Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Картотека артикуляционных игр и упражнений для младших дошкольников. Картотека образных упражнений. Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребёнка постепенно, в процессе речевой деятельности. Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Для этого существуют различные упражнения.

Каталог упражнений














Картотека с упражнениями артикуляционной гимнастики

1.«Улыбка»
Широка Нева-река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краев и до десны.

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и
верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние
и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

2.«Хоботок»
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.
Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их
подвижность.
Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в
таком положении под счёт от 1 до 5-10.

3.«Домик открывается»
Ротик широко открыт,
Язычок спокойно спит.
Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.

4. Чередование «Хоботок» - «Улыбка» -
«Домик открывается».
Улыбается ребенок,
Хобот вытянул слоненок.
Вот зевает бегемот,
Широко открыв свой рот.
Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.
Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и»,
«и – у - а»),удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.

5. «Любопытный язычок»
Вот и вышел на порог
Любопытный язычок.
«Что он скачет взад-вперед?» -
Удивляется народ.
Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.
Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот
остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.

6.«Лягушка»
Ниже нижнюю губу
Опущу я, как смогу.
Цель: отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать
подвижность и укреплять мышцы губ.
Описание: Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает
её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.

7. «Зайчик»
Губку верхнюю подняв,
Замер зайчик, зубки сжав.
Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.
Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская
её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.

8. «Окошко»
Рот прикрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубки рядышком стоят
И в окошечко глядят.
Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.
Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.

9. «Язык здоровается с подбородком»
Просыпается язык –
Долго спать он не привык.
И спросил у подбородка:
- Эй, какая там погодка?
Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении).
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.

10. «Язык здоровается с верхней губой»
Улыбнись, не будь груба,
Здравствуй, верхняя губа!
Цель: отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать
его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связке (уздечки), если
она укорочена.
Описание: Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка
на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.

11. «Обезьянка»
За нижнюю губку заложен язык –
Из зеркала смотрит мартышкин двойник.
Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.
Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и
нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.

12. «Бульдог»
За верхнюю губку заложен язык –
Бульдог уступать никому не привык.
Цель: тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.
Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и
верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.

13 «Прятки» (чередование «Обезьянка» - «Бульдог»)
Обезьянка и бульдог –
Всем покажет язычок.
Цель: укреплять мышцы языка и губ, развивать подвижность языка. Тренировать способность к переключению с одной позиции на другую (низ – верх).
Описание: Ребёнок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения «Обезьянка» и «Бульдог».

14. «Хомячок»
Языком давить стараюсь,
В щеку сильно упираюсь.
Раздалась моя щека,
Как мешок у хомяка.
Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.
Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.

15. «Кружок»
Мой язык совсем не глуп –
Ходит кругом возле губ.
Цель: развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щек.
Описание: Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под
нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по
5-6 кругов в одну и другую сторону.

16. Чередование «Толстячки - худышки»
Вот толстяк – надуты щеки
И, наверно, руки в боки.
Вот худышка – щеки впали:
Видно, есть ему не дали.
Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений.
Описание: Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.

17. «Шарики» (поочерёдное надувание щёк)
Шарик слева, шарик справа,
Есть у нас одна забава:
В щеки дуем – чередуем,
То в одну, а то в другую.
Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.
Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую
щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.

18. «Самовар»
Щеки надую и выпущу пар,
И запыхчу, как большой самовар.
Цель: укреплять мускулатуру губ и щек.
Описание: Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!».

19. «Шлёпаем губами по языку»
А теперь уж не зубами –
Я пошлепаю губами:
«У быка губа тупа,
Па-па-па, па-па-па».
Цель: расслаблять мышцы языка путем самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «па-па-па». Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения:
пошлёпать губами кончик языка;
пошлёпать губами середину языка;
пошлёпать губами язык, подвигая его медленно вперёд, а затем назад.

20. «Чашечка»
Улыбаюсь, рот открыт:
Там язык уже стоит.
К зубкам подняты края –
Вот и «чашечка» моя.
Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме
чашечки.

21. «Вкусное варенье»
Как будто варенье лежит на губе –
Слижу его «чашечкой» в ротик себе.
Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот,
не разрушая «чашечку».

22.«Ступеньки» (Чередование «чашечка» на верхней
губе – «чашечка» на верхних зубах – «чашечка»
вверху за зубами)
На верхнюю губку,
На верхние зубки,
За зубки скачок –
Цель: удерживать язык в форме чашечки, развивать его подвижность. Укреплять мускулатуру языка. Вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая «чашечку».
Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на
верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние
зубы. Удерживать в каждом положении 3-5 секунд.

23. «Фокус» («Дуем с чашечки»)
Я «чашку» выведу вперед,
С нее подую вверх.
И теплый воздух обдает
Мой носик, например.
Цель: направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе.

языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

24 .«Не разбей чашечку»
Широко открыт мой рот,
Ходит «чашка» взад-вперед.
Цель: производить движения языком в форме чашечки, не разрушая ее. Развивать мускулатуру и подвижность языка.
Описание: Придать языку форму «чашечки» и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разбирая «чашечки».

25. «Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны)
Зубы верхние – смотри:
Чищу «чашкой» изнутри.

подъем языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние
зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

26. «Покусаем язычок»
Выдвигай свой язык,
Чтоб лениться не привык.
И от кончика до корня
Я кусаю все проворней.
Цель: добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.
Варианты: 1. Покусать кончик языка. 2. Покусать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку выполнять задания.

27.«Кусаем боковые края языка»
«Горкой» выгну язычок,
Пожую ему бочок:
Левый, правый, оба сразу
Я жую как по заказу.
Цель: преодолевать спастичность (напряженность) языка путем самомассажа (покусывания боковых краев языка), способствовать прилеганию краев языка к нижним боковым зубам.
Описание: Улыбнуться, спеть: «и-и-и» (язык расширится) – и, не меняя
положения языка, покусать его края боковыми зубами 10 – 15 раз.

28.«Чистим зубы снаружи»
Зубки верхние снаружи
Нам почистить очень нужно.
Зубки нижние – не хуже,
Тоже чистки просят дружно.
Цель: отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.
Описание: Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.

29.«Загоним мяч в ворота»
Щек своих не надуваю,
Мяч в ворота загоняю.
Цель: научиться выпускать длительную направленную воздушную струю.
Описание: Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик
(лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.
Варианты: можно предложить ребёнку на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки), направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это
очень нравится детям.

30.«Лопаточка»
Поперек улыбки лег –
Отдыхает язычок.
Цель: вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край
языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

31.«Дуем на лопаточку»
Дую, дую на «лопатку»,
Чтоб была широкой, гладкой.
Цель: вырабатывать умение дуть по середине широкого языка, спокойно
лежащего на нижней губе.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на
нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка.

32.«Горка» («мостик»)
Улыбаюсь, рот открыт –
Там язык лежит, свернувшись.
В зубы нижние уткнувшись,
Горку нам изобразит.
Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

33.«Ветерок дует с горки»
С горки дует ветерок,
И несет он холодок.
Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих. Укреплять мышцы языка. Научиться дуть по середине языка плавно и длительно.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.

34.«Мостик построим – мостик разрушим»
Ставлю я язык «дугой»
И кладу – даю покой.
Цель: научиться попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка.
Описание: Улыбнуться, установить кончик языка за нижние зубы, напрячь язык, чтобы он принял положение мостика или горки («Мостик построим»). Удержать язык в расслабленном и напряжённом состоянии по 3-5 секунд.

35.«Чистим нижние зубы»
(с внутренней стороны)
Ходит «горка» влево – вправо,
Чистит зубки очень браво.
Цель: научиться удерживать кончик языка за нижними зубами. Укреплять кончик языка, развивать подвижность языка.
Описание: Улыбнуться показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны.

36.«Катушка»
Широко раскрою рот,
«Горку» выведу вперед.
И, назад отодвигая,
Я ее не разрушаю.
Цель: развивать подвижность языка и укреплять его мускулатуру.
Описание: Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта. Упражнение
повторить 8-10 раз в спокойном темпе.

37.«Жуём блинчик»
Вот опять язык свернулся,
В зубы нижние уткнулся.
Двину чуть его вперед,
Разжую его вот-вот.
Цель: научить ребенка распластывать язык в положении, нужном для свистящих звуков.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнении «Горка»), потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык 10-15 раз.

38.«Гармошка»
Присосу язык на нёбо,
А теперь смотрите в оба:
Ходит челюсть вверх и вниз –
У нее такой круиз.
Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать
подъем языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот (видны верхние и нижние зуб) и широким язычком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

39 .«Маляр»
Язык – как кисточка моя,
И ею нёбо крашу я.
Цель: укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад.

40. «Барабанщик»
За зубами в бугорок
Бьёт широкий язычок.
Цель: отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р». Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка).
Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка). Темп убыстряется постепенно.
Варианты: 1. Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося: «дын-дын-дын» («звоночек»).
Стучим и произносим: «т-д-т-д» («скачет лошадка»).
Многократно произносим: «а-д-д-д», «а-д-д-д», «а-д-д-д» («песенка»).

41 .«Лошадка»
Рот широко открываю,
К нёбу язык прижимаю.
Прыгает вниз язычок.
И раздается щелчок.
Цель: отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка
цокает копытами»).

42. «Грибок»
Широко открою рот,
Будто щелкну я вот-вот.
Присосу язык на нёбо,
Челюсть вниз – и вся учеба.
Цель: отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука «р». Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку
(уздечку).
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

43. «Кучер»
Губы вместе я сведу,
Через губы буду дуть.
Поиграю я в игру
И скажу лошадке: «Тпру!».
Цель: отрабатывать вибрацию губ и языка, подготавливать артикуляционные органы к произношению «р». Развивать силу выдоха.
Описание: Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы
вибрируют и слышен характерный звук «тпру-у-у».
Варианты: положить между губ широкий край языка и подуть. Край языка
будет вибрировать вместе с губами («едем на мотоцикле»).

44. «Парус»
Улыбаюсь, рот открыт:
«Парус» там уже стоит.
Прислоню язык, смотрю,
К зубкам верхним изнутри.
Цель: удерживать язык за верхними зубами. Укреплять мышцы языка.
Описание: Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.

45.«Иголочка»
Улыбаюсь: вот шутник –
Узким – узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.
Цель: научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении.
Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно чаще, напрячь его, сделать
узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

46.«Маятник»
Влево-вправо кончик ходит,
Будто места не находит.
Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.

47.«Змейка»
А у змейки язычок
Узок, тонок, как сучок.
Ходит-ходит взад-вперед:
Как же он не устает?
Цель: развивать подвижность языка, переменно выдвигая и убирая узкий язык.
Описание: Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад
(«жало змейки»).

48.«Индюк»
Широко открыт мой рот,
Язычок – назад – вперед.
Лижет «чашечкой» губу
И «болбочет» на бегу.
Цель: отрабатывать подъем языка и подвижность кончика языка.
Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движения постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «бл-бл» (так «болбочет» индюк).

49.«Качели»
«Чашкой» вверх
И «горкой» вниз
Гнется мой язык –
Артист!
Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика языка.
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык
за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5
секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 4-6 раз.

50.«Пароход»
Вывожу язык вперед,
Закушу его – и вот:
«Ы» тяну – и к нам идет
Белый-белый пароход.
Цель: отрабатывать положение языка, необходимое для постановки «л»
(особенно при напряженности языка и замене твердого «л» на мягкий «ль»).
Описание: Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук
«ы-ы-ы» («пароход гудит»).

1.Вводные упражнения; упражнения для
развития мимики и орального праксиса;
Ходьба и маршировка – вводные
упражнения. Они должны научить детей
первоначальным навыкам ходьбы по кругу в
одиночку, парами и группой, обходить
различные предметы, не сталкиваться во
время встречной ходьбы, соблюдать
заданное направление, двигаться по
ориентирам, соблюдать одинаковые
расстояния между идущими, а также
строить шеренги, линейки, колонны и т.п.
Ходьба в различных направлениях.
Цель – развитие ориентировки в
пространстве, развитие координации.
Упражнение: Дети ходят по кругу под
музыку и меняют направление в
зависимости от сигналов – "вперед", "назад",
"в центр", "кругом", "вправо", "влево" и т.п.
Ходьба +речевые упражнения.
Цель – развитие артикуляции, развитие
двигательных навыков.
Упражнение: Ходьба в приседе с
одновременным проговариванием
стихотворения:
Плыли гусята – красные лапки,
Озером, озером – все по порядку.
Серые плыли, белые плыли.
Красными лапками воду мутили.
Марш с хлопками на различные доли.
Цель: Обучение ходьбе с хлопками.
­ «большие ноги идут по дороге» 2 раза
­«маленькие ножки идут по дорожке» 2 раза
Ходьба и маршировка в разном

направлении.
Лесом и весенним лугом 1,2,3. обычной
ходьбой
Тишина стоит вокруг 1,2,3.
Собрались мы все на луг 1,2,3.
Мохом под ногами Ходьба «змейкой» в
сочетании
Выстлана земля с ходьбой на носках
Идем мы на носочках
Ступаем мы слегка
Мы к лесной полянке вышли Ходьба с
высоко подниманием
Поднимаем ноги выше колен
Через кустики и кочки
Через ветки и пенечки
Мы старательно шагали
И нисколько не устали
Упражнения для развития орального
праксиса: артикуляционная и
мимическая гимнастика:
Упражнение «Лошадка»
Я лошадка Серый Бок,
Цок­цок­цок.
Я копытцем постучу,
Цок­цок­цок.
Если хочешь – прокачу!
Цок­цок­цок.
Ты с лошадкой прокатись, Звонко
цокать научись. На
лошадке прокатились, Звонко
цокать научились. Остановить её
пора. Тпру­тпру, слезай­
ка, детвора!

Упражнение «Лопаточка», (собака
высунула язык)
Целый день щенок играл,
И, конечно же, устал.
Язык лопаткой положи
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счёт его держать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.
Упражнение «Хоботок», (клюв утёнка)
Вы попробуйте, ребята
Как весёлые утята
Губы потянуть вперёд.
Никто из вас не устаёт?
Даже если мы устанем,
Их тянуть не перестанем.
Будем долго так держать,
Свои губы укреплять.
Упражнение «Улыбка»
Тянуть губы прямо к ушкам Очень
нравится зверушкам.
Упражнение «Киска лакает молоко»
Производить лакательные движения языком.
Посмотрите как легко
Кот лакает молоко.
«Болтушка», (индюк болбочет)
Открыть рот, кончиком языка касаться
верхней губы – движения вперед­назад.
А индюк наш есть не хочет, Ходит
он и всё болбочет.
«Злой пёс»
Улыбнуться, с напряжением обнажить
сближенные зубы.
Пёс оскалился сейчас,
Может укусить он нас.
«Толстый и худой поросёнок»
Надувать и сдувать щёки.

Один поросёнок толстячок,
А другой – худышка.
Упражнение на развитие речевых и
мимических движений
1)«Чья вода вкуснее?»
Я буду пить лимонную воду. Морщат нос
Я буду пить липовую воду,
Я буду пить медовую воду. Имитируют
удовольствие
2) Фрукты
Представьте, что вы едите тот фрукт,
который изображен на вашей картинке.
Выразите свое состояние мимикой. (Дети
передают эмоциональное состояние сладкое
яблоко, сладкая груша, ароматный
апельсин, кислый лимон и т.д.). Но вдруг вы
увидели в своем фрукте червяка. Выразите
свое состояние.
3) Застегивание и расстегивание молнии.
Улыбнуться, крепко сомкнуть губы,
удерживать их в таком положении под счет
до пяти (застегнули молнию). Разомкнуть
губы (расстегнули молнию).
4) Большие пуговицы и маленькие
пуговицы.
Максимально округлит губы (большая
пуговица), вытянуть губы “трубочкой”
(маленькая пуговица).
Озорные обезьянки
орального праксиса

Ход игры: Все дети - обезьянки, стоят по
кругу. Пока звучит музыка «Чунга­Чанга»,
обезьянки передают друг другу «апельсин».
Та обезьянка, у которой окажется апельсин,
когда музыка остановится, показывает
какую­либо гримасу, все за ней повторяют.
Взрослый может подсказывать обезьянке
гримасы
­Надуть щеки
­Оскалить зубы
­Поцокать языком
­Вытянуть язык
­Вытянуть губы в трубочку
­подудеть, посвистеть.
Упражнения перед зеркалом:
"Удивилки" ­ поднять брови;
"Поразилки" ­ поднять брови, открыть рот;
"Улыбалки" ­ улыбнуться, показав зубки, и
с закрытым ртом;
"Хмурилки" ­ нахмурить брови;
"Сердилки" ­ нахмурить брови, надуть
щеки;
"Огорчалки" ­ нахмурить брови, опустить
кончики рта вниз.
Свободный стул

моторной кординации

Оборудование: погремушка для каждого
участника

Ход игры: Группа садится в круг, в
котором одно место остается свободным.
Участник, справа от которого находится
свободный стул, старается взглядом и игрой
на инструменте «переманить» кого­нибудь
из группы на соседний стул. Когда
свободный стул оказывается занят, игру
продолжает участник, сидящий справа от
2.Упражнения для развития слухового
внимания и памяти, зрительного внимания и
памяти;

свободного стула.

Передай сообщение
Цель: формирование и коррекция слухо­
моторной кординации

Ход игры: Участники стоят в кругу.
Ведущий передает сообщение (один или
несколько хлопков в ладоши перед собой,
над головой, справа, слева, за спиной, по
кругу над головой, по коленкам, по бедрам,
указательными пальчиками; с разным
ритмическим рисунком, с разной силой
стоящему слева него, а тот, в свою очередь,
следующему.

Музыкальные обручи
Цель: формирование и коррекция
зрительного гнозиса

Оборудование: обручи нескольких цветов,
музыкальная запись.

Ход игры: обручи разложены на полу. Как
только начинает звучать музыка, участники
начинают ходить, бегать, танцевать вокруг
обручей. Как только музыка смолкает,
ведущий называет цвет, на который можно
(нельзя) становиться. Дети находят себе
обруч и встают в него. Обручей может быть
меньше, чем участников, в каждом обруче
может быть по два ­три участника.
Вместо обручей можно использовать
небольшие коврики или лоскуты.

Точный поворот
Цель: формирование и коррекция
зрительно­пространственного гнозиса

Ход игры.
Дети садятся на стулья, стоящие в ряд на
расстоянии 1­1,5 метров друг
от друга, по очереди закрывают глаза и
выполняют задания педагога.

Задания:
1. Игрок должен встать со стула, сделать 5
шагов вперед, повернуться направо, снова
направо, пройти 5 шагов. Повернуться

налево, еще раз налево и сесть на стул.
2. Игрок должен встать со стула, сделать 3
шага вперед, повернуться налево, еще раз
налево. Снова пройти 3 шага вперед,
повернуться направо, еще раз направо и
открыть глаза.
3. Игрок выполняет 4 приставных шага
вперед с правой ноги, поднимает вперед
левую, затем правую руку, опускает их,
выполняет 2 приставных шага назад с левой
ноги, поворот направо, налево и открывает
глаза.
4. И.П. ­ руки на поясе. Игрок выполняет 5
приставных шагов вперед с левой ноги,
поднимает по очереди вверх руки, опускает
их, выполняет 2 приставных шага назад с
правой ноги, поворачивается налево,
направо, открывает глаза.
5. И.П. ­ руки на поясе. Игрок выполняет 2
приставных шага вперед с правой ноги, 2
приставных шага вперед с левой ноги, один
приставной шаг влево, поворот налево, 1
приставной шаг вправо, поворот налево и 3
шага вперед, открывает глаза.
3.Упражнения для развития ритмических
способностей;
Развитие чувства ритма
 Ходьба под музыку, если темп
ускоряется, дети идут быстрее или
бегут, и наоборот.
 Воспитатель прохлопывает ритм, а
дети должны его повторить.
Упражнения на развитие чувства
ритма
Дети стоят попарно по кругу,
держась за обе руки, вытянутые в
стороны, и оживлённо поют песню М.
Качурбиной «Мишка с куклою пляшут
полечку». В паре один – «мишка»,
другой – «кукла». Пары идут по кругу:
Мишка с куклою бойко топают,
Бойко топают:
посмотри! Топают три

раза ногой.
И в ладоши звонко хлопают,
Звонко хлопают: раз, два,
три! Хлопают ладонями три
раза.
Мишке весело, Мишке весело,
Вертит Мишенька головой.
Кукле весело, тоже
весело, «Мишка» обходит
«куклу»,
Ой, как весело, ой, ой, ой!
А потом «кукла» ­ «Мишку».
«Ежик и барабан»
Руководитель читает стихотворение, а дети
играют на барабане (или имитируют игру на
нем). В дальнейшем слова полностью
заменяются ритмом.
С барабаном ходит ежик,
Бум ­ бум ­ бум!
Целый день играет ежик,
Бум ­ бум ­ бум!
С барабаном за плечами,
Бум ­ бум ­ бум!
Ежик в сад попал случайно
Бум ­ бум ­ бум!
Очень яблоки любил он
Бум ­ бум ­ бум!
Барабан в саду забыл он
Бум ­ бум ­ бум!
Ночью яблоки срывались
Бум ­ бум ­ бум!
И удары раздавались
Бум ­ бум ­ бум!
Ой, как зайчики струхнули!
Бум ­ бум ­ бум!
Глаз до зорьки не сомкнули
Бум ­ бум ­ бум!
Дятел.
Учитель говорит:

Дятел сел на толстый сук
У: Всем друзьям своим на юг
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: Телеграммы дятел шлет,
Что весна уже идет,
Что растаял снег вокруг:
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: Дятел зиму зимовал,
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: В жарких странах не бывал!
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: И понятно, почему,
Скучно дятлу одному, без друзей и без
подруг.
Дети: Тук да тук, тук да тук!
«Шумит оркестр».
Дети сидят в кругу. По показу воспитателя
повторяют.
Кыш ­ кыш (свободное движение рук)
Хлоп ­ хлоп (в ладоши)
Шлеп ­ шлеп (по коленям)
Топ ­ топ (ноги поочередно)
Можно разнообразить, то есть разделить по
партиям.
Упражнения для развития чувства ритма
под чтение стихов
Читая текст, отбивайте вместе с ребенком
Затем
ритм стихотворения хлопками.
попросите
сделать
это
самостоятельно, причем стихи он должен
произносить сам.
ребенка

Доктор Фостер
Отправился в Глостер
Весь день его дождь поливал.
Свалился он в лужу,
Промок еще хуже,
И больше он там не бывал!
4.Упражнения, направленные на развитие
подвижности, координации и точности
Обезьянки

движений общих, рук, кистей, пальцев
Цель игры: развитие внимания, координации
движений, памяти.
Оборудование: кирпичики одного или
нескольких цветов (у всех детей и ведущего
наборы должны быть одинаковыми), или
счетные палочки, или набор для игры
"Танграм", "Вьетнамская игра" и т.д.
Ход игры: ведущий предлагает детям:
"Давайте мы с вами сегодня "превратимся"
в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют
передразнивать, повторять все, что видят".
Ведущий на глазах у детей складывает
конструкцию из кирпичиков (или из того
материала, на котором проводится игра).
Ребята должны, возможно, точнее
скопировать не только конструкцию, но и
все его движения.
Вариант: построенную на глазах у детей
конструкцию закрывают листом бумаги или
коробкой и им предлагается сложить ее по
памяти (потом результат сравнивается с
образцом).
Повтори мой танец
Цель: формирование и коррекция
динамического праксиса

Оборудование: музыкальная запись

Ход игры:
Участники свободно танцуют под музыку.
Ведущий несколько минут наблюдает за
группой, затем останавливает музыку. Он
предлагает всем танцевать, копируя танец
одного из участников. Этот участник
начинает танцевать, и группа танцует,
подражая его манере. Затем ведущий
выбирает участника, танцующего в другой
манере, и группа снова подражает. Игра
продолжается до тех пор, пока все
желающие не покажут свой танец.
Участники могут пробовать разные
движения в парах.
Дaтcкий бокс

Цель: формирование и коррекция праксиса
позы - кисти руки

Ход игры:
Дети разбиваются на пары и встают друг
напротив друга на расстоянии вытянутой
руки. Затем сжимают руку в кулак и
прижимают его к кулаку своего партнера
так, словно они приклеены друг к другу, а
большие пальцы направлены вверх. Задача
игроков - прижать своим большим пальцем
палец партнера к руке хотя бы на секунду.
После этого можно начать следующий
раунд.
Затейники
Цель: формирование и коррекция
динамического праксиса, двигательных
программ

Ход игры:
Играющие, взявшись за руки, делают круг.
Выбирается двух водящий – затейник Он
становятся в центре круга. Дети идут по
кругу, произнося слова:
Ровным кругом, друг за другом,
Эй, ребята, не зевать!
Что затейник нам покажет,
То и будем выполнять!
После этих слов водящий показывает какое­
либо упражнение, а остальные игроки его
повторяют. Затем водящий выбирает кого­
нибудь вместо себя.
Движения, которые уже показывали,
повторять нельзя.
Покормите птиц.
Цель: развитие мелкой моторики рук
Перемешать смешанные крупы и
предложить детям их рассортировать, т.к.
птицы любят разные зёрна. Для этого дать
детям мисочки.
Для формирования тонких движений
пальцев рук могут быть использованы
игры с пальчиками, сопровождаемые
чтением народных стихов

"Сидит белка..."
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке­сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Взрослый и ребенок при помощи левой руки
загибают по очереди пальцы правой руки,
начиная с большого пальца.
Дружба.
Дружат в нашей группе девочки и мальчики
(пальцы рук соединяются в замок).
Мы с тобой подружим маленькие пальчики
(ритмичное касание одноименных пальцев
обеих рук).
Раз, два, три, четыре, пять (поочередное
касание одноименных пальцев, начиная с
мизинца).
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать
Путешествие пальцев
Цель: развитие и тренировка координации
движений пальцев, развитие кончиков
пальцев рук, развитие внимания.
Материал: лист бумаги, на котором
изображены 2 домика в разных концах
«островки» для передвижения пальцев.
Ход игры: ребенок устанавливает пальцы
около первого домика. Затем начинает
пальцами передвигаться по островкам до
другого домика, не отрывая пальцы от
другой «кочки».
Правила:
1. можно передвигаться, для начала,
используя 2 пальца;
2. все пальцы должны участвовать;

5.Упражнения, направленные на развитие
глубины дыхания, длительности выдоха,
сочетания выдоха и фонации; развитие
навыков рациональной голосоподачи.
3. нельзя отрывать первый палец, не
переставив другой.
Стол
Цель: развитие динамической координации,
чередования движений, развитие
переключаемости.
Инструкция: левая рука в кулачек. Сверху
на кулачек опускается ладошка. Если
ребенок легко выполняет это упражнение,
можно менять положение рук: правая рука в
кулачке, левая ладонь сверху кулачка.
Можно делать попеременно на счет раз.
Упражнение на развитие силы голоса
1. Фонетическая ритмика
гласных звуков от тихого к
громкому: А, О, У, Ы, Э.
2. Тянуть любой гласный звук
максимально долго.
Упражнение по развитию речевого
дыхания (физкультминутка)
«Петушок – золотой гребешок»
Петушок, петушок – золотой гребешок.
На окошечке сидел, песни петь он не хотел.
Пришёл бычок – петушок молчок.
Прибежала овечка – петушок ни словечка.
Пришла курица – а петушок всё хмурится да
хмурится.
Петушок, петушок, выгляни в окошко,
дадим тебе горошка. Ку­ка­ре­ку.
Упражнения на развитие силы и
длительности ротового выдоха.
­Сдувание воздушной струёй лёгких

предметов, затем более тяжёлых;
­задувание свечи холодной струёй на
близком расстоянии, затем на дальнем;
­приведение во вращение ветряной
мельницы холодной струёй на близком
расстоянии, затем на дальнем;

в посуду с водой до бурления воды;
­надувание резиновых игрушек. При этом
следует обратить внимание детей на то,
сколько раз им нужно вдохнуть, чтобы
надуть игрушку: чем меньше, тем
совершеннее выдох;
­игра на свистящих игрушках (свирели,
дудочке, рожке и т.д.).
Упражнения на развитие навыка
направлять выдыхаемую струю воздуха
через рот.
­Поплёвывание с зажатыми крыльями носа;
­лёгкое дутьё холодной струёй на ватку,
полоску бумаги;
плавающих в воде объёмных целлюлозных
игрушек;
­лёгкое поддувание холодной струёй
бумажных фигурок, прикреплённых к
деревянной стойке (бабочек, птиц, стрекоз,
жучков, акробатов и т. д.);
­лёгкое направленное сдувание или
поддувание предметов через соломинки или
пластмассовые трубочки;
­лёгкое дутьё через пластмассовые трубочки
в посуду с водой до разбрызгивания воды;
­пускание мыльных пузырей;
­вращение струёй выдыхаемого воздуха
игрушечных ветряных мельниц, двигателей
и т.п.
Упражнения на координацию выдоха и
движений языка и челюсти.
резцов, широко открыть рот и произвести
длительный выдох;

­поднять кончик языка к альвеолам, широко
открыть рот и произвести длительный
выдох;
­зафиксировать кончик языка у нижних
резцов, поднять передне­среднюю часть
спинки языка, широко открыть рот и
произвести длительный выдох;
­зафиксировать кончик языка у нижних
резцов, поднять заднюю часть спинки языка,
широко открыть рот, произвести
длительный выдох.
Упражнения и игры на силу и
длительность выдоха.
Цветной дождик
Закрепите на подвешенной горизонтально
нити несколько разноцветных лоскутков
ткани, или ёлочного дождика, или ленточек
серпантина. Повесьте нить перед лицом
ребёнка, на расстоянии 10­15 см.
Предложите ему подуть на висящие
разноцветные ленточки. Затем усложните
задание, предложив, в процессе выдоха
подвинуть ленточку определённого цвета
дальше, чем остальные.
При этом важно следить, чтобы малыш
стоял прямо и дул, используя один длинный
выдох, не добавлял воздух порциями.
Игры, подобные этому упражнению
придумать легко: можно дуть на кораблики,
запущенные в ёмкости с водой или ванне,
можно сдувать со стола кусочки ваты
(«снежинки»), устраивая соревнование,
какая снежинка первая пролетит заданное
расстояние.
Карандаши­спортсмены
Положите на столе два карандаша разного
цвета. Обозначьте линию старта, на которой
находятся карандаши, и финиш, куда
должны «прибежать» карандаши в процессе

марафона. Дуя на карандаш по очереди с
другим игроком, передвигайте их по
направлению к финишной линии.
Отрабатотка произношения гласных
звуков и слогов.
Для этого нужно вместе с ребёнком
многократно повторять произношение
гласных, слогов и звукосочетаний,
используя один выдох:
 Дождь закапал за окном – кап, кап,
кап;
 Кукла Маша просит кушать – А­ааа,
у­ууу;
 Мишка топает за шишкой – Топ, топ,
топ;
Учим короткие стихи. Идеально
для отработки правильного речевого
дыхания подходят стишки­четверостишия
А. Барто. Во время их декламации и
заучивания необходимо следить за
правильной координацией вдохов –
выдохов, осуществляемых ребёнком в
течение того времени, за которое он
произносит каждую строфу.
Игры­упражнения, объединяющие
комплекс дыхательной и голосовой
гимнастики
Маятник
Ребёнок стоит прямо, ноги на ширине плеч,
руки подняты вверх, взяты в замок. Делает
вдох, затем наклоняет корпус тела в
сторону и на выдохе говорит: «Буммм».
Водитель
Ребенок стоит прямо, ноги расставлены
врозь, руки вытянуты вперёд, кулачки

сжаты. Сделав вдох, малыш начинает
вращать кулаки друг вокруг друга, и на
выдохе говорить произносить звук «р­р­р­
р», имитируя звук запускающегося
двигателя.
Хлопушка
Дети стоят на коленях, их руки опущены
вдоль туловища. Сделав вдох, они разводят
руки в стороны, а потом, выдыхая, сводят
руки и хлопают в ладоши, при этом громко
сказав «Хлоп!»
Эти упражнения необходимо делать по 4­8
раз, лучше включить их в комплекс
ежедневной физической зарядки.
ГОЛОСОПОДАЧА.
Детям предлагают в игровой форме
произнести звуки низким и высоким
голосом, используя для этого различные
игровые упражнения.
Например:
“Как гудит большой паровоз (на звук У­У­
У), а как маленький паровозик?” и т.д.
“Как рычит большой медведь низким
голосом (на звук И­И­И), а как рычит
маленький медвежонок высоким голоском?

Александра Вятчина
Картотека образных упражнений

Образныё упражнения .

«Маски»

Цель : Развитие воображения , наблюдательности, сообразительности , выразительности.

описание игры : На одного ребенка, который стоит перед остальными детьми, надевают маску животного

но он не знает какого. Чтобы догадаться, чья эта маска, ребенок предлагает кому - либо из детей изобразить это животное . Если животное будет угадано, водящим становиться тот ребенок, который его изображал .

«Снежинки»

Цель : Развитие внимание, наблюдательности, способности определять эмоции по схематическим изображениям .

Описание игры :

1-й вариант : детям раздаются снежинки вырезанные из бумаги, в центре которых схематично изображены эмоции . Предлагается каждому рассмотреть свою снежинку и рассказать, что она чувствует.

2-й вариант : детям раздаются снежинки, вырезанные из бумаги и предлагаются схематически изобразить любую эмоцию на своей снежинке; затем рассказать, что чувствует снежинка.

«Я и животное»

Цель : Развивать воображения , выразительность движения и речи.

дети представляют, что рядом с ним названое воспитателем животное, и эмоционально реагирует на него. это может быть собака, кошка. змея. крыса, хомяк. и т. д.

«Хоровод сказочных героев»

Цель : развитие выразительности движения, раскованности, групповой сплоченности.

Дети двигаясь но кругу подражают ребёнку который находиться в центре и изображают кого то либо сказочного героя выбранного им по собственному желанию или по подсказке педагога.

«Хоровод»

Цель : развитие выразительности движения, снятие напряжения.

описание игры : дети встают в круг и по команде воспитателя показывают. двигаясь друг за другом, печального зайца, злого волка, сердитого медведя, задумчивую сову, виноватую лису, счастливую ласточку.

«Повтори фразу»

Цель : развитие выразительности речи

Описание игры : Воспитатель называет фразу (н\р "у меня есть котенок") дети должны повторить с интересом, с радостью, с удивлением, с отвращением, с грустью, со страхом.

«Бабочки и слоны»

Цель : развитие воображения , выразительности движения, коммуникативных навыков.

Описание игры : Воспитатель предлагает детям превратиться в слонов. дети ходят по группе изображая слонов , при встречи общаются друг с другом. Затем воспитатель предлагает стать бабочками.

Дети, изображают бабочек , легко порхают по комнате и общаются.

«Фантазии»

Цель : развитие коммуникативных способностей, эмпатии, воображения .

Описание игры. Воспитатель говорит детям : "представьте себе, что вы включаете телевизор, а там ваша мама отвечает на вопросы журналиста. " Далее воспитатель исполняет роль журналиста, а ребенок, кто пожелает,- роль мамы. Журналист может попросить маму- рассказать о сыне (дочери, о том, как она относится к ним и т. п.

«Зоопарк»

Цель : развитее воображения , выразительности, сообразительности .

Описание игры. Дети делятся на две группы :

первая группа- дети, изображающие животных в зоопарке ;

вторая группа- дети, гуляющие по зоопарку и отгадывающие, какое животное перед ними. После того, как все животные будут угары, дети меняются ролями.

«Зеркало»

Цель : развивать внимание, координацию движений.

Описание игры : дети делятся на пары сами выбирают кто будет зеркалом, ребенок показывает движения, зеркало повторяет за ним движения.

«Берёзки»

Цель : развитие выразительности движения, внимание, произвольности.

Описание игры : дети изображают деревья в разное время года, следуя словам воспитателя :

"Лето. Березки разговаривают друг с другом, шелестят листочками, помахивают веточками.

Осень. Облетают листья на деревьях. все чаше дует сильный порывистый ветер который качает деревья из стороны в сторону, листья опадают.

Зима. веточки на берёзах дрожат от холода, прогибаются под снегом к земле.

Весна. Снег тает, ветви поднимаются вверх, набухают почки, и из них появляются листочки"

«Профессии»

Цель : развитие воображения , наблюдательности, эмпатии, выразительности движения.

Описание игры : Дети разбиваются на пары, показывают выразительными движениями друг другу по заданию воспитателя, весёлого и грустного художника, танцора, дирижера, воспитателя, дворника, строителя, имитируя движения, характерные для людей данной профессии. Один ребенок показывает грустного человека другой- веселого каждый раз

меняются.

«Цирк»

Цель : Развитие воображения , выразительности движений и речи, групповой сплоченности, произвольности.

Описание игры. Воспитатель объявляет, кто выходит на арену. Дети играют роль тех, кто объявлен. Все организационные вопросы, от которых зависит выступление, дети решают сами.

На арену могут выходить клоуны, дрессировщики, фокусники, канатоходцы и др.

«Джунгли»

Цель : развитие наблюдательности, выразительности движений, сплоченности.

Описание игры. 1-й вариант. Дети изображают стадо животных , которые живут в джунглях, выполняя различные действия. Животные гуляют по джунглям, едят, отдыхают, ухаживают- за детенышами, ходят на водопой

2-й вариант : Дети выбирают любое животное, которое живёт в джунглях, и изображают его , гуляют по воображаемым джунглям . Затем дети рассказывают, какие животные им встретились и как они догадались, что это именно те животные, которых они назвали.

«Не хочу манной каши»

разыгрывается ситуация : ребенок отказывается есть кашу родители уговаривают его сесть

1-й вариант ребенок капризничает, чем раздражает родителей

2-й вариант ребенок говорит настолько вежливо и мягко. что родители уступают.

можно проиграть н\р воробушек и воробьиха- чирикать, кошка и котенок- промяукать,

лягушка и лягушонок -проквакать

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр Кто летает №1 Дети становятся в одну линию. Ведущий объясняет правила игры: «Я буду называть разные предметы или животных. Если я назову.

Картотека дидактических игр и упражнений для старших дошкольников «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги. Ход: В игре принимают.

Картотека дидактических игр и упражнений с использованием природного и бросового материала КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИРОДНОГО И БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА Игры и поделки с семенами и листьями Цели игр:.

Картотека игр. Пальчиковые, дидактические, подвижные Пальчиковые игры 1. Пальчиковая игра «Насекомые» Дружно пальчики считаем- Насекомых называем: (Сжимать и разжимать кулачки). Бабочка, кузнечик,.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПРУДОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «АЛЕНУШКА»

СОВЕТСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«Картотека упражнений

на дыхание»

В данной картотеке собраны дыхательные и фи­зические упражнения, при выпол­нении которых возрастают объем и глубина дыхания, сила и вынос­ливость дыхательных мышц, ко­ординируются и ритмизируются общие и дыхательные движения, и в целом улучшается функцио­нальная деятельность всех орга­нов и систем организма.

    карточка №1

    Дудочка

Ребенку предлагается поиграть на дудочке или подуть в свисток с разной силой, для получения звучания разной силы.

    карточка №2

    Загони мяч

Вытяни губы трубочкой и с силой дуй на ватный ша­рик на столе, стараясь за­гнать его в «ворота» (между двумя карандашами).

    карточка№3

    Фокус

1.Сделай «чашку» (боковые края языка прижми к верхней губе, посередине остается желобок).

2.Положи маленький кусочек ватки на кончик носа.

3.Сделай вдох через нос.

4.Сильно дуй через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.

    карточка№4

    Одуванчик

Ветер дул на одуванчик -

Разлетелся сарафанчик.

Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, зафиксированный на ниточке.

    карточка №5

    Сдуй снежинку

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собралися мы в кружок,

Завертелись как снежок.

Улыбнись, немного высуни язык и положи его широкий край на нижнюю гу­бу. Сделай вдох через нос и, как бы произнося долго Ф-Ф-Ф, сдуй ват­ный шарик - «снежинку» с ладо­ни. Повтори три-четыре раза, сле­дя, чтобы не надувались щёки. (Главное, чтобы ребёнок произно­сил звук, похожий на [Ф], а не на [X], т. е. воздушная струя должна быть узкая, а не рассеянная).

    карточка№6

    Вертушка

Дуют дети на вертушку

Очень славная игрушка!

Крутится, вращается,

Детишкам очень нравится!

Длительно произносить звукосочетание «ФУУУУУУ».

    карточка№7

    Кораблик

По волнам корабль плывёт.

Ты вдохни, надуй живот.

А теперь ты выдыхай

И кораблик опускай.

Руки положить на область диафрагмы. Плавно и нето­ропливо вдохнуть носом и ртом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперёд, поднимая руки. Выдох производится через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается. Для контроля ротового выдоха рекомендуется произносить звуки «шшшш...» или «ффф...».

    карточка№8

    Мыльные пузыри

Взял соломку Игорёк,

Надул мыльный пузырёк.

Имитировать длительный выдох через узкую трубочку. Для формирования навыка ротового выдоха полезно наду­вать мыльные пузыри.

    карточка №9

    Бабочка

Бабочка-коробочка,

Полети на облачко,

Там твои детки –

На березовой ветке!

Вырежьте из бумаги не­сколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка.

    карточка№10

    Надуй шарик

Вот мы шарик надуваем,

А рукою проверяем:

Шарик лопнул - выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на жи­вот, другую - сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глу­бокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается впе­ред, а нижняя часть грудной клет­ки расширяется, что контролиру­ется одной или другой рукой). Пос­ле вдоха сразу же произвести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).

    карточка№11

    Наклоны

Выполняется стоя, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки впе­ред вверх - глубокий вдох (надуть живот), опустить руки вниз и, отве­дя их назад, наклониться вперед - полный выдох (живот втягивается).

Долго дятел дуб долбит

(руки вперед вверх).

Клювом дятел дуб долбит

(руки вниз назад):

Тук, тук,тук,тук,тук,тук

(руки вперед, вверх).

Пауков найдет он тут

(руки вниз назад).

    Карточка№12

    Повороты

Выполняется стоя, руки на поясе, повороты туловища в сто­роны, влево поворот - вдох, вправо - выдох.

Боком-боком, боком-боком

Ходит галка мимо окон.

Ветром вся взъерошена,

Снегом запорошена.

    Карточка№13

    Ветер дует

    Стоя, спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.

    Я подую высоко

    (руки поднять вверх, встать на носки, подуть),

    Я подую низко

    (руки перед собой, присесть и подуть),

    Я подую далеко

    (руки перед собой, наклон вперед, подуть),

    Я подую близко

    (руки положить на грудь и подуть на них).

Подготовила

воспитатель подготовительной группы

«Подсолнушки» Профатило И.А.

Упражнение 1. «Деревце».

И.п. Пятки вместе, носки разведены, руки опущены вдоль тела.

1) Поднять прямые руки над головой – вдох.

2) Опустить руки, расслабиться – выдох.

Упражнение 2. «Кошечка».

И.п. Стоя в упоре на ладони и колени.

1) Прогнуться в пояснице, голову поднять вверх и вперед – вдох.

2) Округлить спину, голову опустить вниз – выдох.

Упражнение 3. «Звездочка».

1) Вытянуть руки в стороны ладонями вниз – вдох.

2) Руки опустить вниз, расслабиться – выдох.

Упражнение 4. «Дуб».

И.п. Ноги на ширине плеч, стопы параллельно, руки опущены вдоль туловища.

1) Вытянуть руки над головой, ладонями друг к другу, сделать полуприсед, ноги крепко упираются в пол – вдох.

2) Руки опустить, расслабиться – выдох.

Упражнение 5. «Солнышко».

И.п. Ноги на ширине плеч, левая (правая) стопа развернута наружу, руки в стороны.

1) На выдохе – наклоняться в левую (правую) сторону, пока левая (правая) рука не коснется пола, правая (левая) рука вытянута вверх.

Упражнение 6. «Волна».

И.п. Лечь на спину, ноги вместе, руки вдоль туловища.

1) На выдохе – согнуть правую (левую) ногу и прижать ее к туловищу. Вытянутая левая (правая) нога на полу. Нижняя часть спины прижата к полу.

Упражнение 7. «Лебедь».

И.п. Лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища.

1) На выдохе – согнуть правую (левую) ногу, прижать ее к туловищу. Вытянутая левая (правая) нога на полу.

2) Выпрямить правую (левую) ногу и потянуть к себе.

Упражнение 8. «Слоник».

И.п. Ноги на ширине плеч, пальцы ног направлены вперед, ладони согнутых в локтях рук лежат на бедрах, позвоночник вытянут вверх.

1) На выдохе – потянуться вперед вверх, наклон вперед до полного касания руками пола, пятки не отрываются от пола, спина прямая, ладони лежат на полу на ширине плеч.

Упражнение 9. «Рыбка».

И.п. Лежа на животе, руки вдоль туловища, ладонями вниз.

1) Вытянуть ноги и напрячь мышцы ягодиц - на вдохе.

2) На выдохе – оторвать от пола ноги и плечи, не сгибая колен. Голова и ноги должны находиться на одном уровне.

Упражнение 10. «Змея».

И.п. Лежа на животе, ладони под грудью, пальцами вперед.

1) На выдохе – подняться на руках, руки в локтях чуть согнуты.

Упражнение 11. «Веточка».

И.п. Узкая стойка, руки вытянуты вперед и сцеплены в «замок», ладонями наружу – вдох.

1) На выдохе – поднять руки над головой.

Упражнение 12. «Гора».

И.п. Лежа на спине, ноги согнуты, стопы стоят на полу, руки лежат вдоль туловища.

1) Оторвать бедра и таз от пола, поднять таз выше живота – вдох.

2) Выдох – и.п.

Упражнение 13. «Ель большая».

И.п. Стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища.

1) Развести носки врозь – вдох.

2) Вытянуть позвоночник вверх, руки развести слегка в стороны вниз. Ладони направлены в пол – выдох.

Упражнение 14. «Цапля».

И.п. Сомкнутая стойка, руки опущены вдоль туловища.

1) Согнуть правую (левую) ногу, поставить правую (левую) стопу пальцами вниз на внутреннюю поверхность левого (правого) бедра как можно выше.

2) Развести руки в стороны на уровне плеч, потянуться ими в стороны.

Упражнение 15. «Волк»

И.п .: сесть в позу прямого угла. Согнуть одну ногу в колене и разместить её так, чтобы подошва ступни касалась внутренней поверхности бедра другой ноги, колено лежит на полу.

1 . Поднять руки вверх, потянуться.

2. Наклониться вперёд, достать руками пальцы выпрямленной ноги. Постараться прижать лоб к колену вытянутой ноги, задержаться.

3 . И.п.

Упражнение 16. «Зайчик»

И.п .: встать на четвереньки, пальцы ног упираются в пол.

1. Передвигая руки к ногам, выпрямляя колени, постараться встать на пятки, руки от пола не отрывать.

2 . Вернуться в и.п.

Упражнение 17. «Медведь»

И.п. сесть в позу прямого угла, ноги согнуть в коленях, слегка разведя их. Пятки приблизить к ягодицам. Руки провести под внешнюю сторону согнутых ног, захватить ладонью стопу с внешней стороны.

1 . Поднять правой рукой правую ногу, стараясь выпрямить колено, задержаться.

2 . Вернуться в и.п. 3–4. Проделать то же движение левой ногой.

Упражнение 18. «Божья коровка».

И.п.: сидя на пятках, выпрямиться, потянуться вверх, сесть на пятки, наклон вперед, носом коснуться колен, руки отвести назад, и.п.

Упражнение 19. «Лягушка»

И.п., лѐжа на животе руки под подбородком, ноги максимально согнуты в коленях и раскрыты, как у лягушки. Бѐдра внутренней поверхностью плотно прижаты к полу, как и пятки.

Упражнение 20. «Летучая мышь».

И. п. сесть в позу «прямого угла», развести ноги в стороны как можно шире. Наклониться вперед, стараясь коснуться подбородком пола. Руки развести в стороны параллельно полу.

Упражнение21. «Носорог».

И. п. лечь на спину, руки заложить за голову, ноги выпрямить, пальцы ног вытянуть. Поднять голову и плечи, одновременно поднять одну ногу, сгибая еѐ в колене. Стараться коленом коснуться носа.

Упражнение 22. «Морской червяк» - упор стоя согнувшись;

Упражнение 23. «Улитка» - упор лежа на спине, касание ногами за головой;

Упражнение 24 . «Морской лев» - упор сидя между пятками, колени врозь;

Упражнение 25. «Морская звезда» - лежа на животе, прогнувшись, руки в стороны, ноги врозь; Упражнение 26. «Морской конек» - сед на пятках, руки за голову;

Упражнение 27. «Дельфин» - лежа на животе, прогнувшись, руки вверх в «замок»;

Упражнение 28 . «Медуза» - сед ноги врозь с наклоном вперед до касания руками стопы»; Упражнение 29. «Уж» - сед с предельно разведенными врозь ногами, руки на пояс. Упражнение 30. «Верблюд»- стоя на коленях, ноги вместе. Медленно наклонять корпус назад до тех пор, пока ладони не коснутся пятки. Взяться обеими руками за пятки и продвинуть корпус слегка вперед, увеличивая прогиб в позвоночнике.

Упражнение 31 .«Кольцо»

И.п: лечь ничком, ноги вместе, руки согнуть в локтях, ладони положить на пол на уровне плеч. Плавно без рывков, разгибая руки, поднять голову, грудь. Одновременно, сгибая ноги в коленях, постараться дотянуться ступнями до головы.

Упражнение 32. «Замок».

Дети переносят согнутую в локте правую руку через плечо ладошкой внутрь, а леву заносят за спину ладошкой вверх. Складывают пальцы обеих рук в «замочек», левой рукой тянут вниз. Возвращаются в исходящее положение. Повторяют, поменяв руки.

Упражнение 33. «Коробочка с карандашами»

И. п: сесть в позу прямого угла. Пальцы ног вытянуты. Руки в упоре сзади. Руки поднять вверх, ладонями вперед. Не сгибая ног, нагнуться, стараясь прямыми руками достать пальцы ног. Грудью коснуться ног. Медленно вернуться в и.п.

Упражнение 34. «Волшебные палочки»

И.п: дети лежат на спине, руки спокойно вытянуты вдоль тела, ладонями вниз. Медленно поднять обе ноги вверх и так же медленно возвратить их в и.п.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!