Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Прилепский племенной конный завод

Первое документальное упоминание о Прилепском племенном конном заводе относится к 1834 году. Оно вязано с именем тульских купцов Добрыниных.


Прилепский племенной конный завод — одно из ведущих коневодческих хозяйств России. На заводе с самого момента его образования (XIX век) ведущим направлением считается рысистое. Потому здесь занимаются племенным разведением и заводскими тренировками лошадей русской рысистой породы. Рысаки, выращенные на Прилепском конном заводе, демонстрируют отличную спортивную форму и высокие результаты. Однако кроме рысистых пород на заводе также есть отделение русских тяжеловозов и отделение лошадей верховых пород. В настоящее время успешно развиваются все три направления.

История Прилепского конного завода

В XIX веке два тульских брата, купцы Николай и Петр Добрынины, постоянно держали в своих конюшнях резвых рысаков из Хреновского завода , Н. Д. Ознобишина и графа Толя. Это обстоятельство в недалёком будущем повлияло на решение Николая Никитовича самому стать коннозаводчиком.

Выбрав место, богатое традициями коневодства и отличными условиями Н. Н. Добрынин укомплектовал свой завод высококлассным материалом, что позволило Прилепам ещё в XIX веке быстро войти в число ведущих конных заводов России. Общероссийскую известность завод получает при сыне и наследнике Никола Никитовича Алексее. Добрынинские рысаки вышли на ипподромы, добиваясь значительных результатов и принося славу своему хозяину. В 1898 году, после смерти коллежского асессора А. Н. Добрынина, имение Прилепы досталось его вдове Олимпиаде Платоновне. И чуть позже, в 1909 году, в связи с несостоятельностью О. П. Добрынина, имение попало в залог и было выставлено на торги. 17 марта того же года его приобрёл за 30000 рублей херсонский помещик, коннозаводчик, коллекционер, потомственный дворянин, корнет запаса Яков Иванович Бутович.

Прилепский конный завод расположен в Ленинском районе Чудской области, в 22 километрах от Тулы. Свое название получил от названия селы Прилепы, в котором находится центральная усадьба конного завода и его конная часть.

Конный завод в Прилепах основал купец Николай Никитович Добрынин в 1866 году. Маточный состав завода был укомплектован кобылами из многих маточных заводов страны. Вскоре питомцы завода появились на ипподромах старны и составили конкуренцию рысакам многих других коннозаводчиков. Продукция завода Добрыниных пользовалась спросом со стороны некоторых коннозаводчиков того времени и впоследствии оказала заметное влияние на рысистое коневодство нашей страны. Так, кобыла Эсмеральда 5.08,2, родившаяся в этом заводе и купленная Л.Д. Вяземским, дала в его заводе известного рысака и производителя Эльборуса 2.10,5 - отца Бубенчика 2.10,5. От кобылы Крали, купленной С.М. Голицыным у Добрыниных и слученной с Принцем Варвиком, родилась одна из первых в нашей стране метисов - Клеопатра 2.17,6; 4.44, выигравшая в 1897 году рысистое Дерби. От Клеопатры и Альвина Молодого был получен Антоний 2.09,6 - родоначальник линии в русской рысистой породе. Завод Добрыниных просуществовал до 1907 года.

В 1909 году имение в Прилепах купил Я.И. Бутович, который перевел сюда 32 лошади из своего завода, расположенного в Херсонской губернии. Новый владелец завода хорошо знал орловскую рысистую породу, был человеком состоятельным и поэтому, используя в своем заводе выдающихся проиводителей и маток, которых покупал в лучших заводах России, добился очень высоких результатов. Так, от купленной кобылы Безнадежной Ласки и Эльборуса в 1925 году в Прилепах родился Бубенчик 2.10,5 - родоначальник линии и отец другого родоначальника линии в орловской рысистой породе - Ветра 2.10,7 (от Ветрогонки), рожденного в Дубровском конном заводе, давшего 8 рысаков класса 2.10,

В 1918 году завод Я.И. Бутовича по просьбе владельца был передан в распоряжение Наркомзема. В 1921 году в Прилепском конном заводе родился жеребец Ловчий 2.13,1 (Кронпринц-Леда). от которого в последствии будут рождены: Улов 2.02,2 (от Удачной), всесоюзный рекордист и родоначальник линии и Бурелом 2.21 (от Будущности), который стенет отцом другому родоначальнику линии - Отбою 2.14,1. В 1924 году был собран весь цвет производителей орловской рысистой породы того времени. Барин Молодой, Кронпринц, Удачный, Эльборус. Не менее ценными были и матки завода в количестве 40 голов, рожденные, в основном, в Прилепах, в том числе и от кобыл, награжденных в 1910 году на Всероссийской выставке в Москве. В 1927 году весь племенной состав завода был переведен в Хреновской конный завод. Всесто с другими ушла туда и кобыла Удачная (жеребая от Ловчего), ожеребившаяся уже в Хреновском Уловом в 1928 году. Улов стал первым рысаком Хреновского конного завода, вошедшим в класс 2.10 и выдающимся производителем породы.

В 1928 году на территорию бывшего Прилепского конного завода перевели Тульскую ГЗК. При Тульской ГЗК был организован племенной питомник лошадей. В 1938 году из Смоленского конного завода сюда поступили три двухлетние коблылы: Ларочка, Турчанка и Чопорная, потомство которых достаточно широко представлено в современном маточном сотаве Прилепского конного завода. В 1944 году в племпитомнике насчитывалось 29 голов маток орловской и русской рысистых пород, а также 10 голов тяжеловозных.
В 1960 году этому коневодческому предприятию в Прилепах был возвращен статус конного завода. В состав Прилеского конного завода вошли несколько близлежащих колхозов. Земельная площадь завода в 1990-е годы составляла 4105 га сельскохозяйственных угодий, в том числе: пашни -3241 га, сенокосов - 191 га, пастбищ - 662 га. В заводе кроме лошадей, разводят крупный рогатый скот черно-пестрой породы.

В начальный период существования завода здесь использовались производителями Тангейзер и Орнамент. От Тангейзера 2.04 г.ж. 1949 (Талантливый-Гаита) линии Додыря, рожденного в Дубровском конном заводе, в общей сложности получено 17 рысаков класса 2.10, в т.ч. в Прилепском заводе - 14 голов, из них 5 голов были проданы за границу и уже там показали эту резвость. Один из сыновей тангейзера - Отблеск 2.09,5 (от Остоженки), рожденный в Прилепах, был назначен производителем Азинского конного завода и дал там двух рысаков класса 2.10. Орнамент 2.09,4 р.ж. 1954 (Орион-Мечта), линии Трепета, рожденный в Лавинском конном заводе, дал в Прилепах только трех рысаков этого бегового класса: Бемоль (от орловской Бандероли) была продана в Финляндию и там показала резвость 2.06,1 (1609 м); Пароль 2.07,9 от Прилепской и Яворти 2.07 (от Ясной Поляны), стали выдающимися для своего времени производителями, первый в Еланском, а второй в Куйбышевском конных заводах.

Первым производителем американской стандартбредной породы, ипользованным в Прилепском конном заводе, был Эйпекс Ганове 2.00,8 т.г.ж. 1959 (Старс"с Прайд-Элда Скотт). Лучшие дети Эйпекс Гановера по резвости из числа рожденных в Прилепском конном заводе: Гусар 2.04,4 - производитель Дусетского конного завода, а также заводские матки - Бэра 2.05,5; Гуашь 2.07,7; Грациэла 2.04,0; Лиана 2.05,5; Лэссии 2.06,2 и другие. С конца 1970-х годов Прилепский конный завод перешел к поглотительному скрещиванию своих маток американскими стандартбредными производителями. Из линии Скотленда последовательно использовались Гемлок 2.06,6; Спиди Майлс; Примат 2.07,1, а также полукровный по этой породе - Мибир 2.05,4 (Микс Гановер-Бирма). Для укрупнения продукции завода использовалось семя всесоюзного рекордиста Павлина 1.58,8р (Напор-Прохлада), а потом в завод был поставлен его сын Полигон 1.56,9р р.ж. 1978 (от Окраски)

Средняя резвость победителей Большого Трехлетнего приза в 1950-е годы составляла 2.12,7, а в 1980-е - 2.05,7; средняя резвость победителей Дерби за эти же годы улучшилась с 2.09,4 до 2.03,9, а у победителй Элиты в первые 10 лет розыгрыша этого приза средняя резвость была 2.07,4, в 1980-е и последующие годы - 2.03,5.

С 1989 года питомцы завода выиграли на ЦМИ только два главных традиционных приза: Яворти в 1965 году выиграл Большой Трехлетний приз с резвостью 2.11,8, а Ласточка 2.07,1 г.к. 1964 от Тангейзера и Легенды (Глипт-Ларочка) победила в 1969 году с указанной выше резвостью в призе Элиты. В 1980-е годы, специалисты завода, хорошо владея методами искусственного осеменения кобыл глубокозамороженным семенем, с успехом использовали семя выдающихся жеребцов-производителей того времени: Реприза и Регби с Стара, в естественной случке использовали высококровного по американской породе Нута 1.59,7 т.г.ж. 1981 (от Номинальной), одного из лучших сыновей реприза. В 1989 году Реал (Реприз-Ямайка) выиграл приз Элиты. Первым жеребцом, выигравшим для Прилепского конного завода Большой Всесоюзный приз (Дерби-1990), стал Ромб 1.58,4 (Реприз-Ольта), показавший в этом призе резвость 2.01,5. В 1993 году победителем большого Всероссийского приза стал прилепский Орс (Регби"с Стар-Омега) с резвостью 2.05. В 1994 году этот приз выиграл еще один питомец завода - Линь 1.59,3 (Реприз-Люкреция) с резвостью 2.04,6. Через три года, в 1998 году, победителем Большого Всероссийского приза стал Лиссабон (Сидней Лобелл-Лакриция) с резвостью 2.04. В итоге за 9 лет - 4 дербиста.

К концу 2000 года в заводе осталось 312 голов лошадей, в том числе маток - 112 голов, из них рысистых 41 голова, верховых - 19 голов, тяжеловозных - 9 голов, пони - 43 головы. В конце 1990-х годов Прилепский конный завод был преобразован в АОЗТ. Более 15 лет директором завода работал Е.Д. Горбатов, а главным зоотехником по коннохаводству в эти же годы - О.Р. Смирнов. Именно в этот период добился внушительных успехов.
В 2006 году победителем вспутительного приза стал Приз Хайден 2.10 (В.И. Шилин), а резвейшим двухлеткой года - Лорел Фэйл 2.07,9 (Ю.К. Репин). В. Катомин, А.Б. Фомин - БВ-4(54)2006 (печатается с сокращениями).

Победители приза Дерби (дистанция 1600 м)

Считается, что его основал в 1866 году богатый купец Николай Никитович Добрынин, который приобрел местное коневодческое хозяйство у генерал-майора и управляющего несколькими конными заводами в Москве и Туле Леонида Николаевича Гартунга (жена — Мария Гартунг, дочь А. Пушкина).

Николай Добрынин, а потом и его сын Алексей укомплектовали конный завод лошадьми самых знаменитых пород в России. Особенно славились орловские рысаки, которые принесли известность Добрыниным. Однако после смерти Алексея Николаевича имение перешло к его вдове, которой ведение хозяйственных дел оказалось не под силу. Завод был выставлен на торги.

В 1909 году новым хозяином в Прилепах стал офицер и дворянин Яков Иванович Бутович . Его дед и отец были коннозаводчиками. С детства Яша пропадал в конюшне, прекрасно держался в седле, совершал прогулки по излюбленным местам Херсонщины, откуда был родом. Когда Яков Бутович перебрался в Прилепы, ему было 28 лет. Позднее он писал в своей книге «Мои Полканы и Лебеди» о Прилепах с любовью, подчеркивая их красоту.

Из истории известно, что Прилепами на Руси называли старинные поселения, которые «лепились» на границе княжеств. Тульские Прилепы сплошь пересекали рвы и валы, крепости, которые преграждали путь к Москве южным кочевникам.

Лишь в XVII веке в Прилепах люди стали понемногу налаживать мирную жизнь. Вот тогда-то здесь начали заниматься коневодством, которое было наиболее понятно и близко местному населению. По традиции лошадей растили для обороны от врагов и использования в быту, благо этому способствовали прекрасные пойменные луга…

Яков Иванович без сожаления оставил военную службу и занялся коневодством. Бутович не раз ездил в Европу, где обучался секретам развития животноводства, уделяя внимание разведению коней. Уже в XIX веке в России получает распространение конный спорт.

Бутович с энтузиазмом расширял и перестраивал в Прилепах помещения конезавода. Завод в Херсонской губернии, когда-то принадлежавший его отцу, Бутович полностью «перевел» в Прилепы. Яков Иванович был человеком деятельным. Он сумел пополнить свое поголовье «орловцами», постоянно занимался селекционной работой, формируя качественный состав поголовья лошадей.


Яков Бутович наряду с другими коннозаводчиками был противником скрещивания орловских лошадей с другими породами рысаков, особенно завезенных из Америки. Он неоднократно подчеркивал правильность телосложения «орловцев», красоту их форм и выносливость. Это помогло сохранить на тот момент чистоту породы орловских рысаков.

Авторитет Бутовича среди коннозаводчиков был высок. Несмотря на молодость, Яков Иванович вошел в состав государственного главного управления коннозаводства, а также стал членом Всероссийского союза коннозаводчиков.

На построенном в Прилепах ипподроме Бутович любил организовывать бега, которые обычно проходили в канун православных праздников. Слух о хозяйстве коннозаводчика Бутовича быстро разнесся по всей округе. Его орловские рысаки неоднократно становились призерами различных бегов и выставок в России и за рубежом.

Но не только этим ограничивались увлечения Якова Бутовича. Он одним из первых в мире создал картинную галерею, которая была целиком посвящена лошадям. Яков Иванович был знаком со многими художниками, которые любили бывать в Прилепах. Они с удовольствием по просьбе хозяина рисовали его любимцев — «Полканов и Лебедей».

Коллекция Бутовича насчитывала несколько десятков картин и различных скульптурных работ. Кроме того, Бутович собирал фотографии с изображением лошадей. Здание для музея Яков Иванович построил накануне революционного переворота в России, в 1917 году.


В 1918 году, чтобы спасти завод и галерею от большевистских погромов, Бутович отдает их в безвозмездное пользование новой власти. В послереволюционное время Якову Ивановичу удалось организовать в Туле выставку «орловцев» и даже бега. Бутович активно интересовался делами чрезвычайной комиссии, связанной с охраной животноводства, деятельностью конных заводов в России. Внешне казалось, что он во всем «устраивал» большевиков.

Однако тучи уже сгущались над его головой. Первый раз он был арестован в 1928 году и отсидел в тюрьме три года. Вторично Бутовича арестовали в 1937 году, а затем расстреляли.

Завод вскоре был разрушен, а на его месте осталась лишь одна конюшня. Но уже перед Второй мировой войной перед работниками Прилеп была поставлена задача по возрождению конного поголовья. Кони нужны были фронту, колхозам и совхозам. По указанию правительства в 40−50-е годы ХХ века в Прилепах начали формировать школу по обмену опытом работы для сотрудников коневодства животноводческой отрасли, курсы по обучению специалистов ведущих вузов сельского хозяйства страны. И лишь в 1960 году хозяйству вернули прежний статус — статус конезавода.

Ныне Прилепский конный завод разводит четыре породы лошадей — украинских верховых, русских тяжеловозов, шетлендских пони и русских рысаков, выведенных скрещиванием американской породы с орловцами, так горячо любимыми Яковом Бутовичем. Сегодня завод может гордиться благоустроенными конюшнями, крытым манежем с трибунами, собственным ипподромом. Питомцы завода хорошо известны в Будапеште, Берлине, Хельсинки, Стокгольме — везде, где приходилось выступать нашим спортсменам…

И вновь о главном герое нашего рассказа — о Якове Бутовиче. Яков Иванович был реабилитирован только в 1989 году. В 2005 году появилась на свет его книга «Мои Полканы и Лебеди», через 80 лет после того, как была создана.

Не менее печальна и судьба экспонатов музея. Его не раз реформировали, а также передавали из одного ведомства в другое. Сегодня сохранившаяся часть коллекции Прилепского музея находится при сельскохозяйственной академии в Москве.

Проходит время, одно поколение сменяет другое, но давние традиции в Прилепах живы. Здесь ежегодно соревнуются наездники (местные и приезжие) на кубок Николая и Алексея Добрыниных, Якова Бутовича.

Это значит, что завод живет и смотрит в будущее с уверенностью.


Первое документальное упоминание о Прилепском племенном конном заводе относится к 1834 году. Оно вязано с именем тульских купцов Добрыниных.


Прилепский племенной конный завод — одно из ведущих коневодческих хозяйств России. На заводе с самого момента его образования (XIX век) ведущим направлением считается рысистое. Потому здесь занимаются племенным разведением и заводскими тренировками лошадей русской рысистой породы. Рысаки, выращенные на Прилепском конном заводе, демонстрируют отличную спортивную форму и высокие результаты. Однако кроме рысистых пород на заводе также есть отделение русских тяжеловозов и отделение лошадей верховых пород. В настоящее время успешно развиваются все три направления.

История Прилепского конного завода

В XIX веке два тульских брата, купцы Николай и Петр Добрынины, постоянно держали в своих конюшнях резвых рысаков из Хреновского завода , Н. Д. Ознобишина и графа Толя. Это обстоятельство в недалёком будущем повлияло на решение Николая Никитовича самому стать коннозаводчиком.

Выбрав место, богатое традициями коневодства и отличными условиями Н. Н. Добрынин укомплектовал свой завод высококлассным материалом, что позволило Прилепам ещё в XIX веке быстро войти в число ведущих конных заводов России. Общероссийскую известность завод получает при сыне и наследнике Никола Никитовича Алексее. Добрынинские рысаки вышли на ипподромы, добиваясь значительных результатов и принося славу своему хозяину. В 1898 году, после смерти коллежского асессора А. Н. Добрынина, имение Прилепы досталось его вдове Олимпиаде Платоновне. И чуть позже, в 1909 году, в связи с несостоятельностью О. П. Добрынина, имение попало в залог и было выставлено на торги. 17 марта того же года его приобрёл за 30000 рублей херсонский помещик, коннозаводчик, коллекционер, потомственный дворянин, корнет запаса Яков Иванович Бутович.

Слава Гордый ★☆☆☆☆

(20-08-2016)

можно посетить, пока завод еще бьется в предсмертных конвульсиях.Лошади это прекрасные животные.Хотя порода только одна - американский рысак,выдаваемый за русского. Грязные и дикие пони одной породы, причем самой часто встречающейся.Ничего особенного.Работники жалуются на задержки з.п. в 3-4 месяца, прокат хромает через одну лошадь периодически, что говорит о халатном отношении к лошадям.Тренер поней для детского проката - омерзительно неприятная женщина, не соблюдающая технику безопасности с вашим ребенком. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Состояние манежа -это просто золотая жила для санэпидемстанции.На территории всего конезавода периодически встречаются отрубленные ноги лошадей!!! Однажды в стойле где стояли пони(которые катают детей) я видел труп ЖЕРЕБЕНКА!!! В общем приезжайте, там вам очень рады!

Kesha ★★★★★

(1-07-2015)

Прекрасное место, отличный тренерский состав. Все дружелюбные и приятные люди. Очень понравилось заниматься в этом месте, хочется возвращаться снова и снова. Лошадь Клубничка - просто прелесть. Послушная и очень красивая. Сразу перешла на рысь, послушна терпела, пока я её седлала. Я очень рада, что не далеко от Тулы есть такое райское место для общения с лошадьми. Всем советую посетить этот завод!

Татьяна ★★★★★

(15-09-2014)

На днях побывали с группой детей и родителей на конном заводе. Все в восторге от общения с животными, мы их кормили (корм продается по цене 20 руб.за пакетик), гладили, дети покатались верхом за поваду (300 руб. за 400 метров). В конюшнях и в левадах было мало лошадей, все пасутся на пастбищах.
Экскурсию у нас провела замечательная Нина Владимировна, она уже 35 лет работает на этом заводе, знает о лошадях все. Видно, как Нина Владимировна их любит. В музее она провела экскурсию (40 минут), нам взрослым было интересно, но детям не интересно смотреть на фотографии, они заскучали и мы их отправили на улицу побегать. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

саша ★★★☆☆

(12-09-2014)

Ничего особенного. Просто много левад с лошадьми и пони.Основное здание которое показано на сайте конного завода находится немного в стороне около автобусной остановки.

★★★★★

(23-04-2014)

Чудесное место. Занимаюсь верховой ездой. Тренера-супер! Место само по себе отличное!

Инна ★★★★★

(9-03-2014)

Только что посетили завод. Это чудесное место - с красивыми ухоженными лошадями, радушным приёмом людей, неравнодушных к своему делу и доброй энергией лошадей и пони. Остались очень довольны и собираемся вернуться сюда в конце апреля-начале мая, когда можно на качалке покататься на лошадях вдоль реки Упы)) спасибо большое тем, кто поддерживает это замечательное месть своим трудом!!

Должны были приехать группой 15 человек. В итоге приехали вшестером и уже под вечер. Но несмотря на то, что народу нас было мало, нас очень радушно встретили. И музей открыли, рассказали об истории завода, и по самому заводу провели. Покатались в экипаже и верхом в манеже. Впечатления остались самые приятные.

★★★★★

(11-01-2013)

Заезжали на завод 03.01.2013г. заводом это место назвать трудно! огромная территория, много загонов с различными породами лошадей. Можно сказать, что вы в дикой природе с лошадьми! Мои дети и жена были просто в восторге!!! Такого количества лошадей мы не видели никогда! Есть магазин, где продают различные сувениры и можно купить специальный корм (20 рублей) и покормить лошадей с руки! Можно покататься на пони и лошадях как в манеже, так и на открытой местности. Стоимость проката всего 150 рублей. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Можно прокатиться на санях, дистанция 5 км, стоимость 1000 рублей. Мы катались: 2 взрослых и 2 ребенка. Есть свой ипподром. Семья не захотела уезжать из Тулы, не заехав еще раз на конный завод. Дети были просто в восторге и не хотели уезжать! Это просто идилия природы и человека!!! Отдельный респект администраторам сайта за добавление прилепского конного племенного завода в список достопримечательностей г. Тулы. Так мы лучше узнаем самые потаеные уголки нашей Великой страны!!! Всем советую заехать в это место!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!