Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Мифы и правда о горнолыжном спорте. Безопасность катания на горных лыжах. Мифы о лыжах и прочем снаряжении

***Это - попытка собрать и систематизировать мифы и страхи, связанные с горными лыжами, а также чужие комментарии по их поводу из разных источников***.

"Падение вниз и большой страх при этом обещает трудности и последующее их преодоление, а вознаграждением послужит удача". Сонник Миллера


Поклонников горнолыжного спорта по всему миру было бы гораздо больше, если бы не мифы и страхи, окружающие этот захватывающий вид спорта. Именно они мешают людям пробовать свои силы. Страшных историй, небывалых чудес и легенд в горнолыжном фольклоре многие тома! В целом мифы и страхи можно поделить на такие группы:

1. Мифы и страхи о травмоопасности горных лыж;
2. Мифы и страхи о дороговизне горнолыжного спорта и отдыха;
3. мифы и страхи о трудности обучения;
4. Мифы о лыжном снаряжении (лыжи, ботинки, палки и пр.);
5. Мифы и страхи про детей и горные лыжи
6. Мифы и страхи о собственной предназначенности \ непригодности к данному виду спорта

И т.д и т.п.

Мифы о травматизме на склонах

Существует много страшилок об опасности горных лыж, которые вольно или невольно распространяются изготовителями, врачами и лыжниками.

Миф 1 - г орные лыжи - один из самых травмоопасных видов спорта.
Тут всё относительно. Вождение автомобиля или катание на велосипеде тоже чреваты риском смертельных травм. Причем ежегодный список смертельных случаев, связанных с автомобилями и велосипедами, больше, чем в горнолыжке.

Как утверждается в статье «Мифы про лыжную безопасность», риск смертельной травмы при катании на лыжах практически не изменился за последние 30 лет: 0,71 смертельного случая на миллион дней катания. Если принять лыжный день за 6 часов катания, то риск составляет 0,12 смертельных случаев на миллион часов катания. Горные лыжи не выглядят какими-нибудь особенно опасными на фоне других видов человеческой активности. Риск смерти, выраженной как число несчастных случаев на миллион часов воздействия, находится на том же самом ряду, что и смерть на машине или велосипеде — около 0.1 смертельных случаев в миллион часов.

А вот риск повреждения связок в лыжном спорте гораздо выше и сопоставим только с футболом.
Заметим, что общий уровень травматизма в лыжном спорте снизился на 55% за последние 34 года, а травматизм ACL снизился на 42% за 14 лет (по результатам 2006 года). Есть статистика, что начиная с сезона 1992/93 число всех травм у лыжников во всем мире уменьшается. Постепенно, но непрерывно.

Миф 2 - уроки инструктора увеличивают вашу безопасность


Исследования, сделанные в Северной Америке и Европе, показали, что лыжные уроки не уменьшают риск травматизма. С другой стороны, Arne Ekeland в работе Injuries in norwegian ski resorts 2000 - 2002 утверждает, что в Норвегии ситуация противоположная, если сравнивать уровни травматизма «учёных» и «неучёных» лыжников.

Возможно, современное лыжное обучение призывает к быстрому обретению лыжных навыков без уделения внимания вопросам безопасности и профилактики травм. И это порождает, в конечном счёте, самонадеянность.

Миф 3 - порванные связки заменили с ломанные ноги


37 лет, с зимы 1972-1973, в северной лыжной области Вермонта изучался травматизм зимних видов спорта. С начала 1970-х до конца 1980-х уменьшилось число растяжений связок и переломов костей голени (на 83%). Позже, в 1980-х, не было никаких изменений в числе травм голени, при этом с конца 1990-х подгруппа травм, связанных с вращением (спиральные большеберцовые переломы, переломы лодыжки и растяжения связок) пошла на убыль. Разрывы ACL стали расти с конца 1970-х, а в начале 1990-х серьезные травмы связок колена увеличились на 240% . Позже было скромное улучшение, но травмы связок колена остаются наиболее распространенным видом лыжных травм. Т.е. переломов стало меньше, а разрывов связок - больше, причем исследователям не удалось выявить причинно-следственную связь между ними.

Мифы о дороговизне горнолыжного спорта и отдыха



Миф 1 - горнолыжный отдых - это дорого.

В реале есть горнолыжные курорты на разный кошелек. Швейцарские Альпы, разумеется, рассчитаны на состоятельных клиентов, однако во Франции, России и Италии можно найти небольшие курорты, приглашающие людей среднего достатка.

Бытует устойчивое мнение, что поездка в горы обходится дороже, чем другие виды отдыха. Даже если купить тур по хорошей цене, то на месте придётся потратить кучу денег - ски-пасс, питание, развлечения… То ли дело лежать на пляже с All inclusive, купил тур - и на курорте кошелёк не достаёшь!

Да, в горах надо быть готовым к дополнительным расходам. Однако если жить в апартаментах и готовить самостоятельно, питание обойдётся не дороже, чем дома. При этом качество продуктов несравненно выше, а продаются они практически в готовом к употреблению виде. Так что времени на самостоятельную готовку уходит немного, а траты на еду не превышают «домашний» бюджет.

Конечно, ски-пасс - удовольствие недешёвое, но можно купить тур, где он уже входит в стоимость, получить его с большой скидкой или даже вообще бесплатно. Следите за акциями курортов.
Часто отели, пансионы и резиденции предлагают бесплатный вход в центры развлечений, расположенные на горнолыжном курорте.

Например, в австрийском Зёльдене туристы могут бесплатно посетить аквацентр Frei zeit Arena, в швейцарском Лейкербаде вход в термальный комплекс включён в стоимость ски-пасса, а во французском Авориазе посещение водного комплекса стоит символические по российским меркам 9 евро, утверждается в статье "Вся правда о горнолыжном отдыхе".

Мифы и страхи о трудностях обучения

С уществует убеждение, что годы мучений на лыжах делают нас лучше. Однако современные «самоповорачивающие» лыжи, теплые и удобные ботинки, быстрые и комфортные подъемники делают обучение или тренировки более легкими и приятными.

Миф 1 - горнолыжные курорты только для хорошо катающихся .
Курорты предлагают свои услуги не только профессиональным спортсменам, но также туристам-любителям и новичкам. Везде есть возможность позаниматься с инструктором, самостоятельно отточить технику на учебном склоне, а маркировка трасс поможет понять, куда ехать с каким уровнем подготовки.

Миф 2 - отдых в горах только для горнолыжников и сноубордистов
Действительно, основной контингент горнолыжных курортов - активно катающиеся. Однако, по статистике курортов, от 20 до 40 % туристов вообще не покупают ски-пасс. Они приезжают в горы за солнцем, снегом, свежим воздухом. Они гуляют по горам, загорают, развлекаются и получают не меньший заряд положительных эмоций, чем их катающиеся спутники.


Благодаря прекрасным климатическим условиям и развитой инфраструктуре горнолыжные курорты являются прекрасным местом для отдыха с детьми, в том числе с самыми маленькими, начиная с грудного возраста.

Целый ряд курортов предлагает помимо катания оздоровительные программы на базе термальных источников, что даёт ещё больший положительный эффект от пребывания в горах. Для тех, кого интересуют не только горы и спорт, есть отдельный бонус - SPA и велнес.

А для модников и модниц горный отдых можно совместить с прекрасным шопингом как на курорте, так и поблизости, особенно в Италии и Германии. Например, из немецкого Гармиш-Партенкирхена всего час езды на поезде до Мюнхена, а из итальянского Сестриера - на автобусе до Турина.

Мифы о лыжах и прочем снаряжении



Миф 1 - универсальные лыжи не могут быть хорошими.
Универсальное по определению хорошим быть не может: даже дешевый фотоаппарат даст более качественные снимки, чем продвинутый смартфон или планшет. Но, положа руку на бумажник, нужно ли среднестатистическому пользователю все это многообразие электроники, если фото выкладывается в какой-нибудь facebook, и на этом его жизнь заканчивается?

Так же и с лыжами: для подавляющего большинства катающегося народа такие слова, как торсионная жесткость, не скажут ничего. А вот возможность, не думая о выборе оптимальной траектории, не говоря уже о нескольких парах специализированных лыж, кататься всегда и везде - совсем другое дело. И легче для кошелька. Так что, если речь идет об одной паре на все случаи жизни, то есть о лыжах для 99% любителей, катающихся то по подготовленным склонам, то по разбитым остаткам снегопада, то по свеже-нарытым буграм - имеет смысл выбирать именно из трассовых универсалов.

Миф 2 - женщинам нужны женские лыжи.


В какой-то степени женские горные лыжи - «дитя маркетинга». Сейчас женские лыжи делают в 99% случаев полной копией мужских. Разницу в расположении центра тяжести можно учесть при установке креплений. Ботинок смещается вперед на 1-2 см, что увеличивает маневренность лыжи.

Миф 3 - учиться надо на коротких лыжах.
Конечно, учиться на коротких легче, но с ростом уровня «коротышки» перестанут устраивать. Есть такой критерий выбора - лыжи до подбородка для трассы и в рост для универсалов, но не всех он устраивает, все очень индивидуально. Определиться со своей ростовкой вы сможете, определившись со стилем катания. Обычно - через пару сезонов, как раз, когда ваши первые лыжики потребуют замены.

Миф 4 - лыжи можно подобрать через сервисы производителей.
Как правило, у всех уважающих себя производителей есть сервисы по подбору лыж. Забиваешь свои ТТХ (рост, вес, пол, уровень катания) и получаешь на выходе несколько моделей. Мне это напоминает виртуальную игрушку. Поиграть ею можно, но выбирать нужно в реале, щупая руками и ногами возможных кандидатов.

Миф 5 - зачем переплачивать за новые лыжи
Лыжи не портятся, как продукты питания, их не ест моль, но и у них есть срок годности. Приобретая бэушные лыжи, обратите внимание на три параметра.
Канты - покупая лыжи б/у, обратите внимание на толщину кантов, чтобы оставалось, что точить. При минимальной толщине велик риск, что они порвутся. А ремонт такой неприятности неожиданно дорог.

Скользящая поверхность . Современный скользяк надо постоянно парафинить, на лето обязательно консервировать. Иначе она быстро «высыхает» и превращается из скользящей поверхности в тормозящую. Если берете лыжи б\у - присмотритесь к цвету скольщящей поверхности, она должна быть черной и жирной на вид.

Жесткость, упругость, отзывчивость . За эти качества отвечают обычно сердечник и конструкция лыжи. Умирают обычно быстрее дешевые экземпляры.

Сэкономить на покупке лыж можно через интернет. Часто пара лыж, купленная в Америке, с учетом затрат на пересылку, стоит на 20-40% дешевле, чем в горнолыжных сетевых магазинах. Только берите новые. Даже с фото.

Миф 6 - горнолыжные палки нужны, чтобы помогать сноубордистам подняться из глубокого снега.
Ну конечно, не только для этого! Ещё палками можно отбиваться от нежеланных поклонников.

Миф 7 - в больших ботинках ноги не мерзнут
Мёрзнут ноги? Купи ботинки на размер больше и надень толстые носки! Совет старый, появился ещё в те годы, когда ботинки были из кожи и на шнурках.

Современные лыжные ботинки имеют вкладыши из жутко-технологичных материалов. При желании можно вставить в ботинок стельки с подогревом. Ботинки бóльшего размера придется очень плотно застёгивать, чтобы кататься, а это может вызвать нарушение кровообращения, например, в пальцах. Вроде бы все об этом слышали, а всё равно ещё многие лыжники катаются в слишком больших ботинках.

Миф 8 - о хороших и плохих лыжных брендах

Часто можно услышать мнения типа: «Я не стану покупать лыжи фирмы ХХХ, т. к. они расслаиваются». «Лидеры Кубка мира ездят на ХХХ, я хочу такие же!» «В Россию поставляют лыжи второго сорта!» У любого производителя случаются конструктивные или технологические неудачи. В случае расслоения, отделения наружного слоя или растрескивания кантов производители признавали свою ответственность и заменяли брак. В других областях производства такое тоже случается.

Миф 9 - б олее низкие настройки срабатывания креплений снижают риск травм ПКС
Риски травм по причине несрабатывания креплений и их ложного срабатывания примерно равны и составляют около 1% от всех лыжных травм. Если понизить установки срабатывания, то это, скорее всего, приведёт к намного большему показателю травматизма в результате ложных срабатываний.
Это все подтверждается текущими исследованиями, которые поддерживают текущие рекомендации настройки креплений, и нет никаких доказательств, что снижение настроек привело бы к более низкому травматизму ПКС.

Миф 10 - сноублейды - хороший вариант семейных лыж для детей и взрослых

Короткие лыжики - сноублейды, 80-90 см длиной появились повсеместно в середине-конце 1990-х. Для них используются те же самые ботинки, а вот крепления поставляли самые простые, полагая, что для таких коротких лыж не требуются автоматические крепления. Однако исследования показали, что случаи переломов костей лодыжки и голени при катании на блейдах в несколько раз больше по сравнению с лыжниками, использующими традиционное снаряжение, при общем равном или даже меньшем уровне травматизма.

Японцы насчитали вдвое больше переломов, причём переломы голени и лодыжки составили почти 40% от общего числа переломов у лыжников на блейдах. Все исследователи сходятся к тому, что использование коротких лыж без открывающихся креплений слишком опасно.

А вот риск разрывов ПКС для коротких лыж заметно меньше, по сравнению с лыжами традиционной длины. Это ещё раз указывает на тот факт, что современные открывающиеся крепления не в состоянии предотвратить травмы связок колена. Даже если крепления работают отлично. Наиболее распространённый механизм травмирования ПКС именуется «фантомной стопой». Часть лыжи (пятка), ассоциированная со сценарием фантомной стопы у коротких лыж тоже короче, что и объясняет улучшение статистики в отношении травм ПКС. Если же вы выбрали для себя короткие лыжи, то не следует экономить на креплениях. Нераскрывающиеся крепления не следует использовать при любой длине лыж.

Мифы про детей и горные лыжи


Миф 1 - горнолыжка не для семейных людей .
На самом деле дети после 5 лет могут смело вставать на лыжи. Более того, существуют специальные детские инструкторы, которые научат вашего ребенка уверенно стоять на ногах. Если же ребенок еще дошкольник, что все уважающие себя курорты давно обзавелись детскими комнатами с преподавателями и аниматорами.

На горнолыжный курорт можно взять и пожилых родителей, которым никогда не повредит активная деятельность и чистый горный воздух.

Миф 2 - у детей кости гибкие и нет смысла тратиться на детский инвентарь

Действительно, уровень общего травматизма у малышни меньше, чем у детей старшего возраста. Но частота и сложность переломов нижней части голени у них значительно выше, чем у подростков и взрослых. Маленькие кости восприимчивы к силам и моментам, действующим со стороны лыжи при падениях.

И одна из причин - старые, необслуживаемые и плохо функционирующие комплекты лыж с ботинками не по размеру. Дети, катающиеся на хорошо подобранном и правильно функционирующем инвентаре, имеют низкий уровень травматизма частей голени.

Высокий уровень детского травматизма в Норвегии удалось связать именно с креплениями - они затягивались слишком сильно. С другой стороны, низкий уровень детского травматизма в Соединённых Штатах исследователи считают результатом повсеместного введения стандартной магазинной практики настройки и регулировки креплений, предписанной интернациональными стандартами ASTM (ASTM F1063 и F1064).

Маленьким детям необходим самый лучший инвентарь, который доступен , и который должен регулярно обслуживаться, проверяться и калиброваться, согласно стандартам. В прошлом качество детских креплений уступало качеству взрослых, но для современных креплений это уже не проблема.

Миф 3 - д етям можно покупать ботинки на вырост

Плохая подгонка ботинок приводит к переломам голени и растяжениям связок, особенно у детей. Если нога может двигаться внутри ботинка, то это затрудняет срабатывание креплений в нужный момент. Поэтому детские ботинки должны быть хорошо подогнаны по ноге.

Не нужно покупать новые ботинки каждый год, можно обмениваться ботинками с другими родителями, друзьями или знакомыми. Для оценки пригодности ботинок следует вынуть внутренник и дать ребенку его примерить. Другим решением может быть использование прокатных ботинок, арендуемых на сезон в магазине, который осуществляет такой прокат. Специалисты магазина следуют индустриальным правилам и обслуживают прокатный инвентарь так же, как продаваемый новый.

Мифы и страхи о собственной несовместимости с горными лыжами

Как утверждает Kuba, "90% людей в России катаются неправильно! Они вообще не используют конструкцию лыжи и ее способность прогибаться. Могли бы с таким же успехом кататься на беговых лыжах. Но Вы сможете! Потому, что Вы давите на большой палец нижней ноги, наклоняя коленку внутрь поворота. Современную лыжу конструировали люди, которые гораздо умнее нас. Им стоит довериться".

Страх 1 - страх перед физической нагрузкой
Не заморачивайтесь по пустякам. Если покатит и процесс понравится, тогда вы сами начнете предъявлять к себе более жесткие требования и почувствуете необходимость в дополнительных физических нагрузках. Но это потом, на более высоких ступенях техники и скорости. А для начала надо иметь желание кататься и силы подняться на учебный склон пешком.

Страх 2 - оказаться не Комильфо
Если в магазине горнолыжного снаряжения ваши глаза начинают разбегаться от разнообразия типов лыж-досок, очков, защит спины. Если вы растерялись, придите с другом (подругой), имеющими опыт подобных приобретений. Или самостоятельно проработайте вопрос выбора оборудования по интернету, почитайте тесты, проконсультируйтесь с народом. Есть ряд прописных истин (например, никогда не экономить на лыжных ботинках), которыми катающие с радостью поделятся абсолютно бесплатно.

Страх 3 - страх перед инструктором
«Вот возьму я инструктора, а он будет потом пальцем у виска крутить, какой тупой ему ученик попался. Я ведь никогда на лыже-доске не стоял. Я и на велосипеде-то с трудом катаюсь…»
Просто не думай об этом. Инструктор живет на деньги от таких вот тупых (как тебе кажется) учеников. Он выбрал эту работу, значит, она ему подходит. Ты платишь - инструктор обучает. А крутить пальцем - его право, и он может им воспользоваться после работы.

Страх 4 - страх перед подъемником

Если вас пугает куча народа стоит в очереди у подъемника, если гложет мысль:"я упаду, подъемник остановят, народ кричать начнет, что задерживают. Уж лучше я пешком, заодно и ноги потренирую».
Совет - не лезьте на вершину горы. Ваша Вершина - канатка для начинающих. Там над Вами не будут смеяться. Те, кто лезут на вершину сразу - катаются а) быстро б) неправильно с) недолго д) а+б+с сразу!

Про тренировку ног - это правильно, пешком ходить полезно. Но вечно пешком подниматься не станешь, поэтому на швабру сесть все же надо. Лучше это делать попозже вечером, когда народа не так много. Сначала можно посмотреть, как это другие делают, а потом уже и самому попробовать. А с креселкой вообще проблем нет. Сел и поехал. Упасть с нее сложно.

Страх 5 - страх перед спуском


И вот стоишь ты на вершине мира, а под тобой длинный и крутой спуск. И колотится сердце, и деревенеют мышцы. И приходит мысль: «Да ну его нафиг».
Скажите себя, что уже через десять спусков вы будете сожалеть о том, что спуск такой пологий и короткий. Главное - начать. Сделать первый шаг, а дальше само пойдет - покатится.

Страх 6 - страх перед скоростью
Не гоните! Это больно и страшно. Поначалу объезжайте посторонние предметы и инструкторов (они противно скрипят под кантами). Горнолыжный спорт, в сущности, разновидность способов торможения на склоне.

Страх 7 - страх перед падением
Научиться грамотно падать это, пожалуй, первое, что должен сделать человек, взобравшийся на склон. Без практических же занятий обучение полным считать нельзя. Тем более что по началу они не заставят себя ждать.

Страх перед падением, пожалуй, главная фобия любого новичка. Но падения на скорости, которую развивает начинающий лыжник, как правило, не опасны. Бывают, конечно, исключения, но как правило, поначалу все ограничивается легким испугом. Более серьезные травмы, по статистике, наступают на 3-7 годах катания, когда лыжебордер уже овладел некоторой техникой и начинает увеличивать скоростной режим.

***Можно насобирать еще мифы про: горнолыжную одежду (мембранные технологии, очки, термобелье, носки), необходимость шлема и защиты, фрирайд, отдельные курорты (желающие могут продолжить).

Горы являются местом повышенной опасности для жизни и здоровья людей. В горах смена погоды происходит очень часто. Здесь бывают грозы, снегопады, сильные ветра, метель, низкие и высокие температуры. На человека влияет перепад высот, температур, повышенная ультрафиолетовая активность солнца и другие факторы. На маршрутах возможны проявления признаков «горной болезни», которая проявляется при подъеме в высокогорные районы с разреженным воздухом.

В целях обеспечения безопасности туристов и оказания, в случае необходимости, своевременной квалифицированной помощи Главное управление МЧС России по Чеченской Республике рекомендует туристическим группам и отдельным туристам информировать поисково-спасательные службы МЧС России о своих маршрутах. Необходимо предоставлять спасателям номера телефонов и адреса членов туристических групп. Уточнить порядок выхода на связь со спасателями во время нахождения на маршруте.

Получить информацию о природных опасностях на маршруте, ближайших точках возможной экстренной связи, а также гидрологические, метеорологические прогнозы в районе предполагаемого маршрута.

Туристы должны при себе иметь групповое и личное снаряжение, обеспечивающее безопасное прохождение маршрута, средства связи и сигнализации, маршрутные и страховые документы, продукты питания и медикаменты.

После возвращения, необходимо сообщить в дежурную службу поисково-спасательного отряда о завершении восхождения.

Правила поведения в горах для туристов и альпинистов:

  1. Выбирать для передвижения наиболее безопасный маршрут.
  2. Тщательно оценить возможные опасности, учитывая погодные условия, вероятность препятствий.
  3. Быть готовым к неожиданностям и уметь распознавать приближающуюся опасность (ухудшение погоды, лавину, камнепад), и принять меры предосторожности.
  4. Передвигаться только группой, строго соблюдая дисциплину, не допуская ее разделения.
  5. Определять темп движения по слабейшему в группе.
  6. Соблюдать режим нагрузок и отдыха.
  7. Не сокращать путь за счет безопасности.
  8. Покидая место привала, не забывать предметы снаряжения, экипировки.
  9. Не совершать переходов при плохой видимости (метель, туман) или в темное время суток.
  10. Преодолевать опасные участки, реки с быстрым течением, трещины и т.д., только обеспечив надежную страховку.
  11. Лавиноопасные участки преодолевать лишь в случае крайней необходимости, поодиночке, с выставлением наблюдателей, строго соблюдая правила безопасности и страховки.
  12. С появлением явных признаков усталости, особенно при падении температуры воздуха, сильном ветре, снегопаде, прекратить движение, подыскать укрытие и организовать бивуак.
  13. Обязательно пользоваться очками-светофильтрами при сплошном снежном покрове, как в солнечную погоду, так и при облачном небе.
  14. Избегать переходов по склонам и желобам со свободно лежащими камнями.

Правила безопасного поведения в горах для горнолыжников:

1. Необходимо выполнять указания спасателей и сотрудников противолавинных служб, в связи с лавинной опасностью, об опасных местах нахождения на склонах или горнолыжных трассах.

2. Запрещается находиться на склонах и трассах, закрытых ограждениями и запрещающими знаками.

3. Запрещается выход на необорудованные горнолыжные трассы и склоны, в условиях плохой видимости, при сильном ветре, во время большого снегопада.

4. В случае, если вы заблудились или оказались на незнакомой трассе, а также в условиях резкого изменения погоды, необходимо ориентироваться на следующие признаки повышенной лавинной опасности:

Ливневый снегопад при сильном ветре;


Белый кодекс SSF

10 правил FIS

1. Уважай других!

Лыжник/Бордер не должен своим поведением на склоне ущемлять права других катающихся, или подвергать их опасности.

Комментарий FIS: Л/Б несет ответственность не только за свое поведение, но и за использование неисправного снаряжения, включая новые экспериментальные модели оного.

2. Контролируй скорость!

Л/Б должен контролировать свое движение по трассе. Необходимо выбирать скорость и стиль катания соответственно своим способностям, особенностям рельефа, погодным условиям и плотности траффика на горе.

Комментарий FIS: Столкновения происходят в основном потому что: Б/Л ехал слишком быстро, потерял контроль или не увидел объект столкновения => Б/Л должен быть в состоянии избежать столкновения с любым объектом, находящимся в его поле зрения, путем остановки, поворота, дематериализации или телепортации.

В местах скопления катающихся, а также на участках трасс с пониженной видимостью Б/Л должен двигаться с пониженной скоростью, особенно на краях крутых склонов, в конце трассы (зоне торможения) и рядом с подъемниками.

3. Выбирай маршрут!

Б/Л, едущий сверху, должен выбирать траекторию своего движения таким образом, чтобы не создавать опасности Б/Л, находящимся впереди.

Комментарий FIS: Горные Лыжи и Сноубординг являются Free Activity Sports, где каждый может двигаться куда и как хочет, с условием соблюдения данных Правил. Б/Л, едущий впереди, имеет приоритет. Б/Л, движущийся сзади (выше по склону) в том же направлении (не обязательно! Карвинг!!!) должен держать дистанцию, достаточную для выполнения впереди едущим Б/Л любых маневров (в т.ч. падения!!!)

4. Обгон.

Б/Л может совершать обгон другого Б/Л с любой стороны, с условием, что он оставляет обгоняемому достаточно пространства для совершения последним любых произвольных или непроизвольных маневров.

Комментарий FIS: Б/Л, совершающий обгон, несет полную ответственность за то, что в процессе обгона не создаст проблем обгоняемому. При этом ответственность распространяется на весь маневр, вплоть до его завершения. Это правило распространяется в т.ч. на обгон неподвижно стоящего (сидящего) Б/Л.

5. Выезд на трассу, начало движения и движение вверх по склону.

Б/Л, выезжающий на трассу или намеревающийся начать движение после остановки или подъема, обязан посмотреть вверх и вниз по склону и убедиться, что не станет препятствием другим катающимся.

Комментарий FIS: Опыт показывает, что SUBJ(5) часто становятся причинами происшествий. Совершенно необходимо, чтобы Б/Л в подобной ситуации не подвергал опасности себя и окружающих. После того, как Б/Л начал движение - даже с небольшой скоростью - он пользуется преимуществом Правила 3 по отношению к едущим сзади с большей скоростью Б/Л. Карвинговые лыжи и сноуборды позволяют Б/Л двигаться в повороте вверх по склону, против траффика. Следовательно, карвер должен быть особо внимательным при совершении подобных маневров.

6. Остановка на трассе.

За исключением крайней необходимости, Б/Л должен избегать остановок на узких или плохо просматриваемых участках трассы. После падения в таком месте Б/Л должен покинуть его (вместе с дровами) как можно быстрее.

Горные лыжи - это спорт, характеризующийся множеством специфических видов и техники катания .

Скоростной спуск. Его по праву считают главным, самым зрелищным состязанием горнолыжников. На отдельных участках дистанции скорость спуска превосходит 130 км/ч, а полеты на лыжах превышают порой 40-50 м.

Трассы скоростного спуска проходят по естественному рельефу, включая широкие открытые склоны зоны альпийских лугов, довольно крутые спады-стены, виражи, коридоры в лесных массивах. Трассы проходят по гребням, буграм, лощинам и ямам.

Главными ориентирами на трассе являются направляющие ворота из красных прямоугольных флагов (на соревнованиях женщин они чередуются с синими).

Слалом. В соревнованиях по слалому (слалом -- норвежское слово, означает след на снегу) участники преодолевают трассу с частыми последовательными поворотами, определяемыми расстановкой на склоне фигур и отдельных ворот. Состязания проводят по двум попыткам. Результаты прохождения двух разных трасс складывают. Соревнования по слалому проводят на жестком леденистом снегу для создания одинаковых условий для всех участников.

На трассе устанавливают горизонтальные, вертикальные и косые ворота.

Слалом-гигант. В начале 50-х годов был узаконен еще один вид состязаний горнолыжников: слалом-гигант.

Трассы прокладывают по склонам волнистого рельефа, разной крутизны, вписывая их в естественный горный рельеф. Количество ворот на маршруте обычно составляет 15 процентов перепада высот трассы. Ширина ворот от 4 до 8 м. Ставят ворота, как и в скоростном спуске, из четырех шестов, на каждой паре которых подвязывают флаги, красные и синие поочередно. На закрытых воротах их полотнища наполовину скручивают.

Супергигант. Его дистанция представляет собой нечто среднее между дистанциями слалома-гиганта и скоростного спуска. Длина трасс супергиганта достигает 2 км и больше. Виражи на трассе более широкие, скорость спуска выше, чем в слаломе-гиганте, и достигает 70-80 км/ч.

Соревнования на скорость. Этот вид соревнований горнолыжников не так популярен, как состязания по скоростному спуску, слалому и слалому-гиганту. Участники развивают на лыжах скорость свыше 200 км/ч.

Соревнования по спуску на скорость проводят на тщательно подготовленной трассе.

Фристайл. Исполнение на снежных склонах изящных, почти балетных па, сложных вращений - пируэтов, прыжков и сальто сейчас (за рубежом они объединены под образным названием «фристайл» - вольный стиль) популярны во всех странах, где катаются на лыжах.

Первые соревнования по специальным прыжкам и фигурному катанию на лыжах были проведены в США в 1971 году.

Проводятся соревнования по трем видам фристайла: фигурному катанию (балету на лыжах), спускам по буграм (могул) и прыжкам (воздушной акробатике). Фигурное катание организуется на некрутых склонах с музыкальным сопровождением по выбору участников. Спортсмены выполняют развороты, пируэты в скольжении, различные акробатические трюки без отрыва лыж от снега либо в прыжках с опорой на палки. Все приемы имеют свои коэффициенты сложности.

В спуске по буграм участники соревнование преодолевают сильно изрытую (бугристую) трассу на очень крутом склоне. Задача лыжника состоит в том, чтобы продемонстрировать быстроту, легкость и техничность исполнения поворотов на сложном бугристом рельефе.

Прыжки на лыжах выполняют со специально оборудованных трамплинов. Спортсмен, разогнавшись, выезжает на стол трамплина, отталкивается на его краю и делает в полете перевороты (сальто), сложные и эффектные комбинации в воздухе, добиваясь большой высоты, амплитуды полета, техничности и красоты исполнения.

Таким образом, все видовое разнообразие горных лыж, техники катания можно разделить на отдельные группы: скоростной спуск, слалом, слалом-гигант, супер-гигант, скоростной спуск, фристайл, могул, прыжки

Стремительное развитие туризма, организация массового отдыха горнолыжников, обеспечение необходимого при этом комфорта привели к созданию целой индустрии зимнего спорта, занимающей в некоторых странах ведущее место в национальной экономике. Современный горнолыжный центр включает гостиничные комплексы; систему маятниковых, канатно-кресельных, буксировочных дорог-подъёмников; трассы спусков разной протяжённости и сложности; учебные склоны; службу трасс и контрольно-спасательную службу; магазины; пункты проката спортинвентаря; горнолыжные школы.

Пропускная способность станций канатных дорог в несколько раз должна превосходить число находящихся горнолыжников, чтобы не было очередей. Например, когда, в нашей стране ошибки в определении мест и порядка строительства горнолыжных центров привели к тому, что любителям горнолыжных лыж приходится стоять в очередях 1-2 часа .

Известно, что горнолыжный отдых зависит от природных условий. Поэтому при планировании современных горных курортов учитывают несколько факторов :

  • 1. Наличие снега в течение 4-5 месяцев в году плотного снежного покрова.
  • 2. Высоту местности.
  • 3. Особенности рельефа.
  • 4. Погодные условия горнолыжного сезона.
  • 5. Отсутствие лавинной и селевой опасности.
  • 6. Разнообразие и уникальность ландшафтов.

Горы не терпят вольностей, поэтому нужно хорошо помнить первую заповедь лыжника - выбирать трассы по силам. Для обозначения сложности трасс существует цветовая маркировка. На большинстве горнолыжных курортов мира есть как минимум две системы классификации. На курортах Франции или Андорры выделяются четыре типа: легкие трассы (обозначаются на карте зеленым цветом), средние (синим), сложные (красным) и особо сложные (черным). На курортах гиганта горнолыжной туриндустрии - Австрии, в Германии и ряде других стран действует трехступенчатая классификация: синие, красные и черные. Что касается России и ее горнолыжных центров, то на сегодняшний день у нас просто не существует точно маркированных трасс. На местности это шесты с номером, установленные с регулярными интервалами по всей протяженности трассы по левому и правому краю, и та же трасса с номером на схеме. Причисление той или иной трассы в разряд синей или черной на российских курортах в данном случае чисто условно.

Согласно французскому стандарту NF S 52-100 (раздел 3.1), "Горнолыжная Трасса - это маршрут на снегу, упорядоченный, подчиняющийся определенным правилам, имеющий установленные границы, размеченный, контролируемый и защищенный от опасностей анормального или чрезмерного характера, при необходимости обустроенный и подготовленный, предназначенный для занятий горными лыжами и другими разрешенными видами скольжения".

Можно сказать, что хорошо оснеженная и прекрасно подготовленная горнолыжная трасса является материальным воплощением ожиданий туристов-лыжников от посещения горнолыжных комплексов.

В действительности нельзя говорить об уклоне трассы, не говоря о ее ширине и об уходе за ней: до определенной степени сложности, где уклон становится действительно пугающим, лыжник рассматривает все в комплексе: уклон/ширина/состояние поверхности. По данным французских исследователей распределение лыжников в зависимости от среднего уклона трассы можно свести к следующим показателям:

  • - 24% лыжников катаются на трассах со средним уклоном 15%;
  • - 64% лыжников - на трассах со средним уклоном от 15 до 30%;
  • - 9% лыжников - на трассах со средним уклоном от 30 до 35%;
  • - 3% лыжников - на трассах со средним уклоном >35%.

Есть такая поговорка: знал бы, где упаду — подстелил бы солому. Но почему-то далеко не все туристы готовы позаботиться о себе и «подстелить солому», отправляясь на горнолыжные склоны.

Да, горнолыжный отдых — экстремальный отдых. От падений на склоне не застрахованы ни начинающие, ни опытные спортсмены (и между нами, девочками, последние подвержены риску даже больше).

В разгар горнолыжного сезона тема страховок от несчастных случаев, связанных с занятием этим видом спорта, становится особенно актуальной. У моего друга жена работает в нашей местной краснополянской больнице, и о том, сколько людей обращается туда за помощью, получив травмы и ушибы, я знаю не по наслышке. И если начистоту, то в случае травмы либо вы потратите много денег, либо ваша страховая компания, если вы «подстелили солому».

Сегодня я продолжаю тему безопасности в горах и хочу рассказать вам о том, какие преимущества даёт вам приобретение горнолыжной страховки.

В России существует множество компаний, которые оформляют подобные страховки. Прочитав эту статью, вы узнаете об основных моментах такого страхования и в каких случаях стоит им воспользоваться.

Горнолыжная страховка: зачем нужна и сколько стоит

Вот скажите мне, пожалуйста, те из вас, кто имеет автомобиль и ездит на нём хотя бы уже лет 10-15: не проще ли стало разруливать вопросы при ДТП после того, как ввели обязательные полиса ОСАГО? Я лично считаю, что эта мера весьма правильная.

И глядя, как некоторые «спортивные» товарищи несутся с горы, сшибая всё и вся на своём пути, у меня возникает желание сделать приобретение горнолыжной страховки обязательным условием для прохода на склоны. Потому что средняя скорость хорошо катающегося горнолыжника примерно равна скорости автомобиля, едущего в городском потоке. А вот подушек безопасности на наших горнолыжных костюмах пока не делают…

Будучи турагентом, мне приходилось неоднократно убеждать людей не экономить на страховании расходов, связанных с путешествиями.

Для каких случаев применима страховка от невыезда , я рассказывала в этой статье:

А сейчас поговорим о том, кому нужна горнолыжная страховка.

Медицинский полис или страховка?

Обязательная медицинская страховка (ОМС) есть у всех нас, граждан РФ. Это обычный медицинский полис, его оформляют разные страховые компании, и без него ни в одной поликлинике вас просто не примут. К счастью, у нас в стране до сих пор существует бесплатная медицина (другой вопрос, конечно, это качество этой медицины…) Но в целом, по полису ОМС вам обеспечено пребывание в больнице, первичный снимок рентген, а также при необходимости — операция.

Например, у меня был недавно неприятный случай на горе: на занятии один из учеников въехал в меня, вышиб лыжу из-под моей ноги так хитро, что лыжа не отстегнулась, а вот моё колено пришло в неестественное положение. Далее — болевой шок, потеря сознания… Очнулась надо мной лица спасателей курорта и на ноге…нет, не гипс…шина. Отвезли меня на скорой в больницу Красной Поляны, там сделали рентген. Слава богу, всё обошлось. Но первым делом меня в приёмном покое попросили данные паспорта и полиса.

Их у меня с собой не было. Но фото паспорта было у меня в телефоне, по паспортным данным они вычислили и мой номер полиса ОМС.

Так что полиса ОМС для катания на краснополянских курортах вам будет вполне достаточно — какие-то минимальные затраты он покроет (правда, чтоб тот же МТР сделать, проверить связки — надо будет уже платить денежку из своего кармана). Но в целом, без помощи из местной больнички вас не выставят)


Другое дело, если вы отправляетесь на фрирайд или в ски-тур . На этот случай, а также при катании на любом заграничном горнолыжном курорте вам обязательно нужно оформить горнолыжную страховку .

Всё дело в том, что нигде, кроме нашей страны, никто вас бесплатно лечить не будет. И уж тем более, спасательный вертолёт не летает к пострадавшим в лавине туристам за «спасибо».

Если вы едете кататься за границу, то убедитесь, что в составе вашего тура есть пункт «оформление горнолыжной медицинской страховки». Она отличается от той, которая входит в состав пляжных туров примерно так же, как сам экстремальный отдых отличается от пляжного.

Давайте разберёмся, в чём именно заключаются эти отличия.

Страхование для горнолыжников


Итак, обычно горнолыжная страховка, входящая в состав горнолыжного тура, включает в себя следующие пункты:

  • Вызов врача
  • Покрытие затрат на лекарственные препараты и медицинское оборудование
  • Пребывание и лечении в больнице.
  • Стоматология (экстренная стоматологическая помощь при остром воспалении и травме).
  • Медицинская транспортировка (возмещение затрат на перевозку пострадавшего).
  • Репатриация тела (доставка тела на родину).

А также в подавляющем большинстве туда включены:

  • Расходы на экстренную связь (возмещение расходов на связь с родственниками или страховой компанией, при наступлении страхового случая).
  • Эвакуация детей (подразумевает под собой возвращение на родину несовершеннолетних детей, в случае если они остались без присмотра взрослых).
  • Досрочное возвращение застрахованного из поездки в чрезвычайной ситуации.
  • Визит третьего лица (билеты в обе стороны на одного из близких родственников для обеспечения ухода, если пребывание в больнице будет длиться более 10 дней, оплата жилья для приехавшего родственника).
  • Юридическая помощь (первичная юридическая помощь в стране пребывания).
  • Помощь при утрате/хищении документов (административная помощь и расходы, связанные с оформлением дубликатов документов).

Одно только перечисление этих пунктов показывает, как много сложностей и расходов будет у тех туристов, которые не позаботятся о такой страховке для себя.

Кроме того, на склоне не редки случаи столкновений с другими катающимися. В таком горнолыжном ДТП вы можете легко отделаться сами, но причинить вред здоровью другого человека, с кем у вас произошло столкновение. Также могут пострадать его вещи и экипировка.

Чтобы не пришлось платить за причинённый ущерб из своего кармана, стоит добавить в полис страхование гражданской ответственности . Тогда страховая компания возьмёт на себя и расходы на оказание помощи человеку, пострадавшему по вашей вине при столкновении.

Дополнительные риски

Фрирайд


Некоторым туристам для счастья нужны не хорошо подготовленные склоны, а нетронутая снежная целина. Для таких любителей фрирайда будет полезно ознакомиться с моей предыдущей статьей:

При этом не редки случаи, когда в планы фрирайдеров вмешиваются природные катаклизмы: лыжники сталкиваются с сильным бураном или пургой и теряют ориентацию. Или же происходит сход лавины.

При таких обстоятельствах, очень часто на поиски привлекаются не только земные службы спасения, но и воздушные (самолеты и вертолеты). И если, будет доказано, что в данном происшествии виноваты сами туристы (например, туристы райдеры отправились по собственному не согласованному маршруту и заблудились или поехали и попали в лавину, несмотря на предупреждение лавинных служб), то затраты на данный вид поисковых работ перекладываются на самих «героев». Так, вызов спасательного вертолёта обходится в десятки тысяч долларов.

В общем, всем любителям кататься вне специальных трасс нужно иметь в виду, что поисково-спасательные операции обычно не входят в стандартную горнолыжную страховку и им при покупке полиса нужно выбирать программу, включающую данную услугу.

Утеря/задержка багажа

Все поклонники горных лыж и сноуборда прекрасно знают, насколько дорогостоящее у них спортивное оборудование. При перелетах, особенно с использованием стыковочных рейсов, риск повреждения/утраты оборудования весьма велик. Поэтому многие страховые компании предлагают обезопасить себя и от таких проблем, предлагая включить в полис пункт о страховке багажа. Данный пунктик компенсирует вам ту сумму покрытия, которую вы сами укажете/выберите из предложенных.

Какую страховую компанию выбрать

На самом деле, у большинства крупных страховых компаний есть в «линейке» такой вид услуги, как горнолыжная страховка.

В зависимости от того, какие опции из вышеперечисленных включены в данный полис, его стоимость будет разной.

Очень удобно сравнивать стоимость полисов на сайте https://www.sravni.ru/vzr/

Там предусмотрены всевозможные варианты горнолыжной страховки. Выбираете интересующие вас опции, и вам сразу выдаётся таблица с названиями страховых компаний, количеством опций, страховой суммой и ценой полиса . Обычно его стоимость колеблется от 2000 до 3000 рублей.

У большинства страховщиков можно оформить страховку он-лайн.

Так что, как видите, «подстилание соломки» не займёт у вас много денег или времени.

Как это работает

Если с вами на склоне произошёл тот самый страховой случай, то действуйте в соответствии со всеми требованиями страховой компании. Они чётко будут прописаны в вашем полисе. Как правило, их последовательность примерно одинакова:

  • срочно обратитесь за медицинской помощью;
  • оповестите страховую компанию в установленный срок о возникновении страхового случая;
  • соберите пакет документов, фиксирующих факт несчастного случая, и отправьте в страховую компанию с целью возмещения расходов на лечение и др.

Только имейте ввиду, что никакая страховка не действует, если во время страхового случая пострадавший находился в состоянии алкогольного опьянения. Так что отложите возлияния по поводу удачного отдыха на горнолыжном курорте до вечера.

В целом, надеюсь, мне удалось донести до вас мысль, что правильно оформленная горнолыжная страховка станет залогом вашей безопасности в любой точке мира. Не экономьте на своём здоровье, ребят! Вы у себя одни. Здоровье не купишь, но можно купить страховой полис;-)

По всем другим вопросам горнолыжного отдыха вы найдете ответы в статье:

Короче, берегите себя и до встречи на блоге!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!