Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

"32,5 км в ледяной воде". Как две белоруски помогли россиянке пересечь Ла-манш вплавь. Четвертая женщина, переплывшая ла-манш

Переплывших через пролив Ла-Манш гораздо меньше, чем поднявшихся на Эверест. На сегодняшний день насчитывается чуть больше 1000 пловцов-покорителей Ла-Манша. И только пятеро из них — из России. Одна из покорителей этого пролива, тренер по плаванию Людмила Попова, побывала в гостях у Pravda. Ru и рассказала о своих заплывах и закалке характера.

— Людмила, к огда возникла идея переплыть Ла-Манш, как ты к этому готовились?

— Идея такая основательная появилась, естественно, совсем недавно. Но давно были такие задумки, детские мечты, желания.

— Прямо с детства?…

Я ведь всегда занималась спортивным плаванием. Когда только начала популяризироваться открытая вода, у меня возникло желание переплыть что-то такое большое. Как раз услышала, что есть заплывы через Ла-Манш.

Потом со временем это ушло, сменилось другими заботами. И только возобновив тренировки по плаванию в отрытой воде, я действительно поняла, что уже пора начинать готовиться к своему заветному старту. И два года назад я уже активно приступила к тренировкам.

— Как шла подготовка?

— Подготовка шла по-разному. Естественно, когда ты подходишь с определенными целями к какому-то старту, то должен оценить свои силы, свои возможности. Проанализировав свои возможности, силы и расписав определенный план, я приступила к подготовке. Подготовка была в бассейне, в открытой воде — все зависело от периода, конкретного этапа. Необходимые километражи были проплыты.

Естественно, была организационная подготовка. Потому что ты не просто заявляешь желание проплыть Ла-Манш, а пишешь в ассоциацию, оплачиваешь стартовый взнос. Надо еще продемонстрировать определенные навыки за 2-3 месяца до своего заплыва. Ведь шестичасовой заплыв в холодной воде — очень серьезное испытание. Поэтому уже за 8 месяцев я конкретно распределила тренировочные старты, которые у меня должны были быть сначала и перед самим заплывом, где их осуществить. Выезды были постоянные на разную воду — пресную и соленую, выезжала в числе прочего в Грецию.

— А в России где?

В России был основной заплыв на Онеге около Петрозаводска — у нас получилось почти 30 километров. Когда я искала тренировочный старт в России, выбирала близкие условия. У нас много таких суровых, приближенных к Ла-Маншу мест.

Я наткнулась на сайт — 25 километров, Питер-Кронштадт, вышла на ребят, на Эдуарда Пиля, связалась с ними, попросила, чтобы они помогли мне организовать соло-заплыв. Ребята здорово откликнулись, поддержали меня всячески, спрашивали и предлагали разные варианты. Онежское озеро отличалось своими красотами, заповедными зонами, вот я его и выбрала.

Эдуард и его команда организовали заплыв очень хорошо, по всем правилам, — капитан, лодка, организация понравилась. Это был соло-заплыв за месяц до основного старта в Англии. Мы отрабатывали конкретно последние приготовления: кормления такие монотонные, всякие проплывания, погодные условия учитывали. У нас там разная погода была: и штиль, и волны.

В целом порадовала погода, было очень солнечно и тепло. Замечательное место, замечательный заплыв. Ребята восхитили меня своим альтруизмом. Они живут этим делом, организуют не только старты на открытой воде, проводят также беговые чемпионаты и лыжные гонки.

Все было очень уютно, по-домашнему, мы уже действительно прямо как родные люди стали. Своих спортсменов скоро в планирую так же вывезти к ребятам на Онегу, чтобы они тоже проплыли длинную дистанцию в формате соло-заплыва. С нетерпением жду встречи. А вообще у ребят в августе — очень насыщенна программа. Со 2 августа у них очень активно проходят соревнования: серия заплывов для любителей.

Сам этап подготовки был очень непростой, это тоже действительно очень серьезный опыт. Самое сложное — это подготовка, когда постоянные тренировки, нагрузки, травмы… Начинаешь обдумывать, что ты делаешь не так, корректируешь свой тренировочный процесс, с каким-то сталкиваешься сопротивлением. Вот самое-самое сложное было, естественно, на тренировках.

— А сам такой длительный заплыв прошел хорошо? Можно сказать, что на каком-то этапе отключаешься — медитируешь?

— Заплыв через Ла-Манш в целом прошел хорошо, можно сказать, по плану. На пятом часу в холодной воде уже, конечно, происходят свои мыслительные процессы. Ты начинаешь уже включать ресурсы своего организма, как-то себя отстранять от тех сложностей, которые у тебя возникают, всеми способами, которыми ты умеешь. Возникает, конечно, такой момент, когда ты уже понимаешь, что все — дальше дороги нет, ты плывешь, и только призраком — французский берег.

— На ваш взгляд, если обычный человек, который раньше не занимался плаванием, решил переплыть Ла-Манш или нечто подобное, у него есть шансы? Или надо было раньше начинать серьезно плавать и готовиться?

Конечно, надо учитывать определенные физиологические возможности. Но если есть огромное стремление, огромное желание, то это возможно. Люди делают это, переплывают. Многие могут, но не многие хотят. Все отталкивается, начинается с желания.

Я считаю, что если человек действительно загорится целью, если он загорится желанием, если он поймет, что ему для этого много предстоит сделать, и пройдет через это, то обязательно сможет.

И я уверена, что увлечения, любительский спорт — будь то марафонский бег, триатлон, плавание или другие виды — скоро очень серьезно будут набирать массовость. Сейчас это очень активно популяризуется, приходит в нашу жизнь. Сейчас уже начинается такой огромный бум. Я думаю, что и Ла-Манш будут все популярней среди россиян.

— 26 июля состоялся заплыв через Босфор. Конечно, это значительно проще, но для многих россиян — это первый серьезный старт. Как вообще надо готовится к подобным соревнованиям, что учитывать?

— Босфор и Ла-Манш — разные мыслительные процессы. Ла-Манш длился 13 часов, а через Босфор максимум час люди плывут. Поэтому тактически Босфор отличается от Ла-Манша. Босфор сам по себе — очень красивое, теплое место, старт происходит с одного берега на другой вдоль финишного берега. Там действительно нужно очень тактически грамотно отработать, чтобы не уплыть далеко за финиш.

Думать о каких-то высоких вещах, времени нет, потому что ориентир на центр на старте, на середине нужно себя сконтролировать, и, конечно, хорошо сделать мощный финиш, не уплыть далеко. Поэтому там нужно постоянно думать, осознавать, где ты находишься, в какой части Босфора, и как тебе нужно сейчас отреагировать, куда переместиться поближе, откуда подальше.

Для людей, которые получают первый опыт на открытой воде, хотела бы сказать, что старт не такой сложный, чтобы его бояться. Если человек спокойно плывет три километра в бассейне, в пресной воде, в открытой воде, то он спокойно плывет три километра и на море. Если в конце дистанции есть еще силы немножко ускориться, прибавить, со скоростным моментом, отработать финиш, то надо пробовать, дерзать, и все получится.

Обязательно перед стартами надо прокатиться на брифинги, посмотреть дистанцию. Опыт, в том числе соревновательный, дело наживное. А главное — не бояться. Если вдруг возникают какие-то нештатные ситуации — не паниковать, не переживать, а спокойно доплывать дистанцию. И желаю всем удачи, получения этого опыта и радости. Потому что люди с такими глазами финишируют, выходят на берег — это большого, дорогого стоит.

Или для англоговорящих стран - English Channel, а для всех кто в теме, просто The Channel.

21 миля (32.5 км по прямой). Температура воды от 15 до 18 гр. по Цельсию. Сезон с конца июня по конец сентября. Приливы и отливы, создающие течения в канале, удлиняют дистанцию до 40-50км. Старт с Английского берега в районе г.Дувра и финиш в районе мыса Гри-Не во Франции (некоторые любители экстрима плавают сразу туда и обратно, а иногда и в 3 конца сразу!). Особые неудобства пловцу создают корабли на середине канала, судоходный трафик около 1000 судов в сутки. По правилам федераций пересечения Канала (Channel Swimming Association (CSA) и Channel Swimming and Piloting Federation (CS&PF)) на пловце должны быть только очки для плавания, обычный купальник (плавки) не дающие пловцу дополнительного тепла и плавучести, разрешается наносить на тело жир.

Первым человеком, пересекшим Ла-Манш был Мэтью Вебб (Великобритания) в 1875 году. С тех пор более 1000 человек пересекли канал среди них четверо россиян (Павел Кузнецов, Алимпиада Кэсседи, Юрий Кудинов и Наталия Панкина) в сольных заплывах и одна российская команда (Алимпиада Кэсседи, Евгений Безрученко, Павел Кузнецов и Михаил Геворкян).

Чем отличается плавание в канале, и почему переплыв Ла-Манша так популярен как у пловцов любителей так и у профи. По моим ощущениям этот заплыв был самым сложным в моей жизни, хотя я плыл в эстафете из 4-х человек. Но я должен был сделать это, т.к. этот заплыв как Эверест для альпиниста. Можно плавать Босфор и другие старты, но понимать, что общепризнанная вершина одна – Ла-Манш. Условия в канале самые суровые из тех, о которых я слышал, не говоря о тех, что видел. Даже при штиле, что бывает крайне редко, огромные суда, тысячами проходящие по каналу, создают разнонаправленное волнение, которое очень плохо переносится в воде, и почти не переносится в лодке. Ледяная вода, возможное ночное плавание, невозможность нормально поесть из-за постоянной тошноты вот основные причины схода команд и соло пловцов с дистанции. Важную роль в успехе играет капитан лодки сопровождения, который рассчитывает маршрут плавания, с учетом скорости пловца и течений в канале. Если промахнуться мимо мыса Гри-Не во Франции, то возможность коснуться Французского берега стремиться к нулю.

Время для плавания в канале очень ограничено. Например, в 2014 году всего 8 периодов (Neap tides) по 6-8 дней. В каждые из этих периодов, один пилот берет только 4 заплыва (слот). Чем ваш слот выше (от 4-го к 1-му), тем больше шансов поплыть в хорошую погоду. На 2014 год остались только 4-е слоты для июня и конца сентября и то не у всех пилотов. На 2015 и 2016 года нет первых и вторых слотов на июль-сентябрь, что говорит о бешеной популярности этого заплыва.

Подготовка к пересечению Ла-Манша это очень серьезные тренировки. Я не думаю, что подготовиться к сольному заплыву реально для обычного, работающего любителя. Все таки двухразовые ежедневные тренировки не способствуют продуктивному присутствию на своих рабочих местах. Поэтому любителям стоит рассматривать эстафетные заплывы. Но если вы готовы пожертвовать своей карьерой или хотя бы двумя годами «обычной» жизни, то добро пожаловать на сольное пересечение Ла-Манша!

Вот вкратце и все описание заплыва, который займет у вас не более суток жизни, но заставит готовиться к нему 2 года и оставит о себе впечатления на всю жизнь!

Следите за результатом команды MySwim на Ла-Манше в 2015 году! Мы забронировали место на конец июля, и ведем серьезный отбор среди наших учеников.

Ла-Манш аэросъемка


Карта переплытия Ла-Манша первой российской командой в составе Алимпиады Кэсседи, Евгения Безрученко, Павла Кузнецова и Михаила Геворкяна


Фото из личного архива


Фото из личного архива


Фото из личного архива

В интернет-газете «Бумага» вышел отличный рассказ Алексея Серёдкина, 34-летнего непрофессионального пловца, который захотел исполнить многолетнюю мечту, потратил 5 месяцев тренировок, почти 600 тренировочных километров и около 1 млн рублей на неудачную попытку переплыть Ла-Манш.

Зожник приводит рассказ Алексея о том, почему на подготовку осталось так мало времени, как преодолевать страхи, физическую боль, тошноту и холод, сколько стоит заплыв.

Идея

В сентябре 2006 года я увидел репортаж о том, что пловец-любитель из Москвы, Павел Кузнецов, переплыл Ла-Манш. Тогда к плаванию я не имел никакого отношения.
Как все мощные идеи, которые тебе не по плечу, всё это очень долго прорастало во мне.

Начиная с 2009 года я стал плавать в бассейне, но у меня почти сразу возникла проблема с носом, которая возникает у многих пловцов. После занятия появляется отек - аллергическая реакция, переходящая в гайморит, и они долго не могут тренироваться.

В мае 2015 года мне случайным образом удалось эту проблему решить. В магазине для плавания я там обратил внимание на зажим для носа, которые используют синхронистки. С ним длительные тренировки в бассейне проходили без последствий. Собственно, тогда я понял, что больше нет никаких препятствий.

Подготовка

Я стал тренироваться и в августе 2015 года уже проплыл Kotlin Race из Санкт-Петербурга до Кронштадта (Длина дистанции — 25 км — прим. Зожника ). У меня был настолько мощный импульс после решения проблемы с зажимом, что после большого перерыва я за 2,5 месяца подготовился к марафону и успешно его прошел.

Каким бы легким ни казался Kotlin по сравнению с Ла-Маншем, мне он дался очень тяжело. После первых 25 километров я очень испугался: просто ступор и всё. Так продолжалось несколько месяцев. Я очень боялся мучений, которые связаны с длительными дистанциями в открытой воде без гидрокостюма. Я стал проговаривать свои страхи - и сразу стало легче.

У меня было два тренера. Дима Егоров занимался со мной на открытой воде и в 50-метровом бассейне, а с Ирой Кузнецовой в 25-метровом бассейне я отрабатывал мелкую технику.

В конце года отправил письма всем капитанам CSPF - эта организация занимается заплывом через Ла-Манш. Я хотел плыть в августе, но капитаны один за другим отвечали, что все слоты уже раскуплены, а ближайшие августовские появятся только в 2019 году. Конечно, я знал, что Ла-Манш очень популярен, но это для меня было полной неожиданностью. И пока я размышлял, мне пришло письмо, в котором говорилось, что есть слот на конец июня 2016 года. Это очень рано: в конце июня вода еще холодна - 13-15 градусов. Для сравнения, в августе 17-18.

Подготовкой к заплыву начал заниматься в январе, оплатил лодку и с 1 февраля приступил к тренировкам. Мне очень хотелось поддержки, общения с людьми, и я решил сделать группу. В ней и у себя на странице я объявил о том, что мы принимаем финансовую помощь от друзей, знакомых и незнакомых людей.

С конца апреля по середину мая я был в Испании, где тренировался на открытой воде. Я раз за разом проваливал квалификацию: мне не удавалось проплыть 6 часов. Кроме того, там были шторма и вода остыла до 13 градусов. 2,5 часа плывешь - и замерзаешь. В итоге я просыпался и думал, что готов всё что угодно делать, только не идти на тренировку.

После возвращения в Петербург, помимо Гребного канала, в мае оплыл вокруг Елагина острова. Там выходит 5 километров по Большой Неве против течения. Свадьбы плывут, все бросают свои бокалы - и вдруг: «О, человек в трусах!»

В Англии человек, в трусах плывущий в холодной воде, - это почти всегда человек, готовящийся к Ла-Маншу. Они этим живут. Ты в субботу выходишь на пляж, а там человек 50: худые, полные, толстые, молодые, пожилые. Ты узнаешь, что рядом с тобой плавает женщина, которая перенесла рак.

Внешне я был спокоен, но были чудовищные мучения заходить в воду и пытаться что-то из себя выжать 2-3 часа в этой воде. Люди выходили после заплывов на 7 часов - просто, как будто делают это каждый день, и меня это поразило. Никаких гидрокостюмов на Ла-Манше нет, это запрещено.

Заплыв

Почти сразу после прибытия в британский Дувр испортилась погода, температура воздуха опустилась до 12 градусов, начались шторма и волнения. Мы начали искать жилье: выяснилось, что все хостелы дорогие, больше 40 фунтов за ночь. В итоге мы остановились в гостинице для пловцов, где жил Павел Кузнецов, тот самый первый россиянин, переплывший Ла-Манш. Хозяин, вообще, берет за проживание от 1200 фунтов в месяц, но наш бюджет на месяц был всего 500 фунтов. Он просто пошел нам навстречу.

CSPF организует пребывание на лодке сопровождения официального наблюдателя, который фиксирует соблюдение правил заплыва. Как оказалось, наблюдатель очень полезен тем, что он постоянно на Ла-Манше и не подвержен морской болезни. Когда мы вышли в пролив, скосило всех, даже капитану пришлось принимать таблетки от укачивания.

Старт заплыва происходит не из бухты, а с пляжа - с открытого участка. До него нужно было еще доплыть. Наша лодка несколько раз ложилась бортами на воду. Погоды не было. С одной стороны, я понимал, что другого шанса не будет, с другой - что плыть в такой воде невозможно.

И вот старт. Ты идешь, мечтаешь об этом десять лет и готовишься, как ни странно, 5 месяцев. Что ты чувствуешь в этот момент? Ни фига ты не чувствуешь. Я думал только о том, что у меня очки для открытой воды и они отличаются от других тем, что в них нельзя нырять.

На относительно спокойной воде ты приспосабливаешься к условиям и дышишь так, чтобы не сглатывать соленую воду. И до Ла-Манша я делал это успешно, а тут никак не мог приспособиться во время вдоха. Я практически каждый вдох глотал соленую воду. Со второго часа уже начались приступы тошноты. Мне не удавалось освободить желудок от воды. Нужно было два пальца, кулак в рот засунуть. Только тогда, во-первых, у тебя приступы тошноты прекращаются, во-вторых, ты можешь еду усваивать.

У нас перед заплывом была такая договоренность: мой тренер Дима будет на палубе, чтобы контролировать меня, кормить и общаться. Это очень важный момент: когда плывешь, чувствуешь жуткое одиночество. Но с самого начала Дима ушел готовить питание, потому что только он мог находиться внутри. А на палубе дежурила Катя, которая не всегда могла следить за мной из-за приступов морской болезни.

Мой заплыв закончился спустя 5 часов

К тому же у меня потек зажим, и я никак не мог его наладить. Всё время попадала вода в пазухи. Мысли, что жутко хочется вылезти и всё это дело прекратить, пришли где-то после третьего часа. Я стал замерзать.

На квалификации я разработал тактику: если холодно, начинаешь делать более частые гребки. И это срабатывало, но в этот раз из-за того, что руки всё время были в воде, я не мог обеспечить себе нужный темп. Мой заплыв закончился спустя пять часов.
Через два дня из-за неисправного зажима начался гайморит. Дня четыре я пролежал с температурой, дальше всё нормально, даже антибиотики не понадобились.

Риски

На Ла-Манше люди тонут, таких было 8 человек за всю историю: пропадает визуальный контакт с пловцом, он теряет сознание и всё. Я понимал, что девушка не всегда за мной смотрит, Димы нет, и уверенности, что тебя в любой момент вытащат, тоже не было.

Зато очень круто работал капитан: он успевал контролировать трафик, обеспечивать траекторию и всякий раз, когда меня останавливал приступ тошноты и я просто вставал, лодка тут же останавливалась, он лично выходил на палубу, смотрел, спрашивал, всё ли в порядке.

Человек не знает, как организм чувствует себя в открытой воде. В основном в России люди плавают в гидрокостюме. Есть моржи, которые плавают в отрицательной воде и +4, но это совсем другая категория. Так-то ты просто не знаешь, что будет с твоими почками, сердцем, когда процесс переохлаждения уже начался. Очень страшно было стать инвалидом.

Опыт

Результат по общепринятым меркам плачевный. Я поставил себе цель переплыть Ла-Манш и этой цели не достиг. И вроде больше рассказывать нечего, но это не так. И у меня самого отношение к этому результату очень хорошее, для меня эта вся история не делится, не окрашивается в плюсы и минусы.

Одна из основных причин нашего результата - это недостаточность тренировочных объемов. Казалось бы, объемы приличные, почти 600 километров за 5 месяцев, но тем не менее для тех условий недостаточные.

Я хочу повторить всё. С помощью хозяина гостиницы, где мы жили, удалось встретиться с Венди Трехио, женщиной, перенесшей рак и переплывшей Ла-Манш в два конца. Она написала, например, какое должно быть питание. На марафонских заплывах такого рода используется мальтодекстрин - это расщепленный крахмал. Питание должно быть горячим, но не обжигающим. У ребят это не получалось. Руки были холодные, и они не могли определить температуру, но очень боялись, что я обожгусь. В итоге питье было недостаточной температуры.

Я сейчас делаю вывод, что на тренировках надо проплывать 35-40 километров. Тогда вопрос твоей готовности сразу проясняется - не на заплыве, а на тренировке. Ты либо упираешься в неспособность, у тебя летят плечи на 25 километрах, либо ты проплываешь. И сразу ясно, готов ты или не готов. И если готов, то сколько времени еще нужно на тренировку.

Про подготовки к триатлону Ironman с нуля в 11 сериях и неудачный конец этой подготовки читайте .

П ервые люди добрались до Британии посуху. Но примерно 8500 лет назад уровень моря поднялся и на месте сухопутного «моста» образовался пролив, известный нам как Ла-Манш (от фр. la manche - «рукав»), а британцам - как English Channel («английский канал»). А пару веков назад люди вспомнили, что такое спорт, - и пролив стал препятствием, которое можно покорить...

...вплавь

Усатый капитан британского торгового флота Мэттью Уэбб как-то прочитал в газете историю: один пловец попытался переплыть Ла-Манш, но у него не вышло. «Значит, получится у меня!» - решил 27-летний Уэбб и приступил к тренировкам в холодной воде. 25 августа 1875 года Мэттью выпил энергетический напиток собственного изобретения (вишневый бренди с куриными яйцами), натерся дельфиньим жиром и шагнул в воду. В пути были инциденты (Мэттью получил сильный ожог от контакта с медузой) и трудности (он пять часов болтался у французского берега, дожидаясь, пока стихнут сильные приливные волны). Но спустя 21 час и 45 минут после старта усталый англичанин ступил на землю Франции. Уэбб утонул спустя восемь лет, пытаясь переплыть . MH предупреждает: не всякий спорт полезен для здоровья.

...на самолете

В 1908 году британская газета Daily Mail объявила награду - 1000 фунтов стерлингов получит тот, кто первым пересечет Ла-Манш на самолете. Первая попытка, предпринятая французом Юбером Латамом, не удалась - Юбера выловили моряки где-то посреди пролива. Другой француз, Луи Блерио, поднялся в воздух на моноплане Bleriot XI собственной конструкции 25 июля 1909 года. У этого воздушного судна, к примеру, не было ручки газа (двигатель работал в одном режиме, неся летчика над водой со средней скоростью 70 км/ч на высоте около 80 м). А свой курс Луи корректировал, поглядывая сверху, куда именно направляются морские суда. Но все у него в итоге вышло как надо: через 37 минут полета Луи Блерио благополучно посадил самолет на английский берег.

...на коракле

Бернард Томас всю жизнь прожил в крошечном уэльском городке Ллехрид - ловил рыбу в местной реке Тейфи и мастерил кораклы, местные лодочки из ивовых прутьев. Томасу стукнул 51 год, когда он внес свое имя в историю: за 13 с половиной часов Бернард пересек Ла-Манш на одном из своих кораклов. Томас пытался привлечь внимание к популярной в Уэльсе истории о принце Мадоге, который в 1170 году с единомышленниками уплыл (на кораклах, само собой) в Северную Америку.

...без рук и ног

26-летний француз Филипп Круазон как-то залез на крышу своего дома, чтобы починить телеантенну, и получил изрядный удар током. Врачи отрезали Круазону руки (по локоть) и ноги (он остался без ступней). Через 16 лет после случая на крыше инвалид бросился в Ла-Манш, но не для того чтобы утопиться. Через 14 часов после старта, 18 сентября 2010 года он выплыл на другом берегу. Чтобы пересечь пролив, 42-летний Филипп использовал специальные протезы для рук и ног.

...быстрее всех

Представь себе картину: 8 сентября 2012 года Трент Гримси, член сборной Австралии по плаванию на открытой воде, кролем гребет к берегу Франции. Его желтая шапочка то скрывается под волнами, то вновь показывается на поверхности. Рядом идет катер; матрос периодически вывешивает за борт таблички - сообщения для будущего рекордсмена. «Ты должен сделать то, что задумал», - передает пловцу его мать. Ну он и сделал - пересек Ла-Манш за рекордные 6 часов и 55 минут.

Как самостоятельно переплыть через Ла-Манш

За всю историю пролив Ла-Манш вплавь пересекли чуть более 1000 человек - меньше, чем . Хочешь присоединиться к избранным, а то и поставить рекорд? С 1995 года (после нескольких смертельных случаев) Франция ввела запрет на заплывы, которые стартуют с ее берегов, поэтому теперь спортсмены отправляются в путь исключительно с территории Великобритании.

О своем намерении нужно сообщить в Channel Swimming and Piloting Federation (cspf.co.uk), за 250 евро федерация поможет в организации и регистрации заплыва. Пересекать канал можно только в сопровождении катера (с врачом и представителем ассоциации), аренда судна обойдется в 1000 евро и более. Имей в виду, что пловцам запрещено использовать гидрокостюмы, но можно наносить на тело специальный жировой состав из вазелина и ланолина. В ходе заплыва спортсмен не должен касаться объектов (людей, лодок), так что еду и напитки ему передают с катера на раздвижном шесте.

32 километра - ширина Ла-Манша в самой узкой его части, «проливе в проливе» Па-де-Кале. Но из-за сильных течений и большого судового трафика спортсменам обычно приходится преодолевать 50 и более километров.

Первый русский, покоривший Ла-Манш

Москвич Павел Кузнецов вообще-то хотел просто похудеть. Ходил в зал, сажал себя на диету. Потом занялся плаванием и так увлекся, что придумал покорить не нашу рубрику «Я худею...», а целый Ла-Манш. К заплыву Павел готовился около двух лет. Стартовав 22 августа 2006 года, он двигался 14 часов и 33 минуты в темпе 61–63 гребка в минуту, последние часы - при волнении на море 4 балла и в полной темноте.

Важный для нашей страны заплыв завершился 23 августа в 01:20 ночи на пляже в районе французского города Кале (подробнее об этой истории читай на сайте Кузнецова paulkuz.ru). На фото - Павел после финиша.

Павел Кузнецов о том, как ему плылось через Ла-Манш:

«...Больше всего у меня почему-то замерзали бедра. А ближе к концу я почувствовал острую боль в правой руке. Я терпел минут сорок, потом не выдержал и попросил обезболивающее. Мне на длинном шесте передали две таблетки. Финишировал я в глубокой темноте: встал и почувствовал под ногами песок. В этот момент я чувствовал себя самым счастливым человеком. Потому что доплыл? Потому что все хорошо кончилось? Сам не знаю почему...»

15-18ºC - температура воды в проливе Ла-Манш летом и в начале осени, когда чаще всего устраивают заплывы.

Шестого мая 1994 года был открыт уникальный тоннель, который соединил под водой территории Великобритании и Франции. Это событие имело важное экономическое, культурное и геополитическое значение, причем, стоит заметить, не только положительное. Впрочем, пролив Ла-Манш всегда играл важную роль в отношениях между Англией и континентальной Европой. Огромный поток грузов перевозился с Большой земли на остров с помощью паромов с древнейших времен, так что вопрос о новом виде транспортного сообщения встал еще в XIX веке.

Существовало множество проектов тоннеля, его даже неоднократно начинали строить, но работы приостанавливали из-за различных внешних, в том числе мнимых угроз, затем возобновляли их. Увенчавшееся успехом строительство стартовало в конце 1980-х . Тоннель прокладывали сразу с двух сторон - британской и французской. Проект был завершен за семь лет, и теперь дорога с континента на остров Ее Величества на поезде занимает в среднем 2 часа 15 минут. Из них 30 минут состав проводит под водой.

Длина пролива Ла-Манш - 578 километров, ширина - от 32 до 250 километров. Крупнейшие острова - Уайт у берегов Великобритании и Нормандские острова возле французского побережья. Слово «Ла-Манш» было заимствовано из французского названия (la Manche; manche - «неширокий пролив, рукав»), которое использовалось по меньшей мере с XVII века.


Популярны рискованные заплывы через пролив - разумеется, через самую узкую его часть. В этих местах холодно - даже летом температура воды составляет всего около 15 градусов по Цельсию. Помимо этого, тут всегда дует сильный ветер, а море неспокойно. Задача спортсменов осложняется еще и из-за сильного течения. За всю историю Ла-Манш смогли преодолеть около тысячи человек. Рекорд среди мужчин принадлежит австралийцу Тренту Гримси (6 часов 55 минут), среди женщин - чешской пловчихе Иветте Главачовой (7 часов 25 минут). А британка Элисон Стритер переплывала пролив целых 43 раза, за что удостоилась почетного титула Королевы Ла-Манша. Любопытно, что уже более 20 лет французские власти запрещают подобные заплывы, потому что пловцы мешают судоходству. Впрочем, у британцев такого запрета нет.


Евротоннель (Channel Tunnel , а иногда и просто Euro Tunnel ) имеет протяженность 51 километр , 39 из которых проходят под проливом. Это третий по протяженности железнодорожный тоннель в мире. Опережают его лишь Сэйкан (53,85 км, Япония) и Готардский тоннель (57,1 км, Швейцария). Но Евротоннелю принадлежит безоговорочный рекорд по протяженности именно под водой. А еще это самый длинный международный тоннель.


Любопытно, что за время строительства Евротоннеля было изъято 8 миллионов кубометров породы. Каждая из стран по-своему распорядилась своей частью «отходов». Франция просто смыла грунт обратно в море, а вот англичане сделали из глубоководной породы искусственный мыс Шекспира, на котором впоследствии был устроен парк.


Для Евротоннеля построена линия TGV LGV Nord Europe ( Париж - Лондон ). Движение поездов тут левостороннее, как и на остальных железных дорогах Франции и Великобритании.


Всего в тоннеле курсируют 4 типа поездов. Высокоскоростные пассажирские составы TGV Eurostar соединяют Лондон, Париж и Брюссель. В пассажирские челночные поезда Eurotunnel Shuttle можно погрузиться с собственным автомобилем, причем пассажиры на время посадки остаются внутри машин. Помимо этого, есть грузовые составы, которые перевозят фуры и контейнеры.


По суше состав идет быстро, со скоростью 300 км/ч, а в тоннеле замедляется до 160 км/ч. Внутри тоннеля проложены два основных пути и один запасной. Особая система вентиляции позволяет избежать воздушных пробок и других негативных эффектов, которые могут возникать при столь стремительном движении поезда.


В истории эксплуатации тоннеля случались эксцессы . Например, в 1996 году здесь произошел крупный пожар. Обошлось без жертв - английские и французские службы спасения сработали оперативно. Впоследствии было еще несколько крупных пожаров, и после них тоннель оказывался закрыт на несколько месяцев. Изредка из-за технических сбоев поезда в тоннеле останавливаются. Обычно это не приводит к каким-либо проблемам, но люди, страдающие клаустрофобией, испытывают при этом серьезный дискомфорт.


Евротоннель - один из самых грандиозных проектов XX века , но он до сих пор не окупился в финансовом плане, настолько масштабными были затраты на его сооружение. В ходе строительства тоннель подорожал почти в два раза, и в итоге обошелся правительствам Великобритании и Франции в 10 миллиардов фунтов стерлингов.


Среди туристов популярны однодневные туры экономкласса между Парижем, Лондоном и Брюсселем с использованием Евротоннеля. Самолетом выходит дороже и дольше часов на восемь, а еще путь по воздуху менее удобен из-за пересадок и длительного ожидания в аэропортах.

Фото: Jason Langley / Getty Images (в анонсе), Philip Haynes / Getty Images, Pool BASSIGNAC/DEVILLE/GAILLARDE / Contributor / Getty Images, API / Contributor / Getty Images, WYSOCKI Pawel / Getty Images, Alain Nogues (х2) / Contributor / Getty Images, Andia / Contributor / Getty Images, Chris Ison - PA Images / Contributor / Getty Images, Frederic REGLAIN / Contributor / Getty Images



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!