Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Национальные виды спорта Китая中国的民族传统体育. Вокруг олимпиады

05.08.2012 06:06

Успехи китайских спортсменов действительно феноменальны. Чего стоит рекорд 16-летней пловчихи Е Шивэнь, которая побила мировой рекорд в заплыве на 400 метров среди женщин и проплыла быстрее, чем победитель в том же виде соревнований среди мужчин.
Китайцы действительно быстрее и сильнее, их нескончаемая воля к победе поражает.

Причиной таких результатов китайцев считают жесткие условия обучения китайских спортсменов: китайские олимпийцы тяжело тренируются с раннего детства, без отдыха и каких-либо каникул.


Детей забирают из семей в возрасте уже 4-6 лет. Отбор в детские спортивные школы проводят жесточайший: к тренировкам привлекают только мощных и сильных спортсменов, в ком виден потенциал уже с самого раннего возраста. Китайские спортсмены тренируются 6 дней в неделю по 4-6 часов, отрабатывая все упражнения до автоматизма.
Также надо отдать должное и государству, которое всегда поддерживало и мотивировало своих спортсменов.

Подготовка будущих чемпионов Олимпийских игр в Китае поставлена на промышленную основу. В стране уже создано более 300 спортивных академий и школ с углубленным изучением спортивных дисциплин, финансируемых государством. Причем такие учреждения находяться не только в крупных городах, но и в провинции. В них обучаются десятки тысяч будущих спортсменов.


Хотелось бы отметить, что государство берет на себя все расходы по проживанию, питанию и одежде для учеников спортивных академий, а родителям таких детей помогает даже с частичной оплатой аренды квартир. После окончания школы ученик получает не только среднее специальное образование, но и специализацию.

Также, важно отметить тот факт, что в Китае государство полностью освободило от налогов частные спортшколы и клубы, поэтому стоимость воспитания спортсменов в десятки, ато и в сотни раз ниже чем, в Украине или России.

Правительство Китая планирует и дальше развивать спортивную отрасль. Так, к 2014 году количество спортивных академий в стране планируют увеличить вдвое, а к 2020 году количество таких заведений должно перевалить за тысячу. Это значит, что элитную спортивную подготовку будут получать не менее 1 миллиона юных китайцев.


Напомним, что взлет китайского спорта начался во второй половине 90-х годов. В Сиднее (2000 год) у Поднебесной было уже 28 золотых медалей, а в 2008 году в Пекине - 51 золотая медаль. По этому показателю Китай занял первое место, обогнав своих главных конкурентов - США (36 медалей) и Россию (23 медали). К слову Россия за период 1992-2008 годов по "золотому сбору" упала почти в два раза - с 45 медалей в 1992 году (там выступала т.н. "объединенная команда" стран экс-СССР).

Алексей Маслов — востоковед, специалист в области китайской цивилизации, культурных и политических традиций. Алексей жил в буддийских общинах, окончил Академию ушу Шаолиньского монастыря, являлся переводчиком ряда важнейших даосских и чань-буддийских текстов. Пожалуй, он как никто другой знает секрет китайских рекордов на Олимпиаде.

Почему спортсмены Поднебесной на голову сильнее остальных, что сулит китайцам участие в Олимпиаде и почему перед важными соревнованиями они отказались от мяса — в материале «МК».

— Алексей, правда, что в Китае будущих спортсменов отбирают из глухих сел?

— До середины 1990-х годов будущих спортсменов действительно отбирали из бедных семей, проживающих в глухих селах. Но сегодня все изменилось. В Китае, в отличие от других стран, чуть ли не каждый второй житель Поднебесной готов стать спортсменом и посвятить свою жизнь профессиональному спорту. И дело здесь не в национальной идее. Просто человек, из которого начинают растить спортсмена, уже в школе получает такое количество благ, которые ни один другой его сверстник не получит никогда.

— Давайте начнем сначала. В Китае легко поступить в спортшколу?

— Китай является единственной страной в мире, которая буквально покрыта спортивными школами или школами с углубленным изучением спортивных дисциплин. Причем такие учреждения существуют не только в крупных городах, но и в небольших провинциях. Например, вокруг Шаолиньского монастыря в провинции Хенань находятся несколько сотен специализированных школ, где готовят спортсменов самого разного уровня. Все спортшколы Китая в разных объемах финансируются государством. Работают эти учреждения по системе интерната — там спортсмены живут круглый год. Учащегося обеспечивают абсолютно всем: питанием, формой… После окончания школы человек получает не только среднее специальное образование, но и специализацию. В случае если выпускник не достигнет высот в спорте, он непременно станет тренером, массажистом, спортивным фельдшером.


— Спортшколы при Шаолиньском монастыре тоже спонсирует государство?

— Возможно, не полностью, но финансирует частично. Но в тех спортшколах дети живут в очень средних условиях, поэтому массовая подготовка спортсменов обходится там довольно дешево. Обучение в таком интернате стоит от 300 долларов до 1500 долларов в год. При этом многие родители все равно готовы выложить за своих детей эту сумму, чтобы впоследствии получить гораздо больше.

— Выходит, родители могут отдать в спортинтернат свое чадо и забыть о нем на долгие годы?

— Да, так и происходит. В спортивной школе жесткий режим, постоянные тренировки, свидания с родителями проходят по определенному графику. Но никто из родителей не переживает по этому поводу, потому что только в спортшколах преподают грамотные, образованные учителя. Китайцы понимают: если они отдали свое чадо в спортшколу, то их ребенок получит лучшее образование.

— Как происходит отбор претендентов на Олимпийские игры?

— Дважды в год представители из спорткомитетов объезжают все эти школы, смотрят на результаты учеников и отбирают достойных, которые потом переезжают из провинции в столичную школу. Часть из них, кто в течение нескольких месяцев не покажет спортивного роста, вернется обратно в деревню. Подобная система отбора олимпийцев существовала в Советском Союзе в 1950-х годах.

— Выходит, каждый сотый ребенок, рожденный в Китае, занимается профессиональным спортом?

— Каждый десятый! А в реальности, возможно, и каждый пятый. Но речь поначалу идет не о профессиональном спорте, а скорее о любительском. Большинство людей, которые формально являются действующими спортсменами, работают на фабриках, заводах или учатся в институтах физкультуры. Кстати, институт физкультуры в Китае тоже особенный. Дело в том, что в институте может учиться и проживать в общежитиях ограниченное количество людей. Поэтому рост спортсменов и тренеров ограничен. Но китайцы вышли из положения — они стали на базе крупных спортивных школ в провинциях размещать базы института физкультуры. Если человек показывает хорошие результаты, его переводят в Пекинский институт. Таким образом, преодолевается нехватка тренеров на местном уровне. Кстати, с 2006 года в обычных школах урокам физкультуры тоже стали уделять огромное значение. Три раза в неделю ученики занимаются именно профильными видами спорта, которые выбрала для себя та или иная школа, — волейбол, ушу, легкая атлетика.

— Я слышала, что даже частные спортсекции в Китае не облагаются налогами?

— В Китае освободили от налогов целый ряд спортшкол, клубов. Поэтому себестоимость воспитания спортсменов в Китае в десятки, если не в сотни раз ниже, чем в России.

Более того, если в каком-то провинциальном городе Китая активно развивается, например, легкая атлетика и энтузиасты этого вида спорта решили открыть свой клуб, они обращаются в спорткомитет, чтобы выбить финансирование. Формально они будут оставаться любительским клубом, но им обязательно выделят здание, общежитие при школе, небольшой спортзал. Было бы желание! В любой другой стране для организации такого клуба придется искать богатых спонсоров. Китай финансирует даже неолимпийские виды спорта, такие, как ушу.

Также в небольших провинциях Китая ежемесячно проходит до 20 спортивных мероприятий. В крупных городах каждый месяц устраивают порядка сотни соревнований для молодежи. Причем себестоимость проведения таких соревнований стремится к нулю — государство бесплатно выделяет спорткомплекс, призы.


«Спортсменов сборной Поднебесной снабжают лучше всех в мире»

— Сколько платят сегодня за олимпийскую медаль китайцам? Я слышала, что чемпионы получают по 1 млн. долларов?

— Это слухи, которые, на мой взгляд, распространяют китайские власти, чтобы показать всему миру, насколько высоко они ценят своих спортсменов. Но здесь есть одна тонкость. Для китайца спорт — значительно больше, чем просто спортивное достижение. И эта китайская политика нацелена на решение важного вопроса. Несмотря на то что Китай является крупной экономической державой, самим китайцам кажется, что их считают лишь фабрикой для производства дешевых вещей или поставщиком рабочей силы. Китай же стремится, чтобы его считали экономически, политически и спортивно развитой страной. Так что спорт для Китая — еще одна часть формирования имиджа державы. Поэтому слухи о миллионе за медаль во многом нацелены на то, чтобы показать, насколько Китай готов раскошелиться, чтобы поддержать своих спортсменов.

— Если не деньги, то какая награда ждет олимпийца за медаль?

— Спортсмены олимпийской сборной Китая снабжаются так, как не снабжаются ни одни спортсмены в мире. Как только человек попадает в сборную, государство выделяет ему роскошные квартиры, покупает машины, его обслуживают по высшему уровню. Одним словом, спортсмена ограждают от любых проблем. Сами китайские спортсмены говорят об этом в открытую. Для них попасть даже в предварительный состав олимпийской сборной означает кардинально сменить социальный статус. Судите сами: в провинциальных спортшколах китайцы живут в душных крошечных комнатах на 4 человека. Тренируются они в обшарпанных залах. Питание в таких интернатах тоже довольно скудное. И вот когда человека назначают кандидатом в олимпийскую сборную, у него происходит гигантский скачок по социальной лестнице. Кстати, тренеры олимпийских команд тоже получают кучу благ от государства. Если тренер по плаванию решил запросить тренировки в высокогорных районах, он делает запрос в спорткомитет, и ему никогда не отказывают. Если же тренер считает, что спортсмены должны тренироваться на зарубежной базе, ему без проблем предоставляют нужную базу и полностью оплачивают расходы.


— Победитель Олимпиады становится героем для страны?

— Олимпийцы в Китае — не важно, выиграли они медали или нет, — автоматически становятся абсолютными героями. Например, портреты олимпийцев, которые выступали в 2008 году в Пекине, вывешивали практически в каждом провинциальном профкоме Китая. Этих людей весь Китай знает в лицо. Такого не встретишь нигде.

— Как чествуют чемпионов на родине?

— По возвращении чемпионов принимает у себя председатель правительства КНР, прилюдно раздает им подарки, вручает ключи от новой квартиры. Но главные торжества начинаются, когда спортсмены разъезжаются по своим провинциям. Вот там начинаются массовые гуляния. Я видел, как чествовали олимпийца в одной небольшой деревне близ Шанхая. Помню, туда съехалось несколько тысяч человек, которые являлись членами семейного клана чемпиона, но ранее никогда друг друга не видели. Эти люди преодолели сотни верст, только чтобы поздравить дальнего родственника. И что интересно, торжество проходит интеллигентно — во всяком случае гулянок, пьянок и мордобоя я не замечал.

— На каждой Олимпиаде китайская сборная представляет новых спортсменов. У них немного людей, которые могут несколько лет подряд участвовать в Олимпийских играх?

— Текучка кадров в Китае значительно больше, чем в России. Но есть одна тонкость, которую китайцы соблюдают на протяжении многих лет. Они никогда не меняют состав команды целиком. Смена команды даже на 60 процентов — уже шок. Дело в том, что для них те спортсмены, которые выступали на прошлой Олимпиаде и пусть даже не победили, являются носителями уникального опыта. Именно по ним психологически ориентируются новые спортсмены. Если же на Олимпиаду поедет только новое поколение, это будет ударом для всей команды. В китайской команде выступают три поколения. Первое поколение — самое старое. Эти люди как раз являются носителями опыта. Следующая категория — самая большая — потенциальные медалисты. И третья группа — совсем молодые ребята, которые, возможно, не победят, но крайне перспективно развиваются. Как правило, центральный костяк меняется из года в год. А старое поколение остается. На самом деле Китай сейчас только ищет подходы для сохранения олимпийского статуса. 2008 год был для них пиковым — они получили 51 золотую медаль. Сегодня все ожидают от Китая такого же результата. Если же Китай начнет сдавать позиции, получит меньше медалей, ошибется в формировании команды, то их будут обвинять в неправильной социальной политике, нарушении прав человека. Так уж повелось: если что-то в Китае идет не так, то весь мир говорит, что Китай начинает «заваливаться». Сами китайцы это прекрасно понимают.

— Среди олимпийских чемпионов Китая есть такие, чьи судьбы после завершения карьеры не сложились? Может, кто-то спился…

— Теоретически подобное, наверное, могло бы произойти. Но на деле не происходило ни разу. Несмотря на то что в Китае не так развита социальная служба, как в европейских странах, китайцы ценят своих героев. Я встречал многих старых олимпийцев — им всем выделены государственные квартиры, они живут достаточно солидно, никто не жалуется. Китайцы не позволят, чтобы у кого-то из бывших чемпионов не сложилась судьба, человек спился, не нашел работу. Потому что это может сильно ударить по имиджу государства.


«Китайским спортсменам запретили есть мясо»

— Ну а медицинские препараты все-таки имели место быть?

— Китайцев обвиняли в том, что их лаборатории разрабатывают какие-то удивительные препараты, основанные на средствах даосской медицины, которые помогают спортсменам добиться победы в спорте. На самом деле китайцы жестко придерживаются того, что никаких химических препаратов и иммуностимуляторов, которые применяются извне, быть не должно. Более того, китайская сторона ранее заявила о том, что она намерена хранить в течение ближайших восьми лет все допинг-тесты спортсменов, взятые во время проведения Олимпийских игр в Пекине.

— Но, может, китайским спортсменам прописано какое-то особенное питание?

— В апреле этого года китайским спортсменам запретили питаться мясом, что, казалось бы, противоречит всей методике подготовки спортсменов — без белка невозможно тренироваться. С чем это было связано? Дело в том, что животных в Китае пичкают различными гормонами, которые способствуют росту и весу. Иногда используются и запрещенные в Китае препараты. Поскольку сами китайцы признались, что невозможно выяснить, в каком мясе могут быть эти гормоны, спортсменам предложили отказаться от любого мяса. Сами олимпийцы признались, что жутко страдают без мясной пищи, но при этом соблюдают запрет.


— Китайцы настолько дисциплинированы, что не могут даже втихаря съесть кусочек мяса?

— Дисциплина у китайских спортсменов фантастическая! Она живет в них на генетическом уровне. Здесь надо понимать, что каждый спортсмен — представитель определенного китайского клана. И если он однажды ошибется, например, наестся запрещенных продуктов или позволит себе напиться, то позор ляжет на весь клан. Такому спортсмену житья на родине уже не будет, ему придется попросту покинуть страну. Поэтому подобных осечек китайцы избегают.

— Спорт в Китае — это целая наука. Правда, что технику прыжка в воду с трамплина изучает целый институт?

— Ученые Китая годами изучают траекторию входа спортсмена в воду, траекторию движения корпуса. На одного спортсмена работают целые институты. Как правило, все они закрытого типа.

— Говорят, что китайцам удаются только те виды спорта, которые не требуют импровизации, но где важна дрессура. Гимнастика, штанга, прыжки в воду — коронные виды спорта китайцев?

— В целом это так. Китайцам не даются еще те виды спорта, где требуется особое телосложение. Китайцы только сейчас начали выигрывать в тяжелых весовых категориях в боксе. Такая же ситуация — с борьбой, дзюдо. Им непросто нарастить мышечную массу. Художественная гимнастика — тоже не их конек. Китайцы хорошо гнутся, но в их движениях нет плавности и эстетики, которая присутствует у европейских спортсменов. Но все еще впереди!

— Китай приглашает на работу иностранных тренеров?

— Чаще всего китайцы приглашают иностранных тренеров только в качестве консультантов. Китайцы никогда не позволят, чтобы олимпийской командой руководил иностранец, для них это будет позором. Да, у них есть проблема — нехватка тренеров мирового уровня. Сейчас они тщательно работают над тем, чтобы создать систему тренеров сквозного уровня. Например, если спортсмен занимается с одним тренером и делает успехи, то первый тренер обязан передать спортсмена более профессиональному тренеру. И так по цепочке. Как только этот метод начнет работать, считайте, Китай закрепится в высшей олимпийской строчке навсегда.

— А я слышала, что китайцы не хотят работать с иностранцами, чтобы те потом не раскрыли секреты их тренировок?

— Индивидуальная подготовка спортсменов — там действительно одни секреты. Не случайно тренировки таких спортсменов проходят в закрытых залах.

Иностранные тренеры дают подписку о неразглашении?

— Не только иностранцы, но и в контракте у китайских тренеров существует пункт о неразглашении. Подобный контракт подписывают и сами спортсмены.

— На решающих соревнованиях китайцы выглядят хладнокровными, на их лицах — ноль эмоций, не люди, а роботы…

— По своей натуре китайцы более эмоциональны и менее психоустойчивы, чем европейцы. Одна из хитростей подготовки китайских спортсменов — как раз формирование психологической устойчивости. На этом основаны все первые шаги в китайском спорте. Здесь отработана целая система, основанная на европейских психотренингах и китайской медитативной системе, которая и дает такой результат. Китайским спортсменам купируют не только чувства, но и болевые ощущения. Я неоднократно наблюдал, как китайцы тренируются по 5-6 часов с тяжелейшими травмами, преодолевая боль, что явно нарушает спортивный режим. Тренер любой другой страны решил бы, что подобные тренировки только увеличивает ущерб от травмы. А китайские тренеры утверждают, что таким образом спортсмен развивает психическую устойчивость.

— Как китайцы отзываются о российских спортсменах?

— Китайская пресса к российским спортсменам относится позитивно. Но вот в китайских интернет-блогах царит совсем иное настроение. В отношении России чувствуется жалость, блогеры пишут: мол, мы-то думали, что наш партнер — это великая страна, но они даже своих спортсменов воспитать не могут. Но надо отдать должное Китаю: никакого цинизма и ликования в этих их словах нет. Лишь жалость победителя.

* * *


Китай сегодня уверенно лидирует в «медальном зачете» Олимпийских игр. Но какую цену платят чемпионы Поднебесной за свои победы? И стоит ли престиж страны того?

На днях прыгунья в воду 17-летняя после блестящей победы в паре с узнала страшные вести, которые родители скрывали от нее на протяжении длительного времени. Оказалось, что за то время, пока девушка упорно поднималась к спортивным вершинам, умерли все ее бабушки и дедушки, а ее родная мать уже долгое время борется со страшным заболеванием — раком молочной железы.

Начала тренироваться 6-летним ребенком. С тех пор она практически полностью потеряла связь с семьей. Родители спортсменки признались, что давно смирились с тем, что их дочь больше не принадлежит им.

Китайская спортсменка покорила олимпийский пьедестал в Лондоне. Но будет ли она рада такой победе?

Физическая культура и спорт в образовательных учреждениях Китая, Японии и Кореи

Общеобразовательная школа и сравнительная педагогика прошли многоуровневый исторический путь своего развития. На протяжении XIX-XX вв. сравнительная педагогика развивалась в условиях роста интернациональной направленности педагогических идей и школьных реформ. В современных условиях во всех странах мира модернизация образования переживает пору расцвета.

На основании изученных нами исследований, проводимых Корейским институтом образования по проблемам содержания школьного образования в США, Канаде, Австралии, Китае, Японии, мы определили конструктивную модель оптимизации отечественной системы образования. Изучение зарубежной педагогики позволяет оценить характер взаимоотношений общества и государства в области образования, социализации детей и подростков, сохранения их здоровья и воспитания духовности. Инновационные разработки в зарубежной теории и практике обучения охватывают поиски в одной из основных областей педагогики - построении учебного процесса, технологии проектирования образовательных программ и их реализации. Педагогов всех стран объединяет стремление выйти за рамки традиционного обучения, найти новые подходы к главному инструменту образования - учебному процессу. Отечественная педагогика осмысливает и осваивает принципы школьного образования, выработанные в мировой теории и практике обучения. Школьная практика испытывает огромную потребность в приливе свежих идей, и в то же время дидактические поиски мировой педагогики остаются малоизвестными даже для специалистов, а педагоги-практики обычно сталкиваются с фрагментарной информацией о зарубежных педагогических нововведениях.

Изучение зарубежного опыта по определению сущности и обоснованию целевых установок, содержания физического воспитания, технологии реализации образовательных задач дает представление о главных направлениях развития педагогической мысли в сфере физической культуры разных стран. Общество в целом позволяет понять роль физкультурного образования в накоплении и сохранении социальных и культурных ценностей, приобретенных человечеством. Познание зарубежной социально-педагогической мысли о физическом, духовном и нравственном в человеке способствует формированию мировоззрения и профессиональных качеств учителей школы.

физический воспитание образовательный

Таблица 1. Сущность и направленность модели физического воспитания учащихся общеобразовательных школ

Развитие физической подготовленности

Физкультурное образование через телесное развитие человека

Развитие физической силы

Прикладная направленность, сосредоточенная на развитии физической силы

Спортивная направленность

Воспитание спортсмена

Направленность на развитие личности человека

Социальное и психоэмоциональное развитие человека

Развитие двигательных навыков

Физический тренинг в упражнениях по формированию двигательных навыков

Индивидуальное физкультурное образование

Индивидуализация в решении задач физкультурного образования и достижении цели обучения и тренировки

При всей специфичности физкультурного образования Японии, Республики Корея, Китая в нем отражены общие подходы к управлению, содержанию, формам, методам физического воспитания и физической активности школьников. В настоящее время в этих странах физическая культура и спорт рассматриваются как важная составная часть общей культуры общества, как одна из сфер человеческой деятельности, направленной на укрепление здоровья, развитие физических качеств и духовных ценностей человека. В этой связи исключительную актуальность представляет сопоставление содержания физического воспитания учащихся разных стран в основном звене - общеобразовательной школе, где закладываются основы пожизненной физической культуры личности и здорового стиля жизни человека.

Однако сравнительные исследования по проблеме развития физического воспитания в общеобразовательной школе (пересмотр целевых установок и задач, идеи и принципы оптимизации содержания, интенсификации технологии педагогического процесса, педагогика сотрудничества в звене «учитель-ученик»; управление качеством образовательного процесса, методическое обеспечение процесса физического воспитания; материально-техническое обеспечение физкультурно-спортивной активности учащихся, социально-правовая поддержка), проводимые учеными разных стран, во многих случаях ограничивались констатацией содержания руководящих документов, описанием национальных учебных планов, трактовкой отдельных положений образовательных программ, при этом не исследуя качественных параметров эффективности их реализации.

Таким образом, проблема состоит в противоречии между процессом интеграции школьного образования (как условия экономической кооперации и социальной стабильности) в Республике Корея и отсутствием результатов научного анализа структурно-содержательного построения учебных планов и программ физического воспитания школьников передовых стран Азии, имеющих достаточно богатый опыт в развитии системы образования.

Сравнительный анализ содержания физического воспитания школьников этих трех стран позволяет сопоставить их педагогические идеи, заложенные в ныне действующих программах развития общеобразовательной школы. Изучение педагогического опыта стран Азии, других стран мира поможет формированию открытого социально-педагогического мышления, при котором осваивается целесообразное в школьном образовании.

Разрешение задач нашего исследования позволит определить сущность целевых установок и нормы физкультурного образования школьников стран Азии и на этой основе оптимизировать современный национальный учебный план Кореи и обозначить контуры образовательных программ будущего.

Модели учебных планов по физическому воспитанию представлены в табл. 1.

Поиск особенностей развития системы школьного образования определил необходимость выделения видов и этапов непрерывного образования в различных странах мира с последующим сравнительным исследованием содержания физического воспитания школьников в рамках международных проектов по модернизации общего среднего образования.

Динамика развития учебных планов в Республике Корея за период с 1955 г. по настоящее время выглядит следующим образом.

Первый национальный учебный план (1955-1963) по физическому воспитанию включал 5 разделов: 1) цели здоровья и физического воспитания, 2) обучение технологии сохранения здоровья и физического воспитания, 3) методика преподавания, 4) цели средней школы по физическому воспитанию учащихся, 5) содержание физкультурного образования учащихся (отдельно для каждого класса). В своей основе они сохранились и в структуре последующих шести Национальных учебных планов. Значимость первого учебного плана Республики Корея исключительно велика - он впервые ввел физическое воспитание в ранг самостоятельного школьного учебного предмета, кроме того, это был первый национальный учебный план, разработанный непосредственно корейскими учеными и специалистами в области образования Республики Корея.

Второй национальный учебный план (1964-1973) Республики Корея был построен на идеях подготовки граждан к борьбе против коммунизма, защите демократических завоеваний и независимости страны, воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма и высоких идеалов нравственного сознания средствами физической активности и спортивной деятельности.

Третий национальный учебный план (1974-1981) отражал, представленные в Уставе национального образования дух творческого потенциала, идеи сотрудничества, моральных ценностей и независимости нации через систему развития физических сил, укрепления психологического здоровья учащихся.

Четвертый национальный учебный план (1982-1987) сосредоточил свои приоритеты на устранении недостатков, имеющих место в первых трех планах: усложненное содержание, пренебрежение дифференциацией общего и регионального содержания в образовании, размытость границ конечного результата. Он был спроектирован на принципе оптимизации условий и уровня использования содержания образования и отражал концепцию интенсивного социального развития страны. Сосредоточенный на развитии личности ученика, четвертый учебный план выделял принцип взаимодействия учебного материала, принцип гуманизации и творческого потенциала, развития интеллекта и технологии формирования морально здоровых людей, стремящихся к социальному сотрудничеству, коллективному взаимодействию.

Пятый национальный учебный план (1988-1994) спроектировал технологию воспитания творческих и морально здоровых граждан, которые смогли бы сохранить ведущие роли в социуме 21 - го века. Он был ориентирован на будущее, способное подготовить Республику Корея к государству всеобщего благоденствия и способного воссоединиться с Северной Кореей. Основная практическая идея плана предусматривала концепцию физкультурного образования учащихся.

Шестой национальный учебный план (1995-1999) предусматривал фундаментальные изменения и внедрение педагогических новшеств в содержательной части своего развития: качество, децентрализация физкультурного образования в интересах формирования здоровых, инициативных и морально устойчивых граждан Кореи, способных сохранять психологическую надежность в любой сфере деятельности, противостоять негативным явлениям и сформировать культуру двигательной активности.

Седьмой Национальный учебный план (2000 - настоящее время) отражает современные повышенные требования к образованию, предусматривая базовый вариативный и компоненты образования учащихся школы. Он включает в себя содержание учебных предметов, дополняющие их элементы по организации учебно-воспитательного процесса в школе и содержание внеучебной деятельности школьников и педагогов. Физическое воспитание определено как комплексный школьный предмет обучения и социального воспитания, содержащий функциональные, академические и нормативные аспекты образования, направленные на усовершенствование качества жизни человека.

Корейский учебный план - типичный пример централизованного национального учебного плана. Министерство образования Республики Корея планирует, исследует эффективность, координирует образовательные процессы. Оно имеет право определить стандарты образования, принципы построения и реализации учебных планов, структуру и содержание системы оценки. Управленческие структуры образования регионов имеют право решать детальные задачи, предусмотренные принципами центрального управления и обусловленные условиями конкретного региона. Управление реализацией учебного плана осуществляется конкретной школой.

Система образования в Республике Корея строится по модели 6-3-3-4: начальная школа (1-6-е классы), младшая средняя школа (7-9-е классы), старшая средняя школа (10-12-е классы), колледж с двухгодичным курсом обучения, профессиональный колледж и университет.

Основной учебный план для начальной школы предусматривает физическое воспитание как часть школьного образования учебный предмет, содержит, в своей сущности, внутреннюю и внешнюю ценности развития человека: укрепление здоровья и социализация детей и подростков, развитие гармонии тела, духа и интеллекта каждого ученика. Образно цель физического воспитания можно выразить следующим образом: 1) «для физического», 2) «о физическом», 3) «через физическое».

Первое, формирование у учащихся потребностей в двигательной активности (спортивной деятельности, танцах, играх) и приобретение соответствующих навыков в интересах укрепления физического и психического здоровья.

Второе, приобретение знаний по философии, истории, физиологии, социологии, психологии физической активности, спорта, танца, игры, что позволяет творчески оценивать роль физической культуры в жизни человека и строить свой физический потенциал на научной основе.

Третье, формирование духовно-нравственного потенциала и эмоционально положительных межличностных отношений.

Седьмой Национальный учебный план физического воспитания учащихся объединил систему целевых установок каждой ступени школьного образования, создав систему непрерывного физкультурного образования школьников (табл. 2).

Таблица 2. Общие и социальные цели, отражённые в седьмом Национальном учебном плане Республики Корея

Япония. Общие цели физического воспитания учащихся японских школ на каждом образовательном уровне конкретизируются по схеме: начальная школа 1-2-е классы, 3-4-е классы, 5-6-е классы, средняя школа - общая цель - цель по каждому разделу (физическому воспитанию и здоровью). Сущность целевых установок по уровням школьного образования представлена в табл. 3.

Таблица 3. Цели физического воспитания школьников Японии

Уровень образования

Сущность целевых установок

Начальные школы

  • 1. Развитие физических качеств и способностей.
  • 2. Формирование спортивного опыта на основе знаний о здоровье человека, его безопасности, физической и умственной деятельности.
  • 3. Культивирование здорового стиля жизни человека.

Младшие средние школы

  • 1. Развитие физических качеств и двигательных способностей.
  • 2. Ознакомление и тренировка по выбранным видам спорта, оздоровительным программам.
  • 3. Физкультурно-спортивная тренировка и адаптивная физическая активность.
  • 4. Формирование навыков здорового стиля жизни.

Старшие средние школы

  • 1. Развитие физических качеств и способностей наслаждаться результатами двигательной активности.
  • 2. Формирование знаний о здоровье, физической безопасности жизнедеятельности, содержании физических упражнений и методики самостоятельного их применения.
  • 3. Формирование имиджа сильного человека.

Таблица 4. Общие цели физического воспитания учащихся школ Китая

Уровень образования

Сущность целевых установок

Начальные школы

  • 1. Формирование элементарных знаний о физическом воспитании, гигиене и здоровье человека.
  • 2. Совершенствование навыков двигательной активности в условиях спортивной деятельности.
  • 3. Совершенствование физического развития, закрепление привычек гигиены, воспитание дисциплинированности, товарищества, смелости, карьерного роста.

Младшие средние школы

  • 1. Помочь учащимся приобретать знания о физическом воспитании и об укреплении здоровья.
  • 2. Оказать помощь в совершенствовании навыков спортивной борьбы в условиях состязаний.
  • 3. Формировать навыки самостоятельной физической тренировки.
  • 4. Воспитание коллективизма, смелости, решительности, духа карьерного роста.

Таблица 5. Содержание занятий по физической культуре школьников

Ступени образования

Интегральный курс общей физической подготовки

ФК / гигиена - здоровье. Основные общеразвивающие упражнения, игры, ритмика, танцы

Основные общеразвивающие упражнения, игры

Гимнастика, игры, оздоровительные упражнения, экспрессия

Лёгкая атлетика, гимнастика, игры с мячом, традиционные виды спорта, ритмика и танец, силовые упражнен

Общеразвивающие упражнения, спортивная гимнастика, плавание, оздоровительные упражнения.

Гимнастика, лёгкая атлетика, силовые упражнения, оздоровительные упражнения

Атлетизм, упражнения на спортивных снарядах, лёгкая атлетика, плавание, игры с мячом, экспрессия, здоровье.


Китай - удивительная страна и одна из древнейших в мире цивилизаций. Именно китайцы подарили миру множество полезных открытий, и даже став технологичным обществом сумели сохранить свои древние традиции. В нашем обзоре интереснейшие факты о стране фарфора, воздушных змеев и самых изысканных чайных церемоний.

1. Китай - третья по величине страна



Китай является третьей по величине страной в мире (после России и Канады). Его площадь составляет 9 598 962 квадратных километров, а длина границы с другими странами составляет более 189 000 километров. Около побережья Китая находятся 5000 островов.

2. Население Китая



3 Каждый пятый человек в мире является китайцем. Население Китая составляет 1 375 137 837 или в четыре раза больше, чем в Соединенных Штатах

3. Воздушный змей - китайское изобретение


Китайцы изобрели воздушные змеи («бумажных птиц» или «Эоловы арфы») примерно 3000 лет назад. Их использовали для устрашения врагов в бою, а Марко Поло (1254-1324) отметил, что воздушные змеи были также использованы для прогнозирования успешности путешествия.

4. Самый популярный вид спорта



Многие историки полагают, что футбол возник в Китае около 1000 г. до н.э. Сегодня одним из самых популярных видов спорта в стране является пинг-понг, но он не был изобретен в Китае. Пинг-понг придумали в Великобритании, где он называется «настольный теннис».

5. Гигантские панды



Гигантские панды существуют уже от двух до трех миллионов лет. Ранние китайские императоры держали панд, чтобы отгонять злых духов и стихийные бедствия. Панды также считались символами могущества и храбрости.

6. Древнейшая цивилизация



Китай часто считается самой длительно непрерывно существующей цивилизацией. Некоторые исторические свидетельства возникновения китайской цивилизации датируются 6000 г. до н.э. Также Китай имеет самый длительно непрерывно используемый письменный язык в мире.

7. Воздухоплавание



Хотя Леонардо да Винчи (1452-1519) приписывают разработку первого парашюта, китайские изобретатели успешно использовали для переноски человека воздушные шары в четвертом веке нашей эры. В Европе парашюты начали использовать только в конце 1700-х годов.

8. «Золотые лотосы»



Обычай бинтования ног (который носит красивое название «золотые лотосы») возник среди членов китайского императорского двора во время династии Сун (960-1279 н.э.). Плотно обернутая материя постепенно ломал свод стопы и пальцы ног, приводя к тому, что пальцы и пятки начинали расти по направлении друг к другу под подошвой. Мышцы ног также атрофировались и становились очень тонкими. Такие ноги считались очень сексуальными.

9. Сейсмологические предсказания



В 130 г. н.э. астроном и литературовед Чжан Хэн изобрел первый прибор для мониторинга землетрясений. Машина могла обнаружить и указать направление землетрясения.

10. Бои сверчков


Бои сверчков является популярным развлечением в Китае. Многие китайские дети держат сверчков в качестве домашних животных.

11. Земледельческий плуг и водяное колесо


Китайцы были первыми, кто изобрел водяное колесо в 31 г.н.э. – за 1 200 лет до европейцев. Китай также стал первой страной в мире, где начали использовать железный плуг. Европа не знала железного плуга до семнадцатого века.

12. Медицина по-китайски



Ко второму веку до нашей эры китайцы обнаружили, что кровь течет по всему телу, а также что сердце перекачивает кровь. В Европе циркуляция крови была обнаружена только в начале семнадцатого века Уильямом Харви (1578-1657).

13. Экономия по-китайски


Историки предполагают, что по мере роста китайского населения люди должны были экономить топливо для приготовления пищи путем измельчения пищи на маленькие кусочки так, чтобы они могли готовиться быстрее. Эти кусочки на один укус устранили необходимость использования ножей и, следовательно, были изобретены палочки для еды.

14. Арбалет



Арбалет был изобретен и впервые использован китайцами. Они также были первыми в мире, кто начал использовать химическое и газовое оружие, за 2000 лет до того, как газ был использован в Европе во время Первой мировой войны.

15. Открытие чая



Согласно популярной легенде, чай был открыт китайским императором Шэнь-Нуном в 2737 г. до н.э., когда чайный лист случайно упал в его чашку с кипятком. Китайцы считают, что чай жизненно необходим.

В настоящее время в мире функционируют американская и европейская мо­дели спорта (1). Однако упоминаний, несмотря на все признаки, об азиатской модели не встречается. Между тем, рассматривая физическую культуру и спорт в азиатских странах, следует сказать, что еще полвека назад трудно было предположить, что самые крупные мировые форумы будут проводиться в Азии. Тем не менее это стало реальностью. Впервые на азиатском континенте Олимпийские игры были проведены в 1964 г. в Токио, в последующем игры проходили в Сеуле в 1988 г. и в Пекине в 2008 г. Они показали миру высокий уровень промышленного производства, раз­вития высоких информационных технологий и растущий уровень жизни в этих странах. Настоящей революцией стал чем­пионат мира по футболу 2002 г., проводившийся в Корее и Японии. Самой большой сенсацией стало успешное выступление сборных Кореи и Японии. На четырех последних Олимпийских играх азиатские спортсмены показали высокие результаты не только в традиционных для них видах спорта, но и видах спорта, в которых им никогда не удавалось достичь сколько-нибудь заметных успехов. Но то, что увидел весь мир в 2008 г. на Олимпиаде в Пекине превзошло все ожидания.

Анализ этого феномена для российского спорта, который заметно сдал свои позиции и только сейчас выходит из кризиса, является весьма важным и поучительным, поскольку Россия — это как европейская, так и азиатская страна.

В связи с этим необходимо отметить сле­дующее. Успехи азиатского спорта стали воз­можными в значительной степени благодаря тому, что азиатские государства, сохраняя культурное своеобразие, смогли освоить пре­имущества западного мышления и осуществить стратегический прорыв. Так, например, огромные успехи китайского спорта стали возможными благодаря диалекти­чески перенятому опыту подготовки спортсме­нов в Советском Союзе, кстати, в значительной степени забытому в нынешней России .

В Республике Корея до 1961 г. не существо­вало полноценной государственной структуры, последовательно и качественно проводящей политику в области физической культуры . Ос­новная стратегия физической культуры страны: повышение авторитета страны за рубежом, ак­тивизация международного спортивного обмена, популяризация физкультуры среди населения и подготовка элитных спортсменов. Популяриза­ция физической культуры предусматривала три основных элемента: 1) увеличение количества занимающихся; 2) внедрение и организация школьных занятий; 3) выработка у населения положительного отношения к занятиям физ­культурой и спортом. Достижения корейских спортсменов (по результатам мировых пер­венств и Олимпийских игр страна входит в 10 сильнейших), социальная активность населения в сфере физической культуры стали итогом эф­фективной управленческой деятельности госу­дарства.

В Корее в управлении физиче­ской культурой страны важную роль играет Ко­рейская ассоциация любительского спорта (КАЛС). В политике государства особо выделя­ются три направления: физическая культура в школах; социальная физическая культура; элит­ный спорт. Существует 4 программы физиче­ской культуры школьников: обязательная; до­полнительная (для желающих получить наибо­лее высокий уровень подготовленности); спор­тивная (предусматривающая занятия в избран­ных видах спорта во внеучебное время); подго­товка и участие в спортивных состязаниях (для школьников-спортсменов).

Большой прорыв в развитии физической культуры и спорта наблюдался во время Олим­пийских игр в Сеуле 1988 г. Это великолепно организованное событие открыло Корею всей планете. До начала игр лишь немногим в мире было известно о бурном разви­тии Кореи и ее богатом культурном наследии. 14489 спортсменов и официальных лиц, 16030 журналистов и бесчисленные болельщики Се­ульской Олимпиады способствовали тому, что Корею узнал весь мир. Большую роль в дости­жении экономического и социального благопо­лучия в Корее играет отношение государства и общества к здоровью и физической активности населения . В Азиатско-Тихоокеанском ре­гионе важным фактором взаимообогащения и сближения являются национальные формы и системы физического воспитания, спорта, ту­ризма . Сейчас в Корее очень популярны европейский футбол, бейсбол, баскетбол, волей­бол, бокс, сноубординг, горные лыжи, бильярд, кегельбан, стендовая стрельба, гольф.

При анализе системы управления физиче­ской культурой в Японии раскрываются про­цесс развития, организационная структура на­циональной системы управления физической культурой в Японии после 1945 г., принципы и методы деятельности государственных и обще­ственных органов по ее эффективному исполь­зованию. В Японии был разработан план в об­ласти развития физической культуры и спорта, который предусматривал создание соответст­вующих организаций (например, Японской ас­социации любительского спорта в 1946 году; комитета физической культуры населения в 1965 году), введение в действие закона о физи­ческой культуре и спорте, создание условий для проведения международных состязаний, в част­ности Олимпийских игр, фундаментальное научное обеспечение физической культуры, особен­но спорта высших достижений, использование экономических и научно-технических достиже­ний в стране (особое внимание было уделено материальному оснащению школ, вузов, спор­тивных клубов, предприятий, зон отдыха). Стра­тегия развития физической культуры в Японии предусматривает создание условий, обеспечи­вающих потребности любого человека в здоро­вом образе жизни (спортивные сооружения и зоны для занятий, квалифицированные кадры, пропаганда значимости спорта через систему).

Популяризация физической культуры, про­паганда здорового образа жизни в Японии уси­лилась после выхода закона «О мерах по разви­тию спорта» (1961 г.), который определил зада­чи по подготовке кадров, организации курсов и семинаров, проведению научных исследований в области спорта, созданию спортивных клубов. В стране было развернуто движение под деви­зом: «когда угодно, где угодно, но всем зани­маться спортом», а после 1975 г. пропагандиру­ется европейский спортивный лозунг: «спорт для всех». Была создана огромная сеть профес­сиональных спортивных автономных организа­ций на принципах демократии и научности, большое количество органов самоуправления.

Современная история физической культуры в Китае связывается с пятью периодами разви­тия страны. Первый период (1930-1948 годы) характеризуется военно-прикладной направлен­ностью. Физкультура и спорт рассматривались как одно из средств борьбы с японским импе­риализмом, как оружие революционной борьбы. Второй период (1949-1956 годы) связывается с программным развитием массового спорта, а третий (1956-1965) — с развитием спорта высших достижений. Четвертый этап (70-е годы) — с раз­витием элитного спорта с целью достижения успехов в международных состязаниях. Пятый (80-е годы) характеризуется развитием элитного спорта и мирового признания Китая спортивной державой и спортивной нацией .

Говоря об олимпийском движении, указыва­ется, что хотя оно пришло в Китай вместе с за­падной цивилизацией в конце ХГХ века, только с образованием народной республики в 1949 г, массовый спорт при взаимосвязи с Олимпий­ским движением стал развиваться на государственном уровне.

В середине 50-х гг. впервые спортсмены до­бились больших успехов на международной арене. Несмотря на некоторые разногласия меж­ду Китаем и МОК, китайский народ не отказы­вался от олимпийских идеалов. Развивая массо­вый спорт под знаком олимпизма, популяризи­руя олимпийское движение на обширной китай­ской территории, страна заложила прочный фундамент. В 1979 г. Китай вступил в олимпий­скую семью и начался новый этап в развитии массового спорта в стране. В 1984 г. Китай при­нял участие в Олимпийских играх. Стрелок Ксю Хей-венг завоевал «золото». А 13 июля 2001 г. в Москве президент МОК Самаранч объявил, что Пекин будет городом-устроителем Олимпиады 2008 г. .

В середине 80-х гг. прошлого века были вос­становлены отношения между КНР и СССР, и руководство китайского спорта начинает при­глашать советских специалистов для чтения лекций и консультаций, а тренеров — для работы в различных спортивных организациях. Перево­дится и издается большое количество учебников и учебных пособий для тренеров, написанных советскими авторами. На Олимпиаде 1988 г. в Сеуле спортсмены Китая сумели получить 28 медалей (5 золотых) и занять вполне достойное (11-е) место в неофициальном командном зачете .

В дальнейшем после разрушения системы спорта ГДР в Китае востребованы опыт и знания восточногерманских специалистов, что сущест­венно обогатило систему подготовки спортсме­нов к Олимпийским играм. Началось интенсив­ное качественное совершенствование системы олимпийской подготовки, ориентированной на успешные выступления в Олимпиаде.

В основу системы олимпийской подготовки было положено привлечение к обучению на эта­пе начальной подготовки огромного количества детей на территории всей страны. Не менее важ­ным оказалось и развитие материальной базы для массового спорта и спорта высших дости­жений. За короткий период в крупнейших горо­дах появилось множество современных и хоро-* шо оснащенных спортивных сооружений, а по всей территории страны — широчайшая сеть со­оружений для детско-юношеского спорта. Соз­дана широкая сеть школ-интернатов спортивно­го профиля, в которые отбирались перспектив­ные дети для полноценной подготовки спортив­ного резерва. Попасть в такую школу для китай­ских детей и их родителей — это огромный сти­мул в связи с низким жизненным уровнем большей части населения и важностью для лю­бой семьи определить ребенка на полное и каче­ственное государственное обеспечение.

Продуманностью отличается и концепция олимпийской подготовки в отношении отбора приоритетных видов спорта, принципов ком­плектования сборных команд и организации их подготовки, постановки задач при участии в главных соревнованиях.

При отборе приоритетных видов в основу положены следующие критерии: 1) развитие ви­дов, которые имеют традиции, высокий уровень достижений, соответствуют генетическим осо­бенностям населения (бадминтон, настольный теннис, гимнастика, дзюдо, прыжки в воду); 2) развитие видов, в которых разыгрывается боль­шое количество медалей, и достижения в ре­шающей мере определяют общекомандный ус­пех (первоочередное внимание было обращено на плавание и легкую атлетику, а в дальнейшем — на развитие других видов, в частности на греблю академическую, греблю на байдарках и каноэ и др.); 3) опережающее развитие видов и дисциплин, которые в перспективе могут ока­заться в программе Игр (например, задолго до включения женской тяжелой атлетики в про­грамму Игр в Китае началось интенсивное раз­витие женской тяжелой атлетики; а после вклю­чения в программу Игр преимущество китай­ских спортсменок оказалось подавляющим); 4) ориентация, как в свое время сделала и ГДР, на развитие женского спорта в связи с меньшей конкуренцией, что привело к высоким результа­там в плавании и беге на средние и длинные дистанции; 5) концентрация внимания и созда­ние всех необходимых условий относительно небольшой группе спортсменов, высокого клас­са, реально способных добиться результатов мирового уровня, исключение из сферы олим­пийской подготовки спортсменов, не способных претендовать на завоевание наград; 6) включе­ние в составы сборных команд для участия в Олимпийских играх и чемпионатах мира спорт­сменов, либо претендующих на успех, либо имеющих явные перспективы в будущем; 7) широкое использование средств восстановления и стимуляции работоспособности, среднегорной и высокогорной подготовки.

Основным элементом системы соревнований является всекитайская Спартакиада, которая проводится раз в 4 года, но в год, следующий за Олимпий­скими играми. По мнению китайских специали­стов, такие сроки проведения спартакиад явля­ются более рациональными, так как позволяют выявить молодых перспективных спортсменов за три года до очередных игр и планомерно ор­ганизовать их подготовку.

Существенным моментом в организации олимпийской подготовки китайских спортсме­нов является то, что основные центры олим­пийской подготовки спортсменов находятся в структуре крупнейших физкультурных вузов. Они полностью финансируются из государст­венного бюджета и непосредственно подчинены Государственной генеральной спортивной ад­министрации Китая.

Государственная генеральная спортивная администрация в полном объеме выделяет сред­ства, необходимые на все нужды, интен­сивно развивает материальную базу вуза, кото­рая используется как для нужд учебного процес­са, так и для подготовки спортсменов школы. Принципиальной особенностью работы является постоянное обновление состава зани­мающихся. Ежегодно в школу вуза зачисляется око­ло 100 юных перспективных спортсменов в ос­новном в возрасте 12-14 лет и столько же спорт­сменов, не имеющих реальных перспектив для достижения высших спортивных результатов, отчисляются из школы. В этом отношении орга­низация работы школы близка к той системе, которая существовала в ГДР, и выгодно отлича­ется от опыта бывшего СССР, где обновление составов занимающихся и постоянный поиск перспективного резерва происходили значи­тельно менее интенсивно.

Существует тесная взаимосвязь деятельно­сти школы и государственной сборной команды, тренеры школы по видам спорта поддерживают постоянную связь с тренерами сборных команд (в ряде случаев ведущие тренеры школы одно­временно являются тренерами сборных команд по видам спорта), а также руководителями и ве­дущими специалистами соответствующих отде­лов по видам спорта Государственной генераль­ной спортивной администрации Китая. Тесно взаимодействуют и со звеном начального спорта — детскими спортивными школами, за счет ко­торых школа высшего спортивного мастерства пополняется перспективными юными спортсме­нами. Детские спортивные школы финансиру­ются и развиваются за счет провинциального бюджета.

Государственную политику в области физической культуры в Китае осущест­вляют Государственный комитет физической культуры и спорта, созданный в 1952 г. (ГКФКиС), и Всекитайская федерация спорта. ГКФКиС вырабатывает государственную поли­тику, осуществляет общее руководство и коор­динирует все физкультурно-спортивное движе­ние страны, оказывает поддержку Олимпийско­му комитету КНР, Всекитайской федерации спорта (созданной в 1949 г.), региональным ор­ганам при взаимодействии с министерствами образования, здравоохранения, обороны и дру­гими ведомствами. В функ­ции Олимпийского комитета КНР входят разви­тие и пропаганда Олимпийского движения; ор­ганизационная, социальная, экономическая и информационная работа .

В КНР имеется около 40 научно-исследовательских институтов физической культуры, оборудованных современной техникой, предметом изучения которых являются раз­личные аспекты спорта и физической активно­сти населения различных стран и регионов мира. Имеется обширная информационная база дан­ных, около 60 тысяч единиц, включая россий­ские издания и публикации: «Теория и практика физической культуры», «Физкультура в школе» и др.

В целом, рассматривая физическую культуру и спорт Республики Корея, Японии, Китая, можно выделить следующие основные аспекты.

  1. Активная поддержка физической культу­ры и спорта. Сочетание государственных и об­щественных начал как основы национальных систем физического воспитания.
  2. Глубокая и неразрывная связь с культур­ными традициями, религиозно-философскими учениями (буддизм, даосизм, индуизм, конфу­цианство и др.), национально-психологическими особенностями, укладом жизни общества.
  3. Устойчивая тенденция популяризации и дальнейшего развития традиционных систем психофизической подготовки на Западе и во всем мире с их культурно-философскими и ре­лигиозными основами. Это дает возможность западному человеку адаптироваться, поддержи­вать высокий уровень жизнедеятельности и ра­ботоспособности в условиях современного тех­нократического общества.

Таким образом, сейчас можно констатиро­вать факт существования и бурного развития азиатской модели управления физической куль­турой и спортом, основанной на оптимальном сочетании собственного опыта и достижений западных стран.

Литература

  1. Материалы к заседанию Государственного со­вета Российской Федерации по вопросу «О повыше­нии роли физической культуры и формировании здо­рового образа жизни россиян»: аналитические мате­риалы к докладу. — М: Советский спорт, 2002. — 76 с.
  2. До Кеон Ву (Do Keon Woo). Управление физической культурой в странах Дальневосточной Азии: автореф. дис. …канд. пед. наук / Кеон Ву До. – СПб., 2000. – 36 с.
  3. Пасюков П.Н. Восток-Запад: диалог культур / П.Н. Пасюков // Физическая культура и спорт: история, современность, перспективы: матер. междунар. науч.-практ. конф. – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 1998. – С.29–32.
  4. Пасюков П.Н. Восток-Запад: диалог культур (анализ региональных спортивных связей на Дальнем Востоке России) / П.Н. Пасюков. – Челябинск: Изд-во УралГАФК, 2000. – 167 с.
  5. Пасюков П.Н. Физическая культура и спорт как фактор сохранения национальной культуры сахалинских корейцев / П.Н. Пасюков // Историко-культурное и спортивно-прикладное развитие национальных видов спорта в России: опыт регионов: матер. всерос. науч.-практ. конф. – Якутск, 2009. – С. 205–215.
  6. Платонов В.Н. Система подготовки спортсме­нов в олимпийском спорте. Общая теория и ее прак­тические приложения / В.Н.Платонов. — Киев: Олимп, литература, -808 с.
  7. Суслов Ф.П. О тенденциях выступления рос­сийских спортсменов на играх Олимпиад в неофици­альном командном зачете / Ф.П. Суслов // Теория и практика физи­ческой культуры. — 2009. — №12. — С.56-59.
  8. Хуа Йанг. Олимпийское движение и массовый спорт в Китае / Йанг Хуа // Теория и практика физической куль­туры. — 2004. -№11.- С.60-62.

    МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В СТРАНАХ АЗИИ

    В статье представлены результаты анализа систем физической культуры и спорта Кореи, Японии и Ки¬тая. Показано, что наряду с европейской и американской можно констатировать факт существования и бурного развития азиатской модели управления физической культурой и спортом.

    Written by: Сагалеев Андрей Сергеевич, Дашибальжиров Баир Дашиевич

Китай обладает одной из старейших спортивных культур в мире. Существуют свидетельства о том, что в Китае ещё в древние времена играли в некую игру с кожаным мячом, наподобие современного футбола. Помимо футбола, самыми популярными спортивными состязаниями в стране являются военные искусства, пулевая стрельба, настольный теннис, спортивная гимнастика и прыжки на батуте, тяжелая атлетика, бадминтон, легкая атлетика, плавание, шорт трек, фигурное катание, конькобежный спорт, баскетбол и бильярд. Физическая подготовка широко распространена в китайской культуре. Крупнейший издатель спортивной литературы в стране China Sports Publications Corporation выпускает множество спортивных книг, газет и журналов.

2008 летние Олимпийские игры, проводились так же в Китае - в Пекине. КНР на них одержала убедительную победу в неофициальном общекомандном зачете.

Пекин был выбран основным городом Олимпиады решением жюри Международного олимпийского комитета 13-го июля 2001 года. Официальный логотип летних Олимпийских игр 2008 - «Танцующий Пекин». Талисманы - пять игрушек Фува, каждый представляющий цвет олимпийских колец. Слоган Олимпиады - «Один мир, одна Мечта». Спортсмены соревновались в 28 видах спорта.

Китай известен скорее как земля военных искусств, однако важное место в повседневной жизни китайцев играет спорт. Спортивные состязания относятся еще к временам ранней династии Жоу. Появление современных спортивных состязаний в Китае припадает на начало 20-ого столетия. В настоящее время такие игры как футбол и баскетбол являются наиболее популярными, особенно когда происходят соревнования с большим количеством зрителей. В Тайвани бейсбол получает широкое распространение в дополнение к настольному теннису, бадминтону и военным искусствам.

Сотни различных стилей китайских военных искусств развились за прошлые две тысячи лет, а также множество различных направлений их собственными методами и идеями. Сотни других направлений различных единоборств, например школа ушу все еще существуют в Китае, но в целом они могут быть разделены на несколько отдельных течений, включая Северный и Южный стиль ушу — Шаолинь. Есть также буддистский, даосистский и мусульманские стили.

Шаолиньцюань

Шаолиньцюань – это традиционное название боевого искусства рукопашного боя и способов владения оружием, зародившихся или развивавшихся в буддистском монастыре Суншань Шаолинь. , Монастырь Суншань Шаолинь (Суншань Шаолинь-сы) расположен в китайской провинции Хэнань (административный центр - Чжэнчжоу) в уезде Дэнфэн.

в шаолиньском ушу выделяют следующие разделы:

      «Стояние столбом» (иначе «Столбовое стояние» — метод, относящийся к цигун),

      трактат «Ицзиньцзин» («Канон изменений мышц»), описывающий технику цигун),

      «72 искусства Шаолиня»,

      шаолиньские комплексы без оружия и с оружием (таолу),

      шаолиньские приемы циньна (захватом, заломов, удержаний),

      шаолиньские парные комплексы.


Характерными признаками шаолиньского ушу считаются следующие факты:

      «Кулак бьёт на пространстве, где может улечься корова» (то есть для исполнения не требуется много места).

      «Кулак идет одной нитью» (то есть комплексы в основном исполняются по прямой линии).

      «При ударе рука согнута - и не согнута, выпрямлена - и не выпрямлена».

      «У кулака есть форма, у удара нет формы» (то есть при тренировке комплексов движения выполняются согласно «форме», но в реальном бою они от неё отклоняются).

      «Внешне свиреп - внутри спокоен».

      «Есть методы для инь, есть методы для ян» (то есть в равной степени сочетаются и жесткое, и мягкое, и опустошенное, и наполненное).

      «Встречаешь жесткое мягкой трансформацией, встречаешь мягкое жестким наступлением».


Шаолиньцюань характеризуется шестью иероглифами: наработка, соответствие, храбрость, быстрота, свирепость и подлинность.

      Наработка означает, что мастерство должно быть совершенным. Как гласит поговорка, «кулак бьёт тысячу раз, а корпус движется естественно». В действиях кулаками нужно, чтобы проникновение в суть достигало сверхъестественности, чтобы была живая маневренность, нужно демонстрировать один прием на одну позицию , в атаке есть защита, в защите есть атака.

      Соответствие - ци должно двигаться в соответствии с делаемым, защиты должны согласовываться с атаками помогая силе и следуя форме, не нужно входить в лобовое столкновение с надвигающимся приемом, и четырьмя лянами можно извлечь тысячу цзиней.

      Храбрость - это решительность. Появилась возможность - и атакуешь без колебаний.

      Быстрота - это скорость. В движении подобен убегающему зайцу, окидываешь взглядом - будто летящий лебедь.

      Свирепость означает, что в движениях должна быть сила.

      Подлинность - это означает, что не надо тренировать красивых пустых движений; прием за приемом, форма за формой, если не удар - то защита, но в защите есть удар, в ударе есть защита.

История

Первые исторически потвержденные сведения о том, что в Шаолиньском монастыре есть свой особенный стиль ушу, относятся к началу периода правления в Китае монгольской династии Юань. В XIII веке в монастыре появился монах по имени Цзюэюань. Он ушел из родных мест с целью познать тайны искусства шаолиньских бойцов. Однако несмотря на занятия у лучших наставников он пришел к выводу, что уровень шаолиньского ушу вовсе не соответствует тому, о котором говорят легенды. Решив найти настоящих мастеров, он отправился на поиски. В Ланьчжоу он помог отбиться от разбойников некоему Ли Соу. Узнав о цели странствий Цзюэюаня Ли Соу рассказал, что в Лояне (тогдашняя столица Китая) есть человек по имени Бай Юнфэн, который знает тайные шаолиньские традиции. Вместе с сыном Ли Соу (позднее принявшим монашеское имя Дэнхуэй) и Бай Юнфэном все четверо вернулись в монастырь. Там они много лет перерабатывали имеющиеся техники, привнося все казавшееся рациональным и разумным.

Так на основе «18 рук архатов» Цзюэюань создал комплекс «72 руки» (в настоящее время в Шаолине существует парный комплекс «72 приема Цзюэюаня»), который потом был дополнен до 170 приемов. Бай Юнфэн же разработал систему «кулака пяти составляющих», которую впоследствии стали соотносить с пятью животными — тигром, леопардом, драконом, змеей и журавлем.

Значимым для истории монастыря является XVI век. В это время побережье Китая терроризировали пираты-вако (базировались они на островах Рюкю, в основном там были японцы, однако встречалось и много китайцев). Когда на борьбу с вако отправились войска под командованием великого полководца Ци Цзигуана, из Шаолиня тоже вышли отряды монашеского воинства. Больше всех в тот период прославился монах Юэкун. Шаолиньский монастырь простоял до 1928 года. 20-е годы нашего века вошли в историю Китая под названием «правление милитаристов», когда каждый, кто имел хоть какую-нибудь военную силу (от группы армий до батальона) объявлял себя полновластным властелином какой-либо территории (от нескольких провинций до одной деревни). Все они вели сложную военно-политическую борьбу за увеличение своих владений, и в перспективе — за контроль над всем Китаем, то объединяясь в клики, то вновь нарушая договоры и союзы. В 1928 году место, где находится монастырь, стало полем боя, и монастырь был уничтожен страшнейшим пожаром за всю его многовековую историю. Согласно хроникам, огонь бушевал 40 дней, монастырь выгорел почти дотла. Монахи разбрелись по окрестным деревням, часть вернулась в мир. Некоторые пошли в армии к милитаристам, где благодаря своему знанию боевых искусств быстро выбивались на команлные посты, в годы Второй мировой войны приходилось монахам воевать и в партизанских отрядах. Самую головокружительную карьеру сделал Сюй Шию (монашеское имя Юнян), который вступив в компартию дослужился до должности командующего Гуанчжоуским военным округом и был одним из сподвижников Мао Цзэдуна.

В настоящее время монастырь Суншань Шаолинь является прежде всего крупным туристским центром. Вокруг него кормится большое количество школ ушу, никакого отношения к монастырю не имеющих. Обычно они делают деньги на доверчивых иностранцах, которые всерьез готовы выкладывать по 20$ в день за то, чтобы после двухнедельных тренировок получить сертификат о том, что они «изучали настоящее шаолиньское ушу».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!