Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Крикет спортивная игра. История возникновения игры. Как выглядит игровая площадка для крикета

(англ.cricket ) — командный неконтактный вид спорта, входящий в семейство игр, в которых используются бита и мяч.

История Крикета

Крикет зародился в XVI веке на юге Англии. К концу XVIII столетия игра стала одним из национальных видов спорта. Экспансия Британской империи способствовала распространению игры по всему миру. Первые тестовые матчи между сборными командами были проведены в середине XIX века. Крикетный матч предполагает соревнование двух команд, каждая из которых представлена одиннадцатью спортсменами. Игра проходит на травяном поле, имеющем форму эллипса. В центре поля расположена прямоугольная земляная площадка — питч . Длина питча составляет 22 ярда или чуть более 20 метров, ширина — 10 футов или 3 метра. На торцах питча находятся деревянные калитки . Игровые зоны на концах питча отделяются от его основного пространства специальными полосами, кризами .

Оборудование для крикета

Поставляемые компанией Индустрия Света спортивные табло для крикета отвечают всем правилам проведения и являются профессиональными спортивными табло при проведении чемпионатов любого уровня.

Правила игры

Правила игры создаются и изменяются Мэрилебонским крикетным клубом. Кроме того, Международный совет крикета разработал стандартные игровые условия для тестовых и однодневных международных матчей. Создание и использование дополнительных условий на уровне внутренних чемпионатов находится в ведении национальных федераций крикета. В правилах игры предусмотрено несколько форматов проведения матча, в том числе по системе ограниченного количества оверов. Система подразумевает проведение матча в один или два иннигса, которые могут быть ограничены по времени или по количеству оверов. В правилах по традиции используется английская система мер, при этом новые редакции правил включают и измерения в СИ.

Свод правил включает следующие разделы: предисловие, преамбулу, 42 правила и четыре приложения. В предисловии указана краткая история правил и клуба «Мэрилебон». Преамбула была включена в правила относительно недавно. Данный раздел содержит материалы, посвящённые этическим стандартам крикета. Сами правила изменялись восемь раз. Поправки касались проблем плохого освещения, порядка жеребьёвки, этических принципов игры и других аспектов крикета.

Перечень правил игры и их краткое содержание представлены ниже.

Игроки и судьи

Правило 1: Игроки. Крикетная команда включает одиннадцать игроков, в том числе капитана. Вне рамок официальных соревнований команды могут договориться о большей численности состава, при этом в поле не могут находиться более одиннадцать игроков.Первые четыре правила касаются участников матча: игроков, судей и маркёров.

Правило 2: Замены. В крикете можно проводить замены травмированных игроков, однако заменивший игрок не может отбивать, подавать, охранять калитку или действовать в роли капитана. В случае восстановления и при согласии арбитра заменённый игрок возвращается на поле. Неспособный бегать бэтсмен может иметь своего раннера , который будет выполнять пробеги в то время как бэтсмен продолжит отбивать. Если игрок выходит на поле без команды арбитра и касается мяча, мяч незамедлительно становится мёртвым (см. Правило 23), а отбивающая команда получает 5 ранов.

Правило 3: Судьи. На матчах работают двое судей, которые следят за соблюдением правил, принимают все необходимые решения и сообщают о них маркёрам. Правила не требуют наличия третьего судьи, однако в крикете высокого уровня он (находясь вне поля и помогая полевым судьям) может работать на конкретном матче или турнире при особых игровых обстоятельствах.

Правило 4: Маркёры. На игре присутствуют два маркёра, которые следуют сигналам судей и ведут счёт.

Поле и инвентарь

Следующая группа правил описывает основные требования, предъявляемые к инвентарю спортсменов, питчу и полю в целом.

Правило 5: Мяч. Крикетный мяч делается из пробки и покрывается кожей. Окружность крикетного мяча должна принимать значения в диапазоне от 8 и 13/16 до 9 дюймов или от 22,4 до 22,9 сантиметров. Снаряд должен весить не менее 5,5 и не более 5,75 унций, то есть иметь массу от 155,9 до 163 граммов. В рамках одного иннингса используется, как правило, один мяч. Исключение составляют те случаи, когда снаряд теряется — тогда он заменяется аналогичным. Кроме того, полевая команда может попросить о замене мяча после розыгрыша некоторого числа оверов (80 в тестовых и 34 в однодневных международных матчах)

Правило 6: Бита. Длина биты не должна превышать 38 дюймов или 97 сантиметров, а её ширина — 4,25 дюймов или 10,8 сантиметров. Голая рука или рука в перчатке расценивается как часть биты. Лопасть биты должна быть сделана из дерева.

Правило 7: Питч. Питч (англ. pitch ) — это прямоугольная земляная область длиной 22 ярда (около 20 метров) и шириной 10 футов (около 3 метров), на которой произрастает очень короткая трава. Подготовкой питча занимается специальная служба, однако во время матча за его состоянием следят только судьи. Кроме того, судьи определяют, подходит ли питч для игры. Если он признаётся непригодным, то судьи, получив согласие обоих капитанов, могут выбрать другой питч.

Правило 8: Калитки. Калитка (англ. wicket ) состоит из трёх деревянных столбцов высотой 28 дюймов (71 сантиметр). Столбцы располагаются вдоль узкого края питча на одинаковом расстояния друг от друга. Ширинка калитки составляет 9 дюймов (22,86 сантиметров). На столбцах расположены две незакреплённые деревянные перемычки, называемые бейлами (англ. bails ). В некоторых случаях, например, при наличии ветра, судьи могут принять решение об игре без бейлов.

Правило 9: Боулинговый, поппинговый и возвратные кризы. Кризом (англ. crease «складка» ) называется полоса, отделяющая ту или иную игровую зону от основного пространства питча. Боулинговый криз — полоса, в центре которой располагаются столбцы калитки. Этот криз обозначает заднюю границу зоны бэтсмена, являясь, таким образом, параллельным узкой стороне питча. Длина боулингового криза составляет 8 футов и 8 дюймов (2,64 метра). Поппинговый криз обозначает переднюю границу зоны бэтсмена. Данный криз параллелен боулинговому и отстоит от него на 4 фута (1,2 метра). Минимальный показатель длины рассчитывается по отношению к центральному столбцу калитки, максимальная же длина криза не установлена. Вследствие этого, поппинговый криз всегда длиннее боулингового. Возвратные кризы перпендикулярны боулинговому и поппинговому, они обозначают коридор движения выполняющего подачу боулера. Концы возвратных кризов упираются в поппинговый криз, а их длина ограничена только снизу (8 футов или 2,4 метра). Концы боулингового криза, в свою очередь, упираются в возвратные.

Правило 10: Подготовка и обслуживание игровой области. При подаче мяч практически всегда отскакивает от питча, поэтому поведение снаряда во многом определяется состоянием покрытия. Следовательно, прокатка, кошение и другие процедуры, связанные с подготовкой и обслуживанием питча, проводятся в соответствии с некоторыми требованиями.

Правило 11: Укрытие питча. Питч считается укрытым , когда персонал стадиона размещает на нём специальные покровы, предотвращающие повреждения от дождя или росы. Правила гласят, что порядок укрытия должен быть заранее согласован с обоими капитанами. Укрытие питча существенным образом влияет на поведение мяча после отскока от поверхности. Площадь перед питчем, где боулер разбегается перед подачей, должна оставаться сухой во избежание травм. При необходимости это место также может быть укрыт

Структура матча

Очередной блок правил определяет требования к ходу матча.

Правило 12: Иннингсы. Перед игрой команды договариваются, будет ли проведён один иннингс (англ. innings «подача» ), или же победитель определится по итогам двух партий. Кроме того, соперники выясняют, будут ли иннингсы ограничиваться по времени или по количеству оверов. На практике эти параметры определяются регламентом того или иного состязания. Если в матче с двумя иннингсами не объявляется фоллоу-он (см. Правило 13), то команды по очереди отбивают мяч. Иннингс считается завершённым, когда все бэтсмены отбивающей команды выводятся из игры, капитан сообщает об объявлении или отказе от иннингса, либо когда истекает лимит по времени или количеству оверов. Перед игрой проводится жеребьёвка, по итогам которой победивший капитан выбирает, будет ли его команда отбивать или играть в поле первой.

Правило 13: Фоллоу-он. Данное правило применяется для матчей в два иннингса. Если команда, отбивающая второй, набирает значительно меньшее количество ранов, чем первая, то первая команда может объявить фоллоу-он, то есть заставить оппонентов провести второй иннингс в роли отбивающих сразу после первого. Другими словами, команды будут находиться в роли отбивающих по принципу первая—вторая—вторая—первая, в то время как стандартная схема предполагает порядок первая—вторая—первая—вторая. Для матча, продолжающегося пять дней и более, необходимый разрыв в счёте должен составлять 200 ранов, для трёх- или четырёхдневного матча разница должна составлять 150 очков. Двухдневная игра допускает разрыв в 100 очков, наконец, в рамках однодневного матча объявление фоллоу-она становится возможным при разрыве в 75 ранов.

Правило 14: Объявление и отказ. Данное правило применяется для матчей в два иннингса Если мяч признан мёртвым, капитан отбивающей команды может завершить иннингс в любой момент. Эта процедура называетсяобъявлением (англ. declaration ). Капитан выносит объявление в том случае, если считает, что команда набрала достаточное количество ранов для победы. Капитан также может отказаться от проведения иннингса до его начала. Иннингсы, от проведения которых команда отказалась, считаются сыгранными.

Правило 15: Перерывы. Матч предусматривает несколько типов перерывов различной продолжительности. Между иннингсами команды отдыхают в течение десяти минут. Существуют перерывы на ланч, чаепитие и специальный перерыв для утоления жажды. Расписание перерывов должно быть согласовано перед матчем. В некоторых ситуациях допускается изменение расписания.

Правило 16: Начало игры, прекращение игры. Сигналом к продолжению игры после перерыва служит команда судьи "Play" («игра» ). Игра прекращается по команде "Time" («время» ). Последний час игры должен включать не менее 20 оверов. Если сыграно меньшее количество оверов, судья продлевает игровое время для выполнения нормы.

Правило 17: Тренировка на поле. Игроки не могут использовать питч для тренировок в дни проведения матчей. Нарушение правила карается удалением игрока не некоторое время. Запрещаются пробные разбеги перед подачей, если по мнению судьи это может привести к трате игрового времени.

Счёт и результат

Правило 19: Границы поля. Границы поля определяются судьями и капитанами перед игрой. Желательно, чтобы граница поля была обозначена по всей своей длине. Если отбитый мяч касается или пересекает границу, команда бэтсмена получает 4 рана. Если мяч достиг границы без касаний поля, команда получает 6 ранов.Правило 18: Набор очков. Команда зарабатывает один ран, если её бэтсмен успешно пробегает из одного конца питча в другой. Следовательно, успех обоих бэтсменов приносит команде два рана. Пробег считается выполненным, если бэтсмен (оба бэтсмена) пробежал от своего поппингового криза до поппингового криза своего напарника и коснулся земли за ним битой или частью тела. Стартовая позиция отбивающего бэтсмена находится в одном конце питча, а стартовая позиция его напарника — в другом. Бэтсмены могут отказаться от пробега из-за риска разрушения калитки (см. Правило 28). Неудачная попытка пробега называется коротким пробегом (англ. short run ), умышленные короткие пробеги могут караться в соответствии с правилами. Дополнительные раны присуждаются в случае нарушения некоторых правил соперником (см. Правила 2, 24, 25, 41 и 42), выхода мяча за границу поля (см. Правило 19) или потери мяча (см. Правило 20).Ещё одна группа правил посвящена набору очков и критериям, которые позволяют определить победителя матча. Счёт каждой команды часто представляется в форме m/n, где m — количество набранных командой ранов, а n — количество проигранных ею калиток Например, если команда набрала 100 ранов и проиграла 1 калитку, счёт команды может отображаться как 100/1 (1/100 или 100-1) Отметим, что победителем матча считается команда, набравшее большее число ранов . Количество проигранных калиток при определении победителя не учитывается

Правило 20: Потерянный мяч. Если мяч теряется или становится недоступным в результате других обстоятельств, он признаётся потерянным . Признать мяч потерянным может любой полевой игрок. Соперник нарушителя получает дополнительные раны Кроме того, отбивающая команда получает набранные раны, в том числе и те, которые выполнены в момент объявления мяча потерянным, или 6 ранов, если им удалось набрать меньше шести.

Правило 21: Результат. Победителем матча объявляется команда, набравшее большее число ранов. Если команды набрали равное число ранов, объявляется ничья-тай (англ. tie , не следует путать с draw ). Если в тестовом крикете команда не успевает провести свой иннингс к концу назначенного времени, объявляется ничья-дроу (англ. draw ). Таким образом, матч может завершиться победой одной из команд, ничьей по счёту или ничьей по времени.

Правило 22: Овер. Овер (англ. over ) включает шесть подач, ноу-бол и уайд-бол не учитываются в качестве одной из них. Боулер не может подавать в течение двух оверов подряд.

Правило 23: Мёртвый мяч. Мяч появляется в игре в момент разбега боулера и становится мёртвым, когда в отношении него нельзя провести каких-либо действий. Когда мяч становится мёртвым, отбивающая команда не может набирать раны, а бэтсмен не может быть выведен из игры. Мяч может стать мёртвым по ряду причин. Наиболее распространёнными из них являются вывод бэтсмена из игры и касание границы поля.

Правило 24: Ноу-бол. Состояние ноу-бол (англ. no ball «не мяч» ) объявляется, если боулер совершает подачу из запрещённого места, если он выпрямляет локоть в момент подачи, если подача представляется опасной, если после подачи мяч касается питча два раза и более, если после подачи мяч катится по питчу или если полевые игроки находятся в запрещённых местах. Ноу-бол добавляет отбивающей команде один ран, при этом все остальные набранные ей раны сохраняются. В большинстве случаев бэтсмен не может быть выведен из игры, если мяч находился в состоянии ноу-бола.

Правило 25: Уайд-бол. Если судья считает, что бэтсмен не имел возможности набрать раны ввиду неточной подачи боулера, объявляется состояние уайд-бол (англ. wide ball «далёкий мяч» ). Уайд-бол объявляется в тех ситуациях, когда после подачи мяч проходит над головой бэтсмена. После объявления уайд-бола команда получает один ран, при этом все остальные раны сохраняются.

Правило 26: Бай и лег-бай. Если мяч, не находящийся в ситуации ноу-бола или уайд-бола, пролетает мимо отбивающего бэтсмена, то набранные в результате розыгрыша раны будут называться баями (ед. ч. бай , англ. bye ). Если мяч касается бэтсмена, не не его биты, раны будут называться лег-баями (англ. leg bye ). Лег-бай не засчитывается, если бэтсмен не пытался совершить удар или увернуться от снаряда. В командной статистике баи учитываются как обычные раны, в то время как в личной статистике бэтсмена эти очки не учитываются.

Вывод бэтсмена из игры

Правило 27: Апелляции. Если полевые игроки считают, что бэтсмен был выведен из игры, то они могут обратиться к судье с формулировкой "How"s That?" («Как это?» ) до начала следующего розыгрыша. Судья рассматривает апелляцию и решает, действительно ли бэтсмен должен покинуть позицию. Строго говоря, полевые игроки должны сообщать судье обо всех случаях вывода бэтсмена из игры, в том числе очевидных. Однако в этих случаях бэтсмен, как правило, покидает позицию, не дожидаясь формальной процедуры.Правила 27—29 описывают основные принципы вывода бэтсмена из игры, а правила 30—39 описывают методы более конкретно. Стоит отметить, что помимо десяти способов, указанных в правилах 30—39, бэтсмен может покинуть игру по собственной инициативе. Ситуация, при которой бэтсмен не выводится из игры по итогам иннингса, называется нот-аутом (англ. not out «не выбыл» ).

Правило 28: Разрушение калитки. В случае разрушения калитки мячом, самим бэтсменом или кистью руки, в которой полевой игрок держал мяч, бэтсмен выводится из игры. Калитка считается разрушенной, когда падает по крайней мере один бейл.

Правило 29: Бэтсмен за пределами своей зоны. Бэтсмен считается находящимся в зоне, если какая-либо часть его тела или его бита касается земли за поппинговым кризом. В противном случае бэтсмен может быть выведен из игры посредством разрушения его калитки соперником (Правило 38) или специальным игроком оппонирующей стороны, уикет-кипером (Правила 39, 40). Если в момент разрушения калитки оба бэтсмена находятся вне своих зон, из игры выводится тот спортсмен, который находился ближе к разрушенной калитке.

Правило 30: Боулд. Ситуация боулд (англ. bowled ) возникает, когда в результате подачи мяч разрушает калитку. До разрушения калитки мяч не должен касаться кого-либо из судей или игроков за исключением бэтсмена. Мяч может коснуться биты, перчатки или любой части тела бэтсмена.

Правило 31: Таймд-аут. Новый бэтсмен должен заменить своего предшественника в течение трёх минут после его выбывания, в противном случае выбывает и новый бэтсмен. Нарушение правила обозначается термином таймд-аут (англ. timed out «время вышло» ) В течение указанного периода бэтсмен или его партнёр должен приготовиться к подаче. В случае участия партнёра основной бэтсмен должен находиться в зоне.

Правило 32: Кот. Котом (англ. caught «пойман» ) называется ситуация, когда полевой игрок ловит не коснувшийся земли мяч после его отражения бэтсменом. Поймавший мяч игрок должен при этом находиться в поле, то есть ни одна из частей его тела не должна касаться земли за пределами поля. До поимки мяч не должен касаться каких-либо объектов за пределами поля.

Правило 33: Касание мяча руками. Если бэтсмен намеренно касается мяча не касающейся биты рукой без согласия оппонентов, бэтсмен выводится из игры.

Правило 34: Двойной удар по мячу. Если бэтсмен дважды бьёт по мячу, не намереваясь защитить свою калитку и не имея согласия оппонентов, бэтсмен выводится из игры.

Правило 35: Удар по калитке. Если боулер уже начал подачу, разрушение своей калитки отбивающим бэтсменом или его битой влечёт выведение бэтсмена из игры.

Правило 36: Нога перед калиткой. Если в результате подачи мяч, который попадал бы в калитку при отсутствии бэтсмена, попадает в него без предварительного касания битой, бэтсмен может быть выведен из игры. Принятие решения о выведении бэтсмена из игры требует выполнения некоторых дополнительных условий.

Правило 37: Препятствование полевым. Если бэтсмен намеренно препятствует игре оппонентов словом или действием, он выводится из игры.

Правило 38: Ран-аут. Если бэтсмен находится вне зоны, и его калитка разрушается соперником, бэтсмен выводится из игры. Данное правило действует даже в ситуации ноу-бола.

Правило 39: Стампд. Бэтсмен выводится из игры, если его калитка разрушается уикет-кипером (см. Правило 40), в то время как сам бэтсмен находится вне зоны и не пытается выполнить ран. Данное правило не действует в ситуации ноу-бола.

Полевые игроки

Правило 41: Полевой игрок. Полевым игроком считается любой игрок команды, совершающей подачу. Задачи полевых игроков определяются намерением помешать сопернику в наборе ранов и вывести из игры десять бэтсменов оппонента. Полевой игрок может принимать мяч любой частью тела. Однако если полевой намеренно касается мяча в момент розыгрыша, мяч становится мёртвым, и соперник получает 5 ранов. Если мяч попадает в один из защитных шлемов полевой команды, находящихся на земле, мяч становится мёртвым, и соперник получает 5 ранов. В некоторых ситуациях наказания могут быть отменены.Правило 40: Уикет-кипер. Уикет-кипер (англ. wicket-keeper «хранитель калитки» ) — особый игрок полевой команды, который находится позади калитки бэтсмена. Он является единственным спортсменом своей команды, которому позволяется использовать перчатки и щитки для ног.

Правило 42 и Приложения

Правило 42 устанавливает принципы честной и нечестной игры в крикете. Если игрок полевой команды нечестным способом изменяет состояние мяча, отбивающая команда получает 5 ранов. Если полевые игроки отвлекают бэтсмена в момент подачи или во время подготовки к ней, мяч объявляется мёртвым. Второй и последующие подобные случаи в рамках одного иннингса будут принсить отбивающей команде по 5 ранов. Запрещается мешать или отвлекать обоих бэтсменов после отражения удара — в противном случае команда бэтсменов получает 5 ранов. Если капитан полевой команды затягивает время, разрешает затягивать время своему товарищу или овер протекает неоправданно медленно, судья выносит предупреждение капитану (при необходимости мяч объявляется мёртвым). Дальнейшие промедления полевой команды принесут отбивающей команде 5 ранов. Не допускаются и затяжки, вызванные поведением бэтсмена — второй и последующие случаи затяжки времени принесут полевой команде по 5 ранов. Второй и последующие случаи повреждения питча полевым игроком принесут отбивающей команде по 5 очков (учитываются те повреждения, которых можно было избежать), аналогичное наказание предусмотрено и для бэтсмена. Бэтсмены не должны пытаться выполнить ран до момента подачи. Если боулер при этом не предпринимает попыток разрушить калитку, арбитр присуждает полевой команде 5 ранов.

Приложения:

  • Приложение «A»: Описание и графики столбцов и бейлов.
  • Приложение «B»: Описание и графики питча и кризов.
  • Приложение «C»: Описание и графики перчаток.
  • Приложение «D»: Определения.
  • Приложение «E»: Бита.

Часть 1

Подготовка

    Приобретите снаряжение. Для надлежащей игры в крикет требуется несколько единиц специализированного снаряжения. Требуются, как минимум, шесть столбцов крикетной калитки, четыре перекладины, две биты для крикета и один мяч. У большинства команд есть форма и защитная экипировка для игрока, охраняющего калитку (уикет-кипера).

    • Столбцы и перекладины – это деревянные детали, которые используются для сборки калиток, одного из самых важных объектов в крикете. Установка калиток более детально описана в конце этого раздела.
    • Бита для крикета – большая бита, изготовленная из ивовой древесины, плоская с одной стороны и выпуклая для большей прочности с другой. По мячу нужно бить плоской стороной биты, чтобы отбить его на большее расстояние.
    • Мяч для крикета подобен бейсбольному по размеру и составу, но сшит по прямой линии наподобие теннисного мяча и состоит из двух полусфер, соединенных швом. Мячи для крикета традиционно красного цвета с белыми швами; в настоящее время для лучшей видимости на крупных матчах иногда используются белые мячи.
    • Форма для крикета включает длинные брюки, рубашку (с коротким или длинным рукавом) и обувь. Большинство игроков в крикет носят бутсы (шипованную обувь) для лучшего сцепления с полем, но это не обязательно. В матчах с традиционным красным мячом форма обязательно должна быть белой или белой с оттенками.
    • Уикет-кипер (игрок, принимающий мяч), может надевать защитное снаряжение, подобное снаряжению кетчера в бейсболе: перчатки с перепонками, щитки для голеней и лицевую маску. Другим игрокам носить защитное снаряжение не разрешается.
  1. Изучите поле для крикета. В крикет играют на большом овальном поле. В центре поля расположена прямоугольная площадка, которая называется питч. Границы поля должны быть четко размечены по внешней его кромке.

    Разметьте кризы. Зоны питча делятся на сегменты линиями, которые называются кризами (“складками”). Существуют четыре типа кризов:

    Установите калитки. Калитка – это постройка из трех воткнутых в землю колышков, называемых столбцами, с двумя перекладинами, которые продеваются сквозь бороздки между каждой парой столбцов (левый-центральный и центральный-правый). В большинстве случаев бэтсмен, чья калитка лишилась перекладины в результате удара мячом, выбывает, поэтому защита калиток – это важная составляющая нападения.

    Часть 2

    Концепции и правила
    1. Усвойте цель игры. Как и для большинства полевых игр, цель в крикете набрать больше очков, чем у команды-противника, которые зарабатываются пробегами от одной точки к другой до того, как закончится время игры или вас выведут из игры ран-аутами защитники, которые называются “полевой командой”. Команда с битами называется “отбивающей”.

      Изучите основы игрового процесса. В крикете каждая команда состоит из 11 игроков. Дополнительный 12-й игрок может находиться в запасе на случай травмы, но никак иначе использовать его нельзя. В любой момент времени у полевой команды на поле должно находиться 11 игроков, тогда как у отбивающей команды должны быть два игрока, которые называются бэтсмены. Чтобы заработать очки, бэтсмены пытаются ударить по мячу после того, как его подаст боулер из полевой команды, а затем поменяться местами без аута.

    2. Изучите структуру игры. В крикете, как и в бейсболе, используются специализированные термины, описывающие каждый отрезок игры. В зависимости от продолжительности матча, количество иннингсов может составлять от одного до двух на команду. Каждый иннингс может содержать сколько угодно “оверов”, которые представляют собой серии подач. В следующих пунктах приведено более детальное описание этих элементов игры:

      • Каждый раз, когда боулер подает мяч, вне зависимости, попал ли по мячу страйке, производится подсчет очков. После того, как боулер подаст мяч 6 раз в одном направлении, объявляется “овер”. При овере боулера должен заменить новый игрок-боулер. Боулеры не могут подавать несколько оверов подряд, но они могут возвращаться уже после одной подачи другим боулером. Поэтому, теоретически, два боулера могут, меняясь местами, подавать в течение всего иннингса. Когда объявляется овер, позиция боулера переходит из одного конца питча в другой.
        • Это также означает, что между оверами могут меняться и страйкеры, в зависимости от того, на каком конце питча они находятся в момент объявления овера. Страйкеры также сменяют друг друга в зависимости от того, сколько было выполнено ранов, поскольку боулер меняет свою позицию только при овере. Например, если выполнен только один ран, у страйкера и нон-страйкера меняются края питча, в результате чего на следующей подаче нон-страйкер становится страйкером.
      • В любой момент, когда бэтсмен объявляется выбывшим, он должен покинуть поле и вместо него должен выйти другой игрок его команды. Если полевой команде удалось заработать 10 выбываний за иннингс, то иннингс объявляется завершенным, поскольку больше не останется бэтсмена, который мог бы стоять на второй позиции питча. Способы выбывания бэтсмена будут рассмотрены позже.
      • Иннингс – это единичный период игры для всей отбивающей команды. В коротких разновидностях крикета для каждой команды разрешено определенное количество оверов за иннингс; как только это количество достигается, иннингс заканчивается вничью, даже если полевая команда не заработала 10 выбываний. В самой престижной и профессиональной разновидности крикета – тестовом крикете, разрешается количество иннингсов не ограничено, поэтому большинство иннингсов обычно заканчиваются после 10 выбываний. По завершении иннингса полевая и отбивающая команда меняются местами, и начинаются иннингсы для полевой (теперь – отбивающей) команды.
        • Тестовые матчи длятся максимум 5 дней и проходят по шесть часов в день. В самой короткой и широко распространенной форме крикета, Twenty20, разрешен один иннингс на команду, а максимальное количество оверов за иннингс составляет 20. Матчи Twenty20 обычно длятся лишь несколько часов.
    3. Усвойте важность калиток. Калитки – это центральная часть крикета. Один из основных способов вывода бэтсмена из игры – сбить мячом одну или более перекладин с его калитки, что называется “сломать” калитку. Существует несколько условий, при выполнении которых данная ситуация приведет к выбыванию:

      • Если боулер со своей подачи сможет попасть прямо в калитку страйкера и разрушить ее, страйкер считается выбывшим с подачи.
      • Если бэтсмен находится за пределами одного из поппинговых кризов на питче, то боулер может разрушить его калитку, либо ударив по ней рукой с мячом, либо попав мячом непосредственно по ней. В этом случае бэтсмен объявляется выбывшим в результате ран-аута.
      • Поскольку нон-страйкеры часто оставляют поппинговый криз, когда боулер собирается выполнить подачу (подобным образом игроки в бейсбол отходят от баз в ожидании рана до следующей базы), боулер может вывести нон-страйкера из игры, остановив подачу и разрушив корзину до того, как он вернется на криз. Это также считается выбыванием по ран-ауту.
      • Если страйкер, пытаясь ударить по мячу, не попал по нему и заступил за поппинговый криз, уикет-кипер может сломать калитку, поймав подачу и ударив калитку мячом, что приведет к выбыванию. Этот тип выбывания также называется “стампд”.
      • Если страйкер намеренно использовал какую-либо часть своего тела, чтобы заблокировать удар мяча по калитке, он выбывает согласно правилу “нога перед калиткой”. Обычно для этой ситуации используется сокращение LBW (leg before wicket).
      • Если страйкер случайно ударил по своей калитке и разрушил ее, то он считается выбывшим в результате “удара по калитке”. Выбывание в результате удара по калитке происходят независимо от того, что разрушило калитку, но случается только тогда, когда страйкер пытался ударить по мячу или ударил по мячу и пытается перебежать на другой конец питча.
        • С другой стороны, если страйкер ударил по мячу, и он влетел в калинтку нон-страйкера, нон-страйкер не выбывает. Боулер все еще может поднять мяч и бросить его в калитку нон-страйкера, чтобы вывести его из игры.
    4. Узнайте другие способы выведения бэтсмена из игры. Кроме калитки, есть и другие способы вывести бэтсмена из игры. Некоторые из них встречаются довольно часто, другие же редки, и если происходят, то только на играх высших уровней. Решения о некоторых более технических выбываниях могут приниматься только судьей-ампайром, двое (или иногда трое) из которых находятся на поле в любой момент времени.

      • Страйкер выбывает по “кот-ауту”, если игрок полевой команды поймал мяч до дого, как он коснется земли. Это самый распространенный тип выбывания. Если полевой игрок, поймавший мяч, заступил за линию разметки за пределы поля, бэтсмен зарабатывает 6 ранов. Это правило действует, если игрок поймает мяч за пределами поля или заступит за линию после того, как поймал его.
      • Если бэтсмен без биты коснется мяча рукой без предварительного разрешения полевой команды, то он выбывает за “касание мяча руками”. Это правило не распространяется на попадание мяча в бэтсмена после подачи и другие случайные касания.
      • Если бэтсмен пытается рукой или телом отбросить мяч, уже находящийся в игре (как правило, защищая свою калитку), или мешает попыткам полевой команды вернуть мяч в питч и заработать выбывание, он выбывает за “препятствование полевым”. Однако, бег, при котором бэтсмен находится между полевым игроком с мячом и калиткой бэтсмена, не запрещен.
      • Если страйкер ударил по мячу дважды, не намереваясь отбросить мяч от своей калитки, его объявят выбывшим. Бить по мячу дважды для того, чтобы сбить полевых игроков с толку, строго запрещено.
      • Если бэтсмен объявляется выбывшим, а новый бэтсмен не выходит на поле в течение двух минут, то он объявляется выбывшим по правилу “таймд-аут”.
    5. Дополнительные очки. Существует несколько условий, в соответствии с которыми могут присуждаться дополнительные раны. Они выделяются отдельно с целью подсчета средних показателей игроков, но для определения победителя идентичны любым другим типам ранов. К четырем дополнительным типам относятся:

      • При объявлении “ноу-бола” в результате подачи не по правилам, бэтсмен может выбыть из игры только в результате ран-аута, касания мяча руками, препятствования полевым или двойного удара по мячу. Раны, зачисляемые при объявлении “ноу-бола” считаются дополнительными, и каждый ноу-бол, брошенный боулером должен быть компенсирован другим броском в том же овере. (Таким образом, боулеру, один раз выбросившему “ноу-бол”, для достижения овера нужно будет сделать 7 подач, а не 6.)
        • Если в случае “ноу-бол” не было заработано ни одного рана, один ран все равно добавляется к очкам команды.
      • Когда боулер подает уайд-бол, отбивающая команда автоматически зарабатывает один ран. Как и в случае дополнительных очков, которые даются за “ноу-бол”, “уайды” должны быть возмещены боулеру путем добавления подач к его оверу.
      • Если страйкер попытался ударить по мячу, но промахнулся, а уикет-киперу не удалось поймать мяч, то бэтсмен может попытаться заработать игровые раны. Такие раны называются “баями”.
      • “Лег-бай” происходит тогда, когда страйкер пытается ударить по мячу битой, но отбивает его телом. “Лег-баи” в остальном идентичны обычным “баям”. “Лег-баи” нельзя заработать, если страйкер не пытался отбить мяч.

750 лет англичане играют в эту игру. Что такое крикет, что он значит для островного государства, представить себе в полной мере можно лишь после ознакомления с его историей.

Национальное достояние

Крикет - это не только культовая английская но и часть культуры и истории Британии, неотъемлемая черта нации. Невозможно представить себе Черчилля без сигары, Шерлока Холмса без трубки, а Англию - без крикета и Агаты Кристи, у которой отец был президентом местного клуба, и очень много строк произведений которой посвящено этой игре. Чего только стоит фраза из повести «Карты на стол» о том, что каждый должен сыграть свою партию в крикет! По сакраментальности она равна русскому изречению «Все там будем».

Глубокие корни

По-разному можно ответить на вопрос «что такое крикет». Во-первых, это одна из и битой, к которым относятся и лапта, и бейсбол, и гольф, и крокет (еще одна чисто национальная потеха, описанная, например, в книге «Приключения Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла, глава VII). Точные время и место возникновения исследуемой игры неизвестно, но считается, что это средние века и юго-восток Англии. В связи с похожим видом спорта упоминается где местные жители уже в XIII веке развлекались на свежем воздухе с мячом и битой, вместо которой в те далекие времена использовалась пастушья палка изогнутой формы - cric. Скорее всего, это и дало название игре, хотя существуют и другие варианты возникновения названия, а споры не утихают до сих пор.

Конкретные сроки

Есть предположения, что в эпоху раннего Средневековья игра перебралась в континентальную Европу, и уже потом, в XVII веке, крикет вернулся в Англию, где стал национальным видом спорта. Так или иначе, но первый клуб возник в графстве Гемпшир, городе Хэмблдон, в 60-е годы XVIII века. Естественно, что на протяжении десятилетий жители этой провинции считались лучшими игроками Англии. Затем, и это тоже естественно, центр занятий крикетом переместился в столицу, где стали возводиться площадки, создаваться мощные клубы, под влиянием которых менялись даже веками существующие правила игры. Нынешние тоже весьма запутаны и специфичны. Поэтому получить точный ответ на вопрос «что такое крикет» можно в Марилебонском клубе, в Лондоне. Именно здесь находится мировой центр игры и Международный Совет Крикета (ICC).

Распространение игры по миру

Британия имела очень много колоний, и даже слыла империей, над которой никогда не заходило солнце. Поэтому национальная игра англичан получила распространение и на подконтрольных территориях. Крикет невероятно популярен в Австралии и Индии. Знают, что такое крикет, в Новой Зеландии и Пакистане, в Бангладеш, Шри-Ланке и ЮАР. Существуют национальные сборные Намибии, Зимбабве, Кении, Канады и Несмотря на обширный список стран, в числе олимпийских видов спорта крикет продержался недолго. Мотивация исключения - отсутствие конкуренции. Это произошло, может быть, потому, что на Летних Олимпийских играх в Париже в 1900 году присутствовало всего две команды - от Англии и Франции, и победу одержали, естественно, британцы.

Примечательные исторические моменты

Однако история развития национальной игры знает знаменательный пример соперничества между национальными командами Англии и Австралии. Накал страстей тогда был так велик, что нашел отражение и в литературе, и в кинематографе. Встреча, закончившаяся победой Австралии, положила начало ежегодному турниру под названием «Ashes», что в переводе с английского языка означает «урна с прахом». Это название символизировало гибель английского крикета.

Нюансы игры

Как у любого сугубо национального вида спорта, например, гольфа, у крикета существует много правил и тонкостей игры, имеется свой, выработанный в течение столетий, негласный, но непременный кодекс поведения.

Игроки и поклонники знают все эти нюансы с младых ногтей, не говоря уже о том, каким мячом играют в крикет, как называются игроки, что допустимо на поле, а что осудительно, как встречать новых игроков и так далее. Мяч для крикета - брат-близнец бейсбольного, хотя в некоторых странах его с успехом заменяют теннисным - он дешевле, менее травмоопасен, его проще купить. И хотя он почти в три раза легче, крикет от этого не проигрывает.

Настоящий крикетный мяч

Но традиции есть традиции, особенно в Англии, где всегда используется именно тот мяч для крикета, который полностью соответствует стандартам, установленным ICC - его вес соответствует 156-163 граммам, диаметр варьируется от 22,4 до 22,9 см. Цвет может быть чаще всего красным или белым, иногда розовым, желтым или оранжевым. Каким мячом играют в крикет, напрямую зависит от погодных условий, времени суток прохождения встречи.

Есть несколько форматов игры, которые отличаются друг от друга по различным параметрам. Самый показательный - по продолжительности игры. Короткие встречи насчитывают 20 оверов (6 подач одним боулером) и занимают всего 3,5 часа. Тестовые матчи между сборными могут длиться до 5-6 дней, в каждом из которых игра продолжается по 6 часов.

Изготовление мяча - процесс очень специфический, обусловленный традициями, сложившимися за столетия. Состоит мяч из нескольких слоев. Сердцевина (у высококачественных - пробка, реже полиуритан или резина) очень полотно обматывается специальными нитками, верхний слой - кожаный. У дорогих мячей покрытие сшито из трех частей - половинки и двух четвертинок, причем швы играют особую роль. Четвертинки сшиты внутренним швом, а идущие по центру - наружными, их 6. Это необходимо для игры. Отдельных слов заслуживает травмоопасность крикета, который вместе с футболом занимает первое место по этому показателю. Мяч для игры весит 150-163 грамма. Опытный игрок может запустить его со скоростью 140 км/ч. 20 октября 2013 года в ЮАР во время матча от удара мячом в висок скончался игрок Дэррин Рэндолл.

Основные условия игры

Все тонкости и нюансы этого вида спорта предусматривают установленные ICC правила. Крикет - сложная, своеобразная, медленная, долгая (матчи могут длиться до 5-6 дней) и не всеми любимая игра. Тонкости ее описать сложно, но основные положения можно. Поле для крикета должно быть овальной формы и покрыто травой. В его центре расположен земляной питч - прямоугольная площадка длиной в 20,12 м и шириной около 3 метров, в торцах которой устанавливаются калитки (деревянные колышки, вбитые в землю и представляющие собой перевернутую букву «Ш»). Все подачи мяча производятся на питче, вдоль его длины. Кризы - полосы в концах питча - отделяют игровые зоны.

Команды две - по 11 человек в каждой, матч ведут двое судей (на играх высокого уровня есть и третий рефери, находящийся за полем) и 2 судьи-секретаря, которые принимают и записывают сигналы арбитров с поля. Цель игры - набрать как можно больше очков и разбить калитку противника. Игрок в крикет, или крикетист, может называться боулером (подающим мяч) и бэтсменом (отражающим его при помощи биты). Защитник калитки называется уикет-кипер, иногда его роль особенно значима.

Главные амплуа игры

Две ведущие роли (боулера и бэтсмена) попеременно исполняют все игроки обеих команд. Первый может осуществить не более шести подач, которые в совокупности называются оверами. Мяч подается игроком одной команды и отражается представителем другой, оба они находятся в своих, противоположных друг другу игровых зонах, находящихся в торцах питча. Сразу после отражения мяча битой (игра неконтактная), бэтсмен может бежать к противоположной калитке, и коснуться чем-нибудь земли за ней, потом можно спешить назад. Пробежки приносят очки. Но он может оставаться на месте, если отраженный мяч отлетит достаточно далеко: к краю питча - 4 очка, за его границу - 6. Все игроки во время матча рассредоточены по всему полю, а подачу и прием мяча осуществляют только два представителя различных команд.

Основные периоды игры

Цель остальных - мешать сопернику набирать очки и защищать свою калитку. Как только ее разрушат, бэтсмен покидает игру, которая продолжается до последнего, десятого игрока, отбивающего подачу. Этот период называется иннингсом. После него команды меняются местами, то есть подавать мяч будет боулер другой команды (по 6 подач), а принимать - бэтсмены другой.

Как отмечалось выше, все тонкости чисто национальной забавы впитываются англичанами с молоком матери. Игра в крикет имеет своих искренних поклонников, а также является обязательной для посещения представителями элиты и членами королевской семьи, за которыми закреплены специальные ложи. Красочность является характерной чертой игры под названием крикет. Фото служат наглядным тому подтверждением.

Один раз в четыре года проходит чемпионат мира по крикету.

Корни появления крикета уходят в середину шестнадцатого столетия на юг Британии. Уже к окончанию восемнадцатого века крикет распространился по странам Европы, и всего мира. А к середине девятнадцатого века уже соревновались сборные команды.

Матчи по крикету играются в 1-м из 2-х принятых форматов. Существует 2 типа классического крикета :

. 1-го уровня - (first-class cricket) - существенным отличием является ограничение по времени на матч, выделяется по 2 иннингса. Проведение таких матчей может длиться 3 или 5 дней, а один игровой день может длиться около 6 часов; (ранее были зарегистрированы бессрочные игры).

. крикет с лимитированными оверами - limited overs cricket - когда игровое время ограничено количеством оверов и команда проводит 1 иннингс, отражая мячи соперника. Такой матч длится, как правило, всего 1 день и состоит от 20 до 50 оверов.

Третий формат - уже утративший силу - (от англ. -single wicket - игра в одну калитку) - был популярен до появления матчей с лимитированными оверами, когда всего один из игроков мог выполнять роль бэтсмена (batsman) на протяжении всего иннингса.

Помимо классического крикета на сегодняшний день во всю развивается крикет садовый и в закрытых помещениях.

Правила игры в крикет и основные понятия :

Игроки . При статусе официального матча в командах должно находиться не больше 11 игроков, включая капитана. (При проведении неофициальных матчей сторонам не запрещается согласовывать другое количество участников).

Замены . Разрешена замена участников, получивших травму, но сменивший выбывшего игрока спортсмен не вправе исполнять роль капитана, он лишается права ввода и отбивания мяча, а также охраны своей калитки. Если выбывший в результате травмы игрок может продолжать матч, то он возвращается в игру только с разрешения арбитра.

Арбитры . Игру, как правило, обслуживает два арбитра, в их обязанности входит отслеживание нарушений правил, принятие судейских решений и сообщение о своих решениях маркерам. (Если матч проводится на высоком уровне, допускается наличие третьего судьи, он может присутствовать на матче и давать подсказки полевым арбитрам, при этом, он должен находиться за пределами площадки).

Маркеры . Реагируют на сигналы арбитров и ведут счет (на матче их два).

Площадка для игры и инвентарь

Мяч . Существуют стандарты для крикетного мяча: во-первых, он из пробкового материала, во-вторых, покрыт кожей, в-третьих,размеры в диаметре 22,4 - 22,9 см, в-четвертых - вес 155,9 - 163 г. Используется на один иннингс не более 1 мяча, если только его не потеряли во время игры, в таком случае его меняют на аналогичный. Одна из соперничающих команд имеет право обратиться к арбитрам с просьбой заменить мяч (только после 80-ти сыгранных оверов в тестовых играх или 34-х - в международных 1-дневных матчах).

Бита - лопасть в обязательном порядке должна быть деревянной, длина не больше 97 см, а ширина - не более 10,8 см, при этом рука считается частью биты, и не важно, в перчатке она или нет.

Питч (pitch) - находящаяся в центре игрового поля полоса земли, поросшая мелкой травой и имеющая прямоугольную форму. Размеры питча 20 м - в длину и 3 м - в ширину.

Калитка (от англ. wicket - калитка) - конструкция, состоящая из 3 деревянных столбиков (выс. - 71 см), на которых лежат 2 перекладины - бейлы (от англ. bails)

примечание: при неблагоприятных погодных условиях, например, сильном ветре бейлы могут быть сняты.

Криз (от англ. crease — складка) - это участок поля,полоса, отделяющая участки игровых зон от основной части поля.

Так как во время подачи мяч ударяется и отскакивает от поля, существуют требования и стандарты по его содержанию и подготовке к проведению игры (кошение травы, прокатка и тому подобные мероприятия).

Укрытие питча . Для предотвращения повреждений игрового поля (питча) от влаги, вызванной непогодой (дождь, роса). По правилам питч необходимо содержать в сухом состоянии и укрывать его от неблагоприятных условий специальным покрывным материалом, заранее согласовав с капитанами команд. Так же укрытию подлежит площадка перед питчем, с которой начинает свой разгон боулер.

Крикет - это командная бесконтактная спортивная игра, где игроки используют биту и мяч. Проводится она на поле, имеющем форму вытянутого овала, в середине него - насыпанная земляная прямоугольная площадка (ее размеры: длина - 20 м, ширина - 3 м), по краям этой земельной площадки стоят калитки (wicket) - Перед началом игры возле калиток располагаются участники подающей команды с битами для ввода мяча. В матче принимают участие 11 спортсменов с каждой из сторон. Целью игры является набор рунов - очков (runs), (руны принято называть пробегами). Та команда, которая набирает больше пробежек, в итоге и становится победительницей. Матч может продолжаться от 1-го или нескольких иннингсов. В розыгрыше иннингса каждая команда-участница 1 раз подает мяч (подающий спортсмен, называется боулер от англ. - bowler) с целью уложить его в калитку, а команда соперника должна отбить мяч. Игрок, защищающий калитку называется бэтсмен (от англ. -batsman). Он, пользуясь битой, должен отбить мяч и не дать ему влететь в калитку.

При удачном парировании мяча задача бэстмена занять место у калитки соперника, а игрок команды соперника боулер (от англ. - bowler), наоборот, должен занять место у калитки своего оппонента. Такой маневр называется пробежкой и дает очко команде, которая подает, ее спортсмен должен возвратить мяч к своей калитке, пользуясь битой. Если в момент пробежки мяч забивается в калитку и кто-то из спортсменов остается за линией, он выбывает. На его место выходит уже другой участник подающей команды. Игрок этой команды выбывает из игры еще и в тех случаях, когда мяч отбивает битой защитник, а ловит мяч соперник до момента удара о землю мяча. Если все 10 участников подающей команды выбывают из игры, иннингс считается законченным.

Далеко не все люди знают про существование такой игры, как крикет. Еще меньшее количество людей знают правила игры в крикет.
Однако жители таких стран, как, например, Англия, Индия, Новая Зеландия и Австралия знают про крикет больше. Все потому, что там это достаточно распространенная игра. Если немного заглянуть в историю, можно найти там один любопытный факт. Так, в 1900 году соревнования по крикету даже прошли в рамках Олимпийских игр в Париже. И хотя сегодня его нет в списке олимпийских видов спорта, все же существует специальный Чемпионат мира по крикету, проходящий раз в четыре года.

Как выглядит игровая площадка для крикета?

Это овальной формы территория с травяным покрытием. Ровно посредине такой площадки проходит специальная земляная полоса, которая называется питч (pitch). Длина питча составляет 20,12 метров. На противоположных от питча сторонах находятся калитки (wicket). Такими калитками называют специальные конструкции из трех вкопанных в землю небольших столбиков. На этих столбиках положены две небольшие деревянные перекладины.

В каждой игре в крикет участвуют по две команды, каждая из которых состоит из одиннадцати игроков. Чтобы одержать победу в крикете, необходимо набрать больше очков, нежели твой соперник. Очки зарабатываются игроками нападающих команд во время перебежки между калитками.

Правила игры в крикет предусматривают всего 2 вида игроков: боулер (bowler) и бэтсмен (batsman). Рассмотрим каждого из них более подробно.

Кто такой боулер и кто такой бэтсмен?

Боулером считается тот игрок, который подает мяч. Он располагается у одной из калиток. Возле него и у противоположной калитки стоят бэтсмены. У каждого из них есть бита. Боулер должен попасть в площадь или же планки калитки. Задача бэтсмена состоит в том, чтобы отразить брошенный боулером мяч своей битой.
Если удар бэтсмена был успешным, а мяч отразился, то он должен бежать к противоположно калитке. В это время на место бьющего бежит стоящий напротив него игрок. Нужно коснуться любой своей частью тела или битой за калиткой, после чего можно бежать обратно. Больше пробежек - больше очков.
Несложно догадаться, что основной задачей защищающейся команды является как можно более скорое возвращение мяча к одной из калиток. Но лучший вариант - поймать мяч, который отбил бэтсмен. В этом случае игроки нападающей команды лишатся всех шансов на совершение большого числа перебежек, и, как следствие, очков.

В крикете игрок, исполняющий роль бэтсмена, считается очень важной фигурой. Дело в том, что он может зарабатывать очки, даже не занимаясь перебежками между калитками. Все, что нужно его команде, это правильно отбитый мяч. Если бэтсмен очень сильно ударит по мячу, в результате чего тот вылетит за пределы поля, не касаясь земли, его команда получит 6 очков. Если мяч после удара выкатится с поля, то уже речь пойдет о 4 очках.

Бэтсмен отражает удары до той поры, пока не будет выведен из игры. Правилами игры в крикет оговорены несколько условий для этого:

  • Защищающаяся команда поймала мяч на лету;
  • При подаче боулера мяч сбил калитку (бэтсмен не смог отразить удар);
  • Мяч попал в бэтсмена;
  • Калитку разрушили во время того, как бежит бэтсмен.

Боулер имеет шесть подач подряд. Потом его меняют. После смены подающего, мяч бросают с противоположной стороны питча.

Всего в одном матч по крикету 1 или два 2 так называемых иннинга. Каждый иннинг имеет определенное количество серий (overs). На один матч по крикету дается 5 дней.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!