Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Статьи цигун. Вопросы о Цигун. В чем суть практики. Важнейшие принципы занятий

Мягкий цигун (жуань цигун) представляет собой наиболее обширный и сложный раздел этой древней системы. Большинство традиционных упражнений даосского даоинь или буддийской психопрактики относились именно к мягкому цигун. Эта категория цигун включает оздоровительные, лечебные, общеукрепляющие упражнения, сложные медитационные комплексы.

Мягкий цигун позволяет поэтапно пройти все многообразие оттенков базовых принципов и понять, какая система цигун наиболее приемлема для вас. Занятия начинайте с раздела статичного цигун, то есть упражнений, проводимых без внешнего движения. Считается, что статичный цигун, отрицая всякую внешнюю активность, развивает внутреннюю динамику. Известное китайское изречение гласит «В сердцевине покоя содержится движение, а в движении заключен покой». Действительно, разве не является покой движением, доведенным до своего предельного состояния Затухание всякой внешней активности как бы четче высветляет внутренний мир, позволяет узреть самые темные уголки своей души в молчаливом самосозерцании.

Следующим этапом в изучении мягкого цигун является динамичный цигун - сочетание внутреннего сосредоточения и вспомогательных гимнастических движений. К такому типу цигун относился ряд древних систем даоинь, например, знаменитая «игра пяти животных» Хуа То, «восемь кусков парчи» и др.

Базовые упражнения, приводимые в этой главе, относятся в основном к статичному цигун. Среди них особую сложность может представлять «сидячее созерцание» - упражнение, на котором зачастую основывалась вся психопрактика чаньских школ. Поэтому не старайтесь начать с этого упражнения или с упражнения «трех кругов», следуйте за тем порядком, который дан ниже.

Статично-динамичный цигун представлен знаменитой и детально разработанной системой «Небесного круговорота», которая может стать вашим основным типом цигун на всю жизнь, так как для полного ее освоения требуется не менее 5-6 лет, совершенствование навыков займет не менее 10 лет. В то же время реальный эффект может быть достигнут в первые недели занятий.

Обычно занятия цигун проходят 4 этапа. На первом этапе вы осваиваете саму методику выполнения упражнений. В этот период вам придется часто сверяться с пособием, проверять свою позицию перед зеркалом, обращать внимание на соответствие типа дыхания упражнению. Постепенно время на освоение новых упражнений будет сокращаться, и вполне возможно, что вы сможете полностью осваивать программу за 3-4 дня интенсивных занятий.

На втором этапе наступает первая отдача от упражнений, вы почувствуете, как улучшается ряд функций организма, нормализуется сон, создается надежная антистрессовая защита, стабилизируется психика. Это этап «обуздания сердца», то есть переведения занятий цигун во «внутреннее» состояние. Он принципиально отличен от первого этапа, когда вашей задачей было «внешнее» заучивание формы.

Третий этап характеризует окончательное внешнее и внутреннее понимание и усвоение упражнения. Нередко он бывает неожиданным для занимающихся после резкого улучшения самочувствия вдруг наступает ухудшение. Недуги, которые, казалось бы, покинули ваше тело, вновь просыпаются. Обычно проявляются различные вялотекущие болезни - тонзиллит, ринит, гастрит, могут начаться незначительные головные боли. Не пугайтесь и не прекращайте занятий. Китайские специалисты считают, что так знаменуется «уход» болезней из тела, его «очищение». Третий этап готовит ваше сердце и тело к четвертому, когда реализуется вся эффективность цигун: «затухание мысли и озарение всех предметов и явлений, самозабытие и недеяние» - так описывается этот этап в даосских сочинениях. Действительно, в такие моменты занятия цигун становятся не просто терапевтическими упражнениями, но способом самораскрытия и самовосполнения за счет полной гармонии с «единым телом» мира.

Базовые упражнения

Задачи базовых упражнений заключаются в том, чтобы на основе простейших движений и принципов скоординировать три важнейшие составные части цигун - дыхание, позиция и внимание.

Вас не должна смущать кажущаяся простота упражнений. Многие учителя цигун занимаются ими всю жизнь, раскрывая все новые и новые возможности в, казалось бы, элементарных движениях. К любому комплексу цигун нельзя переходить, если у вас сознание не успокоено, дыхание неровно, а тело напряжено. В этом случае цигун может нанести даже вред вашей психике и телу. Поэтому базовые упражнения - это своеобразный способ обезопасить себя, настроить свой организм. Не пренебрегайте ими, не выполняйте их механически!

Мы приводим здесь два простейших упражнения. Перед сложными комплексами, будь то мягкий или жесткий цигун, достаточно проделать каждое упражнение 6-10 раз.

Глубокое медленное дыхание (чэнь чан хуси)

С этого упражнения можно начинать любой комплекс цигун, а также выполнять его рано утром и перед сном.

Встаньте, выпрямившись, положите обе ладони на даньтянь, одна на другую. Мужчины кладут правую руку на левую, женщины - левую на правую. Медленно сделайте выдох. Во время выдоха кончик языка перемещается от задней поверхности зубов верхней челюсти к задней поверхности зубов нижней челюсти. Сконцентрируйтесь на ощущении покоя, замедленности, очищения организма от отработанного воздуха. Одновременно с выдохом немного согните ноги в коленях таким образом, чтобы колени проецировались на пальцы ног. Руки немного нажимают на дань-нянь, способствуя прямому брюшному дыханию.

После короткой задержки начинайте вдох через нос. Язык поднимается к верхнему ряду зубов. Закончив вдох, выпрямите ноги, не напрягая их. Затем начинайте упражнение вновь. Не торопитесь, вставайте и приседайте без рывков. Перед началом комплексов цигун выполните так 3 раза, утром и вечером 10- 16 раз.

Это упражнение введите в комплекс тренировки с первых дней занятий. В первую неделю занятий полезно ограничить практику двумя упражнениями - «глубокое медленное дыхание» и «упражнение открытого и закрытого».

Упражнение можно практиковать и вне комплексов, например, если вы устали, сбили дыхание во время тяжелой физической работы. Считается, что оно способствует активизации каналов цзиньло и разогревает область среднего и нижнего даньтянь.

«Упражнение открытого и закрытого» (кай-хэ гун)

Кай-хэ гун - «цигун открытого и закрытого» представляет собой одно из базовых упражнений цигун и рекомендуется всем начинающим. Практика кай-хэ гун в течение 5-6 месяцев поможет вам овладеть сочетанием дыхания, мысли и позиции. Это просто и в то же время удивительно эффективно.

Прежде всего необходимо ясно представить смысл китайских понятий «кай» - открытое или открывание и «хэ» - закрытое, соединенное, приведенное в гармоничное единство. «Кай» соответствует фазе выдоха и выброса ци, а также циркуляции ци по каналам цзиньло. «Хэ» - концентрация ци в даньтянь, вдох, сведение рук. Кай-хэ - это не только внешние движения, например разведение и сведение рук, или ритмичное дыхание.

Надо ясно представить бесконечную череду трансформации в человеке и соответствие их трансформациям во Вселенной. Например, в космическом масштабе «хэ» - это гармонизация различных начал, приведение их в соответствие друг с другом и состояние изначальной нерасчлененности. «Кай» - начало внешней манифестации феноменов мира, до этого находившихся в латентном состоянии. Уяснение внутреннего смысла поможет вам в сосредоточении и устранении отвлекающих мыслей.

1-й способ

Встаньте прямо, выполнив все требования для регуляции позиции. Обе руки согнуты в локтях, предплечья находятся на уровне точек жугэн под сосками на V ребре (не поднимайте плечи!), пальцы направлены друг к другу, ладони обращены вниз. Медленно опускайте локти вниз, ладони обращаются друг к другу, сконцентрируйтесь на точках лаогун. Ладони медленно сближаются и чуть опускаются вниз. Вы должны почувствовать, как между ладонями нарастает напряжение и наконец возникает предел, дальше которого ладони невозможно сблизить. Вдох, сделанный по типу прямого брюшного дыхания, завершен. Начинайте на вдохе постепенно разводить ладони, пока напряжение не исчезнет совсем, а ладони не перестанут ощущать друг друга. После этого медленно поднимайте локти, возвращаясь в исходное положение. Внимание с точек лаогун перенесите на средние пальцы.

В прошлом в Китае среди мастеров цигун были представители разных направлений – конфуцианского, даосского, буддистского, медицинского, ушуистского (или боевого) и некоторых других направлений. Все это приводило к возникновению различных методик: туна, даоинь, синци, ляньдань, сюань-гун, цзынгун, дингун, сингун, нэйгун, сюдао, цзочань, нэйян-гун, яншэнгун и т. д. Но все эти методики – предшественники цигун.

Конфуцианское направление подразумевает применение психофизиологического тренинга для воспитания психологических и нравственных качеств, ценных с точки зрения конфуцианства – официальной идеологической доктрины императорского Китая. Ее этические основы заложил мыслитель VI-V вв. до н. э. Конфуций.

Для конфуцианства методы психического саморегулирования служили главным образом средством подготовки к правильному социальному поведению. В личной и общественной жизни предписывалось: не поддаваться эмоциям, точно следовать существующим нормам, которые должны были ощущаться как долг. Также считалось необходимым быть способным к творческой жизни, чтобы приносить пользу обществу. Неотъемлемой частью были усилия, направленные на совершенствование ниспосланной каждому человеку и каждой вещи «благой силы» дэ. Она рассматривалась как проявление дао, а применительно к человеку – как добродетель.

Даосская традиция оказала огромное влияние на китайскую медицину. Учение даосизма основано на представлении о наличии дао (пути) – таинственного, не познаваемого разумом и не выразимого словами, но которое присутствует во всей первопричине вселенской жизни. Даоссцы призывали людей возвратиться к естественной жизни, близкой к природе. Одной из основных целей приверженцев даосизма было сохранение здоровья и достижение активного долголетия, для чего использовались разнообразные методы, в том числе специальные диеты, комплексы физических и дыхательных упражнений. Китайские врачи рассматривали человека как мир в миниатюре (микрокосм) и считали, что он состоит из пяти первоэлементов. Возникновение болезней связывали с нарушением соотношений активного (ян) и пассивного (инь) начал, которые в организме, как и в окружающей природе, находятся в состоянии постоянного противоборства. С действием ян связывалась гиперфункция, с действием инь – гипофункция отдельных органов или организма в целом.

Даосские упражнения сочетают в себе движение и покой и поддерживают как внешнюю форму, так и внутреннее состояние тела. Они включают в себя цигун (дыхательные упражнения), массаж, цзюйцзицу (упражнения с плавными движениями), координацию жизненной энергии и контроль за дыханием через рот. Особое значение придается работе сядунь (нижней части живота). В традиционной китайской медицине это внутренняя репродуктивная система.

Буддистское направление цигун по своим побудительным мотивам практики очень близко к даосскому. Буддисты также стремятся к единению с абсолютным законом и всеобщей истиной мирозданья. В отличие от даоссцев буддисты рассматривают жизнь как цепь страданий, освободиться от которых и от бесконечного «колеса перерождений» поможет только моральное и психическое самосовершенствование. Поэтому главными объектами буддистской практики стали совершенствование сознания и психики, которые необходимо привести к «правильному», «истинному» видению мира. Как высшее состояние сознания рассматривается нирвана.

Медицинское направление цигун представляет собой лечебно-оздоровительный опыт практики психофизиологической регуляции, присущий каждому из перечисленных трех направлений. Множество систем лечения и оздоровления, которые ныне именуются «китайские гимнастики», возникло в народной среде. Большинство этих методик создано на пересечении конфуцианской, даосской и буддистской традиций.

Выполнение комплекса упражнений (тао или таолу) считается обязательным в ушу. Этот комплекс похож на ритуал, который может приобщить к могуществу природных или божественных сил, дать мудрость и совершенство. Поэтому многие школы ушу ставили основной своей задачей «совершенствование тела и личности», а не подготовку к рукопашному бою.

Термин «нэйгун» иногда применяют как синоним слова «цигун». И все же методики цигун в боевых искусствах являются лишь вспомогательными приемами для развития специальных качеств, и их принято отделять от комплексов таолу. С этой целью обычно применяются «жесткие» методики. Они направлены на воспитание навыков «включения» функциональных систем организма на полную мощность, на мгновенную и максимальную реализацию психических и физических возможностей. Жесткие системы цигун позволяют демонстрировать приемы разбивания кирпичей, досок, выдерживать нажим режущей кромки или острия холодного оружия. Каждый занимающийся «жесткой» цигун сможет выдерживать силу ударов тяжелыми и твердыми предметами, а также вес положенных на грудь тяжелых предметов. Жесткие методики цигун требуют выполнения упражнений интенсивно, быстро, с определенной физической и психической нагрузкой. Им обычно противопоставляются «мягкие» системы, которые способны лечить и оздоровить организм.

Многочисленные формы боевых искусств обрели нынешнее название ушу, восходящее к одному из традиционных терминов, и стали рассматриваться в качестве вида физической культуры и спорта. Термин «кунфу» ныне используется также в значении «мастерство», или подразумевает затрату сил и времени на овладение мастерством.

Из разновидностей цигун можно также выделить чжун юань цигун, или имидж-терапию. Она используется для поддержания здоровья на трех уровнях: физическом, энергетическом и информационном, так как эти уровни тесно связаны между собой, и каждый уровень оказывает влияние на состояние другого уровня. Имидж-цигун лечит сразу всего человека, так как одна и та же болезнь может протекать у разных людей по-своему. Эта методика направлена на усиление ослабленной или вообще бездействующей энергетической системы человека, пробуждения центров ци, открытие каналов, восстанавливая тем самым врожденные целительные свойства организма. Имидж-терапия также позволяет притягивать на себя внешнюю энергию и улучшать связь с космосом, что тоже благосклонно влияет на здоровье. Имидж-терапия восстанавливает энергетическое и информационное поле, что опосредованно действует на физическое тело. Так как эти системы тесно взаимосвязаны, то для лечения болезней необходимо сбалансировать их между собой. При заболевании один орган не имеет нужной информации для правильного функционирования, другой, наоборот, имеет ее в избытке, что тоже нарушает нормальную работу. Задача имидж-терапии – привести такое несоответствие в норму. В современной жизни люди привыкли, что восстановить утраченное здоровье должен врач. Некоторые забыли, а некоторые не знают вообще, что наш организм обладает врожденной способностью излечить самого себя. Цигун имидж-терапия позволяет активизировать эту способность. Практикой чжун юань цигун можно предотвращать образование онкологических болезней, а также излечивать их на начальных стадиях. Цигун имидж-терапия особенно эффективна там, где современная медицина бессильна.

Многие направления цигун имеют отчетливые различия, обусловленные неодинаковой мотивацией практики и ее преимущественными целями. Эти различия выражаются в арсенале технических приемов или формулировках базовых принципов. Все ныне известные системы цигун основываются на общем комплексе, который сложился еще в средневековье, и подчиняются универсальным закономерностям. Им присущи такие аспекты практики, как регулирование сознания, регулирование дыхания, регулирование тела.

Регулирование сознания включает в себя умственный дао-инь (управление и возбуждение). Суть заключается в том, что человек должен научиться концентрировать свои мысли на одном каком-нибудь объекте или на своем органе, чтобы затормозить деятельность коры головного мозга. Такое состояние называется «внутреннее поддержание умственного состояния». Дыхательный даоинь заключается в проведении ряда дыхательных упражнений (вдох, выдох, глубокий выдох, быстрое короткое дыхание, придыхание со звуком, задержка дыхания). Он позволяет научиться управлять дыхательной системой и связанными с ней другими системами организма. В технику регулирования тела входят упражнения, которые включают в себя: ходьбу, стояние, сидение, лежание, стояние на коленях, массаж.

Лучший способ омоложения – сделать тело саморегулируемым. Даоссцы разработали упражнения для сохранения здоровья и долголетия. Путем раскачивания, сжатия, массажа и встряхивания половых органов упражнения позволяют достичь саморегуляции желез внутренней секреции, усилить выработку половых гормонов для удовлетворения необходимых потребностей организма.

Упражнения цигун позволяют усилить биологические функции человека, поддерживать здоровье и активность клеток, активизировать выработку организмом половых гормонов, стимулировать меридианы и циркуляцию крови, регулировать внутренние функции тела, усиливать сопротивляемость болезням, сбалансировать обмен веществ. Все это помогает восстановить жизненные силы и продлить молодость.

Упражнения цигун оказывают наибольшее воздействие на людей старшего и среднего возраста, на слабых или больных, на людей с избыточным весом и страдающих болезнями. Выполнение упражнений не требует много места: их можно делать в маленьком дворике, в спальне, даже за столом в учреждении. Количество усилий, затрачиваемых на упражнения, невелико, движения легко запоминаются, а эффект ощущается уже через несколько дней занятий. Упражнения выполняются легко и свободно, главное – суметь выработать верные движения, для того чтобы в организме осуществлялась правильная циркуляция энергии. Женщинам это поможет быть стройными и гибкими, а мужчинам быть уверенными в своей мужской силе. Все упражнения выполняются не спеша, сопровождаясь медленным, плавным и глубоким дыханием. В упражнениях необходимо также входить в образ, как бы чувствуя движение изнутри, на энергетическом уровне.

Принятые в Китае схемы классификации практики цигун уже упоминались: это конфуцианское, даосское, буддийское, медицинское направления и цигун боевых искусств. Существуют также «жесткие» и «мягкие» методики; среди них – упражнения статические, динамические и статико-динамические (комбинации неподвижных поз и движений). Среди современных форм практики – лечебная, оздоровительно-профилактическая и спортивно-прикладная. К наиболее распространенным терапевтическим методам цигун принято относить следующие.

1. Методы релаксации (фансун цзин гун). Подразумевают одновременную тренировку дыхания и сознания, сосредоточение на расслаблении и покое, последовательное сознательное расслабление всего тела.

2.»Внутреннее вскармливание» (нэйян гун). Статические упражнения, сочетающие погружение в состояние покоя с задержками дыхания (тип дыхания – диафрагмальный).

3. Укрепляющие упражнения (цян чжуан гун). В их основе – регулирование сознания (психики), акцент на отработке погружения в состояние покоя, обратный диафрагмальный тип дыхания.

4. Упражнения в покое (статические, цзин гун). Главная особенность – упор на «регулирование тела» и «регулирование сознания» посредством погружения в состояние покоя.

5. Методы цигун-транспортировки (цигун баньюнь фа). Имеется в виду главным образом мысленное ведение дыхания по каналам.

6. Новая цигун-терапия (синь цигун ляофа). Современные комбинированные методики.

7. Упражнения в стойке «три округлости» (саньюань ши чжань-гун). Статические упражнения в положении стоя («округлости» – характеристика положения конечностей и туловища). Предусматривается акцент на тренировке тела, т. е. развитие определенных физических данных, а также отработка техники дыхания при погружении в состояние покоя.

8. Упражнения в стойке «медный колокол» (тунчжун ши чжаньгун). Статические упражнения для тренировки тела, мысли и дыхания.

9. Упражнения цигун с «палочкой великого предела» (тайцзи бан цигун). Комплексы упражнений с предметом – круглой палочкой около 30 см длиной, каменными либо медными шарами. Считается наиболее удобной методикой для начинающих, особенно для тех, кто с трудом погружается в состояние покоя. Предмет выполняет роль своего рода ручного массажера, помогающего открывать акупунктурные точки на ладонях и пальцах, сосредоточить внимание.

10. Динамические упражнения (дун гун). Гимнастические упражнения, предусматривающие спонтанное выполнение движений без произвольного мышечного усилия по заданной программе, возможное при условии достижения особых состояний сознания (они характеризуются как расслабление, покой и естественность).

11. Мысленные упражнения (и гун). Посредством «мыслей-команд» потоки дыхания ци направляются к пораженным тканям или органам.

12. «Выплевывание и набирание» (туна гун). Различные комбинации дыхательных упражнений, выполняемых в состоянии расслабления, покоя и естественности.

13. Укрепляющий массаж (баоцзинь аньмо). Различные виды самомассажа по ходу меридианов и по акупунктурным точкам в сочетании с тренировкой пневмы (энергии) и мысли, т. е. определенными психическими усилиями.

14. «Восемь отрезков парчи» (ба дуань цзинь), «игры пяти животных», «основы преобразования мышц» (и цзинь цзин). Традиционные общеукрепляющие гимнастики, включающие многочисленные комплексы самых разных упражнений.


| |

Принципы, методы и техники цигун создавались китайцами в течение нескольких тысячелетий, являясь результатом практических наблюдений и опыта переживания явлений внутри человека, в окружающей его природе, в обществе и сферах, находящихся за пределами чувственно воспринимаемого мира. Цигун как система знаний содержит в себе опыт более 5000 лет человеческой эволюции, от древнего шаманизма и до использования в госпиталях в наши дни, включая современные исследования во всех областях медицины, биологии, генетики, химии и других наук, а также в физике, математике, философии и религии в мировом масштабе. В течение последних 30 лет произошла переоценка практик ци гун учеными Китая и всего мира (в том числе лауреатами Нобелевской премии) в сотрудничестве с представителями почти 4000 различных систем даосизма, цигун и других эзотерических практик. Их целью было создание новой научной парадигмы этого традиционного знания. В результате цигун был признан в качестве науки для развития потенциала человека в непосредственной форме за пределами всех систем верований и догматизма.

Для кого?

Людей всех вероисповеданий. Абсолютных новичков. Искателей и исследователей во всех областях. Практиков медитативных дисциплин. Любого человека, занимающегося различными духовными практиками. Медиков, заинтересованных в расширении своих знаний. Бизнесменов, заинтересованных в повышении эффективности на работе и в жизни. Атлетов и спортивно ориентированных людей. Занимающихся боевыми искусствами. Любого человека с отклонениями в состоянии здоровья, болезнью, заболеванием, внутренними нарушениями, слабым здоровьем, сексуальной слабостью. Случаев интоксикации лекарствами или наркотиками. Случаев выпадения волос, потери зрения и слуха. Любого человека с чувством слабости или бессилия от жизни. Актеров или других исполнителей. Целителей и терапевтов всех видов. Особенно полезно для людей, нуждающихся в серьезном лечении от любой формы дегенеративных заболеваний, возникших в результате СПИДа, рака, опухолей, лейкемии, артрита. Особенно рекомендуется для случаев импотенции, простатита, бесплодия у мужчин и женщин, фригидности, болезненных менструаций, заболеваний яичников и матки. При всех видах повреждений, нарушений функционирования и слабости внутренних органов.

Влияние цигун на тело человека по результатам научных исследований

Синхронизация и согласование работы полушарий мозга; изменение частот мозговых волн; контроль над ментальными и эмоциональными состояниями и состояниями сознания; естественное регулирование лимбической системы и областей, связанных с возникновением и хранением эмоций; активизация областей мозга с неизвестными функциями; регенерация нейронов; контроль над переключением между симпатической и парасимпатической нервными системами; оптимизация обмена веществ/энергии/информации на клеточном уровне; усиление иммунной системы; изменение электрического сопротивления кожи; изменения биохимии крови; изменения уровней гормонов; воздействие на ДНК; регенерация на клеточном уровне; регенерация костного мозга и костей; управление метаболизмом системы тело-ум; развитие особых функций тела, ума, психики, духа и души.

Положительное воздействие практики цигун

На структуру и функции внутренних органов: печень, сердце, селезенку, легкие, почки, желчный пузырь, перикард, тонкий кишечник, желудок, толстый кишечник, мочевой пузырь.

На суставы: регенерация хрящей; декальцинация; самоисцеление и реабилитация после артроза, артритов или ревматизм; доступ к каждому позвонку позвоночника; восстановление первоначальной независимости каждого позвонка; восстановление полной подвижности и гибкости; декомпрессия межпозвоночных дисков; удлинение и балансировка мускулов позвонков и позвоночника; освобождение и раскрытие суставов конечностей.

На кровеносную и лимфатическую систему: активизация естественного микродвижения швов черепа; улучшение циркуляции в кровеносной и лимфатической системах; улучшение циркуляции цереброспинальной жидкости в продолговатом и головном мозге; позитивное влияние на ряд нервов, непосредственно соединенных с сердцем.

На нервную и эндокринную систему: массаж головного мозга и мозжечка; стимуляция зрительного бугра, гипоталамуса, шишковидной железы и гипофиза с целью выделения ими уникального секрета гормонов; открытие пазух и стимуляция обонятельной луковиц; улучшение зрения; реактивация основных нервных сплетений.

На иммунную систему: восстановление и поддержание иммунной систем; самоисцеление хронических и аутоиммунных заболеваний.

На дыхание: Даосы, известные своим долголетием, предположили, что общеизвестная продолжительность жизни черепах связана с их чрезвычайно низкой частотой дыхания, которая составляет три дыхательных цикла в минуту. По результатам наблюдения за животными было установлено, что чем выше частота дыхания, тем меньше продолжительность жизни. Обычный человек дышит 15 раз в минуту. Практикующие цигун могут снижать частоту дыхания даже ниже частоты дыхания черепахи. Эксперименты ясно продемонстрировали, что дыхание является средством, с помощью которого ум может установить сознательный контроль над метаболическими процессами и телом. Этот процесс вызывается и одновременно стимулирует управление переключением с парасимпатической нервной системы на симпатическую и балансировку полушарий мозга. Развитие особых ментальных, психических и физических способностей, которыми славятся некоторые даосские мастера цигун, главным образом, связаны со способностью управления дыханием и связанными с этим возможностями.

На ум и эмоции: Обучение управлению частотой сердечных сокращений и частотой дыхания также позволяет установить сознательный контроль над негативными, стрессовыми эмоциональными внутренними состояниями и внешними воздействиями. Это позволит проявиться и развиться приятным эмоциям и мощному сознанию, что влечет за собой состояние глубокого внутреннего покоя и расслабления.

На репродуктивную систему: С учетом доказанного невероятного регенеративного и омолаживающего эффекта, стимулирующего всю эндокринную систему, эти упражнения традиционно использовались в гериатрической терапии и описывались как «возвращающие в юность»; мужская и женская импотенция и бесплодие; болезни яичек и простаты; болезни матки и яичников.

Все эти процессы происходят естественным образом и/или стимулируются в ходе правильной практики традиционного цигун под руководством опытных наставников.

Здесь приведен раздел из книги Мантека Чиа "Железная рубашка", которая доступным языком описывает особенности даосских практик верхнего уровня.

Первоначальная защитная роль даосских практик.
Искусство Железной Рубашки было в те далекие времена средством развития защитной силы тела. Для фантастического повышения плотности внутреннего энергетического наполнения тела при этом использовались относительно простые внешние техники. В результате невероятного увеличения плотности энергетического тела жизненно важные органы физического тела человека становились практически неуязвимыми для ударов, наносимых противником.

Учитывая то, что именно жизненно важные органы играют основную роль в продуцировании тонкой энергии, мы получаем замкнутый круг энергетической защиты: Ци предохраняет органы, органы генерируют Ци. Китайское слово Ци можно перевести как “воздух” и “сила”. Кунг или гун - искусство, дисциплина, контроль. Таким образом, Цигун - искусство управления потоками воздуха, дисциплина дыхания или искусство управления силой. Цигун Железной Рубашки - искусство управления силой, делающее тело неуязвимым

Внутреннее давление жизненной силы Ци.
Рассматривая принципы, лежащие в основе практики искусства Цигун Железной Рубашки, можно провести такую простую аналогию: “закачивая” жизненной силой Ци ткани тела, мы создаем в них своего рода энергетическое давление, которое действует аналогично давлению воздуха в автомобильной шине. И, подобно тому, как ухабы и рытвины на дороге не вредят кузову автомобиля, колеса которого находятся в исправном состоянии и за рулем которого сидит искусный водитель, удары, наносимые по телу владеющего практикой Железной Рубашки, не причиняют никакого вреда его жизненно важным внутренним органам.

Как известно, дыхание является самой главной и жизненно необходимой из физиологических функций белкового организма. Не секрет, что без пищи человек может жить больше месяца, без воды - несколько дней, а вот без воздуха - всего лишь несколько минут.

Практика Железной Рубашки позволяет сделать дыхание максимально эффективным. Она позволяет нам реально развить огромную жизненную силу, укрепить внутренние органы и радикальнейшим образом избавиться от любых болезней за счет наполнения органов и тканей тела энергией Ци, которая под давлением заполняет каждую клетку тела, оптимизируя функции всех органов и всех систем.

Происхождение техники дыхания Железной Рубашки.
По наблюдениям древних даосских мастеров именно таким типом дыхания пользуется человеческий зародыш, находясь в материнском чреве. У него отсутствует легочная вентиляция, поэтому он распределяет поступающие по пуповине физиологические жидкости и энергию Ци при помощи мышечных пульсации, аналогичных тем, которые применяются для перераспределения Ци в практике Железной Рубашки.

После рождения человек переходит на легочное дыхание. Постепенно оно становится все более поверхностным, органы брюшной полости теряют подвижность, давление Ци в них падает. Они перестают оказывать сердцу заметную помощь в поддержании кровообращения. В результате токи всех физиологических жидкостей в системе организма замедляются. В теле развивается сухость, которая соответствует излишнему жару в энергетической структуре. Сообразно своим свойствам, жар, поднимается вверх, образуя зоны застойной сухости в грудной клетке и в голове. Равновесие нарушается, прохладная сила стихии воды опускается вниз к половым органам, скапливается там и рассеивается, покидая тело.

Давление Ци становится еще слабее, привычка к нижнему дыханию утрачивается окончательно. Так происходит старение. Легкие вынуждены справляться с дыханием только за счет работы межреберных мышц, чего абсолютно недостаточно для нормальной жизнедеятельности, поскольку фактически используется не более трети потенциального объема легочной вентиляции. С точки зрения энергетического обмена, такое дыхание не только неэффективно, более того, оно, так сказать, является “расходным”.

Энергетическая структура теряет энергию вместо того, чтобы ее накапливать, и вследствие этого разрушается, не в силах сопротивляться внешнему давлению Ци.

Нижнее дыхание нагнетает Ци в систему, повышает внутреннее энергетическое давление, и воздействие на энергетическую структуру со стороны внешнего мира - бесконечной Вселенной энергетических полей - оказывается скомпенсированным. А специальные методы тренировки позволяют наполнить энергетическую структуру человеческого существа еще большим количеством Ци, под давлением, превосходящим внешнее. Это не только усиливает внутренний энергообмен и повышает общий энергетический потенциал всей системы, но и позволяет ей успешно противостоять концентрированным разрушительным внешним воздействиям.

Работая с техниками нагнетающего дыхания, мы заполняем силой Ци внутренние органы и заставляем ее излучаться из них, накапливаясь во внутреннем слое соединительной ткани. Дальнейшее повышение в ходе практики Железной Рубашки внутреннего давления Ци в органах и внутреннем слое соединительной ткани заставляет Ци последовательно заполнять все более внешние ее слои. В конце концов все внутренние органы и эндокринные железы оказываются как бы завернутыми в мощные, под высоким давлением наполненные силой Ци соединительнотканные подушки. Они не только защищают все, что находится внутри них, от неблагоприятных внешних механических и энергетических воздействий, но в случае необходимости также обеспечивают функциональную энергетическую подпитку внутренних органов и других жизненно важных структур организма.

Дальнейшая практика Железной Рубашки повышает плотность заполнения соединительных тканей силой Дм настолько, что последняя начинает интенсивно нагнетаться из них в кости, сухожилия и, наконец, в скелетную мускулатуру.

Пища, употребляемая в избытке. - а это в настоящее время происходит сплошь и рядом - не расходуется в виде энергии, а запасается телом в виде жировых отложений во внешних слоях соединительной ткани. Кроме чисто физических и эстетических неудобств, которые эти отложения нам причиняют, они также существенно снижают плотность потоков Ци, значительно повышая сопротивление энергетической структуры. В результате практики Железной Рубашки вся запасенная организмом в виде жира полученная из пищи энергия переводится в чистую Ци. Жир сгорает, а выделившаяся в результате энергия накапливается в виде чистой Цив соединительных тканях. Кроме того, в этом процессе тело обучается осознанно трансформировать жир в энергию только за счет соответствующего волевого импульса. Таким образом принципиальная возможность образования нежелательных жировых отложений постепенно полностью исключается.

Нагнетание энергии в соединительные ткани опорно-двигательного аппарата превращает последний в единый структурно-функциональный блок. Мышцы уплотняются и стягиваются, сухожилия становятся прочными и упругими, соединения их с костями делаются очень плотными и устойчивыми к разного рода динамическим и статическим перегрузкам. Ци из соединительных тканей под давлением нагнетается в мышцы и кости. В конце концов кости наполняются Ци до самой сердцевины. Процессы деления клеток костно-мозговых тканей изменяются, наступает регенерация костного мозга, и даже у пожилых людей отмечается восстановление красного костного мозга вплоть до предельного заполнения им внутрикостных полостей - совсем как у ребенка.

В процессе работы с техниками Железной Рубашки мы используем различные виды нижнего дыхания и манипуляций с мышцами живота и области таза. За счет этого дыхание начинает оказывать неоценимую помощь сердцу и всей циркуляторной системе. Не секрет, что в органах брюшной полости постоянно находится примерно шестьдесят процентов всего количества крови. За счет этого при работе с нагнетающим дыханием брюшная полость превращается во второе сердце, производительность которого едва ли не в несколько раз выше производительности собственно сердечной мышцы. Причем, кроме чисто механического аспекта циркуляторно-регулятивной функции брюшной полости в процессе практики Железной Рубашки, здесь имеет место также аспект энергетический, который, по достижении человеком определенного уровня тренированности, по своему значению намного превосходит первый. Все это вместе оказывает настолько мощное очищающее и тренирующее воздействие, что как энергетическая структура, так и физическое тело полностью избавляются от всех видов шлаков, токсинов и загрязнений, многократно снижающих эффективность функционирования органов и систем организма обычного человека в обычном его состоянии.

Медитативные техники, применяемые в практике Железной Рубашки, позволяют под давлением нагнетать в энергетическую структуру намного больше Ци, чем в ней обычно присутствует. Попытки повысить энергетический статус организма за счет обычных физических упражнений, столь популярные нынче на Западе, ни к каким серьезным результатам не ведут, поскольку на определенном этапе повышение энергетического давления начинает разрушительно действовать на сердце. Медитативные же практики осознанной работы с Ци позволяют накопить в системе немыслимо огромное количество энергии. В результате, по мере того как Ци начинает все свободнее течь в теле, человек осознает новые аспекты бытия, перед ним открываются все более широкие горизонты духовного самоосознания.

Железная Рубашка как средство радикального увеличения продолжительности жизни
Нормальная продолжительность жизни даосских мастеров древности составляла пятьсот-тысячу лет. В отличие от установок на материальное благосостояние, преобладающих в нынешнем обществе, тогдашнее понимание гармонии было основано на устойчивом сбалансированном взаимодействии материальных устремлений и стремления к духовному самоосознанию. Йоги и даосские мастера всегда говорили о внутреннем мире человека, которого можно достичь и который является полным отражением всей грандиозной внешней Вселенной. Именно полноценное самоосознание человека как потенциально бесконечного духовного существа и считается даосскими мастерами целью человеческой жизни. И продолжаться эта жизнь должна как можно больше, чтобы человек мог успеть по-настоящему продвинуться в этом. Перспективы же поистине безграничны. И даосы знают, как их реализовать. Все дело - только в постоянной правильно построенной тренировке.

“Человек должен жить не менее ста лет. Ведь его жизнь - в его собственных руках, а не в руках какого-то неведомого Универсального Существа”. Таково одно из древних даосских высказываний. Столь оптимистическое положительное отношение к вопросу продолжительности жизни могло быть свойственно только тем, кто в точности знал, что стоит за человеческой жизнью, в чьих руках она в действительности находится и как сделать всю ее полноценной, активной и осознанной, независимо от ее продолжительности.

Дело в том, что основной отличительной особенностью именно даосских систем интегральной тренировки является их точность и доскональная выверенность каждого шага во всем, что касается вопросов практики управления силой Ци. Каждый прием, каждый шаг, каждый оттенок любой даосской техники отрабатывался на протяжении тысячелетий. Результаты каждого действия, предпринятого в соответствии с установками тренировочной системы, известны и предсказуемы, поэтому, если даосские мастера говорят: “Поступая так-то и так-то, получишь тогда-то такой-то результат”, - они неизменно оказываются правы. Исходя из вышесказанного, нетрудно догадаться, почему в традициях даосской Йоги не принято торопить события. “Тише едешь - дальше будешь” - формула достаточно универсальная.

Хотя цигун представляет собой систему дыхательных и двигательных упражнений, носящих практический характер, изначально он был связан с религиозным мировоззрением даосских монахов, которые рассматривали упражнения цигун как необходимую практическую сторону космологических и физиологических представлений .

Этимология

Цигун или Ци Гун - русская форма термина, образованного слиянием двух китайских иероглифов: Ци (氣) и Гун (功). Словарное определение слова «Ци » обычно дает смысл «дыхание», «воздух», «газ» и «пар», но оно также может быть использовано в контексте при описании отношений между материей, энергией и духом . Буквальный перевод «цигун» - «работа с Ци» .

Практики цигуна включают четыре вида обучения: динамическое, статическое, медитативное и виды деятельности, требующие внешних средств. Динамическая подготовка включает в себя специальные движения и распространяется на упражнения, такие, как Тайцзицюань . Статическое обучение требует от практикующего спокойствия тела и слежения за его положением .

Медитативная подготовка включает в себя визуализацию или сосредоточение внимания на конкретных идеях, звуках, образах, понятиях или моделях дыхания .

Существуют также методы обучения, которые включают внешние средства, такие, как прием трав, массаж, физические манипуляции или взаимодействия с другими живыми организмами . Система цигун может состоять из одного или нескольких видов профессиональной подготовки .

Критика

Некоторые исследователи скептически относятся к некоторым характеристикам цигуна и называют его предметом лженауки . Кроме того, происхождение и природа практики цигун привела к заблуждениям и злоупотреблениям . Злоупотребления практикой цигуна привели к образованию культов и появлению психических расстройств .

История развития

Известный отечественный китаевед Е. А. Торчинов связывает происхождение цигуна с эволюцией традиционной китайской религии даосизма . В I тыс. н. э. внешние алхимические практики даосизма подверглись деградации и упадку, что послужило толчком к развитию внутренней алхимии , так называемой «даосской йоги», а уже только в XX столетии на её основе развивается направление цигун.

Однако только в первой половине XX в. этот термин не только становится общеупотребительным, но и превращается в слово обыденного языка. Естественно, что это произошло с ростом популярности явления, обозначаемого словом цигун. Для простоты и краткости остановимся на таком определении цигун как явления культуры Китая XX в.: это комплексы традиционных упражнений, заимствованных из арсенала внутренней алхимии (и в отдельных случаях - из буддийской психопрактики) и выполняемых преимущественно с оздоровительными и терапевтическими целями .

На вопрос, можно ли рассматривать цигун как возрождение даосизма , Е. А. Торчинов отвечает:

В 1940-х и 1950-х годах китайское правительство пыталось интегрировать эти разрозненные подходы в единую систему с целью создания прочной научной базы для такой практики в рамках политической философии и культурной революции. Эта попытка, по мнению некоторых китаистов, оценивается как начало современной интерпретации цигуна . Через миграции, туризм и глобализацию практика и перспективы цигуна стали постепенно распространяться из китайской общины на весь мир.

В настоящее время, цигун как духовная и телесно-ориентированная практика переживает относительный подъем своей популярности на Западе, а также России . Есть мнение, что на фоне распространения и популяризации культуры Китая , у жителей крупных городов практика цигун занимает место популярной ранее йоги . Кроме распространения цигун в качестве практики, также происходит популяризация утверждений цигун среди культурной среды, непосредственно с практикой не знакомой. Одним из примеров такой ассимиляции по мнению китаеведа А.С. Левицкого может служить древне-китайская поговорка "Сила в постоянстве". Подобная популяризация утверждений восточной культуры может быть связана с популяризацией культуры Китая в России в целом .

Практика цигун является одним из видов вспомогательных наработок, используемых при тренировке китайских боевых искусств .

См. также

Примечания

  1. Торчинов Е. А. Даосские практики // Путь золота и киновари: Даосские практики в исследованиях и переводах Е.А. Торчинова. - СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2007., 480с.: с.157-158
  2. Рабогошвили Артем Анатольевич. Новые религиозные движения в современном Китае.Автореферат диссертации
  3. Хо, Пэн Йок. Ли, Ци, и Шу: Введение в науку и цивилизацию в Китае. - Dover Publications, 2000. - ISBN 0486414450 .
  4. Торчинов Е.А, Даосские практики. СПб.: Аз¬бука-классика; Петербургское Востоковедение, 2007.
  5. Слово «Цигун» в электронной версии «Русского орфографического словаря» Российской академии наук под редакцией В. В. Лопатина (неопр.) . Грамота.ру (2001-2007). Проверено 12 мая 2011. Архивировано 23 августа 2011 года.
  6. Yang, Jwing-Ming. The root of Chinese Chi kung: the secrets of Chi kung training. - Yang"s Martial Arts Association, 1989. - ISBN 0940871076 .
  7. Голландия, Алекс. Голоса Ци: вводное руководство к традиционной китайской медицине. - Североатлантические книги, 2000. - ISBN 1556433263 .
  8. Yang, Jwing-Ming. Цигун для здоровья и боевых искусств: упражнения и медитация. - YMAA Publication Center, 1998. - ISBN 1886969574 .
  9. WORLDWIDE SURVEY OF FITNESS TRENDS FOR 2016: 10th Anniversar... : ACSM"s Health & Fitness Journal (неопр.) . LWW. Проверено 23 января 2016.
  10. Коэн, К. С. Путь цигун: Искусство и наука китайской энергии исцеления. - Random House of Canada, 1999. - ISBN 0345421094 .
  11. Jarney, Chris. Дыхательные теории и практики тайцзи цигун. - Североатлантические книги, 2005. - ISBN 1556435541 .
  12. Diepersloot, Ja. Дао Ицюань: Метод осведомленности в боевых искусствах. - Center For Healing & The Arts, 2000. - ISBN 0964997614 .
  13. Лу, Куан Ю. Секреты китайской медитации: самосовершенствование путём контроля над разумом, как учат в Чань, Махаяне и даосских школах в Китая. - С. Уэйзер, 1969.
  14. Клиглер, Бенджамин. Интегративная медицина: принципы деятельности. - McGraw-Hill Professional, 2004. - ISBN 007140239X .
  15. Гольдберг, Бертон. Альтернативная медицина: Полное руководство. - Небесные искусства, 2002. - ISBN 1587611414 .
  16. Дэвис, Кэрол. Дополнительные терапии в реабилитации: данные по эффективности в терапии, профилактики и оздоровлению. - SLACK Incorporated, 2008. - ISBN 1556428669 .
  17. Lee M.S., Oh B., Ernst E. Qigong for healthcare: an overview of systematic reviews // JRSM Short Rep. 2011 February; 2(2): 7. PMID 21369525 . PMCID PMC3046559.
  18. Шермер, Майкл. Скептическая энциклопедии лженауки, том 2. - ABC-CLIO, 2002. - ISBN 1576076539 .
  19. Wanjek, Кристофер. Плохая медицина: заблуждения и злоупотребления выявлены, с расстоянием исцеления витамина O. - ABC-CLIO, 2003. - ISBN 1576076539 .
  20. Палмер, Дэвид А. Лихорадка цигун: тело, наука и утопия в Китае. - Columbia University Press, 2007. - ISBN 0231140665 .
  21. Чэнь, Нэнси Н. Пространственное дыхание: цигун и исцеление в Китае. - Columbia University Press, 2003. - ISBN 0231128045 .
  22. Торчинов Е. А. Даосские практики // Путь золота и киновари: Даосские практики в исследованиях и переводах Е.А. Торчинова. - СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2007., 480с.: с.162
  23. Despeux, C. Le qigong, une expression de la modernité Chinoise. In J. Gernet & M. Kalinowski. (ред.), En suivant la Voie Royale. Mélanges en homage à Léon Vandermeersch. - École Française d"Extrême-Orient, 1997. - P. 267–281.

В этой статье мы разберемся с таким понятием, как цигун. Что это такое? Термин образован слиянием двух слов: Ци (дыхание, воздух, энергия) и Гун (сила, власть, результаты работы, деятельности, достижения). Между собой иероглифы объединяются с целью описания методов и систем «взращивания энергии», а также манипулирования в организме собственной энергией. Совершенномудрые (занимавшиеся самосовершенствованием) люди в Китае достигали долголетия и здоровья, управляя энергией ци, при этом они говорили, что сутью человека является его ци.

Предназначение

Комплекс цигун представляет собой гимнастику, в которой отсутствуют ограничения по физическому состоянию и возрасту. Этот комплекс в любом случае помогает долголетию и оздоровлению, следовательно, его нужно ввести в список ежедневных дел. Отличительной особенностью считается то, что, занимаясь этой гимнастикой по 10 минут в сутки, можно до глубокой старости сохранить гибкость позвоночника, подвижность суставов, спокойствие духа и бодрость тела.

Особенности

Оздоровительный цигун чрезвычайно прост в выполнении. Для занятий большой площади не требуется. Заниматься можно на открытом воздухе и дома. Кроме того, упражнения цигун можно делать по дороге мысленно, когда вы едете в автобусе, метро, электричке!

Следует заметить, что верное положение тела, расслабление и спокойное дыхание несут сами по себе отличный оздоровительный эффект, а также обеспечивают верную циркуляцию энергии ци. Ежедневные занятия снимают усталость, повышают тонус организма, устраняют сонливость. Цигун для начинающих помогает регуляции обмена веществ. А это ведет к быстрому похудению.

Суть теории

Успокаивающие и расслабляющие занятия цигун кору головного мозга приводят в специальное заторможенное, защитное состояние, а также улучшают работу внутренних органов.

Благодаря регулированию дыхания, в норму приходят функции нервной системы. Кроме того, упражнения цигун способствуют излечиванию болезней, которые были вызваны нарушениями нервной системы, среди которых неврастения, язва, гастрит, гипертония. С помощью системы дыхательных упражнений есть возможность снизить также уровень холестерина, а это уже способствует профилактике различных заболеваний сердца.

Оздоровительный эффект

Главная причина желания изучать практику цигун - это мощный лечебный эффект от этих занятий. Главный принцип - безмятежное спокойное сердце и сосредоточенный ум - предоставляет нервной системе возможность полного отдыха. Благодаря этому координирование функций разных органов значительно улучшается. Естественное и глубокое дыхание, позы расслабления, плавные движения, управляемые мыслью - это все ведет к гармонии «внутреннего» и «внешнего», прочищает каналы, по которым энергия ци движется, а также лимфатические и кровеносные сосуды, улучшает состояние пищеварительной и костно-мышечной систем.

Дыхательные и физические занятия цигун вместе с концентрацией внимания - это основное содержание всей данной системы. Воздействие данных упражнений на здоровье основано на связи воли и сознания с работой внутренних органов и мышц, кроме того, на единстве психических и физических функций человеческого организма. Упражнения выполняются всегда в плавном и медленном темпе. Амплитуда движений выбирается в зависимости от ваших индивидуальных возможностей. Благодаря этому идеально подходит цигун для начинающих в любом возрасте.

Когда заниматься?

Гимнастика цигун будет эффективна, если упражнения выполнять первый раз сразу после пробуждения. Самыми полезными считаются именно утренние занятия. Следующий раз упражнения делаются вечером после захода солнца и прямо перед сном - для очистки сознания и снятия накопившейся усталости. Полезно также в середине дня сделать упражнения цигун еще раз, для релаксации всего организма и стимулирования активности мозга.

Важнейшие принципы

Гимнастика цигун будет эффективна, только если следовать всем принципам досконально. Они в большинстве своем крайне просты, следовательно, занимающиеся их забывают или не обращают на них внимания. Но без данных принципов цигун превращается просто в несложное упражнение, которое должного результата не дает. Следовательно, старайтесь соблюдать приведенные ниже правила.

Цигун (что это такое - смотрите в статье выше) может принести эффект только при регулярных занятиях по 10 минут в сутки и более. Занятия действуют небольшими порциями, при этом положительные изменения почувствовать можно уже на 2-3 день, реальный же эффект наступает только на 2-3 месяц.

Эффект

При постоянном выполнении данных упражнений вы увидите такие результаты:


Теперь рассмотрим некоторые самые популярные комплексы цигун.

«Чжан-чжуань»

Это статические упражнения (стояние столбом), один из главных методов тренировки цигун. Принимая одну из таких позиций, сосредотачивая сознание на дыхании, телесном процессе или образе, вы можете гармонизировать работу внутренних органов и деятельность нервной системы, улучшить осанку, существенно увеличить длительность и глубину дыхания. Используется активно метод 5-и столбов. Он представляет собой 5 позиций, в которых применяется определенное положение рук, воздействующее на конкретный отдел позвоночника.

«Ицзиньцзин»

Данный комплекс был создан Да Мо - путешествующий учителем буддизма, пришедшим из Индии в Китай. Начав жить в Шаолиньском монастыре, он обратил особое внимание на физическую немощность монахов, и это так сильно его расстроило, что на 9 лет он ушел в уединение, где и разработал данный комплекс. Упражнения предназначены для укрепления здоровья и улучшения круговорота ци, а также для накопления силы методом концентрации ци в определенных мышцах.

«Бадуаньцзинь»

Главным содержанием системы «бадуаньцзинь» считаются дыхательные и физические упражнения в комплексе с концентрацией внимания. Лечебное воздействие данных упражнений базируется на объединении психических и физических функций человеческого организма, на связи сознания с работой внутренних органов и мышц. Темп выполнения - плавный и медленный, амплитуда движений при этом меняется в зависимости от возможностей занимающегося. Это позволяет заниматься людям различного возрастного диапазона с низким уровнем подготовки.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!