Конспект по проведению утренней гимнастики. Загадки и стихотворения. Приёмы для проведения зарядки
Примерный конспект утренней гимнастики в средней группе.
Возрастная группа: средняя группа
Образовательная область: физическое развитие
Вид: утренняя гимнастика
Цель: создание условий для оздоровления организма посредством выполнения комплекса физических упражнений
Способствовать укреплению здоровья детей
Образовательная:
Совершенствовать основные двигательные умения и навыки; совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, при построении в колонну, при перестроении в две колонны; Совершенствовать умение правильно дышать носом
Соблюдать правильную осанку; обеспечить условия для формирования устойчивого интереса к утренней гимнастике;
Развивающая:
Развивать все группы мышц, координацию движений, выносливость, точность движений при выполнении упражнений; Способствовать развитию навыков взаимодействия ребенка со взрослыми и со сверстниками
Воспитательная
Воспитывать привычку к ежедневным физическим упражненим, раскрепощенность, ценность, творчество в движении, дружелюбие друг к другу.
Принципы воспитания и обучения:
принцип доступности, наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип активности.формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема, воспитание через взаимодействие.
Принципы дошкольного образования(ФГОС ДО):
1) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования(далее- индивидуализация дошкольного образования);
2)содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
3)поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
4)формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
5)возрастная адекватность дошкольного образования(соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Методы воспитания и обучения: словесная инструкция, показ, стимулирование занимательным содержанием.
Планируемые результаты:
в двигательной деятельности ребенок проявляет хорошую координацию, быстроту, силу, выносливость, гибкость.
Уверенно и активно выполняет основные элементы техники основных движений, общеразвивающих упражнений, спортивных упражнений, свободно ориентируется в пространстве.
Проявляет интерес к разнообразным физическим упражнениям, действиям с различными физкультурными пособиями, настойчивость для достижения хорошего результата, потребность в двигательной активности.
Время проведения: 7:50 – 7.58
Место проведения: музыкально-физкультурный зал
Инвентарь: султанчики по количеству детей,
Литература: «Министерство образования и науки РФ приказ от 17 октября 2013 года, №1155 об утверждении ФГОС ДО»
«От рождения до школы» .Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Название части занятия | Темп, дозировка | ||
Ходьба в колонне по одному. Ходьба на носках, руки вверх. Ходьба с высоким подниманием колен. Бег, в сочетании с упражнением на равновесие (по сигналу воспитателя «Цапля», остановиться, встать на одну ногу, руки в стороны) | Медленный | Следить за осанкой, за правильным выполнением движений, согласованностью движений рук и ног. Инд. Работа с Кириллом, над постановкой ног во время ходьбы. Следить за дыханием во время бега. |
|
Основная часть | 1) Комплекс ОРУ (с султанчиками) И.п.: о.с; руки на поясе 1-Поворот головы вправо, 2 – голова прямо, 3- Поворот головы влево, 4 - прямо И.п.:, стойка ноги врозь, султанчики в руках вдоль туловища Руки в стороны, 2- руки вверх, 3- вперед, 4- вернуться в и.п. И.п.: стойка, ноги врозь, султанчики в руках вдоль туловища; 1-3 наклон туловища вниз с касанием пола руками; 4- вернуться в и.п. И.п.: стойка ноги врозь, руки вдоль туловища; 1- поднять одну ногу, хлопок под бедром, 2 вернуться в и.п., 3-4 тоже. И.п.: о.с, руки на поясе. 1-8 Прыжки на двух ногах на месте с попеременной ходьбой 1-8 | Формировать правильную осанку При повороте головы смотрим на султанчик Руки прямые, в локтях не сгибаем. Ноги прямые, в коленях не сгибать. На счет «4» проверить положение тела Следить за положением тела, корпус сильно вперед не наклонять, стараться поднять ногу выше. Следить за работой ног (сгибать и разгибать при прыжках) Следить за дыханием. |
|
Ходьба в быстром темпе. На сигнал «Лягушки» присесть, коснуться пола руками, продолжить ходьбу. | Медленный | Выполнять полный присед, спина ровная. Восстанавливаем дыхание, вдох через нос- руки в стороны, выдох-руки опустили вниз. |
Удовлетворение потребности детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) в двигательной активности является одной из приоритетных задач программы работы детского сада. Среди форм проведения физкультурно-оздоровительной работы особое место занимает утренняя гимнастика. Кроме своего основного предназначения: сохранения и укрепления здоровья, зарядка с утра помогает воспитывать волевые качества ребёнка. Учитывая столь широкий спектр целей и задач организации утренней гимнастики в учебно-воспитательной деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), психолого-педагогическим и методическим аспектам её проведения в старшей группе стоит уделить особое внимание.
Роль зарядки в образовательном процессе
Утренняя гимнастика (зарядка, гигиеническая гимнастика) представляет собой комплекс физических нагрузок в игровой форме, составляющий часть двигательного режима воспитанников детского сада, который помогает укреплять, сохранять и совершенствовать физическую форму, а также способствует успешному началу рабочего дня и организации последующих видов деятельности.
Цели и задачи организации зарядки
В работе с детьми старшей группы целями подготовки и проведения утренней гимнастки является:
- совершенствование двигательных навыков (бега, прыжков, приседаний);
- проведение профилактических мер, направленных на предотвращение развития плоскостопия, нарушений осанки;
- выработка красиво ходить;
- закрепление умения соотносить свои движения с темпом и ритмом, в которых работают товарищи;
- воспитание основ культуры здоровья, связанных с осознанием его ценности;
- приобщение к занятиям спортом (многие ребята старшего дошкольного возраста пробуют свои силы в занятиях любительским или профессиональным спортом);
- воспитание трудолюбия, целеустремлённости, дисциплинированности, а также поощрение самостоятельности.
Утренняя зарядка направлена на общее физическое развитие детей
Чтобы реализовать поставленные цели, при проведении зарядки педагог решает следующие образовательные задачи:
- способствовать пробуждению организма ребёнка (к примеру, в старшем дошкольном возрасте у большинства детей уже вполне сформирован биологический ритм подъёма и отхода ко сну, поэтому «совам» начинать новый рабочий день приходится нелегко, а значит, они нуждаются в помощи);
- стимулировать работу сердца, сосудов и органов дыхания (например, с помощью беговых упражнений и прыжков), активизирует зрительные и слуховые каналы восприятия;
- тренировать и укреплять мышцы;
- повышать выносливость (это достигается за счёт обогащения тканей и органов кислородом в процессе выполнения зарядки);
- задавать организованный характер занятиям другими видами деятельности;
- объединять ребят общим видом активности (утренняя гимнастика переключает внимание детей с игр, общения на выполнение единого для всех комплекса физических упражнений);
- знакомиться с разными видами спорта, в том числе и сезонными (дети также узнают факты из истории того или иного вида спорта, имена известных спортсменов и пр.);
- выделять виды спорта для занятий вне стен детского сада (одним из способов это сделать является близкое знакомство с разными видами спортивных занятий - посещение местного катка, бассейна).
Условия для организации зарядки в старшей группе
Требования к проведению комплекса физических упражнений с утра регламентированы Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).
Виды упражнений для утренней гимнастики в старшей группе
Скука - главный враг любого вида деятельности, в том числе и зарядки. Однако у этого вида активности есть ещё и задача воздействовать на все группы мышц. То есть помочь всестороннему физическому становлению малыша и при этом не наскучить можно созданием комплексов упражнений игрового характера, направленных на решение конкретной задачи развития. Поэтому существует несколько видов заданий для зарядки:
Это интересно. Последний вид утренней гимнастики применим в том случае, если материально-техническая база ДОУ позволяет обеспечить спортивный зал подобным оборудованием. Но при отсутствии такой возможности, упражнения можно разнообразить применением ручных эспандеров в виде зверушек, «стреляющих» мягкими мячиками. Как показывает практика, малыши с большим азартом включаются в соревнования «Кто дальше выстрелит».
Видео: зарядка с массажными ковриками в старшей группе
https://youtube.com/watch?v=ZOn6VWbI14M Video can’t be loaded: Утренняя гимнастика в старшей группе ДОУ (https://youtube.com/watch?v=ZOn6VWbI14M)
Из чего состоит утренняя гимнастика
Вне зависимости от того, сюжетный или бессюжетный комплекс отрабатывается, каждая зарядка включает задания на:
- укрепление мышечного скелета;
- бег (с препятствиями и без, медленный и быстрый и т.д.);
- ходьбу в спокойном темпе и/или игру подвижного характера.
Приёмы для проведения зарядки
Поскольку зарядка является полноценной частью образовательного процесса, то при её подготовке и проведении педагог пользуется стандартным набором из четырёх групп приёмов.
Словесные приёмы
В старшем дошкольном возрасте слово становится основным средством воздействия на ребёнка, оставив позади даже зрительный канал восприятия. Ребята 5–6 лет учатся составлять цельные, логичные монологические высказывания, активно включаются в диалог, поэтому речь взрослого для них представляет своего рода образец, модель для подражания.
Объяснение
Как уже было сказано, педагог вдаётся в детальное описание порядка выполнения упражнения только в первый-второй день знакомства с комплексом. Затем взрослый призывает самих детей вспоминать, что за чем выполняется. При этом даже в те первые 1–2 дня объяснения нужно строить логично, используя конкретные понятия, простые синтаксические конструкции и доступную для понимания малышами лексику.
Это интересно. Во многих ДОУ в старших группах вводятся дополнительные часы изучения иностранного языка. К тому же со многими детьми родители занимаются английским языком (французским, испанским и т.д.). Поэтому методически целесообразным может быть проведение зарядки на иностранном языке с привлечением актуального лексического материала. Например, при изучении частей тела, времён года и т.д.
Видео: утренняя гимнастика на английском языке «Части тела»
https://youtube.com/watch?v=h4eueDYPTIg Video can’t be loaded: Head, Shoulders, Knees & Toes - Exercise Song For Kids (https://youtube.com/watch?v=h4eueDYPTIg)
Загадки и стихотворения
Одним из наиболее актуальных вопросов, связанных с организацией любого вида деятельности в детском саду, является поиск подходящих способов мотивировать малышей. К беспроигрышным вариантам включить детей в работу относятся загадки: кроме актуализации опорных знаний, этот словесный приём ещё и пробуждает в ребятах азарт разгадать вопрос и дать ответ быстрее товарищей.
Загадки помогают привлечь внимание детей и отвлечь их от других видов деятельности
В своей практике я использую загадки перед началом сюжетных комплексов. Например, для блока «Явления природы», мы с малышами отгадываем, о каких именно проявлениях окружающей среды пойдёт речь:
- Ходил, бродил по крыше, То громко, то потише. Ходил, бродил, постукивал, Хозяев убаюкивал. (Дождь);
- Летом он, как дождь идёт, И собой природу бьёт. Плачет от него природа, Что же бьёт так с небосвода? (Град);
- Что за мостик разноцветный Мы увидим каждым летом Через речку, через лес. Повисел он и …исчез! (Радуга);
- Лёгкий, белый и пушистый, А на солнышке искристый, Лишь зимой у нас бывает И в ладошке быстро тает. (Снег).
Стихотворения также представляют собой отличную мотивационную основу. При проведении зарядки, состоящей из упражнений общеразвивающего характера без сюжета, с воспитанниками старшей группы мы повторяем стихотворение о пользе физкультуры:
- Мы бежим быстрее ветра! Кто ответит, почему? Ваня прыгнул на два метра! Кто ответит, почему? Оля плавает, как рыбка! Кто ответит, почему? На губах у нас улыбка! Кто ответит, почему? Может «мостик» сделать Шура! По канату лезу я. Потому что с физкультурой Мы давнишние друзья!
Рифмовки могут использоваться не только в качестве способа начать утреннюю гимнастику, но и как основа проведения зарядки, в которой слова иллюстрируются движениями.
Это интересно. Некоторые рифмованные комплексы могут носить соревновательный характер.
Таблица: примеры гимнастики в стихах для старшей группы
Название | Слова движения |
«Лесные животные» | Мишка ходит косолапый, Сильно расставляя лапы (изображаем, как, переваливаясь, ходит мишка), Белка прыгает по лесу – Рыжехвостая принцесса (подпрыгиваем). Очень плавно и без страха Ходит в поле черепаха (становимся на четвереньки и медленно передвигаемся). Лошадь бегает рысцою И прокатит нас с тобою (бегаем, перебирая ногами, как лошадь). Ну, а цапля, чудо-птица, Длинноногая девица, Простояла, словно свечка, На одной ноге весь вечер! (Все поджимают одну ногу и стоят так, кто сколько выдержит. Ведущий считает: один, два, три и т.д., дожидаясь проигравших. Кто дольше всех продержался, стоя на одной ножке, тот и выиграл). |
«Грибы» | Боровик ведёт зарядку: -Рассчитаться, по порядку! В шляпках круглых и на ножке, На полянах, у дорожки, На траве, во мху, в песочке, Появляются грибочки. Вот маслята-крепыши, Вот опята-малыши. Дождевой попив водички, Смотрят весело лисички, В шляпках красных сыроежки Приготовились к пробежке, Бодрый груздь бежит по склону, Рыжик делает наклоны, Загорелый моховик Среди листьев - Прыг, Прыг, Прыг! Только бледные поганки, Нахлобучили панамки И стоят под косогором С вредным дядькой мухомором. Без лентяев начинаем, Упражнения повторяем! Раз - повыше потянулись, Два - под листики пригнулись, Три - ползком в пушистый мох, Поворот на солнце, вдоооох. Приседаем - раз, два, три! Пять отжимов от земли! Молодцы! Скорее в душ И бегом в лесную глушь! |
Видео: зарядка в стихах в старшей группе
https://youtube.com/watch?v=FH8fXAJv_nA Video can’t be loaded: Зарядка в старшей группе детском саду № 54 СЕМИЦВЕТИК (https://youtube.com/watch?v=FH8fXAJv_nA)
Сказочные сюжеты
В 5–6 лет дети по-прежнему любят сказки. Поэтому в работе с детьми старшей группы я периодически использую этот словесный приём не только для мотивации малышей, но и как основу для обсуждения важности здорового образа жизни. Примером такой работы может служить сказка «Про Белку, которая зверей приучила делать зарядку по утрам». «В одном лесу жили-были медведь Топтыга, ёж Пыхтун, жаба Квакша и белка Стрелка. Каждый из них занимался своими делами: медведь мёд собирал, ёж грибами запасался, а жаба мух и комаров ловила. И так они уставали, что только диву давались, как это Стрелка всё успевает: орехи собирает, с детишками играет, домик свой каждый день убирает, а ещё и с подружками по вечерам встречается. Собрались звери и спрашивают у белки: «И как это ты, Стрелка, не устаёшь? Мы вот немного поработаем и засыпаем на ходу». А белка и отвечает: «Друзья, а вы замечали, чем я по утрам занимаюсь?» Но в такую рань Квакша, Топтыгин ещё спят, один ёжик Пыхтун вспомнил, как однажды проснулся рано и видел, как Стрелка зарядку делает. Тогда белка объяснила медведю, ёжику и жабе, что утром ей помогает проснуться утренняя гимнастика. И потом за целый день Стрелка много дел всяких успевает переделать. Попросили животные и им показать, как делать зарядку. Стала по утрам Стрелка их будить пораньше, упражнения разные показывать. И скоро Топтыгин, Пыхтун и Квакша перестали жаловаться на усталость, а стали успевать переделывать много-много дел, да потом ещё и вечерами на чай друг к другу ходить, своими достижениях хвастаться». После прослушивания сказки мы с ребятами обсуждаем сюжет, отвечая на вопросы:
- «Что удивило зверей в образе жизни Белки?»;
- «Почему Белка была такой шустрой и всё успевала?»;
- «Как помогла Стрелка медведю, ежу и жабе?»;
- «Как вы думаете, делать зарядку важно, или лучше поспать подольше?»
Это интересно. В старшей группе в перечень вопросов нужно включать 1–2 проблемных, чтобы ребята приучались рассуждать, анализировать и делать выводы.
При разработке сюжета следует учитывать, что:
- в сказку не стоит включать больше 1–2 поворота сюжета;
- персонажи должны быть запоминающимися (например, своими привычками или именами);
- к сюжету стоит подобрать игрушки или картинки, иллюстрирующие персонажей.
Сказки можно сопровождать наглядностью в виде картинок, подходящих по сюжету
Группа наглядных приёмов
Несмотря на то, что в старшем дошкольном возрасте при проведении зарядки наглядность не играет столь важной роли, как, например, в средней группе, иллюстрации к комплексам в работу включать всё равно стоит: детям так будет проще воспринимать порядок выполнения действий. То же самое можно сказать и о демонстрации: личный пример педагога - это лучший способ добиться от малышей правильности выполнения упражнения. Постепенно демонстрацию стоит оставлять за ребятами, которые успешно освоили выполнение того или иного движения.
Это интересно. В качестве демонстрационного образца можно использовать видео ролики, в которых упражнения выполняются сверстниками.
Практические приёмы при проведении утренней зарядки
Обычно такие способы взаимодействия с детьми применяются после завершения утренней гимнастики в качестве рефлексии. Отобразить свои впечатления от упражнений малыши могут в:
Группа игровых приёмов
Зарядка проводится в игровой форме, что помогает детям легче и быстрее осваивать комплексы упражнений. Кроме того, подвижные игры с элементами театрализации могут составлять отдельные блоки зарядки.
Таблица: примеры подвижных игр для утренней гимнастики в старшей группе
Какое умение (навык) отрабатывается | Название игры | Цели игры | Содержание |
Бег, ориентирование в пространстве | «Гуси-Лебеди» |
|
Участок зала отделяется под дом для гусей, в центре площадки - логово волка, а остальная площадь - луг. Пастух выгоняет гусей на прогулку, проговаривая рифмовку «Гуси, гуси, га-га-га…». На последние слова из логова выходит волк и старается поймать гусей, которые бегут к своему дому. По сигналу водящего-взрослого подсчитываются «потери». |
Развитие равновесия | «Танцующие платочки» |
|
Дети кладут яркий платочек на какую-то часть тела и стараются выполнять движения под ритм звучащей музыки. |
Укрепление мышц туловища, позвоночника, свода стопы | «Скок-поскок» | Учиться прыгать под ритм рифмовки, оттолкнувшись двумя ногами. | Малыши строятся в две шеренги напротив друг друга. По очереди прыжками добираются навстречу друг другу, параллельно выполняя дополнительные задания: присесть, поднять руки и т.д. |
Навык подражания | «Наш цирк» |
|
Дети становятся друг за другом, положив руки на плечи партнёра. Воспитатель называет животное, а малыши все вместе, не расцепляясь, показывают манеру движения этого персонажа. |
Развитие ловкости | «Ловишка, бери ленту» |
|
Дети становятся в круг, в центре - ловишка. Участники закладывают за пояс ленточку, по сигналу «бегите» разбегаются, а ловишка старается выхватить ленточки. По сигналу «собирайтесь в круг» дети возвращаются по местам и подсчитывают, сколько ленточек у ловишки. Повторяют игровые действия, выбрав другого ловишку. |
Навык лазания | «Котята и ребята» |
|
Дети делятся на тройки, в каждой есть хозяин и котята, которые забрались на 3 рейки гимнастической стенки. Хозяин зовёт котят выпить молочка, те спускаются. Но по сигналу «Усатенькие, песенки поют» возвращаются, а хозяин старается поймать «котёнка». Если удалось, игроки меняются местами. |
Развитие внимания | «Шишки, жёлуди, орехи» | Учиться концентрировать внимание на выполняемых действиях. | Дети становятся в круг, разбиваясь на тройки, в которых есть «жёлудь», «орех» и «шишка». По сигналу водящего, те, кого он назвал, должны поменяться местами. А сам водящий старается как можно быстрее занять пустующее место. Если ему это удалось, он становится персонажем, а тот, кто замешкался, водящим. |
Это интересно. В зарядку периодически, 1–2 раза в неделю, нужно вводить дыхательные и пальчиковые упражнения.
Картотека утренней гимнастики в старшей группе
При составлении блоков заданий для зарядки нужно стараться включать упражнения разных видов.
В комплексах утренней гимнастики можно чередовать упражнения с предметами и без
Таблица: пример составления сюжетных комплексов зарядки в старшей группе (фрагменты)
Название комплекса | Название упражнения | Содержание |
«Способные художники» | «Готовим краски» |
|
«Рисуем солнышко» |
|
|
«Рисуем воздушные шары локтями» |
|
|
«Рисуем колёса туловищем» |
|
|
«Рисуем домик коленом» |
|
|
«Размешиваем краску» |
|
|
«Загадочные рисунки» |
|
|
«Радуемся рисункам» |
|
|
«Виды спорта» | «Спортсмены на тренировке» |
|
«Штангисты» |
|
|
«Атлеты» |
|
|
«Гимнасты» |
|
|
«Пловцы» |
|
|
«Футболист» |
|
|
«Бегун» |
|
|
«Отдохнём» |
|
Таблица: пример составления картотеки упражнений с мячом для бессюжетной зарядки в старшей группе (фрагменты)
Упражнение | Суть |
Комплекс с мячом | |
«Подбрось-поймай» |
|
«Покажи соседу» |
|
«Наклоны» |
|
«Переложи мяч» |
|
«Приседания с мячом» |
|
«Прыжки» |
|
Заключительный этап |
|
Комплекс с гимнастической палкой | |
«Палку вверх» |
|
«Наклоны вниз» |
|
«Приседания» |
|
«Лёжа на животе» |
|
«Прыжки» |
|
Заключительный этап |
|
Временной план утренней гимнастики
Работа над упражнениями в комплексах зарядки проводится в три этапа.
Таблица: хронометраж этапов гигиенической гимнастики
Этап | Цели | Виды упражнений | Время |
Вводный |
|
|
1–2 минуты |
Основной |
|
|
3–4 минуты |
Заключительный | Восстановление давления и пульса |
|
1–2 минуты |
Это интересно. Иногда в заключительный этап вводятся элементы самомассажа.
При проведении зарядки на улице в первый и последний этапы необходимо добавить по 2 минуты на сборы и переодевание
Таблица: пример конспекта бессюжетного комплекса зарядки в старшей группе (фрагменты)
Этап (музыкальное сопровождение) | Содержание |
Вводный песня гр. Барбарики «Бананамама») |
|
Основной (песня «Забавы» из м/ф «Летучий корабль») |
|
|
Оксана Столь
Задачи: Упражнять в ходьбе и беге; упражнять детей в построении в три колонны; закрепить игровые упражнения с мячом. Развивать ловкость, глазомер, координацию движений.
Оборудование: мячи; музыкальное сопровождение (для ОРУ - минусовка "Чунга - Чанга")
1. Вводная часть.
Все собрались? Все здоровы? Заниматься все готовы?
Ну, тогда не ленись, на зарядку становись!
Построение в шеренгу, проверка осанки и равнение. Обычная ходьба, ходьба на носках («Великаны», ходьба на пятках («Пингвины») ходьба с высоким подниманием коленей («Цирковая лошадка», ходьба в приседе («Гуси») Переход на прыжки и бег, непрерывный, продолжительностью до 1 минуты в умеренном темпе. Поочередные подскоки на правой и левой ноге, боковой галоп, бег за хлестом голени, бег змейкой. Ходьба в колонне по одному, построение из одной колонны в три колонны.
2. ОРУ с мячом.
1. «Растем»
И. п. – ноги на ширине ступни, мяч перед грудью (руки согнуты в локтях)
1- мяч вверх, встаем на носочки, руки прямые; 2- вернулись в И. п.
2. «Наклоны»
И. п. – ноги на уровне плеч, мяч в прямых руках над головой.
1- наклон вправо (влево)2 – И. п.
3. «Приседание»
И. п. – пятки вместе, носки врозь, руки с мячом перед грудью, локти в стороны.
1- сели, руки выпрямили с мячом вперед, спина прямая; 2 – И. п.
4. «Рисуем мячом 8»
И. п. – ноги шире плеч, ребенок прокатывает мяч рукой между ног, образуя цифру 8; ноги не сгибаем в коленях.
5. «Покажем мяч и спрячем»
И. п. – сидя по турецки, мяч за головой; 1 – поднять прямые руки с мячом над головой; 2- вернуться в И. п.
6. «Дотянись мячом»
И. п. – сидя на полу, ноги вместе. Мяч над головой; 1 – наклониться и дотянуться мячом до носочков; 2 – вернуться в И. п.
7. «Прыжки» на двух ногах и ходьба на месте; мяч на полу.
8. «Мы футболисты» - упражнение на дыхание
И. п. – мяч на полу, руки на поясе; 1 – вдох – руки в стороны; 2- выдох – руки на пояс.
3. Заключительная часть. Перестроение в колонну по одному, ходьба по кругу.
Публикации по теме:
Январь, 1 - 2 неделя. «Зоопарк» I. Вводная часть. Собирайся-ка, народ, Ходьба обычная друг за другом. Отправляемся мы в путь. Ходьба.
Сентябрь, 1 - 2 неделя. «На огороде» I. Вводная часть. На огород мы все пойдем И овощей там наберем. Ходьба друг за другом. Дорога.
Ходьба в колонне по одному: Друг за другом мы идём За собой весь строй ведём, Спинки ровно распрямляем, Ноги выше поднимаем, И стараемся.
Комплекс утренней гимнастики для старшей группы Комплекс утренней гимнастики для старшей группы «Дни недели». Сентябрь. (1-2 неделя) 1. Ходьба за направляющим в колонне по одному, ходьба.
Конспект утренней гимнастики с гимнастической палкой в старшей группе. Программное содержание: Совершенствовать навыки выполнения общеразвивающих.
Конспект утренней гимнастики с родителями в старшей группе «К нам сегодня на зарядку Карлсон в гости прилетел» Цель: Способствовать укреплению здоровья воспитанников и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности. Задачи: - создать радостный.
Утренняя гимнастика в старшей группе «Дружба – это чудо!»
Утренняя гимнастика очень важный компонент физкультурно – оздоровительной работы с дошкольниками. Она направлена на оздоровление, укрепление, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков. Необходимость приступить после пробуждения к выполнению упражнений утренней гимнастики требует, а значит и воспитывает, волевые качества ребенка: настойчивость, дисциплинированность, упорство, самостоятельность.
В нашем детском саду созданы прекрасные условия для физического развития детей: есть просторный, хорошо оборудованный физкультурный зал, на территории детского сада большая спортивная площадка. Я, как инструктор предлагаю детям интересные формы проведения зарядки. Дети с удовольствием выполняют упражнения под музыкальное сопровождение, в игровой форме, что способствует бодрому началу дня. Профессионально подобранные физические упражнения для определенного возраста, способствуют физическому совершенствованию дошкольников. Помимо оздоровительных задач во время утренней гимнастики, мы решаем задачи нравственного воспитания, а именно формирование навыков сотрудничества и дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию зарядку, проведенную в парах.
Используемые образовательные технологии:
здоровьесберегающие, игровые, личностно – ориентированные.
Цель:
Способствовать укреплению здоровья и дружеских взаимоотношений между детьми.
Задачи:
Создать положительный эмоциональный настрой, дать заряд бодрости.
Развивать все группы мышц, координацию движений, чувство ритма, речевое дыхание.
Воспитывать привычку к ежедневным физическим упражнениям.
Развивать умение одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнения под музыку.
Формировать навыки сотрудничества и дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.
Утренняя гимнастика выполняется под музыкальное сопровождение.
1.Вводная часть.
Построение в шеренгу по росту. Выполнение команд.
Инструктор:
Каждый день у нас, ребятки, начинается…..
Дети:
С зарядки!
Инструктор:
И конечно, очень важно, чтоб зарядку делал …
Дети:
Каждый!
Перестроение в колонну по одному поворотом на месте.
Виды ходьбы и бега:
обычная ходьба: по сигналу воспитателя «один-двое» дети перестраиваются в колонну по два и по одному; обычный бег: по сигналу воспитателя «один-двое» дети перестраиваются в колонну по два и по одному; ускоренная ходьба с постепенным замедлением темпа. Перестроение в колонну по два поворотом в движении и в две шеренги (напротив) поворотом на месте.
2.Основная часть.
Комплекс общеразвивающих упражнений в парах.
1. «Вместе дружно потянулись,
И друг другу улыбнулись!»
И.п. – стоя ноги вместе, лицом друг к другу, взявшись за руки, руки внизу. 1-2 – шаг назад, руки вверх дугами наружу, потянуться, вдох, 3-4 – и.п., выдох; 5-8 – то же в другую сторону.
2. «Покачаемся немного,
В сторону отставим ногу».
И.п. – стоя ноги вместе, лицом друг к другу, взявшись за руки, руки вниз. 1-2 – шаг вправо (влево), ногу на носок, руки в стороны, вдох, 3-4 – и.п., выдох; 5-8 – то же в другую сторону.
3.«Силачи» .
И.п. – стоя ноги врозь, лицом друг к другу на расстоянии шага, правая рука вперед, левая согнута перед грудью, упираясь ладонями в ладони партнера. 1-14 – поочередное сгибание – разгибание рук при небольшом взаимном сопротивлении. 4. «Наклоняемся синхронно,
Вправо, влево, спину ровно!».
И.п. – стоя ноги врозь, спиной друг к другу вплотную. Руки на пояс. 1- наклон вправо, ощущая спину партнера; 2- и.п.; 3-4 – то же влево.
5. «А сейчас мы повернемся,
И друг другу улыбнемся».
И.п. – стоя ноги врозь, спиной друг к другу на расстоянии шага, руки к плечам. 1 – поворот вправо, правую руку вперед, коснуться ладони партнера; 2- и.п.; 3-4 – то же влево. 6. «Покрути педали вместе,
А останешься на месте!».
И.п.- лежа, напротив друг друга, 1-8 – синхронно с правой ноги выполняются движения вперед - назад;
7. «Приседаем очень дружно,
Спину прямо держать нужно».
И.п. – стоя ноги на ширине ступни, взявшись за руки, на расстоянии вытянутых рук друг от друга. 1-16 – приседания; 1-16 - ходьба на месте. 8. «Мы друзья».
И.п. – стоя ноги вместе, лицом друг к другу, руки опущены. 1-2 – шаг вперед, поворот головы вправо, руки в стороны, вдох; 3-4 – дети обнимают друг друга; 5-6 – и.п, выдох.
3.Заключительная часть.
Упражнение психотренинга с элементами самомассажа «Дружба».
«Дружат наши ручки, дружат наши пальчики» – дети массируют пальцы рук, растирают ладони одна об другую, добиваясь ощущения тепла;
«Дружат в нашей группе девочки и мальчики» - прижимают свои ладони к ладоням партнера, закрывают глаза, улыбаются и мысленно желают друг другу здоровья, счастья, радости.
Перестроение в колонну по два поворотом на месте.
Движение в обход обычной ходьбой парами со словами:
«Мы дружные ребята!
Пришли мы в детский сад.
И каждый физкультурой
Заниматься очень рад!»
ПЛАН – КОНСПЕКТ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ФИЛИАЛА № 1 «ЧЕБУРАШКА» МДОУ ДЕТСКИЙ САД «РОДНИЧОК» С.ТУРОЧАК, РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ Комплекс утренней гимнастики c кубиками Оборудование: бубен, кубики Одежда и обувь: футболки, шорты, чешки. Место проведения: физкультурный зал. Длительность: 10 минут Провел: воспитатель Скареднова И.С Цель: повысить работоспособность организма ребенка. 1) 2) 3) 4) Задачи: выполнять движения на развитие различных мышц: сгибатели и разгибатели пальцев, дельтовидная, трехглавая мышца плеча, трапециевидная, грудино-ключично-сосцевидная, большая грудинная мышца, прямая мышца живота, косые живота, широчайшая мышца спины, четырехглавая мышца, двуглавая, икроножная, камбаловидная, задняя большеберцовая; учить быстро и четко перестраиваться во время движения, соблюдать темп во время ходьбы и бега, выполнять упражнения ритмично и правильно, соблюдая технику выполнения; формировать умение сохранять правильную осанку и принятие правильных исходных положений; воспитывать дисциплинированность, выдержку. Структура утренней гимнастики, методы и приемы Вводная часть Содержание утренней гимнастики Длительность Темп Построение в шеренгу. 10 сек Средний «В одну шеренгу – становись!» Перестроение в колонну по одному 10 сек. Средний «В колонну по одному переступанием напра-во!». «Раз, два!» По команде «Переступанием направо!» на счет «раз» с поворотом туловища переставляется направо правая нога, на счет «два» левая нога приставляется к правой. Ходьба и бег между кубиками, поставленными в одну линию (расстояние между предметами 0,5 м) 30 сек Быстрый «В обход по залу шагом марш!» Нога ставится на опору с пятки, затем перекатом через ступню на носок переходит в отталкивание. Положение рук свободное. Спина прямая. «Между кубиками «змейкой» по прямой – шагом марш!». «Бегом между кубиками - марш!». Дети также «змейкой» бегут между кубиками. Бег свободный. Руки полусогнуты в локтях, движения рук естественны. При беге руки движутся вверх-вперед. Команда Указание Методические указания Основная часть Метод строго регламентиро ванного упражнения Показ Объяснение Ходьба с высоким подниманием коленей 10 сек. Средний «В обход по залу, с высоким подниманием коленей шагом марш!» Нога ставится сначала на переднюю часть, затем на всю стопу. Согнутая в колене нога поднимается вперед – вверх. Бедро принимает горизонтальное положение, голень образует с бедром прямой угол, носок оттянут вниз. Руки в стороны. Взмахи руками. Руки вперед, пальцы сжаты в кулаки («Петушки») «На месте – стой, раз, два!» Перестроение в две колонны 20сек. Средний На «Первый», «Второй» - рассчитайся!» «Первые» номера - шаг вперед – раз!». «Вторые» номера - на месте!» «В две колонны переступанием напра-во, раз, два!» «За направляющими двумя колоннами в обход по залу – шагом марш!» 8 раз Средний Приготовились выполнять первое упражнение. Встали, ноги на ширине ступни, кубики внизу, голову и спину держим прямо. Начали. 1 –поднять кубики в стороны; 2 – кубики через стороны вверх; 3 – кубики в стороны; 4 - вернуться в исходное положение. Закончили. 8 раз Средний Выполняем следующее упражнение. Ноги на ширине плеч, кубики за спиной. Начали. 1 – наклониться вперед, положить кубики на пол; 2 – выпрямиться, руки вдоль туловища; 3 – наклониться, взять кубики; 4 - выпрямиться, вернуться в исходное положение. Закончили. Общеразвивающие упражнения с кубиками 1.И.п.: стойка ноги на ширине ступни, кубики внизу; поднять кубики в стороны; кубики через стороны вверх; опустить кубики в стороны; и.п. 2. И.п.: стойка ноги на ширине плеч, кубики за спиной; наклониться вперед, положить кубики на пол; выпрямиться, руки вдоль туловища; наклониться, взять кубики; И.п. Подсчет 3.И.п.: стойка на коленях, кубики у плеч. Наклониться вперед, положить кубики на пол (подальше); Наклониться, взять кубики; И.п. 6-7 раз Медленный Приготовились выполнять третье упражнение. Стойка на коленях, кубики у плеч. Упражнение выполняем медленно. Начали. 1-2 – наклон вперед, положить кубики на пол дальше от себя; 3-4 – наклониться и взять кубики, выпрямиться, кубики у плеч. Закончили. 4. И.п.: стойка ноги на ширине ступни, кубики в обеих руках внизу; Присесть, вынести кубики вперед, постучать два раза кубиками один о другой; И.п. 6-7 раз Медленный Четвертое упражнение выполняем в медленном темпе. Встали прямо, ноги на ширине ступни, кубики в обеих руках внизу. Спина и голова прямая. Начали. 1-2 – присесть, вынести кубики вперед, постучать два раза кубиками один о другой; 2-3 – выпрямиться, опустить кубики вниз. Закончили. 5. И.п.: лежа на спине, кубики в обеих прямых руках за головой. Поднять прямые ноги вверх, коснуться кубиками колен. И.п. 5-7 раз Медленный Легли на спину, кубики в прямых руках за головой. Упражнение выполняем медленно. Начали. 1-2 – поднять прямые ноги вверх, коснуться кубиками колен; 3-4 – опустить ноги, вернуться в исходное положение. Закончили. 6. И.п.: о.с.: перед кубиками, лежащими на полу, руки произвольно. Прыжки на правой и левой ноге (на счет 1-8) вокруг кубиков в обе стороны в чередовании с ходьбой 2 раза Быстрый Следующее упражнение. Кубики лежат на полу, руки произвольно. «Прыжки вокруг кубика в правую сторону, начинай!». Дети на счет 1-8 выполняют прыжки вокруг кубика в правую сторону. Ходьба. «Прыжки вокруг кубика в левую сторону, начинай!». Дети на счет 1-8 выполняют прыжки вокруг кубика в левую сторону. Закончили. 7. И.п.: стойка ноги на ширине ступни, кубик в правой руке. Руки вперед, переложить кубик в 8 раз Средний Заняли исходное положение: стойка на ширине ступни, кубик в правой руке внизу, другой кубик лежит на полу. Голову и спину держим прямо. Начали. левую руку; руки назад, переложить кубик в правую руку; руки вперед; и.п. Заключитель Перестроение в колонну по одному ная часть Ходьба в колонне по одному с кубиками в руках Речевка 1 – руки вперед, переложить кубик в левую руку; 2 – руки назад, переложить кубик в правую руку; 3- руки вперед; 4 – опустить руки в исходное положение. Закончили. Взять второй кубик. 20 сек. Умеренный «На месте шагом марш!» «За направляющими в колонну по одному направо, в обход по залу шагом – марш!» 30 сек. Умеренный Нога ставится на опору с пятки, затем перекатом через ступню на носок переходит в отталкивание. Положение рук свободное. Спина прямая. « На месте, стой, раз, два!» «Покладите кубики на место!» «Каждый день зарядку делай, Будешь сильный, будешь смелый!»