежные, заторможенные в смысле достижения цели стремления» (“Гибель Эдипова комплекса ”). Здесь Фрейд подразумевает психологическую защиту : злость, связанная с "утратой" пениса превращается в нежность, обусловленную пассивностью женщины вследствие указанной "утраты". Грубо говоря, "кастрированной" женщине все что остается ‒ это быть нежной.

И социальные интересы у женщин слабее, а способность к влечений меньше, чем у мужчин. (“Введение в психоанализ “)

Отсутствие пениса у женщины, по мнению Фрейда, имеет далеко идущие последствия не только для нее самой, но и для мужчин:

«Известно также, насколько большая доля унижения женщины, жуткого чувства перед ней, предрасположения к гомосексуальности проистекает из окончательного убеждения в отсутствии пениса у женщины.”
(“”. Фрейд)

Так Фрейд объясняет формирование мужского гомосексуализма , как страха и ужаса перед "фактом" существования кастрации. В результате возможность кастрации, и один из мужчин в гомосексуальной паре принимает на себя роль фаллической женщины .

Кажется, что можно сделать вывод, основываясь на этой концепции Фрейда о кастрационном комплексе, что маскулинность и патриархальность культуры является исключительным следствием «явившегося, в конце концов, убеждения в отсутствии пениса у женщины» (“Три очерка по теории сексуальности ”. Фрейд).

«Это все, что я хотел вам сказать о женственности. Разумеется, все это неполно и фрагментарно, да и не всегда приятно звучит. Не забывайте, что мы описали женщину лишь в той мере, в какой ее сущность определяется ее сексуальной функцией. Это влияние заходит, правда, очень далеко, но мы имеем в виду, что отдельная женщина все равно может быть человеческим существом .”

Так Фрейд завершает тридцать третью лекцию “Введения в психоанализ ” Нового цикла, посвященную женской сексуальности, опубликованную в 1933 г, которая подытоживает результаты всех его исследований по проблематике психосексуального развития девочки.

Эта концепция Фрейда о психическом развитии девочки и кастрационном комплексе у женщин является логическим завершением его концепции о , краеугольном камне классического психоанализа. Складывается такое впечатление, как будто Фрейду было некуда деваться: введя понятие , он был вынужден логически прийти к параллелям примата фаллоса у девочек , не обращая внимания на абсурдный параллелогизм своих выводов. Но, учитывая тот полет фантазии, который продемонстрировал Фрейд в описании кастрационного комплекса у взрослых женщин, приходится согласиться с Фроммом, что этот «комплекс немыслимых вещей заключался в буржуазной и авторитарнопатриархальной установке Фрейда» (“Величие и ограниченность теории Фрейда ”). Возможно, не последнее значение в его пренебрежительном отношении к женщинам сыграло , некогда горячо любимой невесте. (Или может ?)

Надо заметить, что фаллоцентризм и, даже, пенис-центризм , описанный Фрейдом, ‒ правда, встречается у мужчин, и женский кастрационный комплекс тоже не является редкостью (чему будут посвящены другие мои ). Поэтому жаль, что этот «комплекс немыслимых вещей » стыдливо опускается во всех учебниках и словарях по психоанализу, а работа Фрейда “О женской сексуальности ” (1931) до сих пор не опубликована в рунете. Ведь чтобы лучше понимать современный психоанализ ‒ нужно знать историю развития психоаналитической мысли!

Первые подробные рассуждения об Эдипове комплексе встречаются в эпохальной работе Зигмунда Фрейда “Толкование сновидений ” (1899). На первой странице книги рукой автора написано: «Нет никакого лекарства против смерти, и против ошибки никакое правило не было найдено» . Будто бы, при публикации этой работы, автор, сомневаясь в верности своих концепций, предварил книгу изречением, дающим ему . Думаю, что и у моего читателя осталось ощущение сомнения в полноте и последовательности теории Эдипова комплекса с точки зрения классического психоанализа. Является ли эта концепция ошибочной или неполной?

© 2017 Александр Павлов психоаналитический психотерапевт

примечания

Говорил: «География ‒ это судьба » . География определяет ход истории, география позволяет государству проводить ту или иную политику.

« эта [фаллическая] фаза, как известно, характеризуется тем, что он умеет доставлять себе наслаждение с помощью своего маленького пениса, связывая его возбужденное состояние со своими представлениями о половых сношениях. То же самое делает девочка со своим еще более маленьким клитором. Кажется, что все онанистические акты происходят у нее с этим эквивалентом пениса, а собственно женское влагалище остается еще не открытым для обоих полов. Правда, есть отдельные свидетельства о ранних вагинальных ощущениях, но их трудно отличить от анальных или от ощущений преддверия влагалища; они ни в каком отношении не могут играть большой роли. Мы смеем настаивать на том, что в фаллической фазе девочки ведущей эрогенной зоной является клитор
(“Введение в психоанализ ”. Фрейд)

« весь ряд мотивировок отхода от матери , которые выявляет анализ: что она не оснастила девочку единственно правильными гениталиями, что она недостаточно ее кормила, заставляла делиться материнской любовью с другими, что она так никогда и не исполнила всех ожиданий любви, и, наконец, что сначала она побудила девочку заняться сексуальной деятельностью [в результате гигиенических процедур], а затем запретила [мастурбировать], ‒ то все они окажутся недостаточными для оправдания конечной враждебности. […] Возможно, получается так, что привязанность к матери должна исчезнуть как раз потому, что она является первой и столь интенсивной … и потому она терпит крушение от неминуемых разочарований и накопленных поводов к агрессии.»
(“О женской сексуальности ”. Фрейд)

«В пику этой попытке объяснения тотчас встает вопрос: почему же мальчикам удается спокойно придерживаться своей, несомненно, не менее интенсивной привязанности к матери? Также быстро готов ответ: потому что им удается покончить со своей амбивалентностью к матери, поместив все свои враждебные чувства в отца. Но,… вообще более осмотрительно будет признаться, что эти процессы, с которыми мы только что познакомились, пока еще далеко не ясны.»
(там же)

«… клитор совсем или частично уступает влагалищу свою чувствительность, а следовательно, и значение. И это одна из двух проблем, которые предстоит решать женскому развитию, в то время как более счастливый мужчина ко времени половой зрелости должен только продолжать то, чему он предварительно научился в период раннего сексуального созревания.»
(“Введение в психоанализ ”. Фрейд)

Чаще называют фаллоцентризмом , в соответствии с фаллической стадией развития, в результате которой развивается кастрационный комплекс. Но Фрейд, хотя и ввел понятие фаллической стадии , если Вы обратили внимание, чаще использует, все же, термин пенис , видимо, подчеркивая этим именно биологическую подоплеку страстей, связанных с кастрацией. Фаллос ‒ греческое слово, а пенис ‒ латинское. Фаллос ассоциируется с мифологией , а пенис ‒ с биологией . Это называют биологизаторским подходом Фрейда, на котором настаивают многие его последователи, при этом, почему-то, предпочитая использовать термин фаллос .

« , что феминисты среди мужчин, но также и наши аналитики-женщины , не согласятся с этими рассуждениями. Они едва ли смогут удержаться от возражения, что такие теории происходят от "комплекса мужественности " мужчины и должны служить тому, чтобы создать теоретическое оправдание его врожденной склонности к принижению и подавлению женщины.»
(“О женской сексуальности ”. Фрейд)

« различия полов полностью отступают на задний план, и мы должны признать, что маленькая девочка ‒ это как бы маленький мужчина
(“Введение в психоанализ ”. Фрейд)

Подавляющее число психоаналитиков ‒ это женщины . Может быть, потому кляйнианский психоанализ самый популярный в России сегодня?

:

«Берегись, моя Принцесса! Когда я приеду, то зацелую тебя до синяков и откормлю так, что ты станешь совсем пухлой. А если ты будешь непослушной, то увидишь, кто из нас двоих сильнее: нежная маленькая девочка, которая плохо ест, или высокий пылкий господин с кокаином в теле.»
(“Жизнь и творения Зигмунда Фрейда ”. Джонс)

Зигмунда Фрейда “По ту сторону принципа удовольствия “ (1920), в которой Фрейд вводит другое ключевое понятие психоанализа ‒ инстинкт смерти . Свою работу Фрейд предваряет эпиграфом Фридриха Рюккерта из “"Макамы" Харири ”: «До чего нельзя долететь , надо дойти хромая » , в котором также чувствуются сомнения автора в оправданности предлагаемой теории. Можно ли сделать из этого вывод, что весь психоанализ построен на « :: Если Вами замечены неточности, ошибки или погрешности в оформлении сайта, просьба сообщить по адресу
:: Google-author



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!