Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Самурай - это кто такой? Традиции самураев. Как становятся самураями

Самураи возвращаются

В России чанбара пока даже не признана видом спорта. Говорят, это произойдет через годик-другой. Хотя прошедшим летом российская команда уже взяла несколько медалей на чемпионате мира, который традиционно проводят в Японии. Вот такой парадокс. А началось все с того, что вечно измученные работой японские клерки в обеденный перерыв стали в шутку дубасить друг друга свернутыми в трубочку газетами и журналами, чтобы снять стресс. Позже в этом невинном развлечении усмотрели возрождение самурайских традиций и придумали для этого отдельный вид спорта — чанбару. В Москве этот чудный спорт уже появился в фитнес-клубах (например, в «Палестра Sport»), а в интернете урок чанбары предлагают в качестве подарка все тем же измученным клеркам. Те с удовольствием лупят друг друга надувными мечами.

Вмажь ему

В «Палестра Sport» чанбару преподает выдающийся тренер Юрий Соколов, ради него многие мужчины в клуб и записываются. Он владеет и тай-бо, и тай-чи, и самбо, с разрядами и данами, вот теперь и чанбаре обучает. «Понимаете, в чем фишка, мечто надувной, бить им можно со всей силы, что есть мочи, — объясняет Соколов, — удар будет реальным, вы его почувствуете и технику освоите, но покалечить таким мечом никого нельзя в принципе». Получается, что азарт есть, ощущение настоящей битвы — тоже, а зубы все целы, кулаки без ссадин, и даже синяков нет. (На голову надевают легкий шлем на всякий случай, а больше ничего.) Такое ощущение, что дрался как в компьютерной игре, только выдохся по-настоящему. За час тренировки народ выматывается. Оно и понятно: движений много, от ударов нужно уворачиваться, нападать, баланс держать, реакцию тренировать, внимание концентрировать. «Как-то у меня качки из зала на тренировку заглянули, так устали через полчаса», — рассказывает Юрий. По затраченным усилиям чанбара не уступает классическому боксу, только без травматизма.

Все по-честному

Правила в этой игре предельно просты. Бой ведется до тех пор, пока не заденешь противника мечом или он тебя. Кто первый ударил по любой части тела, тот и победил. Можно биться один на один, можно один на троих или даже команда на команду. В любом случае важна честность: кого дотронулись, тот упал и «умер» (вышел из игры). А руками бить нельзя, можно только этим самым надувным или пластиковым мечом В принципе техника ударов существует, и ее можно освоить, но в первый раз все равно все дерутся как хотят, могут и умеют. Вот через два месяца тренировок уже получается красиво, по-самурайски. Главное, не сложно, сразу можно устраивать бои, это и радует. Зал для поединка нужен не большой, меч можно купить в интернете. Ну и азарт, конечно. Без него никуда. Говорят, позанимаешься пару месяцев, и никакого больше стресса, спокойным становишься, как настоящий самурай. Может, и в жизни пригодится.

Японская культура предстает перед западным человеком в виде совокупности идей и красочных образов. И самым ярким из них является образ воина-самурая. Он имеет героический ореол и считается своеобразным символом мужества и стойкости в бою. Но все ли мы знаем про самураев? Насколько правда об этих воинах отличается от легенд и мифов?

Самурай: определение слова

В понимании европейцев любой японский воин, принимающий участие в сражении, является самураем. На самом деле данное утверждение является в корне неверным. Самурай - это особый класс феодалов, получивших специальное образование, прошедших ритуал посвящения и имеющих отличительный знак - японский меч. Целью жизни такого воина являлось служение своему господину. Ему он должен быть предан всем своим существом и беспрекословно исполнять любые приказы.

Эта цель прослеживается в самом определении "самурай". Значение слова в переводе с японского языка звучит как глагол "служить". Поэтому не удивительно, что жизнь самурая тесно связана с жизнью своего господина - дайме. Многие европейцы считают, что самурай - это служилый человек, которого можно называть японским словом "буси". Но это тоже ошибочное мнение, не стоит путать эти два слова.

Самурай значение имеет более широкое и всеобъемлющее, он в военное время представлял собой лучшую защиту для господина, а в мирное время являлся обыкновенным слугой. Буси же относятся к классу простых воинов, которых можно было нанимать на некоторое время. Оплата услуг производилась деньгами, но чаще всего феодалы оплачивали услуги воинов рисом.

История самурайства: краткая историческая справка

Самураи как сословие зародились в седьмом веке. В этот период Япония переживала феодальную раздробленность, и каждый крупный феодал нуждался в хорошо обученных профессиональных воинах. Ими стали самураи.

Молодых воинов часто морили голодом и заставляли не спать несколько ночей подряд. Они выполняли всю тяжелую работу по дому, ходили босыми в любое время года и просыпались с первыми лучами солнца. Для того чтобы смерть не пугала будущих самураев, их часто водили смотреть на казни, а по ночам они должны были сами приходить к телам казненных и оставлять на них свой знак. Часто их отправляли в места, где по преданиям живут призраки, и оставляли там без питья и еды на несколько ночей. В итоге у юношей вырабатывалось бесстрашие и поразительное хладнокровие, они могли трезво мыслить в любой ситуации.

Помимо воинского искусства, самураев обучали письменности и истории, но данные дисциплины не являлись тем, чем на самом деле должен заниматься самурай. Это было всего лишь дополнением, которое могло помочь в бою тем или иным способом.

К шестнадцати годам юноша считался полностью обученным и мог приступать к обряду инициации и посвящения в самураи.

Обряд посвящения в воины

На обряде посвящения обязательно должны были присутствовать учитель самурая и его будущий дайме, с которым закреплялись вассальные отношения. Обряд сопровождался получением собственного набора мечей - дайсе, обриванием головы и получением новой одежды взрослого самурая. Параллельно юноша проходил несколько испытаний, которые должны были показать его силу и умения. По окончании церемонии ему присваивали новое имя, заменяющее собой данное при рождении. Считалось, что этот день является днем рождения самурая, и под новым именем его будут знать всю самостоятельную жизнь.

Мог ли самураем стать простолюдин?

В европейском представлении прочно засела легенда о самурае, который относится к высшему сословию японского общества, имеет совокупность всех положительных качеств и кристально чист помыслами. На самом деле это самый распространенный миф о феодальных воинах. Ведь в реальности самурай - это не обязательно человек из высшего общества, стать воином мог абсолютно любой крестьянин. Разницы между происхождением самураев не было никакой, они одинаково обучались и в дальнейшем получали абсолютно равное жалование от господина.

Поэтому самураи довольно часто меняли своих хозяев, чувствуя, что проигрывают битву. Для них было вполне нормальным принести новому господину голову старого, решив таким образом исход боя в свою пользу.

Женщины-самураи: миф или реальность?

В исторических источниках и японской литературе Средних веков о женщинах-воинах практически ничего не упоминается, но они довольно часто становились самураями. На этот счет в кодексе чести не было абсолютно никаких ограничений.

Девочек также брали на воспитание из семьи в восемь лет и проводили обряд инициации в шестнадцать. В качестве оружия женщина-самурай получала от учителя короткий кинжал либо длинное и острое копье. В бою оно было способно с легкостью разрезать вражескую броню. О популярности воинского дела среди женщин говорят исследования японских ученых. Они сделали тест ДНК у найденных на раскопках останков тел самураев, погибших в боях, к их удивлению, 30 % воинов оказались женщинами.

Кодекс Бусидо: краткие положения

Кодекс поведения самурая сформировался из многочисленных законов и правил, которые были собраны в единый источник приблизительно в тринадцатом веке. В этот период самураи только начали формироваться как отдельное сословие японского общества. К шестнадцатому веку бусидо окончательно оформился и стал представлять собой настоящую философию самураев.

Кодекс воина охватывал практически все сферы жизни, на каждую было свое особенное правило поведения. К примеру, согласно данной философии, самурай - это тот, кто точно знает, как нужно жить и умереть. Он готов смело идти в одиночку на сотню врагов, зная, что впереди его ожидает смерть. О таких храбрецах слагали легенды, их родственники гордились ими и ставили в доме портреты самураев, погибших в бою.

Кодекс чести самурая предписывал ему постоянно совершенствоваться и тренировать не только тело и ум, но и дух. Только сильный духом мог быть воином, достойным боя. В случае приказа господина самурай должен был совершить харакири и умереть с улыбкой и благодарностью на устах.

В Японии до сих пор успешно пользуются историей о самураях, туристической отрасли страны она приносит баснословные деньги. Ведь все, что связано с этим периодом в истории страны, европейцы романтизировали. Сейчас уже трудно отыскать крупицы правды среди многочисленных легенд, но с одним довольно сложно поспорить: самурай - это такой же яркий символ современной Японии, как кимоно или суши. Именно через эту призму европейцы воспринимают историю Страны восходящего солнца.

Секреты воинских искусств (бу-дзюцу или бу-до) самураи, как и все прочие смертные на Дальнем Востоке, осваивали в рамках традиционных школ - рюха, или просто рю. Система школ, дожившая до наших дней, как, например, в каратэ, уходит корнями в раннее Средневековье и имеет прямые аналоги в воинских искусствах Китая, Кореи, Вьетнама, Бирмы…

В ТЕЧЕНИИ ТРАДИЦИЙ

Слово «рюха» состоит из двух иероглифов, где «рю» означает «течение» в прямом и переносном смысле, а «ха» – «школа», «секта», «группировка». Здесь подразумевается передача традиций бу-дзюцу во времени. В XVIII веке насчитывалось до девяти тысяч разнообразных рю, большей частью имевших дело с одним или несколькими конкретными видами оружия.

Изучали: кэн-дзюцу (фехтование); наи-дзюцу (искусство мгновенного обнажения меча с последующим ударом); со-дзюцу (владение копьем); начината-дзюцу (фехтование на алебардах); кю-дзюцу (стрельба из лука); ба-дзюцу (вольтижировку); сасумата-дзюцу (владение рогатиной); тичирики-дзюцу (владение палицей); бо-дзюцу (владение железной палицей); дзе-дзюцу (владение дубиной); содэгарами-дзюцу (владение багром). Кроме того, существовало множество рю, специализировавшихся на малых подручных видах оружия. К бу-дзюцу относились также дисциплины, не связанные исключительно с применением оружия: дзю-дзюцу (самооборона без оружия и с подручными видами оружия); куми-ути (борьба без оружия в доспехах); сумо (классическая силовая борьба); ходзе-дзуцу (искусство связывания противника); суиэй-дзюцу (фортификация); ходзюцу (канонирское дело); нороси-дзюцу (раскладывание сигнальных костров) или сэндзе-дзюцу (искусство маневрирования частями на поле боя).

ИЗ РУК В РУКИ, ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ

Школы формировались исторически, согласно принципам кровного родства (сей) или профессиональной общности (дай). Чаще всего в период зрелого и позднего Средневековья рю действовали в рамках отдельных самурайских кланов и являлись достоянием клана.

Храмы, особенно, дзенские, с их специально оборудованными залами для медитации и просторными дворами, были идеальным местом для упражнений в бу-дзюцу. В отличие от Китая, где антиманьчжурская борьба тайцинов и ихэтуаней вывела воинские искусства за рамки отдельных школ и сект, сделав их доступными для широких народных масс, японские бу-дзюцу всегда имели ярко выраженный сословный характер и развивались в русле эзотерических традиций. Простолюдинам изучать бу-дзюцу воспрещалось. Даже внутри одного клана далеко не каждый получал доступ к святая святых - тайным традициям школы (мицудэн).

Наставления отца-основателя и его ближайших преемников обычно фиксировались в рукописном свитке с иллюстрациями (макимоно), который хранился непосредственно у главы школы. Однако даже располагая подобным свитком, самостоятельно, без опытного наставника, освоить сложные комбинации приемов было делом безнадежным. Учитель в течение долгих лет передавал свои знания ученикам из рук в руки и от сердца к сердцу.

ВЫШЕ ГОР И ГЛУБЖЕ МОРЕЙ

Официальный руководитель школы назывался иэмото. Со временем система иэмото превратилась в широко разветвленный узаконенный институт, объединяющий не только традиционные воинские искусства, но и такие разнородные области, как придворная музыка, сложение пятистиший (танка), гадание, каллиграфия, живопись, пение, соколиная охота, игра в мяч, аранжировка цветов, театральные представления и т. д.

Целью создания системы иэмото была максимальная профессионализация всех занятий по цеховому признаку, выработка канонов и раздел сфер влияния между конкурентами. Целью обучения провозглашалось постижение великого Пути (Дао), присущего тем или иным предметам: мечу, копью, кулаку, цветам, чаю, бумаге и т. п. Другими словами, учитель должен был раскрыть ученикам истинное предназначение данного предмета и научить извлекать из него все преимущества, которые этот предмет может дать в земной жизни. Поскольку древнее конфуцианское правило гласит, что долг ученика перед учителем выше гор и глубже морей, авторитет иэмото был абсолютно непререкаем. Поступая в школу, ученик добровольно обрекал себя на духовное рабство, которое нередко дополнялось рабством физическим: новичкам доставалась вся грязная работа в доме учителя.

Верность господину и беспрекословное подчинение наставнику стали основой педагогической системы средневековых школ бу-дзюцу. «Когда личность, а не разум, душа, а не рассудок, избираются учителем в качестве материала для работы, все занятия обретают священный характер», - гласит одна из заповедей самураев. При такой постановке вопроса почет и уважение, оказываемые учителю, были чрезвычайно велики. «Твой отец и мать подобны небу и земле, - гласит другая заповедь. – Твои господин и учитель подобны солнцу и луне».

ПОСТУПЛЕНИЕ В ШКОЛУ

Обучение в родовых, семейных школах начиналось чуть ли не с младенчества, и от юного неофита не требовалось иных гарантий верности, кроме кровных уз. Традиция оттачивалась из поколения в поколение, достигая в каждом отпрыске рода предельного блеска и совершенства.

В рю, сформированных по принципу профессионального отбора, прием и посвящение осуществлялись по-иному. Многое роднит их с китайскими школами ушу. Абитуриента, если он не был лично знаком с главой школы, непременно рекомендовал кто-либо из старших учеников. Поступающий должен был представить доказательства своего благородного происхождения из семейства самурая (бунэ) или дворцовой знати (кугэ).

Далее в процессе собеседования выяснялись степень его физической и духовной подготовки и оговаривались условия занятий (большинство школ были платными). Если беседа заканчивалась обоюдным согласием сторон, поступающий расписывался кровью, а точнее, как было принято на Востоке, ставил фамильную печать под уставом школы. Правила, перечисленные в уставе, варьировали большинство положений Бусидо, делая особый упор на уважении учителя (сэнсэй) и старших по уровню мастерства (сэмпай). В любом уставе требование секретности стояло на одном из первых мест. Нарушение обязательств по отношению к школе каралось смертью. Прошедший полный курс обычно получал сертификат в виде свитка с печатью учителя, но на этом связь со школой не прерывалась, ибо считалось, что долг перед наставником оплатить в земной жизни невозможно.

В школах бу-дзюцу, за редким исключением, не существовало специальных тренировочных костюмов. Поскольку полученные навыки должны были находить применение в реальной жизни, самураи приходили на занятия в стандартном «партикулярном» платье. Обычно это были куртка с широкими рукавами (хаори) и широкие шаровары (ханама), не стеснявшие движений. Непременными деталями служили кушак и повязка на лоб для удержания волос (хатимаки). На занятия полагалось приходить босыми, хотя в быту самураи обувались в мягкие сандалии (дзюри) или в сандалии в виде дощечек на подставках (гэта).

ВОСПИТАНИЕ БУДУЩЕГО САМУРАЯ

К обучению в школе воинских искусств самурай готовился с детства. Японские дети, несмотря на искони присущее родителям конфуцианское чадолюбие, всегда росли в суровых условиях. В самурайских домах, как и в крестьянских, мальчишки зимой и летом бегали в легком платье с непокрытой головой и босиком либо в легких соломенных сандалиях. Носки (таби) выдавались только к парадным выходам. Отопление, представлявшее собой вмонтированную в пол жаровню с углями, было редкостью даже в замках. «Существуют вполне определенные методы воспитания ребенка из самурайского рода.

«С ранних лет нужно поощрять его храбрость, не следует запугивать его или обманывать. Если еще в детстве он будет мучиться тревогой и страхами, след от нанесенного ущерба останется с ним до могилы. Родители не должны слишком опекать ребенка, нельзя позволять ему обнаруживать страх при ударе грома, не нужно запрещать ему гулять в темноте. Скверное обыкновение – рассказывать ребенку страшные истории, чтобы заставить его замолчать, когда он плачет. В то же время, если ребенка слишком сильно наказывать, он вырастет робким, самоуглубленным созданием. В любом случае необходимо заботиться, чтобы он не приобрел дурных черт характера».

С младых ногтей самурая приучали не бояться темноты, одиночества, дикого зверя и нечистой силы. Классическая литература переполнена рассказами о подвигах самураев, торжествующих над коварной нечистью благодаря своему хладнокровию и мужеству. Вкус к выслеживанию, погоне, убийству прививался на охоте. Бесстрашное отношение к человеческой крови воспитывалось во время упражнений с мечом на трупах врага, на преступниках в тюрьме, а порой и на ни в чем не повинных живых бродягах и нищих крестьянах – обычай, узаконенный в печально известном эдикте Хидэеси о «праве на пробу меча» (тамэсигири). К пятнадцати годам, когда подросток проходил обряд инициации и, выбрив лоб, получал два самурайских меча, он уже был вполне подготовлен к карьере воина.

ЧТОБЫ В БОЮ БЫЛО ЛЕГКО

Учитывая подобную подготовку, самураи сравнительно легко переносили физические и моральные тяготы, которые поджидали их на начальном этапе обучения в школах бу-дзюцу. А тяготы были немалые. Месяцами длились скучные, однообразные упражнения. Постановка базовой техники новой школы даже у опытных самураев зачастую отнимала годы. Обучение по ускоренной программе не практиковалось вообще, ибо принято было считать, что каждый поступивший в данную школу должен вжиться в новую систему, полностью перестроив организм.

Дважды в год, в зимние холода и в разгар лета, в течение 8-10 дней проводились усиленные занятия – сборы, так называемые зимние (кан-кэйко) и летние учения (сетю-кэйко). В эти периоды тренировки продолжались почти круглосуточно, чередуясь с часами сидячей медитации-практики, пришедшей из дзенских монастырей. Зимой – в снегу босиком и без теплой одежды, летом – на солнцепеке, в духоте или под дождем. Так проходили сборы, и точно так же проходят они во многих школах и поныне.

Преподавание с точки зрения технических деталей было полностью подчинено канону, который не менялся в течение веков. Малейшая попытка исправить или дополнить мастера рассматривалась как вопиющее нарушение этикета. Таким образом, ученик должен был прежде всего тщательно копировать действия учителя. Далее, слово «тренировка» применительно к воинским искусствам обозначается понятием «закрепление и повторение старого», где под старым подразумеваются прежде всего заветы старых мастеров.

ПОДУШКА НА ШНУРКЕ

Методика преподавания в школах бу-дзюцу была весьма сходна с китайской. Первый этап – постановка базовой техники (кихон), закладка основ правильных движений: ударов, блоков, стоек, переходов, маневрирования. Второй этап – разучивание сложных комбинаций (рэндзюку-вадза) из нескольких элементарных приемов с завершающим ударом или броском. Далее шло разучивание сложных комплексов формальных упражнений с включением многочисленных приемов (ката), имеющих также и прикладное значение. На этой стадии предполагался активный духовный рост, способствовавший достижению совершенства.

Овладевший всем техническим арсеналом школы проходил посвящение в тайные традиции (мицудэн), если заслуживал того по мнению наставника. Далее перед ним открывались бескрайние просторы свободного варьирования сочетаний приемов и оттачивания мастерства.

В процессе обучения ученик должен был всесторонне подтвердить свои бойцовские и человеческие качества, достойно зарекомендовав себя перед учителем и старшими собратьями.

Обратимся к популярному жизнеописанию знаменитого фехтовальщика XVI века Цукахара Бокудэна. У мастера было три сына, которые с детства обучались владению мечами. Прошло время, и отец решил проверить, на что способны его наследники. На шнурке занавески, прикрывавшей вход в комнату, он поместил подушку, которая должна была упасть при легком колебании ткани. Затем отец приказал сыновьям явиться к нему в порядке старшинства. Подойдя к двери, старший сын по провисанию шнурка, конфигурации складок и прочим малозаметным признакам догадался, что над входом какой-то посторонний предмет. Протянув руку, он осторожно снял подушку, раздвинул складки занавески и вошел. Средний сын сюрприза не заметил, но, когда подушка сорвалась со шнурка, успел поймать ее в полете. Младший сын рывком откинул занавеску, и подушка шлепнулась ему на затылок – но прежде, чем она успела коснуться земли, бравый самурай рассек ее надвое мечом. «Ты, сын, мой, – сказал Бокудэн старшему, - готов к тому, чтобы встать на Путь меча. Ты, - сказал он среднему, - должен еще немало потренироваться, а ты, мой младший сын, - позор для нашего рода!»

ВО ИМЯ ДОЛГА

Среди самураев, не связанных ежедневной службой, популярно было паломничество из школы в школу с целью накопления опыта и расширения диапазона бу-дзюцу. Иногда такого рода рыцарские странствия носили агрессивный характер. В жажде утвердить славу непобедимого фехтовальщика самурай, подобно своим европейским коллегам – рыцарям, вызывал не поединок всякого, кто подворачивался под руку. Поскольку основной заповедью в большинстве рю было убийство наповал с первого удара (хиссацу), побежденному редко приходилось жаловаться на пристрастность судьи или нарушения правил. Если повод для поединка был достаточно важным, противнику посылался официальный письменный вызов с подробным и весьма напыщенным изложением мотивов. Таким же образом решались и споры между конкурирующими школами. Решительное поражение или смерть главы одной рю чаще всего приводило к возвышению другой.

Овладение секретами воинских искусств для самурая было равносильно бесконечному Пути, духовному и нравственному самосовершенствованию во имя наилучшего исполнения долга: «Тренировке человека нет конца. Бывает, что вы вдруг начинаете чувствовать себя достигшим полного совершенства и перестаете заниматься тем, чем занимались до сих пор. Между тем, кто хочет быть совершенным, тот всегда должен помнить, что он еще очень далек от этого. Только не довольствующиеся уже достигнутым и постоянно стремящиеся к высшим достижениям будут почитаться потомством за лучших из людей», - убеждает «Сокрытое в листве».

«Следует ценить золотую середину, но, когда речь идет о воинских искусствах, даже в ежедневных тренировках самурай должен неизменно чувствовать, что его мастерство превосходит мастерство соратников…»

Чаще всего в школах бу-дзюцу преподавали технику владения одним-двумя из основных видов оружия. Квалифицированный буси являлся в известном смысле универсалом и мог со своим мечом, копьем или палицей, а иногда и просто голыми руками успешно обороняться против многих противников.


Перепечатка данного материала приветствуется при следующих условиях: на сайт www.сайт будет поставлена прямая, активная, нескриптовая, незакрытая от индексирования, не запрещенная для роботов ссылка.

ссылка на данную статью -

сайт первым увидел редкие клинки и узнал у организатора выставки "Самураи. 47 ронинов", мастера меча Юрия Аистова о пути воина и кодексе самурая, японской культуре и правильном питании.

Выставка "Самураи. 47 ронинов". Фото: сайт

Путь воина

"Путь самурая начинался с безусловного подчинения – прежде чем ты создашь что-то свое, ты должен выучить то, что было сделано до тебя. Если у человека хватало воли и терпения пройти период подчинения, то сенсеи выказывали ему уважение и открывали все тайны.

Передо мной стояла цель – создать с нуля эту выставку, и мне пришлось досконально изучить японскую культуру и историю. До этого я уже занимался японскими единоборствами, так что мне оставалось изучить чайные церемонии, каллиграфию, японское фехтование и все остальное, что можно увидеть на выставке.

Более того, я до сих пор езжу в Японию к своему сенсею, чтобы изучать традиции самураев. Для этого нужно сдавать определенные тесты. Когда ты проявляешь уважение к японской культуре и показываешь знание этикета, отношение очень дружественное и откровенное – тебя смогут пустить туда, куда не пускают обычных туристов".

Выставка "Самураи. 47 ронинов". Фото: сайт

Кодекс самурая

"Самое важное для самурая – это свод правил , который нужно беспрекословно выполнять. Конечно, кодекс предусматривал определенные преимущества для самураев. Например, они могли носить на улице два меча. Остальные сословия тоже имели оружие, но могли носить с собой лишь один меч. Большую часть дня самурай уделял уходу за собой – ведь он должен быть аккуратно пострижен и причесан, владеть хорошими манерами, а его одежда должна всегда поглаженной и постиранной, но не особо богатой, так как для самураев всегда действовал запрет на роскошь.

Все обязательные упражнения самураев проходили в специальном месте – додзе (в переводе на русский "место для достижения просветления" - прим.ред.). В день достаточно уделить 4-5 часов тренингу, чтобы ваше сознание было чистым и абсолютно спокойным. Остальное время уже в этом состоянии вы можете посвятить эстетическим и изящным искусствам: складыванию стихов, каллиграфии, музицированию, посещению театров, проведению чайных церемоний, а также воспитанию детей.

КОДЕКС САМУРАЯ

"Верность, справедливость и мужество суть три природные добродетели самурая";

"Утром вставай как можно раньше. Встающий поздно - плохой слуга";

"Если у тебя появилось свободное время, используй его для чтения";

"Добро и зло в человеке зависят от тех, кто его окружает";

"Сокол не подбирает брошенные зерна, даже если умирает с голоду".

Раньше самураи не проводили каких-то фестивалей или соревнований - основным соревнованием для них была сама жизнь. Но они должны были постоянно совершенствовать свое внутреннее состояние, чтобы превзойти своих соперников. Для этого в школах боевых искусств устраивали реальные сражения или бои на имитаторах оружия. Это были не аналоги современных поединков на ринге. Они не афишировались и были направлены на совершенствование внутреннего спокойствия и концентрации, благодаря которым воины могли достичь безличностного восприятия мира. ".

Выставка "Самураи. 47 ронинов". Фото: сайт

Мирное время – период Эдо

"Чем же занимались самураи в мирное время, длившееся более 250 лет? В эпоху Эдо (1603-1868), когда не было войн и появился запрет на ношение оружия, мечи могли носить только самураи. А уже после реставрации Мейдзи (1868-1889), когда Япония перешла от системы правления сегунами к прямому правлению императором, даже самураям было запрещено носить оружие.

У самураев, как у аристократического общества, в период Эдо появилось много свободного времени, которое они использовали для занятий поэзией, музыкой, создания театра, проведения чайных церемоний. Именно самураи стали учителями, художниками, поэтами, ценными госслужащими. В целом самураи стали людьми, которые привнесли в общество культуру древнего класса воинов. До сих пор в японском менталитете сохранились многие аспекты этой культуры, помогающие стране создавать эффективную экономику".

Питание

"Большое значение самураи уделяли правильному питанию. Вообще, система питания, называемая макробиотикой , была создана на основе исследования диеты дзен-буддистских монахов и самураев. Скорее это даже образ мышления по отношению к пище. Он поможет вам поддерживать высокую работоспособность, употребляя самые простые продукты. Достигается это за счет идеального баланса между жирами, белками и углеводами. И даже если вы немного измените эту систему питания, то заметите сильные изменения, в том числе падение работоспособности.

Самураи не придерживались чистого сыроедения, хотя часто употребляли в пищу сырые продукты. Японцы и сейчас любят свежие морепродукты. Лично я ел в Японии раза в два больше обычного и при этом похудел за две-три недели килограмм на 10, в том числе благодаря качеству продуктов. Если говорить о вегетарианском сыроедении, то наш северный климат не позволяет сильно углубляться в эти аспекты".

Выставка "Самураи. 47 ронинов". Фото: сайт

Мастера меча

"Сейчас до сих пор есть мастера, создающие мечи по современным технологиям, но согласно традиционной технике. Одним из них был Хироки Хинокуни, ушедший из жизни в 2013 году. Одни из его последних клинков представлены на выставке. Он изучал технологии периода Хэйан (794 - 1185) и Камакура (1185 - 1333).

В настоящее время есть общество NBTHK , сохраняющее традиционные художественные японские мечи. Оно работает с мастерами, аттестует их и присваивает им специальные звания. Так, Хинокуни обладал званием Моканса, которым в настоящее время в Японии владеют всего около 10 кузнецов. Именно поэтому ему было поручено изготовление священного меча Аматэрасу. Причем изготавливал он его дважды – оба раза при переносе священного храма Исэ .

Впервые он сделал меч в 1993 году и потом еще раз уже спустя 20 лет, в 2013 году. Такая периодичность связана с тем, что святилище Исэ является главным храмом синтоистов. Это определенный ритуал, во время которого полностью обновляется не только здание храма, но также одежда и сокровища богов. Старые вещи либо уничтожаются, либо передаются другим храмам в качестве святынь. Одни из главных сокровищ – бронзовое зеркало и меч Кагеути. Причем видят их лишь мастера, устанавливающие их люди и лично император Японии".

Выставка "Самураи. 47 ронинов". Фото: сайт

Культура Японии

"В молодости я мечтал создать на Алтае Кедроград – своеобразный экогород с рациональным использованием природных ресурсов. Это то, что так сильно развито в Японии уже на протяжении 2000 лет. Японская культура дала мне много идей, которые со временем мы сможем применить и у нас в России. Японцы живут в условиях жесткой нехватки природных ресурсов, и они их очень ценят.

Вся японская инфраструктура интересна своим комплексным подходом. Каждый процесс там идеально подстраивается так, чтобы нигде не принести ущерба и получить при этом максимальную прибыль. При этом японцы готовы делиться своими технологиями, которые дадут в других странах почти пятикратное увеличение эффективности производства.

Русские схожи с японцами по складу ума, в частности, когда они попадают в экстренную ситуацию. Так, во время русско-японской войны японцы уважали мужество русских солдат и считали их достойными соперниками".

Кстати, помимо самой выставки, организаторы проводят мастер-классы и лекции. Профессионалы показывают, как можно испытывать клинки и как владеть ими, как стрелять из лука и управляться с копьем. Для любителей эстетики устраивают японские танцы, демонстрируют мастерство каллиграфии, а также игры, в которые самураи играли в свободное от сражений время. За одно занятие, конечно же, трудно постичь все нюансы японской культуры и пути самурая. Однако можно понять, что в целом представляет из себя культура Японии, и насколько это вам близко.

Кодекс самураев в кино и аниме

"Семь самураев". Фото: imdb.com

Самурайской тематике посвящено множество фильмов и аниме.. Для того, чтобы увидеть всю подноготную жизни воина, в первую очередь стоит обратиться к японскому кинематографу, например, к ленте "Семь самураев" 1954 года Акиры Куросавы. События фильма происходят в XVI веке и рассказывают о крестьянах, которые наняли семь самураев для защиты от бандитов и мародеров. Картина по праву является культовой и имеет огромное количество ремейков, в том числе и одноименное фантастическое аниме.

Самый известный самурай-герой - слепой массажист-фехтовальщик Дзатойти, о котором было снято 26 оригинальных фильмов и сериал из 112 серий. Последний и лучший из ремейков картины - одиннадцатый по счету фильм Такеши Китано под названием "Затойчи" (2003).

Одно из самых интересных самурайских аниме - Samurai Champloo . Мульт рассказывает о приключениях вспыльчивого и вечно голодного мужлана-брейкдансера Мугэна, благородного, но таинственного ронина Дзина и милой девушке Фуу, которая ищет самурая, пахнущего подсолнухами.

"Шестиструнный самурай". Фото: imdb.com

В американском кинематографе самурайской теме также уделено особое место. Помимо множества ремейков и фильмов, основанных на самурайских легендах, есть картины с оригинальными сценариями: "Пес-призрак: Путь самурая" (1999) Джима Джармуша, "Последний самурай" (2003) с Томом Крузом в главной роли, а также комедийных пост-апокалиптический боевик "Шестиструнный самурай" (Six-string Samurai).

Дмитрий Кокоулин



Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!