Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Андрей лаппа биография. Андрей Лаппа: «Для меня буддистские практики – это йога

Автор тренировочной системы « », один из самых известных русскоязычных преподавателей йоги, мастер спорта по подводному плаванию, Президент Киевской Федерации Йоги. C 1987 года преподает йогу, одновременно путешествуя в поисках новых знаний, ведет семинары в разных странах мира на русском и английском языках.


БИОГРАФИЯ

С культурой Востока Андрей познакомился еще ребенком - судьба занесла его семью в Монголию. От нечего делать мальчик более года посещал местный дацан - буддийский храм, изучал язык, традиции, ритуалы. По возвращении домой, понял что в его «обычной» киевской жизни чего-то не хватает.

«Вокруг - пионерские галстуки, красные флаги и технический прогресс, - рассказывает Андрей Лаппа в одном из интервью, - а я задавался вопросами: в чем смысл того, что мы делаем?»

Пытаясь вернуть в свою жизнь дух Востока, он начал заниматься китайскими единоборствами и йогой. Когда понял, что насилие не для него, йога вытеснила борьбу.

Поскольку учителей не было, Андрей занимался по «Йога Дипике» Айенгара, соблюдая все инструкции до последней буквы. Получив результат, начал делиться опытом с другими, вместе с учениками выступал на праздниках, которые устраивало индийское посольство. Отметив усердие «русского йога», супруга посла премировала его поездкой в Индию, в институт Айенгара. С этого начался новый этап в его жизни.

Пройдя курс в институте, он полгода путешествовал по святыням Индии, после чего стал ездить на Восток по 2-3 раза в год - в Индию, Непал, Тибет, на Шри-Ланку, не говоря уже о мусульманских странах. Перенимал опыт самых разных учителей - от именитых (таких как Паттабхи Джойс, Десикачар и другие) до никому не известных отшельников. Путешествуя, он разыскивал pедкие йогические техники. Одно из самых ценных исследований и открытий Андрея Лаппы - Танец Шивы - теория и практическая методика древнеиндийского шиваитского искусства йоги.

Мастер часто подчеркивает, что «Универсальная йога», это не авторская школа йоги Андрея Лаппы, а систематизация мирового опыта йогической практики. Подходя к исследованию йоги как ученый, Андрей выделил 16 «дуальностей» йоги и 32 подстиля, а между ними - множество градаций. Один из примеров «дуальностей» - статика и динамика, то есть, асаны и движения между ними. От того, насколько они сбалансированы, зависит результат практики. Если не обращать внимания на то, как человек переходит из асаны в асану, моменты осознанности будут постоянно сменяться «бардаком» в голове. Другой пример «дуальностей» - сочетание упражнений на гибкость и силовых асан.

По мнению Андрея Лаппы, важно понимать, как сочетать дуальности, чтобы строить свою практику, учитывая свое исходное состояние и то, которого нужно добиться. Преподавая йогу, Лаппа ставит перед собой задачу не показать, как «делать асаны», а дать ученикам ключи к построению собственной практики осознанно .

Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

> > >

Всю свою жизнь он много путешествовал и жил в странах востока: Монголии, Индии, Непале, Тибете и Китае, где он совершенствовал свое мастерство у всемирно-известных учителей, а также обучался у скрытых от всеобщего внимания, но необыкновенно мощных эзотериков-практиков.

Его книги: "Динамические практики в классической йоге" и "Йога: Традиция Единения" стали бестселлерами в 1999-2003 годах.

Обладая незаурядными сверхспособностями и владея ключевыми принципами Йоги, он использует в своей практике мощный и эффективный Универсальный Стиль.

В основе этого стиля лежит знание природы оболочек человеческого существа и ключевых законов преоборазования этих оболочек.

Универсальный стиль включает в себя все принципиально разные подстили (подробнее см. "Йога: Традиция Единения").

Универсальные методики этого Стиля позволяют сознательно достигать равновесия или специальных состояний на уровне каждой оболочки, между оболочками и между человеческим существом и окружающим его Мирозданием.

Универсальный Стиль так же включает в себя лучшие стороны других существующих авторских стилей йоги и личные эффективные практические находки, а также весь жизненный опыт, имеющий отношение к Йоге.

Универсальный Стиль не имеет никаких жестких и неизменных вариантов практики, ограничивающих индивидуальное творчество практикующих. Последователи этого Стиля вольны изменять и направлять практику по своему усмотрению за исключением двух фундаментальных правил: они должны всегда оставаться свободными и сознательными.

Универсальный Стиль является непрерывно развивающимся, постоянно включающим в себя любую ценную практическую информацию, приходящую от кого угодно и где угодно. Таким образом практика в этом Стиле может быть ЛЮБОЙ и может иметь различные методические акценты в точном соответствии с индивидуальными стартовыми мотивациями и целями.

Практика в Универсальном Стиле подразумевает рост Силы Духа, Знания, Сознательности и стремления к Свободе. Но прежде всего Универсальный Стиль ориентирован на моральное и духовное совершенствование практикующих Йогу.


БИОГРАФИЯ

Впервые с духовной культурой Востока Андpей Лаппа соприкоснулся в 1977 году в Монголии, где жил вместе с родителями. В это же время он начал практиковать йогу, котоpая со вpеменем стала духовной основой его жизни. Одновременно с практикой йоги он много лет посвятил подводному плаванию. В 1982 году Андpей стал Мастером спорта СССР и несколько лет был членом национальной сборной команды Украины. В 1988 году Андpей закончил Киевский политехнический институт, но уже тогда он знал, что его будущая карьера если и будет связана с техникой, то только с техникой йоги.

Андpей Лаппа начал профессионально преподавать йогу еще в 1987 году, а в 1991 году его квалификация была подтверждена сертификатом посольства Индии в Москве. Он получил официальное право профессионального преподавания йоги на территории СССР. В 1994 году за активные действия по распространению йоги на Украине посол Индии в Киеве наградил Андpея возможностью пройти бесплатное обучение в Институте йоги у всемирно известного учителя Б.К.С. Айенгара. Так он впервые оказался в Индии. Потом Андpей еще неоднократно приезжал, подолгу путешествовал, жил и учился в Индии, Непале, Тибете, Китае. Продолжал совершенствоваться в практике йоги у Б.К.С. Айенгара в Пуне и у йогачарьи Рудры в ашраме Шивананды в Ришикеше; стал первым русскоязычным учеником всемирно известного учителя йоги Шри К. Паттабхи Джойса, живущего в Майсоре; обучался в школе йоги Вишнудевананды в Дели; прослушал курс индивидуальных лекций о йоге в Миссии Рамакришны в Дели и Каньякумари; неоднократно лично встречался с Его Святейшеством Далай Ламой в его резиденции в Дхарамсале и получил его благословение; прошел длительный курс индивидуальных лекций у одного из самых старых учеников Кришнамачарьи и его современного наместника в храме Шри Брахматантра Сватантра Паракаласвами Мут в Майсоре - Б.Н.С. Айенгара; прошел полный курс лекций о Вини-йоге участвуя в конференциив США у сына Кришнамачарьи - Десикачара; прошел курс индивидуальных лекций о философии "Бхагавад-Гиты" и "Йога-сутр" Патанджали и совершенствовался в практике пранаямы и медитации с авторитетным йогом и профессором санскрита из Майсора Шри Шанкаранараяной; длительное время практиковал различные виды медитации прошел инициацию и принял саньясу в ашраме Бхагавана Раджниша - Ошо в Пуне(при инициации получив имя Четан Уттсарга - "Одаренный Сознательностью"); был принят в комунну Шри Ауробиндо Гхоша и длительное время жил в Ауровилле; прошел ознакомительное обучение древнеиндийскому воинскому искусству Каларипайят в Тривендраме и древним стилям индийского танца Бхарата Натьям в Мадрасе и Одисси в Киеве у индийского мастера стиля Одисси - Пратибхи Джены, получил ряд традиционных буддийских инициаций линии Карма Кагью от Чёдже Ламы Фунсок в Гималаях (при первой инициации получив имя Дордже Гьялпо и при последней инициации - новое имя - Дордже Берчелинг).

Кpоме того, в Киеве Андpей несколько лет обучался искусствам Зыонг-Шинь и Вьет-Во-Дао у вьетнамских мастеров Чан Чунг Зунга и Чан Ти Зунга; а также практиковал Каратэ под руководством чемпиона Украины.

Всю свою жизнь Андрей много путешествовал. Год он пpожил с родителями в Монголии и Китае. В старшем школьном возрасте в составе сборной команды Украины и в студенческие годы с единомышленниками побывал во многих горных регионах бывшего Советского Союза: в Карпатах, Крыму, на Кавказе, Алтае, Тянь-Шане, в Фанах, Хибинах, на Озере Байкал, Каспийском, Белом, Черном морях и на Сахалине. Он посещал дацаны в Бурятии и мечети в Самарканде, Бухаре, Фергане и в горном Таджикистане.

Позднее, только за первые полгода пребывания в Индии, кроме обучения йоге, Андpею удалось увидеть эту страну во всем ее многообразии и побывать более чем в 70 ашрамах и духовных местах. Он был свидетелем войны в Шринагаре, столице Кашмира, проникся духом тантрической традиции у индуистских храмов в Каджурахо, в Конараке, Бхубанешваре и Пури, наблюдал шокирующие обряды самобичевания и сожжения трупов в Бенаресе, достиг глубочайшего покоя в "Пещере Васиштхи" в Гималаях, осознал преемственность религиозных традиций в пещерных храмах Эллоры и Ажданты, проник в сакральный смысл храмовых танцев в храмах Оpиссы и Тамилнаду, любовался свободой пустынь и мощью бастионов Раджастхана; он медитировал в крохотной закопченной пещерке первого учителя ламаистского тантрического буддизма в Ламаюру в Ладакхе, проходил долгими пешими маршрутами по горным тропам Гималаев, был у подножия вершины Мира - Чомо-Лунг-Мо (Эвереста), ощущал на себе традиционный уклад жизни ламаистских буддистов на берегу озера Маносаровар у подножия горы Кайлас в Тибете, принимал участие в молитвах в древнейших тибетских храмах в Таши, Тикшей, Шигадзе, Лхасе и других уголках Тибета и побывал во множестве других мест, еще не известных на Западе, но хранящих ценнейшее духовное наследие. Путешествуя, Андрей повсеместно не упускал возможности учиться не только у всемирно известных авторитетов йоги, но и у других, менее знаменитных, однако подчас более авторитетных и безупречных учителей и садху, расширяя и углубляя свои знания о практике и духовности Традиции Йоги.

Андрей разыскал pедкие йогические техники, исследовал и всесторонне развил теорию и практическую методику Танца Шивы - древнеиндийского шиваитского искусства йоги, ставшего основой для раннебуддийских южнокитайских стилей единоборств.

Андрей принимал участие в четырнадцати конференциях по йоге в России и США. Он лично знаком и поддерживает дружеские отношения со многими всемирно известными учителями из Индии, Вьетнама, Тибета, Америки и Австралии. Андрей многократно лично общался с Хранителями Знаний различных школ и много времени провел в частных и государственных библиотеках Индии. Ему удалось разыскать, привезти в СНГ и впеpвые опубликовать на pусском языке в издательствах "София", "Ника-Центр" и "Янус" ряд древних и современных текстов по теории и практике йоги. Кроме того, Андрей собрал по всему миру уникальную коллекцию архивных и современных видеоматериалов по различным стилям йоги (более 70 видеокассет), благодаря чему на территории СНГ появились видеоматериалы по наиболее эффективным и популярным в мире практическим последовательностям йоги. Эта новая практическая информация привела к интенсивному осознанию и переосмыслению ранее применявшихся методик в среде практикующих йогу. В результате на территории СНГ за считанные годы произошла настоящая тренировочно-технологическая революция, которая значительно расширила контингент практикующих йогу в СНГ, повысила степень осознанности как практикующих, так и учителей и способствовала появлению на территории СНГ новых, талантливых Мастеров йоги.

С 1987 года Андрей не прерывал свой стаж ежедневного профессионального преподавания йоги, за исключением периодов паломничеств на Восток и участия в семинарах и конференциях по йоге в других городах и странах. За эти годы он лично обучил основам йоги более 3000 человек, среди котоpых - четырнадцать Мастеров йоги международного уровня. В настоящее время он обладает наибольшим непрерывным опытом индивидуального и группового преподавания йоги среди профессионалов СНГ.

С 1999 года Андрей является преподавателем йоги интернационального класса. Он регулярно проводит тренировочные и квалификационные семинары для профессионалов в городах СНГ, США, Израиле, Западной Европе, Непале и Индии. С помощью своих учеников он создал в Киеве две наиболее развитые на территории СНГ тренировочные базы для практики йоги и активно способствовал развитию специализированных центров йоги в Москве, Одессе, Симферополе, Севастополе и других городах СНГ.

С 1999 года Андрей Лаппа является учредителем и президентом Киевской Федерации Йоги. Владея многими ключевыми принципами и глубоко понимая сущность технологии йоги, Андрей использует в своей практике и преподавании широкий диапазон различных наиболее эффективных методик и стилей йоги, ведущих к развитию сверхспособностей, сознательности и освобождению от духовной зависимости. Отметив его преданность искусству йоги, а также дар преподавания ее другим людям, за активную профессиональную деятельность на базе многолетней учебы и личной практики в 1998 году посольство Индии в Украине официально рекомендовало Андрея Лаппу как "преподавателя йоги, обладающего необходимой квалификацией для проведения курсов повышения квалификации по йоге для преподавателей медицинских и физкультурных вузов".

Андрей является автором книги "Йога: Традиция Единения" (издательство "София"), вступительной части сборника "Динамические практики в классической йоге" (издательство "Янус") и описания третьего комплекса упражнений Тенсегрити (книжная сеpия "Дар Нагваля", издательство "София"). Он принимал участие в подготовке фотоматериалов и редактировании книг "Кундалини-Тантра" (издательство "София")и "Кундалини - энергия трансформации" (издательство "София"). В настоящее время Андрей участвует в проекте издания серии "Антология Йоги" (издательство "Янус").

О 10 дневных курсах випассаны С. Н. Гоенки написано не мало «отчетов» и «отзывов», нижеследующий текст интересен по причине наличия у автора здорового чувства юмора и общих с ним знакомых. Випассана не всем и не всегда приносит пользу, но в любом случае она приносит благо, другой вопрос имеется ли готовность это благо осознать. Автору текста все же было благо, хоть польза и сомнительна — при личной встрече, по его словам «жена при слове випассана, еще пару месяцев вздрагивала». История сия давно гуляет по сети, автор пожелал остаться анонимным. Публикую ее здесь не для того чтобы вы ее прочитали и сделали скоропалительные выводы, но потому, что это не заунывная хвалебная песнь о пользе дхаммы, но и не аффективно-оценочное «буддизм это п…ц потому что все состоит из дхамм и они пустотны», к тому же автором чуть-чуть знаком.

Уже давно я начал подмечать, что есть некоторые закономерности - связь между менталитетом человека и тем, что он имеет в жизни, как он живет, какого уровня развития в жизни он достигает. За годы таких вот наблюдений я выявил, что есть ряд менталитетов, которые сильно тормозят развитие человека, поэтому я называю их токсичными. Один из них - это менталитет “духовного халявщика”, с него я и решил начать.

Когда вы умрете, вы будете помнить имя мужа или жены около трех дней.На четвертый-пятый день вы и половину едва вспомните.
На десятый вы забудете, он это был или она. Около двенадцатого дня вы не сможете вспомнить, было ли это человеческое существо. Вас начнет притягивать следующая жизнь.

На начальном этапе разница по сравнению с другими стилями йоги заключается лишь в том, что эти одни и те же Асаны и Виньясы выполняются в различных сочетаниях и комбинациях, которые создают иллюзию новизны, чем помогают улавливать неустойчивое внимание новичков. Но эти различные сочетания и комбинации так же имеют ограниченный спектр. Применение Универсального стиля для новичков лимитировано возможностями этих самых новичков, поэтому в Универсальном стиле, так же как и в других стилях йоги, на начальном этапе используются стандартные последовательности и наборы Асан, Виньяс, Пранаям, Мудр, Дришти и Рас, только их спектр значительно шире чем в других стилях йоги.

Универсальный стиль йоги основан на знании структуры человеческого существа и универсальных законах видоизменений этой структуры. В соответствии с традиционными воззрениями йоги человеческое существо состоит из семи тел — Майа Кош (оболочек). И основной целью практики йоги в Универсальном стиле является достижение равновесия и гармонии на уровне каждой оболочки, между оболочками и по отношению к окружающему миру. Именно поэтому в Универсальном стиле йоги используются практические упражнения очищающие, развивающие и преобразующие каждую из оболочек человеческого существа.

Практика йоги в универсальном стиле подразумевает применение следующего ключевого принципа на уровне каждой оболочки. Если есть материя или процесс, то они имеют форму и качества. Нормальный среднестатистический человек имеет очень ограниченный диапазон своих функциональных и качественных проявлений. Например, на физическом уровне он как правило умеет только стоять, сидеть и лежать. А на психоэмоциональном – иметь хорошее настроение или плохое. Понимание этого и расширение спектра возможных для практического выполнения форм и качеств на уровне каждой материальной оболочки ведет к сознательной эволюции и расширению сознания. А также развивает способность сознательно менять режимы и состояния, освобождаясь от стрессов и любых негативных влияний.
Тренинг йоги в универсальном стиле как правило включает в себя Асаны эффективно воздействующие на все направления подвижности каждого сустава. При этом такие воздействия на каждое направление подвижности могут осуществляться однократно (если время тренировки сильно ограничено) или многократно переходя от разминочных упражнений к предельным и сверхпредельным – с целью развития и преодоления существующих ограничений, расширения спектра возможных для исполнения Асан. Виньясы же — движения-связки между Асанами, выполняются во всем иерархическом многообразии и так же технически осваиваются переходя от простых к более сложным.

С культурой Востока Андрей познакомился еще ребенком – судьба занесла его семью в Монголию. От нечего делать мальчик более года посещал местный дацан – буддийский храм, изучал язык, традиции, ритуалы. По возвращении домой, понял что в его «обычной» киевской жизни чего-то не хватает. «Вокруг – пионерские галстуки, красные флаги и технический прогресс, - рассказывает Андрей Лаппа в одном из интервью, - а я задавался вопросами: в чем смысл того, что мы делаем?» Пытаясь вернуть в свою жизнь дух Востока, он начал заниматься китайскими единоборствами и йогой. Когда понял, что насилие не для него, йога вытеснила борьбу. Поскольку учителей не было, Андрей занимался по «Йога Дипике» Айенгара, соблюдая все инструкции до последней буквы. Получив результат, начал делиться опытом с другими, вместе с учениками выступал на праздниках, которые устраивало индийское посольство. Отметив усердие «русского йога», супруга посла премировала его поездкой в Индию, в институт Айенгара. С этого начался новый этап в его жизни. Пройдя курс в институте, он полгода путешествовал по святыням Индии, после чего стал ездить на Восток по 2-3 раза в год – в Индию, Непал, Тибет, на Шри-Ланку, не говоря уже о мусульманских странах. Перенимал опыт самых разных учителей – от именитых (таких как Паттабхи Джойс, Десикачар и другие) до никому не известных отшельников. Путешествуя, он разыскивал pедкие йогические техники. Одно из самых ценных исследований и открытий Андрея Лаппы – Танец Шивы - теория и практическая методика древнеиндийского шиваитского искусства йоги. Мастер часто подчеркивает, что «Универсальная йога», это не авторская школа йоги Андрея Лаппы, а систематизация мирового опыта йогической практики. Подходя к исследованию йоги как ученый, Андрей выделил 16 «дуальностей» йоги и 32 подстиля, а между ними – множество градаций. Один из примеров «дуальностей» - статика и динамика, то есть, асаны и движения между ними. От того, насколько они сбалансированы, зависит результат практики. Если не обращать внимания на то, как человек переходит из асаны в асану, моменты осознанности будут постоянно сменяться «бардаком» в голове. Другой пример «дуальностей» - сочетание упражнений на гибкость и силовых асан. По мнению Андрея Лаппы, важно понимать, как сочетать дуальности, чтобы строить свою практику, учитывая свое исходное состояние и то, которого нужно добиться. Преподавая йогу, Лаппа ставит перед собой задачу не показать, как «делать асаны», а дать ученикам ключи к построению собственной практики осознанно. ШКОЛА ЙОГИ АНДРЕЯ ЛАППЫ С 1987 года Андрей не прерывал стаж профессионального преподавания йоги. Он лично обучил более 3000 человек, среди которых – четырнадцать Мастеров йоги международного уровня. С 1999 года Андрей является преподавателем йоги интернационального класса. Он регулярно проводит тренировочные и квалификационные семинары для профессионалов в городах СНГ, США, Израиле, Западной Европе, Непале и Индии. С помощью своих учеников он создал в Киеве две развитые йога-студии и активно способствовал развитию специализированных центров йоги в Москве, Одессе, Симферополе, Севастополе и других городах СНГ.

Тибетская куртка, буддистские четки на шее и удивительные, светящиеся глаза – вычислить Андрея Лаппу среди многочисленных посетителей “Джаганната”, где мы договорились встретиться, оказалось проще простого.

Андрей всегда был увлекающейся натурой. Его роман с Востоком начался еще в детстве, а любовь к нему не угасла и по сей день. Спортивная и научная карьера (Андрей – мастер спорта по подводному плаванию, защитил докторскую диссертацию) остались в далеком прошлом. Сегодня на повестке дня только восточные духовные практики. Европа, США, Китай, Индия, Тибет и Непал – более 10 лет он путешествует: преподает йогу, исследует новые практики и, главное, не устает учиться сам. Б.К.С. Айенгар, Паттабхи Джойс, Десикачар – вот далеко не полный перечень именитых учителей, чьи лекции и семинары посещал Лаппа.

Yoga Journal :
Я слышала, что вы начали заниматься йогой в Монголии. Это правда?

Андрей Лаппа:
Не совсем йогой. Когда мне было 13 лет, мы уехали в Монголию, так как моего отца отправили в командировку. В Киеве я одновременно увлекался музыкой, танцами, занимался в технических кружках. А в Монголии все это стало недоступно, досуг заполнить было нечем. И когда папа спросил меня, что бы я хотел делать в свободное время, я попросил его найти что-нибудь, связанное с Востоком, раз уж мы находились там. Отец обратился в дацан – монгольский ламаистский монастырь – к ламе, который свободно говорил по-русски, и тот согласился заниматься со мной. Для меня общение с этим ламой стало своеобразным экзотическим кружком: я приходил в монастырь в строго назначенное время, и лама рассказывал мне о значении изображений на стенах, учил монгольскому языку, приглашал на пуджи (ритуалы, совершаемые в буддистских храмах. – YJ). Так продолжалось больше года.

В Киеве я вновь вернулся к своим прежним увлечениям, стал членом сборной Украины по подводному плаванию, у меня были хорошие друзья. Казалось, все замечательно, кроме одного: у меня возникло чувство, что я утратил что-то очень важное и красивое. Я задавался вопросами: в чем смысл того, что мы делаем? Карьера, деньги – для чего все это в конечном счете? У меня начался настоящий духовный кризис в детском возрасте. А вокруг – пионерские галстуки, красные флаги и технический прогресс. Пытаясь привнести в свою жизнь дух Востока, я начал заниматься одновременно китайскими единоборствами и индийской йогой. Я думал, что таким образом смогу синтезировать Тибет, чьи духовные традиции были ближе всего к монгольскому ламаизму. Но в 16 лет я понял, что единоборства мне не близки из-за насилия. Поэтому я направил все свои усилия на йогу.

YJ :
Занимались по книгам?

АЛ :
Да, по книге “Йога Дипика” Айенгара. А поскольку я был спортсменом, у меня ко всему был очень серьезный подход: я соблюдал строгий график, следовал всем инструкциям с точностью до буквы, включая принципы ямы и ниямы. Учителей не было, поэтому все, что было описано в немногих хороших книгах, выполнялось.

YJ :
Вы учились у кого-то из индийских мастеров, когда это стало доступно?

АЛ :
Когда Украина стала независимой, в Киеве открылось индийское посольство, которое стало отмечать свои национальные праздники. В концертах участвовали все, кто хоть как-то был связан с индийской культурой. Я вместе со своими учениками демонстрировал асаны. Через два года жена посла решила меня премировать поездкой в Индию, в институт Айенгара. Посольство оплатило перелет, а обучение было бесплатным. Оказалось, что посол с Айенгаром долгое время были соседями, поэтому и вопрос решили по-соседски. Меня приняли на обучение на два месяца, вне очереди. Пройдя курс в институте, я еще полгода провел в Индии, путешествуя по всей стране и посещая ашрамы, храмы и священные города. После этого я ездил на Восток по 2–3 раза в год – в Индию, Непал, Тибет, на Шри-Ланку, не говоря уже о мусульманских странах. Бывал у самых разных учителей, ездил к Айенгару еще 4 раза и даже стал первым русскоязычным учеником Паттабхи Джойса.

YJ :
Вы довольно часто ездите в Непал и, насколько я знаю, только что вернулись из очередной поездки. С чем связан ваш интерес именно к этой стране?

АЛ :
Несколько лет назад я начал проводить семинары в Непале для своих учеников. В свое время Восток оказал на меня колоссальное влияние, и я понимал – для того чтобы люди занимались йогой серьезнее, им надо там побывать. Мы приезжаем в Катманду, я вожу учеников по святым местам, знакомлю их с разными традициями – индуистской и буддистской, а затем мы двигаемся в направлении Эвереста, по дороге – практические занятия и лекции.

За последние четыре года я понял, что меня тянет к буддизму. Та духовная традиция, с которой я познакомился еще в детстве, сейчас оказалась для меня доступной. В настоящее время я связан с буддийской линией преемственности Карма Кагью.

YJ :
Вы сочетаете хатха-йогу с буддистскими практиками или асаны отошли на второй план?

АЛ :
До недавнего времени меня интересовала только хатха-йога. Причем этот интерес был так или иначе связан с асанами, даже если я серьезно практиковал пранаяму и медитацию. Но после 36 лет я ощутил явный дефицит духовности. Именитые учителя на Востоке – замечательные. Они очень хорошо знают методику, могут научить многим интересным штучкам. Но если присмотреться повнимательнее, видна жадность, бегающие глазки хитреца и другие намеки на нечистоплотность. Конечно, речь идет не обо всех – в Индии я встречал и святых людей. Просто так сложилось, когда я осознал потребность в духовных учителях, которые действительно чисты и верят в то, что делают, я попал в буддистскую линию. В то же время я не отказался от хатха-йоги, хотя при ламах мне лучше об этом не упоминать.

Тантрические практики закрыты самайами – обетами неразглашения, и я не могу говорить о них. Но, поверьте, то, что там происходит, – это йога высших посвящений, которая включает в себя и подъем кундалини, и очень мощную работу с телом. Эти физические элементы практики направлены не на оздоровление и укрепление, а на работу с энергетикой. Все они подробно описаны, но к текстам допускают только тех, кто достиг определенного уровня посвящения.

Для меня буддистские практики – это йога, продолжение того пути, которым я шел всегда. Но они дают мне ту духовность, которую я не нашел в прикладных школах.

YJ :
Давайте поговорим про универсальный стиль. Чем он отличается от прочих школ йоги?

АЛ :
Прежде всего универсальная йога не является стилем Андрея Лаппы. Этот метод противопоставляется всем авторским стилям йоги. Поскольку у меня был опыт научной работы, я собрал и систематизировал те сведения об индийских йогах, которые, с моей точки зрения, являются научными. В результате исследования я выделил 16 дуальностей и 32 подстиля, а между ними – множество градаций. Вот пример одной из дуальностей – статический и динамический режим практики. В любом стиле йоги есть не только фиксация асан, но и движения, соединяющие позы между собой, которые могут быть специальными, как в аштанга-виньясе, или произвольными.

Мы определяем, каким является тот или иной стиль – статическим или динамическим, в зависимости от того, сколько времени затрачивается на выполнение статических асан и динамические движения. Например, кундалини-йога, где практикующий постоянно двигается в ритме дыхания, – это динамический стиль. Правда, в Индии есть школы, в которых вообще не обращают внимания на то, как человек переходит из асаны в асану. Но в конечном итоге выходит вот что: ты сознателен, а потом – в сознании кавардак, затем опять сознателен – и снова кавардак.

Другая дуальность – асаны, развивающие гибкость и силовые позы. И третий пример: если мы практикуем собранно, очень активно, то это ха-стиль. Если занимаемся мягко и расслабленно – это тха-стиль. А когда наша практика сбалансированна, стиль можно назвать хатха.

Эти дуальности встречаются в любой школе йоги. Они проявляются в процессе практики в той или иной степени, знаете вы о них или нет. Конечно, лучше понимать, какой из составляющих вы уделяете достаточно внимания, а какой – нет. Я могу выстроить занятие из этих компонент, учитывая свое исходное состояние и то, которого я хочу добиться.

Я считаю, что универсальный стиль – это живая наука. Я не верю в то, что кто-то сказал последнее слово в технологии йоги, в предписания учителей раз, которые даны раз и навсегда – до конца жизни. До тех пор пока живы мыслящие существа, пока у них есть интуиция, процесс развития не закончится. Понимая общий механизм, вы можете сделать со своей практикой все, что угодно.

YJ :
А для чего нужен конструктор асан, который вы разработали? Существующих и уже описанных недостаточно?

АЛ :
Большинство людей, практикующих йогу, просто повторяют все за учителями. Может быть, преподаватели думают, что делятся со своими учениками чем-то, но так или иначе это просто перенос их кармы на своих учеников. Не всем такая методика подходит. Главный же изъян этой системы в том, что при таком способе передачи знаний ученики долгое время остаются “бессознательными”. Осознанность появляется только тогда, когда практикующему даются ключи, подобные тем, о которых я уже говорил. Я называю это демистификацией йоги.

Повторение асан за кем-то полезно, это старт, но в конце концов сознание должно “пробудиться”. Человек должен понять, как создаются формы, как они влияют на мармы (энергетические точки), нади (энергетические каналы) и мозговые центры, какие состояния сознания возникают, как эти преходящие состояния можно преодолеть, видоизменять и не поддаваться им, сохраняя контроль над сознанием.

YJ :
Почему Танец Шивы связывают с вашим именем? В чем особенность этой практики?

АЛ :
Хотите верьте, хотите нет, но Танец Шивы – откровение свыше. Однажды я путешествовал по Индии и Тибету, и со мной произошла мистическая история: в Гималаях, в пещере на большой высоте, ко мне явилось существо, которое потом мой лама идентифицировал как Ваджратхару. Мы смотрели глаза в глаза друг другу, и оно быстро из меня выкачивало какую-то информацию и какую-то вливало.

Там, в этой пещере, на стене были ряды графических изображений рук в разных положениях. До того как я туда попал, я получал обрывки информации из разных источников – например, практики индийских единоборств Калари-пайятту и Шаолиньские техники основаны на спиралевидных движениях руками и ногами. Но тогда эти знания были обрывочными, и не выстраивалось общей картины. В пещере же под влиянием происходящего, увидев эти зарисовки, я вдруг осознал, что имею дело с этой системой – Танцем Шивы.

Сначала я зарисовал то, что там было. Потом, уже позже, начали заполняться отсутствующие фрагменты, как в таблице Менделеева: из меня постепенно, фрагментами, выходила информация, которую в меня “влила” та астральная сущность из пещеры.

Таким образом, Танец Шивы – это обобщение той информации, которую я получил в пещере и которая постепенно всплывает в уме. Я говорю честно: людей, которые передавали бы мне эти знания, не было.

Анализируя эту систему и проводя параллели с другими тантрическими школами, я заметил, что в ней есть эффективные методики – такие как остановка мышления. Когда ты должен непрерывно двигаться, у тебя нет времени и возможности задуматься даже на мгновенье – ты должен сконцентрироваться на движениях, иначе произойдет сбой и остановка. А тело – это индикатор, показывающий глубину медитации или концентрации внимания. Я более эффективных средств остановки колебаний сознания не знаю.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!