Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Сравнительная характеристика правды сатина и луки. Cочинение «Образы Луки и Сатина. Цитаты из пьесы «На дне» Горького: высказывания, афоризмы Луки, Сатина, Бубнова, Пепла и др

«Зимняя ночь» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Стихотворение Б. Пастернака «Зимняя ночь », представляющее собой сплав философской и любовной лирики, входит в «тетрадь Юрьевых писаний» в романе «Доктор Живаго» и играет роль дополнительного связующего элемента композиционной структуры произведения.

Точная дата создания стихотворения неизвестна. Ряд исследователей относит его написание к зиме 1946 года, связывая стихотворение с последней любовью и музой поэта, Ольгой Ивинской. Другие версии полагают уместным говорить о 1954-1955 гг., времени завершения работы над романом. Стихотворение обрело известность после первой публикации романа в СССР в 1988 году.

В стихотворении, соединившего в себе черты импрессионизма и символизма , тесно переплетаются темы любви и природы . Пастернак синхронизирует жизнь природы и человеческие чувства: метель за оконном сопровождает вихрь любовной страсти, а причудливые снежные узоры на окнах превращаются в узоры теней на потолке. Пейзажные зарисовки образуют параллель с внутренним миром человека.

В основе композиции произведения лежит антитеза огня и льда, две стихии противоборствуют и взаимодействуют друг с другом. Холодная метель вселенского масштаба заметает все кругом, застилает окна роем снежных хлопьев. Но одинокая свеча все равно противостоит стихии окружающего мира. В кольцевой композиции последняя строфа неточно повторяет первую. В ней в отличие от бесконечного действия в первой строфе («мело, мело…» ) отсутствие повтора и указание на время действия (февраль) знаменует конечность, завершение зимней бури. Утверждение победы надежды и жизни звучит в последней строке: «Свеча горела» .

Основная идея произведения - противостояние человека жизненным бурям как внешнего, так и внутреннего мира. Лирический герой противостоит и безжалостной метели, и внутреннему «жару соблазна» . Употребление рядом противоположных по смыслу слов («соблазн» , «ангел» , «крестообразно» ) позволяет поэту показать смятение души героя, пытающейся определить, где добро, где зло. Человек может противопоставить холодному враждебному миру лишь любовь и огонь своей души. Перед любовью отступает холод и мрак, мир становится по-домашнему уютным и узнаваемым: здесь и башмачки, и ночник, и потолок, и свеча.

Чувства лирического героя передаются через образ свечи, несущий важнейшую смысловую нагрузку: свеча, как символ надежды и тихого счастья, продолжает гореть на столе, несмотря на давление внешнего мира, становясь символом трепетного огня любви, согревающего и озаряющего человеческую жизнь. Неслучайно образ горящей свечи является сквозным в романе, проходит через все произведение и обретает кульминацию в стихотворении Юрия Живаго.

Четырехстопный ямб и чередование мужской (первая и третья строки) и женской (вторая и четвертая строки) рифм при перекрестной рифмовке передают сильную эмоциональную окраску стихотворения. Перебивка ритма - укороченные вторая и четвертая строки - придают произведению динамизм и экспрессию.

Стихотворение насыщено разнообразными средствами выразительности : метафорами (жар соблазна, слезами с ночника ), олицетворениями (слетались тени, метель лепила на столе ), эпитетами (озаренный потолок, снежная, седая мгла ), рефреном («Свеча горела на столе. Свеча горела.» ). Поэт вводит в «Зимнюю ночь» повторы («мело, мело…» ) и инверсию (свеча горела, слетались хлопья, ложились тени ). Прочувствовать образы стихотворения помогают аллитерация звуков «м», «л», «с», «в» и ассонанс «е».

В одном из самых проникновенных стихотворений Пастернака воедино слились человек и Вселенная, мгновение и вечность, заставляя гореть пламя свечи, как символ жизни и надежды.

«На дне» - сложное, противоречивое произведение. И, как всякое подлинно великое творение, пьеса не терпит однолинейного, однозначного толкования. Горький дает в ней два совершенно различных подхода к человеческой жизни, не показывая явно своего личного отношения ни к одному из них.

Главными героями этого произведения являются Лука и Сатин. Именно они выражают две правды, две точки зрения на человеческую судьбу. Насколько разнятся между собой эти две правды, настолько же разнятся образы их носителей.

Лука - странник, неизвестно откуда пришедший и неизвестно куда держащий путь. Он мягок и в речи, и в движениях, ко всем ласков и добр, не имеет и не хочет иметь врагов. Единственные слова, исходящие из его уст, - слова утешения. А такие слова герой находит практически для каждого из обитателей ночлежки. Вору Ваське Пеплу Лука рассказывает о счастливой жизни, которую вольный человек может вести в Сибири. Хроническому пьянице Актеру - о чудесной клинике, в которой бесплатно лечат от алкоголизма. Для бедной, умирающей от чахотки Анны старик находит другие слова: «Вот, значит, помрешь, и будет тебе спокойно... ничего больше не надо будет, и бояться - нечего!.. Смерть - она все успокаивает... Помрешь -отдохнешь...» Но эти утешения никому не помогли, так как герой не укреплял веры человека в свои силы, не готовил к жизненной борьбе. Например, Анна перед смертью, вопреки уверениям Луки о счастливой загробной жизни, мечтает хоть немножко пожить. Пеплу предстоит попасть на каторгу за убийство Костылева. Актер после ухода старика потерял найденную было веру и повесился. Слабость странника очевидна. Но нельзя забывать и о его положительной роли в пьесе. Это он, «старая дрожжа», как его назвал Сатин, «проквасил» жителей ночлежки, возбудил в них все хорошее, что дремало беспробудно, и прежде всего чувство человеческого достоинства. Но верит ли сам Лука собственным словам? Нет, не верит, и не верит в возможность решительного переустройства жизни, поскольку считает, что человек слаб изначально. Исходя из подобного мировоззрения, герой стремится не к изменению общественных устоев, а к облегчению того креста, который несут простые люди. Его правда - утешительная ложь.

Совсем другой человеческий тип, совсем другая жизненная позиция показана в образе босяка Сатина. Сатин - борец за истину. Он и в тюрьму попал только потому, что вступился за честь своей сестры. Человеческая несправедливость и годы страшной нужды не озлобили героя. И вспоминает он об этом легко, с любовью к девушке: «Славная, брат, была человечинка сестра у меня!» Он сочувствует людям не меньше, чем Лука, но не видит выхода - облегчения страданий - в простом утешении людей. И хотя нельзя сказать, что зтот герой выступает как сторонник более радикальных устремлений, именно в его уста писатель вкладывает монолог в защиту человека и человеческих прав: «Человек - свободен, он за все платит сам». Образ Сатина оставляет двойственное ощущение, ощущение контраста между высокими помыслами, благородными стремлениями и общим пассивным существованием персонажа. Сатин любит выпить, поиграть в карты. Он выше всех по уму и по силе характера, но все же чувствует себя уютно в костылевской ночлежке. Какова же его правда? Никакой позитивной программы у Сатина нет, но, в противовес позиции Луки, герой решительно и бесповоротно отрицает ложь, называя ее «религией рабов и хозяев».

Таким образом, в драме сосуществуют две правды: правда Луки, с ее безличностиой добротой, христианским смирением, с ее «святой ложью», и правда Сатина, d чем-то жестокая, но гордая - правда отрицания лжи. И внутренний конфликт этих двух столь отличных друг от друга позиций разрешила история. История показала, что мир переделывается только сильными средствами и что слова утешения не помогут людям стать счастливее. Но, как мне кажется, это не означает, что путь Сатина лучший, просто таково устройство нашего безжалостного мира, где даже добро «должно быть с кулаками».

Ночлежка для нищих - символ, образ последнего дна, на которое опустились люди, потерявшие смысл жизни, потерявшие надежду и веру в себя. Пьеса начинается с описания ужасной обстановки ночлежки. Все персонажи - «бывшие люди»: Барон - бывший аристократ, Актер- артист, Клещ - рабочий. Кто-то из них уже отчаялся: Актер, Анна, Пепел, Настя ищут выход в мечтах, и только Клещ действительно хочет вырваться отсюда. Крайнюю позицию занимает Сатин, презирающий труд и любые социальные условности.

С появлением Луки с его философией любви и жалости к человеку однообразная жизнь ночлежки меняется. Первоначально Лука был задуман как отрицательный персонаж, в то время как Сатин - положительный.

Но автор, будучи писателем-реалистом, создал образ странника намного сложнее и богаче, чем предполагалось сначала. Существует мнение, что в образе Луки пародийно показан Л. Толстой с его философией непротивления.

О самом Луке мы знаем очень немного: странник «лет шестидесяти». Он добр (во всяком случае, таким он предстает перед нами), он жалеет людей, пытается пробудить в них надежду, проповедует сострадание к человеку. Он считает, что полная правда для человека губительна, поэтому и рассказывает историю о бедняке, жившем одной надеждой - найти праведную землю - и не пережившим разочарования в своей мечте. И действительно, Актер кончает жизнь самоубийством, не вынеся «правды» Сатина. Недаром пьеса заканчивается словами Сатина: «Эх... испортил песню... дур-рак!»

Лука утешает Анну, обещает ей загробную жизнь: «Отдохнешь там!..», -хотя сам не верит в Бога («Во что веришь, то и есть...» - уклончиво отвечает он Пеплу на этот вопрос) делает вид, что верит Насте: «Я -верю!.. Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь... значит - была она!» Старик дарит надежду Актеру: «Ты... лечись! От пьянства нынче лечат... Бесплатно...», указывает дорогу Пеплу: «...Уйди с ней отсюда...». И он по-своему прав. Действительно, зачем женщинам, с детства живущим в жестокой действительности и никогда не видевшим в жизни прекрасного, нужна жестокая правда - пусть они будут счастливы хотя бы в мечтах. Актер же и Пепел по-настоящему поверили Луке и решили вырваться из нищеты и грязи. И, как знать, возможно, это бы им удалось... Так, Актер говорит: «Я сегодня - работал... а водки не пил». Он наконец-то ощутил себя человеком, у него появился интерес к жизни, он даже стал вспоминать стихи.

С появлением Луки возникает основной конфликт пьесы. Завязывается спор о человеке между двумя героями: Сатиным и Лукой. Странник оказывает огромное влияние на всех обитателей ночлежки, в том числе и на Сатина. Он «разбудил» шулера, пробудив в нем человека. Сатину Неприемлема позиция Луки, но тот, по крайней мере, заставляет его задуматься. Недаром Сатин запрещает всем плохо отзываться о старике: «Он- умница!.. Он... подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету...» Именно теперь Сатин произносит свой знаменитый монолог: «Я- понимаю старика... да! Он врал... но- это из жалости...Кто слаб душой...и кто живет чужими соками, - тем ложь нужна... Ложь - религия рабов и хозяев». «Правда - бог свободного человека!» - таков девиз Сатина. Человек обязан знать, как низко он пал, чтобы начать новую жизнь, говорит шулер. Человек «выше всего», он ни в чем не нуждается: ни в любви, ни в жалости, ни в сострадании. Настоящий, свободный, сильный человек достоин правды. Безусловно, философия Сатина - это ранняя романтическая философия автора, согласно которой «человек выше жалости», «человек есть все» и «нет ничего, кроме человека».

И с этим трудно поспорить, тем более что сюжет развивается в соответствии с позицией автора: Пепла арестовывают, исчезает Наташа, умирают Актер и Анна, и даже Клещ смиряется с нищетой и теряет последнюю надежду на новую жизнь, то есть Лука никому реально не улучшил жизнь. Утешение Луки действует недолго: правда вновь приводит человека к разочарованию, но хотя бы какое-то время он будет счастлив, и иногда это уже немаловажно.

Таким образом, несмотря на определенную позицию автора, основной вопрос пьесы остается неразрешенным.


Страница: [ 1 ]

Лука и Сатин в драме Горького "На дне"

В пьесе "На дне" Горький показывает людей, сломленных жизнью, обреченных на гибель. Герои, их внутренний мир раскрывается не из поступков, а из разговоров. Каждый герой несет свою философию, свою идею.

Основной философской проблемой пьесы является спор о правде. Эти споры ведутся между обитателями ночлежки на протяжении всей пьесы и, прежде всего, между Лукой и Сатиным. Философия Луки - вера в человека: "Человека уважать надо". Вера может заменить реальную правду, так как она помогает человеку уйти от страшной реальности в мир прекрасных иллюзий. С приходом Луки атмосфера в ночлежке стала человечнее.

Лука стремится дать погибающим людям хоть какую-то надежду: "Всяк думает, что для себя проживает, ан выходит, для лучшего", несет облегчение обитателям "дна", утешает их, будит в каждом Человека. Барон, вырвавшийся из мира вещей, восклицает: "А ведь зачем-нибудь-то я родился". Анну успокаивает разговорами о блаженной тишине после смерти, Пепла соблазняет картинами свободной жизни в Сибири, Наташу - возможной любовью, Актеру рассказывает о лечебнице от алкоголизма, и он верит: "Я сегодня работал, мел улицу, а водки - не пил!". Лука сеет слова утешения и надежды, но все его обещания ложны. Рассказывая притчу о праведной земле, Лука показывает насколько спасительна иногда для людей ложь и опасна правда.

Но в самый важный момент для обитателей ночлежки, когда у многих зародилась вера во что-то лучшее, Лука исчезает. Разбуженные Лукой люди вступают в конфликт с внешним миром и изменить свое плачевное положение не могут: Актер - повесился, Пепел - в тюрьме, Наташа - пропала, Анна - умерла. Этим трагичным финалом Горький показывает, что Лука был не прав. На протяжении всей пьесы Лука лжет, якобы во благо других людей, хотя на самом деле эта ложь только губит их.

Для чего он лжет? Возможно, для того, чтобы самому еще более утвердиться в своей вере в то, что он говорит Философию Луки отвергает Сатин: "Ложь- религия рабов и хозяев. Правда - бог свободного человека!". Из философии Луки Сатин берет веру в человека: "Человек - вот правда!", но без жалости. Сатин - философ, рассуждает о значении человека: "существует только человек, все же остальное - дело его рук и мозга", Порой он бывает циничен и именно этот цинизм обнажает ту грязь, с которой бок о бок живет и сам Сатин и все остальные жители.

Сатин - карточный шулер не боится ни жизни, ни смерти. Он потерял имя, работу, но он независим от обстоятельств, ценит свободу: "Хорошо это - чувствовать себя человеком!". Но Сатин к настоящему делу не пригоден. Слова Сатина, вселяющие веру в человека, в его разум, только на время подействовали на ночлежников, объединенных общей судьбой, выраженной тюремной песней: "Емне хочется на волю, но цепь порвать я не могуЕ" Трагедия несбыточности надежд, напрасности слов, отражены в каждом герое. Бремя общего бессилия тащит на дно всех персонажей Горького.

Человек — вот правда!

М. Горький. На дне

Пьеса «На дне» была написана М. Горьким в 1902 году, накануне первой русской революции. Она дает яркое представление не только о классовом антагонизме и соци-альных язвах старого общества, но и о тех сложных про-цессах умственного брожения, которыми были охвачены даже самые отсталые, неприкаянные слои народа.

Главными философами ночлежки в пьесе являются Са-тин и Лука. Философия Сатина — веселый цинизм, вос-приятие жизни как игры, поскольку сам он — шулер. И хотя Сатин — человек с причудами и неожиданностями, мысль его способна вырваться из рамок привычного обра-за жизни босяков.

В образе Луки мы видим простонародного бродячего философа, в котором воплотились поиски и блуждания значительной части социальных низов, стремление к исти-не, высокой нравственности, «порядку». Лука — предста-витель христиански окрашенной, самобытной системы взглядов, в которой есть и детская вера, и стремление уте-шить и ободрить, и доля чуткости, своя этика и своя иро-ния: «Слышь, не мешай! Тут — женщина помирает... уж губы у нее землей обметало... не мешай!» Но, проповедуя веру в человека, уважение к нему, этот странник больше жалеет людей, чем уважает.

Лука много странствовал в необычный период исто-рии, когда духовная жизнь народа принимала все более интенсивный характер. Старик с прохладцей относится к представителям власти. На вопрос Медведева: «Кто такой? Как будто я тебя не знаю...», — Лука отвечает резко и даже чуть презрительно: «А остальных людей — всех знаешь?»

Лука — очень внимательный и наблюдательный чело-век, ему интересно знать, как все устроится в будущем, какова будет жизнь, в данное время полная зла и неспра-ведливости. У него богатый жизненный опыт, он знает много правдивых историй и делает свои, очень интересные выводы: «Сибирь человека ничему не научит, а человек... он многому может научить... и очень быстро».

Но слабое место в мировоззренческой концепции Луки — это отсутствие объективных истин: «во что ве-ришь, то и есть». Получается, что под маской утешения и веры он сеет среди обитателей ночлежки неверие, отчая-ние. Проповедуя веру в человека, он дарит героям пьесы надежду лишь на короткое время, вслед за тем наступает горькое разочарование. Это происходит потому, что втайне старец убежден, что реальное положение человека изме-нить невозможно.

В результате деятельности Луки люди продолжают жить в ложном, ими же придуманном мире. И одно из самых страшных последствий этого — самоубийство Актера, об-надеженного старцем и в конце концов понявшего, что все это ложь.

Получается, что истине Лука зачастую предпочитает иллюзии, ложь, хотя и «ложь во благо»: «Чего тебе правда больно нужна... Она, правда-то, может, обух для тебя».

Сатин в пьесе М. Горького «На дне» является идей-ным противником Луки. Хотя именно старик привел его к размышлениям, Сатин придерживается других прин-ципов и поднимает на недосягаемую высоту мысль о ценности человека: «Человек — свободен!» Если Лука выдвигает теорию о том, что люди ценны не сами по себе, а как материал для лучшего, Сатин сумел пойти дальше в своих рассуждениях: «Все — в человеке, все для чело-века! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит... гордо!.. Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо!»

И пусть Сатин — больше человек слова, а не дела, его речь, его понимание свидетельствуют о том, что вера в жизнь, сама искра жизни не погасла «на дне». В одном из своих афоризмов Сатин выступает яростным противником Луки: «Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свобод-ного человека». Материал с сайта

Для меня очень ценны оба этих персонажа: их взгля-ды, мировоззрение. С появлением Луки обитатели ноч-лежки начали думать, искать, им захотелось более свет-лой жизни, хотя они, вероятно, сами понимали это смутно.

Если не толкнуть колесо, оно не завертится. Именно с подачи Луки Сатин в своих размышлениях пришел к вы-воду о значимости человека. Он пошел дальше Луки, пото-му что выбрал более прямой и честный путь. Именно Са-тин сумел поверить в человека и отвергнуть ложный гума-низм Луки: «Человек — вот правда!» Но, придя к верным выводам, Сатин так и остался индивидуалистом, каким был до этого.

Человек не может измениться сразу, для этого нужно время. Так и в жизни бывают периоды, когда необходим Лука с его утешительством, ободрением, вниманием к окружающим, но есть и минуты, когда только решитель-ное слово Сатина будет нести истину человеческому сердцу.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • сочинение по литературе на тему лука и сатин на дне
  • в чем смысл спора между лукой и сатином?
  • кто прав о споре о правде
  • сочинение на тему в чем смысл спора луки и сатина
  • человек-вот правда.сатин

/ / / «Своя» правда на примере образа Луки и Сатина в пьесе Горького «На дне»

Пьеса Максима Горького « » очень многогранное творение со сложным сюжетом из переплетенных человеческих судеб. В своем произведении Горький показал нам два подхода к пониманию смысла человеческой жизни, не отдав ни одному из них своего предпочтения. Именно эти два подхода нашли свое отображение в образах главных героем Луки и Сатина.

Лука был стариком, в один из дней он появился в ночлежке, где проживали остальные герои пьесы. Он был человеком, который не хотел ни с кем ссориться, у него не было врагов. По своей натуре Лука был добрым и мягким человеком, для каждого он умел найти слова сострадания и утешения. Его движения, как и его речь, были мягкими и тягучими. Позже Сатин отметит, что своим появлением Лука «проквасил» обитателей ночлежки, он разбудил в них те чувства, которые давно угасли, чувства собственного достоинства.

Так, своими речами Лука для Васьки Пепла нарисовал свободную и счастливую жизнь в Сибири. Беспробудному пьянице Актеру, он рассказал о бесплатной клинике, где его вылечат от алкоголизма. Умирающей Анне, Лука сказал, что после смерти та обретет покой и избавится от земных страданий.

Все эти добрые слова и утешения Луки не привели к желаемому результату, ведь они не подталкивают человека к активным действиям, а заставляют принять то, что уже есть. Так, находясь в предсмертной агонии Анна, хотела пожить еще чуть-чуть, а не слушать рассказы о красивой загробной жизни. Пепел вскоре попадает в Сибирь, правда на каторгу. И о какой свободной и счастливой жизни можно говорить теперь? Бывший служитель театра Актер, вообще сводит счеты с жизнью, узнав, что нет ни какой бесплатной клиники.

По моему мнению, в такой ситуации, будет логичным вопрос: «А сам Лука верит своим словам?». Конечно же, нет! Он считает, что человек слабое существо не способное бороться с жизненными трудностями. Поэтому главной задачей Луки являются попытки облегчить ту ношу, которую несут эти люди. Его правдой является «сладкая» ложь.

Совершено противоположными взглядами на человеческую жизнь отличался Сатин. Он категорически отрицал ложь, он был борцом за правду. Нельзя сказать, что Сатин лишен сострадания к людям, но в отличие от Луки, он не считает, что простое утешение, каким-то образом могут облегчить страдания человека. Горький показывает нам Сатина, как борца за человеческие права, вложив в его уста фразу о свободе человека и об ответственности за свои поступки.

Образ Сатина вызывает у меня двоякое чувство. С одной стороны скорость и чистота помыслов, а с другой – уютное проживание в ночлежке. Сатин, даже помышляя о лучшей жизни, ни чего не делает, ему просто лень. Имена эта черта характера привела Сатина «на дно» общества.

Именно в этих двух образах Горький показал нам основной конфликт пьесы – борьба «сладкой» лжи и «горькой» правды. И только время покажет, кто же по-настоящему был прав.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!