Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Кнопки на руле формулы 1. Управление болидом: все под руками

Руль болида «Формулы-1» устроен намного сложнее, чем рули других гоночных машин. На нем располагается более 30 переключателей и кнопок. Разбираться в них новичок будет неделями

(1) (2) (3) +1, +10, ON/OFF . Если какой-то из датчиков болида выйдет из строя, пилот по просьбе инженера может его отключить. Сочетанием кнопок +10 и +1 он выбирает номер датчика, а кнопка ON/OFF включает или выключает его. Кнопка +10 также симулирует работу светофора. Когда пилот включает режим симуляции старта,15 огней на руле (24) загораются по очереди, как светофор. Гонщик стартует, инженеры отслеживают его реакцию и работу болида. С помощью +1 пилот также может переключать информацию на дисплеях (26) (27) : скорость, время круга, температура масла и проч.

(4) Включение системы рекуперации кинетической энергии (KERS) , повышающей мощность двигателя. Использование системы ограничено: на одном круге KERS можно включать не более чем на шесть секунд.

(5) Режим заряда KERS . Гонщик устанавливает степень заряда батареи KERS при рекуперативном торможении. Регулировать степень заряда необходимо потому, что болид по-разному ведет себя при торможении на сухой трассе, на влажной или во время следования за автомобилем безопасности.

(6) Кнопка включения нейтральной передачи. Используется на пит-стопе (технической остановке болида для дозаправки, замены шин и т. п.) или при старте. Она необходима в связи с тем, что программное обеспечение не позволяет гонщику перейти на нейтральную передачу нажатием на лепестковые переключатели (28) (29) во избежание случайного переключения.

(7) Включение задней передачи тоже производится отдельной кнопкой по причинам, описанным под цифрой (6) .

(8) Кнопка радиосвязи. Позволяет гонщику общаться с инженером, находящимся рядом с трассой и следящим за ходом заезда.

(9) Кнопка передачи данных о сцеплении инженерам. Зная температуру и степень износа механизма сцепления, а также температуру трассы и характеристики сцепления шин с дорожным полотном, пилот и инженеры могут подобрать настройки для оптимального старта. Поскольку в «Формуле-1» запрещены трекшн-контроль и лаунч-контроль, старт полностью зависит от гонщика. Трекшн-контроль (или система контроля тяги) - электрогидравлическая система, предотвращающая потерю сцепления колес с дорогой. Лаунч-контроль - электронная система оптимизации старта, благодаря которой болид может начинать движение плавно и с максимально возможной в текущих условиях скоростью.

(10) Быстрый переход к отображению на дисплее тормозного баланса (схемы распределения усилия при срабатывании тормозов). Гонщик меняет тормозной баланс между передней и задней осями для улучшения поведения машины на трассе.

(11) Выключатель ограничителя скорости на пит-лейне (участке трассы с боксами команд). На большинстве трасс на пит-лейне действует ограничение скорости в 100 км/ч во время квалификации и гонки (60 км/ч во время тренировок). Если гонщик превысит скорость на пит-лейне, то получит денежный штраф (во время квалификации и тренировки) или штрафной проезд по пит-лейну (во время гонки).

(12) Кнопка мгновенного повышения оборотов двигателя до максимально разрешенных 18 000 об/мин. Применяется в гонке во время борьбы за позицию с другими пилотами.

(13) Кнопка подтверждения того, что гонщик услышал команду инженера или сигнал из боксов совершить пит-стоп.

(14) Кнопка подтверждения, что гонщик знает о выезде на трассу автомобиля безопасности. С момента его выезда действует ограничение скорости. При нажатии на кнопку на дисплее высвечивается время максимально быстрого прохождения данного отрезка трассы. Если гонщик проедет отрезок быстрее, он получит штраф за нарушение скоростного режима.

(15) Кнопка подачи питье вой жидкости (подается через трубку в шлеме). Жидкость содержит минеральные соли и микроэлементы, необходимые для восстановления водно-солевого баланса спортсмена. На жарких этапах вроде Малайзии или Абу-Даби организм гонщика сильно обезвоживается, и он может утратить контроль над машиной или вовсе потерять сознание. Емкость вмещает 500 мл жидкости.

(16) Переключение настроек дифференциала для прохождения середины поворота. Дифференциал передает крутящий момент от двигателя на колеса, позволяя колесам вращаться с разными скоростями.

(17) Изменение состава топливной смеси. Обогащенная бензином смесь позволяет повысить скорость болида. Если гонщик находится на чистой трассе и ему никто не мешает, он может поставить рычажок на максимальный уровень, чтобы двигаться на предельной скорости.

(18) Регулировка крутящего момента и чувствительности педали газа. В зависимости от состояния трассы, шин и погоды спортсмен может изменять крутящий момент, передающийся от двигателя к колесам. При дожде, например, уменьшение крутящего момента делает педаль газа менее чувствительной, и ход автомобиля становится плавнее.

(19) Настройки механизма сцепления. В зависимости от состояния сцепления, температуры трассы и т. п. гонщик может менять настройки для оптимизации старта.

(20) С помощью этого переключателя пилот указывает компьютерной системе, какой тип шин установлен на болиде (сухие основные, сухие опциональные, промежуточные, дождевые). Система записывает точные данные о поведении машины на трассе для инженерного анализа.

(21) Настройка дифференциала на высоких скоростях.

(22) Переключение настроек дифференциала для входа в поворот.

(23) С помощью этого многофункционального переключателя пилот может перевести двигатель в один из стандартных режимов работы (например, для максимального ускорения на трассе или во время следования за автомобилем безопасности), а также поменять настройки дисплея, коробки передач, дифференциала.

(24) Указатель оборотов двигателя. На низких оборотах горят синие лампочки, на средних - синие и красные, на высоких добавляются зеленые. Момент, когда горят все 15 индикаторов, наиболее выгоден для повышения передачи.

(25) Указатель передачи показывает, какая передача включена (от 1 до 7, нейтральная, задняя).

(26) (27) Дисплеи. Показывают гонщику необходимые параметры работы болида (в данном случае скорость движения и температуру охлаждающей жидкости). Также могут показывать время прохождения круга или отдельного сектора и т. п.

(28) (29) Лепестковые переключатели. Прижимая их к рулю, гонщик повышает передачу, обратное движение понижает ее.

(30) (31) Настройка сцепления. Изменяя силу нажатия на левый и правый рычаги, гонщик предотвращает пробуксовку колес на старте.

(32) (33) Индикаторы действий маршалов (обслуживающего персонала). Две группы по три индикатора разными цветами обозначают, какие флаги на трассе показывают маршалы и дирекция гонки. Сигнал о цвете флага подается в блок электроники дирекцией гонки. Желтый флаг: впереди происшествие. Синий флаг: пропустить более быстрого гонщика. Красный флаг: гонка или сессия остановлена.

(34) (35) Кнопки слева и справа на обратной стороне руля (на рисунке не видны). Включают и выключают DRS - сис тему снижения лобового сопротивления. Понижается уровень прижимной силы автомобиля за счет изменения угла атаки плоскости заднего антикрыла. Активация DRS на прямых ведет к повышению скорости.

Иллюстрации: Эльдар Закиров

Первый чемпионат автомобилей в классе Формула 1 состоялся в 1950 году. Первые гоночные автомобили мало отличались от дорожных аналогов. В этой статье пойдет речь о руле гоночного болида Формулы 1. О том, как он трансформировался Руль болида Формулы 1 от простого рулевого колеса до пульта управления, напичканного всевозможной электроникой, современного болида Больших Призов.

Этап первый – из рулевого колесо в штурвал. Первый этап трансформации рулевого колеса Формулы 1 это большая эпоха. Она охватила 50-80 года прошлого века и отразилась на дизайне руля болидов. Он из деревянного рулевого колеса превратился в штурвал машины.

Первые года Формулы 1, инженеры тратили свое вдохновение и энергию на двигатель автомобиля, делая его мощнее. В это время руль представлял собой круглый предмет с большим радиусом для удобного поворота колес.

В 60-70 годах прошлого века, люди причастные к Формуле 1, стали понимать значимость аэродинамики. Болиды все больше стали прижиматься к земле и их высота так же уменьшилась. В таком болиде пилот должен располагаться как можно горизонтальней. Но вот проблема, при такой позе руль загораживает и так не очень хороший обзор. Гоночные инженеры парни не промах, они просто срезали верхнюю дугу рулевого колеса, тем более, что из-за узкого кокпита само рулевое колесо стало иметь небольшой радиус и поворачивалось только на ¾ оборота.

Удачное решение, не порадовало международную автомобильную федерацию. Рога обрезанного руля могли создать опасную ситуацию для гонщиков. Было решено оставить обрезанную форму руля, но закольцевать его. Так рулевое колесо превратилось в штурвал.

Этап второй – из штурвала в пульт управления. Следующего обновления руля пришлось на конец 80-ых годов XX века. Новый “апгрейт” ознаменовался с появление в конструкции болидов полуавтоматической коробки передач. Революция произошла в 1989 году, когда инженеры Феррари стали оснащать свои автомобили таким узлом. Команда из Маранелло продемонстрировала всему миру, что теперь управлять гоночные болиды можно без рычага переключения передач. Руль дополнили специальными лепестками по обоим бокам. С одной стороны можно увеличивать передачу, а с другой уменьшать.

Здесь нужно сказать, что до появления лепестков, с помощью которых гонщик меняет номер передачи, на руле уже было несколько кнопок. Кнопки “Радио” и “Включение подачи питьевой воды” были первыми дополнительными элементами рулевого колеса.


В 1992 году на “McLaren” появилось уже больше десяти кнопок. Болиды Сенны и Бергера, так же стали первыми, у которых на штурвал было вынесено сцепление.

Следующего шага пришлось ждать 5 лет. В 1997 году, стараниями инженеров Феррари (а точнее компании Momo поставлявших рули для “красных”), отпала необходимость иметь на панели приборов тахометр. Вместо тахометра на руле появились светодиодные лампочки. По мере набора оборотов двигателя они, по очереди загорались, и когда это делала последняя, нужно было переключать передачу.

Этап третий – руль современного болида. Сегодня руль болидов Формулы 1 это настоящий пульт управления. Гонщик с его помощью может выполнить свыше 700 различных операций, так или иначе влияющих на характеристики машины.

На штурвал болида вынесен дисплей, на который выводится различная информация от скорости проезда круга, до параметров двигателя, коробки передач, сцепления или тормозной системы.

Управляя болидом, гонщик может через кнопки и переключатели на руле изменять атаку антикрыла и баланс тормозов, включать и DRS. По мере износа покрышек и выработки топлива автомобиль Формулы 1 нуждается в коррекции настроек, некоторые из них можно сделать с помощью кнопок на руле. Обычно пилот делает это раз в 3-5 кругов.

Некоторые трассы, на которых проходят соревнования в классе Формулы 1 нуждаются в корректировки настроек от поворота к повороту. К примеру, этим славиться Шанхай, где некоторые повороты пилот проходит с различными настройками тормозов. Гонщику необходимо успевать поворачивать штурвал, переключать лепестки и менять настройки с помощью кнопок. И все это при запредельной скорости и больших перегрузках.

Современный руль болида Формулы 1 весит 1,3-1,5 кг. Он состоит из более 100 элементов. Штурвал гоночного автомобиля изготавливают из углеволокна, резины, алюминия, титана, резины, пластмассы и других материалов. При нештатной ситуации гонщик должен быстро отсоединить его от рулевой колонки, чтоб он не мешал ему покинуть кокпит.

Один руль гоночного автомобиля Формулы 1 может стоить до 50 тысяч долларов. На сезон требуется около 8 рулей для одного болида. В видео, которое я нашел в сети, один из инженеров Феррари рассказывает о том, за что отвечают те или иные кнопки на руле. Хорошего просмотра.

Что вы представляете, когда слышите слово руль?
Наверняка круглый обод с двумя или четырьмя спицами, центральной ступицей с клаксоном на ней.
Ну еще, может быть, с кнопками управления аудиосистемой и лепестками переключения передач.
Но руль Формулы-1 и близко не соответствует тому, что мы привыкли считать рулем
На нем нет ни кнопок управления аудиосистемой, ни клаксона, ни спиц.
И вообще он даже не круглый.
А еще он стоит почти столько же, сколько BMW X5 в неплохой комплектации…

2. Руль для пилота Формулы-1 служит не только для выполнения своей главной функции — изменения направления движения машины, а, фактический, является главным центром управления машиной.
На нем сконцентрированы все те управляющие переключатели и тумблеры, которые мы привыкли видеть в наших дорожных машинах разбросанные по всей панели приборов.
Расположение органов управления на руле зависит как от особенностей машины, так и от предпочтений пилотов команды, так что разные рули не только у всех команды, ну часто и у гонщиков, т.к. руль каждая команда разрабатывает с учетом своих особенностей и конкретных предпочтений того или иного пилота (разве что за исключением небольших команд с ограниченными бюджетами).
Чаще всего используемые кнопки располагаются в верхней части руля и под большим ЖК-дисплеем, который появился на руле с этого года – так, чтобы пилотам было легко добраться до них большими пальцами. Именно здесь практически на всех рулях можно найти кнопки ограничителя оборотов на пит-лейн, радиосвязи, а также DRS и ERS. Для последней на руле есть как правило еще несколько переключателей, отвечающих за накопление и отдачу энергии.

3. На примере руля Фернандо Алонсо в команде Scuderia Ferrari расскажу какие именно кнопки и за что отвечают.
В отличие от рулей других команда, у Ferrari отсутствуют кнопки управления DRS и ERS. Они, как и у Red Bull, расположены на двух дополнительных лепестках с обратной стороны руля.
Самый большой переключатель посередине руля — мультифункциональный MF, который управляет основными параметрами дифференциала.
Вокруг MF-переключателя расположены еще четыре поменьше — переключатель управления крутящим моментом двигателя TRQ, оборотами двигателя STRAT, топливной смесью FUEL, уровня заряда ERS-системы, когда система потребляет или генерирует энергию SOC.
Слева кнопки радиосвязи с командным мостиком, управление подачей масла.
Внизу на руле пристроены три тумблера. BO – режим «Burn out» для прогрева шин. START, когда пилоту необходимо включить на старте, а WET, если трасса мокрая.
Около дисплея, в верхней части кнопки нейтральной передачи и ограничителя скорости на пит-лейн P, аокруг которой сделан небольшой колодец, чтобы пилот не нажал на нее случайно

4. Руль крепится в рулевую колонку при помощи хитрого крепления, которой одновременно является и портом связи со всеми электронными системами.
Руль не стоит в машине все время, а наоборот, его устанавливают только после того, как гонщик сядет в автомобиль и сам гонщик его снимает перед тем, как покинуть кокпит. Иначе он просто не сможет выбраться из него.

Рули, как правило, изготавливают из углеродистого волокна, алюминия, титана, стали, каучука и пластмассы. Вес руля составляет 1-1,5 килограмма. Сбор одного руля занимает от 90 до 120 часов. В среднем за сезон команда производит порядок 8-9 рулей для одного пилота. Один руль может стоить до 65 тысяч евро и за сезон команд на них тратят, в среднем от 315 000 до 325 000 евро на одного пилота.

Рули болидов Формулы-1 уже давно перестали быть просто устройствами для поворота передних колес и превратились в сложнейшие приборные щитки. Максимальной полифункциональности экс-«баранки» добились инженеры Ferrari.
В нынешнем сезоне на F1-2000 установлен тот же руль, что был опробован год назад во время Гран При Монте-Карло.


На нем сгруппированы: >1) два рычажка КПП. При помощи правого пилот переключает передачи вверх, левым - вниз; 2) кнопка включения ограничителя скорости на пит-лейн; 3) регулятор тормозного усилия на задней оси; 4) два дисплея, на которых отображается текущее время и время прохождения круга; 5) индикаторы, указывающие оптимальный момент смены передачи; 6) регулятор тормозного усилия на передней оси; 7) кнопка включения нейтральной передачи; 8) основной дисплей, на который выводится выбранная пилотом информация, в частности: номер включенной передачи, обороты двигателя, температура охлаждающей жидкости и моторного масла; 9) тумблер электросистемы и выключения двигателя; 10) кнопка подачи питья для пилота; 11) переключатель, позволяющий выбирать различные программы распределения тормозного усилия между осями; 12) кнопка ручного управления защитной крышкой горловины бензобака, которая обычно поднимается автоматически при включении ограничителя скорости на пит-лейн, 13) регулятор состава бензино-воздушной смеси; 14) переключатель, позволяющий установить базовые регулировки различных систем автомобиля; 15) регулятор гидроусилителя руля с электронным управлением; 16) рычажок программирования режимов работы двигателя (в рамках, установленных правилами); 17) тумблер смены режима подачи информации на основном дисплее; 18) рычажок выбора различных программ функционирования электронного акселератора; 19) два рычажка для управления электронным сцеплением; 20) переключатель выбора меню на основном дисплее: 21) тумблер включения радиосвязи с боксами.


Рули McLaren МР4/15 попроще (на них отсутствуют дисплеи) и к тому же различаются между собой. Хаккинен по-прежнему пользуется Х-образным штурвалом (на рисунке), напоминающим тот, что устанавливался во время Второй мировой войны на знаменитом американском тяжелом истребителе Lockheed Р-38 Lightning. Култхард отдает предпочтение более традиционной «баранке» с позволяющей точнее контролировать траекторию движения машины на прямых верхней горизонтальной перемычкой и округлым ободом в нижней части. Кроме того, Хаккинен даже после прошлогоднего конфуза в Монце, когда он по неосторожности заглушил двигатель, не отказался от использования укороченных рычажков включения сцепления. Как бы то ни было, и маклареновские штурвалы бесконечно далеки от первозданной «чистоты» рулей гоночных машин 60-х, 70-х годов. На них нашлось место для: 1) кнопки подачи питья для пилота: 2) кнопки включения нейтральной передачи; 3) индикатора, извещающего пилота о переходе на «нейтраль»; 4) кнопки включения радио и соответствующего индикатора (6); 5) тумблера включения ограничителя скорости при выезде на пит-лейн и еще четырех переключателей: 7), 8), 10) отвечают за выбор различных программ функционирования электронного акселератора и сцепления, а 9) - за регулировку состава бензино-воздушной смеси.

Но всех перещеголяла команда Minardi. На руле болидов Жене и Маццакане имеются индикаторы, извещающие пилотов о том, какими флагами размахивают комиссары гонки. Аналогичные системы установлены и на машинах других команд, но в Minardi нашли место для дополнительных индикаторов прямо на руле.

Рабочее место пилотов Формулы-1 часто сравнивают с кабиной самолета. На рулях болидов примерно двадцать переключателей, тумблеров и кнопок. Стоимость каждого «штурвала» может доходить до 50 тысяч евро. «Мотор» отснял рули команд Ф-1 и разобрался, зачем нужны все эти кнопки и переключатели.

Статья с портала motor.ru

Расположение органов управления на руле зависит как от особенностей машины, так и от предпочтений пилотов команды. Чаще всего используемые кнопки располагаются в верхней части руля – так, чтобы пилотам было легко добраться до них большими пальцами. Именно здесь практически на всех рулях можно найти кнопки ограничителя оборотов на пит-лейн, радиосвязи, а также DRS и KERS. Для последней на руле есть как правило еще несколько переключателей, отвечающих за накопление и отдачу энергии. Для каждой трассы необходимо найти правильный баланс – KERS «помогает» автомобилю на торможениях и чересчур агрессивные настройки системы могут привести к блокировке колес.

В ходе гонок KERS редко используется на протяжении всей гонки на полную мощность, чтобы избежать перегрева. Заставить KERS работать на максимум, в случае необходимости, пилоты могут самостоятельно при помощи переключателей.

Что можно найти на руле болида Формулы-1

На большинстве рулей в удобном месте расположена кнопка подачи воды для питья в шлем гонщика. На руле Шумахера такой кнопки нет.

Основной элемент верхней части руля Формулы-1 – цифровой дисплей. В этом правиле всего два исключения – Red Bull и Toro Rosso. Выглядят цифровые табло у всех команд одинаково. Светодиодная шкала сверху – обороты мотора. На центральном дисплее отображается передача, на два боковых экрана может выводиться разнообразная информация: время на круге, время на отдельных секторах, отставание от своего лучшего результата или от соперника, уровень заряда батареи KERS и другие параметры. Сбоку расположены еще по три диода – они дублируют флаги, показываемые маршалами. Если на трассе желтые флаги – на руле загораются желтые сигналы, красные – в случае остановки гонки, голубые – если необходимо пропустить более быстрого соперника на круг.

Передачи переключаются подрулевыми лепестками, но есть еще две кнопки на передней панели, отвечающие за работу трансмиссии – это включение нейтрали и задней передачи. Наличие последней – требование регламента. Большая часть пилотов обходится без этой кнопки на протяжении всего сезона.

Руль болида Mercedes AMG испещрен цветными переключателями – так пилотам удобнее ориентироваться в гонке.

Место в центре рулевого колеса поделено между переключателями, отвечающими за работу дифференциала (их в большинстве случаев три: для настроек на входе в поворот, в средней части и на выходе), мотора (ограничитель оборотов, настройки педали газа и крутящего момента) и шин. У разных типов резины Pirelli разный диаметр. Пилот должен самостоятельно с помощью переключателя на руле дать автомобилю понять, какой тип покрышек установлен в данный момент. Это необходимо для нормального функционирования всех остальных систем и корректного отображения параметров.

Центральный элемент руля Формулы-1 – многофункциональный переключатель. Здесь можно выбрать режимы работы тех узлов, для которых не предусмотрено дополнительных переключателей, исправить возможные сбои электроники или, например, включить круиз-контроль – его команды используют для работы с аэродинамическими элементами в ходе тренировок и тестов. Дополнительные кнопки (чаще всего обозначенные как «+1» и «+10») позволяют выбрать необходимый режим работы. Запоминать все комбинации гонщику не нужно: обычно гоночный инженер пилота по радио сообщает, какой параметр необходимо выставить. Например, «Топливо, 14».

Еще одна кнопка, чаще всего обозначенная как «Ack» (Acknowledge – в переводе с английского «подтвердить») или «Acc» (Accept – «принять»), нужна для подтверждения операции.

Вид сзади
С обратной стороны руля помимо лепестков коробки передач, располагаются и «ушки» сцепления. Им пилоты пользуются только при старте и на пит-стопах. Рычага сцепления два, но отвечают они за одну и ту же функцию. Лепестки сцепления располагаются внизу. Верхние лепестки служат для выбора передачи. Правый – передача вверх, левый – передача вниз.

За функцию «подтвердить» отвечает и еще одна кнопка, чаще всего – «ОК». Используется она в том случае, если пилот не может выйти на связь, но при этом слышит инженера. Ее нажатие подтверждает, что гонщик понял, о чем сообщает инженер.

Рассмотрим руль каждой команды в деталях.

Red Bull Racing


Руль RB8 – особенный во многих смыслах. Отсутствие дисплея делает его одним из самых маленьких и легких в современной Формуле-1. Центральная панель не такая большая, на ней тесно, и даже кнопкам KERS и DRS здесь не нашлось места. Для них предусмотрены дополнительные лепестки сзади. Всего у руля RB8 их шесть.

Для трех переключателей дифференциала на передней панели также нет места. Его настройки выбираются колесиками «DIF» (1) и «C» (2). У переключателя «C» три положения, обозначающих вход, среднюю часть поворота и выход.

Мультифункциональный переключатель также выглядит нестандартно. Его роль выполняют колесико «MULT» (3) на ручке справа и тумблеры «DEFAULT» (4). Кнопка подтверждения обозначена крестиком. Еще одно колесико – «TRQ» (5), расположенное в правом верхнем углу, – отвечает за крутящий момент. В центре расположены переключатели режимов работы мотора (6 и 7), KERS (8) и сцепления (9), а также определитель типа резины.

Нажатием кнопки «FAIL» (10) пилот информирует команду о сбое, а клавишей «WARM» (11) пользуется на прогревочном круге – либо перед началом попытки в квалификации, либо перед стартом. Она активирует специальный режим работы мотора и коробки передач, который позволяет лучше прогреть резину. Кнопка «OIL» (12) обеспечивает подачу масла к двигателю из дополнительного резервуара.

McLaren


Руль McLaren выглядит аскетично. Кнопки и переключатели здесь значительно меньшего размера, чем на других рулях. Большая часть переключателей отмечена буквами. Так A (1), D (2) и H (3) отвечают за настройки дифференциала, G (4) – за работу педали газа, F (5) – за смесь топлива. Мультифункциональный переключатель C (6) – в левом нижнем углу. Кнопка подтверждения находится выше.

T (7) – радио. Кнопка N (8) в левом верхнем углу – нейтральная передача. Двойное нажатие включает заднюю. Клавиша OT (9) – означает «Overtake» (обгон). Специальный режим позволяет мотору кратковременно раскрутиться до максимальных 18000 оборотов в минуту.

Справа внизу – переключатель (10) для выбора типа резины. В нем четыре основных зоны. DRY – для сликов в сухую погоду, INT – для промежуточных шин, WET – для дождевых. При выборе режимов INT или WET автоматически загорается красный фонарь сзади – он дает возможность соперникам разглядеть автомобиль в туче брызг. Режим D+RL необходим в тех случаях, когда трасса все еще мокрая после дождя, но автомобиль уже переобут в слики. D – в данном случае это «Dry» (сухая резина), а RL – «Red Light» (красный фонарь).

Ferrari


На руле Ferrari обращает на себя внимание отсутствие кнопок DRS и KERS. Они, как и у Red Bull, расположены на двух дополнительных лепестках с обратной стороны. На передней панели сразу два переключателя для выбора режимы работы KERS: GHRG (1) отвечает за заряд батареи, BOOST (2) – за отдачу накопленной энергии.

На центральной панели всего один переключатель для настроек дифференциала – колесико слева DIF IN (3), отвечающее за вход в поворот. Остальные параметры дифференциала можно отрегулировать с помощью мультифункционального переключателя MF (4) в центре. Вокруг него пристроены переключатель для выбора топливной смеси MIX (5), ограничитель оборотов REV (6) и крутящий момент TRQ (7). GRP (8) отвечает за работу сцепления.

Как и у McLaren, у пилотов Ferrari есть на руле кнопка обгона – «Ov» (9). Клавиша PUMP (10) – для подачи масла. Вокруг кнопки ограничителя скорости на пит-лейн P (11) сделан небольшой колодец, чтобы пилот не нажал на нее случайно. Внизу на руле пристроены три тумблера. BO (12) – режим «Burn out» для прогрева шин. START (13) пилоту необходимо включить на старте, а WET (14) – если трасса мокрая.

Mercedes AMG


На руле Mercedes AMG нет кнопки DRS – для активации системы пилоты нажимают на дополнительную педаль свободной от торможения левой ногой. KERS обозначена кнопкой BOOST (1) – на нее пилот нажимает большим пальцем левой руки. Для настроек системы рекуперации пилоты используют колесико HARVEST (2). В переводе с английского это значит «урожай» – речь идет о сборе заряда на торможениях.

За дифференциал отвечают два зеленых переключателя (3, 4) под дисплеем и колесико ENTRY (5). Красные переключатели MIX и TRQ – для выбора режимов работы мотора. Голубой переключатель в центре (6) – мультифункциональный.

Справа внизу еще один переключатель для дисплея (7). Пилот может самостоятельно в любой момент выбрать, какую информацию выводить на дисплей. Mercedes AMG – единственная команда, у которой подобная функция выведена на отдельный переключатель. BITEPOINT (8) отвечает за работу сцепления на старте: кнопкой BPF (9), которая означает «Bite Point Find» (или «найти момент сцепления»), пилоты пользуются на свободных заездах при отработке старта. В режиме BPF специальные датчики фиксируют уровень сцепления с трассой, а инженеры затем при помощи показаний телеметрии могут выбрать подходящие настройки для процедуры старта.

Кнопка SC (10) – используется при выезде на трассу машины безопасности. При нажатии клавиши на дисплей будет выведено минимально допустимое время прохождения круга. Регламент обязывает пилотов сбрасывать скорость в режиме Safety Car. Время круга рассчитывается автоматически специальной системой FIA в зависимости от положения пилота на трассе.

Lotus


Руль Lotus симметричен, в плане эргономики он выглядит одним из самых удобных. До любой из десяти кнопок, расположенных по краям центральной панели, можно дотянуться большими пальцами. Здесь наиболее часто используемые кнопки: ограничитель скорости на пит-лейн (1), радио (2), активация режима обгона OV (3) и DRS (4) обозначенная как RW («Rear Wing»), подача воды D (5), а также другие важные функции. «Box» (6) используется пилотами для того, чтобы известить команду о возвращении на пит-лейн. BB (7) – баланс тормозов. При нажатии информация о распределении тормозного усилия выводится на экран. Изменить баланс можно с помощью мультифункционального переключателя (8).

Два колесика на рукоятке справа – настройки дифференциала на входе (9) и в средней части (10) поворота. Настройки на выходе – на переключателе EXIT (11) на центральной панели – он используется значительно реже. Колесики слева отвечают за режимы сбора энергии KERS (12) и работы педали газа (13). За активацию KERS отвечают дополнительные лепестки на обратной стороне руля.

Force India


У Force India за активацию KERS также отвечают подрулевые лепестки. Включение DRS – фиолетовая кнопка «WING» (1). Четыре самые удобные позиции заняты кнопками N (2) – нейтраль, P (3) – ограничитель скорости на пит-лейн, PC (4) – подтверждение посещения пит-лейн и TALK (5) – радио.

Все настройки дифференциала регулируются при помощи колесиков на рукоятках. Слева вверху (6) – вход в поворот, средняя часть (7) – слева посередине, выход (8) – справа вверху. Еще одно колесико справа – ограничитель оборотов. Переключатели в центре: за сбор и отдачу энергии KERS отвечают зеленый (9) и фиолетовый (10) соответственно, красный (11) – крутящий момент, белый (12) – выбор типа резины, желтый (13) – мультифункциональный.

Две белые кнопки внизу WET (14) и DRY (15) позволяют пилоту быстро изменить базовые настройки с «сухих» на «мокрые» и обратно.

Sauber


Руль Sauber – единственный, рукоятки которого отделаны не резиной, а замшей – такой же материал используется на перчатках пилотов для обеспечения максимального сцепления. Остальные команды предпочитают прорезиненное покрытие.

Кнопки активации KERS и DRS обозначены как B (1) и W (2) соответственно. В удобных местах также расположены клавиши PL (3) – ограничитель оборотов и N (4) – нейтраль. Обе находятся в специальных углублениях, чтобы пилот не нажал на них случайно.

Переключатели на центральной панели: настройки дифференциала «Entry» (5) «Prel» (6) и «Visco» (7) для входа, средней части поворота и выхода соответственно; режим работы KERS – «KRel» (8) и «KRec» (9), ограничитель оборотов RPM (10) и педаль газа «Pedal» (11). В центре – многофункциональный переключатель (12), справа внизу – выбор типа шин (13).

У пилотов Sauber разнообразный набор функций на случай, если не работает радио (14). Пилот может известить команду о посещении пит-лейн кнопкой «Box», ответить «да» на сообщение инженера кнопкой «Ack/Yes» (15) или «нет» при помощи маленького лепестка «Prob/No» (16) слева. Его же нажатием можно известить команду о возникшей проблеме. С противоположной стороны на таком же лепестке с литерой D (17) запрограммирована функция «пить».

Williams


На руле Williams FW34 нет ни одного колесика. Все параметры можно отрегулировать при помощи девяти (!) переключателей на центральной панели. Центральный (1) отвечает за выбор типа резины; два голубых сверху – за настройки дифференциала на входе (2) и выходе (3) из поворота; бирюзовые – за сбор энергии (4) на батарею KERS и ее отдачу (5); настройки крутящего момента и педали газа – красные переключатели TRQ (6) и MODE (7); желтые – сцепление CLCH (8) и мультифункциональный переключатель MF (9).

Набор кнопок стандартный. На наиболее удобных позициях, как и в большинстве случаев, находятся нейтраль N/R (10), отвечающая также за заднюю передачу, и ограничитель оборотов LIM (11). На белых кнопках KRS (12) и WING (13) соответственно для систем KERS и DRS сделаны специальные выпуклости, чтобы их легче было отыскать на ощупь.

Toro Rosso


В руле STR7 легко распознать родственника руля RB8. На нем также нет дисплея. Примерно так руль выглядел на автомобиле Red Bull Racing два года назад. В отличие от старшего брата, у руля Toro Rosso кнопки DRS (2) и KERS (1) расположены спереди. Сверху – радио (3) и ограничитель скорости на пит-лейн (4). Нейтраль N (5) и задняя передача R (6) пристроены по бокам снизу.

При помощи колесиков (7, 8, 9, 10), расположенных на рукоятках, регулируются настройки дифференциала и педали газа. У каждого из пилотов свои предпочтения в назначении каждого из переключателей.

В центре – многофункциональный переключатель. Вокруг него переключатели режима работы мотора (11), KERS (12), выбор топливной смеси (13) и «FFW Adjust» (14), предназначенный для регулировки переднего крыла. Пока пилот находится на трассе, изменение угла атаки переднего крыла запрещено. Специальная система лишь помогает механикам в случае необходимости внести коррективы на пит-стопе.

Caterham


На руле Caterham, как и у Williams, сразу девять поворотных переключателей на центральной панели. Настройки дифференциала регулируются тремя переключателями ENTRY (1), MID (2), EXIT (3) слева. Отдельные переключатели для KERS (4), крутящего момента TORQUE (5), сцепления CLUTCH (6), выбора типа покрышек TYRE (7), состав топливной смеси MIX (8).

В дополнение к этому есть еще 13 кнопок, а потому многофункциональный переключатель (9) отвечает лишь за несколько не самых востребованных параметров. На нем всего четыре значения. В удобных позициях: N (10) – нейтраль, PIT (11) – ограничитель скорости на пит-лейн, KERS (12) и WING (13), отвечающая за открытие заднего крыла.

HRT


Автомобиль HRT не оснащен системой KERS. Это позволило команде автоматически избавить руль от двух переключателей и одной кнопки. На центральной панели можно изменить настройки крутящего момента TORQUE (1), сцепления CLUTCH (2), выбрать тип резины TYRE (3), регулировки мотора «Eng» (4), чувствительности педали газа «Ped» (5), и настройки дифференциала в средней части поворота «D Mid» (6). Настройки дифференциала на выходе и выходе – при помощи колесиков «D Entry» (7) и «D Exit» (8). Многофункциональный переключатель (9) расположен под логотипом.

DRS активируется кнопкой W (10), расположенной в левом верхнем углу. Рядом – кнопка радиосвязи «Rad» (11), с противоположной стороны – ограничитель скорости на пит-лейн PIT (12) и нейтраль N (13).

Marussia


Как и HRT, Marussia в сезоне 2012 года не использует KERS. На руле российской команды стандартный набор функций. Единственное серьезное отличие – сразу четыре переключателя для дифференциала. Помимо стандартных ENTRY (1), MID (2) и EXIT (3), есть дополнительный, для высокоскоростных поворотов DIFF HS (4). Помимо этого на центральной панели расположены переключатели CLU (5) – для сцепления, REVS (6) – для оборотов мотора, MIX (7) – для топливной смеси и многофункциональный переключатель MULTI (8). Колесико TRQ (9) – крутящий момент.

Кнопки «+1» (10) и «+10» (11) расположены у Marussia в верхних углах – у остальных команд они пристроены в более труднодоступных местах. Клавиша активации DRS обозначена буквой «O» (12).

Руль Айртона Сенны


Руль первого болида Айртона Сенны 1984 года. Это рулевое колесо бразилец использовал на Гран-при Бразилии 1984 года, когда дебютировал в чемпионате мира. На задней стороне находится пометка с именем «Айртон», которую сделал один из механиков. Руль продавался на аукционе отдельно от болида. Стартовая стоимость составила 12 тысяч фунтов стерлингов.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!