Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Терминология. Что называется углом поворота трассы

19.1 НАЗНАЧЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТРАССЫ

Цель геодезических работ, которые выполняют при изысканиях линейных сооружений (лесохозяйственных и лесовозных дорог, осушительных каналов, лесных полос и др.), - обеспечение строительного проектирования данными о топографии местности в полосе расположения трассы. Для этого по материалам топографической съемки составляют планы и профили местности. Предварительно проводят камеральное трассирование, определяя наиболее целесообразное размещение вариантов дороги и выбирая лучший из них, исходя из экономических показателей. Камеральное трассирование ведут по топографическим картам масштабов 1: 10 000 - 1: 50 000, а при их отсутствии - по карте масштаба 1:100 000, аэрофотоснимкам или материалам предварительной съемки узких (до 300 м) полос местности - наиболее приемлемых вариантов трассы.
Выбранный вариант выносят на местность. По оси трассы ведут горизонтальную и вертикальную съемку способами проложения теодолитного и нивелирного ходов. С использованием материалов теодолитной съемки составляют план трассы, а по материалам продольного нивелирования - ее про филь.
До начала съемочных работ трассу закрепляют и провешивают . В начале ее и в углах поворота в землю забивают прочные колья, а в их торцы - гвозди. Чтобы колья легко можно было отыскать при строительстве, рядом с ними ставят столбы. Если начало трассы не привязано к геодезическому пункту или постоянному местному предмету, его закрепляют двумя парами столбов, располагая их так, чтобы прямые, соединяющие пары, пересекались над закрепленной точкой.
Около угла поворота ставят обычно один столб. Его размещают вне зоны будущих земляных работ, на биссектрисе внешнего угла, составленного смежными направлениями трассы. Длина столбов должна быть не менее 2 м, из них 1,2-1,5 м - в земле. На угловом столбе краской пишут номер и пикетажное значение вершины угла (ВУ ), направление поворота (вправо или влево), величину угла, радиус кривой, год изысканий и организацию исполнителя.
На абрисе указывают с точностью до 1 см расстояние от кола до столба и от столба до двух-трех местных предметов.
Трассу обозначают вехами, устанавливаемыми через 1 - 1,5 км. Каждое направление перед измерением длины линий провешивают через 100 - 150 м. В лесу ставят короткие вехи с зачищенными верхними концами.
До начала нивелирования вдоль трассы вне зоны земляных работ устанавливают временные и постоянные реперы. Временные размещают через каждые 3 - 5 км, в горах через 1 - 2 км. Обычно это деревянные столбы, забиваемые в стены зданий костыли, прочные пни, выступы сооружений, неподвижные камни и выступы скал (см. знаки долговременного и временного закрепления). В особых случаях через каждые 15 - 20 км выставляют постоянные грунтовые и стенные реперы.

19.2. ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ СЪЕМКА ТРАССЫ И РАЗБИВКА ПИКЕТАЖА

Проложение теодолитного хода
При определении планового положения трассы по ее оси прокладывают теодолитный ход, измеряя углы между смежными участками трассы, а также их длину. Горизонтальные углы β (рис. 19.1) измеряют теодолитом с точностью до ±0,5". Правильность их измерения грубо контролируют по разности магнитных азимутов (румбов) направлений, определяемых при измерении углов. Расстояния измеряют землемерными лентами или дальномерами в одном направлении. Правильность измерений контролируют при разбивке пикетажа. Участки с углами наклонов 3° и более приводят к горизонту. По результатам измерения горизонтальных углов вычисляют углы поворота трассы ? .

Углом поворота трассы называют угол между продолженным предыдущим и последующим её направлениями. Его вычисляют по формулам


Рис. 19.1. Углы поворота трассы

Дирекционный угол α начальной линии трассы определяют из геодезических измерений. Дирекционные углы последующих сторон, как это видно на рис. 19.1, вычисляют по формулам

Пикеты и плюсовые точки
Пикет - точка на местности, отмеченная забитым в землю колышком, а также сам колышек. Обычно шаг между колышками равен 100 м.
Плюсовая точка - характерная точка на местности, расположенная между двумя соседними пикетами, расстояние до которой отмеряется от предыдущего пикета.
При повторном измерении линий трассу разбивают на пикетажные отрезки длиной 100 м по горизонтальному проложению (рис. 19.2, а). Концы 100-метровых отрезков, называемых пикетами , нумеруют порядковыми числами 0, 1, 2 и т. д. Нулевой пикет (ПК0 ) ставят в начале трассы, в конце первой сотни метров - ПК1 , второй - ПК2 и т. д. При такой системе обозначения номер пикета указывает на его удаление (в сотнях метров) от начала трассы. Перегибы линий рельефа закрепляют на трассе плюсовыми точками . Такую точку обозначают номером предыдущего пикета с добавлением расстояния целых метров от этого пикета до нее, например ПК0+60 , ПК1+63 и т. д. Каждую пикетную и плюсовую точку закрепляют колом, забиваемым почти вровень с землей (рис. 19.2, б). Впереди него (по ходу пикетажа) ставят другой кол сторожок (рис. 19.2, в) и на его затесе пишут номер точки. Точку окапывают канавкой. Откладывают пикеты землемерной лентой.

Рис. 19.2. Разбивка трассы на пикетажные отрезки:
а - нумерация; б - кол; и сторожок с надписью ПК5


и отметить конец этого отрезка пикетным колом.

В полевых условиях поправки находят по специальным таблицам (см. тему 7 таб. 7,1).

Поперечники
На участках с косогорами, лощинами и т. п., когда требуются данные о рельефе не только по оси трассы, но и на некоторой полосе вдоль нее, разбивают поперечники - линии, перпендикулярные оси трассы. Их длина в обе стороны от оси - не менее 50 м. На каждой из сторон поперечника сторожками отмечают 3-4 характерные точки рельефа, расположенные на разном расстоянии от трассы. Поперечники нумеруют по порядку, начиная с нулевого; всем точкам, расположенным справа по ходу , присваивают нечетные номера, слева - четные или пишут буквы П и Л . На нулевом поперечнике точки нумеруют от 0 до 9, на первом - от 10 до 19, втором -от 20 до 29 и т. д. Положение точек в виде расстояний от оси трассы (в метрах) указывают на абрисе.

Съемка ситуации
Выполняется в процессе разбивки пикетажа в полосе 50 - 150 м в обе стороны от оси трассы. Для съемки применяют в основном способы перпендикуляров и линейных засечек . Удаленные объекты снимают глазомерно. Результаты съемки и разбивки пикетажа фиксируют в пикетажном журнале: трассу вычерчивают условно прямой линией; расстояние по оси трассы откладывают обычно в масштабах 1:2 000 - 1:5 000; в направлениях, перпендикулярных линии трассы, масштаб выдерживают приблизительно и при необходимости укрупняют; снятые объекты вычерчивают общепринятыми условными знаками и сопровождают пояснительными надписями, указывая углы поворота - их положение, величину и направление (румб).

Кривые
Главными точками кривой, которые определяют положение кривой на местности, являются: вершина угла ВУ; начало круговой кривой НК; середина круговой кривой СК; конец круговой кривой КК (рис. 19.3).
Для обеспечения высокой скорости, плавности и безопасности движения транспорта дорожные трассы в местах поворота строят в виде кривых. Простейшая кривая - дуга окружности. Ее вписывают в угол поворота и рассчитывают в зависимости от величины этого угла, вычисленного при проложении теодолитного хода, и радиуса кривой, установленного исходя из технических требований и топографических условий местности. На лесовозных дорогах радиус кривых должен быть не менее 400 м на магистралях, 150 м на ветках и усах (лишь в стесненных условиях разрешается соответственно 50 и 30 м).


Найденные величины записывают в пикетажном журнале рядом с изображением соответствующего угла поворота.

Расчет пикетажного значения начала и конца кривой
Исходной величиной для расчета служит пикетажное, значение вершины угла поворота, установленное при разбивке пикетажа на прямом участке трассы. Вычитая из него длину тангенса, получают пикетажное значение начала кривой , добавив к этому числу длину кривой - пикетажное значение ее конца. Контролируют вычисления, ведя расчет по касательным к окружности.
Если к пикетажному значению начала кривой добавить длину двух тангенсов или к значению вершины угла - тангенс, тогда результат больше пикетажного значения конца кривой на величину домера. Вычитая из него домер, вновь получают пикетажное значение конца кривой. Расхождение между первым и вторым результатом не должно превышать 1 см, что возможно за счет округлений, допускаемых при вычислении элементов кривой. Расчет записывают в пикетажном журнале.
Определение положения главных точек кривой на трассе . Эту работу выполняют по предварительно составленному разбивочному чертежу (рис. 19.4).


Рис. 19.4. Разбивочный чертеж для выноса в натуру главных точек кривой (пример)

Пример . После проложения теодолитного хода определили, что угол поворота трассы равен 48º10", а вершина угла находится на расстоянии 68 м от ПК1. Требуется определить положение главных точек кривой на трассе.
Поскольку тангенс кривой (Т ) больше, чем расстояние от ПК1 до вершины угла, то для обозначения точки начала кривой (НК ), нет необходимости проводить измерения от вершины угла, а достаточно будет отложить расстояние 21,39 м (89,39 - 68) от ПК1 в сторону ПК0. Конец этого отрезка закрепляют колом со сторожком, на котором записывают: НК (ПК0+78,61).
Прежде чем откладывать от ПК2 точку, обозначающую конец кривой, находят положение самого ПК2 . Для этого сначала от вершины угла откладывают по новому направлению трассы величину домера (в данном случае 10,66 м) и принимают, что пикетажное значение конца этого отрезка равно пикетажному значению ВУ (для нашего примера ПК1+68 м). Вполне очевидно, что ПК2 должен находиться в 32 м от конца домера. Отложив 32 м, закрепляют ПК2 и ведут дальнейшую разбивку пикетажа по трассе. Конец кривой (КК ) должен находиться на удалении 46,74 м от ПК2 . Итак, пикет, включающий вершину угла поворота, длиннее других на величину домера. Но после переноса этого пикета на кривую он становится равным 100 м.

Вынос пикета с тангенса на кривую
Оказавшиеся на тангенсах пикеты переносят на кривую способом прямоугольных координат (рис. 19,5).


Рис. 19.5. Вынос пикета с тангенса на кривую

За начало координат принимают начало НК или конец КК кривой. Ось Y направляют в центр О окружности. Тогда ось X совпадает с касательной к окружности. Снести пикет на кривую - значит отложить на ней такое расстояние k, на которое пикет удален от начала (конца) кривой . Допустим, нам удалось это выполнить, получив на кривой ПК" . Соединим его с центром О окружности и рассчитаем величину угла φ по соотношению
φ/k = 360°/2πR.
Из этого соотношения φ = k180°/πR.
Пользуясь углом φ , находим
x = R sin φ,
R - y = Rcos φ,
откуда
y = R - Rcos φ = R (1 - со s φ)

Числовое значение величин х и у по аргументам R и k также определяют с помощью таблиц для разбивки кривых.
Пример . На рис. 19.4 для выноса на кривую ПК1 по аргументам R = 200 м и k = 21,39 м в таблице находят: х = 21,35 м, у = 1,14 м. Составляют разность
k - х = 21,39 - 21,35 = 0,04 м, которую называют кривой без абсциссы . (В некоторых таблицах указывают не х , a k - х .) Отложив ее от ПК1 по линии тангенса в сторону НК , получают основание ординаты, из которого строят ее величину (1,14 м). На конце ординаты забивают кол и ставят около него сторожок с надписью ПК 1, предварительно снятый с прежнего места. Аналогично по R = 200 м и k = 46,74 м рассчитывают положение ПК2 на кривой. Его сдвигают на величину k - х в сторону конца кривой и на величину у влево от оси трассы.
При наличии компьютера можно воспользоваться электронными таблицами MicrosoftXL . В электронной таблице объединяем ячейки в колонках «В» и «С» за исключением В4 и С4. Эти ячейки понадобятся для раздельного ввода градусов и минут. Далее вводим исходные данные (радиус закругления, расстояние от ПК1 до вершины угла, и угол поворота трассы) и формулы (табл. 19.1). После ввода формул получаем результаты вычислений (табл. 19.2).

Таблица 19.1.



Таблица 19.2.


Примечание . Различие табличных значений домера и вычисленных в ячейке произошло из-за округлений. Точное значение домера - 10,655643

19.3. ПОЛЕВЫЕ РАБОТЫ ПРИ НИВЕЛИРОВАНИИ

Ведение нивелирного журнала. Результаты измерений при нивелировании записывают в журнал установленной формы. Там же вычисляют превышения между точками и их отметки. На каждой странице журнала отмечают начало и конец наблюдений, условия погоды, видимость и температуру воздуха. Запись наблюдений в каждом ходе (секции) начинают на новой странице с указанием названия или номера начального и конечного реперов либо пикетов.
Высотная привязка трассы. Начало и конец трассы привязывают к ближайшим реперам государственной нивелирной сети, прокладывая привязочные ходы. Трассу длиной более 10 км разбивают на секции и каждую из них привязывают к реперам. Привязочный ход ведут по кратчайшему удобному направлению. Нивелирование выполняют способом из середины. На всех точках, исключая реперы, рейки ставят на башмаки, костыли или прочные колья. Работу начинают и заканчивают на реперах. С грунтового репера предварительно снимают слой земли. Рейку ставят на головку грунтового или полочку стенного репера.
Привязку к стенной марке выполняют по подвесной реечке или обычной линейке с миллиметровыми делениями, совмещая нуль реечки (линейки) с центром марки. Если марка находится выше визирного луча, отсчету по реечке приписывают знак минус. Во избежание грубого промаха в журнале зарисовывают схему привязки и пишут на ней отсчеты, взятые по черным сторонам реек.

Проложение хода и работа на станции
В привязочных и основных ходах (рис. 19.6) нивелир устанавливают между связующими точками, причем не обязательно в их створе, но так, чтобы неравенство плеч было менее 10 м.




Рис. 19.6. Схема проложения нивелирного хода:
а - профиль хода; б - его план; I-IV - станции; 1, 2, 3 - точки связующая плюсовая и поперечника

Связующими называют точки, по которым ведут передачу высоты от начала к концу хода (секции). Отсчеты с реек берут по обеим сторонам с двух смежных станций. На рис. 19.6 такими точками являются ПК0 , ПК2 , ПК3 , x1 , ПК4 . Между связующими точками основных ходов обычно располагаются промежуточные, которые в передаче высоты не участвуют. Рейки, устанавливаемые на них, отсчитывают только по черной стороне. На рис. 19.6. такими точками являются плюсовые (ПК0 +60, ПК0 +78,6 и др.), ПК1 и на поперечнике.
В ходах технического нивелирования расстояние между нивелиром и связующей точкой должно быть не более 120 м; в благоприятных условиях допускается 200 м.
На каждой станции прочно ставят штатив. Его головка должна быть примерно горизонтальна. Привинченный к ней нивелир приводят в горизонтальное положение по круглому уровню и закрепляют становым винтом. Вращением диоптрийного кольца окуляра добиваются отчетливого изображения сетки нитей, а вращением головки кремальеры - резкого изображения задней рейки.
Придерживаются следующего порядка ведения наблюдений и записей. Наводят трубу на черную сторону задней рейки и совмещают (у нивелира с уровнем) элевационным винтом изображения половинок конца пузырька цилиндрического уровня, после чего читают и записывают в журнал отсчет. Далее трубу нивелира наводят на черную сторону передней рейки, уточняют фокусировку, приводят в контакт уровень, читают отсчет по черной стороне, а затем - по красной. Трубу вновь наводят на заднюю рейку и читают отсчет по ее красной стороне.
Из отсчетов по черной и красной сторонам реек составляют разности и сравнивают их между собой. Разность между ними не должна отличаться от разности высот нулей пары реек, полученной при их поверке, более чем на ±5 мм. Если это требование не выполнено наблюдения повторяют, предварительно выяснив и устранив причины грубого промаха. Такими причинами могут быть: плохое крепление ножек штатива в грунте; слабое скрепление нивелира со штативом; наклон или оседание рейки (если она не поставлена на кол); отсчет при наклонной линии визирования (нивелировщик забыл привести уровень в контакт).
В случае, если разность высот нулей пары реек допустима, дважды вычисляют измеренное превышение между связующими точками, составив сначала разность hk отсчетов по черным сторонам задней и передней реек, а затем разность hk отсчетов по их красным сторонам. Первая отличается от второй на ±100 мм, отклоняясь от этой величины точно на разность высот нулей пары реек, полученную на данной станции. Из измеренных превышений находят среднее, равное (hч + hк ±100)/2. После этого рейки устанавливают на плюсовых точках и берут отсчеты по черной стороне.
При нивелировании поперечника порядок работы несколько иной: сначала рейки устанавливают на точках поперечника и берут отсчеты по черным сторонам, затем заднюю рейку ставят на заднем пикете, переднюю на переднем и измеряют превышения в указанной выше последовательности.
После перемещения нивелира на следующую станцию передняя связующая точка предыдущей станции становится задней связующей точкой последующей станции. На ней остается прежняя рейка. На переднюю связующую точку переносят рейку с задней связующей точки предыдущей станции. Нарушение порядка чередования реек недопустимо, поскольку это ведет к промахам в определении знаков превышений. Наблюдения на последующей станции ведут в том же порядке, что и на предыдущей.
Выполняя постраничный контроль, отдельно суммируют отсчеты по черным и красным сторонам реек на задних связующих точках, получая SЗ, и на передних - SП. Разность SЗ - SП должна быть идентична сумме превышений, вычисленных из от счетов по черным и красным сторонам реек, а полусумма отсчетов, т. е. 0,5 (SЗ - SП), должна быть равна сумме средних превышений Shcp . Результаты вычислений записывают внизу каждой страницы.
Перерыв в работе (на ночь на обед) устраивают после надежного закрепления связующей точки. Обычно работу заканчивают на репере или заменяющей его точке (прочном пне, большом камне, выступе сооружения и т. п.); при отсутствии последней в замаскированную яму вбивают кол длиной 40 - 50 см.
При нивелировании крутых склонов (см. правую часть рис. 19.6) иногда невозможно определить превышение между соседними точками трассы с одной станции, так как линия визирования проходит выше одной рейки и ниже другой. Тогда в качестве связующей выбирают в удобном месте склона дополнительную точку (называемую иксовой ), закрепляют ее колом, но положение в плане не определяют. В этом месте хода сначала, например, на станции III, передают отметку с задней точки трассы на иксовую, а затем на станции IV - с иксовой на переднюю точку.

19.4. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ СЪЕМКИ ТРАССЫ

В камеральных условиях увязывают превышения, вычисляют отметки, составляют план и профиль трассы.
Увязка превышений
Предусматривает устранение несоответствия между суммой полученных превышений Sh np и ее теоретическим значением Sh т в нивелирном ходе. При нивелировании трассы (разомкнутый ход) Sh т равна разности отметок конечного Нк и начального Нн реперов. Невязку вычисляют по формуле
f h = S h np - ( Нк - Нн )
Если невязка не превышает допустимую, в средние превышения вводят одинаковые поправки w h (с округлением до целых миллиметров) со знаком, обратным знаку невязки. В нивелирном журнале их указывают над средними превышениями, а ниже - исправленные превышения.

Вычисление отметок
Высоту связующих точек вычисляют по формуле
H B = H A = h
последовательным алгебраическим суммированием исправленного превышения с отметкой задней связующей точки. Правильность вычислений на каждой странице журнала контролируют по соблюдению равенства
H п - H 1 = S h испр(стр)
в котором H п и H 1 отметки связующих точек записанных на данной странице соответственно последней и первой в графе «Отметки»;
S h испр(стр) - сумма исправленных превышений на данной странице.
Высоту промежуточных точек рассчитывают, определив высоту связующих через горизонт прибора , который находят по формуле
ГП = НА + З
дважды - по отметкам задней и передней связующих точек и отсчетам по черным сторонам реек, стоявших на этих точках. В журнал записывают среднее из двух определений. Отметку любой промежуточной точки, отнивелированной с данной станции, находят как разность между горизонтом прибора и отсчетом по рейке, стоявшей на ней.

План и профиль трассы
План составляют в масштабах 1:10 000 - 1:5 000. Вершины углов поворота наносят на план по их координатам. На предварительных изысканиях трассу можно наносить по измеренным румбам и расстояниям. На плане показывают ситуацию в снятой полосе местности, положение главных точек кривых и поперечников с надписями их пикетажных обозначений. Профиль трассы составляют на миллиметровой бумаге в том же горизонтальном масштабе, что и план. Его вертикальный масштаб в 5 - 10 раз крупнее горизонтального. Обычно придерживаются следующего порядка работы: разграфка сетки профиля, заполнение сетки по данным нивелирного и пикетажного журналов, построение профильной линии, построение поперечных профилей.

19.5. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПО ПРОФИЛЮ

При проектировании линейных сооружений (дорог, каналов и др.) на профиль наносят проектную линию и используют его для вычисления проектных и рабочих отметок, а также данных о положении точек нулевых работ.
Рассмотрим методику вычислительных и графических работ по проектированию лесных дорог . Требования к проектной линии зависят от назначения и характера дороги. В частности, уклоны должны быть максимально пологими: не более 40 ‰ на лесовозных дорогах и 60 ‰ на лесохозяйственных. Расстояние между вершинами переломов проектной линии (шаг проектирования) должно обеспечивать размещение вертикальных кривых, необходимых для обеспечения плавности движения и видимости пути. Земляные работы должны быть минимальными при соблюдении баланса, т. е. равенства объема насыпей и выемок.
Проектные отметки вычисляют по уклону проектной линии, а уклон - по высотам отдельных фиксированных точек этой линии: местам примыкания к другим дорогам, рассчитанным или заданным высотам мостовых переходов и др. С использованием отметок таких точек уклон проектной линии вычисляют по формуле



Рис. 19.7. Определение положения нулевых работ.

Точка нулевых работ (Н0 ) - точка пересечения проектной линии с профилем земли. Она расположена в месте перехода насыпи в выемку или выемки в насыпь, т.е. между рабочими отметками, имеющими противоположные знаки. При проектировании рассчитывают удаление х и у точки нулевых работ от ближайших к ней пикетов и плюсовых точек трассы, а также ее высоту Н0 (см. рис. 19.7). Треугольники с основаниями h1 и h2 (рабочие отметки), сторонами ВС и В пС п и общей верши ной О подобны. Следовательно,



в которую вместо S подставляют х или у .
Результаты расчетов оформляют графически на профиле трассы.

Вопросы и задания для самоконтроля.

  1. Для чего нужна съемка и нивелирование трассы?
  2. Как закрепляют трассу в натуре?
  3. Дайте определение угла поворота трассы. Как его определить?
  4. Как разбивают трассу на пикеты?
  5. Назовите элементы круговой кривой. Как их определить?
  6. Расскажите о порядке вынесения в натуру и закрепления главных точек кривой.
  7. В каком порядке выполняют работу на станции нивелирного хода? Как контролируют измерения и вычисления?
  8. Как нивелируют крутые склоны и передают отметки через широкие реки?
  9. Расскажите о вычислении отметок связующих и промежуточных точек.
  10. В каком порядке составляют профиль трассы?

Любой маршрут состоит из прямых отрезков трассы («прямиков», как называют их гонщики) и поворотов. Дилетанту, впервые севшему за руль карта или любого другого управляемого снаряда на гоночной трассе, кажется, что залогом наискорейшего прохождения трассы будет сумма двух тактик: как можно быстрее пройти прямые и как можно быстрее пройти повороты. «Настоящий гонщик никогда не спешит в поворотах», - уверяет нас Олег Кессельман, профессиональный гонщик, чемпион России по кольцевым гонкам (www.kesselman.ru), руководитель Академии спортивного вождения Mazda.

«Скорость на прямых - вот что главное для достижения результата, а повороты служат единственной цели - подготовить автомобиль для оптимального выхода на прямую». Даже на самых извилистых трассах (вроде Нюрбургринга) суммарная длина поворотов составляет не больше 25–30% общей длины. Поэтому тактика такова: как можно быстрее пройти прямой отрезок трассы, очень интенсивно затормозить, медленно, без заносов, войти в поворот и выйти на прямую по оптимальной траектории для разгона. «Это не так эффектно, зато эффективно», - учит нас Олег. Естественно, траектория должна быть как можно более пологой, чтобы как можно раньше начать разгон.



Прохождение поворота - самая сложная часть гонки. Малейшее отклонение от оптимальной траектории - и ты теряешь бесценные доли секунды. Именно здесь разворачиваются гоночные драмы, готовятся атаки и обгоны. Как уже было замечено, ты должен подойти к концу прямой на максимальной скорости и очень резко замедлиться. Если твой автомобиль оборудован ABS, она начнет мешать резкому торможению. Не бойся, дави педаль тормоза изо всех сил - маневр будет наиболее эффективным. Делай это с таким расчетом, чтобы пройти точку входа в поворот А (см. рис.) уже на небольшой скорости.

Интуитивное геометрическое чутье подсказывает нам, что наиболее пологая, а значит, короткая траектория проходит через точку Б. Но на самом деле, несмотря на симметричность поворота трассы, траектория не должна быть симметричной. «Задача в повороте - сориентировать автомобиль на разгон с максимально прямыми колесами», - напоминает нам гонщик Кессельман. Именно так можно добиться исходного преимущества на «прямике» и начать разгоняться еще в повороте. А дальше - полный газ до следующего вхождения в поворот.


Развесовка

Огромное значение в спортивном вождении имеет распределение массы в автомобиле, которое, в свою очередь, зависит от типа привода (переднего или заднего) и расположения двигателя (спереди или сзади). Это называется «развесовка». Например, у переднеприводных моделей развесовка может быть 60/40. Это значит, что на переднюю ось приходится 60% веса, а на заднюю - 40%. У большинства обычных авто, впрочем, развесовка приближается к 50/50.

Кроме развесовки есть еще перераспределение веса, зависящее от вашей с автомобилем динамики. Ты наверняка замечал, что при торможении любое транспортное средство клюет носом, а при резком разгоне, наоборот, приседает на задние колеса. Таковы свойства инерции: при торможении нагрузка на передние колеса увеличивается, при разгоне - обратная картина.


Представь, что ты резко ускоряешься, пытаясь при этом повернуть. Представь, что у тебя к тому же передний привод. Распределение веса в этот момент может составить 30/70, пятно контакта передних колес с дорогой тоже окажется меньше, чем обычно, и они запросто могут забуксовать, вместо того чтобы обеспечить эффективный поворот. Это еще одна причина, по которой нужно выходить на ускорение с минимально вывернутым рулем.

И наоборот. При торможении распределение веса оказывается 70/30, пятно контакта передних (поворотных!) колес шире. Соответственно, поворот пройдет куда глаже, чем при равномерном поступательном движении. Но не перестарайся с педалью тормоза в повороте - прогрессивно отпускай ее при увеличении поворота руля, иначе перегрузишь передние колеса, они проскользнут и перестанут поворачивать вовсе.

Именно потому у всех гоночных болидов - задний привод и мотор сзади. Вообще весь вес сосредоточен сзади. Во-первых, для эффективного ускорения (повторим, болид проседает назад, прижимая задние колеса к земле и пробуксовки не происходит); во-вторых, чтобы не перегружать излишним весом при повороте управляемые колеса. Все эти грани возможного твоего автомобиля, конечно, постигаются опытным путем. И перед тем как ввести в конюшню нового жеребца, есть смысл объездить его. То есть, выражаясь менее поэтически, погонять свое транспортное средство на автодроме, прочувствовать доступные ему маневры там, где вылететь можно только на газон, а не в витрину ювелирного супермаркета.

Переехать лежачего полицейского



Зная законы перераспределения веса, можно сделать это с куда меньшей потерей скорости. Перед самым препятствием затормози, а потом резко прибавь скорость - авто слегка привстанет на дыбы, и передние колеса легко преодолеют помеху. Дальше - газуй. Пусть тебя тряхнет, когда задние колеса подпрыгнут на полицейском, ничего страшного.

Заднюю ось разгружать не надо, если там нет мотора или трехсот килограммов картошки. Главное - разгрузить переднюю ось, где висит тяжелый двигатель. Впрочем, лежачих полицейских разложили в городе не в качестве полосы препятствий, а чтобы ты не гонял. Не забудь: спортивное вождение, как и стрельба в тире, уместно только в специально подготовленных местах - на автодромах.

и проходят повороты, и влияет на конечное время круга. Но что же делает поворот лучшим? Это момент субъективный. Новая в Корее подарила нам несколько замечательных виражей, но их еще рановато называть классикой. Если спросить об этом ов, они обратят Ваше внимание На -Франкоршам, Сузуку и Истамбул-Парк.

Сузука, 130R

Если составить список лучших поворотов Формулы-1, в нем обязательно должен быть хотя бы один вираж знаменитой японской «восьмерки», которую большинство ов называют одной из самых любимых в календаре. В частности, высоко котируются у пилотов повороты 130R и «Ложка» (Spoon Curve). 130R получил свое название от радиуса поворота и является одним из самых быстрых в чемпионате. Несмотря на то, что из-за переделки трассы в 2003 году этот поворот теперь не проблематично пройти с полностью открытой дроссельной заслонкой, как это было раньше, и пролетают его на седьмой передаче и скорости 310 км/час, испытывая боковую перегрузку до 6G. Именно за это его и любят, но, если вы ошибетесь там даже на невысокой скорости, у вас появится отличная возможность закончить свой путь в искореженном мобиле. В недавнем Гран-При Японии превосходно продемонстрировал это, направляясь на овую решетку.

Истамбул-Парк, Поворот 8

Монте-Карло, Шпилька Grand Hotel

Сложнее всего выделить всего один поворот в Монте-Карло. Тем не менее, мы остановимся на повороте шесть, известном также как шпилька Grand Hotel (бывшая Loews). Кроме того, что эта шпилька является самым медленным поворотом в Формуле-1, она таит в себе еще одну проблему. Чтобы пройти ее на скорости 50 км/час на первой передаче, прежде чем спуститься к Portier и туннелю, необходим максимально возможной угол поворота руля и полная концентрация внимания со стороны

Апекс - точка на внутренней стороне поворота, через которую стараются проехать гонщики. Это "пик" поворота, момент перелома траектории. То место, где поворот начинает заканчиваться, как бы странно ни звучала эта фраза. "Поймать" правильный апекс - значит, выйти из поворота на максимальной скорости. В момент прохождения апекса у руля максимальный угол.

Боксы - по факту, комплекс гаражей. Внутри боксов стоят машины в перерывах между заездами. В обычных гонках пит-стопы проходят перед боксами, но в Формуле Е вместо дозаправок и смены резины происходит замена пилотом автомобиля, поэтому гонщики заезжают внутрь "гаражей". Вся работа команды по настройкам, регулировкам и ремонту болидов проводится в боксах. Боксы расположены вдоль пит-лейн, один за другим.

Паддок - специальное место, служащее для развертывания команд и пребывания высокопоставленных личностей.

Болид (электро-болид, эболид) - вообще-то это разновидность небесных тел. Быстрая, громкая и красивая разновидность. Падают болиды очень красиво, рассекая атмосферу на огромной скорости. А в русскоязычных гоночных терминах болидом принято называть гоночный автомобиль или даже мотоцикл. В англоязычной прессе такой термин если и присутствует, то крайне редко. В на электрическом ходу, а потому их можно называть электроболидами или "эболид" (от автора).

Большой шлем - редкое статистическое достижение автогонщика. Для "получения" Большого шлема необходимо выполнить сразу несколько условий:

  • лидерство от стартовых огней до клетчатого флага;
  • лучший круг в гонке.

Из этих условий следуют выводы: чтобы взять Большой шлем, пилот должен сначала победить в квалификации, а затем и в гонке. При этом надеяться, что ни на одну секунду его не опередит ни один соперник. А ещё проехать один из гоночных кругов как можно быстрее. Большой шлем - штука редкая. За неё не начисляют очков, да и следят за этим показателем лишь преданные болельщики спорта. Тем не менее, в некоторых классах автоспорта (в частности, в Формуле Е и в различных молодёжных сериях) небольшие в гонке. В Ф1 такого нет.

Боевой круг - не следует путать с лучшим (быстрым) кругом. Обычный круг, который гонщик проехал с полной отдачей. Впрочем, в квалификационном режиме боевой круг - один из тех, на которых пилот старается показать наилучший результат (в отличие от прогревочного круга и круга возвращения в боксы).

Быстрый круг (лучший круг) - На самом деле, правильнее будет "быстрейший круг". В гоночном режиме это тот круг, который гонщик проехал за наименьшее время по сравнению с соперниками, либо лучший круг по сравнению с другими своими кругами. В квалификации быстрый круг - несколько иной термин. Это тот круг, который гонщик идет в максимально возможном (боевом) темпе, стремясь показать наилучший результат. По итогам квалификации (по лучшему из быстрых кругов) определяется расстановка на старте гонки.

Дубль - ситуация, когда на финише гонки первые два места занимают пилоты одной команды. Иногда дублем называется достижение гонщика завоевавшего поул-позицию и выигравшего гонку (ср. хет-трик, большой шлем).

Закрытый парк (фр. parc ferme): специально отведенное место на автодроме, где действуют особый режим работы с гоночными автомобилями, исключающими их обслуживание за исключением особо оговоренных случаев и процедур. Машины переводятся в закрытый парк непосредственно после заездов (гонок и, в некоторых сериях, квалификаций) для проведения технической инспекции, цель которой - убедиться в соответствии машин требованиям технического регламента.

Квалификация - соревнование участников перед гонкой, которое определяет положение гонщиков на стартовом поле. Обычно квалификация заключается в том, что гонщики проезжают один или несколько кругов по трассе, не соревнуясь друг с другом напрямую, но пытаясь показать наилучшее время прохождения круга.

Классификация - итоговый протокол, в котором указываются пилоты, прошедшие не менее определенного процента дистанции гонки (для Формулы-1 - не менее 90 %).

Гоночные флаги - Флаги, описывающие обстановку на трассе. Эти флаги имеются в распоряжении всех маршалов трассы. Как правило, маршалы самостоятельно решают, показывать ли флаг в конкретной ситуации (за исключением красного флага - его разрешено показывать только по сигналу главного судьи).

  • Клетчатый флаг - флаг, который показывается гонщикам на финише.
  • Желтый флаг - предупреждение об опасности. Показывается, если на трассе есть источник опасности: работающие люди, остановившаяся машина, обломки. В зоне жёлтых флагов гонщики обязаны двигаться без обгонов со скоростью, на которой можно объехать препятствие.
  • Красный флаг - остановить гонку. Гонщики обязаны сбавить скорость до безопасной и завести машины на стоянку.
  • Зеленый флаг - старт гонки. Рестарт гонки. опасность миновала. Отменяет действие жёлтого флага.

Кокпит (англ. cockpit) - открытая кабина гоночного автомобиля, в которую гонщик залезает сверху (например, в Формуле-1).

Комиссары (стюарды, маршалы) - обслуживающий персонал гонки. В их задачу входит сигнализация пилотам с помощью предупреждающих флагов, эвакуация разбившихся машин, обеспечение чистоты трассы и безопасности. Как правило, бригада комиссаров обслуживает все гонки на отдельной трассе, а не все трассы серии.

Леденец - табличка, которой механики на пит-стопе отдают команды гонщику. Названа так из-за своего внешнего вида, по аналогии с конфетой на палочке.

Лоллипоп (англ. lollipop - леденец) - человек, который держит леденец на пите и отдает приказания всей команде механиков, обслуживающих машину пилота

Лучший круг - самый быстрый круг в гонке, то есть круг, который какой-то пилот (автор лучшего круга) проехал за наименьшее время среди всех гонщиков и всех кругов в гонке.

Микст (промежуточная резина) - шины специальных состава и конструкции, которые позволяют проводить гонку в условиях мокрой трассы или лёгкого дождя. Шины типа «микст» являются средним между сликами, предназначенными для абсолютно сухой трассы, и дождевыми, которые используются в условиях сильного дождя.

Монокласс - класс автогонок, в котором разрешены автомобили только одной определённой марки. К таким относятся, например, А1 Гран-при или Формула Русь.

Нон-стоп - тактика пит-стопов, заключающаяся в отсутствии таковых. В настоящее время практически не употребляется.

Пейс-кар (сейфти-кар, машина безопасности) (амер.англ. pace car, англ. safety car) - специальный автомобиль, который выезжает на гоночную трассу в экстренных случаях для того, чтобы снизить скорость пелетона. Это происходит обычно в случае аварии одного из автомобилей, когда требуется время, чтобы убрать опасные обломки с трассы. Во время присутствия на трассе машины безопасности пилоты не имеют права обгонять ни друг друга, ни пейс-кар (за исключением специально оговоренных в правилах случаев), в связи с чем вынуждены придерживаться сравнительно медленного темпа последнего.

Пелетон (пелотон) - множество машин, участвующих в гонке.

Пилот (гонщик) - водитель гоночного автомобиля.

Пит-лейн (англ. pit lane) - часть гоночной трассы, на которой располагаются боксы команд, участвующих в гонке. На пит-лейн производятся пит-стопы. Обычно, заезжая на пит-лейн, гонщик обязан снизить скорость согласно ограничениям данной гоночной серии.

Пит-стоп (англ. pit-stop) - остановка автомобиля на пит-лейн, во время которой машину могут дозаправить, сменить резину, произвести ремонт и т. д. согласно нуждам пилота и правилам данной гоночной серии.

Подиум - первые 3 места на финише гонки, пилоты, занявшие эти места, а также площадка (трёх уровней по высоте), на которую восходят пилоты. Обычно пилотам на подиуме вручаются кубки, а затем гонщики устраивают душ из шампанского.

Поул-позиция (поул) (англ. pole position) - первая позиция на стартовой решётке. Её занимает гонщик, выигравший квалификацию. В автогонки термин пришел из скачек. Дистанция для бега на ипподроме зачастую размечается столбами (англ. pole). Старт может даваться с разных точек, но конец забега всегда наступает у финишного столба. Поскольку ипподром представляет собой овал, то лошадь, которая держится ближе всего к центру овала, проходит наименьшую дистанцию. Таким образом, позиция у столба (pole-position) является наилучшей для бега. А в гонках, соответственно, таковой становится первая позиция на стартовой решетке.

Проезд по пит-лейн (англ. drive-through) - один из штрафов, которым карается гонщик за нарушение правил. Смысл его в том, что гонщик проезжает по пит-лейн, с ограничением скорости, принятым в данной гоночной серии. Более мягкий, чем стоп-энд-гоу. В Формуле-1 даётся за пересечение белой линии на пит-лейн и за превышение скорости на пит-лейн.

Прогревочный круг - в квалификации и гонке круг, который гонщик преодолевает в сравнительно медленном темпе и стараясь нагреть резину шин до оптимальной температуры. В случае если после прогревочного круга надо сразу уходить на боевой круг, значение прогревочного круга заключается и в разгоне на финишной прямой с тем, чтобы начать боевой круг максимально быстро.

Свободные заезды (практика) - заезды, которые проводятся до квалификациии и гонки, позволяющие гонщикам познакомиться с трассой, опробовать машину и подготовить ее к гонке.

Слики (англ. slicks) - абсолютно гладкие шины, не имеющие ни канавок, ни иных элементов, замедляющих движение. В автогонках в большинстве случаев используются именно слики. Форма сликов представляет собой гладкий тор и является оптимальной для сцепления с сухой асфальтовой трассой. В дождь и на грунтовых трассах применяются протекторные шины.

Слипстрим (драфтинг) (англ. slipstream) - езда непосредственно за другим автомобилем, в завихрённой зоне. Сопротивление воздуха уменьшается как для едущего сзади, так и (в меньшей степени) для едущего спереди. Слипстрим - важная часть тактики в гонках по овальным трассам, так как позволяет сэкономить топливо и оттянуть пит-стоп, либо разогнаться и совершить обгон. Недостаток езды в слипстриме - сильная недостаточная поворачиваемость.

Граунд-эффект (англ. ground effect) - эффект, при котором под днищем автомобиля создаётся область пониженного давления воздуха, что увеличивает прижимную силу. Чем выше класс автомобилей в серии, тем сильнее влияние граунд-эффекта на общую скорость болида. В Формуле Е граунд-эффект практически не важен, здесь сравнительно примитивная аэродинамика. В Ф1 граунд-эффект играет очень важную роль.

Сплэш-энд-дэш (англ. splash-and-dash - буквально «плеснул и рванул»), сплэш-энд-гоу - очень короткий пит-стоп, на котором в машину заливается немного топлива (без смены шин). Может иметь место, например, при небольшом недостатке топлива (напр. Мика Хаккинен на Гран-При Венгрии 2001 года).

Старт с места (англ. standing start). Болиды выстраиваются на стартовой решётке в соответствии с некоторым порядком (обычно - согласно результатам квалификации). Старт происходит с места и даётся с помощью светофора или иным способом (редко).

Старт с хода (англ. rolling start). Болиды выстраиваются на стартовой решётке в соответствии с некоторым порядком, затем они следуют за пейс-каром в течение круга. Они не имеют права обгонять ни друг друга, ни пейс-кар. Незадолго до окончания круга пейс-кар сворачивает в боксы, а гонщики продолжают ехать без обгонов до конца круга. После пересечения болидом стартовой линии гонка начинается, в частности, даётся разрешение на обгон. В «Формуле-1» с хода стартовали четыре гонки: Спа-1997, Спа-2000, Интерлагос-2003 и Фудзи-2007.

Стартовая прямая - прямая, при пересечении которой пилот начинает прохождение круга. Часто стартовая прямая совпадает с финишной.

Финишная прямая - в кольцевых автогонках прямая, при пересечении которой гонщик считается закончившим круг. Пересекая финишную прямую после прохождения последнего круга гонки, пилот заканчивает гонку. Пересечением финишной прямой автомобилем считается пересечение её передней частью автомобиля. В кольцевых гонках финишная прямая обычно совпадает со стартовой.

Стартовое поле (стартовая решётка) (англ. starting grid) - место на стартовой прямой, где гонщики выстраиваются перед стартом гонки. Порядок мест на стартовом поле (расстановка) определяется по результатам квалификации. Конфигурация стартового поля определятся регламентом различных гоночных серий и техническими возможностями автодрома. Как правило, участники автомобильных гонок выстраиваются в две колонны. При этом обладатель поул-позиции располагается в непосредственной близости от линии старт, гонщик показавший второй результат в квалификации, занимает место с другой стороны трассы, отнесенное на несколько метров назад от первой позиции - и так далее. В некоторых видах автоспорта гонщики располагаются по трое в ряд и/или выстраиваются в шахматном порядке.

Стоп-энд-гоу (англ. stop-and-go - «остановись-и-езжай») - штраф, которым гонщик карается за нарушение правил. Пилот заезжает в свои боксы, останавливается там (обычно на 10 секунд) и продолжает движение. В Формуле-1 он накладывается за срезание поворотов, намеренные столкновения и другие грубые нарушения правил.

Хет-трик - достижение гонщика, выигравшего квалификацию и гонку, и показавшего в ходе гонки лучшее время круга (ср. большой шлем).

Шикана - последовательность поворотов.

Шпилька - резкий поворот менее 180 и более 90 градусов, соединяющий две прямых.

Эска - связка поворотов в форме латинской буквы S.

Электронная деревня -

Фан-Буст (fan-bust, push-to-pass) - кратковременное увеличение мощности болида в гонке (). Буст получают 3 пилота, набравшие больше всех голосов от болельщиков.

Краткая и общая информация об актуальных и современных трассах на которых проходят Гран-При Формулы 1.

Трасса Яс Марина
Гоночная трасса Формулы-1 — Яс Марина (Yas Marina Circuit) расположена в Абу-Дали (ОАЭ). Именно на ней в 2009 году дебютировал Гран-при Абу-Даби Формулы-1. Трасса раскинулась на искусственном острове под названием Яс, площадь которого составляет 2500 га. Рядом с Яс Марина построена гавань для яхт, Ferrari – развлекательный парк, элитное жилье, отели, площадки для гольфа, бассейны, а также «Яс Молл» — торговый центр, площадь которого 300 000 м2.

Трассу задумали как восточный аналог автодрома, расположенного в Монако. Она содержит 9 правых поворотов и 12 левых, что включает проходящие мимо причала и пролегающие по песчаным дюнам участки. Длина круга составляет 5,554 км. Яс Марина – трасса, движение по которой осуществляется против часовой стрелки. Для гонщиков такое движение создает дополнительную трудность. То же самое можно встретить на таких трассах, как Марина Бей, Истанбул Парк и Интерлагос. В исламских странах число 5 является счастливым (как в христианских число 7). Первоначально планировали создать трассу протяженностью 5555 метров. После сдачу в эксплуатацию было выяснено, что 1 метр необъяснимым образом исчез.

Трасса Альберт-Парк
Трасса Альберт-Парк (Albert Park, Мельбурн, Австралия) используется с 1996 года для гонок Формулы 1, Формулы 3 и Формулы FORD. Длина круга 5303м, имеет 16 поворотов. Рекорд круга 1:24,125.

Трасса Альберт-Парк (Melbourne Grand Prix Circuit) одна из любимых у гонщиков Формулы 1, так как расположена вокруг озера и часть трассы проходит через улицы, поэтому и покрытие на разных участках разное. Стены расположены вплотную к дороге, при этом длинных прямых участков, тем не менее обгоны на этой трассе далеко не редкость. Трасса является довольно сложной из-за наличия пыли и листья на городском участке, так же своей извилистостью и узким коридорам. Все это требует от пилотов высшей техники вождения, но так же трасс требует и от болидов высокие стандарты из-за разнообразия по качеству участков трассы. Но благодаря этим деталям, трасса делает Гран-При очень зрелищным и интересным.

Трасса Сахир
Сахир (Bahrain International Circuit) – автодром международного значения, который используют для гонки Гран-при Бахрейна Формулы-1, гонок драг-рэйсинг, Серии GP2, а также Формулы-3. Проектировщиком автодрома является Герман Тильке. Трасса стала одной из первой в азиатских странах, на которой стали организовывать гонки Формулы-1. Трассу возвели к 2004 г., Гран-при Бахрейна. На ее строительство было затрачено 150 000 000$. Длина круга составляет 5,406 км, количество поворотов – 15.
Инженер Renault Род Нельсон произнес, что Сахир предъявляет к тормозам особую требовательность. На круге гонщикам приходится тормозить 3 раза со скорости 320 км/ч до 1 или 2 передачи, поэтому износ тормозов напоминает канадский. Тормозные диски остывать не успевают, поэтому в Бахрейне используются наиболее толстые трубки системы охлаждения. Трасса почти не используется, поэтому уровень сцепления с асфальтом крайне низок, вследствие чего гонщики на свободных заездах, стремясь уберечь от песка резину, держатся траектории и на медленном круге.

И многое другое…

Трасса Спа-Франкоршам
Спа-Франкоршам (Circuit de Spa-Francorchamps) – бельгийская гоночная трасса Формулы-1, одна из наиболее известных в мире кольцевых трасс. Немало болельщиков и пилотов называют ее самой интересной. Особенно популярен комплекс поворотов под названием Eau Rouge. На данный момент на трассе организуются гонки Гран-при Бельгии Формулы-1, GP2, DTM и тому подобные кольцевые серии автоспорта. Длина трассы составляет 6,973 км, а поворотов всего 18.
Трасса Спа-Франкоршам известна в мире с 1921 г. Она появилась на свет благодаря Жюлю де Тьеру, менеджеру газеты «La Meuse», и Генри Ван Офему, который был главой спортивного отдела Королевского автомобильного клуба страны. Де Тьеру пришла в голову идея использования треугольника, сформированного местными дорогами, которые соединяли 3 населенных пункта, в качестве гоночной трассы. Трасса начиналась у г. Франкоршам, спускалась в долину реки под названием О Руж, затем поднималась на гребни холмов, после чего спускалась вновь к деревне Бурневилль и достигала до поворота Malmedy. После этого она петляла по равнине вплоть до поселения Маста, поворачивала на южную вершину этого треугольника под названием Stavelot и брала курс на север, возвращаясь мимо селения Бланшимор к Франкоршам обратно.

С 1980 по 1994 гг. автодром несколько раз испытывал перестройки. Так, место старта не раз изменяли, был сформирован поворот Bus Stop и комплекс извилистых дорог Eau Rouge. Длина трассы изменялась множество раз, в результате чего в 1986 г. владельцами автодрома была позвана комиссия Королевского клуба страны с целью уточнения длины трассы. Однако усложненность трека на скоростные характеристики не оказала ни малейшего влияния.

Трасса Интерлагос
Интерлагос (Autodromo Jose Carlos Pace) – автодром им. Жозе Карлуса Пасе. Интерлагос – разговорное название автодрома, которое буквально означает «среди озер». Трасса располагается в южном пригороде города Сан-Паулу, Бразилия, между озерами Биллингс и Гуарапиранья, окруженная тремя улицами — Avenida do Jangadeiro, Avenida Interlagos и Avenida Jacinto Julio.
Длина круга составляет 4,309 км. Площадь трассы – 923 000 км2, стационарные трибуны вмещают 30 тысяч зрителей, а дополнительные – еще 90 тысяч. Всего имеется 24 бокса. Наблюдается сочетание внутренних медленных и внешних скоростных поворотов, что создает для гонщика при выборе настроек гоночной машины определенную сложность. Трасса располагается на высоте 750 м. над уровнем моря. На аэродинамику и мощность двигателей оказывает влияние низкое атмосферное давление.
На данный момент Интерлагос представляет собой 923 тысячи м2 площади, 23 бокса по 216 м2 каждый, 4309 длины, общий зал в 420 м2, прессс-центр в 645 м2, паддок, имеющий площадь в 3960 м2. Трибуны вмещают до 30 тысяч человек, но в наличии есть сборно-разборные конструкции, устанавливаемые при необходимости. Для зрителей имеются 2 буфета и 38 туалетов. В 2007 г. к автодрому подвели ветку городского метро. В 1999 г. здесь выступила группа Kiss, в 2009 – Iron Maiden.

Сильверстоун (Silverstone Circuit) – трасса Формулы 1, которая расположена в Нортгемптоншире недалеко от д. Сильверстоун (Великобритания). Сильверстоун является наиболее знаменитой британской трассой, которая принимает Гран-при страны Формулы-1, начиная с 1950 г. Плюс к этому на автодроме организовывается Международный трофей BRDC – одна из главных гонок, которая в чемпионат мира Формулы-1 не входит. Сильверстоун – арена первого в истории этапа чемпионата Формулы-1 официального характера 1950 г. Победа в нем досталась Джузеппе Фарина на Alfa Romeo. Среди гостей присутствовал король Георг шестой.

Автодром имени Жиля Вильнёва
Автодром им. Жиля Вильнева (Circuit Gilles Villeneuve) используют для организации гонок Гран-при Канады Формулы-1. Трассу возвели на искусственном острове под названием Нотр-Дам в Монреале, на реке св. Лаврентия (Канада). В 1982 г. ее назвали в честь Жиля Вильнева, канадского гонщика. До этого времени она называлась Островом Нотр-Дам.

Автотрассу возвели на искусственном острове в фарватере Сент-Лоренс. Она представляет собой извилистую и узкую трассу, петляющую между парковыми павильонами и озерами. Она насыщена неожиданными поворотами, вследствие чего от болидов требуется отличная тормозная система, а также аэродинамика. Эта быстрая трасса состоит из части дорог, разрешенных общему пользованию. Наиболее известная ее деталь – это стена чемпионов. Она названа так в 1999 г., когда сразу три чемпиона мира – Михаэль Шумахер, Дэймон Хилл и Жак Вильнев – разбили свои болиды о нее.

Трасса Шанхай
Автодром Шанхая (Shanghai International Circuit) представляет собой трассу Формулы-1, расположенную в Шанхае (Китай). С 2004 г. на ней проходит Гран-при Китая. Проектировщиком выступил знаменитый Герман Тильке. Автодром был готов к первому Гран-при Китая. Трассу спроектировали таким образом, что она напоминает по своим очертаниям китайский иероглиф, который переводится как «всходить» и является первым знаком в названии Шанхая.

Длина трассы составляет 5,451 км. Ширина – 13-15 м. В самом широком месте, что наблюдается у поворота Т13, она составляет 20 м. Имеется перепад высот: самая низкая точка трассы расположена на высоте в 4,5 над уровнем моря, самая высокая – у поворота Т2, 11,24 м. над уровнем моря. Трасса состоит из 14 поворотов – половина левых, половина правых. Наиболее протяженная прямая наблюдается между такими поворотами, как Т13 и Т14. Она составляет 1,175 м.

Трасса Валенсия
Трасса г. Валенсии (Circuit de la Comunitat Valenciana Ricardo Tormo) проложена по улицам испанского города и входит в календарь сезона Формулы-1 в 2008 г. Гран-при Европы. Контракт заключили сроком на 7 лет. Трасса Валенсии стала первой городской, которая была включена в Календарь Формулы-1 за последние тринадцать лет с последнего дня гонки в Аделаиде. В календаре чемпионата трасса была включена в 1985-1995 г.

Ее уникальной особенностью является наличие разводного поворотного моста, по которому и проезжают болиды. В Формуле-1 мост формирует особые сложности: стык дорожного полотна трассы и моста повышает вероятность повышенного износа шин или их прокола, затрудняя эвакуацию при поломке или аварии гонщика и болида.

Трасса Нюрбургринг
Немецкая гоночная трасса Формулы 1 — Нюрбургринг (Nurburgring) расположена неподалеку от поселка Нюрбург на федеральной земле Рейнланд-Пфальц. Ее строительство окончили в 1927 г, и уже 18 мая того же года состоялись первые соревнования Всеобщего автомобильного клуба Германии. Сейчас эта трасса является местом проведения гонок GP2, DTM и подобных кольцевых серий. Плюс к этому на автодроме организуют соревнования по другим видам спорта. Каждый год проводится фестиваль рока под названием Rock Am Ring. Длина круга составляет 5,148 км, количество поворотов – 15.

Трасса расположена неподалеку от поселка Нюрберг. Рядом, в горах Айфель, раскинулся средневековый замок. Она построена к северо-западу от Майнца в 100 км и к югу от Кельна в 70 км. Сейчас ее часто используют автоспортсмены-любители. Со всей Европы на трассу прибывают пилоты и либо арендуют автомобиль, либо используют свой собственный. Нельзя использовать обычные прокатные автомобили, нередко прокатные конторы выплачивали штраф. К тому же на период нахождения на трассе страховка не действует.

Трасса Сепанг
Сепанг (Sepang F1 International Circuit) – международный автодром, на котором проводятся гонки Гран-при Малайзии Формулы-1, а также крупные мотоциклетные гонки. Длина трассы составляет 5,543 км. Сепанг состоит из 15 поворотов и включает два протяженных скоростных участка. Один из этих участков – основная прямая старт/финиш, которая позволяет развивать скорость от 300 км/час. Ширина трассы составляет 16-22 м. Благодаря этому сочетанию для гонщиков открывается огромное количество возможностей для обгонов.

Немаловажное значение имеет непредсказуемость погодных условий. Двигатели подвергаются большому перегреву из-за недостаточности воздуха, которая формируется ввиду жары и высокой влажности. По словам Дженсона Баттона, на этой трассе имеются такие повороты, широта которых изумительна. При должной работе болида гонщик получает от пилотирования гигантское наслаждение. В календаре Сепанг является одним из сложнейших автодромов, поскольку он представляет собой крупный диапазон подъемов, спусков, поворотов, высот и апексов. При возникновении проблем с техникой и невозможности найти настройки ситуация сильно осложнятся.

Трасса Монте-Карло
Монте-Карло – городская трасса, на которой проходят гонки Гран-при Монако Формулы-1, гонки серии F3000, GP2, Формулы Renault. Трасса включает в себя дороги общего пользования, но на время проведения Гран-при они перекрываются. Трасса действует с 1929 г. Она присутствует в календаре чемпионата мира ежегодно, начиная с 1950 г. (исключения составляют 1951-1954 гг.) Протяженность – 3,340 км. Число поворотов 16.

Неофициальное название Гран-при Монако – жемчужина чемпионата. За пределами Формулы-1 она является самой популярной гонкой. Нельзя дать однозначный ответ на вопрос почему: или модное веяние, или признак культуры, или харизма и гламур этапа, так притягивающие знаменитостей. Как бы то ни было, на гонки в Монако можно встретить самые сливки общества: звезд спорта и шоу-бизнеса, представителей всемирно известных семей.
По словам Себастьяна Феттеля, от остальных гонок эта отличается особой сложностью: множество барьеров, неровная поверхность, узость трассы, видимость обычно недостаточная. Но даже при таких условиях из автомобиля необходимо выжимать максимум. Когда гонщик умудряется избежать стены, не снизив высокой скорости, он чувствует настоящую эйфорию. Однако для этого необходимо полностью сконцентрироваться на каждом метре трассы.

Трасса Марина Бей
Марина Бей (Marina Bay Street Circuit) – городская трасса Формулы-1 г. Сингапур. На ней организуется Гран-при Сингапура с 2008 г. Трасса стала уникальной, поскольку она является первой ночной гонкой в истории Формулы-1 (при использовании искусственного освещения), а также первой городской азиатской трассой Формулы-1. Длина круга составляет 5,073 км, число поворотов – 23. Подобно Интерлагусу, Яс Марине и Истанбул Парку, направление трассы осуществляется против часовой стрелки. Максимальная скорость составляет 300 км/час, при прохождении медленных поворотов минимальная – не больше 100 км/час.

Асфальтовый состав разработали специально для автодрома. Для создания асфальта к участию привлеклась компания Shell. По слова специалистов, из-за большего на 20% сцепления он прослужит в течение 5 лет. Трассу прокладывали в городе, поэтому на всю работу потребовалась одна ночь. Движение было перекрыто, и руками рабочих 15 000 тонн асфальта было уложено. Интересный факт: девиз первой в истории Формулы-1 ночной гонки звучал следующим образом: «Светло, как днем». Эта фраза встречается в каждом официальном документе, а также именно она открывает описания автодрома, отсылаемое в пресс-центры журналистам.

Трасса Каталунья
Каталунья (Catalunya de Montmelo) – итальянский автодром, на котором проводятся гонки Гран-при Испании Формулы-1, гонки серии GP, MotoGP и GP2. Автодром построили в Монтмело в 1991 г., в северной части провинции Барселона (Испания). С 1991 г. Он постоянно становится местом проведения Гран-при Испании. Его также используют для тестирования болидов Формулы-1.

Длина круга составляет 4,655 км, количество поворотов – 16. Вследствие финансовых трудностей и малой посещаемости с 2013 г. Гран-при будет проводится раз в 2 года (в нечетный год – на трассе Каталунья, в четный – на трассе в Валенсии).

Трасса Америк
Гоночная трасса Формулы 1 — Америк (Circuit of the Americas) расположена рядом с г. Остин, в округе Тревис (Техас, США). Америк – первый американский автодром, который проектировался и был построен исключительно для соревнований Формулы-1. По истечении времени трассу будут регулярно использовать для того, чтобы проводить Гран-при США Формулы-1. FIM – международная мотоциклетная федерация – имеет планы на проведение на Америке этапа чемпионата в классе MotoGP по шоссейно-кольцевым мотогонкам. Данный этап, который называется Texas motorcycle Grand Prix, является включенным в официальный календарь чемпионата на текущий 2013 год. Плюс к этому организаторы гоночной серии V8 Superstars также планируют использовать трассу Америк для собственных автогонок.

Длина трассы составляет 5513 м., число поворотов – 20. 41 метр – таков перепад высот на трассе. Ее наивысшей точкой является зона 1 поворота. Уникальная особенность трассы заключается в том, что для облегчения пилотам проходить повороты с помощью больших гоночных траекторий в зонах поворотах трассу намеренно расширили. То же самое Герман Тильке применил для проектирования индийского автодрома «Будда», на котором при подходе к тому или иному повороту трасса расширяется.

Международный автодром Будды
Автодром Будды (Buddh International Circuit) представляет собой гоночную трассу Формулы 1 международного характера. Она расположена в Большой Нойде (Уттар-Прадеш, Индия). На этой трассе с 2011 года проходит Гран-при Индии класса Формулы-1. В апреле 2011 г. Трассу переименовали в Международный автодром Будды. Будда в индийском языке означает спокойствие и умиротворенность. У трассы имеется собственный логотип – изображение сердца, возле которого находятся цветы флага страны.

Длина трассы составляет 5,125 м., площадь – 354 га. Она состоит из 16 поворотов и 3 протяженных прямых. Вместимость трибунов автодрома – 110 тысяч человек.

Трасса Хунгароринг
Трасса Формулы-1 под названием Хунгароринг (Hungaroring, ВЕНГЕРСКОЕ КОЛЬЦО) расположена рядом с Будапештом (Венгрия). На ней с 1986 г. проводится Гран-при Венгрии. В 1986 г. на трассе впервые была проведена за Железным занавесом гонка Формулы-1. Длина трассы составляет 4,381 км, число поворотов – 16. Трассу Хунгароринг специально построили в 1986 г. для организации Гран-при Венгрии. Трасса раскинулась в небольшой долине. Короче этой трассы есть только трасса в Монте-Карло. На ней практически невозможно сделать обгон, поскольку она запыленная (вследствие особого рельефа), медленная и узкая.

Чтобы достичь успеха на этой трассе, необходимо иметь успешную квалификацию и стратегию пит-стопов. Но так бывает не всегда: например, в 1989 г. на Гран-при Венгрии участник Найджел Мэнселл, стартовав с 12 места, тем не менее, смог победить. В 2006 г. его рекорд был побит: Дженсон Баттон в дождевой гонке стартовал с 14 места и выиграл победу в Гран-при Формулы-1.

Трасса Монца
Гоночная трасса Формулы-1 — Монца (Autodromo Nazionale di Monza) – национальный автодром, расположенный возле итальянского города Монца к северу от Милана. Это одна из самых первых гоночных трасс во всем мире. Она имеет богатую историю, полную легендарных элементов. Уникальной особенностью трассы является то, что вследствие протяженных прямых участков пилоты проходят ее на высокой скорости. В современной Формуле-1 эта трасса – самая быстрая, на которой установлены рекорды скорости на круге и максимальной скорости. Также считается, что трасса более требовательна не к мастерству гонщика, а к мощности мотора и аэродинамическим характеристикам автомобиля.

Длина круга составляет 5,793 км, количество поворотов – 11. Протяженные прямые трассы сменяются несколькими медленными поворотами, что требует от автомобиля высокой мощности двигателя, низкого аэродинамического сопротивления и подходящей настройки коробки передач, чтобы достичь максимального значения скорости. Антикрылья на этой трассе настраиваются на углы атаки, которые близки к минимальным. Немаловажное значение имеют эффективные торможения (торможение болидом осуществляется на круге 4 раза с 300 до 100 км/ч), работа подвести во время атаки поребриков и правильная настройка систем DRS и KERS (ERS).

Трасса Хоккенхаймринг
Немецкая гоночная трасса Хоккенхаймринг (Hockenheimring Baden-Wurttemberg) располагается неподалеку от г. Хоккенхайм, на федеральной земле Баден-Вюртемберг. Ее используют с 1970 г. для проведения Гран-при Германии. В 2007, 2009 и 2011 г. было решено трассы Хоккейнхаймринг и Нюрбургринг чередовать, поэтому в эти года гонки на Хоккейнхаймринге не проводились. Длина круга составляет 4,574 км, количество поворотов – 13.

В 2000 г. FIA приказали в целях безопасности сократить 7-километровую трассу, пригрозив прекратить на ней проведения Гран-при Формулы-1. Власти совершили финансовые модернизации трассы под лидерством Германа Тильке. К 2002 г. была готова новая версия трассы. Секцию стадиона практически не изменили (только внесли изменения в первый поворот под названием Nordkurve и заменили дорожное покрытие). Лесную секцию полностью обрубили, сняли с нее асфальт и, за исключением небольшого участка, засадили новыми саженцами. Сейчас на продолжительных прямых растет только трава, поскольку деревья появятся только через несколько десятков лет. После того, как ввели новые трибуны, автодром стал способен вмещать в себя 120 тысяч зрителей.

Трасса Истанбул Парк
Гоночная трасса Истанбул Парк (Istanbul Park), расположенная в Стамбуле (Турция), служит для проведения Гран-при Турции Формулы-1. После того как Formula 1 Association выкупила автодром, на трассе организуются только гонки серии Формула-1. Длина круга составляет 5,338 км, количество поворотов – 16.

Данный автодром представляет собой четвертое по счету творение архитектора Германа Тильке. Зимой 2004 г. началось строительство комплекса, где было задействовано 1450 рабочих и 27 инженеров, а также 80 грузовиков и 60 единиц особой техники. На площадке рабочий день длился 21 час. Извлекли 2 600 000 м3 грунта, а объем насыпных работ составил 2 900 000 м3. На строительство трассы было выделено 230 000 000$. Трасса раскинулась в азиатской части Стамбула, неподалеку от автострады под названием Стамбул-Анкара, рядом с международным аэропортом Sabina Gokcen.

Открылся Истанбул Парк в августе 2005 г. Этот автодром на данный момент – один из самых современных во всем мире. Главная трибуна вмещает 25 тысяч зрителей, а общая вместимость составляет 155 тысяч человек. Паддок состоит из 2 уровней, первый из которых принадлежит гоночным командам, а на другом имеются структуры для зрителей, состоящие из 5 тысяч мест. В конце паддока имеются 2 башни в 7 этажей, предназначенные для VIP-персон.

Трасса Судзука
Трасса Формулы-1 Судзука (Suzuka International Racing Course) расположена в одноименном городе, префектура Миэ (Япония). Здесь проводили входящие в чемпионат Гран-при Японии с 1987 по 2012 г. Исключениями являются года, когда Гран-при Японии был организован на трассе под названием Фудзи Спидвей – в 2007 и 2008. Длина круга составляет 5,807 км, количество поворотов – 17.

Эта трасса является уникальной, поскольку построена в форме восьмерки, а мост используется для пересечения. Трасса Судзука – скоростная, протяженная и сложная. Наиболее известен скоростной поворот 130R, где 130 – это радиус в метрах. В 2003 году его при изменении трассы после крупной аварии Алана Макниша перестроили. За свою историю трасса менялась незначительно, всего 4 раза.

Международный автодром Кореи
Автодром Кореи (Korean International Circuit) международного значения – это гоночная трасса, которая раскинулась в Йонам провинции под названием Чолла-Намдо (Корея). От Сеула ее отделяет 400 км. Именно на ней в сезоне 2010 г. Формулы-1 был проведен дебютный Гран-при Республики Корея. Проект оценили в 264 000 000$, а разработчиком был Герман Тильке, знаменитый немецкий архитектор.

В 2006 году было принято решение о том, чтобы провести здесь Гран-при. Решение трассы началось в 2007 г. и закончилось к 2009 г. По текущим условиям гонка будет проходить вплоть до 2021 г. Длина круга – 5,615 км, максимально допустимая скорость – 320 км/ч., расчетная скорость в среднем составляет 205 км/ч.

Автодром раскинулся в юго-западной части Кореи, в провинции под названием Чолла-Намдо. Архитектор Герман Тильке спроектировал и трассу с довольно необычной конфигурацией, и крупный развлекательный комплекс, который стал удачным дополнением к автодрому. На трассе движение гонщиков осуществляется против часовой стрелки. Трасса состоит из 3 прямых (в начале) и огромного числа поворотов. На наиболее протяженной гонщики способны разогнаться до 325 км/ч. Перед гонщиками, которые собираются принять участие в гонках на этой трассе, возникает непростой выбор: на что следует обратить особое внимание – прижимную силу или скорость?



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!