Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

История зарождения гладиаторских боев. Трансформация гладиаторских боев в кровавые зрелища, которые впоследствии стали излюбленным развлечением римлян

Ни один крупный праздник в Древнем Риме не обходился без кровопролития. Речь, конечно, не о массовых беспорядках, а о гладиаторских играх, регулярно устраивавшихся для развлечения граждан Вечного города. Гладиаторы сражались и умирали на потеху толпе. Правда, происходило это зачастую совсем не так, как мы привыкли представлять по книгам и фильмам.

Ретиарий, мурмиллон, секутор, самнит, фракиец... Все это - названия различных типов гладиаторов, которые веками сражались на аренах по всей территории Римской республики, а затем империи. Эти умелые воины, сражавшиеся ради чужого развлечения, стали одним из самых известных символов Древнего Рима для широкой публики. Их жизнь окружена таким количеством легенд, что трудно разобрать, где правда, а где нет. Кроме того, постоянно появляются новые и новые факты, дающие возможность взглянуть на гладиаторские бои совсем под иным углом зрения.

Наследие этрусков

Загадки появляются с самого начала: откуда вообще у древних римлян возникла страсть к таким жестоким развлечениям? Одна из самых распространенных точек зрения - что это элемент погребального обряда, позаимствованный у этрусков (как и многое другое в римской культуре). Нередко можно встретить утверждение, что о подобных обрядах у этрусков не сохранилось никаких данных. Это не совсем так. В сочинениях древнегреческого писателя Афинея упоминается, что обычай устраивать гладиаторские поединки на тризне принесли на юг Италии именно этруски. Правда, Афиней жил довольно поздно - на рубеже II и III веков, то есть писал о событиях 500-летней давности. Однако в том, что человеческие жертвоприношения активно использовались этрусками, сомнений у ученых нет. Вопрос лишь в том, принимали ли они форму боя насмерть.

На фресках из этрусских гробниц нередко можно увидеть изображения соревнований атлетов, которыми сопровождался погребальный обряд. В них входили и скачки, и борьба. Победителя, кстати, увенчивали лавровым венком. Аналогичная традиция была на похоронах у греков. Позднее она перекочевала в Олимпийские игры (а также другие крупные спортивные состязания античности). Вполне возможно, что спортивные схватки чередовались с кровавыми поединками. Погибший становился человеческой жертвой богам, в память о том, по ком справлялась тризна.

По другой версии, этруски ни при чем, и гладиаторские бои на поминках первыми стали устраивать представители племен, живших в итальянской Кампании. А от них обычай переняли римляне. Первые похороны, сопровождавшиеся гладиаторскими боями, были зафиксированы в Древнем Риме в 264 году до нашей эры. Некий Децим Юний организовал сражение трех пар бойцов в память о своем отце Бруте Пере.

Со временем бои, совмещенные с тризной, получили название «мунера» и стали устраиваться все более пышно. В 174 году до нашей эры будущий консул Тит Квинкций Фламинин устроил трехдневные игры, в которых приняли участие уже 74 гладиатора.

Зрелища для толпы

Традиции организации мунеры все усложнялись и усложнялись. К простым поединкам один на один прибавились групповые сражения. Затем - схватки с дикими зверями, называвшиеся «венацио». Этим занимались особые типы бойцов: венаторы (они в основном показывали трюки с животными, не вступая с ними в ближний бой) и бестиарии (сражавшиеся насмерть). Кстати, знаменитая испанская коррида, сохранившаяся до наших дней, берет свое начало именно в римских венацио.

Римская республика тем временем расширяла свои границы и завоевывала все новые и новые территории. Так на гладиаторских аренах появились бойцы, представляющие виды доспехов и вооружения варварских народов, покоренных Римом (самые известные - самниты и фракийцы). Так зрители одновременно могли увидеть экзотику и проникнуться славой непобедимого римского оружия.

Во время расцвета республики уже было немыслимо представить похороны знатного человека, не сопровождавшиеся публичными выступлениями гладиаторов. Сохранилась традиция и после того, как Рим стал империей. Правда, это воспринималось уже не как обряд, а просто как развлечение. Граждане настолько привыкли к этому, что воспринимали слишком скромные похороны публичной персоны как оскорбление общественных нравов.

Великий римский историк Светоний описывает случай, как в городе Полленции на севере Италии вспыхнули общественные волнения такой силы, что императору Тиберию пришлось вводить туда войска! Причиной мятежа стал отказ наследников умершего центуриона устроить гладиаторские игры. Возмущенные граждане напали на дом покойника, захватили его тело и отказывались выдать его наследникам, пока те не «проявят уважение к традиции». Наследникам в этой ситуации остается только посочувствовать - организация игр требовала колоссальных денежных трат.

Ценные кадры

Чем дальше гладиаторские игры отходили от обряда, превращаясь в шоу, тем выше ценилась жизнь гладиаторов. В ритуальном бою жертва должна была быть принесена обязательно. Теперь же крови могло пролиться ровно столько, сколько требовалось для потехи толпы. Гладиаторы стали слишком дорого обходиться своим хозяевам, чтобы можно было себе позволить терять бойцов в каждой схватке. Ведь гладиатора требовалось хорошо кормить, тренировать, обеспечивать высококвалифицированной медицинской помощью (о которой и мечтать не могли большинство тех, кто сидел на трибунах амфитеатров).

По мнению современных историков, лишь около 10% гладиаторов заканчивали свою жизнь на арене. Остальные, конечно, получали множество ран, но жили много лучше, чем городской плебс. Во времена расцвета Римской империи всего за одну победу гладиатор получал сумму, равную жалованью римского солдата за год! А победивший на арене дважды уже имел право жить в отдельной комнате.

Это приводило к тому, что гладиаторами становились не только рабы, но и свободные граждане Рима. Да, они при этом подвергались общественному порицанию и насмешкам. Цицерон, к примеру, называл гладиаторов «порочными людьми и варварами». Но зато они могли получить очень высокое качество жизни и хорошо обеспечить свою семью. Согласно некоторым подсчетам, из каждых 10 гладиаторов как минимум двое были свободными гражданами.

Выходили на арену и представители благородных семейств! Это считалось позором и потерей репутации, но зато могло помочь, например, вылезти из долгов. Императорам порой даже приходилось издавать указы, запрещающие детям сенаторов становиться гладиаторами.

Хотя печально знаменитый своим жестоким и распущенным нравом император Коммод увлекался гладиаторскими играми настолько, что сам не брезговал выходить на арену. Там он провел 735 боев и во всех одержал победы. Правда, по некоторым данным, у его соперников не было никаких шансов, так как им выдавалось не стальное, а свинцовое оружие.

Прекрасный пол на арене

Вопреки традиционным представлениям, на арене сражались не только мужчины, но и женщины. Об этом свидетельствуют как документы, так и немногочисленные изображения. Когда появились женщины-гладиаторы, точно не известно, однако большинство упоминаний о них относится ко временам правления императоров Нерона (54-68 годы) и Домициана (81-96 годы).

Тема женщин-гладиаторов до сих пор изучена очень слабо. Античные авторы, как правило, писали о них, чтобы осудить распущенность нравов, а не чтобы описать их подвиги. Вот, например, как писал о женщинах-гладиаторах знаменитый римский поэт Ювенал в своих сатирических стихах:

Ей бы участвовать в играх под трубы на празднике Флоры;
Вместо того не стремится ль она к настоящей арене?
Разве может быть стыд у этакой женщины в шлеме,
Любящей силу, презревшей свой пол? Однако мужчиной стать не хотела б она: ведь у нас наслаждения мало.

По всей видимости, сначала женщины появлялись на арене во время массовых сражений. Им доставались роли бойцов, не вступавших в близкий бой. Таких, к примеру, как эсседарий - гладиатор, вооруженный луком и стоящий на колеснице. Однако со временем женщины-гладиаторы стали сражаться наравне с мужчинами. Правда, теперь уже только между собой - ни одного факта о боях разнополых бойцов до нас не дошло.

Как и мужчины, женщины-гладиаторы сражались одетыми в минимум доспехов и снаряжения. При этом им запрещалось выступать полуобнаженными. Грудь прикрывалась кожаной полосой, называвшейся «строфий».

Женщина в Древнем Риме обладала не таким уж большим количеством прав. Так что для многих, очевидно, выход на арену был единственным способом продемонстрировать свою силу и независимость. Именно поэтому в гладиаторы нередко шли дочери знатных семейств. В начале I века было выпущено несколько указов, запрещавших брать в гладиаторы слишком молодых женщин и мужчин (сначала возрастной порог был установлен в 25 лет, затем снижен до 20). Полный запрет на участие женщин в гладиаторских играх издал император Септимий Север в 200 году. Однако, судя по всему, он соблюдался не строго, и бои с участием женщин проводились и в III веке.

На суше и на воде

Еще один малоизвестный факт о гладиаторских играх - это сражения на воде. Римляне называли их навмахиями. Они занимали особое место и считались самым роскошным видом массовых развлечений. Ведь для организации такого зрелища требовалось потратить огромное количество денег и сил.

Первая известная крупная навмахия состоялась в 46 году до нашей эры. Она была устроена по приказу Гая Юлия Цезаря. Для этого прямо посреди Рима, на Марсовом поле было выкопано настоящее рукотворное озеро. В сражении приняли участие 16 галер, на которых поместилось около 2 тысяч гладиаторов!

Как и на суше, на воде порой инсценировались реальные сражения. Причем речь не обязательно шла о том, чтобы напомнить исключительно о победах Рима. Например, уже после Цезаря, состоялась навмахия, имитирующая Саламинское сражение - великую победу греческого флота над персами, одержанную в 480 году до нашей эры. В этом представлении было задействовано 24 боевых корабля и 3 тысячи гладиаторов!

Самая грандиозная навмахия Древнего Рима была устроена императором Клавдием в середине I века. Для нее использовали реальное озеро Фучино, неподалеку от Рима. Публика расположилась на окрестных холмах, с которых было хорошо видно происходящее на воде. В этом природном «амфитеатре» поместилось около полумиллиона человек! На берегах самого озера были поставлены легионеры на тот случай, если участники представления решат взбунтоваться. Еще несколько легионов стояло поблизости от места проведения навмахии.

На воду спустили 50 кораблей. Общее число задействованных гладиаторов достигло 20 тысяч. Среди них были не только профессиональные бойцы, но и преступники, приговоренные к смерти. Сражение получилось поистине грандиозным. Правда, экипажи нескольких галер сговорились между собой и пытались уклониться от боя, надеясь, что в общей суматохе этого никто не заметит. Увы, за проявленную «трусость и изнеженность» после окончания навмахии их казнили. А всем тем, кто бился насмерть и остался в живых, была дарована свобода (в том числе и преступникам).

Кстати, европейские императоры позднее пытались подражать древним римлянам. Нечто подобное навмахиям устраивали французский король Генрих II под Руаном в 1550 году и Наполеон Бонапарт в 1807 году в Милане. Однако античные нравы к тому времени были уже далеко в прошлом, и заставить людей убивать друг друга ради потехи монархам в голову не приходило. Их навмахии были скорее спектаклями или показательными маневрами. Так же, как и знаменитые «потешные сражения», устраивавшиеся Петром Великим.

Виктор БАНЕВ

Подвиг монаха

Гладиаторские игры были официально запрещены в 404 году императором Гонорием. Поводом для этого послужило трагическое событие. Во время очередного представления христианский монах по имени Телемах вышел на арену и потребовал немедленно прекратить кровопролитие. Публика, жаждавшая насладиться любимым зрелищем, набросилась на него и забила насмерть. Правда, многие полагают, что несчастье с Телемахом стало лишь предлогом. На самом деле императора больше волновало существование независимых гладиаторских школ как таковое. Ведь это были по сути небольшие частные армии, которые могли наниматься (и нанимались), например, для запугивания конкурентов в политической борьбе.

Тем не менее гладиаторские игры подпольно существовали в Западной Римской империи как минимум до 440 года. А на востоке империи - еще дольше. По крайней мере, в Византии последний закон, запрещающий бои гладиаторов, датируется 681 годом!

Теперь из театра переместимся в римский амфитеатр, где проходили бои гладиаторов. Гладиаторские бои имели давнюю традицию еще до постройки амфитеатров в Италии. Известна изначальная связь гладиаторских боев с погребальными торжествами («бустум» - костер, на котором сжигали тело умершего, или могила). Обычай гладиаторских боев пришел в Рим вероятнее всего из Этрурии (по другой версии - из Кампании), где он также носил религиозно - обрядовый характер. Происхождение этого обычая объясняют по - разному; есть основания полагать, что в древности над гробом заслуженного война принято было убивать людей, осужденных на смерть, принося тем самым кровавую жертву богам подземного царства. Со временем, видимо, с этим жестоким обычаем покончили и вместо этого стали устраивать на похоронах ритуальные бои людей с мечами в руках - гладиаторов (от «гладиус» - меч).

Первые организованные гладиаторские игры еще сохраняли связь с погребальными обрядами. В 264г.до н.э. эти зрелища устроили сыновья Луция Юния Брута на его похоронах. Обычай утвердился в Риме, и с тех пор во время пышных, торжественных похорон видных граждан в их честь постоянно устраивали игры гладиаторов. Так, в 62 г. до н.э. Квинт Цецилий Метел Сципион провел кровавые зрелища в память о своем приемном отце, в 59 г. до н.э. тем же способом почтил память своего отца Фавст Корнелий Сулла. Цезарь же впервые устроил гладиаторские игры в честь умершей женщины - своей дочери Юлии. Эти факты свидетельствуют о следовании традиции погребальных обычаев, утвердившихся в Италии еще прочнее, чем в Греции.

Шли годы, и гладиаторские игры стали устраивать и по другим поводам; вошли они и в программу зрелищ во время некоторых праздников. В I в. до н.э. организаторами игр выступали или государственные власти через какое - либо должностное лицо, чаще всего городского эдила, или же частные лица, имевшие для этого достаточно средств; позднее игры почти всегда устраивал император. Кровавые зрелища все больше становились излюбленным развлечением римлян, которые уже не могли без них обходиться и то и дело требовали показать им, как люди убивают друг друга в амфитеатре. В эпоху империи погребение высокопоставленных особ также часто сопровождалось гладиаторскими играми. Жители Рима пользовались любыми похоронами сколько-нибудь состоятельных людей, чтобы под этим предлогом потребовать проведения игр. Такие же нравы царили и в других городах: в Полленции, например, как рассказывает биограф двенадцати императоров Светоний, «чернь не выпускала с площади процессию с прахом старшего центуриона до тех пор, пока силой не вынудила наследников потратить большие деньги на гладиаторские зрелища. Впрочем, Тиберий, собрав войска, сурово покарал всех, кто участвовал в этом бесчинстве» Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати Цезарей. -СПб., 2008. С.7

Как показывают эпиграфические памятники, гладиаторские бои устраивали не только на похоронах. Завещания предусматривали повторение игр в определенные сроки и после погребения: согласно надписи в Ости, сражения гладиаторов в честь некоей покойной Эмили Агриппины должны были происходить ежегодно.

Растущая популярность гладиаторских игр требовала иметь под рукой большое число хорошо подготовленных и обученных бойцов. Это привело к созданию специальных гладиаторских школ, где шло обучение. Предприниматель, подобравший группу гладиаторов, продавал их затем или отдавал внаем организаторам публичных зрелищ. Гладиаторские школы организовывались по инициативе частных лиц, или по инициативе государства, не только в Риме, но и в иных городах Италии и в провинциях.

Гладиаторов отбирали в основном из военнопленных, преступников, осужденных на смерть, но соглашались сражаться и свободные, впавшие в нищету и рассчитывавшие заработать побольше этим опасным ремеслом, не считаясь со смертельным риском. Когда гладиаторские бои превратились в чисто развлекательное зрелище, они обрели невиданный прежде размах, так что пришлось ограничить число участников: не более 120 бойцов за один раз. Однако ограничения эти не соблюдались строго: на играх, устроенных Октавианом Августом, на арену один за другим, точнее - пара за парой, вышли 600 гладиаторов. Но и это был еще не предел: разгромив даков, император Траян отпраздновал свою победу с небывалой пышностью, заставив сражаться друг с другом 10 тыс. бойцов. Вооружение и боевое снаряжение гладиаторов было очень разнообразно, как и виды сражений. Мастерство школ постоянно соперничало между собой. Бои представляли собой яркие и незабываемые зрелища, носившие жестокий и кровавый характер. Толпа ликовала не смотря на то, что эти зрелища уносили жизни сотен людей и диких зверей.

Как известно, жизнь раненого бойца зависела от воли зрителей. Пораженный мог умолять публику о снисхождении, о сохранении ему жизни, поднимая указательный палец. Если гладиатор пользовался симпатией зрителей, они благосклонно выслушивали его мольбы и оставляли его в живых; если же он имел несчастье не угодить им, если то, как он держался на арене, им не нравилось, они обрекали его на смерть криками «Добей!» и роковым жестом - опустив вниз большой палец. Некоторые гладиаторы были особенно популярны в Риме: Гермес, Гелий, Адволант. Как и выдающиеся актеры, гладиаторы, даже если они не отличались красотой, пользовались успехом у римских матрон, которым импонировали их сила и слава.

Между тем программа кровавых зрелищ, столь ценимых римлянами, со временем расширилась. Все чаще на арене устраивали бои с дикими зверями: или боец атаковал зверя поодиночке, или же затевали охоту на целую стаю - венации. Некоторые должностные лица были обязаны организовывать такие зрелища на собственный счет в день, когда вступали в должность. Несмотря на большие издержки, должностные лица охотно соревновались между собой в пышности и блеске устроенных зрелищ, ведь это позволяло обрести популярность в городе, что имело немалое значение для всей дальнейшей карьеры. Гладиаторские игры считались в то время акцией общегосударственной, способной обеспечить императору поддержку масс.

Для большинства римлян эти зрелища были излюбленным развлечением. Они ходили в амфитеатры, чтобы насладиться острыми впечатлениями, увидеть экзотических животных, полюбоваться на лучших гладиаторов, имена которых были так же хорошо известны, как сегодня имена знаменитых спортсменов и эстрадных певцов. Отправляясь в амфитеатр, публика уже знала, кого она увидит в этот день на арене, ведь существовали афиши с полной программой выступлений и именами участников.

Но иным римским интеллектуалам кровавые массовые зрелища были не по душе, и при том по многим причинам. Римские богачи наперебой задавали пышные празднества, устраивали дорогостоящие игры, не жалея никаких средств, дабы завоевать благорасположение сограждан. От богатых и влиятельных людей, таких, как Крассы, Лукуллы, Квинт Гортензий Гортал, Гай Клавдий Пульхр, наконец, Помпей Великий, старались не отставать и другие, когда становились эдилами. К таким людям Цицерон относился весьма критически. Подобное поведение должностных лиц великий оратор и философ называл расточительством, а вовсе не щедростью или широтой души: «Расточительные - это те, кто проматывает свое состояние на пирушки, на раздачу мяса, на бои гладиаторов, на игры и на травлю диких зверей - на все то, о чем память они оставят недолгую или вообще не оставят никакой». Марк Тулий Цицерон. Об обязанностях. -М., 1974. С. 55-57.

О любой трате денег, «цель которой - снискать расположение толпы», Цицерон отзывается резко отрицательно. Он не находил ни малейшего удовольствия в созерцании кровавых игр на арене. Бои гладиаторов, травли зверей - все это зрелища для черни, собирающие огромные толпы народу. Добавим, что подобные зрелища бывали и просто опасны, и не только для бойцов, сражавшихся со зверями, но и для прочих.

Не приходится удивляться, что и в эпоху империи далеко не все римляне находили удовольствие в кровавых развлечениях. Гладиаторы, допущенные к играм, давали присягу. Сенека иронически комментирует: «…в обязательстве самом позорном стоят… слова: «Даю себя жечь, вязать и убивать железом». Кто отдает руки внаем для арены, кто за еду и питье платит кровью, - от них берут ручательство в том, что они вытерпят все, хоть и против воли…» Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию. -М., 1977. С. 2-5.

И в этих своих суждениях Сенека был вовсе не одинок: не все в Риме разделяли вкусы и пристрастия массового зрителя. Но императоры по-прежнему старались угодить толпе, откликнуться на ее громкий зов: «Хлеба и зрелищ!»

Когда гладиаторские игры стали так популярны, когда число их участников значительно выросло и в Риме, и в других городах Италии, когда, наконец, зрелища стали длиться часами, тогда уже Бычий форум или любая другая городская площадь перестали годиться для проведения игр, ибо не вмещали всех бойцов и зверей, а главное - зрителей. Пришлось приступить к строительству специальных помещений - амфитеатров, где отныне и проходили подобные зрелища.

Первый амфитеатр в Риме возник в середине I в. до н.э., его основал Гай Скрибоний Курион, предложив оригинальный проект. За деревянным амфитеатром с двумя вращавшимися частями последовал в 46 г. до н.э. амфитеатр Цезаря, также деревянный. При Августе был сооружен на Марсовом поле первый в Риме каменный амфитеатр, построенный городским префектом Титом Статилием Тавром. В середине I в. до н.э. появился амфитеатр Нерона. Однако самый большой и самый знаменитый римский амфитеатр возвели в 70-ых годах I в. до н.э. между Палатинским и Эсквилинским холмами императоры Веспасиан и Тит: это был громадный, монументальный амфитеатр Флавиев, получивший позднее название Колоссеум, или Колизей. Он мог вместить в себя одновременно более 45 000 зрителей. Строили амфитеатры и в других городах Италии и провинций: в Помпеях, Сполето, Путеолах, Поле, Вероне, Пренесте и во многих иных местах в Галии - в Арелате (Арль), Немаузе(Ним), Лютеции (Париж), Везунне (Периге), в Испании - в современных Мериде и Севилье, а также на острове Сардиния, в Тунисе. О популярности гладиаторских игр в Италии говорит хотя бы то, что там насчитывалось 99 амфитиатров, из которых археологами изучено 27. Все они были сооружены за счет города или за счет какого-либо частного лица, а иногда строительство частично финансировал сам император.

Хотя и не так страстно, как гладиаторскими боями, римляне увлекались и чисто спортивными зрелищами, прежде всего выступлениями атлетов. Бывало, что гладиаторы, отличавшиеся необыкновенной физической силой, участвовали в представлениях и как атлеты. Первые соревнования атлетов организовал в Риме в 186г. до н.э. полководец Марк Фульвий Нобилиор, славившийся своими симпатиями к греческим обычаям и традициям.

Толпы людй собирали и состязания игроков в шары. Это зрелище было настолько популярным, что, как пишет Сенека, именно в те дни когда оно устраивалось, люди мыслящие, предпочитающие уединение, чувствовали себя свободно: никто не придет, не побеспокоит, не оторвет от раздумий. Если что и могло отвлечь интеллектуала в эти часы, так только шум, доносившийся с игровых площадок. Хотя в Риме не было такой могучей традиции организованных спортивных состязаний, как в Греции, но и там их проводилось немало. Плиний Старший сообщает о соревнованиях по бегу: «В цирке некоторые выдерживают бег на расстояние в 160 000 шагов, а в 59 г. н.э. восьмилетний мальчик пробежал с полудня до вечера 75000 шагов». Плиний Старший. Естественная история, кн. VII, -М., 2008. С.57

Когда начали устраивать культовые празднества в честь обожествленных императоров (например, культовые торжества в честь Августа в Анкире), в программу их включали не только гладиаторские бои, но и чисто спортивные игры, организуемые местными провинциальными властями на средства жрецов, поддерживавших тот или иной культ покойного властителя.

И еще одним зрелищем потчевали народ римские императоры: это были инсценировки морских сражений - навмахии. Впервые навмахию показал римлянам Цезарь в 46 г.до н.э. Во 2 г. н.э., по случаю освящения храма Марса Мстителя, Октавиан Август, по словам римского историка начала I в. н.э. Веллея Патеркула, «ослепил воображение и зрение римского народа великолепными гладиаторскими играми и навмахиями…» Веллей Патеркул. Малые римские истории. -М., 1996. С.78

Август, которого поэт, как и многие его современники, называет Цезарем, представил согражданам эпизод из истории греко-персидских войн: сражение между афинским флотом и кораблями персов. Сам принцепс повествует в автобиографическом Анкирском памятнике, что приказал выкопать неподалеку от Тибра и садов Цезаря огромный бассейн длиной в 280 м и шириной в 70 м, где на тридцати кораблях: диерах, триерах, и судах поменьше - вели бой около трех тысяч человек, не считая гребцов. Примеру Августа последовали его преемники. Нерон показал римлянам не только морской бой, но в придачу и морских животных в соленой воде. Император Клавдий устроил настолько грандиозное зрелище, что для строительства громадного водостока было привлечено около 30 тыс. человек, которые трудились в течение 11 лет. Перед тем, как спустить воды озера в прорытый канал, император захотел, по словам Тацита, «чтобы возможно большее число зрителей могло увидеть это великолепное сооружение». Для этого он устроил на озере морской бой-навмахию. Берега, холмы, вершины окрестных гор заполнили, как в амфитеатре, несметные толпы зрителей, привлеченных из ближних городов и даже из Рима жаждою зрелищ, тогда как иных привело сюда стремление угодить принцепсу.

Греческую традицию конных состязаний продолжали в Риме цирковые игры. Старейший римский цирк - Большой цирк- был сооружен в долине между Паинским и Авентинским холмами еще в эпоху царей. Это огромное здание длиной в 644 м и шириной в 123м могло вместить в себя 260000 зрителей одновременно, а после реконструкции при императоре Траяне в начале II в. до н.э.- даже 300000. В цирках всегда было многолюдно; охотно бывали здесь и женщины, чем, как явствует из стихов Овидия, тогдашние молодые люди умело пользовались. Цирк был местом, где азартно заключались пари, делали ставки на ту или иную упряжку -сотни молодых людей уже тогда разорялись и пускали на ветер состояние своих родителей, ставя не на ту лошадь. Этот цирковой азарт отталкивал от зрелищ некоторых просвещенных римлян, критически относившихся к пристрастиям толпы.

К таким людям, не любившим конных состязаний и скучавшим в цирке, принадлежал и Плиний Младший. Дни, когда большинство его сограждан устремлялось в цирк, он предпочитал проводить за литературными занятиями. В письме к своему другу Кальфизию Руфу он с иронией говорит и о самих цирковых гонках, и о пристрастии римлян к цветам «своей» команды.

«Все это время я провел среди табличек и книжек, самым приятным покоем наслаждаясь. «Каким образом,- спросишь,- мог ты добиться этого в городе?» - Были цирковые игры, а этим родом зрелищ я отнюдь не увлекаюсь: тут нет ничего нового, ничего разнообразного, ничего, что стоило бы посмотреть больше одного раза. Тем удивительнее для меня, что тысячи взрослых мужчин так по-детски жаждут опять и опять видеть бегущих лошадей и стоящих на колесницах людей. Когда я вспоминаю, сколько времени они проводят за этим пустым, пошлым делом и с какой ненасытностью, то меня охватывает удовольствие, что этим удовольствием я не захвачен. И в эти дни, которые многие теряют на самое бездельное занятие, я с таким наслаждением отдаю свой досуг литературной работе» Письма Плиния Младшего. -М., 1984. С. 6.

Философы, люди мыслящие, давали точную оценку происходившему на их глазах: « Как много людей упражняло тело и как мало- душу! Сколько народу сбегается смотреть потешное и мимолетное зрелище, и какая пустота возле благородных наук! Как немощны духом те, чьими плечами и руками мы любуемся! Об этом я и думаю больше всего: если упражнениями можно приучить тело к такой терпеливости, что она позволяет сносить и удары, и пинки многих людей, проводить целые дни под палящим солнцем, в горячей пыли, обливаясь кровью, - то насколько же легче закалить душу» Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию. -М., 1977. С. 1-3…

Все дальше отступало римское общество от принципов традиционной морали, которой так гордились жители Вечного города. Коррупция, злоупотребления наместников, политические интриги, безудержная погоня за наживой, жестокие и кровавые гражданские войны, карьеризм с опорой на семейные связи, все это вело к моральному упадку цивилизации.

Обычай устраивать гладиаторские бои римляне переняли от этрусков — племени, жившего на территории нынешней Италии еще до возвышения Рима. Для этрусков это была форма жертвоприношения в честь умершего. Точно так же и римляне сделали такие бои погребальным обрядом.

Известно, что один из первых гладиаторских боев состоялся в Риме 2280 лет назад по случаю смерти сенатора Децима Перы. Родственники покойного устроили сраже­ние между тремя парами гладиаторов на глазах лишь близких и друзей умершего.

Название же участников кровавой схватки, произошло от названия римского меча которым сражались гладиаторы «гладиус» — меч.

Хлеба и зрелищ
Погребальный обряд — сражения гладиаторов — все больше и больше превращался в зрелище, в кровавую утеху, которую жаждали все — от им­ператора до последнего нищего. Чис­ло гладиаторов, идущих на смерть, неуклонно росло. Когда в 183 году до нашей эры умер верховный жрец Публий Красе, был устроен бой меж­ду двумя сотнями гладиаторов!

Это было время, когда Риму угро­жало вторжение варваров. Люди пре­бывали в страхе. Правители решили поднять дух народа гладиаторскими боями. С тех пор гладиаторские сра­жения навсегда утратили религиоз­ный смысл. Они стали привычным зрелищем, без которого римляне уже не представляли свою жизнь.

Вначале бои гладиаторов прово­дились на городских площадях, на рынках. Затем начали строить вре­менные трибуны, откуда смотреть бои было удобнее. Правда, случа­лось, что ненадежные, наспех ско­лоченные трибуны обваливались от тяжести многочисленных зри­телей. Однажды в городе Фидена под рухнувшими трибунами погибли и покалечились около 50 тысяч человек! Пришло вре­мя строить прочные каменные сооружения — амфитеатры. Они напоминали современные стадионы с овальной ареной в центре.

Чудо Рима
Первый амфитеатр был пост­роен в 80 году до нашей эры в знаменитых Помпеях. На скамь­ях, окружавших его арену, мог­ли разместиться около 20 тысяч зри­телей. В случае дождя над зрительс­кими местами быстро натягивались тенты. Самым же величественным по праву считался римский амфитеатр Колизей. Он и поныне признается грандиозным архитектурным соору­жением. Поражают не только его ко­лоссальные размеры, но и гениаль­но задуманная хитроумная система проходов.

Четырехэтажный амфите­атр-гигант имел длину почти 190 мет­ров, ширину более 150 и высоту око­ло 60 метров. Итальянский писатель Рафаэлло Джованьоли в своем знаменитом ро­мане «Спартак» так описывает амфи­театр Колизей перед началом глади­аторских боев: «Трудно представить величавую панораму огромного цир­ка, заполненного более чем ста тысячам зрителей обоего пола, разного возраста и положения. Шум массы народа, мощный, как гул вулкана, мелькание голов и рук, похожее на яростное и грозное волнение моря во время бури, были лишь деталями ве­ликолепной, ни с чем не сравнимой картины, которую представлял Боль­шой амфитеатр в этот момент».

Школы гладиаторов
Потребность в гладиаторах была огромной. В них превращали прежде всего рабов и военнопленных. Осо­бенно высоко ценились последние, поскольку они уже хорошо владели оружием. На арену также попадали преступники, осужденные за дезер­тирство, измену или убийство.

Но среди гладиаторов, как это ни покажется странным, были и вольно­наемные, свободные римские граж­дане, в том числе из состоятельных семей. Ими двигали жажда опасных приключений, риск и азарт. Вольно­наемные имели право жить дома, но обязывались вовремя являться на «службу». Многие из них являлись семейными людьми, имели детей. Мало известно, что среди гладиато­ров были и женщины, которые тоже сражались и умирали на аренах ам­фитеатров. По отваге, мастерству, ловкости они иногда даже превосхо­дили мужчин.

Гладиаторов обучали в особых школах. Владельцы таких школ заку­пали пленных во время частых войн или рабов на невольничьих рынках, обучали их владеть оружием и бое­вым приемам, а затем продавали устроителям гладиаторских боев.

Позже появились и государ­ственные гладиаторские шко­лы. Особенно славилась «Большая школа», построен­ная в Риме. За год здесь ус­певали обучить до двух ты­сяч гладиаторов. Школу обслуживали, кроме учите­лей боевого дела, повара, лекари, массажисты, над­смотрщики, охранники, оружейники, могильщики и так далее.

Смерть на арене
Жизнь гладиаторов была суровой. За малейшее неповиновение их жда­ли наказания плетьми, кандалы, прижигание каленым железом, а то и страшная тюрьма.

Римляне, наслаждаясь боями на аренах амфитеат­ров, с презрением относи­лись к гладиаторам. Погибших глади­аторов хоронили в общих могилах. Лишь некоторые из них по настоянию и на деньги родственников удостаи­вались чести быть погребенными от­дельно. Тем не менее эти люди, бесстрашно шедшие на смерть, не могли не вызывать восхищения. Выражение «Умер, как гладиа­тор» означало у римлян выс­шую похвалу.

О том, что состоятся гладиаторские бои, сообщали объявления на стенах домов, афиши, крики глашатаев. В назначенный день к амфите­атру стекались тысячные тол­пы. Зрители, радостно воз­бужденные, беззаботно пере­говариваясь, занимали места в амфитеатре в давно заве­денном порядке: первые ряды — богатые и знатные люди, места повы­ше — рядовые римляне, верхние — женщины.

Представление начиналось торже­ственным парадом всех его участни­ков. Зрители громкими рукоплеска­ниями приветствовали гладиаторов, одетых для парада в великолепные доспехи.

Гладиаторы делились на шесть глав­ных типов: самнитов, гопломахов, секуторов, мирмиллонов, фракийцев и ретиариев. Каждый тип имел свое сна­ряжение и оружие. Например, гопломахи носили красивый шлем с забра­лом, металлическую поножу, покрывавшую правую ногу, имели короткий меч и прямоугольный щит. Мирмиллоны сражались босиком, в шлеме, имели прямой меч и большой оваль­ный щит. Тело ретиариев защищали лишь наручные латы и наплечники. Во­оружение их состояло из сети, которую следовало набросить на противника, трезубца, похожего на вилы, и длин­ного кинжала.

Были еще гладиаторы-андабаты, сражавшиеся вслепую, эквиты — конные гладиаторы, эсседарии на боевых колесницах, сигиттарии с луками и другие типы.

Удар милосердия
Упав, тяжело раненный гладиатор отбрасывал оружие в сторону и под­ымал руку с выставленным пальцем. Это означало признание своего сражения. Тогда арбитр обращался к зрителям, и те решали судьбу поверженного. Если большинство поднимало руку пальцем вверх, гладиатору даровалась жизнь. В противном случае победитель старался добить его.

Подходил особый служитель в черном одеянии, и, если гладиатор еще проявлял признаки жизни, наносил последний удар, так называемый «удар милосердия», прерывая муки несчастного.

Убитого уносили с арены, а победи­тель получал приз в виде пальмовой ветви, а также денежное вознаграж­дение. Под звуки оркестра служите­ли разравнивали на арене песок, за­сыпали следы крови, и на смертный бой выходили другие гладиаторы.

Существовал обычай: после побед во многих боях (десяти, двадцати) гладиатора отпускали на свободу. Можно подумать, что, оказавшись на воле, такой гладиатор был на седь­мом небе от счастья. Но удивитель­на человеческая психика!

Некоторые из отпущенных снова возвращались на арену. Так, например, известно, что гладиатор по имени Фламма че­тырежды получал свободу и каждый раз опять подписывал новый кон­тракт. Жизнь свою он закончил на арене в возрасте тридцати лет после 37 победных боев.

Подвиг монаха
С годами гладиаторские бои превратились в кровавые оргии. Император Клавдий в честь своих военных побед повелел инсценировать штурм и раз­грабление города. На этом кровавом «спектакле» сражались и погибли ты­сячи гладиаторов. Император Тит от­личился еще больше. По случаю окон­чания строительства Колизея он уст­роил гладиаторские бои, продол­жавшиеся 100 дней!

Но рекорд установил импе­ратор Траян. В сражениях, ус­троенных им и длившихся 123 дня, участвовало около 10 тысяч гладиаторов! Из­вращенное сознание тре­бовало все новых и новых, еще более жестоких зре­лищ. Рассказывали, что им­ператор Клавдий прика­зывал перерезать горло раненым гладиаторам прямо перед его трибу­ной и любовался агонией умирающих.

Закат гладиаторских боев начался после появ­ления христианства. Христианская вера по­степенно подтачивала устои римской морали. В 357 году нашей эры импе­ратор Константин II запре­тил римским солдатам на­ниматься в гладиаторы, а 42 года спустя другой император, Гонорий, своим указом закрыл ос­тавшиеся гладиаторские школы.

Но можно сказать, что остановил кровавые зрелища христианский мо­нах Телемах. Произошло это 1602 года назад. Во время одного из гладиатор­ских сражений он выскочил на арену и встал между сражающимися. Зрели­ще было испорчено. Возмущенные зрители набросились на монаха и ра­стерзали его. Узнав о произошедшем, уже упомянутый император Гонорий окончательно запретил кровавые «представления».

Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Существовавший у этрусков обычай устраивать смертельные поединки рабов при погребении знатной особы был заимствован римлянами в III веке до н. э. и к началу I века до н. э. трансформировался в масштабный религиозный обряд.

2) Изначально римские битвы гладиаторов (обряд, заимствованный римлянами у этрусков) проводились при погребении знатной особы, но со временем гладиаторские бои стали просто увеселительным зрелищем для широкой публики.

3) Первый бой обученных в специальных школах бойцов - гладиаторов (от лат. gladius - «меч») - состоялся в 264 году до н. э. на Бычьем рынке в Риме на поминках знатного римлянина.

4) Смертельные схватки рабов, проводимые у этрусков при погребении знатной особы, являлись высшей честью, которую могли воздать усопшему родственники.

5) Битвы гладиаторов были заимствованы римлянами у этрусков и изначально сопровождали лишь погребение знатных лиц, но с течением времени такие бои стали просто развлечением для публики.


(1)Обычай устра­и­вать гладиаторские бои, ко­то­рые представляли собой смер­тель­ные поединки между обу­чен­ны­ми в спе­ци­аль­ных школах военнопленными, ра­ба­ми и жаж­ду­щи­ми славы доб­ро­воль­ца­ми - гла­ди­а­то­ра­ми (от лат. gladiiis - «меч»), рим­ля­не заимствовали у этрусков, для ко­то­рых бои рабов, про­во­див­ши­е­ся при по­гре­бе­нии знатной особы, имели глу­бо­кое религиозное обос­но­ва­ние и яв­ля­лись высшей честью, ко­то­рую могли воз­дать предку бла­го­род­ные наследники. (2)Пер­вые римские гла­ди­а­тор­ские бои были про­ве­де­ны в 264 году до н. э. на Бы­чьем рынке в Риме, но по­во­дом для их про­ве­де­ния действительно были по­мин­ки знатного рим­ля­ни­на Децима Юния Брута Перы. (3)<...> уже к на­ча­лу I века до н. э. мас­штаб­ные гладиаторские сражения, участ­ни­ка­ми которых ста­но­ви­лись несколько сотен бойцов, пол­но­стью утратили свой ре­ли­ги­оз­ный контекст и стали из­люб­лен­ным зрелищем римлян, игрой со смертью, целью ко­то­рой было уве­се­ле­ние широкой публики.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Предложение 1) противоречит содержанию текста: в тексте сказано, что к началу I века до н. э. масштабные гладиаторские сражения полностью утратили свой религиозный контекст, а не трансформировались в масштабный религиозный обряд, как утверждает данное предложение.

Предложение 3) содержит неполную информацию: не сказано, откуда пришли в Рим гладиаторские бои, какие функции они выполняли.

Предложение 4) содержит неполную информацию: предложение ограничивается сообщением о том, при каких обстоятельствах проводились схватки рабов у этрусков, и ни слова не говорится о том, что эти схватки были заимствованы римлянами и у последних постепенно превратились в развлечение, утратив свой религиозный смысл.

Верно передана главная информация текста в предложениях 2) и 5).

Ответ: 25|52.

Ответ: 25|52

Актуальность: 2016-2017

Сложность: высокая

Раздел кодификатора: Информационная обработка текстов различных стилей

Правило: Определение главной информации текста. Задание 1

Задание 1 требует от учащегося умения проводить информационную обработку текста.

В нём всегда небольшой объём, всегда только три предложения и всегда два верных ответа.

Это задание, как и 2-е, проверяет способность учащихся улавливать логику развития мысли автора предъявленного для анализа текста. При этом экзаменуемые должны иметь представление о том, что одну и ту же информацию можно изложить, используя разные синтаксические конструкции , и задание 1 контрольных измерительных материалов нацеливает учащихся на использование всего богатства синтаксических конструкций, которыми располагает родной язык.

Чтобы решить задание 1, необходимо выделить главную информацию предлагаемого текста. Затем:

Сжать эту информацию в одно предложение самому;

Найти хотя бы одно предложение, в котором есть, на Ваш взгляд, ВСЯ информация, и сравнить с тем, что получилось у Вас;

Обратить внимание на, что в ТРЁХ из пяти предложений информация будет:

а) искажать текст, внося в него дополнения или нарушая причинно-следственные связи;

б) неполной, то есть будет передавать содержание верно, но лишь частично ;

в) слишком краткой.

Далее находим предложение, как две капли воды похожее по смыслу на вычисленное нами . Та же информация. Те же факты. Но- другими синтаксическими конструкциями. Например, придаточное определительное будет заменено причастным оборотом. Однородные сказуемые- деепричастными оборотами и т.п.

Таким образом, мы получим два верных высказывания.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!