Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Образ луки в произведении на дне. Противоречивый образ Луки. Сочинение про Луку

Характеристика Луки в пьесе Горького «На дне».

В пьесе « На Дне» Максим Горький показывает нам жизнь и нравы обитателей ночлежки. Ночлежка – грязный и полутемный подвал. Здесь тесно и душно, но вырваться из этого мирка обитателям ночлежки некуда, они уже давно морально сломлены

Образ Луки у Горького — это самый светлый образ из всех обитателей ночлежки. Сам Горький неоднозначно относится к Луке, но считает его положительным героем. У многих жителей ночлежки появление Луки вызывает раздражение, но кто-то и рад его появлению, например Анна. Лука пытается успокоить ее перед смертью: «Помрешь, и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться нечего!» Многие считают, что это ложь, но для верующего человека, каковым является Лука, это не ложь, а правда.

Актеру Лука рассказывает о лечебнице, где его излечат от пьянства. Он с состраданием выслушивает всех жителей ночлежки, Настю с её романтическими фантазиями. Лука заведомо говорит неправду, говорит то, что хотят услышать его собеседники. Пусть Лука лжёт, но после разговоров с ним людям становится легче, они обретают веру и надежду. Лука помогает ночлежникам увидеть темные стороны своих душ, но не винит их самих в этом, а винит обстоятельства. У жителей ночлежки нет будущего, они живут сегодняшним днем, у них одна судьба, и они уже не надеются ее изменить. Но приходит Лука, и все так или иначе реагируют на его появление, никто не остается равнодушным. Одни видят в нем проходимца и обманщика, а другие — ласкового и доброго человека.

Ложь Луки иногда вызывает непонимание. Что это за «хорошая сторона Сибирь», куда он предлагает отправиться Пеплу с Наташей? Сибирь — далеко не благодатный край, и путь туда труден. Но не напрасно Пепел, вор с раннего детства, так цепляется за мечту о лучшей жизни в Сибири. Есть в Луке что-то, что заставляет людей доверять ему.

Лука много повидал и испытал на своем веку. Он верит, что всякий человек достоин жалости. Он убедился на своем горьком опыте, что в мире почти не осталось ни правды, ни справедливости.
Лука — удивительный человек. Он улавливает мечты каждого обитателя ночлежки и помогает им осуществиться. У ночлежников уже нет целей в жизни, что так важно для каждого человека. Ключом к пониманию жизненной философии Луки является рассказанная им притча о человеке, который мечтал о праведной земле, где живут хорошие люди. Но оказалось, что этой земли не существует, и он с горя повесился.

Ночлежники считали, что Лука вселил ложную надежду в их души, но он не врал, а лишь поддерживал в них веру в себя, в свои силы и возможности. Но вера оказалась непрочной, и с исчезновением Луки тут же угасла. Все дело в слабости самих героев, в неспособности и нежелании что-либо сделать, чтобы противостоять обстоятельствам, которые обрекают их на существование в ночлежке Костылевых.

К Луке тянутся люди, потому что он всегда им сопереживает. К нему располагает его человеколюбие, его потребность делать добро, стремление помочь нуждающимся, чем только можно. У Луки нет никаких особенных убеждений. Лука умеет становиться эхом других людей. Он — зеркало, в котором отражаются души тех, с кем он беседует. Лука мудр, потому что он не только делится своим опытом, но и впитывает опыт других людей. Людям хочется простой, лёгкой жизни, потому им проще верить сказкам Луки, чем лозунгам Сатина.

Пьеса Горького «На дне» в начале XX произвела огромное впечатление на публику. Без прикрас был выставлен мир людей, опустившихся до последней степени убожества на самое «дно» жизни, в мир шулеров, проституток и убийц воров разных мастей. Максим Горький пьесу «На дне» пропитал протестом против социальных устоев капиталистического общества и призывом к спокойной, равноправной и справедливой жизни.

Приступая к теме «Лука: характеристика» («На дне»), необходимо отметить, что люди, живущие в самой дешевой ночлежке, напоминающей темный и грязный подвал, стали уродливыми жертвами жестоких и несправедливых порядков общества, когда человек, выброшенный из нормальной жизни, начинает жить во волчьим законам и превращается в бесправное и жалкое существо.

Лука: характеристика

«На дне» - пьеса, собравшая несколько различных характеров. Один из жителей ночлежки - старик Лука, который стал самым неоднозначным и противоречивым героем пьесы. Именно с ним связан главный философский вопрос этого произведения: «Что лучше - сострадание и «ложь возвышенная и утешительная» или истина?». Нужно ли проникаться настолько состраданием, чтобы потом использовать ложь как спасительный инструмент?

«Люди» и «человеки»

Углубляясь в тему «Лука: характеристика» («На дне»), можно отметить, что именно этот герой становится единственным человеком, который по-настоящему сострадает жителям ночлежки. Он же отмечает, что есть «люди», и есть «человеки». «Люди» по натуре своей очень слабые и безвольные, они постоянно нуждаются в поддержке и силе другого, и для них мощным стимулом может служить вера и надежда. «Человеки» - напротив, сильные духом люди. Это те, кому не нужны ни жалость, ни сострадание, ни успокаивающая ложь. Именно таким является Герой Сатин, который считает, что человека, прежде всего, надо уважать, а жалость только унижает его, хотя сам Сатин является большим шулером, который живет заведомо ложью и обманом.

Пьеса «На дне». Лука

Лука умирающей жене Клеща Анне рассказывает, что она не должна бояться смерти, и что ей скоро будет хорошо на Небесах с Богом. Актеру он дарит надежду на город, в котором бесплатно лечат алкоголиков, правда, он забыл название города, но обещал обязательно вспомнить.

В пьесе «На дне» Лука ко всем ласков, добр и милосерден. Про себя он особо ничего не рассказывает, только шутит, что его «мяли много, оттого он и мягок». У него нет плохих и хороших людей, в каждом он находит что-то хорошее и светлое, и каждого утешает и наставляет. Проститутке Насте он говорит о том, что если ты веришь, что была у тебя настоящая любовь, значит, она была.

Лука в пьесе «На дне» вору Пеплу и Наташе советует уехать в Сибирь на вольную жизнь, где им будет намного легче начать все заново.

Несчастным жителям ночлежки ничего не оставалось больше, как только верить его словам, которые хоть и звучали неправдоподобно, но дарили веру, как лучики солнца в кромешной тьме.

Ложь во спасение или горькая, но, правда?

Лука в пьесе «На дне» своей философией неким образом призывает к христианскому смирению, терпению и чуткости к ближним. Одному из героев он говорит: «Что тебе правда?». Ведь она может стать для тебя как удар обухом по голове.

То добро, что несет в себе этот герой, пробуждает в человеке ночлежки, даже обреченном, желание жить и быть лучше. Но когда старик исчезнет, рухнет и вся жизнь многих людей этого проклятого места.

В заключение темы «Лука: характеристика» («На дне»), надо отметить, что в этом вечном вопросе нет однозначного ответа, однако сам Горький считает, что истина лучше, чем сострадание. Сам автор выражает полную уверенность в том, что спасти человечество поможет только истина и правильное понимание значимости человеческого сострадания.

Лука - самый сложный образ в пьесе М. Горького «На дне». Именно с ним связан основной философский вопрос произведения: «Что лучше: истина или сострадание? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?»
До появления в ночлежке Луки отношения двух групп персонажей складываются явно в пользу «бесчувственных» правдолюбцев: так, Барон по-хамски ведет себя по отношению к Насте, заставляет ее провести уборку ночлежки вместо себя (в этом «общежитии» налажена система «дежурств»); малосимпатичный Бубнов грубо отмахивается от жалоб Анны и КЛеща («шум - смерти не помеха»). В целом, «мечтатели» мучаются, они зависимы, жаждут сострадательной доброты, но не находят сочувствия у сторонников «правды факта». Такое сочувствие они найдут у странника Луки.
Этот человек прежде всего добр: он снисходителен к слабостям, терпим к чужим грехам, отзывчив на просьбу о помощи. Еще одна привлекательная черта Луки - его неподдельный интерес к жизни, к другим людям, у каждого из которых он способен разглядеть индивидуальную «изюминку» (кстати, странничество и интерес к «чудинке» - общие черты Луки и героя-повествователя ранних горьков-ских рассказов). Лука вовсе не навязывает другим своих взглядов, не горит желанием делиться жизненным опытом с первым встречным или демонстрировать свой незаурядный ум. Вот почему он не пытается «обратить в свою веру» Бубнова и Барона - им он попросту не нужен, а «навязываться» - не в его характере.
Нужен же он «страдальцам»: это им необходимо утешение и ободрение - своеобразная анестезия от жизненных бед и стимулятор интереса к жизни. Подобно опытному психоаналитику, Лука умеет внимательно слушать «пациента». Интересна тактика его духовного «врачевания»: чтобы утешить собеседника, он не придумывает никаких собственных рецептов, но лишь умело поддерживает сложившуюся у каждого из них мечту (повторим еще раз девиз Луки: «Во что веришь, то и есть»).
В этом отношении особенно интересны его рекомендации Актеру. Актер - герой веры, а не правды факта, и утрата способности верить окажется для него смертельной (это случится после ухода Луки из ночлежки).
Впрочем, до вынужденного ухода Луки самочувствие ночлежников заметно улучшается: у большинства из них крепнет вера в возможность жить лучше, кое-кто уже делает первые шаги на пути к обретению человеческого достоинства. Лука сумел вдохнуть в них веру и надежду, согрел их души своим сочувствием. Обезоруживающее действие не просветленной добром «правды» Бубнова и Барона на время нейтрализовано. Несколько смягчается по отношению к товарищам по несчастью даже сам Бубнов (в последнем действии он пригласит «сожителей» разделить с ним немудреную трапезу); лишь Барон, пожалуй, остается неисправимым циником и мизантропом.
Именно Барон - наименее симпатичный из ночлежников - пытается разоблачить Луку как «шарлатана» и обманщика в последнем действии пьесы. Здесь важно заметить, что с момента исчезновения Луки до времени последнего действия проходит немало времени (судя по «метеорологическим» ремаркам, около полугода). Выясняется, что пробужденные в душах ночлежников надежды оказались непрочными и уже почти угасли. Возвращение к прозаической реальности тяжело переживается вчерашними «мечтателями» (особенноболезненно реагирует на новую ситуацию Актер). Виновником своего тяжелого отрезвления некоторые ночлежники склонны считать Луку.
Казалось бы, Барона должен был поддержать в его обличениях вчерашний противник Луки Сатин. Но происходит неожиданное: Сатин вступается за Луку и произносит гневную отповедь Барону: «Молчать! Вы все скоты! ...молчать о старике! (Спокойнее.) Ты, Барон, всех хуже!.. Ты - ничего не понимаешь... и- врешь! Старик- не шарлатан! Что такое - правда? Человек - вот правда! Он это понимал... вы - нет!» Внешне мотивированный «защитой» Луки и спором с Бароном, монолог Сатина перерастает свои функциональные рамки. Он становится компактно изложенной декларацией - декларацией иной, чем у Луки (но и резко отличной от бубновской) жизненной позиции.
В финале пьесы ночлежники пытаются «судить» Луку, но автор устами Сатина отказывает им в этом праве. Горький создает сложный, противоречивый, чрезвычайно неоднозначный образ. С одной стороны, именно Лука - наиболее интересная среди персонажей пьесы личность, именно он «будоражит» ночлежников и дает импульс пробуждающемуся сознанию Сатина. С другой стороны, его сильные стороны (доброта, снисходительность, субъективное желание помочь другим) оборачиваются роковыми последствиями для «слабых духом». Правда, вина за это в большей мере падает на самих ночлежников. Горькому удалось вскрыть одну из самых опасных и болезненных черт «босяцкого» сознания и психологии социальных низов в России: неудовлетворенность реальностью, анархический критицизм по отношению к ней - и вместе с тем зависимость от внешней помощи, слабость к посулам «чудесного» спасения, полную неготовность к самостоятельному жизненному творчеству.

Пьеса М. Горького «На дне» — первая социально-философская драма в русской литературе, поднимающая вопросы существования человека, смысла жизни, правды и лжи. Написанное в 1902 году, произведение реалистично рисует жизнь маргиналов, «людей, оказавшихся на дне жизни», не верящих ни в себя, ни в будущее.

Клещ, Актер, Пепел, Настя и др. – люди слабые, не способные отстаивать свои интересы, да и не видящие в этом смысла.

Образ Луки

Самым противоречивым героем пьесы считается Лука – странствующий проповедник, явившийся в ночлежку в самый разгар споров о чести и справедливости. С образом старца напрямую связан главный вопрос произведения – «Что лучше – истина или сострадание?».

Лука – утешитель, пытающийся успокоить каждого и подарить надежду на прекращение страданий. Показательно то, что он умеет видеть в каждом ту черту, которая особенно заботит человека. Умирающей Анне он сулит избавление от боли и обид на том свете, пьющему Актеру рассказывает сказку о лечебницах от алкоголя, Насте говорит, что ее ждет неземная счастливая любовь, Ваське Пеплу помогает по-новому взглянуть на Сибирь.

Его нереалистичные рассказы нравятся ночлежникам, они верят в них. Сам же Лука говорит – во что веришь, то и есть. Другими словами, странник пытается спасти людей, дать им возможность поверить в свои силы и изменить отношение к жизни, дать им своеобразный толчок.

Праповедник

Появление праведника разделяет жителей ночлежки на два лагеря – тех, кто верит в проповеди Луки и тех, кто относится к ним с предубеждением, скептически. Настя после исчезновения Луки говорит, что он был хорошим старичком, Клещ отмечает его жалостливость, даже Сатин, не принимающий позицию сострадания, утверждает, что старик врал единственно из любви к людям.

Мнения литературных критиков также разделилось. Одни сравнивали его с искусителем. Имя Лука схоже по звучанию с именем Сатаны – Лукавый. Обвиняли старика, прежде всего, в нежелании противостоять действительности. Другие исследователи соотносили его имя с образом евангельского апостола Луки, ассоциируя тем самым с мудростью и библейскими заповедями.

Интересен еще и тот факт, что ложью во спасение Лука нарушает одну из заповедей – не лги. Но мне кажется, что он просто не мыслит этими категориями, для него неважно, где правда, где ложь. Главное для праведника – сделать добро человеку. Наверное, для него ближе заповедь – не навреди.

Отношение автора

Отношение автора к Луке неоднозначно. Порой он осуждает его, порой образ его становится настолько силен, что выходит за рамки замысла Горького. Читатели сами должны решить, принимать ли ложь во спасение, или же разделить утверждения Сатина о приоритете правды. На мой взгляд, истина находится где-то посередине их позиций.

Все писатели проявляют интерес к философским темам и проблемам, поэтому так часть размышления о смысле жизни становятся основными во многих литературных произведениях. Одним их таких произведений стала пьеса М. Горького. «На дне» считается первой драмой в русской литературе, где затрагивается социально-философские проблемы и вопросы.

В горьковской пьесе много героев, которые различны по характеру. Но все-таки споров больше всего возникает из-за образа Луки и его восприятия мира. Именно с его появлением в пьесе постоянно начинает звучать разногласия о том, что же все-таки лучшим будет для человека: правда, даже она будет самой тяжелой, но зато она истинная и настоящая, или все же сострадание, которое может служить утешением.

Так кто же такой Лука? Из сюжета произведения читатель узнает, что Лука проповедник, но вот только у него нет определенного места жительства и служения Бога. Он странствует по земле и проповедует те истины, в которые сам верит. Однажды он появляется в ночлежке, где люди опустошены и выброшены из обыденной жизни. Они радуются каждому дню, которому могли прожить. А некоторые ждут своей смерти, чтобы хоть как-то уйти от этой жизни, которая уже давно перестала приносить им радость.

Лука вдруг останавливается в ночлежке, когда бедная Анна умирает, а между остальными жителями этого подвала возникает спор о совести и чести. Ведь, находясь в таком месте, многие просто забыли о них. Лука становится для них утешителем. Так, прежде всего, он старается всех успокоить и примирить. Лука каждому обещает избавление от тех страданий, которые есть у них сейчас в жизни и обещает, что исполняться желания. Он тонко чувствует людей, предугадывает их желания, поэтому он легко их убеждает в том, о чем они не говорят вслух, но где-то в глубине своей души все-таки на это надеются.

У Луки есть своя позиция, с которой он живет и проповедует среди людей. Он считает, что все фантазии и мечтания - это и есть жизнь. В ночлежке он долго беседует с Анной, которая умирает, но очень боится смерти. Лука утешает ее, говоря, что умирать не больно и не страшно, ведь это поможет ей стать свободной, больше не чувствовать боли, и она даже больше не будет никогда страдать. Находит он утешительные слова и для Актера, но, только поверив Луке, Актер скоро поймет, что невозможно найти лечебницу, чтобы вылечить алкоголизм. Ведь у него на это совсем нет денег.

Отношение всех обитателей подвала к этому странному проповеднику у всех разное. Кто-то, например Настя, считают его хорошим, что он несете в себе жалость и сострадание. Но есть и другие мнения к ночлежке: кто-то называет его обманщиком, а кто-то утверждает, что он просто правды не любит. Может быть, они и правы, ведь автор не зря дает такое имя своему герою: Лука - это лукавый, то есть хитрый. И по его возрасту легко можно определить, что опыт у него большой, ведь большую часть своей жизни он уже прожил. А если он странствует, то вероятно, в его жизни было много разных ситуаций, поэтому он умеет и быстро найти выход из любой ситуации и так хорошо видит психологию каждого обитателя этой ночлежки.

Но если рассматривать этот образ через религию, но в Евангелии был такой апостол. Этот евангельский Лука является образом, в котором заключена мудрость и правда. И вспоминается рассказ горьковского Луки, как он случайно встретил грабителей, которые хотели его убить, но он смог уговорить их покушать. Словно в Библии, когда сказано, что на любое зло нужно ответить добром.

Образ Луки в пьесе Максима Горького - это сложный герой, к которому невозможно относиться как-то однозначно, да, наверное, и не надо. Главные качества его характера - это доброта, отзывчивость, умение слушать и сочувствовать другому человеку, а не думать только о себе. Еще одним достоинством этого героя является его искренность, он умеет общаться с людьми, не навязывая им своего мнения и своих взглядов.

И если Лука говорит ложь, то у него она утешительная, от которой он сам не имеет никакой выгоды. Он просто пытается в человеке поднять настроение, укрепить его дух, вселить надежду. Но все-таки невозможно как-то однозначно ответить о том, как же относиться к этому персонажу. На этот вопрос не мог ответить даже сам автор, который вдруг оказывается на его стороне, оправдывая сострадание, то вдруг сам Максим Горький называет его жуликом и даже пройдохой. Не дает автор остальным обитателям ночлежки в финале пьесы судить своего странного героя. Писатель предоставляет это сделать читателю, чтобы тот смог задуматься над противоречивым горьковским персонажем, который вызывает споры уже много лет.

Человечность, которую несете Лука, нужна людям, но из-за того, что мечты не смогут осуществиться, а надежды оказываются пустыми, люди страдают еще больше и тогда не каждый человек может это выдержать. Например, Актер, который в финале пьесе просто повесился. Лука пытается лечить истерзанные человеческие души, а результат из-за той действительности, в которой эти люди находятся, может быть самым разным. Поэтому ни судить, ни хвалить Луку не стоит.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!