Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Профессия тренера по художественной гимнастике. Как выбрать тренера и спортивную школу для занятий художественной гимнастикой? Выбор спортивной школы

Галина Гончарук, тренер по художественной гимнастике с более чем тридцатилетним стажем работы, рассказала о себе и о том, когда ребенку стоит начинать заниматься этим видом спорта.

— Расскажите немного о себе. Где Вы выросли и учились?

— Я родилась в городе Черкесске Ставропольского края. Там же начала заниматься художественной гимнастикой, мне тогда было шесть лет. Сейчас сложно вспомнить, что именно меня подтолкнуло записаться в секцию, наверное, обычное детское любопытство. Но так втянулась, что посвятила этому спорту всю свою жизнь. Окончив институт, я переехала в Нижневартовск и начала работать в спорткомплексе «Нефтяник» тренером по художественной гимнастике.

— Когда Вы поняли, что хотите стать тренером?

— Сразу же, как только начала заниматься! Я уже тогда мечтала, что, когда вырасту, стану тренером. На какое-то время мне пришлось отказаться от своей мечты, согласиться с мнением родителей и поступить в политехнический институт. Сейчас я понимаю, что приняла правильное решение, когда переубедила родителей и перевелась в Омский институт физкультуры. Родные считали, что тренер — это не женская профессия из-за ненормированного рабочего дня, поездок на соревнования и сборы и других минусов.

— Как Вы считаете, что именно помешало вам в достижении ваших личных спортивных рекордов?

— Художественная гимнастика — это детский вид спорта. Карьера гимнастки подходит к концу к моменту окончания школы. Я тренировалась в Ставрополе и ходила на занятия к знаменитой гимнастке, чемпионке СССР 1974 года, серебряной призерше чемпионата мира 1971 года в групповых упражнениях Наталье Крашенинниковой. Достичь высоких результатов очень сложно, и дело не только в таланте, но и удаче. Нельзя исключать и тот фактор, что вероятность добиться успеха в этом виде спорта гораздо выше в большом городе, чем в маленьком. Вот, например, в Мегионе у нас есть прекрасная гимнастка Юлия Кутлаева 2003 года рождения. Ее заметил тренер из Москвы, и теперь она живет и тренируется там. Уверена, там у нее будет гораздо больше шансов достичь высоких результатов, чем в Мегионе. Я тоже занималась в маленьком городке, поэтому карьера гимнастки у меня и не сложилась. Однако не каждый спортсмен может стать хорошим тренером. Мне же всегда хотелось реализовать себя в тренерской работе, что у меня и получается с 1988 года.

— А когда Вы оказались в окружной столице?

— В Ханты-Мансийск я переехала в 2014 году и с тех пор работаю в «ЮграМегаСпорт».

— Какой возраст можно назвать оптимальным для того, чтобы начать заниматься художественной гимнастикой?

— В мое время этим видом спорта начинали заниматься в шесть лет. Сейчас же родители приводят детей и в четыре года. По опыту могу сказать, что и в этом возрасте малыши могут заниматься. Например, одна из моих учениц, которая пришла заниматься в четыре года, уже спустя год начала успешно выступать на соревнованиях. Понимаете, все зависит от особенностей развития ребенка и его характера. Некоторые девочки на тренировках витают в облаках, невнимательно слушают тренера, им очень сложно сосредоточиться, хотя они и старше своих подруг по команде.

— А каким набором качеств нужно обладать ребенку, чтобы начать заниматься?

— Очень важны первоначальные данные для художественной гимнастики. Ребенок должен быть изначально гибким, но и этот параметр нужно развивать. Однако хочу отметить, что со временем каждый ребенок раскрывается и догоняет своих сверстниц. Нельзя рассуждать так, что если у ребенка сразу ничего не получилось, то не получится никогда, просто этой малышке нужно дать чуть больше времени.

— А сколько Вам, как тренеру, нужно времени, чтобы разглядеть, к какому типу относится юная гимнастка?

— Уже примерно через два месяца занятий я могу разглядеть и понять, каким образом нужно общаться с ребенком.

— Что самое важное в работе тренера?

— Важно быть не только тренером, но и психологом. Представляете, девочки приходят на занятия в четыре года. В это время они еще посещают детский сад, в котором урок физкультуры длится не более двадцати минут, так как дети в этом возрасте очень неорганизованы. А тут нужно провести часовую тренировку! Девочки волнуются, прежде чем зайти в зал, многие даже плачут. Но не от того, что у нас здесь плохо или некомфортно, а потому, что переживают разлуку с мамой. Сами подумайте, им всего четыре года! И вот здесь очень важно внимание и забота со стороны тренера. Со временем они перестают так волноваться, привыкают к новой обстановке и сверстницам, становятся более внимательными и дисциплинированными. После этого их уже можно научить становиться в строй, ходить друг за дружкой, строиться в линеечку. Для того, чтобы эти процессы были безболезненными, тренеру нужно понимать детскую психологию.

— Что нужно иметь для того, чтобы начать занятия художественной гимнастикой?

— Во-первых, для того, чтобы попасть в секцию, нужно иметь медицинскую справку, что у ребенка нет противопоказаний. Наша задача — не навредить. Во-вторых, им нужна форма, состоящая из гимнастических тапочек, шортиков и маечки или купальника. В-третьих, нужен инвентарь — скакалка, обруч, лента, позднее будут нужны булавы и прочие предметы.

— Насколько они дорогостоящие?

— Диапазон цен очень широкий, как говорится, на любой кошелек. Если речь идет о хорошем гимнастическом инвентаре, то его цена достигает 4000-5000 рублей. Благодаря правильно распределенному весу качественным инвентарем работать гораздо комфортнее. Конечно, это дорого, поэтому родителей своих воспитанниц я призываю покупать те предметы, которые им доступны. Однако, если девочка уже идет на какой-то разряд или соревнования, все-таки лучше приобретать хороший инвентарь. Художественная гимнастика — это эстетичный вид спорта. Каждая деталь номера имеет значение – прическа, макияж, костюм, музыка и предмет, с которым выходит на ковер гимнастка.

— Все ли есть в «ЮграМегаСпорт» для того, чтобы заниматься художественной гимнастикой?

— В нашем распоряжении два больших ковра, каждый из них вмещает до 30 малышей. В помещении высокий потолок и хорошее освещение. Мы совсем недавно переехали в Центр развития теннисного спорта, и нам бы хотелось дооборудовать наш зал шведской стенкой, необходимой для разминки. Очень хотелось бы, чтобы между коврами располагалось зеркало, чтобы отделить группы друг от друга, так как в вечерние часы ковры заполняются полностью. Ну и, конечно, не хватает преподавателей, так как к нам в секцию записывается все больше детей. Не так давно к нашей команде присоединились Лолита Чагочкина, гимнастка из Казахстана и Ольга Клинова, мастер спорта по акробатике. Я очень рада, что количество желающих заниматься художественно гимнастикой растет с каждым днем.

Татьяна Калонбаева

Тренер по художественной гимнастике, Спортивно-юношеская школа Олимпийского резерва

Стаж работы - 6 лет

ПУТЬ К ПРОФЕССИИ

Никогда не думала, что стану тренером и буду работать с детьми . Лет шесть назад мне предложили попробовать себя в роли тренера, потому что я всегда очень хорошо ладила с детьми, будь то мои племянницы или дети знакомых. Я попробовала, у меня получилось, и я поняла, что эта работа мне нравится, нравится вдохновлять детей, нравится, что я могу их чему-то научить и влюбить в этот вид спорта.

Мой папа занимался боксом, а мама танцами. Я всегда была спортивным ребенком. Лет с шести занималась хореографией, народными танцами. С 10 лет занималась легкой атлетикой и пятиборьем, была спринтером. Впоследствии пробовала себя во многих видах спорта. Я очень люблю танцевать, танец - это моя жизнь, а художественная гимнастика включает в себя элементы танцев, поэтому стала тренером именно в этом виде спорта.

Также у меня есть юридическое образование, я думала, что буду работать по этой профессии. Для меня важна справедливость и честность. А сейчас так получилось, что я стала не только тренером, но и спортивным судьей.

О СПЕЦИФИКЕ И СЛОЖНОСТЯХ

В художественной гимнастике важна фактура, конституция тела: удлиненные ручки и ножки, высокий рост, стройность ребенка . Конечно, детки приходят маленькими, в этом возрасте они все еще пухленькие, но тех, у кого есть потенциал, видно сразу. Также важен характер ребенка - трудолюбие, целеустремленность, желание побеждать. Я занимаюсь с детками с четырех лет. В этом возрасте у них еще мягкие мышцы и связки, растяжка дается им легче.

Когда тренируешь детей, особенно совсем маленьких, на первоначальном этапе очень важно, чтобы им понравилось. Важно не отбить желание заниматься спортом. Любой спорт, а тем более художественная гимнастика - это тяжкий труд, это упражнения на растяжку, на гибкость и это все больно. Чтобы расположить детей, влюбить в этот вид спорта, приходится много придумывать: проводить тренировки в форме игры, говорить на их языке, быть с ними на одной волне - ползать с ними, смеяться, петь детские песенки. Это располагает их к тренеру, и у них появляется желание ходить на занятия.

Добиваться хороших результатов в спорте очень часто мешает элементарное отсутствие у ребенка времени на занятия. Он начинает показывать хороший результат, у него появляются первые успехи, и в этот момент родители принимают решение, что нужно все-таки уделять больше внимания учебе. Это одна из больших сложностей в работе тренера.

Будучи тренером, весь результат своей работы ты видишь на соревнованиях

Работу тренера и ребенка оценивают судьи. Бывает так, что на тренировках дети выполняют элемент без запинки в день по сто раз, а на соревнованиях влияет страх и волнение, и ребенок уже не может ничего показать, у него не получается, или он просто забыл, как это делается. Бывает даже что он просто не выходит «на ковер». Ни мама, ни тренер никакими уговорами, просьбами, обещаниями не могут убедить его. Поэтому очень важно перед соревнованием морально подготовить своего подопечного, настроить его на то, что не нужно ничего бояться.

Для меня огромный плюс этой профессии в том, что тренер вместе с ребенком постоянно нацелен на преодоление какого-то рубежа: шпагат с первой реечки, потом со второй и так далее. Вы каждый день ставите перед собой небольшие цели и достигаете их. Это постоянная гонка за результатом. Спорт учит детей дисциплине, уверенности в себе, а также умению добиваться своих целей. Спортсмены знают, на что они способны, и это дает им силы реализовываться и в других сферах жизни.

Бывает, что на тренировке или после нее детки плачут . Но слезы бывают разные. Дети еще маленькие и могут плакать из-за того, что потерялся блокнотик. Или потому что у них что-то не получается, а когда мы растягиваем какие-то мышцы, они могут плакать, потому что это больно. И во всех этих ситуациях им просто нужна поддержка и понимание.

Важно прислушиваться к ребенку. Всегда, когда есть такая возможность, я даю им право выбора. Они могут выбрать музыку, под которую хотят танцевать. При постановке упражнений я спрашиваю, какой элемент больше нравится. У каждого ребенка свой характер, поэтому подход ко всем должен быть разным. Одного нужно постоянно хвалить, другого немного поругать, третьему показать, что у кого-то получается лучше.

Я всегда говорю детям: «Если не получилось один раз, второй и третий - не страшно. Продолжай делать, на 1001 раз получится. Главное не останавливаться». На моих тренировках нет слова «не могу», есть только «не хочу». А когда я говорю им: «Если сильно захотеть, можно в космос полететь» - они смеются и начинают тренироваться усерднее.

Мы работаем не только с детьми, но также и с их родителями

У этой части есть свои сложности. Для каждого родителя его ребенок - самый лучший, и некоторые родители дают свои советы и вмешиваются в процесс тренировок. Сложно объяснить маме или папе, что у каждого ребенка есть свои данные, у одного лучше получится это, у другого другое.

Разговаривая с родителями, я всегда говорю открыто и не обещаю, что их ребенок станет великим спортсменом. Но если он хочет заниматься, то это никогда не помешает. Он научится держать осанку, у него будет хорошая растяжка, гибкость, научится хорошо двигаться, координировать свое тело, а для девочки это очень важно. А еще гимнастика помогает выпрямить ножки детям с косолапием.

Иногда я выхожу с тренировки как выжатый лимон. Детей много и каждого нужно запомнить по имени, особенно если это дети из нового набора. Для ребенка приятно, когда ты обращаешься к нему по имени.

Мне нравится моя про фессия. Я получаю много энергии от детей, когда у них что-то получается, когда они достигают успехов на соревнованиях. Восхищаюсь ими, и в тот момент в очередной раз доказываю себе, что я могу.

О ГЛАВНЫХ КАЧЕСТВАХ ТРЕНЕРА ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

Первое, что нужно тренеру - это уравновешенность и спокойствие. Чтобы дети смогли чему-то научиться и уловить смысл того, что им объясняешь, тренер должен уметь держать внимание детей, сохранять дисциплину.

Для человека нашей профессии важны упорство и настойчивость. Потому что нужно доносить до детей информацию и добиваться, чтобы тебя услышали.

На тренировках нужно больше разговаривать с детьми , общение разрушает все барьеры и помогает добиваться хороших результатов.

Извините, накипело))

Вот написала статью про то,как стать инструктором гимнастики Рождение Звезды

Мне часто приходят письма примерно такого содержания: «Мария, а Вы дадите мне сертификат? Я хочу быть инструктором!»

Я обычно отвечаю, что сертификатов я не даю. И вот, видимо, пришло время пояснить.

Что же нужно для того, чтобы стать инструктором?

Ответ очень простой и сложный одновременно. Чтобы стать инструктором точно не нужен сертификат. Это первое. Второе – нужно 1-2 года личной практики. Это в идеале. Полгода при неоднократном посещении кого-то из инструкторов – минимум. Просто же? На мой взгляд, ничего сложного.

Дело в том, что если женщина делает гимнастику продолжительное время, то она ее телом начинает ЧУВСТВОВАТЬ. А без этого чувствования передавать, на МОЙ взгляд, не стоит. Без этого чувствования вы будете пытаться все время что-то навешивать, искать какие-то дополнительные упражнения, эксперименты проводить. Есть инструктора гимнастики, которые говорят о необходимости дополнительно тренировать вагинальные мышцы, или о том, что йога и гимнастика не только отлично сочетаются, но и могут перетекать из одного в другое.. Фантазии человеческой нет предела и для меня это про то, что данная женщина не чувствует гимнастику. Потому что если женщина действительно занимается БОЛЬШЕ ГОДА, то я не встречала таких, что все еще хотят проводить эксперименты. Другое дело – если нет этого года практики.. Там все время чего-то не хватает.

А встречаются женщины, которые (очевидно пройдя долгий подготовительный путь) ловят суть гимнастики СРАЗУ, и я готова их сразу объявлять инструкторами.

Поэтому сейчас я пишу эту статью. Я сознательно не хочу никого ограничивать – делайте что хотите, мешайте фитнес, бодибилдинг, имбилдинг, арабские танцы, у-шу и айкидо с гимнастикой. Перемелется – мука будет. Но ссылаться на меня лично, на принадлежность к инструкторам школы Рождение Звезды вы можете только прозанимавшись год и попадя ко мне или некоторым инструкторам (кому – я пришлю по запросу) на личное занятие. Вот если я (или кто-то из названных мною инструкторов) вас посмотрю и завизирую, тогда я назову вас инструктором Рождения Звезды.

Внимание. Вы должны понимать, что данный достаточно строгий отбор никак вас не лимитирует, вы можете вести гимнастику, показывать ее и передавать. Сопровождать моими материалами, моими и своими статьями. Просто я при такой ситуации не подтвержу ваш статус инструктора именно Рождения Звезды. Вы вполне можете создать свой бренд – для гимнастики это будет только плюс).

Итак, если вы твердо намерены стать инструктором Рождения Звезды, с вас потребуется:

1. 1 год личной практики

2. Достаточно ощутимое присутствие на форуме, либо иной вклад в развитие гимнастики

3. Идеально двух и более разовое посещение кого-то из инструкторов.

Чего не понадобится:

1. Медицинского или прочего образования. Вы можете быть работником банковской сферы или акробаткой.

2. Какие-либо сертификаты каких-либо школ-течений.

Новым инструкторам всегда рада). Надеюсь на взаимность)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Презентация по технологии. Раздел: «Профессиональное самоопределение» профессия-Тренер по художественной гимнастике. Выполнила: ученица 9 «А» класса Сорокина Кристина Проверила: учитель технологии Ашаева Оксана Викторовна

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

История возникновения профессии, ее общая значимость. Родилась художественная гимнастика в 1934 году, когда при Институте физической культуры имени П. Ф. Лесгафта была открыта Высшая школа художественного движения и основной предмет подготовки студентов был назван художественной гимнастикой.

4 слайд

Описание слайда:

Производственная характеристика профессии. Тренер планирует процесс подготовки спортсменов Проводит отбор спортсменов, лекции Объясняет психологию и теорию Организует тренировочные сборы и занимается проведением соревнований Тренер может принимать участие в судействе соревнований Заниматься научно-методической работой Готовить отчетную документацию.

5 слайд

Описание слайда:

Содержание и характеристика труда, предмет, средство и результат труда Работа тренером связана не только с большими физическими, но и с эмоциональными нагрузками. Ведь чтобы вырастить настоящего спортсмена, необходимо тренировать у него не только мышцы, но и развивать логику и мышление. Чаще всего руководитель для своих наставников является не просто тем, кто совершенствует их мастерство, но и настоящим другом, переживающим и болеющим за них.

6 слайд

Описание слайда:

Необходимые общие и специальные знания и умения. Особенностью профессии тренера является тот факт, что специалист должен своим личным примером воспитывать будущих спортсменов. Он является не только преподавателем, но и профессионалом, за спиной у которого есть много соревнований, побед, различных достижений и наград. Обязанности тренера напрямую зависят от того, в каком виде спорта они специализируются

7 слайд

Описание слайда:

Требования, предъявляемые профессией к работнику. Важные качества: Любовь к спорту Целеустремлённость Упорство Методичность Честолюбие Терпение Справедливость Объективность в оценке собственных результатов и достижений своих учеников Готовность к самосовершенствованию. Знания и навыки: владение тренировочными методиками, знание основ физиологии, медицины, психологии. Знать, что происходит в мире спорта. Наличие высшего профессионального образования. трудолюбивым и иметь организаторские способности.

8 слайд

Описание слайда:

Требования, предъявляемые профессией к работнику. Образование: факультеты физической культуры вузов. Успешными тренерами становятся бывшие спортсмены, работники спортивного бизнеса, а также те, кто в прошлом занимался спортом на любительском уровне. Профессиональные навыки: спортивное мастерство; знание методов и приемов обучения технике спортивного мастерства; умение распределить физическую нагрузку, правильно оценить ресурс физических возможностей спортсмена; планирование занятий, методик, комплекса упражнений; владение педагогическими и психологическими приемами, влияющими на эмоциональную сферу спортсмена

9 слайд

Описание слайда:

Медицинские противопоказания для спортивного тренера. заболевания сердца или нарушения артериального давления; судороги, потери сознания; употребление наркотиков, зависимость от алкоголя; расстройства слуха; вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия; тремор рук; расстройства речи; боязнь высоты; заболевания позвоночника заболевание суставов /нижних конечностей; хронические инфекционные заболевания; кожные заболевания; заболевания органов дыхания; сахарный диабет; выраженные физические недостатки.

10 слайд

В своем небольшом рассказе хочу рассказать о своей дочке. Она не только стала гимнасткой, но и проложила свою дорогу к профессии Тренер по художественной гимнастике.

Возможно путь в художественную гимнастику у моей дочери начался гораздо раньше, чем она родилась. Я сама в юности очень любила заниматься спортом - это и акробатика и легкая атлетика и лыжи и другие виды спорта. Стать великим спортсменом мне не удалось, так как жила в небольшом городке, но золотой значок ГТО заработала.

Когда появилась моя дочь Олеся, и она немного подросла, мы ее стали пристраивать в различные клубы. Она занималась танцами, музыкой, английским, рисованием и т.д. Везде ее хвалили и говорили, что у нее талант. Однажды в детский сад пришли два тренера из спортивной школы и стали отбирать способных и подходящих по "конституции" девочек в секцию художественной гимнастики. Мою дочку тоже отобрали в числе примерно 20 претенденток.

Конечно же я с удовольствием стала водить дочь на тренировки и уже через год она показала небольшие результаты. Поощрительным призом стала поездка в спортивный лагерь. Почему поощрительным призом, потому что Олесе было еще только 7 лет, а в лагерь брали исключительно в 8-9 лет.

Уже через год мы сделали выбор среди массы увлечений в пользу художественной гимнастики. Однажды нас даже приглашали в балет, но здесь пришлось мне принять решение. И я его приняла в пользу гимнастики, обосновав это тем, что гимнастика - это музыка, танцы, это соревнования, это красивый вид спорта, он просто многогранен. Лично мне очень нравились выступления гимнасток с предметами - это же каждый раз новый танец, новый образ...

Я благодарна первым тренерам Олеси - двум сестрам Мыльниковой Наталье и Епуре Галине. Они так умело смогли нам, родителям, и детям объяснить, что художественная гимнастика - это большой труд и это огромная конкуренция среди большого количества талантливых девушек. Мы научились не ловить звезд с неба, а просто работали каждый день. Почему говорю "мы", потому что родители и дети в спорте находятся вместе- дети тренируются, а родители им морально помогают.

Помню интересный случай: Олеся некоторое время болела и соответственно тренировалась меньше и на соревнованиях не участвовала, ей тогда было 9-10 лет. После выздоровления у нее спросили - ты хочешь участвовать в следующих соревнованиях. Она с такой "жадностью" спортсмена сказала "да" и так начала готовится, что просто нельзя было отвести глаз. Это уже была не маленькая девочка - это созрела спортсменка.

Этот свой рассказ я, скорее, адресую родителям маленьких гимнасток. Не торопите время, не мечтайте о звездах, просто помогите Вашим детишкам обрести терпение и получать наслаждение от такого красивого вида спорта - художественная гимнастика. Даже, если Ваша дочка не станет великим спортсменом, она обретет красивую осанку, походку, любовь к музыке и танцам. А это все всегда пригодится в большой жизни.

Конечно же мы с дочкой благодарим судьбу и всех, кто нас окружал все эти годы, за то что дали возможность неоднократно подниматься на пьедесталы почета. Дочь стала чемпионкой Мира и Европы, завоевала почетное звание Заслуженный мастер спорта.

Сегодня моя дочь, Мануйлова Олеся Вячеславовна, тренирует детей. То, что она будет тренером по художественной гимнастике она заявила уже в 9 лет.

Художественная гимнастика - это целая жизнь!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!