Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Изучение влияния занятий плаванием на организм детей с нарушением зрения. Силовые упражнения на руки при близорукости. Спорт и плохое зрение вдаль: совместимы ли данные понятия

Особенности обучения плаванию детей с патологией зрения

В последнее время число детей с патологией зрения растет. Причина - неблагоприятные социальные, экономические, экологические, наследственные факторы. Проблема реабилитации таких детей, в том числе средствами физического воспитания, прежде всего плавания, достаточно актуальна. Для детей с физическими ограничениями плавание - не только средство укрепления здоровья, повышения двигательной активности, но и фактор адаптации в обществе здоровых сверстников.

Обучение плаванию детей с нарушением зрения имеет особенности, основанные на закономерностях их физического и психического развития. Приступая к работе, мы ставим следующие задачи:

  • укрепление здоровья, закаливание, овладение техникой спортивных способов плавания и навыками ориентировки в водной среде;
  • активизация сохранных анализаторов;
  • коррекция зрительного и слухового восприятия;
  • развитие двигательной и познавательной деятельности;
  • коррекция вторичных отклонений в физическом развитии;
  • предупреждение возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата;
  • развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • увеличение словарного запаса за счет использования новых терминов.

Нашу образовательную организацию посещают дети с разными зрительными патологиями - косоглазие, гиперметрия, миопия, астигматизм и т.д. В том числе есть дети-инвалиды с тяжелой патологией зрения. Мы организовали обучение плаванию детей всех возрастных групп.

Обобщение опыта работы позволяет выделить основные проблемы организации и проведения начального обучения плаванию.

Безопасность занятий.

Каждому ребенку должна быть обеспечена безопасность в течение всего времени его пребывания в бассейне с момента прихода и до выхода его из бассейна.

Инструктор по плаванию, медицинская сестра и воспитатель обеспечивают контроль и страховку за детьми.

Организация учебного процесса.

Основная форма проведения обучения - занятие, продолжительность которого зависит от программного материала для каждой возрастной группы. Оптимальная численность детей на занятии - пять человек.

Перед началом занятий инструктор по плаванию проводит беседы с детьми:

  • правила поведения детей в помещении бассейна;
  • правила поведения детей в бассейне
  • правила по использованию спортивного инвентаря в бассейне.

Инструктор знакомится с медицинскими показаниями на каждого ребенка
и наличием медицинской справки о допуске ребенка к занятиям по плаванию.

Водобоязнь.

Водобоязнь у детей с патологией зрения проявляется чаще, чем у нормально развивающихся. Страх перед водой обычно связан с тем, что дети не видят четко границы бассейна, не могут оценить глубину, плохо видят ориентиры на дне и вдоль бортика. Зачастую наряду с патологией зрения дети страдают задержкой умственного и физического развития. Поэтому подход к решению данной проблемы должен быть строго индивидуальным.

Особенности проявления в водной среде сопутствующих заболеваний.

Сопутствующие заболевания детей с нарушением зрения также диктуют некоторые ограничения.

Например, при сколиозах противопоказаны прыжки в воду; при гидроцефалии чрезмерная нагрузка может вызвать повышение внутричерепного и внутриглазного давления и т.д. Все это должен учитывать инструктор по плаванию. У нас занимаются дети с ЗПР. Им необходима индивидуальная нагрузка.

Дидактические основы плавания ребенка со зрительной патологией.

К проблемам обучения плаванию относятся затруднение восприятия (осязательно-слуховое) учебного материала, отсутствие возможности подражания
и навыка пространственной ориентации в воде. Приходя на занятия, дети снимают очки и традиционные методические приемы показа такому ребенку недоступны. Поэтому для адаптации к непривычной водной среде необходимо применять дополнительно звуковые, осязательные и обонятельные ориентиры, например,
при обучении погружению под воду и доставании предметов со дна бассейна надо использовать крупные и ярко раскрашенные игрушки; для ориентации по краю бассейна можно ставить «ограничители», используя надувные шары или мячи; можно натянуть веревочку с флажками на высоте 2 м., чтобы дети могли ориентироваться по ним, плывя на спине.

Особенности подготовки инструктора по плаванию.

Инструктор по плаванию должен знать особенности физического
и психического развития детей с патологией зрения.

Он обязан владеть основами детской физиологии, анатомии, психологии слабовидящих детей.

Взаимоотношения инструктора с родителями.

Основная задача тренера - убедить родителей, что занятия плаванием
не навредят здоровью ребенка, а, наоборот, помогут ему быть физически сильным, крепким. Для этого проводятся консультации, открытые показы занятий. Главное - убедить родителей, что их дети в состоянии овладеть теми же умениями
и навыками, что и нормально развивающиеся дети. Можно использовать совместное занятие родителей с детьми. Родителям предлагается выполнить задания на бортике, а детям в воде. Это вызывает чувство совместной деятельности, радость, желание дальше обучаться плаванию. Родители понимают необходимость занятий
в бассейне.

Медицинский контроль.

Инструктор по плаванию обязан удостовериться в том, что ребенок прошел освидетельствование специалистов (ортопед, невролог, нефролог и т.д.) и имеет допуск к занятиям в бассейне (обязательны медицинская справка о наличии анализов, визуальное освидетельствование ребенка).

Оборудование и инвентарь.

Учитывая особенности зрительного анализатора у детей с глазной патологией (обострение восприятия желто-красного спектра цвета), необходимо приобретать инвентарь этой цветовой гаммы, предпочтительно с рельефной поверхностью. Дети уверенно чувствуют себя, если у них в руках функциональный инвентарь (доска
для плавания, мягкая палка, надувной мяч).

При близорукости (более 3,0 диоптрий) очки назначают для постоянного ношения. В бассейне дети их снимают. Исходя из этого, инвентарь должен быть крупным, ярким и контрастным, предпочтительно желто-оранжево-красного цвета.

При косоглазии . При этом состоянии практически отсутствует бинокулярное зрение. Детям трудно определить удаленность предмета, его объем, выполнить команду «Попади мячом в цель». Поэтому используются легкие надувные и ярко окрашенные мячи, обручи разных размеров.

Для ориентировки в пространстве используется яркая и контрастная разметка на бортиках и дне чаши бассейна, а также в пространстве, расположенном над чашей бассейна. Развешенные над чашей бассейна флажки, яркие игрушки помогут увидеть границы и определить правильное направление движения в воде, если ребенок выполняет упражнения в положении лежа на спине.

Занятия по обучению плаванию мы строим по «Программе от 2 до 7 лет», основанной на методике одновременного обучения, разработанной Т.А. Протченко.

Эта методика предусматривает упражнения, помогающие ребенку быстро освоиться в водной среде, позволяет сократить время формирования плавательного навыка, знакомит детей со всеми спортивными способами плавания.

Влияние специфических упражнений на физические качества детей с нарушением зрения

дипломная работа

ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1 Влияние специальных физических упражнений на физические качества детей с нарушением зрения

Ребенок с нарушением зрения - термин, касающийся как незрячих, так и слабовидящих. Незрячих делят на тотально слепых и детей с остаточным зрением. Слабовидящие дети по состоянию зрительных функций разнообразны. Это обусловлено, прежде всего, клиническими формами и степенью их глазной патологии. Слабовидящими считают людей, имеющих остроту зрения от 0,2 до 0,6. К данной категории относятся дети со следующими заболеваниями: близорукость, дальнозоркость, косоглазие, астигматизм, альбинизм, амблиопия, нистагм, микрофтальм, дети с монокулярным зрением, а также с нарушениями центрального и периферического зрения и др .

Органические расстройства зрительного анализатора, нарушая социальные отношения, изменяя статус ребенка со зрительной недостаточностью, провоцируют возникновение у него ряда специфических установок, опосредованно влияющих на психическое развитие ребенка со зрительной депривацией. Неудачи и трудности, с которыми ребенок сталкивается в обучении, в игре, в овладении двигательными навыками, пространственной ориентировке, вызывают сложные переживания и негативные реакции, проявляющиеся в неуверенности, пассивности, самоизоляции, неадекватном поведении и даже агрессивности. Многим детям с нарушением зрения присуще астеническое состояние, характеризующееся значительным снижением желания играть, нервным напряжением, повышенной утомляемостью .

Из-за недостатка зрения нарушено непроизвольное внимание (узкий запас знаний и представлений). Снижение произвольного внимания обусловлено нарушением эмоционально-волевой сферы и ведет к расторможенности - низкому объему внимания, хаотичности, т. е нецеленаправленности, переходу от одного вида деятельности к другому, или, наоборот, к заторможенности детей, инертности, низкому уровню переключаемости внимания.

Рассматривая специфические особенности памяти слабовидящих, А.Г. Литвак отмечает, что дефекты зрительного анализатора, нарушая соотношение основных процессов возбуждения и торможения, отрицательно влияют на скорость запоминания. Быстрое забывание усвоенного материала объясняется не только недостаточным количеством или отсутствием повторений, но и недостаточной значимостью объектов и обозначающих их понятий, о которых дети с нарушением зрения могут получить только вербальное знание.

У детей с депривацией зрения ослаблены зрительные ощущения, а восприятие внешнего мира ограничено. Эти затруднения сказываются на степени полноты, целостности образов отображаемых предметов и действий, но они могут только изменить тип восприятия, но не влияют на физиологический механизм восприятия.

Дети с нарушением зрения не имеют возможности воспринимать окружающую ситуацию в целом, им приходится анализировать ее на основании отдельных признаков, доступных их восприятию. У детей с нарушением зрения сужены понятия об окружающем мире (особенно у детей младших классов), суждения и умозаключения могут быть не вполне обоснованы, так как реальные субъективные понятия недостаточны или искажены .

Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведет к снижению двигательной и познавательной активности. У некоторых детей отмечается значительное отставание в физическом развитии.

Наиболее выраженные отклонения у детей с нарушением зрения в старшем школьном возрасте: длина тела у них меньше на 5-5,5 см по сравнению с нормально видящими сверстниками, масса тела на 6-7% ниже, окружность грудной клетки в среднем на 4 см меньше, чем у нормально видящих. Мышечная сила значительно ослаблена, движения угловаты, медленны и нерешительны, наблюдается нарушение статического и динамического равновесия.

Нередко дети с нарушениями зрения поступают в школу с уже стойкими нарушениями осанки, с круглой спиной, усилением грудного кифоза и уплощением поясничного лордоза, сколиозом, плоскостопием и т.д. При нарушении осанки и деформации позвоночника грудная клетка видоизменяется, снижается жизненная емкость легких, что в свою очередь приводит к заболеваниям органов дыхания и сердечно-сосудистой системы.

К сопутствующим заболеваниям, встречающимся у детей с нарушением зрения, относятся: общее недоразвитие речи (ОНР) разных уровней, сопровождающееся различными типами дизартрии, недоразвитие письменной речи смешанного характера (разные виды дисграфии), соматические заболевания, задержка психического развития, детский церебральный паралич, минимальная мозговая дисфункция (ММД) ММД -- часто встречающееся заболевание. Оно характеризуется негрубым поражением центральной нервной системы, сопровождается мышечной дистонией -- неуклюжестью, неловкостью, скованностью в движениях, трудностями в освоении письма, точности моторики .

Таким образом, дети с депривацией зрения нуждаются в профилактической и коррекционной работе, направленной на нормализацию двигательных функций. Эта работа должна предусматривать комплексный характер, т. е. оказывать положительное влияние на все ослабленные функции ребенка, обеспечивая наилучшие условия его жизнедеятельности и развития.

К общим задачам адаптивного физического воспитания в специальных (коррекционных) школах относятся :

Воспитание гармонически развитого ребенка,

Укрепление здоровья;

Воспитание волевых качеств;

Обучение жизненно важным двигательным умениям, навыкам;

Развитие физических качеств быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости.

К специальным (коррекционным) задачам относятся:

Охрана и развитие остаточного зрения;

Развитие навыков пространственной ориентировки;

Развитие и использование сохранных анализаторов;

Развитие зрительного восприятия: цвета, формы, движения (удаление, приближение), сравнение, обобщение, выделение; развитие двигательной функции глаза;

Укрепление мышечной системы глаза;

Коррекция недостатков физического развития, обусловленных депривацией зрения;

Коррекция скованности и ограниченности движений;

Коррекционно-компенсаторное развитие и совершенствование мышечно-суставного чувства;

Активизация функций сердечно-сосудистой системы;

Улучшение и укрепление опорно-двигательного аппарата;

Коррекция и совершенствование координационных способностей, согласованности движений;

Развитие межпредметных знаний;

Развитие коммуникативной и познавательной деятельности и пр.

В современной практике адаптивного физического воспитания для решения как основных, так и специальных (коррекционных) его задач имеется богатый арсенал физических упражнений .

1. Передвижения: ходьба, бег, подскоки.

2. Общеразвивающие упражнения:

Без предметов;

С предметами (гимнастические палки, обручи, озвученные мячи, мячи разные по качеству, цвету, весу, твердости, размеру, мешочки с песком, гантели 0,5 кг и др.);

Частные методики адаптивной физической культуры

На снарядах (гимнастическая стенка, скамейка, бревно, кольца, перекладина, ребристая доска, тренажеры -- механотерапия и т.д.).

3. Упражнения на формирование навыка правильной осанки.

4. Упражнения для укрепления сводов стопы.

5. Упражнения для развития и укрепления мышечно-связочного аппарата (укрепления мышц спины, живота, плечевого пояса, нижних и верхних конечностей).

6. Упражнения на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

7. Упражнения на развитие равновесия, координационных способностей (согласованность движений рук и ног, тренировка вестибулярного аппарата и пр.).

Для совершенствования координации движений используются необычные или сложные комбинации различных движений, упражнения на тренажерах.

8. Упражнения на развитие точности движений и дифференцировки усилий.

9. Лазанье и перелезание (преодоление различных препятствий).

10. Упражнения на расслабление (физическое и психическое), расслабление мышц (релаксация мышц), сознательное снижение тонуса различных групп мышц. Они могут иметь как общий, так и локальный характер.

11. Специальные упражнения по обучению приемам пространственной ориентировки на основе использования и развития сохранных анализаторов (остаточное зрение, слух, обоняние).

12. Упражнения на развитие и использование сохранных анализаторов.

13. Упражнения для развития мелкой моторики руки.

14. Специальные упражнения для зрительного тренинга: на улучшение функционирования мышц глаза; на улучшение кровообращения тканей глаза; на развитие аккомодационной способности глаза; на развитие кожно-оптического ощущения; на развитие зрительного восприятия окружающей обстановки и др.

15. Плавание.

16. Лыжная подготовка.

К вспомогательным средствам физического воспитания относятся: гигиенические факторы (гигиенические требования к процессу обучения, соблюдение режима дня, зрительной нагрузки и т.д.); естественные силы природы. Правильное использование таких естественных факторов природы, как солнце, воздух и вода, оказывающих благоприятное воздействие на физическое развитие, здоровье и закаливание школьников. К гигиеническим факторам относятся все мероприятия, касающиеся сохранения зрения, здоровья школьников .

В процессе адаптивного физического воспитания осуществляются не только общие задачи - развитие, обучение, воспитание, которые совпадают с образовательными задачами здоровых детей и отражены в программных документах, но и специальные задачи. Они имеют коррекционную, компенсаторную, профилактическую, а в случае необходимости, лечебно-восстановительную направленность.

Уроки адаптивного физического воспитания в школах для детей с нарушением зрения варьируются в зависимости от состояния зрения, уровня физической подготовленности и возраста занимающихся. Например, в 1-2-х классах продолжительность подготовительной и заключительной частей по времени больше, чем в 3--4-х классах, затем по мере приобретения двигательного и сенсорного опыта и адаптации организма к физической нагрузке продолжительность основной части урока увеличивается, что позволяет больше времени уделять основным задачам урока.

Адаптивное физическое воспитание строится с учетом индивидуального и дифференцированного подхода к регулированию физической нагрузки, физической подготовленности и сенсорных возможностей детей, а также с учетом эмоциональной насыщенности. Эмоциональность занятий зависит от разнообразия упражнений, от общего тона проведения занятий, интонации и команды преподавателя.

Подвижные игры являются сильнейшим средством всестороннего развития и воспитания незрячих и слабовидящих детей. Ребенок с нарушением зрения любит играть и совершенно так же, как нормально видящий, может играть почти в любую игру, только слабовидящего ребенка надо научить этому, помочь ему овладеть игрой.

Игры должны быть адаптированы к особенностям таких детей. Важным условием организации игр с незрячими и слабовидящими детьми является четкое взаимодействие педагогов, воспитателей и врачей. С помощью данных медицинской диагностики детей следует установить, какие игры противопоказаны, а какие нет Воспитателям и педагогам надо знать содержание игры и ее воздействие на функциональное состояние организма детей, учет отклонений в физическом развитии ребенка. Порой у дошкольников и младших школьников отсутствуют простейшие навыки ходьбы и бега, пространственной ориентировки и самообслуживания. В связи с этим для организации игровой деятельности необходимо учитывать наличие предыдущего опыта зрительно-слухового восприятия предлагаемого материала, состояние остроты зрения ребёнка, уровень физической подготовленности, возрастные и индивидуальные возможности ребенка, наличие навыков пространственной ориентировку место и время проведения игры, интересы детей, а иногда и их настроение .

Если есть необходимость «оживить» детей, заинтересовать игрой, выбирается увлекательная, знакомая детям игра, в которой все могут принять активное участие. И наоборот, если дети возбуждены игра должна быть малоподвижной, спокойной.

В игры могут быть включены упражнения, направленные на формирование правильной осанки :

1) ходьба на носках, руки за голову, локти в стороны, лопатки сблизить;

2) ходьба в полуприседе (спина прямая), ориентируясь на звуковые сигналы, расположенные в разных концах зала;

3) ходьба с круговыми движениями рук назад (голова прямо, соблюдать дистанцию), ориентируясь на звук шагов впереди идущего;

4) легкий бег с сохранением правильной осанки.

Позы, принимаемые детьми в положении стоя в обручах: руки в стороны ладонями вперед; руки к плечам ладонями вперед, лопатки сблизить («уточка»).

1.2 Влияние низких температур на организм человека

Наряду с адаптивной физической культурой при коррекции физических качеств у детей с нарушением зрения, используются также методы оздоровления с применением низких температур, то есть, так называемое закаливание организма. Механизмы терморегуляции у детей, особенно в дошкольном возрасте, еще недостаточно развиты. В процессе закаливания под воздействием пониженных температур тренируются и совершенствуются эти механизмы. Поэтому основное значение в укреплении здоровья детей приобретает именно закаливание.

Закаливание обеспечивает повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Так, при закаливании с помощью холодного воздуха или воды организм начинает терять тепло, что провоцирует формирование механизмов, способствующих сохранению тепла.

При закаливании изменяется кровоток не только в сосудах кожи, но и внутренних органов, а также величина кровяного давления, частота дыхания и сердечных сокращений. При этом повышается обмен веществ, улучшается состояние эндокринной и нервной систем, повышается устойчивость организма ребенка к инфекционным заболеваниям. Кроме того, закаливание способствует формированию у детей принципов и привычек здорового образа жизни, что имеет большое социально-педагогическое значение.

Основные требования к проведению закаливания детей с нарушением зрения:

1. Учет индивидуальных особенностей организма ребенка. При формировании системы закаливания необходимо учитывать состояние здоровья, возраст, климатические условия, развитие подкожно-жировой клетчатки, тип нервной системы, степень закалённости ребенка. Для детей с нарушением зрения начальная и конечная температура воздействующих факторов должна быть на 2-4°С выше, чем для здоровых детей, а темп её снижения более медленным.

2. Постепенность увеличения силы раздражителя означает, что недопустимо в начале закаливания почти мгновенное и глубокое снижение температуры, а также быстрое увеличение продолжительности процедуры. Оно предусматривает несколько вариантов.

Для ослабленных детей с нарушением зрения закаливание можно начинать с участков тела менее чувствительных к холоду (например - рук) постепенно переходя к участкам тела, которые не подвергались холодовому воздействию и поэтому более чувствительны (спина).

Изменение площади поверхности тела, подвергающейся действию закаливающего фактора. (Чаще начинают с дистальных участков, постепенно увеличивая площадь).

Переход от менее интенсивных процедур к более интенсивным: от воздушных к водным, от обтирания к обливанию водой.

Увеличение интенсивности закаливающего фактора: понижение или повышение температуры, увеличение скорости движения воздуха, силы ультрафиолетового облучения.

Увеличение времени действия закаливающего раздражителя-интенсивность закаливающего фактора должна возрастать постепенно, но каждая последующая нагрузка должна вызывать ответную реакцию организма, вегетативные сдвиги: учащение пульса, увеличение глубины и частоты дыхания. Отсутствие этих сдвигов свидетельствует о недостаточном увеличении воздействующего раздражителя.

Изменяя продолжительность проведения холодовых раздражений, можно увеличивать энерготраты ребёнка.

3. Систематическое использование закаливающих процедур во все времена года, без перерывов, т.е. регулярные повторения закаливающих воздействий, которые формируют на базе безусловного рефлекса условно-рефлекторную пульсацию кожных сосудов, что обеспечивает большую устойчивость кожной поверхности к длительному воздействию холода, а регуляция теплоотдачи способствует поддержанию температуры внутренней среды на постоянном уровне. При прекращении закаливающих воздействий условные рефлексы угасают. Оздоровительный эффект закаливающей нагрузки достигается за несколько месяцев (2-3), а исчезает за 2-3 недели, а у дошкольников через 5-7 дней.

Подчиняясь этому правилу, нельзя отменять закаливание даже в случае легких заболеваний детей - следует уменьшать нагрузку или интенсивность раздражителя.

4. Специфичность процессов адаптации обуславливает необходимость соблюдать принцип разнообразия или комплексности средств закаливания. Подразумевается использование разновидности действия одного и того же фактора. Например - полоскание водой горла - местное закаливание и обливание водой стоп приводит рефлекторно к снижению чувствительности носоглотки к холоду.

5. Полиградационность, т.е. необходимость тренировок к сильным и слабым, быстрым и замедленным, а также средним по силе и времени охлаждениям. Чтобы не закреплять узкие стереотипы закалённости, необходимо вырабатывать готовность детского организма реагировать на разные по диапазону колебания факторов. Отмечают феномен "односторонней адаптации", суть которого заключается в том, что если закалять верхнюю часть туловища, то устойчивым к охлаждению становится только торс, но не нижние конечности. В этом случае толерантность к холоду на стопах ослабевает. Поэтому лучше сочетать местные и общие закаливающие процедуры, когда достигается оптимальная устойчивость организма к холоду.

6. Все закаливающие процедуры должны проводиться на фоне положительных эмоций.

Нарушение этих правил приводит к отсутствию положительного эффекта от закаливания, а иногда и к гиперактивации нейроэндокринной системы и последующему ее истощению.

Распространенным видом закаливания является закаливание водой. Его необходимо проводить в комплексе с другими методами, в частности, со световоздушными ваннами и закаливанием солнцем.

Закаливание водой может проводиться как местная или общая процедура. К местным процедурам относят умывание, обтирание, обливание, ванны. Закаливание только тогда эффективно, когда холодной водой обливают теплого ребенка.

К общим методам закаливания относят те методы, при которых происходит хотя бы кратковременный контакт тела со снегом, ледяной водой или морозным воздухом. Промежуточное место между традиционным и интенсивным закаливанием занимают контрастные процедуры. При хронических заболеваниях верхних дыхательных путей у детей, тонзиллите, аденоидах предпочтительнее применять контрастные процедуры.

Еще одним видом закаливания детей с нарушением зрения является плавание. Плавание - одно из наиболее эффективных коррекционно-оздоровительных средств, в работе с детьми с нарушением зрения. Оно является жизненно необходимым навыком для любого человека. Благодаря специфическим условиям водной среды создаются благоприятные условия для формирования осанки, свободных двигательных действий, снимается нагрузка с позвоночник, снижается мышечное и психоэмоциональное напряжение, скованность движений, улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышается жизненная емкость легких, увеличивается интенсивность обменных процессов, активизируется познавательная деятельность .

Основными задачами в обучении плаванию детей младшего школьного возраста с нарушением зрения являются: укрепление здоровья, разностороннее физическое развитие, закаливание, овладение техникой спортивных способов плавания, овладение навыками пространственной ориентировки в водной среде.

Обучение плаванию начинается с формирования навыка пространственной ориентировки в воде, а именно - с ориентировки детей относительно места проведения занятий, определения входа и выхода из воды, глубины в различных местах бассейна. Традиционные методические приемы показа, используемые в обучении нормально видящих детей, незрячему ребенку не доступны. Поэтому применение дополнительных звуковых, осязательных и обонятельных ориентиров поможет адаптации к непривычной водной среде.

Следующий этап обучения технике плавания начинается с разучивания на суше плавательных упражнений имитационного характера, дающих представление о движениях в воде, с последующим переносом разученного умения в водную среду. К ним относятся: «подуй на воду как на горячий чай»; «подбрасывай воду носками ног так, чтобы над носками образовался фонтан», имитация работы ног способом кроль; «мельница» руками вперед, назад; имитация гребковых движений способом кроль лежа на скамейке, с резиновыми амортизаторами и пр. .

Очередной этап обучения плавательным движениям детей с депривацией зрения - формирование базовых навыков: освоения водной среды (ознакомление с гравитационными свойствами воды, овладение водным пространством); погружения в воду; лежания на воде (на всплывание в группировке - «поплавок», согнувшись - «медуза», вытянувшись - «звездочка»), скольжения в положение «торпеда» на груди и спине.

Следующей фазой обучения является разучивание согласования движений руками и ногами (на каждые два гребка руками выполняется шесть движений ногами), согласования движений руками с дыханием (с плавательной доской, без доски), согласования движений руками и ногами с дыханием.

Завершающая фаза обучения - проплыть 25-50 м в полной координации.

Закрепление навыка выполнения того или иного движения у незрячих происходит значительно медленнее, чем у нормально видящих. В связи с этим следует в одном занятии выполнять не более трех новых упражнений. Каждое последующее упражнение следует начинать только после усвоения предыдущего. Не следует забывать об упражнениях на расслабление («медуза»), а также упражнениях на снятие зрительного утомления (быстрое моргание глазами, «звездочка» на спине с закрытыми глазами и др.) .

В работе с незрячими младшего школьного возраста целесообразно использовать игровой и соревновательный методы обучения, способствующие формированию положительных эмоций, ощущению радости, желанию заниматься плаванием. Включение игр, соответствующих тематике конкретного занятия, сюжетно-ролевых игр, свободного плавания в заключительной части урока на протяжении 3--5 мин увеличивают двигательную плотность урока, число повторений и способствуют закреплению формируемых навыков. Таким образом, каждый урок является одним из звеньев ряда уроков, представляющих собой в совокупности единый учебно-воспитательный процесс.

Процесс обучения плаванию можно разделить на три этапа, на первом этапе - ознакомление с водной средой и освоение подготовительных упражнений в воде, второй этап - изучение техники плавания «кроль на груди» и «кроль на спине», третий этап - совершенствование техники плавания изученных способов. После освоения техники плавания способами «кроль на груди и на спине» можно приступать к изучению способов «брасс» и «дельфин».

В целях профилактики травматизма и дифференцировки расстояния следует учить детей определять длину проплываемого отрезка по количеству повторений движений (гребков, ударов ногами и т.д.). Отработке техники движений препятствует боязнь столкновений. В связи с этим целесообразно организовать заплывы на разных дорожках, что позволит занимающимся чувствовать себя более уверенно и сосредоточиться на выполнении изучаемого упражнения.

Как показывает анализ научно-методической литературы, плавание показано всем детям, имеющим нарушение зрения. Однако при некоторых глазных заболеваниях предусмотрены ограничения в прыжках в воду с вышки, трамплина, тумбочки. К таким заболеваниям относятся: миопия высокой степени (выше 6 D), отслойка сетчатки, опухоли мозга и глаза, глаукома, послеоперационный период после замены хрусталика (первые полгода).

Знание специфических особенностей обучения младших школьников с депривацией зрения, правильное применение приемов помощи и страховки позволит тренеру-педагогу помочь детям ознакомиться с новыми условиями занятий (водной средой), освоить базовые плавательные навыки, освоить спортивные способы плавания, а также совершенствовать такие качества, как быстрота, ловкость, выносливость, сила, улучшить деятельность дыхательной системы, предупредить развитие нарушений опорно-двигательного аппарата и пр.

1.3 Анализ программ адаптивного физического воспитания

Адаптивное физическое воспитание является обязательным для всех детей в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)». В настоящее время существуют различные программы по адаптивному физическому воспитанию для детей с нарушением зрения, однако большинство из них - авторские, созданные школьными учителями адаптивного физического воспитания на основе рекомендованных государством примерных программ и прошедшие соответствующую экспертизу. Непосредственное содержание практических занятий с детьми зависит от опыта работы и энтузиазма преподавателя.

Существующая в настоящее время основная примерная программа адаптивного физического воспитания в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях содержит учебный материал с 1 по 9 класс.

В авторской программе Г.И. Гербцовой для учащихся 1 - 4 класса указаны задачи воспитания у учащихся чувства внутренней свободы, уверенности в своих силах и возможностях своего тела. В основную часть урока предлагается включать игры, направленные на развитие воображения детей. С 1 класса предлагается давать задания по физической культуре на дом, а уже в 3 классе предусмотрено обучение детей самостоятельному составлению комплекса разминки.

Программа по физической культуре для учащихся IV - IX класса автора М.Н. Маловой создана с опорой на принципы Специального Олимпийского движения, и предполагает с 5 класса формирование знаний занимающихся о назначении занятий физической культурой, однако не содержит задач формирования мотивов занятий и указаний по способам формирования знаний занимающихся в этой области.

В программе Е.Н. Морсаковой содержится раздел «Формирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни» в котором предусмотрено формирование основ сознательного отношения детей к здоровью и предлагается проведение с детьми имитационных упражнений, помогающих привить интерес к выполнению физических упражнений, рекомендуется проведение кратких бесед, приведения примеров связей с другими изучаемыми предметами. К 4 классу предполагается формирование представлений о личной ответственности за свое здоровье.

Программа В.Н. Мозгового для начальных классов (специальной) коррекционной школы не предусматривает формирование устойчивого отношения к занятиям адаптивной физической культурой, и, как и многие другие программы, не содержит способов и приемов его формирования.

Одновременно с этим, программы для детей общеобразовательной школы, отнесенных к специальным медицинским группам А.П. Матвеева, содержат более широкие и подробные задачи формирования интереса к самостоятельным занятиям физической культурой, а к 11 классу предусматривают овладение учащимися знаниями в области самостоятельного составления комплексов лечебной физической кльтуры, однако программа не содержит методических материалов по решению указанных задач.

В рекомендациях по организации занятий физической культурой в системе специального образования А.А. Дмитриева, содержится примерный план распределения материала для создания в школе специальной «Программы здоровья», представлены способы реализации различных задач по оздоровлению воспитанников, среди которых предложены методы оценки и самооценки, анализа и самоанализа занимающихся, коллективного способа обучения, проблемного обучения, развития познавательной деятельности учащихся.

В целом, содержание большинства существующих в настоящее время программ по адаптивному физическому воспитанию для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений не содержат необходимого блока специальных задач по формированию мотивации к самостоятельным занятиям, осознанного и активного отношения занимающихся к формированию и укреплению потенциала собственного здоровья.

За время учебы в школе, ребенок, имеющий нарушения зрения должен обрести различные социально значимые навыки приспособленности к жизни: общительность, как можно большую самостоятельность, координацию, свободу и ловкость телодвижений, развитые восприятие, воображение и речь, наличие мыслительных процессов. На сегодняшний день проблема подбора средств адаптивной физической культуры, которые были бы содержательными, отличались конкретностью, простотой и наглядностью в работе со слабовидящими и слепыми детьми, остается актуальной.

ГЛАВА II. МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Методика исследования

Диапазон функциональных резервов организма юношей оценивали по результатам следующих проведенных проб: тест скоростных качеств, тест на определение скоростно-силовых качеств, тест на определение подвижности позвоночника, тест на определение силы.

Тест скоростных качеств. Бег на дистанцию 15 м. На дорожке отмечается линия старта и линия финиша. Направление бега должно быть таково, чтобы солнце не светило в глаза бегущему ребенку. Незрячим предлагается бежать на звуковой сигнал (хлопки, свисток, голос учителя, шаги впереди бегущего, т.е. бег за лидером и др.). Время фиксируется секундомером.

Тест на определение скоростно-силовых качеств. Прыжок в длину с места. Ученик прыгает, отталкиваясь двумя ногами с сильным взмахом руками вперед-вверх (для незрячих - осязательный ориентир) и приземляется на обе ноги. Измеряется результат между линией отталкивания и отпечатком ног при приземлении (по пяткам) в см. Засчитывается лучшая из двух попыток. Для незрячих линия отталкивания должна быть осязательно ощутима: резиновый коврик, размеченная линия на полу, слева от которой расположен озвученный мяч и др. Направление места приземления можно отметить звуковым сигналом - метроном, озвученный мяч и пр. Приземление обязательно выполнять на маты. Та группа учащихся, которым противопоказаны прыжки, от данного теста освобождаются.

Тест на определение гибкости позвоночника. Наклон туловища вперед из положения стоя при выпрямленных коленях. Руками необходимо коснуться пола у носков ног (правой ладошкой у правого носка, левой ладонью - у левого носка). Это положение зафиксировать в течение двух секунд. Измеряется максимальная величина наклона. Если ребёнок коснулся пола у носков ног, то ставится нулевая отметка со знаком "+". Если не дотянулся до нулевой отметки, то определяется это расстояние в см и результат засчитывается со знаком "-".

Тест на определение силы. В первую очередь выполняются следующие измерения. 1. Количество подтягиваний на перекладине. 2. Динамометрия ручная - измерение сил (в кг) правой и левой кисти с помощью ручного динамометра в положении стоя. Не разрешается делать резких движений, сгибать и разгибать руку. Засчитывается лучшая из двух попыток. 3. Определение силы мышц спины по продолжительности нахождения в положении "лодочка" (лежа на животе, руки и ноги при этом прямые и подняты от пола). Секундомер включается в момент поднятия рук и ног от пола и выключается в момент их опускания. Результат засчитывается в секундах. При выполнении этого теста следить, чтобы дети не задерживали дыхание.

Также проведено медико-биологическое тестирование, с использованием следующего инвентаря: весы, ростомер, секундомер, сантиметровая лента, спирометр, становый динамометр, ручной динамометр. велоэргометр.

Измерялись следующие антропологические показатели: рост, вес, экскурсии грудной клетки, ширину таза, окружности грудной клетки на вдохе и выдохе, в паузе, силу мышц кисти и спины, жизненную емкость легких, жизненный индекс.

Рост стоя измеряют ростомером или антропометром.

Окружности тела измеряются сантиметровой лентой, которая должна достаточно плотно прилегать к телу.

Окружность груди определяется при вдохе, выдохе во время паузы.

Сила мышц кисти измеряется ручным динамометром. Динамометр с предельным усилием, но без рывка и каких-либо дополнительных движений сжимается рукой, отведенной в сторону. Измерение повторяют дважды.

Силу мышц спины (становую силу) измеряют только у мужчин с помощью станового динамометра. Измерение повторяют 2 раза.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) измеряется с помощью спирометра. Измерение ЖЕЛ повторяют несколько раз с интервалом 0,5 - 1 мин. до тех пор, пока не будут получены два одинаковых результата. Измеренная таким образом величина ЖЕЛ называется фактической и выражается в единицах объема - миллилитрах.

Жизненный индекс характеризует функциональные возможности дыхательного аппарата. Он определяется путем деления жизненной емкости легких (в мл) на вес тела (в кг), т. е. рассчитывается, какой объем легких приходится на 1 кг веса тела.

Педагогический эксперимент проводился с целью проверки выдвинутой гипотезы. Формирующий эксперимент предусматривал изучение влияния разработанного комплекса специальных физических упражнений на развитие физических качеств слабовидящих детей младшего школьного возраста.

Математическая обработка результатов. Полученные данные подвергались математико-статистической обработке. Были определены: среднее арифметическое, среднее квадратическое отклонение (стандартное отклонение), стандартная ошибка средней арифметической, коэффициент вариации, t расчетное для несвязанной и связанной выборки.

Для статического анализа использовался t - критерий Стьюдента.

tkp = 2,2 - для связанных выборок и tkp = 2,0 - для несвязанных выборок. Если tp > tkp, то различия между двумя средними показателями группы являются достоверными.

2.2 Организация исследования

В ходе работы было проведено экспериментальное исследование детей с нарушением зрения. Возраст детей от 9 до 10 лет. Количество испытуемых составляло две группы - основную (8 человек) и контрольную (8 человек). Всего - 16 человек. Основную группу составили дети, которые проходили курс лечебной физической культуры. В контрольную группу были включены 8 детей, которые не занимались лечебной физической культурой. Пол испытуемых - мужской. Занятия проводились с учетом предусмотренного учебного плана 4-5 раз в неделю по 40 минут во внеурочное время.

Эксперимент проводился в течение 6 месяцев и состоял из 3 этапов:

I этап включал в себя подготовку к эксперименту. На данном этапе был проведен анализ научно-методической литературы, разработан и уточнен план работы, проанализированы медицинские карты детей. Также были сняты показатели, характеризующие функциональное состояние внешнего дыхания, дана первичная оценка функциональным возможностям респираторной системы. Начаты занятия лечебной гимнастикой по экспериментальной методике.

II этап включал проведение промежуточного исследования показателей физического развития и физической работоспособности детей и была дана их оценка.

III этап включал проведение заключительного исследования и оценку функциональным возможностям организма юношей.

На первом этапе эксперимента для оценки эффективности реабилитационных мероприятий было проведено обследование пациентов контрольной и экспериментальной групп в начале и конце эксперимента.

В ходе наблюдения за детьми в основной группе, а также изучения медицинских карт, было выявлено присутствие детей с разной остротой зрения: тотально слепые, частично зрячие, с нарушением полей зрения, со светоощущением, со светобоязнью.

Также было выявлено наличие в группе детей с сочетанной патологией, то есть различные нарушения осанки, плоскостопие и т.д.

Наблюдая за детьми, были выявлены неблагоприятный период дошкольного воспитания, не способствующий познавательной и двигательной активности на основе сохранных анализаторов, отсутствие у детей опыта осязательно-слухового восприятия учебного материала.

На занятиях присутствуют следующие формы двигательной деятельности детей: упражнения, направленные на формирование правильной осанки, на развитие координации движений, на овладение навыками пространственной ориентировки, на развитие сохранных анализаторов; спортивные праздники для закрепления двигательных навыков; сюжетно-ролевые игры; зачетные упражнения - сдача программных нормативов с занесением данных в карту динамики физического развития; закаливающие упражнения - утренняя зарядка, плавание, занятия на лыжах, катание на санках, подвижные игры на свежем воздухе, физкультурные минутки на общеобразовательных уроках.

Использовались методы разностороннего влияния на организм. В частности, ходьба простая и усложненная (с остановками, изменением направления); упражнения, способствующие повышению обменных процессов (бег с изменением темпа); общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами; танцевальные упражнения; простейшие упражнения в равновесии и координации движений; сочетание упражнений на дыхание и расслабление; упражнения на формирование правильной осанки; на формирование пространственных представлений; упражнения на использование и развитие сохранных анализаторов.

Решаются следующие основные задачи:

1) освоение основных двигательных умений и навыков, предусмотренных программой;

2) ликвидация недостатков физического развития с учетом индивидуального и дифференцированного подхода. В положении лежа, сидя или стоя выполнять упражнения: для мышц живота и спины, улучшающие дыхательную функцию; в лазании и перелезании; в равновесии; зрительная работа у зеркала, тактильная у гимнастической стенки; для профилактики плоскостопия; на расслабление; для укрепления мышц глаза; для нормализации подвижности позвоночника (самовытяжение и смешанные висы); для развития мелкой моторики руки. Кроме этого предусматриваются также индивидуальные и специальные задания с учетом специфических особенностей развития аномального ребенка. Занятия на тренажерах (механотерапия) для развития вестибулярного аппарата и предупреждения плоскостопия. Используются адаптированные подвижные игры и сюжетно-ролевые игры с корригирующей направленностью.

В заключительной части предусматривается снижение физиологической нагрузки, нормализация деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, введение облегченного исходного положения. Снятие утомления, закрепление сформированных в основной части урока навыков, переход к дальнейшему включению учащихся в режим дня. Эти задания выполняются путем упражнений на внимание, для глаз, на расслабление, дыхательных, ритмических и танцевальных, ходьбой в медленном темпе, играми малой интенсивности ("Тише едешь - дальше будешь"), выполнение задания на внимание (десять шагов вперед, 9 - назад, 9 шагов вперед, 8 - назад и пр.).

В связи с вышеизложенным, на занятиях ЛФК с патологией зрения необходимо учитывать следующие основные специфические особенности урока: - На протяжении всего урока воспитание и закрепление правильной осанки должно проводиться при условии сознательного освоения детьми правильного положения тела, позы и ходьбы.

Были проведены комплексы упражнений (Приложение 2):

1. Упражнения общеразвивающей направленности.

2. Дыхательные упражнения.

3. Специальные упражнения для глаз.

4. Упражнения для коррекции осанки.

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

3.1 Исследование и оценка уровней показателей физического развития детей с нарушением зрения за период обучения в начальной школе

Нами было проведено исследование уровней показателей физического развития детей с нарушением зрения в экспериментальной и контрольной группе за период обучения в начальной школе. Общие результаты обеих групп отражены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты тестирования основной и контрольной групп до эксперимента

Для наглядного сравнения основной и контрольной групп, представим данные в диаграмме на рисунке 1.

Рис.1. Сравнение результатов тестирования основной и контрольной групп до эксперимента

Как видно на рисунке 1, в контрольной группе показатели по скоростным качествам (22,4±2,1 сек) выше, чем в экспериментальной 20,6±1,8 сек. В результате тестирования учащихся на скоростно-силовые качества выяснилось, что в контрольной группе средний показатель равен 139,0±15,2 см, а в экспериментальной группе 130,0±14,3 см. По развитию подвижности позвоночника (по результатам теста на определение подвижности позвоночника) показатели контрольной группы (20,8±3,2 раза) выше экспериментальной (19,7±3,7 раза) на 1,1. Тест на определение силы выявил результаты в экспериментальной группе 288,0±44,1 см, и контрольной группе - 293,1±58,5 см. Таким образом, показатели развития физических качеств в контрольной группе несколько выше, чем в основной.

Таблица 2. Антропометрические показатели тела мальчиков основной и контрольной группы до эксперимента

В результате было выявлено, что в контрольной группе показатели выше. На рисунке 2 можно сравнить показатели в обеих группах.

Рис.2. Антропометрические показатели тела мальчиков

Следующим этапом было измерение физиометрических показателей организма обеих групп. Результаты отражены в таблице 3.

Таблица 3. Физиометрические показатели организма контрольной и основной групп до эксперимента

Ощущение полноты жизни при нарушении зрения связано с переживаниями, возникающими у детей при выполнении совместной деятельности с другими людьми, в чувстве значимости для других, в получении впечатлений от разных явлений, в доверии ближним, в принятии окружающего мира как источника добра. Организация занятий адаптивным спортом для детей с нарушениями зрения, особенно при условии возможности проводить тренировки за рамками школьного спортзала - практически единственный путь к расширению сферы общения занимающегося, знакомства с новыми людьми и условиями деятельности, получения новых впечатлений и двигательного опыта.

3.2 Исследование и оценка динамики уровней показателей физического развития детей с нарушением зрения после занятий адаптивной физической культурой

После проведения комплекса занятий для детей с нарушением зрения с применением специальных физических упражнений, вновь были проведены такие же измерения, что и до эксперимента в обеих группах.

Можно сделать вывод, что в результате проведенного эксперимента была выявлена положительная динамика двигательных качеств у детей с нарушением зрения. Результаты отражены в таблице 4.

Таблица 4 Сравнение результатов тестирования после эксперимента

Методика

Основная группа

Контрольная группа

До эксперимента

После эксперимента

До эксперимента

После эксперимента

Тест скоростных качеств

20,6±1,8 сек

20,7±1,5 сек

22,4±2,1 сек

21,2±1,1 сек

Тест на определение скоростно-силовых качеств

130,0±14,3 см

146,6±16,1 см

139,0±15,2 см

146,0±16,2 см

Тест на определение подвижности позвоночника

19,7±3,7 раза

23,0±3,8 раза

20,8±3,2 раза

23,8±3,2 раза

Тест на определение силы

288,0±44,1 см

324,7±64,7 см

293,1±58,5 см

320,1±60,5 см

Для более наглядного сравнения положительной динамики, можно представить ее в виде диаграммы на рисунке 2.

Рис.2. Результаты тестирования после эксперимента

После эксперимента снова были измерены антропометрические показатели тела мальчиков основной и контрольной группы.

Можно сделать вывод, что после проведенных занятий в экспериментальной группе средний показатель увеличился на 0,1. Показатель равен - 20,7±1,5 сек. В контрольной группе показатель ухудшился с 22,4±2,1 сек на 21,2±1,1 сек. По результатам теста на определение скоростно-силовых качеств выяснилось что в основной группе показатели значительно улучшились на 16,6 см. Было - 130,0±14,3 см, стало - 146,6±16,1 см. Улучшились и в контрольной группе с 139,0±15,2 см на 146,0±16,2 см. Тест на определение подвижности позвоночника показал также положительную динамику в обеих группах: в основной - с 19,7±3,7 разана 23,0±3,8 раза, в контрольной - с 20,8±3,2 раза 23,8±3,2 раза.

Занятия адаптивной физической культурой также положительно повлияли на силовые качества воспитанников. В основной группе показатели улучшились с 288,0±44,1 см на 324,7±64,7 см, в контрольной - с 293,1±58,5 см на 320,1±60,5 см.

Таблица 5. Антропометрические показатели тела мальчиков основной и контрольной группы после эксперимента

Показатели

Основная группа

Контрольная группа

До эксперимента

После эксперимента

До эксперимента

После эксперимента

Длина тела, см

Масса тела,

Плавать в контактных линзах. Что же делать? В обычных очках еще никто не купался, линзы запрещены, а плавать хочется! Значит, знакомимся с информацией о контактных линзах и альтернативных вариантах для глаз, чтобы наслаждаться плаванием.

Опасность линз при плавании

Следует избегать плавания в , чтобы предотвратить бактериальное заражение глаз. Плавание в линзах может привести к инфекции глаз, раздражению и к болезням, потенциально угрожающим зрению, в частности, к поражению роговицы.

Эксперты настаивают на том, что контактные линзы не должны подвергаться воздействию воды, в том числе водопроводной и воды в плавательных бассейнах, океанах, озерах, горячих джакузи и душевых кабинах.

Вода является средой обитания для бесчисленных вирусов и опасных микробов. Один из наиболее серьезных — акантамеба (Acanthamoeba) может прикрепиться к контактным линзам и повредить роговицу, которая в итоге воспаляется. Заболевание акантамебный кератит связано с ношением контактных линз во время плавания и может привести к длительной потере зрения. А если лечение не помогает, может даже потребоваться пересадка роговицы, чтобы восстановить утраченное зрение.

Заболевание акантамебный кератит связано с ношением контактных линз во время плавания и может привести к длительной потере зрения.

Многоразовые линзы в воде

Если вода попадает в глаза с контактными линзами во время купания, вы должны удалить, очистить и продезинфицировать линзы как можно быстрее, чтобы уменьшить риск раздражения глаз и инфекции.

Одноразовые линзы при плавании

Если вы решите поплавать в контактных линзах, — самые безопасные. Они предназначены для ношения в течение одного дня. Такие линзы не нужно чистить и дезинфицировать.

Будет хорошо, если сразу после купания вы избавитесь от одноразовых линз, чтобы обезопасить себя. Промойте глаза с помощью увлажняющих капель или искусственных слез, одобренных для использования при ношении контактных линз. А затем вставьте в глаза другие одноразовые линзы.

Обратитесь немедленно к окулисту, если у вас наблюдается длительное раздражение слизистой оболочки глаз или чувствительность к свету после ношения контактных линз в воде.

Очки для плавания

Если вы собираетесь и при этом плавать, лучший способ уменьшить риск раздражения глаз и инфекции — носить непромокаемые очки для плавания.

Плавание в контактных линзах может вызвать раздражение глаз и даже повредить их. Использование специальных очков для плавания — более безопасный для вас способ ясно всё видеть как над поверхностью воды, так и под водой. Помимо того, что очки для плавания защищают глаза от загрязнений в воде, они снижают риск выпадения линз из глаз.

Очки для плавания по рецепту — еще один хороший вариант. Они изготавливаются на заказ, чтобы исправить аномалии рефракции, что позволяет четко видеть под водой без каких-либо рисков, связанных с плаванием в контактных линзах.

Дополнительное преимущество ношения очков для плавания состоит в том, что вы можете выбрать такие очки с солнцезащитными фильтрами, чтобы избежать вредоносного воздействия солнечных лучей.

Хирургия LASIK и другие альтернативы

Многие люди, особенно те, кто ведут активный образ жизни и занимаются спортом, прибегают к лазерной коррекции глаз, чтобы исправить миопию (близорукость), гиперметропию (дальнозоркость) или астигматизм и прощаются с очками или контактными линзами.

LASIK и другие виды рефракционной хирургии — такие как фоторефракционная кератэктомия и LASEK — изменяют форму роговицы с помощью лазерного луча, управляемого компьютером.

LASIK хирургия — безопасный способ исправить зрение. Большинство людей забывают о том, что когда-то у них было плохое зрение. Однако, как и в любой другой операции, существуют риски и осложнения. Поэтому всё должно быть тщательно рассмотрено доктором, прежде чем проходить процедуру.

Еще одним вариантом является ортокератология или Орто-К — нехирургический способ временно исправить аномалии рефракции и уменьшить зависимость от очков или контактных линз. Орто-К использует специально разработанные контактные линзы, которые изменят роговую оболочку глаза. Вы можете ясно видеть даже после удаления линзы. , что устраняет необходимость носить очки или контактные линзы после пробуждения.

Офтальмолог подскажет вам, что лучше использовать во время плавания, если у вас плохое зрение, и вы подберете оптимальный вариант. Глаза — одно из самых уязвимых мест, и поэтому мы их бережем…Бережем, как говорится, прямо как зеницу ока!

На сегодняшний день занятие спортом и поддержание себя в хорошей физической форме приобретают модную тенденцию. Становится очевидным, что любая физическая активность способна задействовать все процессы человеческого организма, после тренировки которых человек чувствует прилив новых сил, заряжается энергией и довольствуется хорошим настроением. Очень часто, приходя на прием к офтальмологу, пациенты с плохим зрением задумываются о возможности включение спорта в свой ритм жизни без нанесения ущерба их здоровью.

Когда спорт полезен для глаз

В результате последних исследований, проведенных специалистами, было обнаружено, что умеренные физические нагрузки никак не связаны с ухудшением зрения, а наоборот, рекомендованы как эффективное средство, останавливающее прогрессирование недуга. Однако еще со школьных времен помнится, как учеников, страдающих заболеванием глаз, освобождали от занятий физкультуры. Но, как выясняется, они вполне имели возможность заниматься спортом, но только с применением умеренных нагрузок на свой организм. Это объясняется тем, что сидячий образ жизни значительно замедляет циркуляцию крови в организме человека. А это значит, что органы не могут получить достаточное количество питания, что в дальнейшем приводит к серьёзным проблемам здоровья. Занимаясь спортом, человек увеличивает работоспособность всех органов и систем, среди которых задействуется цилиарная мышца глаза, отвечающая за укрепление в нем сосудов. Ведя малоподвижный образ жизни, они обретают вялость и им сложно производить быструю смену фокусного расстояния.

Стоит обратить внимание, что не все физические упражнения способны принести пользу человеку, страдающему заболеваниями глаз. Людям с близорукостью и дальнозоркостью не навредят спортивные занятия средней интенсивности, такие как бег или плавание, где не допускается превышение пульса, уровень которого составляет 140 ударов в минуту. Интенсивные физические упражнения, включающие прыжки и акробатические занятия с использованием гимнастических снарядов, противопоказаны при плохом зрении, так как пульс превышает отметку нормы, что в дальнейшем может вызвать ишемию зрительного органа.

Различного рода спортивные игры будут полезны пациентам, у которых присутствует слабая степень близорукости и гиперметропии. Это могут быть занятия волейболом, настольным теннисом, баскетболом. Активность такого рода заставляет фокус глаз переключаться на далекие и близкие дистанции, происходит концентрация внимания, что положительно сказывается на работоспособности глазных мышц, являясь также профилактикой ухудшения патологии.

Каких нагрузок стоит избегать

При высокой степени глазного недуга, а также возникших осложнениях, физические нагрузки в значительной мере должны уменьшиться. Следует остерегаться занятий чрезмерно резкими и активными видами спорта, куда входят велоспорт, бокс, прыжки, футбол, тяжелая атлетика, горнолыжный спорт, конная езда. Туда же относятся и травмоопасные виды единоборств, приводящие к увеличению как внутричерепного, так и внутриглазного давления.

По мнению специалистов, одними из лучших дисциплин считаются плавание, бадминтон, теннис, которые улучшают кровообращение органов зрения и способствуют работе анализаторов на сто процентов. Также полезными и лечебными свойствами обладают массаж шеи и прогулки на свежем воздухе, где можно совместить приятное с полезным. Не исключены занятия аэробикой и йогой, которые насыщают окуляры кислородом и питательными веществами, а также позволяют улучшить обмен веществ.

Многие люди, несмотря на свою занятость и загруженность, находят свободное время в своем графике, чтобы посетить тренажерный зал или фитнес клуб. Тем, кто страдает недугом глаз не стоит отчаиваться и думать, что для них это вовсе противопоказано. Запрещены лишь высокоинтенсивные тренировки, связанные с большим напряжением и резкими движениями. Также исключены такие действия, как подъем тяжестей, приседания, жим от груди. В частности, это касается тех, кто имеет диагноз близорукость, астигматизм, катаракта и глаукома.

Спорт и очки

Иногда встает вопрос о том, что очки, как средство улучшения зрения, способны иметь ряд недостатков. Они могут помешать в движении, случайно выпасть и разбиться, и даже запотеть при длительной активности. В такой ситуации можно прибегнуть к помощи контактных линз, которые дадут возможность почувствовать себя более комфортно и уверенно. Но, для того чтобы начать заниматься спортом, один лишь выбор удобных линз является недостаточным, следует обязательно проконсультироваться со специалистом, чтобы знать наперед всевозможные риски.

А каким спортом занимаетесь Вы?

Плохое зрение и спорт

Нам еще с детства, на подсознательном уровне внушали, что активно заниматься спортом может только человек, у которого со зрением все в порядке. Даже на уроках физкультуры очкарики всегда были освобождены от занятий. Оснований для такого заключения нет никакого. Более того, пассивный образ жизни, который врачи предлагали людям с плохим зрением, еще больше ухудшал состояние их зрения. Дело в том, что при малой физической нагрузке у человека замедляется нормальная циркуляция крови.

Следовательно, глаза не получают полноценного питания, которое разносится по организму кровотоком. Зрение от этого еще больше приходит в упадок. И ведь не обязательно носить очки, представляющие массу неудобств. Достаточно просто заказать линзы, которые посторонним людям не будут видны. И проблема решится сама собой.

Можно ли заниматься спортом при плохом зрении?

Ответ на этот вопрос однозначен - необходимо обеспечить своему организму полноценную физическую нагрузку. При увеличении уровня циркуляции крови глаза получат необходимое им питание, а глазные и лицевые мышцы обретут нормальный тонус. Однако следует во всем знать меру. Недостаточно просто заказать линзы и пойти играть в регби. Если у вас сильная дальнозоркость или близорукость, то отдайте предпочтение более спокойным видам спорта. Это могут быть йога, плавание, пилатес, бег, спортивная ходьба, лыжи, аэробика, бадминтон.

Занятия более агрессивными и травмоопасными видами спорта могут приводить к чрезмерному напряжению глаз, увеличению давления, в том числе давления внутриглазного. В результате таких занятий глазам может быть причинен вред. Врач-окулист лучше других сможет вам подсказать, какие лучше заказать линзы, и каким видом спорта заняться.

Как контактные линзы могут помочь в спортивных занятиях

Средство, улучшающее зрение спортсменов, не должно мешать ему в движении, отвлекать от основного занятия. Спортсмен должен чувствовать себя максимально комфортно. Именно таким качеством обладают контактные линзы Оазис. Можно перечислить основные преимущества, которыми обладают контактные линзы по сравнению с корригирующими очками:


Спортсмен в линзах прекрасно видит периферическим зрением, что очень важно в некоторых видах спорта. Исключается опасность для глаз, которая может возникнуть в случае разбивания стекол очков. Объекты перед спортсменом наблюдаются практически так же, как и при наличии нормального зрения, без искажений и деформаций. Не нужно беспокоиться, что линзы Оазис случайно выпадут в процессе движения. На линзах не образуется конденсат. Они не запотевают, в отличие от очков.

Контактные линзы также выполняют некоторые полезные функции:

Некоторые виды линз прекрасно справляются с ультрафиолетовым излучением, избыток которого вреден для глаз. Линзы Оазис могут играть роль светофильтров, частично поглощая определенные цвета. В итоге спортсмен более отчетливо видит нужный ему цвет. Становятся популярны однодневные линзы, которым не нужно обеспечивать хранение. Они являются более удобными, чем жесткие аналоги.

Глазные недуги - не причина отказываться от спорта

Но по итогам последних клинических исследований это совершенно неправильно.

Физические упражнения и занятия определенным видом спорта для людей с близорукостью очень важны. Они выполняют такие функции:

способствуют развитию тела в положительном качестве; активируют работу множества функций в организме.

Повышенная работоспособность цилиарной мышцы и укрепление склерой оболочки провоцируются именно правильными физическими нагрузками.

Так проецируется луч

Разрешено или нет заниматься определенным видом физической деятельности, зависит не от наличия болезни, а от стадии ее развития.

Миопия и тренировки в бассейне

Довольно часто больные интересуются, можно ли заниматься плаванием с наличием миопии.

Вода - универсальная среда для тренировок при плохом зрении вдаль

Врачи утверждают, что на слабой или средней стадии развития патологии (до 6 диоптрий) без сопутствующих болезней данный вид физической деятельности разрешается.

Но: тренировки должны быть умеренными при средней форме отклонения в работе оптической системы, чтобы пульс не превышал 140 ударов в минуту.

Лучше отдавать предпочтение тренировкам средней интенсивности

Важно: Сильные нагрузки при плохом зрении вдаль, свыше 6 диоптрий особенно, запрещены, потому что есть риск отслоения сетчатки, что уже грозит слепотой.

При средней интенсивности и регулярности занятий по плаванию можно даже улучшить состояние органов зрения.

Силовые упражнения на руки при близорукости

Пациенты нередко спрашивают у офтальмолога, можно ли при миопии качать руки.

Силовые нагрузки нужно выполнять с осторожностью

Накачивание рук для развития мышц предплечья и трапециевидных возможно только на слабой и средней стадиях развития офтальмологического отклонения.

Этот вид физической активности относится к тяжелым нагрузкам не изначально, а в перспективе, поэтому нужно найти идеальный баланс.

Для того чтобы не навредить глазам и получить эффект от упражнений, стоит увеличивать нагрузку медленнее нормы для здорового человека.

Если все же беспокоит возникающий риск, не лишним будет проконсультироваться с офтальмологом. Доктор уже порекомендует дальнейшие действия.

Помощь тренера - это необходимость

При слаборазвитой миопии подобная физическая активность не вредна глазам. Главное – не сильно усердствовать.

Спорт и плохое зрение вдаль: совместимы ли данные понятия?

Регулярные тренировки много значат для современного человека.

Чтобы тело было в хорошей физической форме, настроение всегда отличным, а внутренние органы функционировали так, как надо, необходимо систематически укреплять организм.

Здоровое питание также много значит

Однако иногда некоторые виды спортивной деятельности противопоказаны по причине нарушения функций организма. Именно поэтому офтальмологи часто слышат вопросы о том, можно ли заниматься спортом при миопии.

Циклические упражнения средней тяжести полезны при миопии и не наносят вреда глазам. Более того, они даже оказывают пользу в ускорении обменных процессов.

К видам спорта, которые разрешены при нарушении глазной функции до 8 диоптрий, относятся:

бег; йога; плавание; лыжный спорт; серфинг.

Легкая атлетика положительно влияет на организм при миопии

Упражнения высокой интенсивности противопоказаны из-за повышенной частоты сердечных сокращений и напряжения, которое негативно сказывается на глазах.

Близорукость и спорт могут сосуществовать, но, если относиться к этому тандему с полной ответственностью и осторожностью.

Важно: Тяжелая атлетика при офтальмологической патологии с отклонением более 4 диоптрий запрещена категорически.

У детей при снижении физической активности и увеличении зрительной может развиться близорукость.

Именно поэтому не стоит запрещать малышу заниматься любимым видом спорта, если у него есть генетическая предрасположенность к данному глазному недугу.

Диагностика играет важную роль

Важно: Если у ребенка уже выявлена близорукость, стоит включить его в особую группу физической подготовки, которая есть в каждой школе.

Правильно рассчитанная нагрузка во время занятий спортом при близорукости приносит пользу и телу и глазам.

Не стоит полностью отказываться от активного образа жизни даже при высоком уровне близорукости.

Йога с индивидуально подобранными занятиями, как и гимнастика, позволят поддерживать тело в тонусе, и не нанесут вред глазам.

Занятия йогой идеально подходят для тех, кто плохо видит вдаль

Консультацию о том, какие именно нагрузки разрешены при разных стадиях заболевания, можно получить у офтальмолога и компетентного тренера в любом спортивном центре.

Также не забывайте делать гимнастику для глаз.

Ознакомьтесь также с видео роликом на данную тему:

Если Вам нужна консультация специалиста, обращайтесь:

  • Категория:

Вода – родная стихия для человека, ведь в ней зарождается жизнь. Плавание дарит не только психологический комфорт, способствует расслаблению. Этот вид спорта благотворно влияет на все группы мышц, работу внутренних органов. В офтальмологии занятия плаванием считаются эффективной терапевтической методикой.

Вода – родная стихия для человека, ведь в ней зарождается жизнь. Плавание дарит не только психологический комфорт, способствует расслаблению. Этот вид спорта благотворно влияет на все группы мышц, работу внутренних органов и систем. В офтальмологии активные занятия в бассейне считаются эффективной терапевтической методикой. Как связано плавание и здоровье органов зрения?

Влияние на детский организм
Каждый третий школьник в России к 5-му классу средней школы имеет нарушения остроты зрения. Кроме генетической предрасположенности, факторами развития нарушений являются:
неправильная осанка;
гиподинамия;
повышенная нагрузка на органы зрения;
стресс, несбалансированное питание.


Плавание эффективно корректирует осанку. Позаботиться о профилактике глазных заболеваний лучше за пару лет до поступления в школу. Регулярные тренировки укрепят мышечный корсет позвоночника, мускулатуру грудной клетки и поясницы. Занятия в бассейне способствуют правильному формированию стопы, служат замечательной профилактикой плоскостопия, одной из причин неправильной осанки у детей.

Активные тренировки заставляют все мышцы работать четко и ритмично. Это улучшает кровоснабжение, в том числе и органов зрения. Во время плавания увеличивается объем легких. Каждый вдох и выдох используется максимально. В организм поступает больше кислорода и тем самым обогащается каждая клетка.
Занятия в воде положительно влияют на нервную систему, снимают стрессы и страхи. Приятная усталость после бассейна способствует глубокому и спокойному сну, полному восстановлению организма. Плавание закаляет, укрепляет иммунитет, способствует правильному и гармоничному развитию тела и внутренних органов, в том числе правильному развитию органа зрения.


Основной причиной потери зрения у взрослых являются повышенные зрительные нагрузки и возрастные изменения. Они сопровождаются ухудшением кровоснабжения, хрупкостью сосудов, снижением их эластичности. Во время занятий в бассейне глубокое дыхание и сокращение мышц ускоряет циркуляцию крови. Давление воды на тело способствует оттоку венозной крови, предупреждению застойных явлений. Снимается перенапряжение с глаз, благодаря укреплению мышц шеи и верхнего плечевого пояса. В результате улучшаются обменные процессы и питание тканей.

Второй причиной проблем со зрением у взрослых являются осложнения серьезных заболеваний таких как, например, сахарный диабет. Американская ассоциация кардиологов связывает напрямую регулярные часовые тренировки в бассейне по три раза в неделю с существенным снижением риска развития остеохондроза, сахарного диабета, гипертонии, эндокринных болезней и проблем с сердцем. В их возникновении немалую роль играют ожирение и недостаток физической активности. Плавание – самая эффективная и щадящая нагрузка. Вода оказывает большее сопротивление по сравнению с воздухом. Для полноценных тренировок в бассейне необходимы существенные энергетические затраты. При этом в воде снимается нагрузка на позвоночник, суставы и кости.

Если Вы еще не уверены, стоит ли посвящать несколько часов в неделю плаванию, то наш ответ категорически утвердителен - да, стоит! Ведь купание это не только положительные эмоции, но и огромная польза для наших загруженных умов, ноющих после тяжелого рабочего дня мышц и ослабленных напряженной работой с гаджетами глаз.




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!