Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Методика обучения бегу детей дошкольного возраста. Оздоровительный бег. Методика обучения бегу в разных возрастных группах

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

БЕГ - циклическое, локомоторное движение, имеющее строгую повторяемость цикла двигательных действий. Бег оказывает значительное физиологическое воздействие на организм ребенка, активизируя его органы и системы, повышая обменные процессы, способствует общему физическому развитию, совершенствует деятельность центральной нервной системы.

ВИДЫ БЕГА - бег на носках;- бег с высоким подниманием бедра, тренирующий мышцы брюшного пресса, спины и стопы;- бег с различными заданиями, выполняемыми по сигналу;- бег между предметами, с предметами - обручем, скакалкой и др.;- бег на ограниченной площади;- челночный бег, развивающий координацию движений, ориентировку в пространстве;- бег наперегонки; врассыпную;- с увертыванием и ловлей.

Различные виды бега воспитывают ловкость, быструю реакцию на изменение обстановки. Бег способствует развитию скоростно-силовых качеств, воспитывает выносливость, формирует нравственно-волевые качества.

Методика .

Чтобы дети МЛАДШИХ ГРУПП лучше освоились в коллективе, научились использовать свободное пространство,обучение бегу целесообразно начинать с небольшими группами. Вначале они бегают так, как хотят, особенно интересно им бегать с ленточками, возить за собой машины, каталки, коляски. Самое простое задание - бежать стайкой в указанном направлении, за воспитателем, к игрушке, стульчику. Бег одного ребенка в этом случае мало связан с бегом других детей. Каждый бежит в своем темпе, сохраняя направление бега, стараясь не наталкиваться друг на друга.

Бег в колонне, по кругу, парами требует от каждого умения соразмерять свои движения с бегом других детей, не обгонять впереди бегущего. Эти виды бега осваивают постепенно, начиная с небольших подгрупп.

Не нужно давать детям много порой непонятных указаний, например «выше поднимайте ноги» или «сильнее двигайте руками». Нередко это приводит к обратному результату: дети начинают топать, бег становится тяжелым, резким, разлаживается уже наметившаяся координация движений рук и ног.

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ по мере освоения бега повышаются требования к его технике. Особое внимание воспитатель должен обращать на естественность и легкость бега, энергичное отталкивание, эластичную постановку стопы, умение выполнять разные виды бега. Например, при ускорении темпа делать более частые шаги, энергичнее работать руками; при переходе к медленному темпу шаги реже, движения рук спокойнее.

Увеличиваются скорость и продолжительность бега, совершенствуются ловкость, быстрота, выносливость. Бег широким шагом уже требует больших мышечных усилий для энергичного отталкивания, хорошего полета и активных движений рук. При условии частого использования бега во всех формах работы применяется бег на отрезках 40-б0 м, чередуя его со спокойной ходьбой.

Широко используется бег в подвижных играх.

Упражнения в беге для детей СТАРШЕЙ ГРУППЫ усложняются. Воспитатель добивается от ребят умениявыполнять разные виды бегатехнически правильно: на носках короткими и частыми беговыми шагами; бег широким шагом с большим легким полетом и размашистыми движениями рук. Педагог поощряет детей, умеющих применять соответствующие заданию виды бега, и во всех случаях положительно оценивает легкий свободный бег с естественными движениями рук.

Для того чтобы не снижался интерес к бегу, детям старших групп следует предлагать дополнительные задания при беге в среднем темпе: изменить темп или направление бега, быстро остановиться и вновь продолжить бег, обежать предметы, сменить ведущего, выполнить поворот кругом, перестроиться из колонны в пары, чередовать бег с другими движениями - ходьбой, перелезанием, прыжками и др.

В старшей группе ведется специальная работа над развитием у детей двигательных качеств быстроты и выносливости, для чего увеличивается длина беговых дистанций. Дети соревнуются в беге на скорость на дистанции 20-30 м или повторяют 3-4 раза быстрый бег на10 м.

С целью воспитания выносливости детям предлагается пробежать от б0 до100 м, затем пройти часть пути и вновь пробежать такое же расстояние. Более продолжительным становится бег в медленном темпе - до 1,5-2 минуты. Воспитатель вначале сам показывает, как бежать в медленном темпе, а затем кто-либо из детей демонстрирует свое умение равномерно и неторопливо бежать. Медленный бег целесообразнее проводить в естественных условиях на воздухе.

Приходько Наталья Алексеевна

В период от трёх до семи лет ребёнок интенсивно растёт и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период (Ж.Е. Фирилёва, Е.Г. Сайкина, 2000).

Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают: движение - важное средство воспитания (В.А. Шишкина, 1992). Двигаясь, ребёнок познаёт окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нём. Движения - первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребёнка, а у более старших детей - форма проявления этих важнейших человеческих качеств. Если обратиться к литературе, то можно отметить, что все выдающиеся педагоги всегда прямо или косвенно считали двигательную деятельность важнейшим условием и средством всестороннего развития. Ещё отец русской физиологии И.М. Сеченов (1990) говорил, что работа мышц есть работа мозга, и этим определил взаимосвязь мышечной работы и нервной системы. Ребёнку свойственна большая потребность в движениях, являющихся для него источником радости, следовательно, понятна роль всех видов движений для поддержания положительного эмоционального тонуса.

Примерно 75% болезней взрослых заработаны в детские годы (В.И. Трубников, 1994). В последнее время интерес к физическому воспитанию детей младшего возраста заметно возрос. Пристальное внимание учёных к дошкольному возрасту объясняется желанием не упустить самое благоприятное время для умственного и физического развития личности (В.К. Бальсевич, 1988).

Современная социокультурная ситуация в России, гуманистические преобразования в обществе, создали предпосылки развития такой системы образования, в основе которой стоит задача расширения возможностей компетентного выбора каждой личностью своего жизненного пути (А.П. Тряпицына, 1995; Л.М. Денякина, 1997; Л.Г. Горькова, 1998; О.А. Соломенникова, 1999). В свете этой задачи образование понимается как процесс, направленный на расширение возможностей осуществления этого выбора и механизмов самореализации личности (Э.Д. Днепров, 1994; Концепция дошкольного воспитания 1996; Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Е.И. Юдина, 1998; Т.А. Овечкина, 2003). Однако, реализуя социальный заказ, образовательные учреждения резко интенсифицировали процесс подготовки детей к обучению в школе. Значительное увеличение интеллектуальной и психоэмоциональной нагрузки приводит не только к падению у детей интереса к обучению, но и к резкому ухудшению их здоровья.

Это лишает смысла интенсифицирование учебной деятельности, так как ребенок, имеющий отклонения в состоянии здоровья, не может в полной мере реализовать свои интеллектуальные и творческие способности (Т.Л. Богина, Н.Т. Терехова, 1980; Н.А. Ноткина, 1987; Ю.А. Смирнов, 1994; Л.В. Михайлова, 1996).

Возможность постоянного поиска эффективных путей укрепления здоровья детей убеждает в том, что мы еще не полностью реализуем оздоровительное влияние различных условий среды на организм ребенка. Практика также подсказывает, что педагогам часто не хватает знаний и умения по использованию условий окружающей среды при обучении детей движениям и двигательным действиям с целью формирования у них двигательных качеств, ознакомления с правилами выполнения физических упражнений и приобщении к этим правилам с помощью игровых ситуаций.

Одним из наиболее основных и важных движений, которые ребёнок познаёт в дошкольном возрасте является бег.

Древнегреческие мудрецы говорили:

Хочешь быть здоровым - бегай!

Хочешь быть красивым - бегай!

Хочешь быть умным - бегай!

Этими словами они подчёркивали огромное значение бега для укрепления здоровья, достижения гармоничного телосложения, развития умственных способностей (Е.Н. Вавилова, 1986).

Бег - одно из важных для здоровья ребёнка движений, позволяющих хорошо регулировать нагрузку, укрепляющих сердечно-сосудистую и дыхательную системы, различные группы мышц, суставы и связки. Бег - естественное движение, привычное для детей с раннего возраста. Умение быстро и ловко бегать помогает ребёнку успешно участвовать в подвижных играх, эстафетах, спортивных упражнениях (Е.Н. Вавилова, 1986).

Но сможет ли ребёнок с лёгкостью выполнять беговые упражнения, не овладев элементарной техникой бега? Ошибки во время движения приводят к быстрому утомлению, в результате чего ребёнок теряет интерес к игре или к какой-либо другой двигательной деятельности. Это сказывается на самочувствии и настроении детей. А в школе и вовсе ему приходится сложнее, ведь там необходимо сдавать нормативы, в большинстве которых присутствует бег.

Очевидно, для того, чтобы бег являлся оздоровительным нужно обучать его технике уже со старшего дошкольного возраста. Это определило актуальность проводимого мною исследования.

Обучение технике оздоровительного бега не присутствует в образовательной программе физического воспитания в детском саду. Я заметила, что большинство детей старшего дошкольного возраста допускают ошибки в движении во время бега. Можно выделить наиболее значительные из них:

1. Неправильная постановка стопы,

2. Слабый вынос бедра,

3. Недостаточный захлёст голени,

4. Отсутствие фазы полёта (бег в полуприсяде),

5. Неправильная работа рук (руки опущены или работают перед собой)

Для формирования правильной техники бега мною был проведён эксперимент в детском образовательном учреждении №44 Центрального района с 10 сентября 2012 года по 20 мая 2013 года.

Эксперимент проводился в двух старших группах детского сада. Группы были разделены на контрольную и экспериментальную. Мною была разработана методика формирования техники оздоровительного бега, которая в течение учебного года применялась к экспериментальной группе.

Изучив лист здоровья детей старшей группы, я пришла к мнению, что ошибки в технике бега могут быть вызваны не только отсутствием обучения техники оздоровительного бега, но и недостаточной физической подготовкой, а также наличием заболеваний. Более распространенные из них это плоскостопие и сколиоз, которые мешают детям освоить правильную технику бега.

Для устранения причины неправильного выполнения техники оздоровительного бега была разработана методика, в которую входили следующие упражнения, применяемые на физкультурных занятиях в экспериментальной группе в течение учебного года:

1. Для профилактики и коррекции плоскостопия:

Ходьба по разнообразным колючим коврикам,

Упражнение «Гусеница»,

Собирание мелких предметов пальцами ног сидя,

Поднимание на носки стоя.

2. Для формирования правильной осанки:

ОРУ с гимнастическими палками,

Упражнение «Рыбка» лежа,

Ходьба с мешочками на голове.

3. Для развития силы мышц ног:

Приседания,

Ходьба с высоким подниманием бедра,

Выпрыгивания вверх из полуприсяда.

В ходе профилактики и коррекции заболеваний на занятиях по физической культуре применялась методика формирования техники оздоровительного бега, в которую входили следующие упражнения:

1. Бег под ритмичное музыкальное сопровождение,

2. Беговые упражнения:

Бег с захлёстом голени,

Бег с высоким подниманием бедра,

Подскоками с пятки на носок,

Многоскоками через шаг на левую ногу,

Многоскоками через шаг на правую ногу.

3. Поднимание бедра, упираясь руками о шведскую стенку,

4. Часто работать руками, стоя на месте,

5. Упражнения на гибкость (чтобы избежать скованности движений во время бега),

6. Обучение расслаблению.

Гипотеза. Я предполагаю, что эффективность методики будет высокой при условии использования на занятиях специальных физических упражнений, а использование мониторов сердечного ритма «Polar» позволит достоверно определить норму частоты сердечных сокращения во время оздоровительного бега. Мониторы сердечного ритма POLAR S 625 X - средство оценки реакции организма на нагрузку.

Цель исследования. Формирование правильной техники оздоровительного бега с помощью физических упражнений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научно-методическую литературу по рассматриваемой теме.

2. Определить норму частоты сердечных сокращений во время оздоровительного бега с помощью мониторов сердечного ритма «Polar».

3. Разработать методику по формированию техники оздоровительного бега у детей старшего дошкольного возраста.

4. Оценить эффективность разработанной методики.

Теоретические основы исследования базируются на особенностях оздоровительного бега детей старшего дошкольного возраста (Е.Н. Вавилова), организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (А.В. Кинеман, Д.В. Хухлаева, А.Д. Глазырина), анатомо-физиологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста (П.К. Анохин, В.К. Бальсевич, В.Ю. Давыдов), особенности внедрения новых технологий в диагностики ЧСС дошкольников (М.А. Правдов, Т.В. Волосникова).

Теоретическая значимость проведённого исследования заключается в том, что методика по формированию техники оздоровительного бега детей старшего дошкольного возраста дополнит ранее разработанную методику обучения техники лёгкоатлетического бега.

Полученные результаты дополняют систему:

Возможность учёта индивидуальных особенностей старших дошкольников при применении физических упражнений для формирования правильной техники оздоровительного бега на занятиях физической культурой.

Научная новизна проведённого исследования состоит в разработке методики формирования техники оздоровительного бега детей старшего дошкольного возраста, а также использование сердечного ритма «Polar» для выявления нормы ЧСС во оздоровительного бега на занятиях физической культурой.

В работе:

- определены индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста (физическое состояние, уровень двигательной активности, сопутствующие заболевания);

- определены пульсовые диапазоны, характерные для детей старшего дошкольного возраста во время оздоровительного бега.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы руководителем физического воспитания для повышения эффективности оздоровления на занятиях физической культурой.

Эффективность обучения технике бега

Педагогическая эффективность обучения технике бега детей зависит от того, в какой мере учитываются морфофункциональные особенности детей в периоды развития, для которых характерна наибольшая восприимчивость к воздействию тех или иных факторов, а также пониженная сопротивляемость организма. Знание анатомии, физиологии, возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка необходимо для разработки методики формирования техники оздоровительного бега, профилактики заболеваний и выявления нормы ЧСС с помощью сердечного ритма «Polar» (Н.А. Баева, 2003).

Учитывая особенности старшего дошкольного возраста и физическую подготовленность ребёнка перед ним ставятся конкретные задачи. Постепенное выполнение ребёнком этих задач качественно изменяют характер выполнения правильной техники бега. То, что являлось в движении характерным для начала данного возрастного этапа, к концу его как бы свёртывается и движения переходят в новое качество.

Дошкольный возраст является важным этапом в жизни человека (Д.В. Хухлаева, 1976, Л.Д. Глазырина, 1999).

Период развития ребёнка 5-7 лет представляет собой качественно новый возрастной этап, связанный со значительными изменениями организма. Качественные изменения характеризуются формированием особых специфических свойств отдельных функций организма, обеспечивающих возможность жизнидеятельности и систем, управляющих развитием и поведением ребёнка.

Характерной особенностью детей 5-7 лет является то, что у них хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, а мелкие мышцы спины, играющие важную роль в удержании правильного положения позвоночника развиты слабо. Также тело становится пропорционально. Появляется выразительность и точность. Дети замечают ошибки при выполнении отдельных упражнений, могут проводить элементарный анализ. С увеличением диапазона двигательных навыков и умений, развитием двигательных качеств появляется возможность более успешного овладения как упражнениями в их целостном виде, так и отдельными элементами техники движений (Н.А. Ноткина, 1990).

Следовательно, обучение техники бега в этом возрасте более целесообразно. Но при обучении техники оздоровительного бега не стоит забывать о индивидуальных особенностях детей и о заболеваниях (сколеоз, плоскостопие), препятствующих освоению движений.

Диагностика физического состояния дошкольников предусматривает оценку по четырём показателям: группа здоровья, физическое развитие, функциональное состояние, физическая подготовленность.

Первые три показателя в дошкольном учреждении оцениваются медицинскими работниками. Физическая подготовленность дете определяется специалистом по физической культуре и воспитателем.

По мнению Т.С. Грядкиной (2004), для успешного решения задач физического воспитания в дошкольных учреждениях должны быть созданы необходимые условия. Подбор и размещение мебели, физкультурного оборудования и инвентаря следует осуществлять с учётом педагогических, гигиенических и эстетических требований.

В последние годы существенно расширились возможности проведения исследований по проблемам физической культуры дошкольников. Одним из наиболее перспективных направлений можно считать использование мониторов сердечного ритма для выявления нормы частоты сердечных сокращения во время оздоровительного бега.

Это явилось следующим этапом эксперимента. Детям экспериментальной группы предлагалось одеть сердечные ритмы «Polar» и бежать 2мин. Друг за другом по кругу в удобном для них темпе. Исследование проходило на спортивной площадке детского сада. В эксперименте участвовало 10 человек.

По результатам исследования было выявлено, что оптимальная ЧСС приправильной техники оздоровительного бега составляет 140-150 уд/мин., что следует учитывать при разработки методики.

Методика формирования техники оздоровительного бега детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

1. Способствовать развитию основных групп мышц;

2. Способствовать развитию голеностопного сустава;

3. Обучить работе рук, стоя на месте;

4. Способствовать развитию гибкости.

Месяц

Содержание

Дозировка

Организационно-

методические

указания

Октябрь

1. Стоя подъём на носки

2. Приседания

3. Упражнения на гибкость:

Наклоны туловища в сторону;

Выпады вперёд;

Выпады в сторону;

Наклоны вперёд;

2 по 5р.

2 по 5р.

Корпус держать прямо

Не отрывать пятки от пола;

Колени не должны выходить за носки

Корпус не отклонять;

Сзади держать ногу прямо;

Корпус слегка наклонять вперёд;

Доставать руками до пол

Ноябрь

1. Стоя подъём на носки

3. Приседания

5. Прогнуться лёжа на животе

6. Упражнения на гибкость

2 по 10р.

2 по 10р.

5р.

5р.

Корпус держать прямо

Совершать как можно выше

Не отрывать пятки от пола;

Не отрывать лопатки от пола;

Руки и ноги держать прямыми

Декабрь

1. Стоя подъём на носки

2. Подскоки с пятки на носок по кругу

3. Приседания

4. Поднимание прямых ног лёжа на спине

5. Прогнуться лёжа на животе

6. Толчковая нога впереди, корпус слегка наклонён вперёд, руки согнуты в локтевых суставах. По команде руководителя начать разноимённое движение руками (от плеча и до кармана), постепенно увеличивая темп.

2 по 15р.

2 по 15р.

10р.

10р.

Корпус держать прямо

Совершать как можно выше

Не отрывать пятки от пола;

Колени не должны выходить за носки;

Не отрывать лопатки от пола;

Руки и ноги держать прямыми

Руки совершают движение вдоль и слегка поперёк туловища.

Задачи:

2. Совершенствовать технику работы рук на месте;

3. Обучить техники бега с высоким подниманием бедра;

4. Обучить техники бега с захлёстом голени;

5. Развивать чувство ритма.

Месяц

Содержание

Дози

ровка

Организационно-

методические

указания

Январь

1. Стоя подъём на носки

2. Подскоки с пятки на носок по кругу

3. Приседания

4. Поднимание прямых ног лёжа на спине

5. Прогнуться лёжа на животе

6. Работа рук на месте

о шведскую стенку

10. Захлёст голени на месте

14. Упражнения на гибкость

2 по 10р.

2 по 10р.

10р.

10р.

Корпус держать прямо

Совершать как можно выше

Не отрывать пятки от пола;

Колени не должны выходить за носки;

Не отрывать лопатки от пола;

Руки и ноги держать прямыми

Постепенно увеличивать темп

Высоко поднимать колени

Постепенно увеличивать темп

Доставать пятками до ягодиц

Руки прямые, корпус слегка наклонён вперёд

Постепенно увеличивать темп

Идти под стук бубна

Февраль

1. Стоя подъём на носки

2. Подскоки с пятки на носок по кругу

3. Приседания

4. Поднимание прямых ног лёжа на спине

5. Прогнуться лёжа на животе

6. Работа рук на месте

7. Поднимание колен на месте, увеличивая темп

8. Поднимание колен на месте в упоре о шведскую стенку

9. Поднимание колен на месте в сочетании с работой рук

10. Захлёст голени на месте

11. Захлёст голени в упоре о шведскую стенку

12. Захлёст голени на месте в сочетании с работой рук

13. Ритмичная ходьба под музыку

14. Бег с высоким подниманием бедра по кругу

15. Бег с захлёстом голени по кругу

16. Эстафеты:

Делятся на две команды

2 по 10р.

2 по 10р.

10р.

10р.

Корпус держать прямо

Совершать как можно выше

Не отрывать пятки от пола;

Колени не должны выходить за носки;

Не отрывать лопатки от пола;

Руки и ноги держать прямыми

Постепенно увеличивать темп

Высоко поднимать колени

Руки прямые, корпус слегка наклонён вперёд

Постепенно увеличивать темп

Доставать пятками до ягодиц

Руки прямые, корпус слегка наклонён вперёд

Постепенно увеличивать темп

Идти под стук бубна

Сочетать с работой рук

Сочетать с работой рук

Не переходить на бег;

Пятками касаться ягодиц;

Задачи:

1. Способствовать поддержанию мышечного тонуса;

2. Обучить согласованию работы рук и ног во время бега;

3. Обучить расслаблению мышц во время бега;

4. Развивать чувство ритма;

5. Совершенствовать технику бега в подвижных играх и эстафетах.

Месяц

Содержание

Дозировка

Организационно-

методические

указания

Март

1. Стоя подъём на носки

2. Подскоки с пятки на носок по кругу

3. Приседания

4. Поднимание прямых ног лёжа на спине

5. Прогнуться лёжа на животе

6. Работа рук на месте

7. Поднимание колен на месте, увеличивая темп

8. Поднимание колен на месте в упоре о шведскую стенку

9. Поднимание колен на месте в сочетании с работой рук

12. Ритмичный бег по кругу

13. Упражнения на гибкость

2 по 10р.

1"

2 по 10р.

10р.

10р.

2"

1"

1"

1"

2"

2"

2"

3"

Корпус держать прямо

Совершать как можно выше

Не отрывать пятки от пола;

Колени не должны выходить за носки;

Не отрывать лопатки от пола;

Руки и ноги держать прямыми

Постепенно увеличивать темп

Высоко поднимать колени

Руки прямые, корпус слегка наклонён вперёд

Постепенно увеличивать темп

Руки прямые, корпус слегка наклонён вперёд

Ходить в среднем темпе

Соблюдать дистанцию

Апрель

1. Стоя подъём на носки

2. Подскоки с пятки на носок по кругу

3. Приседания

4. Поднимание прямых ног лёжа на спине

5. Прогнуться лёжа на животе

6. Работа рук на месте

7. Поднимание колен на месте, увеличивая темп

8. Поднимание колен на месте в упоре о шведскую стенку

9. Поднимание колен на месте в сочетании с работой рук

10. Ходьба по кругу с попеременной работой рук, изображая спортивную ходьбу

11. Бег по кругу без участия рук

12. Ритмичный бег по кругу

13. Эстафеты:

Делятся на две команды

- оббежать фишку с высоким подниманием бедра;

- оббежать фишку с захлёстом голени;

- оббежать три фишки змейкой туда и обратно.

14. Игра «Третий лишний»

Встать по кругу по парам в колонны по двое. Выбирается один водящий и убегающий. По команде руководителя вод. догоняет убегающего, а последний должен успеть встать перед какой-либо парой. После этого оказавшийся третьим убегает от водящего. Если водящий успеет запятнать убегающего, то они меняются местами.

2 по 10р.

1"

2 по 10р.

10р.

10р.

2"

1"

1"

1"

2"

2"

2"

5"

5"

Корпус держать прямо

Совершать как можно выше

Не отрывать пятки от пола;

Колени не должны выходить за носки;

Не отрывать лопатки от пола;

Руки и ноги держать прямыми

Постепенно увеличивать темп

Высоко поднимать колени

Руки прямые, корпус слегка наклонён вперёд

Постепенно увеличивать темп

Доставать пятками до ягодиц

Руки прямые, корпус слегка наклонён вперёд

Ходить в среднем темпе

Руки расслаблены, висят внизу

Соблюдать дистанцию

- не переходить на бег;

- пятками касаться ягодиц;

- начинать оббегать с правой стороны фишки.

- Бежать только в одном направлении;

- Перед парой вставать по ходу движения.

В конце учебного года я заметила, что моя работа оказалась эффективной, в контрольной группе, где не вводилась специальная методика, многие дети допускали значительные ошибки во время бега, а в экспериментальной были устранены почти все ошибки. Дошкольники, освоившие методику, бежали легко и свободно, не сковывая движения. Также, с помощью дополнительных тестов, было выявлено, что после обучения технике бега дети стали более выносливыми и могли спокойно преодолеть большие расстояния. При просмотре физкультурного занятия, я заметила, что у детей экспериментальной группы увеличилась и скорость бега, которая так нужна во время эстафет и подвижных игр.

Овладение правильной техникой оздоровительного бега позволит детям привить любовь к этому движению, а, следовательно, укрепить здоровье на долгую жизнь.

ВЫВОДЫ

1. Анализ литературы показал, что формирование техники оздоровительного бега детей старшего дошкольного возраста является одной из сложных задач в деятельности специалиста по физической культуре, а специальной методики в дошкольном учреждении не имеется. Для определения ЧСС во время бега детей 5-7 лет традиционно используют построение пульсовой кривой и показатели внешнего утомления.

2. Результаты теста с использованием монитора сердечного ритма «Polar» позволили определить норму ЧСС во время оздоровительного бега детей старшего дошкольного возраста, которая отмечалась у большинства детей. Она составила 150-160 уд/мин.

3. Мною была разработана методика формирования техники оздоровительного бега детей старшего дошкольного возраста. В методику входили упражнения для укрепления общих групп мышц, специальные беговые упражнения, бег и ходьба под музыку, игры и эстафеты с бегом, упражнения на гибкость.

4. Результаты исследования оказались достоверны. Большинство детей экспериментальной группы не допускали ошибки в технике оздоровительного бега. Также они стали более выносливыми во время игр и эстафет, а также стали более правильно выполнять упражнения и нормативы с бегом. Следовательно, разработанная методика эффективна, целесообразно внедрять её в дошкольные учреждения для работы с детьми.

Литература:

1. Аватинян Г. А. Премудрости оздоровительного бега / Г.А. Аватинян. - Москва: Эдитус, 2013. - 263, с.

2. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - Москва: Физкультура и спорт, 1988. 207, с.

3. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателя дет. сада. - Москва: Просвещение, 1986. - 125, с.

4. Волосникова Т. В. Связь микроэлементозов и физического состояния дошкольников // Адаптивная физическая культура. -№4, 2005.- С. 4-5

5. Кинеман А.В. Тория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / А.В. Кинеман, Д.В. Хухлаева. - Москва: Просвещение, 1978.- 63с.

6. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду / Т.И. Осокина.- М.: Просвещение,1986.- 226с.

7. Правдов М. А. Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей на физкультурных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. - СПб., 2003. - 38 с.

8. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошк. учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей / Рунова М.А.; Центр «Дошк. Детство» им. А.В. Запорожца. - Москва: Мозаика-Синтез, 2000. - 255 с.

9. Сайкина Е. Г. К вопросу о подготовке специалистов в сфере оздоровительной физической культуры //Актуальные вопросы физической культуры детей дошкольного возраста: Сб. науч.-метод. тр. - Санкт-Петербург: Белл, 2004.- С. 67-72.

10. Фирилева Ж. Е. «Са-Фи-Дансе»: танцевально-игровая гимнастика для детей учеб.-метод. пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений / Ж. Е. Фирилева Е. Г. Сайкина. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2006. - 321, с.

11. Шебеко В. Н. Физкультурные праздники в детском саду: Творчество в двигат. деятельности дошкольника Кн. для воспитателей дет. сада /В. Н. Шебеко, Н. Н. Ермак. - 2-е изд.. - Москва: Просвещение, 2001. - 92, с.

12. Шишкина В.А. Движение + движения: Кн. для воспитателя дет. сада. - Москва: Просвещение, 1992. - 93, с

13. Юшкевич Т.П. Оздоровительный бег. - Минск: Полымя, 1985. - 111 с.

Любовь Николаева
Мастер-класс «Методика обучения детей дошкольного возраста основным видам движения: бег»

Методика обучения детей дошкольного возраста основным видам движения : бег.

Что такое бег?

Характерным признаком бега, отличающим его от ходьбы, является фаза «полета» - безопорное положение тела после отталкивания ногой от земли. Работа рук при беге также несколько отличается от ходьбы : они согнуты в локтях, и мах ими более энергичен. При беге нагрузка на мышечный аппарат, особенно на дыхательную и сердечно-сосудистую системы, значительно больше, чем при ходьбе. Во время бега младших дошкольников часто можно наблюдать мелкий, семенящий шаг, значительное разведение рук в стороны, иногда ребенок прижимает руки к туловищу или держит их опущенными вниз. Большинство детей 3- 4 лет бегают на полусогнутых ногах, ставят ногу на опору с пятки или на всю стопу. Слабость мышц опорно-двигательного аппарата не дает им возможность выполнять полноценное отталкивание (с полным выпрям-лением ног в коленных суставах) и ставить ноги на опору с носка. В этом возрасте необходимо научить ребенка энергичному движению согнутыми в локтях руками во время бега, вырабатывать умение бежать в равномерном темпе; оббегать расставленные на полу предметы (кубики, коробочки, камешки и т. д., не наталкиваться друг на друга. Начиная с 5 лет, основная цель в обучении бегу - приучить детей ставить ногу с носка. При этом ребенок должен держать туловище ровно, с небольшим наклоном вперед, бедро маховой ноги энергично выносится вперед - вверх; руки, согнутые в локтях, выполняют энергичные движения в соответствии с работой ног, стопы ставятся параллельно.

Овладеть навыком бега помогают разнообразные подготовительные упражнения :

а) бег с высоким подниманием бедра, «как лошадка» ;

б) бег с переступанием через кубики, шишки и т. д. ;

в) бег по «кочкам» (кружки, нарисованные на земле на расстоянии 60-80 см друг от друга) и т. д.

В этом возрасте важно также развивать умение быстро реагировать на внезапные сигналы взрослого (начинать и заканчивать бег, останавливаться по сигналу, выполнять повороты во время бега). В старшем дошкольном возрасте рекомендуется практиковать бег с ускорением до максимальной скорости. Во время бега следят, чтобы ребенок бежал в прямолинейном направлении, энергично выполнял движения согнутыми в локтях руками и активно ставил ногу с носка. Большое значение для совершенствования навыка бега у дошкольников всех возрастных групп имеют подвижные игры с ловлей и убеганием (младшие группы, бегом наперегонки, с соревнованием в быстроте и ловкости в эстафетных играх, где дети могут проявить свои скоростные способности.

Длительность бега со средней скоростью :

6-7 лет - до 30-35 сек.

Дети 3-4 лет могут пробегать с максимальной скоростью расстояние до 15м. 5-6 лет - до 20-25м.

7 лет - до 30-35 м.

Для формирования и совершенствования навыков бега у дошкольников рекомендуют следующие упражнения :

бег на носках, «как лисичка» ;

с высоким подниманием бедра, «как лошадка» ;

с наступанием на линии, начерченные на земле на расстоянии 60-80 см;

бег с изменением темпа и направления;

с остановками по сигналу взрослого;

бег с оббеганием предметов (кубики, мячи, шишки) ;

бег наперегонки (вдвоем - втроем) - «кто быстрее» ;

бег с прокатыванием обруча по земле толчками ладони;

бег со скакалкой, вращая ее вперед и т. д.

1.2. Виды бега.

Виды бега различны. В спортивной практике бег делится в зависимости от длины дистанции :

спринт (60-100 м,

бег на средние дистанции (400-1000 м,

бег на длинные дистанции (от 2000 м,

марафонский бег.

Кроме этого, различают бег :

кроссовый;

с препятствиями;

барьерный бег.

За последние годы особую популярность приобрел бег в невысоком темпе (трусцой, применяющийся в оздоровительных целях.

Виды бега и беговых упражнений отличаются по технике выполнения. Воспитателю следует знать эти особенности, чтобы предупредить ошибки, легче и быстрее их исправить, правильно определить задачи и методику обучения .

Обычный бег.

Правильной техникой такого бега считается : умение бегать свободно, легко, с естественными движениями рук . Руки полусогнуты в локтях, пальцы свободно согнуты (но не сжаты в кулаки) . При беге руки движутся вперед-вверх примерно до уровня груди несколько внутрь, затем отводятся локтями назад - в стороны. При беге небольшими шагами слегка согнутая в колене нога ставится на переднюю часть стопы. При более широких беговых шагах нога ставится с пятки с последующим эластичным опусканием на всю стопу. При отталкивании нужно разогнуть ногу в колене. Носки стоп в стороны не разводятся. Туловище слегка наклонено вперед, голова с ним на одной линии, грудь и плечи развернуты, плечи не поворачивать вслед за рукой, чтобы не вызвать чрезмерного поворота туловища.

Обычный бег в среднем темпе широко используется для обучения некоторым элементам техники, навыкам правильного координированного движения . При таком беге дети могут лучше контролировать свои движения , хорошо их чувствуют, могут вносить поправки в свои действия.

Обычный бег можно проводить в различных построениях :

В колонну по одному;

По кругу;

-«змейкой» и т. д.

Примерная продолжительность непрерывного бега возрастает постепенно , с 10-15 с в младших группах, в старших до 35-40 с (повторяется 2-4 раза с перерывами) .

Для детей 6-7 лет в конце учебного года длительность бега может быть в пределах 1 мин., так как в течение года дети овладевают элементами правильной техники бега, растет их функциональная подготовка.

Бег на носках.

Ногу следует ставить на переднюю часть стопы, не касаясь пяткой пола. Шаг короткий, темп быстрый. Движения рук спокойные , расслабленные, в такт шагам, высоко их не поднимать, можно поставить руки на пояс.

Бег с высоким подниманием колен.

Бежать, поднимая согнутую в колене ногу под прямым углом, ставить ее на пол мягким, эластичным и в то же время достаточно энергичным движением на переднюю часть стопы. Шаг короткий, с незначительным продвижением вперед . Корпус прямой и слегка откинут назад, голова высоко поднята. Руки можно поставить на пояс. Чередовать с обычным бегом или ходьбой.

Бег широким шагом.

Делать широкие шаги, увеличивая толчок и время полета (как бы перепрыгивая через воображаемое препятствие) . Ногу ставить с пятки перекатом на всю стопу. Толчковую ногу стараться полностью выпрямлять, энергично отталкиваясь. Движения рук свободные и размашистые.

Бег с отведением назад согнутой в колене ноги.

Туловище наклонено вперед несколько больше обычного, руки на поясе. Согнутая в колене нога после толчка отводится назад (стараться пяткой достать ягодицу) . Чередовать с обычным бегом, несколько больше расслабляя при этом ноги, давая им отдых.

Бег скрестным шагом.

Выполнять захлестом почти прямых ног : правой - влево, левой - вправо. Нога ставится на стопу.

Бег прыжками.

Выполняется энергично, широким размашистым движением . Толчок делать вперед-вверх.

Продолжительность непрерывного бега на носках, с высоким подниманием колен, с отведением назад согнутой в колене ноги небольшая (10-20 с) . Как правило, эти виды бега повторяются 2-3 раза, чередуя каждый вид с обычным бегом или ходьбой. Бег широким шагом дается на дистанции 10-12 м. Для этого бега можно использовать различные ориентиры - линии, шнуры, плоские обручи, набивные мячи.

Бег в быстром темпе.

Выполняется на передней части стопы или на носках. Шаг широкий, стремительный. Движения рук активные , в такт с беговыми шагами. Делать энергичные отталкивания толчковой ногой, хорошо ее выпрямляя. Маховую ногу выносить вперед-вверх. Туловище наклонено вперед по ходу движения , голова с ним на одной линии. Плечи развернуты, не напряжены, смотреть вперед. Быстрый бег применяется чаще всего в играх с элементами соревнования. Длительность такого бега невелика – 5-8 с. Однако, чередуясь с естественными остановками - отдыхом, он может повторяться 4-5 раз.

Медленный бег.

За последнее время завоевал большую популярность, в основном как средство развития общей выносливости, повышения функциональных возможностей организма. В этом беге надо уметь выдерживать небольшой темп, не ускорять и не замедлять его, бежать ритмично. Шаги делать короткие, ногу ставить на переднюю часть стопы или эластично с пятки на носок. Движения рук спокойные , руки согнуты в локтях на уровне пояса, плечи слегка расслаблены.

Бег в переменном темпе.

Используется в сочетании с другими движениями . Главная задача при обучении этому виду бега - научить детей выбирать темп и вид бега, наиболее соответствующий содержанию задания. Так, если бег завершается подскоком или прыжком в длину, то не надо замедлять темп перед толчком, а переходить сразу от последнего шага разбега к энергичному отталкиванию вверх или вперед. Надо уметь быстро и ловко переключиться с бега на другой вид движения . Например, подлезть под обруч или веревку, пройти по бревну, а затем продолжить бег не останавливаясь, не меняя направления. В переменном темпе можно предлагать разные упражнения.

Челночный бег.

Широкий стремительный шаг чередуется с резким торможением в конце при движении по прямой и частыми шагами на поворотах. Перед сменой направления темп более частый, шаги короче, колени больше согнуты, чтобы сохранить равновесие. Движения рук естественные , помогающие движению по прямой и на поворотах.

Бег в сочетании с подлезанием, перепрыгиванием, прыжком вверх.

Здесь надо уметь замедлять и ускорять темп бега перед преодолением препятствия.

Бег в разных естественных условиях развивает умение применить наиболее соответствующий этим условиям вид бега, его темп и скорость. Бег по извилистой дорожке отличается от бега по прямой, а бег по песку требует иной техники и иных усилий, чем бег по грунтовой дорожке. Изменяя привычные для детей условия , подбирая разные их сочетания, надо способствовать развитию столь нужного в жизни умения - использовать наиболее эффективный вид бега в соответствии с условиями поверхности (грунтовая, травянистая, асфальтовая дорожка, бег по песку, воде, на горку и с горки).

При беге в горку нога ставится на носок, шаг короткий, туловище наклонено вперед. При сбегании нога ставится на всю стопу или с пятки на носок, ноги больше согнуты в коленях, туловище несколько отклонено назад.

При беге вверх и вниз по доске, положенной наклонно, стопы ставят близко одна к другой, носки в стороны не разводят, регулируют сохранение равновесия движениями рук .

Дошкольники проявляют большой интерес к играм с динамичными движениями (ходьба, бег, прыжки, упражнения в лазаний, равновесии и т. д.) . Им нравится догонять друг друга, убегать от водящего. Постепенно они начинают интересоваться результатами своих действий : попасть мячом в цель, легко перепрыгнуть через "ручеек". Однако не рекомендуют проводить игры со сложными видами движений (прыжки, лазание) до тех пор, пока дошкольники не овладеют ими . Вначале их учат правильно выполнять движение , а затем проводят игру, где это движение ведущее . Общая продолжительность подвижной игры для детей этой возрастной группы составляет не больше 8-10 минут.

Ю. А. Кириллова отмечает, что подвижные игры и упражнения на свежем воздухе являются универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей . В играх в ненавязчивой, развлекательной форме используются естественные движения , свойственные человеку : бег, прыжки, метание и пр. Игры и упражнения на свежем воздухе являются лучшим лекарством для детей от двигательного голода – гиподинамии, так как дети около 70-80 процентов времени пребывания в дошкольном учреждении проводят в статичном сидячем положении. Посильная физическая нагрузка и свежий воздух укрепляют здоровье детей , способствуют профилактике респираторных, простудных заболеваний. Для реализации цели образовательного направления – обеспечить обучение движениям и двигательным действиям, для развития физических качеств, гарантирующих всестороннее и гармоничное развитие ребенка, необходимо решение следующих задач :

1. Организовать (насколько это возможно) процесс обучения в естественных условиях.

2. Создавать условия для самостоятельного познания окружающей действительности в двигательной сфере с помощью собственных усилий в процессе решения двигательных задач.

3. Способствовать в процессе обучения двигательным действиям развитию эмоциональной сферы.

4. Обращать самое серьезное внимание на постановку частных задач при обучении отдельным двигательным действиям, формирование и совершенствование новых двигательных умений и навыков в прикладном, спортивном направлении.

Конкретная и правильная постановка частных задач при обучении отдельному двигательному действию обеспечивается соблюдением следующих положений :

С целью достижения необходимого результата при обучении движениям и двигательным действиям;

Детализированно применительно к особенностям действий, являющихся предметом обучения ;

Индивидуализированно применительно к возможностям обучаемых , зависящих от их возрастных , половых, личностных особенностей и уровня подготовленности;

В определенной последовательности, задаваемой объективными закономерностями формирования двигательного действия и логикой учебного процесса.

При планировании этой подготовки необходимо исходить из следующих принципов :

главная задача – укрепление здоровья детей (учет физической нагрузки, подбор физических упражнений) ;

систематичность и последовательность (проведение занятий, что способствует выработке двигательного навыка, а затем и двигательного динамического стереотипа).

Практика показывает, что проводимые в детском саду занятия по структурной схеме (вводная, основная , заключительная части) не всегда приносят желаемый результат.

Л. Ануфриева предлагает такую форму организации дошкольников , при которой осуществляется ежедневная 30-минутная общефизическая подготовка. Ее следует вынести на прогулку, тем самым разгрузив физкультурные занятия.

Каждая игра должна давать наибольший двигательный и эмоциональный эффект. Поэтому не следует подбирать игры с незнакомыми детям движениями , чтобы не тормозить игровые действия. Двигательное содержание игр должно согласовываться с условиями проведения. Регламентирует выбор игры и ее место в режиме дня. Игры более динамичные целесообразны на первой прогулке, особенно если ей предшествовали занятия со значительным умственным напряжением и однообразным положением тела. Для детей дошкольного возраста подвижные игры являются жизненной потребностью. Наиболее эффективны для совершенствования различных видов ходьбы и бега подвижные игры и игры-эстафеты. С их помощью решаются самые разнообразные задачи : образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей , формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе.

Веселые старты для закрепления различных видов бега.

На веселые старты набираются 2 команды по 6 человек. Выбираются капитаны команд. Участники придумывают название команды.

1. Эстафета №1. "Кто быстрее пробежит змейкой". Участники бегут до ориентира змейкой, оббегая кегли, обратно также.

2. Эстафета №2. На двух ногах прыгать в обручи, пролезть через обруч боком, оббежать ориентир и обратно также.

3. Эстафета №3. Бег с захлестом голени.

4. Эстафета №4. Участник бежит до обруча, в котором лежат кубики по количеству человек в команде, берет один кубик, добегает до корзины кладет и бежит обратно. Чья команда соберет быстрее всех кубики, та и побеждает.

5. Эстафета №5. По 2 человека от команды встают лицом к лицу. Вдвоем одевают обруч на пояс. Нужно приставным галопом пробежать до ориентира и обратно. Кто быстрее.

6. 7. Эстафета №7. Прыжки через гусеницу, пролезть под дугой, добежать до ориентира и вернуться.

Подвижная игра «Быстрые и ловкие» .

По залу раскладываются обручи по количеству человек. Инструктор задает темп бубном быстрый или медленный. Дети в нужном темпе бегают по залу. Когда бубен перестает звучать. Дети, кто быстрее должны прыгнуть в обруч по одному человеку. Кто не успел, садится на гимнастическую скамейку, и они становятся болельщиками. Затем несколько обручей убирается, игра продолжается. Когда остается один человек, он становиться победителем.

В целях совершенствования качества бега у детей, целесообразно использовать различные виды: бег на носках, бег широким шагом, бег с высоким подниманием бедра, тренирующий мышцы брюшного пресса, спины и стопы, легкий, ритмичный бег под музыку, влияющий на воспитание координации и ловкости движений; бег между предметами и с предметами (скакалки, обручи); бег с преодолением препятствий и на ограниченной плоскости (очерченные границы), содействующий приобретению ориентировки в пространстве и координации движений; бег с различными заданиями, выполняемыми по сигналу и на ориентировку в пространстве и в коллективе, воспитывающий ловкость и быструю реакцию на изменение в окружающей ребенка обстановке. Виды бега и беговых упражнений отличаются по технике выполнения .

ОБЫЧНЫЙ БЕГ. Правильной техникой такого бега считается: умение бегать свободно, легко, с естественными движениями рук. Обычный бег в среднем темпе широко используется для обучения некоторым элементам техники, навыкам правильного координированного движения. При таком беге дети могут лучше контролировать свои движения, хорошо их чувствуют, могут вносить поправки в свои действия.Обычный бег можно проводить в различных построениях: в колонну по одному, парами, по кругу, «змейкой» и т. д. Примерная продолжительность непрерывного бега возрастает постепенно с 10--15 с в младших группах до 35--40 с в старших (повторяется 2--4 раза с перерывами). Для детей 6--7 лет в конце учебного года длительность бега может быть в пределах одной минуты, так как в течение года дети овладевают элементами правильной техники бега, растет их функциональная подготовка.

БЕГ НА НОСКАХ. Ногу следует ставить на переднюю часть стопы, не касаясь пяткой пола. Шаг короткий, темп быстрый. Движения рук спокойные, расслабленные, в такт шагам, высоко их не поднимать, Можно поставить руки на пояс.

БЕГ С ВЫСОКИМ ПОДНИМАНИЕМ КОЛЕН. Бежать, поднимая согнутую в колене ногу под прямым углом, ставить ее на пол мягким, эластичным и в то же время достаточно энергичным движением на переднюю часть стопы. Шаг короткий, с незначительным продвижением вперед. Корпус прямой и слегка откинут назад, голова высоко поднята. Руки можно поставить на пояс. Чередовать с обычным бегом или ходьбой.

БЕГ ШИРОКИМ ШАГОМ. Делать широкие шаги, увеличивая толчок и время полета (как бы перепрыгивая через воображаемое препятствие). Ногу ставить с пятки перекатом на всю стопу. Толчковую ногу стараться полностью выпрямлять, энергично отталкиваясь. Движения рук свободные и размашистые.

БЕГ С ОТВЕДЕНИЕМ НАЗАД СОГНУТОЙ В КОЛЕНЕ НОГИ. Туловище наклонено вперед несколько больше обычного, руки на поясе. Согнутая в колене нога после толчка отводится назад (стараться пяткой достать ягодицу). Чередовать с обычным бегом, несколько больше расслабляя при этом ноги, давая им отдых. Бег с крестным шагом. Выполнять захлестом почти прямых ног: правой -- влево, левой -- вправо. Нога ставится на стопу.

БЕГ С ПРЫЖКАМИ. Выполняется энергично, широким размашистым движением. Продолжительность непрерывного бега на носках, с высоким подниманием колен, с отведением назад согнутой в колене ноги небольшая (10--20 с). Как правило, эти виды бега повторяются 2--3 раза, чередуя каждый вид с обычным бегом или ходьбой. Бег широким шагом дается на дистанции 10--12 м. Для этого бега можно использовать различные ориентиры -- линии, шнуры, плоские обручи, набивные мячи.

БЕГ В БЫСТРОМ ТЕМПЕ. Быстрый бег применяется чаще всего в играх с элементами соревнования. Длительность такого бега невелика -5-8 с. Однако, чередуясь с естественными остановками -- отдыхом, он может повторяться 4--5 раз.

МЕДЛЕННЫЙ БЕГ. За последнее время завоевал большую популярность, в основном как средство развития общей выносливости, повышения функциональных возможностей организма. В этом беге надо уметь выдерживать небольшой темп, не ускорять и не замедлять его, бежать ритмично. Шаги делать короткие, ногу ставить на переднюю часть стопы или эластично с пятки на носок. Движения рук спокойные, руки согнуты в локтях на уровне пояса, плечи слегка расслаблены.

БЕГ В ПЕРЕМЕННОМ ТЕМПЕ используется в сочетании с другими движениями. Главная задача при обучении этому виду бега -- научить детей выбирать темп и вид бега, наиболее соответствующий содержанию задания. Надо уметь быстро и ловко переключиться с бега на другой вид движения. Например, подлезть под обруч или веревку, пройти по бревну, а затем продолжить бег не останавливаясь, не меняя направления. В переменном темпе можно предлагать разные упражнения.

ЧЕЛНОЧНЫЙ БЕГ. Широкий стремительный шаг чередуется с резким торможением в конце при движении по прямой и частыми шагами на поворотах. Перед сменой направления темп более частый, шаги короче, колени больше согнуты, чтобы сохранить равновесие. Движения рук естественные, помогающие движению по прямой и на поворотах.

БЕГ В СОЧЕТАНИИ С ПРОЛАЗАНИЕМ под палки, пролазанием в обруч, перепрыгиванием, прыжком вверх. Здесь надо уметь замедлять и ускорять темп бега перед преодолением препятствия.

БЕГ В РАЗНЫХ ЕСТЕССТВЕННЫХ условиях развивает умение применить наиболее соответствующий этим условиям вид бега, его темп и скорость. Бег по извилистой дорожке отличается от бега по прямой, а бег по песку требует иной техники и иных усилий, чем бег по грунтовой дорожке.

Изменяя привычные для детей условия, подбирая разные их сочетания, надо способствовать развитию столь нужного в жизни умения -- использовать наиболее эффективный вид бега в соответствии с условиями поверхности (грунтовая, травянистая, асфальтовая дорожка, бег по песку, воде, на горку).

Для того чтобы дети овладевали разными видами бега, необходимо создавать им соответствующие условия, обучать основным элементам техники, предлагать игры и упражнения, включающие бег.

Малышам от 1,5 лет более свойственен обычный бег в среднем темпе с ленточкой, машиной, каталкой. Ребята бегают каждый в своем темпе, чередуют бег с ходьбой, остановками, т. е. как бы естественными перерывами для отдыха. Некоторые дети более активны, подвижны, часто бегают по своей инициативе. Других надо активизировать, предлагать задания на выполнение беговых движений, например, догнать взрослого, сверстника, добежать до дерева, горки.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!