Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Правила проведения гонки

Были очень похожи, почти идентичны, вплоть до 2010 года. Они были спроектированы и изготовлены компанией Red Bull Technology, так как обе команды и компания-изготовитель принадлежат концерну Red Bull GmbH .

Поскольку команды строят болиды по собственным технологиям и ввиду высокой конкуренции команд, в Формуле-1 постоянно рождаются оригинальные технические решения, что ведёт к прогрессу как гоночных болидов, так и дорожных автомобилей. Вместе с тем, со временем роль Формулы-1 как двигателя прогресса автомобильной промышленности постепенно снижается: с одной стороны из-за того, что немногие технические решения можно перенести без серьёзных изменений на серийную машину, и с другой стороны - из-за общего стремления организаторов серии снизить расходы команд.

Самым известным примером серийной технологии, впервые представленной в чемпионате мира Формулы-1, можно считать антипробуксовочную систему (АПС). Впервые система была представлена командой Ferrari в 1990 году . Затем, уже после запрета АПС в сезоне 1994 года , технология постепенно стала внедряться автопроизводителями на серийных автомобилях. Антипробуксовочная система же в Формуле-1 на некоторое время ещё появлялась, но вскоре была вновь отменена под предлогом того, что столь сложная электронная «начинка» болида нивелирует многие ошибки пилота.

Болиды участников чемпионата должны соответствовать техническому регламенту Формулы-1 и пройти тест на ударопрочность . Регламент и вся гоночная серия находится под управлением .

Страны и города, в которых проходили или планируется проведение Гран-при Формулы-1

Порядок проведения Гран-при, обязанности команд и пилотов определяются спортивным регламентом . Его положения должны неукоснительно соблюдаться всеми участниками чемпионата мира Формулы-1.

На Гран-при от одной команды могут выступать 2 пилота в квалификации и гонке. Кроме того в свободных заездах в пятницу команда может использовать третьего пилота, но принимать участие могут только 2 машины.

В случае болезни или иных уважительных причин третий пилот может заменить на квалификации и гонке одного из основных пилотов команды, но 3-й пилот может быть допущен к гонке только если он участвовал в квалификационных заездах. Очки, набранные запасным пилотом в гонке, будут начислены на его личный счёт в чемпионате мира; в борьбе за Кубок конструкторов эти очки будут прибавлены к счёту команды, как если бы за неё выступал основной пилот. В течение сезона за одну команду могут выступать, набирая для себя и для неё очки, до 4 пилотов.

Чтобы участвовать в Гран-при, пилот обязан получить суперлицензию Международной федерации автоспорта .

Свободные заезды

  • Свободные заезды проводятся в течение трёх сессий. Как правило, две сессии продолжительностью по 1,5 часа проводятся в пятницу, одна, продолжительностью в 1 час, - в субботу, перед квалификацией. На Гран-при Монако первые 2 сессии проходят в четверг, а последняя - так же как обычно - в субботу. В течение свободных заездов гонщики проезжают трассу в свободном, комфортном для них режиме, чтобы ознакомиться с трассой и настроить болид .
  • Чтобы участвовать в гонке, пилот обязан участвовать (то есть как минимум проехать 1 круг) по крайней мере в одной сессии свободных заездов.

Квалификация

Гонка

  • Гонка проводится в воскресенье , с 14:00 по местному времени в европейских странах и в более позднее время в азиатских странах и Австралии, чтобы трансляция в Европе не пришлась на слишком раннее утро . За гонку пилоты должны проехать количество кругов, которое заранее определяется исходя из длины круга автодрома . Количество кругов подбирается так, чтобы общая дистанция гонки была равна или минимально превосходила 305 км (исключение - 260 км на Гран-при Монако) . При этом гонка не может продолжаться более двух часов. Это означает, что если за 2 часа лидер не преодолеет всю дистанцию гонки, то по истечении 2 часов круг, на котором в данный момент будут находиться гонщики, будет объявлен последним.
  • За 15 минут до прогревочного круга гонки болиды должны покинуть пит-лейн и занять свои места на стартовой решётке согласно результатам . На стартовой решётке болиды могут обслуживаться персоналом команд, но за 15 секунд до прогревочного круга гонки все, кроме пилотов, сидящих в болидах, должны покинуть стартовое поле.
  • По сигналу светофора пилоты должны проехать прогревочный круг , во время которого они не имеют права обгонять друг друга. Прогревочный круг используется в основном для того, чтобы прогреть резину, улучшив таким образом её гоночные характеристики. По окончании прогревочного круга болиды снова выстраиваются на стартовой решётке и после сигнала светофора начинают гонку в соревновательном режиме.
  • В течение гонки команда может провести произвольное число пит-стопов для смены резины и/или проведения необходимого ремонта и обслуживания болида. С 2010 года дозаправка болидов в течение всей гонки запрещена, таким образом в болидах был увеличен топливный бак, что существенно сказалось на весе болида и его управляемости. Количество пит-стопов и то, как они будут распределены по ходу гонки, определяет стратегию гонки . Часто хорошая стратегия может привести к превосходству более слабой машины над более сильной. Чаще всего команды проводят от 1 до 3 пит-стопов для каждой машины, в зависимости от трассы и выбранной стратегии. Но в непредвиденных ситуациях количество пит-стопов может увеличиваться. Это может быть связано с неисправностью или повреждением болида , либо с внезапно изменившимися погодными условиями. В последнем случае на машине нередко не только меняется резина, но и регулируются углы атаки антикрыльев . В случае повреждения машины на пит-стопе могут быть заменены некоторые её части, такие как передний обтекатель с антикрылом, руль и т. п.
  • На каждую гонку выбирается два подходящих характеристикам трассы типа резины, одинаковые для всех команд. Если гонка не объявлена дождевой, каждый гонщик обязан использовать оба типа, что автоматически приводит к одному обязательному пит-стопу.
  • Заезжая на пит-лейн , гонщик обязан снизить скорость до 100 км/ч (на свободных заездах до 60 км/ч) . Исключение составляет гонка в Монако, где скорость проезда по пит-лейн ограничена отметкой в 80 км/ч. Нарушивший это правило получает штраф в виде проезда по пит-лейн . Это обусловлено как вопросами безопасности, так и тем, что иногда путь через пит-лейн короче пути по трассе (см. ). На пит-стоп пилот останавливается напротив боксов своей команды. В этот момент механики меняют резину, проверяют состояние болида, меняют поврежденные элементы и проводят другие необходимые модификации. В момент пит-стопа особенно заметна командная работа в Формуле-1: механики действуют быстро и слаженно, обычно пит-стоп занимает менее 5 секунд, а у некоторых команд, например McLaren или Ferrari, пит-стоп занимает менее 3 секунд.
  • По окончании гонки первые 10 пилотов, а также их команды, получают очки по системе 25-18-15-12-10-8-6-4-2-1. Пилоты, занявшие первое, второе и третье места, поднимаются на подиум и получают кубки . Также кубок получает представитель команды-победителя. В честь победителя звучит гимн его страны, а затем - гимн страны, за которую выступает команда победителя. Затем следует традиционный душ из шампанского : пилоты обливают друг друга шампанским, поздравляя с успешно проведённым Гран-при. В Бахрейне и Абу-Даби вместо шампанского используется безалкогольный газированный напиток, из-за исламских ограничений .
  • В исключительных случаях, когда продолжение соревнования угрожает жизни или здоровью людей, гонка может быть остановлена досрочно. При этом на трассе вывешивается красный флаг . Вопрос о возобновлении гонки в этом случае решается дирекцией Гран-При. Если гонка не возобновляется, и гонщики преодолели к этому моменту 75 % дистанции, то финишным результатом считается порядок мест, существовавший за два круга до остановки гонки (то есть если обгон лидера состоится на последнем или предпоследнем круге, то пилот, совершивший обгон, не будет признан победителем, см., например, инцидент на Гран-при Бразилии 2003 года). Если же к моменту остановки гонки гонщики не прошли 75 % дистанции и гонка не возобновляется, то гонщики получают половину от положенных им очков.

Чемпионат мира и Кубок конструкторов

Каждый сезон Формулы-1 является соревнованием пилотов за чемпионат мира, а конструкторов - за Кубок конструкторов . На протяжении сезона очки, набранные пилотом на Гран-при, складываются с очками, которые уже есть на его счету. Конструктор получает за каждую гонку все очки, набранные обоими её пилотами. В конце сезона производится подсчёт очков и выявляются победители в обеих номинациях.

Спортивная рабочая группа Формулы-1 приняла новую систему начисления очков на 2010 год. Согласно этой системе, очки получают первые 10 гонщиков, за победу начисляется 25 очков. Принятие новой системы вызвано увеличением числа машин на стартовом поле с 20 до 24, а также желанием увеличить разницу между первым и вторым местом.

Текущая таблица начисления очков выглядит так:

  • 1 место - 25 очков;
  • 2 место - 18 очков;
  • 3 место - 15 очков;
  • 4 место - 12 очков;
  • 5 место - 10 очков;
  • 6 место - 8 очков;
  • 7 место - 6 очков;
  • 8 место - 4 очка;
  • 9 место - 2 очка;
  • 10 место - 1 очко.

В сезонах 2003-2009 годов очки получали первые 8 пилотов, если они попали в итоговую классификацию . Очки начислялись по следующему принципу:

  • Личный зачет - 10-8-6-5-4-3-2-1, учитывались результаты всех гонок;
  • Кубок конструкторов - 10-8-6-5-4-3-2-1, учитывались результаты всех гонок.

С 1991 до 2002 года включительно использовалась следующая система:

  • Личный зачет - 10-6-4-3-2-1, учитывались результаты всех гонок;
  • Кубок конструкторов - 10-6-4-3-2-1, учитывались результаты всех гонок.

С 1961 года очень длительный период, до 1990 года включительно, работала следующая система:

  • Личный зачет - 9-6-4-3-2-1, при этом в зачет шли в разные годы от 9 до 12 лучших результатов за сезон;
  • Кубок конструкторов - 9-6-4-3-2-1, учитывались результаты всех гонок.

С начала чемпионата, с 1950 по 1960 годы включительно очки распределялись таким образом:

  • Личный зачет - 8-6-4-3-2 и 1 очко за быстрый круг в гонке в 1950-1959 годах;
  • Личный зачет - 8-6-4-3-2-1 в 1960 году;
  • учитывались результаты от 4 до 6 лучших гонок в разные годы; очки, набранные несколькими гонщиками, сменявшими друг друга по ходу гонки, делятся поровну между ними;
  • Кубок конструкторов (разыгрывался с 1958 года) - 8-6-4-3-2; учитывались результаты 6 лучших гонок; не учитываются результаты Гран При США в Индианаполисе; один и тот же конструктор получает лишь очки за лучшую финишную позицию.

Основные характеристики болидов

Характеристики болида определяются техническим регламентом , за соответствием которому следят стюарды Международной федерации автоспорта .

Шасси

Болид Формулы-1 представляет собой углепластиковый монокок с четырьмя расположенными вне корпуса колёсами, из которых задние два являются приводными , а передние - ведомыми . Пилот располагается в тесной кабине (кокпите) в передней части болида и управляет им с помощью руля и педалей тормоза и газа.

Хотя машины Формулы-1 нередко превышают скорость 300 км/ч, по абсолютной скорости Формула-1 не может считаться самой быстрой автогоночной серией, так как многие параметры моторов в ней существенно ограничены (ограничен объём, запрещён турбонаддув , и т. п.). Тем не менее, по средней скорости на круге среди шоссейно-кольцевых автогонок (исключая т. н. «овалы») Формуле-1 нет равных. Это становится возможным благодаря очень эффективным тормозам и аэродинамике .

Мощность двигателей 750-770 л.с. Системы предварительного охлаждения воздуха запрещены. Также запрещено подавать в двигатель что-либо, кроме воздуха и горючего .

Начиная с 2008 года регламент на моторы «заморожен», то есть доработки двигателей запрещены за исключением отдельных изменений, связанных с надёжностью . При этом FIA утверждает каждое такое изменение. Некоторые команды использовали это право (по мнению Флавио Бриаторе) для увеличения мощности двигателей . Кроме того, происходит улучшение состава горючего и смазочных материалов . В 2010 году в связи с отменой дозаправок особое значение приобретает экономичность мотора, так как на старте у машин с более экономичными моторами может быть меньше топлива.

После окончания сезона 2008 года руководство Формулы-1 и FIA предлагало переход на стандартные моторы, что, по мнению инициаторов предложения, должно было сократить расходы команд . 17 октября 2008 года FIA объявило тендер на поставку стандартных моторов для всех команд Формулы-1. Эта инициатива встретила неодобрение среди ряда команд, связанных с автопроизводителями; в частности Ferrari объявила о возможности ухода из чемпионата в случае принятия такого предложения . Позже ассоциация команд Формулы-1 (FOTA) сделала ряд предложений по снижению затрат, включая поставку моторов по ценам в пределах пяти миллионов долларов .

10 декабря 2010 года на заседании Всемирного совета FIA было принято решение о переходе с сезона 2013 года на четырёхцилиндровые турбо двигатели, объёмом 1,6 л., с давлением впрыска топлива до 500 бар и ограниченным до 15 тысяч числом оборотов . Однако в июне 2011 года FIA отложила введение новых моторов на 2014 год и вместо четырёхцилиндровых рядных моторов будут введены шестицилиндровые V-образные .

KERS

Начиная с сезона 2009 года в болидах Формулы-1 вводится система рекуперации кинетической энергии (KERS) - специальное приспособление, позволяющее аккумулировать кинетическую энергию болида на участках торможения, отдавая её при разгоне. При этом конкретный принцип рекуперации не предписывается. Перед началом сезона 2009 года из всех команд-участниц чемпионата лишь Williams объявила о разработке механической системы рекуперации, в то время как все остальные отдали предпочтение электрической, с применением специальных аккумуляторов . Также, в начале 2009 года поступило предложение о применении стандартной системы рекуперации . В 2010 году команды заключили джентльменское соглашение, согласно которому они не будут использовать KERS. В 2011 году ограничение снято.

Безопасность

В Формуле-1 огромное внимание уделяется безопасности пилотов. Ни один болид не сможет выйти на старт гонки, если он не пройдёт всех необходимых проверок, в частности краш-тестов . Особенно остро вопрос безопасности встал после трагической гибели в один и тот же уикенд 1994 года на трассе в Имоле Айртона Сенны и Роланда Ратценбергера , а также получившего тяжёлую травму рёбер на пятничной тренировке Рубенса Барикелло . Внесённые в конструкцию болидов изменения привели к значительному увеличению безопасности гонщиков, особенно при лобовых и боковых столкновениях.

С 1996-го года боковины кокпита были значительно подняты и усилены, чтобы защитить гонщика при боковых ударах. Для предохранения пилота при переворотах позади кокпита расположены дуги безопасности. Также регламентировано, что в любой ситуации пилот должен иметь возможность покинуть болид не более чем за 5 секунд, для чего ему нужно лишь расстегнуть ремни безопасности и снять руль.

Гонщики Формулы-1 одеты в специальные комбинезоны фирмы Sparco , выдерживающие открытое пламя в течение 14 секунд. Кроме того, гонщики обязаны надевать бельё, подшлемники, обувь и перчатки из негорючих материалов, изготовленные сертифицированными производителями. Шею гонщиков, подвергающуюся во время аварий огромным нагрузкам, защищает система защиты шеи и головы пилотов HANS (Head And Neck Support), адаптированная для нужд Формулы-1.

Электроника

Как и любой продукт высоких технологий, автомобиль Формулы-1 наполнен электроникой , помогающей достичь наилучших результатов в гонке. Вся электронная начинка болида инспектируется FIA перед сезоном и не может меняться в течение него.

Хотя некоторые узлы болида имеют электронные составляющие, запрещены системы, явно помогающие управлять болидом (например системы контроля старта). Кроме того, все команды обязаны использовать унифицированный блок управления двигателем (англ. ) (ECU). В последнее время наблюдается тенденция по снижению количества электроники в болидах, что повышает роль гонщика в управлении машиной.

С болида Формулы-1 непрерывно передаётся телеметрия - информация о состоянии и поведении машины. За телеметрией следит персонал команды. Обратная связь запрещена, то есть управлять болидом из боксов нельзя.

Шины

Не следует однако полностью отождествлять класс «Формула-1» и чемпионат мира ФИА. Зачастую в мире проводилось на порядок больше крупных гонок (в том числе и в наивысшем гоночном классе), нежели входило в чемпионат мира. Немногие гонщики выбирали для участия исключительно этапы чемпионата мира: они принимали участие в самых разных гонках, в том числе и необязательно на машинах с открытыми колёсами. Автомобили Формулы-1 выступали не только в чемпионате мира, но и в других, внезачетных гонках, как правило, имевших самостоятельный статус. Так, из 22 гонок, проведённых в г. с участием автомобилей Формулы-1, только 5 шли в зачёт чемпионата мира. Кроме чемпионата мира автомобили Формулы-1 применялись также в южноафриканском чемпионате Формулы-1 (1960-1975) и британском чемпионате Формулы-1 (1977-1980, 1982).

В то же время и сам чемпионат мира не всегда проводился по правилам Формулы-1. Так, входившая в зачёт чемпионата американская гонка Инди-500 проходила по собственному регламенту, на машинах, именуемых «индикарами ». Когда в 1951 году ФИСА объявила новые правила Формулы-1, вступающие с 1954 г., никто не хотел готовить автомобиль на сезоны 1952-1953 гг. по старым правилам, и, из-за отсутствия достаточного числа участников, чемпионат мира был проведён по правилам Формулы 2.

Ситуация полностью изменилась в начале 1980-х , когда после «войны FISA-FOCA » был принят Договор согласия (англ. ). С этого момента гонки в классе «Формула-1» проходят только в рамках чемпионата мира. Фактически исчезло само понятие класса «Формула-1» и появилась гоночная серия Формула-1, коммерческие права на которую отделены от спортивных, относящихся к ведению ФИА.

Рождение Формулы-1 (1950-1980)

В 1980-е годы в чемпионате образовалась группа так называемых топ-команд : Ferrari , McLaren , Williams , Бенеттон (в настоящий момент называется Лотус). Конец 1980-х и начало 1990-х годов прошло под знаком легендарного противостояния Айртона Сенны и Алена Проста . Именно из-за него сезон 1988 многими признается лучшим в истории чемпионатов мира: пара Прост-Сенна, выступавшая вместе в команде McLaren, одержала 15 побед на 16 Гран-при (16-я победа досталась Герхарду Бергеру , который закончил гонку лидером на первом для Ferrari Гран-при Италии без «Комендаторе» Энцо Феррари). Точка в соперничестве была поставлена в 1994 году , когда Ален Прост завершил свою карьеру, а Сенна попал в смертельную аварию на Гран-при Сан-Марино 1994 года . Смерть одного из величайших гонщиков потрясла весь мир и сильно повлияла на стандарты безопасности. После гибели Сенны ни один пилот не погибал на трассе Формулы-1.

Стремительный прогресс технологий и приход крупных автопроизводителей в Формулу-1 привели к огромному росту затрат. На начало XXI века бюджет многих команд Формулы-1 составлял несколько сотен миллионов долларов в год . Это привело к тому, что с 1990 года 28 команд покинуло Формулу-1 из-за нехватки средств для конкуренции с лидерами чемпионата.

Двадцать первый век (2000-2009)

Начало XXI века в Формуле-1 прошло под безусловным доминированием команды Феррари : с 2000 по 2004 гг. пилот Феррари Михаэль Шумахер выиграл все чемпионские титулы, а сама команда завоевала Кубок конструкторов. На данный момент Шумахер является семикратным чемпионом (он взял ещё 2 титула в и гг., выступая за команду Benetton). Ему же принадлежит множество других рекордов в Формуле-1. В и годах преимущество болидов Феррари было столь велико, что итальянская команда не оставила остальным ни единого шанса. Подавляющее превосходство одной команды над остальными могло быть одной из причин многочисленных перемен в спортивном регламенте .

Руководство и владельцы

Спортивный и технический регламент Формулы-1 устанавливает Международная автомобильная федерация (FIA).

Коммерческими правами в Формуле-1 ведает группа компаний Formula One Group (англ. ) , которая контролируется холдинговой компанией Delta Topco, зарегистрированной в офшорной зоне на острове Джерси . Фактическим владельцем Формулы-1 является зарегистрированная в Люксембурге инвестиционная компания CVC Capital Partners (англ. ), которой принадлежит около 70 % акций Delta Topco, ещё около 20 % принадлежит JPMorgan Chase , 5,3 % принадлежит Берни Экклстоуну , который является президентом и исполнительным директором Formula One Management (англ. ) (FOM) и Formula One Administration (англ. ) (FOA), входящими в структуру Formula One Group, а также руководит Delta Topco.

«Королева автоспорта»

Многие называют Формулу-1 «королевой автоспорта», «вершиной автоспорта», «королевской формулой» , «королевскими автогонками». Формула-1 считается наиболее престижной гоночной серией в мире, и для большинства гонщиков выступление в ней становится целью всей жизни. С одной стороны, такое отношение связано с большой популярностью гоночной серии, а с другой - с высочайшими техническими достижениями Формулы-1, делающими её болиды самыми быстрыми гоночными машинами в рамках ограничений, устанавливаемых техническим регламентом . Несмотря на то, что из-за серьёзных ограничений регламента, скорости в Формуле-1 не самые высокие в автогонках, и уступают, например, серии Champ Car (так в этой серии рекорд максимальной скорости был поставлен Жилем де Ферраном на квалификации к последней гонке сезона 2000 г. Мальборо 500 на треке в Фонтане, когда он прошёл круг со средней скоростью 388 км/ч., а максимальная моментальная скорость, по некоторым сведениям, была достигнута Полом Трейси в 1996 г. на треке в Мичигане, когда он разогнался до 415 км/ч во время одной из практик. Эти показатели самые быстрые из когда-либо достигнутых в кольцевых автогонках), конкуренция между командами способствует повышению технического уровня по другим направлениям. Например, всё большему совершенствованию тормозной и аэродинамической систем. Потраченные миллиарды долларов и работа ведущих технических специалистов приводят к созданию узлов машины, наиболее эффективных при действующих ограничениях регламента.

Формула-1 является самым дорогим видом автоспорта. Бюджеты успешных команд измеряются сотнями миллионов долларов . Гонорары ведущих пилотов и ведущих специалистов измеряются миллионами (а иногда десятками миллионов) долларов

Быстрое прохождение круга требует от гонщика высочайшей концентрации. В течение полутора часов сердце гонщика бьётся с частотой 180 ударов в минуту, а в квалификации пульс ещё на 50 ударов в минуту выше.

Преодолевая жёсткую конкуренцию, почти всю жизнь гонщики движутся к вершине автоспорта, но лишь немногим удаётся достичь поставленной цели. Гоночную карьеру все пилоты обычно начинают в очень юном возрасте с картинга . Карты недорого стоят, имеют небольшие размеры и весьма безопасны, что делает эти машины идеальными кандидатами для обучения десятилетних детей. Затем спортсмены переходят в «младшие Формулы» национальных чемпионатов, среди которых по традиции выше всех ценятся чемпионаты Великобритании . Далее следуют европейские чемпионаты.

Кроме того, вид автогонок тем выше, чем мощнее участвующие в ней болиды. Во многих видах шоссейно-кольцевых автогонок гонщики выступают на одинаковых машинах, поэтому на первое место там выходит личное мастерство пилотов.

Лестница к вершине автоспорта традиционно представлена такими этапами, как:

  • Мировая серия Рено (2.0), Формула Ford (англ. )
  • GP2 (предшественники - Формула-2 и Формула-3000), А1 Гран-при
  • Формула-1

Ввиду кардинальных отличий в управлении автомобиля с открытыми колёсами и кузовной машиной , пилоты редко начинают свою карьеру в кузовных чемпионатах. Однако многие пилоты, особенно американского происхождения, начинают карьеру в американских гоночных сериях ChampCar , IndyCar и других. Но чаще всего, они там и остаются, не пытаясь пробиться в Формулу-1. Это связано с меньшей популярностью Формулы-1 в США и Канаде , чем в Европе или Южной Америке.

Попав в Формулу-1, пилоты уже зачастую не могут участвовать в других гоночных сериях из-за ограничений, накладываемых на них подписанным контрактом. Здесь играют свою роль и требования спонсоров команды, которых не устраивает выступление «их» гонщика за другие команды (с возможно другими спонсорами), и риск гонщика получить травму при участии в других гонках (и соответственно невозможность выступления за основную команду), и попросту нехватка времени. В современной Формуле-1 пилот может отправиться на тесты в понедельник, практически сразу после участия в гонке. Гонщик также должен выделять время на общефизическую подготовку, знакомство с трассами и даже регулярно появляться на различных мероприятиях для прессы и спонсоров, организуемых командой.

Есть только две гонки, в которой регулярно участвуют действующие гонщики Формулы-1: это «гонка чемпионов » и картинговая гонка в парижском Дворце спорта «Берси» (ELF Masters Karting). Вместе с тем, обычно пилоты, не выступающие непосредственно в гонках (тестеры команды) могут пользоваться определённой свободой в перерывах между сезонами Формулы-1.

Единственное ограничение, накладываемое FIA на участие гонщиков в других сериях, было принято в 1958 году . Оно явно запрещало гонщику участие в более чем одной гонке за 24 часа. Ранее подобное ограничение уже применялось к этапам чемпионата мира в классе «Формула-1» и появилось оно в 1952 году после аварии Фанхио на Гран-при Италии . Хуан Мануэль за день до старта выступал в гонке в Северной Ирландии , а затем, после ночи в поезде, прибыл в Монцу за час до старта гонки. В состоянии сильнейшего переутомления Фанхио потерял контроль над машиной на втором круге гонки.

Факты

Нумерология

В то же время, следует отметить, что чемпион того самого 1973 года Джекки Стюарт также ушёл из чемпионата будучи действующим чемпионом. Но в сезоне 1974 года номера 0 не было, а под номером 1 выступал Ронни Петерсон из команды «Лотус», фактически унаследовавший номер от чемпиона 1972 года Эмерсона Фиттипальди, перешедшего в «МакЛарен».

Прочие факты

См. также

Примечания

  1. Основы Формулы-1 были заложены в 1946; первая гонка прошла в 1947; первым сезоном чемпионата был 1950.
  2. Презентации новых машин: Scuderia Toro Rosso STR5 , f1news.ru
  3. Спортивный регламент Формулы-1, раздел 19.1 b ii
  4. Примечание 3 спортивного регламента. § 3. Гимны
  5. Время старта Гран-при Малайзии перенесли в угоду европейцам
  6. Спортивный регламент Формулы-1, раздел 5.3
  7. 100 км/ч начиная с 2009 г., ранее - 80 км/ч
  8. Спортивный регламент Формулы-1 на 2009 год (англ.)
  9. На Гран-при Бахрейна Шумахер вместо шампанского обольет соперников лимонадом
  10. Регламент на моторы заморожен…
  11. Флавио Бриаторе: Вопрос с моторами будет решен
  12. Компания Elf помогла прогрессу Renault
  13. Экклстоун хочет ввести стандартные моторы в 2010-м…
  14. FIA анонсировала тендер на поставку моторов
  15. В FOTA готовят ответ Мосли
  16. Ferrari предупреждает FIA о возможном уходе
  17. Команды рассматривают меры по сокращению затрат
  18. FOTA подтвердила поставку недорогих моторов
  19. FIA утвердила переход на четырёхцилиндровые турбомоторы
  20. Новый регламент на моторы отложен до 2014-го , f1news.ru, 22 июня 2011
  21. Механическую KERS покажут в январе
  22. Новый взгляд Мосли на проблему KERS
  23. В Bridgestone подвели итоги тестов в Хересе…
  24. Согласно Договору Согласия (англ. ) 47 % доходов от телетрансляций передавалось командам, 30 % - FIA и 23 % - компании «Управление и продвижение Формулы-1» (то есть собственно Экклстоуну).
  25. Чем меньше топлива в баках, тем с меньшей мощностью может работать двигатель в течение того же промежутка времени. Таким образом, если команда хотела сохранить прежнюю мощность и скорость мотора, ей пришлось бы совершать лишний пит-стоп для дозаправки болида.
  26. http://www.f1news.ru/memuar/budget2004.shtml - Бюджеты команд в 2004 году по данным журнала Autosport.
  27. Решения Всемирного совета FIA: Изменения в правилах
  28. Формула-1. Это конец
  29. http://ec.europa.eu/competition/mergers/cases/decisions/m4066_20060320_20212_en.pdf
  30. CVC takes wheel with GP2 - Telegraph
  31. Воротилы бизнеса покупают акции Формулы 1
  32. Технические работы
  33. См., например, слова Гюнтера Штайнера, технического директора команды Jaguar в интервью журналу F1Racing .
  34. Бюджеты команд сократились на 10 процентов
  35. Стоимость круга гонщика в 2009 году
  36. Рикардо Чекарелли: «В мире нет спорта, сравнимого с F1»
  37. www.formula1.com
  38. www.formula1.com
  39. www.manipef1.com
  40. www.formula1.com
  41. Гран При Европы"93: Урок для Профессора... (рус.) . - «Бразилец творил, что хотел – менял шины с дождевых на слики и обратно, проехал быстрейший круг гонки через пит-лейн (скорость там еще не была ограничена)».

Правила Формулы-1.

1. Участники (команды)
Каждый участник (команда) должен сконструировать собственные шасси и представлять от себя во всех гонках сезона два болида и пилота. Любой участник, пропустивший гонку, должен уплатить штраф в весом размере, кроме тех случаев, когда его отсутствие на гонке было вызвано форс-мажорными обстоятельствами. Максимальное число команд, участвующих в гонке определяет FIA регламент (у каждой из команд по 2 болида).

2. Ограничения по размеру болидов.
Высота: не может превышать 37,43 дюйма (95 см).
Ширина: не может превышать 70,92 дюйма (180 см).
Минимальный вес: 1,322.76 футов (600 кг), включая водителя.
Максимальная ширина колес:
передние 13,98 дюйма (35,5 см)
Задние 14,97 дюйма (38 см)
Минимальная ширина колес:
передние 12,07 дюйма (30,5 см)
Задние 14,38 дюйма (36,5 см)
Максимальный диаметр колес 26 дюймов (66 см)

3. Шины.
На каждой покрышке для сухой погоды должны быть четыре круглозамкнутых борозды-углубления. Размеры углублений — 0,01 дюйма (2,5 мм) в глубину, 0,052 дюйма (14 мм) в ширину на поверхности, сужающихся до 0,04 дюйма (10 мм) к основанию. Производитель шин должен представить не более трех моделей шин для дождливой погоды с разным рисунком протектора на каждое Гран-При.

4. Двигатель.
Двигатель должен быть 3-х литровым (183 дюйма куб.) V10, четырехтактным с движущимися поршнями. Перегрузка и турбонаддув запрещены. Основные части коленвала и распредвала должны быть выполнены из стали или отлиты из железа. Поршни, головки цилиндров и блоки цилиндров не могут быть составными конструкциями, использующими углеродистые и армидистые покрытия. Мощность двигателей, используемых в Формуле-1 примерно 800 л. с.
Максимальное число оборотов в минуту примерно 18000

5. Топливо.
Топливо, используемое в Формуле-1 не этилированно и состоит из компонентов, из которых состоит обычное топливо, находящееся в свободной продаже. Перед использованием топлива участник должен представить его образец для анализа и одобрения FIA. Результаты анализов образцов, взятых в течение сезона, должны соответствовать результатам анализов образца, представленных перед сезоном.

6. Топливный бак.
Топливный бак должен быть отдельным прорезиненным баллоном и соответствовать требованиям безопасности. Он должен находиться между водителем и двигателем. Топливный бак разделен ячейками, что предотвращает взрыв бака при возгорании.

7. Электроника.
Электронные приспособления, помогающие водителю, такие как контроль тяги и АБС — анти-блокирующая система, и тд.. Определяется текущем регламентом FIA.

8. Трансмиссия.
Использование автоматической коробки передач запрещено.
Число передних передач — от 4 до 7. Задняя передача также должна присутствовать.

9. Подвеска.
Все машины должны быть оснащены пружинящей подвеской.
Компьютеризированные «активные» системы подвески запрещены.

10. Кабина.
Пилот должен иметь возможность расстегнуть ремни безопасности, снять рулевое колесо и выбраться из болида (за 5 секунд) и затем установить обратно рулевое колесо. На все действия он должен затратить не более 10 секунд.

11. Место пилота.
Должно быть возможным вынуть место пилота из машины вместе с самим пилотом.

12. Практика и квалификации.
практика проводится для подбора настоек для предстоящего GP.
Квалификация проводится для определения стартовых мест на старте гонки.
Квалификация делится на 2 части. первая часть служит для определения порядка выхода пилотов на трассу во второй квалификации. Вторая квалификация служит для окончательного распределения стартовый позиций в гонке.

13. Правило 107-ми процентов.
Сейчас это правило практически не действует. Маршалы гонки сами определяет по ходу всех сессий перед гонкой, может ли пилот принять участие в GP.

14. Поул-позишн.
Самый быстрый круг в квалификации дает пилоту «поул-позишн», т. е. наивыгоднейшую стартовую позицию в основной гонке. Каждому пилоты отводится 1 круг во время первой и второй квалификации.

15. Колеса.
Каждый пилот может использовать максимум 32 «сухих» и 28 «дождевых» комплекта резины. Перед квалификацией каждый водитель может использовать сухопогодную резину двух разных модификаций, но для использования в квалификации и гонке должен выбрать только одну.

16. Заправка.
Все пилоты в квалификации (2) заправляют определенное кол-во топлива, которое они не могут менять до старта гонки. Заправка в течении гонки разрешена. Команды должны использовать одинаковые заправочные установки, которыми их снабжает FIA. Скорость потока горючего у такой установки составляет примерно 3,2 галлона (12 литров) в секунду.

17. Предел скорости в пит-стопе.
В пит-стопе — 37 mph (60 км/ч) в течении квалификации. В течении гонки — 50 mph (80 км/ч) Хотя эта скорость может изменяться в пределах от 80 до 120 км/ч (50-74 mph) в зависимости от конкретной трассы.

18. Предстартовая подготовка.
— 30 минут перед запланированным временем старта Ответвление от трассы к пит-стопу открывается, и машины выезжают на тренировочный круг и затем занимают свои позиции на стартовой сетке.

— 17 минут перед стартом Сирена возвещает о закрытии выхода из пит-стопа через 2 минуты.

— 15 минут перед стартом Выезд из пит-стоп закрывается. Любой машине, которая не покинула пит-стоп до этого времени, разрешается стартовать из пит-стопа после того, как весь пелетон проехал мимо пит-стопа на первом круге (т. е. после старта).

— 10 минут перед стартом Показывается сигнальная панель. Гудит сирена. Все, кроме пилотов, должностных лиц и техперсонала команд должны покинуть место старта. Замена колес и заправка запрещены до старта.

— 5 минут перед стартом Показывается сигнальная панель. Сирена. Одна из 5-ти пар красных огней гаснет. Начинается предстартовый отсчет. Все машины должны быть поставлены на колеса. Если машина не поставлена на колеса до этого времени, то пилот должен будет начинать гонку с конца стартовой сетки или же из пит-стопа.

— 3 минуты до старта Показывается сигнальная панель. Сирена. Остается гореть 3 пары красных огней. Пилоты должны занять место в своём болиде.

— 1 минута до старта Показывается сигнальная панель. Сирена. Горят 2 пары красных огней. Двигатели запущены. Техперсонал должен покинуть место старта.

— 15 секунд до старта Сигнальная панель. Сирена. Горит пара красных огней.

19. Время старта.
Красные огни гаснут, загораются зеденые. Машины выезжают на прогревочный круг. Практически, старт еще не разрешен. Машины, которые не смогли покинуть место старта за то время, пока другие машину проезжают круг, должны быть удалены с места старта и будут начинать гонку с той же позиции. Обгон запрещен, если машина задержалась, когда стартовала с места и машины сзади не могут обойти ее без задержки на трассе. В этом случае пилоты могут обойти эту машину только для того, чтобы встать на свою стартовую позицию.

20. Старт гонки.
В конце прогревочного круга машины занимают свои позиции на стартовой сетке. Двигатели запущены и маршалы сигнализируют машинам занять свои места. Когда все машины заняли свои позиции, стартующий зажигает 5 пар красных огней и начинает пятисекундный отсчет, гася каждую секунды по паре огней. Одна секунда после старта. Все красные огни погашены, гонка началась. За фальстарт назначается штрафное время — 10-ти секундная задержка в пит-стопе. Фальстарт определяется с помощью маячка FIA, установленного на каждой машине.

21. Прерванный старт.
Если водитель «заглох» перед стартом, то он должен поднять свои руки вверх и старт будет отменен. Машины уйдут на второй прогревочный круг, а водитель, который явился причиной отмены старта, будет удален с трассы и его позиция будет доступна другим. Сам он займет последнею позицию на старте или будет стартовать из пит-лейна.

1. Перед прогревочным кругом.
Если старт должен быть прерван после закрытия пит-стопов и перед прогревочным кругом, то будут зажжены мигающие оранжевые огни на старте. Они будут гореть до того времени, пока не будет рассчитано новое время старта.

2. Перед стартовым сигналом.
Если старт должен быть прерван после прогревочного круга но до стартового сигнала, также будут зажжены оранжевые мигающие огни. Они будут гореть до того времени, пока не будет рассчитано новое время старта.

3. После показа красного флага.
Если гонка должна быть остановлена, то будут приложены все усилия, чтобы она началась снова в течение 20-ти минут после поднятия красного флага.

22. Изменения, связанные с мокрой трассой.
Стандартная предстартовая подготовка может быть изменена из-за намокания трассы: Если трасса была сухой на протяжении всей практики, но стала мокрой (или влажной) после прогревочного круга или минимум за 60 минут до планируемого старта, будет разрешена 15-ти минутная практика.

Если дождь начался после пятиминутного сигнала, но перед стартом гонки, будут зажжены аварийные огни, командам разрешат поменять резину и старт начнется с 15-ти минутной отметки. Если машины уже стартовали и Race Director решил, что уровень воды на трассе делает гонку небезопасной даже с шинами для мокрой погоды, будут зажжены аварийные огни вместе с панелью «10» с красным фоном. Это означает задержку продолжения гонки по крайней мере на 10 минут.

Если погодные условия улучшились после 10-ти минут, то будет показана панель «10» с зеленым фоном., означающая, что гонка начнется через 10 минут. Через пять минут после того, как была показана эта панель, начнется обычная стартовая подготовка с показом панелей 5, 3, 1 и 15 секнд. Если погода не улучшилась за 10 минут, панель «10» с красным фоном будет показана снова. В исключительных случаях гонка может быть начата позади машины безопасности.

26. Действия машины безопасности (Safety Car SC).
Вмешательство машины безопасности назначается Clerk of the Course. SC испльзуется только в тех случаях, когда участники гонки или должностные лица подвергаются непосредственной опасности, но обстоятельства гонки не позволяют ее остановить. SC выходит на трассу из пит-стопа. Все машины должны выстроится за ней. Делать обгон запрещено, пока SC находится на трассе и водителям указано следовать за ней.

Пока SC на трассе, машины могут заходить в пит-стопы и присоединяться к остальным пока зеленый сигнал на выходе из пит-стопа не будет потушен. Машина, присоединяющаяся к гонки после захода в пит-стоп, должна на пониженной скорости догнать оосновную массу машин и пристроится за ними. Когда Clerk of the Course отзовет SC, она завершит круг с выключенной мигалкой. Когда SC покинет трассу, будут зажжены зеленые огни на старте и вывешены зеленые флаги на постах маршалов. Круги, завершенные за SC, засчитываются за круги гонки.

27. Остановка гонки.
Гонка может быть остановлена из-за дождя или в результате несчастного случая. Если гонка остановлена перед тем, как были закончены 2 круга, старт объявляется недействительным. Пилотам разрешается вернуться на стартовые позиции для повторного старта. Любой пилот, вынужденный на первом старте стартовать из пита или с конца сетки, может занять свою позицию.

Если закончено более 2-х кругов, но менее 75% от общего числа кругов и гонка остановлена, то она стартует снова с порядком машин, в котором они были на трассе перед подачей сигнала об остановке гонки. Длина трассы теперь будет на 3 круга короче того количества кругов, которое осталось проехать. В повторном старте могут принимать участие только те машины, которые стартовали во время основного старта. Машины могут быть обслужены прямо на старте или в пит-стопах.

Если завершено более 75% гонки и она остановлена, то она рассматривается как законченная. Порядок финиширования будет определяться по кругу перед подачей сигнала об остановке гонки.

28. Протяженности трассы.
Протяженность трассы — минимальное число кругов, превышающее по своей протяженности 189,527 мили (305 км). Если 2-х часовой лимит времени будет исчерпан до того, как машины закончат гонку, клетчатый флаг будет показан лидеру того круга, на котором истекли 2 часа гонки, даже если намеченное расстояние гонки не было пройдено. SAP US Гран-При расчитано на 72 круга по 2,606 мили каждый — в сумме это 190,294 мили (306,235 км).

29. Штрафное время.
Штрафное время за остановку на трассе — 10 секунд. Если штраф наложен в течение пяти кругов со времени последнего штрафа — 25 секунд. Как только замечена остановка пилота, штрафное время прибавляется к его времени и оно отображается на табло.


Сезон Формулы 1 2017-го года ознаменуется одними из самых серьезных изменений регламента в Королеве автоспорта с момента перехода на гибридные турбодвигатели в 2014-м году. На этот раз в центре внимания оказались корпус болидов и шины. И те, и другие будут увеличены в ширине, чтобы увеличить прижимную силу и сцепление с трассой, что сделает болиды как быстрее, так и значительно тяжелее в управлении. Ожидаемое увеличение темпа составляет от 3 до 5 секунд на круге.

Шины

Ширина покрышек образца 2017 года примерно на 25 процентов больше, чем у их прошлогодних аналогов. Ширина задних шин была увеличена с 345 до 405 мм, а передних с 245 до 305 мм. Диаметр шин был также слегка увеличен, хотя размер колесного диска остается без изменений и составляет 13 дюймов (33 см).

Конструкция болидов

Переднее антикрыло


Размах переднего антикрыла увеличен с 1650 до 1800 мм. Также стоит отменить, что общая ширина болидов увеличится с 1800 до 2000 мм.


Заднее антикрыло и диффузор


Максимальная высота переднего крыла теперь составляет 800 мм по сравнению с 950 мм в прошлом году. Тем временем, диффузор станет мощнее за счет увеличенной высоты – со 125 до 175 мм, и ширины с 1000 до 1050 мм. Он также станет длиннее и будет выходить за пределы задней оси автомобиля.

Ширина корпуса также увеличена с 1400 до 1600 мм.


Вес болидов


Максимальный вес болидов увеличен с 702 до 728 кг, включая шины.


Силовые установки


Вводится новое правило с целью лишить пилотов возможности «копить» двигатели путем их последовательной замены на одном Гран При. В рамках одного этапа, если на болиде пилота заменяется более одного элемента силовой установки, что приводит к штрафу в виде потери мест на стартовой решетке, то на последующих этапах разрешается использовать только последний установленный на болид элемент двигателя. Использование любых других элементов приведет к новым штрафам.

Внесен ряд изменений, направленных на снижение стоимости силовых установок, гарантирование поставок командам-клиентам, а также на сокращение разрыва между мотористами:

  • Стоимость силовых установок для команд-клиентов уменьшена на 1 миллион фунтов стерлингов за сезон по сравнению с 2016-м годом.
  • Чтобы гарантировать поставку двигателей командам-клиентам, процедура омологации двигателей теперь включает в себя обязательство поставки, которое вступает в силу, если какая-либо команда остается в ситуации, когда у нее нет поставщика двигателей.
  • Предыдущая система «жетонов» (токенов) на доработку двигателя по ходу сезона была упразднена.
  • Вдобавок к этому, в 2017-м и 2018-м годах вводятся ограничения на вес, габариты, материалы элементов силовой установки, а также на давление наддува.

Прочие изменения

Старты с места во влажных условиях


Если в силу погодных условий в начале гонки требуется появление на трассе автомобиля безопасности, то, в отличие от предыдущих сезонов, старт будет производиться с места, но только после того, как условия на трассе будут сочтены безопасными. Автомобиль безопасности вернется на пит-лейн, а все болиды выстроятся на решетке для процедуры старта.


Раскраска шлема


Пилоты должны использовать одни и те же основные элементы дизайна шлема во всех гонках, чтобы их можно было легко узнавать за рулем болида. Тем не менее, каждому пилоту разрешается использовать особую раскраску шлема на одном из этапов сезона по его собственному выбору, например, в домашней гонке. Пилотам также разрешается изменять раскраски своих шлемов, если они переходят в другую команду по ходу сезона.


Даниил Квят и Стоффель Вандорн получили по два штрафных балла за свои действия во время Гран При Австрии. Оба пилота также были наказаны штрафами по ходу гонки.

Квят получил проезд по пит-лейну за инициацию столкновения на первом круге в первом повороте, в результате которого с дистанции сошли Фернандо Алонсо и Макс Ферстаппен. Вандорн...

Формула 1 очень технологичный, но не менее опасный вид спорта. Большие нагрузки, скорость и погодные условия чаще всего влияют на ситуацию на треке. Многие годы в Формуле 1 не было как таковых правил, были лишь общие понятия. Но в последние десятилетия вопрос человеческой жизни стал гораздо выше остальных приоритетов, для того чтобы сохранить её в Формуле 1 были разработаны жёсткие правила и технический регламент .

Вот выписка и общего свода правил:

Существуют строгие правила, регулирующие поведение пилота в движении и стюарды имеют полное право накладывать различные штрафы на пилотов, которые их не исполняют как во время гонки так и во время тренировочных заездов.

Нарушения могут быть разные, как фальстарт, так и создание опасной ситуации, неправомерная блокировка другого пилота, помеха другому водителю выезда или въезда на пит-лейн, превышение скорости на пит-лейне.

Кроме того пилоты не могут покидать трек без уважительных причин. Так же не допускается изменения более одного направления движения при защите позиции. Если пилот покинул трек защищая свою позицию, то он может вернуться, при этом он обязан обеспечить безопасное расстояние шириной в один болид между своим автомобилем и краем трассы.

Если вина водителя или нескольких пилотов не очевидна во время проведения мероприятия, то нормальной практикой является расследование инцидента после окончания соревнования.

Наиболее распространёнными взысканиями от стюардов являются: проезд по пит-лейну, пятисекундный штраф, десяти-секундный штраф.

Под проездом по пит-лейну подразумевается въезд гонщика на пит-лейн и следование по нему с определённой скоростью перед возвращением на трек. 5-ти или 10-ти секундный штраф подразумевает собой остановку в боксах перед тем как пилот опять сможет выехать на трассу.

Существуют два варианта отработки второго 10 – секундного штрафа. 1-й является обязательным к исполнению, т.е он должен быть исполнен в любом случае. Второй вариант, когда 10 секунд прибавляются ко времени пилота после гонки при условии, что пилот не заезжает в боксы в промежуток между назначением штрафа и окончанием гонки.

Так же пилотом разрешено не останавливаться для отбывания 5-секундного штрафа, при условии что пилот не заезжает в боксы в промежуток времени между вынесением пенальти и окончанием гонки. А штрафные секунды будут добавлены к его времени в конце заезда.

После объявления штрафа пилоту, у него есть три круга для того, чтобы он заехал на пит-лейн для его исполнения в противном случае пилоту могут показать , что приведёт к его дисквалификации.

Если наказание вынесено пилоту за три круга до конца гонки, то он может не останавливаться, тогда к его времени будут прибавлены следующие временные интервалы: 5 секунд вместо пятисекундного штрафа, 10 секунд вместо дополнительного десятисекундного штрафа, 20 секунд вместо проезда по пит-лейну, 30 секунд вместо обязательного второго десятисекундного штрафа.

В крайнем случае стюарды могут выбрать более суровое наказание для применения. Они могут понизить стартовую позицию пилота в следующем гран-при, ввести временной штраф, вынести пилоту выговор, исключить гонщика из результатов гонки или отстранить пилота от участия в следующей гонке.

Любой пилот получает минус десять мест на старте текущего или следующего гран-при при условии накопления трёх выговоров. Но только если два или более выговоров получены им за нарушение пилотирования.

В дополнении к водительским штрафам пилот может получить штраф за сверхнормативное использование технических деталей автомобиля: коробки передач или силовой установки.

Каждая внеплановая замена деталей приводит к уменьшению стартовой позиции на 5 мест.

Каждому пилоту разрешено использовать только 4 из каждых шести сменных элементов силовой установки. При этом если норма будет нарушена, пилот получит штраф на старте в гонки. Шесть элементов — это двигатель внутреннего сгорания, тепловой генератор, генератор накопления кинетической энергии, аккумуляторная батарея, турбокомпрессор и блок управляющей электроники.

Штрафы, которые налагаются на пилотов: первый из любых пяти элементов – десять позиций на старте, пять позиций при использовании любого из пяти уже использованных ранее элементов. По аналогичной схеме при использовании первого из любых шести элементов и так далее.

Если наложенный штраф на водителя по смещению вниз по стартовой сетке не может быть исполнен пилотом в полной мере, то штраф не будет перенесён на следующую гонку, а должен будет быть применён к времени гонки в зависимости от оставшегося штрафа и времени показанного пилотом. В зависимости от не отработанных мест на старте, штраф может колебаться как от прибавления 5 секунд ко времени пилота по итогам гонки так и к 10-секундной остановки во время соревнования.

Всегда Ваш В.Г.

Вчера снимал заключительный этап чемпионата мира в классе автогонок "Формула-1" - Гран-при Бразилии. Гонка завершилась победой Марка Уэббера на "Ред Булле". Я впервые оказался на гонках Формулы 1, до этого видел их только по телевизору. Как оказалось, смотреть по телевизору гонку гораздо интереснее, так как на треке ничего не видно и не понятно. Зато за два часа я смог понять, как все работает, побывать в боксах команд и даже немного разобраться в правилах.

01. Многие называют Формулу-1 «королевой автоспорта», «вершиной автоспорта», «королевской формулой», «королевскими автогонками». Формула-1 считается наиболее престижной гоночной серией в мире, и для большинства гонщиков выступление в ней становится целью всей жизни. С одной стороны, такое отношение связано с большой популярностью гоночной серии, а с другой - с высочайшими техническими достижениями Формулы-1, делающими её болиды самыми быстрыми гоночными машинами в рамках ограничений, устанавливаемых техническим регламентом. На фото Пит-лейн - часть гоночной трассы, на которой располагаются боксы команд, участвующих в гонке. На пит-лейн производятся пит-стопы.

02. До и после гонки здесь можно было погулять и посмотреть боксы команд. На фото бокс команды Torro Rosso.

03. Машины привозят в разобранном состоянии и каждый раз собирают с нуля. Единственная деталь, которую не трогают - мотор. Всего у команды 8 моторов на сезон. Больше нельзя.

04. На выездные гран-при машины обычно доставляют самолетом, а все оборудование отправляют по морю. На близкие гран-при все едет в грузовиках. Кстати, в случае, если соревнования проходят недалеко, команда также самостоятельно организует зоны отдыха для гостей и пилотов. В случае выездных гонок приходит довольствоваться услугами трассы, что зачастую не очень удобно.

05. Команды Формулы-1 также называются конюшнями по аналогии со скачками, столь популярными в Великобритании, в которой и зародилась Формула-1 и из-за того, что первыми боксами для болидов Ф1 были старые конюшни. Из скачек также пришли термины стюард (в Формуле-1 c 2006 года - человек, который постоянно присутствует на всех этапах чемпионата мира и выносит решения по конфликтным вопросам) и поул-позиция.

06. Лаборатория Касперского спонсирует Феррари. У них три наклейки. также будет логотип на комбинезоне пилота.

07. По правилам механики должны ходить в шлемах и специальном комбинезоне.

08. Кстати, почти вся команда Феррари летает эконом-классом. Только пилоты и руководство команды позволяют себе комфорт, на остальных экономят;)

09. Шлем Масса.

10. Бокс во время гонки. Механики ждут болид на пит-стоп.

11. На асфальте стоят метки, где должна остановиться машина. Чем точнее пилот припаркует болид, тем быстрее поменяют резину. В течение гонки команда может провести произвольное число пит-стопов для смены резины и/или проведения необходимого ремонта и обслуживания болида. Чаще всего команды проводят от 1 до 3 пит-стопов для каждой машины. В случае повреждения машины на пит-стопе могут быть заменены некоторые её части, такие как передний обтекатель с антикрылом, руль и т. п.

12. Устройство для снятия колес)

13. Пустой бокс.

14. Вопрос с топливом каждая команда решает самостоятельно. Феррари работает с Shell. Под каждую трассу топливо адаптируют. Бедные команды покупают топливо у организаторов. С 2010 года дозаправка болидов в течение всей гонки запрещена, таким образом в болидах был увеличен топливный бак, что существенно сказалось на весе болида и его управляемости. На гонках у Shell есть свою лаборатория, где они снимают пробы отработанного масла, чтобы посмотреть есть ли износ материалов. Моторы сделаны из разных материалов, чтобы по частицам этих материалов можно было определить, в каком месте идет неправильный износ.

15. С болида Формулы-1 непрерывно передаётся телеметрия - информация о состоянии и поведении машины. За телеметрией следит персонал команды. Обратная связь запрещена, то есть управлять болидом из боксов нельзя.

16. На формуле 1 запрещено вести профессиональную видеосъемку. Коммерческими правами на трансляцию владеет FOM (Formula One Management), получить аккредитацию очень сложно.

17. С другой стороны от пит-лейна. Здесь располагаются домики с едой и напитками для команд.

18. Кстати, большинство людей, обслуживающих гонку - волонтеры. Судьи, члены технической комиссии, охранники - зачастую не получают денег, иногда им даже не оплачивается дорога и проживание.

19. Кстати, результат гонки влияет не только на доход команды, но и на представительские возможности для команды. Чем больше очков ты заработал, тем больше гостей ты смоешь пригласить в следующем году. Тем лучше и больше будет шатер для гостей. На фото домик для команды Феррари, здесь во время гонки можно перекусить, а после гонки выпить. Здесь пилот скрывается от фанатов;)

20. На пилотов сразу набрасываются корреспонденты. Чемпион мира Льюис Хэмилтон дает интервью.

21. Касперский)))

22. Обычно на проведение гонки нужно пять дней:
В среду приезжает персонал.
В четверг все готовится к приему гостей. Четверг исторически на трассе - медиа день. Команды делает все анонсы и важные заявления, на трассе присутствует вся пресса. В четверг также приезжают пилоты.
Пятница первый день тестов. Подбираются основные настройки. Пилоты "вкатываются" в трассу и подбирают оптимальные настройки для своих болидов.
В субботу квалификация.
Сама гонка всегда в воскресенье.

23. В Формуле-1 все жестко регламентировано - от масла и состава топлива до размеров болида. Перед заездом машина проходит несколько проверок.

24. Развесовка - машина должна весить вместе с пилотом (обычно 70 кг) и топливом (190 кг) 640 не меньше. Если вдруг пилот перед гонкой резко похудел - могут довесить штрафной килограмм. Машина взвешивается до гонки и после гонки, так как многие команды жульничают.

25. В пелотоне Формулы-1 нет болида под номером 13: после 12-го сразу идёт 14-й. Поскольку в Европе в число несчастливых входят большей частью нечётные числа (например, для итальянцев несчастливым считается число 17), то вплоть до 1970 года на некоторых Гран-при (в 1970 - только на Гран-при Италии) участники получали только чётные номера.

26. С 1973 года принято, что номер 1 должен получать чемпион мира предыдущего сезона, вне зависимости от того, остался ли он в своей команде или перешёл в другую (а номер 2 - его напарник по команде, вне зависимости от занятого им самим места в чемпионате мира прошлого года).

28. Гонка проводится в воскресенье, с 14:00 по местному времени в европейских странах и в более позднее время в азиатских странах и Австралии, чтобы трансляция в Европе не пришлась на слишком раннее утро. За гонку пилоты должны проехать количество кругов, которое заранее определяется исходя из длины круга автодрома. Количество кругов подбирается так, чтобы общая дистанция гонки была равна или минимально превосходила 305 км (исключение - 260 км на Гран-при Монако). При этом гонка не может продолжаться более двух часов. Это означает, что если за 2 часа лидер не преодолеет всю дистанцию гонки, то по истечении 2 часов круг, на котором в данный момент будут находиться гонщики, будет объявлен последним.

29. Хотя машины Формулы-1 нередко превышают скорость 300 км/ч, по абсолютной скорости Формула-1 не может считаться самой быстрой автогоночной серией, так как многие параметры моторов в ней существенно ограничены (ограничен объём, запрещён турбонаддув, и т. п.). Тем не менее, по средней скорости на круге среди шоссейно-кольцевых автогонок (исключая т. н. «овалы») Формуле-1 нет равных. Это становится возможным благодаря очень эффективным тормозам и аэродинамике.

30. Мощность двигателей 750-770 л.с. Системы предварительного охлаждения воздуха запрещены. Также запрещено подавать в двигатель что-либо, кроме воздуха и горючего. Начиная с 2008 года регламент на моторы «заморожен», то есть доработки двигателей запрещены за исключением отдельных изменений связанных с надёжностью.

31.

32.

33.

34. Так выглядит резина после гонки и все потому, что гонщики специально собирают резиновые червячки вне траектории, чтобы общий вес болида был не ниже предельно допустимого. Это жульничество, тем не менее, ФИА закрывает на это глаза.

35. На каждую гонку есть определенное количество комплектов резины. Используют 3 вида шин: «слики» - для сухой трассы, «микст» или «промежуточные» - для слегка влажной и «дождевые» - для сильно влажной. Шины для сухой трассы различают по твердости: «суперсофт» (наиболее мягкие), «софт», «медиум» и «хард» (наиболее твердые). Дождь является скорее исключением для Формулы-1, поэтому чаще всего используются шины для сухой трассы. По регламенту нужно использовать два вида резины за гонку.

36. Не бывает двух одинаковых комплектов резины, они хоть и незначительно, но отличаются. Команда говорят производителю свои пожелания и требования, а задача производителя сделать идеальную шину, которая устроит все команды. В соответствии с п. 12.7.1 Технического регламента Формулы-1, шины могут быть наполнены только воздухом или азотом.

37. Резина после вылета болиды с трассы выглядит так;)

38. Резина у всех команд одинаковая. Сейчас поставщик резины Pirelli. После использования Пирелли забирает шины, изучает износ и отправляет на переработку.

39. Для каждой машины есть свой инженер, который заведует шинами. Он смотрит уровень износа, работает над оптимальным давлением в резине. В каждом колесе может быть разное давление, все зависит от трассы.

40.

41. И еще, у каждого пилота есть бутылочка. Она не пренадлежит команде, поэтому пилот сам ищет спонсора на оформление бутылки. Например у Себастьяна Феттеля большая банка РедБула. Внутри, конечно, не энергетический напиток. За РедБул или даже чашку кофе пилота могут дисквалифицировать.

42. Гонщики Формулы-1 одеты в специальные комбинезоны фирмы Sparco, выдерживающие открытое пламя в течение 14 секунд. Кроме того, гонщики обязаны надевать бельё, подшлемники, обувь и перчатки из негорючих материалов, изготовленные сертифицированными производителями. Шею гонщиков, подвергающуюся во время аварий огромным нагрузкам, защищает система защиты шеи и головы пилотов HANS (Head And Neck Support), адаптированная для нужд Формулы-1. На фото Фернандо Алонсо.

43. По окончании гонки первые 10 пилотов, а также их команды, получают очки по системе 25-18-15-12-10-8-6-4-2-1. Пилоты, занявшие первое, второе и третье места, поднимаются на подиум и получают кубки. Также кубок получает представитель команды-победителя. В честь победителя звучит гимн его страны, а затем - гимн страны, за которую выступает команда победителя. Затем следует традиционный душ из шампанского: пилоты обливают друг друга шампанским, поздравляя с успешно проведённым Гран-при.

44. Победил вчера австралиец Марк Уэббер из команды Red Bull Racing. Вторым финишировал его партнер по команде - двукратный чемпион мира немец Себастьян Феттель. Британец Дженсон Баттон из McLaren был третий. Россиянин Виталий Петров (Lotus Renault) в протоколе гонки и в личном зачете расположился на десятых местах. Кстати, в Бахрейне и Абу-Даби вместо шампанского используется безалкогольный газированный напиток, из-за исламских ограничений.

45. Преодолевая жёсткую конкуренцию, почти всю жизнь гонщики движутся к вершине автоспорта, но лишь немногим удаётся достичь поставленной цели. Попав в Формулу-1, пилоты уже зачастую не могут участвовать в других гоночных сериях из-за ограничений, накладываемых на них подписанным контрактом. Здесь играют свою роль и требования спонсоров команды, которых не устраивает выступление «их» гонщика за другие команды.

46.

47. После окончания сезона болид хранят год, после этого команда может использовать его по своему усмотрению, например продать. Машина, на которой Шумахер выиграл чемпионат может стоить от 8 миллионов долларов долларов;)

48. Формула-1 является самым дорогим видом автоспорта. Бюджеты успешных команд измеряются сотнями миллионов долларов. Гонорары ведущих пилотов и ведущих специалистов измеряются миллионами (а иногда десятками миллионов) долларов. А еще здесь все всем и за все платят, я даже запутался в сложных схемах. Пилоты платят за лицензию и возможность участия, команды платят пилотам, спонсоры платят командам, также спонсоры должны оплачивать всех гостей, которых они приглашают на гонку, зрители платят организаторам, организаторы платят FIA. В общем, очень сложная и запутанная схема, кто в итоге зарабатывает непонятно;).

49. Команда Лотус празднует 10-е!!! место в кубке конструкторов с нулем очков:)) (Лучшая позиция команды в нынешнем сезоне, если я не ошибаюсь - 12-е). Это лучшая из команд-новичков, к которым также относится Маруся Вёрджин и HRT. Т.к. 10-е место они заняли второй год подряд - то они будут среди тех, кто получает деньги с телетрансляций от FOM.

50. Большое спасибо



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!