Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Конь в славянской традиции. И. А. Бунин. Святогор. Какую роль выполняет в стихотворении пей­заж «чистого поля»

Какова тема стихотворения? Почему Свято­гор принял «Божию смерть» возле «камня Алаты­ря», который в русском фольклоре изображается как «всем камням отец», как «бел-горюч камень» и наделяется целительными свойствами?

Тема стихотворения — смерть Святого­ра и верность ему его коня. Камень Ала­тырь не только целителен. Он в этом слу­чае обозначает место, на котором героя настигла его судьба.

Какую роль выполняет в стихотворении пей­заж «чистого поля»? Какие звуки нарушают тишину нарисованной поэтом картины? Какое значение приобретает в стихотворении образ каркающего ворона?

Чистое поле, на котором лежит убитый Святогор, — фон героических событий. Завершился бой, умчались враги, над по­верженным героем каркает ворон. Этот звук всегда воспринимается как символ беды, и эту беду не может развеять вер­ный конь. Он вздыхает, он «ревет по-звериному», но хозяин спит непробудным сном.

В стихотворении «Святогор» поэт, изображая богатырского коня, следует традициям русского былинного эпоса. Как он показывает привязан­ность коня своему хозяину?

У богатырей всегда богатырский конь — так и в сказках, и в былинах. Могучий, смелый конь обычно участник всех геро­ических свершений, при этом он всегда предан своему хозяину, и читатели всегда испытывают уважение к надежному това­рищу богатыря-воина. В стихотворении даже есть слова, которые принадлежат верному коню:

Я ль не сытый пшеницею яровой?

Я ль не крытый попоною жаровой?

Мне ль Ивана носить на себе?

Какими чувствами и мыслями делится поэт с читателем в стихотворении «Святогор»?

И. А. Бунин. Святогор. Какую роль выполняет в стихотворении пей­заж «чистого поля»?


На этой странице искали:

  • какова тема стихотворения почему святогор принял божию смерть
  • какими чувствами и мыслями делится поэт с читателем в стихотворении святогор
  • какую роль выполняет в стихотворении пейзаж чистого поля
  • какова тема стихотворения почему святогор
  • почему святогор принял божию смерть

Задачи:

обучающие:

Познакомить с творчеством В.М. Васнецова;

Формировать умение составлять текст с элементами оценки действительности;

Обогащение словарного запаса.

развивающие:

Развивать у детей любовь к искусству;

Развивать творческие способности и воображение;

Развивать речь учащихся.

воспитывающие:

Формировать интерес к героическому прошлому нашего народа;

Способствовать воспитанию у младших школьников патриотизма;

Воспитывать интерес к живописи.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя. Подготовка к восприятию картины.

(Учитель зачитывает отрывок из былины)

Посреди поля чистого,
На закате красна солнышка,
На восходе ясна месяца
На заставу богатырскую
Собирались на походный совет
Славнорусские богатыри.
Думу думали, раздумывали,
По нарядам снарядилися.

Что я сейчас прочитала?

Что такое былина? (Былина – русская народная эпическая песня о богатырях.)

В большинстве былин говорится о делах и обычаях давних лет, о событиях времён Киевской Руси.

На высоких холмах стоял Киев-град. Пахали под Киевом пахари, раздували горны кузнецы, пасли овец пастухи. По берегам Днепра трудились рыбаки. За пригородами и сёлами тянулись дремучие леса. Бродили по ним охотники. А за лесами раскинулись степи. Шло их этих степей на Русь много горюшка. Не однажды пытались овладеть славянской землёй кочевники-степняки на лихих низкорослых конях. Обрушивали они на мирные очаги смертоносные удары, пожарами освещали свой путь в ночи, оставляя раненых и убитых, увозя добро.

Но всегда был крепок духом русский народ, и много доблестных витязей вставало в ту пору на защиту родной земли. Разбросались по краю степи заставы богатырские, маленькие крепости. Без устали разъезжали по степям богатыри, зорко всматриваясь вдаль, оберегая путь на Киев.

Вы на уроках изобразительного искусства тоже говорили о былинных героях и попытались изобразить того человека, который не боялся несметных полчищ врагов. Мне кажется, что вам удалось нарисовать мужественных, преданных Родине, народу защитников.

Вот и художнику Виктору Михайловичу Васнецову очень много сказаний о богатырях рассказывал его отец. Зимой в их дом часто заходили странники, пересказывали истории, сказки, предания. Образы русских богатырей крепко запали в душу мальчика.

Вряд ли найдётся в России человек, который не видел бы картину В.М.Васнецова. В Третьяковской галерее, висит большое живописное полотно, которое стало воплощением всех творческих замыслов художника, его размышлений, частью его жизни. Два десятилетия посвятил он созданию этой картины. Чтобы нарисовать богатырей, художник изучал былины, историю Древней Руси, в музеях знакомился с образцами древнего оружия, одежды наших предков. Спустя много лет художник сказал о своей картине “Богатыри”: “Они были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом. Я обязан был выполнять свои обязанности перед ним так, как их понимал и чувствовал”.

3. Рассматривание картины.

Под музыку “Богатырская застава” В.Кикты ребята рассматривают картину, обращают внимание на одежду и вооружение воинов, на богатырских коней.

4. Беседа по содержанию картины.

Кто из вас знает имена богатырей, изображённых на этой картине? (Дети записывают в тетрадь.)

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович – богатыри.

Ребята, мы всегда говорим, что при передаче текста должны избежать повторов. Давайте сразу поработаем над словами одинаковыми по значению

Как называются такие слова? (Синонимы.)

Синонимы: богатыри – защитники, художник- живописец, нарисовал – изобразил.

Как вы считаете, кто из троих – Илья Муромец? Почему вы так решили?

(Да, в центре на вороном коне – Илья Муромец. Зорко всматривается он вдаль.)

Что можно сказать про Илью Муромца, выражение его лица? (У него спокойное, мужественное лицо.)

Каков возраст Ильи? (Илья самый старший, опытный из богатырей. Густая седая прядь выбилась у него из-под шлема, серебряные нити сверкают у него в бороде.)

Кто вспомнит из былин, как называется предмет, висящий на его руке? (С удивительной лёгкостью держит Илья “палицу булатную сорока пудов” и рука его не сгибается от такой тяжести.)

Что такое палица? (Тяжёлая дубина с утолщённым концом.)

Ученик зачитывает описание Ильи Муромца из былины:

На заставе был богатырь Илья,
Илья Муромец, сын Иванович
Из-под славного города из-под Мурома,
Из того ли села Карачарова,
И конь под Ильёй, словно лютый зверь,
Он сам на коне как ясен сокол…

Какими подвигами прославился Илья в былинах? (Он чаще других стоит на заставе богатырской. Победил Соловья-разбойника, истребил несметные полчища врагов во главе с Калином-царём.)

Запишем в тетрадях те слова и словосочетания, которые помогут вам охарактеризовать Илью Муромца.

Спокойное лицо, седая прядь, в руке копьё, на чёрном мощном коне, золотая цепь.

А теперь послушайте описание богатыря из былины “Добрыня Никитич”. (Читает подготовленный ученик.)

“Растёт Добрыня, в плечах широк, тонок в поясе, брови чёрные вразлёт, соболиные, глаза зоркие, соколиные, кудри русые вьются кольцами, рассыпаются, с лица бел да румян, ровно маков цвет, а силой да ухваткой ему равных нет, и сам он ласковый, обходительный”.

Былины говорят, что Добрыня знатного происхождения, сын рязанского князя. На картине Добрыня выделяется нарядностью одежды и красотой воинского снаряжения.

Что общего в былинном описании богатыря и образе Добрыни на картине?

(Кудри русые вьются кольцами, рассыпаются, глаза зоркие, соколиные, силён, ловок, ухваткой равных нет.)

Теперь запишем в тетрадь слова, которые помогут описать Добрыню Никитича.

Глаза зоркие, соколиные; кудри вьются кольцами; кольчуга серебром блестит; Взгляд пристальный; огромный меч; силён.

По левую руку от Ильи Муромца – самый молодой богатырь Алёша Попович.

Что вы можете сказать о третьем богатыре, Алёше Поповиче?

(Он молод и красив, силён и отважен, весел и лукав. Он с усмешкою, без боязни всматривается в ту сторону, где могут быть враги земли Русской.)

Зачитывается ещё один отрывок из былины.

А и был там Алёша Попович – млад.
Он Добрыне Никитичу крестовый брат,
Что из присна города, из Ростова,
Сын соборного попа ростовского.

Дети записывают в тетрадь.

Молод и красив; весёлый; лукав да хитёр.

Почему на переднем плане картины у ног богатырских лошадей художник нарисовал маленькие сосёнки и ёлочки? Для чего он это сделал? (Чтобы показать силу и мощь богатырей, зритель смотрит на богатырей как бы снизу вверх.)

Теперь в тетрадь запишем слова, которые вам помогут описать природу на этой картине.

Где стоят богатыри на своих конях? (В широкой степи)

Запись в тетрадь: Широкая степь, молодые ёлочки.

Что мы видим на заднем плане картины до самого горизонта? (Тёмные холмы, грозовое небо)

Запишем: Тёмные холмы, грозовое небо.

Какие краски использовал художник, чтобы показать равнину, холмы? (Художник использовал тёмно-фиолетовые, синие, тёмно-зелёные, тёмно-коричневые цвета, которые вызывают чувство тревоги, беспокойства, настороженности: не затаился ли где по близости враг.)

Записываем: Тёмно-зелёные, тёмно-коричневые цвета.

Яркими и нарядными предстают перед нами богатыри. Темно и страшно за ними. Этот приём контраста как бы усиливает мощь героев картины. Под их пристальным, чутким взором ни врагу, ни зверю, ни птице не пробраться, не проскользнуть.

5. Работа над раскрытием замысла художника.

Широка ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулась!
У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов!

Какие слова Никитина можно отнести к картине? (У Руси всегда было много громких подвигов, которые совершили её богатыри, они приносили ей славу во все времена.)

А Васнецов утверждает своей картиной, что богатыри земли Русской всегда готовы:

Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову.

На картине изображены былинные богатыри, но мы вспоминаем их как живых людей, тем более что все эти былинные герои имели в жизни свои прототипы.

Как вы считаете, какие думы и чаяния хотел выразить в картине художник?

(Художник прославляет защитников Родины. Васнецов хочет, чтобы мы все гордились своими героическими предками, помнили о них, любили землю, где родились.)

Такую картину мог создать человек, который очень любил свой народ, свою историю. Картина заставляет людей волноваться, переживать самое хорошее чувство – чувство гордости за Родину.

Л.Н. Толстой так оценил картину в письме к художнику: “Я особенно никогда не задумывался, какие в жизни были наши богатыри, но, увидев Ваши картины, подумал, что именно такими были защитники и поборники родной земли и никакими другими в представлении народа быть не могли”.

6. Работа по составлению плана.

Учитель на доске записывает план описания картины.

  1. Художник, создавший картину “Богатыри”.
  2. Описание защитников: выражение лиц, одежда.
  3. Природа, на фоне которой изображены богатыри.
  4. Мысли и чувства, которые вызывает картина.

7. Работа над первым пунктом плана.

Ребята, всегда бывает трудно начать своё сочинение. Я вам немножко помогу. У каждого из вас на партах лежат карточки. В них возможные варианты начала текста, но с пропущенными словами. Вы сейчас должны внимательно прочитать и вставить подходящие по смыслу слова и словосочетания.

Карточка № 1

Виктор Михайлович Васнецов - ________________. Он написал много картин на тему __________ сказаний, былин. Одна из самых любимых всеми картин - ___________________.

Художник __________ писал её, много лет жизни _________________________.

Карточка № 2

На картине “Богатыри” В.М. Васнецов изобразил ________________. Тема русских богатырей его интересовала давно. Много лет шёл художник к этой картине. В ней он сумел показать ____________.

(Дети самостоятельно вставляют, потом идёт обсуждение.)

8. Итог урока.

9. Домашнее задание.

Устно подготовиться к сочинению.

Лошади на картинах великого русского художника Васнецова - совершенно особенное явление. Тонкий знаток и любитель лошадей, Васнецов через их образы передаёт внутреннюю сущность героев его картин. А учёба в духовном училище, а затем в семинарии не могла не дать великому художнику знание и понимание символики вообще.

К сожалению, современному человеку, который видит лошадей только по телевизору, почти невозможно понять то, что хотел передать художник. Но в то время повсеместной конной тяги люди видели лошадей по сто раз на дню. Поэтому символизм лошадей на картинах Васнецова, Серова и других художников в те времена был для зрителей ясным и прозрачным, хотя бы интуитивно. Попробую, пользуясь своим ненулевым стажем в конном деле, помочь современному зрителю разобраться в некоторых связанных с этим тонкостях.

... Смесью классов,

сословий

и наречий

на рублях колес

землища двигалась.

Капитал

ежом противоречий

рос во-всю

и креп,

штыками иглясь.(с)

Коммунизма призрак по Европе рыскал,
Говорил: «В Париже я расстрелян»…


Работа над картиной «Богатыри» началась в годы, когда Россия, принявшая от Византии историческую эстафету катехона, попыталась выполнить миссию по воздвижению креста над Святой Софией. И отказалась от этой миссии в двух шагах от выполнения.

Поворот русской армии от взгляда на Святую Софию был смертным приговором петербургской империи.

Утомлённый витязь на богатырском белом, но запылённом и уставшем коне оказался на распутье. Прямыми путями никто до него не хаживал. Возвращение назад с прямой дороги закончилось для предыдущих витязей очень плохо. Вон там, чуть впереди, у, как обычно, болота, белеют их косточки. Конь витязя с глубоким интересом разглядывает череп ещё одного погибшего собрата: хорошо утоптанная дорога налево для некоторых закончилась, не успев начаться. Да и пролезешь ли там на богатырском коне через каменный калибратор. А вОроны уже тут как тут. Что имел в виду художник - стервятников, или целых три символа мудрости: мол, трижды подумай, прежде чем свернуть на кривые дорожки?

Но русские называют дорогой то место, по которому собираются проехать. Последовавшие после Берлинского конгресса покушения на царей, духовные метания православных философов, приход призрака коммунизма и обретение им плоти именно у нас, и т.д., и т.п. суть отчаянные попытки снова выйти на пути выполнения предназначения России - быть засовом на двери, защищающей мир от абсолютного зла. Создаётся впечатление, что все долгие годы создания шедевра - более двадцати лет - Васнецов ждал, во что же всё-таки оформятся различные группы российского общества.

Через полтора года после окончания работы над картиной начнётся Англо-бурская война, когда будет окончательно утверждён Британский империализм. Впереди всё яснее и неотвратимее маячила Первая мировая. Посмотрим, в каком состоянии, по мнению великого художника, находится в канун тяжких испытаний российское общество.


Добрыня Никитич - олицетворение дворянства - изображён богатырём, суровым и благородным. Его фигура - воплощение боевого опыта, полной мобилизованности и готовности к бою. Посмотрим, насколько же готова к близким и неминуемым испытаниям его сущность.
Белая лошадь под богатырём-дворянством - это орловский рысак. Эта отечественная универсальная порода лошадей, без сомнения, является достоянием народа России. Она была выведена как для использования в самых различных хозяйственных работах, так и для армии. При разведении особое внимание уделялось обязательному сочетанию особой красоты сложения и движений, силы, выносливости, энергичного темперамента с природными добротой, уравновешенностью, отличной обучаемостью и послушанием. Порода произошла от уникальнейшего жеребца одной из двух чистокровных пород - арабской. И от немецких кобыл. Символично, не правда ли?
У лошади Добрыни большие глаза, большой лоб, что говорит о незаурядном уме. Но готова ли эта лошадь к предстоящим России в 20-м веке испытаниям? К сожалению - нет. Настоящий орловский рысак - лошадь «и в подводу, и под воеводу» - во времена Васнецова выглядел вот так:

Крепыш - мировой рекордист, лошадь столетия

А что же конь, изображённый Васнецовым? Короткий, узкогрудый, мелкие ноздри, маленькая голова, мелкие суставы. Признаки вырождения налицо.

Вы скажете, что тренировками можно поправить природу. Но слишком сухие ноги выдают то, что эта лошадь никогда не знала достаточно тяжёлой работы. А слабо развитая мускулатура и избыток жира говорят не о регулярных тренировках, а об регулярной обильной кормёжке и отдыхе в конюшне. Да, этот конь исполнителен и обучен. Отставленный хвост, поднятая голова, смелый взгляд на врага олицетворяют энергию и готовность. Но уши в разные стороны, чуть опущенная нижняя губа и пустое выражение глаз выдают то, что предстоящее для него - просто рутинная, даже скучная, работа. Чтобы было понятнее, вспомните, например, образы морских офицеров, так колоритно и точно показанных в фильме «Земля Санникова».

А богатырь-дворянство рвётся в бой и уже обнажает меч. Обратим внимание на то, что великий художник меч изобразил обнажённым лишь частично. Не было ли это предвидением того, как поведёт себя офицерство в Гражданскую войну?

Глядя на образ дворянства - Добрыню Никитича - кажется, что враг уже не далее пятидесяти сотни метров.Почему же старший защитников рубежей - Илья Муромец, олицетворяющий народ - так спокоен? Илья внимателен и сосредоточен, но судя по тому, как он вглядывается вдаль - враг ещё далеко. Похоже, враги собираются у границы и делают там очень подозрительные манёвры, но в сторону рубежа богатырей пока двигаться не собираются. Что за спешка у дворянства? Куда оно боится опоздать?

Да, ситуация тревожная. Но если богатыри ожидают именно нападения, то вся фигура Ильи Муромца показывает, что до боя ещё далеко. Посмотрите, как Илья сидит на лошади. Ноги вынуты из стремян, отдыхают. Посадка расслабленная, как будто на отдыхе в кресле. Оружие в походном положении.

По вороному коню богатыря также видно, что враг что-то замышляет, но бросаться в бой пока рановато. Да, конь отметил напряжённость обстановки. Чутко настороженные уши, раздутые ноздри, весь облик коня являют собранность и готовность к немедленному действию. Но враг далеко, и конь, который каждый день много и тяжело работает, зря носиться не собирается.

Но, может, конь Ильи просто слабенький от рождения, мало ел, замучен работой? Или, например, просто туп? Ничего подобного. Да, он не породист, но у него широкая грудь, большие ноздри, крепкие ноги, хорошо развитые мышцы. Видно, что хорошую природу отлично дополняет закалка в каждодневной тяжёлой работе. Вороная же масть, скорее всего, выбрана Васнецовым потому, что вороные горячее других лошадей. То есть масть здесь олицетворяет горячее сердце русского народа. При этом Васнецов изображает вороного добрым и очень умным: большая голова, большие умные глаза, ноздри большой, но изящной запятой. Такие лошади много думают. Он будет стремиться к сотрудничеству, если всадник проявит уверенность и спокойствие. Это настоящий богатырский конь, из тех, что и в подводу, и под воеводу. Он не подведёт ни в работе, ни в бою.

Насколько в согласии Илья-народ и его вороная сущность? Вороной не смотрит на врага, не смотрит на соседей, не смотрит по сторонам. У лошадей зрение не бинокулярное; по правому глазу видно, что вороной на картине смотрит назад - на всадника. Не смотря на всю ажитацию дворянства рядом, напряжённость обстановки вообще и горячую кровь, конь спокойно ожидает команд своего богатыря. Богатырь же, как мы заметили ранее, сидит очень свободно. Более того, любой завсегдатай конюшни сразу скажет, что он нарушает сразу несколько пунктов техники безопасности. В общем, сразу видно, что лошадь и всадник хорошо понимают друг друга и абсолютно друг другу доверяют. При этом бросается в глаза ещё одна странность: уздечка самого управляемого - вороного - коня самая строгая из трёх. У коней дворянского и поповского удила самые простые, поводья тоненькие и пристёгнуты слабенькими застёжками.А у горячащейся дворянской лошади застёжки выглядят даже опасно хлипкими.

При этом поведение вороного говорит о явной избыточной строгости средств управления.Да и богатырь-народ явно не считает их необходимыми: несмотря на напряжённую обстановку и собирающегося куда-то ломануться всадника справа, повод свободно брошен им на шею вороному. Возможно, Васнецов таким хорошо понятным в те времена символом - уздечка - показывает степень воздействия на каждое из сословий со стороны государства.

Враг, похоже, действительно ещё далеко: вороной его отметил, но пока и повернуться в его сторону не посчитал нужным, и даже позволяет себе играть, выгибая шею. А копьё Ильи Муромца предостерегающе загораживает дорогу дворянскому коню: «Мы ведь больше не спасаем Святую Софию? Так для чего теперь нам Константинополь? А потом Берлин ещё завоюем? А зачем мне Берлин? Я туда картошку повезу на базар продавать?»

А что же, по мнению великого художника, представляют собой такие необходимые в канун мировой войны духовные лидеры России - духовенство?
Об этом - в .

Придумали использовать для разведки и преследования врага воинов, посажёных непосредственно на спины лошадей.

В VIII веке этим способом передвижения овладели племена Северного Причерноморья - киммерийцы и скифы .

Сами ассирийцы держались в седле скверно. Для стрельбы они останавливались, а для рукопашного боя спешивались. Скифы же могли стрелять с коня и в движении. Но и их, по современным меркам, едва ли можно признать мастерами верховой езды. До изобретения стремени всадник вынужден был крепко охватывать бока лошади ногами. Посадка получалась очень плотной - на седалище всадника передавались все колебания, которые претерпевала лошадиная спина в движении. Быстрая езда и взятие барьеров оставались для наездников античности недоступными удовольствиями. В древности популярным видом спорта были гонки колесниц , а не всадников. В коляске в то время можно было ездить быстрее, чем верхом.

Искусство верховой езды распространилось по планете не за один день. Греки сели на лошадей в VI веке до н. э. До Китая эта наука добралась только во II веке до н. э. Во время походов Цезаря галлы юга Франции были лучшими наездниками Европы . В начале нашей эры, в период Иудейской войны , у иудеев конницы не имелось.

Кавалерия античности

Скифский всадник располагал коротким луком и сотней стрел с костяными или бронзовыми наконечниками, коротким копьём и кинжалом - акинаком . Защитой ему служили кожаный панцирь и лёгкий щит - тоже кожаный. Противника скифы стремились расстреливать из луков с дистанции 30-40 метров. Кони им требовались для того, чтобы не подпускать врага близко.

Появление стремени, а также распространение таранного копейного удара, решительно изменило соотношение сил между пехотой и конницей и привело к настоящей революции в военном деле. К IX веку франки превратили своих тяжеловозов в гигантских рыцарских коней - дестриэ. С этого времени в Европе пеший перестал считаться воином, но в XI веке пехота еще осталавась основным родом войск на британских островах (до завоевания Англии Вильгельмом), а также в Скандинавии и северной Руси.

Рост дестриэ колебался между 175 и 200 см в холке. Весил такой конь, как пара колесничных лошадей античности. Или как четыре скифских лошади. Сидя на спине такого чудовища, рыцарь мог не обращать внимания на пехоту.

Кони в наше время

Следует признать, что и в наши дни кавалерия сохраняет немалое значение для силовой машины государства. Вместо борьбы с внешними врагами конники используются для противодействия врагам внутренним. Так, полиция во всех развитых странах активно использует лошадей для патрулирования улиц в тех случаях, когда любой другой вид транспорта был бы попросту бесполезен (парки , скверы , массовые мероприятия и т. п.). Стоит отметить также, что в профессии конной милиции одна голова хорошо, а две - лучше.

Сёдла

В средние века сложились две принципиально различные разновидности сёдел: европейская и азиатская. Европейские сёдла конструировались с целью обеспечения наибольшего удобства для боя на копьях. Азиатские сёдла предназначались для быстрой езды, стрельбы из лука и нанесения ударов саблей.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!