Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Подвижная игра линейная эстафета развивает. Подвижные игры эстафеты для детей. Эстафеты с метанием

Бег командами (поезда)

Две равные команды выстраиваются в колонну по одному, обхватив руками впереди стоящего или взяв его за пояс. Колонны стоят параллельно одна другой на расстоянии 3—5 шагов. Перед колоннами проводят стартовую линию, а напротив соревнующихся команд на расстоянии 15—20 м ставят стойку или другой предмет.

По сигналу игроки в колоннах бегут вперед до стойки, огибают ее и возвращаются назад. Выигрывает команда, игроки которой пробежали всю дистанцию, не разъединившись, и раньше пересекли стартовую черту всей колонной.

Можно условиться, что игроки присоединяются друг к другу по очереди, т. е. сначала стойку огибает первый номер, затем к нему присоединяется второй и обегают вдвоем, затем — третий и т. д. Поскольку в этом варианте игра требует выносливости, при ее повторении игроки в колоннах располагаются в обратном порядке.

Для ребят младшего школьного возраста можно проводить оба варианта игры, условившись, что бегать будут, держась не за пояс друг друга, а за руки.

Вызов номеров

Игроки стоят перед стойками (флажками, булавами...), расположенными в 15—20 шагах, и рассчитываются по порядку номеров. Построение может быть в колоннах или шеренгами.

Ведущий игру громко называет номер, например «5». Пятые номера команд бегут вперед, обегают предмет и возвращаются на свои места. Кто первым пересечет финишную линию, которая проведена в четырех шагах перед колоннами (шеренгами), получает очко. Если играют 3 команды, первый в забеге получает 2 очка, второй — 1 очко.

Финишировавший последним не получает зачетных очков. Финишировавшим одновременно начисляют по очку.

Игроков вызывают в любом порядке, при этом паузы для подведения итогов после каждого вызова не делают. Новый вызов следует сразу после того, как последний игрок пересечет линию финиша. Игра прекращается после того, как каждый стартует по 1—2 раза.

Выигрывает команда, набравшая больше всего очков.

Если играют дети младшего возраста, то вместо номеров можно называть игроков зверушками: «львы», «тигры», «лисы», «зайцы» — или цветами. Тогда это будет не «Вызов номеров», а «Эстафета зверят» и др.

Эстафета приставными шагами

Эта эстафета проводится, как линейная. Передвижения осуществляются: а) приставными шагами правым боком; б) приставными шагами левым боком; в) приставными шагами спиной вперед.

Эстафета чехардой

Игроки строятся в колонны, в 10 шагах перед каждой из них чертится квадрат со сторонами один метр или такого же диаметра круг. В них встают первые игроки каждой команды. Они упираются руками на одну ногу, наклоняются вперед и прячут голову.

По сигналу игроки, стоящие впереди колонны, бегут вперед, прыгают, отталкиваясь руками о спины (чехардой) игроков в квадратах, и становятся на их места. Игроки, через которых прыгали, бегут обратно к своим колоннам, касаются ладонью следующих игроков, после чего становятся позади своих команд.

Игроки, получившие эстафету (в данном случае прикосновение), бегут вперед, так же перепрыгивают чехардой через стоящих в квадрате и занимают их место, а те возвращаются в колонну и т. д.

Эстафета заканчивается, когда игрок, первоначально стоявший в квадрате, совершит прыжок (оставаясь затем в квадрате), а тот, кто перепрыгнул (последний в колонне), пересечет линию старта.

Рак пятится назад

Команды строятся в колонны по одному. Перед каждой командой в 10—15 м ставят по флажку. По сигналу первые игроки поворачиваются кругом и идут к флажкам спиной вперед, обходят их справа и точно так же — спиной вперед — возвращаются на место. Как только они перейдут линию старта, отправляются в путь вторые, затем третьи игроки и т. д. Выигрывает команда, закончившая соревнование первой.

Во время движения оглядываться не разрешается.

Навстречу друг другу

Для игры требуется не менее 16 человек. В этом случае создаются 2 команды по 8 человек, каждая из которых делится пополам. Игроки выстраиваются друг против друга. Участнику игры, возглавляющему свою команду на одной стороне площадки, дается по эстафетной палочке (теннисному мячу, пластмассовой булаве, городку). По команде «Марш!» он начинает бег.

Бегуны, подбежав к головным игрокам противостоящих колонн, передают им эстафету и встают сзади. Получивший эстафету бежит вперед и передает ее следующему игроку, стоящему напротив и т. д. Эстафета заканчивается, когда колонны, составляющие команду, поменяются местами на площадке. Выигрывают те, кто закончил перебежки раньше.

Часто проводят игру с двойными перебежками, т. е игра не останавливается, когда ребята поменяются местами на площадке. В этом случае игрок, оказавшийся первым на противоположной половине, после передачи ему эстафеты снова бежит вперед. Передав эстафету, он встает в конец колонны, а когда окажется снова впереди и ему принесут эстафету, игра заканчивается. Игрок дает знать об этом, поднимая вверх руку с эстафетной палочкой.

Если в команде нечетное количество игроков, например 9, то в одной колонне будет 4 игрока, а в другой — 5. В этом случае бег начинают с той стороны, где количество участников в команде на 1 больше. Если сделать наоборот, то один из игроков останется без перебежки.

Игру можно проводить с мячами, например баскетбольными. Тогда участники продвигаются вперед, ведя мяч ударами о землю.

В упрощенной эстафете с мячами игроки в колоннах не перебегают на противоположную сторону, а, сделав передачу мяча по воздуху игроку, стоящему напротив, отбегают назад и встают в конец своей колонны. В таком варианте игра заканчивается, когда начинавший броски игрок снова окажется впереди, получит мяч и поднимет его вверх. Передачи мяча можно также делать ударами мяча о землю или перекатывать его на противоположную сторону по земле.

Круговая эстафета

Все играющие делятся на 3—5 команд и встают лучами от центра круга (наподобие спиц колеса), повернувшись левым или правым боком к центру. Каждый луч — шеренга является командой. Игроки, стоящие крайними от центра круга, держат в правой руке эстафетную палочку (городок, теннисный мяч).

По общему сигналу крайние игроки с эстафетой бегут по кругу с внешней стороны мимо остальных «спиц» к своей команде и передают палочку ожидающему с края игроку, а затем бегут на другой конец своей шеренги (ближе к центру) и становятся там.

Получивший эстафету также обегает круг и передает ее третьему номеру и т. д. Когда начинавший игру окажется с края, ему принесут предмет, он поднимает его вверх, возвещая об окончании игры его командой.

Правила запрещают во время игры касаться стоящих в «спицах» игроков, мешать тем, кто совершает перебежки. Упавшую палочку поднимают и продолжают бег. За нарушение правил начисляются штрафные очки.

Эстафету по кругу так же, как и встречную, можно проводить с ведением баскетбольного мяча. Можно менять направление движения, т. е., повторяя игру, давать задание участникам бежать по кругу в другую сторону.

Эстафета с поворотами

За общей линией старта выстраиваются две- три команды, игроки которых стоят в колонне по одному. В 12—18 метрах от линии напротив каждой колонны — набивной мяч (городок, флажок).

По сигналу направляющие каждой команды бегут к своему мячу, обегают вокруг него (слева направо) 2 раза и возвращаются обратно. Миновав стартовую черту, игрок обегает свою колонну и, оказавшись возле игрока, стоящего впереди, касается его рукой. Это сигнал к бегу очередного участника, который выполняет то же, что и предыдущий. Закончивший перебежку встает в конец своей колонны.

Победа, как правило, достается более быстрым игрокам. Следует учитывать, что в командах должно быть по возможности равное число мальчиков и девочек.

Эстафета с преодолением препятствий

Проводится так же, как линейная эстафета. Во время эстафеты играющие преодолевают препятствия: перепрыгивают через мячи, полоски шириной 80—100 см и т. п.

Посадка картошки

Команды выстраиваются перед стартовой линией. На расстоянии 10—20 шагов (зависит от размеров игровой площадки и возраста игроков) чертят перед колоннами 4—6 кружков в полутора шагах один от другого. Стоящим впереди дают по мешочку, наполненному картофелем (по количеству кружков).

По сигналу игроки с мешочками, продвигаясь вперед, кладут по одной картофелине в каждый кружок. Затем возвращаются обратно и передают пустые емкости очередным игрокам. Те бегут вперед собирать посаженную картошку и, наполнив мешочки, возвращаются к третьему номеру команды, который снова бежит вперед «сажать картошку». После пробежки игрок встает в конец своей колонны. Закончить раскладку и сбор картошки обязаны все игроки команды. При этом упавшую картошку они должны поднять, положить в мешок и только после этого продолжать движение.

Команда, сумевшая быстрее других закончить посадку и сбор картофеля, считается победительницей.

Вместо кружков можно положить перед командами небольшие пластмассовые обручи, картофелины заменить теннисными мячами. Если нет мешочков, можно взять сумки, детские корзинки, ведра.

Ходьба и бег с картоном на голове

Построение такое же, как в линейной эстафете, только играющие передвигаются с картоном на голове, сохраняя равновесие. Если во время ходьбы или бега картой упадет, то игрок должен остановиться, поднять его, положить на голову и продолжать движение. Картон нельзя придерживать руками.

Ходьба по начерченной линии

Построение такое же, как в линейной эстафете, только играющие передвигаются по начерченной линии (доске или гимнастической скамейке) с поднятыми вверх или согнутыми за головой руками, сохраняя положение равновесия и правильную осанку.

Бег по кочкам

Перед каждой командой от линии старта до линии финиша на расстоянии 1 — 1,5 м друг от друга чертят кружки диаметром 30— 40 см (по прямой или извилистой линии). По сигналу руководителя первые номера, перепрыгивая из кружка в кружок, добегают до конечной черты, после чего по кратчайшему пути возвращаются обратно и передают эстафетные палочки следующим игрокам. Вручив эстафетную палочку очередному номеру, каждый игрок становится в конец колонны.

Выигрывает команда, раньше закончившая игру.

Посадка овощей

Две-три команды выстраиваются в колонны по одному. Перед командами на противоположном конце площадки чертят по 5 кружков. Первым игрокам вручают по мешочку с овощами (чеснок, лук, свекла, морковь, картофель) или с предметами, их условно изображающими. По сигналу дети бегут, раскладывают все овощи в свои кружки и пустой мешочек передают вторым номерам. Вторые номера бегут, собирают овощи и мешочек с овощами передают третьим и т. д. Побеждает команда, раньше завершившая игру.

Эстафета с шайбой

Участники команд выстраиваются в колонны по одному. Перед каждой командой в 10—12 м ставят по флажку (или по стулу). Первые номера в командах получают по клюшке и шайбе. По сигналу они должны, подбивая шайбу клюшкой, обвести ее вокруг флажка и вернуть обратно к линии старта. Затем клюшка передается второму игроку, который, в свою очередь, обводит шайбу вокруг флажка и т. д. Побеждает команда, первая завершившая игру.

При повторении игры можно поставить задачу вести не одну, а две шайбы одновременно и обе вернуть к линии старта.

Прыжок за прыжком

Игроки в колоннах разделяются на пары, каждая имеет одну короткую скакалку. Команды встают в 3—4 шагах друг от друга, расстояние в них между игроками 1 шаг. Пара игроков держит скакалку за ручки, натянув ее в 50—60 см от пола.

По сигналу первые пары кладут скакалку на землю и оба игрока бегут (один налево, другой направо) в конец своей колонны, а затем последовательно перепрыгивают через скакалки всех впередистоящих пар. Добежав до своих мест, оба игрока останавливаются и снова берут свою скакалку за концы.

Как только первая скакалка поднята с земли, вторая пара кладет свою скакалку на землю, прыгает через скакалку первой пары, бежит мимо колонны в ее конец и перепрыгивает через скакалки до своего места. Затем в игру вступает третья пара и т. д. Эстафета продолжается до тех пор, пока все игроки в командах не закончат прыжки.

Побеждает команда, игроки которой закончили прыжки первыми и без нарушения правил.

Эстафета со скакалкой

Проводится, как линейная эстафета: играющие передвигаются, вращая скакалку. Может проводиться в парах. Играющие передвигаются, держась за руки, а свободными руками вращают скакалку.

Прыжки через палку

Игроки становятся шеренгой или колоннами на расстоянии шага друг от друга. Расстояние между колоннами (командами) 4—5 шагов. В 10—12 м перед командами ставят флажки. Первые номера держат в руках гимнастическую палку длиной 90—100 см. По команде «Внимание, марш!» игрок с палкой устремляется вперед, огибает флажок и, возвращаясь к своей колонне, протягивает один из концов палки второму номеру (обычно в правую руку). Затем оба игрока, опустив палку, проносят ее в конец колонны под ногами всех играющих. Те внимательно следят за продвижением палки и подпрыгивают, когда нужно пропустить палку.

Первый номер остается в конце колонны, а второй игрок бежит с палкой к флажку, огибает его и, вернувшись обратно, так же проносит палку (вместе с третьим номером) под ногами всех игроков и т. д.

Игра заканчивается, когда все участники команды выполнят упражнение и палка снова будет в руках у капитана команды.

Если игрок не перепрыгнул, а перешагнул через палку или при проносе палки игроки отпустили один конец или уронили ее, за каждое такое нарушение начисляется штрафное очко.

Выигрывает команда, закончившая эстафету первой и допустившая меньше нарушений.

Не урони палку

Проводится, как линейная эстафета. Игроки бегут по дистанции, неся на ладони вертикально стоящую палку.

Бег в обруче

Игроки выстраиваются парами. У первой пары в руках гимнастический обруч, а перед командами — предмет (набивной мяч, флажок, городок), который надо обежать. По сигналу два первых игрока в командах продвигаются вперед внутри обруча, держа его двумя руками. Обежав предмет, первая пара вручает обруч следующей паре, а сама встает в конец колонны.

Эстафета заканчивается, когда упражнение выполнили все игроки и обруч снова оказался у первой пары.

Если желающих играть много, можно устроить бег в обручах тройками, при этом последовательность смены троек остается такой же.

Эстафеты с обручем

а) Проводится, как линейная эстафета. Играющие преодолевают дистанцию, прыгая через обруч, вращающийся, как скакалка;

б) играющие вдвоем или втроем надевают обруч и бегут эстафету;

в) играющие бегут по дистанции и катят перед собой обруч. В случае падения обруча его надо поднять и с того же места продолжать эстафету.

Пролезь через обруч бегом

Эстафета проводится в парах. Первую половину дистанции до поворота один игрок бежит и катит впереди обруч, другой должен на ходу проскочить сквозь него условленное число раз (3—4). Добежав до отметки, они меняются ролями.

Эстафета с бегом

Дети строятся в две команды за линией старта, Напротив каждой команды лежит обруч. До начала эстафеты выбирается капитан команды. По сигналу игрок должен добежать до обруча, встать в середину обруча и перекинуть его через себя, потом вернуться в команду, передать эстафету другому.

По окончании эстафеты капитан команды должен об этом доложить руководителю, подняв руки.

Эстафета с обручами

Для игры нужны обручи и эстафетные палочки по числу команд. В 20—15 шагах от линии старта перед каждой командой ставится флажок. На середине дистанции кладется по обручу. Первые номера в командах получают эстафетные палочки.

По сигналу руководителя первые номера добегают до лежащих на земле обручей и, не выпуская палочек, поднимают обручи, пролезают сквозь них, кладут их на место (оно должно быть обозначено) и бегут дальше до флажков. Обогнув флажки, они возвращаются, вновь пролезают сквозь обруч и вручают эстафетные палочки вторым номерам, а сами становятся в конец своей колонны. Вторые номера проделывают то же самое и передают эстафетные палочки третьим и т. д. Выигрывает та команда, которая раньше закончит игру.

Бег пингвинов

Команды выстраиваются в колонны перед стартовой линией. Игроки, стоящие первыми, зажимают между ногами волейбольный или набивной мяч. В таком положении они должны достигнуть стоящего в 10—12 шагах от них флажка и вернуться назад, передав мяч руками второму номеру своей команды.

Если мяч упал на землю, нужно снова зажать его ногами и продолжить игру. Закончившие пробежку встают в конец колоны.

Выигрывает команда, сумевшая быстрее и без ошибок закончить эстафету.

С мячом и без мяча

Построившись в колонны, ребята могут выполнять следующие задания.

1. Участники переносят и передают затем очередному игроку три волейбольных мяча. Если по ходу переноски один или два мяча упали, их нужно поднять и продолжать эстафету.

2. Участники линейной или встречной эстафеты ведут (10—12 м) одновременно два мяча (левой и правой рукой).

3. Игроки поочередно бегут с мячом 8—12 метров до черты, от которой выполняют пять передач о стенку, затем возвращаются к своей команде. Следующий игрок повторяет упражнение.

4. В командах играющие стоят в трех шагах друг от друга (в кружках, которые очерчивают сами). Направляющий поочередно обходит змейкой всех игроков, а обратно к своему месту по прямой ведет мяч ударами о землю, передавая его затем второму номеру. Все смещаются на один кружок вперед, а прибежавший занимает последний освободившийся кружок.

5. Во время встречной эстафеты игроки, стоящие напротив, ведут, продвигаясь вперед, мячи. Дойдя до середины в зоне шириной 2 м, они меняются мячами и продолжают вести до черты, где стоят очередные игроки,

6. Играющие ведут мяч, двигаясь спиной вперед, к флажку, а затем обратно. На линии начала эстафеты очередной игрок принимает мяч, поворачивается и так ведет его спиной вперед.

7. Игроки (мальчики) садятся на баскетбольный мяч и продвигаются вперед, подпрыгивая на мяче. Мяч держат двумя руками сбоку.

8. Участники эстафеты ведут футбольный мяч ногой, огибая стоящих игроков или флажки (булавы). Как вариант, участники эстафеты поочередно гимнастической палкой (или клюшкой) перекатывают (ведут) малый мяч до поворотного флажка и обратно.

9. Игроки в парах стоят плотно друг к другу. У одного из них в руках короткая скакалка. В ходе эстафеты игроки продвигаются вперед бегом, перепрыгивая через вращающуюся скакалку. В другой эстафете игрок складывает скакалку вдвое и бежит, вращая ее под ногами горизонтально. Можно, продвигаясь, вращать обруч и перепрыгивать через него, как через скакалку.

10. Участники игры продвигаются вперед с ракеткой в руке, на которой лежит мяч для тенниса (большого или настольного). В ходе перебежки в обе стороны стараются не уронить мяч на землю.

11. Игроки продвигаются вперед, держа на ладони гимнастическую палку, стараясь, чтобы она не упала; игроки бегут вперед, подбивая рукой надутый воздушный шарик, не давая

ему опуститься на землю; игроки бегут с одной или двумя кружками воды, стараясь не расплескать.

12. Первые игроки в колоннах переносят вторых от линии старта до противоположной линии (10—12 м) и остаются там, а вторые бегут обратно и переносят третьих и т. д. Переноска вдвоем одного — в этом варианте первый остается за линией, а двое бегут за очередным игроком, затем остается второй и т. д.

Эстафета с доставанием подвешенного мяча

Построение такое же, как в линейной эстафете, только играющие бегут к подвешенному мячу, в прыжке касаются его правой рукой, бегут дальше, обегают стойку с правой стороны и на обратном пути касаются мяча левой рукой.

Эстафета с мячами

Для игры нужны волейбольные мячи по числу команд. В 6—7 шагах от линии старта перед каждой командой ставится стул. Первые номера, получив по мячу, бегут к своим стульям, становятся за ними и с этого места бросают мячи вторым номерам, после чего возвращаются и встают в конец своей колонны. Вторые и последующие номера, поймав мяч, проделывают то же самое. Если очередной игрок мяч не поймал, он должен побежать за ним, вернуться на свое место и лишь после этого продолжать игру. Выигрывает команда, у которой мяч, обойдя всех игроков, раньше вернется к первому номеру.

Играющие могут бросать мяч стоя, -или сидя на стуле, или лежа, смотря по тому, как условились.

Эстафета с ведением мяча

Проводится, как и линейная эстафета. Мяч ведется: а) правой рукой; б) левой рукой.

Эстафета с бросками мяча таете ведения

Играющие каждой команды после ведения мяча бросают его в корзину, затем передают мяч в свою колонну (с помощью ведения или передачи). Игрок, не попавший мячом в корзину, приносит своей команде штрафное очко. Побеждает команда, набравшая меньшее число штрафных очков.

Летние игры - эстафеты

Игры-эстафеты, сохраняя все достоинства командных игр, наиболее просты и увлекательны. Правила игры объясняются за несколько минут до ее начала. Соревновательная составляющая таких игр более выражена, чем в командных, время проведения их очень невелико, поэтому игры-эстафеты зрелищны и привлекательны для детей.

Эстафета с обеганием стоек

Для игры понадобятся стойки, эстафетные палочки, мел или заостренная палочка. Игра проводится на любой ровной площадке достаточных размеров. Все участники игры делятся на 2 команды, строятся в колонны по одному и занимают место за стартовой линией, которую предварительно очерчивают. На некотором расстоянии от линии старта устанавливают стойки, по одной напротив каждой команды. Первым игрокам в колоннах дают эстафетные палочки. По сигналу ведущего игроки с палочками бегут к стойкам, огибают их и возвращаются к своим командам, передают палочки следующим игрокам, а сами встают каждый в конец колонны своей команды, вся колонна сдвигается. Вторые игроки обегают стойки, передают палочки и т. д. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.

Пять линий

Для этой игры необходимо начертить на площадке линию старта, через 10 м от нее — первую линию, параллельную линии старта, через 2 м — вторую, еще через 2 м — третью и т. д. Всего пять линий. Все участники эстафеты делятся на две команды по 5 человек в каждой, строятся в колонну по одному за линией старта, первые участники принимают позу низкого старта. По сигналу ведущего первые игроки добегают до первой линии, поворачивают назад и, добежав до стартовой линии, касаются рукой следующего игрока, а сами встают в конец колонны. Вторые номера добегают до второй линии, третьи — до третьей и т. д. После пятого участника на старте оказываются снова первые номера, которые бегут теперь до пятой линии, вторые — до четвертой и т. д. Заканчивают эстафету пятые номера, которые добегают до первой линии и возвращаются. Выигрывает команда, затратившая времени меньше всех.

Встречная эстафета

Для игры понадобятся эстафетные палочки. Играющие делятся на две команды, каждая команда делиться еще на две. Половинки команд расходятся в разные концы площадки и выстраиваются в колонны по одному лицом друг к другу, за очерченными стартовыми линиями. Первым игрокам одной из половинок команд дается по эстафетной палочке. Если в половинках неравное количество игроков, то палочка дается первому игроку той половинки команды, где участников больше. По сигналу ведущего игроки с палочками бегут через площадку ко вторым половинкам своих команд и передают эстафету игрокам, стоящим первыми, а сами встают в конец колонны, не перебегая больше площадку, вся колонна сдвигается. Следующие игроки с палочками перебегают площадку и т. д. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.

Колесо

Для игры потребуются эстафетные палочки (по числу команд), мел. Участники игры делятся на несколько команд (от трех до шести), которые выстраиваются в колоннах по одному, спиной в круг, как спицы в колесе. Игроки с эстафетными палочками, стоящие первыми, очерчивают место, где стоят. По сигналу они начинают бег по кругу вправо (влево). Добежав до своей колонны, они передают палочку следующему игроку, который выдвигается на место старта. Второй передает третьему и т. д.

Выигрывает команда, которая закончит эстафету первой.

Веселый поезд

Для игры понадобятся стойки (по числу команд, участвующих в эстафете). На площадке отмечается линия старта и на некотором расстоянии от нее устанавливаются стойки.

Количество игроков в каждой команде — от 4 до 8. Первые игроки обегают стойки, возвращаются на линию старта, где к ним присоединяются вторые игроки. Положив руки на плечи первым, они вместе бегут к стойкам, обегают их и возвращаются на стартовую линию. Там присоединяются к первым двум третьи, они вместе обегают стойки и т. д. В конце эстафеты получается длинный «поезд».

Если игроки расцепятся, все они должны вернуться на место, где расцепились, сцепиться и продолжить бег. Побеждает команда, чей поезд, составленный из всех игроков, вернется на стартовую линию первым.

Подвижные игры и эстафеты для развития быстроты

«Бег за мячом»

(рис. 1). Как показано на рисунке, в зале в 5 м от стены белой тесь-мой выложена дуга, которая является стартовой линией. Позади нее слева и справа от центра зала размещаются две команды по 5—6 игроков в каждой. Игроки, выделенные для участия в бе-ге, становятся позади дуги, выдерживая интервал 1,5—2 м. Под баскетбольными щитами распола-гаются два ученика — А-1 и А-2, мяч в руках А-1. По сигналу учителя А-1 передает мяч А-2, катя его по полу. Игроки обеих команд бегут за мячом, стараясь первыми коснуться его и принести своей команде очко. Выигрывает команда, набравшая в ходе игры наибольшее число очков.

«Зайцы и кролики»

(рис. 2). Класс делится на две команды — «зайцев» и «кроликов», кото-рые строятся через одного (вперемежку) в ко-лонну по продольной оси зала лицом к учите-лю, ведущему игру. Слева и справа от команд на линиях А и В разложены различные пред-меты (кубики, мячи, кегли), которых по количе-ству вдвое меньше, чем участников игры. По заранее обусловленному сигналу участники обеих команд бегут к соответствующей линии и стараются первыми овладеть расположенными там предметами и принести команде 1 очко за каждый предмет. Побеждает команда, набрав-шая большее число очков.

«Бег преследованием»

(рис. 3). В игре участвуют две команды, которые выстраиваются каждая на своей линии старта А и В, находя-щихся на расстоянии 3—4 м одна от другой. Линия финиша С находится на расстоянии 9—11 м от линии- В. По сигналу учителя «Внимание!» игроки, находящиеся на линиях А и В, прини-мают одинаковое исходное положение — упор присев, упор лежа, сидя, высокий старт и т. п. По сигналу «Марш!» обе команды одновременно начинают бег, причем каждый из бегунов коман-ды А старается догнать бегущего впереди сопер-ника и осалить его до того, как он пересечет финишную линию С. За каждого осаленного иг-рока команда преследователей получает 1 очко. При проведении следующего забега команды меняются ролями.

«Встречный бег»

(рис. 4). Две команды, при-нимающие участие в этой игре, строятся в ко-лонны, занимая места за линиями старта А и В. Линия финиша С находится на расстоянии 9 м от линий А и В. По сигналу первые номера команд одновременно принимают старт и бегут к финишной линии С. Бегун, финишировавший > первым, приносит своей команде 1 очко. После подсчета очков, полученных каждой командой, определяется команда-победительница.

«Скоростная эстафета»

(рис. 5). В эстафете участвуют три команды, построившиеся в ко-лонны по одному на линии старта С. По сигналу педагога первые номера бегут с максимальной скоростью к противоположной стене зала. Обог-нув первую стойку, они возвращаются назад и, обогнув вторую стойку, передают эстафету следующим участникам, а сами встают в конец своих команд. Вариант: девочки бегут по одному разу, мальчики — по два раза подряд.

Игры-эстафеты являются важным средством развития ловкости, в них могут сочетаться самые разнообразные двигательные задания, развивающие ловкость: пробежать, перелезть, удержать равновесие, перенести груз; проползти, присесть и взять мяч, провести его, попасть в цель, вернуться прыжками на двух ногах на исходную позицию к стартовой черте и т.д. В играх-эстафетах команды детей состязаются между собой в преодолении различных препятствий, в быстром рациональном решении двигательных задач. При проведении игры-эстафеты решается ряд задач – закрепление и совершенствование навыков основных движений, развитие у играющих ориентировки в пространстве, физических качеств быстроты и ловкости, смелости, решительности, организованности и дисциплинированности, внимания, выдержки, выносливости, точности, координации движении. Игры-эстафеты для развития ловкости должны быть разнообразными, охватывающими различные группы мышц и нацеленными на совершенствование регуляторной деятельности центральной нервной системы. Совершенствование ловкости, которая связана с быстрым овладением новыми движениями, осуществляется в упражнениях, выполняемых в играх-эстафетах. Совершенствование ловкости должно быть непрерывным, по мере усвоения одного задания необходимо переходить к следующему, более сложному по содержанию. Лучший путь развития ловкости у детей младшего школьного возраста, когда у них уже есть необходимый запас двигательных навыков, - это применение игр и игровых заданий, где движения выполняются в сложных часто меняющихся условиях. Этому требованию и отвечают игры (приложение №1) эстафеты. (приложение №2)

Эстафеты бывают:

Линейные – соревнующие стоят в параллельных колонах;

Встречные – команды делятся пополам, и ее половины становятся в колонны друг против друга;

Круговые – команды становятся по кругу.

Планируя эстафету надо руководствоваться следующими правилами: включать в ее содержание движения хорошо знакомые детям; помнить, что от количества, сложности заданий, расстояния между местами их выполнения, подготовленности детей избранной оценки результата эстафеты зависит величина и характер физической нагрузки. Не обязательно побеждает команда, которая первая закончила эстафету. При определении победителя применяют объективную и не сложную очковую систему. Результаты каждой команды, участвующих в эстафете, оцениваются воспитателем либо по качеству, организованности и согласованности действий детей, либо по времени затраченному на выполнение задания. Организация и методика игр-эстафет должны быть направлены на воспитание взаимоотношений между детьми и их нравственно-волевого поведения. Следует предоставить детям задания без ограничения срока. Необходим тщательный подбор команд. Всего команд должно быть 3-4, в каждой команде не более 4-5 детей примерно равных по силам. Выполнение правил обязательно для всех участников. Нарушение правил должно фиксироваться и учитываться при подведении итогов. Преодоление несложной полосы препятствий служит совершенствованию навыков и умений детей, комплексному развитию двигательных качеств. Особенно ценно, что ребенок получает возможность использовать свои умения в новых нестандартных условиях, действовать в соответствии со своей подготовленностью, своеобразно своим силам, проявлять определенные волевые усилия. Руководителю эстафет нужны помощники, которые наблюдают за выполнением правил, замечают ошибки, ведут подсчет очков, поправляют по необходимости нарушенные препятствия. Содержание игр-эстафет зависит от возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся; размеров зала, площади, времени года, наличия необходимого физкультурного оборудования. И в зависимости от всего выше перечисленного можно подбирать разные сочетания двигательных заданий для дорожки препятствий. Наиболее приемлемое их количество 3-5.

Заключение.

Цель изучение методов литературы по проблеме развития ловкости у детей младшего школьного возраста показало, что для развития ловкости необходимо целенаправленно добиваться активизации умственной деятельности в процессе физических упражнений. Эффективность формирования двигательных навыков зависит от правильного подбора методов и приемов, средств и принципов обучения. Изучение особенностей развития ловкости у детей младшего школьного возраста показало, что этот возраст является сенситивным для развития ряда физических качеств: ловкости, координационных способностей, что позволяет при рациональной методике обучения легко овладевать разнообразными двигательными навыками. Изучение средств развития ловкости у детей младшего школьного возраста показало, что средством развития ловкости у детей младшего возраста являются физические упражнения, а также важным средством являются подвижные игры, игры-эстафеты. Что при соблюдении требований методики и учете физического развития детей, при осуществлении индивидуального подхода подвижные игры, игры-эстафеты могут быть средством развития ловкости. Совершенствование ловкости должно быть непрерывным, по мере усвоения одного задания необходимо переходить к следующему, более сложному по содержанию. Теоретическая значимость изучения заключается в том, что были проанализированы и систематизированы в теоретической части работы психолого-педагогические аспекты, касающиеся особенностей процесса развития ловкости у детей младшего школьного возраста.

Практическая значимость изучения состоит в том, что нами составлены подвижные игры и игры-эстафеты, которые могут использовать педагоги образовательных учреждений в процессе организации работы с детьми на уроках для решения задач развития ловкости. Также работой могут пользоваться студенты в ходе педагогической практики и родители при организации подвижных игр, игр-эстафет.

Список литературы.

1.Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость [Текст] / Е.Н. Вавилова. – М.: Просвещение, 1981. – 98с.

2.Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать [Текст] / Е.Н. Вавилова. - М.: Просвещение, 1983. – 83с.

3.Гуревич И.А. 300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию: практическое пособие [Текст] / И.А. Гуревич. - Мн.: Высшая школа, 1994 – 319с.
4.Детские народные подвижные игры [Текст] / Под ред. Кенеман А.В., Т. И. Осокина. – М.: Просвещение, 1995. – 224с.

5.Змановский Ю.Ф. Воспитываем детей здоровыми [Текст] / Ю.Ф. Змановский. - М.: Медицина, 1989. – 128с.

6.Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры [Текст] / М.Ф. Литвинова. - М.: Просвещение, 1986. – 175с.

7.Мамаев А.П. Методика физического воспитания с основами теорий [Текст] / А.П. Мамаев, С.Т. Мельников. - М.: Просвещение, 1991–320с.
8.Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка [Текст] / М.Д. Маханева. - М.: Аркти, 2000. – 107с.

9. Развитие движений ребенка – дошкольника [Текст] / Под ред. М. И. Фонарева. – М.:Просвещение,1975.–133с.
10. Решетников Н. В. Физическая культура [Текст] / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын. - М.: Академия, 1998. – 157с.

11. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка Э.Я. Степаненкова. - М.: Академия, 2001. - 368с.

12. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет В.Л. Страковская. - М.: Новая школа, 1994. – 288с.
13. Теория и методика физического воспитания [Текст] / Под ред. Б. А. Ашмарина. –М.:Просвещение,1990.–308с.
14.Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2000. – 480с.

15.Шишкина В. А. Движение + движения [Текст] / В.А. Шишкина. - М.: Просвещение,1992.–96с.

Приложение №1

Увернись от мяча

Все играющие распределяются на три команды. Площадка (зал) делится по длине на три равные части. В каждой из частей произвольно располагаются игроки одной команды. У одного из игроков команды, занимающей среднюю площадку, мяч.По сигналу учителя игроки средней команды бросают мяч в игроков крайних команд, стремясь осалить больше противников. Игроки крайних команд, получая мяч, стараются осалить как можно больше игроков из средней команды. Попадания подсчитываются. Команды дважды меняются местами (по истечении 3-4 минут). Таким образом, каждая команда побывает на всех трех площадках. Подсчитываются общий итог. Выигрывает команда, имеющая больше попаданий.

Ловкие ребята

Играющие, взявшись за руки, образуют круг. В центре круга водящий. По сигналу учителя дети говорят:

Мы - веселые ребята, Любим бегать и играть, ну попробуй нас догнать! Раз, два, три - лови!

После слова «лови» дети бегут к границам площадки, водящий ловит. Пойманный становится водящим. Варианты: дети разбегаются по площадке; пойманный помогает водящему; пойманные подсчитываются; пойманные становятся на один шаг назад; играющие во время произношения слов передвигаются по кругу вправо или влево.

Салки (догонялки)

Играющие свободно располагаются на площадке (в зале). Один из участников - водящий. По сигналу водящий стирается догнать перебегающих и запятнать. Пойманным становится водящим. Он останавливается, поднимает руку я громко говорит: «Я салка (догонялка)!», после чего игра продолжается. Варианты: при большом количестве играющих выделяется несколько водящих (два-три); игрока, который присел, нельзя салить («Салки с приседанием»); игрок, спасаясь от водящего, берет кого-либо за руку - его пятнать нельзя («Салка, дай руку»); играющие прыгают на одной ноге («Салки с прыжками на одной ноге»).

Пустое место

Играющие образуют круг. Водящий идет по кругу (с внешней стороны) и дотрагивается до одного из игроков, после чего бежит в любую сторону по кругу. Игрок, до которого дотронулся водящий, бежит в противоположную сторону. Каждый из них старается прибежать к образовавшемуся пустому месту. Кто прибежит раньше, становится в круг, опоздавший водит. Вариант: игроки прыгают на двух ногах или на одной ноге.

Лабиринт

Все играющие, кроме двух, выстраиваются рядами по пять-шесть человек на расстоянии вытянутых рук как по линии, так и в глубину. Держась за руки, участники образуют улицы. На одной из улиц находится убегающий, на другой- догоняющий. По сигналу учителя догоняющий старается осалить убегающего. Оба имеют право бегать только по улицам. Во время игры подаются условные сигналы (например, поворот), по которым игроки опускают руки, поворачиваются направо (налево), образуя новые улицы, и игра продолжается. Когда догоняющий осалил убегающего, они меняются ролями. Вариант: когда догоняющий осалил убегающего, выделяется новая пара.

Подвижная цель

Все играющие стоят за линией круга. В центре круга водящий. У одного из игроков мяч. Стоящие за линией круга бросают мячом в водящего, стараясь попасть в него, или передают мяч товарищу, чтобы тот выполнил бросок. Водящий бегает, увертывается. Игрок, не попавший мячом в водящего, становится на его место. Варианты: водящих двое; игрок, попавший мячом в водящего, становится на его место.

Зайцы в огороде

На площадке (зале) обозначаются два концентрических круга, один большой (диаметр - 8-12 м) - огород, другой малы;! (2-4 м) -домик сторожа, в нем водящий. «Зайцы» находятся за большим кругом. По сигналу учителя зайцы прыгают в круг, по кругу, выпрыгивают из него. «Сторож» бегает по огороду н старается поймать зайцев; пойманных отводит в домик. Когда будут пойманы три-четыре зайца, выделяется новый водящий.

Белые медведи

На площадке (в зале) обозначается льдина. На ней два «медведя». Остальные играющие-«медвежата». По сигналу учителя медведи, держась за руки, начинают ловить медвежат. Пойманным считается тот, кого удалось охватить свободными руками. Задержанного медвежонка отводят па льдину. Когда на льдине будут два медвежонка, они также берутся за руки и начинают ловить и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока будут пойманы асе медвежата. При повторении игры водящим назначается тот, кого дольше всех не могли поймать. Он же выбирает себе и второго медведя.

Заяц без дома

Играющие, кроме двух, становятся парами по кругу (лицом друг к другу), взявшись за руки. Один из игроков-«заяц», другой-«волк». Заяц, спасаясь от преследования, становится в середину пары. Тот, к кому заяц встал спиной, становится бездомным. Если догоняющий запятнал убегающего, они меняются ролями. Вариант: пары становятся не по кругу, а произвольно на площадке, водящие бегают между порами.

День и ночь

Две команды стоят на середине площадки спиной друг к другу на расстоянии 1,5-2 м. Одна команда -«день», другая-«ночь». У каждой команды на своей стороне площадки дом.

Учитель неожиданно говорит: «День» (или «Ночь»). Команда «день» быстро убегает в свой дом, а, команда «ночь» догоняет. Затем все становятся на прежние места и учитель или помощники подсчитывают пойманных. Игра повторяется, команды убегают и догоняют не по очереди, а по вызову учителя, всегда неожиданно. Выигрывает команда, которая больше поймает противников. Варианты: команды называются «вороны» и «воробьи»; играющие стоят не спиной друг к другу, а боком, лицом; неходкое положение играющих - сидя.

Второй лишний

Все играющие стоят по кругу, лицом к центру. За кругом двое водящих: один убегает, другой догоняет. Убегающий становится впереди одного из игроков, стоящих по кругу. Тот, кто оказался стоящим сзади, убегает. Если догоняющий запятнал убегающего, то они меняются ролями.

Приложение №2

Эстафета с переноской предметов

Две команды стоят на длинных сторонах площадки, в шеренгах лицом одна к другой. У концов каждой команды обозначены круги (квадраты), в которых лежат набивные мячи. На расстоянии 10-15 м по прямой обозначены еще круги (квадраты), в которых стоят городки (кегли, булавы). Перед первыми кругами, в 2-3 м от них, стартовая линия, на которой становятся два игрока, по одному от команды. По сигналу учителя игроки берут мячи и бегут к другим кругам. Там кладут мячи, берут городки, возвращаются, ставят городки в первые круги, после чего встают на свое место. В то время, когда первые игроки бегут с мячом, вторые занимают место на стартовой линии и, когда первые закончат перебежку, начинают бежать, но они относят городки, а приносят мячи. Так продолжается, пока все игроки каждой команды закончат перебежки. Выигрывает команда, закончившая перебежки первой. Варианты: на пути перебежек преодолеваются препятствия (подлезать под веревочку, пролезать через обруч, перепрыгнуть «ров» и т. д.); все играющие делятся на три-четыре команды.

Передал - садись!

Все играющие делятся на две (три, четыре) команды и выстраиваются в колонны по одному. Лицом к своим командам, в 3-4 м от них стоят капитаны с мячами в руках. По сигналу учителя капитаны бросают мячи игрокам, стоящим первыми. Те, получив мячи, передают их обратно и садятся. Капитаны бросают мячи вторым игрокам и т. д. Получив мяч от последнего игрока, капитан поднимает его (мяч) вверх, все игроки встают. Побеждает команда, первой выполнившая задание. Вариант: последний игрок, получив мяч от капитана, бежит на его место, а бывший капитан становится впереди команды, так продолжается до тех пор, пока все игроки не будут капитанами.

Эстафеты с прыжками, лазаньем и перелезанием

Эти эстафеты проводятся так же, как и эстафеты с бегом, но на пути расставляются различные препятствия, которые должны быть преодолены участниками (скамейка, «ров», бревно, веревочка или планка и др-)

Перебежка с выручкой

Играющие делятся на две команды. Площадка (зал) разделена на две равные части. На каждой стороне площадки расставлено одинаковое количество предметов (флажки, кубики, эстафетные палочки). По сигналу учителя игроки каждой команды стараются перейти или перебежать среднюю линию и с половины противника перенести на свою часть площадки как можно больше предметов. Игроки, охраняя предметы на своей половине площадки, пятнают любого игрока из команды противника. Осаленный остается стоять там, где был пойман, пока кто-нибудь из игроков не выручит его, дотронувшись до руки или плеча. Игра продолжается, пока все предметы не будут перенесены на другую сторону или до сигнала учителя. Выигрывает команда, которая перенесет на свою площадку больше предметов. Примечание. Если игрок, взявший предмет, будет осален, а предмет успеет передать в руки другому игроку своей команды, который перебежит на свою площадку, то осаленный игрок считается задержанным. Он остается на площадке противника, а предмет остается у команды, перенесшей его на свою площадку.

Эстафета «Веревочка под ногами»

Две команды располагаются в колоннах по одному. Перед ними (в 2 м) линия старта. Около нее стоят первые номера с короткими скакалками в руках. По сигналу учителя первые игроки бегут вперед, обегают стойку, стоящую в 15-20 м от линии старта, и возвращаются обратно, где их уже ждут вторые номера. Первый подает второму один конец скакалки, и они, двигаясь по сторонам от колонны, проводят скакалку под ногами играющих. Игроки перепрыгивают через нее; затем первый номер становится в конец колонны, а второй бежит к стойке, обегает ее и уже с третьим ведет скакалку и т. д. Выигрывает команда, которая раньше закончит перебежки.

Эстафета с ведением мяча

Играющие делятся на две-три команды и за линией старта выстраиваются в колонны по одному. У первых игроков каждой команды в руках по мячу. По сигналу учителя они ведут мячи, ударяя по ним одной рукой. Дойдя до стойки, игроки обегают ее справа (слева), возвращаются обратно и ударом о землю передают мячи своим товарищам. Те принимают мячи и выполняют то же задание, и т. д. Выигрывает команда, раньше других закончившая эстафету. Варианты: мяч вести правой (левой) рукой; мяч вести, обходя несколько препятствий (булавы, флажки). При проведении игры.

«Игры и эстафеты для воспитания физического качества

выносливость у юных спортсменов».

Сидоренко Сергей Юрьевич

учитель физкультуры

МАОУ лицея № 28

В нашем современном мире из-за большой учебной нагрузки, увлечениями компьютерными играми, малоподвижном образе жизни существует проблема недостатка двигательной активности у школьников. Занятия в секциях, спортивных кружках помогают частично решить эту проблему. Спортивная деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, она направлена на совершенствование интеллектуального, духовного, психического и физического развития ребенка. В процессе игр у детей формируются жизненно важные качества как упорство, честность, мужество, смелость, взаимовыручка.

Предлагаю вам игры и эстафеты, которые часто использую на своих уроках по физической культуре для развития выносливости у учащихся начальной школы.

Игра, ЧСС, количество движений

Содержание, правила

Ин-вен-тарь

Орган.-

метод.

указания

«Эстафеты-поезда».

Перед командами, стоящими в колоннах (по 8 – 12 человек),

проводится линия, а в 10 –12 м от каждом из них ставятся стопки (набивные мячи).

По сигналу первые номера команд обегают стойки (против часовой стрелки) и бегут к стартовой черте. Они пробегают мимо своей колонны, огибают ее сзади и сно­ва бегут к стойкам. Когда они пробегают стартовую черту, к ним, обхватив за пояс, присоединяются вторые номера, и теперь уже игроки вдвоем обегают препятствие. После поворота вокруг команды к ним присоединяются третьи номера и т. д. Игра заканчивается, когда вся команда, изображающая вагончики поезда (не расцеп­ляя рук), финиширует, то есть последний игрок пересе­чет линию старта.

В игре большую нагрузку получают первые номера команд, поэтому при повторении играющие располага­ются в обратном порядке.

Правила: выигрывает команда, игроки которой быстрее выполнят задание.

На-бив-ные мячи

Стой-ки

Вместо стоек

можно использ. кегли

«Бег командам»

Нескольким командам (по 10 –12 человек в каждой) дается старт. Команды начинают движение, стараясь пробежать всю дистанцию (до 500 м), не растягиваясь, и в, полном составе финишировать. На финише обозначается коридор шириной 10 м. Выигрывает команда, ко­торая затратит меньше времени и на финише ее участ­ники будут в обозначенном коридоре одновременно.

Дистанцию лучше разместить по замкнутому кругу (беговая дорожка школьного стадиона).

Правила: выигрывает команда, и которой замыкающий прибегает раньше.

Се-кун-домер

Старты можно давать отдельно для каждой команды.

«Не давай мяча водящему»

Один из играющих – водящий. В начале игры он находится на середине площадки. Остальные игроки размещаются на площадке в произвольном порядке и, бегая, перебрасывают один другому баскетбольный мяч. Водящий старается завладеть мячом. С того места, где ему удалось поймать мяч, он бросает в любого игрока. В случае попадания игрок становится водящим, а прежний водящий участвует в игре наравне со всеми.

Игроки, бывший меньшее число раз в роле водящего, побеждают.

Правила:

Игрок, которого водящий попал мячом, поднимает руку и громко произносит: « Я – водящий!»

Любой игрок имеет право поднять или поймать мяч, отскочивший от игрока, который стал водящим, и продолжать игру.

Б.

мяч

«Салки».

Простой вариант . Играющие свободно располагаются в зале (на площадке). Один из участников – водящий. Ему дают платочек, который он поднимает вверх и громко говорит: «Я – салка!» Салка старается догнать и коснуться рукой кого-нибудь из играющих. Осаленному передается платочек, он громко говорит: «Я – салка» – и игра продолжается.

Новому водящему не разрешается тотчас касаться рукой осалившего его игрока. Победителями считаются ребята, которые не были осалены.

При проведении игры с большим числом участников лучше разделить площадку на три-четыре самостоятельных участков. Тогда салка и группа играющих бегают только в пределах своего участка.

Усложненные варианты.

а) Выручая товарища, можно пересекать дорогу водящему. Тогда салка начинает преследовать того, кто пересек ему дорогу, или другого игрока;

б) Имеется Один-два дома (очерченных круга), где салить игроков не разрешается. Находиться в доме больше 10 секунд не разрешается;

в) Играющие, кроме трех салок, имеют за воротником ленточку. Салка, догоняя убегающего, вытягивает ленту и продевает ее конец за свой воротник. Оставшийся без ленты становится салкой. Он объявляет об этом и начинает ловить остальных игроков.

г) Салки не разрешается касаться рукой того, кто впрыгнул на снаряд, залез на гимнастическую стенку, уцепился за перекладину, словом, оторвал ноги от земли. Правила запрещают салке караулить убегающего более 5 секунд. Осаленный меняется ролью с преследователем.

Игру можно проводить на одной половине в. площадки.

«Смена мест».

Игру проводят на баскетбольной или на волейбольной площадке. Игроки делятся на равные команды и выстраиваются у лицевых линей. По сигналу команды одновременно перебегают на противоположную сторону, т.е. меняются местами, заранее определив способ передвижения (бегом, прыжками на одной ноге, прыжками на двух ногах).

Правила:

Нельзя умышленно удерживать соперников.

Перебежав, занять заранее условленное положение.

Победа присуждается команде, которая первой заняла место у противоположной линии.

Чтобы не создавать помех друг другу, команды строятся в противо-положных углах площадки

«Линейная эстафета с бегом».

Три команды строятся в шеренги и располагаются в виде буквы «П». Перед командой, находящейся между двумя другими, проводится общая линия старта. Впереди, за 15-20 метров, ставятся в ряд три городка, на расстоянии 1,5 метра один от другого. Первые номера от каждой команды встают за линией начала бега. По команде учителя «Марш!» они выбегают вперед, а следующие по порядку бегуны от каждой команды занимают их места на старте. Выбежавшие, достигнув своих городков, обегают их с правой стороны и, возвращаясь обратно, касаются ладонью правой руки очередных игроков своей команды, после чего занимают свои места в шеренгах. Очередные игроки в свою очередь выбегают вперед, повторяют действия первых номеров и т. д. Игра повторяется два-три раза.

Правила: к оманда, закончившая перебежки раньше других побеждает.

Городки

обегают городки с правой стороны

«Эстафета с внезапными останов-ками».

Эстафета с внезапными остановками и продолжением движения по сигналам. Проводится линейная эстафета (смотрите игру, приведенную выше), но по первому сигналу (свистку, хлопку в ладони) учителя очередные бегуны должны тотчас же занять положение, лежа с опорой на локоть левой руки, а по второму сигналу продолжать движение вперед.

Правила: выигрывает та команда, которая без ошибок и раньше вернется на старт.

На площадке между командами можно начертить разделитель-ную черту

«Круговая эстафета».

Эта игра на развитие выносливости.

Обычно проводится в спортивном зале, стадионе, а так же можно в лесу.

Для подготовки на стадионе или в зале определяется линия старта и финиша.

В зале и на стадионе игра проводится по кругу. Участники встают на старт как показано на рисунке.

По сигналу учителя начинается эстафета. Каждый участник должен побежать 6 – 8 кругов (длина круга на усмотрение учителя) и потом передать эстафетную палочку следующему участнику команды. Через 10 – 15 минут можно повторить эстафету.

Правила: побеждает та команда, которая первая заканчивает эстафету.

Эста-фетная палоч-ка

Если эстафета проводится в лесу, место проведения игры очищается от посторонних предметов. В зале по средней линии баскетбольной площадке.

«Большая эстафета по кругу».

На четырех углах площадки ставятся флажки, а в центре – большой флаг. Класс делится на три команды, которые строятся в колонны по одному недалеко от линии старта. От каждой команды вызываются к линии старта по одному бегуну. По сигналу они оббегают четыре флажка, и, добежав до линии финиша (рядом со стартовой линией), передают эстафетную палочку вторым номерам, занявшим исходное положение на старте.

Правила: Выигрывает команда, замыкающий игрок которой раньше закон­чит бег вокруг флажков. Он должен первым подбежать – к центральному фла­гу (стойке) и постучать по древку эстафетной палочкой. Прибежавший вторым приносит своей команде второе место.

Флаж-ки, эста-фетная палоч-ка

Учитель следит за вы­полнением правил. Малые флажки обегаются с наружной стороны. Последний в команде игрок, прежде чем бежать к центральному флагу, должен обязательно обежать четвертый угловой флажок .

«Мяч капитану».

Возле коротких сторон площадки чертят по три вписанных круга, соответственно один, три и пять метров. В центре площадки чертят круг диаметром 1 метр.

Принадлежности для игры – баскетбольный мяч, отличительные нарукавные повязки.

Первые номера каждой команды- капитаны. Они встают в середину кругов, начерченных у коротких сторон площадки. Между окружностями большого и среднего кругов находятся четыре игрока из другой команды – перехватчики. Остальные игроки (нападающие) располагаются на площадке произвольно.

Учитель бросает мяч вверх в центре площадке между двумя игроками различных команд. Каждый из них старается отбить или перебросить мяч своим игрокам. Завладевший мячом стремятся путем передач подвести его ближе к своему капитану и бросить ему мяч так, чтобы тот поймал его на лету. Переброска мяча капитану затрудняется тем, что вокруг него стоят перехватчики из другой команды, которые стараются помешать ловле мяча. Перехватчики отбивают или перебрасывают мяч своим нападающим, а тем в свою очередь стремятся передать мяч своему капитану. Команде, капитан которой поймает мяч, засчитывается два очка. После этого игру вновь начинают с центра площадки. Выигрывает команда, получившая больше очков.

Правила:

Разрешается бросать и ловить мяч руками, а также

отбивать его головой.

Пробежка с мячом более двух шагов воспрещается.

Не допускаются грубые толчки.

Отнимать или выбивать мяч из рук не разрешается.

Играющие не имеют права заходить за линию очерченных кругов.

Мяч, вылетевший за пределы площадки, вводится в игру кем-либо из нападающих другой команды с того места, где мяч пересек линию площадки.

Б. мяч

За нарушения правил 2, 3 и 5 игроком одной из команд другая команда получает право на пятиметровый бросок своему капитану. Этот бросок может отбивать только один из перехватчиков команды-нарушительницы. Остальные игроки встают за линию штрафного броска. За мяч, пойманный капитаном налету с пятиметрового броска, команда получает одно очко, после чего начинается с центра площадки; если же капитан не поймает мяча, то игра продолжается. После того как один из капитанов любой из команд поймал мяч на лету, игроки (капитан, перехватчики, нападающие) могут меняться ролями

«Десять передач».

Игра ведётся по правилам баскетбола, но без бросков в корзину. Мяч вводится в игру с центра. Игроки команды, овладевающие мячом, умело маневрируя и не отдавая мяч противнику, стараются сделать между собой 10 передач пудрят, за что команде начисляется одно очко. После этого игра останавливается, и мяч снова вводится в игру броском с центра. Игра проводится на время или до определённого количества очков.

Правила:

Набранное количество передач

аннулируется, если мяч перехватил

соперник или команда допустила

ошибку.

Если противник при попытке забрать

мяч нарушил правила, мяч вводится из-

за боковой линии, а счёт продолжается.

Б. мяч

Ошибки: двойное ведение, пробежка, потеря.

Развитие игровой выносливости – это важная составная часть в развитии учащихся начальной школы. В группах начальной подготовки большое внимание уделяется общей физической подготовке. Половина занятий приходится на подвижные игры, игровые задания, спортивные игры. Ввиду этого необходимо вводить спортивные игры в школьную программу как обязательный элемент тематического планирования. Особенно в младших классах, так как ранняя выносливость развивается в основном с помощью подвижных игр.

Наибольшую роль в развитии выносливости играют подвижные игры, они помогают привлечь детей к спорту, чтобы в будущем достигнуть не только хороших результатов, но и быть готовыми и для дальнейшей трудовой деятельности во взрослой жизни.

Так как подвижные игры по своему содержанию очень разнообразны и привлекательны для детей, это способствует проявлению их наибольшего интереса к занятиям спортом. Что в дальнейшем отвлекает подростков от пагубного негативного влияния общества.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!